Сочинение: тема в пьесе «вишневый сад»

Сочинение с планом по пьесе Чехова «Вишневый сад» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

План сочинения

1. Введение

2. Образ вишневого сада в произведении:

а) Что символизирует вишневый сад?

б) Три поколения в пьесе

3. Проблемы пьесы

а) Внутренний и внешний конфликт

4. Мое отношение к произведению

Вот уже больше века на сценах многих театров, причем не только российских, с успехом идет пьеса «Вишневый сад».

Режиссеры все ищут в этой комедии актуальные на данный момент мысли, и иногда даже ставят классическое произведение так, что, наверное, и сам Антон Павлович не смог бы понять, его это пьеса, или нет.

Тем не менее, одно остается неизменным – образ вишневого сада и его значение не только для героев произведения, но и страны в целом.

Обратите внимание

Вишневый сад – не просто участок земли с деревьями, вокруг которого разворачивается действие. Сад можно назвать отдельным персонажем, символизирующим жизнь дворян. Чехов не раз признавался в том, что очень любил имения.

Ему нравилось наблюдать, как проходит жизнь в усадьбах, как выстраиваются отношения внутри семьи, как живет «дворянское гнездо». А что такое гнездо? Это дом для птиц, состоящий из веток и прутиков .

И точно как птицы, под защитой своего сада, в котором росли, переплетаясь ветвями вишни, долгое время находились Раневская, ее брат Гаев и лакей Фирс.

При этом сад является неким порталом, позволяющим встретиться людям разных поколений. Их различие как раз передается через отношение к саду. Например, Раневская и Гаев очень любят его, постоянно предаются воспоминаниям о том, как раньше хорошо жилось, как сад объединял многих людей. Купец Лопахин относится к тому поколению, которое вышло из дворян, но живет настоящим и готово к переменам.

Именно поэтому он трезво оценивает ситуацию и предлагает множество вариантов, как можно сохранить землю, на которой стоит сад. И, наконец, Аня и Трофимов из тех, кто живет будущим. Им не хочется, чтобы сад был продан, потому что, в первую очередь, жалко Раневскую. Но все же они больше озабочены своей жизнью и своими отношениями. Это представители нового поколения, которые будут строить будущее.

Как это ни грустно, но в конце вишневый сад рубят, а вместе с тем заканчивается и век дворян, людей, которые не умели и не хотели работать. Они не могли решиться что-то изменить, а только мечтали за чашечкой чая, их, кстати, Чехов описывал во многих пьесах.

В речь Гаева, после того, как сад покупает Лопахин, автор пьесы вкладывает слова о том, что «теперь,… когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже…».

Потеря сада ведет к потере семейных ценностей, все разъезжаются и начинают жить по отдельности.

Важно

Таков внешний конфликт пьесы, но это драматургическое произведение, поэтому нужно копнуть глубже и раскрыть внутренний конфликт.

Всех герои произведения одиноки. Какая грустная история у Шарлотты Ивановны, как мучается Епиходов, потому что не знает, что ему делать в жизни.

Именно от этого чувства у многих персонажей появляются как бы случайные реплики, что-то они говорят невпопад, но только потому, что погружены в свои мысли.

Несмотря на то, что в пьесе отображаются три поколения, у всех людей одна проблема – все они недовольны жизнью. И ее даже покупкой вишневого сада не решить.

Тем не менее, Чехов писал комедию, а значит, стоит взглянуть на это произведение под этим углом, и не жалеть этих людей, а задуматься над собой, над своими пороками, попытаться что-то изменить. Я считаю, что эта пьеса создана, чтобы вдохновлять людей, возможно, поэтому она так популярна.

Характеристика образов в пьесе

Понять что-то о героях любой пьесы можно уже по списку действующих лиц в пьесе «Вишневый сад». Так Чехов не делит своих героев на главных и второстепенных, а только указывает их социальный статус. Кроме этого автор делает акцент на возрасте только трех персонажей — Вари, Ани и Фирса. Остальное о героях Чехова можно узнать из их речей и поступков.

Ведущей героиней пьесы является Любовь Андреевна Раневская. Она — помещица, которая раньше себе не отказывала ни в чем.

Потом, правда, на ее долю пришлись тяжелые испытания, она потеряла мужа, затем маленького сына, а границей растратила все свои деньги, правда не без помощи любовника, после чего вернулась в родное имение. Любовь Андреевна очень хочет сохранить сад, поэтому страдает из-за сложившейся ситуации.

Совет

Но принять идеи Лопахина она не может, потому что они противоречат всему тому, чем живет Раневская. Героиня имеет отменное воспитание, правда в новом мире все ее положительные качества ведут к гибели.

Этими же чертами характера обладает брат Раневской — Леонид Гаев. Но он слабее своей сестры, нуждается в ее поддержке и помощи Фирса. Он тоже хорошо образован, но его речи в новом мире подобны пустому звону.

Единственный человек, который предпочитает не так много говорить, сколько действовать – Лопахин. Ермолай Алексеевич – купец, родители которого были крепостными. Но он не глуп, разбирается во многих житейских вопросах и живет настоящим.

Он единственный, кто разрабатывает планы по спасению сада, но из-за бездействия многих, его уничтожает.

Хотя, как замечает Петя Трофимов, Лопахин — обладатель тонкой душевной организации, он умеет восхищаться природой и видит внутренний мир других людей.

Петя Трофимов — один из самых интересных персонажей. Он — вечный студент, который очень любит мечтать и верит в будущее. В его голове рождаются хорошие идеи, но, они не воплощаются в жизнь. Он не ленив, но не любит бытовые проблемы. Никто к нему не относится серьезно, только Аня, потому что она очень доверчивая и наивная.

