История средних веков кратко о главном
Установление временных рамок
Если говорить о средневековье кратко, то это одна из самых длительных и интересных эпох после древнего мира. Долгое время среди ученых- медиевистов (медиевистика – это один из разделов истории, изучающий европейское средневековье) не было согласия в определении рамок этого периода в истории человечества.
Дело в том, что разные страны развивались совершенно по-разному. Кто-то ушел в экономическом, политическом и общественном развитии вперед, некоторые страны, напротив, очень сильно отставали о других. Поэтому сейчас средневековье, кратко говоря, рассматривается одновременно и как общеисторический процесс, и как явление, имевшее место в любой стране.
Здесь оно могло иметь свои определенные особенности и временные рамки.
История средних веков вкратце
История средневековья кратко о главном, средние века
Если рассматривать Средние века, кратко изложенные, то началом этой эпохи считается время крушения Великой Римской империи – V век нашей эры. Впрочем, в некоторых европейских источниках принято считать началом средневековья время появления ислама – VII век.
Но более распространенной считается первая дата.
Что касается конца Средних веков, здесь опять мнение историков расходится. Итальянские историки считают, что это XV век, российские ученые приняли за окончательную дату конец XVI – начало XVII веков.
Опять же, для каждой страны эта дата устанавливалась сообразно ее развитию.
История возникновения термина
Впервые этот термин – «средние века», стали использовать итальянские гуманисты. До этого применялось название «темные века», которое придумал великий итальянский поэт эпохи Возрождения Петрарка.
В XVII веке название Средние века, кратко говоря, окончательно закрепил в науке профессор Христофор Келлер. Он же предложил следующее разделение всемирной истории на античность, средневековье и новое время.
Почему было взято именно это название – потому что эпоха средневековья находится между античностью и новым временем.
Эту эпоху именовали исключительно как «темные века», где господствовали невежество, инквизиция, варварство. Только к нашему времени представление о средневековье стало радикально меняться. О нем заговорили, как о времени, полном романтики, великих открытий, прекрасных произведений искусства.
Периодизация в средних веках
Общепринятым считается разделение истории Средних веков на три больших периода:
раннее средневековье;
классическое;
позднее средневековье.
Раннее средневековье
Начинается со времени падения Великой Римской империи и длится около 500 веков. Это время так называемого Великого переселения народов, которое началось в 4 веке и закончилось в 7.
За это время германские племена захватили и подчинили себе все страны Западной Европы, определив, таким образом, облик современного европейского мира.
Основными причинами массовой миграции в этот период средневековья, кратко говоря, стали поиск плодородных земель и благоприятных условий, а также резкое похолодание климата. Поэтому северные племена двинулись поближе к югу.
Кроме германских племен, в переселении участвовали турки, славяне и финно-угорские племена. Великое переселение народов сопровождалось уничтожением многих племен и кочевых народов.
С эпохой раннего средневековья связано существование Византийской империи и образование Франкской империи.
Высокое или классическое средневековье
Это период образования первых городов, возникновения феодального строя, время расцвета могущества католической церкви и Крестовых походов. Длился с 1000 по 1300 века.Во времена классического средневековья сформировалась иерархическая (феодальная) лестница – особое последовательное расположение званий. Появились институты вассалов и сеньоров.
Владелец земли – сеньор, мог дать во временное пользование феод (земельный участок) на особых условиях. Вассал, которой получал феод, становился военным слугой своего сеньора. За право пользоваться этим земельным участком он должен был 40 дней в году служить в войске. Также он брал обязательство защищать своего сеньора.
Впрочем, в Средние века, кратко говоря, эти условия довольно часто нарушали обе стороны. Основу экономики Средних веков составляло сельское хозяйство, в котором была занята большая часть населения. Крестьяне обрабатывали и свои земельные наделы, и господские.
Точнее говоря, своего у крестьян не было ничего, от рабов их отличала только личная свобода.
Католическая церковь
В эпоху классического средневековья в Европе достигла своего могущества католическая церковь. Она оказывала влияние на все сферы жизни человека. С ее богатством не могли сравниться правители – церкви принадлежала 1/3 всех земель в каждой стране.Средневековый человек был крайне религиозным.
То, что для нас считается невероятным и сверхъестественным, для него было обыденным. Вера в темное и светлое царства, демонов, духов и ангелов – это то, что окружало человека, и во что он безоговорочно верил.
Церковь строго следила, чтобы ее престижу не был нанесен урон. Все вольнодумные мысли пресекались на корню.
От действий церкви в свое время пострадали многие ученые: Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник и другие. Вместе с тем, в Средние века, кратко говоря, она была средоточием образования и научной мысли. При монастырях существовали церковные школы, к которых обучали грамоте, молитвам, латинскому языку и пению гимнов.
В мастерских по переписке книг, там же, при монастырях, бережно переписывали труды античных авторов, сохраняя их для потомков.
Рыцари
Вся романтика, присущая средневековью, связана с рыцарями. Рыцарь – это конный воин-феодал.
Рыцарство, как особое сословие, возникло из военных дружинников, которые становились вассалами и служили своим сеньорам. Со временем, рыцарем мог стать только воин благородного происхождения.
У них существовал свой кодекс поведения, в котором главное место занимали честь, верность Господу и поклонение своей даме сердца.
Крестовые походы
Целая серия этих походов состоялась в течение 400 лет, с XI по XV века. Они были организованы католической церковью против мусульманских стран по лозунгом защиты гроба Господня.
На самом деле, это была попытка захвата новых территорий. В эти походы отправлялись рыцари со всей Европы.
Для молодых воинов участие в таком приключении было обязательным условием, чтобы доказать свое мужество и подтвердить рыцарское звание.
