Какие профессии немыслимы без отзывчивости?

Скачать материал

так то ЕНТ / Самопознание / Поурочные планы по самопознанию 2 класс

Урок 22 Тема: «Чуткость и отзывчивость»<\p> 25.10.2011
10411 1366


Чуткость –
это высочайшая степень внимания

к нуждам
другого человека.

Аль-Харизи, арабский учёный,
поэт

Цель: раскрывать значение понятий «отзывчивость» и
«чуткость».

Задачи:

–формировать
умение сопереживать;

– развивать творческое воображение;

– воспитывать такие нравственные
качества, как «отзывчивость», «чуткость».

Круг
радости.

Учитель приглашает детей в круг и предлагает им,
приложив руку  к груди, послушать своё
сердце. Потом повернуться, прижаться друг к другу спиной и послушать, как
бьётся сердце друга.

– Кто услышал, как бьётся сердце вашего товарища?

– Слышали ли вы выражение «чуткое сердце»?

– Как вы его понимаете?

(Ответы
детей).

Обобщение

– Про людей, которые умеют сочувствовать,
сопереживать, всегда готовы прийти на помощь говорят, что у них чуткое сердце.

Сегодня на уроке мы будем говорить о таких важных для
человека качествах, как чуткость и отзывчивость.

Цитата
урока.

Учитель обращает внимание детей на цитату, которая
написана на доске: «Чуткость – это высочайшая степень внимания к нуждам другого
человека» – Аль-Харизи – арабский учёный, поэт.

– Как вы понимаете эти слова?

Обобщение

– Чуткость и отзывчивость – это умение
сочувствовать, сопереживать и при необходимости помогать окружающим, заботиться
о них.

Вариант
А

Чтение
 Э.И Ивашова  « Подводное царство»

Вот собрались как-то раз

Ерш, осётр и карась.

И морской конёк приплыл.

Они плавали, резвились

И прекрасно веселились<\p>

Только ерш вдруг увидал,

Что морской конек пропал.

И куда же он исчез?

Ерш поплыл в подводный лес.

В голосе появляется тревожная интонация.

Крик о помощи услышал

И поплыл чуть-чуть потише.<\p>

«Где-то здесь, наверняка,<\p>

Я найду следы конька».

Видит – тина здесь растет,<\p>

Он еще поплыл вперед.<\p>

В ней сидит морской конек –<\p>

С головы до самых ног<\p>

Этой тиной окружен –<\p>

И не может выйти он.

Сразу рыбы все приплыли,<\p>

Помогать коньку решили  –<\p>

Ничего не получилось,<\p>

Еще хуже закрутилось.

Темп речи ускоряется.

Ерш кричит: «Шикарный хвост,<\p>

Отзовись, вуалехвост».

А тот мимо проплывал; –

И ершу он так сказал:

Произносит слова неторопливо, размеренно.

«Ты зачем, малявка ерш,<\p>

Громко так меня зовешь?»<\p>

И кричит ерш: «Помоги,<\p>

Ты конька освободи!»

«Нет, – сказал
вуалехвост,  –<\p>

Очень жалко мне свой хвост,<\p>

Также жалко красоту,<\p>

Не полезу в тину ту».

Только вдруг явился тут<\p>

Секретарь Нептуна – спрут.<\p>

Лишних слов не говоря,<\p>

Чин забыв секретаря,

Враз конька освободил.<\p>

Некрасив на вид – а мил.<\p>

Как его благодарили,<\p>

Во все игры пригласили,<\p>

И без устали резвились,<\p>

Целый месяц веселились.

·       
Кто проявил
отзывчивость?

·       
Какое качество
проявил вуалехвост?

Вариант Б.<\p>

Рассказ учителя

(Изложение содержания  рассказа В Сухомлинского «Глухая девочка»)

Обратите внимание

В больнице есть детская палата. В ней лежали семь девочек,
у каждой – своя болезнь. Все они уже выздоравливали, и им было скучно.

Старшей в палате была тринадцатилетняя Таня, чувствовала
она себя как бы руководителем маленького детского коллектива. Открыв окно, Таня
смотрела на цветущий сад.

– Уже  и  сирень 
цветет…  –  задумчиво 
сказала  девочка.  – И тюльпаны зацвели. Девочки, давайте
принесем в палату цветок и поставим в стакан. Как это будет хорошо!

–  Ой, как хорошо! –
обрадовались все.

Молчала только одна девочка – восьмилетняя Нина. Она была
глухая.

Нина хорошо поняла, о чем идет речь. Ей тоже было радостно:
в палате – цветок! Ей тоже хотелось кивнуть головой в знак согласия и радостно
улыбнуться, но она почувствовала, что Таня у нее не спрашивает.

–  А какой же мы
цветок поставим – сирень или тюльпан? – снова спросила Таня.

–  Сирень! – хотелось
одним девочкам.

–  Тюльпан! –
хотелось другим.

Ни Тане, ни другим девочкам почему-то и в голову не пришло,
что можно поставить два цветка – и сирень, и тюльпан. Их увлекла игра, играть
было интересно.

–   Нет
согласия,  –  вздохнула Таня,  – 
спросим у каждого. Какой цветок поставим на стол – сирень или тюльпан?

Трем хотелось сирень, трем – тюльпан.

–  Что же теперь
делать?  – задумчиво спросила Таня. В ее
глазах  играла   радостная усмешка: Таню больше всех увлекла
игра. Увлеклись игрой и другие девочки.

–  Что же делать –
трое за тюльпан и трое за сирень… – еще раз промолвила Таня, как бы размышляя
вслух.

Вдруг ее взгляд упал на Нину. Глухая девочка сидела у окна,
на ее глазах дрожали слезы. Это были слезы обиды, несправедливости. О ней
забыли, ее не спрашивали, какой цветок ей хочется.

–  Ой! – воскликнула
Таня. – О Нине-то мы и забыли… Какой цветок тебе хочется – сирень или
тюльпан?

Нина улыбнулась и тоненьким пальчиком
нарисовала в воздухе цветок тюльпана. Таня пошла за цветком тюльпана. Нина,
улыбаясь, смотрела в окно.

·        
Почему
обиделась Нина?

·        
Почему
Нина улыбнулась?

Обобщая ответы детей, учитель акцентирует
внимание на том, что равнодушие может ранить человека. Хорошо, что Таня  заметила обиду Нины и проявила чуткость.

– Чему вас научил этот
рассказ?

Проявление внимания к окружающим, забота о
них, стремление помочь  это и есть
проявление чуткости.

Вариант В.