В остальном же Аня очень похожа на свою мать, даже несмотря на то, что та ее отдала на воспитание брату, когда девочке было всего 12 лет. Аня хорошо воспитана, любит маму, дядю и сад, но внутренне готова к переменам.

У Ани есть сестра – Варя, приемная дочь Раневской. Если Аня живет также мечтами, то Варя – желанием служить Богу. Но пока она только больше всех трудиться из занимается хозяйством.

Обратите внимание

Кроме этих персонажей в пьесе есть еще несколько героев. У них не так много реплик, но все имеют яркие характеры и помогают лучше раскрыть характеры основных участников действия:

Симеонов- Пищик – трогательный герой, помещик. Он по уши в долгах, но готов идти в ногу со временем, поэтому сдает свои земли. И в итоге это ему приносит хорошую прибыль.

Шарлотта Ивановна – гувернантка, которая владеет многими цирковыми приемами. Внешне Шарлотта – комедийный персонаж, однако, она, как и все, очень несчастна, ведь не знает даже, откуда взялась.

Еще один персонаж, который не видит смысла в жизни – Семен Епиходов. Мало того, что он не знает, что ему делать, так еще постоянно попадает в какие-нибудь ситуации. Епиходов влюблен в прислугу Дуняшу, но эта девушка живет только в своих мечтах.

Еще два персонажа, на примере которых можно рассмотреть разницу поколений – Фирс и Яша. Они оба лакеи, но Фирс из тех, кто привязан к дому и хозяевам, и готов им служить до самой смерти, как и происходит. А Яша – молодой человек, который не ценит не только хозяев, но и даже свою маму.

Мини-сочинение

«Вишневый сад» — комедия, написанная Антоном Павловичем Чеховым, и которая повествует совсем не о веселых временах. В этом произведении отражены последние российские помещики, которые хранят традиции своих предков и не готовы меняться и пускать в свою жизнь новые правила.

Всю старую Россию Чехов представляет образом Вишневого сада – местом, где раньше собирались люди, где аристократы под тенью деревьев пили чай. Конфликт произведения строится именно вокруг сада – его необходимо продать из-за долгов. Но помещица Раневская и ее брат Гаев не хотят с ним расставаться. Вишневые деревья для них – возможность спрятаться от новой жизни.

Между тем Чехов отобразил в пьесе и другое поколение – людей, которые тоже дорожат временем дворян, но готовы меняться. Один из таких героев – Симеонов-Пищик. Также автор показал новое поколение – людей, мечтающих о прекрасном будущем. Это Аня и Петя Трофимов, который всегда будет молод душой.

Проблема героев в том, что они очень много говорят, но ничего не предпринимают. Все они одиноки, не любят свою жизнь, а некоторые не видят в ней никакого смысла. И только один человек – Лопахин, начинающий предприниматель, уничтожает предмет споров, то есть сад, и дает всем шанс начать все сначала. Другое дело, что не все это смогут.

Важно

Для меня это не комедия, а все-таки трагедия, ведь прошло столько времени, а проблемы остались те же.

Источник: http://resoch.ru/sochinenie-s-planom-po-pese-chexova-vishnevyj-sad/

Сочинение на тему: Жизнь и сад (по пьесе Чехова «Вишневый сад») – Сочинение

Жизнь и сад (по пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»)

«Вишневый сад» — последнее произведение Чехова. Неизлечимо больной, осознающий свою близкую кончину, писатель мучительно раз­мышляет о судьбе страны, о том, кому можно доверить Россию, ее красо­ту и богатство.

Вишневый сад — образ сложный и неоднозначный. Это и конкретный сад, привычный для русских селений, но это и образ-символ. Символ красоты русской природы, национальных традиций, запечатленных в литературе, музыке, живописи.

Это — центральный образ пьесы, который объединяет собой другие персонажи.

На первый взгляд это только родственники и старые знако­мые, волей случая собравшиеся в поместье в пору цветения вишневого сада, чтобы решить свои житейские проблемы.

И тем не менее это не случайные люди. Писатель органично соединяет персонажей разных возрастов и разных социальных групп для решения своих творческих задач.

Самый старый человек в пьесе — Фирс. Все его идеалы — в прошлом, до 1861 года, «до воли», которую он считает началом всех бед. Это чело­век, лишенный личностного начала, вся его жизнь посвящена господам. Но нельзя сказать, что Фирс — человек косный и ограниченный. В старом лакее есть удивительное качество, которым в пьесе наделен он один. Это — преданность.

Фирс искренне, с отцовской нежностью любит своих господ, готов бесконечно их оберегать, в нем очень сильно чувство пат­риархального единства, цельности.

С Фирсом эта цельность и беззавет­ная преданность из жизни уйдут, ибо в современном обществе они уже излишни, да и сам Фирс со своим стремлением всех соединить, уберечь от беды не в силах сохранить главное — родное гнездо, сад.

Читайте также:  Топовые книги про бизнес

Более молодые герои пьесы — русские помещики брат и сестра Гаев и Раневская. Чехов отдает дань образованности, эстетической развитости русского дворянства. Действительно, Гаев и Раневская — умные, чуткие люди, умеющие ценить красоту. Раневская — добрый человек.

Совет

Чехов наделяет ее прекрасной внешностью, которая гармонирует с ее внутрен­ней утонченностью и благородством.

Но при всей своей развитости и ду­шевном богатстве Раневская и Гаев лишены чувства реальности, элемен­тарной практичности и дальновидности, которые столь важны для забо­ты о близких, детях, стариках, наконец, о самих себе.

