Образ алеши в повести «детство» (м. горький)

Образ бабушки Алёши Пешкова в повести А.М.Горького «Детство» — презентация

1 Образ бабушки Алёши Пешкова в повести А.М.Горького «Детство» <\p>

2 Нередко я плакал, читая, -так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они. И, мальчишка, задёрганный дурацкой работой, обижа- емый дурацкой руганью, я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту. М.Горький <\p>

3 Характеризуя литературного героя, размышляя об авторском отношении к нему, следует сформулировать свои впечатления: – от внешности человека; – от обстановки, которой он себя окру- жает или в которой оказался; – от поступков, поведения человека; – от его отношения к окружающим людям и людей к нему; – от высказываний человека. <\p>

4 Вопросы к образу бабушки: Какой видит Алёша бабушку? ( Портрет бабашки — глава 1, стр.22) С помощью каких литературных приёмов так живо описал Горький портрет бабушки? <\p>

Обратите внимание

5 Вывод: «… вся она тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, весёлым и тёплым светом», слова её напоминают «ласковые» цветы, а походка – движение ласкового зверя. Бабушка казалась Алёше излучающей свет, тепло, радость. Алёшу привлекает доброе, трогательное отношение к миру, её умение видеть красоту природы, восхищаться ею до слёз, её рассказы, которые «вливали» в сердце мальчика силу, приподнимая его. Бабушка сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу человеком. <\p>

6 В какой обстановке живёт бабушка Алёши? (глава 2, стр ) <\p>

7 Вывод: Жизнь в доме деда Алёше кажется «невыразимо странной», противоестественной, вызывает жуткие ощущения. Вражда, драки, издевательство над слепнущим мастером Григорием, наказание детей – вот те «свинцовые мерзости жизни», о которых нам рассказывает М.Горький. <\p>

8 Вспомните и назо- вите эпизоды,в про- цессе чтения кото- рых бабушка вызы- вала у вас доброе, тёплое,уважитель -ное отношение к себе. <\p>

9 «Дни нездоровья» Каждый вечер перед сном бабушка рас- сказывала мне сказ- ки или свою жизнь. глава 2, стр ) <\p>

10 Праздничный вечер в доме Кашириных. Танец бабушки- рас-сказ о себе,о радос-ти и горести,о любви к людям,стойкости и оптимизме. ( глава3, стр. 46) <\p>

11 Вывод: описание танца бабушки – это одновременно и характеристика высокоодарённого человека, и благотворное воздействие его таланта на окружающих; танец бабушки – это рассказ в движениях, жестах, мимике о той сложной многотрудной жизни, которую она прожила, о тех горестях и радостях, которые выпали на её долю, это рассказ о ней самой, о её живой душе, полной неисчерпаемой любви к людям, к миру, о душевной стойкости и светлом оптимизме, о вере в лучшие стороны человеческой жизни. <\p>

12 Пожар в доме Кашириных. Какие чувства и особенности харак –тера выявились у бабушки и деда во время сложной,дра- матической ситуа- ции? ( глава 4, стр ) <\p>

13 Разорение и нищета. Как восприняли ба- бушка и дед разоре- ние и нищету? (глава13, стр ) <\p>

Важно

14 Отношение бабушки к окружающим Как относится бабушка к людям и люди к ней ? к Алёше к Цыганку к мастеру Григорию к мужу к детям <\p>

15 Какой запомнилась вам бабушка Алёши? <\p>

16 «Не только тем изумительна жизнь на- ша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой дряни,но тем,что сквозь этот пласт всё-таки победно прораста- ет яркое, здоровое и творческое, растёт доброе- человечье, возбуждая несокру- шимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой.» М.Горький <\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/559103/

Характеристика повести «Детство» Горького М.Ю

1)    История создания повести М. Горького «Детство». В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии «Детство», в которой изобразил веху в становлении личности маленького человека, основываясь на собственных реальных фактах биографии.

Через три года автором была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней описывается тяжёлая трудовая жизнь рабочего класса, а ещё через несколько лет, в 1922 году, М. Горький опубликовал третью часть трилогии — «Мои университеты».

2)    Особенности жанра. Произведение М. Горького «Детство» относится к жанру автобиографической повести.

Вспоминая своё детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, по-новому многое переосмысливая, М. Горький создает повесть «Детство», повествование о жизни маленького мальчика Алёши. Рассказ в повести ведётся от первого лица, от имени главного участника событий.

Это даёт возможность писателю показать изображаемые события более достоверно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алёша вспоминает о бабушке как о «самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке — это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», В тексте повести герой признается в своей нелюбви к деду.

Задача писателя — не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего и жизни человека. Именно эта черта является характерной для жаира автобиографической повести. Цель М.

Горького не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил — до и по сей день жннс: простой русский человек». События детства переданы шпателем максимально подробно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера.

Алёша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни».

Именно тогда герой начал лучше разбираться и июлях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой», Горьковское произведение «Детство)' небольшое по объему, имеет границы традиционного жанра повести: одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а всё второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алёши, выразить авторское отношение к происходящему. Писатель одновременно наделяет главного героя своими переживаниями, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «…да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

—    Вспомните, что такое автобиографическая повесть. Чем автобиографическая повесть отличается от автобиографии писателя? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, мысли, впечатления писателя.) , —    Какие автобиографические произведения вы изучали в этом учебном году? (повесть J1.H. Толстого «Детство», повесть М. Горького «Детство») —    Что такое внутренний монолог? (размышления главного героя) Какую роль играет внутренний монолог для раскрытия характера главного героя повести М. Горького «Детство» — Алёши Пешкова? (Внутренний монолог помогает читателю проникнуть во внутренний мир героя, познакомиться с его мыслями, чувствами.)

