Сочинение-рассуждение о чести и совести
(1 вариант)
Что же такое честь и совесть? Нужны ли они? Зачем? Да, честь и совесть всегда были нужны в нашей нелегкой жизни. Если бы люди ими не обладали, то страшно подумать, что было бы с человечеством. Без совести и чести человеческий род давно бы угас. Я убеждена, что совесть – это внутренний голос настоящего человека; голос, контролирующий наши мысли, поступки, дела.
Размышляя о чести, думаешь исключительно о честных людях. Очень жаль, что сейчас честным людям приходится трудно. Мы живем в такие годы, когда с людьми, позволившими себе сказать правду, могут расправиться.
XX век дает страшные примеры, когда людей просто уничтожают за сказанное, содеянное. Причем происходит это совсем незаметно: человек или просто исчезает, или оказывается «случайно» убитым, или все факты говорят о том, что это самоубийство.
И примеров очень много. Погиб В. Цой.
Было сделано заключение – несчастный случай. Но так ли это? Затем последовала смерть Игоря Талькова. Убийство произошло на глазах нескольких свидетелей, но никто не видел убийцу. А в последние годы стали убивать журналистов. Это самое страшное.
Кто еще, кроме них, может сказать правду? Убит Д. Холодов. Кто-то не захотел, чтобы тайное стало явным. И можно догадаться кто. Затем убили В. Листьева. Их смерти потрясли мир. Но это еще не конец. И есть опасение, что убийцы так и не будут найдены.
В художественных произведениях писатели прославляли героев, обладающих честью и совестью. Я считаю, что такими были герои произведений М. А. Шолохова «Поднятая целина» Давыдов, Нагульнов и Разметнов. Их объединяло то, что они защищали общее дело, свято – верили партии. Пусть герои иногда и ошибались, но не боялись отстаивать свои взгляды на создание колхозов, умели признавать свои ошибки.
Для Давыдова, Нагульнова и Разметнова было делом чести поймать зачинщиков заговора против Советской власти. И в это время они не предполагали, как трагически сложатся их судьбы. Совесть не позволила бы бросить начатое дело, остаться в стороне.
ВажноЧесть и совесть не позволили героям повести «А зори здесь тихие…» не выполнить задание, отступить. Они знали, что погибнут, но верили, что выиграют время. Так оно и получилось.
Все пять девушек погибли, а старшина Басков мучился из-за того, что не смог уберечь их. Оборвалась ниточка.
Нет продолжения, но есть память и есть сын Риты Осяниной, который стал честным человеком, способным защитить свое Отечество.
А что было бы, если бы девушки испугались, дрогнули, отступили? Была бы тогда возможна победа? Из маленьких подвигов складывается единый подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.
Мы благодарны всем тем, кто защищал нашу честь, нашу совесть на полях сражений и выстоял. Хочется верить, что люди с чистой совестью и честью не исчезнут в нашей стране. И наконец таки их оценят.
На них будут равняться, их будут прославлять.
Но не для славы нужны человеку честь и совесть. И не только на войне или в каких-либо других экстремальных ситуациях. Обычному человеку в обыденной жизни важно вести себя достойно, то есть жить по принципам чести и совести.
Мне приходят на ум строчки из «Капитанской дочки» Пушкина, наказ отца Петру Гриневу: «Береги честь смолоду». Видимо, это самое главное пожелание для человека. И самый достойный жизненный путь, правда, и самый трудный. Есть и другой, полегче, попроще.
Но там низость, подлость, бесчестье!
Мне бы хотелось не свернуть с первого.
(2 вариант)
Честь и совесть?! Многие люди употребляют эти слова в повседневной жизни. А ведь если спросить их, каково значение этих слов, то ответят далеко не все. Да и ответы будут совершенно разными.
Почему? Да потому, что вопрос этот гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. И вот сейчас этот вопрос передо мной. И найти на него однозначный ответ сразу я не могу. Открываю энциклопедический словарь на слове «совесть, и читаю:
«Совесть – понятие морального сознания, убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение». Я полностью согласен с определением автора данного словаря, но все-таки особенно выделил бы конец этой формулировки: «совесть – сознание нравственной ответственности за свое поведение».
С совестью стало уже чуть-чуть яснее, осталось разобраться со словом «честь». Переворачиваю еще несколько страниц, нахожу слово «честь» и читаю: «честь – достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности». И с этим определением можно согласиться.
Но от себя я поставил бы вопросительный знак рядом со словом «гордость».
По моему мнению, которое я не хочу никому навязывать, слова «гордость» и «честь» немного противоречат друг другу, но это лишь мое мнение.
Однако все определения, написанные выше, являются очень общими. Понимание как совести, так и чести претерпевало изменение со временем. Корни этих слов уходят далеко в прошлое, однако, как мне кажется, их стоит начинать рассматривать со средневековья. Не одно произведение посвящено этой эпохе, но одним из наиболее значительных и ярких я считаю произведение Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот».
Читая этот роман, невольно проникаешься духом средневековья, духом благородных рыцарей, которым присущи и совесть, и конечно же честь. Мне кажется, что сложилось такое мнение, что понятия «рыцарь» и «честь» неразделимы.
