Образ с.а. есенина в лирике

Образ тела в лирике Сергея Есенина



В каком состоянии может находиться человеческое тело, с чем оно может сравниваться, каким способом может быть представлено в лирике? Попытка ответить на этот вопрос заставляет задуматься о сложности, противоречивости и многогранности поэзии. В частности, лирики знаковой фигуры российской поэзии, поэта «серебряного века» Сергея Есенина.

<\p>

Цель данной статьи заключается не в полном обзоре всего творчества в целом, а лишь в рассмотрении одного из образов его лирики — образа тела. А если быть точнее, то в исследовании специфики образов телесности, глубинных взаимосвязей между образами тела, языком и общим построением самого текста, существующих в лирике Есенина.

Помимо Есенина образы телесности использовали и другие поэты, его современники.<\p>

В есенинском творчестве можно увидеть множество образов-символов, которые являются как отдельными элементами живой/неживой природы, так и всей природы в целом, которыми поэт пытается обрисовать иносказательно свои мысли. Эти образы занимают большую часть его творчества.

Обратите внимание

Например, метель, черемуха, окно, тройка, изба. Рассматривая образ тела, нельзя сказать, что он — главный образ творчества поэта, который зачастую доводит читателя до кульминационного, эмоционального накала, но в то же время он занимает немаловажную роль.

<\p>

Рассматривая образы тела в творчестве Есенина в целом, можно выделить несколько пунктов:<\p>

  1. В некоторых стихотворениях образ тела играет очень важную роль, даже если этот образ занимает стихотворение частично. Рассматривая их, можно увидеть специфику авторского творчества, образные представления о мире, идеи.
  2. Образ тела разнообразен.

    Он выполняет разные функции: символическую, изобразительную, оценочную, эмоциональную, а так же участвует в создании определенного настроения стихотворения.

  3. Рассматривая образ тела, прослеживается связь образа с фольклорным наследием. Для Есенина важен не сам образ (изображаемый предмет), а его свойства, признаки.
  4. Данные образы не являлись статичными в его поэзии.

    Трансформация проходила на протяжении всего творчества поэта [6].

Если образ тела показан в достаточно небольших количествах, то можно заметить, что природа у Есенина занимает одно из главных мест его творчества, и лирический герой с ней непосредственно связан [8].<\p>

Можно рассмотреть самого автора как «тело» — образ разбойника и гуляки, который постоянно влюблен.

Если рассматривать тело и природу, то можно увидеть, как обыгрываются человеческие части тела и сам герой с природой.<\p>

Автор показывает неразрывную часть себя с природой и свою любовь к ней:<\p>

Родился я с песнями в травном одеяле,<\p>

Зори меня вешние в радугу свивали [4, с. 36].

<\p>

Природа — это мир, который противостоит человеку и развивается по своим законам независимо и отдельно от него, Есенин показывает свою тесную связь с ней, которая влияет на него и является частью его души и тела.

<\p>

В своих строчках о природе он высказывает свое неравнодушие к ней и соотносит ее состояние со своим внутренним, что дает более эмоциональную окраску этого состояния:<\p>

Вечер черные брови насопил.<\p>

Чьи-то кони стоят у двора.<\p>

Не вчера ли я молодость пропил?<\p>

Разлюбил ли тебя не вчера? [4, c.

147]<\p>

С помощью персонификации и задействования бровей — одной из самых употребляемых частей тела при демонстрации своих эмоций — иллюстрируется общение автора с природой. В данном случае брови показывают неуверенность автора в сказанных самим же собою словах.<\p>

Автор, находясь в «тесных отношениях» с природой, ищет в ней поддержки, какой-либо помощи.

<\p>

И когда с улыбкой мимоходом<\p>

Распрямлю я грудь,<\p>

Языком залижет непогода<\p>

Прожитой мой путь.<\p>

Гордо подняв грудь (поднятая грудь — символ уверенности) и улыбаясь, он идет смело по жизни, зная, что когда-то к нему придет наказание за все его «грешки», которые он сотворил на протяжении жизни.

<\p>

Важно

Есенин не пытается показать свой внутренний мир просто живой природой, он пытается показать ее как живого человека, делая упор на «внешность» природы.<\p>

Кудрявый сумрак за горой<\p>

Рукою машет белоснежной.<\p>

Седины пасмурного дня<\p>

Плывут всклокоченные мимо.

<\p>

Иллюстрируется не только одушевление природы и олицетворение самого поэта, но и имитируется общение его с ней: он выражает с ней духовное родство, природа наделяется внутренними качествами самого автора, но показывается это с помощью качественной характеристики отдельных компонентов тела, в данном случае — волос. (кудрявый, седины).

<\p>

Если рассматривать как часть тела в образах телесности портретную характеристику в стихотворениях, то можно заметить, что она выражена с помощью соматизмов, зачастую выраженных лексемами волос. Волосы — это то, что встречается многократно в поэзии Есенина, и они играют определенную роль: волосы — это символ жизненной силы, энергии, силы мысли и мужества [3].

Несмотря на данные определения, можно отнести их к мужскому полу, но показаны во многих случаях именно женские волосы. Показывается так же цветовая характеристика волос: «тех волос золотое сено» [4, c. 137], «и треплет ветер под косынкой рыжеволосую красу» [4, c. 32], «кудри черные змейно трепал ветерок» [4, c. 34].

Возможно, при помощи ряда прилагательных, выражающих цвет волос показывается характер женщины: рыжий — хитрость, черный — сила духа и мужество. Так же женские волосы могут отображать внутренние чувства автора по отношению к их владельцу:<\p>

Пускай ты выпита другим,<\p>

Но мне осталось, мне осталось<\p>

Твоих волос стеклянный дым… [4, c. 143].

