“Белые ночи” – анализ повести Достоевского
Осень 1848 года в мире литературы ознаменовалась выходом еще одного гениального произведения – повести “Белые ночи”, которую написал Федор Достоевский. Опубликовал ее журнал “Отечественные записки”. На нашем сайте вы также можете прочесть краткое содержание повести “Белые ночи”, краткий анализ которой мы сейчас проведем.
Начнем с того, что Достоевский названием произведения сразу указал на то, что события происходят в Петербурге, а кроме того это названием является неким символом фантастичности и нереальности действия.
Но помимо самого названия у повести есть два подзаголовка: “Сентиментальный роман” и “Из воспоминаний мечтателя”. Они тоже нам многое говорят. Во-первых, о том, каков жанр и сюжетная линия, во-вторых, о том, что повествование будет идти от первого лица.
Правда, сразу возникает вопрос: если своими воспоминаниями делится мечтатель, стоит ли ему всецело верить? Продолжим анализ повести “Белые ночи” Достоевского.
Главный герой повести – кто он?
Почему здесь автор решил построить рассказ от первого лица? Таким образом Достоевский придает повести определенный характер – мы видим исповедь, или размышления в автобиографическом уклоне.
Не спроста многие критики сходятся во мнении, что образ главного персонажа напоминает самого автора, который еще молод.
Хотя есть версия, что прототипом героя повести стал близкий друг Достоевского, и писал он вовсе не о себе, а о поэте А. Плещееве.
Важно подметить, что у главного героя нет имени. Да, он никак не назван, и таким приемом автор усилил связь с самим собой или своим другом. На самом деле по многим произведениям видно, что об образе мечтателя Достоевский размышлял постоянно, и в его планах была даже задумка сесть за написание романа, полностью отдавшись этой теме.
Анализ произведения “Белые ночи” подразумевает описание главного героя. Он хорошо образован, у него много сил и он молод, однако по характеру совсем робкий. Это одинокий мечтатель.
Он грезит о романтике, и эти мысли уводят его от реальности.
Мечтатель не думает о повседневных делах и заботах, выполняя их лишь по привычке, а в целом он чужой в своем окружении, и мир вокруг него тоже совсем чужой.
Чтобы обезличить своего героя, Достоевский даже подробно не пишет, на какой он службе состоит и чем в принципе занимается. Друзьями он не богат, девушки у него никогда не было. Все это служит поводом для насмехательств и отстранения людей от него. А самому мечтателю кажется, что он просто помятый грязный котенок, обиженный всеми вокруг, и от любого он ждет подлости.
Поговорим теперь немного о Настеньке – девушке, которую автор противопоставляет нашему мечтателю. Она утонченная и романтичная красавица, родственная душа. Однако, несмотря на это, Настенька наивная и даже ребячливая.
Ее чувства искренние и сердечные, она хочет отстоять свое счастье, даже если придется взять возлюбленного и убежать вместе с ним, используя в этих целях того, с кем случайно познакомилась.
Но девушке на самом деле самой нужна поддержка.
Другие детали анализа “Белые ночи”
Композиция повести “Белые ночи” традиционная. В тексте пять глав, и только одна называется “Утро” при том, что остальные имеют название “Ночь”. Романтика белых ночей в корне поменяли мышление и ощущения мечтателя.
Когда он встретился с Настенькой и полюбил ее, он был спасен от нереальных грез и почувствовал, что его жизнь наполнилась действительностью.
Главный герой любит девушку чисто и бескорыстно, он даже готов пойти на жертвы ради этой любви.
В качестве эпилога повести Достоевский использует последнюю главу с названием “Утро”. Эпилог драматичен и излучает надежду. Вот наступает дождливое серое утро, и все лучшее заканчивается. Прекрасные белые ночи позади, а одиночество снова рядом с мечтателем, но вот что важно в анализе произведения “Белые ночи”: герой не обижен и не разочарован. Он простил девушку и благословил ее.
Одна из самых поэтичных повестей Достоевского “Белые ночи” является красивой утопией и мечтой о том, что если человек честен и бескорыстен, он может стать счастливым. А какая романтическая атмосфера создана благодаря фантастическим белым ночам Петербурга!
Мы надеемся, что краткий анализ повести “Белые ночи” оказался интересным и полезным для вас. Заходите почаще на наш литературный блог, где вы найдете много статей с анализами произведений и характеристиками персонажей. Посетите также раздел Краткие содержания.
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/belye-nochi-analiz-povesti-dostoevskogo
Анализ произведения Белые ночи Достоевского
Повесть “Белые ночи” написана Федором Достоевским осенью 1848 года и вскоре была опубликована в журнале “Отечественные записки”.
Кроме названия, писатель дал своему произведению два подзаголовка. Словосочетание “белые ночи” указывает место действия – Петербург, а также символизирует некую фантастичность, нереальность происходящих событий.
Первый подзаголовок “Сентиментальный роман” определяет как традиционный жанр произведения, так и его сюжет. Второй подзаголовок “Из воспоминаний мечтателя” сообщает читателям, что изложение событий пойдет от первого лица.
Но можно ли в этом вопросе стопроцентно доверять мечтателю?
В качестве эпиграфа автор употребил цитату из стихотворения Ивана Тургенева “Цветок “:
Иль был он создан для того, Чтобы побыть хотя мгновенье. В соседстве сердца твоего.
Здесь есть одна неточность: в оригинале звучит утверждение, а не вопрос. Намеренно ли ошибся Достоевский? Без сомнения. В новой интерпретации эпиграф перекликается с финалом повести и задает тон сюжетной линии, заставляя читателя задуматься о судьбе главного героя. Такая многоплановость характерна для всего творчества Достоевского.
Выбрав повествование от первого лица, писатель придал произведению черты исповеди, размышлений автобиографического характера. Не зря ведь некоторые литературоведы в образе главного героя узнают молодого Достоевского. Другие считают, что прототип мечтателя – поэт А. Н. Плещеев, с которым Федора Михайловича связывала крепкая дружба.
Характерно, что главный герой повести не имеет имени. Такой прием усиливает его ассоциацию с автором или близким другом писателя. Образ мечтателя всю жизнь волновал Достоевского. Федор Михайлович планировал даже написать роман с таким названием.
