Проблема народного счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”
Поэма “Кому на Руси жить хорошо” завершает творчество Некрасова. Он писал ее в семидесятые годы, смерть помешала ему закончить поэму.
И уже в первой строфе “Пролога” ставится основная проблема поэмы – проблема народного счастья.
Семеро крестьян из Заплатова, Неелова, Дырявина, Знобишина и других деревень (названия которых говорят сами за себя) затеяли спор о том, возможно ли счастье для простого крестьянского люда? Они высказывают свои предположения и приходят к выводу, что счастливыми на Руси могут быть помещик, чиновник, поп, министр государев и царь.
Но никто из странников не представляет в качестве возможного счастливчика ни крестьянина, ни солдата, ни ремесленника. И не случайно некрасовские странники не упоминают о счастье “освобожденного крестьянина”. Вспомним, как сам Некрасов отзывался о реформе 1861 г.: “Народ освобожден, но счастлив ли народ?”
Крестьяне упорно хотят найти “счастливца” на Руси и ищут правду о независимом счастье, завидуя свободно летающему птенчику: “А все ж ты, пташка милая, сильнее мужика”. Несмотря на то что у них полно забот и бед, они не жалуются на свою судьбу и непритязательны в своих желаниях: им бы только “хлебушка, да огурчиков, да по жбанчику холодного квасу”.
Помимо странников, ищущих счастье, поэма знакомит нас с другими яркими представителями простого народа. Одним из них является Яким Нагой, для которого счастье состоит в том, чтобы трудиться, сливаясь с матушкой-землей, и получать достойный урожай.
На примере того, как Яким спасает во время пожара дорогие картиночки, а его жена – иконы, мы видим, насколько духовные ценности дороже для простого народа, чем материальное благосостояние, о котором Яким совсем позабыл.
Другой мужик, который знает цену и счастью, и несчастью, – бывший мельник Ермил Гирин. Это мужик имеет все, что нужно для счастья, живя по законам народной правды. Он не принимает жизни, построенной на корысти и лжи, он бьется за добро и правду.
Его счастье – в счастье крестьян, в народном доверии, которое осмысливается как чудо.
В главе “Счастливые” странники ходят в праздничной толпе народа и ищут счастливых, обещая одарить водкой. К ним подходит самый разный люд: и дьячок, для которого счастье – в вере, в “благодушестве”; и старуха, счастливая от того, что у нее уродился урожай репы; и солдат, выживший после опасных сражений, голода и ранений.
Подходят к странникам и каменотес, и дворовый человек, и убогие, и нищие, которые по-своему трактуют счастье и в большинстве случаев лукавят, чтобы получить водки. О счастье в поэме говорят не только люди из низших сословий, но и те, кто жил богато, но по каким-то причинам разорился и познал нужду и беды: помещики, чиновники и другие.
Именно в этой главе происходит поворот в сюжете поэмы: странники идут искать счастливого в народ, в толпу.
По мнению народа, еще одной счастливой является Матрена Тимофеевна. Эта простая русская женщина вынесла много испытаний, но не сломалась, выстояла. В этом – ее счастье.
Матрена Тимофеевна женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая и решительная. Но сама Матрена Тимофеевна не считает себя счастливой.
Она объясняет это тем, что русская женщина даже в пореформенную эпоху осталась угнетенной, бесправной:
Ключи от счастья женского,
От нашей воли-волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого!
Да вряд они и сыщутся…
Но, пожалуй, самый главный голос, воспевающий счастье народное, – это голос Гриши Добросклонова. Из песен его ясно, что счастья можно добиться только честным и праведным трудом, борьбой. Уже первая из песен Гриши дает ответ на вопрос, поставленный в заглавии поэмы:
Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода
Прежде всего.
Сам Гриша – сын дьячка и батрачки, он вместе с братом на собственном опыте испытал голод и нищету и выжил благодаря доброте народа. Гриша сумел сохранить любовь, которая заполнила его сердце и определила его путь.
Так, на собственном примере, Гриша призывает всех странников и остальной народ жить по совести, честно работать и бороться за свое счастье во что бы то ни стало.
(4 votes, average: 5.00
Источник: https://goldsoch.info/problema-narodnogo-schastya-v-poeme-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/
Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным итогом более чем двадцатилетней работы автора, в которой заново осмыслены все волновавшие его проблемы.
Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы, он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и будущем. Начинается поэма со слов: «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай». Но не трудно понять, о каком периоде говорит поэт.
Имеется в виду реформа 1861 года, по которой «освободили» крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.
Таким образом, в центре поэмы, необычайно широко охватывающей народную жизнь, — изображение пореформенной России, рассуждения о тяжелой крестьянской доле, о крестьянском разорении, о невозможности для народа так жить дальше.
Крестьянский вопрос Некрасов считал основным в современной ему России. Поэт показывает нищету, голод, пьянство, тяжелую и бесправную крестьянскую долю.
С одной стороны, в поэме показана высокая духовность народа (когда, например, Яким во время пожара спасает любимые им картиночки и иконы, забывая при этом о богатстве, которое с большим трудом скопил в течение всей жизни).
С другой стороны, показаны неграмотность, невежество, убогость вкусов народа, ограниченность крестьянского сознания. Н. А. Некрасов мечтает о том времени, когда мужик «не Блюхера и не милорда глупого — Белинского и Гоголя с базара понесет».
Начав писать «по горячим следам», то есть сразу после реформы, Некрасов бесконечно расширил свой первоначальный замысел.
Поиски «счастливцев» на Руси увели его из современности к истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу понятий «счастье», «свобода», «честь», «покой», ибо вне этого философского осмысления невозможно понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.