<\p>

Волосы здесь — это отражение возраста возлюбленной Есенина, которая уже была зрела, «выпита другим», т. е. бывавшая замужем. Именно образный эпитет «стеклянный дым» подчеркивает и отображает ее возраст, «стеклянный дым» — седина, которая досталась вместе с его женщиной ему от ее бывшего мужа.

<\p>

Цвет волос девушки может показать прежнее отношение к ней и настоящее:<\p>

Не больна мне ничья измена<\p>

И не радует легкость побед, —<\p>

Тех волос золотое сено<\p>

Превращается в серый цвет.<\p>

Показывается равнодушное и нейтральное отношение автора к женскому полу.

Он любил немало женщин и немало женщин любили его, и это стало настолько обыденным, что автор начинает относиться к женщинам обыкновенно, без особого внимания и выделения их среди остальных. Для него — все одинаковы, поэтому ему не доставляет радости завоевание очередной женщины и не огорчает ее же уход и измена.

<\p>

Отражается пессимистическое настроение автора:<\p>

Облетает моя голова<\p>

Куст волос золотистый вянет… [4, c. 116].<\p>

Сравнивая себя с деревом, которое, как и любой живой организм рождается и умирает, Есенин показывает свои негативные настроения и разочаровывается в себе как в поэте: «Новый с поля придет поэт, в новом лес огласится свисте».

По его мнению он уже завял и не сможет больше цвести.<\p>

Совет

Рассматривая части тела в стихотворениях, можно заметить, что проскакивает их взаимосвязь с запахом. Запах является одним из главных показателей определенных черт предмета, характеризует его с той или иной стороны, добавляет ему определенные характеристики.

Часть тела, соприкасаясь с запахом, дает понять глубже чувства лирического героя:<\p>

Красной розой поцелуи веют,<\p>

Лепестками тая на губах… [4, c. 177].<\p>

Аромат розы показывает, насколько нежен и чувствителен к своей возлюбленной лирический герой.

<\p>

Так же аромат может служить инструментом для воспоминаний:<\p>

Но остался в складках мятой шали<\p>

Запах меда от невинных рук [4, c. 65].<\p>

Запах меда — один из традиционных запахов России. Благодаря ему девушка, упомянутая в данном стихотворении, обретает черты родного края, тем самым становясь для поэта ближе.

Его память все хранит образ этой девушки, а так же воспоминания о гибком стане и хрупких плечах женщины, которые, несомненно, были любимы поэтом.<\p>

Описание аромата складывается из личных переживаний поэта, его чувств, воспоминаний, связанных с данным запахом.<\p>

Запах трав от бабьей кожи<\p>

На моих губах я слышу [4, c. 79].

<\p>

Как и в предыдущем отрывке, он вспоминает о своей возлюбленной, с которой лежал и целовался на русских полях, отчего ее тело и пахнет травами. И Есенин вспоминает все это, слышала, т. е. чуя, любимый аромат на своих губах.<\p>

В синтезе с телом, помимо запаха, мы приближаемся к пониманию мыслей, идей и образа автора с помощью цвета.

Цвет в большинстве случаев отражает внутренний мир поэта [1]. Черный цвет всегда был характерен для литературы. Символика этого цвета негативна. Одним из наиболее ярких примеров этого является поэма Есенина «Черный человек», где все страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека олицетворяется в черном, дьявольском подобии человека [7].

Обратите внимание

Черный человек — это не физическое осязаемое тело, а болезненная душа самого поэта, трагизм которой заключается в понимании героем собственной обреченности: все лучшее и светлое в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным. Помимо самого черного человека рассматриваются же опять отдельные части тела, которые играют большую роль в данном контексте [5].

<\p>

Черный человек имеет власть над поэтом:<\p>

Черный человек<\p>

Водит пальцем по мерзкой книге… [4, c. 450].<\p>

Образ книги — это жизнь, судьба героя. А черный человек водит по ней пальцем. Палец — это средство познания, в то же время определяющий инструмент.<\p>

Черный человек<\p>

Глядит на меня в упор<\p>

И глаза покрываются<\p>

Голубой блевотой… [4, c. 450].

<\p>

Глаза традиционно именуются зеркалом души. По ним можно многое узнать о человеке. Их идеальное состояние — чистота. А здесь глаза полны «блевоты», отражение духовного становится смутным и размытым, отторгающим. Это характеризует крайнюю степень безумия. В итоге, герой остается в темной ночи один:<\p>

Ах ты, ночь!<\p>

Что ты, ночь, наковеркала?<\p>

Я в цилиндре стою.

<\p>

Никого со мной нет… [4, c 454].<\p>

Здесь появляется мысль о погубленной жизни, тоска по уходящей молодости и осознание своей ненужности и пошлости жизни. Все это осознание происходит благодаря черному человеку.<\p>

Есенина нельзя отнести к поэтам-символистам, но это не значит, что он не использует образы в своей лирике.

В большинстве случаев у него сделан акцент не на образе целостного тела, а на отдельных его частях. Язык, как и тело, становится пространством нереализованных потенций. Динамичность и развитие телесности есть отражение динамики самого текста, который есть распад чего-то целого, разложение без возможности соединения обратно в единое тело.

Таким образом, образ телесности играет немаловажную роль в лирике Сергея Есенина. Образы тела наделены функциями, позволяющими лучше понять само стихотворение и внутреннее состояние автора. Это способствует созданию цельного художественного образа и мира.

