Образ мистера домби в романе чарльза диккенса «домби и сын»

Образ мистера Домби в романе Чарльза Диккенса «Домби и сын» | Литерагуру

Роман, изданный в 1848 году, представляет собой описание семьи владельца торговой фирмы.  Действие начинается с рождения долгожданного наследника Поля, который должен будет продолжить дело отца.

Фанни, (миссис Домби) умирает во время родов. Но этот факт не сильно тревожит мистера Домби, ведь жена выполнила свой главный долг – родила ему наследника.

Помимо сына у него остается шестилетняя дочь Флоренс, которую отец старается упорно не замечать:

«Этот ребенок  был  фальшивой монетой, которую нельзя вложить в дело»

Обратите внимание

Действие романа крутится вокруг этого делового джентльмена — главы семейства Домби, и его Торговый дома «Домби и сын»:

«В этих трех словах заключался смысл всей  жизни  мистера  Домби.

  Земля была создана для Домби и Сына, дабы они могли вести на ней торговые дела,  а солнце и луна были созданы, чтобы озарять их своим  светом…  Реки  и  моря были сотворены для плавания их судов; радуга сулила им хорошую погоду; ветер благоприятствовал или противился их предприятиям; звезды и планеты двигались по своим орбитам, дабы сохранить нерушимой систему, в центре коей были  они. Обычные сокращения обрели новый смысл и  относились  только  к  ним:  A.  D. отнюдь не означало anno Domini {В лето [от рождества] господня (лат.).},  но символизировало anno Dombei {В лето [от рождества] Домби (лат.).} и Сына»

Мистер Домби считал себя всегда правым. Например, он был уверен, что может влиять на будущее окружающих, и не упускал случая напомнить им об этом. Все люди и даже члены семьи для него были лишь послушными исполнителями его честолюбивого замысла.

Это вполне резонно, ведь единственная ценность типичного буржуа – деньги, а недостатка в них у героя не было. Поэтому мистер Домби никогда не сомневался в своей правоте и ни с кем не считался.

Эти стандарты он пытался привить и  своему маленькому сыну, но тот недоумевал:

 « — Если они (деньги) хорошие и  могут  делать  что  угодно,  —  Задумчиво  сказал мальчуган, глядя на огонь, — я не понимаю, почему они не спасли мою маму»

Для отца маленький Поль был всего лишь продолжателем  дела. Старший Домби давно уже не испытывал никаких человеческих чувств, поэтому его отношение к мальчику едва ли можно назвать родительской любовью. Домби был холоден как камень, именно таким читатель видит его на крестинах Поля:

 «Мистер Домби  олицетворял  собою  ветер,  сумрак  и осень этих крестин. В ожидании гостей он стоял в своей библиотеке, суровый и холодный, как сама погода; а когда он смотрел  из  застекленной  комнаты  на деревья в садике, их бурые и желтые листья трепеща падали  на  землю,  точно его взгляд нес им гибель»

Главная цель воспитания юного наследника сводилась к тому, чтобы сделать из него «настоящего Домби» как можно быстрее и любой ценой. Но мнимая забота не спасла ребенка, он становился все больнее и слабее. Флоренс, для которой брат был единственным другом, не было еще и четырнадцати лет, когда он умер, разрушив все планы отца.

Даже утрата не помогла Домби осознать свои ошибки и сблизиться с дочерью, он продолжает не замечать ее, а она тем временем подходила к двери его кабинета, чтобы хотя бы услышать дыхание.

Диккенс намеренно сгущает краски, когда описывает это поразительное равнодушие, однако без гротеска читатель вряд ли задумается, насколько он сам похож на карикатурного и неубедительного мистера Домби.

Важно

Феноменальная духовная нищета идейного капиталиста принесла его близким людям лишь разрушение, и, в итоге, его фирма, дело всей его жизни, рушится, а дом пустеет и постепенно превращается в развалину, как дом Родерика Ашера в новелле Эдгара По. Падение империи Домби доказывает, что антигуманные настроения буржуа не могут привести страну к процветанию.

Но попробуем оценить финал по-другому: когда дело пришло в упадок, герой стал свободным, потому что все время (как истинный Домби) чувствовал ответственность за фирму, но это бремя спало с его плеч и теперь он сам властелин своей судьбы.

В конце романа мы видим, как суровый и флегматичный Домби превращается в заботливого и любящего отца и деда. Если раньше английский делец вообще не ассоциировался с родом человеческим, то теперь его характер приобрел, наконец, вполне определенные, привычные нам черты.

Образ перестает быть сатирой в упрек идейным противникам Диккенса, он приобретает целостность и индивидуальность.

Мир буржуа в романах Диккенса — полная противоположность миру простых людей, которые умеют ценить семейное счастье и незатейливый быт.

Именно когда Домби меняет социальное положение, он меняет и социальный облик, у него появляются человеческие чувства, он уже не та машина, которая  думает только о прибыли. Его антиподом в произведении выступает Соломон Джилс – неудачливый предприниматель, но обладатель доброго сердца.

Он, в отличие от Домби, берет на себя заботу о сироте и счастлив, что может помочь. Неслучайно Диккенс присваивает ему имя известного мудреца и героя притч – царя Соломона.

Такое же противопоставление двух миров автор обыгрывает в «Рождественской истории», «Холодном доме» и «Крошке Доррит» — самых знаменитых своих произведениях. Поэтому если «Домби и сын» кажется вам слишком объемным, вы легко можете срезать на пути к ознакомлению с творчеством Диккенса и ничего не упустить.

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-mistera-dombi-v-romane-charlza-dikkensa-dombi-i-syn/

Краткое содержание романа “Домби и сын” Чарльза Диккенса

Мистер Домби богатый лондонский бизнесмен, хозяин торгового дома “Домби и Сын”, – человек амбициозный, тщеславный, упрямый и почти никогда не проявляет своих эмоций.

Но рождение ребенка, которому мистер Домби дает имя Поль, вызывает у него радость, потому что уже в течение многих лет он ждет появления наследника – теперь ему будет, кому оставить после своей смерти главное дело всей жизни – фирму “Домби и Сын”.

Даже тот факт, что миссис Домби, его жена, умирает сразу после рождения мальчика, не очень беспокоит его.

Совет

Все свое внимание он уделяет своему маленькому отпрыску и пренебрегает еще одним ребенком – дочерью по имени Флоренс, которой на момент рождения Поля исполнилось шесть лет. Девочка для отца будто не существует, ведь она не может способствовать вечному процветанию его торгового дома.

Маленького Поля отдают кормилице, миссис Полли Тудл, которую в доме мистера Домби зовут Ричардс, ибо как считают хозяин и его родственники, это имя звучит приличнее. Однажды Ричардс повела детей мистера Домби до своего дома, и так уж случилось, что Флоренс заблудилась в лондонских трущобах.

Во время этого происшествия девочка знакомится с Уолтером Геем, мальчиком, который работает в фирме “Домби и Сын”. Он спасает ее, встретив на улице и пригласив в дом своего дяди Соломонси Джиллса, мастера навигационных приборов.

Так завязывается дружба Флоренс и Уолтера, что впоследствии перерастет в любовь.

За плохой уход детей Ричардс теряет работу, а ее обязанности возлагают на плечи миссис Луизы Чик, сестры мистера Домби, и ее подруги мисс токсичны и б Лукреции. Несмотря-желая на все их усилия, мальчик имеет слабое здоровье. Больной, апатичный ребенок, Поль никогда не участвует в играх других детей.