Гаев и Раневская безответственны по отношению к окружающим людям и саду — красо­те, которую они тонко чувствуют и ценят, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения. Эти герои обнаруживают свою пол­ную нежизнеспособность. В своей беспомощности они жалки и более того — смешны.

Но в пьесе есть и образ очень энергичного человека — Лопахина. Это — русский капиталист, потомок крепостных, хорошо помнящий и своих простых и униженных предков. Лопахин — человек удивительно деятельный.

Он чувствует красоту: его восхищают цветущее маковое по­ле, сад, «прекраснее которого нет ничего на свете». И в то же время вполне понятен его восторг по поводу удачной продажи мака. Лопахин не злодей, пробравшийся в благородное семейство с недобрыми целями.

Это глубоко порядочный человек, искренне привязанный к Раневской; он пытается научить ее, как спасти сад.

Но его деловитость вытравляет в нем духовность, и он сам это понимает: не может читать книги, не умеет любить… Лопахин спасает вишневый сад, но как? Он его вырубает, что­бы строить там дачные участки, и красота умирает в его цепких и креп­ких руках.

Очевидно, что автор не на стороне человека, который рубит топором стволы прекрасных деревьев. Лопахин чувствует себя хозяином жизни. В чем-то сродни ему бездушный лакей Яша.

Обратите внимание

Это единственный герой в пьесе, о котором нельзя сказать ни одного доброго слова. Каким-то неве­домым топором в нем вырублены доброта, любовь к матери, чувство при­вязанности к месту, где родился и вырос.

В этом он прямая противопо­ложность Фирсу, у которого эти качества необычайно развиты.

Чеховские идеалы в пьесе многие связывают с образами молодежи — Пети Трофимова и Ани. Безусловно, эти герои бескорыстны, мечтатель­ны, чисты. Но автор не спешит связать с ними свои надежды на новую жизнь.

Петя олицетворяет собой определенный тип людей: он «вечный студент», «Мы выше любви», — заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству. Во всем облике этого персонажа сквозит какая-то недостаточность, неглубокость, отсутствие жизненной силы.

Нет в нем того, что во все времена ценилось на Руси, — основа­тельности.

Автор не может доверить ему красоту, да и сам герой не пытается спа­сти сад. Его не волнует самая важная для Чехова проблема. Петя смот­рит на все слишком поверхностно; не зная подлинной жизни, он пытает­ся переустроить ее на основе надуманных идей.

В конце чеховской пьесы стоит не точка, а знак вопроса. Давно отме­чена особенность «бесконечных» произведений этого писателя: читатель как бы соучаствует в изображаемом действии, а не остается сторонним наблюдателем.

Чехов как-то сказал, что в человеке все должно быть прекрасно… И, читая «Вишневый сад», размышляя о жизни и поступках его героев, мы задумываемся над судьбой России и ее красоты.

Кто же спасет красоту?

Здесь искали:

  • сочинение на тему вишнёвый сад
  • сочинение вишневый сад
  • вишневый сад сочинение

Источник: http://Sochineniye.ru/sochinenie-na-temu-zhizn-i-sad-po-pese-chehova-vishnevyj-sad/

Сочинение на тему Дом в пьесе Вишнёвый сад, Чехов читать бесплатно

­Дом

«Вишнёвый сад» – одно из самых известных произведений русского классика А. П. Чехова, которое он написал незадолго до смерти. Примечательно то, что он и сам выращивал сад в Мелихове, а в Крыму рядом со своим домом имел еще один прекрасный южный сад.

Таким образом, сад для него, как и для его героев, много значил. Ведь не зря один из ключевых персонажей, Петя Трофимов, говорит «Вся Россия — наш сад». Получается, что под термином «Вишнёвый сад» автор подразумевал «дом».

Этот сад для жителей имения значил не меньше, чем дом, и даже в каком-то смысле больше.

Как говорит помещица Любовь Андреевна, без этого сада жизнь ее теряет всякий смысл. А. П. Чехов при написании этой пьесы ставил своей задачей донести до читателей, роль вишневого сада в жизни людей.

Важно

Если для Раневской, ее брата Леонида Андреевича Гаева и всех, кто имеет какое-то отношение к ее дому, этот сад – целая жизнь, то для купца Лопахина, который был когда-то крепостным, но затем неожиданно разбогател, этот сад представляет коммерческий интерес. Сам про себя он говорит, что так и остался «мужик мужиком».

После того, как имение будет продано с торгов, единственным применением для сада он видит следующий выход – разбить землю на участки и отдать их дачникам.

Такое решение вопроса у Любови Андреевны Раневской вызывает, по меньше мере, удивление, а по большей, возмущение. Ее успокаивает только одно, что где-то в Ярославле у них есть богатая тетка, которая, возможно, поможет им выкупить дом. Тетушка, хоть и недолюбливает их, но деньги высылает.

Однако этих денег недостаточно, чтобы сохранить имение. Тогда Раневская решает прожить на них в Париже вместе со своим любовником. Конфликт в пьесе показан идейный, хотя на первый взгляд кажется, что борьба идет за вишнёвый сад.

Автор показал образ жизни простых крестьян и бывших дворян, таким образом, сделав упор на противоборстве социальных сил.

С одной стороны ведется борьба за вишнёвый сад, который для главных героев, воплощение прошлого, настоящего и неясного будущего, а с другой стороны показано недовольство жизнью главных героев.

В самом начале пьесы Лопахин предлагает владельцам имения сдать сад в аренду для дачников, так как видит в этом решение их вопроса, но Гаев и Раневская не готовы принять материальное благополучие взамен за свой родной вишнёвый сад, ставший для них домом.

