Человек в творчестве пушкина

Человек и общество в произведениях Александра Пушкина

Удивительное чувство охватывает душу, когда берешь в руки томик стихов Александра Сергеевича Пушкина. Этому волшебнику подвластно все.

Нет такой темы, формы или жанра, в котором бы ни творил художник. Но более всего меня привлекает лирика поэта.

О серьезных философских вещах он говорит с такой прелестной легкостью! Его стихи завораживают красотой формы и звучанием и при этом не теряют глубины содержания.

Обратите внимание

Обратимся к поздней лирике поэта, когда он, многое пережив, потеряв близких друзей, переосмысливает пройденный путь, но почему-то не мечтает о будущем. Что это? Гениальное предчувствие близкой кончины или понимание, что все самое прекрасное и светлое уже свершилось в его жизни? Очень показательно для этого периода стихотворение «Полководец», посвященное Барклаю де Толли:

Но в сей толпе суровой

Один меня влечет всех больше. С думой новой

Всегда остановлюсь пред ним — и не свожу

С него моих очей. Чем долее гляжу,

Тем более томим я грустию тяжелой.

О, вождь несчастливый! Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

Поэт размышляет о превратностях судьбы этого воина. Так случилось, что беды и несчастья нашествия Наполеона народ пытался объяснить неумелым командованием чужака — Барклая. Автор понимает ошибочность суждений простых людей:

О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!

Жрецы минутного, поклонники успеха!

Как часто мимо вас проходит человек,

Над кем ругается слепой и буйный век,

Но чей высокий лик в грядущем поколенье

Поэта приведет в восторг и в умиленье!

Не о себе ли тут рассуждает автор? И его не всегда понимали современники. Не всякому дано оценить масштаб личности, понять гения.

Хотя Пушкина при жизни называли «солнцем русской поэзии», но в конце пути у Александра Сергеевича появилось много завистников, злопыхателей, готовых охаять творения поэта, отравить его жизнь, заставить страдать и без того не очень — то счастливого и благополучного художника.

Пушкин был мудр, как всякий гений, но и по-детски беззащитен, с открытыми людям сердцем и душой. Он страдал из-за черствости, несправедливости и клеветы окружающих.

Очень часто поэт уносился воспоминаниями в прошедшие годы юности, когда был счастлив, молод, окружен друзьями.

В стихотворении «Осень» звучит мотив воспоминаний о «золотом времени», о прекрасной поре осени, когда поэту работалось легко и радостно, возрождалось вдохновение.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь;

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят — я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн…

Поэзия А. С. Пушкина вечно молода, таланту не дано стареть, годы не властны над ним.

Важно

Философской лирике Пушкина свойственны рассуждения о бренности жизни, несвоевременности прихода человека в мир, о многих несправедливостях, подстерегающих его на и без того коротком и не всегда безмятежном пути. Поэтому тема дороги очень часто возникает в лирике поэта. В стихотворении «Зимняя дорога» слышатся мотивы заунывной ямщицкой песни, видятся бесконечные просторы России, навевающие тоску:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Ни огня, ни черной хаты,

Только версты полосаты

Стихотворение «Бесы» шире и глубже трактует эту же тему: дорога завораживает и уводит в неведомые дали. Это путь не только лирического героя, но и России в целом.

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Быстротечность жизни — еще один мотив философской лирики поэта. Он предвидит свою раннюю гибель и как может сопротивляется, но судьба неотвратима. Стихотворение «Элегия» полно противоречивых чувств и переживаний. Боль и тоска преодолеваются неукротимой жаждой жизни.

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино — печаль минувших дней

В моей душе, чем старе, тем сильней.

Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Во многих стихотворениях Пушкин обращается к читателю от первого лица, поэтому произведение воспринимается как написанное только и непосредственно для читающего. Неувядаемая, прекрасная, радостная и печальная лирика будит в человеке самые возвышенные чувства, делает нас лучше, добрее, что в конечном итоге является главной задачей и целью творчества любого художника.

Источник: https://velikiy-pushkin.ru/7458-Chelovek-i-obschestvo-v-proizvedeniyah-Aleksandra-Pushkina

Сочинение по творчеству А.С. Пушкина «ЧИТАЯ ЕГО ТВОРЕНИЯ, МОЖНО ПРЕВОСХОДНЫМ ОБРАЗОМ ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА»

Перед вами сочинение-рассуждение по творчеству великого поэта А.С Пушкина. Сочинение озаглавлено словами литературного критика В.Г. Белинского.

«ЧИТАЯ ЕГО ТВОРЕНИЯ, МОЖНО ПРЕВОСХОДНЫМ ОБРАЗОМ ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА» (В. Г. Белинский)

Сочинение-рассуждение по творчеству А.С. Пушкина.  «ЧИТАЯ ЕГО ТВОРЕНИЯ, МОЖНО ПРЕВОСХОДНЫМ ОБРАЗОМ ВОСПИТАТЬ В СЕБЕ ЧЕЛОВЕКА»

Более ста восьмидесяти лет прошло со дня гибели поэта, а его творения находят все новых и новых поклонников в нашей стране и за рубежом. В чем же сила творений поэта?

Большая часть современников поэта не принимала его, ведь вместо популярных тогда назиданий и нравоучений, как следует жить и как не следует, стихи Пушкина заставляли думать, чувствовать. «О, если б голос мой умел сердца тревожить», — мечтал поэт. Он «жег сердца людей», «не позволял душе лениться».

Жизнь и поэзия для Пушкина слились в одно целое. Его творения не имели бы такой силы и значимости, если бы были в изоляции от жизни. А. С. Пушкин воспевал свободу, но считал, что честные правители и справедливый закон, это то, что необходимо стране для обеспечения свободы, равенства и братства.

Склонитесь первые главой

Под сень надежного закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Пушкин был дружен с декабристами, и если бы не стечение ряда обстоятельств: ссылка, желание его друзей-декабристов защитить его бесценный дар, возможно он встал бы в рады на Сенатской площади.

После событий на Сенацкой площади, когда даже имена декабристов было запрещено произносить, Пушкин пишет послание декабристам «Во глубине сибирских руд…».

Его муза — «гроза царей, свободы гордая певица».

«Его стихи пронизаны глубоким уважением к тем, кто борется -с деспотизмом, за свободу ума и сердца, за утверждение правды и справедливости ка земле», — писал В. Г. Белинский.