Главный герой – образованный и полный сил молодой человек, но называет себя робким и одиноким мечтателем. Он погружен в романтические грезы, которыми постоянно подменяет действительность. Мечтателю не интересны повседневные дела и заботы, он выполняет их по необходимости, между прочим и ощущает себя чужим в окружающем мире.
В произведении нет подробных упоминаний о герое: где он служит, каким родом деятельности занят. Это еще больше обезличивает главного персонажа. Живет без друзей, никогда не встречался с девушками. Такие нюансы делают героя объектом насмешек и неприязни окружающих. Сам мечтатель сравнивает себя с помятым грязным котенком, который с обидой и враждой смотрит на все вокруг.
Достоевский считает, что призрачная жизнь грешна, она уводит из мира реальности: “человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода”. В то же время мечтания имеют творческую ценность: “он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу” .
Мечтатель – своеобразный тип “лишнего человека”. Но его критика обращена исключительно внутрь себя, он не презирает общество как Онегин и Печорин. Герой испытывает искреннюю симпатию к незнакомым людям и даже домам. Мечтатель-альтруист готов прийти на помощь, служить другому человеку.
Склонность к мечтам о чем-то ярком и необычном была присуща многим современникам молодого Достоевского.
В обществе еще явно витали отчаяние и разочарование, вызванные поражением декабристов, а подъем освободительного движения 60-х годов пока не созрел.
Сам Достоевский смог отказаться от пустых мечтаний в пользу идеалов демократии. Но герой “Белых ночей” так и не вырвался из сладкого плена грез, хоть и осознал пагубность своего мироощущения.
Герою-мечтателю противопоставлена активная девушка Настенька. Автор создал образ утонченной и романтичной красавицы, “родственной души” героя, но в то же время ребячливой и немного наивной.
Уважение вызывает искренность чувств Настеньки, желание бороться за свое счастье. Она способна бежать с возлюбленным, использовать в своих целях случайного знакомого.
В то же время девушка и сама постоянно нуждается в поддержке.
Композиционное построение повести “Белые ночи” достаточно традиционно. Текст состоит из пяти глав, четыре из которых названы “ночами”. а последняя – “Утро”. Белые романтические ночи сильно изменили мировоззрение главного героя.
Встреча с Настенькой и любовь к ней спасли его от бесплодных мечтаний, наполнили жизнь реальными чувствами. Любовь мечтателя к девушке чиста и бескорыстна.
Он готов пожертвовать для Настеньки всем и помочь устроить ее счастье, даже не задумываясь о том, что при этом сам теряет возлюбленную.
Последняя глава “Утро” – своеобразный эпилог, полный драматизма и надежды. Лучшие моменты в жизни героя заканчиваются с наступлением дождливого серого утра. Исчезает волшебство прекрасных белых ночей, герой снова одинок. Но в его сердце нет обиды и разочарования. Мечтатель прощает Настеньку и даже благословляет ее.
Отдельно следует отметить образ Петербурга. Город занимает в произведении так много места, что по праву может считаться действующим лицом. При этом автор не описывает конкретных улиц и переулков, но мастерски воссоздает удивительную ауру Северной Пальмиры.
“Белые ночи” – красивая утопия, мечта о том, какими могут быть люди, если они честны и бескорыстны в своих чувствах. Это произведение Достоевского одно из самых поэтичных в его творческом наследии. Фантастичность белых ночей создает волшебную романтическую атмосферу повести.
Литературные критики считают “Белые ночи” Достоевского одним из лучших произведений “сентиментального натурализма” . Трогательная история мечтателя и Настеньки не утратила значения до сих пор. Она живет на театральных подмостках и в многочисленных экранизациях, в том числе зарубежных режиссеров. Последняя телеверсия, где действие перенесено в наше время, создана в 2009 году.
Источник: https://schoolessay.ru/analiz-proizvedeniya-belye-nochi-dostoevskogo/
Ф. М. Достоевский. Повесть «Белые ночи». Анализ произведения
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Время и история создания<\p>
«Белые ночи» были созданы писателем в сентябре — ноябре 1848 года и впервые опубликованы в журнале «Отечественные записки». У повести есть подзаголовок: «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя». Эпиграф к произведению — фрагмент стихотворения «Цветок» И. С. Тургенева:<\p>
…Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего?…<\p>
Достоевский посвятил произведение другу молодости — поэту А. Н. Плещееву. В то же время можно считать это произведение автобиографичным. Достоевский писал, что «все мы более или менее мечтатели».<\p>
Сюжет<\p>
Роман «Белые ночи» состоит из пяти частей, четыре из них — описание ночей, а последняя глава — описание утра.<\p>
Главному герою произведения писатель не дает имени. Он — мечтатель. Молодой человек живет в Петербурге уже восемь лет, служит в каком-то департаменте. Он живет замкнуто и одиноко, он беден, но не несчастен.<\p>
Повествование ведется от первого лица. Рассказчик-герой любит город, «знаком» с его домами и жителями. Например, он знаком с одним старичком, с которым чуть ли не раскланивается при встрече, но вовремя останавливается и проходит мимо с участием. Мечтатель чувствует свою оторванность от других людей. В один из летних дней, когда «весь Петербург» выехал на дачи, он долго гуляет за городом. Возвращаясь поздно вечером, мечтатель видит молодую женщину, плачущую у перил канала. Он тронут ее слезами и не может пройти мимо. Случай помогает ему познакомиться и разговориться с незнакомкой. Девушка благодарна деликатному молодому человеку, который уберег ее от приставаний подгулявшего мужчины. Она пообещала встретиться с ним следующей ночью и рассказать свою историю. Она берет с мечтателя слово ни в коем случае не влюбляться в нее. Романтическая встреча так поразила главного героя, что на следующий день он пришел на место встречи на два часа раньше.<\p>
Молодые люди знакомятся друг с другом. Герой, представившийся как мечтатель-чудак, дает себе довольно жесткую характеристику, из которой видно, что он осознает ущербность и странность своей жизни: «Мечтатель — если нужно его подробное определение — не человек, а, знаете, какое-то существо среднего рода… И уж если заберется к себе, то так и прирастет к своему углу, как улитка…» Мечты придают смысл его существованию: «Богиня фантазия … уже заткала прихотливою рукою свою золотую основу и пошла развивать перед ним узоры небывалой причудливой жизни…» Заканчивает мечтатель свою «историю» тем, что говорит, что такая жизнь — грех.<\p>