Текст, наполненный подобными образами, оказывается трагической реальностью в конечном итоге и образом, сомневающимся в своей реальности в образе «самого себя» [9].<\p>

Важно

Так, язык тела в поэзии Есенина включает в себя движение, положение рук, манеру стоять и сидеть, осанку. Знание этого языка помогает лучше понять лирического героя, поскольку это еще и форма внутреннего движения [2].<\p>

Литература:<\p>

  1. Алексеев С. С. О колорите / Москва: «Изобразительное искусство», 1974. — 176 с.
  2. Валеева Е. В. Психофизические основы художественного образа. Монография. Саров. 2009. — 219 с.
  3. Джекс Трессидер. Словарь символов. Москва: «Фаир пресс», 2001. — 448 с.
  4. Есенин Сергей. Собрание сочинение в двух томах. Том 1. Москва: «Советская Россия», «Современник», 1990. — 479 с.
  5. Матвеева Е. В. Функции цветообраза в прозе ФРГ 60–80-х гг // Дисс. на соис.уч.ст. к.фил. н., Нижний Новгород, 1999. — 155 с
  6. Перелыгин П. В. Цветообразная поэтика в творчестве С. А. Есенина и Н. М. Рубцова. Опыт сопоставительного анализа. // Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. к. фил. н., Тамбов, 2008. — 188 с.
  7. Пяткин С. Н. «Я молюсь Ему по ночам…» (О последней поэме С. А. Есенина) // Современное есениноведение. 2006. № 4. С.78–97
  8. Пяткин С. Н. Поэтика «простого слова» в лирике С. А. Есенина 1924–25 гг. // Современное есениноведение. 2013. № 26. С. 13–17
  9. Фортунатова В. А., Фортунатов Н. М. Текст и текстология в пространстве русской классической литературы// Вопросы развития филологии и литературы в России и мире. Современная литература и культурные традиции. Материалы II Всероссийской научной Интернет-конференции с международным участием. Сервис виртуальных конференций Pax Grid; ИП Синяев Д. Н.. — Казань, 2014. — С. 65–70].

Основные термины (генерируются автоматически): образ тела, черный человек, лирический герой, поэт, образ, запах, волос, часть тела, образ телесности, природа.

Источник: https://moluch.ru/archive/110/27267/

Сквозные образы лирики Есенина

Образность, действительно, — неотъемлемая часть стиля Есенина, что проявилось уже в раннем творчестве. В юности душевный мир поэта находился в относительной гармонии с миром природы. И оттого ему в этом мире

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

Интересно, что в этом одном из ранних стихотворений Есенина уже появился самый любимый его образ. Береза. И уж, конечно, неслучайно дебютировал в печати Есенин стихотворением, которое так и называлось.

Учитель читает стихотворение наизусть.

Сейчас его все школьники России учат наизусть. Вот такой дебют. Стихотворение, ставшее хрестоматийным, было напечатано в начале 1914 года в московском журнале для детей «Мирок».

Уже в этом произведении сказалась изначальная настроенность поэтического зрения Есенина на восприятие радостного, яркого, светлого, светящегося в неброской русской природе.

И серебро, и золото, и снежное кружево сверкают и переливаются на пушистых ветках заснеженной березы. И красота эта не меркнет, не осыпается, не тускнеет, потому что

…Заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

В стихах Есенина пейзажи с русскими березами оживают, звучат, вспыхивают ярким светом:

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

«Бывают поэты, у которых любимая метафора разрастается, становится из единичного роста-образа большим, разветвленным деревом и тогда чтобы понять точный смысл каждой детали стихотворения, нужно держать в голове всю образную систему, выработанную поэтом, пристально разглядывая одну только веточку, мы рискуем не добраться до сути произведения — нужно отойти на большое расстояние и окинуть взглядом все могучее дерево», — предупреждает Ефим Эткинд. Это касается и образности Есенина.

Послушайте стихотворение 1920 года

Заранее подготовленный ученик читает наизусть.

По-осеннему кычет сова

Над раздольем дорожной рани.

Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет.

Полевое, степное «ку-гу»,

Здравствуй, мать голубая осина!

Скоро месяц, купаясь в снегу,

Сядет в редкие кудри сына.

Скоро мне без листвы холодеть,

Звоном звезд насыпая уши.

Без меня будут юноши петь,

Не меня будут старцы слушать.

Новый с поля придет поэт,

В новом лес огласится свисте.

По-осеннему сыплет ветр,

По-осеннему шепчут листья.

— О чем это стихотворение? (На первый взгляд об осени.)

— Как представлен лирический герой?

Речь идет как бы от лица дерева, с которым поэт себя отождествляет. Можно ли не заметить эту главную метафору в стихотворении, от которой ответвляются прочие: голова облетает — «куст волос золотистый вянет», голубая осина — мать, голые ветки дерева — «редкие кудри сына».

Совет

Но во второй части стихотворения дерево отходит на второй план, а перед нами сам поэт, который исповедуется читателю, говоря о предстоящей смерти. Какая же это смерть — физическая или творческая? Здесь вступают в свои права воображение читателя, его поэтический талант.

Итак, стихи Есенина не только об осени, но и о смерти.

Но давайте дальше разберемся в связи образов данного стихотворения с теми, которые разработаны автором в лирике. Например, надо помнить, что поэт видел таинственную связь между осенью и своей судьбой; как ему кажется, в его имени спрятан образ: осень — есень — Есенин.

