В чем смысл жизни по горькому
В чем смысл жизни по горькому, и равнозначен ли он счастью?
Лучшие литераторы всех времен и народов спрашивали себя и своих читателей о том, зачем живет на свете человек. Быть или не быть – вопрос философский. Смысл жизни у каждого человека свой. Одному достаточно благополучия и достатка, другому покой и волю подавай, третий тщательно следит за собственным здоровьем, считая, что оно важнее всего.
Алексей Максимович Пешков задавался вопросом о цели существования практически во всех своих произведениях.
Его персонажи идут по своему пути по-разному, среди них есть эгоисты, думающие лишь о собственном благе, и те, кто готов посвятить себя служению светлым идеалам.
Противопоставляя философию жертвенности образу мышления приспособленца, писатель обозначает собственную позицию. Отречение от собственных материальных интересов во имя светлого будущего – вот в чем смысл жизни по Горькому.
В рассказ «Старуха Изергиль» вплетены три сюжетные линии. Главной героине довелось прожить непростую жизнь, в которой было место и счастью, и горю.
Мужчины, волею судьбы оставившие след в ее судьбе, очень разные, но и юноше, подобному восточному цветку, и надменному польскому дуэлянту она безрассудно и щедро дарила то, чем владела – свою любовь, не жалея ее.
Задумывалась ли она над вопросом о том, в чем смысл жизни? По горькому повествованию старухи о трагической судьбе Данко, можно сделать вывод, что не чужды ей были раздумья о цели человеческого бытия. В то же время, рассказывая о Ларре, она безо всякого осуждения излагает концепцию беззаботной и комфортной жизни. Каждому свое!
Подобное идеологическое противостояние проявляется и в диалоге «премудрого» ужа с буревестником. Свобода – вот, в чем смысл жизни по Горькому. Ее можно определить как волю делать то, что хочется, весь вопрос состоит в том, чего желает раб, а чего – истинный гражданин.
Обыватель, находясь в плену собственных мелких целей, просто не в состоянии понять высоких героических устремлений, ему не нравится чувство свободного полета, особенно если он оканчивается неуклюжим падением с высоты, пусть и небольшой. Ужу по душе теплый и сырой уют, привычный и удобный.
Высокий эмоциональный накал возводит эту басню в ранг настоящей притчи с почти библейским сюжетом.
Идея служения высоким идеалам главенствует и в романе «Мать». В этом произведении трактовка человеческих отношений не столь схематична, как в «Песне о буревестнике».
Повествование усложнено пониманием простых человеческих чувств, испытываемых обычной женщиной, воспитавшей сына, одержимого классовой борьбой. Как любой матери, ей хочется, чтобы ее ребенок был счастлив, и она очень боится за Павла, которому не страшно ничего.
Революционер готов переступить через любую преграду, не думая о последствиях, видя лишь неясную и далекую цель. А мать всегда на стороне сына.
Так в чем смысл жизни по Горькому? Только ли в служении высоким идеалам, или важны для него и более приземленные, общечеловеческие вопросы? Объявляя Максима Горького главным пролетарским писателем, советское руководство тридцатых годов надеялось приручить «буревестника революции», и свести его сложное, неоднозначное творчество к упрощенной схеме, в которой есть место лишь героям, врагам и обывателям, «колеблющемуся болоту», подлежащему искоренению. А ведь мир куда сложнее и разнообразнее формулы «кто не с нами, тот против нас»… Но со школьной скамьи детям внушали мысль о том, что смысл жизни по Горькому состоит в непрерывной борьбе.
Счастье – вот главная цель каждого человека, и у каждого оно свое. Персонажи Горького его почти никогда не испытывают, они страдают. Стал ли счастливым человеком сам великий писатель, несмотря на все почести, которыми его осыпала власть? Вряд ли.
Источник:
В чем смысл жизни по горькому, и равнозначен ли он счастью?Свобода – вот, в чем смысл жизни по Горькому. Ее можно определить, как волю делать то, что хочется, весь вопрос состоит в том, чего желает раб, а чего – истинный гражданин.
https://fb.ru/article/130885/v-chem-smyisl-jizni-po-gorkomu-i-ravnoznachen-li-on-schastyu
В чем смысл жизни по горькому, и равнозначен ли он счастью?