3)    Характеристика героев повести.

—    Как главный герой характеризует жизнь в семье Кашириных? («густая, пёстрая, невыразимо странная жизнь») —    Чем взаимоотношения в доме Кашириных отличаются от отношений, которые были между матерью и отцом Алёши? (Атмосфера в доме Кашириных была враждебная, а взаимоотношения между родителями Алёши строились на любви и взаимном уважении.) —    Кто является главой дома в семье Кашириных? (дед) —    Как ведут себя дядьки: Михаил и Яков? (Дядьки постоянно ссорятся между собой, стремятся быстрее разделить имущество деда.) —    Какие взаимоотношения между детьми в семье Кашириных? (между детьми также нет взаимопонимания) —    К кому в доме тянется приехавший Алёшка? (к бабушке, сироте-подкидышу Цыганку, полуслепому мастеру Григо-рию Ивановичу)

Образ Алёши. М. Горький написал повесть «Детство», где в образе главного героя вывел автобиографический персонаж — Алёшу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются писателем через восприятие маленького мальчика.

—    С кем главный герой — Алёшка — едет на пароходе? (с бабушкой и матерью) —    Что в облике бабушки особенно нравится Алёшке? (улыбка и глаза, которые светились изнутри) —    Как мать ведет себя на пароходе? (замкнуто, редко выходит на палубу, держится в стороне) —    Какое первое впечатление произвел дед на Алёшку? (дед мальчику не понравился) —    Каковы первые впечатления мальчика от нового дома, в котором ему отныне предстоит жить? (Алёше всё казалось неприятным) —    Почему Алёша с таким трудом запоминал молитву, которую учила с ним тихая, кроткая тётка Наталья? (Тётка Наталья не смогла объяснить мальчику смысл заучивания молитвы) —    Как ведет себя Алёша в момент дедова наказания? (продолжает кусаться, брыкаться, всячески выражать несогласие) —    Почему Цыганок говорит о том, что маленького Алёшу часто будут пороть? (Алёша не может смириться с несправедливостью) —    Как ведет себя главный герой во время пожара? (наблюдает, анализирует увиденное) —    Что привлекло в нахлебнике Хорошее Дело Алёшу? (необычность, непохожесть на других людей) —    В какой главе звучит уже голос не маленького человека, а серьёзного писателя, переосмысливающего многие явления жизни? (в 12 главе, когда писатель говорит о «свинцовых мерзостях дикой русской жизни»)

Образ бабушки. Бабушка представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Она сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри… неугасимым, весёлым и тёплым светом».

Совет

Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алёши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть.

Бабушка не умела долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались её добротой, но она никогда не жаловалась на Жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алёша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Когда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству».

Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям — основные качества характера бабушки, поэтому она переживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка.

Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмём, мол, себе; это Бог нам послал вместо тех, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено…

да вот полюбил Господь кровь мою, всё брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя». Став практически нищими, Алёша был вынужден побираться.

Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «глядела на них и молча плакала», переживая за будущее внука. Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому её образ запечатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.

—    Какую роль в доме играет бабушка? (Бабушка — примиряющее начало в доме, всех любит, жалеет, умна своим природным материнским умом.) —    Как вы думаете, почему первоначально писатель предполагал назвать свою повесть «Бабушка»? (Именно образ бабушки вносит в произведение доброе, примиряющее начало.)

Образ деда.

—    Какие противоречия в облике деда вы можете отметить? Почему одновременно он кажется Алёше злым, жестоким и в то же время нестрашным? (Дед часто действует импульсивно, не задумываясь о последствиях, а потом жалеет о содеянном.) —    Кто повлиял на формирование характера деда? (тяжелое детство, трудная окружающая жизнь)

4)    Роль диалога в повести. Диалоги в повести помогают раскрыть характер героев, а также жизненные обстоятельства.

Источник: https://libaid.ru/katalog/gg/gorkij-maksim/3299-kharakteristika-povesti-detstvo-gorkogo-m-yu

Нравственные искания Алеши Пешкова (по повести А. М. Горького «Детство»)

Детские годы для Алеши Пешкова стали хорошей школой жизни. Наказания и драки сменялись бурным весельем, вражда и Предательство соседствовали с добротой и милосердием. Бабушка была носителем всего лучшего и светлого в доме. Алешу удивляло то, каким образом терпением и лаской всюду вносила она порядок и мир. Акулина Ивановна пользовалась большим уважением, все домашние ее любили.

Доброта ее души и нравственная сила сыграли в жизни мальчика определяющую роль:” До нее как будто спал я, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.

Бабушка заставила задуматься героя повести над самыми важными вопросами: что есть доброта и Вера? Каким должен быть человек?

Алеше очень нравился” бабушкинБог, он просил ее рассказать ему о Боге.

Обратите внимание

Мы видим, каким себе представляла Бога бабушка:” Сидит Господь на холме, среди луга райского… А около Господа ангелы летают во множестве… Бога видеть человеку не дано, – ослепнешь; только святые глядят на него во все глаза.

А вот ангелов видела я; они показываются, когда душа чиста. Алеша представлял,” что этому Богу легко и покорно подчиняется все: люди, собаки, птицы, пчелы и травы; он ко всему на земле был одинаково добр, одинаково близок.