«История» девушки значительно проще, чем история молодого человека. Она живет со слепой бабушкой. Поселившийся однажды у них жилец пожалел бедную девушку, лишенную общения и «пришпиленную» к бабушке. Он дает Настеньке читать книги, водит ее и бабушку в театр. Настенька влюбляется в жильца и просит его забрать ее с собой. Постоялец, который собирается съезжать, тронут чувствами девушки. Он обещает приехать за ней через год, когда поправятся его обстоятельства. Именно его, своего возлюбленного, Настенька и ждет белыми ночами.<\p>
Этот рассказ трогает мечтателя. Молодой человек утешает Настеньку и соглашается передать письмо людям, которые доставят его возлюбленному девушки. Он готов ради Настеньки на все. И чувствует, что влюбился в нее. Во время третьей встречи ему на мгновение даже показалось, что девушка тоже любит его. Мечтатель одергивает себя, осознавая, что «ее забота, ее любовь… была не что иное, как радость о скором свидании с другим».<\p>
Она любила мечтателя как друга, как брата, и он согласен был принять от нее и эти чувства. Молодой человек в силу своей душевной чистоты даже мысли не допускал о том, чтобы как-то отвоевать девушку у счастливого соперника.<\p>
В какой-то момент, измученная ожиданием и боязнью разочарования, Настенька восклицает: «Почему он — не вы?!» Этим она неосознанно ранит мечтателя. Но он — человек благородный и не показывает ей своих переживаний. Как ни успокаивает мечтатель девушку, она становилась все печальнее и печальнее.<\p>
Она надеется, что мечтатель принесет ей письмо от ее возлюбленного, когда же ожидания не подтвердились, девушка залилась слезами.<\p>
Мечтатель признается ей в любви. Несчастная девушка просит его подождать, пока ее сердце освободится от старой любви. Мечтатель готов ждать, сколько понадобится. Они, пытаясь освободиться от тяжелых переживаний, начинают строить общие планы на будущее.<\p>
Вдруг им навстречу движется мужчина, который пристально смотрит на девушку, окликает ее. Настенька узнает в нем своего возлюбленного и кидается к нему. Мечтатель остается один.<\p>
Утром он получает письмо, в котором девушка благодарит его за поддержку и говорит, что выходит замуж за своего избранника. Мечтатель оказывается опять в своем одиноком убогом мире. Для него заканчивается жизнь, исчезают все надежды. Герой вдруг видит свое будущее, когда он, постаревший лет на пятнадцать, находится все в той же комнате с теми же полинявшими стенами и полами, с той же паутиной на потолке.<\p>
Поэтика, композиция, идея<\p>
Жанр произведения — сентиментальный роман. Жанровый подзаголовок — «Из воспоминаний мечтателя». Композиционно состоит из четырех новелл, рассказывающих о четырех романтических ночах из жизни главного героя. Эти лучшие ночи в жизни мечтателя заканчиваются с наступлением хмурого дождливого утра.<\p>
У произведения четко выстроенная композиция со всеми элементами эпического повествования.<\p>
Завязка действия — блуждание главного героя по Петербургу, затем знакомство с Настенькой.<\p>
Кульминация романа — встреча главной героини со своим любимым.<\p>
Развязка — получение главным героем утреннего письма от Настеньки.<\p>
И все же главным в произведении является его лирическая составляющая: описание мира чувств главного героя — мечтателя. Это человек, живущий двойной жизнью. О его «реальной жизни»: службе, происхождении, благосостоянии — мы так ничего и не узнаем. Это неважно для него, поэтому он говорит только о своих мечтах. Настоящая его жизнь — в книгах, мечтах, путешествиях. Отсутствие друзей, женской любви делают этого человека странным, не приспособленным к «нормальной» жизни.<\p>
Ему противопоставлена героиня — Настенька. Будучи простодушной и искренней, она в то же время живет в жизни «реальной». Ее чувства, в отличие от мечтаний главного героя, живые, возникшие из реальной ситуации. Она преданно любит своего избранника, но неосознанно увлекает своей прелестью мечтателя. В этом нет игры — она до конца не осознает опасность этой ситуации и даже берет с героя слово «не влюбляться в нее».<\p>
Достоевский в этом произведении проводит психологический анализ человеческих отношений.<\p>
Стиль романа приподнятый, возвышенный — это речь героя-мечтателя.<\p>
Почти каждая глава начинается с пейзажа, благодаря которому можно предугадать настроение героя к концу главы.<\p>
В «Белых ночах» впервые возникает тема Петербурга, который станет действующим лицом многих романов писателя. В этом произведении создается образ «призрачного» Петербурга, также участника событий повести. Городской пейзаж, описания каналов овеяны поэтической атмосферой.<\p>
Сама тема «мечтательства» будет иметь свое продолжение в творчестве Достоевского. Чертами мечтателей наделены многие главные герои романов и повестей Достоевского. В более поздних произведениях писатель анализирует причины «мечтательности». Автор рассматривал ее как следствие «разрыва с народом огромного большинства образованного сословия».<\p>
В этой повести конфликт героя с миром выражается в столкновении мечты и реальности.<\p>
ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>
Источник: https://www.soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/3978-f-m-dostoevskij-povest-belye-nochi-analiz-proizvedeniya
Достоевский, Анализ произведения Белые ночи, План
Еще с одним прекрасным произведением Достоевского Белые ночи нам посчастливилось познакомиться сегодня на уроке литературы.
Здесь автор затронул любимую тему мечтателя, а само название переносит нас в прекрасный город Петербург, ведь именно там можно наблюдать это чудное природное явление — белые ночи.
Итак, работая над домашним заданием, сделаем анализ рассказа Достоевского Белые ночи, кратко изучив его работу.
Белые ночи анализ
Написал писатель рассказ в 1848 году. Это сентиментальная работа автора где писатель затронул сразу несколько тем. Здесь и тема мечтателей, что живут в больших городах, и тема одиночества, и любви, что раскрывается через призму любви героев Насти и ее возлюбленного жильца, а также любви Мечтателя к Насте. Затронута и тема маленького человека.
Если обратиться к сюжету, то здесь речь идет о двух героях Мечтателе и Настеньке. Они встретились случайно, и как оказалось, были родственными душами.
Во время встреч, герои раскрылись друг перед другом и тут мы узнаем, что Настя влюблена в постояльца, который уехал, но обещал вернуться.