Стремление к жизни, свободной от зла, насилия, жестокости возникает при чтении вольнолюбивых стихотворений Пушкина. Один из декабристов — Рылеев так сказал о себе: «Я не поэт, а гражданин».

Пушкин же предстает перед читателем как поэт- гражданин. Размышления о назначении поэта, его долге, волнуют Пушкина еще с лицейских лет.

Совет

Он спорил с Дельвигом и Кюхельбекером о том, что нельзя воспевать «цветочки и лепесточки», когда народ бесправный и угнетенный.

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И Рабство, падшее по мановении царя,

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Пушкин мечтает об отмене крепостничества, что находит отражение в его стихотворении «Деревня». Своими произведениями он подводит читателя к необходимости бороться за счастье окружающих людей, как бы ни было трудно.

Гражданственность Пушкина проявляется и в его произведениях о войне 1812 года. Он искренне жалеет, что не мог внести личного вклада в борьбу за освобождение для Родины.

И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;

Вотще лишь гневом дух пылал!..

Поэт прославляет русский народ в стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», понимая, что именно народ одержал победу над врагом. Пушкин сравнивает русских воинов с богатырями. Лирика Пушкина народна, она заставляет задуматься о силе простого человека, о его значении в исторических событиях.

Пушкин в своем творчестве выделяет огромное место любви и дружбе. Белинский так описывал черты, свойственные Пушкину:

«…живость, впечатлительность, пылкость, способность увлекаться и увлекать сердца, жажда любви, дружбы, способность привязываться к человеку, пылкий, горячий темперамент, влечение к жизни, жизненным удовольствиям и тревогам. Пушкин — это певец дружбы, благородного чувства, истоки которого были заложены в самой натуре этого человека».

У Пушкина было много друзей, он считал дружбу — идейным сплочением людей. Необыкновенное чувство дружбы объединяло Пушкина и Чаадаева. Поэт уважал этого человека за необыкновенный ум, мужество, пламенное сердце.

Пушкин доносит до нашего понимания, что дружба познается и проверяется в беде, когда плечо и помощь друга особенно необходимы, дороги. Поэт пытается поднять дух друзей, сосланных в Сибирь, после неудачного восстания декабристов, рискуя навлечь на себя гнев власть имущих. Он верит, что их дело не пропадет, что его продолжат другие поколения.

Через всю жизнь Пушкина проходит тема любви. Он воспевает в своих стихах духовную и физическую красоту человека. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье» пронизано грустью, воспоминанием, горестным сознанием утраты, счастьем встречи. Слова:

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь —

Обратите внимание

раскрывают красоту, полноту внутреннего мира человека, когда он любит. Стихотворение «Я вас любил…» поражает силой человеческих чувств, достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Пушкин — тонкий художник, с какой искренностью, правдивостью смог он передать чувства молодой девушки в письме Татьяны к Онегину.

Пушкин любил не только своих героев, но и  все, что их окружало — Родину, русскую природу.

…Вдали

Пред ним пестрели и цвели

Луга а нивы золотые,

Мелькали села…

Творчество Пушкина было, есть и будет близко людям, т.к. оно затрагивает самое сокровенное в человеке. Его поэзия современна и сейчас в пору духовной черствости. Его размышления о роли общества и человека в нем, проблемы нравственности в отношениях между людьми, истинных ценностей, отношение к Родине — все это делает творчество Пушкина живым и жизненно необходимым и в наше время.

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-po-tvorchestvu-a-s-pushkina-chitaya-ego-tvoreniya-mozhno-prevoshodnyim-obrazom-vospitat-v-sebe-cheloveka/

Анализ пороков человека в произведениях Пушкина

Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>

Живя в обществе, построенном на эксплуатации человека человеком, Пушкин не мог не замечать пороков этого общества. Деньги для людей становились главной ценностью в жизни, мерилом жизни, зависть запросто могла поднять руку на дружбу, миром правили обман, предательство и властолюбие.

Современный век напоминает Пушкину демонскую пляску, бесовское кружение. Его душа неспокойна: поэта лишают творческой независимости, его сильно тяготит и угнетает обидное невнимание читателей, равнодушие публики. От всего этого лирику Пушкина начинают наполнять трагедийные мотивы, а его героям становятся присущи индивидуалистическое сознание и “ужасные сердца”.

Так возник цикл трагедийных произведений под названием “Маленькие трагедии”.

Накаленный драматизм тревожных переживаний героев — властолюбия и скупости, честолюбия и зависти — предопределяют центральную тему “Маленьких трагедий”: трагическая судьба личности, жаждущей самоутверждения любой ценой.

Неукротимое стремление к счастью, к завоеванию своего места под солнцем, утверждение своего превосходства и исключительности, возведение своих личных желаний в культ, в единственную и непреходящую ценность — вот что составляет драматическую основу небольших, но исключительно содержательных произведений.

Герои этих трагедий идеализируют свой мир и себя, они убеждены в своем героическом предназначении. Но эта вера в собственную исключительность вступает в конфликт с реальным миром, проникнутом такими же индивидуалистическими настроениями, что неизбежно влечет героев к гибели.

Лишь немногие из них отвергают себялюбивые жизненные принципы, но и их безжалостный “ужасный век” вовлекает в круговорот опасностей, тревоги, гибели.

Объективный конфликт, заключающийся во враждебном индивидуалистическому сознанию героев миропорядке, усугубляется субъективным — внутренними противоречиями, душевным надломом, борьбой- идеи-страсти с традиционными нравственными запретами.

Важно

Напряженность и внутренний драматизм трагедий определяют решительные поступки героев, пограничное душевное состояние персонажей, когда решается вопрос жизни и смерти.

Внутренний драматизм пронизывает всю атмосферу “Маленьких трагедий”, где впрямую сталкивается несопоставимое: скупость и рыцарство, прямодушие и коварство. Отец бросает вызов сыну, и тот его принимает с радостью, как тигренок легкую добычу. Друг убивает друга, поддавшись позыву уязвленного тщеславия.

Читайте также:  Краткое содержание произведения «первая любовь» по главам (и. с. тургенев)

Страшная внутренняя борьба раздирает души героев. Пушкин исследует душевное состояние героев в момент выбора ими пути, все персонажи трагедий стоят на грани жизни и смерти. Обстоятельства, в которые поставлены действующие лица, накалены до предела.

