Роль стихов в романе «доктор живаго»

Место и роль стихов в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго». Анализ одного стихотворения

Вчитываюсь в стихотворения Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго» и не перестаю восхищаться ими. Удивительно, что, живя в эпоху сильных социальных изменений, которые подчас были слишком жестокими и несправедливыми, герой романа сохраняет свою душу.

На мой взгляд, как личность, Юрий Живаго больше всего раскрывается в своем творчестве, в своих стихотворениях.
Важно заметить, что герой, как человек нравственно и морально богатый, в своих произведениях затрагивает самые различные темы. Но все они, на мой взгляд, самым особым образом соединяются в понятии «жизнь».

И она, жизнь, после прочтения стихотворений Живаго, начинает восприниматься как удивительное счастье, как божий дар.

Обратите внимание

Стихотворный цикл в романе открывается одним из самых известных стихотворений – «Гамлет». Я думаю, что это стихотворение носит глубокий философский смысл. В нем проявляется сознание неотвратимости крестного пути как залога бессмертия.

Лирический герой чувствует всю сложность своего существования и считает, что многое в его жизни неизбежно, предопределено:

Но продуман распорядок действий, И не отвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти. Таким образом, данное стихотворение открывает цикл не только как яркая форма, которая требует особого внимания.

«Гамлет» становится, по моему мнению, ключевым произведением цикла, которое раскрывает душевные порывы лирического героя и настраивает читателя на определенную волну настроения. В композиционном плане все стихотворения цикла располагаются в определенном порядке, в зависимости от содержания.

Вообще, цикл напоминает некий календарь, который начинает свой отсчет с весны, марта месяца.

Создавая стихотворения от имени своего героя, Пастернак обрел новую свободу и глубину лирического самовыражения. Эти произведения лишены биографической узости, которая была свойственна ранней поэзии Пастернака.

Поэт считал, что Юрий Живаго «должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». Все это, конечно же, позволило во многом расширить круг тем.

Это, в первую очередь, относится к стихотворениям евангельского цикла, которые написаны с точки зрения прямого свидетеля событий священной истории. Таковыми являются стихотворения, объединенные названием «Магдалина». В первом из них рассказывается о падшей женщине, которая только начинает понимать свою греховность.

Во втором стихотворении Магдалина выступает как провидица, которая знает будущее Иисуса. Также в стихотворном цикле Живаго затрагивается тема любви. Любовь для лирического героя – самое сильное и противоречивое чувство.

Вчитываясь в строки стихотворений, чувствуешь какое-то непонятное и необъяснимое счастье: Как будто бы железом, Обмокнутым в сурьму, Тебя вели нарезом По сердцу моему. Совершенно другое по эмоциональному состоянию стихотворение «Разлука», в котором лирический герой повествует об уходе любимой женщины: С порога смотрит человек, Не узнавая дома.

Важно

Ее отъезд был как побег. Везде следы разгрома. «Ее отъезд» разрушил все мечты героя. Именно оттого «следы разгрома» не только в мире окружающем, но и в душе лирического героя. И мы убеждаемся, что внутреннее страдание намного тяжелее: И вот теперь отъезд, Насильственный, быть может! Разлука нас обоих съест, Тоска с костями сгложет.

Таким образом, в стихотворениях Юрия Живаго нельзя выделить какую-нибудь доминирующую тему. Лирического героя интересует и волнует все, что является главными составляющими жизни любого человека.

«Разлука» Борис Пастернак

С порога смотрит человек, Не узнавая дома. Ее отъезд был как побег.

Везде следы разгрома.

Повсюду в комнатах хаос. Он меры разоренья Не замечает из-за слез

И приступа мигрени.

В ушах с утра какой-то шум. Он в памяти иль грезит? И почему ему на ум

Все мысль о море лезет?

Когда сквозь иней на окне Не видно света божья, Безвыходность тоски вдвойне

С пустыней моря схожа.

Она была так дорога Ему чертой любою, Как моря близки берега

Всей линией прибоя.

Как затопляет камыши Волненье после шторма, Ушли на дно его души

Ее черты и формы.

В года мытарств, во времена Немыслимого быта Она волной судьбы со дна

Была к нему прибита.

Среди препятствий без числа, Опасности минуя, Волна несла ее, несла

И пригнала вплотную.

