Краткое сочинение: теория раскольникова и её крах

Крушение теории Раскольникова

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Крушение теории Раскольникова

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Крушение теории Раскольникова.
    Достоевский открыл в человеческой
    душе такие пропасти и бездны,
     которые и для Шекспира, и для     Толстого остались закрытыми.
    Е.Тарле.
    “Преступление и наказание одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого по сей день ведутся споры.

Как отмечал Федор Михайлович, его новый роман- это “психологический отчет одного преступления”, которое совершил бедный студент Родион Раскольников. Однако в произведении речь идет не об обычном уголовном деле и Раскольников- это не обычный убийца, совершивший убийство из-за стесненных материальных обстоятельств.

    На написание произведения Достоевского натолкнуло дело Пьра Франсуа Ласьера, французского убийцы-интеллектуала, считавшего, что в его деяниях виновато общество.
    Сюжет разворачивается вокруг главного героя Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления.

Обратите внимание

Одной из причин бунта Родиона является его бедственное положение: нечем платить за квартиру и за учебу, а сестра готова выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы помочь ему. Такой жертвы герой принять не может, ибо он слишком горд. Гордость вот еще одна причина подтолкнувшая его к созданию чудовищной теории.

Ведь его друг Разумихин находит другой, более разумный выход: он дает частные уроки. Но Раскольников не согласен так долго ждать, он слишком нетерпелив. Да к тому же, вся мировая история убеждает его в том, что сильные личности, пролившие кровь, не только не наказаны, но и считаются героями. Так рождается теория Раскольникова о делении людей на властелинов и “тварей дрожащих”.

Согласно ей необыкновенный человек имеет право “разрешить своей совести перешагнуть через иные препятствия”. Задумав убийство старухи процентщицы, он решает проверить сможет ли он перешагнуть через себя и нравственные устои. “Тварь ли я дрожащая, или право имею?”- вот вопрос на который он пытается получить ответ.

    После совершения преступления он понял, что несмотря на совершенное убийство, он не смог перешагнуть через себя, через нравственную черту, так и остался “тварью дрожащей”. Следовательно его теория терпит крах, при столкновении “простой арифметики” с жизнью.

Если один человек присваивает себе права уничтожения ненужного меньшинства ради счастья большинства, то это безнравственно; кроме старухи-проценщицы, неожиданно убивает и безответную Лизавету- ту самую униженную и оскорбленную. ради которой совершенно преступление.

Только на первый взгляд его рассуждение о двух разрядах людей очень логичны, но к какому разряду тогда отнести мать Радиона, сестру Дунечку, Соню? И не появится ли новый Раскольников, который сочтет, что они и есть “твари дрожащие” мешающие прогрессу. Достоевский считает, что каждая человеческая жизнь уникальна, и никто кроме Бога не может лишить человека жизни.

С точки зрения христианства герой грешен, но не только потому, что совершает убийство, а потому, что он не любит людей, считает их “тварями дрожащими”, а себя возможно избранным, “имеющим право”.
    Почему же Раскольников так легко смог переступить границу, отделяющую идею от ее реального воплощения. Во-первых, он не боится быть отверженным от людей, в том числе и от самых близких.

Во-вторых, он не боится Бога. И только Соня помогает ему возродиться к жизни. Она твердо убежденна в том, что все люди имеют одинаковое право на жизнь, и ничем нельзя оправдать насилие и преступление. Она не понимает и не воспринимает теорию Раскольникова, противопоставляя ей любовь к людям, кротость и терпение.

Важно

Именно Соня убеждает Радиона в необходимости покаяться, “донести на себя”, очиститься, искупить свой грех страданием и начать новую жизнь. В конце Раскольников приходит к следователю и признается в убийстве. Герой не меняет свое отношение к собственной теории, совесть его не мучила; сожалеет он лишь о том, что так “глупо и глухо пропал” поддавшись собственной слабости. На каторге у Раскольникова происходит значительнейший духовный перелом, ознаменовавший собой начало новой жизни. Его воскресила любовь Сони, и в конце эпилога Радион впервые открыл Евангилие, и мы понимаем, что с этого момента наступил новый этап в его жизни- этап возрождения.

    В романе “Преступление и наказание Достоевский призывает к преодолению эгоизма, гордыни, христианской любви к ближнему, к очистительному страданию.

Добавил: Judo57rus

Смотрите также по произведению “Преступление и наказание”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00922451414979039289

Сочинение на тему Теория Раскольникова и ее крах

Очень подходящее слово «крах» для этой теории. Она не «ушла» из сознания Родиона, а именно разбилась. К сожалению, Раскольников успел из-за неё такое совершить, о чем придётся жалеть, что никак не исправить.

Собственно, теория его проста и безобразна. Он разделил людей на достойных и нет. «Настоящим» людям позволено всё. У них есть идеи и силы менять нашу жизнь. (В пример Родион приводит Наполеона.) И вот этим людям ради их великих замыслов позволяется больше, чем остальным.

Само общество готово простить им любые преступления, они сами готовы пойти на убийство. А остальные – это биомасса, которую, вроде бы, и не жалко. Все эти обыватели нужны лишь, чтобы однажды из массы родился гений.<\p>

Всё это звучит ужасно жестоко.

Бесчеловечность этих идей сразу увидел следователь, даже отложил ту статью Раскольникова. Сонечка была в ужасе от подобных мыслей, абсолютно не христианских. Родители, друзья все ужаснулись этим идеям молодого человека. Раскольников совершил преступление, но денег не взял.

Зря он задал себе вопрос типа «слабо ли»: если убью, перешагну через всё, то я человек, а нет, так нет. Доказал себе? Нет, он совершил преступление, но этим обрёк себя на муки: кошмары и угрызения совести.

Ещё большой вопрос смог бы Наполеон убить старушку, даже ради денег? Отправлять войска в бой (и военные ведь тоже понимают, на что идут), это одно дело, а убить своими руками… Думаю, побрезговал бы! А те, кто отправляли на казни, тоже мучились совестью. Например, Иван Грозный, как я читал, часто каялся в церкви, видел кошмарные сны… Но и эпоха, кстати, была более жестокой.