Средневековые города
Они возникали прежде всего в местах оживленной торговли. В Европе это была Италия и Франция. Здесь города возникают уже в IX веке. Время появления остальных городов относится к X – XII векам.
Позднее средневековьеЭто один из самых трагичных периодов средневековья. В XIV веке почти весь мир пережил несколько эпидемий чумы, Черной смерти. Только в Европе она уничтожила более 60 миллионов человек, почти половину населения.
Это время сильнейших крестьянских восстаний в Англии и Франции и самой длительной войны за всю историю человечества – Столетней. Но одновременно – это эпоха Великих географических открытий и Возрождения.
Средние века – удивительное время, определившее будущий путь человечества в период Нового времени.<\p>
Источник: https://antiquehistory.ru/srednevekove-kratko/
Общая характеристика эпохи Средневековья
Контрольная работа
по дисциплине: Социальная психология
по теме: «Тема 4. Философия Средневековья»
Исполнитель: студентка
Направление: Государственное и муниципальное управление
Профиль: Государственная и муниципальная служба
Группа: ГМУс -14 СВ
Ф.И.О.: Егорова Анастасия Александровна
Екатеринбург
Содержание
Введение……………………………………………………………………..…….3
1.Общая характеристика эпохи Средневековья…………………………………5
2.Особенности средневековой философии. Теоцентризм, креационизм, провиденциализм. «Бог и человек» – центральная проблема…………………..9
3. Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм). Выдающиеся философы: У. Оккам…………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………………………………25
Введение
В каждый период истории человечества существовали свои особенности в развитии науки, культуры, общественных отношений, стиле мышления и т.д. Все это накладывало отпечаток и на развитие философской мысли, на то, какие проблемы в области философии выдвигались на первый план.
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).
Возникновение средневековой философии очень часто связывают с падением Западной Римской империи (476 год н. э.), однако такая датировка является не совсем корректной. В это время еще господствует греческая философия, и с ее точки зрения началом всего является природа. В средневековой философии, напротив, реальностью, определяющей все сущее есть Бог.
Поэтому переход от одного мышления к другому не мог произойти мгновенно: завоевание Рима не могло сразу изменить ни социальных отношений (ведь греческая философия принадлежит эпохе античного рабовладельчества, а средневековая философия относится к эпохе феодализма), ни внутреннего миропредставления людей, ни религиозных убеждений, построенных веками.
Формирование нового типа общества длится весьма продолжительно. В I-IV веках н. э. конкурируют между собой философские учения стоиков, эпикурейцев, неоплатоников, и в это же время формируются очаги новой веры и мысли, которые в последствии составят основу средневековой философии.
Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника своего формирования. Первый из них – древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник – Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства.
Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира “из ничего”. В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена “служанкой религии”, в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма .
Корни философии средних веков уходят в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство, и именно с ними связано развитие как европейской, так и арабской философии средних веков.
Структурно моя работа написана следующим образом: вначале располагается введение, содержащей предварительную информацию по теме работы, актуальности данной темы, далее идет Глава 1, в которой дана общая характеристика эпохи Средневековья, в Главе 2 акцентированно внимание на особенностях средневековой философии, Основные философские течения и выдающиеся философы на примере У. Оккама раскрываются в Главе 3. Заключение содержит итоги, подводимые над работой и в конце работы содержится список используемой литературы.
Общая характеристика эпохи Средневековья
Средними веками называют длительный период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает более тысячелетия с V по XV в.
Внутри тысячелетнего периода Средних веков принято выделять по меньшей мере три периода. Это:
· Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до Х – XI веков);
· Высокое (Классическое) Средневековье. От X-XI веков до примерно XIV века;
· Позднее Средневековье, XIV и XV века.
Раннее Средневековье – время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это – вторжения так называемых варваров (от латинского barba – борода), которые уже со II века нашей эры постоянно нападали на Римскую империю и селились на землях ее провинций. Эти вторжения закончилось падением Рима .
Новые западноевропейцы при этом, как правило,принимали христианство, которое в Риме к концу его существования было государственной религией. Христианство в различных его формах постепенно вытесняло языческие верования на всей территории Римской империи, и этот процесс после падения империи отнюдь не прекратился.
Это второй важнейший исторический процесс, определявший лицо раннего Средневековья в Западной Европе.
Третьим существенным процессом было формирование на территории бывшей Римской империи новыхгосударственных образований, создававшихся теми же «варварами». Многочисленные племена основанные на принципах военной демократии и имевшие зачатки государственности: франкские, германские, готские и прочие были на деле не такими уж дикими.
Они владели ремеслами, включая земледелие и металлургию, Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и т. д., постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых соседей.
На Рождество 800 года король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим и как император всего европейского запада. Позднее (900 год) Святая Римская империя распалась на бесчисленное множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов.
Их властители вели себя как вполне суверенные хозяева, не считая нужным подчиняться никаким императорам или королям. Однако процессы формирования государственных образований продолжались и в последующие периоды. Характерной особенностью жизни в раннее средневековье были постоянные грабежи и опустошения, которым подвергались жители Священной Римской империи.
И эти грабежи и набеги существенно замедляли экономическое и культурное развитие.
В период классического, или высокого Средневековья Западная Европа начала преодолевать эти затруднения и возрождаться. С Х века сотрудничество по законам феодализма позволило создать более крупные государственные структуры и собирать достаточно сильные армии.
Благодаря этому удалось остановить вторжения, существенно ограничить грабежи, а затем и перейти постепенно в наступление. В 1024 году крестоносцы отняли у византийцев Восточную Римскую империю, а в 1099 году захватили у мусульман Святую землю.