Рассказ учителя

(Изложение содержания рассказа Е.Бехлеровой «Капустный лист» )

Важно

Нес зайчик лист капусты.
Лист был большой, круглый, и зайчик шел и радовался: — Ну и позавтракаю же я на
славу! Вдруг он услышал жалобный писк. Это воробышек лежал под кустом: злой
мальчишка подшиб его камнем.

– Пить, пить, – стал просить воробышек.

Зайчик
сразу побежал к реке, принес воды в капустном листе и напоил раненого воробья.

«Ну, а сейчас-то я наемся до
отвала, до дома уже рукой подать», – подумал зайчик и пошел дальше. А в это время хлынул дождь.

«Подумаешь, дождь! Не боюсь
тебя!» – сказал
зайчик и припустил со всех ног домой. И снова его кто-то тихонько окликнул:

– Зайчик, спаси!
Это бабочка лежала в траве.

– Если дождь
намочит крылья, я не смогу взлететь.

– Иди под
зонтик! – сказал зайчик и поднял капустный
лист над бабочкой. И даже сам под ним поместился.

Дождь скоро прошел. Бабочка
сказала спасибо и улетела, а зайчик взял свой лист и побежал дальше. Но едва он
подошел к реке, как увидел в воде полевую мышку. Она еле держалась за тонкую
веточку, и вода уже захлестывала ее.

«Пожалуй, утонет…» – подумал зайчик. Недолго
думая, кинул свой лист в воду.

– Вот тебе
лодка, спасайся! Мышка взобралась на лист и приплыла к берегу.

– Спасибо тебе,
зайчик! – сказала она и убежала. А тем временем капустный лист подхватило
течением, и он уплыл, издали похожий
на зеленую круглую лодочку.<\p>

– Эх, уплыл мой
завтрак! – воскликнул зайчик. – Ну, ничего, зато я напоил воробышка, спрятал от дождя бабочку
и спас полевую мышку.

·        
Какое качество
проявил зайчик?

Обобщение.

– Проявление внимания к
окружающим, забота о них, стремление помочь 
это и есть проявление чуткости.

Наедине с
собою.

Учитель обращается к детям:
«Подумай о своей семье и своих друзьях. 
Направь свои мысли к тому, кому особенно нужны твои любовь и внимание. А
теперь закрой на мгновение глаза и почувствуй в своем сердце любовь, которую ты
испытываешь к этому человеку.

Представь, что сила твоей любви такова, что ее
лучи достигают человека, которого ты любишь. Чего бы ты хотел пожелать ему?
Счастья, здоровья, уверенности?.. Когда ты почувствуешь, что твоя любовь
окружает этого человека со всех сторон, снова открой глаза…».

(2-3 минуты.)

– Сейчас мы мысленно пожелали
своим близким счастья, здоровья, успехов, может быть, помогли советом, тем
самым мы проявили чуткость.

– А как ещё мы можем проявить
чуткость и отзывчивость? (ответы детей)

Важно проявлять  чуткость и
отзывчивость не только на словах, но и в делах и поступках.

Игра « 
Чуткое сердечко»

Учитель читает детям
пословицу: « Чуткое сердечко, что ласковое словечко».

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Действительно, добрые и ласковые слова всегда поддерживают человека,
улучшают его настроение. И это тоже проявление чуткости.

Учитель просит ребят подумать
и назвать слова, которые могут поддержать, ободрить  в трудную минуту.

Например:  «Ты умница, у тебя все получится; не стоит
расстраиваться, ты можешь рассчитывать на мою поддержку; не огорчайся, что ты
не участвуешь в конкурсе танцев, зато твой рисунок взяли на выставку и т.д.».

Совет

В конце игры педагог обсуждает с детьми,
что они почувствовали и что родилось в их сердце, когда им подарили слова
поддержки и сочувствия.

Разминка «Кто что любит»

Учитель просит каждого ответить на три
вопроса:

– Что ты любишь больше
всего?<\p>

– Кого ты любишь болыше
всего?

– Что ты любишь делать
болыше всего?

Затем дети по очереди зачитывают свои
ответы, и педагог просит всех запомнить, что любят их друзья.

Домашнее задание

Задание 1

Учитель предлагает детям провести неделю
чуткого отношения друг к другу, напоминая о том, что чуткий человек всегда
помнит , что нравится егодрузьям, и проявляет  к ним внимание и заботу.

Круг от сердца к сердцу.

– Ребята! Вот и закончился еще один урок
самопознания. Сегодня мы узнали о таких прекрасных качествах человека, как
отзывчивость и чуткость. Встанем рядышком. Нам всем приятно, что рядом – хорошие, чуткие, отзывчивые люди – наши одноклассники и одноклассницы.

Учитель просит детей
улыбнуться и  подарить друг другу добрые
слова.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Самопознание, поурочные планы для 2 класса

Источник: https://tak-to-ENT.net/load/172-1-0-2019

Моё призвание – социальная работа

Подробности Родительская категория: Информация

Социальная работа   не только и не столько профессия, но состояние души.

Некоторые ученые считают, что это призвание, которое дает чувство причастности и преданности этой работе, без которого невозможно или очень трудно выдерживать общение со страдающими людьми, с людьми, которые столкнулись с проблемами, подчас неразрешимыми, с людьми, которые в своей жизни испытывали много потерь.

Социальный работник должен эмоционально сопереживать людям, испытывать к ним сочувствие и любовь,  иметь желание помочь и даже пожертвовать чем-то своим личным во имя изменения ситуации в лучшую сторону.

 Чужой беды не бывает. Нередко приходится и слышать, и встречать в печати, даже в качестве заголовка, эту ставшую уже расхожей фразу. И всегда что-то мешало воспринимать ее как абсолютную, безоговорочную истину.

В самом деле, разве мало среди нас таких, кто занят только собой, своей личной жизнью, до других, тем более до чужих невзгод ему никакого дела нет. Судьба других нисколько его не гложет, не тревожит.

Но есть тысячи и тысячи людей, которые не могут пройти равнодушно мимо чужого горя, чужой боли. И болят этой чужой болью, как своей собственной, их тонкие души, добрые, отзывчивые сердца.

И идут эти люди навстречу другим – кому плохо, кому трудно, кто не может обойтись без посторонней помощи. И подставляет свое плечо, протягивает руку, находят доброе, одобряющие и утешающие слова…

Социальный работник…Это профессия становится делом жизни лишь тех, кто готов самоотверженно трудится для людей, которые в силу недуга, преклонного возраста, сложившихся обстоятельств не могут обходится без посторонней помощи. Для многих одиноких и немощных стариков, инвалидов работники социальной службы, часто становятся самыми близкими, самыми дорогими, почти родными людьми.

