Характеристика героев пьесы “На дне” Горького: описание обитателей (жителей) ночлежки
Сцена из спектакля по пьесе “На дне” |
Пьеса “На дне” является одним из самых известных произведений выдающегося русского писателя М. Горького.
Костылев – 54-летний хозяин ночлежки.
Злой, лицемерный, жадный, подлый человек. Он грубо обращается со своей женой Василисой, а также обижает ее сестру Наташу. Костылев скупает краденые вещи, которые ворует Васька Пепел. В конце пьесы Костылев погибает в драке от рук Васьки.
(см.
Характеристика Костылева)
Василиса Карповна – 26-летняя жена Костылева. Умная, хитрая, жестокая, бездушная, развратная женщина. Василиса издевается над своей родной сестрой и предлагает своему бывшему возлюбленному Ваське Пеплу избавиться от ее мужа.
(см. Характеристика Василисы)
Наташа – 20-летняя сестра Василисы. Наташа терпит издевательства со стороны своей сестры и ее мужа. Наташа – добрая, милая девушка. За ней ухаживает вор Васька Пепел. После гибели Костылева девушка оказывается в больнице при смерти, а затем пропадает без вести.
(см. Характеристика Наташи)
Васька Пепел – 28-летний вор. Он несколько раз отсидел в тюрьме, судя по всему, за кражу. Васька – возлюбленный замужней Василисы, с которой он расстается в начале пьесы. Васька ухаживает за Наташей и предлагает ей начать новую, честную жизнь. В конце пьесы он попадает в тюрьму за убийство Костылева.
(см. Характеристика Васьки Пепла)
Лука – 60-летний старик. Судя по всему, Лука ранее отбывал срок на каторге за какое-то преступление, но сбежал оттуда. Лука – жалостливый, милый, добрый, неглупый старик. Поселившись в ночлежке, он дает другим героям советы и пытается утешить их, но его вмешательство приносит больше вреда, чем пользы.
(см. Характеристика Луки)
Актер – 40-летний пьяница, бывший театральный актер. Он узнает от Луки о том, что в каком-то городе якобы есть бесплатная лечебница для пьяниц. Актер бросает пить, чтобы накопить денег на дорогу в этот город. Лука исчезает, так и не назвав города с лечебницей, после чего Актер снова начинает пить и в конце пьесы кончает жизнь самоубийством.
(см. Характеристика Актера)
Сатин – 40-летний пьяница и шулер. Он отсидел 5 лет в тюрьме за убийство: когда-то он заступился за свою сестру и в драке по неосторожности убил человека. Сатин привык существовать за счет шулерства и не хочет жить честно. Сатин – неглупый, довольно образованный мужчина.
(см. Характеристика Сатина)
Барон – 33-летний пьяница, дворянин по происхождению. В прошлом был состоятельным чиновником, но попался на растрате казенных средств и попал в тюрьму, после чего оказался в нищете. Барон состоит в любовных отношениях с Настей, которая дает ему деньги на пьянство.
(см. Характеристика Барона)
Настя – 24-летняя девушка. Судя по всему, Настя зарабатывает на жизнь “непристойной работой”. Девушка состоит в любовной связи с Бароном. Она терпит от него обиды и грубость, но все равно дает ему деньги на пьянство. Настя любит читать любовные романы и придумывает себе любовные истории, которые якобы с ней произошли.
(см. Характеристика Насти)
Бубнов – 45-летний мужчина, в прошлом хозяин меховой мастерской. После развода он остался без мастерской, потому что та была записана на жену. Теперь нищий Бубнов живет в ночлежке и работает картузником (шьет шапки и т.д.).
(см. Характеристика Бубнова)
Клещ – 40-летний слесарь, женат на 30-летней Анне, которая больна чахоткой. Клещ всю жизнь плохо обращается с женой, бьет и обижает ее. Когда жена оказывается при смерти, он ведет себя с ней грубо и безразлично. Когда Анна умирает, Клещ вынужден продать свои инструменты, чтобы похоронить жену. После этого он без работы и перспективы продолжает жить в ночлежке.
(см. Характеристика Клеща)
Анна – 30-летняя женщина, смертельно больная чахоткой. Анна является женой слесаря Андрея Клеща. Всю жизнь Анна терпит побои и обиды со стороны мужа. По словам Анны, она, вероятно, “зачахла” из-за жестокого отношения мужа. В конце концов героиня умирает от своей болезни.
(см. Характеристика Анны)
Квашня – 40-летняя торговка пельменями. Она 8 лет была замужем за человеком, который бил ее. В конце пьесы Квашня становится женой полицейского Медведева. Теперь Квашня сама бьет своего нового мужа, который тем временем ударяется в пьянство.
(см. Характеристика Квашни)
Медведев – 50-летний полицейский, дядя Василисы и Наташи. Абрам Медведев знает о побоях, которые терпит Наташа со стороны сестры, но не вмешивается в это. Также он покрывает “темные дела”, в которых замешаны Костылев, Василиса и вор Васька Пепел. В конце пьесы Медведев женится на торговке Квашне и начинает пьянствовать.
(см. Характеристика Медведева)
Алешка – 20-летний сапожник, пьяница. В свободное время он любит петь и играть на гармошке. Из-за пьянства он время от времени попадает в полицейский участок. Алешка – запутавшийся, несчастный молодой человек.
(см. Характеристика Алешки)
Татарин – обитатель ночлежки, крючник (грузчик). Татарин – законопослушный, честный человек. Он жалуется на то, что шулер Сатин и его приятель Барон ведут нечестную игру в карты. Татарин призывает их к честности. В конце пьесы Татарин ломает руку и, судя по всему, надолго оказывается без работы.
Кривой Зоб – обитатель ночлежки, приятель Татарина, тоже крючник (грузчик). Как и Татарин, он хорошо знает о нечестной игре Сатина и Барона, но при этом не упрекает их, а оправдывает. Любит петь песни с другими обитателями ночлежки.<\p>
Источник: https://www.literaturus.ru/2018/01/harakteristika-geroev-na-dne-gorkij-opisanie-obitatelej-zhitelej-nochlezhki.html
Герои пьесы “На дне” Горького: характеристика, образы и судьбы
Всем доброго времени суток! Пьеса на дне изучается в одиннадцатом классе школьного курса. Максим Горький показывает во всех красках жизнь бедных и отвергнутых обществом людей. Я приведу характеристику каждого действующего персонажа, расскажу про их поступки и взаимоотношения с другими жителями ночлежки. Итак, начнём с небольшого описания сюжета.