Каждый образ, каждая деталь, каждая реплика ясны и определенны, и все они резко контрастируют между собой. Вот как говорит Альбер в “Скупом рыцаре”, обращаясь к ростовщику:

А, приятель!

Проклятый жид, почтенный Соломон,

Пожалуй-ка сюда…

В этих словах — и острая нужда в деньгах, и презрение к низкому по происхождению человеку. В “Моцарте и Сальери” слепой скрипач, не зная, кто стоит перед ним, фальшиво играет арию из Дон-Жуана, вызывая искреннее веселье Моцарта и столь же искреннее негодование Сальери.

Резко контрастируют друг с другом и целые эпизоды. В диалоге ростовщика с Альбером еврей хитро и настойчиво подводит разговор к главной теме — отравлению отца, а в диалоге барона и герцога отец так же хитро и настойчиво стремится уйти от угнетающей его темы — необходимости материально содержать сына.

Действие этих двух трагедий происходит в совершенно разные времена, главные герои относятся к совершенно различным социальным слоям. Но характеры и судьбы персонажей во многом схожи. Эгоистическое желание героев утвердить свою правду путем безжалостного подавления воли других сближает произведения.

Восклицание благородного герцога об ужасном веке тут же подхватывается вступительной фразой следующей трагедии:

Все говорят: нет правды на земле.

Но правды нет — и выше. Для меня

Все это ясно, как простая гамма.

Совет

Однако произнесший эти слова человек оказывается при ближайшем с ним знакомстве прямым потомком Скупого рыцаря.

Поменявший рыцарские привилегии на обладание сокровищами, ради которых пришлось подавить в себе все человеческие слабости, барон с ужасом и негодованием думает о сыне, которому все богатство достанется задаром:

Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>

Безумец, расточитель молодой…

Он разобьет священные сосуды,

Он грязь елеем царским напоит —

Он расточит… А по какому праву?

Столь же искренне возмущен жрец искусства Сальери, посвятивший всю жизнь без остатка служению музыке, он не может смириться с несправедливостью, которая озарила гениальностью не его, а легкомысленного, беспечного Моцарта:

Где ж правота, когда священный дар,

Когда бессмертный гений — не в награду

Любви горящей, самоотверженья,

Трудов, усердия, молений послан —

А озаряет голову безумца, Гуляки праздного?..

Всем своим существом, всей силой оскорбленного самолюбия протестуют герои против посягательства на основы их представлений о высшей.справедливости, что и приводит одного из них к бесславной смерти, а другого — к подлому преступлению и бесславному продолжению жизни.

Погрязший в алчности, мелочной расчетливости барон, однако, в минуту отчаяния вспомнил о рыцарском достоинстве и схватился за меч как орудие честного разрешения спора. Сальери же, “постигший алгеброй гармонию”, оказался мелочнее и подлее: он пустил в ход яд и не ужаснулся, а только задумался над словами великодушного Моцарта:

Но ужель он прав, И я не гений?

Гений и злодейство

Две вещи несовместные.

Разными путями стремятся герои “Маленьких трагедий” достигнуть удовлетворения своих страстей, но все они неизбежно терпят поражение: жестокий век мстит каждому за эгоизм, жестокость, бесцеремонность.

И положительные герои не в состоянии внести естественный правопорядок в век отчужденности, разрушения нормальных человеческих отношений и оказываются либо невинными жертвами, либо бессильными свидетелями низменных страстей.

Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>

Источник: https://sochineniya-na5.ru/analiz-porokov-cheloveka-v-proizvedeniyax-pushkina/

Тема «маленького человека» в творчестве А.С. Пушкина

Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуто творчество многих русских писателей.

Образ «маленького человека» нашел отражение в произведениях многих великих поэтов и писателей.

�зображением плачевной участи этих людей, несправедливости, их окружающей, писатели хотели изменить жизнь «маленького человека» к лучшему, облегчить ее.

Обратите внимание

Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин. В своих произведения

(«Медный всадник», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка» и др.) автор отчетливо описывает жизнь «маленького человека».

Р’ «Повестях Белкина», законченных РІ 1830 РіРѕРґСѓ, писатель рисует РЅРµ только картины РґРІРѕСЂСЏРЅСЃРєРѕ-уездного быта («Барышня-крестьянка»), РЅРѕ Рё останавливает внимание читателей РЅР° СЃСѓРґСЊР±Рµ «маленького человека». Величайший РїРѕСЌС‚ 19 века обратил СЃРІРѕР№ РІР·РѕСЂ РЅРµ РЅР° образ коленопреклоненного, Р° РЅР° СЃСѓРґСЊР±Сѓ несчастного человека, показывая нам его чистую, неиспорченную богатством Рё благополучием душу, умеющего радоваться, любить, страдать. Это повесть “Станционный смотритель”, входящая РІ цикл “Повестей Белкина”.

А. С. Пушкин встал на защиту несправедливо обиженного «почтенного сословия смотрителей».

Он утверждает, что «сии столь оклеветанные смотрители вообще суть люди мирные, от природы услужливые, склонные к общению, скромные в притязаниях на почести и не слишком сребролюбивые».

Мудрый писатель учит нас обращать внимание не на должность, а на душу и сердце человека, потому что тогда мир станет гораздо добрее и честнее.

Станционный смотритель — это самый мелкий чиновник, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда».

С такими бранятся, требуют у них жалобную книгу, считают «извергами человеческого рода». Этим людям нет покоя ни днем ни ночью.

«Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе» — точно подмечает Пушкин.

Важно

«Какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам». Смотритель вынужден дрожать перед любыми другими высшими чинами.

Беседу с читателем А. С.

Пушкин начинает не со знакомства с главными героями повести, не с завязки сюжета, а с вопроса, отражающего причины трагедий и бед одного из героев: «Что такое станционный смотритель?» «� очень скоро мы ясно понимаем, что участь этих людей далеко не завидная», ведь работа — «настоящая каторга», «покою ни днем, ни ночью». Должность станционного смотрителя подразумевает больше обязанностей и ответственности, чем прав и привилегий, поэтому-то и называет их А. С. Пушкин «сущими мучениками четырнадцатого класса, огражденными своим чином токмо от побоев, и то не всегда».