В общем, теория Раскольникова не выдерживает никакой критики. Она толкает её создателя на преступление, которое доводит героя почти до помешательства. И он сам запутывается, сам признаётся в своём грехе. Его жизнь почти разрушена, он ни во что уже не может поверить на каторге.

Совет

Главным критиком этой философии выступает следователь, но и, с другой стороны, Сонечка. Тут две силы – разум и любовь. Я думаю, что они спасли героя от ещё одного преступления – самоубийства, эта теория и её последствия сжирали его изнутри.

Пусть он и оказался на каторге, но ещё готов начать жизнь сначала! 

Сочинение 2

Герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» – бывший студент Родион Раскольников, задавленный бедностью. Наблюдая за жизнью окружающих его людей, Раскольников видит человеческие страдания, нищету, унижение.

Петербург предстает перед ним как город трущоб и роскошных кварталов, в котором процветают воровство, нищета, бродяжничество, проституция. В Раскольникове рождается чувство протеста.

Как изменить существующий порядок? Надо встать над этим миром.

Раскольников создает теорию, в которой все люди делятся на два разряда: «владыки» и «твари дрожащие». Первые – люди, управляющие всем миром. Они могут уничтожать все на своем пути для достижения цели.

По мнению Раскольникова, к этой группе принадлежат Магомет, Наполеон, Ньютон. Вторые должны подчиняться первым. Раскольников не сомневается в непогрешимости своей теории. Она оправдывает «кровь по совести». Ему только необходимо выяснить, кто же он сам.

Чтобы это проверить, Раскольников идет на убийство.

Идея Раскольникова терпит поражение не только после, но и в самый момент ее осуществления. В нем растет брезгливое отвращение к тому, что он делает. После убийства старухи Раскольникову «захотелось все бросить и уйти», а когда его второй жертвой стала Лизавета, ему хотелось быстрее убежать отсюда.

После преступления Раскольников испытывает потрясение, отчуждение от близких и отвращение к себе. Герой осознает, что не «старуху убил, а себя». Не смог переступить через кровь, а значит, он не из числа людей «высшего» разряда. Преступление будто вычеркнуло его из жизни, встало стеной между ним и людьми, и это одиночество становится невыносимым.

Для развенчания идеи сильной личности автор использует систему двойников. Лужин и Свидригайлов тоже считают, что «сильным мира сего» «всё позволено». Раскольников чувствует, что ложная теория сближает его с ними, а он ведь, наоборот, хочет защитить людей от Лужиных и Свидригайловых. Теория завела героя в беспросветный тупик.

Обратите внимание

Самое сильное воздействие на Раскольникова, на его решение прекратить «бунт» оказывает Соня Мармеладова. Она страдает вместе с ним, но не может принять его теорию. Соня помогла спасти душу Раскольникова. Достоевский показывает, что понять истину человек может только находясь рядом с другими.

Раскольников осознал гибельность своей теории и ее антигуманную сущность и отказался от нее.

`

Источник: http://SuperSochinenie.ru/sochineniya/literatura/dostoevskij/teoriya-raskolnikova-i-ee-krah

напишите сочинение на тему ,,Теория идеи Раскольникова и ее крах,, по произведению – Школьные Знания.com

Свой роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский писал
в сложный для России исторический период. Отмена крепостного права дала людям
призрачные свободы и, весьма ощутимо, наградила трудностями.

Городской и
деревенский люд страдал от нищеты, голода и болезней. Немудрено, что в среде
образованных людей, к которой автор причислил главного героя Родиона
Раскольникова, зрел бунт. Это были первые предпосылки революционных взглядов.

Люди изнывали под гнетом лишений, в то время как господа «бесились и жирели» от
роскоши.

Еще в студенчестве Раскольников вывел свою идею разделения
общества на «особых людей». Человеческие существа, по мнению Родиона не
приносившие ничего светлого в мир и плодящие лишь зло и нужду, попали под
категорию «обыкновенных людей».

  Иных,
способных сказать свое слово или внести вклад в историю, радеющих за судьбы
мира, Раскольников причислил к «необыкновенным людям». Своей картиной мира
«философ» поделился с петербуржцами в газете.

Там бы и остаться крамольной
меже, но жизнь распорядилась иначе.

Мир людей, окружавших Раскольникова, близких и любимых им,
несся под откос. Мать его нуждалась, а сестра попала в лапы к соблазнителю.

Его
соседи Мармеладовы теряют кормильца, а их дочь Софья получает желтый билет и
идет на панель. Горька и трудна их дорога к счастью. Философская теория героя
получает продолжение.

Он, поправ заповедь «не суди, да не судим будешь», решает
поправить положение сразу нескольких человек, ценой жизни одного.

Нехитрый и роковой выбор пал на старуху процентщицу.
Являясь, крайне неприятной особой, доводящей знакомых Родиона до отчаяния, беря
кабальные проценты – старуха подвела черту своей жизни.

Достоевский, не
понаслышке знакомый с жизнью каторжан, поставил целью своего романа изучение
«психологии убийства». Его герой не в одночасье берет топор и обрывает жизнь.
Отчаянному поступку предшествует череда событий и душевных терзаний.

Важно

Раскольников посещает жертву, словно стараясь переполнить ядом портрет старухи.
Он обдумывает и примечает каждую деталь финального визита. Но, даже, решившись,
герой попадает в непредсказуемую ловушку судьбы. Обагренный кровью старухи
топор, обрывает еще одну жизнь.

Виной тому становятся деньги, которых
Раскольников долго не мог сыскать, трясущийся от созданной им картины смерти.

Совершив задуманное, Раскольников не чувствует
удовлетворения. Кровь на руках заставляет его переосмыслить свою теорию.
Относит ли он теперь себя к категории «необыкновенных» людей? Его «благое
дело», породило дорогу в Ад для души.

Терзаемый виной, герой обращается за
помощью и поддержкой к своей возлюбленной Сонечке Мармеладовой. Он, все еще
уверенный, что избавил мир от скверны, что деньги, окропленные кровью, принесут
избавление от страданий, получает совет покаяться.

Не вняв совету «чистой
души», Раскольников погружается в бездну терзаний.

Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа «чистый понедельник» для читательского дневника (и. а. бунин)

Возможно, долгие разговоры со следователем помогли
Раскольникову осознать полноту преступления. Картина убийства дополнилась
мыслями и чувствами, взглядом со стороны. Родион   узрев принесенные
им в мир страдания, раскаивается и признает вину.

Каторга станет для героя
школой познания добра и зла. Он поймет относительность своего «блага», он
научится видеть в падших свет. Обращение к Богу и забота Сони, сопровождавшей
его на каторгу станут бальзамом, который успокоит мятежную душу.

Достоевский усложнил и насытил прототипами образ
Раскольникова до неприятия современниками.

Сам пройдя каторгу, став слушателем
судебных процессов, писатель рисует портрет преступника изнутри, пытаясь явить
миру человека, чья душа гибнет.

Совет

Выворачивая эту душу наизнанку, призывает нас
не кануть в пучину греха, не плодить порок кидая камни. Сострадая павшему,
пройдя его дорогой, мы учимся понимать боль, мы учимся прощать.

Источник: https://znanija.com/task/17948358

Сочинение «Теория идеи Родиона Раскольникова и её крах» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Сочинение «Теория идеи Родиона Раскольникова и её крах» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» 3.00/5 (60.00%) 3 votes

Фёдор Михайлович Достоевский всегда отличался глубиной, проникновенность своих произведений.

Писатель даёт персонажам свободу, поэтому они часто непоследовательны. Особое место в списке его великих творений занимает социально-философский роман «Преступление и наказание». Это произведение является яркой и правдивой картиной общества середины девятнадцатого века.

Роман «проводит» читателя по всем уголкам жизни, порой жестоким и мрачным уголкам.

Главный герой социально-философского романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского – Родион Раскольников, бывший студент. Родион умный и гуманный человек, но при этом живущий в глубокой нищете. Он наблюдателен, да только наблюдения его печальны.

Видит Родион лишь страдания людей и в связи с увиденным размышляет об общественном устройстве. Будучи окружённым сплошным горем, Раскольников создаёт свою бесчеловечную теорию деления людей на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на свершение преступления ради всего человечества.

Особые люди могут морально переступить через людей для достижения своих целей.

Специфика Достоевского в том, что он показывает своих героев в самые сложные периоды их жизни. Во время сильнейшего стресса человек раскрывается во всей своей полноте. Страдание вообще занимает важное место в романах Федора Михайловича. Как писатель с православным мироощущением, Достоевский показывает в своём творчестве, что через страдание человек идёт к истине и свету.

Теория Родиона Раскольникова – это детище общественной жизни России девятнадцатого века. В то время уже намечались революционные настроения, социальные противоречия всё чаще будоражили общество.

Раскольников пытается понять, к какой категории его теории принадлежит он.

Обратите внимание

Родион очень хочет быть «власть имеющим», особенным, но неодолимый страх гложет его – а вдруг он «вошь», вдруг он, являясь «тварью дрожащей», осмелился определять, кому жить, а кому умереть.

Раскольников придумал совершить пробу – сильная ли он личность. Жертвой этого эксперимента Родион выбирает старуху-процентщицу. По его мнению, смерть старухи пойдёт всем на пользу, что ей не зачем жить.

Раскольников долго не решается на убийство – ведь это просто лишь на бумаге, в мыслях, но не на деле. Когда преступление совершено – дело за наказанием. Этим наказанием для Раскольникова становится тяжёлое и трудное осознание своего преступления.

Теория, которая должна была спасти «униженных и оскорблённых», сделать Родиона Романовича сильной личностью, только ухудшила ситуацию. Ведь теория эта была создана Раскольниковым на основе собственного самоанализа и некоторых наблюдений.

И это довольно эгоистично – превратить свой самоанализ, собственные догадки в пафосную теорию.

Крах теории для героя означает крах всего. Он теперь отрезан от мира, от людей. Если бы не Соня, Родион не смог бы жить дальше. Мармеладова открыла ему свою «правду» –веру в людей и Бога, искренность. Но всё равно в глубине души Родиона живёт его теория, хоть он и раскаялся, жизнь его остановилась без идеи, без нового смыла.

Лишь на каторге, в последнем из четырёх снов, в котором люди жестоко убивают друг друга ради всего человечества – только тогда мы видим окончательный и бесповоротный крах теории. Родион Раскольников полностью переродился и обратился к христианским – истинным ценностям.

Роль этого и других снов в романе особая. Ведь сновидения – это часть нашего бессознательного. Описывая сны своего героя Достоевский проникает в святая святых – в глубины души Родиона, скрытые от него самого.

Важно

Эволюция снов показательна – первые два сна отражают мироощущение героя, его готовность к решительным действиям.

Последние же два – это отражение внутреннего наказания, неспокойной совести героя, когда ему в сновидении приходит уже убитая старуха-процентщица, а в самом последнем ставится идейная точка теории. Герой освободился теории, освободился для жизни.

Теория оказалась ложной и абсурдной. Будучи порождённой жизнью тяжёлой, несправедливой, жестокой жизнью, теория побеждается так же жизнью, но светлыми её сторонами. Любовь, вера, добро – вот что спасёт человечество.

Фёдор Михайлович показал в своём романе правду – простую, но такую важную истину. Преступление всегда остаётся преступлением. Наказание в любом случае настигнет преступника. Смерть человека ничего не даст, каждый достоин жизни.

Теперь нам незачем повторять путь Родиона, чтобы понять это.

Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-teoriya-idei-rodiona-raskolnikova-i-eyo-krah-po-romanu-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

“Крах теории Раскольникова”

Роман «Преступление и наказание» можно назвать и философским, и социальным, и психологическим. Написанный в 1866 году, он отражает российскую жизнь второй половины XIX века, те времена, когда государство испытывало мощные сдвиги и потрясения в социальном плане.

Достоевский в своей книге обличает буржуазное  общество, порождающее все виды зла – не только те, что сразу бросаются в глаза, но и те пороки, которые таятся в пучинах человеческого подсознания.

Герой книги – Родион Раскольников, когда – то бывший студентом, а теперь живущий в страшной нищете. Положение его беспросветно, он не питает никаких надежд на улучшение своей жизни.