Правда, в 1291 году и то и другое были опять потеряны. Однако из Испании мавры были изгнаны навсегда. В конце концов западные христиане завоевали господство над Средиземным морем и его. островами.
Многочисленные миссионеры принесли христианство в королевства Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что эти государства вошли в орбиту западной культуры.
Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрогоподъема городов и общеевропейской экономики. Жизнь в Западной Европе сильно изменилась, общество быстро утрачивало черты варварства, в городах расцветала духовная жизнь. В целом европейское общество стало намного более Богатым и цивилизованным, чем во времена античной Римской империи.
Выдающуюся роль в этом играла христианская церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию.
На базе художественных традиций Древнего Рима и прежних варварских племен возникло романское, а затем блестящее готическое искусство, причем наряду с архитектурой и литературой развивались все другие его виды – театр, музыка, скульптура, живопись, литература. Именно в эту эпоху были созданы, например, такие шедевры литературы как «Песнь о Роланде» и «Роман о Розе».
Особенно большое значение имело то, что в этот период западноевропейские ученые получили возможность читать сочинения античных греческих и эллинистических философов, прежде всего Аристотеля. На этой основе зародилась и выросла великая философская система Средневековья -схоластика .
Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV – XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, особенно бубонной чумы («Черная смерть»), тоже принесли неисчерпаемые человеческие жертвы.
Очень сильно замедлила развитие культуры Столетняя война. Однако, в конце концов города возрождались, налаживалось ремесло, сельское хозяйство и торговля. Люди, уцелевшие от мора и войны, получали возможность устраивать свою жизнь лучше, чем в предыдущие эпохи.
Феодальная знать, аристократы, стали вместо замков строить для себя великолепные дворцы как в своих поместьях, так и в городах. Новые Богачи из «низких» сословий подражали им в этом, создавая бытовой комфорт и соответствующий стиль жизни.
Возникли условия для нового подъема духовной жизни, науки, философии, искусства, особенно в Северной Италии. Этот подъем свел к так называемому Возрождению или Ренессансу.
Источник: https://mykonspekts.ru/1-103609.html
Читать
Александр Алексеевич Хлевов
Краткая история Средних веков: Эпоха, государства, сражения, люди
Введение
Средние века являют собой чрезвычайно интересный и насыщенный событиями промежуток времени протяженностью более тысячелетия. В его рамках сформировалась современная европейская цивилизация со всеми особенностями ее материальной и духовной жизни.
С периодом Средневековья связано множество технических и интеллектуальных изобретений – появление механических часов и современных представлений о свободе личности, ветряных мельниц и парламентаризма, пороха и многих литературных жанров, книгопечатания и пространственной перспективы в искусстве, очков и ряда художественных идей. И этот список может быть продолжен едва ли не до бесконечности.
В Средние века были совершены Великие географические открытия, кардинально изменившие представления о планете. В эти столетия сложились практически все современные европейские этносы и национальные языки, в общих чертах определились границы современных государств Европы.
Подавляющее большинство существующих и поныне в ней городов ведут свое начало с той эпохи. Наконец, Средние века ознаменовались абсолютным торжеством христианского мировосприятия.
Несомненно, нигде и никогда более христианство не имело таких прочных позиций в массовом повседневном сознании, как в средневековой Европе.
В предлагаемой читателю книге рассмотрена история классического Средневековья – западноевропейского.
Мы оставляем за рамками повествования ожесточенные научные споры о том, допустимо ли применять термин «Средние века» к Древней Руси или странам Востока, – как и дискуссию о существовании русского, арабского, китайского или японского феодализма. Ведь именно система феодальных отношений является сущностью и визитной карточкой эпохи.
Какой бы ни была позиция спорящего, не вызывает сомнения, что Средние века на Западе – это цельный, компактный и логически непротиворечивый период, в недрах которого создаются классические феодальные формы.
Именно поэтому в центре нашего внимания и будет средневековая Западная Европа – от первых веков Новой эры до шестнадцатого столетия, а события, происходившие в регионах «неклассического» феодализма – в Византии, Восточной Европе, мусульманском мире, учитываются нами лишь в той мере, в какой эти регионы входили в непосредственное соприкосновение с цивилизацией Запада.
* * *
Началом истории Средних веков служит одно из наиболее значимых событий мировой истории – распад и гибель Римской империи. Результатом этого стало формирование системы весьма примитивных государств, созданных германскими, кельтскими и славянскими племенами на территории Европы.
Некоторые из них располагались в бывших имперских границах, другие возникали вне их, однако была черта, объединявшая все эти государства, – более или менее сильное, но всегда отчетливое влияние римского наследия в культуре, религии, социальной и экономической сферах, политической жизни. Вся Европа стала построманским пространством.
Мы рассмотрим главным образом историю западной его части, т. е. преимущественно германо-романский синтез.
При всем своеобразии исторического пути и различных темпах его прохождения у обществ Запада имелись явные объединяющие их характеристики.
Так, в политической сфере они сперва преодолели путь от простейших и непрочных государств к полной политической раздробленности, просуществовав в таком состоянии несколько веков.
А вслед за тем в некоторых регионах Запада восторжествовали центростремительные тенденции, основанные, в первую очередь, на совершенствовании экономики и росте национального самосознания, что и завершилось появлением весьма прочных монархий с абсолютной центральной властью.
Все эти государства – с минимальными изменениями своих границ – существуют и по сей день: Франция, Англия, Испания, Португалия, Дания, Швеция.
Однако двум из них – Германии и Италии – в силу ряда причин долго не удавалось достигнуть политического единства. Поэтому вплоть до XIX в.
они оставались лишь географическими понятиями, не будучи государствами в полном смысле этого слова и представляя собой конгломерат малых владений, княжеств и королевств.