Бабушкин Бог был герою понятен и не страшен,” но перед ним нельзя было лгать – стыдно. Он вызывал у меня только непобедимый стыд, и я никогда не лгал бабушке. В памяти Алеши остались уроки бабушки, способствовавшие нравственному становлению мальчика. Одним из таких уроков явился случай, когда Алеша отомстил кабатчице.

Бабушке этот поступок не понравился:” в дела взрослых не путайся! Взрослые – люди порченые; они Богом испытаны, а ты еще нет, и – живи детским разумом, жди, когда Господь твоего сердца коснется, дело твое тебе укажет, на тропу приведет, – понял? А кто в чем виноват – это дело не твое. Господу судить и наказывать. Ему, а не нам!

Дедов Бог и Молитва отличались от бабушкиных. Дедов Бог -” существо вездесущее, всеведущее, всевидящее. Молился он твердо, точно повторял урок, крестился часто, судорожно кивая головой, голос его взвизгивал и всхлипывал.

В отличие от бабушкиного доброго и справедливого Бога, дед всегда подчеркивал в силе Божией ее жестокость:” …вот согрешили люди и – потоплены, еще согрешили и – сожжены, разрушены города их.” …дедов Бог вызывал у меня страх и неприязнь: он не любил никого, следил за всем строгим оком, он прежде всего искал и видел в человеке дурное, злое, грешное.

В детстве, в период становления личности, ребенку особенно необходимы нравственные ориентиры в жизни.” Мысли и чувства о боге были главной пищейдля души Алеши. Бог в душе у мальчика ассоциировался с образом бабушки, поэтому он ему и нравился, в отличие от Бога деда.

Первые уроки нравственности, полученные от бабушки, навсегда остались с Алешей:” Я не мог терпеть, когда ребята стравливали собак и петухов, истязали кошек, гоняли еврейских коз, издевались над пьяными нищими и блаженным Игошей Смерть в Кармане. От Григория Ивановича, который совсем ослеп и ходил по улицам, прося милостыню, Алеша убегал.

Важно

Ему было” нестерпимо стыдно перед ним, стыдно, что дедушка отказал старому мастеру в крове и еде.

Хорошей школой жизни стали для Алеши Пешкова детские годы. Столкнувшись с человеческой злобой и жестокостью, ему пришлось рано повзрослеть. Но сердце мальчика не очерствело, оно осталось открытым для любви к людям.

У бабушки Алеша научился черпать силы, научился оптимизму, бескорыстной любви к миру, она открыла ему светлого и доброго Бога. Бог для мальчика – это символ всего прекрасного, что окружает человека.

Размышления о” милом друге всему живомуспособствовали духовному и нравственному становлению Алеши.

Сочинение, Горький

Источник: http://www.slavkrug.org/nravstvennye-iskaniya-aleshi-peshkova-po-povesti-a-m-gorkogo-detstvo/

Образ и характеристика Алеши Пешкова в повести Детство Горького сочинение

Прекрасный и очень поучительный рассказ, который написал известный русский писатель Максим Горький, расскажет читателю одну очень интересную историю, которая является биографическим очерком и рассказывает про детство самого писателя. Алеша, который очень рано остался без родительской ласки и опеки, вынужден был воспитывался в семье дедушки, но это не очень то и радовало нашего героя, так как в этой семье, он постоянно был вынужден терпеть унижение и обиды.

Все дело в том, что над парнем каждый раз издевались, но он очень мужественно и стойко переносил все эти лишения, которые в будущем и сделали его очень сильным человеком, которому все проблемы были по полечу.

В этой семье, все были очень жестокие и самодовольные люди, которые не считались с мнением других, так как оно их просто не волновало.

Только бабушка понимала и жалела нашего героя, а он в свою очередь очень сильно жалел и любил эту старую, добрую женщину, которая ему заменяла родную мать.

Именно она, повлияла на характер парня, который только начинал формироваться. Все свое детство, писатель запомнил на всю свою жизнь, так как это были очень печальные, но довольно поучительные годы, которые сформировали его как личность.

Характеристика Алеши Пешкова из повести Детство

Главный герой повести Горького «Детство», является мальчик, которого зовут Алеша. Именно этот герой занимает центральное место в этом прекрасном и очень драматическом произведении великого русского писателя.

Это мальчик, который воспитывается в семье своего отца, так как его родные родители не имеют возможности его воспитывать. Парень все время терпит унижение от своих родственников, которые очень плохо к нему относятся, но мальчик все это терпит, так как у него нет другого выхода.

Алеша не ладит с детьми, так как они все время над ним насмехаются, и нашему герою постоянно нужно себя защищать.

Совет

Родной дед мальчика привык всех своих домочадцев наказывать телесными наказаниями, так как он считает, что это полезно, но самое страшное, что для него это становится нормой поведения, и он избивает свою жену до полуметре.

Бабушка, единственный человек, который понимает нашего героя, так как она его понимает и жалеет, но мальчику от этого не становится проще, так как дед еще сильнее начинает всех их избивать.

Он начинает ненавидит все это семейство, но делать не чего и нужно просто терпеть.

Все эти события, отражаются на внутреннем мире мальчика и формируют его личность и характер, что не очень хорошо, так как в последующим это сказывается на его моральном и психологическом облике.

Однако, стоит отметить, что в таких сложных условиях, наш герой вырос вполне обычным парнем и даже, сумел получить хорошее образование.

Все эти семейные склоки, не помешали ему стать человеком, которого любят и уважают по сей день, а далось все это ему не так просто, как кажется на первый взгляд.