В поэме представлена немыслимая ситуация, когда семь крестьян из различных деревень, задавшись вопросом «Кому же на Руси живется хорошо?» и не сумев найти однозначного ответа на него, решают искать правды «в миру», причем не просто искать, а «В домишки не ворочаться, не видеться ни с женами, ни с малыми ребятами, ни с стариками старыми, покуда делу спорному решенья не найдут». Каждому из них представляется свой идеал абсолютно счастливого человека. Это и помещик, и чиновник, и поп, и купец.
и боярин, и министр государев, и сам царь. Само же счастье для мужичков крайне просто и неприхотливо: «по пуду в день» «хлебушка», «цо ведру бы водочки», а «утром бы огурчиков», «а в полдень бы по жбанчику холодного кваску», а «вечером по чайничку горячего чайку».
Путешествуя по различным деревням и городам, мужики приходят к выводу, что понятие счастья везде различно. Для одной старушки это урожай в тысячу реп на «небольшой гряде», для побывавшего «в двадцати сражениях» солдата — жизнь после того, как «не убит» «за провинности», а нещадно «бит палками», и все равно, «хоть пощупай», жив. Каменотес, несмотря на непосильно тяжкий труд, все равно счастлив.
Ведь живет с семьей и «не знает нужды», потому что с раннего утра иногда выходит «щебенки наколачивать в день на пять серебром». Счастлив и «любимый раб» князя, потому что «с французским лучшим трюфелем тарелки… лизал» и «напитки иностранные из рюмок допивал». Один мужик считает, что «счастье наше — в хлебушке», другой — в том, что не погиб на охоте от лап медведя, как трое его товарищей.
Выходит, счастливы все, только каждый по-своему. Даже нищие, и те счастливы оттого, что у порога их лавочник «встречает подаянием», а если вдруг какой-то из них забредет в дом, то его «почтенно» «проводят до ворот». Только если у богатых счастье может заключаться и в богатстве в том числе, то у крестьянина оно «дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями».
Семь странствующих мужиков-правдоискателей — это символический образ России, свидетельствующий о том, что крестьянская Русь пробудилась, ожила.
Мужики еще не понимают, что вопрос: кто счастливее — поп, помещик, купец, чиновник или царь, — характеризует офаниченность их представлений о счастье. Встреча с попом уже в начале поэмы показывает, что своего, крестьянского, понимания счастья у мужиков нет.
Но в произведении отражена эволюция народного сознания, когда правдоискатели постепенно приближаются от формулы счастья попа к правде Гриши Добросклонова:
Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего! Мы же немного Просим у Бога: Честное дело Делатьумело Силы нам дай!
Созданные Н. А. Некрасовым образы Матрены Тимофеевны, Савелия, Якима Нагого, Ермила Гирина и многих других свидетельствуют о том, что крестьянская Русь очнулась. Постепенно в поэме складывается иной образ счастливого человека. И этим счастьем является борьба за народные интересы:
Довольно, окончен с прошедшим расчет. Окончен расчет с господином/ Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином!
Похожие сочинения
Источник: https://sochineniya.info/publ/1/1/problema_schastja_v_poehme_komu_na_rusi_zhit_khorosho/3-1-0-23
Проблема счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо
Множество вопросов встает перед спорщиками в произведении Н.А.Некрасова. Основной – кто живет счастливо? Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо» выходит за рамки привычного понимания философского понятия «счастье». Но это и понятно. Проблему пытаются решить мужики самого низшего сословия. Им кажется, что счастливыми могут быть и вольные, и богатые, и веселые.
Составляющие счастья
Литературоведы пытаются объяснить читателю, кого в итоге хотел представить истинно счастливым автор. Их мнения расходятся. Это подтверждает гениальность поэта. Он сумел заставить людей размышлять, искать, думать. Текст не оставляет равнодушных. В поэме нет точного ответа. Читатель имеет право остаться при своем мнении.
Он как один из странников ищет ответ, уходя уже далеко за рамки поэмы.
Интересно мнение отдельных исследований. Они предлагают считать счастливыми мужиков, ищущих ответ на вопрос. Странники – представители крестьянства. Они из разных деревень, но с «говорящими» названиями, характеризующими быт населения страны.
Разутые, голодные, в дырявой одежде, после неурожайных лет, пережившие болезни, пожары, ходоки получают в дар скатерть-самобранку. Ее образ расширен в поэме. Здесь она не только кормит и поит. Скатерть сохраняет обувь, одежду. Гуляй мужик по стране, все проблемы быта остаются в стороне. Странники знакомятся с разными людьми, слушают рассказы, сочувствуют и сопереживают.
Такое путешествие во время жатвы и привычных трудовых дел – это настоящее счастье. Оказаться вдали от бедствующей семьи, нищей деревни. Понятно, что не все они осознают, как были счастливы в своем поиске. Мужик стал свободен, но это не принесло ему достатка и возможностей жить по своим желаниям. Счастье стоит напротив крепостного права.
Рабство становится антонимом искомому понятию. Собрать в единое целое все составляющие народного счастья невозможно.<\p>
У каждого сословия свои цели:
- Мужики – хороший урожай;
- Священники – богатый и большой приход;
- Солдат – сохранение здоровья;
- Женщины – добрая родня и здоровые дети;
- Помещики – большое количество слуг.
Не смогут быть счастливы одновременно мужик и барин. Отмена рабства привела к потере устоев обоих сословий. Правдоискатели прошли множество дорог, провели опрос населения. От рассказов о счастье некоторых хочется реветь в полный голос. Счастливыми становятся люди от водки. Вот почему столько пьющих на Руси. Залить горе хотят и мужик, и поп, и барин.