Действие разворачивается в доме Костылевых, именно они содержат приют для нищих, естественно за плату. Автор сразу же знакомит читателей с его обитателями, мы узнаем судьбу каждого героя, понимаем причины их присутствия в этом убогом месте. В произведении поднимается множество проблем :милосердия, взаимоотношения личности и общества, черствости и жестокости и другие.
<\p>
Один из героев, который привлекает наше внимание это Василий Пепел. Это ещё молодой мужчина в возрасте двадцати восьми лет. К сожалению, судьба к нему повернулась тёмной стороной. Его отец зарабатывал на жизнь тем, что воровал, он не раз сидел в тюрьмах. Поэтому в детстве Ваську прозвали вором, уже с самого начала ему дали клеймо, которое преследует его всю жизнь.
Он так и говорит ночлежникам, что все решилось за него, если бы не это прозвище, возможно все пошло бы иначе. Пепел живёт в отдельной комнате, это привилегия у него появилась после того, как он начал вступать в связь с хозяйкой, Василисой Костылевой. На самом деле такие женщины как она вызывает в нем чувство отвращения, он их презирает.
Поэтому он привязался к её сестре Наташе, она добрая и находится в полной зависимости от своей сестры. Пепел предлагает её выйти за него замуж, он обещает ей начать новую жизнь и перестать воровать. Однако его планы закончились неудачей, после того как владельцы облили Наташу кипятком, Васька рассердился и ударил хозяина, тот упал и насмерть. Его посадили в тюрьму.
Что касается характера персонажа, то он умный парень, умеет читать и писать, у него сильный характер и воля.
Настя – молодая девушка двадцати четырёх лет. Зарабатывает на жизнь непристойной работой. По натуре своей она мечтательна и чрезмерно увлекается романами. Она искренне верит в любовь и хочет, чтобы что-то подобное произошло в её жизни. Поэтому она придумывает истории отношений которые якобы произошли с ней.
Все это она рассказывает обитателям приюта, они не верят ей и надсмехаются над ней. Но ей все равно их мнение, всей душой она желает вырваться из этого дома и найти другое место, где она сможет начать другую жизнь. Её характер не слабый, если нужно дать отпор она сделает это. В пьесе Настя имеет отношения с Бароном, который не испытывает к ней чувств и смеётся над её выдумками.
Она же не обращает на это внимание и даже даёт ему деньги на выпивку.
Лука – странник и путешественник, который появляется неведомо откуда в их края. Он носит идею добра и сглаживает мотив пьесы. Он общается с каждым ночлежником, выслушивает их и старается посочувствовать их беде. Однако не все его поддерживают. Сатин резко о нем выговаривается, но все же большинство любят этого старика.
Всем он пытается веселить надежду на лучшее будущее. Актеру, который пьёт, он говорит, что можно излечиться от этой болезни, но не называет лечебницу. Анне, которая находится при смерти, он все время был с ней и говорил о том, что жизнь после смерти есть и там ей будет очень хорошо.
Лука это настоящий пример проявления милосердия и доброты. Но горький показывает, что нужно говорить правду. Только слабым нужна ложная надежда. После того как путешественник отправился дальше в свой путь, актёр совершил самоубийство.
Он был так воодушевлен верой в излечение от болезни, что уход единственного кто знал место лечения, окончательно привёл его в депрессию.
Анна – замужняя женщина в возрасте тридцати лет. Она является женой клещя. Это терпеливая и добрая жена, которая стерпит все, даже постоянные побои и издевательства. Именно от гнева мужа Анна заболела чахоткой.
Все время она лежит и не ест, у неё совершенно нет сил. Но при этом она успевает заботиться о муже, отдаёт ему свою пищу. В пьесе она умирает, а её супруга при этом не было. Всю поддержку оказывал старик.
У него даже не было денег, чтобы её похоронить потому ему пришлось продать все свои инструменты.
Клещ – сорокалетний мужчины, муж Анны. Андрей работает слесарем, он рад, что зарабатывает на жизнь честным путем, поэтому презирает воров, таких как пепел. Все обитатели считают его грубым и злым.
Читатель понимает, что этот трудолюбивый человек стал таким, потому что поселился здесь. Он также хочет лучшей жизни и думает, что если будет работать больше у него это получится.
Однако после смерти Анны он продают все инструменты и теперь не может заниматься прежним делом, от этого он злится и теряет силы бороться дальше.
Бубнов тоже живёт в доме Костылевых. Он беден и проживает здесь из милости, герой и сам не знает сколько должен хозяйке. Раньше у него была хорошая жизнь. Он владел мастерской изготовлял изделия из кожи и меха. Но после того как узнал об измене жены с одним из его работников, все изменилось.
Он начал её бить, хотел даже убить её. Но вовремя остановился и ушёл от неё. Все дело было записано на имя жены, поэтому Бубнов остался ни с чем. Сейчас он делает разные вещи, но они не приносят дохода. Он пьёт и считает себя пьяницей.
Зато персонаж имеет принципы, по его мнению всегда нужно говорить правду, ложь ни чем не поможет.
Актёр – мужчина, сорок лет. По его кличке можно сразу понять о его бывшей профессии. Раньше он работал, занимался актерским мастерством и играл во многих спектаклях. Потом запил, алкоголь повлиял на его память и потому он не смог больше играть на сцене. Сейчас бедный и живёт в долг.
Герой пытается вспомнить хоть какую-то реплику или стихотворение но не может. После появления луки, который даёт ему надежду на новую жизнь, он бросает пить и начинает копить денег. Он уверен в правдивости слов старика, поэтому в скором времени собирается отправиться в город, где есть бесплатная лечебница.
Но странник ушёл не сказав ему место, поэтому актёр снова запил, а потом повесился.
