Биография а.н. островского

Александр Островский

Александр Николаевич Островский – российский драматург и писатель, на произведениях которого строится классический репертуар театров России. Его жизнь полна интересных событий, а литературное наследие исчисляется десятками пьес.

Детство и юность

Александр Островский родился весной 1823 года в Замоскворечье, в купеческом доме на Малой Ордынке. В этом районе драматург провел свои юные годы, а дом, где он появился на свет, существует по сей день. Отец Островского был сыном священника. Окончив духовную академию, молодой человек решил посвятить себя светской профессии и подался в судейские чиновники.

Александр Островский

Мать Любовь Островская скончалась, когда сыну было 8 лет. Спустя 5 лет после смерти жены Островский-старший женился вновь. В отличие от первого брака с девушкой из мира духовенства, в этот раз отец обратил внимание на женщину из дворянского сословия.

Карьера Николая Островского шла в гору, он получил дворянское звание, посвятил себя частной практике и зажил на доходы от предоставления услуг богатым купцам. В его собственность вошло несколько имений, и к финалу трудовой деятельности он перебрался в Костромскую губернию, в село Щелыково, где стал помещиком.

Александр Островский в молодости

Сын поступил в Первую московскую гимназию в 1835 году и стал выпускником в 1840-м. Уже в юности мальчик увлекался литературой и театральным делом.

Потакая отцу, он поступил в Московский университет на юридический факультет. В годы обучения там Островский проводил все свободное время в Малом театре, где блистали актеры Павел Мочалов и Михаил Щепкин.

Увлечение молодого человека заставило его покинуть институт в 1843 году.

Обратите внимание

Отец питал надежду на то, что это прихоть, и пытался пристроить сына на выгодную должность.

Александру Николаевичу пришлось пойти работать писцом в Московский совестный суд, а в 1845 году в канцелярию Московского коммерческого суда. В последнем он стал чиновником, принимавшим просителей устно.

Этот опыт драматург часто использовал в своем творчестве, вспоминая немало интересных случаев, услышанных им за время практики.

Литература

Литературой Островский увлекся в юности, зачитываясь произведениями Гоголя и Белинского. В какой-то степени молодой человек подражал своим кумирам в первых произведениях.

В 1847 году состоялся дебют писателя в газете «Московский городской листок». Издательство опубликовало две сцены из комедии «Несостоятельный должник».

Это первый вариант известной читателям пьесы «Свои люди – сочтемся».

Портрет Александра Островского

В 1849 году автор закончил работу над ней. Характерная манера писателя просматривается в первом же его произведении. Он описывает общенациональные темы сквозь призму семейно-бытового конфликта. Персонажи пьес Островского – обладатели колоритных и узнаваемых характеров.

Язык произведений легок и прост, а финал ознаменован моральной подоплекой. После публикации пьесы в журнале «Москвитянин» на Островского обрушился успех, хотя цензурный комитет запретил постановку и повторную публикацию произведения.

Книги Александра Островского

Островского внесли в перечень «неблагонадежных» авторов, что сделало его положение невыгодным. Ситуацию усложнил брак драматурга с мещанкой, который не благословил отец.

Островский-старший отказал сыну в финансировании, и молодые люди испытывали нужду.

Даже сложное материальное положение не помешало писателю отказаться от службы и с 1851 года полностью посвятить себя литературе.

Пьесы «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок» допустили к постановке на театральных подмостках. Их созданием Островский совершил революцию в театре.

Публика шла смотреть на простую жизнь, и это в свою очередь требовало иного актерского подхода к воплощению образов.

Важно

Декламация и откровенная театральность должны были смениться естественностью существования в предлагаемых обстоятельствах.

Памятник Александру Островскому в Москве

С 1850 года Островский стал членом «молодой редакции» журнала «Москвитянин», но материальную проблему это не исправило.

Редактор был скуп на оплату большого объема работы, которую проводил автор. С 1855 по 1860 годы Островский вдохновлялся революционными идеями, влиявшими на его мировоззрение.

Он сблизился с Тургеневым и Толстым, стал сотрудником журнала «Современник».

В 1856 году участвовал в литературно-этнографическом путешествии от Морского министерства. Островский побывал на верховьях Волги и использовал воспоминания и впечатления в творчестве.

Александр Островский в пожилом возрасте

1862 год ознаменовался путешествием по Европе. Писатель посетил Англию, Францию, Германию, Италию, Австрию и Венгрию.

В 1865 году он оказался в числе основателей и руководителей артистического кружка, из которого вышли талантливые российские артисты: Садовский, Стрепетова, Писарева и другие.

В 1870-м Островский организовал Общество русских драматических писателей и был его председателем с 1874 года до последних дней жизни.

За всю жизнь драматург создал 54 пьесы, переводил произведения зарубежных классиков: Гольдони, Сервантеса, Шекспира. К популярным произведениям автора относятся «Снегурочка», «Гроза», «Бесприданница», «Женитьба Бальзаминова», «Без вины виноватые» и другие пьесы. Биография писателя была тесно связана с литературой, театром и любовью к родине.

Личная жизнь

Творчество Островского оказалось не менее интересным, чем его личная жизнь. Он состоял в гражданском браке с супругой 20 лет. Они познакомились в 1847 году. Агафья Ивановна вместе со своей юной сестрой поселилась неподалеку от дома писателя. Одинокая девушка стала избранницей драматурга. Никто не знал, как они познакомились.

Александр Островский и Агафья с ребенком

Отец Островского был против этой связи. После его отъезда в Щелыково молодые люди стали жить вместе. Гражданская жена была рядом с Островским независимо от того, какая драма происходила в его жизни. Нужда и лишения не погасили их чувств.

Ум и сердечность Островский и его друзья особенно ценили в Агафье Ивановне. Она славилась гостеприимством и пониманием. Супруг часто обращался к ней за советом, работая над новой пьесой.