Составляющие истинного счастья
В поэме герои пытаются представить хорошую жизнь. Автор подсказывает читателю, восприятие окружающего у всех разное. То, что не радует одних, для других – высшее наслаждение. Красота русских пейзажей покоряет читателя. Остались на Руси люди с чувствами благородства. Их не меняет нищета, грубость, болезни и невзгоды судьбы.
Их в поэме немного, но они есть в каждой деревне.
Яким Нагой. Голод и тяжелая жизнь крестьянина не убила в душе стремления к красоте. Во время пожара он спасает картины. Жена Якима спасает иконы. Значит, в душе женщины живет вера в духовное преображение людей. Деньги остаются на втором плане. А ведь их они копили долгие годы.
Сумма поражает – 35 целковых. Настолько нищая наша Родина в прошлом! Любовь к красивому выделяет мужчину, вселяет веру: вино не зальет «кровавый дождь» души крестьянина.<\p>
Ермил Гирин. Бескорыстный мужик сумел выиграть тяжбу против купца с помощью народа. Они одолжили ему последние гроши, не боясь обмана.
Честность не нашла своего счастливого конца в судьбе героя. Он попадает в острог. Душевные мучения переживает Ермил, когда подменяет брата на рекрутчине. Автор верит в крестьянина, но понимает, что чувство справедливости не всегда приводит к нужному результату.<\p>
Григорий Добросклонов.
Заступник народа является прототипом революционно настроенной части жителей, нового зарождающегося движения на Руси. Они пытаются изменить родной уголок, отказываются от собственного благополучия, не ищут покоя для себя. Поэт предупреждает, что герой станет известным и славным на Руси, видит автор их идущих впереди и поющих гимны.
<\p>
Некрасов верит: борцы будут счастливы. Но кто узнает и поверит в их счастье? История рассказывает обратное: каторги, ссылки, чахотки, смерти, – это еще не все, что ожидает их в будущем. Не все смогут донести свои идеи до народа, многие останутся изгоями, непризнанными гениями.<\p>
Ответа на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?» можно не найти.
Сомнения проникают в души читателей. Счастье – странная категория. Оно может прийти на минуту от радости обычного бытия, приводит в состояние блаженства от вина, еле уловимо в минуты любви и ласки. Что нужно сделать, чтобы все были счастливы в понимании простого человека? Перемены должны затронуть строй и уклад страны.
Кто способен провести такие реформы? Даст ли воля это чувство человеку? Вопросов появляется еще больше, чем в начале чтения поэмы. В этом и есть задача литературы: заставить думать, оценивать, планировать поступки.
Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1467-problema-schastya-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho.html
Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо» — сочинения для 10 класса
- Введение
- Эволюция понятие «счастье» в сознании главных героев
- Образ счастья как свободы в поэме
- Вывод
«Народ освобожден, но счастлив ли народ?».
Этим вопросом, сформулированным в стихотворении «Элегия», Некрасов задавался неоднократно.
В его итоговом произведении «Кому на Руси жить хорошо» проблема счастья становится основополагающей проблемой, на которой и стоится сюжет поэмы.
Семеро мужиков из разных деревень (название этих деревень – Горелово, Неелово и т.д. ясно дают понять читателю, что счастья в них никогда не видели) отправляются в путь на поиски счастья.
Сам по себе сюжет поисков чего-либо является очень распространенным и часто встречается в сказках, а также в житийной литературе, где зачастую описывался долгий и опасный путь в Святую Землю.
В результате такого поиска герой обретает очень ценную вещь (вспомним сказочное то-не-знаю-что), либо же, в случае с паломниками, благодать.
А что же найдут странники из поэмы Некрасова? Как известно, их поиски счастливого не увенчаются успехом – то ли потому, что автор не успел дописать свою поэму до конца, то ли потому, что они в силу своей духовной незрелости все еще не готовы увидеть по-настоящему счастливого человека.
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на то, как трансформируется проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Эволюция понятие «счастье» в сознании главных героев
«Покой, богатство, честь» – эта формула счастья, выведенная в начале поэмы попом, исчерпывающе описывает понимание счастья не только для священника. Она передает изначальный, поверхностный взгляд на счастье странников. Крестьяне, много лет прожившие в нищете, не мыслят счастья, которое не подкреплялось бы материальным достатком и всеобщим уважением.
Список возможных счастливцев они формируют согласно своим представлениям: поп, боярин, помещик, чиновник, министр и царь.
И, хотя Некрасов не успел реализовать в поэме все свои замыслы – глава, где странники дошли бы до царя, осталась не написанной, но уже и двоих из этого списка – попа и помещика, оказалось достаточно для того, чтобы мужики разочаровались в своем первоначальном взгляде на счастье.
Рассказы попа и помещика, встреченных странниками на дороге, довольно похожи друг на друга. В обоих звучит печаль об ушедших счастливых сытных временах, когда власть и достаток сами шли им в руки.
Теперь же, как показано в поэме, помещиков отобрали все, что составляло их привычный уклад жизни: землю, покорных холопов, а взамен дали неясный и даже пугающий завет трудиться.
И вот казавшееся незыблемым счастье развеялось как дым, оставив вместо себя одни сожаления: «… помещик зарыдал».
Выслушав эти истории, мужики оставляют свой первоначальный план – они начинают понимать, что настоящее счастье заключается в чем-то ином.
На их пути попадается крестьянская ярмарка – место, в котором собирается множество крестьян. Мужики принимают решение поискать счастливого среди них.
Проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» изменяется – странникам становится важно найти не просто абстрактного счастливого, а счастливого среди простого народа.
Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников.