А почему «мать голубая осина»? В чем смысл эпитета «голубой» в лирике Есенина? Обращаясь к Руси, он говорит:

По голубой долине,

Меж телок и коров,

Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов.

(«О Русь, взмахни крылами», 1917)

В другом стихотворении — о будущем родины, когда трактор вытеснит коня, столь милого сердцу поэта, мы читаем:

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость.

(«Я последний поэт деревни», 1919)

«Голубая долина», «голубая степь», «голубое поле»… А вот, наконец, и обобщение, оно позволит нам все до конца понять:

Я покинул родимый дом.

Голубуюоставил Русь.

………………………….

…Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге…

(1918)

«Голубая» — это эпитет Руси, матери-родины. Вот, оказывается, почему в рассматриваемом нами стихотворении объединены образы матери и голубой осины — они продолжают развитую по всей лирике Есенина 1918—1920 годов метафору «голубой Руси».

Интересно значение еще одного образа этого произведения. Клен Есенина. «Старый клен на одной ноге» — это ведь сам поэт. В одном из его стихов можно прочитать:

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Золотая голова клена — еще один постоянный образ есенинской поэзии. Иногда о его сходстве с поэтом говорится прямо, как вы только что слышали, иногда косвенно, осложненно:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

……………………………………

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

(1921)

Послушайте еще одно из самых известных стихотворений Есенина.

Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»

Таким образом, сопоставление с другими стихотворениями проясняет нам образы Есенина, позволяет понять, что они входят в целостную художественную систему его песенной лирики.

Совершенно справедливо заключила исследователь лирики Есенина Алла Марченко: «Лирику Есенина объединяет система сквозных лирических образов — клен, черемуха, береза, осень.

Это не случайность, а эстетический принцип, который сам Есенин объяснил как «узловую завязь человека с миром природы», то есть единство мира растительного, животного и человеческого, а следовательно, и объяснение жизни своих героев через жизнь природы, сопоставление своих отношений, поступков, настроений с процессами, происходящими в природе».

Обратите внимание

Надеюсь, что дальнейшее знакомство с творчеством этого поэта как в классе на уроках, так и дома самостоятельно позволит вам разобраться и в значении других сквозных образов его лирики (Русь, дом, мать и др.).

Цветопись в поэзии Есенина.

Большое значение для грамотного понимания стихов Есенина имеет не только система образов, но и цветопись. Расскажите, какими цветами раскрашены картины в стихах, которые вы приготовили к сегодняшнему уроку (см. домашнее задание).

Произведения этого поэта-лирика, поэта-романтика пестрят всеми цветами радуги, но и среди красок есть те, которые играют ведущую роль. Поговорим о некоторых из них.

Цвет не только живописен, с ним связан в лирике Есенина эмоциональный, оценочный, философский смысл. Это цвета вышивок, древней живописи, русской иконы. Синий цвет — цвет родной Оки, неба, Родины. Особенно богаты у Есенина цвета желтый и красный. Это цвета осени, они говорят о краткости и красоте жизни. С мыслью о неизбежности смерти связан белый цвет.

Красный, синий, желтый — классическое трехцветие русской иконописи. Очень характерно пристрастие поэта к желто-золотому. И это не случайно. В образе его «языческой» фамилии (осень — ясень — есень — весень) Есенин видел как бы указание на свое предназначение в мире.

Чаще всего один из основных, красный или желтый, а иногда и красный, и желтый, складывается из множества оттенков… Сгущая синеву вечера, поэт сообщает желтизне яркость (золотые), повышая активность цвета. Для Есенина синий — это не только «дополнительный», но и «доминирующий» цвет, устанавливающий перекличку с другими.

Синий считался по традиции цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность».

Следовательно, эпитеты в лирике Есенина не просто обозначают внешние качества они активны, наделены экспрессией.

Важно

Литературовед К. А. Кедров также отмечает три главных цвета в древнерусской живописи и в поэзии Есенина: алый, синий, золотой. «Белый — символ чистоты, голубой и синий — символ устремленности к небу, то есть к чему-то недосягаемому, золото — изначальный свет и красный — цвет любви, горения, страсти» (Есенин и современность: сб. статей. — М., 1975. — С. 178).

В стихотворении «О Русь, взмахни крылами…» возникает странный, на первый взгляд, образ:

По голубой равнине

Меж телок и коров

Идет в златой ряднице

Твой Алексей Кольцов.

Один из критиков раздраженно писал об этих стихах: «Почему г. Есенину кажется, что Кольцов «гулял» меж телок и коров, а не гонял баранов на салотопенные заводы, так же не понятно, как и то, что на нем была «златая ряднина», а вокруг «голубая долина».

Он совершенно не понял, что цветопись есенинской строфы отсылает прежде всего к русской иконе.

«Голубой» и «златой» — «чистые» цвета, выражающие условно-символический мир, в котором нет и не может быть места салотопенным заводам «Ряднина» (рядно — простая, грубая холстина) «златится» не только от солнца, ибо она является как бы жреческим одеянием крестьянского святого — Алексея Кольцова. Идеальное и материальное просвечивают сквозь друг друга.

Следы иконописной цветности можно найти и в других есенинских стихах.

…Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне, —

читаем в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу…» (1922).

Иконы на сюжет Флора и Лавра дают нам широкую возможность увидеть и красных, и розовых коней самых разных оттенков, так что «телки и коровы», окружающие Кольцова, отсылают нас к миру русской религиозной живописи.

Но есенинское «чувствование» не было заимствовано из книг. В его основе — народные истоки: жизнь и быт крестьян, народные приметы, загадки, песни, христианская религия. Это подтверждается органичностью образного мышления поэта.