Обратите внимание

Именно социальные работники на практике реализуют государственную политику поддержки наименее защищенных людей, находится в  постоянном контакте с ветеранами, инвалидами, обеспечивая таким образом, равновесие в общении стабильности государства.

Социальный работник – это особая профессия, это люди особого душевного вклада, отзывчивые, умеющие сострадать, всегда готовые прийти на помощь.

Социальный работник стремиться делать все необходимое для того, чтобы люди были счастливы,  довольны своей жизнью. Отдавать тепло души – это социальная работа. Не каждый человек может выполнить ее. Для этого нужны человеколюбие, доброта, внимание и чуткость.

Читайте также:  Анализ стихотворения тютчева «я встретил вас…»

Случается так, что прожив активную жизнь, в старости человек оказывается одинок, и единственной связующей нитью с внешним миром для него становится социальный работник.

Кто лучше социального работника знает оборотную сторону всех наших кризисов: душевных, общественных, экономических? Кто первым оказывается у постели одинокого тяжело больного человека и порой является единственным, кто проводит его в последний путь?

Ежедневная забота о пожилом человеке – сходить за продуктами питания, убраться в доме, помочь по хозяйству, доставить медикаменты, оплатить жилищно – коммунальные услуги, работа с участковым врачом, ложатся на плечи социального работника.

Социальный работник выполняет особую благородную миссию: в своей деятельности он имеет дело с беспомощными, страдающими людьми, за здоровье и жизнь которых он берет на себя моральную ответственность. А его клиенты, в свою очередь, рассчитывают на знание, отзывчивость, добросовестность, любовь и заботу.           

Любая мелочь  (плохо выпеченный хлеб, даже плохая погода) могут вывести пожилого человека из равновесия. Социальный работник как «громоотвод».  И с этими житейскими трудностями приходится справляться.

Важно

Труднее зимой, когда приходится ходить за водой под гору, чистить дорожки от снега, приносить дрова и оказывать содействие в их заготовке, идти по неочищенной дороге за продуктами, лекарством, чтобы вызвать скорую помощь больному. Тяжела работа на селе.

В начале трудовой деятельности доходило до отчаяния: “Все! Хватит!” Потом спохвачусь: «А как же там без меня бабушки останутся? Нет, надо идти к ним». И отправляюсь к ним в любую погоду.

Я поняла, что социальная работа – мое призвание, что работаю в коллективе, где коллеги пользуются уважением среди обслуживаемых, которые благодарят их за чуткость и терпение. Они научили меня мужеству, терпению, пониманию чужой боли. Эти люди укрепили в мысли о необходимости в помощи ближним…

От работы в отделении социального обслуживания «отговорить» может многое – маленькая зарплата, ненормированный рабочий день, непонимание в семье (как можно целыми днями помогать другим, когда и у самих дома так много проблем!). Можно перечислять и перечислять.

Но, видимо заложено что-то в человеке, когда он несмотря на все неприятные моменты идет на работу, помогает старикам, поддерживает в трудную минуту, не ожидая ответной благодарности.

  В таких непростых условиях на социальных работниках была возложена непростая задача – быть защитой и опорой для всех, кто оказался в крайне тяжелой жизненной ситуации, поддержать морально и материально. И, надо сказать, с поставленной задачей социальные работники справляются.

  Как и в любом деле, в нашей профессии много нерешенных проблем, трудностей, финансовых и других препятствий. Но я уверена, что все проблемы  осилим, ведь в нашем обществе есть люди, которым во много раз труднее, и они ждут нашей помощи.

Социальная работа – уникальная профессия, которая несет в себе не только помощь конкретным людям, а также подает пример гуманного отношения к человеку. Вклад социального работника в жизнь общества велик и бесценен. Все это  не может не вызвать большого уважения к деятельности социального работника.

Совет

Вряд ли существует другая сфера деятельности, где милосердие, сочувствие и житейская мудрость играли бы такую важную роль, как в социальной работе.

Социальный работник отделения социального

обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

№2 с. Старомарьевка                                                                  Д.Б. Билалова

Источник: https://staromarevka.ru/social-sphere/197-2013-10-28-14-27-00.html

Отзывчивость

Отзывчивость – это нравственно-духовное качество индивида, которое помогает ему видеть в людях истинные их качества, способствует проявлению щедрости, терпимости, великодушия касательно этих личностей. Отзывчивый человек всегда умеет найти общий язык с окружающими.

Его поведение базируется на высоко развитом чувстве эмпатии, чувствительности, эмоциональности. Для людей, обладающих этими качествами, альтруизм превыше всего. Человек, легко отзывающийся на просьбы других, всегда стремится помочь, иногда в убыток собственным чувствам.

Сверх развитие такой отзывчивости может привлечь за собой плохие последствия, такого человека будут считать назойливым, всегда лезущим не в свое дело.

Что такое отзывчивость

Быть отзывчивым подразумевает всегда помогать окружающим в независимости от собственных предрассудков и мировоззрения. Искренняя чувствительность к эмоциональному состоянию оппонента, к его проблемам и переживаниям – это очень редко встречается в современном обществе.

Само свойство «отзывчивость» образует совокупность нескольких позитивных качеств: деликатность, душевность, сердечность, внимательность, уважение в обращении, учитывая все особенности собеседника (возраста, пола, статуса). Анализируя эти составляющие можно обозначить, что такое свойство как отзывчивость – системное и многогранное, при этом тесно связано с тактичностью.

Является ли человеческая отзывчивость приобретённым качеством или данным человеку от природы выявить очень сложно. При этом рядом ученых были проведёны некоторые испытания.

Для выявления особенностей проявления или предрасположенности к данному качеству использовались методы наблюдения и эксперимента. Так испытуемым в ходе исследования необходимо было дать ответ на тщательно подобранные вопросы.

В период исследования за их поведением тщательно наблюдали. Помимо этого абсолютно каждый из участников давал разрешение на взятие анализов крови, на изучение своего ДНК.

Сопоставив полученные данные, учёными было установлено, что люди, которые проявляли отзывчивость выше других, имели некоторые заметные изменения в ДНК. Выработка вазопрессина и окситоцина у них была повышена по сравнению с другими.

Более того следует сосредоточить внимание на еще одном эксперименте, проведенном учеными Мичиганского университета. Ими в течение пары лет проводилось наблюдение за 400 парами старше пятидесяти лет, которых объединяли супружеские обязанности.