У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке.
Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу.
Но какой же была благодарность за поступки Ермила? Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…
Образ счастья как свободы в поэме
Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:
«Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны…»
Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой.
Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты.
Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:
«Хорошо, легко,
Ясно на сердце»
И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:
«Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошеной волости,
Избыткова села»
Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью.
И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит.
Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем.
Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:
«Мужик сырой, особенный,
Головка непоклончива»…
Вывод
Итак, как видим, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» проблематика является достаточно сложной и развернутой и не может свестись в финале к простому нахождению счастливого человека.
Основная проблема поэмы как раз-таки и заключается в том, что, как показывает странствие мужиков, народ еще не готов стать счастливым, он не видит правильного пути.
Сознание странников понемногу изменяется, и они становятся способны различить суть счастья за его земными составляющими, но такой путь предстоит пройти каждому человеку. Поэтому вместо счастливца в конце поэмы появляется фигура народного заступника, Гриши Добросклонова.
Сам он не из крестьянского, а из духовного сословия, оттого так отчетливо видит нематериальную составляющую счастья: свободную, образованную, воспрянувшую от многовекового рабства Русь. Гриша вряд ли будет счастлив сам по себе: судьба готовит ему «чахотку и Сибирь».
Но он воплощает в поэме «Кому на Руси жить хорошо» народное счастье, которое еще только должно наступить. Вместе с голосом Гриши, поющего радостные песни о свободной Руси, слышится убежденный голос самого Некрасова: когда крестьяне освободятся не только на словах, но и внутренне, тогда будет счастлив и каждый человек отдельно.
Приведенные мысли о счастье в поэме Некрасова пригодятся учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо»».
Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова – сочинение по теме | источник
Кому на Руси жить хорошо Н.А. Некрасов
Источник: https://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/problema-schastya-poeme-komu-na-rusi-zhit-xorosho-sochineniya-dlya-10-klassa.html
Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Проблема счастья. Поэма « Кому на Руси жить хорошо» занимает центральное место в творчестве Некрасова. Она стала своеобразным художественным и тогом более чем двадцатилетней работы автора, в которой заново осмыслены все волновавшие его проблемы.
Некрасов не только создал особый жанр социально-философской поэмы, он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину Росии в ее прошлом, настоящем и будущем. Начинается поэма со слон: «В каком году — рассчитывай, в какой земле —угадывай». Но не трудно понять, о каком периоде говорит поэт.
Имеется в виду реформа 1861 года, по которой «освободили» крестьян, а те, не имея своей земли, попали в еще большую кабалу.
Таким образом, в центре поэмы, необычайно широко охватывающей народную жизнь», изображение пореформенной России, рассуждении 0 тяжолой крестьянской доле, о крестьянском разорении о невозможности для народа так жить дальше.
Крестьянский вопрос Некрасов считал основным в современной ему России. Поэт покапызает нищету, голод, пьянство, тяжелую и бесправную крес-тянскую долю.
С одной стороны, в поэме показана высокая духовность народа (когда, например, Яким во время пожара спасает любимые им картиночки и иконы, забывая при этом о богатстве, которое с большим трудом скопил в течение всей жизни).
С другой стороны, показаны неграмотность, невежество, убогость вкусов народа , ограниченность крестьянского сознания. Н. А. Некрасов мечтает о том времени, когда мужик «не Блюхера и не милорда глупого Белинского и Гоголя с базара понесет».
Начав писать «по горячим следам», то есть сразу после реформы, Некрасов бесконечно расширил свой первоначальный замысел.
Поиски «счастливцев» на Руси увели его из современности к истокам: поэт стремится осознать не только результаты отмены крепостного права, но и саму философскую природу понятий «счастье», «свобода», «честь», «покой», ибо вне этого философского осмысления невозможно понять суть Настоящего момента и увидеть будущее народа.
В поэме представлена немыслимая ситуация, когда семь крестьян из различных деревень, задавшись вопросом « Кому же на Руси живется хорошо?» и не сумев найти однозначного ответа на него, решают искать правды «в миру», причем не просто искать, а «В домишки не ворочаться, не видеться ни с женами, ни с малыми ребятами, ни с стариками старыми, покуда делу спорному решенья не найдут».
Каждому из них представляется свой идеал абсолютно счастливого человека. Это и помещик, и чиновник, и поп, и купец, и боярин, и министр государев, и сам царь. Само же счастье для мужичков крайне просто и неприхотливо: «по пуду в день» «хлебушка», «по ведру бы водочки», а «утром бы огурчиков», «а в полдень бы по жбанчику холодного кваску», а «вечером по чайничку горячего чайку».
Путешествуя по различным деревням и городам, мужики приходят к выводу, что понятие счастья везде различно. Для одной старушки это урожай в тысячу реп на «небольшой гряде», для побывавшего «в двадцати сражениях» солдата — жизнь после того, как «не убит» «за провинности», а нещадно «бит палками», и все равно, «хоть пощупай», жив.
Каменотес, несмотря на непосильно тяжкий труд, все равно счастлив. Ведь живет с семьей и «не знает нужды», потому что с раннего утра иногда выходит «щебенки наколачивать в день на пять серебром». Счастлив и «любимый раб» князя, потому что «с французским лучшим трюфелем тарелки… лизал» и «напитки иностранные из рюмок допивал».
Один мужик считает, что «счастье наше — в хлебушке», другой — в том, что не погиб на охоте от лап медведя, как трое его товарищей.
Выходит, счастливы все, только каждый по-своему. Даже нищие, и те счастливы оттого, что у порога их лавочник «встречает подаянием», а если вдруг какой-то из них забредет в дом, то его «почтенно» «проводят до ворот». Только если у богатых счастье может заключаться и в богатстве в том числе, то у крестьянина оно «дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями».