Экономическая основа средневековой цивилизации отличалась известной диспропорциональностью, с безусловным доминированием аграрного сектора. Сельское хозяйство, по преимуществу экстенсивное, до конца эпохи занимало лидирующие позиции во всех европейских регионах, за исключением Северной Италии и Фландрии.
Весьма примитивное ремесленное производство существовало в ограниченных масштабах на этапе раннего Средневековья, и только после X–XI вв., концентрируясь в возникающих и растущих городах, стало играть заметную роль в экономической структуре. Под занавес Средних веков оно кое-где вышло на промышленный уровень.
Аналогичной с ремеслом динамикой характеризовалась и торговля – она едва давала знать о себе в ранний период, но превратилась в существенный сектор хозяйства после XII–XIII вв.
В культурной и духовной сфере история Средневековья еще более унифицирована. Весь период проходит под знаком безраздельного господства в сфере идеологии христианского мировоззрения в его католической форме – безусловно, изрядно скорректированной германскими и (в гораздо меньшей, но ощутимой мере) кельтскими языческими верованиями.
Все оппозиционные духовные движения неизменно превращаются в ереси.
Лишь в конце Средних веков временное ослабление авторитета ортодоксального католицизма позволяет ряду оппозиционных течений под лозунгом восстановления чистоты христианской веры породить феномен Реформации и протестантизма, восторжествовавшего в некоторых регионах (преимущественно с этнически германским населением).
Однако главное отличительное качество средневековой цивилизации – генезис и расцвет феодальной системы социальных отношений в ее классическом виде.
Формирование феодальной системы началось в определенном смысле еще в недрах Римской империи, однако главным стимулом ее вызревания стала потребность ранних германских государств в эффективной подготовке и воспроизводстве качественных воинских контингентов – тяжелой кавалерии.
Обнаруженный с годами путь – раздача земельных наделов в условное пользование за несение военной службы – определил чрезвычайно устойчивый алгоритм поддержания боеготовности отдельно взятого элитного воина.
Однако он же привел к хронической неуправляемости этих вооруженных сил и полной децентрализации государственной власти.
Средневековая цивилизация на самом деле была чрезвычайно уязвимой извне, и выстоять ей, безусловно, помогло только то обстоятельство, что после нашествия гуннов в IV–V вв. и вплоть до начала турецкой экспансии в XIV–XV вв. у Европы не нашлось врагов, способных ее завоевать.
Ни авары, ни викинги, ни мадьяры, ни даже арабы таких целей не преследовали, а монголо-татары уже просто не имели для этого возможностей, завоевав почти всю Азию и Русь. Однако к XV в.
вместо раздробленных государств в Европе существовали в основном уже вполне сложившиеся и даже процветающие, способные не только успешно противостоять натиску извне, но и осуществлять колониальную экспансию. Средневековье, в сущности, завершилось.
Чем был средневековый Запад?
О Средних веках в Европе можно судить по множеству памятников. Они несут информацию разного рода и различной степени достоверности и насыщенности. Огромное значение, особенно для периода раннего средневековья, имеют памятники археологические.
Поскольку в ту эпоху ощутимо сократилось количество грамотных людей, да и сама потребность что-либо читать или писать не была главной, период V–XI вв. отмечен относительно небольшим числом текстов, дошедших до нас. Свою роль сыграли также политическая обстановка и частые войны: это мало способствовало сохранению письменных материалов. Особенно беден ими период V–VIII вв.
, так называемые Темные века. Поэтому археологические находки выступают зачастую единственными свидетельствами событий прошлого.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=117993&p=1
Средневековье условно делится на три основных периода:
Средние века (Средневековье) — исторический период всемирной истории, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.
Российская и западная медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века.
Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения.
В последние годы российские историки относит окончание периода Средневековья к середине или концу XV — началу XVI века.
Средневековье условно делится на три основных периода:
· Раннее Средневековье (конец V — середина XI века).
· Высокое, или Классическое, Средневековье (середина XI — конец XIV века).
· Позднее Средневековье или Раннее Новое время (XIV—XVI века).
Развитие науки и технологий
Начиная с XII—XIII веков в Европе произошёл резкий подъём развития технологий и увеличилось число нововведений в средствах производства, что способствовало экономическому росту региона. Менее чем за столетие было сделано больше изобретений, чем за предыдущую тысячу лет.
Были изобретены пушки, очки, артезианские скважины. Кросс-культурные внедрения: порох, шёлк и компас пришли с Востока. Были также большие успехи в судостроении и в часах. В то же время огромное количество греческих и арабских работ по медицине и науке были переведены и распространены по всей Европе.
В области техники наблюдался большой прогресс: появилась более совершенная конная упряжь и повозки с поворотной осью, стремена у всадников, ветряные мельницы, шарнирный руль на кораблях, доменные печи и чугун, огнестрельное оружие, печатный станок.
В средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, однако в целом наука находилась в глубоком упадке.
В XII веке на всю Европу приходилось не более 10 учёных, в XIII — не более 15, в XIV — менее 25 (для сравнения: сегодня их сотни тысяч).
Также, в это время появились выборно-представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.). Эпоха Возрождения, начало которой пришлось на позднее средневековье, стала периодом расцвета искусства — особенно изобразительного — после длительного застоя.
Для развития культуры в эпоху средневековья огромное значение имеет преобразование образовательной системы. Именно в период расцвета этой эпохи многие образовательные учреждения приобрели ту форму, которая положила начало современной системе образования.
Средневековая наука развивалась в больших городах, где впервые в Европе появляются высшие учебные заведения – университеты (Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский).