Наш герой, пройдя все трудности, сумел достичь небывалых высот и сумел все пережить. Может именно его детство и повлияло на его мировоззрение и характер? Но это только наше предположение, так как на этот вопрос одного ответа быть не может.

Сочинение Жизнь Алеши Пешкова

Жизнь Алеши, это целая драматическая эпопея, которую сразу не расскажешь, так как слишком много в этой истории зла и несправедливости, но в этом вопросе все же нужно разобраться.

Мальчик очень рано остался без родительской ласки и внимания и был вынужден жить в семье своих родственников, которые очень негативно относились к своему родственнику, хоть этот мальчик им был родным внуком, которого они должны были просто любить и жалеть, но все было наоборот: они просто издевались над ним и не видели в нем личность, которая может просто желает развиваться.

В этой непростой и очень жестокой семье, нашего героя любила только бабушка, которая его понимала и уважала, как личность.

Обратите внимание

Однако, и ей доставалось от деда, который ее постоянно избивал, но наш юный герой, все время ее защищал, но все это было напрасным делом, так как его родной дедушка не желал ни чего слушать и считал, что он прав.

Одним словом, жизнь парня была очень горькой, но превзойдя все унижения и огорчения, он стал хорошим человеком, который сумел добиться всего в этой непростой жизни.

Именно это обстановка и повлияла на то, что он очень быстро повзрослел и стал жить самостоятельно, так как ему не было на кого наедятся и нужно было самому о себе заботится.

Мальчику постоянно не хватало родительской ласки и тепла, но бабушка компенсировала все это, а остальные родственники просто использовали этого обделенного судьбой парня, который нуждался в их заботе и ласке, но, к сожалению, они всего этого не сумели ему дать.

Возникает вопрос, что бы было если бы парень воспитывался в другой среде? Каким бы человеком он вырос и как бы сложилась его непростая судьба? Ясно одно, что как бы не сложилась детство нашего героя, он бы все равно стал известным и талантливым писателем, которого трудности только закаляют и делают сильнее.

Образ и характеристика Алеши Пешкова в повести Детство Горького

Сейчас читают:

  • Тема семьи в романе Война и мир сочинение
    Одна из основных тем, которые раскрывает Лев Николаевич Толстой в своем произведении «Война и мир» — это «мысль семейная». Она подразумевает характеристику главных героев посредством показа их семей. Благодаря тому, что мы видим
  • Характеристика Грея из произведения Алые паруса сочинение
    Артур Грэй родился в старом замке и был заложником своего положения. Так же, как и его родители, он должен был пройти свой жизненный путь по законам того общества, в котором родился. Но Грэй с ранних лет начал проявлять недюжинный характер.
  • Сочинение Внутренний мир человека 15.3 (рассуждение Что такое внутренний мир?) 9 класс ОГЭ
    Каждый человек, который проживает в этом мире, является индивидуальной личностью, которая отличается от себе подобных, так как у каждого свои мысли, свои взгляды на жизнь.
  • Самоубийство Катерины в Грозе — сила или слабость? Сочинение
    Пьеса «Гроза» Александра Николаевича Островского глубоко засела в сердцах читателей. Эта пьеса заставляет задуматься о жизни героев, об их поступках, проанализировать действия главных героев и ответить на вопрос, который волнует многих читателей
  • Сочинение на тему Старый друг лучше новых двух 6 класс
    О дружбе написаны тысячи поучительных книг и сняты сотни фильмов. Этой темой интересовались всегда и во все времена. Каждый человек по-своему понимает значение слова дружба. Кто-то заводит знакомства с целью продвижения по карьерной лестнице
  • Особенности композиции романа Герой нашего времени 9 класс сочинение
    Композицией называется последовательность событий в художественном произведении. Та последовательность, какой ее захотел видеть и расположить автор. А сюжет – это система событий в произведении. Так, как они происходили на самом деле. Могут ли не

<\p>

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-i-harakteristika-aleshi-peshkova-v-povesti-detstvo-gorkogo

Сочинение на тему: « влияние любящих людей на формирование алеши как личности в повести м. горького «детство»

Повесть «Детство» — это автобиография самого М. Горького, описание его детства в литературной обработке. Алеша- образ самого писателя, его прототип в детстве.

Мы встречаем Алёшу в повести, когда у него умирает отец и мальчик не может до конца понять ситуацию: «…лежит мой отец, одетый в белое и необыкновенно длинный… доброе лицо темно и пугает меня нехорошо оскаленными зубами».

После смерти отца Алеша с семьей переезжают в Новгород к деду: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми, она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие». Дед и дядья Алеши были жестокими и жадными людьми, с которыми мальчик с трудом мог найти общий язык.

Важно

И только с бабушкой Алёша чувствовал себя хорошо и спокойно. Алёша сразу потянулся к этой мягкой, доброй, ласковой и интересной женщине- бабушке. «До неё как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет…

». Бабушка внесла в жизнь мальчика много светлого и доброго: любовь к народным сказаниям, веру в хорошую и светлую жизнь. Ещё одним немаловажным героем для Алеши был Цыганок, подмастерье в дедовском доме. Алеша встретился с ним впервые, когда дед хотел его высечь, а Цыганок увидев, что «дед вошел в ярость», начал подставлять свою руку под прут.

Цыганок- подкидыш, его нашли ранней осенью на лавке, та кон оказался в дедовском доме. Иван любил приворовывать, и не из бедности, а потому что ему было интересно. Со стороны деда он не встречал порицания. И только бабушка говорила, что Цыганок поступает плохо, дабы уберечь Алёшу от плохого примера.