В то же время, когда имение уже продано, казалось бы, как груз с плеч, успокоение опять же не приходит ни к дворянам, жившим в нем, ни к купцу Лопахину, купившему его.

Совет

Чеховские герои, кажутся глуховатыми по отношению друг к другу. Крепостные, пусть даже бывшие, не могут понять проблем дворян, а те, в свою очередь, не могут понять логику новоиспеченных купцов. Каждый из них несчастен по-своему, каждый погружен в свои личные переживания, поэтому полноценного общения между ними не получается.

Одно остается неизменным – вишнёвый сад и целая эпоха, ушедшая с торгов вместе с ним. Автор и сам понимает, что утрата такого сада равносильна потере семейного благополучия. Все герои произведения, и даже поверхностный Гаев, тревожатся о будущем сада. Потеря этого сада вызывает ощущение жизненной катастрофы и тупика.

Он, так или иначе, влияет на дальнейшую жизнь каждого героя.

см. также:
Другие сочинения по произведению Вишнёвый сад, Чехов

Характеристики главных героев произведения Вишнёвый сад, Чехов

Краткое содержание Вишнёвый сад, Чехов

Краткая биография Антона Чехова

Источник: http://www.sdamna5.ru/dom_vishnevy_sad

Сочинение на тему Чехова недотепства в пьесе Вишневый сад, – Сочинения по литературе

Читайте также:
Сочинение на тему Чехова Лопахин – порядочный человек по всех смыслах по пьесе Вишневый сад

ОБЛИЧЕНИЕ НЕДОТЕПСТВА В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»<\p>

Лопахин: Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал.

А. П. Чехов. Вишневый сад

Каждая пьеса Чехова — это всегда произведение совершенно неповторимое, оригинальное. Читая любую из них, будь то «Чайка» или «Три сестры», «Дядя Ваня» или «Вишневый сад», мы сразу ощущаем атмосферу, в которой живут, страдают, любят герои. «Вишневый сад» — это пьеса о родине, о мнимых, настоящих хозяевах России, о близком превращении всей страны в прекрасный вишневый сад.

Создавая эту замечательную пьесу, А. П. Чехов прежде всего представлял себе вишневый сад, весь в снегу белоснежных цветов, потом озеро, затем старинный дом Раневской и Гаева — последних отпрысков знатного рода.

Их прощание с вишневым садом — это прощание с жизнью, это крах дворянства.

Характеры чеховских героев сложны и многогранны, но почему же все-таки мы можем «объединить» в одну «группу» таких людей, как Раневская и Гаев, Фирс и Яша, Дуняша и Епиходов? Это «недотепы «, как говорит Фирс, старый слуга.

На первый взгляд может показаться странным, как можно назвать Раневскую, такую милую, добрую, умную женщину, «недотепой «. Что же такое «недотепство», в чем оно выражается? Прежде всего это неприспособленность к жизни, безволие, лень, непоследовательность.

Есть ли все это у Раневской и Гаева? Бесспорно, есть. Раневская способна сказать о себе правду, иногда очень горькую, но изменить что-то в жизни, сделать лучше для себя и для всех, кого она так любит, она не способна.

Любовь к родине, к дому, к саду (что для нее как-то сливается в одно очень сильное чувство) — это умиленное созерцание, вздохи, ахи.

Изза своего безволия она не может спасти любимый вишневый сад и уезжает в Париж, который покинула с такой радостью несколько месяцев назад. Что с нею дальше будет, не известно ни нам, ни ей самой.

Обратите внимание

А вот перед нами Леонид Андреевич Гаев — «истинный аристократ «. Это человек без прошлого, без настоящего, без будущего. Это уже какая-то пародия на человека. Если у Раневской мы еще можем найти много хорошего, у нее всегда хватает чуткости и такта, то у Гаева не осталось (а может, и не было) ничего привлекательного.

Ему, по сути дела, ничего особенно не дорого, у него нет никаких стремлений либо желаний. Живя, по-видимому, уже несколько лет за счет Лопахина, он всегда найдет повод оскорбить его за мужицкое происхождение.

Его ежедневная игра в бильярд с самим собой, его «философские» рассуждения по любому поводу (например, перед шкафом) — разве это не признаки морального упадка? Быть никому не нужным, кроме Фирса, и самому ни в ком не нуждаться — разве это н приговор самому себе, своей никчемности и младенчеству? Предать все, что, казалось бы, так дорого: сад, дом, верного Фирса— разве это не самое яркое «недотепство»? А. П. Чехову потрясающе удалось показать какую-то внутреннюю связь господ со своими слугами. Ведь Фирс, Яша, Епиходов, Дуняша — это пародии на хозяев, это целая «галерея» карикатур. Яша — это типичный «холуй и хам», это пародия на пародию. Его «ум», «образованность», «занятость» проявляются на каждом шагу. Родную мать называет «необразованной женщиной», себя же считает достойным жить только в Париже.

Вот Епиходов — самый яркий «недотепа», с его вечными несчастьями, пустопорожними разговорами. Что же это за имение, где управляют Епиходовы, и каковы должны быть его господа? Вот, наконец, Фирс — старый преданный слуга, добровольно отдавший себя в рабство господам.

Он отражает аристократические замашки Гаева. Если Гаев — это Аристократ с большой буквы, то Фирс — это Слуга с большой буквы.

Для него главное, чтобы все было по ритуалу: подает в белых перчатках, когда в доме и естьто нечего, беспрестанно беспокоится о драгоценном здоровье Гаева, когда тому уже, слава богу, за пятьдесят лет.