Чтобы морской воздух хоть немного закалило его, мистер Домби отправляет Поля вместе с Флоренс до приморского городка Брайтон, где дети живут в доме лицемерной миссис Пипчин. В отличие от отца, Поль весьма любит сестру. Она для него единственный друг и надежная поддержка.

Любовь Поля к Флоренс все больше отталкивает мистера Домби от дочери, который считает, что она отдаляет Поля от него.

Одного уик-энда, во время пребывания мистера Домби в Брайтоне с визитом, Уолтер приходит в гостиницу, где мистер Домби обедает со своими детьми. Юноша обращается к мистеру Домби с просьбой предоставить его дяде Соломону Джиллсу заем, потому что тот оказался на грани банкротства. Мистер Домби обращается к Полю с вопросом, стоит ли ему брать взаймы деньги Уолтера. Получив от Поля положительный ответ, мистер Домби дает деньги Солю Джиллсу. Вскоре маленький Поль переходит к частной школе мистера Блимбера в Брайтоне, где быстро изучить все науки, нужные для будущего наследника фирмы “Домби и Сын”. Но тяжелые задачи, а также объемы работ окончательно подрывают здоровье мальчика. Ничто не может спасти его жизнь, и Поль умирает. Мистер Домби воспринимает смерть сына как происки судьбы против его фирмы и тяжело переживает крах своих надежд. Чтобы поддержать дух брата, миссис Луиза Чик со своей подругой устраивают ему путешествие к Лемингтону в компании с майором Джозефом Бегстоком, который знакомит своего приятеля с молодой вдовой Эдит Грейнджер.

Мистер Домби, пораженный красотой и изыскательских ими манерами Эдит, начинает приставать к ней, даже намерен жениться на ней, но не потому, что ее любит, просто она добавит престижа его фирме. Миссис Грейнджер, мать Эдит, прилагает все усилия, чтобы найти для своей дочери богатого жениха.

Эдит соглашается выйти замуж за мистера Домби, одновременно говоря, что его не любит. Следовательно, второй брак мистера Домби является деловым соглашением, заключенным с прагматических соображений. Флоренс продолжает встречаться с Уолтером Геем. Для нее разница их социальных статусов не имеет никакого значения.

Обратите внимание

Но молодые люди вынуждены прервать свои дружеские отношения, потому что мистер Домби отправляет Уолтера в Вест-Индии. Длительное время Флоренс не получает известий о корабле, на котором плыл Уолтер. В конторе мистера Домби говорят, что корабль потерпел крушение, там, вероятнее всего, погиб и Уолтер.

Мистер Домби и Эдит готовятся к свадьбе и возвращение домой жениха в Лондоне, который ради этого события отремонтировали.

Эдит и Флоренс быстро становятся подругами. Это вызывает у мистера Домби очередной приступ ревности, и он указывает своей жене, что ему не нравится эта близость между ней и Флоренс. Супружеская жизнь мистера Домби во втором браке также несчастлива.

Эдит Грейнджер, не менее тщеславная и высокомерная, чем мужчина, сопротивляется его попыткам диктовать ей, как себя вести. Со своей стороны, мистер Домби слишком напыщенный, чтобы спорить с ней лично, использует для переговоров со своей женой Джеймса Каркера, главного менеджера фирмы.

С его помощью он запугивает Эдит, угрожая, что больше всего в этой ситуации пострадает Флоренс. Жена Домби изображает полное безразличие к девушке, но сопротивления мистеру Домби не прекращает. В конце концов, она откровенно восстает против своего мужа: чтобы отомстить за унижение, убегает вместе с мистером Каркером.

Флоренс пытается успокоить отца, но вместо благодарности мистер Домби жестоко бьет ее.

Обиженная девушка навсегда покидает родительский дом и поселяется у Соломона Джиллса. Мастер навигационных приборов именно отправился куда-то искать Уолтера и поручил своему другу капитану Кашле ухаживать за мастерской. Он и помог Флоренс в ней обустроиться.

Мистер Домби, раздраженный изменой Эдит и Каркера, узнает о месте их пребывания во Франции и едет туда, но те успевают убежать. Каркер возвращается в Англию, а Эдит, осуществив свой план мести, разводится с Джеймсом навсегда.

Каркер надеется спрятаться в английской провинции, но неожиданно встречается с мистером Домби на железнодорожном вокзале. Поражен таким совпадением обстоятельств, Каркер погибает под колесами поезда.

Важно

Флоренс живет в навигационной мастерской под присмотром капитана Катля и отказывается верить в то, что Уолтера нет среди живых. И ее вера вознаграждается: Уолтер возвращается домой.

Они женятся, Уолтер нанимается на корабль, и молодые супруги отбывают на Восток. Семейные неурядицы сломали дух мистера Домби, он больше не интересуется делами фирмы, немало вреда нанесли и происки и злоупотребления Каркера. Все это приводит к банкротству фирмы “Домби и Сын”.

Одинокий и уничтоженный морально, мистер Домби собирается причинить себе смерть, но именно в этот момент с Востока возвращаются Флоренс и Уолтер с маленьким сыном Полем. Благодаря такому драматическому и одновременно счастливому ходу событий мистер Домби перерождается духовно.

Он мирится с дочерью, осознает, что был жесток с ней и, главное, отказывается от своей спеси и высокомерия.

На последних страницах романа читателя охватывает идиллическая атмосфера: Уолтер Гей процветает как бизнесмен, неплохо идут дела и у Соломона Джиллсу и капитана Катли, а мистер Домби открывает для себя наивысшее счастье семейной жизни и обожает своих внуков.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/08/kratkoe-soderzhanie-romana-dombi-i-syn.html

Образ и характеристика мистера Домби в романе Диккенса

Домби от природы не зол и не жесток. Таким его делает сознание собственной исключительности, эгоизм, высокомерие, а все потому, что он богат. У него есть деньги, и люди, окружающие его, почти все льстивы, раболепны: деньги – сила. Поэтому у Домби и создается впечатление, что чувства людей можно купить.

Диккенс опять, как в «Мартине Чезлвите», но еще убедительнее демонстрирует истину: в буржуазном обществе все добрые связи разрушаются, их сменяет другая связь – зависимость от «бессердечного чистогана». Домби плохо разбирается в людях, ведь он смотрит на них сквозь «туман своей гордыни».

Вот к мистеру Домби приходит старый капитан Каттль.

Это добрый, наивный, великодушный человек. Он, правда, неказист и несколько эксцентричен. На нем мешковатый костюм, воротничок рубашки напоминает «маленькие паруса», вместо кисти правой руки у него железный крючок, и весь он – полная противоположность вылощенному, аккуратному мистеру Домби.

Совет

И Домби презирает капитана Каттля. Он еле разговаривает с ним. А вот хвастуна, эгоиста и лицемера майора Бегстока мистер Домби сразу принимает в число друзей. Бегсток умеет себя преподнести, а главное – он укрепляет Домби в сознании превосходства над другими.

Читайте также:  Рецензия на книгу «герой нашего времени» (м. ю. лермонтов)

По той же причине мистер Домби не любит и Флоренс; ничего не давая его гордости и чванству, она воплощает в себе бескорыстие, доброту, искренность, естественность. Но это все не имеет никакой ценности в его глазах. Флоренс – первая в ряду людей, которые противостоят Домби и живут совсем по другим законам.

Главное для них – чувство, а не расчет. В глубине сердца Флоренс не может поверить в нелюбовь отца, его холодность кажется ей противоестественной. Гармония ее представлений может быть потрясена жестокостью мистера Домби, но разрушена быть не может.