Университеты способствовали развитию и распространению знаний, а также созданию новых отраслей знания, которые чуть позднее оформляются в различные науки – медицину, астрономию, математику, философию и т.д.
Наука начинала воспроизводить сама себя, что ускорило ее прогресс.
Постепенно формируется совершенно новый слой общества – студенчество, который и поныне является двигателем образования и науки в современном обществе.
Преподавание велось на латинском языке, равно как и богослужение в католических храмах. До XVIII в. латинский язык был международным научным языком.
До сих пор в европейских университетах торжественные речи читаются, а дипломы пишутся на латинском языке. На торжественных актах профессора появляются в средневековых докторских мантиях и шапочках.
Так современная наука сохраняет память о первых университетах, возникновение которых явилось одной из главных предпосылок научного прогресса.
Появляется необходимость в квалифицированных служащих – юристах, богословах, медиках, поэтому начинает активно развиваться наука и образование.
Итак, в основе появления первых университетов лежало две тенденции: поиск истины (что обусловлено бурным развитием жизни в эту эпоху) и потребность в квалифицированных кадрах для разросшегося аппарата государственной власти.
В XII веке в Европе начали появляться первые в мире высшие школы – университеты. Некоторые университеты, например, в Севилье, Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде, Валенсии, Болонье были основаны в XII – XIII веках. Остальные, например, в Уппсале, Копенгагене, Ростоке, Орлеане были основаны позднее – в XIV – XV веках.
Средневековье опирается на теологические ценности. Церковь вмешивается во все сферы человеческой жизнедеятельности. Положения, расходящиеся с христианскими догматами, осуждаются.
Поэтому наука в Средние века часто оценивается как своеобразное интеллектуальное устремление, лишенное свободы поиска и скованное предрассудками и заблуждениями.
Задачи научного исследования также направляются на достижение благодати и спасения.
Широко употреблялись арабские цифры. Средневековые ученые, как правило, выходцы из арабских университетов, свое знание называли натуральной магией , понимая под ней надежное и глубокое познание тайн природы.
Магия понималась как глубокое знание скрытых сил и законов Вселенной без их нарушения, и, следовательно, без насилия над Природой.<\p>
В средневековых университетах создаются столь эффективные формы обучения, что ими пользуются и по сей день.<\p>
Преподаватели университетов создавали объединения по предметам – факультеты.
Во главе их стояли деканы. Преподаватели и студенты избирали ректора – руководителя университета.<\p>
Средневековые университеты имели обычно три факультета: юридический, философский (богословский) и медицинский. Но если подготовка будущего юриста или медика занимала 5-6 лет, то будущего философа-богослова – целых 15 лет.
Прежде чем поступить на один из трех основных факультетов, студент должен был закончить подготовительный – артистический факультет, на котором изучались уже упомянутые “семь свободных искусств” (“artist” по латыни – “искусство”). На занятиях студенты слушали и записывали лекции (по-латыни – “чтение”) профессоров и магистров.
Помимо лекций проводились диспуты – споры по заранее выдвинутым вопросам. Горячие по накалу, иногда они перерастали в рукопашные схватки между участниками.
В XIV-XV в. появляются так называемые коллегии. Сначала так называли общежития студентов. Со временем в них также начали проводиться лекции и диспуты.<\p>
В средневековых университетах существовало четыре факультета: низший – артистический, или “свободных искусств”, дававший право учиться далее, и три высших – медицинский, юридический и богословский.
Главной задачей факультета был контроль за качеством преподавания. На артистическом факультете обучение длилось от 5 до 7 лет; студент становился сначала бакалавром, а затем – магистром искусств. Эту степень не мог получить человек моложе 21 года. Магистр получал право преподавания, но он мог и продолжить обучение на одном из высших факультетов.
Высшей степенью, присуждаемой факультетами, была степень доктора, или магистра, т.е. профессора (учителя, преподавателя), получавшего эту степень при условии выполнения тех требований, которые предполагает выдача лицензии.
Название ” магистр ” постепенно закрепилось за профессорами артистического факультета, а название “доктор” – за профессорами трех высших факультетов.
<\p>
Цели обучения на заре университетской жизни изложены в одном документе начала 13 века: «Одни занимались исключительно для того, чтобы знать…другие, чтобы прославиться…иные учились, чтобы приобретать впоследствии выгоду…немногие из них занимались, чтобы получать назидание или назидать других…учителя и доктора множили свои пребенды и домогались мест…».
Учебный курс в университете был рассчитан на долгий срок. Однако в те дни в университет приходили более молодые студенты, чем сегодня. Так в 13 веке в Париже студенты сначала шесть лет учились на факультете искусств.
В этот период студент мог стать «бакалавром» и помогать на второстепенных ролях в обучении других. Но он не мог начать учительствовать, пока ему не исполнится двадцать лет. Курс теологии преподавался сперва в течение восьми лет, однако имел тенденцию удлиняться.
После завершения курса на факультете искусств и нескольких лет преподавания студент посвящал четыре года изучению Библии.
Материально, часть неимущих студентов была обеспечена бенефициями, дарованными рентами, подработками, или содержалась за счет университета. Но это было скудное обеспечение, поэтому образ средневекового студента – это образ нищего босяка с книгой и лютней.
Как только студент проходил первую ступень обучения – артистическую – он мог начать подрабатывать – преподаванием и частным образом: в услугах грамотных нуждались многие, в услугах начинающих юристов тем более.
В области медицины и богословия правила были строже.
Дипломированную элиту университетов и практикующих специалистов волновали многие интеллектуальные вопросы.
<\p>
Из университетской среды выходили папы, кардиналы, знаменитые поэты и писатели, ловкие администраторы, специалисты-правоведы, известные хирурги, ученые и алхимики-чернокнижники.