Читайте также:  Можно ли проявить смелость в повседневной жизни?

Когда Фирса, никому не нужного, покидают в доме, он и не думает обижаться на господ, а только беспокоится, какое пальто надел Леонид Андреич, которого он, вероятно, видит последний раз. «Жизньто прошла, словно и не жил… Эх-ты… недотепа!..» — говорит он о себе.

Вот так же точно прошла жизнь у всех «недотеп»: глупо, бессмысленно. Они уходят, ничего после себя не оставив, и мы провожаем их смехом, ибо они уходят в прошлое и никогда больше не вернутся. На смену им приходят новые люди, новые формы жизни. Прекрасное будущее — Россия, похожая на цветущий сад, уже не за горами. И это гениально предсказывает в своей пьесе Антон Павлови ч Чехов.<\p>

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-chehova-nedotepstva-v-pese-vishnevyj-sad/

Будущее в пьесе Чехова “Вишневый сад”

Ожидание грядущих перемен, нацеленность на новую жизнь – один из главных мотивов, который зарождается уже в экспозиции, до приезда Раневской. Все действующие лица пьесы живут заботой о ближайшем будущем. Но есть и другое будущее – более отдаленное.

В отношении к нему выявляется сущность личности: умение сориентироваться в обстоятельствах, быть готовым к переменам и проявить настойчивость в принятии решений.

Легкомыслие Раневской, которая может стать в будущем иждивенкой дочери, довершает негативное в ее характеристике.

Важно

В общем потоке времени будущее вырастает в яркий образ-символ, включающий историческую, социальную и нравственную составляющую. Мысль о прекрасном будущем звучит в монологе Пети Трофимова: “Россия это наш большой сад.

Земля очаровательная и великая, много на ней есть прекрасных и чудесных мест…” В тексте образ будущего осмысливается философски. Его истоки в прошлом, поэтому герои постоянно живут воспоминаниями.

Объяснение нынешнего положения дворян находит Петя в искуплении давних грехов за страдания крепостных.

Оказывается, люди не живут вне забот о далеком будущем. Оно вырисовывается как цель, в свете которой оценивается настоящее, требующее радикальных перемен, не удовлетворяющее никого.

Даже преуспевающий негоциант Лопахин недоволен им: “О, поскорее бы утихла, быстрее бы поменялась как-нибудь наша неблагополучная, несчастная жизнь”.

Мечта о будущем побуждает совершать поступки, решительно порывать с прошлым и настоящим, идти в новую жизнь.

Несмотря на идейное и социальное различия, Трофимов и Лопахин едины в определении способа достижения будущего. И купец, и студент осознают, что главное – свободный труд, без которого нет полноценной жизни.

“Надо начать только что-нибудь делать, чтобы осознать, насколько мало остолось порядочных и честных людей.

Когда мне не спится, я постоянно думаю: господь нам дал громаднейшие леса, необъятные луга и поля, незримые горизонты, и, живя среди этого всего, мы обязаны сами стать великанами по настоящему…” – говорит практичный Лопахин.

Совет

Практик Лопахин и мечтатель Трофимов ждут одного и того же – перемен в жизни. Потому так легко они общаются в последнем акте “Вишневого сада”.

Для Пети жизненный смысл заключается в том, чтобы всегда находится в первых рядах к наивысшей правде, стремится к высшему счастью, и он верит, что если не дойдет сам, то дойдут другие.

Лопахин, измученный неопределенностью, пустой и ненужной суетой в доме Раневской и Гаева, ждет часа, когда он начнет работать “подолгу, без устали”. Тогда ему станет легче жить, в жизни появится смысл.

Однако автор языком драматургии выказывает недоверие их жизненной позиции. Почему Петя никак не кончит курс? Носит старые калоши? Не спешит ли Лопахин, не забывает ли о людях, без промедления пуская под топор вишневый сад?

Долгое время было расхожим мнение, что светлое будущее России связано с деятельностью Ани и Пети.

Но как много способен совершить человек, образ которого снижен такими деталями, как падение с лестницы, и оскорбительным “облезлый барин”? Только 17 лет Ане, вылетающей в самостоятельную жизнь из дворянского гнезда.

Смогут ли они превратить Россию в прекрасный сад и стать счастливыми в счастливой стране? Драматург остается верен объективному принципу изображения. У него нет уверенности, которая передалась бы зрителю.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/12/budushchee-v-pyese-chekhova-vishnevyy-sad.html

Сочинение «Сочинение по пьесе Чехова «Вишневый сад»»

Зрелые пьесы Чехова, построенные на конкретном бытовом материале, обладают вместе с тем и обобщающим, символическим значением. Смысл «Вишневого сада» (1903) также вовсе не сводится только к истории о том, как на смену старым владельцам имения — дворянам — приходит ловкий и предприимчивый капиталист.

Вишневый сад в пьесе Чехова перерастает в символ красоты, чистоты, гармонии. Утрата его равносильна утрате счастья. Тем самым пьеса перерастает свое время, оказываясь близкой и понятной читателям другой исторической эпохи.

В чеховской драматургии вообще и в пьесе «Вишневый сад» в частности на первый план выступают общечеловеческие проблемы, объясняющие их широкую популярность во всем мире.

Обратите внимание

В последней пьесе Чехова появляется чрезвычайно важный для драматурга мотив железной дороги. Именно потому, что железная дорога прошла возле имения, вишневый сад обречен. Еще недавно имение было бездоходным, но теперь положение изменилось: появилось хорошее и удобное сообщение с городом.