Сама став матерью, она возвращается к отцу: так сильна ее уверенность, что любовь в конце концов победит его черствость.

Под стать Флоренс, как воплощение бескорыстия и доброты, и капитан Каттль, и безнадежно влюбленный в Флоренс молодой Туте, жертва блимберовского «форсирующего развития». Туте не только наивен и простодушен, как капитан Каттль. Он почти слабоумен, но отсутствие ума с излишком компенсируется его добротой и отзывчивостью. Мистер Домби умен, но его ум приносит много горя окружающим.

Лучше совсем без ума, чем без сердца, словно говорит Диккенс. Нет, не следует думать, что культ доброго сердца у Диккенса говорит о его недоверии к разуму. Ведь недаром он в «Барнеби Радже» назвал разум самым прекрасным свойством человеческой природы.

Но дело в том, что «ум» мистера Домби неразумен, а «глупая» доброта мистера Тутса разумна в высшей степени, так как направлена к благой цели.

Диккенс не впервые уже создает образ «доброго безумца». Это и мистер Пиквик, предпочитающий заточение в тюрьме Флит компромиссу с Додсоном и Фоггом, и бедняга Смайк, и Барнеби Радж, видящий то, что не видят другие. Но первое, так сказать, классическое воплощение доброго безумца у Диккенса – Туте.

Обратите внимание

Взрослый молодой человек с интеллектом десятилетнего ребенка становится участливым другом маленького Поля, хиреющего в «теплице» Блимбера, а его любовь к Флоренс бескорыстна. И вот интересно. Туте богат. Однако богатство нисколько не в ущерб его душе и сердцу: Туте ведь- не может похвастаться трезвомыслием и практичностью, тем, что составляет «ум» мистера Домби.

Увы, нужно быть безумцем, «не от мира сего», чудаком или таким редким созданием, как Флоренс, чтобы пагубная власть денег не затронула душу человека. Или же – честным тружеником, как Тудль, который черпает сознание собственного достоинства в труде. Такой же заслон от влияния окружающего мира – чудачество, которым так богаты любимые персонажи Диккенса.

«Добрые безумцы» и прекраснодушные чудаки – люди, которые отклоняются от обычной человеческой нормы, принятой в буржуазном мире, но это и есть по-настоящему нормальные люди, а безумцы- те, кто, как Домби, отвергают любовь милой, доброй дочери или взваливают на больного мальчика непосильный груз школьной премудрости.

А разве, например, не безумны миссис Скьютон и старуха Браун, которые любят своих дочерей, но делают все, чтобы их погубить? И разве не закономерно, что Домби кажется верхом «нелепости» самопожертвование Соломона Джилса, выплачивающего долги умершего брата?

Чудаковатость Тутса и Каттля производит комическое впечатление, и Диккенс намеренно подчеркивает комизм. Комическое помогает ему ярче обрисовать характер. Капитан Каттль добр. Диккенс ни слова не говорит об этом, но несколько раз с улыбкой «выносит» на сцену чайник для заварки, в котором капитан хранит заветные четырнадцать фунтов.

Чайник, серебряные щипцы и сахарница являются перед читателями каждый раз, когда капитан слышит о нужде других. Смешно предъявлять мистеру Домби щипцы, сахарницу и четырнадцать фунтов как достаточное обеспечение гораздо большей суммы, которую мистер Домби дает в долг Джилсу (не по доброте, конечно, а чтобы доказать Полю могущество денег).

Но опять-таки, если подумать, это не только и не столько смешно, сколько трогательно и благородно. Ведь Каттль отдает последнее не из расчета, а по влечению души, на что мистер Домби не способен. Благодаря этому комическому эпизоду Каттль нам становится и ближе и понятнее.

Диккенсу комическое необходимо, чтобы яснее через него «разглядеть» истину.

Помогает «разглядеть» ее и любимый Диккенсом прием контраста, противопоставление видимости и сущности. Видимость, все чаще говорит Диккенс, очень обманчива.

В этом смысле, очевидно, и следует понимать его отказ от принципа неукоснительного правдоподобия.

Важно

В 33-й главе романа, говоря о картинах в доме Каркера, он делает интересное замечание, что «лицо на слишком правдиво написанном портрете» кажется «фальшиво».

«Слишком правдивое» изображение зависит от желания художника передать каждую черточку лица. Искусство все поглощается предельно точным выписыванием деталей. За ними теряется то «необщее» выражение, в котором запечатлена сущность человека. Сам же Диккенс стремится прежде всего показать наиболее отличительную его черту.

Так, в Домби он акцентирует жесткость, холодность, равнодушие ко всему на свете, кроме личного преуспеяния. От всего его облика веет холодом. Эту чопорность, «замороженность», «несгибаемость» подчеркивают все предметы, окружающие Домби (они у Диккенса всегда «относятся» к человеку, а он отбрасывает на них свою «тень», преображая их по своему образу и подобию).

Вот, например, каков Домби в день крестин Поля.

«Был серый осенний день с резким восточным ветром. Мистер Домби олицетворял собою ветер, сумрак и осень этих крестин. В ожидании гостей он стоял в своей библиотеке, суровый и холодный, как сама погода, а когда он смотрел из застекленной комнаты на деревья в садике, их бурые и желтые листья, трепеща, падали на землю, точно его взгляд нес им гибель.

Уф! Какие это были мрачные, холодные комнаты. У книг, аккуратно подобранных по росту и выстроенных в ряд, как солдаты в холодных, твердых, скользких мундирах, был такой вид, будто они выражали одну только мысль, а именно мысль о ледяном холоде…

Из всех прочих вещей несгибаемые и холодные каминные щипцы и кочерга как будто притязали на ближайшее родство с мистером Домби».

Так же «освещает» характер вся обстановка в доме Каркера, а он в свою очередь,  «нездорово» влияет на вещи: они так же «фальшивы» и «лицемерно смиренны», как хозяин.

Источник: https://www.school-essays.info/obraz-i-xarakteristika-mistera-dombi-v-romane-dikkensa/

Образ Домби в романе Ч. Диккенса «Домби и сын». Проблема финала романа

Предыдущая78910111213141516171819202122Следующая

Это не «семейный роман», потому что с его страниц встает сама Англия, представленная множеством лиц и характеров, многообразием противоречий, контрастов, событий.

Через семейные отношения в доме мистера Домби, фирма которого ведет торговые дела в Англии и ее колониях, раскрывается характер связей и отношений людей в современном Диккенсу обществе. В «Домби и сыне» все устремлено к единому центру, с ним связано и подчинено раскрытию его сущности.

Таким идейно-художественным центром романа становится фигура мистера Домби, особенности характера и денежные интересы которого влияют на судьбы других людей.

Совет

В своих близких Домби видит лишь послушных исполнителей его воли, покорных служителей фирмы. Если что-то и способно пробудить его интерес, то это — деньги. Лишь богатство способен он ценить и уважать.

Используя прием гиперболы, Диккенс с присущим ему мастерством развивает тему «холода», раскрывая суть такого явления, как Домби.

Это типично английский буржуа с присущим ему снобизмом, стремлением проникнуть в аристократическую среду, презрительно относящийся ко всем, стоящим ниже его на общественной лестнице. Он самоуверен и чопорен. Домби не замечает страданий и слез своей дочери.

Он относится к Флоренс как к «фальшивой монете, которую нельзя вложить в дело». В своем маленьком сыне он не видит ребенка. Для него Поль — наследник и продолжатель «дела».