И вот теперь ее отъезд, Насильственный, быть может! Разлука их обоих съест,

Тоска с костями сгложет.

И человек глядит кругом: Она в момент ухода Все выворотила вверх дном

Из ящиков комода.

Он бродит и до темноты Укладывает в ящик Раскиданные лоскуты

И выкройки образчик.

И, наколовшись об шитье С невынутой иголкой, Внезапно видит всю ее

И плачет втихомолку.

Анализ стихотворения Пастернака «Разлука»

В период с 1945 по 1955 год Пастернак работал над романом «Доктор Живаго», который стал его главным прозаическим произведением. Книга удостоилась Нобелевской премии по литературе, за которую писатель подвергся жестокой травле со стороны советских властей. Фактически гонения, начавшиеся в 1958-ом, привели Бориса Леонидовича к смерти – он скончался от рака легкого в 1960-ом.

В конце романа располагается тетрадь с двадцатью пятью стихотворениями, написанными центральным героем – Юрием Андреевичем Живаго. Одно из них – «Разлука».

Оно выступает в качестве своеобразного отражения событий, произошедших в жизни доктора и описанных в четырнадцатой части «Опять в Варыкине». Согласно книге, Живаго приходится расстаться с Ларой – главной любовью в его жизни.

После этого существование Юрия Андреевича теряет всякий смысл, и он практически тихо сходит с ума.

В стихотворении «Разлука» Пастернак развивает несколько тем. Основная – любовная. Лирический герой с удивительной теплотой и нежностью вспоминает покинувшую его женщину. Он растерян, потерян, обескуражен.

Слезы, приступ мигрени, шум в ушах, внезапно пришедшая в голову мысль о море – Борис Леонидович подбирает емкие и четкие детали, помогающие читателям представить душевное смятение мужчины, потерявшего возлюбленную. Герой пытается отвлечься, занимаясь механической работой. До темноты он бродит по разоренному жилищу, укладывая «в ящик раскиданные лоскуты и выкройки образчик».

Но скрыться от произошедшей трагедии оказывается нелегко. Сущая мелочь – укол иголкой, оставшейся в шитье, – возвращает его к неприглядной реальности, вызывает из памяти образ дорогой женщины.

Совет

Второй немаловажный мотив – насильственное расторжение людей, которые любят друг друга: Разлука их обоих съест, Тоска с костями сгложет.

Здесь происходит переплетение с темой рока. Именно благодаря судьбе герои оказываются вместе во время для России страшное, тяжелое, полное страданий и невзгод.

По сюжету романа, Лара и Юрий Андреевич сходятся и расходятся несколько раз. Некоторые критики даже обвиняли Пастернака в том, что встречи Живаго и Антиповой носят фантастический характер, и в реальной жизни подобные события вряд ли могли бы произойти. Судьба предстает в романе как безжалостная стихия.

Постоянно сводя героев, она в итоге все-таки разлучает их, навсегда лишает возможности стать счастливыми.



Источник: https://infopedia.su/15×11168.html

Роль стихов Ю. Живаго в романе

Пастернак Б. Л.Пастернак начал писать роман «Доктор Живаго» в 1945 году и закончил его в декабре 1955 года.

О чем же этот роман? Что такого Пастернак написал в нем, что Симонов, редактор журнала «Новый мир», отказался печатать роман, и его издание на родине было запрещено более тридцати лет? Роман был опубликован за границей, и Пастернак получил «Нобелевскую премию». Мне кажется, что Б.

Пастернак написал в романе о том, что он и многие другие честные, думающие, болеющие душой за Россию люди выстрадали и перенесли в эпоху революции. Роман Пастернака – это плод философских раздумий о бытие, истории, о том, как интеллигенция приняла революцию, как жила в революционную эпоху и нужна ли интеллигенция стране, перенесшей революцию.

В романе Пастернак стремится «дойти до самой сути». 2) Главный герой романа – Юрий Живаго врач и поэт, пожалуй, поэт даже больше, чем врач. Для Пастернака поэт – это «вечности заложник у времени в плену», то есть взгляд Юрия Живаго на исторические события – это взгляд с точки зрения вечности.

Он может ошибаться, принять временное за вечное. В октябре семнадцатого года Юрий принимает революцию с энтузиазмом, называя ее «великолепной хирургией». Но после того как его ночью арестовывают красноармейцы, приняв за шпиона, а затем допрашивает военком Стрельников, Юрий говорит: «Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь».