Семь странствующих мужиков-правдоискателей — это символический образ России, свидетельствующий о том, что крестьянская Русь пробудилась, ожила.
Мужики еще не понимают, что вопрос: кто счастливее — поп, помещик, купец, чиновник или царь, — характеризует ограниченность их представлений о счастье. Встреча с попом уже в начале поэмы показывает, что своего, крестьянского, понимания счастья у мужиков нет.
Но в произведении отражена эволюция народного сознания, когда правдоискатели постепенно приближаются от формулы счастья попа к правде Гриши Добросклонова:
Доля народа,
Счастье его,
Свет и свобода Прежде всего!
Мы же немного Просим у Бога -.
Честное дело Делать умело Силы нам дай!
Созданные Н. А. Некрасовым образы Матрены Тимофеевны, Савелия, Якима Нагого, Ермила Гирина и многих других свидетельствуют о том, что крестьянская Русь очнулась. Постепенно в поэме складывается иной образ счастливого человека. И этим счастьем является борьба за народные интересы:
Довольно, окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином!
Источник: https://www.prepodka.net/problema-schast-ya-v-poe-me-komu-na-rusi-zhit-horosho/
Сочинение: Проблема народного счастья в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Автор: Некрасов Н.А.<\p>
Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству.
<\p>
В центре поэмы — собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и надежды, жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни крестьянина вместились в это произведение.
Сюжет поэмы “Кому на Руси жить хорошо” близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне — не странники-богомольцы. Они — символ пробуждающейся России.<\p>
Среди крестьян, изображенных Некрасовым, мы видим много настойчивых искателей истины.
Это прежде всего семь мужиков. Их главная цель — найти “счастье мужицкое”. И пока его не найдут, решили мужики
В домишки не ворочаться,<\p>
Возможно вы искали – Сочинение: Проблема народного счастья в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо.
Не видеться ни с женами,<\p>
Ни с малыми ребятами…
Но и помимо них в поэме встречаются искатели народного счастья. Один из них показан Некрасовым в главе “Пьяная ночь”. Это Яким Нагой. В его внешности, речи чувствуется внутреннее достоинство, не сломленное ни тяжелым трудом, ни бесправным положением.
Яким спорит с “умным барином” Павлушей Веретенниковым. Он защищает мужиков от упрека в том, что они “пьют до одурения”. Яким умен, он прекрасно понимает, почему крестьянам так нелегко живется. Его мятежный дух не смиряется с такой жизнью.
В устах Якима Нагого звучит грозное предупреждение:
У каждого крестьянина<\p>
Душа, что туча черная,<\p>
Похожий материал – Сочинение: Преступление и наказание в романе Ф. М. Достоевского
Гневна, грозна — и надо бы<\p>
Громам греметь оттудова…
В главе “Счастливые” рассказывается еще об одном мужике — Ермиле Гирине. Он прославился на всю округу своим умом и бескорыстной преданностью интересам крестьян. Рассказ о Ермиле Гирине начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. Ермила обращается за помощью к народу.
И чудо сотворилося<\p>
На всей базарной площади<\p>
Очень интересно – Сочинение: Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
У каждого крестьянина,<\p>
Как ветром, полу левую<\p>
Заворотило вдруг!
Ермил наделен чувством справедливости. Лишь однажды он оступился, когда выгородил “из рекрутчины меньшого брата Митрия”. Но этот поступок стоил ему жестоких мучений, в порыве раскаяния он чуть было не покончил жизнь самоубийством. В критическую минуту Ермила Гирин жертвует своим счастьем ради правды и попадает в острог.
<\p>
Мы видим, что герои поэмы понимают счастье по-. разному. С точки зрения попа, это “покой, богатство, честь”. По мнению помещика, счастье — это праздная, сытая, веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами. В поисках богатства, власти “громадная, к соблазну жадная идет толпа”, пишет Некрасов.
<\p>
Вам будет интересно – Сочинение: Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание 3
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов затрагивает также проблему женского счастья. Она раскрывается при помощи образа Матрены Тимофеевны. Это типичная крестьянка среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, исполненная чувства собственного достоинства.
На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрены Тимофеевны — собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины.
Нелегкая судьба Матрены Тимофеевны дает ей право сказать странникам от имени всех русских женщин:
Ключи от счастья женского,<\p>
От нашей вольной волюшки,<\p>
Заброшены, потеряны<\p>
У Бога самого!
Похожий материал – Сочинение: Образ времени в романе Ф.М.Достоевского Преступление и наказание
Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме также при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Он — сын дьячка, жившего “беднее захудалого последнего крестьянина”, и “батрачки безответной”. Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья.
..лет пятнадцати<\p>
Григорий твердо знал уже,<\p>
Что будет жить для счастия<\p>
Источник: https://cwetochki.ru/ref-sochinenie-problema-narodnogo-schastia-v-poeme-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-khorosho.html
Проблема народного счастья в поэме “Кому на Руси жить хорошо” – Сочинения
Н. А. Некрасов долго работал над своим произведением. В нем он изобразил широчайшую панораму жизни крестьянской Руси второй половины 19 века. Какова она была? Есть ли народное счастье? Ответы на эти вопросы пытаются найти герои поэмы, семь мужиков, бывших крепостных. Встречаются они в значимом месте – на столбовой дороженьке.
Дорога, как символ поиска и движения, должна привести героев к истине.<\p>
Ни один из мужиков не мыслит искать счастливых людей среди крестьян. Названия деревень, из которых вышли наши герои, говорит о нелепости таких предположений. Не может быть счастливых людей в деревнях Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка.