Слабый и нежный ребенок, нуждающийся в заботе и ласке, разлучен с любящей его Флоренс и определен в пансион «превосходной людоедки» миссис Пипчин, а потом в школу чудовищного мистера Блимбера. Поль погибает. Уходит из дома Домби его жена Эдит, чью любовь, покорность и преданность, чью красоту он надеялся приобрести за деньги. Гордая Эдит не пожелала стать жертвой торговой сделки. Дом отца покидает и Флоренс. Уверенность Домби в несокрушимости его могущества рушится.

Нравственно-эстетический идеал Диккенса связан с людьми, противостоящими миру Домби и «имеющими сердце».

Это кочегар Тудл — «полная противоположность во всех отношениях мистеру Домби», его жена миссис Тудл, капитан Катл, Уолтер Гей, горничная Сьюзен Ниппе, р, Сол Джиле, нелепый, смешной и бесконечно добрый мистер Туте.

В среде этих людей, которым чужда алчность, но свойственно чувство собственного достоинства, доброта и отзывчивость, Флоренс находит приют и понимание. Противостоят Флоренс и ее окружению: майор Бегсток, миссис Пипчин, Каркер и Блимбер, миссис Чик. Мир Домби противопоставлен в романе миру простых людей.

Обратите внимание

Это имеет вполне определенный социальный смысл, и вместе с тем такое противопоставление основано на свойственном Диккенсу представлении о прекрасном как о единстве правды, добра и любви. Утверждаемый в романе нравственный идеал объединяет в себе черты социального и эстетического идеала писателя.

Роман имеет счастливую концовку. Домби становится любящим отцом и добрым дедушкой. Насколько убедителен такой финал? Закономерно ли такое превращение? Вряд ли. Но, исходя из общей концепции творчества Диккенса в период создания романа «Домби и сын», он объясним. Характер Домби лишен одноплановости.

Домби эгоистичен и одинок, он горд и жесток, но его страдания, связанные с потерей Поля, велики, а неизбежность возмездия, которое постигнет его, предсказана задолго до развязки.

В романе «Домби и сын» выражена мысль о том, что развивающаяся буржуазная «механическая» цивилизация убивает человечность. Антигуманный характер общества, основанного на власти золота, провялятся в эгоизме Домби, жестокости и лицемерии Каркера, в бездушии миссис Чик.

Понимая неотвратимость происходящих перемен, Диккенс создает вместе с тем зловещий образ железной дороги и мчащегося по ней поезда — торжествующего чудовища, несущего смерть.

В романе «Домби и сын» могучая сила творческого воображения писателя соединилась с художественным анализом жизни современного ему общества, романтический полет фантазии слился с мощной силой реалистического изображения действительности.

Предыдущая78910111213141516171819202122Следующая

Источник: https://mylektsii.ru/10-132010.html

Роман Чарльза Диккенса “Домби и сын”: краткое содержание

Книга, полное название которой «Торговый дом «Домби и сын». Торговля оптом, в розницу и на экспорт» была написана в 1848 году.

По мнению критиков, это произведение считается одним из наиболее зрелых романов писателя, несмотря на то, что самые зрелые его произведения были написаны в более поздний период творчества.

В целом же и критики, и читатели приняли роман благосклонно, найдя его достаточно остроумным и в то же время обличающим многие пороки и несправедливость современного Диккенсу английского общества.

Важно

Действие происходит в столице Великобритании в середине XIX века. В жизни мистера Домби произошло самое радостное и знаменательное событие: у него родился наследник. Мистер Домби – владелец крупной фирмы, которая теперь должна называться «Домби и сын».

У счастливого отца уже есть ребёнок, дочь Флоренс, однако для продолжения рода и передачи семейного бизнеса ему был нужен именно сын.

Радостное событие было омрачено смертью миссис Домби, которая умерла от послеродовых осложнений. Вдовец берёт в дом кормилицу Поли Тудль.

Женщина считает, что отец поступает несправедливо, уделяя внимание новорожденному наследнику и забыв при этом о дочери. Кормилица уговаривает хозяина позволить девочке проводить как можно больше времени со своим братом.

В знак особого расположения Домби предлагает Поли позаботиться о её сыне и дать ему образование.

Однажды кормилица вместе с гувернанткой Сьюзи, Флоренс и Полом (так назвал своего сына мистер Домби) отправились в городские трущобы, откуда была родом Поли.

Кормилица тосковала по дому и решила навестить свою семью. Во время прогулки Флоренс потерялась. Найти её удалось с большим трудом.

Мистер Домби приходит в ярость от того, что прислуга водила его детей в неподобающее место, и увольняет Поли.

Наследник растёт болезненным, что вызывает опасения за его здоровье. Флоренс и Пола отправляют к морю в детский пансион миссис Пипчин. Через несколько лет сестру оставляют в пансионе, а брата отправляют в школу господина Блимбера.

Совет

Мальчик не справляется с нагрузкой в школе и становится ещё более слабым и болезненным. У Пола практически нет друзей. Он не слишком часто видится с сестрой, что его сильно огорчает. После окончания полугодия Пол отправляется домой, где ему становится ещё хуже.

В конце концов, мальчик умирает.

Флоренс тяжело переживает смерть брата, который всегда ей был очень близок. У неё почти не осталось близких. После похорон Пола отец замкнулся в себе и никого не хочет видеть. Флоренс пытается наладить отношения с отцом, но встречает лишь безразличие и равнодушие. У девушки мало тех, с кем она может поделиться самым сокровенным.

Среди её верных друзей гувернантка Сьюзен и Уолтер, племянник одного из подчинённых отца. Флоренс многое связывает с Уолтером. Однако и молодой человек вскоре должен её покинуть. Мистер Домби отправил его в командировку на Барбадос. Через некоторое время становится известно, что корабль, на котором плыл Уолтер, затонул.

Новость тщательно скрывают от Флоренс.

Злоключения мистера Домби
Мистер Домби нашёл себе новую жену. Женщину зовут Эдит. Между мачехой и падчерицей устанавливаются доверительные и тёплые отношения.

Новая хозяйка ведёт себя высокомерно практически со всеми в доме, что очень не нравится её мужу. Постепенно между супругами возникает вражда. Эдит уходит из дома с другим мужчиной. Флоренс пытается утешить отца.

Мистер Домби ударил дочь, заподозрив её в сообщничестве с мачехой. Девушка тоже уходит из дома.

Уолтер вернулся, несмотря на то, что все считали его погибшим. Флоренс становится его невестой. Вскоре состоялась скромная свадьба, на которой присутствовали немногочисленные близкие жениха и невесты. Мистер Домби разорился. Сидя один в пустом в доме, бывший богач вспоминает свою дочь.

Читайте также:  Образ андрея соколова в рассказе «судьба человека» (м. шолохов)

Все эти годы Флоренс была с ним, искала его любви, а он оказался таким неблагодарным по отношению к ней. Мистер Домби собирается покончить с собой. Незадолго до того, как он попытался свести счёты с жизнью, в комнату вошла Флоренс, что и спасло несчастного.

Мистер Домби встречает свою старость рядом с дочерью, зятем и двумя внуками.

Характеристика персонажей

Мистер Домби

Богатый английский предприниматель живёт по расчёту. Бизнес – одно из немногих удовольствий в его жизни. Семейное дело не должно исчезнуть после его смерти или перейти в чужую семью. Именно поэтому богач мечтает о наследнике, глядя на дочь сквозь пальцы.