У Цыганка трагичная судьба- он погибает, задавленный крестом.

Нельзя не отметить и его одного человека, сыгравшего роль в формировании Алеши как личности. Герой по прозвищу Хорошее дело, которое он получил из-за частого употребления этой фразы. С ним Алеша познакомился, когда дед купил новый дом. Мальчика сразу заинтересовал этот человек.

«С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками…». Хорошее дело был умным и невероятно одиноким человеком. Между ним и мальчиком завязалась дружба, которая закончилась после того как дед выгнал Хорошее дело из дома. Все эти положительные герои: бабушка, Цыганок, Хорошее дело, были отдушиной мальчика в злом и мрачном доме деда.

Именно эти герои воспитали в Алёше любовь, жалость к людям, научили видеть разницу между добром и злом.

Они, своей добротой и лаской, облегчили жизнь мальчика , просто одним своим существованием и заботой о нем. В детстве Алёши было много зла и несправедливости, которая могла бы вылиться в обиду на весь окружающий мир.

Но благодаря любящим его людям, которые воспитывали его на своем правильном примере, Алеша вырос настоящим человеком без обиды, жестокости, зла и грубости.

Он понял, что в любой ситуации человек должен оставаться человеком, а не подгибаться под какие-то сложности этого мира.

Сочинения » Сочинение » Сочинение на тему: « влияние любящих людей на формирование алеши как личности в повести м. горького «детство»

(нет оценок)
Loading…

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/sochinenie-na-temu-vliyanie-lyubyaschih-lyudej-na-formirovanie-aleshi-kak-lichnosti-v-povesti-m-gorkogo-detstvo/

Образ Алеши Пешкова по повести Детство (Горький А. М.)

Повесть Максима Горького “Детство” представляет собой не только автобиографическое произведение, но и передает впечатления автора о его нелегком детстве, воспоминания о людях, которые приняли участие в формировании его характера.

Раскрывая перед читателем свои мысли, свою душу, Горький высказывает протест против общества, в котором царят жестокие нравы, а также предостерегает от тех ошибок, которые не имеет права совершать человек, если он хочет быть достойным уважения.

Автор реалистично повествует о своей семье, рассказывает о людях, которые его окружали, и мы понимаем, что, несмотря на то, что рядом с мальчиком были люди, не всегда достойные уважения, он не озлобился, а остался добрым и честным, что позволяет думать о том, что каждый человек способен отличать добро от зла, делать свою жизнь светлее.

Совет

Именно об этом мечтает герой на протяжении повествования. Раннее детство Алеши прошло в семье, где царили любовь и согласие, родители воспитывали его любовью, а это для ребенка – самое важное.

С потерей родителей мальчик почувствовал, насколько изменилась его жизнь <\p>

и одновременно понял, как важно ценить добрые человеческие чувства.

И это понимание, заложенное в него родителями, помогло Алеше не озлобиться, не стать жестоким, следуя примеру своих родственников, а стать достойным человеком, добрым и внимательным к чувствам других людей.

Конечно, характеру ребенка трудно формироваться, когда этому сопутствуют трагические обстоятельства – смерть отца, атмосфера ненависти, в которой уважение путается со страхом, где царит зависть и самоутверждение происходит за счет унижения слабого.

Но Алеша не чувствовал ненависти к своим родственникам, искалечившим его детство. Мальчик внутренне понимал духовное убожество своих дядьев и знал, что они несчастны.

У него возникало желание уйти вместе с мастером Григорием из дома и скитаться по свету, прося подаяние, не видя при этом вечно пьяных дядьев, жестокого деда и двоюродных братьев, забитых суровым “воспитанием”.

У Алеши было слишком остро развито чувство собственного достоинства, мальчик не мог терпеть насилия, как бы оно ни проявлялось. Герой чувствовал необходимость заступиться за обиженного, он не выносил издевательств над нищими и над животными уличными мальчишками.

Поддерживать веру в добро помогала мальчику его бабушка Акулина Ивановна, заменившая Алеше мать. Другим героем, показавшим пример жизнелюбия, стал для мальчика Ваня Цыганок, верным другом – Хорошее Дело. О них автор рассказывает с особой теплотой и любовью. Цыганок ассоциировался у Алеши со сказочным героем.

Бабушка, сама знавшая, казалось, бесконечное количество сказок, привила внуку любовь к народному творчеству. Необычной была и дружба Алеши с Хорошим Делом, который давал мальчику советы, научил его любить книги.

Обратите внимание

Эксперименты героя пробуждали в Алеше любопытство, мальчик знакомился с миром, который находился за пределами дома и семьи.

Эти герои учили мальчика жалеть и любить людей, уметь отличать зло от добра. Их открытые сердца, их доброта и ласка смогли облегчить жизнь сироты.

В детстве мальчика окружали не только злые и бессердечные люди, но и добрые, и любящие. Их любовь помогала Алеше в тяжелых жизненных ситуациях стойко переносить все испытания, которые преподносил ему жестокий мир.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-aleshi-peshkova-po-povesti-detstvo-gorkij-a-m/

Сочинение по литературе. Алеша пешков — главный герой повести «Детство»

Повесть “Детство” — это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой — Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши. Хотя нужно сказать, что она почти не повлияла на мировоззрение этого героя.

С первых дней в доме деда Алеша замечал, что его родственники угрюмые, жадные, самолюбивые. Мальчик сразу же не полюбил деда, который показался ему злым и даже немного жестоким. Также Алеше не понравились его дядья. В доме деда жил слепой мастер Григорий, он был уже старый.