Юрий Живаго «выходит из игры», отказывается от медицины и о врачебной специальности умалчивает, не принимает сторону ни одного из враждующих лагерей, чтобы быть духовно независимым человеком, чтобы под давлением любых обстоятельств оставаться самим собой, «не отступиться от лица».

Проведя в плену у партизан более года, Юрий прямо говорит командиру: «Когда я слышу о переделке жизни я теряю власть над собой и впадаю в отчаяние жизнь сама вечно себя переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий». Этим Юрий показывает, что сама жизнь должна решить исторический спор о том кто прав, а кто нет. 1) Б. Л.

Обратите внимание

Пастернак написал роман «Доктор Живаго» в прозе, но он талантливый поэт и не мог не излить свою душу на страницах романа более близким сердцу способом – в стихах. Книга стихотворений Юрия Живаго, выделенная в отдельную главу, совершенно органична основному тексту романа. Она – его часть, а не стихотворная вставка.

В этих стихах Юрий Живаго говорит о своем времени и о себе – это его духовная биография. Открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы.

В стихотворении «Гефсиманский сад» словами Иисуса Христа, обращенными к апостолу Петру: «Спор нельзя решить железом Вложи свой меч на место, человек», Юрий говорит, что установить истину, разрешить исторический спор с помощью оружия нельзя. Такие люди, как Б. Л.Пастернак, пример мужества для нас, опальный, гонимый, «непечатаемый», он остался человеком с большой буквы.

Природа — это сфера, поглощающая пространство романа. Чтобы понять причины поведения Живаго в определенных ситуациях, нужно разобраться в значении для него природы и ее месте в произведении.

Вся жизнь Живаго — инстинктивное стремление раствориться в природе, не сопротивляться ей, вернуться в детство, где «внешний мир обступал Юру со всех сторон, осязательный, непроходимый и бесспорный, как лес… Этот лес составляли все вещи на свете…

Всей своей полузвериной верой Юра верил в Бога этого леса как лесничего». Даже христианство здесь неизбежно природно: то Иисус представляется «человеком-пастухом в стаде овец на заходе Солнца», то цветы провожают Живаго в мир иной, потому что «царство растений — ближайший сосед царству смерти.

В зелени земли сосредоточены тайны превращения и загадки жизни».

Отойдя от Бога, а тем самым и от природы, в пору своей молодости, Живаго во время гражданской войны, когда «кончились законы человеческой цивилизации» и давление разума ослабело, возвращался в природу через любовь к Ларе.

В романе «природность» любви постоянно подчеркивается: «Они любили потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья».

Важно

Да и сама Лара появляется в образе то лебедя, то рябины, а в конце концов становится ясно, что для Живаго Лара — воплощение самой природы: «Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнем зари вечерний лес. В такие минуты точно и он пропускал сквозь себя эти столбы света.

Читайте также:  Образ и характеристика луки в пьесе горького «на дне»

Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекал все его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу…» «Лара!» — закрыв глаза, полушептал или мысленно обращался он ко всей своей жизни, ко всей Божьей земле, ко всему расстилавшемуся перед ним, солнцем озаренному пространству».

Именно тем, что Лара для Живаго олицетворяла всю природу, можно объяснить его инстинктивное к ней стремление.

Он должен был в ней раствориться, как тогда в лесу, когда он прилег на лужайке и «пестрота солнечных пятен, усыпившая его, клетчатым узором покрыла его вытянувшееся на земле тело и сделала его необнаруженным, неотличимым в калейдоскопе лучей и листьев, точно он надел шапку-невидимку».

Растворяясь в природе, человек уравнивается в правах с животными: они единоправные братья даже с насекомым: «Бабочка незаметно стушевалась на ней (на сосне), как бесследно терялся Юрий Андреевич для постороннего глаза под игравшей на нем сеткой солнечных лучей и теней».

Возвращение в лес, к началу, когда все были равны, — единственный выход для Живаго как творческой личности, в противном случае он постоянно будет чувствовать ущербность своего существования. Он и Лара — единое целое, этого требует природа, этого требует его душа.