В чем смысл жизни по горькому, и равнозначен ли он счастью?
Наилучшие литераторы всех времен и народов спрашивали себя и собственных читателей о том, для чего живет на свете человек. Быть либо не быть – вопрос философский. Смысл жизни у каждого человека собственный. Одному довольно благополучия и достатка, другому покой и волю подавай, 3-ий кропотливо смотрит за своим здоровьем, считая, что оно важнее всего.
Алексей Максимович Пешков задавался вопросом о цели существования фактически во всех собственных произведениях.
Его персонажи идут по собственному пути по-разному, посреди их есть эгоисты, думающие только о своем благе, и те, кто готов предназначить себя служению светлым эталонам.
Противопоставляя философию жертвенности виду мышления конъюктурщика, писатель обозначает свою позицию. Отречение от собственных вещественных интересов во имя светлого грядущего – вот в чем смысл жизни по Горькому.
В рассказ «Старуха Изергиль» вплетены три сюжетные полосы. Главной героине довелось прожить непростую жизнь, в какой было место и счастью, и горю.
Мужчины, волею судьбы оставившие след в ее судьбе, очень различные, да и юноше, схожему восточному цветку, и высокомерному польскому дуэлянту она бездумно и щедро даровала то, чем обладала – свою любовь, не жалея ее.
Думала ли она над вопросом о том, в чем смысл жизни? По горькому повествованию старухи о катастрофической судьбе Данко, можно прийти к выводу, что не чужды ей были раздумья о цели людского бытия. В то же время, рассказывая о Ларре, она безо всякого осуждения излагает концепцию беспечной и комфортабельной жизни. Каждому свое!
Схожее идейное противоборство проявляется и в диалоге «премудрого» ужа с буревестником. Свобода – вот, в чем смысл жизни по Горькому. Ее можно найти как волю делать то, что охото, весь вопрос заключается в том, чего вожделеет раб, а чего – настоящий гражданин.
Мещанин, находясь в плену собственных маленьких целей, просто не в состоянии осознать больших геройских устремлений, ему не нравится чувство свободного полета, в особенности если он оканчивается неловким падением с высоты, пусть и маленькой. Ужу по нраву теплый и сырой комфорт, обычный и удачный.
Высочайший чувственный накал строит эту басню в ранг истинной притчи с практически библейским сюжетом.
Мысль служения высочайшим эталонам главенствует и в романе «Мама». В этом произведении трактовка человечьих отношений не настолько схематична, как в «Песне о буревестнике».
Повествование усложнено осознанием обычных человечьих эмоций, испытываемых обыкновенной дамой, воспитавшей отпрыска, одержимого классовой борьбой. Как хоть какой мамы, ей охото, чтоб ее ребенок был счастлив, и она очень опасается за Павла, которому не жутко ничего.
Революционер готов переступить через всякую преграду, не думая о последствиях, видя только неясную и дальную цель. А мама всегда на стороне отпрыска.
Так в чем смысл жизни по Горькому? Только ли в служении высочайшим эталонам, либо важны для него и поболее приземленные, общечеловеческие вопросы? Объявляя Максима Горьковатого основным пролетарским писателем, русское управление 30-х годов возлагало надежды приручить «буревестника революции», и свести его сложное, многозначное творчество к облегченной схеме, в какой есть место только героям, противникам и мещанинам, «колеблющемуся болоту», подлежащему искоренению. А ведь мир куда труднее и разнообразнее формулы «кто не с нами, тот против нас»… Но со школьной скамьи детям внушали идея о том, что смысл жизни по Горькому состоит в непрерывной борьбе.
Счастье – вот основная цель каждого человека, и у каждого оно свое. Персонажи Горьковатого его практически никогда не испытывают, они мучаются. Стал ли счастливым человеком сам величавый писатель, невзирая на все почести, которыми его осыпала власть? Навряд ли.
Источник:
В чем смысл жизни по горькому, и равнозначен ли он счастью?В чем смысл жизни по горькому, и равнозначен ли он счастью? — Полезные заметки обо всем
В чем смысл жизни по Горькому, и равнозначен ли он счастью?
В чем смысл жизни по горькому?