Обратите внимание

Эти исследования показали, что партнер, который проявляет свойство личности «отзывчивость» к своему партнеру абсолютно во всех ситуациях и проявлениях, болеет намного реже. Человек, который длительный период живет в гармонии, при этом совершает положительные дела, получает чувство удовлетворения от жизни.

Его организм способен активно вырабатывать эндорфин, что способствует успокоению человека, а также обезболиванию во время болезней. Поэтому люди, проявляющие отзывчивость чаще, намного реже болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями.

При общении человека, имеющего свойство отзывчивости, всегда легко заметить. Такой субъект всегда будет тактичен, учтив, принимать во внимание все качества собеседника, при этом поведение его будет сдержанным без указания на неприязнь.

Отзывчивые индивиды всегда стремятся помочь, даже в тех обстоятельствах, когда человек по части этого ничего не просит. Но благодаря искреннему желанию помочь, чувствительности и эмпатии отзывчивые люди могут услышать крик о помощи даже между строк.

Они внимательно прослеживают и анализируют поведенческую реакцию иных участников беседы не только на собственные фразы или действия, но и на чужие. Обрабатывая полученную информацию такому человеку свойственно находить самый гуманный стиль общения с оппонентом.

Отзывчивых людей зачастую отмечают как идеальных собеседников, умеющих не только слушать, а при этом и слышать суть, что говорит человек. Такие люди с легкостью извиняются и признают свою вину. Для них это не составляет совершенно никакого труда и стыда или унижения.

Хотя следует заметить, что таким людям сложно попасть в неловкую ситуацию. Они знают и понимают, когда не нужно задавать те или другие вопросы, и когда лучшей помощью будет – просто промолчать.

Человек с высоким уровнем отзывчивости не только не делает плохих поступков или не обижает, это личность, которая всегда приходит на помощь и делает добрые дела, в независимости просят его об этом либо попросту пытается помочь от чистого сердца. Это своего рода безвозмездное чувство благодарности. Человек способен делать добрые поступки, невзирая на мнение окружающих, при этом не ждать ничего взамен.

Важно

Отзывчивость  – качество добрых и умных людей. Какие ни в коем случае не введут вас в неловкую ситуацию, не зададут глупый вопрос, а наоборот, станут примером для окружающих как грамотно себя вести, и помогут выйти из неловкой ситуации.

В общении отзывчивые люди всегда прислушиваются к другим, они принимают людей, какими они являются, со всеми достоинствами и минусами. При этом никогда не пытаются подстроить людей под себя, под свой стиль поведения.

Большинством людей такого рода образ поведения тяжело воспринимается, их не устраивает личность, которая согласно первому зову бежит на помощь, даже во вред собственным нуждам. Поэтому проблема отзывчивости человека влияет на формирование семьи.

Нередко отзывчивые люди основывают семьи с человеком себе подобным, и такой союз называется идеальным.

Воспитание отзывчивости

Беря во внимание информацию, которая была исследована американскими учёными, можно предположить, что отзывчивость – это генетически обоснованный фактор. Но опыт показывает, что на развитие качества отзывчивости больше влияние имеет воспитание.

То, что дает нам семья с самого раннего возраста, что воспитывают учителя в школе – все откладывается в нашем мировоззрении и в последствие влияет на наше поведение в обществе.

То отношение, которое детям показывают родители, к животным, людям, природе, является основой для формирования отзывчивости.

Если воспитывать у ребенка сострадательность, доброту, учить уважать переживания людей, то эта совокупность качества обязательно в зрелом возрасте перерастёт в такое важное свойство как отзывчивость. Примеры отзывчивости – это не только хорошие поступки, касающиеся людей, но и к животным, которые точно не смогут ничего дать взамен.

Проанализировав поведение современного общества, можно отметить, что не все так плохо, как является на самом деле. Со временем человек, заметив, что к нему относятся плохо, понимает, что его поведение слишком жёсткое или не соответствует нормам. Когда его действия приводят к тому, что общество понемногу его отвергает, он проявляет желание измениться.

Как стать отзывчивым человеком? В первую очередь нужно научиться принимать людей вокруг себя, сделать это сразу очень сложно. Нужно научиться подмечать, что проистекает вокруг нас самих.

Нужно самому себе пообещать, что вы станете добрее, откроете свое внутреннее естество, дабы стать искренним и чутким.

Совет

Каждая капелька доброты, самое маленькое сострадание это большой шаг к воспитанию у себя отзывчивости.

Возможно все намного легче, чем кажется: накормив бездомного собаку или кошку, переведя старую бабушку через дорогу, это и есть простые примеры отзывчивости. После этого мир может измениться и заиграть другими красками. Переборите в себе эгоиста, не только вы имеете необходимость в получении помощи, но и все вокруг вас.

Вы не заметите того, что как только добрые поступки начнете совершать самостоятельно, это непосредственно вернется к вам. В виде подарков, простых комплиментов и той же доброй помощи от окружающих. Все это путь не близкий и воспитание в себе отзывчивости — это очень кропотливая работа. Не следует отступать на полпути.

На стези к совершенству, развивая в себе отзывчивость, нужно не перестараться. Не стоит забывать о таком качестве личности, как тактичность. Ведь умение распознать грань, за которую переступать в деянии доброты не нужно, поможет вам стать самым желанным собеседником, другом, коллегой, любимым человеком.

Чувствуя себя счастливым, человек спешит поделиться этой радостью с окружающим миром. Будьте добрыми и добро обязательно вернется.

Иногда наступает момент, который ставит человека перед выбором. Проблема отзывчивости заключается в том, что она предполагает такие действия, которые могут противоречить воспитанию или необходимо будет чем-то жертвовать, применяя волевые усилия.

Быть отзывчивой личностью дело не из простых. Отзывчивость, как свойство дано не всякому человеку, а только лишь тем, кто умеет поставить чужие нужды в приоритете над своими.

Не нужно искать отзывчивость в каждой личности, ведь в случае, когда не найдете, за этим последует разочарование.

Источник: https://psihomed.com/otzyivchivost/

Как я писал сочинение — 2017: одиннадцатиклассники делятся пережитым

Итоговое сочинение этого года написано, на следующей неделе станут известны результаты. Впрочем, никаких сюрпризов здесь обычно не бывает — ведь за сочинение нужно получить всего лишь «зачет», ну, и даже в крайнем случае есть возможность пересдать. «Учёба.ру» попросила очевидцев поделиться опытом.<\p>

Фото: Tayloright / Flickr / CC BY 2.0

6 декабря 650 тысяч российских одиннадцатиклассников написали итоговое сочинение. Ученики, которые в этот день отсутствовали либо получили незачет, смогут написать сочинение 7 февраля или 16 мая в следующем году. Сочинение, напомним, не влияет на баллы и оценки, однако является доступом к ЕГЭ.