Но,  тем не менее, даже будучи одной из жертв жестокого буржуазного мира, Родион остается человеком;   ум,  склонность к постоянному анализу  своих поступков, любовь к ближним,  выдающиеся способности выделяют  его из среды «маленьких  людей».

Однако вечная нищета, которую невозможно преодолеть, обстановка, в которой ему приходится существовать,  мрачный, давящий город, страдания и  пороки окружающих его людей – все это подталкивает Раскольникова к созданию некоей теории.

Как человек образованный, Родион понимает, что изменение своей собственной  судьбы, судеб  сестры и матери возможно только тогда, когда изменится мир, все его социальное устройство.  Конечно, в то время такие изменения были невозможны, и поэтому Раскольников, восставая против  несправедливого мироздания, пытается добиться что-то в одиночку, по выработанной им теории.

Долгие раздумья об основах несправедливого общества  приводят его к выводу: все человечество можно разделить на два разряда – рядовые личности, которые годны лишь на то, чтобы произвести на свет себе подобных,  и такие гении, как Наполеон или Магомет,  которые, в силу своей гениальности, избранности имеют право вершить судьбы человечества, жертвуя сотнями «рядовых»  жизней, не останавливаясь и перед преступлениями.

Раскольников одержим идеей мирового, всеобщего блага. Чтобы в мире было меньше несправедливости, чтобы доказать себе, что он не является «тварью дрожащей», Родион  сам становится преступником, совершая убийство. Своим деянием он не сделал мир лучше – этот жестокий урок преподносит ему жизнь.

Совет

Нравственные муки, кошмары воспаленного сознания сопровождают его после убийства старушки.  Писатель талантливо  описывает состояние героя – на основании  описаний снов и видений Раскольникова  мы видим, что главный герой понимает: убив человека, он, прежде всего, убивает свою бессмертную душу.

Раскольников впадает в отчаяние. Он видит, что зло в виде преступления никому не приносит пользу.  Его теория, которую он так стремился проверить,  не приносит результатов, целесообразность и оправданность ее вдруг рушится, и Родион разбит морально и физически.

  В тот момент, когда  болезнь то и дело бросает его в беспамятство, он решается во всем раскрыться Сонечке Мармеладовой. Эта девушка тоже  преступила нравственный закон,  тоже погубила душу.  Именно Сонечке предстоит окончательно развенчать теорию Раскольникова своим милосердием, жертвенностью,  покорностью судьбе.

  Смысл теории теперь ускользает от самого Родиона – разве можно стать сверхчеловеком,  переступая через боль и страдание других?

Попробовав претворить в жизнь свои мысли, Родион убедился, что его теория несостоятельна – невозможно быть Мессией-спасителем и Наполеоном одновременно, нельзя соединить в одном лице тирана и благодетеля мира.

Попытка доказать, что он способен быть выше «серой массы»,  провалилась.

  Теперь Родион видит, что суждения его были ошибочны, и покорно принимает наказание за преступление, наказание,  ставшее для него долгожданным облегчением от душевных мук.

Именно в этот момент Родион Раскольников, отринув  свою античеловеческую, антигуманную  теорию, возрождается для новой жизни.

Мы видим, что в романе красной нитью проходит мысль о том,  что преступление, даже совершенное с благородной или гуманной целью, просто недопустимо в человеческом социуме. Теория, основанная на уничтожении всего лишь одного человека ради счастья многих, не должна существовать. Не забывайте, что этим «одним человеком» может стать каждый.

(8 votes, average: 4.25

Источник: https://school-essay.ru/krax-teorii-raskolnikova.html

Теория Раскольникова и ее крах

Роман “Преступление и наказание” – произведение, в котором вступают в конфликт мысли и чувства людей, в котором идеологическая теория натыкается на жизненную практику. Достоевскому удалось отразить степень влияния увлечения идеями революционного преобразования общества и теории индивидуализма на современную ему молодежь.

Благодаря своему творческому чутью и глубокому знанию психологии человеческой, писатель смог рассказать в своем произведении о том, как пагубно может отразиться в неокрепших умах идеологическая диверсия социалистов и демократов, как далеко могут завести человека привитые с “чужого плеча” мысли и чувства, принятые на веру, но неосознанные полностью.

Родион Раскольников, главный герой романа, студент, прозябающий в петербуржских трущобах, не имеющий возможности учиться далее из-за отсутствия средств, бесспорно человек одаренный и неглупый – центральная фигура произведения.

Обратите внимание

Автор умело рисует картины неустроенного быта молодого человека и его мучений по поводу того, что жить так ниже человеческого достоинства, последовательно прописывает <\p>

моменты, которые заставляют юношу поддаться искушению, спланировать убийство, для решения своих материальных проблем.

Понятно, что порожденные унизительным и жалким существованием студента мысли, овладевают им не сразу, идет борьба в сознании и душе. Политические процессы, происходящие в этот период в обществе, так же способствуют разрушению моральных установок, нарушают культурные традиции, обрывают связь с прошлым, исторические корни.

Нравственные принципы, сдерживающие ранее личность в каких-то рамках, границах вдруг перестают действовать и освобождают от обязательств и исполнения канонов, к тому же на глаза герою постоянно попадают те самые примеры нарушения всех этих норм и правил “моралистами”.

Общество устроено так, что честный труженик не в состоянии содержать семью, чтобы не умереть от голода Сонечке Мармеладовой приходится продавать свое тело на панели, пока ее отец, чиновник низшего сословия от безысходности спивается, понимая, что он ничтожество.

Принципы, которые раньше казались Родиону Раскольникову незыблемыми, вдруг теряют всяческую ценность, превращаются в чушь, чепуху, безделицу, через которую легко можно переступить. Вот так и появляются на свет две категории людей, на которые поделил человечество нищий студент: “сверхчеловеки” и “твари дрожащие”. Быть частью муравейника Родион естественно не желает.

Его кумиры, Магомет и Наполеон, личности сильные и уверенные в себе, добившиеся многого, перевернувшие историю, сами написавшие ее, возвышаются над серой массой, над безликой толпой. Муравейник Раскольников презирает.