Часто дядья с сыновьями подшучивали над ним, насмехаясь над его слепотой. Они шутки ради могли обидеть мастера и спокойно смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим. Алеша был не таким. Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих “свинцовых мерзостях”, он не принимал таких шуток.

Мальчик иногда говорил с мастером, хотя тот был не очень разговорчив.

Алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там ребят, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. А в следующий раз его уже не пускали за ворота. До того как Алеша стал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били.

Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед наказывал таким способом всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротивлялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. После таких наказаний он несколько раз болел. Очень обижало Алешу также и то, что дед бил бабушку, когда считал, что та лезет не в свое дело.

Он не раз говорил своему деду об этом, но тот злился еще больше.

Среди родных у Алеши остался только один близкий ему и любимый человек — это бабушка. После смерти отца она заняла в душе Алеши его место, а когда уехала мать, она одна давала мальчику ту любовь и ласку, которую в детстве он не получал от отца и матери. Бабушка всегда рассказывала мальчику разные истории, сказки и стихи, она давала ему хорошие советы, к которым тот всегда прислушивался.

Алеша был добрым мальчиком. Он сочувствовал обиженным, обездоленным людям, а среди злых старался найти хороших и искренних. Мальчик тянулся к людям и каким-то неведомым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой. За время жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-настоящему добрых, открытых людей.

Важно

Те, к кому он был больше всех привязан, — это Цыганок и Хорошее Дело. Этих двух людей он вспоминал очень часто. В представлении мальчика Цыганок был сказочным героем, а Хорошее Дело всегда давал ценные советы, которые впоследствии помогли Алеше. Он подолгу общался с ним. Иной раз они просто сидели и молчали, думая о чем-то своем.

Хотя Хорошее Дело никто не любил и Алеше запрещали встречи с ним, их дружба продолжалась, а мальчик даже и не думал прерывать ее. Ведь Алеша спокойно мог все рассказать ему, поделиться своими тайнами, чувствами, зная, что его всегда поймут. Таким образом, этот старый человек в какой-то мере научил его жить и понимать других людей.

Мне понравился этот мальчик, потому что у него доброе и чуткое сердце, потому что он выделяется из толпы мрачных, нежизнерадостных людей.

Алеша понимает, что значит любить, сочувствовать ближнему и несчастному, что встретишь не часто.

Но самое главное, что среди того большинства злых, жадных, самолюбивых людей он отыскал добрых и отзывчивых, что среди зла, которое царило повсюду, этот мальчик смог найти добро.

Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/1085.html

Образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела в повести М. Горького «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

Образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела в повести М. Горького «Детство». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»
1. Повесть М. Горького «Детство». 2. Образ Алеши, главного героя повести. Автобио­графичность образа. 3. Образ бабушки. 4. Цыганок. 5. Хорошее дело.

Русский писатель, публицист и общественный деятель Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) может быть назван одной из ключевых фигур в советской литературе.

Повесть «Детство» была создана в период между двух революций: после неудавшейся революции 1905—1907 годов и до Октября. Эта повесть автобиографична, в ней писатель предлагает читателю описание собственного детства в литературной обработке.

Совет

Наиболее важными, на наш взгляд, образами в этом произведении являются образы Алеши, бабушки, Цыганка и Хорошего дела. Все они объединены одним: положительной окраской и теплым отношением к ним автора.

Помимо прочего, эти герои повлияли на формирование характера Алеши.

Алеша, разумеется, — в определенной мере прототип самого Горького в детстве. Хотя бы по этой причине образ Алеши нуждается в тщательном рассмотрении. Что он из себя представляет?

С Алешей на страницах повести мы встречаемся в драматический момент его жизни: умер отец, и мальчик не может понять, что происходит, почему мать, растрепанная, рыдает, отец спит и словно улыбается: «…лежит мой отец, одетый в белое и необыкновенно длинный… доброе лицо темно и пугает меня нехорошо оскаленными зубами».

После смерти отца Алеша с матерью и бабушкой переезжает в Новгород, где живет семья матери.

В доме деда Алеша столкнулся с темной жизнью «неумного племени»: «Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми, она отравляла взрослых, и даже дети принимали в ней живое участие». Жить в дедовском доме было нелегко.

Дед, жестокий и жадный человек, был к тому же властным и не слишком счастливым. Алеша с трудом находит с ним общий язык. Дядья бессмысленно жестоки. И только с бабушкой мальчику было легко.

Бабушка, «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная», с первой встречи привлекла мальчика к себе. Он сразу потянулся к этой доброй женщине. На Алешу появление бабушки произвело неизгладимое впечатление.

Как рассказывает о себе, маленьком, Горький: «До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить… и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему». Бабушка — добрая и ласковая — всегда поможет и посочувствует.

«…Она певуче говорила:

— Господи, господи! Как хорошо все! Нет, вы глядите, как хорошо-то все!

Обратите внимание

Это был крик ее сердца, лозунг всей жизни». Мастер, Григорий, так отзывался о ней: «…она неправду не любит, не понимает. Она вроде святой…». И Алеша был согласен с такой точкой зрения.

Бабушка привила мальчику любовь к народным сказаниям, надежду на хорошую и светлую жизнь.

Еще один важный человек в жизни героя — Иван по прозвищу Цыганок. Цыганок — подмастерье в доме Алешиного деда. Это «квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой» веселый парень. Первое знакомство с ним как с человеком произошло у Алеши при драматичных обстоятельствах: дед решил его высечь.