Любовь Косицкая-Никулина

Их брак не стал законным даже после кончины отца писателя. Дети Александра Островского были незаконнорожденными. Младшие умерли в детском возрасте. В живых остался старший сын Алексей.

Островский оказался неверным мужем. У него был роман с актрисой Любовью Косицкой-Никулиной, сыгравшей роль Катерины в премьерном спектакле «Гроза» в 1859 году. Артистка предпочла писателю богатого купца.

Совет

Александр Островский и Мария Бахметьева

Следующей возлюбленной стала Мария Бахметьева. Агафья Ивановна знала об изменах, но не теряла гордость и переносила семейную драму стойко. Она умерла в 1867 году. Где находится могила женщины, неизвестно.

После кончины супруги Островский два года жил один. Его возлюбленная Мария Васильевна Бахметьева стала первой официальной супругой драматурга. Женщина родила ему двух дочек и четырех сыновей. Брак с актрисой был счастливым. С ней Островский прожил до конца жизни.

Смерть

Здоровье Островского истощалось пропорционально нагрузке, которую писатель брал на себя. Он вел бурную общественную и творческую деятельность, но все время оказывался в долгах. Постановки пьес приносили немалые сборы. Также Островский имел 3 тыс. рублей пенсии, но этих средств постоянно было недостаточно.

Плохое материальное положение не могло не влиять на самочувствие автора. Он находился в заботах и хлопотах, которые сказывались на работе сердца. Активный и живой, Островский был в веренице новых планов и идей, требующих скорейшего воплощения.

Могила Александра Островского

Многие творческие задумки не реализовались из-за ухудшения здоровья писателя. 2 июня 1886 года он скончался в костромском имении Щелыково. Причиной смерти считают стенокардию. Похороны драматурга прошли вблизи семейного гнезда, в селе Николо-Бережки. Могила литератора расположена на кладбище церкви Николая Чудотворца.

Похороны писателя организованы за счет пожертвования, которое приказал сделать император Александр III. Он передал родственникам почившего 3 тыс. рублей и такую же пенсию назначил вдове Островского. На воспитание детей писателя государство выделяло 2400 рублей ежегодно.

Памятник Александру Островскому в имении Щелыково

Произведения Александра Николаевича Островского неоднократно переиздавались. Он стал знаковой фигурой для классической русской драматургии и театра. Его пьесы до сих пор ставятся на сценах российских и зарубежных театров. Творчество драматурга способствовало развитию литературного жанра, режиссуры и актерского мастерства.

Книги, в которых собраны пьесы Островского, расходятся большим тиражом спустя несколько десятилетий после его гибели, а произведения разобраны на цитаты и афоризмы. Фото Александра Николаевича Островского опубликованы в Интернете.

Библиография

  • 1846 – «Семейная картина»
  • 1847 – «Свои люди- сочтемся»
  • 1851 – «Бедная невеста»
  • 1856 – «Доходное место»
  • 1859 – «Гроза»
  • 1864 – «Шутники»
  • 1861 – «Женитьба Бальзаминова»
  • 1865 – «На бойком месте»
  • 1868 – «Горячее сердце»
  • 1868 – «На всякого мудреца довольно простоты»
  • 1870 – «Лес»
  • 1873 – «Снегурочка»
  • 1873 – «Поздняя любовь»
  • 1875 – «Волки и овцы»
  • 1877 – «Последняя жертва»

Цитаты

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/20532-aleksandr-ostrovskii.html

Биография А.Н. Островского | Литерагуру

«Он силился проникнуть в глубину народной жизни», — так говорили об Александре Николаевиче Островском (1823-1886) — известный драматурге и писателе, основоположнике современного русского театрального искусства, автора десятков пьес, которые до сих пор можно увидеть на сценах отечественного и зарубежного театра.

Рождение и детство

Родился 31 марта 1823 года в Замоскворечье, где провел всё своё детство. Отец, Николай Фёдорович, был коллежским асессором с дворянским чином, а мать умерла, когда Островскому не было и девяти лет.

Спустя пять лет отец мальчика женился на женщине из дворянского сословия, которая оказалась хорошей мачехой и приложила большие усилия к воспитанию Александра Николаевича, его братьев и сестёр (всего в семье было 4 детей).

Юность и образование

Благодаря большой домашней библиотеке отца, Островский с ранних лет стал интересоваться литературой и драматургией, тогда же почувствовал склонность к писательству. Но у отца были свои планы на образование сына: он хотел сделать из сына юриста.

Так, в 1835 году в возрасте 12 лет мальчик поступает в 1-ю Московскую губернскую гимназию, окончив которую в 1840 году, зачисляется на 1 курс Московского университета на юридический факультет. К счастью или, к сожалению, но, не сдав экзамен по римскому праву в 1843 году, юный Александр пишет заявление об уходе и покидает стены университета.

История успеха

Несмотря на отсутствие юридического образования, по настоянию отца, Островский начинает службу канцеляристом в московских судах вплоть до 1850 года. Во время государственной службы писатель собирал материал для своих произведений, что в будущем только сыграло ему на руку.

В 1847 году в периодическом издании «Московский городской листок» появляются первые публикации начинающего писателя: небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя».

Обратите внимание

Уже тогда в обществе заговорили о «появлении нового драматического светила в русской литературе». Но настоящий успех Александру Николаевичу принесла комедия «Несостоятельный должник», которая впоследствии была переименована в широко известную всем «Свои люди — сочтёмся!».

Российское общество прониклось комедией и с теплом приняла писателя, но оппозиционный характер и неприкрытая сатира дали о себе знать: произведение было запрещено к постановке, автор уволен со службы и подвергнут надзору полиции по личному поручению самого императора Николая I. После воцарения на престол Александра I надзор за драматургом был снят.

Творческий путь

В 1850 году Островский становится членом кружка литераторов популярного тогда «Москвитянина», закрепив за собой титул «певца нетронутого фальшью цивилизации».