Для каждого часового пояса были разработаны разные темы — всего пять на выбор, которые объявили участникам за 15 минут до начала экзамена. Первыми темы узнали, как всегда, на Камчатке, им достались такие: «Кого можно назвать верным другом?», «Согласны ли Вы с утверждением писателя К.

 Льюиса: „Главный враг любви — равнодушие, а не ненависть“»?, «Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?», «Что помогает человеку стать смелым?» и «Можно ли быть независимым от общественного мнения?».

Обратите внимание

Выглядят темы сложными, и кажется, что на такие философские вопросы ребенок не сможет без подготовки развернуто ответить, еще и подкрепляя аргументами из художественных произведений. На самом же деле к сочинению начинают готовиться еще в сентябре, когда становятся известны открытые направления.

Читайте также:  Нужны ли обществу лидеры?

Они традиционно определяются Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Солженицыной. В этом году они были такими: «Равнодушие и отзывчивость», «Верность и измена», «Цели и средства», «Смелость и трусость», «Человек и общество».

К каждому направлению даются расширенные комментарии, и даже если учитель не дает списков литературы, найти их самостоятельно не составляет труда. При написании сочинения можно опираться на любые произведения, в том числе на те, которых нет в школьной программе, поэтому при желании, готовясь к сочинению, можно открыть для себя немало хороших книг.

Критерии оценки сочинения просты. Минимальный объем — 250 слов, рекомендуемый — от 350 слов. При этом надо учитывать, что в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные.

Откровенно говоря, за время, которое отводится на работу, — 3 часа 55 минут — можно написать целую повесть, но важно, чтобы это был не просто самостоятельный осмысленный текст, — он обязательно должен соответствовать выбранной теме, опираться на конкретное художественное произведение (или несколько), включать в себя аргументы и цитаты и быть композиционно выдержанным. Наконец, сочинение должно быть написано грамотно.

«Незачет» ставится, если на 100 слов в сумме допущено более пяти ошибок: речевых, грамматических, орфографических или пунктуационных. Кстати, на экзамене разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными членами комиссии. А вот речевые ошибки — бич современного школьника, и их надо учиться видеть самостоятельно.

Как говорят эксперты, главный секрет успеха в написании сочинения заключается в выборе темы. Несоответствие теме — одна из самых частых ошибок.

В Москве и Московской области для сочинения предлагались такие варианты: «Когда измену можно простить?», «Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?», «Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?», «Чем смелость отличается от безрассудства?» и «Бывает ли общественное мнение ошибочным».

Случайно или нет, но все опрошенные «Учёбой.ру» одиннадцатиклассники выбрали тему «Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?». А вот тема про общественное мнение, судя по всему, не пользовалась особой популярностью.

«Я выбрал тему из направления „Равнодушие и отзывчивость“, которая звучала так: „Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?“. Темы были, на мой взгляд, довольно простые, четко поставленные вопросы, которые можно было хорошо и интересно раскрыть.

Важно

Направления мы знали уже давно; когда они стали известны, нам в школе дали примерный список литературы — произведения, из которых можно брать аргументы для каждой темы. Не могу сказать, что какую-то тему выбирали чаще или реже, мне показалось, что писали по всем темам.

Лично я готовился к двум направлениям, но выбрал „отзывчивость“. В сочинении я приводил аргумент из Т. Кенэлли, „Список Шиндлера“ и „Капитанской дочки“ А.С. Пушкина.

В частности, в качестве примера отзывчивости я привел поступок главного героя по отношению к незнакомцу, который помог ему добраться до крыши над головой во время снежной бури, когда Гринев подарил ему свой тулуп».

«Я выбрала тему „Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?“, потому что у меня были аргументы для того, чтобы ее раскрыть. В качестве примера я опиралась на роман Л.Н.

Толстого „Война и мир“, в частности на эпизод, где Наташа Ростова уговорила отца отдать подводы раненым военным.

А еще я взяла рассказ Куприна „Чудесный доктор“, где хирург Пирогов помогает семье Мерцаловых, которые попали в очень трудное положение.

Мне показалось, что темы были легкие, они оказались четко сформулированы и давали возможность порассуждать. Подавляющее большинство моих одноклассников выбрали „отзывчивость“, но писали и про „верность и измену“, и про „смелость и трусость“, а вот про „ошибочное общественное мнение“ никто не писал, мы это направление и при подготовке разбирали меньше всего.

Моя школа — с гуманитарным уклоном, поэтому у нас много уроков литературы и мы по каждому произведению писали сочинение. Когда стали известны открытые направления, мы стали искать на сайте ФИПИ подходящие темы — на самом деле, там очень много похожих формулировок, и можно разобрать каждую.

Список книг по каждому направлению нам помог составить учитель, но и в интернете такой легко найти. Главные советы, которые нам дали перед сочинением, были такими: писать не менее 350 слов, но при этом слишком много тоже не рассуждать — чем больше слов, тем больше ошибок.

И еще — писать разборчивым почерком».

«Я выбрал тему по направлению „Равнодушие и отзывчивость“, потому что она была легче остальных. Мне показалось, что никаких сложностей не было.

Совет

Во время подготовки мы каждую неделю писали сочинения в школе. Практически все выбрали тему „Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?“, потому что в классе мы изучали, в основном, ее одну, поэтому, собственно, все только по ней и готовились.

Многие прочитали по два-пять коротких рассказов и опирались на них. Я писал по рассказу „Чудесный доктор“ Куприна, а также по „Людочке“ Астафьева.

Кроме них я мог бы привести аргументы из „Старухи Изергиль“ Максима Горького и из „Уроков французского“ Распутина».

<\p>

Источник: https://www.ucheba.ru/article/5933

Размышления о выборе профессии

Детям часто задают традиционный вопрос: «кем ты хочешь быть, когда вырастешь»? Но в пять лет можно позволить себе и фантазию, и мечту, и грандиозные планы — все кажется осуществимым, а времени еще более чем достаточно.

Лет в шестнадцать вдруг выясняется, что все мечты затерялись в детстве, многие планы оказались неосуществимыми, а выбор строго регламентирован, ограничен и даже более того — его почти и нет. Но все не так печально, как принято думать в нынешние времена.

Давайте попробуем развеять все возможные мифы о выборе профессии и построить более-менее понятный алгоритм выбора.