Источник: https://psihologvsem.ru/v-chem-smysl-zhizni-po-gorkomu/
В чем смысл жизни? (по ранним рассказам м. горького)
Ему было около двадцати пяти лет, когда однажды весной на берегу Волги он увидел женщину, оказавшуюся на отколовшейся льдине. Он не растерялся – сбросил пальто и устремился к воде. Вдвоем с подоспевшим багорщиком они спасли женщину.
Дома молодой человек, переодеваясь, со смехом рассказывал эту историю. Звали смелого спасателя Алексей Максимович Пешков, он только что выбрал себе литературный псевдоним, под которым станет известен “всему прогрессивному человечеству”, – Максим Горький.
Так же смелы и герои его ранних произведений. Горький писал свои рассказы на рубеже веков – ХIХ и ХХ – а такой рубеж всегда казался каким-то мистическим для народа. Да и жизнь была не слишком радостной, поэтому, мне кажется, и написаны первые рассказы молодого писателя в романтическом ключе. Народ должен верить во что-то обязательно светлое, радостное, что его ждет впереди.
Рассказ “Старуха Изергиль” вместе с образами Данко и Ларры традиционно включается во все сочинения о раннем творчестве Горького.
Однако сейчас все воспринимается иначе, по-другому… До светлого будущего, куда вел нас Данко, стало еще дальше, чем сто лет назад, когда создавался этот рассказ.
Смысл жизни Данко, по мнению Горького, в том чтобы облегчить жизнь своих соплеменников, пусть даже ценой собственной жизни.
Но народ все эти годы жил и живет так, как жил и он много веков до этого – в трудах праведных.
И в большинстве своих ранних произведений Горький упорно проводит эту мысль. Взять, к примеру, Гришку Челкаша, героя одноименного рассказа, который никак не может понять, в чем радость крестьянского труда, и упорно расспрашивает об этом Гаврилу.
Крестьянином, подавшимся на заработки, был и главный герой “Мальвы” Василий Легостаев. Пять лет он не был в деревне, лишь посылал туда деньги. Неожиданный приезд сына напомнил ему о доме, о хозяйстве.
Но, по ходу повествования убедившись, что повзрослевший сын Яшка не собирается (несмотря на настойчивые требования отца), возвращаться в деревню, Василий умом и сердцем понимает, что его возврат домой неизбежен.
Конфликт с Мальвой лишь ускоряет это решение.
С наибольшей силой Горький подчеркивает смысл жизни своих героев в рассказе “Дед Архип и Ленька”. Сюжет его незатейлив. Странствуют по Руси старик Архип и 11-летний внук его Ленька. Никого из родных у них не осталось. Дед выкармливал Леньку в прямом смысле этого слова семь лет. Но силы старика на исходе.
Умом предчувствуя близкий конец, дед переживает за судьбу внука после своей смерти. И пытаясь хоть как-то помочь внуку, дед крадет из чьей-то богатой хаты дорогие вещи – платок и кинжал. А Ленька не принимает ни умом, ни сердцем этот нечестный поступок: “Вор ты старый! У дити украл… Старый, а туда же… Не будет тебе на том свете прощенья за это!..”
Дед умер. Вероятно, просто от старости. А может, и от позора перед внуком и перед окружающими. Даже после смерти нет ему прощения: станичники хоронят его, как пришлого и вора, не на самом деревенском кладбище, а чуть поодаль, за оградой.
А как же сложилась судьба внука? Трагично, ведь через два дня “…нашли мальчика, который лежал, раскинув руки и лицом вниз, в жидкой грязи, оставшейся после дождя на дне балки”. Что это? Глупый случай? Или Ленька тоже умер от позора?
Этот рассказ понравился мне еще тем, что в нем – выражена авторская позиция по проблеме смысла жизни. Матерый казак в рассказе утверждает, что причина голода – в “поганой” работе: “Потому как хорошо работать станешь, не будет голоду… Земля всегда должна родить, на то она и дана человеку… Руки плохи. От хороших рук камень не отобьется, родит”.
Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в нравственной чистоте и трудолюбии. Вот основа блага для всего народа и для человека в частности.