Поля, «сиротеющие и проклятые без человека», вызывают у Живаго ощущение жарового бреда: он видит, как по ним «змеится насмешливая улыбка диавола»; в то время как в лесах, «красующихся, как выпущенные на свободу узники», обитает Бог, и на человека нисходит состояние просветления, выздоровления.

Пастернак заставляет Живаго и нас, читателей, чувствовать не только внутренние проявления природы, но и внешние, некоторые из них становятся постоянными вестниками радости или несчастья. Они предвещают будущие события «потому, что герои находятся в системе природы, на них она распространяет свои законы, в ее власти и ведении их будущее и прошлое».

Источник: http://www.testsoch.info/rol-stixov-yu-zhivago-v-romane/

«Стихотворения Юрия Живаго» в романе «Доктор Живаго» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Замечательный русский поэт Борис Леонидович Пастернак долгие годы вынашивал идею написать роман. Ему довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций.

Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку «Мезонин поэзии».

Пастернак намеревался «дать исторический образ России за последнее сорокопятилетие…».

Совет

Первые наброски романа относятся к 1918 году. Автор дал им рабочее название «Три имени». Только в 1955 году роман под названием «Доктор Живаго» был закончен. Такой труд можно назвать книгой жизни. И действительно, содержание романа замешано на жизни автора.

На первой странице книги перед нами десятилетний мальчик, который растет, мужает, переживает две революции, две войны, две любви. Так же, как было у самого Пастернака.

В эпилоге романа автор подтверждает автобиографичность повествования: «Москва внизу и вдали, родной город автора и половины того, что с ним случилось, Москва казалась им сейчас не местом этих происшествий, но главною героиней длинной повести, к которой они подошли с тетрадью в руках в этот вечер».

Проза, написанная талантливым поэтом, всегда завораживающее чудо. Проза Бунина, Пушкина, Лермонтова – шедевры.

Поэт пишет роман, как стихотворение. Пастернак добился того же эффекта, тем более что длительный срок написания произведения позволил ему довести текст до совершенства.

Герой романа – врач, художник, мыслитель, поэт, вокруг которого разворачиваются драматические события истории России. Автор одной главой включил в роман цикл стихотворений Юрия Живаго, органично вливающийся в текст, становящийся его частью. Это душа героя говорит с нами языком поэзии.

В 1930–1940-е годы Пастернак занимается переводами зарубежных классиков Шекспира и Гете. По-видимому, это сказалось в том, что цикл стихов Юрия Живаго открывается гениальным стихотворением «Гамлет». Его лирический герой ведет монолог от первого лица.

Гамлет здесь воспринимается одновременно и как принц Датский, продолжающий жить в стихотворении Пастернака, и как актер, играющий роль Гамлета. Предполагается театр, сцена, на которой стоит лирический герой, шум зрителей перед началом представления. В стихотворении говорится о драме жизни каждого мыслящего человека.

Обратите внимание
Важно

Герой обращается к Богу – «Авва Отче» с просьбой избавления от страданий, но, как и Христос, он должен пройти мученический путь до конца. Надежды нет, вокруг «сумрак ночи»:

[/su_box]

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Стихотворение можно воспринимать и как монолог самого автора. Пастернак находился в родной стране, но был в изоляции, ожидал ареста. Он не мог принять партийности литературы, не мог творить в условиях несвободы. Поэт, начиная с середины 1930-х годов, решал для себя вопрос «быть или не быть?».

Иная тональность в стихотворении «Зимняя ночь». Поэт при помощи повторов и гиперболы создает образ сильной метели, вьюги:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Постоянными повторами поэт добивается ощущения остановившегося времени, когда мир тонет в снегу, ничего нельзя сделать или изменить и только сердце человеческое еще живо, горит его огонек.

Человек, его любовь противостоит злу мира, которое воплощено в метели. Оконная рама видится, как крест, спасающий людей в их жилищах. Мерцающий огонек свечи – как сигнал, обращенный к другим душам с намерением объединиться.

Это стихотворение звучит удивительно музыкально.

В цикле стихов Юрия Живаго поэт предстает как сложившийся автор философской поэзии. Он воспевает гармонию целостного мира, пытается связать разрозненное в нем. Поэт умеет выхватить мгновение и показать его вечный и глубокий смысл для каждого человека. Его волнует загадка времени в философском смысле этого понятия:

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Для Пастернака единственно правильный путь человека – слияние с природой, с миром, понимание конечности жизни людей. Поэт пытается прозреть свое будущее:

За поворотом, в глубине

Лесного лога,

Готово будущее мне

Верней залога.