В романе действительно Дон Кихот защищает более слабых, а уж чего стоят подвиги этого бесстрашного рыцаря ради своей возлюбленной. В нашей стране этой эпохи не было Именно этим в свое время было вызвано такое отношение Гитлера к нашей стране.
Но отсутствие этой эпохи в истории нашей страны нельзя назвать недостатком. Да, Мигель де Сервантес описал Дон Кихота, показав его воплощением чести, достоинства и благородства.
Но, вопреки сложившемуся мнению, на одного такого «Дон Кихота» приходилось, по меньшей мере, двадцать «рыцарей», которым понятия «совести» и «чести» были совершенно чуждыми и которые только и занимались тем, что пьянствовали и портили» деревенских девушек.
Как и все, эпоха средневековья прошла, и пришли другие времена, совершенно другие, и вместе с ними изменилось значение чести и совести. Чтобы проследить это время, я выбрал произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром».
В этом романе на суд читателя представляются уже совершенно другие люди, с совершенно другой системой ценностей. И в большинстве своем они обладают и честью, и совестью, если следовать определению, данному в начале сочинения.
Доказать? Пожалуйста, на примере южан.
Совесть – убежденность в том, что является добром и злом. Читая сцены, происходящие на пикнике в «Двенадцати дубах», понимаешь, что все южане одобряют Конфедерацию и все, происходящее в ней, считая это добром, северян же они считают злом. Совесть – сознание нравственной ответственности за свое поведение.
Почти все южане уверены, что, воюя с северянами, они выполняют то, что должны делать, выполняют свой долг. Честь – достойные уважения и гордости моральные и этические принципы личности. Но ведь так оно и есть.
Уважаются люди, борющиеся за свободу Конфедерации, а люди, выступающие против или даже сомневающиеся, встречают не понимание, а презрение. У северян же совершенно другая система ценностей, но можно также легко доказать, что и они обладают честью и совестью.
Главные же герои стоят несколько особняком на фоне остальных, и такие понятия, как честь и совесть, к ним неприменимы. И Ретт Батлер, и Скарлетт немного опередили свою эпоху…
Но Гражданская война в Америке прошла, южане и северяне также ушли в историю. Пришла новая эпоха, замечательно описанная Теодором Драйзером. Мое любимое литературное произведение – трилогия Теодора Драйзера «Трилогия желания», и особенно ее первая часть «Финансист».
Читая это произведение, невольно убеждаешься, что совесть и честь у людей отходят даже не на второй план, а куда-то очень-очень далеко. Действия людей, в особенности Фрэнка Каупервуда, диктуются прежде всего своими желаниями, сложившейся ситуацией, симпатией, неприязнью, да чем угодно, только не совестью и честью.
Ведь не совесть же подсказала Фрэнку «ограбить» городское казначейство! Конечно, не все люди были такими, как главный герой, Фрэнк Каупервуд являлся все-таки воплощением Америки того времени.
Так получилось, что в своем сочинении я использовал только зарубежную литературу, но сейчас я попробую исправить этот недостаток. Надо сказать, что наша страна в своем развитии шла по совершенно другому пути, поэтому и понятия чести и совести были совсем другими.
Это очень хорошо видно на примере одного из моих любимых произведений русской литературы «Судьба человека», написанного Михаилом Шолоховым. Главный герой рассказа Андрей Соколов предстает перед читателем человеком бесконечной воли, чести и совести.
Разве мог бы тот же Фрэнк Каупервуд или Ретт Батлер перенести испытания, выпавшие на долю простого русского солдата? Разве могли бы они пожертвовать лучшими годами своей жизни, здоровьем, семьей ради своей родины? Вряд ли! Да никогда, потому что не было у них никогда ни чести, ни совести.
Именно честь и совесть помогли главному герою перенести весь ужас войны и выжить.
Наша страна всегда будет оставаться самой богатой, самой сильной, самой-самой, потому что нигде вы не встретите таких людей, как Андрей Соколов! Пусть в России и стали появляться люди, которые готовы плевать на честь и совесть, их число всегда будет небольшим по сравнению с числом порядочных людей, которым честь и совесть не чужды. Так можно размышлять до бесконечности. Сейчас, перечитав написанное, я понял, что понятия чести и совести очень условны, очень субъективны. Они зависят от системы ценностей, принятой в какой-либо стране, в каком-либо кругу. В разных странах, у разных людей совесть и честь имеют совершенно неодинаковые толкования, значения. И очень хочется надеяться, что когда-нибудь в будущем понятия чести и совести во всем мире будут одинаковыми, объединяющими в разных странах сейчас и тех, которые были раньше, но не дошли до нашего времени.
И очень хочется, чтобы как можно больше людей обладали такими достоинствами, как честь и совесть.
Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-rassuzhdenie-o-chesti-i-sovesti.html
Готовые школьные сочинения
Апр
10 2014
О чести и совести
Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть применение наших поступков к атому закону. И. Кант Честь и совесть. Мы так часто слышим эти слова, что, быть может, они утратили для нас свое истинное значение, превратившись в набор бессмысленных звуков.
Мы очень часто произносим их, но, увы, слишком редко задумываемся над теми понятиями, которые они обозначают.