Но, герой повести Самсон Вырин, остается счастливым и спокойным человеком. Он привык к своей службе и имеет хорошую помощницу дочь.

Он мечтает о простом счастье, внуках, большой семье, но судьба распоряжается по-другому. Гусар Минский, находясь у них проездом, забирает дочь Дуню с собой.

В отчаяние Самсон отправляется за ним в Петербург, чтобы увидится со своей дочкой. Он попытался вернуть дочь, но был грубо выставлен за дверь ротмистром Минским.

«Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти- и десятирублевых смятых ассигнаций».

РћС‚ негодования Рё РѕР±РёРґС‹ старик заплакал, «сжал бумажки РІ РєРѕРјРѕРє, Р±СЂРѕСЃРёР» РёС… наземь, притоптал каблуком Рё пошел…В» Хотел было потом вернуться Р·Р° деньгами, РЅРѕ «хорошо одетый молодой человек» уже успел РёС… подобрать Рё быстро уехал.

Станционный смотритель не смирился с тем, что не поговорил с дочерью, и сделал еще одну попытку ее увидеть, но Дуня, увидев отца, упала в обморок.

Совет

После неудачной попытки вернуть дочь, РєРѕРіРґР° гусар “сильной СЂСѓРєРѕР№, схватив старика Р·Р° РІРѕСЂРѕС‚, вытолкнул его РЅР° лестницу”, Вырин был уже РЅРµ РІ состоянии бороться.

Самсону «приятель его советовал… жаловаться; РЅРѕ смотритель подумал, махнул СЂСѓРєРѕР№ Рё решил отступиться».

Поехал РґРѕРјРѕР№ Рё очень переживал Рѕ СЃСѓРґСЊР±Рµ своей Дуни: «Жива ли, нет ли, Бог ее ведает. Р’СЃСЏРєРѕ случается… Как подумаешь, что Рё Дуня, может быть, тут же пропадает…В».

Самсон Вырин пытался протестовать, но, как низший по сословию, не мог противостоять Минскому.

Такова печальная судьба «маленького человека», мастерски изображенная Пушкиным в повести «Станционный смотритель».В конце концов несчастный Самсон умирает от одиночества, от мыслей, что его «заблудшая овечка» может быть несчастна.

Обиженный судьбой и людьми, Вырин стал обобщением страдания и бесправия.

О таких, как он, Пушкин пишет в начале повести: «Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее».

В 1833 году появляется «Медный всадник» Пушкина, в котором «маленький человек» с трагической судьбой выражает робкий протест против бесчеловечного самодержавия.

Обратите внимание

«Добро, строитель чудотворный! —//Шепнул РѕРЅ, злобно задрожав, —//Ужо тебе!..В» Евгений, герой “Медного всадника”, – бедный РґРІРѕСЂСЏРЅРёРЅ, обыкновенный человек. РћРЅ РЅРµ герой, Сѓ него нет никаких возвышенных РґСѓРј.

Он похож на Самсона Вырина. Наш герой живет в Коломне, где-то служит, дичится знатных. Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь.

Он тоже надеется на свое личное, пусть маленькое, но так нужное ему семейное счастье. «…Я молод и здоров,// Трудиться день и ночь готов;// Уж кое-как себе устрою// Приют смиренный и простой// � в нем Парашу успокою.

// Пройдет, быть может, год, другой-// Местечко получу, Параше// Препоручу хозяйство наше// � воспитание ребят…// � станем жить,..».

Но все его мечты тщетны, потому что злой рок врывается в его жизнь: стихия губит его возлюбленную.

Евгений не может противиться судьбе, он тихо переживает свою утрату.

� только в состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте.

Пушкин смотрит на своих героев со стороны. Они не выделяются ни умом, ни своим положением в обществе, но они добрые и порядочные люди, а поэтому достойны уважения и сочувствия.

Р’ романе “Капитанская дочка” РІ разряд “маленьких людей” РІС…РѕРґСЏС‚ Петр Андреевич Гринев Рё капитан РњРёСЂРѕРЅРѕРІ. Р�С… отличают те же качества: доброта, справедливость, порядочность, способность любить Рё уважать людей.

Важно

РќРѕ Сѓ РЅРёС… есть еще РѕРґРЅРѕ очень хорошее качество – сохранять верность данному слову. Пушкин вынес РІ эпиграф РїРѕРіРѕРІРѕСЂРєСѓ: “Береги честь смолоду”. РЎРІРѕСЋ честь РѕРЅРё сберегли. Р� так же РґРѕСЂРѕРіРё Рђ.РЎ.

Пушкину, как и герои его уже ранее названных произведений.

Жизненная правда, сочувствие к «маленькому человеку», оскорбляемому на каждом шагу начальниками, стоящими выше по чину и положению, — вот что мы чувствуем, читая повесть. Пушкину дорог этот «маленький человек», живущий в горе и нужде. Демократизмом и гуманностью проникнута повесть, так реалистично изображающая «маленького человека».

Значимость темы «маленького человека» для Пушкина заключалась не в обличении забитости своего героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль.

Образ Вырина породил собою галерею подобных художественных типов, прежде всего Башмачкина из «Шинели» Гоголя и Девушкина из «Бедных людей» Достоевского.

Вывод.

Одним из первых, кто выдвинул в литературе демократическую тему «маленького человека», был Пушкин.

В своих произведения поэт стремился показать читателям не только беды «маленьких людей», ему был важен внутренний мир этих людей, их духовно-нравственные качества: доброта, искренность, чуткость.

Пушкинские повести дали большой толчок различным авторам и поэтам для дальнейшего развития темы «маленьких людей» в литературе.

Совет

Заостряя внимание на проблемах «маленьких людей», А. С. Пушкин тем самым внес свой неоценимый вклад и в их разрешение, ведь не зря говорят, что правильная постановка вопроса — уже половина решения.

Дата добавления: 2015-10-16; просмотров: 600 | Нарушение авторских прав

mybiblioteka.su – 2015-2019 РіРѕРґ. (0.006 сек.)

Источник: https://mybiblioteka.su/9-7476.html

Особенности художественного мира Пушкина – Сочинение

Особенности художественного мира А.С. Пушкина

Лирический мир А.С. Пушкина необычайно богат и разно­образен. «Что же было предметом его поэзии?» — спрашивал Гоголь и восторженно отвечал: «Все стало ее предметом… Неме­ет мысль перед бесчисленностью его предметов».