<\p>
Такого рода корпоративных формаций и свободных ассоциаций учеников и наставников с их привилегиями, установленными программами, дипломами, званиями и знаниями, как университеты и их обитатели – не видала античность ни на западе, ни на востоке.
Последовательность преподавания свободных искусств. Сначала преподавался тривиум (первая из дисциплин — грамматика, а также логика (диалектика) и риторика), потом квадривиум (базовая дисциплина — арифметика, а также геометрия, астрономия и музыка (гармоника)). Тривиум преподавался отдельно в начальных школах, которые поэтому назывались элементарными или тривиальными.
Астрономия. В эпоху средневековья она была тесно связана с астрологией. За основу мира была взята геоцентрическая концепция Птолемея, хотя многие ученые к тому времени уже были уверены в ее ошибочности. Но первым открыто с критикой выступил Николай Коперник.
Химия. В Средние века она называлась алхимией. Ученые-алхимики занимались поисками философского камня, дарующего мудрость, и способом создавать золото из других металлов. В процессе этих поисков было сделано огромное количество важных изобретений.
Остальные науки также успешно развивались, и в них было сделано немало открытий. Было изобретено водяное колесо, усовершенствованы водяные и ветряные мельницы, созданы механические часы, очки, ткацкий станок.
<\p>
Роджер Бэкон (1214 – 1292) английский алхимик, выдающийся философ. В 1240 году, первым в Европе описал технологию изготовления пороха. Он проделал немало опытов в поисках способов превращения одних веществ в другие.
За отказ открыть секреты получения золота (которых он не знал), Бэкон был осужден собратьями по вере и провел в церковной темнице долгие 15 лет.
По велению генерала ордена сочинения монаха-естествоиспытателя в наказание были прикованы цепями к столу в монастырской библиотеке в Оксфорде. Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука.
Николай Коперник (1473 – 1543) польский астроном, математик, экономист, каноник. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира.
Джордано Бруно (1548 – 1600) итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма.
Бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о том, что звёзды — это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Был осуждён католической церковью как еретик и приговорён светским судом Рима к смертной казни через сожжение.
Уильям Оккам (1285 – 1347) английский философ. Считается одним из отцов современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времен. Разрабатывал концепцию “двух истин”, согласно которой нужно наконец окончательно разграничить сферу разума и сферу веры.
Теологические истины существуют в области веры, и только в ней, с помощью философских рассуждений они принципиально недоказуемы. Научные истины опираются на разум и опыт и не зависят от богословия. Человеческое познание всегда имеет дело с вещами единичными и конечными.
Бог бесконечен и действенен, поэтому его существование вне теологии недоказуемо.
Иоганн Гутенберг (1397 -1468) немецкий ювелир и изобретатель. В середине 1440-х годов создал европейский способ книгопечатания подвижными литерами, распространившийся по всему миру.
Источник: https://kursak.net/srednevekove-uslovno-delitsya-na-tri-osnovnyx-perioda/
Средние века..
Meffistoffel Мудрец (15201) 11 лет назад Исторические периоды :Первобытное обществоДревний мир (до 476 года)Средние века (476—1492)Новое время (1492—1789)Новейшее время (1789—1945)Современная история (после 1945 года)Сре́дние века́ (средневеко́вье) — эпоха господства в Западной и Центральной Европе феодального экономического и политического строя и христианского религиозного мировоззрения, наступившая после крушения античности. Сменяется Возрождением. Охватывает период с IV по XIV века. В некоторых регионах сохранялась и в гораздо более позднее время.Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Средневековье условно делится на Раннее Средневековье (IV—X века) , Высокое Средневековье (XI—XIII века) и Позднее Средневековье (XIV—XV века) .Началом средневековья чаще всего считают падение Западной Римской Империи в 476 году. Однако некоторые историки [источник? ] предлагали считать началом средневековья Миланский эдикт 313 г. , который означал прекращение гонений на христианство в Римской империи. Христианство стало определяющим культурным течением для восточной части Римской Империи — Византии, а через несколько столетий стало доминировать и в государствах варварских племён, образовавшихся на территории Западной Римской Империи.Относительно конца средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640) или начало Великой Французской революции (1789).Часто средневековье изображают как период регресса по сравнению с античностью. В действительности же упадок коснулся в основном только изящных искусств. В области же техники наблюдался значительный прогресс: появилась более совершенная конная упряжь и повозки с поворотной осью, стремена у всадников, ветряные мельницы, шарнирный руль на кораблях, доменные печи и чугун, огнестрельное оружие, книгопечатание. В средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов и выборно-представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.) .Термин «Средние Века» (лат. medium ævum) был впервые введен итальянским гуманистом Флавио Бьондо в работе «Декады истории, начиная от упадка Римской империи» (1483). До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской Империи до Возрождения было введенное Петраркой понятие «Тёмные века» , которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени.
В узком смысле слова термин «Средневековье» применяется только по отношению к западноевропейскому средневековью.