Сатин Константин – приятель актёра. Он вместе с ним пьёт, алкоголь покупает на деньги пепла. Он не хочет работать честно, поэтому часто играет в карты, Константин – шулер. Он очень образованный человек, в свое время много читал, хорошо танцевал.
Раньше работал телеграфистом. После того как он защитил свою сестру и убил человека, сел в тюрьму на пять лет. Он запил и уверен в том, что жизнь его кончена. В общении он приятный, любит разные научные термины.
Все ночлежники считают его добрым человеком.
Василиса Костылева и её муж – владельцы этого дома. Они грубые и бессердечные люди. Относятся к своим обиталям как к низшим представитлям жизни. Жена изменяет мужу и даже предлагает сделку любовнику, чтобы они вместе избавились от него. Муж знает об измене, но боится пепла поэтому делает вид что ничего не понимает. Хозяйка когда узнает, что Вася решил жениться на Наташе, облила её кипятком, хотела навсегда погубить её жизнь. В конце пьесы она оказывается за решёткой, хозяин умирает.<\p>
Писатель хотел показать, что нужно проявлять частицу доброты, что злые люди всегда будут отвержены обществом.<\p>
На этом все, надеюсь мой отзыв был полезен и оставил хорошие впечатления.<\p>
Источник: https://otzyvy.pro/reviews/otzyvy-geroi-pesy-na-dne-gorkogo-harakteristika-obrazy-i-sudby-260822.html
Люди “дна”: характеры и судьбы. По пьесе М. Горького “На дне”
В основе пьесы Максима Горького “На дне” (1902) – спор о Человеке и его возможностях. Действие произведения происходит в ночлежке Костылевых – месте, находящемся вне мира людей.
Практически все обитатели ночлежки осознают свое положение как ненормальное: между ними и миром оборваны все важнейшие связи – социальные, профессиональные, духовные, общественные семейные.
Ничто не связывает и самих ночлежников – они лишь случайно сошедшиеся в одном месте люди, не желающие ничего знать друг о друге. Каждый из них знает правду о себе, и у каждого она своя Герои пьесы – люди, оказавшиеся на самом “дне” жизни.
Что может помочь человеку? Может ли его вообще что-либо спасти? В ведущемся споре о человеке особенно важны три позиции – Бубнова, Луки и Сатина. Позиция Бубнова фаталистична. Человек бессилен что-либо изменить в своей судьбе. Отсюда – равнодушие не только к чужому страданию, но и к собственной судьбе.
По его мнению все люди – “лишние”, так как в мире властвуют безжалостные законы, управляющие человеком и господствующие над ним. Люди плывут по течению, как щепки, бессильные что-либо изменить. Правда Бубнова – это правда внешних обстоятельств жизни. Лука – самый сложный образ в пьесе.
Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: “Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?” Лука – носитель идеи сострадания в пьесе. Он сознает: есть “люди” и есть “человеки”. Слабым (“людям”) нужна поддержка: в надежде, в вере, в силе другого.
Ибо вера и надежда – мощнейший стимул всех человеческих деяний. Анне Лука облегчает муки ухода из жизни, в Актера и Пепла вселяет надежду на возможность изменить жизнь к лучшему.
Но с другой стороны, после исчезновения Луки обретенная людьми надежда оказывается не только иллюзией, но и превращается в полную свою противоположность, что приводит героев пьесы к катастрофе.
Людям же сильным духом (“человекам”), тем, кто находит опору в себе самом, не нужны ни жалость, ни успокоительная ложь. Они сами творят свою судьбу, свое счастье и свое несчастье.
Таким образом, философия Луки включает в себя и христианское долготерпение, и чуткость к чужому страданию, и трезвый реализм. Но главное – она обращена к доброму в душе каждого человека. Это доброе пробуждает в нем стать лучше.
Сатин является выразителем другой жизненной позиции: “Все – в человеке, все – для человека.
Существует только человек, все остальное дело его рук и мозга”. Человека надо уважать, считает Сатин, жалость только унижает.
Но кто сам Сатин? Шулер, человек, живущий заведомой ложью, абсолютно равнодушный к людям, презрение к ближнему, проповедующий нетрудовую философию (для чего работать? для сытости? – “Человек выше сытости”). Образованный, умный, сильный Сатин мог бы вырваться со “дна” жизни, но не хочет этого сделать.
Идея “Свободного человека”, – как и идея Луки, превращается в свою полную противоположность – в идею своеволия, и Сатин становится невольным идеологом зла, превращая его в форму существования на земле и оправдывая его. Но слова о человеке, имя которого звучит гордо, Горький вложил все-таки в его уста.
Не было в пьесе другого героя, способного произнести столь важные для драматурга слова о сильном и гордом человеке. Оба героя, несомненно, связаны принципом парности, не случайна и символика имен.
Сатин ассоциируется с Сатаной, а вот Лука – от лукавого, но это так же имя одного из четырех евангелистов.
“Лука. Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… Человек – все может, лишь бы захотел… Смерть – она все успокаивает… она для нас ласковая… Помрешь – отдохнешь… А хорошая сторона – Сибирь? Золотая страна. Человека приласкать – никогда не вредно… Человек должен уважать себя.
Все ищет – найдет… Кто крепко хочет – найдет!” “Сатин.
Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Работа? Сделай так, чтобы работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… Когда труд – удовольствие, жизнь хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!”
Таким образом, в пьесе нет однозначного ответа на вопрос: “что лучше: истина или сострадание?” Горький выражает и уверенность, что только истина в состоянии спасти человечество, и понимание значимости сострадания в жизни людей.
Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась “Ночлежка”, затем “Без солнца” и, наконец, “На дне”. В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни.
Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже “уже некуда больше идти”. Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только он еще более страшно и реалистично показаны Горьким. В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверченных.
Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самого различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами.
Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас.
Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, – трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.
Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны.
“Не помню, когда я сыта была, – говорит она. – Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…” Рабочий Клещ говорит о безысходной своей доле: “Работы нет… силы нет… Вот – правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!”
Обитатели “дна” выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит “дно”, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель.
Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени. И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы “дна”.
Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из “хозяев жизни”, который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку.
Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью.
Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек.
Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и его красоте: “Человек – вот правда! Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит – гордо!” Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл…
Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел.
Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще.
Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Люди “дна”: характеры и судьбы. По пьесе М. Горького “На дне”
Другие сочинения по теме:
- СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ” Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой. Беранже Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое…
- “Бывшие люди” в пьесе “На Дне” Мечущиеся, растерянные, противоречивые, гибкие до бесхребетности, сами себя опровергающие, выхода не знающие и не видящие, они, по контрасту, лишь подчеркивают…
- Самодурная спесь в пьесе “Банкрот” или “Свои люди – сочтемся!” Восстановить название “Банкрот” было тем более справедливо, что фальшивое банкротство в пьесе было не просто подробностью сюжета, но обнажало как…
- Гуманизм пьесы М. Горького “На дне”. На дне Горький М Гуманизм пьесы М. Горького “На дне”. Россия конца 1890-х-начала 1900-х годов переживала глубокий социально-экономический кризис. Это было время резко обострившихся…
- “Толерантность – это люди света, разных наций, цвета кожи и судьбы”. Методическая разработка классного часа в 5 классе Цели: Знакомство детей с понятием “толерантность, толерантное отношение”. Воспитание уважения и доброго отношения к другим людям. Развитие коммуникативных навыков. Оборудование:…
- Новый тип героя в пьесе Горького “Мещане” Годом раньше, в 1901 году, Горький написал свою первую пьесу – “Мещане”, в которой впервые в мировой литературе показан во…
- Характеристика образа Большова в пьесе “Свои люди – сочтемся” В лице Большова драматург создал тип, очень характерный для истории русской буржуазии XIX в. “Большое вышел из низов – в…
- Портретная характеристика Липочки и Подхалюзина в пьесе “Свои люди – сочтемся” В характере Липочки также комически соединяются самодовольство и духовная отсталость. Она считает себя барышней, получившей “воспитание”, но с холодным, грубым…
- Тема матери в пьесе Горького пьес писателя “Васса Железнова” Не случайно одной из лучших пьес писателя “Васса Железнова” (1910) предпослан подзаголовок “Мать”. Тема матери, наставляющей и оберегающей детей своих,…
- Причины популярности пьесы Горького “На дне” Пьеса “На дне”, законченная Горьким в 1902 году. Она как бы подводила итог всему предшествовавшему периоду творчества писателя. В ней…
- Судьбы персонажей пьесы “На дне” Разными путями попали на “дно” – обитатели ночлежки. Васька Пепел – потомственный вор. Настя совсем не знает своих родителей. Барон…
- Проблематика пьесы Горького “На дне”; В девятисотые Проблематика пьесы Горького “На дне” В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших…
- Нравственная проблематика пьесы М. Горького “На дне” Все произведения Горького содержат в себе сложную нравственную проблематику. Не исключение и пьеса “На дне”. В ней автор объединил множество…
- Я прочитав п’єсу М. Горького “На дні” Твір по літературі: Я прочитав п’єсу М. Горького “На дні”.. Про що може думати людина, що коштує на нижчій сходинці…
- Тільки чи соціальні умови винуваті в проблемах героїв п’єси М. Горького “На дні” Твір по літературі: Тільки чи соціальні умови винуваті в проблемах героїв п’єси М. Горького “На дні” Твір Максима Горького “На…
- Судьбы ночлежников: обвинение бесчеловечному обществу Принципы их поведения немало обусловлены представлениями о добре и красоте. Есть в драме и еще один тип характеров. В чем-то…
- Литературный дебют Горького драматурга (пьеса “На дне” ) Итак, нынешние хозяева жизни – купцы, владельцы пароходов, барж, предприятий с их духом предпринимательства и бьющей через край энергией –…
- Ненависть к пошлости, скуке жизни в пьесе “На дне” В 1901 году Горький сказал о замысле своей пьесы: “Это будет страшно”. Тот же акцент подчеркнут в ее менявшихся названиях:…
- Соціальна й філософська проблематика п’єси М. Горького “На дні” За всіх часів людин прагнув до пізнання свого “Я”, мети й сенсу життя. Вічні проблеми людського буття намагалися дозволити Пушкін…
- Характеры действующих лиц пьесы Шекспира “Ричард II” “Ричард II” – это произведение зрелого художника-реалиста, пьеса с очень четко построенным конфликтом, определяющим ее динамическую напряженность. Характеры действующих лиц…
Источник: https://ege-russian.ru/lyudi-dna-xaraktery-i-sudby-po-pese-m-gorkogo-na-dne/
Люди «дна»: характеры и судьбы (Философско-этическая проблема пьесы М. Горького «На дне»)
ьеса М. Горького «На дне» была издана в 1903 г., на сцене она была поставлена в 1902 г. в Московском Художественном театре, получила вскоре европейскую известность, ее стали называть «неумирающей». Пьеса привлекает наше внимание своей неприкрашенной правдой об «униженных и оскорбленных» и в то же время мыслями о гордом человеке, об истинном постижении смысла жизни.
Изображенный в пьесе мир социального «дна» был хорошо знаком автору: прототипов героев писатель наблюдал в жизни. Оценивалась пьеса неоднозначно. Одних привлекала суровость жизненной правды, другие обвиняли автора за натурализм.
Особенно много споров вызывал образ Луки, чему не в малой степени способствовал и талант Москвина в роли Луки. В трактовке образа Луки критики отмечали уход от суровой, мрачной действительности в «золотой сон». Горький в 1902 г.
в интервью «Петербургской газете» обратил внимание на философско-этпческую проблему пьесы: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина – или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский» (Петербургская газета. 1903.15 июня).
Новаторство пьесы заключалось в том, что она явилась широким философским синтезом тем, мотивов раннего творчества Горького.
Эту ее особенность сразу отметил Леонид Андреев: «Берет Горький все тех же своих босяков и бывших людей, но есть нечто совершенно новое в сильно изменившемся, просветленном взгляде автора. Он из романтика словно превратился в философа, настойчиво и мучительно ищущего смысл бытия.
Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в одну кучу десятки разнохарактерных лиц и все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости».
«На дне» – философская пьеса. Предметом изображения в ней становится сознание людей. Четырехактная пьеса о судьбе босяков осложняется введением монологов Луки, его понимании мира и человека и авторским видением значения человека, вложенным в уста Сатина.
Размышления-монологи героев, их диалоги о жизни и назначении человека, поведение персонажей предстают как источник серьезных конфликтов. Сюжет пьесы обнаруживает и впрямую воссоздает жизненные противоречия. В пьесе представлен и социальный и традиционный любовный конфликт. Драма, происходящая в пьесе, основана на выявлении сути человека, его миропонимания и отношения к жизни.
С появлением Луки эти дискуссии становятся все напряженней. Напряженная работа начнется в сознании героев после рассказа-притчи Луки о «праведной земле» и рассказа о том, как он сторожил дачу. Персонажи пьесы, оказавшиеся «на дне», в диалогах, монологах много спорят о том, каким должен быть человек, затрагивают такие этические понятия как жалость, милосердие, правда, гордость.
Сатин, Бубнов, Клещ – люди разного социального происхождения – отвергают корыстную мораль «хозяев». Для Бубнова бездомное существование – единственная «правда жизни». Сатин отвергает правду Луки как «религию рабов и хозяев». В монологе Сатина- «Человек! Это великолепно! Это звучит гордо.
Все – в человеке, все для человека!» – выражены горьковские мысли о гуманизме, которые он развернет в поэме «Человек». Утеши-тельству Луки Сатин противопоставляет новое отношение к людям. Он заявляет, что человека необходимо уважать, а не жалеть.
В последнем акте пьесы умирает Аня, арестован Васька Пепел, искалечена Наташа, незаметно исчезает Лука. Гнетущая безысходность охватила ночлежку. Бубнов скажет: «Зоб! Затягивай любимую». В выражении авторской идеи важная роль отводится народной песне, включенной Горьким в текст пьесы. Содержание песни раскрывает причину, почему она «любимая»:
Как хотите стерегите, Я и так не убегу. Мне и хочется на волю, Цепь порвать я не могу.
Не только среда губит персонажей пьесы. Каждому из них не порвать свою цепь. Актер не может избавиться от пьянства, покончит с собой в финале пьесы, Барон – от
паразитизма, Бубнов – от лени. Васька Пепел, мечтающий уехать в Сибирь вместе с Наташей по доброй воле и начать там новую жизнь, после убийства Костылева будет арестован.
Ответственность за неудавшуюся жизнь Горький возлагает на самого человека.
Одну из главных мыслей пьесы можно выразить словами из горьковского рассказа «Коновалов»:«И почему ты против своей судьбы никакой силы не выставишь?».
Анализ лексики пьесы «На дне», отмечают исследователи, подтверждает версию о ее «трагифарсовости, трагииронической основе». Анализируя язык, лексику, синтаксические конструкции пьесы, профессор Б. С. Бугров отметит: «Горький создает гротескную, аномальную атмосферу смеха и духовной смерти, веселья и ужаса…
полагая, что уродство не только вне человека, в социуме, но и внутри человека, он заставляет своих героев говорить „смеховыми фразами” (Бугров Б. С. Речевые средства выражения трагифарсового начала в пьесе М. Горького „На дне” // Русский язык: Исторические судьбы и современность. Международный конгресс. Труды и материалы. – М.
, МГУ. 2001. С. 438.)
Источник: https://cyberpedia.su/16x4db8.html
Люди «дна»: характеры и судьбы (по пьесе М. Горького «На дне»)
Пьеса М. Горького «На дне» была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного театра. Писатель облек в драматическую форму давнюю свою тему: обличение капиталистического общества через показ бесчеловечных условий жизни его жертв.
Герои Горького — это падшие люди, их отличает ненависть и презрение к хозяевам жизни, которые сбросили их на «дно» существования, исковеркав души.
Писатель раскрыл народу глаза на то, что рядом с сытостью и вседозволенностью существует мир страдания и нищеты. Самое страшное для бедняков, что попрано их человеческое достоинство, возможность иметь семью, детей.
Все это — порождение эксплуататорского класса, руки которого тянутся к людям, у которых и отобрать-то уже нечего.
Такие, как содержатель ночлежки Костылев и его жена Василиса, прокладывают себе путь в жизни преступлениями, выжимая прибыль из своих жертв.
Ценные по своим задаткам герои «дна» показаны в пьесе: умный Сатин, трудолюбивый Клещ, мечтательная Настя. Однако возможности жертв буржуазного общества остаются нераскрывшимися, потому что безжалостно им разрушены.
Проблема реального выхода из положения связана с образом слесаря Клеща, который хочет вернуться к «нормальной» жизни через честный труд. Сначала он упорно работает, веря в свои замыслы.
Действительность же сурова: человек теряет место, переживает кризис. В конце пьесы мы наблюдаем, как он примиряется со своим положением, бездельничает, пьянствует. Татарин Асан лишается руки.
Бубнов, подделывающий меха, привыкает к извращенному труду.
К призракам, иллюзиям тянутся «бывшие люди»: Барон вспоминает прошлое богатство, Актер — былое служение искусству, Наташа живет в ожидании какого-то события, которое перевернет ее жизнь.
Странник Лука поддерживает мечты ночлежников, старается облегчить страдания людей, всем помочь. В человеке же веры не чувствуется; для него все жалки и нуждаются в утешении: «Мне — все равно! — Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха…» Ложь старца не помогла никому.
В IV акте пьесы с глубоким состраданием мы видим беснующуюся Настю, которая хочет свести счеты с жизнью. В сцене смерти Анны «религия» Луки тоже терпит поражение. Женщина страдает, взволнованная обещаниями, что на небесах не будет мучений.
Утешитель не учел, что даже тяжкая земная жизнь для Анны слаще, чем уход из нее…
Вору Пеплу Лука рассказывает о свободной стране Сибири, советует перебраться туда. Это тоже было ложью, потому что переселенцы тысячами гибли на богатых землях. В конце пьесы Пеплу «светит» Сибирь за убийство Костылева…
Актер, уверовав в сказки старичка, собирается искать бесплатную лечебницу для алкоголиков. Он даже вспоминает читанные когда-то стихи:
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Гимном иллюзиям звучат в грязной ночлежке эти строчки из Беранже.