«Все волновало нежный ум», — заметил о себе поэт. «Весь красочный, пестрый, живой человеческий мир Пушкин носил в своей душе. Он сделал его своим, близким.

Нет, пожалуй, ни одного значительного этапа всемирной истории, который бы не отразился в лирике поэта. При этом Пушкин оставался европей­цем русской национальности.

Читайте также:  Природа просит защиты (эссе)

В его лирике высокая человеч­ность, «лелеющая душу гуманность», по выражению Белинско­го, питалась соками народной нравственности, исконного сво­бодолюбия русского народа».

Характерные черты пушкинской поэзии — это универсаль­ность тем; гуманистической пафос; изящество, чувство красоты, гармония формы и содержания.

Лирический герой Пушкина ориентирован на античное мировосприятие — он обладает це­лостностью сознания, оптимистичностью мироощущения, жиз­нелюбием и внутренней свободой. При этом ему свойственно смирение.

Правда, добро и красота — вот нравственные ориен­тиры поэта.

Для Пушкина-поэта характерна ориентация на классицизм в ранней лирике, затем — период увлечения романтизмом, в по­зднем периоде творчества — опора на реалистические традиции. Элегия, ода, послание, эпиграмма, мадригал — стихотворные жанры, которые наиболее часто встречаются в пушкинской по­эзии.

Пушкин-прозаик вошел в историю русской литературы как мастер композиции. Лаконичность, краткость в портретных, пейзажных и интерьерных описаниях, стройность и четкость композиции, симметричность в расположении частей произве­дения — характерные черты пушкинской прозы.

Обратите внимание

Для этой прозы свойствен особый психологизм, когда характер раскрывается в действии, внутренний мир героя характеризуется в основном через его поступки, а не через внутренний монолог или авторс­кий комментарий.

В стиле пушкинской прозы мы находим син­тез стилистических элементов различных стилей.

В творчестве поэта исключительно полно воплощена его бо­гатая духовная жизнь, красота его внутреннего мира. А.С. Пуш­кин осмысливал свою судьбу как «часть русской истории и со­временности.

Собственный духовный рост был осознан им на фоне неостановимого обновления жизни — вечного, закономер­ного, мудрого и прекрасного закона.

Благодаря этому лирика поэта полно запечатлела и его личный мир, и внутренний мир его современников. Пушкин стал лирическим голосом эпохи».

Здесь искали:

  • художественный мир пушкина

Источник: https://Sochineniye.ru/osobennosti-hudozhestvennogo-mira-pushkina/

Тема маленького человека в творчестве А С Пушкина

Тема «маленького человека» в творчестве А. С. Пушкина<\p>

Забытые, всеми униженные люди почти никогда не привлекают особого внимания окружающих. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем недостойными особого интереса. .<\p>

Но с начала 19 века именно такие люди становятся предметом пристального внимания со стороны великой русской литературы. С каждым произведением всё яснее и правдивее показывала она жизнь людей «низшего» класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители – «маленькие люди» начали выходить из тени.<\p>

В литературоведении существует несколько толкований понятия «маленький человек» . Одно из определений предложено исследователем литературы А. А. Аникиным: «Маленький человек» – это литературный тип человека – жертвы обстоятельств, государственного устройства, злых сил и т. д. » .<\p>

Важно

А. С. Пушкин был следующим после Н. М. Карамзина писателем, в сферу творческого внимания которого вошла вся огромная Россия: ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества.<\p>

«Повести Белкина» были созданы осенью 1830 года в селе Болдино. Основным действующим персонажем «Повестей» является маленький бедный человек, его положение в обществе, его желания, стремления, социальные противоречия, в которые он втянут, нравственное достоинство и простое человеческое счастье.<\p>

Из повестей этого цикла наибольшее влияние на весь дальнейший ход развития русской литературы оказала повесть «Станционный смотритель» . Выбор Пушкиным героя – станционного смотрителя – был не случайным. В 20 -х годах 19 -го века в русской литературе появляется немало нравоописательных очерков, рассказов, героями которых оказываются люди «низшего класса» .<\p>

«Станционный смотритель» – социально -психологическая повесть о «маленьком человеке» и его горькой судьбе в дворянском обществе. Это высшее проявление реализма в русской прозе начала 30 -ых годов и замечательное достижение самого Пушкина. Судьба «маленького человека» впервые показана здесь без сентиментальной слезливости, без романтического преувеличения, показана как результат определённых исторических условий, несправедливости общественных отношений.<\p>

В самом сюжете «Станционного смотрителя» передан типический социальный конфликт, выражено широкое обобщение действительности, раскрытое в индивидуальном случае трагической судьбы рядового человека Самсона Вырина. Пушкин показал в своём герое черты человечности, протеста против социальной несправедливости, которые раскрыты им в реалистическом изображении судьбы простого человека. Это подлинная человеческая драма, каких много в жизни. Мудрый писатель учит нас обращать внимание не на должность, а на душу и сердце человека, потому что тогда мир станет гораздо чище и честнее. Смирение, показывает А. С. Пушкин, унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает из души гордость, достоинство, независимость, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву. Впервые русская литература смогла осудить злые и бесчеловечные силы общества. Самсон Вырин судил это общество.<\p>

Значимость темы «маленького человека» для Пушкина заключалась не в обличении забитости героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль. Отныне тема «маленького человека» будет звучать в русской классической литературе постоянно.<\p>

Источник: https://present5.com/tema-malenkogo-cheloveka-v-tvorchestve-a-s-pushkina/

Сочинение «Внутренний мир человека в произведениях Пушкина»

Характерную особенность реалистического метода Пушкина составляет обрисовка психологии героев в единстве со всем жизненным обликом. «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах вот чего требует наш ум от драматического писателя»,— указывал Пушкин и сам следовал этому принципу.

Психология его героев раскрывается прежде всего в их действиях, поступках.

Отсюда та особенность пушкинского творчества, которую очень метко определил Гоголь, указывая, что достоинства произведения великого поэта заключены «в чрезвычайной быстроте описаний и в необыкновенном искусстве немногими чертами означить весь предмет»

Внутренний мир человека в произведениях Пушкина выступает в живой связи с изображением событий. Характеризуя душевные состояния людей, Пушкин в значительной мере оставляет в стороне то, что Л. Толстой позже назвал «подробностями чувств», тесно сливая, однако, описание действий, взаимоотношений героев с обрисовкой их психологического облика.