Подчас честь и совесть для нас лишь символы, не имеющие смысла и употребляемые нами только для того, чтобы сделать эффектными патетические речи и придать им красоту и изысканность. Честь и совесть?..
Что они для человека? Почему именно эти качества являются важнейшими достоинствами человеческой души, почему они составляют главную ценность человеческой жизни?
Эти вопросы всегда волновали и продолжают волновать сердца людей, ибо во все времена незапятнанная честь и чистая совесть были величайшим благом для человека. Что же кроется за этими понятиями? «И первый клад мой честь была», — писал А. С. Пушкин. Честь — моральное или социальное достоинство, то, что вызывает, поддерживает уважение к самому себе или со стороны окружающих.
Совесть — внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение. Так объясняет значение’этих слов толковый словарь. Вдумайтесь в эти фразы.
Внутренняя красота человека заключается в гармонии его мыслей и чувств. Сохранение своего внутреннего богатства, верность своим нравственным позициям и своему мировоззрению и есть главные достоинства человека.
Понятия чести и совести не могут быть применимы к тому, кто поступился своими моральными принцапами ради достижения каких-либо низменных целей, кто живет лишь для удовлетворения своих личных потребностей, не замечая людей вокруг себя, преступая через них. Недаром Л. Н.
Толстой называет Наполеона, легендарную личность, сумевшую покорить мир ценой миллионов человеческих жизней, «человеком с помраченной совестью».
Недаром Родион Раскольников, герой романа Ф. М.
Достоевского, решившийся пойти на убийство человека, пусть гадкого, пусть зловредного, но человека, не смог «выдержать своей подлой роли» и оказался раздавленным тяжестью своего преступления, ибо «чувство гуманности окорб-ляется и страдает, когда люди не уважают в других человеческих достоинств, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек в себе не уважает собственного достоинства» (В. Г. Белинский). Смотреть на людей со сломленной совестью еще страшнее, чем на убитых. Именно по этому сохранить свою честь и достоинство и остаться с незапятнанной совестью очень важно для любого человека, независимо от условий его существования, от того дела, которым он занимается в своей жизни.
Мне хотелось бы посвятить свою жизнь медицине, и поэтому вопросы чести и совести для меня связаны, прежде всего, с честью и достоинством врача. Врач — одна из самых благородных профессий на земле.
К целителям люди относились всегда особо, их ценили и уважали.
В руках врача находится человеческая жизнь, поэтому большое значение имеют его душевные качества и мотивы, которыми он руководствуется в своей деятельности.
Легче стать врачом, чем быть им. Медик не просто профессионал — это творец.
Мастерство хорошего врача заключается не только в его руках, в технике оперирования или умении поставить диагноз, но и в глубине мышления, в умении находить новые пути, в способности молниеносно принимать единственно правильное решение.
И, конечно же, профессиональные качества врача определяются, в первую очередь, не объемами его знаний или компетентностью в той или иной области, а его человеческой сущностью, чуткостью и любовью к людям, умением увидеть в каждом пациенте индивидуальность, понять его чувства и мысли, а не относиться к нему как к материалу для своих практических упражнений. Известный сирийский писатель и врач Абуаль-Фарадж, живший в XIII веке, что в древности врач, обращаясь к больному, говорил: «Нас трое: ты, болезнь и я. Если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один — вы меня одолеете.
Если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна — мы ее одолеем». Именно таким должно быть отношение врача к каждому своему пациенту, и только таким.
Человек, ищущий помощи медика, болен не только физически, он страдает морально, ибо в дом его постучалась страшная беда, перед которой он слаб и беззащитен, — недуг, и поэтому врач должен стать опорой и поддержкой для своего больного.
Совесть медика будет чиста, если за каждого пациента он будет бороться до конца, как за своего родного брата, ибо истинный врач не тот, кто изучил курс медицины, а тот, кто осознает свой долг перед людьми, чьими действиями руководит честь и совесть.
Таков, например, Владимир Устименко, герой трилогии Юрия Германа, человек, для которого ничего не существует на свете, кроме его дела, дела, без которого жизнь его бессмысленна, дела, которому он посвятил всего себя.
(«Дело, которому ты служишь».) Его самообладание и сила воли, его сочинение с аллсоч. ру © 2005 удивительные работоспособность и энергия, чуткость и внимание к своим пациентам вызывают у меня неподдельное восхищение.
Совесть и честь для этого человека не пустой звук, а качества, составляющие его сущность.
Отдаваясь целиком любимому делу, он не становится самовлюбленным эгоцентристом, всегда уверенным в своей правоте, напротив, Владимир судит себя за свои поступки, но это не постыдное самоуничижение, а строгая требовательность к себе, которая способствует развитию профессиональных и человеческих достоинств Устименко. Владимир не карьерист, он не способен унижаться перед кем бы то ни было, ему претят человеческая подлость и ложь.
Устименко честен перед людьми и в первую очередь перед самим собой, он верен девизу: «Светя другим, сгораю сам». Увы, далеко не всегда люди, пришедшие в медицину, имеют целью своей служение во благо человека.