Сам Мечтатель понимает, что влюбился в Настю, вот только любовь безответна, поэтому в конце, когда все-таки к Насте приехал ее возлюбленный, она выбрала именно его, ведь сердцу не прикажешь.
Рассказ ведется от первого лица, поэтому и возникает ощущение автобиографической работы, такой пересказ схож с некой исповедью. Сама работа состоит из пяти глав, где четыре из них это ночи, а последняя называется Утро. Герой не имеет имени. Это просто мечтатель, который живет в своем мире, без друзей и любимой.
И вот как раз Белые ночи все перевернули, а вернее встреча с Настей, которая и произошла в одну из знаменитых ночей Петербурга. Встреча с девушкой и любовь к ней вернули героя из мира грез и позволили испытать настоящее чувство, что наполнило его жизнь красками. Пусть и на короткий период, но он был счастлив.
Его любовь бескорыстная и чистая, поэтому он даже не задумываясь, помог встретиться Насте с ее любимым. А ведь эта встреча именно для Мечтателя означала потерю любимой. Но нет у него обиды к девушке, и хотя он остался одинок, но в его сердце нет разочарования.
Мало того, Мечтатель счастлив за девушку и благословляет ее.
План
1. Знакомство с героем и его ночная встреча.
2. Вторая встреча Насти и Мечтателя, история девушки.
3. Чувство любви, возникшее у Мечтателя к девушке.
4. Возвращение любимого жильца.
5. Выбор Насти.
6. Настя уходит с любимым. Мечтатель одинок, но в его сердце нет разочарования.
Источник: https://sochinyshka.ru/dostoevskij-analiz-proizvedeniya-belye-nochi-plan.html
Достоевский – Белые ночи, краткое содержание
Сентиментальный роман Федора Достоевского “Белые ночи” не включен в школьную программу за его “нетипичность” для творчества этого автора. Краткое содержание повести Достоевского “Белые ночи”, к сожалению, вряд ли передаст саму поэтику белых ночей, гимном которым и является это произведение.
Есть в Петербурге такие уголки, говорит автор, где и солнце не то, что светит прочим людям. Сентиментальный роман «Белые ночи» – именно так его позиционировал автор – представляет собой классический треугольник. Главный герой повести Достоевского “Белые ночи” любит героиню, героиня любит другого.
И хотя здесь неприменимо пушкинское «всюду страсти роковые», но по-прежнему «от судеб защиты нет».<\p>
Главный герой, мечтатель двадцати шести лет, асоциальный тип, как сказали бы сегодня, остается в Петербурге, когда все общество отправляется на дачи.
И хотя он не особенно нуждается в обществе, его охватывает беспокойство, что, вот, люди, которых он привык видеть на прогулке, не появятся здесь до следующего сезона, и он останется совсем один. И он отправляется бродить по городу, любуясь белыми ночами, мечтая и фантазируя.
В таком взволнованном состоянии он и встречает плачущую девушку на мосту. Красавица в желтой шляпке с отчаяньем смотрит на воду канала, что справедливо настораживает нашего героя и заставляет озаботиться ее судьбой.
Поначалу девушка сторонится незнакомца и даже пытается от него поскорее уйти, но встреченный на улице пьяный прохожий своим некорректным поведением заставляет ее согласиться на предложение молодого человека с возвышенной душой проводить ее до дома. Герой деликатен. Он утешает ее, ни разу не упомянув о виденных слезах, а делает это так, будто бы не было никаких слез, никакого отчаянья в глазах.
Они знакомятся, говорят о пустяках, о Петербурге, о Настенькиной бабушке, которая никуда ее не отпускает и от которой она тайком убежала, – и им весело. Они договариваются встретиться и на следующую ночь.
Настенька предлагает мечтателю только дружбу, даже берет с него клятву, что он не влюбится в нее, и он клянется.
Но способен ли сдержать такую клятву молодой человек, который только и делает, что грезит об идеале – человек поэтического склада, романтически настроенный, мечтательный? Разумеется, к следующей встрече он уже по уши влюблен.
Моральная сторона
Здесь, через отношение главных героев повести Достоевского Белые ночи подымается злободневный вопрос: возможна ли дружба между мужчинами и женщинами.
Можно ли дружить так, чтобы это не переходило в романтические отношения? Из-за самообмана в этой области возникает множество проблем во взаимоотношениях. И в этой повести это тоже создало проблемы для “участников” такой дружбы.
Вторая белая ночь была отмечена тем, что Настенька честно рассказала своему новому знакомому, как она «нашалила» два года назад, когда ей было всего пятнадцать лет.
Повествует она о своей первой любви, и предметом ее стал жилец, который снимал у них с бабушкой комнату.
Он давал Настеньке читать Пушкина и Вальтера Скотта, а однажды даже пригласил в оперу на «Севильского цирюльника».
Жилец знал, что бабушка пришпиливает Настеньку булавкой к своей юбке, и оттого Настеньке казалось, что он только из жалости так внимателен к ней.
Ее это очень ранило и тяготило, но постепенно эта досада переросла в такое безбрежное чувство, что ровно год назад молодая неопытная девушка сделала предложение предмету своей влюбленности, готова была бежать с ним, даже узелок собрала.
Жилец оказывается человеком благородным, но бедным. Жертву ее он не принял, но обещал приехать за ней, когда его дела поправятся, когда место хорошее получит и т.д. Просит он на это год.
И если через год не вернется, то она вправе считать себя свободной и избрать другого.
Теперь же этот год миновал, милого все нет, и Настенька бродит в ночи по Петербургу в волнении гораздо большем, чем наш мечтатель.
С тяжелым сердцем соглашается он исполнить ее просьбу – передать полное нетерпения письмо для того, которого она любит и ждет. Следующие встречи становятся для нашего героя мучительными.
Он видит в героине свой идеал, он готов молиться на нее, а она думает лишь о том, почему нет ответа на ее письмо, она в отчаянии, плачет и сокрушается.
Но вместе с тем мечтателя удивляет и сила этой девушки, когда она наконец берет себя в руки и принимает решение жить, оставив прежние мечты. Они даже позволяют себе строить совместные планы: поехать, например, на «Севильского цирюльника»…
Разумеется, мечтатель остается со своими мечтами, Настенька воссоединяется со своим долгожданным рыцарем, и в некотором роде это и есть счастливый конец, обычно романам Достоевского несвойственный. Возможно, именно за эту нетипичность его и не включают в обязательные списки, а ведь это как раз достоинство, а не недостаток.