Деньги и положение в обществе мешают мистеру Домби видеть людей и трезво оценивать действительность. Рождение сына стоило ему потери жены. Однако миллионера это не смущает. Он получил то, что хотел.

Маленький Пол не подаёт никаких надежд, растёт слишком слабым. Вряд ли ему можно будет доверить семейный бизнес. Но отец не умолим. Он слишком долго ждал наследника, чтобы отказаться от своих планов.

Обратите внимание

После смерти мальчика мистер Домби понимает, что его проект в одночасье рухнул. Он скорбит не столько по сыну, сколько по своим несбывшимся надеждам.

Смерть Пола не помогла миллионеру понять, что ему в этом мире подвластно далеко не всё. Только потеря имущества и положения в обществе заставляют мистера Домби переосмыслить свою жизнь.

Оставшееся время ему предстоит провести возле дочери, которую он никогда ни во что не ставил.

Флоренс Домби

В возрасте шести лет Флоренс потеряла мать, оставившую после себя ребёнка. Девочка любит своего маленького брата. Между детьми мистера Домби никогда не возникает соперничества. Явное предпочтение, которое отец отдаёт сыну, не вызывает ревности в сердце девочки.

Несмотря на то, что в жизни Флоренс всё же есть любящие и любимые ею люди, она очень одинока и редко чувствует себя по-настоящему счастливой.

Когда умирает Пол, а Уолтер уезжает, Флоренс становится ещё более несчастной. Она всеми силами хочет обратить на себя внимание отца.

Но мистер Домби слишком огорчён расстроенными планами, чтобы уделить внимание дочери, которая и раньше была ему безразлична.

Флоренс чужды капризы и эгоизм, свойственные детям богатых родителей. Ей не нужно дорогих игрушек и красивой одежды, она не высокомерна по отношению к прислуге.

Всё, чего хочет Флоренс, это немного любви и внимания, которыми она была обделена с самого детства. Великодушная девушка прощает своего отца, когда он потерял всё, что имел и остался один на один со своей совестью.

В некотором смысле Флоренс даже рада, что больше не будет делить отца с его бизнесом.

Анализ произведения

К теме нищеты и роскоши Диккенс ещё неоднократно будет возвращаться в своих произведениях. Автор неравнодушен к тому, что одни живут в комфорте и достатке, могут позволить учить своих детей и дать им всё самое лучшее. Другие же вынуждены бросать свою семью, чтобы работать на создание чужого комфорта. Эта необоснованная несправедливость кажется Диккенсу отвратительной.

Однако не стоит завидовать достатку. Автор предлагает читателю заглянуть в богатый дом. Жизнь миллионера и его семьи выглядит благополучной только на первый взгляд. И жена, и дети богача чаще всего не имеют то, что невозможно купить ни за какие деньги. Холодная атмосфера безразличия и расчёта делает существование обитателей «золотой клетки» невыносимым и бессмысленным.

Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/charlz-dikkens/dombi-i-syn.html

Проблема людской достоинства в романе Чарльза Диккенса «Домби и сын»

Школьное произведение Выдающийся английский писатель Чарльз Диккенс в своих произведениях делал ударение на том, что каждый человек непременно должна иметь чувства собственного достоинства. Именно человеческое достоинство дает каждому из нас осознание своей личности, потрибности людям.

Это гордость за собственные благородные поступки, правдивость и честность, умение противостоять бесчестию и аморальности. В своем романе «Домби и сын» автор размышляет о человеческом достоинстве, о том, как она испытывается в разных жизненных ситуациях. Рисуя своего героя в начале романа, Чарльз Диккенс подчеркивает, что мистер Домби «имел слишком суровый и напыщенный вид».

Эта напыщенность не имеет ничего общего с в самом деле человеческим достоинством, тем более, что к своей жене он ставится холодно, а дочь Флоренс пренебрегает, потому что, как девочка, она не сможет содействовать развития фирмы «Домби и сын». Наконец рождается долгожданный наследник Поль. Его мать после родов умирает.

Мистер Домби радуется, что у него наконец появился сын, потому что только он мог выполнить «свое назначение», ведь «земля была создана для Домби и сына». Мистер Домби не стремился к людям, потому что пренебрегал их, оставаясь одиноким. Дружбу, любовь и другие людские ценности он заменил для себя деньгами.

Важно

Но разве в этом есть хоть капля истинной людской достоинства? Конечно, что нет, это душевная черствость, эгоизм, жестокое недоверие к людям, стремлению быть высшим чем они, владычествовать надними.

Любовь владельца не менее страшная, чем его ненависть. На своего сына мистер Домби смотрит с точки зрения его будущего участия в фирме. Маленький Поль, добрый и искренний ребенок, не знает родительского тепла, тихого сердечного разговора.

Воспитывая Поля «достойным» его фирмы, мистер Домби отбирает «воспитателями» людей, похожих на себя, таких же неумолимых, напыщенных, как и он. Не осознавая, что делает, он невольно становится палачом собственного ребенка, который любит.

Им владеет лишь «бесконечное недоверие к каждому, кто может стать между ним и сыном, горделивая боязнь встретить соперника».

Обезображенный сухим бессердечным воспитанием, Поль умирает. Его сестре Флоренс, только потому что она была презрена, не признанная отцом, посчастливилось сохранить свою чуткость, доброту и в конце концов завоевать сердце неприступного старика

Награжденная всеми добродетелями, она является идеальной девушкой, а со временем становится хорошей женой и матерью. Этим напивромантичним образом Диккенс пропагандирует добропорядочность, любовь и доброжелательность к людям

Автор показывает, как полнейшая поглиненисть идеей собственности приводит к полному отчуждению Домби от всего человеческого, от всех близких для него людей, толкает его в объятия безобразного негодяя Каркера.

Гордость заставляет Домби вступить в брак на прекрасной Едит, которая его ненавидит, гордость подсказывает ему не замечать кроткого любви Фло-Ренс.

В конце романа суровый собственник теряет все: и фирму, которой так гордился; и дом, который был его гордостью; и жену, которая убежала с него служащим; и бриллианты, которые были семейной реликвией.

Но вместо этого мистер Домби получает любящую дочь с внуком, воспитание которого становится для него радостью, имеет семью, которая беспокоится о нем, которой он нужный. Найсуттевишою в романе есть сцена примирения отца с Флоренс, где он целует ее и говорит: «О Бог, прости меня, потому что прощение мне найпотрибнише».

Итак, Чарльз Диккенс в своем романе выражает надежду на победу лучших людских качеств в человеке. Он верит, что, когда человек умеет противостоять бесчестию, аморальности, когда она убеждена в своей добропорядочности, когда она осознает свою потрибнисть людям, жизнь ее становится насыщенным, интересным, полностоимостным

Проблема людской достоинства в романе Чарльза Диккенса «Домби и сын»

Источник: https://forege2015.blogspot.com/2015/04/blog-post_73.html

Домби и сын

Действие происходит в середине XIX в. В один из обыкновенных лондонских вечеров в жизни мистера Домби происходит величайшее событие — у него рождается сын. Отныне его фирма (одна из крупнейших в Сити!), в управлении которой он видит смысл своей жизни, снова будет не только по названию, но и фактически «Домби и сын».

Ведь до этого у мистера Домби не было потомства, если не считать шестилетней дочери Флоренс. Мистер Домби счастлив. Он принимает поздравления от своей сестры, миссис Чик, и её подруги, мисс Токс. Но вместе с радостью в дом пришло и горе — миссис Домби не вынесла родов и умерла, обнимая Флоренс. По рекомендации мисс Токс в дом берут кормилицу Поли Тудль.