Притча о праведной земле предопределяет судьбу Актера, понявшего, что лечебница — мираж, а значит, жизнь не имеет смысла…<\p>
В конце пьесы отрадно видеть Сатина, пришедшего к правде о свободном Человеке: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…» Утешительную ложь Луки он осуждает: «Ложь — религия рабов и хозяев».
Примечательно, что в глубинах «дна», среди людей униженных и несчастных, зреет мечта о свободном и гордом человечестве, которое завоюет счастье, поднимется на борьбу за свои права. Сатину, пришедшему к мысли единения угнетенных, М. Горький передает свою мечту о том, что поставленный в положение раба народ выступит на борьбу за новую жизнь.
Однако Сатин пассивен. Человек с нетрудовой психологией, он добровольно опускается на «дно» жизни.
Босяки, показанные писателем, бессильны, сломлены обстоятельствами, они не могут изменить социальный строй.
В свое время пьеса М. Горького «На дне» прозвучала как грозный обвинительный акт обществу богатый и сытых, которое загнало в казематы ночлежек угнетенные массы «бродячего люда».
Источник: https://velib.com/sochinenie/ljudi_dna_kharaktery_i_sudby_po_pese_m_gorkogo_na_dne/
Сочинение на тему: “Судьбы героев пьесы “На дне” Горького”
Наша кнопка
Скачать материал<\p>
Судьбы героев пьесы “На дне” Горького
В пьесе “ На дне” Горький показал нам жизнь босяков, которые потеряли: собственные имена, духовные ценности, жизненные ориентиры. Лишь один из героев пьесы –содержатель ночлежки – имеет имя, отчество и фамилию. Другие имеют только имя или кличку.
Уже афиша дает нам представление о том, какое социальное положение занимали герои пьесы до падения “на дно”.
В перечне действующих лиц, представлены семнадцать героев, Лишь единицы из них имеют работу (слесарь, полицейский), а большинство только возраст, Я хочу подробнее остановиться на судьбе Актера.
Только один раз в пьесе упоминается настоящая фамилия Актера-Сверчков-Заволжский. Первая часть фамилии – нечто маленькое, незаметное, боящееся оказаться на виду. Заволжский – что-то широкое, великое. Его судьбу можно разделить на две части до и после потери фамилии, Для первой части подходит Сверчков, а для второй Заволжский.
По некоторым высказываниям мы можем догадаться о прошлом Актёра. Он говорит: “Гамлет – хорошая вещь… Я играл в ней могильщика”. Эта роль – второго плана, которая не требует особого актёрского дара. Был ли у Актёра талант? Мне думается, он был талантливым актёром. Видимо, был такой момент, когда он не смог “прорваться”, и это его надломило.
Актёр говорит: “Талант – это вера в себя, в свою силу”. У него не хватило веры в свои собственные силы, а без этого невозможно достичь успеха. Актёру надо было собрать силу воли в кулак, чтобы “подняться” после первой неудачи и вновь пойти на штурм актёрских вершин. Вместо того чтобы сделать это, он стал заливать свои неудачи водкой.
Постепенно Актёр теряет то хорошее, что в нём было. Затем теряет и своё собственное имя, которое заменяет кличка. Среди обитателей ночлежки он считает себя представителем творческой интеллигенции: вытирать пыль не для него. После того как Лука поведал ему о лечебнице, в которой можно излечиться от алкоголизма, Актёр, как мне показалось, заразился этой идеей.
Тогда почему же он не воплотил её в жизнь? Я думаю, что у него не было уже моральных сил, чтобы выбраться из той ямы, в которую он попал. Для этого ему необходима была ещё и поддержка. Но разве кто-либо из обитателей ночлежки мог её оказать? Нет. Именно поэтому Актёр скоро удавится. Он просто не мог продолжать так жить.
Ему было необходимо выбрать: или жить по-человечески, или не жить вовсе. Первое он не мог воплотить в жизнь, поэтому выбрал второе… <\p>
Трагическая судьба Актёра типична: человек, потерпевший неудачу в профессиональной деятельности, в личной жизни часто ломается, катится по наклонной плоскости, становится алкоголиком и бомжем.
По инерции он продолжает считать себя тем, кем был до падения: актёром, поэтом, художником и даже бароном. В своих неудачах такие люди обвиняют весь белый свет, только не себя. Продолжая опускаться всё ниже и ниже, они предаются мечтам вернуться в прошлую жизнь, не прилагая для этого никаких усилий.
И лишь те немногие, для которых афоризм: “Человек – это звучит гордо!” становится жизненной установкой, способны найти в себе силы выбраться со дна жизни. <\p> Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок
Источник: https://doc4web.ru/literatura/sochinenie-na-temu-sudbi-geroev-pesi-na-dne-gorkogo.html
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
В пьесе Горького «На дне» необыкновенно интересна система образов.
Но, прежде чем непосредственно к ним обратиться, следует подробнее рассмотреть смысл названия произведения.
Что есть это «дно»? По идее Горького, это не только жильё – «подвал, похожий на пещеру, потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой», не только социальное положение, но и состояние души.
И вот в пьесе Горького каждый герой несчастлив по-своему, поэтому у каждого свой путь стремления к свету жизни.<\p>
Теперь обратимся к галерее образов «На дне».
Васька Пепел, вор и бунтарь, Клещ, по всей видимости, талантливый слесарь, но человек жесткий, даже жестокий, спокойно взирающий на то, как умирает в мучениях его жена Анна.
Далее в списке действующих лиц следует Настя, девица двадцати четырех лет, единственной радостью в жизни которой становится любовный роман «Роковая любовь». Квашня – торговка пельменями, женщина сочувствующая, также со своей душевной трагедией. Бубнов – картузник и пьяница.