Теперь, по убеждению Лопахина, выгоднее вишневый сад разбить на дачные участки, а деревья вырубить. Железная дорога у Чехова означает объективную, независимую от действующих лиц угрозу, нависшую над вишневым садом.

Однако в двигающихся событиях есть и личная вина Раневской, Гаева и других героев.

Сложность образа Раневской, парадоксальное сочетание в ней хороших, добрых человеческих качеств и равнодушия, эгоизма, даже жестокости есть следствие как объективных, так и субъективных причин, в силу которых ее нежность, бескорыстие, мягкость, доброжелательность неуловимо преобразуются в легкомыслие и безответственность. Существуют диаметрально противоположные оценки чеховской героини. В ней видели воплощение «нежной любви к России и ее прошлому» (артист И. В. Ильинский), но ее же называли «очаровательной паразиткой» (литературовед В. В. Ермилов). В Раневской, действительно, ощущаются отзвуки прекрасных традиций духовной культуры, но с высоты этих традиций Чехов как раз и судит ее, причем судит суровым судом. Гибель вишневого сада и на ее совести. Чеховская идея о личной ответственности человека за выбор жизненной позиции, за судьбы красоты в мире является одной из главных в пьесе; она определяет авторское отношение ко всем действующим лицам.

В раскрытии авторского замысла «Вишневого сада» особо важная роль принадлежит Лопахину. Среди русского купечества были уже люди, явно «выламывающиеся» из своего класса, как, например, у М. Горького Фома Гордеев, а потом и Егор Булычев. Противоречивость, внутренняя неустойчивость подобных людей были убедительно переданы Чеховым в образе Лопахина.

Истоки его противоречивости в двойственности его социального положения. Ермо-лай Лопахин, став очень богатым человеком, не может забыть своего мужицкого происхождения. Уничтожение вишневого сада вызывается у него, в первую очередь, не столько страстью к наживе, сколько местью за недавнее унижение.

В Лопахине живут и борются два человека: «тонкая и нежная душа» и «хищный зверь» (и то, и другое определения принадлежат Пете Трофимову).

В нем отражается противоречие между объективным смыслом его действий и субъективными намерениями. Драматизм Лопахина состоит в том, что сам-то он не осознает в себе никакого «звериного начала».

Ему кажется, что действия и поступки его вызваны и оправданы стремлениями высокими и благородными. Он думает о себе как о строителе не просто дачных участков, но какого-то счастливого будущего, новой жизни.

Важно

Но даже в момент торжества у Лопахина чувствуется щемящая нота безнадежности, разочарования. Его постоянно мучает какая-то внутренняя неудовлетворительность.

Есть у него искренняя жажда духовности: он уже не может жить по-старому, только в мире барышей и чистогана. Но как жить иначе, он и вовсе не представляет. Отсюда и трагический отсвет, который лежит на Лопахине, отсюда его ущербность, надорванность, странное сочетание мягкости и грубости, невоспитанности и интеллигентности, что проявляется не только в его поступках, но и в речи.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-sochinenie-po-pese-chexova-vishnevyj-sad/

Пьеса А. П. Чехова “Вишнёвый сад” на все времена

Сочинения › Чехов А.П. › Вишневый сад

Готовые Домашние Задания

Антон Павлович Чехов вошел в русскую литературу рассказами, пьесами, повестями.

Чехов создал множество рассказов, огромную коллекцию произведений, посвященных одной теме — теме России.

Автор был поразительно щедро наделен талантом человечности. Он умел чувствовать чужую боль, умел сопереживать. Но для этого необходимо было видеть боль своего ближнего. Горький писал: “Он освещает скуку, нелепости, стремления, весь хаос жизни с высшей точки зрения”.

Сюжет всех произведений Чехова прост. В пьесе “Вишневый сад” все действие сводится к продаже вишневого сада. Показывая жизнь семейства Гаева—Раневской, Чехов передает их отношение к продаже сада.

В пьесе сталкиваются люди трех поколений: Гаев и Раневская — Россия прошлого, Лопахин — Россия настоящего, Петя Трофимов и Аня — это Россия будущего.

Писатель с некоторой иронией описывает Раневскую и Гаева. С продажей сада решается судьба всей семьи, ведь вишневый сад — это их наследство, оставшееся после родителей. Сад — это последнее, что у них осталось. И Раневская, Гаев очень любят свое имение, свой сад.

Ведь здесь воспитано было не одно поколение, поэтому мысль отдать сад под дачи не укладывается у них в голове. Они не хотят понимать, что для того, чтобы спасти сад и честь семьи, нужно что-то делать, а они сидят и абсолютно ничего не делают.

Раневская и Гаев по-детски беспомощно прячутся от этого вопроса.

Когда впервые видим Раневскую, она кажется милым и добрым человеком. Ей можно даже посочувствовать: ведь она пережила много горя. У нее умер сын, и, спасаясь от гнетущей ее обстановки, она уезжает в Париж. Но и в Париже она не становится счастливой.

Совет

Любовь Андреевна полюбила негодяя, который безжалостно грабит ее, хотя она и сама отдает ему последние деньги. Раневская упрекает себя за бессмысленную трату денег, видит, что Варя из экономии “кормит всех молочным супом”, но в это же время устраивает никому не нужную вечеринку. В этот момент в ней много фальши.

Как же можно любить своих дочерей и оставлять их на произвол судьбы, забирая у них последние деньги и уезжая в Париж?! На словах она их очень любит, ну а в жизни?! Может быть, ее оправдывает любовь? Но любовь к негодяю и подлецу нельзя назвать сильным или высоким чувством.