Совет

Та искренне сочувствует забытой отцом Флоренс и, чтобы проводить с девочкой побольше времени, завязывает дружбу с её гувернанткой Сьюзен Нипер, а также убеждает мистера Домби, что малышу полезно больше времени проводить с сестрой.

А в это время старый мастер корабельных инструментов Соломон Джилс со своим другом капитаном Катлем празднуют начало работы племянника Джилса Уолтера Гея в фирме «Домби и сын». Они шутят, что когда-нибудь он женится на дочери хозяина.

Продолжение после рекламы:

После крещения Домби-сына (ему дали имя Поль), отец в знак благодарности к Поли Тудль объявляет о своём решении дать её старшему сыну Робу образование. Это известие вызывает у Поли приступ тоски по дому и, невзирая на запрещение мистера Домби, Поли со Сьюзен во время очередной прогулки с детьми отправляются в трущобы, где живут Тудли.

На обратном пути в уличной сутолоке Флоренс отстала и потерялась. Старуха, называющая себя миссис Браун, заманивает её к себе, забирает её одежду и отпускает, кое-как прикрыв лохмотьями. Флоренс, ища дорогу домой, встречает Уолтера Гея, который отводит её в дом своего дяди и сообщает мистеру Домби, что его дочь нашлась.

Флоренс вернулась домой, но мистер Домби увольняет Поли Тудль за то, что та брала его сына в неподходящее для него место.

Поль растёт хилым и болезненным. Для укрепления здоровья его вместе с Флоренс (ибо он любит её и не может без неё жить) отправляют к морю, в Брайтон, в детский пансион миссис Пипчин. Отец, а также миссис Чик и мисс Токс навещают его раз в неделю.

Эти поездки мисс Токс не оставлены без внимания майором Бегстоком, который имеет на неё определённые виды, и, заметив, что мистер Домби явно затмил его, майор находит способ свести с мистером Домби знакомство.

Они удивительно хорошо поладили и быстро сошлись.

Когда Полю исполняется шесть лет, его помещают в школу доктора Блимбера там же, в Брайтоне. Флоренс оставляют у миссис Пипчин, чтобы брат мог видеться с ней по воскресеньям.

Поскольку доктор Блимбер имеет обыкновение перегружать своих учеников, Поль, несмотря на помощь Флоренс, становится все более болезненным и чудаковатым.

Обратите внимание

Он дружит только с одним учеником, Тутсом, старше него на десять лет; в результате интенсивного обучения у доктора Блимбера Тутc стал несколько слабоват умом.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

В торговом агентстве фирмы на Барбадосе умирает младший агент, и мистер Домби посылает Уолтера на освободившееся место.

Эта новость совпадает для Уолтера с другой: он наконец узнает, почему, в то время как Джеймс Каркер занимает высокое служебное положение, его старший брат Джон, симпатичный Уолтеру, принуждён занимать самое низкое — оказывается, в юности Джон Каркер ограбил фирму и с тех пор искупает свою вину.

Незадолго до каникул Полю делается столь плохо, что его освобождают от занятий; он в одиночестве бродит по дому, мечтая о том, чтобы все любили его. На вечеринке по случаю конца полугодия Поль очень слаб, но счастлив, видя, как хорошо все относятся к нему и к Флоренс. Его увозят домой, где он чахнет день ото дня и умирает, обвив руками сестру.

Флоренс тяжело переживает его смерть. Девушка горюет в одиночестве — у неё не осталось ни одной близкой души, кроме Сьюзен и Тутса, который иногда навещает её. Она страстно хочет добиться любви отца, который со дня похорон Поля замкнулся в себе и ни с кем не общается. Однажды, набравшись храбрости, она приходит к нему, но его лицо выражает лишь безразличие.

Между тем Уолтер уезжает. Флоренс приходит попрощаться с ним. Молодые люди изъявляют свои дружеские чувства и уговариваются называть друг друга братом и сестрой.

Капитан Катль приходит к Джеймсу Каркеру, чтобы узнать, каковы перспективы этого молодого человека. От капитана Каркер узнает о взаимной склонности Уолтера и Флоренс и настолько заинтересовывается, что помещает в дом мистера Джилса своего шпиона (это сбившийся с пути Роб Тудль).

Мистера Джилса (равно как и капитана Катля, и Флоренс) очень беспокоит то, что о корабле Уолтера нет никаких известий. Наконец инструментальный мастер уезжает в неизвестном направлении, оставив ключи от своей лавки капитану Катлю с наказом «поддерживать огонь в очаге для Уолтера».

Важно

Чтобы развеяться, мистер Домби предпринимает поездку в Демингтон в обществе майора Бегстока. Майор встречает там свою старую знакомую миссис Скьютон с дочерью Эдит Грейнджер, и представляет им мистера Домби.

Аудиокнига «Домби и сын». Слушайте дома или в дороге.

Бесплатный отрывок:

Купить и скачать аудиокнигу

149 ₽ · 2 ч 11 мин · реклама Литреса

Джеймс Каркер отправляется в Демингтон к своему патрону. Мистер Домби представляет Каркера новым знакомым. Вскоре мистер Домби делает предложение Эдит, и она равнодушно соглашается; эта помолвка сильно напоминает сделку. Однако безразличие невесты исчезает, когда она знакомится с Флоренс. Между Флоренс и Эдит устанавливаются тёплые, доверительные отношения.

Когда миссис Чик сообщает мисс Токс о предстоящей свадьбе брата, последняя падает в обморок. Догадавшись о несбывшихся матримониальных планах подруги, миссис Чик негодующе разрывает отношения с ней. А поскольку майор Бегсток давно уже настроил мистера Домби против мисс Токс, она теперь навеки отлучена от дома Домби.

Итак, Эдит Грейнджер становится миссис Домби.

Как-то после очередного визита Тутса Сьюзен просит его зайти в лавку инструментального мастера и спросить мнения мистера Джилса о статье в газете, которую она весь день прятала от Флоренс. В этой статье написано, что корабль, на котором плыл Уолтер, утонул. В лавке Тутс находит только капитана Катля, который не подвергает статью сомнению и оплакивает Уолтера.

Скорбит по Уолтеру и Джон Каркер. Он очень беден, но его сестра Хериет предпочитает делить позор с ним жизни в роскошном доме Джеймса Каркера. Однажды Хериет помогла шедшей мимо её дома женщине в лохмотьях. Это Элис Марвуд, отбывшая срок на каторге падшая женщина, и виноват в её падении Джеймс Каркер. Узнав, что женщина, пожалевшая её, — сестра Джеймса, она проклинает Хериет.

Мистер и миссис Домби возвращаются домой после медового месяца. Эдит холодна и высокомерна со всеми, кроме Флоренс. Мистер Домби замечает это и очень недоволен.

Между тем Джеймс Каркер добивается встреч с Эдит, угрожая, что расскажет мистеру Домби о дружбе Флоренс с Уолтером и его дядей, и мистер Домби ещё больше отдалится от дочери. Так он приобретает над нею некую власть.

Читайте также:  Женские образы в романе «обломов» (и. гончаров)

Мистер Домби пытается подчинить Эдит своей воле; она готова примириться с ним, но он в гордыне своей не считает нужным сделать хоть шаг ей навстречу. Чтобы сильнее унизить жену, он отказывается иметь с ней дело иначе чем через посредника — мистера Каркера.

Совет

Мать Элен, миссис Скьютон, тяжело заболела, и её в сопровождении Эдит и Флоренс отправляют в Брайтон, где она вскоре умирает.