«Я — бездарность, у меня ни к чему нет способностей»

На самом деле бездарностей нет, есть те, кто занимается не своим делом. И если вы не хотите пополнить ряды таковых, постарайтесь сначала найти какие-то общие ориентиры.

К примеру, вы — гуманитарий или технарь? А может, вам ближе естественные науки? Или вас тянет к искусству? Если вы поняли, например, что вы склонны к гуманитарным наукам и при этом интересуетесь искусством — выбирайте как можно более широкую тематику обучения — искусствоведение, философию, историю.

Пока вы будете учиться и узнавать что-то новое, ваша собственная ниша сформируется, и вы либо выберете узкую специализацию, либо перейдете на другой, более конкретный факультет, либо впоследствии получите второе образование. А первое точно не будет лишним. Общая культура еще никому не мешала, как и корочка об окончании вуза.

И жизнь никогда не стоит на месте: даже тот, кто уже давно выбрал профессию и работает, все равно периодически меняет направления работы, учится чему-то новому, повышает квалификацию. А порой и уходит в смежные области.

Стоит ли думать, что выбор должен свершиться один раз и окончательно? И что все ваши способности уже раскрыты к семнадцати годам? Вряд ли.

Скорее, это пожелание общества, родителей, тех, кому по тем или иным причинам удобна была бы предсказуемость вашего поведения, выбора, линейность вашего жизненного процесса. Но человек — существо, которое постоянно меняется.

И вы не обязаны вечно быть верным выбору, который вы делаете в очень юном и еще мало осознанном возрасте.

Обратите внимание

Много зарабатывает тот, кто талантливо делает свое дело. А для этого нужно одно условие: дело надо любить. Если вы не любите его, вы никогда не подниметесь выше среднего уровня. И не важно, что вы делаете — рисуете макеты для книжных обложек или продаете оргтехнику. И даже если вы «всего лишь» ремонтируете обувь, по характеру и результату вашей работы будет заметно, любите вы ее или нет.

Если вы любите свое дело — вы всегда будете обеспечены.

Причин тому масса — это и качество работы, которое в случае вашей заинтересованности возрастет в несколько раз по сравнению с теми, кто «просто работает», и психологический комфорт — ведь обращающиеся к вам люди будут чувствовать вашу любовь к работе и постараются поддерживать связь именно с вами, и работоспособность, которая в случае любимого дела всегда будет у вас высокой.

Деньги дает любовь к работе, а не ее престиж или мода. Напротив, нелюбимое дело, даже если оно модно и престижно, будет выкачивать из вас силы, нервы, раздражать, отпугивать клиентуру, снижать качество… И при этом треть жизни мы проводим именно на работе. Стоит ли пренебрегать любовью к выбранной профессии?

«Уже поздно»

Обычно такие вещи мне приходилось слышать от тех, кто искренне увлечен спортом, музыкой или танцами. Действительно, этим принято начинать заниматься с детства. Но не все так просто и однозначно. Вместо рассуждений я приведу примеры из реальной жизни.

Мой сокурсник по философскому факультету курсе на третьем нешуточно увлекся восточными единоборствами. Он начал серьезно заниматься, съездил в Китай на стажировку и до сих пор зарабатывает на жизнь именно этим, хотя параллельно закончил аспирантуру. И плохим тренером его не назовешь.

Другой мой знакомый, имея в руках профессию юриста, поступил в музыкальный институт в тридцать лет. И сейчас весьма востребован как певец. А профессия адвоката всегда даст ему кусок хлеба в случае творческих застоев.<\p>

У каждого человека в этом мире есть своя ниша, ее надо просто грамотно нащупать.

Не обязательно становиться лауреатом международных конкурсов или олимпийским чемпионом, достаточно найти свою аудиторию, свой контингент «потребителей». Рецепт прост: надо делать. Делать то, что нравится, учиться тому, что интересно. И искать свой круг, в котором ваши старания будут востребованы.

А к каким высотам это приведет — вопрос только вашего таланта и трудоспособности. Если есть и то и другое — вы непременно найдете себя в том, что вам сейчас кажется «упущенным».

«У меня нет возможности»

Предположим, вас искренне тянет к юриспруденции. Но вот беда: у вас нет «блата» и нет денег, чтобы оплатить обучение в коммерческом вузе. Но это еще не значит, что все потеряно.

Подойти к решению этой проблемы можно с другого конца: нужно заинтересовать в себе тех, кто поможет вам учиться: коммерческую структуру или государство. А заинтересовать можно только работой: в милиции — если вы больше надеетесь на государство, или в любой юридической конторе — если к государству нет доверия.

Важно

В любом случае вы начнете с работы «на подхвате», но если проявите сообразительность, способности и интерес к специальности, вы можете надеяться на продвижение, включающее кредит на обучение. Преданные кадры нужны всегда любой структуре. И это на значит «пожизненная кабала».

Часто контракт на обучение предполагает работу сотрудника на компанию в течение трех лет. Это не так уж и много. Потом вы, при желании, вольны сменить компанию.

А напоследок — несколько простых советов из области психологии

Не стоит слишком сильно ломать свой характер под требования социума: если вы не слишком общительны, то профессия, требующая постоянного контакта с большим количеством людей — не для вас. И даже если вы стремитесь к славе, помните: она приходит независимо от степени вашей коммуникабельности.

Известный пианист Глен Гульд не раз признавался в своей замкнутости и необщительности. И он откровенно не любил выступать на публике. Но слава и признание его все равно догнали — в силу таланта и работоспособности.

Попытка подогнать себя под какой-то стандарт приведет только к неврозу, но никак не к успеху. Учитывайте ваши склонности и личные качества — например, не всегда и не везде нужны «заводилы». И если вы медлительны, но точны, вы можете стать незаменимым помощником любого руководителя.

Если же вы — генератор идей, то не стоит рассчитывать, что вам удастся успешно проработать всю жизнь под чьим-то контролем: выбирайте творческую профессию, в которой вы будете сами выстраивать свой график работы. Или учитесь тому, что даст вам возможность организовать свое дело.

Если у вас бурный темперамент — работа должна быть динамичной, неважно — физическая это динамика, или умственная. Если же вы не чувствуете в себе напора энергии — не стремитесь к ответственным постам и работе, в которой есть масса непредсказуемого: вы только зря измотаете себя.

Людям с устойчивыми биоритмами тоже стоит прислушаться к себе: и жаворонкам и совам в наше время можно найти подходящую нишу. И если вы начинаете болеть от подъемов в семь утра — стоит подумать заранее, какая профессия обеспечила бы вам возможность жить по вашему собственному расписанию.