В этом случае данный термин подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни: феодальная система землепользования (феодалы-землевладельцы и полузависимые крестьяне) , система вассалитета (связывающие феодалов отношения сеньора и вассала) , безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть Церкви (инквизиция, церковные суды, существование епископов-феодалов) , идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу) , расцвет средневековой архитектуры — готики. В более широком смысле данный термин может применяться к любой культуре (к примеру — «Средневековый Китай») , но в этом случае он обозначает преимущественно хронологическую принадлежнось и не указывает на наличие вышеперечисленных особенностей западноевропейского средневековья.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Средние_века
Шурик Знаток (290) 11 лет назад
Источник: интернет
ДАША РЕЗНИЧЕНКО Ученик (123) 2 года назад Исторические периоды :Первобытное обществоДревний мир (до 476 года)Средние века (476—1492)Новое время (1492—1789)Новейшее время (1789—1945)Современная история (после 1945 года)Сре́дние века́ (средневеко́вье) — эпоха господства в Западной и Центральной Европе феодального экономического и политического строя и христианского религиозного мировоззрения, наступившая после крушения античности. Сменяется Возрождением. Охватывает период с IV по XIV века. В некоторых регионах сохранялась и в гораздо более позднее время.Периоды Средневековья Раннее Средневековье Высокое Средневековье Позднее Средневековье Средневековье условно делится на Раннее Средневековье (IV—X века) , Высокое Средневековье (XI—XIII века) и Позднее Средневековье (XIV—XV века) .Началом средневековья чаще всего считают падение Западной Римской Империи в 476 году. Однако некоторые историки [источник? ] предлагали считать началом средневековья Миланский эдикт 313 г. , который означал прекращение гонений на христианство в Римской империи. Христианство стало определяющим культурным течением для восточной части Римской Империи — Византии, а через несколько столетий стало доминировать и в государствах варварских племён, образовавшихся на территории Западной Римской Империи.Относительно конца средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640) или начало Великой Французской революции (1789).Часто средневековье изображают как период регресса по сравнению с античностью. В действительности же упадок коснулся в основном только изящных искусств. В области же техники наблюдался значительный прогресс: появилась более совершенная конная упряжь и повозки с поворотной осью, стремена у всадников, ветряные мельницы, шарнирный руль на кораблях, доменные печи и чугун, огнестрельное оружие, книгопечатание. В средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов и выборно-представительные органы в форме парламента (генеральных штатов, кортесов и т. д.) .Термин «Средние Века» (лат. medium ævum) был впервые введен итальянским гуманистом Флавио Бьондо в работе «Декады истории, начиная от упадка Римской империи» (1483). До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской Империи до Возрождения было введенное Петраркой понятие «Тёмные века» , которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени.
В узком смысле слова термин «Средневековье» применяется только по отношению к западноевропейскому средневековью.
В этом случае данный термин подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни: феодальная система землепользования (феодалы-землевладельцы и полузависимые крестьяне) , система вассалитета (связывающие феодалов отношения сеньора и вассала) , безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть Церкви (инквизиция, церковные суды, существование епископов-феодалов) , идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу) , расцвет средневековой архитектуры — готики. В более широком смысле данный термин может применяться к любой культуре (к примеру — «Средневековый Китай») , но в этом случае он обозначает преимущественно хронологическую принадлежнось и не указывает на наличие вышеперечисленных особенностей западноевропейского средневековья.
В узком смысле слова термин «Средневековье» применяется только по отношению к западноевропейскому средневековью.
В этом случае данный термин подразумевает ряд специфических особенностей религиозной, экономической и политической жизни: феодальная система землепользования (феодалы-землевладельцы и полузависимые крестьяне) , система вассалитета (связывающие феодалов отношения сеньора и вассала) , безусловное доминирование Церкви в религиозной жизни, политическая власть Церкви (инквизиция, церковные суды, существование епископов-феодалов) , идеалы монашества и рыцарства (сочетание духовной практики аскетического самосовершенствования и альтруистического служения обществу) , расцвет средневековой архитектуры — готики. В более широком смысле данный термин может применяться к любой культуре (к примеру — «Средневековый Китай») , но в этом случае он обозначает преимущественно хронологическую принадлежнось и не указывает на наличие вышеперечисленных особенностей западноевропейского средневековья.
Источник: https://otvet.mail.ru/question/10364544
Ответы на вопрос “5.Общая характеристика Средневековья.” – Конспектов.Нет
Эпоха средних веков в Западной Европе делится на следующие периоды: VI–X века — раннее средневековье, это период разложения античности, победы христианства, формирования феодальных государств; XI–XIII века — зрелое средневековье, период развитого феодализма; XIV–рубеж XVI–XVII веков — позднее средневековье, или Возрождение, когда идет разложение феодализма, зарождаются капиталистические отношения, складывается светская гуманистическая идеология, но еще при господстве религиозного сознания.<\p>
Как и античность, средневековая культура относится к традиционалистскому типу, направленному на воспроизведение готовых образцов и норм, но на смену образцам и нормам языческой античности — политическим, общественным, нравственным, эстетическим — пришли куда более строгие, ответственные нормы христианства.<\p>
Христианская церковь уверенно руководила всеми сторонами жизни Западной Европы. Христианство — религия значительно более требовательная к моральному облику человека, чем религии древности. Христианское сознание рассматривает земную жизнь как временную, как подготовку к истинной, вечной загробной жизни. Земная жизнь христианина регулируется страхом перед Страшным судом, когда душа предстанет перед непогрешимым и окончательным Божьим судом. От того, как прожита земная жизнь, зависит место души в жизни вечной: праведники обретут спокойствие в раю, а грешники, в зависимости от степени прегрешений, отправятся либо в чистилище, либо на муки в ад.<\p>