Нищетой, бесправием веет от этих названий. Весело и вольготно, по их мнению, могут жить попы, помещики, купцы, вельможные бояре. Но и тут ждет их разочарование.<\p>
Многое повидали странники, много историй выслушали. Село Кузьминское поразило своим богатством, но здесь беспробудное пьянство и драки.
Трезвому человеку, по мнению мужиков, невозможно на Руси жить: не выдержит он непосильного труда. Так пьют здесь, что кажется, будто вся деревня раскачивается.<\p>
Попытки найти счастливиц среди русских женщин также не увенчались успехом.
Рассказ Матрены Тимофеевны Корчагиной о своей жизни – подтверждение того, что русские крестьянки были бесправны, зависимы от мужа, от свекрови. У самого Бога потеряны ключи от женского счастья и волюшки.<\p>
О бесправии бывших крепостных странники узнают от крестьян села Вахлачина. Остались они обманутыми хозяевами и не будет у них обещанных пойменных лугов.
Здесь же путники услышали одну из самых страшных историй времен крепостного права о судьбе примерного холопа Якова. Тот любил своего барина, прощал ему многие издевательства, ухаживал за ним. Доведенный до отчаяния подлостью Поливанова, желая отомстить, Яков не тронул барина, а посадил его под сосной и повесился над головой обидчика.
<\p>
Мрачные картины жизни на Руси. Где же счастье? Возможно, ростки его в душевных порывах героев поэмы. Яким Нагой выносит из горящей избы не то, что копил годами, а любимые картинки. Ермилу Гирину мужики одалживают деньги, не требуя расписки. Былинного богатыря напоминает дедушка Савелий, в котором человеческое не сломила долгая каторга.
<\p>
И, конечно, образ Гриши Добросклонова, светлого и сильного душой. Он точно знает, за кого отдаст свою жизнь. Путь славного народного заступника уготован Грише. Н. А. Некрасов подводит нас к выводу о том, что счастье заключается в духовном возрождении народа.
Источник: https://sochinenienatemu.com/sochinenie-komu-na-rusi-zhit-horosho/problema-narodnogo-schastya-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho/
Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Сочинение
Уже само название этого произведения говорит о том, что автор будет раскрывать свою точку зрения на проблему счастья — и для каждого конкретного человека, и для всей страны в целом.
Собираются мужики-крестьяне и начинают спорить. «Кому на Руси жить хорошо?». Предлагаются варианты: помещику, купцу, чиновнику, попу, царю. Человека из народа в этом списке нет.
Народ в целом несчастен, об этом говорят сами названия деревнь:
Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобилино, Горелово, Неелово, Неурожайки тож…
Спорщики поначалу считают, что счастье в благосостоянии, но выясняется, что, скажем, у попа это благосостояние весьма относительно, и даже помещик с тоской вспоминает о старике и плачет оттого, что ему теперь приходится трудиться.
Когда на ярмарке к мужикам подходят «счастливые», то они рассказывают о своём счастье исключительно ради того, чтобы им «поднесли». Большинство из них оценивают свое состояние по простейшему определению «счастье — есть отсутствие несчастья». Не убили в сражении — счастлив, есть кусок хлеба — счастлив. Самое простое счастье — уродилась хорошая репа.
Но все относительно. За рассказом о том, что счастье в силе и физическом здоровье, следует образ человека, который надорвался по вине подрядчика. Ничто не может застраховать человека от горя.
Так, когда герои вспоминают Ермила Гирина, который честен и добродетелен, имеет и хорошие деньги, и уважение в народе, выясняется, что в настоящий момент Ермил пребывает в остроге…
Многим и в голову не приходит, что они сами могут быть счастливы, они указывают на других.
Так, крестьянки показывают на Матрену Тимофеевну Корчагину, она, дескать, и умна, и красива, и хозяйство вести умеет.
Но сама Матрена Тимофеевна, рассказывая о своей тяжелейшей, наполненной горем и слезами жизни, заявляет, что для русской женщины, крестьянки, счастье вообще невозможно, ключи от него потеряны:
Мужчинам три дороженьки: Кабак, острог да каторга, А бабам на Руси Три петли: шелку белого, Вторая – шелку красного, А третья – шелку черного,
Любую выбирай!…
Народ несчастен, забит, необразован. Даже те персонажи, которые считают себя счастливыми сами, с точки зрения автора, несчастны. Поэма писалась Некрасовым уже после социальных реформ шестидесятых годов, когда
Распалась цепь великая, Распалась и ударила, — Одним концом по барину,
Другим — по мужику…
То бишь было отменено крепостное право. Некрасов в своей поэме утверждает, что народу после этих реформ не стало лучше жить, что никакой реальной пользы они не принесли. Крестьянство сравнивается с богатырем Святогором, взвалившем на себя непосильную ношу.
Единственное, что, по Некрасову, может принести ему счастье — это коренное изменение порядка вещей, революция. Ключевой образ поэмы — образ Григория Добросклонова, который готовит себя к роли народного защитника.
Он готов смириться с личным неблагополучием, с тем, что его ждут «чахотка и Сибирь», но верит в то, что «Рать подымется Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая»! Счастье народа — в осознании своей силы, в вере в защиту своих социальных прав:
Сбирается с силами русский народ И учится быть гражданином.
Источник: https://litera.su/learner/all-works/nekrasov-n-a/problem-of-happiness-in-nekrasovs-poem-who-lives-well-in-russia
Сочинение на тему ««Проблема народного счастья ? » (по поэме «Кому на Руси жить хорошо»)»
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» была задумана поэтом как своеобразная народная книга, в которой бы как в зеркале отражалась бы жизнь русского народа, его проблемы и его несчастья, его горести и его радости.