Таким, например, как профессору Жовтеку или Евгению Степанову, врачебное поприще представляется лишь той лестницей, по которой можно подняться к высоким чинам, для них это средстве1, добыть мнимую славу и уважение, сделать карьеру.
Слово «честь» в устах этих людей приобретает иной смысл, оно обозначает почет и награды, а отнюдь не те достоинства, за которые эти награды даются. Понятия совести же для них вообще не существует, ибо в их жизни удобней вовсе обойтись без ее постоянных укоров.
И эти люди живут, не обращая внимания на окружающих, используя их в своих низменных целях, даже идя на преступление и предательство.
Плохой врач не может быть благородным человеком, ибо медицина — профессия, в которой основополагающими достоинствами являются честь и совесть. В ней нет места карьеризму, чинопочитанию, бездушию и жестокости.
«Закон, живущий в нас, называется совестью», — говорил философ. Правило это применимо к каждому, будь то врач, лечащий людей, рабочий, стоящий у станка, или ученый, создающий новую теорию.
Самое тяжкое преступление есть нарушение закона совести. Честь и достоинство — главные качества человеческой души и тот, кто утратил их, превращается в жестокого и алчного «языческого божка», не имеющего ни чувств, ни мыслей, которому чужды какие-либо высокие стремления и поиски.
Человеком же может называться тот, для кого честь и совесть не пустые слова, кто живет согласно жизненной морали, не поступаясь своими взглядами и не ломая душу, постоянно совершенствует свои внутренние качества, принося их на службу людям.
Такой человек подобен горьковскому Дан-ко, пламенем своего сердца осветил другим путь к светлой и прекрасной жизни.
Именно такими людьми держится и движется мир.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » О чести и совести . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/o-chesti-i-sovesti/
Размышления о совести, чести, достоинстве и внутреннем благородстве человека
Они были навеяны фильмом. Буду честна, этот вопрос был актуален всегда, но только просмотрев до конца, подчеркиваю, до конца фильм “Кому выгоден мировой конфликт? Или МОД «АЛЛАТРА» о чести, свободе и правах человека”, пазлики наконец-то стали на свои места.
Древние люди имели представление о внутренней свободе, они были внутренне свободными. Однако со временем утратилось понятие о свободе внутренней и люди стали искать свободу во внешнем, чего априори быть не может. Тело постоянно от чего-то зависит: то ему холодно, то жарко, то есть хочется, то пить, то сосед не устраивает, то мухи кусаются, то хочется чего-то, а чего не знает.
Свободным можно себя ощущать только в духе. Быть свободным от привязок, от шаблонов — это другое дело, это разумеется, имеет место быть. И ещё кое-что, без чего не может быть внутренней свободы. Честь, совесть, внутреннее благородство, достоинство, самоуважение, умение видеть в других только позитив — этими качествами обладает настоящий Человек, Человек с большой буквы.
За несколько последних десятилетей в постоянной гонке за материальными благами и в неустанной борьбе за выживание мы растеряли эти качества, посему нет даже толковых статей на эту тематику. Всё как-то выборочно, а разобраться всё-таки хочется глубоко, ну есть такой душевный порыв.
Эти понятия должны быть базовыми в воспитании детей, но прежде всего, ими должны руководствоваться в своей жизни родители. Раньше, попадая в сложные ситуации, остро стоял вопрос “как поступить?”. Фильм мне дал даже больше, чем я ожидала.
Он научил не бояться говорить правду, отстаивать свои честь и достоинство, но также с уважением относиться к чести и достоинству других людей.
Он дал мне ту внутреннюю опору, на которой строятся все основы и принципы воспитания детей. Всё гениальное как всегда оказалось просто. Детям нужно дать кодекс чести, как основу их морально-нравственного воспитания.
Опираясь на который они будут интуитивно находить внутри себя ответы на вопросы, как поступить в той или иной ситуации. А для этого нужно его сформировать у себя.
Для себя ответить на вопрос “а что я буду делать, если увижу несправедливость?”.
Жизнь — это великая школа воспитания наших душ. Сказано — сделано.
Урок первый
Стою на кассе в магазине, входит ссорящаяся пара. Подходят к кассе и продолжают громко, употребляя нецензурную лексику, выяснять отношения. Подобная ситуация обычно раздражает, но почему-то мы привыкли молчать, потому что так приучили.
Не влазь, они сами разберутся, вот мы и молчим из страха, а людям может никто никогда не говорил, что в общественных местах так себя не ведут.
Спокойно, тактично, с уважением объяснила, что они в общественном месте и нам, здесь присутствующим, неприятно слушать их разговор, люди также вежливо извинились и ушли.
Любая ситуация — это всего лишь урок. Ошибок не существует. Человек не ошибается, он ищет правильный путь выхода из ситуации. Жизнь полна и гармонична, когда мы способны в другом видеть друга, учителя, Бога, даже если нам кажется, что он ошибается.
Ведь на самом деле он не ошибается, а проходит свой урок, но это видно только тогда, когда мы смотрим через призму Любви и Знаний, с полной уверенностью, что у него достаточно сил его пройти.
Жизнь приносит только радость, когда мы с чувством собственного достоинства прошли очередной этап.
Какой же он — внутренний кодекс чести, настоящего Человека, который не может быть нарушен, как бы не сложились внешние обстоятельства?