Домасамостоятельно постарайтесь пристально вчитаться в одно из наиболее характерных есенинских стихотворений начальной поры — «Осень» (1916) (р а з д а т о ч н ы й м а т е р и а л):

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ее подков.

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

З а д а н и е: 1. Выявите элементы цветописи в произведении.

2. Определите, как выражена связь поэтического мира Есенина с реальным крестьянским миром.

III. Итог урока.

Учащиеся комментируют свои записи в тетрадях, получившиеся по ходу лекции.

Домашнее задание.

1. Подготовить устный рассказ на тему «Поэтика лирики Есенина» на основе лекции и статей учебника «Открыватель «Голубой Руси» (с. 207 и «Жизнь образа огромна и разливчата». Особенности метафоризма С. Есенина (с. 214—215).

2. Проанализировать по предложенным вопросам стихотворение «Осень».

3. Индивидуальное задание: сообщение на тему «Любовь в жизни и стихах Есенина».

Источник: https://cyberpedia.su/10x50c7.html

Образ Родины в лирике С.Есенина (стр. 1 из 4)

A
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

ИНСТИТУТ ИНФОРМАЦИОННЫХ И БИБЛИОТЕЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ

Образ Родины в лирике С.Есенина

РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Исполнитель: ст-ка Караманова Е.Ю.

2 курса гр.ТАИР-091

Руководитель:

Кемерово 2011
Оглавление

Введение
………………………………………………………………………………………………….. 2

Краткая биография С. Есенина
……………………………………………………………….. 4

Тема родины в лирике Есенина
………………………………………………………………. 6

Образ Руси в ранней лирике С. Есенина
………………………………………………….. 7

Родина и революция в поэзии Есенина 1917-1919 гг.
……………………………… 11

Отражение в поэзии С. Есенина 1920-1923 гг. духовного кризиса
………….. 17

Философское осмысление эпохи и места человека в ней в лирике 1924-25 гг.
………………………………………………………………………………………………………………. 20

Заключение
……………………………………………………………………………………………. 26

Используемые источники
………………………………………………………………………. 28

Введение

Сергей Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов XX века

В лирике Есенина сливаются чувства и слова, образы и мысли. Талант поэта заключается в том, что он мог улавливать и передавать самые нежнейшие оттенки пе­реживаний и настроений, которые возникали в его душе. Такой гармонией проникнуто все творчество Есенина: сти­хи о родине, о любви, о природе и о животных.

Тема родины — одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константиново поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость.

Это важно знать для понимания позиции С.Есенина. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает. В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России.

Совет

Так, одно из наиболее известных его произведений — «Гой ты, Русь моя родная…» С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения — сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением — целая философия, система ценностей.

Мир деревни — это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина — это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты — русская боль».

Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года — начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя.

Для поэта родная деревня в России — это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, — это, прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие «малой родины». С присущей Есенину-лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку:

«Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу».

Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их — странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность — это природа и Россия.

Краткая биография С. Есенина

Родился С.Есенин в селе Константинове Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Рос и воспитывался в семье деда по матери, редко общаясь с жившими врозь родителями. Ранние духовные впечатления оформляются в атмосфере глубокого народного православия. В то же время воспитывала поэта и улица, давая выход озорству, неуравновешенности его характера.

Учится в Константиновском земском четырехгодичном училище (1904—1909), затем в Спас-Клепиковской закрытой церковно-учительской школе (1909— 1912) и на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. А. Л. Шанявского (1913—1914), который не окончил.

В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение («с высочайшего соизволения») санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах.

Обратите внимание

В начале 1916 г. выходит первая книга Есенин «Радуница». В 1918 г. в Петрограде выходит вторая книга стихов Есенина «Голубень», подтвердившая талант Есенин как самобытного поэта крестьянской России.

Начиная с 1917 г. путь Есенина становится все более противоречивым. Во вневременный, гармонически цельный мир есенинской Руси вторгается теперь история.

Об этом говорят уже сами заглавия новых книг поэта: «Преображение» (1918), «Пугачев» (1922), «Песнь о великом походе» (1925), «Русь советская» (1925).

И лирика, и образ лирического героя, и сам облик поэта резко меняются, приходит поэзия «бунта».

Есенин принимает участие в двух сборниках «Скифы» (1917, второй помечен 1918 г.), выпущенных ориентирующейся на левых эсеров одноименной литературной группой, вдохновляемой идеологом мистического, мессианского социализма Р. В. Ивановым-Разумником. Есенин и Н.

Клюев превозносятся им как поэты-пророки «России будущего». В стихах Есенина появляется мотив вызова старой патриархальной России (поэма «Инония», 1918).

Есенин отказывается от Христа, проклинает Китеж и Радонеж — как символы святой Руси и грозится «выщипать» Богу бороду и «вылизать» на иконах «Лики мучеников и святых».

В 1919 г. Есенин — один из создателей (вместе с А. Мариенгофом, В. Шершеневичем и Р.

Важно

Ивневым) русского имажинизма, целью которого для него было не только «проведение в жизнь силы образа», но и отдаление от патриархальной России, от клюевского «избяного космоса» и сближение с урбанистическим миром, с полной морально-нравственной раскрепощенностью «цивилизованного» человека.

Прельщала в имажинизме Есенина и возможность заявить о своем «европеизме», освободиться от сковывающего его амплуа «пастушеского» поэта. Есенин вступает в полосу своего продолжавшегося до последних дней богемного существования. Женившись в 1922 г. на знаменитой американской танцовщице Айседоре Дункан, он затем более года проводит с нею в турне по Европе и Америке.