Анализ книги
Достаточно трудно произвести анализ повести Белые ночи Достоевского. Сложность заключается в том, что эта книга нетипична для автора. В книге автор практически не дает оценочных суждений, поэтому трудно понять на чьей он стороне. Но все же, гениальный писатель не мог не оставить нам ценную пищу для размышления.
При внимательном изучении книги становится понятно, что автор с подозрением относится к излишней мечтательности главного героя. Подобная мечтательность выглядит красиво, но не переходит в какие-то реальные отношения.
А наличие отношений, определяет социальную значимость человека. Если вы очень хороший человек, но у вас нет хороших отношений с людьми, то вы не сможете поделиться свой хорошестью. Не сможете обогатить этот мир своей личностью.
И, как мне кажется, именно в этом и заключается главная мысль повести Достоевского “Белые ночи”.
Отзыв о книге
Поэтому, мой отзыв о книге Достоевского Белые ночи – самый положительный, это именно то, что должны читать современные люди. В век Интернета мы все становимся виртуальными мечтателями, оторванными от реальной жизни. Если вам нужно написать сочинение про повесть Белые ночи, то вам нужно непременно упомянуть о практической полезности этой книги для современного читателя.
Если Федор Достоевский ваш любимый писатель, тогда ознакомьтесь со списком его произведений. Не даром он считается одним из самых велики русских писателей, его вклад в отечественную и зарубежную литературу – неоценим.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/belye-nochi.html
“Белые ночи”: характеристика Настеньки и анализ произведения Ф.М. Достоевского
Искусство и развлечения 24 июня 2015
Лев Шестов (русский философ-экзистенциалист) сказал, что если бы на свет не появились великие романы Достоевского, такие, как «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы», то, возможно, ранние произведения писателя так и не дошли бы до читателя XX века.
В фокусе внимания – «Белые ночи»: характеристика Настеньки и других персонажей. К чему и приступаем.
Главный герой
Молодой человек 26 лет – мечтатель. Живет преимущественно собственными фантазиями, в реальную жизнь выглядывает редко. Как-то он отправился от нечего делать бродить по городу, да так увлекся прогулкой, что вышел за город. Там он насладился вольным природным воздухом. Когда уже поздним вечером герой возвращался домой, он встретил молодую худенькую девушку, которая почему-то плакала.
Молодой человек заговорить с ней сразу не решился. Она тем временем перешла на другую сторону улицы. Герой увидел, что там к ней вот-вот пристанет пьяный. Мечтатель героически спас девушку от неприятностей. Правда, обошлось без рукоприкладства: оказалось, что достаточно только присутствия молодого человека рядом с прекрасной незнакомкой.
Герой преодолевает свое смущение и провожает девушку до дома. По пути рассказывает ей о себе, о своей бедности, фантазиях, тайных надеждах.
Потом молодые люди доходят до пункта назначения и прощаются, условившись обязательно встретиться завтра. В этом месте произведения «Белые ночи» характеристика Настеньки совершенно не ясна читателю.
Понятно одно: это молодая и, видимо, несчастная девушка.
История Настеньки. Характеристика главной героини
Все события сочинения Достоевского происходят белыми ночами (отсюда и название) в Петербурге. На все про все классику хватает описания четырех встреч героев. Причем первая из них ушла на прелюдию к рассказу девушки, который и составляет всю соль произведения. Вопрос о том, какова роль истории Настеньки в повести «Белые ночи», отпадет сам собой после ее описания.
Видео по теме
«Пришпиленная» девушка
Настя вот уже два года ни на шаг не отходит утром и днем от своей бабушки.
Та почти ослепла, и за какой-то проступок, о котором не сообщается, родственница в буквальном смысле прикрепила девушку к себе, чтобы она еще чего не натворила. Настя – сирота, родители умерли, и она осталась она с бабулей.
У них в доме есть две комнаты: в одной живут они, а другую бабушка сдает внаем – это единственный источник их существования, кроме пенсии старушки.
И вот к ним заехал жилец – молодой человек. В результате одного неловкого эпизода он понял, что Настя пристегнута к бабушке булавкой. Он пожалел девушку, стал давать ей книги и вывозить в театр.
Она, конечно, влюбилась в благодетеля, открылась ему, но он сказал, что пока не может взять ее замуж, так у него нет достаточного количества денег на сей момент для такого ответственного шага, и ему надо в ближайшее время ехать в Москву на год.
Если за это время у Насти к нему не изменятся чувства, то он приедет ровно через год и женится на ней.
В тот же день, когда герои встретились, исполнился год и чуть больше со времени договора, но молодой человек не появился в условленном месте, хотя был уже в городе, о чем хорошо известно девушке.
Мечтателю открывается причина слез Настеньки. Теперь читателю должно быть ясно, какова роль истории Настеньки в повести «Белые ночи».
А если нет, то мы услужливо подскажем ему: на ней строится весь сюжет не слишком занимательного произведения Достоевского.
Но двигаемся дальше. Теперь мы готовы к определению самого существа главной героини сочинения. Сентиментально произведение Достоевского («Белые ночи»). Характеристика Настеньки, как ни странно, обратная, лишенная сантиментов. Девушка не слишком умна, но и не слишком глупа.
У нее есть вкус к литературе, вернее, она любит истории. Жених ей попался случайно, но она ухватилась за него, как за соломинку, чтобы сбежать от слепой опостылевшей ей бабки. Наверное, как девушка совестливая, она еще и мучилась виной из-за того, что не слишком любит свою престарелую родственницу.
И, тем не менее, она была на грани отчаяния и, может быть, безумия, когда жених внезапно сорвался с крючка, ведь он олицетворял собой выход из жизненного плена. Именно к такой трактовке располагает читателя повесть «Белые ночи».
Характеристика Настеньки, конечно, не слишком лестная и сентиментальная, но зато правдивая. К счастью для героини, не все еще потеряно.
Бесконечно рефлексирующий мечтатель желает помочь девушке и предлагает ей сочинить письмо для суженого, а он его отнесет куда следует. Удивительным образом необходимое письмо уже написано девушкой, а герою даны четкие инструкции, кому именно его надо отдать. Нельзя сказать, что Настя манипулирует мечтателем намеренно, эксплуатируя его влюбленность, у нее это выходит невольно и невинно.