Иной способ изображения психологии человека мы видим в произведениях Гоголя. Рисуя повседневные эгоистические характеры, он глубоко отразил различие между действиями, внешними проявлениями чувств героев и их реальными мыслями и желаниями.

Он показал, что одно весьма часто не совпадает с другим, находится с ним в остром противоречии. В отличие от Пушкина, Гоголь подвергал психологические черты героев тщательному, микроскопическому анализу.

И вместе с тем результаты этого анализа писатель широко синтезировал, выделяя главенствующие начала в образах, создавая выразительные характеры, типы.

В то время как Пушкин свое повествование строит на изображении событий, поступков героя («быстрота описаний»), Гоголь огромное внимание уделяет подробностям жизни действующих лиц, деталям, характеризующим их психологический склад. Пушкинская проза отличается замечательной динамичностью, гоголевская проза характеризуется поразительной конкретностью, живописностью.

«Энергия негодования», свойственная произведениям Гоголя, ярко проявляется и в творчестве Лермонтова, может быть, отчетливее всего в его лирике, но не только в ней, а также и в его художественной прозе.

Совет

Та героико-эпическая струя, которая выразилась у Гоголя в «Тарасе Бульбе», находит известную параллель в создании Лермонтовым образов смелых, сильных духом людей («Песня про купца Калашникова», «Мцыри»). Подобно тому как Гоголь противопоставлял героико-эпические образы мелочной, пошлой жизни, так и Лермонтов воплощал в своих мужественных героях начала, противостоящие рабской покорности и смирению, которые поэт видел в окружающей действительности.<\p>

Источник: https://litsochinenie.ru/vnutrenniy-mir-cheloveka-v-proizvedeniyah-pushkina.html

Образы «обыкновенных» людей в творчестве Пушкина

Данное свое убеждение Белинский подтверждает конкретным примером – освоение пушкинской народности Гоголем. При этом он употребляет термин «влияние», которое в то время не имело современного значения если писатель испытывал влияние, то он не самостоятелен.

В словаре Белинского слово «влияние»- это освоение опыта предшественника. Белинский писал: «Главное влияние Пушкина на Гоголя заключается в той народности, которая, по словам самого Гоголя, «состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».

Статья Гоголя «Несколько слов о Пушкине» лучше всяких рассуждений показывает, в чем состояло влияние на него Пушкина».

Высокое чувство ответственности может быть следствием убеждений, как это было, например, у Радищева, абристов.

Обострение личной ответственности чаще всего осуществляется под влиянием социальных, политических или нравственных потрясений.

Оно порождается в процессе участия человека в конфликте и при этом может самим человеком не осознаваться. Именно в этом Пушкин видит творческое начало социального протеста.

Но двойное отношение к среде – и даже бунт против нее – еще не являлось залогом величия человека. Все дело в целях этого бунта, в общественной позиции человека, в ответственности личности перед людьми и перед собой. Прояснению этой проблемы уже способствовал и романтизм.

Обратите внимание

Ведь романтический герой бросал вызов не только среде, по всему человечеству, он вступал в ожесточенную войну с ненавистным обществом, одиноко и гордо противостоя миру зла, преступлений, власти денег. Но это противостояние оборачивалось не величием, а умалением личности.

Пушкин это отлично понял уже в 1820-е годы, когда пристально всматривался в жизнь Наполеона и в судьбу героев. В 1824 году в поэме «Цыганы» он раскрыл причину безысходности такого бунта – эгоистическую, жестокую жажду воли только для себя.

«Эгоизм,- писал Герцен,- ненавидит всеобщее, он отрывает человека от человечества, ставит его в исключительное положение; для него все чуждо, кроме своей личности. Он везде носит с собою свою злокачественную атмосферу, сквозь которую не проникает светлый луч, не изуродовавшись».

Реализм Пушкина оказался способным решать проблему двойного отношения к среде в ее конкретной сложности, порождаемой социально-исторической детерминированностью человека. Пушкина прежде всего интересует бунт во имя высокой цели – против порабощения, лишения человека свободы, унижения достоинства, против самого принципа насилия.

Человек в этом случае борется не за свое благополучие, но прямо или косвенно за счастье других, им руководит не эгоистическое желание вырвать что-то у людей для себя, но отдать нуждающимся в помощи свои силы, свое участие, свое сердце, свою жизнь, выступить против обидчика, какое бы положение он ни занимал в обществе, государстве.

Таковы Сильвио, Дубровский, Кирджали, Евгений из «Медного всадника» и Пугачев.

Во-вторых, закон преемственности исключает какое-либо «подражание» и «влияние» как следование образцу – он осуществляется самобытным художником в виде освоения эстетических открытий предшественника в данном случае – Пушкина, поскольку они указывали искусству новые пути.

В 1835 году в статье «Несколько слов о Пушкине» Гоголь писал, что народность Пушкина проявляется в раскрытии «духа народа», потому что при изображении даже «стороннего мира» писатель «глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа:»

Пушкинская народность, так ярко определенная Гоголем, сыграла огромную роль в дальнейшем развитии реализма, способствовала выработке концепции русского реализма.

Белинский, как и Гоголь, только позже, в 1840-е годы, когда он решительно пересмотрел свой взгляд на Пушкина 30-х годов, в новых работах стал объяснять огромное значение для литературы художественных открытий Пушкина.

В частности, он подчеркивал их плодотворность для Гоголя

Важно

Данная мысль критика заслуживает самого пристального внимания. Во-первых, откровенно и категорически Белинский утверждает как объективный факт воздействие пушкинского творчества 1830-х годов на современную ему литературу, поскольку он открывал в сфере искусства новые пути.

К сожалению, историки литературы прошли мимо этой мысли критика и мимо самого явления воздействия пушкинских открытий на писателей, и прежде всего на Гоголя.

А между тем именно в данном тезисе критика наиболее отчетливо определена им форма преемственности, характерная для той эпохи.

В заключение укажу еще на одно важное обогащение Пушкиным реализма – он практически доказал закономерность использования символов реализмом.

Образы-символы в реалистической системе Пушкина создавали новые, исключительные возможности в познании действительности, вооружали художника способностью познавать закономерности исторического развития и поэтически проникать в тайну времени прошлого, настоящего и будущего.