Сатин, личность достаточно интересная, со своей жизненной философией, откровенно пропивающий все свои способности и возможности. Актер, бывший служитель Мельпомены, теперь алкоголик. Барон, бывший когда-то хозяином и потерявший все. Алешка, молодой сапожник двадцати лет, человек без будущего, как и остальные.
Татарин, верующий мусульманин и, возможно, поэтому еще хоть как-то спасающийся от полной душевной деградации. И, наконец, Лука, странник, внезапно появившийся в жизни ночлежников и за недолгое время оставивший след в душах каждого обитателя подвала. Каждый из этих образов по-своему интересен, жизнь каждого из них по-своему горька.
Васька Пепел – вор. И в начале пьесы мы особо не задумываемся, отчего он вор, как он им стал? Но в один прекрасный момент Василий сам рассказывает о себе: «Я – сызмалетства – вор… все всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну – нате! Вот – я вор!.. Ты пойми: я, может быть, со зла вор-то… оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня…». Может, это действительно правда. На человеке поставили клеймо, и он уже вынужден жить так, как видят его жизнь окружающие. И, видимо, верно сказал Лука Наташе, когда Пепел предлагал ей уехать с ним: «Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе – поверит…»
Васька был любовником старшей сестры Наташи, Василисы. Это женщина властная, даже страшная, жестокая, любящая только деньги. Она и подбивала Пепла к воровству. Мало того, она начала подговаривать его на убийство своего мужа, хозяина ночлежки. В итоге, она добивается своего: Васька в драке, не рассчитав своей силы, убивает Костылева.
Дальнейшая судьба Пепла понятна – каторга или тюрьма.<\p> Вызывает спорные чувства и девица Настя. Она мечтает о большой и светлой любви, при этом торгуя собой. Начитавшись любовных романов, она представляет себе своего возлюбленного: то Рауля, то Гастона.
И плачет, плачет… Невольно задаешься вопросом: можно ли осудить ее пустые мечтания, ложь, которую она пытается выдать за правду?.. Актер, спившийся служитель Мельпомены, всем и каждому говорит, что его «организм отравлен алкоголем», будто бы даже гордясь этим. На самом деле он с такой болью вспоминает о сцене!..
Но из-за слабости своей натуры, попав на дно жизни, ему проще продолжать разрушать себя, чем бороться с жизненными трудностями.
Когда Лука дает ему надежду, рассказав о бесплатной клинике для алкоголиков, актер перестает пить: «Я сегодня – работал, мел улицу… а водки – не пил! Каково? Вот они – два пятиалтынных, а я – трезв!» Узнав о тщетности своих надежд, Актер вешается, не осознавая, что клиника ему не нужна, ему просто было необходимо поверить в себя.
Очень интересен Сатин, человек со своей жизненной философией. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как «макробиотика», «Сарданапал» и т.д. Этот герой отличается от остальных обитателей «дна».
О себе он говорит: «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…», «Я был образованным человеком…», «Я много книг читал…».
Так что же с ним случилось? Как он стал обитателем ночлежки? Вот его собственные слова: «Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы – нет ходу!» А сидел он за убийство обидчика своей родной сестры, которая, вскоре после осуждения брата, умерла. Вот налицо человеческая трагедия! Нам становится жалко этого героя.
Именно о нем странник Лука говорит такие слова: «Как же это ты свихнулся со стези своей, а?.. Эдакий ты бравый… неглупый… и вдруг…». Кстати, именно Лука помогает раскрыть характер каждого из обитателей ночлежки, но на Сатина он оказал особо сильное влияние: «Старик? Он – умница!.. Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал… вы – нет!..
Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…». Именно этот герой после ухода Луки делает первый шаг к принятию более активной жизненной позиции.
Давно привыкшие к жестокости и бесчеловечности, они с удивлением и недоверием глядят на Луку, у которого для каждого найдется доброе слово. Тут возникает известный спор о том, говорить ли человеку жестокую правду или успокаивать его спасительной ложью. Автор выступает против спасительной лжи. Но что плохого в том, что Лука утешает умирающую Анну, говоря ей, что она наконец-то отдохнет? А вот Актер не выдерживает столкновения выдумки и реальности и кончает с собой. Лука говорит каждому то, что они в глубине души хотели услышать, то, что способно пробудить в их больных душах какие-то светлые чувства. Но не каждая душа способна перенести такую встряску. Поэтому мы не можем сказать однозначно, положительный он герой или отрицательный.<\p>
Итак, пьеса Горького «На дне» очень интересна своими героями, их неоднозначностью, сложностью. Споры об этом произведении продолжаются до сих пор, и это во всей полноте говорит о гениальности Горького как драматурга.
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/gorkij-m/na-dne/3584-lyudi-dna-kharaktery-i-sudby-po-pese-m-gorkogo-na-dne
Люди «дна»: характеры и судьбы (по драме М. Горького « На дне»), вариант 5
Люди «дна»: характеры и судьбы (по драме М. Горького « На дне»)
В мировой культуре много имен русских писателей. Достойное место среди них занимает имя Максима Горького. Как художник, он обогатил мировую литературу новыми темами, сюжетами, конфликтами.
Пьеса «На дне» по праву считается лучшей. Горький показал в ней изнанку общества, заставив человечество содрогнуться. В пьесе зрители впервые увидели мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала.
Страшно выглядит то место, где живут персонажи пьесы: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок – тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». У каждого персонажа свой путь на дно. Горький не дает подробно изложения биографий героев пьес, но по немногим репликам пьесы можно отследить их судьбы. Внутренний мир героев раскрывается не из поступков, а из разговоров.
«Не помню, когда я сыта была, — говорит она. — Над каждым куском хлеба тряслась. Всю жизнь мою дрожала…» Освобождения от тягот жизни она ждет только от смерти.
Актера сгубило пристрастие к алкоголю — пьянство вытолкнуло его из профессии.
Барон, разорившись, пошел служить и совершил там растрату. Паразитический образ жизни привел его к полному моральному разложению.
Сатин – самый колоритный персонаж пьесы, в прошлом телеграфист. В тюрьму он попал за убийство человека, оскорбившего его сестру.
Настя – наивная, трогательная и беспомощная, стремится уйти от окружающей ее грязи в мечты о чистой и светлой любви.