Читайте также:  Анализ рассказа чехова «толстый и тонкий»

Но она, как женщина очень мягкого характера, помогает людям, Лопахин вспоминает, как она его приласкала. +

Гаев не такой, как Раневская. Он тоже иногда способен сказать простые, искренние слова. Если Раневская — “легкий, простой человек”, то Гаев чувствует себя аристократом. Но, честно говоря, репутация аристократа, разорившегося “на леденцах”, довольно сомнительная. Гаев — ограниченный человек. Из его разговоров можно узнать, что в жизни его ничего, кроме бильярда, не интересует.

И Раневская, и Гаев сами губят себя. Они боятся смотреть правде в глаза, не замечают ничего и никого, кроме себя.

Совсем другой человек Лопахин. Он в состоянии реально оценить обстановку, дает советы. Лопахин помогает своим бывшим хозяевам ссудами, не надеясь получить деньги обратно.

Лопахин — расчетливый хозяин. Он видит, что имение можно спасти только распределением сада на дачи. На аукционе Лопахин сам покупает вишневый сад.

Он имеет полное право радоваться, ведь отец и дед его были рабами у родителей Раневской и Гаева. “Купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже на кухню”, — говорит он.

Обратите внимание

Лопахин — капиталист, и Чехов в своей пьесе показывает, как жажда денег калечит человека.

Новое поколение, поколение будущего, в пьесе представляют Петя Трофимов и Аня. Показывая Петю, автор дает понять, что рождается новый человек, не похожий на предыдущих.

Аня появляется на сцене в самом начале пьесы. Она сразу же покоряет своей простотой, искренностью, некоторой наивностью. Аня искренна во всех своих поступках, может быть, поэтому Петя и полюбил ее. Трофимов (“вечный студент”) влюблен в Аню, но считает себя “выше любви”. Их отношения проникнуты настоящей дружбой. Под влиянием Пети и формируется характер Ани.

Петя пользуется большим авторитетом у всего семейства. Конечно, над Петей можно шутить, называть его “вечным студентом”. Но при всей своей доброте и наивности Петя лучше всех разбирается в людях.

Петя — человек благородства и гордости. Он не хочет брать денег у Лопахина. “Я свободный человек”, — говорит он. Сила денег не имеет над ним никакой власти. Цель его жизни — дойти до “высшей правды”.

И Чехов верит, что Петя и Аня обязательно найдут эту правду.

Больше всех из пьесы мне понравился Лопахин. Мне нравятся люди практичного ума, умеющие смотреть правде в глаза, но вместе с тем добрые и великодушные.

Сочинения по теме:

  • Величайшее произведение А. П. Чехова “Вишнёвый сад” сочинение
  • Сюжет и глубокий смысл пьесы А. П. Чехова “Вишнёвый сад” сочинение
  • Социальное описание жизни русского народа в пьесе А. П. Чехова “Вишнёвый сад” сочинение
  • Образ вишнёвого сада в одноимённой пьесе А. П. Чехова сочинение

Источник: http://1soch.ru/chehov-ap/vishnevyy-sad/pesa-a-p-chehova-vishnevyy-sad-na-vse-vremena-2

Главная тема пьесы «Вишневый сад» — сочинения для 10 класса

  1. Проблема тематики пьесы «Вишневый сад»
  2. Главная тема пьесы
  3. Система образов как средство раскрытия темы произведения

В последней пьесе А.П.

Чехова «Вишневый сад» темой стала обычная на рубеже веков ситуация – продажа имения и когда-то роскошного вишневого сада разорившихся дворян.

Однако продажа сада – это то, что лежит на самой поверхности, а на самом деле тема и идея пьесы «Вишневый сад» гораздо глубже.

Упадок дворянства как сословия и потеря ими своих родовых гнезд, разрушение формировавшегося веками уклада жизни, появление нового класса предпринимателей, идущих на смену дворянству, революционные идеи об изменении жизни, вызывающие у автора сомнение- все это и послужило замыслом пьесы.

Важно

Однако мастерство Чехова было столь велико, что его финальная пьеса получилась настолько многослойной, что ее смысл оказался намного глубже первоначального замысла. Кроме самой видимой темы можно выделить и ряд других не менее значимых.

Это и конфликт поколений, и непонимание друг друга, внутренний разлад персонажей, заключенный в неумении любить и слышать других, осознанное разрушение своих корней, забвение памяти о предках.

Но самая актуальная и на сегодняшний день тема произведения «Вишневый сад» – это разрушение красоты человеческой жизни и исчезновение связующих звеньев между поколениями. А сам сад в этом контексте становиться символом уничтожения целой культуры.

И ведь не случайно во втором действии у Шарлотты Ивановны оказывается ружье, ведь, по словам самого Чехова, ружье обязательно должно выстрелить. Но в этой пьесе выстрел так и не прозвучал, а между тем происходит убийство сада, олицетворяющего красоту.

Главная тема пьесы

Так какую же тему можно выделить как главную? Тема пьесы «Вишневый сад» выбрана не случайно, Чехова очень интересовала данная проблема, так как и его семья в свое время лишилась своего дома, проданного за долги. И он все время пытался понять чувства людей, теряющих свое родное гнездо, вынужденных оторваться от своих корней.

Работая над постановкой пьесы, А.П. Чехов состоял в плотной переписке с актерами, задействованных в ней. Ему было крайне важно, чтоб персонажи были представлены публике именно так, как он задумывал.

Почему это имело такое огромное значение для драматурга? Антон Павлович стал первым писателем, не делившим героев на положительных или отрицательных. Каждый образ, созданный им, так приближен к реальным людям, что в них легко найти какие-то черты и самих себя и своих знакомых.