Встреча заканчивается тем, что Настя и мечтатель распевают песни. Чему радуется она – понятно, а он, видимо, надеется ей услужить и добиться ответных чувств от девушки и, предвкушая это событие, поет.
Третья и четвертая ночи. Финал истории
Нам неинтересна характеристика героя. Настенька («Белые ночи» рассматриваем далее) нас тоже занимает немало. Остается только досказать историю до конца.
Третья встреча. Напряжение нарастает. Друг девушки не отвечает на переданное письмо, она находится в крайней степени экзальтации (если честно, то герои не выходят из этого состояния ни на минуту за все время повествования).
Мечтатель, напротив, приуныл. Он понял, что его шансы на взаимность стремительно приближаются к нулю. Девушка пытается его как-то утешить и заверить в своем дружеском расположении. Естественно, мечтателю от этого не легче.
Четвертая ночь. Девушка уже почти погрузилась в пучину отчаяния, для героя настал подходящий момент – он признается в любви. Они друг другу говорят всякие «сладости», и вот Настенька уже готова забыть предавшего ее жениха, но тут появляется он сам собственной персоной, и Настя, позабыв про друга-мечтателя, устремляется в объятия старой любви.
На следующий день она пишет мечтателю письмо, в котором говорит, что у нее все в порядке, и что в скором времени она и ее возлюбленный поженятся.
Главному же герою остается только вспоминать приключение, произошедшее с ним под бледный свет белых ночей, и тосковать об утраченной любви. Характеристики героев произведения «Белые ночи» готовы.
Нами был оставлен в стороне только жених по той причине, что его натуру никаким образом нельзя определить. Этот персонаж носит сугубо декоративный и инструментальный характер в повествовании русского классика.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/127318/
Мотив света в повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
Повесть Ф. М. Достоевского «Белые ночи», опубликованная в журнале «Отечественные записки» в 1848 году, относится к раннему периоду творчества Достоевского. На фоне становления реализма как направления, наводнения литературы 40-х годов произведениями натуральной школы повесть «Белые ночи» стоит несколько особняком. Главный герой — фланёр-мечтатель — бродит по Петербургу, предаваясь своим размышлениям и фантазиям, и воспринимает окружающую его действительность в поэтико-романтическом ключе. Такой герой не похож на деятельного персонажа, стремящегося преобразовать окружающую действительность, а повесть не содержит обличительную сатиру и не вскрывает пороки общества, как того требовали критики натуральной школы. Тем не менее, именно в 40-е гг. XIX века появляется серия повестей «воспоминаний-записок-исповедей-писем, рассказывающих о трудной судьбе разночинцев», [2, с 187] на фоне которых «Белые ночи» органично вписываются в новое культурно-историческое веяние. В повести есть как натуралистические эпизоды описания жизни петербуржцев, так и элементы описания характерные для традиции сентиментализма и романтизма. Переплетение различных традиций представляет собой некий синтез, особую эстетику Достоевского.<\p>
В раннем периоде творчества Достоевского можно выделить ключевые для понимания мотивы и образы. Это такие образы, ставшие лейтмотивными, как образ пламени свечи, солнечный свет и косые лучи заходящего солнца, проходящие через все произведения Достоевского. Указанный в названии мотив света вбирает в себя все явленные в произведении детали и элементы повествования, наполненные светом.<\p>
Построение названия произведения характерно для раннего творчества Достоевского и соответствует схеме прилагательное + существительное («Слабое сердце», «Чужая жена», «Бедные люди») [3]. В названии представлено определенное природное явление, с одной стороны довольно типичное, с другой стороны уникальное, в связи с невозможностью соединения ночи и дня, света и тьмы. Таким образом, в названии сглаживается довольно мрачный, таинственный и пугающий образ ночи, как носителя в себе тьмы, зла, отсутствия света. Образ ночи насыщается светлыми красками, несущими в себе положительную коннотацию. В повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи» 6 глав. В 4 из них обозначено время суток — ночь: «Ночь первая», «Ночь вторая», «Ночь третья», «Ночь четвертая». В композицию произведения введена, как отдельная глава, «История Настеньки» и заключительная глава «Утро». В 5 из всех 6 глав в названии упоминается свет в его наличии или отсутствии. Подобная номинация глав темным временем суток характерна как для зарубежной, так и для отечественной романтической традиции, например, вигилии у Э. Т. А. Гофмана в «Золотом горшке», в «Русских ночах» В. Ф. Одоевского и так далее.<\p>
Повесть наполнена светом как природного происхождения: белые ночи, небесный свет, солнечные лучи и так далее, так и светом, воспринимаемым главным героем — Мечтателем, исходящим от улыбки «но на губах уже сверкала улыбка» [1, с 11], глаз Настеньки «на её черных ресницах ещё блестели слезинки недавнего испуга» [1, с 11].<\p>
«Белые ночи» открываются поэтическим описанием Петербурга. Глава «Ночь первая» начинается торжественным обращением героя к миру, воплощенному для него в образе высокого звездного неба. «Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звездное, такое светлое небо, что взглянув на него, невольно нужно было спросить себя неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?» [1, с 5]. В описании ночи звучит несколько подчеркнутый, усиленный дважды мотив света «небо было такое звездное, такое светлое». Мечтатель несказанно рад ночи за возможность остаться наедине со своими мыслями, обратиться к ночному небу, как к собеседнику и за знакомство с Настенькой. «А все-таки моя ночь была лучше дня!» [1, с 10]. И в другом месте: «Я ходил всю ночь; я не мог решиться воротиться домой. Я был так счастлив» [1, с 16]. Описание ночи и всех других сцен, происходящих ночью, носит романтический характер. Сам образ ночи характерен для романтической традиции. Ночью происходит действие повести, а именно такие ключевые моменты, как знакомство героев, рассказ об истории их жизней до знакомства, завязка, кульминация и развязка любовной сюжетной линии. Чувственное и романтическое мировосприятие героев развертывается именно в петербургские белые ночи.<\p>