В средние века церковь была главной цивилизующей, международной и политической силой. Эта сила заключалась в строгой иерархии ее устройства, в твердости вероучения, в гибкости идеологии и пропаганды. Церковь не признавала над собой власти государей и светского суда; власть наместника Бога на земле, Папы Римского, стояла над властью земных правителей, королей и князей. Церковь не только боролась с язычниками и насаждала христианство, но в христианских странах своим авторитетом и богатством освящала троны, способствовала внутригосударственному устройству, а на повседневном уровне выработала гибкую систему контроля над душами верующих.<\p>
Средневековый человек воспринимал мир как проявление единой божественной воли, как свидетельство всеблагого божественного замысла. В каждом предмете, в каждом явлении запечатлены следы Творения, то есть Бог проявляется в любом своем творении, повсеместно свидетельствует о себе. Христианский Бог един и всеблаг, суров, справедлив и одновременно безгранично милосерден; его совершенство умонепостижимо, в Бога можно только верить. Поэтому средневековый человек, стремясь постичь Бога, приблизиться к нему, должен был полагаться не столько на рациональный анализ (чистый ум, не согретый верой, с религиозной точки зрения, верный путь к греху гордыни, самовозвеличения), сколько на интуитивное проникновение в божественный замысел, а для этого требовался универсальный, всеохватный подход к миру. Творение надо было понять как законченное всеединство, а в научных понятиях, в поэтических образах, в линиях и красках, в музыке выразить это понимание.<\p>
Поэтому главные свойства средневекового мышления, пронизывающие все средневековое искусство, — универсализм и символизм, и наиболее наглядное выражение они нашли в главных памятниках средневековой культуры, в соборах. Характерный для зрелого средневековья готический собор — своего рода энциклопедия в камне, он заменял неграмотному средневековому крестьянину книгу и школу. Всей своей архитектурой — устремленными ввысь шпилями, узкими резными колоннами, сложной организацией громадного внутреннего пространства – собор выражал идею порыва к небу, к Богу, воспроизводил модель законченного, завершенного космоса. Внутреннее убранство собора — статуи, витражи, барельефы, фрески — отображало основные эпизоды библейской и евангельской истории, жизнь земную и небесную. Собор был не только храмом Божьим, но и центром городской жизни: кроме регулярных служб, обрядов и церковных праздников, здесь ставились театральные представления, мистерии. Собор — образ, символ мира, каждый его элемент выражает мир трансцендентный, свидетельствует о высшей реальности, о Боге.<\p>
Мир средневекового человека — готовый результат божественного творения, застывшее в предметности царство ничем не нарушаемой гармонии. Это мир пространственный; жизнь в нем течет медленно, общественный и личный ритмы жизни совпадают, и в этом разном ощущении времени и отношении к нему — существенная разница между сознанием средневековым и современным, для которого мир вовсе не результат, а процесс.<\p>
Церковь же выступала в средние века своеобразной хранительницей античного наследия. Древность была единственным источником знаний, поэтому латынь была не только языком международного общения, но и языком образования. Хотя в школьном образовании использовались тексты Вергилия, перетолкованного в “христианина до Христа”, Цицерона и Сенеки, античность в целом была совершенно чужда средневековому христианину, и он представлял ее себе весьма смутно, на уровне отдельных сведений, вырванных из исторического контекста. На латыни в средние века еще создавались литературные произведения, но одновременно в этот период зарождаются новые национальные литературы западноевропейских народов, и эти литературы создаются на новых языках. Все они проходят одинаковые стадии формирования национальных литератур, все они, как и литература античности, вырастают из фольклорной традиции, и на первой, доавторской стадии генетически связаны с фольклорной традицией. Литература раннего средневековья, или “темного времени”, как раз и представляет эту доавторскую стадию литературного развития, и главный жанр на этой стадии — народно-героический эпос. Позже, по мере разложения эпического сознания и усложнения форм культуры, складывается литература авторская, и в эпоху высокого средневековья самым популярным из эпических жанров становится рыцарский роман, отразивший этос привилегированной верхушки общества, рыцарского сословия. Еще позже в Италии, где раньше всего в Европе зародились капиталистические отношения, возникает еще один малый эпический (уже в узком смысле “повествовательный”) жанр — новелла, свидетельствующий о том, что литературы на новых национальных языках открывают для себя новую сферу, жизнь частного человека.
ЖАНРЫ
Среди жанров художественной литературы в любую эпоху наиболее массовыми и популярными всегда являются повествовательные, или эпические, жанры. На разных этапах средневековья доминировали разные эпические жанры. Для раннего средневековья характерен народный эпос.
Наиболее архаичная его часть — кельтский героический эпос, ирландские и исландские саги, с богатырскими героями и элементами космогонических мифов (мифов о сотворении мира). В эпоху зрелого средневековья возникает письменная, книжная литература на новых языках, и важнейшим ее звеном стал народно-героический эпос, создававшийся на более прочной исторической основе.
Французская “Песнь о Роланде”, немецкая “Песнь о Нибелунгах”, испанская “Песнь о моем Сиде” отразили процессы этнической и государственной консолидации, сложение феодальных отношений. Одновременно с записью героических песен на национальных языках возникает новая рыцарская, или куртуазная, литература.
Помимо расцвета лирических жанров, в ней возникает новый эпический жанр — рыцарский роман, процветавший в Европе вплоть до начала XVII века. Наконец, третий эпический жанр, не имеющий прецедентов в предшествующей литературе, — новелла — возникает как отражение предвозрожден- ческих тенденций в итальянской литературе.
Если героический эпос — жанр доавторского этапа, то ранние образцы рыцарского романа были анонимными, более поздние имели авторов. Самые известные авторы рыцарских романов — француз Кретьен де Труа, немец Вольфрам фон Эшенбах (XII в.), англичанин сэр Томас Мэлори. А появление жанра новеллы в XIV веке уже вполне определенно связано с именем единственного автора — Джованни Боккаччо.
<\p>
В целом, история эпических жанров отражает этапы развития европейского сознания в том же направлении, которое было намечено нами уже при анализе “Одиссеи”: от восприятия мира с позиций коллективного, нерасчлененного сознания к большей расчлененности, индивидуальности, ко все большему своеобразию авторского мироощущения.
Источник: https://www.konspektov.net/question/4542