- Я и только я, ответственна за ту ситуацию в которой оказалась, за все свои слова, поступки и мысли. А мысли, как доказали учёные — материальны, именно они формируют наше будущее, поэтому за них ответственность особая.
- Уважать выбор другого человека, каким бы он ни был. Каждый за свой выбор несёт ответственность и я обязана его принимать с любовью и благодарностью, так как его принимает наш Создатель.
- Ценить труд другого человека, как свой собственный.
- Не потакать злу, смело говорить правду, даже если это противоречит мнению большинства.
- Есть границы дозволенности, которые нельзя нарушать, никогда, ни при каких обстоятельствах.
Это только малая часть тех принципов, которыми руководствуется зрелая Личность, идущая по духовному пути.
Зрелая, сильная духом Личность — это та, которая живёт в гармонии с собой и окружающим миром, не лжёт себе и другим, не сравнивает себя ни с кем, она духовно свободна, открыта для вечности и бесконечного познания.
Её зрелость проявляется в единстве со всеми, признанием равнозначности всех людей и полном их принятии. Она видит потенциал других людей и радуется его раскрытию. Принимает выбор других людей целиком и полностью.
Такой человек принимает ответственность за свои слова и деяния, за ситуации, в которые он попадает, с Любовью и Благодарностью к Всевышнему.
Совесть
Бог наделил человека дарами. Одним из таких даров является Совесть. Только не все признают её даром, для некоторых она является наказанием, а некоторые и вовсе ею не пользуются. Давайте разберемся, что же это такое.
В книге А. Новых «Сэнсэй-II» есть прекрасные слова на эту тему:
“Но не проще ли прекратить мечтать и выбрать себе в жизни роль, достойную звания Человека? И быть тем, кем ты должен быть. Чтобы, засыпая, ты был спокоен, что твоя совесть чиста. Чтобы, умирая, было не стыдно за свои мысли и поступки.
И чтоб стоя даже перед Богом, как говорят христиане, на Суде Божьем, тебе было что сказать. Чтобы твоя корзина с добрыми делами была полна, а с худыми делами была пуста. Вот что значит быть Человеком. Ибо жизнь слишком коротка.
И даётся она для того, чтобы человек доказал Богу, что он достоин звания Человека…”
Древние говорили, что Совесть — степень величия Духа.
Совесть — боль, которую испытывает личность, когда нарушается внутренний кодекс чести.
Самое парадоксальное, что животной составляющей в человеке очень хочется нарушить его и при этом очень страшно это сделать. Вот такой вот внутренний конфликт получается.
Но изначально она дарована Богом, как способность чувствовать, когда он поступает правильно, а когда нет. Так и говорят: “поступил по совести или не по совести”. Каждый так и выбирает, как ему поступать.
“А честь – это и есть один из признаков общей духовности человека, не только воина, то есть когда он живёт какими-то высокоморальными ценностями. Человек без чести – это ничто и никто.”
Из книги А. Новых «Сэнсэй-І»
“Ригден: Людям не нужно тратить время на поиск виновных, потешая своё Животное начало, или ждать, что кто-то за них что-то сделает. Им необходимо самим начинать действовать, становясь хорошим примером для остальных.
В обществе люди тянутся к тем, у кого есть Честь, Достоинство, кто безвозмездно помогает другим людям, кто живёт по Совести, кто действительно служит духовному миру, игнорируя материальные приоритеты.
Вот таким человеком и нужно быть, в первую очередь работая над собой.
В цивилизованном обществе, имеющем духовный вектор развития, каждый человек с детства должен уметь игнорировать мысли от Животного начала, понимать свою двойственную природу, свою энергетическую конструкцию и её возможности.
Он должен знать, что непосредственно связан с духовным миром, что Бог един и для общения с Ним вообще не должно быть каких-либо посредников, это таинство двоих: человека и Бога.
В обществе необходимо создать условия, чтобы новые Личности, пришедшие в этот мир, понимали главный смысл жизни: наращивать свою духовную силу, соблюдать естественные для человека культурно-нравственные основы, проявлять больше человечности, доброты в своих мыслях, словах и делах, совершенствоваться во внутренней работе над собой и, в конечном счёте, спасти свою Душу.”
Из книги А. Новых «АллатРа»
“Человек изначально свободен и за ним нет греха. Ведь что такое грех? Грех – это то, что тяготит нас внутри, на уровне подсознания, это то, что отделяет нас от Бога, заставляет бояться, чувствовать за собой вину.
То есть это естественное следствие действия вашей психики после нарушения общечеловеческих морально-нравственных законов. Это есть грех. Эти законы есть кодекс вашей чести, вашей совести.
И коль вы его сами нарушили, необходимо самому становиться лучше и чище в помыслах и деяниях.”
Из книги А. Новых «Сэнсэй-І»
Честь
От слова честный. Честный с собой и другими. В древности на Руси существовало такое понятие, как «Честное купеческое слово». Его давали купцы и ценилось оно превыше всего.
Оно имело вес в обществе, ему верили, больше чем нынче верят нотариально заверенным документам.
Скрепление сделки рукопожатием было крепче письменных договоров, а репутация ценилась дороже не только денег, но и жизни.