(No Ratings Yet)
Источник: https://goldsoch.info/v-chem-smysl-zhizni-po-rannim-rasskazam-m-gorkogo/
Сочинение на тему Смысл жизни в рассказе Старуха Изергиль, Горький читать бесплатно
Смысл жизни
Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Это одно из ранних произведений писателя, но оно уже проникнуто глубокими философскими идеями и размышлениями о смысле жизни, добре, любви, свободе и самопожертвовании.
Рассказ состоит из трех глав, в каждой из которых излагается одна законченная история. Первая и третья главы — это легенды о Ларре и Данко, а вторая — это честный рассказ Изергиль о своей интересной, «жадной», но нелегкой жизни.
Размышления о смысле человеческого существования мы находим во всех трех главах произведения. Идея первой главы, рассказывающей о Ларре — сыне женщины и орла, заключается в том, что жизнь не имеет смысла без людей.
Само имя Ларра означает «отверженный». Люди отвергли этого юношу за то, что он был горд и считал, что «таких, как он, нет больше».
В довершение ко всему, Ларра был жесток и на глазах у своих соплеменников убил невинную девушку.
Долго пытались люди «придумать казнь, достойную преступления» и в конце концов решили, что наказание Ларре — «в нем самом», и отпустили юношу. С тех пор он под «невидимым покровом высшей кары» обречен вечно скитаться по свету, не зная покоя.
Антиподом Ларры в рассказе является юноша Данко, который пожертвовал собой ради спасения соплеменников: Данко вырвал свое сердце, и, словно факелом, осветил им путь из непроходимого леса в спасительные степи. Смыслом жизни для этого юноши было самоотверженное служение людям, которых он очень любил, несмотря на их «звериную» сущность.
Обе этих легенды (и о Данко, и о Ларре) звучат из уст героини Изергиль. Автор отнюдь не случайно наделяет ее правом судить об этих героев, поскольку эта пожилая женщина прожила долгую жизнь, также наполненную смыслом. Весь ее опыт говорит о том, что жить можно с людьми и в то же время — только для себя.
Изергиль близок образ Данко, и она восхищается самоотверженностью этого юноши, но сама женщина так не может, поскольку Данко — романтический герой, а она реальный человек. Но в ее жизни также нашлось место подвигам ради людей, и совершала она их тоже во имя любви. Так, рискуя быть схваченной и убитой, она отважилась отправиться вызволять своего возлюбленного Аркадэка из плена.
Именно в любви Изергиль видела главный смысл своего существования, и любви в ее жизни было достаточно. Эта женщина сама любила многих мужчин, и многие любили ее.
Но вот, в возрасте сорока лет, столкнувшись с безответной любовью Аркадэка и разглядев неприглядную сущность этого человека («Вот какая лживая собака была это»), Изергиль смогла найти для себя новый смысл: она решила «завести гнездо» и выйти замуж.
На момент общения с автором этой женщине уже около семидесяти лет.
Муж Изергиль умер, «время согнуло ее пополам», взгляд черных глаз потускнел, волосы поседели, а кожа покрылась морщинами, но, несмотря на это, старуха находит в себе силы радоваться жизни, смысл которой она теперь видит в общение с молодыми молдаванами, работающими вместе с ней на сборе винограда.
Женщина чувствует, что нужна им, и что они любят ее. Теперь Изергиль, благодаря накопленному с годами опыту, может почти так же, как и Данко, служить людям, рассказывая им поучительные истории и освещая их путь светом своей спокойной мудрости.
см. также:
Другие сочинения по произведению Старуха Изергиль, Горький
Характеристики главных героев произведения Старуха Изергиль, Горький
Краткое содержание Старуха Изергиль, Горький
Краткая биография Максима Горького
Источник: https://www.sdamna5.ru/smysl_zhizni_staruha
В чем смысл жизни? (по рассказу м. горького «старуха изергиль»)
В чем смысл жизни? Литературная критика из всех ранних произведений Максима Горького выделила рассказ «Старуха Изергиль» как самый романтический и поэтичный. Его герои — смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа.
Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами — о Ларре и о Данко.
Перед нами несколько человеческих судеб — выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь?
Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти.
Это и надменный шляхтич, и «достойный пан с изрубленным лицом», и юноша — «бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями».
Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.
На мой взгляд, Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями.
Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств.
Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в реальном — может сочетаться и плохое, и хорошее. Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого или подлого.
В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто- то может возразить, чго именно в этом и заключается под линная свобода — делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть, «сохранить себя целым».
Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел — одиночество. Действительно, «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью». Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание.
Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: «похищал скот, девушек — все, что хотел» и при этом был вольным, как птица.
Тогда почему же, в конце концов, он стал мечтать о смерти и «в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира»? По- видимому, тому, кто «кроме себя не видит ничего», трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.
Безусловно романтическим антиподом Ларры является Данко — смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического.
Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: «Ив степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки.
То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что- то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное».
Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.
Данко прекрасен, как внешне, так и внутренне: «Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в глазах его светилось много силы и живого огня»
Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них».
Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. «Что сделаю я для людей?» -сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям… » Пылающее сердце Данко — это символ жертвенного служения людям, а сам герой — воплощение всего лучшего в человеке.
И каким жалким и низким на его фоне кажется «осторожный человек», который, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… »
Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям.
Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляются «осторожному человеку», наступившему ногой на пылающее сердце.
Не потому ли нам приходится переживать мучительный нравственный кризис?
Легенда о Данко — это духовная гипербола, и великие подвиги не каждому по плечу. Но даже если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.
Источник: https://www.prepodka.net/v-chem-smysl-zhizni-po-rasskazu-m-gorkogo-staruxa-izergil/
В чем смысл жизни? (по рассказу м. горького “старуха изергиль”)
Богатейший жизненный опыт дал М. Горькому большой материал для его первых произведений. В эти ранние годы вырабатываются главные темы и идеи творчества поэта, которые остаются с ним на всю жизнь.
На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” — самый романтический и поэтичный. Герои смелые и сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа.
Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами — о Ларре и Данко.
Перед нами несколько человеческих судеб — выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути. Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша — “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”.
Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.
Горький неслучайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями.
Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств.
Писатель не осуждает ее: идеальные люди, действительно, встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее.
Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого.
В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами. Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода — делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”.
Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел — одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”. Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание.
Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек — все, что хотел”, и при этом был вольным как птица.
Тогда почему же, в конце концов, он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира!” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.
Романтическим антиподом Ларры является Данко — смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Неслучайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического.
Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки.
То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”.
Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет.
Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”.
Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы. Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”.
Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее. Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “”Что сделаю я для людей?” — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям”. Пылающее сердце Данко — это символ жертвенного служения людям, а сам герой — воплощение всего лучшего в человеке.
И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…”
Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни. Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям.
Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце.
Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального положения героев.
Конечно, нельзя требовать от людей жертв не по своей воле, ведь совершение великих подвигов должно идти глубоко из души. Подвиг чаще всего незаметен.
Иногда надо отказаться от сотни важных дел, чтобы закончить одно самое важное, которое можешь сделать только ты и никто больше. И это, на мой взгляд, самый важный подвиг.
А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло и покой, можно назвать прекрасной и имеющей смысл. И если вся жизнь состоит из таких поступков, то она сама становится подвигом.
Источник: https://internat18.ru/a-m-gorkij/item/38-smysl-zhizni
В чем смысл жизни? (по рассказу м. горького «старуха изергиль»)
Категория: Старуха Изергиль <\p> Actionteaser.ru – тизерная реклама
На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои — смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре и зле, о смысле и мудрости жизни. Очень интересно и построение рассказа.
Повествование о жизни старухи Изергиль обрамлено двумя легендами — о Ларре и Данко.
Перед нами несколько человеческих судеб — выбирайте! Судите сами о смысле жизни! В чем же он заключается? В индивидуализме Ларры или в беззаветном служении людям, которому посвятил себя Данко? А может, нужно стремиться прожить свободную, богатую приключениями жизнь? Немало горя и радостей испытала старуха Изергиль, разных людей встретила она на своем долгом жизненном пути.
Образы тех, кого она любила, навсегда остались в ее памяти. Это и надменный шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”, и юноша — “бледный и хрупкий цветок востока, отравленный поцелуями”. Годы отняли у Изергиль былую красоту, потушили блеск ее глаз, сгорбили стройный стан, но дали ей мудрость, знание жизни и подлинную духовность.