В заключение хочется сказать: в этом мире для каждого человека есть свое место. И чем меньше вы опираетесь на общепринятые мерки и шаблоны, чем глубже вы заглядываете в самого себя, чем больше вы себе доверяете — тем выше шанс это место найти. Неуверенность и стадные чувства погубили немало талантов.

Совет

Естественно, пока вы молоды, вы будете делать ошибки. Однако вопреки распространенному мнению, никто еще на чужих ошибках не научился.

Что такое ошибка? — читайте в статье

Читайте также:  Сочинение что такое честь?

И делать их в двадцать куда естественнее и понятнее, чем в сорок. Поиск — нормальное состояние молодого человека. И не надо бояться пробовать себя в разных областях, набираться опыта и на его основе решать, какой путь выбрать. Только так вы не будете жалеть о своем выборе.

автор статьи: психолог Антон Несвитский

Источник: https://ZerkaloDushi.org/to-select-a-profession/

Профессия: быть нужным людям…

«Ну, все, покупки сделаны, теперь на автобус и на станцию: надо успеть на электричку, — Петр Иванович вышел из магазина, — денег, правда, осталось мало… В бумажнике ничего, только в кармане монетами. Сдача с полтыщи… Рублей семьдесят… Но ничего, пока хватит… А этот что хочет?»

К Петру Ивановичу нерешительно приближался мужчина.

«Бомж что ли? – Петр Иванович привык, что то тут, то там ему попадаются помятые, с синяками и ссадинами на заплывших лицах, грязные, нетрезвые и еле стоящие на ногах личности, просящие кто десять, кто двадцать рублей на поправку здоровья. –  Нет, не похож».

Действительно, это был не худощавый, а скорее худой мужик, в клетчатой тенниске и  не глаженых брюках, на которых еще кое-где оставались следы стрелок.

Было видно, что он старается поддержать одежду в приличном состоянии, что ему, правда, не удавалось с туфлями: к ним давно не прикасалась обувная щетка с гуталином.

В общем типичный работяга лет 36 – 42, каких много в любом отдаленном маленьком городке или рабочем поселке центра страны… Кто он был по профессии: токарь, слесарь, сантехник, плиточник, плотник? Что-то подсказывало, что он мог быть любым из них… Как же он оказался в Москве? Проездом? Приехал на заработки?

— Отец, — обратился он, — помоги…

— Чем?

— Помоги… — было заметно, что он очень смущен, — прошу, помоги…

— Что ты от меня хочешь?

— Помоги… Обычно просят на водку… Я прошу на еду… — его кадык дернулся. — Просто купи мне поесть что-нибудь на твое усмотрение. Что захочешь, то и купи…

— Как? – опешил от такой просьбы Петр Иванович.

— Остался без заработанных денег…Украли пятьдесят тысяч… Купи…

— Бери! -Петр Иванович опустил руку в карман и, сжав в горсть все монеты, протянул ее.<\p>

— А? – мужик подставил ладонь, на которую посыпались монеты. – Это все мне?

— Тебе, — Петр Иванович увидел приближавшийся автобус, — извини, то что есть.<\p>

— Да, ты что? Погоди, как же так?

— Бери. Мне пора, автобус….

— Здоровья тебе! – крикнул вслед мужик. – Здоровья!

— И тебе здоровья! – обернулся Петр Иванович — Береги себя!

— Здоровья! Главное здоровья тебе!

— И тебе! – Петр Иванович вошел в автобус.

— Здоровья тебе!<\p>

«Вот жизнь, — сидя в автобусе, подумал Петр Иванович, — до чего дошла… Не бомж, а работяга вынужден просить… Просить, чтобы выжить… Выжить, поскольку нет средств к существованию… Жалко мужика… Повезло бы ему найти работу! Работу по профессии… Да, нет, хотя бы просто любую работу… Работу, выполняя которую, он чувствовал бы себя комфортно, чувствовал человеком, нужным людям. Да, главное, быть нужным людям, а, уж, какая у кого профессия, не важно!»

Источник: https://samsud.ru/archive-konkurs/tvorchesky-konkurs-moya-professiya/professija-byt-nuzhnym-lyudjam.html

Равнодушие и отзывчивость

Проблема равнодушия и отзывчивости остро стоит перед современным человечеством. В 60-х годах прошлого века сотрудники Тюбингенского университета обнаружили странную особенность у своих студентов. Учащиеся игнорировали поступающую из внешнего мира информацию, что повлекло за собой ухудшение успеваемости.

Потерей способности к восприятию заинтересовалась Немецкая Психологическая ассоциация. На протяжении двадцати лет проводилось тестирование около 4 000 молодых людей. Выводы были неутешительны: чувствительность человека к внешним стимулам снижается примерно на 1% в год.

Объясняют ли результаты научного изыскания царящую в наше время эпидемию тотального безразличия? Что такое индифферентность – необходимая защитная реакция или опасное оружие массового душевного поражения?

Равнодушие и отзывчивость: аргументы за и против

В сознании миллионов людей прочно укоренилось мнение: быть бесчувственным плохо, а внимательным – хорошо. Человека, который не интересуется делами, лично его не касающимися, могут обвинить в черствости. Однако некоторые считают, что окружающие требуют от них «чрезмерной» отзывчивости.

Равнодушие с одинаковым успехом находит как апологетов, так и порицателей. Чтобы вынести справедливый приговор, необходимо выслушать обе стороны. В своей книге «Энциклопедия пороков» доктор философских наук Сергей Пролеев не без иронии выдвигает доводы в пользу равнодушия:

  • безразличный человек не будет проявлять к чужой жизни излишнего внимания: подобный «интерес» бывает надоедливым;
  • благодаря холодной отстраненности, индивид тонко оценивает душевные порывы других людей;
  • равнодушного человека окружает обаяние беспристрастности, что действует на остальных притягательно.

В противовес приведенной остроумной теории Пролеева выдвигаются контрсоображения, обличающие безразличие. Оппоненты обосновывают нелестную оценку этого качества следующими суждениями:

  • отзывчивость – один из важнейших маркеров состоявшейся личности, поэтому черствость не может расцениваться как достоинство;
  • равнодушие приводит к острому дефициту внимания, что становится причиной депрессий и тотальной разобщенности;
  • безразличный человек похож на «живого трупа», который ничем не дорожит и никого не любит;
  • с молчаливого согласия зацикленных на себе личностей совершаются самые гнусные поступки.