Подоплёкой честного купеческого слова служили не только экономические соображения. Это был своеобразный кодекс чести. Многие купцы прошлого были неграмотными.
Обмануть такого человека, который не мог подписать купчий крепости и другие финансовые документы, ничего не стоило. Оформить купчую юридически было крайне сложно.
Однако честное купеческое слово было столь же значимым, как в дворянской среде честь или благородное происхождение.
Честь человека понятие внутреннее и связано оно с уважением, самоуважением. Если человек уважает себя, то он будет уважать и других, ценить в них такие понятия как честь и достоинство, свободу выбора. При любых обстоятельствах, в которых бы такая личность ни оказалась, кодекс чести неприкасаемый.
Такой человек видит внутренний потенциал других людей, их ценность и ресурсы, он чувствует единство с другими людьми на внутреннем уровне.
Оберегать честь и достоинство других людей является для него внутренней потребностью, задачей номер один в общении с другими людьми. Нарушение морально-этических принципов вызывает в нём внутренний дискомфорт, душевную боль и страдания.
Так и говорят: “совесть мучает”. А разве может она мучить? Она подсказывает — не правильно идёшь, не туда
Достоинство
Обладающий собственным достоинством человек, уважает себя и других, он способен признавать внутреннюю равнозначность окружающих, ощущать потенциал и внутреннюю красоту людей.
Он находится в гармонии с самим собой и окружающим миром, не превозносясь и не унижаясь.
Такой человек крепко стоит на этой позиции, и именно чувство собственного достоинства не даёт ему впасть в одну из этих крайностей, он не стремится никому ничего доказывать, пытаться повлиять на выбор других людей. Он полон внутреннего благородства.
Это проявляется во всём и касается всех аспектов его жизни. Морально-этические нормы, привитые с детства родителями, благородный человек не может переступить ни при каких обстоятельствах. Все помыслы у благородного человека связаны с помощью ближнему.
Визуально такие люди ничем не выделяются, но от них веет внутренним теплом и светом, рядом с ними хорошо и спокойно, как будто легче дышится. И ещё одна деталь, которую я для себя отметила, после общения с таким человеком, хочется жить, творить, любить весь мир, радоваться каждому мгновению.
Если каждый человек по мере своих сил искренне, всем своим существом будет стремиться развить в себе такие качества как: честь, совесть, достоинство, внутреннее благородство, то наша жизнь станет светлее, мы сможем построить созидательное общество, жизнь в котором будет приносить только радость. Такое общество отнюдь не фантастика, а единственно правильная реальность. И я уверена, что мы сможем объединиться в духе и это в наших силах, если каждый постарается, то сказка станет былью.
Разве это не стоит того?
“Все люди простые и состоят из одного и того же материала. Но, в зависимости от личного выбора, один становится Гитлером, а другой — Буддой. Так что, если хочешь жить в лучшем обществе, начни, в первую очередь, с себя, стань Человеком. Загляни внутрь себя, подумай, ради чего ты живёшь в этом мире, кто ты на самом деле.
Посмотри чистым взором на окружающий тебя мир, без пелены Аримана. Следи за чистотой своих мыслей. Замени своё мысленное злословие — добрословием, вместо зависти искренне порадуйся за успехи другого человека, вместо пустых злых обсуждений лучше пойди и сделай добро другим людям, просто, молча и бескорыстно.
Вместо того чтобы желать зла другому и жаждать его смерти, лучше разделите с ним кусочек своего хлеба и просто сядьте вместе и поговорите о том, что на душе у каждого, о жизни, о Любви, о Боге. Пусти лучи своего добра в мир, поделись чистыми знаниями, и многие души согреются их теплом.
И глядишь, из одной пусть маленькой вашей чистой искорки возгорится две. А там где две, там и третья всполохнет. А когда таких искорок станет много, то возгорится настоящее пламя.
Так что один человек может сделать очень много полезного и доброго! И он даже не представляет себе, насколько масштабно будет его деяние и насколько ценен будет его труд перед Богом во благо своей души.”
А. Новых «Сэнсэй-IV»
Источник: https://allatravesti.com/razmyshleniya_o_sovesti_chesti_dostoinstve_i_vnutrennem_blagorodstve_cheloveka
Сочинение на тему “Размышление о чести и совести”
Размышление о чести и совести
На литературном материале или по личным впечатлениям)
Я не сам ли выбрал час рожденья…
Век и царство, область и народ,
Чтоб пройти сквозь муки и крещенье
Совести, огня и вод?
М. Волошин
Что же такое честь и совесть? Нужны ли они? Зачем? Да, честь и совесть всегда были нужны в нашей нелегкой жизни. Если бы люди ими не обладали, то страшно подумать, что было бы с человечеством. Без совести и чести человеческий род давно бы угас. Я убеждена, что совесть — это внутренний голос настоящего человека; голос, контролирующий наши мысли, поступки, дела.
Размышляя о чести, думаешь исключительно о честных людях. Очень жаль, что сейчас честным людям приходится трудно. Мы живем в такие годы, когда с людьми, позволившими себе сказать правду, могут расправиться. XX век дает страшные примеры, когда людей просто уничтожают за сказанное, содеянное.