Тутc, приехавший в Брайтон вслед за Флоренс, набравшись храбрости, признается ей в любви, но Флоренс, увы, видит в нем только лишь друга.

Второй её друг, Сьюзен, не в силах видеть пренебрежительное отношение своего хозяина к дочери, пытается «открыть ему глаза», и за эту дерзость мистер Домби увольняет её.

Пропасть между Домби и его женой растёт (Каркер пользуется этим, чтобы увеличить свою власть над Эдит). Она предлагает развод, мистер Домби не соглашается, и тогда Эдит сбегает от мужа с Каркером. Флоренс бросается утешать отца, но мистер Домби, подозревая её в сообщничестве с Эдит, ударяет дочь, и та в слезах убегает из дома в лавку инструментального мастера к капитану Катлю.

А вскоре туда же приезжает Уолтер! Он не утонул, ему посчастливилось спастись и вернуться домой. Молодые люди становятся женихом и невестой. Соломон Джилс, поблуждавший по свету в поисках племянника, возвращается как раз вовремя, чтобы присутствовать на скромной свадьбе вместе с капитаном Катлем, Сьюзен и Тутсом, который расстроен, но утешается мыслью, что Флоренс будет счастлива.

После свадьбы Уолтер вместе с Флоренс вновь отправляются в море. Между тем Элис Марвуд, желая отомстить Каркеру, шантажом вытягивает из его слуги Роба Тудля, куда поедут Каркер и миссис Домби, а затем передаёт эти сведения мистеру Домби. Потом её мучает совесть, она умоляет Хериет Каркер предупредить преступного брата и спасти его. Но поздно.

В ту минуту, когда Эдит бросает Каркеру, что лишь из ненависти к мужу решилась она на побег с ним, но его ненавидит ещё больше, за дверью слышится голос мистера Домби. Эдит уходит через заднюю дверь, заперев её за собой и оставив Каркера мистеру Домби. Каркеру удаётся бежать.

Он хочет уехать как можно дальше, но на дощатой платформе глухой деревушки, где скрывался, вдруг снова видит мистера Домби, отскакивает от него и попадает под поезд.

Обратите внимание

Несмотря на заботы Хериет, Элис вскоре умирает (перед смертью она признается, что была двоюродной сестрой Эдит Домби). Хериет заботится не только о ней: после смерти Джеймса Каркера им с братом досталось большое наследство, и с помощью влюблённого в неё мистера Морфина она устраивает ренту мистеру Домби — он разорён из-за обнаружившихся злоупотреблений Джеймса Каркера.

Мистер Домби раздавлен. Лишившись разом положения в обществе и любимого дела, брошенный всеми, кроме верной мисс Токс и Поли Тудль, он запирается один в опустевшем доме — и только теперь вспоминает, что все эти годы рядом с ним была дочь, которая любила его и которую он отверг; и он горько раскаивается. Но в ту минуту, когда он собирается покончить с собой, перед ним появляется Флоренс!

Старость мистера Домби согрета любовью дочери и её семьи. В их дружном семейном кругу часто появляются и капитан Катль, и мисс Токс, и поженившиеся Тутс и Сьюзен. Излечившись от честолюбивых мечтаний, мистер Домби нашёл счастье в том, чтобы отдать свою любовь внукам — Полю и маленькой Флоренс.

Источник: https://briefly.ru/dikkens/dombi_i_syn/

Проблема человеческого достоинства в романе Чарльза Диккенса «Домби и сын»

Школьное сочинение. Выдающийся английский писатель Чарльз Диккенс в своих произведениях отмечал, что каждый человек непременно должен иметь чувство собственного достоинства. Именно человеческое достоинство дает каждому из нас осознание своей личности, нужности людям. Это гордость за собственные благородные поступки, правдивость и честность, умение противостоять постыдные и аморальности. В своем романе «Домби и сын» автор размышляет о человеческом достоинстве, о том, как она испытывается в различных жизненных ситуациях. Рисуя своего героя в начале романа, Чарльз Диккенс подчеркивает, что мистер Домби «имел слишком суровый и напыщенный вид. Эта напыщенность не имеет ничего общего с действительно человеческим достоинством, тем более что к своей жене он ставится холодно, а дочь Флоренс презирает, ибо, как девочка, она не сможет способствовать развитию фирмы «Домби и сын». Наконец рождается долгожданный наследник Поль. Его мать после родов умирает. Мистер Домби радуется, что у него наконец появился сын, ибо только он мог выполнить «свое назначение», ведь «земля была создана для Домби и сына». Мистер Домби не стремился к людям, потому презирал их, оставаясь одиноким. Дружбу, любовь и другие человеческие ценности он заменил для себя деньгами. Но разве в этом есть хоть капля подлинной человеческого достоинства? Конечно, нет, это душевная черствость, эгоизм, жестокое недоверие к людям, стремление быть выше них, властвовать над ними.<\p>

Любовь владельца не менее страшная, чем его ненависть. На своего сына мистер Домби смотрит с точки зрения его будущего участия в фирме. Маленький Поль, добра и искренняя ребенок, не знает родительского тепла, тихой душевной беседы. Воспитывая Поля «достойным» его фирмы, мистер Домби подбирает «воспитателями» людей, похожих на себя, таких же неумолимых, пышных, как и он. Не сознавая, что делает, он невольно становится палачом собственного ребенка, которого любит. Им владеет лишь «бесконечная недоверие к каждому, кто может стать между ним и сыном, надменный страх встретить соперника.<\p>

Искаженный сухим бессердечным воспитанием, Поль умирает. Сестры Флоренс, только потому что она была отвергнута, не признана отцом, удалось сохранить свою чуткость, доброту и наконец завоевать сердце неприступного старого.<\p>

Награждена всеми добродетелями, она является идеальной девушкой, а впоследствии становится хорошей женой и матерью. Этим напивромантичним образом Диккенс пропагандирует благотворительность, любовь и доброжелательность к людям.<\p>

Автор показывает, как полная поглиненисть идеей собственности приводит к полному отчуждению Домби от всего человеческого, от всех близких для него людей, толкает его в объятия уродливого негодяя Каркера. Гордость заставляет Домби жениться на прекрасной Эдит, его ненавидит, гордость подсказкауе ему не замечать кроткого любви Фло-Рэнс. В конце романа суровый владелец теряет все: и фирму, которой так гордился, и дом, который был его гордостью, и жену, которая сбежала из его служащим, и бриллианты, которые были семейной реликвией. Но вместо этого мистер Домби получает любящую дочь с внуком, воспитание которого становится для него радостью, имеет семью, которая заботится о нем, которой он нужен. Самым существенным в романе есть сцена примирения отца с Флоренс, где он целует ее и говорит: «О Боже, прости меня, ибо прощение мне самое.<\p>

Так, Чарльз Диккенс в своем романе выражает надежду на победу лучших человеческих качеств в человеке. Он верит, что, когда человек умеет противостоять постыдные, аморальности, когда она убеждена в своей благотворительности, когда она осознает свою нужность людям, жизнь ее становится насыщенным, интересным, повновартисним.<\p>

Источник: http://www.1kessay.ru/read/2382

Особенности позднего творчества Диккенса. Роман «Домби и сын»

Третий период (1848—1859) характеризуется уг­лублением социального пессимизма писателя. Меня­ется и техника письма: «ее отличает большая сдер­жанность и продуманность приемов», в изображении художественных картин «особое значение приобре­тает деталь».