В повести «Кирджали» предметом изображения стали реальные события недавнего времени, подлинные их участники.

Читайте также:  Женские образы в творчестве тургенева и бунина

Национально-освободительная борьба народа привлекала Пушкина как факт действительного и массового нарушения сложившихся условий жизни, как проявление сознательного стремления людей вернуть силой отнятую у них поработителями свободу. Пушкина интересуют именно обыкновенные люди.

Как рождается эта спасительная духовная сила, превращающая раба и покорную жертву в прекрасного человека, исполненного величия и высокой духовности? Потому героем и в данном случае становится рядовой участник движения, человек из народа – Кирджали.

Совет

Повесть «Кирджали» стала подлинной прелюдией к роману «Капитанская дочка». В героической по характеру борьбе горстки повстанцев с превосходящими силами врагов п рождался новый Кирджали герой, происходило его нравственное преображение.

С наибольшей силой и яркостью пушкинский реализм раскрылся в «Капитанской дочке», в изображении народной битвы за свои права, в создании гениального характера Пугачева, в обнаружении огромных нравственных резервов человека, ставшего участником великих исторических событий.

В утверждении своего идеала человека Пушкин оказывается наследником героической деятельности абристов. Высокость дум и стремлений абристского романтического героя, чуждого эгоизма, явилась основой нравственного коса реалистических героев Пушкина. Оттого духовность становилась решающей чертой их характеров. Определяющим же мотивом их поведения было чувство ответственности.

Таково начало повести. А дальше в фокусе вновь оказывается решительное в судьбе героя событие – его участие в героическом сражении с турками. Высокая цель пробудила высокие чувства и у Кирджали. Это, как справедливо заметил Г. А.

Гуковский, «позволяет Пушкину обрести тему героизма. Его разбойник, спускаясь с котурн эффектного сюжета и романтической аффектации, поднимается в то же время до уровня эпического героя – не в разборе, а в народном подвиге.

Высокое найдено не в аморализме индивидуального одиночества, а в демократической стихии коллектива».

В те же 1830-е годы Пушкин придал качественно новое содержание народности своего творчества. Как отмечали Томашевский и Гуковскии, определяющим в ней стало демократическое начало.

Такое обогащение реализма бесконечно увеличивало его идейный потенциал, и пушкинская народность стала формировать идеалы передовых писателей и критиков.

Обратите внимание

Первый, кто понял всю глубину и силу пушкинской народности, раскрывавшей перед литературой новые возможности художественного исследования действительности, был Гоголь.

Кем был Кирджали до восстания? «Родом булгар», он «своими разбоями наводил ужас на всю Молдавию». Кирджали – разбойник, реальный, лишенный романтического ореола разбойник, грабивший булгарские селения.

Когда Ипсиланти «обнародовал возмущение», Кирджали со своими товарищами пришел в его отряд.

Но не высокие цели освобождения родины одушевляли их в это время: «Настоящая цель этерии была им худо известна, но Война представляла случай обогатиться на счет турков, а может быть, и молдаван,- и это казалось им очевидно».

В статье «Русская литература В 1843 году» Белинский писал: «Пушкин имел сильное влияние на Гоголя – не как образен, которому бы Гоголь мог подражать, а как художник, сильно двинувший вперед искусство и не только для себя, но и для других художников открывший в сфере искусства новые пути».

Источник: https://www.slavkrug.org/obrazy-obyknovennyx-lyudej-v-tvorchestve-pushkina/

История в творчестве А.С.Пушкина

Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.

Высшая и истинная цель изучения истории состоит не в заучивании дат, событий и имен – это лишь первая ступень.

Историю изучают, чтобы понять ее законы, разгадать какие-то сущностные черты характера народа. Идея, закономерности событий истории, их глубокой внутренней взаимосвязи пронизывает все творчество Пушкина.

Попытаемся, анализируя творчество Пушкина, понять его историко-философскую концепцию.

Важно

        В раннем творчестве Пушкина нас очаровывают “Руслан и Людмила”, “Песнь о Вещем Олеге”. Древняя Русь времен князей Владимира и Олега воссоздается в красочных, полных жизни картинах. “Руслан и Людмила” – сказка, “Песнь о Вещем Олеге” – легенда.

То есть, автор стремится осмыслить не саму историю, а ее мифы, легенды, сказания: понять, почему сохранила народная память эти сюжеты, стремится проникнуть в строй мыслей и языка предков, найти корни.

Эта линия получит дальнейшее развитие в пушкинских сказках, а также во многих лирических и эпических произведениях, где через нравы, речь и характеры героев поэт подойдет к разгадке особенностей русского характера, принципов народной морали – и так будет постигать законы развития истории России.

        Реальные исторические фигуры, привлекавшие внимание Пушкина, обязательно находятся на переломе эпох: Петр I, Борис Годунов, Емельян Пугачев.

Вероятно, в момент исторических переустройств как бы обнажаются “скрытые пружины” механизма истории, лучше видны причины и следствия – ведь в истории Пушкин стремится понять именно причинно-следственную взаимосвязь событий, отвергая фаталистическую точку зрения на развитие мира.

        Первым произведением, где читателю открылась концепция Пушкина, стала трагедия “Борис Годунов” – одно из высших достижений его гения. “Борис Годунов” – трагедия, так как в основе сюжета лежит ситуация национальной катастрофы.

Литературоведы долго спорили о том, кто главные герой этой трагедии. Годунов? – но он умирает, а действие продолжается. Самозванец? – и он не занимает центрального места.

В центре внимания автора не отдельные личности и не народ, а то, что со всеми ними происходит. То есть – история.

Совет

        Борис, совершивший страшный грех детоубийства, обречен. И никакая высокая цель, никакая забота о народе, ни даже муки совести не смоют этого греха, не остановят возмездия. Не меньший грех совершен и народом, позволившим Борису вступить на трон, более того, по наущению бояр, умолявшим:

Ах, смилуйся, отец наш! Властвуй нами! Будь наш отец, наш царь!<\p>

Умоляли, забыв о нравственных законах, по сути, глубоко равнодушные к тому, кто станет царем.