Причем происходит это совсем незаметно: человек или просто исчезает, или оказывается «случайно» убитым, или все факты говорят о том, что это самоубийство. И примеров очень много. Погиб В. Цой. Было сделано заключение — несчастный случай. Но так ли это? Затем последовала смерть Игоря Талькова.
Убийство произошло на глазах нескольких свидетелей, но никто не видел убийцу. А в послед- . ние годы стали убивать журналистов. Это самое страшное. Кто еще, кроме них, может сказать правду? Убит Д. Холодов. Кто-то не | захотел, чтобы тайное стало явным. И можно догадаться кто. Затем 1 убили В. Листьева. Их смерти потрясли мир. Но это еще не конец.
I И есть опасение, что убийцы так и не будут найдены. |В художественных произведениях писатели прославляли героев, | обладающих честью и совестью.
Я считаю, что такими были герои произведений М. А. Шолохова «Поднятая целина» Давыдов, Нагульнов и Разметнов. Их объединяло то, что они защищали общее дело, свято верили партии. Пусть герои иногда и ошибались, но не боялись отстаивать свои взгляды на создание колхозов, умели признавать свои ошибки.
Для Давыдова, Нагульнова и Разметнова было делом чести поймать зачинщиков заговора против Советской власти. И в это время они не предполагали, как трагически сложатся их судьбы. Совесть не позволила бы бросить начатое дело, остаться в стороне.
ВажноЧесть и совесть не позволили героям повести «А зори здесь тихие…» не выполнить задание, отступить. Они знали, что погибнут, но верили, что выиграют время. Так оно и получилось.
Все пять девушек погибли, а старшина Басков мучился из-за того, что не смог уберечь их. Оборвалась ниточка.
Нет продолжения, но есть память и есть сын Риты Осяниной, который стал честным человеком, способным защитить свое Отечество.
А что было бы, если бы девушки испугались, дрогнули, отступили? Была бы тогда возможна победа? Из маленьких подвигов складывается единый подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.
Мы благодарны всем тем, кто защищал нашу честь, нашу совесть на полях сражений и выстоял. Хочется верить, что люди с чистой совестью и честью не исчезнут в нашей стране. И наконец таки их оценят.
На них будут равняться, их будут прославлять.
Но не для славы нужны человеку честь и совесть. -И не только на войне или в каких-либо других экстремальных ситуациях. Обычному человеку в обыденной жизни важно вести себя достойно, то есть жить по принципам чести и совести.
Мне приходят на ум строчки из «Капитанской дочки» Пушкина, наказ отца Петру Гриневу: «Береги честь смолоду». Видимо, это самое главное пожелание для человека. И самый достойный жизненный путь, правда, и самый трудный. Есть и другой, полегче, попроще.
Но там низость, подлость, бесчестье!Мне бы хотелось не свернуть с первого.
Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-razmishlenie-o-chesti-i-sovesti
Аргументы к сочинению по тексту № 21 учебника «ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько»
1) «Война и мир» (Лев Николаевич Толстой)
Долохов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» извиняется перед Пьером накануне Бородинского сражения. В минуты опасности, в период общей трагедии в этом жестком человеке просыпается совесть. Этому удивлён Безухов.
Долохов проявляет себя как порядочный человек, когда он с другими казаками и гусарами освобождает партию пленных, где будет и Пьер; когда он с трудом будет говорить, увидев неподвижно лежащего Петю.
Совесть – категория нравственная, без неё невозможно представить себе настоящего человека.
Вопросы совести и чести важны для Николая Ростова. Проиграв Долохову большие деньги, он даёт себе слово вернуть их отцу, который спас его от бесчестья.
Спустя время, Ростов поступит так же по отношению к отцу, когда вступит в наследство и примет все его долги. Мог ли он поступить иначе, если в родительском доме в нем воспитали чувство долга и ответственности за свои поступки.
Совесть – тот внутренний закон, который не позволяет Николаю Ростову поступать безнравственно.
2) «Капитанская дочка» (Александр Сергеевич Пушкин)
Образцом верности своему долгу, чести и совести является и капитан Миронов. Он не предал Отечество и государыню, а предпочёл достойно умереть, смело бросив в лицо Пугачёву обвинения в том, что тот преступник и государственный изменник.
3) «Мастер и Маргарита» (Михаил Афанасьевич Булгаков)
Проблема совести и нравственного выбора тесно связана с образом Понтия Пилата. Историю эту начинает рассказывать Воланд, а главным героем становится не Иешуа Га-Ноцри, а сам Пилат, который казнил своего подсудимого.
4) «Тихий Дон» (М.А.Шолохов)
Григорий Мелехов в годы гражданской войны руководил казачьей сотней. Он лишился этой должности из-за того, что не разрешал своим подчиненным грабить пленных и население. ( В прошлых войнах грабеж был обычным делом в рядах казаков, но он был регламентирован).
Такое его поведение вызвало недовольство не только со стороны начальства, но и со стороны Пантелея Прокофьевича, отца, который, пользуясь возможностями сына, решил «поживиться» награбленным.