Трудно назвать пару полярных чувств, которая вызывала бы больший накал страстей, чем равнодушие и отзывчивость. Аргументы обеих сторон имеют право на существование. Однако чаша весов все же склоняется в пользу противников душевной отрешенности. Жизнь предоставляет немало шансов убедиться в их правоте.

Примеры равнодушия и отзывчивости

Для каждого человека приоритетны его собственные интересы. Но история знает случаи, когда люди игнорировали известную поговорку «Своя рубашка ближе к телу» и проявляли участие к другим.

  1. Тепло души в студеную ночь

Источник: https://rostduha.ru/ravnodushie-i-otzyvchivost/

Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ

Комментарий ФИПИ по направлению «Равнодушие и отзывчивость» :
“Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.”

Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению «Равнодушие и отзывчивость». Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли.

Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.

Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.

Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)

Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Равнодушие и отзывчивость”

Направление
Примерный список литературных произведений
Носители проблемы
Равнодушие и отзывчивость А. П. Чехов «Тоска» Иона Потапов, извозчик, похоронивший сына. Весь день находясь среди людей, он никому не смог рассказать о своей тоске. И только его лошадь выслушала горькую исповедь.
И. С.

Тургенев «Два богача»

Стихотворение в прозе. Бедняк готов взять в семью сироту, даже если придется из-за этого есть несоленую похлебку.
А. Куприн «Чудесный доктор» Доктор Пирогов (бескорыстная помощь семье Мерцалова).
А. М.

Горький «Старуха Изергиль»

Данко – символ самопожертвования (своим сердцем осветил путь людям). Ларра – символ равнодушие и эгоизма (за что был наказан бессмертием)
И. А. Бунин «Лапти» Мужик по имени Нефед не может оставаться равнодушным к страданиям барыни и ее больного ребенка.

Он замерзает в степи, неся лапти и краску, потому что больной в бреду просит мать о красных лаптях.

Кондратьев «Сашка» Сашка (отказывается расстреливать пленного немца вопреки приказу командира пустить его в расход; причина – немец только в бою враг, а здесь – он пленный, он слабее).
М.

Карим «Помилование»

Равнодушие проявляют люди, в чьих силах было спасти жизнь Любомира Зуха: капитан Казарин, Ефимий Лукич Бурёнкин, Янтимер Байназаров, Они не жестоки, они в какой-то момент равнодушны, но когда признают это страдают, потому что через сердце пропускают эту ситуацию – уже поздно. Суровы законы военного времени.
В.

Распутин «Прощание с Матерой»

Дарья Пинигина, жительница деревни Матера, оказавшейся в зоне затопления при строительсве ГЭС. (Выступает против равнодушия власти к судьбым и ценностям людей, против равнодушия тех, кто выполняет распоряжения. Сцена защиты кладбища).
В.

Распутин «Уроки французского»

Учительница французского Лидия Михайловна (неравнодушие к судьбе мальчика). Директор школы (человеческое равнодушие, слепое следование уставу).
Б. Екимов «Ночь исцеления» Подросток Гриша неравнодушен к своей бабушке Дуне и хочет исцелить ее от ночных кошмаров. Взрослые (родители) демонстрируют равнодушие.

А. Платонов «Песчаная учительница» Мария Никифоровна Нарышкина, молодая учительница (неравнодушие к людям, среди которых живет, желание помочь им). Руководство округа: равнодушие и к судьбе учительницы, и к судьбе людей, которым она нужна.
А. Платонов «Корова» Вася, подросток.

Всем сердцем переживает за свою корову, лишившуюся теленка и страдающую из-за этого.

А. Платонов «Юшка» Житель деревни по прозвищу Юшка (любовь к людям, понимание их слабостей, незлобивость). Приемная дочь Юшки – бескорыстная помощь людям. Жители деревни (равнодушие и жестокость).
К.

Обратите внимание

Паустовский «Телеграмма»

Настя – дочь, проявившая невнимание к своей матери, Катерины Петровны. Сосед Катерины Петровны – Тихон (чужой, но способный понять боль одинокой матери).
В. Астафьев «Записка» Сын, «забывший» мать на вокзале (равнодушие).
В.

Закруткин «Матерь человеческая»

Мария, потерявшая по вине фашистов всех, находит силы спасти молоденького немца, в бреду назвавшего ее мамой.
О.Генри «Последний лист» Художник Берман проявляет сострадание к своей юной соседке Джонси и спасает ее ценой собственной жизни.
Е.

Носов «Кукла»

Акимыч (неравнодушен к тому, что происходит в обществе, переживает за его будущее). Окружающие Акимыча люди – равнодушны к тому, что кукла, человеческое подобие, растерзана и брошена..

«Равнодушие и отзывчивость» – одна из возможных тем итогового сочинения по литературе, которое будут писать выпускники 2019 года.

Разработчик методического материала – ФИПИ – предполагал, что в данной работе ученики рассмотрят разные варианты отношения человека к миру и к другим людям: как искреннюю готовность разделить беды и радости с ближним, желание бескорыстно ему помогать, так и безразличие к окружающим, отсутствие порыва тратить душевные или физические силы на чужих.

В сочинении на эту тему как нигде будут уместны отсылки к литературным произведениям, ведь в литературе мы встречаем и героев, которые готовы откликнуться на чью-то беду или радость, и персонажей, напротив, жестких и эгоистичных. Можно приводить примеры также из жизни или истории.<\p>

Несколько повысит оценку за работу использование в ней цитат. О равнодушии и отзывчивости говорили как когда-то давно («Терпимость неизбежно ведет к равнодушию», Дени Дидро, или «Равнодушие – тяжкая болезнь души, Алексис де Токвиль), так и в наше время. К примеру, японский писатель и переводчик Харуки Мураками сказал: «Не сочувствуй самому себе. Так делают только лишь примитивные люди».

О чем именно писать в сочинении на эту тему? Совсем не обязательно рассуждать об отзывчивости и равнодушии по отношению к людям. Можно описать эти чувства по отношению к природе или к миру красоты и искусства.

А можно рассмотреть эти два качества как две крайности личности, поднять проблему беспросветного эгоизма или, напротив, фанатизма, предупредить, что склонный помогать всем и каждому человек часто не думает о своих интересах и в итоге оказывается в положении, когда ему «садятся на шею» просящие.

Другие направления итогового сочинения:

  • Верность и измена
  • Человек и общество
  • Смелость и трусость
  • Цели и средства

Источник: https://examer.ru/ege/2019/itogovoe-sochinenie/ravnodushie_i_otzivchivost

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]