Вместе с тем углубляется и реали­стическое исследование писателем детской психо­логии. В целом творчество Чарльза Диккенса в этот период ознаменовало качественно новый этап в ис­тории развития английского реализма — этап психо­логический.

Появляется в творчестве писателя и новая, ранее им не исследованная, этическая катего­рия — нравственная пустота.

В этот период творчества вышли в свет следую­щие зрелые реалистические романы писателя: «Домби и сын» (1848), «Дэвид Копперфилд» (1850), «Хо­лодный дом» (1853), «Тяжелые времена» (1854), «Крош­ка Доррит» (1857), «Повесть о двух городах» (1859).

Четвертый период (1861—1870) В этот послед­ний период Чарльзом Диккенсом созданы два ше­девра: «Большие ожидания» (1861) и «Наш общий друг» (1865). В этих произведениях уже не встре­тишь мягкого юмора, присущего Диккенсу в начале творческого пути. Мягкий юмор сменяется безжа­лостной иронией.

Тема «больших надежд» позднего Диккенса превращается, по сути, в бальзаковскую тему «утраченных иллюзий», только в ней больше горечи, иронии и скепсиса. Разбитые надежды не спасает даже диккенсовское всеспасающее пламя до­машнего очага.

Но этот результат крушения «боль­ших надежд» интересует Диккенса — художника и моралиста уже все больше не в плане социальном, а скорее в нравственно-этическом.

Важно

Изменилась и поэтика: романы все меньше напоминают огромные, бесформенные, хотя и полные очарования, здания. Поздним романам Диккенса присущи гармония рисунка, взаимоподчиненность и соразмерность частей. «Реалистическую доминанту» определяли в значительной степени и изменившиеся общественные настроения писателя, связанные с кризисным положением Англии в 50-е годы.

«Домби и сын» с большой убедительностью раскрывает антигуманную сущность буржуазных отношений. Диккенс стремится показать взаимосвязь и взаимозависимость между различными сторонами жизни, социальную обусловленность поведения человека не только в общественной, но и в личной жизни.

В романе Диккенса отразились; программа, его эстетическое кредо, нравственный идеал, связанный с протестом против эгоизма и отчужденности человека в обществе. Прекрасное и доброе у Диккенса – самые высокие нравственные категории, зло трактуется как вынужденное уродство, отклонение от нормы, а потому оно безнравственно и бесчеловечно.

«Домби и сын» отличен от всех предыдущих романов Диккенса и многими своими чертами обозначает переход к новому этапу.

В «Домби и сыне» почти неощутима связь с литературной традицией, та зависимость от образцов реалистического романа XVIII века, которая заметна в структуре сюжета таких романов, как «Приключения Оливера Твиста», «Жизнь и приключения Николаса Никльби», даже «Мартин Чезлвит».

Роман отличен от всех предыдущих произведений Диккенса и своей композицией, и эмоциональной интонацией. Роман «Домби и сын» – произведение многогеройное, в то же время, создавая его, автор использовал новый для него принцип организации художественного материала.

Если предыдущие романы Диккенс строил как серию последовательно чередующихся эпизодов или включал в них несколько параллельно развивающихся и в определенные моменты перекрещивающихся сюжетных линий, то в «Домби и сыне» все, вплоть до мельчайших деталей, подчинено единству замысла.

Диккенс отходит от излюбленной им манеры организации сюжета как линейного движения, развивает несколько сюжетных линий, возникающих из собственных противоречий, но переплетающихся в одном центре.

Им становится фирма «Домби и сын», ее судьба и судьба ее владельца: с ними связана жизнь владельца лавки судовых инструментов Соломона Джилса и его племянника Уолтера Гей, аристократки Эдит Грейнджер, семейства кочегара Тудля и др. «Домби и сын» – роман о «величии и падении» Домби, крупного лондонского негоцианта.

Характер, на которых сосредоточено основное внимание автора, – мистер Домби. Как бы ни было велико мастерство Диккенса в изображении таких персонажей, как управляющий формы «Домби и сын» Каркер, дочь Домби Флоренс и рано умерший маленький сын его Поль, жена Домби Эдит или ее мать миссис Скьютон, – все эти образы в конечном счете развивают основную тему – тему Домби.

«Домби и сын» – прежде всего антибуржуазный роман. Все содержание произведения, его образный строй определяется пафосом критики частнособственнической морали. В отличие от романов, названных именем главного героя, это произведение имеет в заголовке название торговой фирмы.

Совет

Тем самым подчеркивается значимость этой фирмы для судьбы Домби, указывается на те ценности, которым поклоняется преуспевающий лондонский коммерсант. Автор не случайно начинает произведение с определения значения фирмы для главного героя романа: «В этих трех словах заключался смысл всей жизни мистера Домби.

Земля была создана для Домби и Сына, дабы они могли нести на ней торговые дела, а солнце и луна были созданы, чтобы озарять их своим светом…

Реки и моря были сотворены для плавания их судов; радуга сулила им хорошую погоду, ветер благоприятствовал или противился их предприятиям; звезды и планеты двигались по своим орбитам, дабы сохранить нерушимой систему, в центре которой были они». Таким образом, фирма «Домби и сын» становится образом – символом буржуазного преуспеяния, которое сопровождается утратой естественных человеческих чувств, своеобразным смысловым центром романа. Первоначально роман Диккенса был задуман как «трагедия гордости». Гордость важное, хотя не единственное качество буржуазного дельца Домби. Но именно эта черта главного героя обусловливается его социальным положением владельца торговой фирмы «Домби и сын». В своей гордыне Домби утрачивает нормальные человеческие чувства. Культ бизнеса, которым он занимается, и сознание собственного величия превращают лондонского коммерсанта в бездушный автомат. Все в доме Домби подчинено суровой необходимости выполнения своих служебных обязанностей – служение фирме. Слова «должен», «сделать усилие» – главные в лексиконе фамилии Домби. Те, кто не могут руководствоваться этими формулами, обречены на гибель, как первая жена Домби Фанни, не сумевшая «сделать усилие».

Идейный замысел Диккенса раскрывается в «Домби и сыне» по мере того, как развиваются характеры героев и развертывается действие.

Художественная манера Диккенса в «Домби и сыне» по-прежнему представляла соединение различных художественных приемов и тенденций. Однако юмор и комическая стихия оттесняются здесь на задний план, выступая в обрисовке второстепенных действующих лиц.

Главное место в романе начинают занимать углубленный психологических анализ внутренних причин тех или иных действий и переживаний героев.
Значительно усложняется повествовательная манера писателя. Она обогащается новой символикой, интересными и тонкими наблюдениями.

Более сложность становится психологическая характеристика персонажей, расширяется функциональность речевой характеристики, дополненной мимикой, жестами, возрастает роль диалогов и монологов.

Мастерство портретных и психологических характеристик очень высоко в «Домби и сыне», и даже комические второстепенные персонажи, лишившись гротескных и комических черт, свойственных героям первого периода, изображаются писателем как хорошо знакомые читателям люди, которых можно бы выделить в толпе.

Общий тон повествования в романе оказывается совершенно иным, чем в созданных ранее произведениях.

«Домби и сын» – первый роман Диккенса, лишенный оптимистической интонации, которая была так характерна для писателя раньше.

Обратите внимание

Здесь нет места тому безграничному оптимизму, который определял характер произведений Диккенса. В романе впервые прозвучали мотивы сомнения, неопределенной, но щемящей печали.

Источник: https://cyberpedia.su/6x23ae.html

Ссылка на основную публикацию