Закономерно встает вопрос, к какой же категории общества относиться сам Родион Раскольников. Отнести себя к классу презираемых он не в состоянии, получить моральное право убить, ради целей гуманистических, куда как приятнее для собственного эго. Заявить себя в качестве личности сильной, способной на поступок – вот к чему приводят юношу его размышления.

Цель определена не им, заимствована из идей социалистических, класс эксплуататоров должен быть уничтожен, а старушка-процентщица, конечно же, является ярким представителем этого класса, ведь она наживается на людской боли и страданиях. Все спуталось в голове несчастного полуголодного Раскольникова: и революционные теории, и индивидуалистическая демагогия, которая позволяет “кровь по совести”.

Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа «кукушка» для читательского дневника (и. бунин)

Развитие общества невозможно без боли и страданий, считает герой, не будет прогресса без крови. Он мнит себя то мессией, избавителем, то властителем, равным с великими историческими личностями.

Важно

И эти две роли никак не примиряются в нем, столкновение двух моралей, христианства и индивидуализма, когда одна теория не приемлет насилия и презирает его, а другая не просто допускает, но и поощряет, вызывают конфликт в сознании молодого человека.

Приходит время на практике проверить все свои теоретические выкладки и осуществить задуманное насилие над личностью эксплуататорши, Родион совершает убийство, снимая тем самым с себя нравственное табу.

Но теория неожиданно дает сбой, приходится убить не только саму старуху, но и ее кроткую и забитую сестру, которая никогда никому не принесла зла и была человеком тихим и незаметным.

Да, приходится, ведь она свидетель, идейные мотивы не причем, на первое место выходит “шкурный” интерес.

После совершенного злодеяния с молодым человеком происходит странная метаморфоза, теперь ему кажется, что убийство – это чуть ли не единственный способ защиты от окружающей несправедливости мира, только с помощью убийства и можно бороться. Слом эмоций и чувств, потрясение, испытанное в момент совершенного злодеяния, превращают жизнь Родиона в сущий ад.

Описывая эмоции, метания и мысли героя Достоевскому удается добиться глубокой детализации. Кажется, что автор наблюдает за героем вживую и просто записывает моменты, которые не могут не броситься в глаза, вот герой побледнел от испуга, вот он упал в обморок, потеряв над собой контроль.

Нервное перенапряжение описано с такой четкостью, как будто бы автор сам болел этой горячкой, сам подозревал всех и вся, сам мучился от навалившегося одиночества и оторванности от мира, который он призван был сделать лучше и чище. Удивительно точно подобраны слова для описания состояния Родиона, “как будто ножницами отрезал себя…”.

Отсутствие прямых улик и даже то, что преступник найден, не дает ожидаемый покой Раскольникову. Он по-прежнему не может ни сам использовать деньги, которые он украл, ни раздать их людям, как хотел изначально. Нет, не раскаяние движет им и не жалость к невинно убиенной Лизавете.

Совет

Он не жалеет что убил процентщицу, но в ужасе, что не выдержал проверку, оказался слабым и никак не может относить себя к касте высших, теперь он такая же “тварь дрожащая”.

Человек по натуре общительный, добровольно заточает себя, огораживая от всего света, но муки совести и разума не дают Раскольникову покоя и он вынужденно открывается, признается в своем преступлении Сонечке Мармеладовой.

Он воспринимает ее как соратницу, человека близкого хотя бы потому, что она, как и он сам уничтожает себя, торгует собой, и делает это ради высшей цели, не ради себя, а ради своей семьи, отказывая себе даже в такой роскоши, как самоубийство.

Раскольников приходит к выводу, что девушка, казалось бы такая слабая и покорная своей судьбе, оказывается сильнее его самого и никак не может попадать в “твари дрожащие”, ведь она при всем своем образе жизни остается человеком высокоморальным чистым и цельным, не разочаровавшимся в людях и стремящимся делать им только добро. По воле автора мы приходим к выводу, что единственный способ преобразовать общество – это самопожертвование и христианская любовь.

Источник: https://ege-essay.ru/teoriya-raskolnikova-i-ee-krax/

Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения. Главный герой романа «Преступление и наказание», бедный студент Родион Раскольников, убежден, что весь род человеческий делится на две неравные части.

Смысл теории Раскольникова и причины ее крушения в своей статье, написанной за полгода до преступления, он говорит, что «люди, по закону природы, делятся на два разряда: на низших (обыкновенных), так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и на собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в своей среде новое слово». Смысл деления на два разряда — утверждение «права сильного» преступать закон и совершать преступления. Раскольников говорит об одиночках, возвышающихся над толпой: это — «сверхчеловек, живущий по закону, им самим себе данному. Если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь».

Раскольников берется на деле доказать, что он — необыкновенная личность. Он тщательно обдумывает и приводит в исполнение ужасный замысел: убивает и грабит старую, скупую и ничтожную процентщицу Алену Ивановну.

Правда, при этом принимает смерть и ее тихая кроткая сестра Лизавета, никому не причинявшая зла. Раскольников не сумел воспользоваться плодами своего преступления, его замучила совесть.

Но сам он верит в свою теорию даже тогда, когда идет признаваться в убийстве, считая, что это он сам не оправдал надежд.

В России переломных шестидесятых многие были склонны считать себя людьми, стоящими над другими. В частности, стремление обогатиться одним ударом было закономерным проявлением духа наживы, обуявшего крупную и мелкую буржуазию (в романе эта стихия именуется Лужиным).

Раскольников добивается не богатства и комфорта, он хочет осчастливить человечество. В социалистические идеи и революционную борьбу он не верил. Он хотел стать таким властелином, который употребил бы силу и власть на то, чтобы вывести человечество из унижения в светлый рай.

Для него власть — не самоцель, а лишь средство воплощения идеала.

Обратите внимание

При этом Раскольников сам не замечает, как нарушает собственные правила. Для сильной личности не существует других, а он все время пытается что-то делать для людей (то отдает скудные деньги Мармеладовым, то пытается спасти пьяную девочку на бульваре). В нем слишком сильно развито сострадание.