В последний период жизни Есенин сознательно отдаляется от деревни — как от чуждой ему советской «нови».

Жизнь Есенин трагически оборвалась в Ленинграде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Похоронен поэт в Москве на Ваганьковском кладбище.

Тема родины в лирике Есенина

Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России, свободолюбии её жизни и духовном рабстве, вере и безверии, стремились создать неповторимо-индивидуальный образ Родины.

Для Есенина родной край, родина – это средняя Россия, село Константиново – это Русь деревенская с её традициями, сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие деревенского говора с красочным миром природы.

Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант.

С первых же стихов в поэзию Есенина входит тема родины. Сергей позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве».

Совет

И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная синь, и голубая гладь озёр – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле:

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

(1916)

В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, её светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский, разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворённая сельская тишина, весёлый девичий смех в лугах и горе

Образ Руси в ранней лирике С. Есенина

Ещё в ранних, юношеских стихах автор предстаёт перед нами как пламенный патриот. Тогдашние его представления о родной земле ещё совсем детские. Родина для Есенина – это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села.

«Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали его надёжной стартовой площадкой, колыбелью его поэзии. В его душе нет ещё представления об отчизне как социальной, политической, культурной среде.

Чувство родины находит у него выражение пока ещё только в любви к родной природе.

На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстаёт скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-жёлтый костёр осенней рощи, зеркальная гладь озёр. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».

Для молодого поэта природа – это чудесный и необъятный храм, в котором всё прекрасно. Она подлинный герой ранней поэзии Есенина. Любовью к земле, к лугам и травам, лесам и озёрам проникнуты строки многих юношеских стихов.

Источник: http://MirZnanii.com/a/357719/obraz-rodiny-v-lirike-sesenina

(1895-1925) сквозные образы лирики С.Есенина. Родина великого русского поэта Сергея Александровича Есенина – старинное село Константиново привольно раскинулось. — презентация

1 ( ) сквозные образы лирики С.Есенина <\p>

2 Родина великого русского поэта Сергея Александровича Есенина – старинное село Константиново привольно раскинулось среди рязанских полей и лесов, в центре России, на высоком правом берегу Оки. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов, просматриваются у горизонта леса Мещоры. Эти места – колыбель поэзии Есенина. Здесь он родился и провёл более половины своей жизни, здесь впервые «выплеснул душу в слова». Родина была тем источником вдохновения, к которому постоянно припадал Есенин, черпая силу русского духа, силу любви в людям, отчему дому… <\p>

3 <\p>

4 Сергей Александрович Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии (21 сентября по старому стилю). Вскоре отец Есенина уехал в Москву, устроился работать там приказчиком и поэтому Есенина отдали на воспитание в семью деда по матери. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Сергей Есенин потом писал: Мои дяди (трое неженатые сыновья деда) были озорными братьями. Когда мне было три с половиной года они посадили меня на лошадь без седла и пустили в галоп. Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на середину озера и бросали в воду. Когда мне исполнилось восемь лет, я заменял одному своему дяде охотничью собаку, плавал по воде за подстреленными утками. <\p>

5 На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных. На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных. <\p>

6 <\p>

7 Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики, подлинным вдохновенным певцом родной земли. <\p>

Обратите внимание

8 Сергей Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. Его талант раскрылся особенно ярко и самобытно в лирике. Лирическая поэзия Есенина удивительна богата и многообразна по своему душевному выражению, искренности и человечности, лаконичности и живописности образов. В стихах Есенина нас покоряет и захватывает «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. <\p>

9 Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу. С. Есенин «Все от древа – вот религия мысли нашего народа… Древо – жизнь. Вытирая лицо свое о холст с изображением древа, наш народ немо говорит о том, что он не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного дерева и, прибегая под покров ветвей его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках своих хоть малую ветвь его, чтоб, подобно древу, он мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей рук тень-добродетель», – писал С. Есенин в своем поэтико-философском трактате «Ключи Марии». <\p>

10 От фольклорного вечного древа и берут начало самые главные, самые постоянные образные темы есенинской лирики. В древних мифах образ дерева был многозначен. Древо, в частности, символизировало жизнь и смерть (цветущее или сухое), древние представления о вселенной (верх – небо, низ – подземное царство, середина – земля), древо в целом могло сопоставляться с человеком (голова – вершина, уходящая в небо, ноги – корни, ощущающие крепость в земле, раскинутые руки, подобно ветвям, обнимают мир вокруг). Итак, древо – мифологический символ, обозначающий вселенную, гармонию вселенной. <\p>

11 Гипотеза Береза и клен – сквозные образы лирики С.Есенина. <\p>

12 Подобно шишкинскому лесу или левитановской осени, нам бесконечно дороги и близки «зеленокосая» есенинская берёзка – самый любимый образ поэта, его старый клён «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь», цветы, низко склонившиеся в весенний вечер к поэту свои головки и дорога убегающая вдаль от родного дома. Ключевые образы И. Левитан. Золотая Осень. <\p>

13 По словам М. Эпштейна, «береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения – липа, рябина, черемуха». Из рассмотренных 339 стихотворений С. Есенина в 199 стихотворениях есть упоминание того или иного дерева. Береза наиболее часто становится героиней его произведений – 47. Далее идут ель (17), клен (15), черемуха, ива, сосна (14), липа (11), тополь, осина(10), рябина (9), верба (8), яблоня (7), сирень (6), ракита (5), калина (4), дуб (3), ветла (3), ольха и кедр (1). <\p>