Клеща, мужа Анны, судьба сделала жестоким и злобным, но все же он упорным трудом стремится подняться. Татарина Асана отличает честность, Наташу — душевная чистота и нежность.
Почти все обитатели дна склонны винить не себя, а внешние жизненные обстоятельства. Но на самом деле эти люди сами слабы и порочны. Так, находясь в одинаковом положении, они немилосердны друг к другу. В ночлежке действуют волчьи законы. Обитатели полны призрения друг к другу.
Они беспробудно пьянствуют, потому что пробуждение страшно. И привели их в ночлежку их собственная слабость, нежелание смотреть в лицо реальности. Так, Бубнов говорит, что в любом случае лишился бы мастерской, так как страдает запоями.
Сатин не считает труд жизненной необходимостью, он не способен к общественно-полезному труду, заражен идеями анархизма. Они не стремятся, кроме Клеща, реально изменить жизнь. Люди оказываются на «дне» будучи пассивными в жизни, ищущие свободы в прозябании.
Это всегда говорит неспособности человека противостоять жизненным трудностям, о стремлении идти по пути наименьшего сопротивления. Но жизнь устроена так, что как только человек начинает плыть по течению, он оказывается на обочине жизни.
Появившийся в начале пьесы странник Лука сумел зародить в каждом из них искру надежды, но после его ухода еще безнадежней стала жизнь обитателей ночлежки. Надежда, порожденная Лукой, лишь разбередила старые раны, но не заставила действовать, что бы изменить жизнь к лучшему.
Нельзя не отметить, что многих на дно отбрасывают те социальные условия, которые существуют в обществе. В условиях разрушения вековых традиций, имевших место в России в начале ХХ в., шло быстрое обогащение одних и стремительное обнищание других. В 1990-х гг.
в России разразился жестокий экономический кризис. Фабрики и заводы закрывались. Под влиянием тяжелейшей экономической ситуации огромное количество люмпенов опускается на дно жизни.
Поэтому и Клещ, несмотря на свое трудолюбие, лишившись средств труда, не имеет шансов подняться со «дна» жизни.
слова о человеке, о его призвании: «Человек — вот правда! Все – в человеке, все – для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек – это великолепно! Это звучит гордо!»
Эти слова только резче оттеняют истинное положение обитателей ночлежки. И этот контраст приобретает особый смысл.
Пламенный монолог Сатина звучит неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как посажен в тюрьму Пепел, повесился Актер, ушел Лука.
Но это выражение мысли автора, в этих словах отношение писателя к таким философским категориям как, правда, свобода, счастье. В этих словах отношение Горького к человеку, его месту в мире.
Мы можем соглашаться с автором или спорить с ним, но проблемы, поднятые автором более ста лет назад, актуальны по сей день.
Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/8/7722.htm
Люди дна характеры и судьбы по пьесе На дне Горький А.М
Спор о возможностях человека и о смысле его жизни лежит в основе пьесы «На дне» Максима Горького. Действие пьесы происходит в месте, оторванном от мира людей – ночлежке Костылевых.
Почти все обитатели ночлежки прекрасно осознают, что их положение нельзя назвать нормальным, ведь между ними и остальным обществом оборваны все важнейшие связи (духовные, социальные, профессиональные, семейные). Самих ночлежников между собой тоже ничего не связывает: эти люди случайно сошлись в одном месте и ничего не желают знать друг о друге.
У каждого из них своя история и своя правда жизни. Герои пьесы – это люди, оказавшиеся на «дне» жизни. Можно ли им помочь? А если можно, то каким образом? В этом споре особую роль играют три позиции – Луки, Бубнова и Сатина.
Бубнов – фаталист. Он уверен, что человеку не по силам что-либо менять в своей судьбе. В мире торжествуют безжалостные законы, которые управляют людьми и господствуют над ними. Все люди, как щепки, плывут по течению и полностью зависят от внешних обстоятельств. Такова правда Бубнова.
Лука – один из самых сложных образов в произведении. С ним связан главный философский вопрос пьесы: «Что лучше: сострадание или истина?» Стоит ли сострадание доводить до того, чтобы приходилось пользоваться ложью, как это делал Лука.
Лука является в пьесе носителем идеи сострадания. Он понимает: есть «люди», а есть «человеки». «Люди» — существа слабые, им нужна поддержка, они не могут обходиться без веры и без надежды на светлое будущее. Ведь именно надежда и вера – самые мощные стимулы человеческих деяний.
Лука помогает Анне облегчить муки последних минут жизни. Актеру и Пеплу он вселяет надежду на то, что жизнь можно изменить к лучшему. Правда, после исчезновения Луки, надежда, обретенная людьми, превращается в иллюзию. Герои пьесы осознают суровую реальность жизни, и это приводит их к катастрофе.
Сильные духом люди («человеки») находят опору в себе самих, им не нужны жалость и сострадание, а, тем более, они не нуждаются в успокоительной лжи. «Человеки» творят свою судьбу сами, в их руках собственное счастье и несчастье.
Философия Луки объединяет в себе чуткость к чужому горю, христианское долготерпение и трезвый реализм. Она обращена к светлому и доброму, что есть в душе каждого человека.
Сатин выражает совсем другую жизненную позицию: человек – самое главное существо на Земле, а все остальное – творение его рук и мозга. Человека нужно уважать, а жалость может только унизить.
Однако сам Сатин живет заведомой ложью, занимается шулерством, равнодушен к людям и презирает ближних своих. Образованный и умный Сатин вполне мог бы подняться со «дна» жизни, но делать этого не хочет.
Он невольно становится идеологом зла, оправдывая свою форму существования на планете.
Слова о том, что человек – это звучит гордо, автор вложил в уста Сатина лишь потому, что в пьесе не было другого, такого сильного и гордого человека, достойного озвучить эту мысль.
В своей пьесе Горький выражает уверенность в том, что только истина может спасти человека, а также понимание того, насколько значимо сострадание в жизни людей.
Источник: https://www.litra5.ru/gorkij/sochinenie-ljudi-dna-haraktery-i-sudby-na-dne/