И хотя он доводит замысел до конца, в душе Раскольникова сражаются совесть, протестующая против пролития крови, и разум, оправдывающий убийство. Эта раздвоенность и привела к крушению идеи Раскольникова. Он желал стать Наполеоном и Мессией, Спасителем, в одном лице. Но тиран и добродетель не совмещаются.

Идея Раскольникова не оправдала себя именно потому, что задавленный голодом, болезнью, нищетой Родион оказался живым и совестливым человеком, готовым нести ответственность за свои поступки.

Источник: https://www.prepodka.net/smysl-teorii-raskolnikova-i-prichiny-ee-krusheniya-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie/

Теория раскольникова и её крах

Роман «Преступление и наказание» — произведение, в котором вступают в конфликт мысли и чувства людей, в котором идеологическая теория натыкается на жизненную практику. Достоевскому удалось отразить степень влияния увлечения идеями революционного преобразования общества и теории индивидуализма на современную ему молодёжь.

Благодаря своему творческому чутью и глубокому знанию психологии человеческой, писатель смог рассказать в своём произведении о том, как пагубно может отразиться в неокрепших умах идеологическая диверсия социалистов и демократов, как далеко могут завести человека привитые с «чужого плеча» мысли и чувства, принятые на веру, но неосознанные полностью.

Родион Раскольников, главный герой романа, студент, прозябающий в петербуржских трущобах, не имеющий возможности учиться далее из-за отсутствия средств, бесспорно человек одарённый и неглупый – центральная фигура произведения.

Автор умело рисует картины неустроенного быта молодого человека и его мучений по поводу того, что жить так ниже человеческого достоинства, последовательно прописывает моменты, которые заставляют юношу поддаться искушению, спланировать убийство, для решения своих материальных проблем.

Понятно, что порождённые унизительным и жалким существованием студента мысли, овладевают им не сразу, идёт борьба в сознании и душе. Политические процессы, происходящие в этот период в обществе, так же способствуют разрушению моральных установок, нарушают культурные традиции, обрывают связь с прошлым, исторические корни.

Нравственные принципы, сдерживающие ранее личность в каких-то рамках, границах вдруг перестают действовать и освобождают от обязательств и исполнения канонов, к тому же на глаза герою постоянно попадают те самые примеры нарушения всех этих норм и правил «моралистами».

Общество устроено так, что честный труженик не в состоянии содержать семью, чтобы не умереть от голода Сонечке Мармеладовой приходится продавать своё тело на панели, пока её отец, чиновник низшего сословия от безысходности спивается, понимая, что он ничтожество.

Принципы, которые раньше казались Родиону Раскольникову незыблемыми, вдруг теряют всяческую ценность, превращаются в чушь, чепуху, безделицу, через которую легко можно переступить. Вот так и появляются на свет две категории людей, на которые поделил человечество нищий студент: «сверхчеловеки» и «твари дрожащие».

Важно

Быть частью муравейника Родион естественно не желает. Его кумиры, Магомет и Наполеон, личности сильные и уверенные в себе, добившиеся многого, перевернувшие историю, сами написавшие её, возвышаются над серой массой, над безликой толпой. Муравейник Раскольников презирает.

Закономерно встаёт вопрос, к какой же категории общества относиться сам Родион Раскольников. Отнести себя к классу презираемых он не в состоянии, получить моральное право убить, ради целей гуманистических, куда как приятнее для собственного эго.

Заявить себя в качестве личности сильной, способной на поступок – вот к чему приводят юношу его размышления. Цель определена не им, заимствована из идей социалистических, класс эксплуататоров должен быть уничтожен, а старушка-процентщица, конечно же, является ярким представителем этого класса, ведь она наживается на людской боли и страданиях.

Всё спуталось в голове несчастного полуголодного Раскольникова: и революционные теории, и индивидуалистическая демагогия, которая позволяет «кровь по совести». Развитие общества невозможно без боли и страданий, считает герой, не будет прогресса без крови. Он мнит себя то мессией, избавителем, то властителем, равным с великими историческими личностями.

И эти две роли никак не примиряются в нём, столкновение двух моралей, христианства и индивидуализма, когда одна теория не приемлет насилия и презирает его, а другая не просто допускает, но и поощряет, вызывают конфликт в сознании молодого человека.

Приходит время на практике проверить все свои теоретические выкладки и осуществить задуманное насилие над личностью эксплуататорши, Родион совершает убийство, снимая тем самым с себя нравственное табу.

Но теория неожиданно даёт сбой, приходится убить не только саму старуху, но и её кроткую и забитую сестру, которая никогда никому не принесла зла и была человеком тихим и незаметным. Да, приходится, ведь она свидетель, идейные мотивы не причём, на первое место выходит «шкурный» интерес.

После совершённого злодеяния с молодым человеком происходит странная метаморфоза, теперь ему кажется, что убийство — это чуть ли не единственный способ защиты от окружающей несправедливости мира, только с помощью убийства и можно бороться. Слом эмоций и чувств, потрясение, испытанное в момент совершённого злодеяния, превращают жизнь Родиона в сущий ад.

Совет

Описывая эмоции, метания и мысли героя Достоевскому удаётся добиться глубокой детализации. Кажется, что автор наблюдает за героем вживую и просто записывает моменты, которые не могут не броситься в глаза, вот герой побледнел от испуга, вот он упал в обморок, потеряв над собой контроль.

Нервное перенапряжение описано с такой чёткостью, как будто бы автор сам болел этой горячкой, сам подозревал всех и вся, сам мучился от навалившегося одиночества и оторванности от мира, который он призван был сделать лучше и чище. Удивительно точно подобраны слова для описания состояния Родиона, «как будто ножницами отрезал себя…».

Отсутствие прямых улик и даже то, что преступник найден, не даёт ожидаемый покой Раскольникову. Он по-прежнему не может ни сам использовать деньги, которые он украл, ни раздать их людям, как хотел изначально. Нет, не раскаяние движет им и не жалость к невинно убиенной Лизавете.

Он не жалеет что убил процентщицу, но в ужасе, что не выдержал проверку, оказался слабым и никак не может относить себя к касте высших, теперь он такая же «тварь дрожащая».