14 Клен Клен, в отличие от других деревьев, не имеет столь определенного, сформированного образного ядра в русской поэзии. В фольклорных традициях, связанных с древними языческими ритуалами, он не играл значительной роли. Поэтические воззрения на него в русской классической литературе в основном складываются в XX веке и поэтому еще не приобрели ясных очертаний. <\p>

15 Клен Образ клена играет немаловажную роль среди так называемых сквозных образов лирики С. Есенина, «окрашивающих мир его поэзии в особые неповторимые тона». Впервые в поэзии Есенина клен появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта («Клененочек маленькой матке / Зеленое вымя сосет…», 1910) и, претерпев целый ряд различных поэтических метаморфоз, проходит через все творчество поэта, достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении «Клен ты мой опавший». <\p>

16 Образ клена создавался под сильным влиянием народных традиций «древнего» образ творчества. Но, испытывая сильное влияние фольклора, Есенин никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчетливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует клен. <\p>

Важно

17 Все «кленовые» эпитеты Есенина отличаются лексической полноценностью и семантической прозрачностью. Создавая образ, поэт стремился сблизить два плана – реальности и образности, поэтому целый ряд слов он намеренно употреблял в прямом значении (старый, маленький, подгнивший и т.п.), другие же подвергал метафоризации (клен на одной ноге и т.п.), хотя и в неодинаковой степени, чтобы не создать резкого разрыва между реальным и образным планами, чтобы сделать плавным и естественным переход между ними. <\p>

18 Поэт характеризует клен с разных сторон: с точки зрения возраста (старый, маленький – молодой), естественного процесса старения (подгнивший), зависимости внешнего вида от времен года (голый, опавший, облезлый). Автор не скрывает своего отношения к нему, часто сочувственного, а иногда и отрицательного (мой бедный, наш, клен ты мой опавший, облезлый и т.п.). <\p>

19 Образ клена наиболее сформирован в поэзии С. Есенина, где он выступает как своего рода лирический герой «древесного романа». Клен – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Отсюда и мотив уподобления, то первичное сходство, из которого развился образ лирического героя. Оттого что тот старый клен Головой на меня похож. ( « Я покинул родимый дом …», 1918 г. ) <\p>

20 В исследуемых есенинских стихах прямых обращений к клену немного. Эти обращения не только называют адресат речи, но и характеризуют отношение самого автора к любимому дереву – отношение проникновенное, задушевное, всегда искреннее. <\p>

21 Береза Береза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах береза часто служила «майским деревом», символом весны. Есенин, при описании народных весенних праздников, упоминает березу в значении этого символа в стихотворениях «Троицыно утро…» (1914 г. ) и « Зашумели над затоном тростники …» ( 1914 г. ). <\p>

22 Береза – сквозной образ лирики Береза – сквозной образ лирики Из юношеского прошлого вернулась в поэзию Есенина светлая и нежная девушка-березка. С этим образом связывается прежде всего возвращение поэта на Родину, его встреча с отчей землей: Устав таскаться По чужим пределам, Вернулся я В родимый дом. Зеленокосая, В юбчонке белой Стоит береза над прудом. («Мой путь») Затем этот образ возникает каждый раз, когда поэт обращается памятью к родным местам: ( «Письмо к сестре», «Ты запой мне ту песню, что прежде…»). <\p>

23 Берёза привлекает внимание Есенина своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны. Её неяркий, но изящный наряд вызывает в сознании поэта ряд неожиданных ассоциаций. Ветки берёзы превращаются то в «шёлковые косы», то в «зелёные серёжки», а цвет её ствола – то в «берёзовое молоко», льющееся по равнинам родной земли, то в «берёзовый ситец». При дуновении летнего ветерка ветви берёзок колышутся и, как серёжки, звенят. Отсюда образ: «в роще по берёзкам белый перезвон». <\p>

24 В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик нашей Родины и тогда, когда «нивы сжаты, рощи голы», и тогда, когда она превращается в «несказанное, синее, нежное». С Родиной связана лучшая метафора Есенина «страна березового ситца» и самый нежный образ в его стихах – образ прекрасной девушки-березки. Ей посвящены лучшие стихи. Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтику Есенина. Основы поэтики Есенина – народные. Он и сам неоднократно отмечал, что образность его поэзии восходит к народной. <\p>

Совет

25 Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу. С. Есенин «Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах,» – писал поэт в предисловии к собранию сочинений 1924 года. <\p>

26 Корни есенинской поэтики глубоко и прочно вросли в национальную почву и на протяжении всех творческих лет питали его поэзию соками родной земли. Элементы фольклорной поэтики Есенин использует при раскрытии характера героя, при изображении различных настроений, внешних деталей портрета, при описании природы и для передачи колорита. <\p>

27 <\p>

28 Часто Есенин, используя богатый опыт народной поэзии, прибегает к приему олицетворения. Но, в отличие от устного народного творчества, Есенин настолько очеловечивает мир природы, что иногда параллельно идут два описания: Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд? Такое очеловечивание не свойственно фольклору. Никогда не дозволялось дубу или клену в лирической фольклорной песне безобразничать спьяну. Клен Есенина, «одуревши в доску», обнимает березку. <\p>

29 В анализируемых стихотворениях поэт использует различные художественные средства. Олицетворения – «береза… принакрылась снегом…» Метафоры – «березовое молоко» Эпитеты – «милые березовые чащи…» Сравнения – «распустились кисти белой бахромой…» Природа у Есенина антропоморфна: березки уподобляются девушкам, клен – подвыпившему сторожу, лирическому герою. <\p>