  В 1852 году на театральных подмостках Малого театра впервые появилось его произведение — «Не в свои сани не садись».

С тех пор на протяжении практически 30 лет каждый сезон преимущественно в Малом и Александринском театрах появлялись пьесы Островского.

В 1856 году он становится постоянным сотрудником журнала «Современник».

По поручению великого князя Константина Николаевича, писатель и еще несколько работников журнала отправились в командировку для описания быта российский народов, живущих на берегах морей и рек европейской части страны.

Благодаря этому путешествию, Александр Николаевич собрал материалы для написания «Грозы», за которую впоследствии был награждён Уваровской премией и удостоился чести стать членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

В 1859 году выпустил первое собрание собственных сочинений в двух томах, за которое был высоко оценён критиками. Тремя годами позже Островский основал Артистический кружок, подаривший стране большое количество талантливейших драматургов и актёров. В 1874 году и до самой смерти был председателем в Обществе русских драматических писателей и оперных композиторов.

Читайте также:  Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми, за всех людей и за все

Среди его произведений: «Гроза», «Бесприданница», «Снегурочка», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бедность не порок» и многие другие. Национальный характер каждого произведения с кусочками семейных неурядиц выделял Островского из своих современников.

Личная жизнь

Островский 20 лет жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной, так как отец запрещал сыну вступать с ней в официальный брак. Не посмев ослушаться отца, он так и не женился на ней. Почти все дети от этого брака погибли еще в детстве, остался только сын Алексей.

Несмотря на любовь, понимание и ум Агафьи, знаменитый писатель поддался адюльтеру с актрисой Любовью Косицкой, которая сыграла главную роль в премьере спектакля «Гроза». Долго Островский не оставлял своих чувств к ней, но девушка выбрала богатого купца.

Спустя несколько лет после смерти первой жены, Александр Николаевич официально венчался на артистке Марии Васильевне Бахметьевой, которая подарила ему 4 сыновей и 2 дочек. В этом браке он счастливо прожил до самых своих последних дней.

Последние годы и смерть

Несмотря на то, что Александр III пожаловал Островскому ежегодную пенсию в три тысячи рублей, писатель всегда испытывал материальные трудности. Это сказывалось на его здоровье, ведь он постоянно находился в хлопотах. Вдобавок из-за большой нагрузки его здоровье стремительно истощалось.

2 июня 1886 года Александр Николаевич Островский скончался в своём имении Щелыково в Костромской губернии. Его последней работой был перевод одного из произведений его любимого драматурга — Уильяма Шекспира. Писатель был похоронен на церковном кладбище рядом с отцом в селе Николо-Бережки.

Интересные факты

  • Островский был полиглотом. Еще в детстве он выучил три языка: французский, древнегреческий и латынь. Чуть старше он освоил еще четыре: английский, испанский, немецкий и итальянский.
  • Александр Николаевич увлекался рыбалкой и рукоделием.
  • Также он ненавидел критику в свой адрес и не мог принимать ее спокойно. Если критика была негативной, то за ней непременно следовала тяжелая обида. Так, он обиделся на Некрасова из-за того, что тот недоплатил гонорар за «Снегурочку».
  • Младший брат писателя — Михаил Николаевич Островский — дослужился до высшего чина Российской Империи — действительного статского советника.

Источник: https://LiteraGuru.ru/biografiya-a-n-ostrovskogo/

Биография Николая Островского

Николай Алексеевич Островский (1904-1936) — прозаик и драматург украинского происхождения, автор романа «Как закалялась сталь». С 1924 года он был членом КПСС. Во время войны писатель получил травму, он почти ослеп.

Несмотря на трудную судьбу, он продолжал творить и помогать людям. Николай боролся с многочисленными болезнями, постоянно совершенствовал свое мастерство и терпел боль ежедневно. Этот человек умер слишком рано, но его творческое наследие продолжает жить.

Его сильный характер является примером для многих современников.

Детство и образование

Будущий писатель появился на свет 29 сентября 1904 года в селе Вилия, расположенном в Волынской губернии. Его отец, Алексей Иванович, участвовал в войне с турками, отличился в бою под Шипкой.

За это унтер-офицера наградили двумя Георгиевскими крестами. В мирное время он трудился на винокуренном заводе солодовщиком. Мать Николая, Ольга Осиповна, всю жизнь проработала в должности кухарки.

В семье было еще две дочери, Надежда и Екатерина. Они стали работать в сельской школе учительницами. Денег у родителей было немного, но они жили дружно, прививали детям любовь к труду и тягу к знаниям. Благодаря незаурядным способностям Коля досрочно смог поступить в церковно-приходскую школу. Уже в девять лет он получил аттестат и похвальный лист.

Когда мальчик окончил школу, его семья переехала в Шепетовку. Там Островский поступил в двухклассное училище. В 1915 г. учеба была завершена, и ему пришлось пойти работать. В семье постоянно не хватало денег, поэтому Коля трудился кубовщиком, кочегаром и помощником на кухне вокзального ресторана.

В 1918 г. юноша поступил в Высшее начальное училище, которое позднее превратилось в Единую трудовую школу. Во время учебы он сблизился с большевиками, участвовал в борьбе за власть Советов. В период немецкой оккупации прозаик занимался подпольной деятельностью, был связным ревкома с 1918 по 1919 год. Также он представлял учеников в педагогическом совете.

Участие в войне

Прозаика всегда восхищали революционные идеалы. В июле 1919 г. он вступил в комсомол, получив билет и ружье с патронами. Уже в следующем месяце он стал добровольцем на фронте. Юноша служил в кавалерийской бригаде Котовского и конной армии Буденного.

В августе 1920 г. во время сражения под Львовом Николай был тяжело ранен шрапнелью. Сначала он упал с лошади на всем скаку, затем получил несколько выстрелов в голову и живот. Несмотря на тяжелое состояние здоровья, революционер хотел вернуться на войну. Однако его демобилизовали, отправили обратно в деревню.