Отказ Бориса от трона и мольбы бояр, народные молитвы, открывающие трагедию, подчеркнуто неестественны: автор все время акцентирует внимание на том, что перед нами сцены государственного спектакля, где Борис якобы не хочет царствовать, а народ и бояре якобы без него погибнут. И вот Пушкин как бы вводит нас в “массовку”, играющую в этом спектакле роль народа.

Вот какая-то баба: то укачивает младенца, чтоб не пищал, когда нужна тишина, то “бросает его обземь”, чтоб заплакал: “Как надо плакать, Так и затих!” Вот мужики трут глаза луком и мажут слюнями: изображают слезы. И здесь нельзя не ответить с горечью, что это безразличие толпы к тому, что творится во дворце, очень характерно для России.

Крепостное право приучило народ к тому, что от его воли ничего не зависит. В площадное действо “избрания царя” вовлечены люди, образующие не народ, а толпу. От толпы нельзя ждать благоговенья перед моральными принципами – она бездушна. Народ же – не скопище людей, народ – это каждый наедине со своей совестью.

И гласом совести народной станут летописец Пимен и юродивый Николка – те, кто никогда не мешается с толпой. Летописец сознательно ограничил свою жизнь кельей: выключившись из мирской суеты, он видит то, что невидимо большинству. И он первым скажет о тяжелом грехе русского народа:

О страшное, невиданное горе! Прогневали мы Бога, согрешили: Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли.

И что самое главное – он, Пимен, не был на площади, не молил “…отец наш!” – и все же разделяет с народом вину, несет крест общего греха равнодушия. В образе Пимена проявляется одна из прекраснейших черт русского характера: совестливость, обостренное чувство личной ответственности.

Обратите внимание

        По мнению Пушкина, личность, реализуя свои замыслы, вступает во взаимодействие с объективными законами мира. Результат этого взаимодействия и творит историю. Получается, что личность действует и как объект, и как субъект истории. Особенно явно эта двойная роль проявляется в судьбах “самозванцев”.

Самозванец Григорий Отрепьев наперекор всему стремится изменить свою судьбу, удивительно отчетливо ощущает двойственность своего положения: он и безвестный чернец, силой собственной воли, смелости, превратившийся в таинственно спасенного царевича Дмитрия, и предмет политических игр: “…я предмет раздоров и войны”, и орудие в руках судьбы.

        Другой пушкинский герой – самозванец Емельян Пугачев неслучайно соотносит себя с Отрепьевым: “Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою”. Слова Пугачева “Улица моя тесна: воли мне мало” очень близки к стремлению Григория не просто вырваться из монастырской кельи, но вознестись на московский престол.

И все же у Пугачева совершенно иная историческая миссия, чем у Григория: он стремится реализовать образ “народного царя”. В “Капитанской дочке” Пушкин создает образ народного героя.

Сильная личность, незаурядный человек, умный, широкий, умеющий быть добрым – как пошел он на массовые убийства, на бесконечную кровь? Во имя чего? – “Воли мне мало”. Стремление Пугачева к абсолютной воле – исконно народная черта.

Мысль, что абсолютно свободен только царь, движет Пугачевым: свободный народный царь и подданным принесет полную свободу. Трагедия в том, что герой романа ищет в царском дворце то, чего там нет. Более того, за свою волю он платит чужими жизнями, а значит, и конечная цель пути, и сам путь – ложны. Поэтому и гибнет Пугачев.

“Капитанскую дочку” Пушкин создает как народную трагедию, и Пугачева он осмысливает как образ народного героя. И поэтому образ Пугачева постоянно соотносится с фольклорными образами. Его личность спорна, но как “народный царь” Пугачев безупречен.

        До сих пор я говорил о тех произведениях Пушкина, где история исследуется в момент перелома, смены эпох.

Но историческое событие длится гораздо дольше этого момента: оно чем-то подготавливается изнутри, как бы назревает, затем свершается и длится столько, сколько продолжается его влияние на людей.

Важно

В явности этого длительного влияния на судьбу людей мало что сравнится с петровскими переустройствами страны. И образ Петра I интересовал, увлекал Пушкина всю жизнь: поэт осмысливал его во многих произведениях. Попробуем сопоставить образы Петра из “Полтавы” и из “Медного всадника”.

“Полтава” написана в 1828 году, это первый опыт исторической поэмы у Пушкина. Жанр поэмы – традиционно романтический, и в “Полтаве” во многом как бы “сплавлены” черты романтизма и реализма. Образ Петра Пушкиным романтизирован: этот человек воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России. Вот как описано явление Петра на бранном поле:

Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра…

        Его зов – “глас свыше”, то есть Божий глас. В его образе нет ничего от человека: царь-полубог.

Сочетание ужасного и прекрасного в образе Петра подчеркивает его сверхчеловеческие черты: он и восхищает, и внушает ужас своим величием обычным людям. Уже одно его явление вдохновило войско, приблизило к победе.

Прекрасен, гармоничен этот государь, победивший Карла и не возгордившийся удачей, умеющий так по-царски отнестись к своей победе:

В шатре своем он угощает Своих вождей, вождей чужих, И славных пленников ласкает, И за учителей своих Заздравный кубок поднимает.

        Увлеченность Пушкина фигурой Петра очень важна: поэт стремится осознать и оценить роль этого выдающегося государственного деятеля в истории России.

Мужество Петра, его страсть познавать самому и вводить в стране новое не могут не импонировать Пушкину.

Но в 1833 году стихотворение Адама Мицкевича “Памятник Петра Великого” заставило Пушкина попытаться иначе взглянуть на проблему, пересмотреть свое отношение. И тогда он написал поэму “Медный Всадник”. В “Полтаве” образ Петра как бы дробился:

Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен.<\p>

Совет

В “Медном всаднике” лик Петра также величественен, в нем и мощь, и ум. Но исчезло движенье, ушла жизнь: перед нами лицо медного истукана, только страшного в своем величии:

Ужасен он в окрестной мгле

Необходимо было на исходе XVII века ввести Россию в ряд первых мировых держав.

Но возможно ли ради этой цели жертвовать судьбой хотя бы такого маленького человека, как Евгений, его скромным простым счастьем, его рассудком? Оправдывает ли историческая необходимость такие жертвы? Пушкин в поэме лишь ставит вопрос, но верно поставленный вопрос и есть истинная задача художника, ибо на подобные вопросы должен ответить себе каждый человек.

Источник: https://diplomba.ru/work/96568

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]