Человек по натуре общительный, добровольно заточает себя, огораживая от всего света, но муки совести и разума не дают Раскольникову покоя и он вынужденно открывается, признаётся в своём преступлении Сонечке Мармеладовой. Он воспринимает её как соратницу, человека близкого хотя бы потому, что она, как и он сам уничтожает себя, торгует собой, и делает это ради высшей цели, не ради себя, а ради своей семьи, отказывая себе даже в такой роскоши, как самоубийство. Раскольников приходит к выводу, что девушка, казалось бы такая слабая и покорная своей судьбе, оказывается сильнее его самого и никак не может попадать в «твари дрожащие», ведь она при всём своём образе жизни остаётся человеком высокоморальным чистым и цельным, не разочаровавшимся в людях и стремящимся делать им только добро. По воле автора мы приходим к выводу, что единственный способ преобразовать общество – это самопожертвование и христианская любовь.

Читайте также:  Гострайтер оксимирона (мирона федорова)

Чем страшна теория Раскольникова (сочинение) ЗДЕСЬ

(нет оценок)
Loading…

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/teoriya-raskolnikova-i-eyo-krah/

Почему теория Раскольникова потерпела крах?

Во-первых, не сама теория, а сам Раскольников потерпел крах (или называйте это так- Раскольников потерпел крах в отношении этой теории). Сама-то “теория”, заключающаяся в том, что всех людей можно разделить на 2 вида: “низшие люди”, “тварь дрожащая”, то есть обычные, заурядные люди (“материал”, по словам Раскольникова).

Эти люди послушны и консервативны. И “собственно люди”, “право имеющие” , то есть выдающиеся люди, которые двигают мир, которым разрешено больше, чем остальным, и которые сами определяют, что можно, а что нельзя.  Предположив, что он сможет быть “право имеющим” он убивает старушку-ростовщицу с ещё одной женщиной.

Далее сюжет надеюсь более менее известен, кто читает данный ответ. Странный вопрос, учитывая , что не Раскольников её придумал и создал.

Обратите внимание

И в чём крах Раскольниковской теории, если он в итоге сдался полиции, учитывая, что есть ещё молодые люди, которые наверное также подвержены влиянию подобных идей, исходя из того, что Раскольников не автор данной концепции? 

Во-вторых, в произведении по-моему очевидна линия, заключающаяся в теории “этой теории”  и её практике, точнее её практического происхождения для главного героя.

 Первый раз прочитав произведения целиком  меня не покидала мысль зачем столько нужно было уделять внимания различным эпизодам , такие как, воспоминание об убитой лошади, случай с полицейским и девочкой, с этим Свидригайловым, Лужиным.

Они совершали по сути ужасные вещи, но у них не было никакой совести к тому, что они совершали (и наказания какого либо к ним мы так и не увидим). Теория Раскольникова была рождена не столько мейнстримовыми идеями второй половины XIX века, сколько самой жизнью, что узревал сам Раскольников, будучи свидетелем подобных эпизодов.

И произведение показывает, как он не смог жить после этого преступления и его не смущает само по себе наказание, и уж тем более не нужны были деньги, когда он совершал это преступление. Если бы только линия с “теорией” была главной, как учили и меня в школе, то произведение, конечно стоило бы сократить втрое.

На самом деле, в произведении Раскольников этакий психологический “айсберг”.

Мы видим, лишь ту часть его мыслей которой он думает непосредственно, но по его действиям понятно, что он не может пережить убийство другого человека, он вообще не может совершить какую-то гадость (не считая, главного преступления, но что ещё можно вменить Раскольникову? Невозможность помочь своей семье?). На самом деле, этот персонаж чересчур даже моральный, по сравнению с остальными персонажами  типа Лужиным, Свидригайловым и персонажами из его воспоминаний или/и сторонних эпизодов. Не правы, те кто говорят, что в “Преступлении и наказании” много рассуждений и рефлексии. На мой взгляд, её как раз-таки там мало, и она представлена некой мизансценой, которую должен вкусить и осознать читатель.

Теория не потерпела крах, а даже приобрела некие различные формы, и как говорится “её призрак бродит” по различным идеям и по сей день. Идея о том, что есть те кто совершают историю и могут делать всё , а есть те кто просто никто и “материал”.

Конечно же, адепты таких идей причисляют себя к первой категории (или стремятся стать таковыми) будучи скорее представителями второй на практике (на протяжении всей последующей жизни).

Важно

Она может быть завуалирована под идею, о том, что представители определённого народа носители неких сверх-идей, а остальные никто и ничто, и поэтому сверх-народ может определять их волю. 

Если же применить теорию Раскольникова к персонажам произведения, то они все “твари дрожащие”, включая самого Раскольникова.

Если же концептуально рассматривать несостоятельность именно Раскольниковской теории, то главная её нелепость в том, что преувеличена роль личности в истории и отрицается тем, самым тот факт, что историческая личность является продуктом исторических обстоятельств и общественных процессов, и в большей степени является скорее выразителем воли объективных процессов (если же та или иная историческая личность идёт против них, её жизненный путь не так долог как мог бы быть). Опьянённый скорее всего биографиями исторических личностей, где любой факт детства интерпретируется с учётом уже прожитой жизни этого деятеля и описывается так, словно ему было предначертано совершить те или иные подвиги, что он совершил в своей жизни, описывается так словно даже спор с учителем  в школе по поводу какой-то нелепости уже говорил , что этот человек станет великим учёным, например. Или какой-нибудь великий полководец ещё в детстве показал развитые навыки в стратегии и тактике. И  Раскольников начинает считать, что нужно совершать различные подвиги и подавлять волю “материала”, воплотить эту теорию, хотя на практике просто не заплатил и не мог заплатить старухе-процентщице и вместо того, чтобы пытаться выйти из этого материального положения, которое конечно было тяжёлое, доходит до отчаяния, что решает  убить и может своровать деньги у неё. Но в жизни все по сути “материал”, и те кто, по мнению Раскольникова, “право имеющие” такие же люди ничем не отличающиеся от других людей. Да и как могло убийство какой-то бабки, которой ты должен, доказать теорию о том, что есть люди определяющие историю, и  есть те кто масса, чью историю определяют первые? 