Его выражение: «Весь смысл и драма человека внутри, а не во внешних проявлениях: Люди обедают, и только обедают, а в это время складываются их судьбы и разбиваются жизни» доказывают, что для Чехова на первом месте стоял интерес к человеческим характерам.

Ведь, как и в жизни нет людей представляющих абсолютное зло или добро так и на сцене. И совершенно не случайно Чехова называли реалистом.

Можно сделать вывод, что главная тема «Вишневого сада» Чехова- это жизнь, показанная через созданные образы.
Жизнь, в которой очень часто желаемое расходиться с действительностью. Ведь историю делают люди, а идеальных людей нет, что весьма наглядно и показал Антон Павлович.

Система образов как средство раскрытия темы произведения

Система образов в пьесе разделена по принадлежности героев к определенному времени. Это прошлое, настоящее и будущее. Что осталось в прошлом? Легкость, красота, многовековой образ жизни, понятный всем. Ведь были только «мужики» да «господа». Господа жили в свое удовольствие, а простой люд работал.

И те и другие плыли по течению, а принимать твердые решения относительно своей жизни не было необходимости, ведь все настолько было устоявшимся. Но на смену старому режиму пришла отмена крепостного права. И все смешалось. Оказалось, что умные, чувствительные, отзывчивые и щедрые аристократы не могут вписаться в наступившую эпоху.

Они по-прежнему умеют видеть и чувствовать красоту окружающую их, но спасти не в силах. Им противопоставлено настоящее. Настоящее оно жесткое и циничное. Лопахин – вот настоящее. Он умеет видеть и ценить красоту, однако в его сознании твердо сидит умение получать прибыль.

Совет

Ему горько сознавать, что он уничтожает прошлое, но поступить по-другому не может.

И, наконец, будущее. Оно настолько туманно и сумрачно, что невозможно сказать, каким оно будет: радостным или горьким. Однако видно, что у будущего в настоящем происходит разрыв с прошлым. Теряют значение родственные связи, привязанность к своему дому, и становится заметна еще одна тема произведения: одиночество.

Чехов на многие года опередил развитие театра. Его произведения настолько тонки в своем содержании, что очень тяжело выделить какую- то одну основную тему пьес. Ведь анализируя их, становиться понятно, что он стремился показать всю глубину жизни, тем самым став непревзойденным мастером в изображении «подводных течений».

Главная тема пьесы Вишневый сад Чехова, основная идея рассказа | источник

Источник: http://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/glavnaya-tema-pesy-vishnevyj-sad-sochineniya-dlya-10-klassa.html

сочинение на тему нужно ли спасть вишневый сад в пьесе Чехова – Школьные Знания.com

Пьеса “Вишневый сад” — последнее произведение Антона Павловича Чехова. Литератор был неизлечимо болен и сознавал, что совсем скоро уйдет из жизни.

Вероятно, именно поэтому пьеса пронизана какой-то особенной грустью, нежностью, лиричностью. «Вишневый сад» поражает читателя метафоричностью, глубиной персонажей.

Каждая сцена здесь многогранна, неоднозначна; каждая деталь становится олицетворением былой, уходящей жизни, но все же такой родной и знакомой.

В пьесе словно встретились три эпохи: прошлое, настоящее и будущее. Одни герои живут вчерашним днем, лелея теплые воспоминания о прошлом, другие знают цену времени, заняты повседневными делами и готовы извлечь выгоду и пользу из любого дела, третьи же уверенно смотрят в завтрашний день, заглядывая в будущее еще далекое и неизведанное.

Производит неизгладимое впечатление и художественная нагрузка, возложенная на пейзаж. Фоном, на котором развиваются события пьесы, служит вишневый сад.

Сад – воплощение неизбежно уходящего прошлого, канувшей в небытие привычной, тихой, беззаботной жизни.

Станиславский в воспоминаниях о Чехове писал, что писатель в своем произведении «…обласкал прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе.»

Обратите внимание

Вишневый сад — тихое семейное гнездо, островок домашнего покоя и уюта, с которым герои прочно связали все самое светлое и родное, что согревает душу.

Здесь словно собраны мечты и надежды, стремления и воспоминания Раневской и Гаева – представителей поколения «прошлого», людей инертных и нерешительных, тех, кто привык к легкой, беззаботной жизни, над которой, казалось героям, не властно само время.

Персонажи год от года нежно лелеяли кладезь своих воспоминаний, даже не задумываясь о том, что старые порядки вскоре канут в Лету и героям придется учиться жить в новом мире, где, как оказалось, не место праздным мечтателям.

Так нужно ли спасать вишневый сад? Нужно ли спасать старую дворянскую Россию, воплощением которой и является этот «персонаж» (образ вишневого сада настолько продуман, осязаем, что его смело можно назвать еще одним «действующим лицом» пьесы)? Несмотря на то что вишневый сад является символом минувшего, разве заслуживают нежно хранимые воспоминания быть уничтоженными только потому, что люди «новой эпохи» не сознают их ценности, значимости? Нет. Сад был и остается все тем же воплощением пусть и не сбывшихся, но все же удивительно добрых, светлых и чистых мечтаний, надежд; отголоском счастливого и беззаботного прошлого, дорогого сердцу главных героев пьесы.

Итак, старый уклад жизни меняется под натиском молодых, энергичных, деятельных людей, но это вовсе не значит, что воспоминания о прошлом должны быть уничтожены, ведь память – это часть истории, культуры. Именно поэтому вишневый сад «имеет право на жизнь» и достоин «спасения», ведь «он хранит в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни».

Источник: https://znanija.com/task/24599802

Ссылка на основную публикацию