Пантелей Прокофьевич уже проделал это, побывав у старшего сына Петро, и был уверен в том, что и Григорий позволит ему обобрать сочувствующих «красным» казаков. Позиция Григория в этом отношении была конкретна: он брал «лишь съестное да корм коню, смутно опасаясь трогать чужое и с омерзением относясь к грабежам».
«Особенно отвратительным» казался ему грабеж своих же казаков, даже если они поддерживали «красных». «Своего мало? Хамы вы! За такие штуки на германском фронте людей расстреливали», — бросает в сердцах он отцу. (Ч.6 гл.9)
5) «Герой нашего времени» (Михаил Юрьевич Лермонтов)
То, что за поступок, совершенный вопреки голосу совести, рано или поздно будет возмездие, подтверждает и судьба Грушницкого. Желая отомстить Печорину и унизить его в глазах знакомых, Грушницкий вызывает его на дуэль, зная, что пистолет Печорина не будет заряжен.
Подлый поступок по отношению к бывшему приятелю, к человеку. Печорин случайно узнает о планах Грушницкого и, как показывают дальнейшие события, предотвращает собственное убийство.
Так и не дождавшись, когда в Грушницком проснется совесть и он признается в своем коварстве, Печорин хладнокровно убивает его.
6) «Обломов» (Иван Александрович Гончаров)
Михей Андреевич Тарантьев со своим кумом Иваном Матвеевичем Мухояровым несколько раз совершают беззаконные деяния по отношению к Илье Ильичу Обломову.
Тарантьев, пользуясь расположением и доверием простодушного и несведущего в делах Обломова, предварительно напоив его, заставляет подписать контракт о найме жилья на грабительских для Обломова условиях.
Позднее он порекомендует ему в качестве управляющего имением афериста и вора Затертого, рассказав о профессиональных достоинствах этого человека. Понадеявшись, что Затертый, действительно, толковый и честный управляющий, Обломов доверит ему имение.
Есть что-то пугающее своей обоснованностью и вневременностью в словах Мухоярова: «Да, кум, пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги, не читая, нашему брату можно жить!» (ч.3 гл.10).
В третий раз Тарантьев с кумом обяжут Обломова выплачивать несуществующий долг по заемному письму своей квартирной хозяйке. Как низко должно быть падение человека, если он позволяет себе наживаться на простодушии, доверчивости, доброте других людей. Мухояров не пожалел даже родную сестру с племянниками, заставив их жить чуть не впроголодь, ради своего собственного достатка и благополучия.
7) «Преступление и наказание» (Федор Михайлович Достоевский)
Раскольников, создавший свою теорию “крови на совести”, всё рассчитал, проверил “арифметически”. Именно совесть не позволяет ему стать “Наполеоном”.
Смерть “никому не нужной” старухи вызывает неожиданные последствия в жизни окружающих Раскольникова людей; следовательно, решая вопросы нравственные, нельзя доверяться только логике и разуму.
“Голос совести долгое время остаётся у порога сознания Раскольникова, однако лишает его душевного равновесия “властелина”, обрекает на муки одиночества и разъединяет с людьми” (Г.Курляндская).
Борьба между разумом, оправдывающим кровь, и совестью, протестующей против пролитой крови, заканчивается для Раскольникова победой совести. “Есть один закон — закон нравственный”, — утверждает Достоевский. Поняв истину, герой возвращается к людям, от которых он был отдалён совершённым преступлением.
Лексическое значение:
1) Совесть — категория этики, выражающая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, определять с позиций добра и зла отношение к своим и чужим поступкам, линии поведения. С.
выносит свои оценки как бы независимо от практич. интереса, однако в действительности в различных проявлениях С. человека отражает воздействие на него конкр. историч., соц.-клас.
условий жизни и воспитания.
2) Совесть — одно из качеств человеческой личности (свойств человеческого интеллекта ), обеспечивающее сохранение гомеостаза (состояния среды и своего положения в ней) и обусловленное способностью интеллекта моделировать свое будущее состояние и поведение других людей по отношению к «носителю» совести. Совесть является одним из продуктов воспитания.
3) Совесть — (совместное знание, ведать, знать ): способность человека осознавать свой долг и ответственность перед другими людьми, самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение, быть судьей своим собственным мыслям и поступкам. « Дело совести есть дело человека, которое он ведет против себя самого» (И. Кант). Совесть – нравственное чувство, позволяющее определять ценность собственных поступков.
4) Совесть — — понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль на базе сформулированных в данном обществе норм и правил поведения, самостоятельно формулировать для себя высокие нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков с высот морали и нравственности.
Афоризмы:
«Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен»». Ч.Дарвин
«Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь». А Шопенгауэр.
«Чистая совесть ни лжи не боится, ни слухов, ни сплетен». Овидий
«Никогда не поступайте против совести, даже если этого требуют государственные интересы». А.Эйнштейн
«Часто люди гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью». Л.Н.Толстой
«Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть!» Д.И.Фонвизин
«Наряду с законами государственными есть еще законы совести, восполняющие упущения законодательства». Г.Филдинг.
«Без совести и при большом уме не проживешь». М.Горький
«Лишь тот, кто облек себя в броню лжи, нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести». М. Горький
Источник: https://mmv-teacher.ru/l3_arguments/