Свое бессмертное произведение Некрасов начал писать в 1863 году, а закончил ее лишь спустя одиннадцать лет, в 1877 году, будучи уже смертельно больным. Поэт мечтал, чтобы его поема бал как можно ближе к народу, как можно точнее отображала жизнь крестьян.
Спустя столетие мы с уверенностью можем сказать, что Некрасову удалось воплотить в жизнь свою мечту и создать поистине великую народную поэму. В основу поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» Некрасов положил собирательный образ русского крестьянина, образ бережливого и заботливого хранителя земли русской.
В строках поэмы отражаются крестьянские горести и радости, мужицкие надежды и сомнения, жажду народа к счастью и воле. В это произведение уместились все самые важные события крестьянской жизни. Сам сюжет поэмы очень близок к народным сказам о героях, посвятивших свою жизнь поискам правды и счастья.
А двинувшиеся в путь крестьяне -главные герои поэмы «Кому на Руси жить хорошо?» вовсе не странники из народных былин, они — символ пробуждающейся от многовекового сна России.
Среди крестьян, которых изобразил в своей поэме Некрасов, наиболее ярко проявляются настойчивые искатели истины — семь мужиков, главной целью жизни которых является поиск «счастья мужицкого». И до тех пор, пока они не найдут своего счастья, мужики решили: «В домишки не ворочаться, Не видеться ни с женами, Ни с малыми ребятами…». Но и кроме этих семерых в поэме есть другие искатели счастья, один из которых изображен Некрасовым в главе «Пьяная ночь».
Это крестьянин Яким Нагой, во внешности которого просматривается большое внутреннее достоинство, которое не сломили ни бесправное положение, ни тяжелый труд. В этой главе Яким ведет спор с «умным барином Павлушей Веретенниковым». Яким защищает крестьян от обвинения Павлуши в том, что мужики «пьют до одурения».
Нагой умен, он отдает себе отчет в том, насколько тяжело живется простому русскому народу, и его мятежная душа не может мириться с такой жизнью и вот в устах Якима звучит грозное заявление: «У каждого крестьянина Душа, что туча черная, Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова…».
А вот в главе «Счастливые» Некрасов рассказывает еще об одном крестьянине по имени Ермила Гирин. Он был известен на всю округу необычайным умом и бескорыстной преданностью интересам своего народа.
Рассказ об этом необычном мужике начинается с описанием судебной тяжбы Ермилы с купцом Алтынниковым, завязавшейся из-за сиротской мельницы.
В этом споре Гирин обращается к крестьянам и надеется на их помощь: «И чудо сотворилося На всей базарной площади У каждого крестьянина, Как ветром, полу левую Заворотило вдруг!» Этот человек наделен удивительным чувством справедливости и лишь однажды он поступил наперекор своим убеждениям, когда спас «из рекрутчины меньшого брата Митрия».
Однако и этот один единственный на его взгляд неправедный поступок стоил ему немалых душевных мук. Как видно из поэмы, все ее герои по-разному представляют себе, что такое счастье и по разному пытаются его обрести. Например, по мнению попа счастье — это «покой, богатство, честь».
Помещик считает, что счастье заключается в сытой, праздной веселой жизни и неограниченной властью над крестьянами. В поисках такого сомнительного счастья, как писал Некрасов, «громадная, к соблазну жадная идет толпа».
А вот проблему народного счастья поэт раскрывает при помощи крестьянского заступника Гриши Добросклонова, тяжелая жизнь которого вызывает протест в его душе. Сын дьячка, который жил «беднее захудалого последнего крестьянина», и «батрачки безответной», он с детства решает посвятить собственную жизнь поискам народного счастья. «..
лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка». Этому герою поэмы не нужны личное благополучие и богатство, его счастье заключается в торжестве дела всего его жизни.
Судьба ему готовила «Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь». Не уступает он перед испытаниями и воодушевляется, видя, что многомиллионный народ России уже пробуждается и вскоре будет готов к борьбе за свою свободу и за свое счастье. «Рать подымается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!» На вопрос, поставленный в названии поэмы, Некрасов сам и отвечает. По настоящему счастливыми могут быть только те люди, которые борются за счастье других, за счастье своего народа: «Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные, Звуки лучезарные гимна благородного — Пел он воплощение счастия народного.»<\p>
Источник: https://schoolsochinenie.ru/problema-narodnogo-stchastyya-po-pome-komu-na-rusi-zhity-horosho.html
Нравственные проблемы в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» на Сёзнайке.ру
Около четырнадцати лет, с 1863 по 1876 г., продолжалась работа Н.А. Некрасова над наиболее значительным произведением в его творчестве – поэмой «Кому на Руси жить хорошо».
Несмотря на то, что, к сожалению, поэма так и не была закончена и до нас дошли лишь отдельные ее главы, уже позже расставленные текстологами в хронологическом порядке, некрасовское произведение по праву можно назвать «энциклопедией русской жизни».
По широте охвата событий, детальности изображения характеров, поразительной художественной точности оно не уступает «Евгению Онегину» А.С. Пушкина.
Параллельно с изображением народной жизни в поэме поднимаются вопросы нравственности, затрагиваются этические проблемы русского крестьянства и всего русского общества того времени, поскольку именно народ всегда выступает носителем нравственных норм и общечеловеческой этики в целом.
Основная идея поэмы вытекает непосредственно из ее названия: кого на Руси можно считать действительно счастливым человеком?