Островский отказывался сидеть без дела даже после травмы. Он работал на восстановлении народного хозяйства, служил в органах ВЧК, борясь с местными бандитами. Позднее юноша перебрался в Киев, там он стал помощником электромонтера, подрабатывал на стройке. Параллельно с этим в 1921 году Николай учился в электротехникуме.

Важно

В 1922 г. прозаик принимал участие в строительстве железнодорожной ветки для подвоза дров. Однажды он пробыл несколько часов в холодной воде, спасая лесосплав. После этого Островский сильно заболел. Сначала у него развился ревматизм, позднее Николай подхватил еще и тиф.

В 1923-1924 гг. писатель становится военным комиссаром Всеобуча. Позднее его пригласили на должность секретаря комсомольского комитета в Берездове, а потом и в Изъяславле. В 1924 г. Островского официально приняли в коммунистическую партию, тогда же его болезнь начала перерастать в паралич.

Творческая деятельность

Еще в юности Николай пристрастился к чтению. Ему нравились романы Куперы и Скотта, Войнича и Джованьоли. Николай уважал героев этих книг, которые всегда боролись за свои права и свободы против тирании правительства. Также в числе его любимых авторов был Брюсов, Роттердамский, Дюма и Жюль Верн.

Параллельно с чтением Островский и сам начал писать. Но вплотную занялся этим он только в середине 20-х годов, пытаясь скоротать время в больнице. Прозаика во всем поддерживала его старая подруга Раиса Порфирьевна Мацюк. Они очень сблизились, вскоре начали встречаться и поженились.

С 1927 г. Николай был прикован к постели. На тот момент у него уже диагностировали прогрессирующее заболевание Бехтерева. Чуть позже врачи обнаружили также анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов.

Писатель проводил большую часть времени в больницах, ему сделали несколько операций, но он все еще отказывался спокойно ждать смерти.

Вместо этого Островский начал еще больше читать, окончил заочное отделение Свердловского коммунистического университета.

Последние годы жизни

Осенью 1927 г. прозаик отправил рукопись автобиографии «Повесть о котовцах» своим товарищам в Одессу. Но книга потерялась на обратном пути, ее дальнейшую судьбу отследить не удалось. Николай стоически принял эту новость, он продолжил писать. В 1929 г. Островский полностью потерял зрение. После неудачного лечения в санатории он решил перебраться в Сочи, а затем в Москву.

Слепота заставила писателя впервые в жизни задуматься о самоубийстве. Но он не хотел прекращать борьбу, поэтому изобрел специальный трафарет. С его помощью он написал новую книгу «Как закалялась сталь». Зачастую трафарета было недостаточно, поэтому прозаик диктовал тексты своим родственникам, друзьям, соседям и даже девятилетней племяннице.

Редакторы из журнала «Молодая гвардия» раскритиковали новое произведение Островского. Но он добился повторной рецензии, и не зря. Когда роман опубликовали в журнале, он пользовался невероятным успехом среди читателей. В библиотеках были огромные очереди, книгу просто невозможно было достать. В 1933 г. вышла полная первая часть романа, через несколько месяцев было выпущено продолжение.

Совет

В 1935 г. писателю вручили орден имени Ленина. Также он получил квартиру в Москве, а на берегу Черного моря начали строить дом для Островского. Тогда же его наградили воинским званием бригадного комиссара. Прозаик очень гордился этим, он работал большую часть времени, пытаясь оправдать доверие читателей. Но 22 декабря 1936 г. сердце Николая Алексеевича остановилось.

В 1936 году было выпущено последнее сочинение Островского, роман «Рожденные бурей». Прозаик так и не успел окончить это произведение, повествовавшее о Гражданской войне в Западной Украине. Ему не нравилась «искусственность» получившейся книги, поэтому Николай неоднократно переписывал сцены из нее.

Источник: https://stories-of-success.ru/nikolaya-ostrovskogo

Александр Николаевич Островский, краткая биография

Александр Николаевич Островский – это один из наиболее выдающихся российских драматургов, чье творчество стало важным этапом в развитии российской литературы и национального театра. Можно смело сказать, что именно произведения Островского положили начало русского репертуара в театре.

Пьесы Островского известны многим поколениям российских зрителей и читателей и любимы ими. По ним сняты художественные фильмы, вопросы, которые поднимает Островский в своих произведениях, являются актуальными и сегодня.

Детство и юность

Российский драматург родился 13 марта 1823 года в Москве, в семье судебного чиновника. Мать будущего драматурга рано умерла, в семье было шестеро детей. Отец Островского очень хотел, чтобы сын пошел по его стопам. После окончания Московской гимназии Александр поступает на юридический факультет Московского университета. Островский так и его и не закончил.

В 1843 году Островского берут на службу писцом в суд и он работает в различных московских судах до 1851 года. Этот период жизни очень помог Островскому в его будущем творчестве. Работая в судах, он прекрасно изучил мир российского купечества и мещанского сословия, которые потом он блестяще описал в своих произведениях. Многие персонажи, характеры взяты драматургом из его реальной жизни.

Первые пьесы

В 1847 году в газете «Московский городской листок» выходят очерки Островского под названием «Записки замоскворецкого жителя».

Однако, широкую известность драматург получили после публикации пьесы «Свои люди – сочтемся».

Это произведение, написанное в жанре комедии, было с восторгом принято публикой и получило прекрасные отзывы критиков. Об этой пьесе одобрительно отозвались Гоголь и Гончаров.

Однако, произведение очень не понравилось представителям купечества и после их жалобы властям, пьесу запретили ставить, а ее автора уволили с работы.

«Свои люди – сочтемся» была допущена к постановке только после смерти императора Николая, в 1861 году. Со второй пьесой Александру Николаевичу повезло гораздо больше.