Горький не случайно вкладывает в уста именно этой женщины легенды о Ларре и Данко. Есть в ней что-то общее с обоими героями. Изергиль приходилось жертвовать собой ради возлюбленных, проявлять самоотверженность, и вместе с тем она прожила жизнь для себя, свободная от каких-либо обязанностей и обязательств.
Писатель не осуждает ее: идеальные люди действительно встречаются только в сказках, а в живых, реальных людях может сочетаться и плохое, и хорошее. Однако вряд ли легенда о Данко могла прозвучать из уст человека духовно убогого, трусливого и подлого. В легенде о Ларре Горький развенчивает индивидуализм тех, кто отвергает людей, не хочет считаться с общечеловеческими законами.
Кто-то может возразить, что именно в этом и заключается подлинная свобода — делать то, что хочется, идти, куда угодно, не считаться ни с кем, то есть “сохранить себя целым”. Однако того, кто изберет этот путь, ждет трагический и печальный удел — одиночество. Действительно, “за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью”.
Другими словами, нельзя только потреблять, ничего не давая взамен. Ларра пренебрег этим законом, и его ждало страшное наказание. Казалось бы, он ни в чем не испытывал недостатка: “похищал скот, девушек — все, что хотел”, и при этом был вольным как птица.
Тогда почему же в конце концов он стал мечтать о смерти и “в его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира?” По-видимому, тому, кто не умеет отдавать, дарить душевное тепло, кто “кроме себя не видит ничего”, трудно быть счастливым и достойно пройти жизненный путь.
Романтическим антиподом Ларры является Данко — смелый красавец, сердце которого загорелось великой любовью к людям. В его образе Горький воплотил свое представление о подлинных героях, о тех, в ком он видел идеал. Не случайно даже пейзаж создает у читателя ощущение чего-то необычного, фантастического.
Он помогает нам перейти из реальной жизни (рассказ Изергиль о себе) в романтический мир легенды: “И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки.
То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное”.
Как голубые искры оживляют черную степь, словно таящую в себе что-то недоброе, так и люди, подобные Данко, способны внести в жизнь добро и свет. Данко прекрасен как внешне, так и внутренне: “Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня”. Энергия и сила Данко противопоставляется безволию и трусости толпы.
Усталые и злые люди, раздраженные своим бессилием, теряют человеческий облик: “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них”. Но Данко сумел победить вспыхнувшее в нем негодование, потому что жалость и любовь к людям оказались в нем сильнее.
Чтобы спасти их, он совершает духовный подвиг. “”Что сделаю я для людей?” — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям-.”.
Пылающее сердце Данко — это символ жертвенного служения людям, а сам герой — воплощение всего лучшего в человеке. И каким жалким и низким на его фоне кажется “осторожный человек”, который, “боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…” Я думаю, что в легенде о горящем сердце Данко выражается авторская позиция по вопросу о смысле жизни.
Другими словами, весь смысл жизни, по Горькому, в жертвенном, бескорыстном служении людям. Правда, в настоящее время такая позиция вряд ли будет популярной. Мне кажется, что большинство из нас уподобляется “осторожному человеку”, наступившему ногой на пылающее сердце. Не потому ли нам приходится переживать мучительный кризис, как нравственный, так и в области материального.
Конечно, нельзя требовать от людей жертв насильно, и великие подвиги не каждому по плечу. Но если мы будем стараться стать добрее, отзывчивее, помогать тем, кто в этом нуждается, то мир наверняка изменится к лучшему. А жизнь человека, дарящего людям душевное тепло, можно назвать прекрасной и имеющей смысл.<\p>
1820—1822 годы в творчестве Пушкина — расцвет романтизма. В художественной системе романтизма ключевое место занимает свободная личность героя, для романтика свобода — высшее благо. Чтобы лучше понять идейно-образное содержание романтического метода, обратимся к одному из известнейших стихотворений Пушкина той поры — к “Узнику”. Это своеобразная формула романтического мировосприятия. Стихотворение открывается образом “темницы” и томящегося в ней “узника”. Вам никогда не приходило в голову задать
Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Л. Н.