Далее в «Белых ночах» сразу же после первого описания ночи следует описание дня. Мечтатель чувствует своё одиночество среди суетливых и спешащих на дачу петербуржцев: «вот почему мне показалось, что меня все покидают, когда весь Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу» [1, с 6]. Восприятие героем дневного Петербурга лишено романтического ореола, оно совмещает в себе точно подмеченные детали быта с чувственным к ним отношением. Петербург показан глазами «сентиментального натуралиста» [2, с 206]: «старичок на Фонтанке», «прехорошенький светлорозовый домик», «тщедушная кухарка», «тоненькие, белые, как сахар, пальчики и головка хорошенькой девушки», «цветы в душной городской квартире» [2, с 206]. Цветовая гамма варьируется от теплых, наполненных светом, почти прозрачных тонов «прехорошенький светлорозовый домик» [1, с 6] до насыщенного желтого цвета того же дома: «слышу жалобный крик: «А меня красят в желтую краску!» Злодеи! Варвары! Они не пощадили ничего: ни колонн, ни карнизов, и мой приятель пожелтел, как канарейка» [1, с 7]. Утром, то есть с преобладанием солнечного света, происходит утрата романтического мировосприятия: «Стены и полы облиняли, всё потускнело; паутины развелось еще больше. Не знаю отчего, когда я взглянул в окно, мне показалось, что дом, стоявший напротив, тоже одряхлел и потускнел в свою очередь, что штукатурка на колоннах облупилась и осыпалась, что карнизы почернели и растрескались и стены из темно-желтого яркого цвета стали пегие…» [1, с 59–60]. Яркий луч утреннего солнца завершает грезы Мечтателя после бессонной ночи: «когда заря блеснет розовым лучом в окна и рассвет осветит угрюмую комнату своим сомнительным фантастическим светом, как у нас, в Петербурге, наш мечтатель, утомленный, измученный, бросается на постель и засыпает в замираниях от восторга своего болезненно-потрясенного духа и с такою томительно-сладкою болью в сердце» [1, с 26]. С появлением дневного солнечного света пропадает романтизированное восприятие вещей, тускнеют краски и начинают появляться реалистические тенденции в описании города.<\p>
Меняется настроение главного героя от грустно-меланхоличного до веселого при созерцании природы: «Вмиг мне стало весело, и я шагнул за шлагбаум, пошел между засеянных полей и лугов, не слышал усталости, но чувствовал только всем составом своим, что какое-то бремя спадает с души моей» [1, с 9]. Лирическое отступление о петербуржской весне и описание природы при свете дня рождают в герое радость бытия. Дневное освещение не только открывает несовершенство мира, но и дарит новые радостные ощущения. Описание природы созвучно чувствам Мечтателя. «Сегодня мы не увидимся. Вчера, когда мы прощались, облака стали заволакивать небо и подымался туман. Я сказал, что завтра будет дурной день» [1, с 41]. В момент наивысшего любовного томления Мечтателя природа ясная, тихая, светлая. «Посмотрите на небо, Настенька, посмотрите! Завтра будет чудесный день; какое голубое небо, какая луна!» [1, с 57]. Природа тонко подстраивается под внутреннее состояние героя, созвучна его настроению. Грустью и унынием наполнен день, когда Мечтатель долгое время не встречался с Настенькой: «День был нехороший. Шел дождь и уныло стучал в мои стекла; в комнатке было темно, на дворе пасмурно. Голова у меня болела и кружилась; лихорадка прокрадывалась по моим членам» [1, с 58]. Отсутствие света, серость дней вызывает в герое болезненное состояние.<\p>
Первое появление Настеньки в повести «Белые ночи» сопряжено с мотивом света, блеска. «Я мельком взглянул на нее: она была премиленькая и брюнетка — я угадал; на ее черных ресницах еще блестели слезинки недавнего испуга или прежнего горя, — не знаю. Но на губах уже сверкала улыбка» [1, с 11]. В портрете героини присутствует блеск, своеобразное сосредоточение и преломление света. Подобно яркой вспышке света стало для чувствительного юноши встреча с Настенькой. Молодой человек признается, что прежде знал только «хозяек», с «женщинами» [1, с 13] же никогда не говорил и потому очень робок. В портрете девушке, данном Мечтателем много поэтического, восторженного чувства, что как нельзя лучше характеризует его, как человека сердца. Он, словно благородный рыцарь, спасает девушку от преследования неизвестного, за что удостаивается возможностью проводить ее до дома и встретиться на следующий день, точнее на следующую ночь. И в этих встречах, происходящих на фоне белых ночей, нет ничего низкого, они чрезвычайно целомудренны и вместе с тем чувственны.<\p>
До знакомства друг с другом, жизнь Настеньки и Мечтателя была серой, безотрадной. Но в своих мечтах они жили в другом мире, более прекрасном и светлом. За незначительную провинность бабушка Настеньки пришпилила её платье к своему. Жизнь Настеньки сузилась, стала «пришпиленной». Лишь ее богатое воображение, ее восторженная натура оставалась неизменно с ней, переносила ее в мир чего-то прекрасного и волшебного, не давала ей зачахнуть. Героя же повести не покидали мысли о своем одиночестве в Петербурге. После их встречи жизнь заиграла новыми красками, острее открылись все чувства. Мечтатель уже не может просто прочесть книгу без сладостных воспоминаний о Настеньке: «Книга, взятая без цели и наудачу, выпадает из рук моего мечтателя, не дошедшего и до третьей страницы. Воображение его снова настроено, возбуждено и вдруг опять новый мир, новая, очаровательная жизнь блеснула перед ним в блестящей своей перспективе» [1, с 24]. Жизнь героя приобрела блеск, то есть жизнь его наполнилась светом. Мотив света служит для противопоставления серой, безотрадной жизни героев до знакомства и яркой, светлой жизни после их встречи. Жизнь Настеньки тоже уже не будет прежней, даже в замужестве с любящим ее бедном студентом, она всегда будет помнить о своем Мечтателе. «Благодарю! да! благодарю вас за эту любовь. Потому что в памяти моей она напечатлелась, как сладкий сон, который долго помнишь после пробуждения; потому что я вечно буду помнить тот миг, когда вы так братски открыли мне свое сердце и так великодушно приняли в дар мое, убитое, чтоб его беречь, лелеять, вылечить его…» [1, с 59]<\p>
Мотив света, проявленный в повести «Белые ночи», навеян и творчески переработан образами из лирики А. Н. Плещеева и И. С. Тургенева 40-х гг. XIX века, а именно, образ ночи, пламени свечи и другими. Доказательство тому служит эпиграф и посвящение повести. Настойчивый мотив света, выражающий себя в образах «светлых очей», «серебристой луны» и так далее у А. Н. Плещеева, «блеска зари», «белых туч» и так далее у И. С. Тургенева, переносится на страницы повести. Под мотивом света в повести понимается повтор как на уровне лексем, морфем, так и на уровне элементов сюжета с семантикой наполненности, отражения и преломления света. На уровне лексики чаще всего встречается существительное ночь, небо, то есть чаще всего повторяются источники появления света. Неоднократно встречается луч солнца, заря, утро, рассвет, солнце, выступающие фоном для развития сюжетной линии, описания жизни героев. На уровне морфем происходит повтор в корнях: –блист-, -блест-, -блесн-, -сверк-, несущий в себе семантику преломления, отражения света. Свет пронизывает повесть на разных языковых уровнях, обрамляет сюжетную линию, служит способом для описания жизни героев. На данном этапе творческой мысли свет является обязательной составляющей сентиментально-романтических повестей о разночинцах и «рефлективной» поэзии 40-х гг., и выполняет функцию обрамления произведения. Позднее, в позднем периоде творчества Достоевского, мотив света будет сопровождать преображение человека, духовную сущность.<\p>
Литература:<\p>
- Достоевский Ф. М. Белые ночи. Бедные люди. Преступление и наказание/ Ф. М. Достоевский. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 782, [2] c. — (Библиотека школьника).