«Не в свои сани не садись» была написана им в 1852 году и уже в 1853 году вышла на подмостки театров. С 1856 года Островский постоянно работает в журнале «Современник».

С 1853 года ежегодно московские и петербургские театры ставили новые пьесы драматурга и все они благосклонно принимались как публикой, так и отечественными критиками.

На пике популярности

В 1856 году Александр Николаевич Островский отправляется в Поволжье, для изучения быта и жизни жителей края. Именно после этой поездки Островский написал одну из самых ярких своих пьес – «Грозу».

В 1859 году выходит первое собрание сочинений Островского, которое с восторгом было встречено критиками.

В 1860 годах Островский начал заниматься российской историей, особенно его интересовал период Смутного времени.

Обратите внимание

В 1863 году он был награжден Уваровской премией и стал членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

В 60-е годы драматург основал Артистический кружок, который дал путевку в жизнь многим будущим звездам российской сцены.

В 1874 году по инициативе Островского было основано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов. В 1885 году Александр Николаевич стал заведующим репертуаром всех московских театров.

Всю жизнь Островский работал на износ, это серьезно подорвало его здоровье. В июне 1886 году он скончался в своем имении в Костромской губернии. Император Александр III пожаловал крупную сумму на похороны драматурга, а также назначил пенсию его вдове и выделил средства на образование его детей.

Значение Островского для российской литературы и его роль в развитии русского театра неоспоримы и огромны. Для российского театра он был фигурой такого же масштаба, как и Мольер для французского театра, а Шекспир – для английского. На его счету 47 написанных им лично пьес, еще несколько были написаны в соавторстве.

В пьесах Островского показывается жизнь и быт обычных людей, его произведения очень реалистичны, но одновременно ставят перед зрителем глубокие и вечные проблемы.

Читайте также:  Образ ленского в романе пушкина «евгений онегин»

Островского можно назвать основателем российского театра, он создал новую театральную школу и новую концепцию актерской игры.

По писателю: Островский, Александр Николаевич

Источник: https://goldlit.ru/ostrovsky-biography

Островский А.Н

/ Биографии / Островский А.Н.

-Вариант 1
-Вариант 2
-Вариант 3
-Вариант 4
-Вариант 5
-Вариант 6
-Вариант 7 -Вариант 8

  Скачать биографию

    Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 год в Москве на Малой Ордынке.

Отец его, Николай Фёдорович, был сыном священника, окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина коллежского асессора, а в 1839 году получил дворянство.

Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря и просвирни, умерла, когда Александру не исполнилось еще девяти лет. В семье было четверо детей.     Благодаря положению Николая Федоровича, семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин.

Важно

С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.     Детство и часть юности Островского прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца он рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста.

В 1835 году Островский поступил в третий класс 1-й Московской губернской гимназии, по окончании которой в 1840 году стал студентом юридического факультета Московского университета. Окончить университетский курс ему не удалось: в 1943 году не сдав экзамен по римскому праву, Островский написал заявление об уходе.

По желанию отца Островский поступил на службу в Совестный суд и служил в московских судах до 1850 года; первое его жалование составляло 4 рубля в месяц, через некоторое время оно возросло до 16 рублей.     К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (впоследствии — «Свои люди — сочтёмся!»).

Первой же публикацией стала небольшая пьеса «Картина семейной жизни» и очерк «Записки замоскворецкого жителя» — они были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847 году.

    Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтёмся!» (первоначальное название — «Несостоятельный должник»), опубликованная в 1850 году в журнале университетского профессора М. П. Погодина «Москвитянин». Пьеса вызвала одобрительные отклики H. В. Гоголя, И. А. Гончарова.

Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.

    Первой пьесой Островского, которая смогла попасть на театральные подмостки, была «Не в свои сани не садись» (написана в 1852 г. и поставлена впервые в Москве на сцене Большого театра 14 января 1853 г.).     С 1853 года более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах.

С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В том же году в соответствии с пожеланием великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода.

Совет

    В 1859 году при содействии графа Г. А. Кушелёва-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Благодаря этому изданию Островский удостоился блестящей оценки Н. А. Добролюбова, которая закрепила за ним славу изобразителя «тёмного царства».

В 1860 году в печати появилась «Гроза», которой Добролюбов посвятил статью «Луч света в тёмном царстве». Со второй половины 1860-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым.

Плодом работы стали пять «исторических хроник в стихах»: «Кузьма Захарьич Минин-Сухорук», «Василиса Мелентьева», «Дмитрий-Самозванец и Василий Шуйский» и др.     В 1863 году Островский был награждён Уваровской премией (за пьесу «Гроза») и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.

В 1866 (по другим сведениям — в 1865) году Островский основал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей.     В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти.

Работая в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», учреждённой в 1881 году при дирекции Императорских театров, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов. В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.     Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 году император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой. Усиленная работа истощила организм.     2 (14) июня 1886 года, в Духов день, Островский скончался в своём костромском имении Щелыково. Последней его работой стал перевод «Антония и Клеопатры» У. Шекспира — любимого драматурга Александра Николаевича. Похоронили писателя рядом с отцом на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской губернии. На погребенье Александр III пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей; вдове, нераздельно с 2 детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание трёх сыновей и дочери — 2400 рублей в год.

    После смерти драматурга Московская дума устроила в Москве читальню имени А. Н. Островского.

Добавил: Vasya905

Смотрите также по Островскому:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/biography/get/biid/00714751445778170402

Александр Островский

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве на Малой Ордынке.