30 Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы – «стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, косы», у клена – «нога, голова». Так и хочется руки сомкнуть Над древесными бедрами ив. ( « Я по первому снегу бреду …», 1917 г. ), Я не скоро, не скоро вернусь ! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге. («Я покинул родимый дом…», 1918 г.) <\p>

31 «Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад…» <\p>

32 Вывод Рассмотрев стихотворения, где встречаются образы деревьев, мы видим, что стихи С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Она неотделима от человека, от его мыслей и чувств. Образ древа в поэзии Есенина предстает в том же значении, что и в народной поэзии. Авторский мотив «древесного романа «восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе, опирается на традиционный троп «человек – растение». Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, береза и клен – сквозные образы лирики С.Есенина. <\p>

33 Список использованной литературы 1. Обучающие практические работы по литературе классы/Т.Н. Андреева, Е.Б. Кузина, Е.С. Степанова и др.; под ред. Т.Н. Андреевой. – М.: Дрофа, Сергей Есенин. /Ю.В. Бондарев, Ю.Л. Прокушев. – «Советская Россия», Марченко А. Поэтический мир Есенина. – 2-е изд.– М., 1989. <\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1062477/

Образ родины в лирике Сергея Есенина

Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую. О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую.

С. Есенин

Сергей Есенин – современник переломной эпохи в жизни России, в его творчестве отразились перемены в жизни и психологии народа в революционные годы.

В его поэзии ярко выражены черты национального русского характера -“беспокойная, дерзкая сила”, искренность, свободолюбие, духовная неуспокоенность.

В стихах Есенина звучит признание поэта в любви к “тихой родине”, вера в ее историческое будущее.

Обратите внимание

В ранних стихах Есенина перед нами предстает крестьянская Русь, с ее дорогами, освещенными луной в зимнюю пору, и с “солончаковой тоской” летом. Русская природа и деревенский быт определяют тематику стихов Есенина.

Все здесь мило поэту – и солнце, похожее на соху, и месяц в образе ягненка, и ветер в образе “рыжего ласкового осленка”. Красота Средней полосы России, где родился поэт, скромная, неброская. Но поэт запечатлел ее с глубокой и трепетной любовью.

Заря, дороги, реки, небо, кусты, болота, поля, травы – все в стихах Есенина движется, вступает в поэтические отношения с человеком, с жизнью. Вечер, “свесившись над речкою, полощет водою белой” пальцы ног, трава “сбирает мед с обветренных ракит”, ивы “вызванивают в четки”, месяц “чистит рога”.

Прелесть окружающего мира неразрывно связана у Есенина с горячей любовью к родине, которая была могучим источником всей его поэзии.

Куда бы ни заносила творческая судьба поэта, он, как истинный сын родной земли, неизменно возвращался к отчему дому. Ведь настоящим патриотом может быть лишь тот, кто остается с родиной В дни трудов и бедствий, а не только в дни побед и торжеств.

Охваченная социальными переменами Россия в эти годы переживала необычную судьбу, и вместе с ней, вместе со своими “рязанями” прошел трудный путь лирический герой Есенина.

Его чувство к родине с годами становилось острее и отзывчивее, утрачивало оттенок безмятежности и покоя.

Уже в ранней поэзии, наряду с созерцательным описанием природы и народной жизни, появляется тревожное ожидание иной судьбы. Деревенский паренек Есенин, как и миллионы его соотечественников, покинул свою многовековую крестьянскую колыбель, русскую деревянную избу, и с немалым трудом обживал новую городскую квартиру. Однако духовным “домом” поэта всегда оставалась деревня.

Грандиозные социальные потрясения в России Есенин встретил с восторгом, но революцию принял, по его словам, “с крестьянским уклоном”. В поэме “Ино-ния” воплотились его утопические мечтания о новой, вольной деревне, живущей вне исторического времени.

Важно

Здесь “избы новые, кипарисовым тесом крытые”, нет податей за пашню, здесь люди будут водить хороводы и блаженно отдыхать “под тенистыми ветвями одного преогромного дерева, имя которому социализм”.

Однако таким мечтам не суждено было сбыться: в стране бушевала гражданская война, жесткие нормы военного коммунизма подчиняли себе судьбы людей, деревня узнала, что такое “продразверстка”…

Нелегко дается поэту прощание со старой патриархальной романтикой. Он понимает, что жить так, как жили отцы и деды, деревня уже не будет.

Он понимает, что в состязании между жеребенком и поездом победа достанется механической машине. Технический прогресс неизбежно возьмет верх над отсталостью дореволюционной деревни.

Поэт сожалеет о Руси уходящей, к которой он прикипел сердцем. Вместе с тем он пишет о себе :

Учусь постигнуть в каждом миге
Коммуной вздыбленную Русь.

В современной деревне Есенин видит уже не “край заброшенный”, а поле для активной деятельности новых людей – тех, кто прошел горнило революции, и молодежи, охваченной новыми идеями.

Судьба Есенина была неразрывно связана с судьбой России, а потому была полна исканий, противоречий, побед и поражений. Любовь к родине проходит красной нитью через все творчество поэта.

Именно она была для него источником творчества, точкой опоры и точкой отсчета.

Оставаясь глубоко национальной по сути, поэзия Есенина проникнута глубоким патриотизмом, верой в жизнь и в этом ее общечеловеческое значение.

Образ родины в лирике Сергея Есенина

Источник: https://home-task.com/obraz-rodiny-v-lirike-sergeya-esenina/

Ссылка на основную публикацию