- Жилякова Э. M. Традиции сентиментализма в творчестве раннего Достоевского (1844–1849). — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. — 272 с.
Источник: https://moluch.ru/archive/101/22855/
Белые ночи « Писатель Ф.М. Достоевский, биография и жизнь, творчество, романы и книги
Белые ночи — повесть Фёдора Михайловича Достоевского.
«Белые ночи» были созданы писателем в сентябре-ноябре 1848 года и впервые опубликованы в журнале «Отечественные записки» (1848, № 12) с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву.
Повесть носит подзаголовок «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя». Эпиграфом к произведению автор выбрал слова Ивана Тургенева из стихотворения «Цветок» (1843):
…Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего…
Произведение состоит из шести глав («Ночь первая», «Ночь вторая», «История Настеньки», «Ночь третья», «Ночь четвёртая», «Утро»).
По повести «Белые ночи» в 1967 году композитором Ю. Буцко написана камерная опера. Потом «Белые ночи» — снял режиссёр Мераб Джалиашвили (СССР, 1958).
Сюжет
Главный герой повести — мечтатель, одинокий и робкий человек. Белой ночью мечтатель случайно знакомится с девушкой Настенькой и влюбляется в неё, а она видит в нём родную душу, брата. Настенька рассказывает ему свою историю. Все свои ранние годы она прожила вместе со своей слепой бабушкой, попав к ней после смерти родителей.
Бабушка не отпускала надолго от себя Настеньку и пришпиливала её за платье булавкой к своему платью. Жизнь Настеньки была однообразной и невесёлой. Но всё изменилось, когда к ним приехал постоялец, который пожалел девушку. Настя влюбилась и собиралась уехать вместе с ним, однако мужчина был очень беден и пообещал вернуться через год.
Истёк срок, и он в городе, она знает об этом, она ждёт, а он всё не является к ней и не отвечает на её письмо. Решив, что возлюбленный её бросил, Настенька решает ответить чувствам мечтателя. Однако, при появлении возлюбленного, Настенька убегает от мечтателя и извиняется за предательство в письме. Главный герой прощает её и всё равно продолжает любить.
Насте
нька — самое яркое событие в его жизни! А он — всего лишь опора в трудные минуты. Его счастье не состоялось, он вновь одинок.
Основные персонажи
- Мечтатель
- Настенька
- Бабушка
- Жилец
- Фёкла
- Матрёна
Прототипом главного героя «Белых ночей» — Мечтателя — возможно стал А. Н. Плещеев, которому Достоевский посвятил эту повесть.
Мнения и отзывы критиков
А. В. Дружинин
Первые критические отзывы о произведении появились в январе 1849 года. А. В. Дружинин написал в «Современнике», что «Белые ночи» «выше „Голядкина“, выше „Слабого сердца“, не говоря уже о „Хозяйке“ и некоторых других произведениях, тёмных, многословных и скучноватых».
Но и недостатки Дружинин тоже обнаружил, утверждая, что Мечтатель поставлен вне отчетливо обозначенного места и времени и что читателю неизвестны его занятия и привязанности. «Ежели б личность Мечтателя „Белых ночей“ была яснее обозначена, если б порывы его были переданы понятнее, повесть много бы выиграла».
С. С. Дудышкин
С. С.
Дудышкин отнёс «Слабое сердце» и «Белые ночи» к лучшим произведениями 1848 года.
Отметив ведущую роль психологического анализа в творчестве Достоевского, он писал, что с художественной точки зрения «Белые ночи» совершеннее предшествующих произведений писателя: «Автора не раз упрекали в особенной любви часто повторять одни и те же слова, выводить характеры, которые дышат часто неуместной экзальтацией, слишком много анатомировать бедное человеческое сердце.
В „Белых ночах“ автор почти безукоризнен в этом отношении. Рассказ лёгок, игрив, и, не будь сам герой повести немного оригинален, это произведение было бы художественно прекрасно».
А. А. Григорьев
В 1859 году, в статье «И. С. Тургенев и его деятельность по поводу романа «Дворянское гнездо», упомянул о «Белых ночах» А. А. Григорьев.
Он счёл повесть одним из лучших произведений школы «сентиментального натурализма», отметив при этом, что «вся болезненная поэзия» «Белых ночей» не спасла этого направления от очевидного кризиса.
Н. А. Добролюбов
Несколько отзывов о повести появилось в 1861 году после её переиздания. Н. А.
Добролюбов в статье «Забитые люди» высказал мнение, что в Мечтателе «Белых ночей» предвосхищены черты героя романа «Униженные и оскорблённые» (1861) Ивана Петровича.
Протестуя против удовлетворения «вздохами и жалобами да пустыми мечтами», он писал: «Я признаюсь — все эти господа, доводящие свое душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только. Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства! А этих людей показывали ещё нам как идеал чего-то!».
Е. В. Тур
Источник: https://dostoevistika.ru/bely-e-nochi-2/