Отец его, Николай Федорович, был сыном священника; он и сам окончил Костромскую семинарию, затем Московскую духовную академию, однако стал практиковать как судебный стряпчий, занимаясь имущественными и коммерческими делами; дослужился до чина титулярного советника, а в 1839 году получил дворянство. Мать, Любовь Ивановна Саввина, дочь пономаря, рано ушла из жизни, когда Александру шел всего восьмой год. В семье было четверо детей. Семья жила в достатке, уделялось большое внимание учёбе детей, получавших домашнее образование. Через пять лет после смерти матери отец женился на баронессе Эмилии Андреевне фон Тессин, дочери обрусевшего шведского дворянина. С мачехой детям повезло: она окружила их заботой и продолжила заниматься их обучением.

Детство и часть юности прошли в центре Замоскворечья. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано познакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству, но отец хотел сделать из него юриста.

Окончив в 1840 году гимназический курс в 1-й Московской гимназии (поступил в 1835), Островский поступил на юридический факультет Московского университета, но окончить курс ему не удалось, потому что он поругался с одним из преподавателей (учился до 1843).

По желанию отца, Александр поступил на службу писцом в суд. В московских судах служил до 1851; первое жалование составляло 4 рубля в месяц, через некоторое время оно возросло до 15 рублей.

Обратите внимание

К 1846 было уже написано много сцен из купеческого быта, и задумана комедия «Несостоятельный должник» (по другим сведениям пьеса называлась «Картина семейного счастья»; впоследствии — «Свои люди — сочтемся»).

Наброски к этой комедии и очерк «Записки замоскворецкого жителя» были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847. Под текстом значились буквы: «А. О.» и «Д. Г.», то есть А. Островский и Дмитрий Горев, провинциальный актер, предложивший ему сотрудничество.

Сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником большой неприятности, так как дало его недоброжелателям повод обвинять его в присвоении чужого литературного труда.

Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди — сочтемся!» (первоначальное название — «Банкрот»), опубликованная в 1850. Пьеса вызвала одобрительные отклики H.В. Гоголя, И. А. Гончарова.

К постановке на сцене комедия была запрещена, Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось «начальству»; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I (надзор был снят только после воцарения Александра II). На сцену пьеса была допущена только в 1861 году.

Начиная с 1853 и на протяжении более чем 30 лет новые пьесы Островского появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах почти каждый сезон. С 1856 Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник».

В 1856, когда по мысли великого князя Константина Николаевича состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях, Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода. В 1859, в издании графа Г. А.

 Кушелева-Безбородко, были напечатаны два тома сочинений Островского. Это издание и послужило поводом для той блестящей оценки, которую дал Островскому Добролюбов и которая закрепила за ним славу изобразителя «темного царства». В 1860 в печати появилась «Гроза», вызвавшая статью Добролюбова («Луч света в темном царстве»).

Со второй половины 1860-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым.

Важно

В 1863 Островский был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук. В 1866 (по другим сведениям — в 1865) в Москве создал Артистический кружок, давший впоследствии московской сцене многих талантливых деятелей.

В доме Островского бывали И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, И. С. Тургенев, А. Ф. Писемский, Ф. М. Достоевский, И. Е. Турчанинов, П. М. Садовский, Л. П. Косицкая-Никулина, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский, М. Н. Ермолова, Г. Н.

 Федотова.

С января 1866 года был заведующим репертуарной частью московских императорских театров. В 1874 году (по другим сведениям — в 1870) было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти.

Работая в комиссии «для пересмотра законоположений по всем частям театрального управления», учрежденной в 1881 году при дирекции Императорских театров, он добился многих преобразований, значительно улучшивших положение артистов.

В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

Несмотря на то, что его пьесы делали хорошие сборы и что в 1883 г. император Александр III пожаловал ему ежегодную пенсию в 3 тыс. рублей, денежные проблемы не оставляли Островского до последних дней его жизни. Здоровье не отвечало тем планам, какие он ставил перед собой.

Усиленная работа быстро истощила организм; 14 июня (по старому стилю — 2 июня) 1886 г. Островский скончался в своем костромском имении Щелыково.

Совет

Похоронили писателя там же, на погребенье Александр III пожаловал из сумм кабинета 3000 рублей, вдове, нераздельно с 2 детьми, была назначена пенсия в 3000 рублей, а на воспитание трех сыновей и дочери — 2400 рублей в год.

Скончался А. Н. Островский 2 июня 1886 г. похоронен на церковном кладбище у Храма во имя Святителя Николая Чудотворца в селе Николо-Бережки Костромской области. Рядом с ним похоронена его супруга, актриса Малого театра М. В. Островская и его дочь.

После смерти писателя Московская дума устроила в Москве читальню имени А. Н. Островского.

Семья

  • Младший брат — государственный деятель М. Н. Островский.
  • Первая жена: (фамилия неизвестна) Агафья Ивановна, простолюдинка, гражданский брак, по закону того времени невенчанные браки в России официально юридически не признавались (только с ХХ века юридическими признаются фактические браки, независимо от их регистрации), но вполне признавались таковыми в обществе.
  • Вторая жена: Бахметьева Мария Васильевна.
Читайте также:  Аргументы на тему: доброта и жестокость в произведении «тарас бульба» (н. в. гоголь)

У Александра Николаевича были глубокие личные отношения с актрисой Л.Косицкой, но оба имели семьи; однако и став вдовой в 1862 г., она продолжала отвергать его чувства; а вскоре у нее начались отношения с сыном богатого купца, который в итоге промотал все ее состояние; Островскому же она писала:

С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет, до её смерти, а через два года после её кончины, в 1869 году, обвенчался с артисткой Марией Васильевной Бахметьевой, которая родила ему четырёх сыновей и двух дочерей.

Творчество

«Колумб Замоскворечья»

Пьеса «Бедность не порок» (1853) впервые поставлена на сцене 15 января 1869 года в Малом театре в бенефис Прова Михайловича Садовского.

Театр Островского

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки.

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.

Основные идеи реформы театра:

  • театр должен быть построен на условностях (есть 4-я стена, отделяющая зрителей от актёров);
  • неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
  • ставка не на одного актёра;
  • .