Толстого, передавая тончайшие детали, нюансы их схожести или разнообразия, статичности или изменчивости. “Люди как реки”, “человек текуч” — вот что лежит в основе взглядов Л, Н, Толстого на человека.
Одним из ценнейших свойств человека писатель считал способность к внутреннему изменению, стремление к с
Иван Сергеевич Тургенев — наш выдающийся классик, создавший правдивую, незабываемую галерею образов русских людей.
Писатель всегда шел впереди своего времени, видел дальше современников, поэтому часто подвергался ожесточенной критике и правых, и левых.
Обществу не нравилась та беспощадная правда, с которой Тургенев показывал своих героев: бездеятельных и пустословов, ходульных и с напускным аристократизмом. Гениальный писатель видит необходимость изменений в русском обществе и нежелание этог
Я сейчас нахожусь в том возрасте, когда мне еще трудно назвать себя взрослым, но я уже и не ребенок.
Меня еще не затронули взрослые проблемы, хотя я часто задумываюсь, кем буду, как сложится моя жизнь, но и в футбол и баскетбол я с детским удовольствием поиграю, забывая, что ростом почти догнал отца.
<\p>
Прошедшим летом в лагере я познакомилась с девочкой, и мы быстро подружились. Таня на первый взгляд была обыкновенной, ничем не отличающейся от окружающих: среднего роста, неброской внешности. С виду она казалась даже рассеянной, несерьёзной, порой неряшливой.
Но как Таня преображалась, когда брала в руки книгу! Вся погружалась в чтение так, что, когда мы вдруг обращались к ней с вопросом, она или не слышала его, или отвечала невпопад односложное «да» или «нет». Она могла просиживать над как
Война – страшное и пугающее слово. Это тяжелейшее испытание для всего народа. Самыми беззащитными и ранимыми оказываются в это время дети. Их детство безвозвратно уходит, ему на смену приходят боль, страдания, потери родных и близких, лишения.
Хрупкие детские души война сжимает стальными тисками, раня и калеча их.<\p>
Великий бал у сатаны бал, который в романе «Мастер и Маргарита» даёт Воланд в Нехорошей квартире в бесконечно длящуюся полночь пятницы, 3 мая 1929 г. По воспоминаниям Е.С.
Булгаковой в описании бала были использованы впечатления от приёма в американском посольстве в Москве 22 апреля 1935 г. Посол США Уильям Буллит пригласил писателя с женой на это торжественное мероприятие.
Из воспоминаний? «Раз в год Буллит давал большие приёмы по поводу национального праздника. Приглашались и литераторы. Однаж
М.Ю. Лермонтов является продолжателем традиций А. С. Пушкина. Но М. Ю. Лермонтов принадлежал уже к другому поколению.
Он вырос и определился как человек и поэт в тяжелые годы, наступившие после разгрома восстания декабристов, и это наложило печать на его творчество.
Если во времена Пушкина жизнь кипела, все жили надеждой на счастливые перемены, то в 30-е годы она замерла, а лучшие сыны отечества горестно вспоминали трагические события декабря. Они потеряли смысл жизни, отказались от борьбы, от м
М. Ю. Лермонтова часто черпал идеи для своих произведений из устного народного творчества. В двадцать два года он создал «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», по стилю она похожа на народный сказ. В поэме автор описывает жизненный случай.
В жену молодого купца Степана Калашникова влюбился царский опричник Кирибеевич. Он подстерег Алену Дмитревну на улице и стал при всем честном народе обнимать и целовать, соблазнять дорогими подарками. Люди смотрели<\p>
Герой трагедии У.Шекспира «Юлий Цезарь» (1599). Несмотря на то, что трагедия Шекспира названа его именем, Ц.
является не главным действующим лицом, а скорее пружиной действия. Именно вокруг него (поначалу живого, а в еще большей степени — мертвого, убитого заговорщиками-республиканцами) разворачиваются все события ее сюжета, а также раскрываются характеры остальных действующих лиц: Брута, Марка Антония, Кассия и других.
Сюжет пьесы почерпнут Шекспиром из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха, о
Сейчас смотрят:{module Горький:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>
Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/gorkij-m/sochineniya-po-proizvedeniyu-starukha-izergil/3392-v-chem-smysl-zhizni-po-rasskazu-m-gorkogo-starukha-izergil.html