Одной из основных категорий нравственности, лежащих в основе понятия народного счастья, по мнению автора. Является верность долгу перед Родиной, служение своему народу. По Некрасову, хорошо на Руси живется тем, кто борется за справедливость и «счастие родного уголка».
Крестьяне-герои поэмы, ищущие «счастливого», не находят его ни среди помещиков, ни среди священников, ни среди самих крестьян.
В поэме изображен единственный счастливый человек – Гриша Добросклонов, посвятивший свою жизнь борьбе за народное счастье.
Здесь автор выражает, на мой взгляд, абсолютно бесспорную мысль о том, что нельзя быть истинным гражданином своей страны, ничего не предпринимая для улучшения положения народа, составляющего силу и гордость Отечества.
Правда, некрасовское счастье очень относительно: «народному заступнику» Грише «судьба готовила… чахотку и Сибирь». Однако трудно спорить с тем, что верность долгу и чистая совесть являются необходимыми условиями настоящего счастья.
В поэме так же остро стоит проблема нравственного падения русского человека, в силу своего ужасающего экономического положения поставленного в такие условия, в которых люди теряют свое человеческое достоинство, превращаясь в холуев и пьяниц.
Так, рассказы лакея, «любимого раба» князя Переметьева, или дворового человека князя Утятина, песня «Про холопа примерного, Якова верного» – своего рода притчи, поучительные примеры того, к какому духовному холопству, нравственной деградации приводило крепостное право крестьян, и прежде всего – дворовых, развращенных личной зависимостью от помещика.
Это некрасовский упрек великому и могучему по своей внутренней силе народу, смирившемуся с положением раба.
Лирический герой Некрасова активно протестует против этой рабской психологии, зовет крестьянство к самосознанию, призывает весь русский народ освободиться от векового угнетения и ощутить себя Гражданином. Поэт воспринимает крестьянство не как безликую массу, а как народ-созидатель, считал народ настоящим творцом человеческой истории.
Однако самое страшное последствие векового рабства, по мнению автора поэмы, заключается в том, что многие крестьяне довольны своим униженным положением, поскольку не мыслят себе иной жизни, не представляют, как вообще можно существовать по-другому.
Например, лакей Ипат, раболепствующий перед своим господином, с благоговением и чуть ли не с гордостью рассказывает о том, как барин окунал его зимой в прорубь и заставлял играть на скрипке стоящим в летящих санях.
Холуй князя Переметьева гордится своей «барской» болезнью и тем, что «с французским лучшим трюфелем тарелки он лизал».
Рассматривая извращенную психологию крестьян как прямое следствие самодержавно-крепостнического строя, Некрасов указывает и на другое порождение крепостного права – беспробудное пьянство, ставшее сущим бедствием русской деревни.
Для многих мужиков в поэме представление о счастье сводится к водке. Даже в сказке о пеночке семь мужиков-правдоискателей на вопрос о том, чего бы им хотелось, отвечают: «Кабы нам только хлебушка… да по ведру бы водочки».
В главе «Сельская ярмонка» рекой льется вино, идет массовое спаивание народа. Мужики пьяными возвращаются домой, где становятся настоящим несчастьем для своей семьи.
Мы видим одного такого мужика Вавилушку, пропившего «до грошика», который сокрушается, что не может даже купить козловые ботиночки свей внучке.
Другая нравственная проблема, которую затрагивает Некрасов, – проблема греха. Путь к спасению души человека поэт видит в искуплении греха. Так поступают Гирин, Савелий, Кудеяр; не таков староста Глеб.
Бурмистр Ермил Гирин, послав в рекруты сына одинокой вдовы, тем самым избавив собственного брата от солдатчины, искупает свою вину служением народу, остается верен ему даже в минуту смертельной опасности.
Однако самое тяжкое преступление перед народом описывается в одной из песен Гриши: сельский староста Глеб утаивает от своих крестьян известие о раскрепощении, таким образом оставляя восемь тысяч человек в кабале рабства. По мнению Некрасова, подобное преступление ничем невозможно искупить.
У читателя некрасовской поэмы возникает чувство острой горечи и обиды за предков, надеявшихся на лучшие времена, но вынужденных жить в «пустопорожних волостях» и «подтянутых губерниях» спустя более чем сто лет после отмены крепостного права.
Раскрывая сущность понятия «народное счастье», поэт указывает, что единственно верный путь для его достижения – крестьянская революция. Идея возмездия за народные страдания наиболее четко сформулирована в балладе «О двух великих грешниках», которая является своего рода идейным ключом ко всей поэме.
Разбойник Кудеяр сбрасывает с себя «бремя грехов» только тогда, когда убивает пана Глуховского, известного своими злодеяниями. Убийство злодея, по мнению автора, не преступление, а подвиг, достойный награда. Здесь некрасовская идея вступает в противоречие с христианской этикой. Поэт ведет скрытую полемику с Ф.М.
Достоевским, утверждавшим недопустимость и невозможность построения справедливого общества на крови, считавшим, что сама мысль об убийстве – уже преступление.
И я не могу не согласиться с этими утверждениями! Одна из важнейших христианских заповедей гласит: «Не убий!» Ведь человек, лишающий жизни себе подобного, убивает тем самым человека в себе, совершает тяжкое преступление перед самой жизнью, пере Богом.
Поэтому, оправдывая насилие с позиции революционной демократии, лирический герой Некрасова зовет Россию «к топору» (по выражению Герцена), что, как мы знаем, привело к революции, обернувшейся самым страшным грехом для ее исполнителей и самым большим бедствием для нашего народа.
Источник: https://www.seznaika.ru/literatura/referaty/8588-nravstvennie-problemi-v-poeme-nekrasova-komu-na-rusi