Театр Островского требовал новой сценической эстетики, новых актёров. В соответствии с этим Островский создает актёрский ансамбль, в который входят такие актёры, как Мартынов, Сергей Васильев, Евгений Самойлов, Пров Садовский.

Естественно, что нововведения встречали противников. Им был, например, Щепкин. Драматургия Островского требовала от актёра отрешенности от своей личности, чего М. С. Щепкин не делал. Он, например, покинул генеральную репетицию «Грозы», будучи очень недоволен автором пьесы.

Идеи Островского были доведены до логического конца Станиславским и М.А. Булгаковым.

Народные мифы и национальная история в драматургии Островского

В 1881 году на сцене Мариинского театра состоялась успешная премьера оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», которую композитор называл своим лучшим произведением. Сам А. Н. Островский по достоинству оценил творение Римского-Корсакова:

Появление стихотворной пьесы Островского «Снегурочка», созданной на основе сказочного, песенного и песеннообрядового материала русской поэзии, было вызвано случайным обстоятельством. В 1873 году Малый театр был закрыт на капитальный ремонт, и его труппа переехала в здание Большого театра.

Комиссия управления императорскими московскими театрами решила поставить спектакль-феерию, в которой участвовали бы все три труппы: драматическая, оперная и балетная. С предложением написать такую пьесу в очень короткий срок обратились к А. Н.

 Островскому, который охотно на это согласился, решив использовать сюжет из народной сказки «Девочка-Снегурочка». Музыка к пьесе по просьбе Островского была заказана молодому П. И. Чайковскому. И драматург, и композитор работали над пьесой с огромным увлечением, очень быстро, в тесном творческом контакте.

31 марта в день своего пятидесятилетия Островский закончил «Снегурочку». Первое представление состоялось 11 мая 1873 на сцене Большого театра.

Во время работы над «Снегурочкой» Островский тщательно искал размеры стихов, консультировался с историками, археологами, знатоками старинного быта, обращался к большому количеству исторического и фольклорного материала, в том числе к «Слову о полку Игореве».

Сам он высоко ценил эту свою пьесу, и писал, «Я…в этом произведении выхожу на новую дорогу…», о музыке Чайковского он отзывался с восторгом: «Музыка Чайковского к „Снегурочке“ очаровательна»”. И. С. Тургенев был «пленен красотой и легкостью языка „Снегурочки“». П. И.

Обратите внимание

 Чайковский работая над «Снегурочкой» писал: «Я уже около месяца не вставая сижу за работой; пишу музыку к волшебной пьесе Островского „Снегурочка“», само драматическое произведение он считал перлом творений Островского, а о своей к нему музыке сказал так: «Это одно из моих любимых детищ.

Весна стояла чудесная, у меня на душе было хорошо… Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку».

Позднее, в 1880 году Н. А. Римским-Корсаковым была написана опера на тот же сюжет. М. М.

 Ипполитов-Иванов в своих воспоминаниях пишет: «С какой-то особенной душевной теплотой Александр Николаевич говорил о музыке Чайковского к „Снегурочке“, которая, очевидно, сильно мешала ему восхищаться „Снегурочкой“ Римского-Корсакова. Несомненно,…искренняя музыка Чайковского… была ближе душе Островского, и он не скрывал, что она была ему роднее, как народнику».

Вот как о «Снегурочке» отозвался К. С. Станиславский: «„Снегурочка“ — сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики».

Критика

Творчество Островского стало предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. В XIX веке о нём с противоположных позиций писали Добролюбов (статьи «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве») и Аполлон Григорьев. В XX веке — Михаил Лобанов (в книге «Островский», выпущенной в серии «ЖЗЛ»), М.А. Булгаков и Лакшин.

Память

  • 27 мая 1929 года перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому (скульптор Н. А. Андреев, архитектор И. П. Машков)..
  • Ныне в Щелыкове (Костромская область) располагается мемориальный и природный музей-заповедник драматурга.
  • Раз в пять лет, начиная с 1973 года, зажигает огни сцены Всероссийский театральный фестиваль «Дни Островского в Костроме», который курируется Министерством культуры Российской Федерации и Всероссийским театральным обществом.
  • Пьесы Островского не сходят со сцены. Многие его произведения были экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев.
  • К числу экранизаций, наиболее популярных в России, относится комедия Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964, в главной роли — Г. Вицин).
  • Большую популярность завоевал кинофильм «Жестокий романс», снятый Эльдаром Рязановым по мотивам «Бесприданницы» (1984).
  • В 2005 году режиссёр Евгений Гинзбург получил главный приз (Гран-при «Гранатовый браслет») одиннадцатого Российского фестиваля «Литература и кино» (Гатчина) “за невероятную до изумления трактовку великой пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые» в фильме «Анна» (2005, сценарий Г. Данелия и Рустама Ибрагимбекова; в главной роли — оперная певица Любовь Казарновская).

В филателии

  • Почтовые марки СССР
  • Портрет А. Н. Островского – почтовая марка СССР. 1948 год.
  • Портрет А. Н. Островского по картине В. Петрова (1871, ГТГ) Почтовая марка СССР. 1948 год.
  • Портрет А. Н. Островского по картине В. Петрова (1871, ГТГ) Почтовая марка СССР. 1948 год.
  • Почтовая марка СССР, 1959 год.
  • Драматург А. Н. Островский (1823-1886), актеры М. Н. Ермолова (1853-1928), П. С. Мочалов (1800-1848), М. С. Щепкин (1788-1863) и П. М. Садовский (1818-1872). Почтовая марка СССР 1949 год.