Несмотря на её происхождения в случае Раскольникова, то есть из практики жизни, что он видел, сам-то её выразителем он не смог стать в силу своего характера и личности.

Убить-то он убил, но какой груз, какой смысл был в этом? Теперь он сам стал тем, кто ему противен в виде различных негодяев попирающих  жизни других людей, безраличных к судьбам таких же в принципе людей как и он.

Лично у меня сложилось впечатление, что ему самому мало было наказания, которое он получил и в какой-то момент описывается же его поведение на каторге. Его преступление осталось на его душе несмываемым пятном/клеймом, и он никуда не убежит уже от самого себя.

И его наказание это не каторга, а это жизнь зная, что он лишил ни в чём неповинных людей жизни, то ли пытаясь доказать убогонькую теорию, то ли от отчаяния бедственного положения, то ли ещё по каким-то причинам, которые в любом случае не стоили жизни тех людей. 

Источник: https://TheQuestion.ru/questions/369962/pochemu-teoriya-raskolnikova-poterpela-krakh

Почему произошел крах теории Раскольникова?

Сочинения › Достоевский Ф.М. › Преступление и наказание

Готовые Домашние Задания

“Преступление и наказание” — роман идеологический, его сюжет связан с античеловеческой идеей, возникшей в воспаленном мозгу главного героя произведения, бывшего студента Родиона Романовича Раекольникова.

Человек добрый и чуткий к чужим страданиям, оказавшись в безжалостном Петербурге в бесчеловечных условиях, размышляя о жизни, он создает теорию, по которой все люди делятся на два разряда: “тварь дрожащая”, или собственно материал, создающий себе подобных и привыкший к послушанию, и необыкновенных людей, которые призваны повелевать первыми и усилиями которых движется мир, прогресс. Раскольников считает, что все они преступники, то есть преступают ранее установленные законы. Развивая эту мысль, Раскольников утверждает, что они могут разрешить себе “кровь по совести”, если потребуется устранить мешающие препятствия.

Решив проверить, к какому разряду относится он сам, а также помочь матери, сестре, Мармеладовым, Раскольников убивает старуху-процентщицу, тем самым подменяя следствием причину, ведь по его теории: если человек необыкновенный, то он может позволить себе преступление. А Раскольников действует по принципу: если я убью, то я необыкновенный. И проверяет свою исключительность не на себе, а на других, используя при этом бесчеловечные средства того уклада жизни, против которого он выступал.

Это ведет сразу к нескольким трагедиям: невольному убийству Лизаветы, о которой сказано мимоходом, что она постоянно беременна, смерти матери, узнавшей после суда, что сын — преступник, и к глубокому кризису в душе Раскольникова (“Я не старуху убил, я себя убил!”). Это главное развенчание теории. Вся античеловеческая сущность ее раскрыта Достоевским в сопоставлении преступления Раскольникова с преступлениями Лужина и Свидригайлова.

Совет

Лужин тоже вооружен своей теорией, расчетом, из которого следует, что если каждый будет сам заботиться о своем благополучии, то жизнь улучшится, настанет пора “всеобщего преуспевания”.

Раскольников оспаривает эти выводы, утверждая, что тогда выходит, “что людей можно резать”. Здесь он наталкивается на противоречие.

Ненавидя Лужина, не принимая его взглядов, он чувствует близость своих убеждений с принципами этого человека.

То же самое происходит и во взаимоотношениях Раскольникова со Свидригайловым. Тот знает, кто убил старуху, и говорит Раскольникову: “Мы с вами одного поля ягоды”.

То есть, идя на преступление ради людей, Раскольников встал в один ряд с Лужиным, скрывающимся в Петербурге после какой-то аферы, и Свидригайловым, совершившим массу преступлений, продиктованных не теорией, а лишь испорченностью собственной натуры.

Свидрйгайлов, как и Раскольников, мучится своими преступлениями. Он кончает жизнь самоубийством, не выдержав сделки с совестью. А Раскольников не собирается этого делать. Даже признавшись в своем преступлении, он еще не разочаровался в теории.

Кроме того, украв деньги, он никому не помог, а Свидригайлов делает это как бы вместо него: устраивает в приют детей Мармеладовых, завещает некоторую сумму Дуне и Соне. Благодаря этому Соня и смогла покончить со своим прошлым, поехать вслед за Раскольниковым на каторгу.

И опять противоречие в теории: Раскольников хотел спасти детей Мармеладовых, а убивает, возможно, будущую мать, Лизавету. Хотел защитить сестру и Соню, а поднял руку против такой же беззащитной. Достоевский ставит этих трех женщин в один ряд.

Обратите внимание

Значит, одно преступление ведет за собой другие. Прекрасной цели нельзя достичь дурными средствами.

Самым главным обвинением теории является сопоставление преступления Раскольникова с “преступлением” Сони. Она, переступив через свою честь, возвысила себя, потому что ее цель — помочь детям. А Раскольников, осуществив свой замысел, принес горе не только себе, но и любимым людям.

Соня, несмотря на пережитые страдания, способна любить. Даже Свидригайлов испытывает глубокое чувство к Дуне, и это спасает его. Раскольников же смог полюбить только на каторге, когда отказался от своей теории.

Для Достоевского, верящего в огромную животворящую силу любви, это очень важно. В эпилоге романа герой возрождается к новой жизни любовью, начинает понимать ложность своей теории.

Последствия этой идеи, завладей она всеми людьми, обрисованы в последнем сне Раекольникова: мир превратился бы в “мировую язву” и вымер. Это ли не полное развенчание теории?

Сочинения по теме:

  • Сложный путь Андрея Балконского и Родиона Раскольниковак истинным ценностям жизни . сочинение
  • В чем заключается трагедия Родиона Раскольникова? сочинение
  • Исповедь Раскольникова перед Соней Мармеладовой (эпизод из 4 главы , 4 части романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”). сочинение
  • Раскольников – Лужин – Свидригайлов: одного поля ягоды. Что их объединяет? сочинение

Источник: http://1soch.ru/dostoevskiy-fm/prestuplenie-i-nakazanie/pochemu-proizoshel-krah-teorii-raskolnikova

Ссылка на основную публикацию