Цыганок, увидев, что «дед вошел в ярость», начал подставлять свою руку под прут. Цыганок признается в том, что он «жуликоватый». В восприятии Алеши Цыганок ассоциировался с героями русских народных сказок: «Я смотрел на его веселое лицо и вспоминал бабушкины сказки про Ивана-царевича, про Иванушку-дурачка».

От бабушки Алеша узнал, что Цыганок — «подкидыш, раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке».

Цыганок и впрямь был жуликоватый. Он воровал не из бедности или жадности, а по причине молодецкой удали. Ему это было интересно, да и со стороны Алешиного деда он не встречал порицания. Только бабушка Алешина говорила, что Цыганок поступает плохо, боялась, что его могут поймать и избить.

Цыганок погиб, его задавило крестом.

Бабушка и Цыганок были Алешиной отдушиной в дедовом мрачном и жестоком доме. Эти два человека помогли ему научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра. Оба добрые и ласковые, с распахнутой душой и добрым сердцем, они значительно облегчили жизнь мальчика одним своим существованием.

И еще об одном человеке, сыгравшем роль в формировании Алеши как личности, хотелось бы рассказать. С человеком по прозвищу Хорошее дело Алеша познакомился, когда дед продал старый дом и купил другой. В доме было множество людей, но мальчика больше всего заинтересовал Хорошее дело.

Важно

Этот человек свое прозвище получил за привычку всегда, когда его приглашали пить чай или обедать, говорить: «Хорошее дело». В комнате Хорошего дела было множество книг и бутылок с разноцветными жидкостями. «С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками… плавил свинец, паял какие-то медные штучки…».

Хорошее дело был странным человеком. В доме его не любили, звали колдуном и чернокнижником. Но Алешу этот человек интересовал.

Хорошее дело занимался химическими опытами, был умен «и невероятно одинок. Странная дружба завязалась между мальчиком и Хорошим делом. Хорошее дело давал Алеше советы: «Настоящая сила — в быстроте движения; чем быстрей, тем сильней».

Вскоре дед Алеши выгнал Хорошее дело из дома, мальчик был этим огорчен, зол на деда и бабушку. Главный герой так говорил о дружбе с Хорошим делом: «Так кончилась моя дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной своей стране, — лучших людей ее».

Итак, благодаря тому, что помимо злых, алчных и несчастных людей, закосневших в предрассудках, Алеша видел и добрых, умных, любящих, он смог стать Человеком с большой буквы.

В детстве у него очень остро было восприятие зла и несправедливости, и благодаря окружавшим его любящим людям это чувство не переросло в обиду на весь окружающий мир.

Алеша смог увидеть, что в любых обстоятельствах человек может оставаться человеком, не прогибаясь под сложный и жестокий мир.

Источник: http://www.testsoch.com/obrazy-aleshi-babushki-cyganka-i-xoroshego-dela-v-povesti-m-gorkogo-detstvo-yarkoe-zdorovoe-tvorcheskoe-v-russkoj-zhizni/

Описание Алеши как описание Горьким самого себя в повести «Детство»

Сочинения › Горький М. › Детство

Готовые Домашние Задания

«Детство» М. Горького — это не только исповедь собственнйо души писателя, но и первые впечатления о нелёгкой жизни, воспоминания о тех, кто находится рядом в период формирования его характера, это внутренний протест против жестоких нравов общества и предостережение, как нельзя жить, если ты — человек.

Писатель правдиво рассказывает о собственной семье и дарит нам надежду на возрождение доброй, светлой, человеческой жизни. О ней мечтает на протяжении всего повествования Алёша Пешков. Ему повезло родиться в семье, где отец и мать жили в настоящей любви.

Ведь самое главное в жизни ребёнка — жить в семье, в которой тебя не воспитывают, а по-настоящему любят. Не сладок был путь Алёши после потери родителей, но заряд большой любви, полученный в детстве, позволил мальчику не пропасть и не ожесточиться от человеческой дикости, чуждых ему родственников.

Плохо, когда осознанная жизнь человека начинается со смерти любимого отца, ещё хуже, когда после неё живёшь в атмосфере ненависти, где люди путают уважение со страхом, когда самоутверждаются за счёт слабого и завидуют друг другу, когда начинают войну за отцовское добро. Автор не испытывает ненависти к тем, кто калечил его детство.

Совет

Алёша понимал, что дядья несчастны в своём духовном убожестве. Было желание у мальчика уйти из дома с ослепшим мастером Григорием и скитаться, прося подаяние, лишь бы не видеть пьяниц дядьёв, деда-самодура и забитых двоюродных братьев.

У него было развито чувство собственного достоинства, он не терпел никакого насилия ни по отношению к себе, ни к другим. Алёша всегда был готов заступиться за обиженного, не мог выносить, когда уличные мальчишки мучили животных, издевались над нищими.

Примером доброты стала его любимая бабушка Акулина Ивановна, фактически ставшая Алёше матерью. С какой любовью рассказывает он о Цыганке, о верных друзьях детства, о нахлебнике Хорошее Дело. В восприятии Алёши Цыганок ассоциировался с героем русских народных сказок. Бабушка и Цыганок помогли ему научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра.

Оба добрые и ласковые,с распахнутой душой и добрым сердцем, они облегчили жизнь мальчика одним своим существованием. Бабушка, великая сказочница, приобщила внука к народному творчеству. Странная дружба завязалась между Алёшей и Хорошим Делом. Хорошее Дело давал Алёше советы, привил ему любовь к чтению книг.