Пьесы

Экранизации произведений

  1. 1911 — Василиса Мелентьева
  2. 1911 — На бойком месте (фильм, 1911)
  3. 1916 — Без вины виноватые
  4. 1916 — На бойком месте (фильм, 1916, Чардынин)
  5. 1916 — На бойком месте (фильм, 1916, Сабинский) (Другое название На большой дороге)
  6. 1934 — Гроза
  7. 1936 — Бесприданница
  8. 1945 — Без вины виноватые
  9. 1951 — Правда — хорошо, а счастье лучше (фильм-спектакль)
  10. 1952 — Волки и овцы (телеспектакль)
  11. 1952 — На всякого мудреца довольно простоты (телеспектакль)
  12. 1952 — Снегурочка (мультфильм)
  13. 1953 — Горячее сердце (фильм-спектакль)
  14. 1955 — На бойком месте (фильм-спектакль).
  15. 1964 — Женитьба Бальзаминова
  16. 1968 — Снегурочка
  17. 1971 — На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль)
  18. 1971 — Весенняя сказка (по мотивам пьесы «Снегурочка»)
  19. 1973 — Таланты и поклонники
  20. 1975 — Последняя жертва
  21. 1978 — Красавец-мужчина
  22. 1980 — Лес
  23. 1981 — Бешеные деньги
  24. 1981 — Вакансия — фильм режиссёра Маргариты Микаэлян (по мотивам пьесы «Доходное место»)
  25. 1983 — Поздняя любовь
  26. 1984 — Жестокий романс
  27. 1985 — После дождичка в четверг (фильм-сказка)
  28. 1989 — Сердце не камень
  29. 1998 — На бойком месте
  30. 2001 — Дикарка
  31. 2005 — Анна (по мотивам пьесы «Без вины виноватые»)
  32. 2006 — Снегурочка (мультфильм по мотивам пьесы «Снегурочка»)
  33. 2008 — Без вины виноватые
  34. 2006 — Русские деньги (по мотивам пьесы «Волки и овцы»)
  35. 2008 — Взятки гладки (по мотивам пьесы «Доходное место»)
  36. 2009 — Банкрот (по мотивам пьесы «Свои люди — сочтёмся»)

Источник: http://people-archive.ru/character/aleksandr-ostrovskiy

Островский Александр Николаевич

Выдающийся русский драматург.

Александр Николаевич Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве, в семье чиновника гражданской палаты Николая Федоровича Островского (1796-1853). Провел детство и раннюю юность в московском мещанско-купеческом районе Замоскворечье. В 1835-1840 годах А. Н.

Островский учился в 1-й Московской гимназии, в 1840-1843 годах – на юридическом факультете Московского университета (курса не окончил). В 1843-1851 годах служил писцом в московском совестном, затем коммерческом судах. Служба дала А. Н. Островскому богатый материал для драматургического творчества.

В 1847 году в «Московском листке» было опубликовано первое литературное произведение А. Н. Островского – «Картина семейного счастья» (в позднейших публикациях – «Семейная картина»). Литературную известность ему принесла опубликованная в 1850 году комедия «Свои люди – сочтемся!» (первоначальное название – «Банкрут»).

Произведение вызвало одобрительные отклики H. В. Гоголя, И. А. Гончарова, Т. H. Грановского и др., но вызвало возмущение московского купечества.

Важно

Комедия была запрещена к представлению на сцене (первая постановка была осуществлена только в 1861 году), а ее автор, по личному распоряжению императора Николая I, был уволен со службы и в 1850-1855 годах находился под надзором полиции.

Ранние пьесы А. Н. Островского публиковались, как правило, в консервативном журнале «Москвитянин», в котором он активно сотрудничал как редактор и как критик в 1850-1851 годах.

С 1856 года драматург был постоянным сотрудником журнала «Современник», издававшегося Н. А. Некрасовым и И. И. Панаевым. Начиная с 1853 года и на протяжении более чем 30 лет новые пьесы А. Н.

Островского появлялись в московском Малом и петербургском Александрийском театрах почти каждый сезон.

В 1856 году по предложению великого князя Константина Николаевича были организованы командировки известных отечественных литераторов для исследования и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. А. Н. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода.

Впечатления от поездок по городам верхней Волги в 1856-1857 годах легли в основу его драмы «Гроза» (1859). Произведение вызвало значительную полемику в обществе. Литературный критик журнала «Современник» Н. А.

Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» (1860) увидел в ней признаки назревавшего в стране глубинного протеста против традиционного уклада жизни.

В 1860-х годах А. Н. Островский продолжал создавать талантливые бытовые комедии и драмы, закреплявшие ранее найденные им мотивы. В это время драматург обращался также к проблемам отечественной истории, создал цикл исторических пьес о Смутном времени.

С конца 1860-х годов в работе А. Н. Островского отмечается новый период творческого подъема, в его драматургии появляются темы и образы пореформенной России.

Совет

В это время им был создан блестящий цикл сатирических комедий «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Горячее сердце» (1868), «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875), главный мотив которых – развенчание пореформенных иллюзии.

Большинство сочинений А. Н. Островского 1870 – начала 1880-х годов печаталось в журнале «Отечественные записки» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В последние годы творчества А. Н. Островский создал значительные социально-психологические драмы и комедии о трагических судьбах богато одаренных, тонко чувствующих женщин в мире цинизма и корысти: «Бесприданница» (1878), «Последняя жертва» (1878), «Таланты и поклонники» (1882) и др.

В них писателем были разработаны новые формы сценической выразительности, в некоторых отношениях предвосхитившие пьесы А. П. Чехова.

В 1885 году А. Н. Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

Здоровье его, к этому времени уже пошатнувшееся, не отвечало тем широким планам деятельности, какие он себе ставил. Усиленная работа быстро истощила организм. 2 (14) июня 1886 года А. Н.

Островский скончался в своей усадьбе Щелыково Кинешемского уезда Костромской губернии (ныне в Островском районе Костромской области).

Драматургия А. Н. Островского знаменовала собой важнейший этап в развитии русского национального театра.

Источник: http://www.BankGorodov.ru/famous-person/ostrovskii-aleksandr-nikolaevich

Ссылка на основную публикацию