Его эксперименты будили в мальчике любопытство, общение с ним раздвигало для Алёши мир далеко за пределы дома и семьи.

Помимо злых, алчных и несчастных людей, Алёша видел добрых и любящих его. Именно любовь спасла Алёшу в трудных жизненных ситуациях и заставила не прогибаться под сложный и жестокий мир.

Сочинения по теме:

  • Чувства героя и эмоции детства на страницах гоголевской повести сочинение
  • Цыганенок Ваня-лучший друг главного героя? сочинение
  • Добрая бабушка-отдушина маленького героя в жестоком мире в повести «Детство» сочинение
  • Бабушка, как ключевой персонаж в повести М. Горького «Детство». сочинение

Источник: http://1soch.ru/gorkiy-m/detstvo/opisanie-aleshi-kak-opisanie-gorkim-samogo-sebya

Нравственные искания Алеши Пешкова (по повести А. М. Горького «Детство»)

В своей суровой прозе он подчеркнуто обнажал горькую правду современной русской жизни. И все же каждая его строчка дышала непобедимой верой в че­ловека…

Детские годы для Алеши Пешкова стали хорошей школой жизни. Наказания и драки сменялись бур­ным весельем, вражда и предательство соседствовали с добротой и милосердием. Бабушка была носителем всего лучшего и светлого в доме. Алешу удивляло то, каким образом терпением и лаской всюду вносила она порядок и мир. Акулина Ивановна пользовалась большим уважением, все домашние ее любили.

Доб­рота ее души и нравственная сила сыграли в жизни мальчика определяющую роль: «До нее как будто спал я, вывела на свет, связала все вокруг меня в не­прерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим челове­ком, — это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Обратите внимание

Бабушка заставила задуматься героя повести над самыми важными вопросами: что есть доброта и вера? Каким должен быть человек?

Алеше очень нравился «бабушкин» Бог, он просил ее рассказать ему о Боге. Мы видим, каким себе пред­ставляла Бога бабушка: «Сидит Господь на холме, среди луга райского… А около Господа ангелы летают во множестве…

Бога видеть человеку не дано, — ос­лепнешь; только святые глядят на него во все глаза. А вот ангелов видела я; они показываются, когда душа чиста».

Алеша представлял, «что этому Богу легко и покорно подчиняется все: люди, собаки, птицы, пче­лы и травы; он ко всему на земле был одинаково добр, одинаково близок». Бабушкин Бог был герою понятен и не страшен, «но перед ним нельзя было лгать — стыдно.

Он вызывал у меня только непобедимый стыд, и я никогда не лгал бабушке». В памяти Алеши остались уроки бабушки, способствовавшие нравст­венному становлению мальчика. Одним из таких уро­ков явился случай, когда Алеша отомстил кабатчице.

Бабушке этот поступок не понравился: «в дела взрос­лых не путайся! Взрослые — люди порченые; они Бо­гом испытаны, а ты еще нет, и — живи детским разу­мом, жди, когда Господь твоего сердца коснется, дело твое тебе укажет, на тропу приведет, — понял? А кто в чем виноват — это дело не твое. Господу судить и на­казывать. Ему, а не нам!»

Дедов Бог и молитва отличались от бабушкиных. Дедов Бог — «существо вездесущее, всеведущее, все­видящее». Молился он твердо, точно повторял урок, крестился часто, судорожно кивая головой, голос его взвизгивал и всхлипывал.

В отличие от бабушкиного доброго и справедливого Бога, дед всегда подчеркивал в силе Божией ее жесто­кость: «…вот согрешили люди и — потоплены, еще со­грешили и — сожжены, разрушены города их». «…де­дов Бог вызывал у меня страх и неприязнь: он не лю­бил никого, следил за всем строгим оком, он прежде всего искал и видел в человеке дурное, злое, грешное».

Важно

В детстве, в период становления личности, ребенку особенно необходимы нравственные ориентиры в жизни. «Мысли и чувства о боге были главной пи­щей» для души Алеши. Бог в душе у мальчика ассо­циировался с образом бабушки, поэтому он ему и нра­вился, в отличие от Бога деда.

Первые уроки нравст­венности, полученные от бабушки, навсегда остались с Алешей: «Я не мог терпеть, когда ребята стравлива­ли собак и петухов, истязали кошек, гоняли еврей­ских коз, издевались над пьяными нищими и блажен­ным Игошей Смерть в Кармане». От Григория Ивано­вича, который совсем ослеп и ходил по улицам, прося милостыню, Алеша убегал.

Ему было «нестерпимо стыдно перед ним», стыдно, что дедушка отказал ста­рому мастеру в крове и еде.

Хорошей школой жизни стали для Алеши Пешко­ва детские годы. Столкнувшись с человеческой зло­бой и жестокостью, ему пришлось рано повзрослеть. Но сердце мальчика не очерствело, оно осталось от­крытым для любви к людям.

У бабушки Алеша нау­чился черпать силы, научился оптимизму, бескоры­стной любви к миру, она открыла ему светлого и доб­рого Бога. Бог для мальчика — это символ всего прекрасного, что окружает человека.

Размышления о «милом друге всему живому» способствовали духов­ному и нравственному становлению Алеши.

Источник: http://5litra.ru/soch/252-nravstvennye-iskaniya-aleshi-peshkova-po-povesti-a-m-gorkogo-detstvo.html

Ссылка на основную публикацию