Поэта восхищала ежесекундно меняющаяся жизнь, в которой для человека предусмотрено неисчислимое количество различных вариантов развития событий. Проблема бессмертия, вечности у поэта неожиданно выражена образом новогодней елки:

Будущего недостаточно.

Старого, нового мало.

Надо, чтоб елкой святочной

Вечность средь комнаты стала.

Важно

В духовной жизни человека Пастернак признавал только активную позицию. Он уверен, что человек только тогда состоится, если будет «все время рваться вверх и вдаль». Его герой Юрий Живаго говорит: «Как сладко жить на свете и любить жизнь! Как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию…» Эта мысль принадлежит большому русскому поэту Борису Пастернаку.

Источник: http://resoch.ru/stixotvoreniya-yuriya-zhivago-v-romane-doktor-zhivago/

«стихотворения юрия живаго» в романе «доктор живаго»

Замечательный русский поэт Борис Леонидович Пастернак долгие годы вынашивал идею написать роман. Ему довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций. Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку «Мезонин поэзии».

Пастернак намеревался «дать исторический образ России за последнее сорокопятилетие…». Первые наброски романа относятся к 1918 году. Автор дал им рабочее название «Три имени». Только в 1955 году роман под названием «Доктор Живаго» был закончен. Такой труд можно назвать книгой жизни. И действительно, содержание романа замешано на жизни автора.

На первой странице книги перед нами десятилетний мальчик, который растет, мужает, переживает две революции, две войны, две любви. Так же, как было у самого Пастернака.

В эпилоге романа автор подтверждает автобиографичность повествования: «Москва внизу и вдали, родной город автора и половины того, что с ним случилось, Москва казалась им сейчас не местом этих происшествий, но главною героиней длинной повести, к которой они подошли с тетрадью в руках в этот вечер». Проза, написанная талантливым поэтом, всегда завораживающее чудо.

Проза Бунина, Пушкина, Лермонтова – шедевры. Поэт пишет роман, как стихотворение. Пастернак добился того же эффекта, тем более что длительный срок написания произведения позволил ему довести текст до совершенства. Герой романа – врач, художник, мыслитель, поэт, вокруг которого разворачиваются драматические события истории России.

Автор одной главой включил в роман цикл стихотворений Юрия Живаго, органично вливающийся в текст, становящийся его частью. Это душа героя говорит с нами языком поэзии. В 1930–1940-е годы Пастернак занимается переводами зарубежных классиков Шекспира и Гете.

По-видимому, это сказалось в том, что цикл стихов Юрия Живаго открывается гениальным стихотворением «Гамлет». Его лирический герой ведет монолог от первого лица. Гамлет здесь воспринимается одновременно и как принц Датский, продолжающий жить в стихотворении Пастернака, и как актер, играющий роль Гамлета.

Совет

Предполагается театр, сцена, на которой стоит лирический герой, шум зрителей перед началом представления. В стихотворении говорится о драме жизни каждого мыслящего человека. Герой обращается к Богу – «Авва Отче» с просьбой избавления от страданий, но, как и Христос, он должен пройти мученический путь до конца. Надежды нет, вокруг «сумрак ночи»:
Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить – не поле перейти.

  Стихотворение можно воспринимать и как монолог самого автора. Пастернак находился в родной стране, но был в изоляции, ожидал ареста. Он не мог принять партийности литературы, не мог творить в условиях несвободы.

Поэт, начиная с середины 1930-х годов, решал для себя вопрос «быть или не быть?». Иная тональность в стихотворении «Зимняя ночь». Поэт при помощи повторов и гиперболы создает образ сильной метели, вьюги:
Мело, мело по всей земле Во все пределы.

Свеча горела на столе, Свеча горела.

  Постоянными повторами поэт добивается ощущения остановившегося времени, когда мир тонет в снегу, ничего нельзя сделать или изменить и только сердце человеческое еще живо, горит его огонек. Человек, его любовь противостоит злу мира, которое воплощено в метели.

Оконная рама видится, как крест, спасающий людей в их жилищах. Мерцающий огонек свечи – как сигнал, обращенный к другим душам с намерением объединиться. Это стихотворение звучит удивительно музыкально. В цикле стихов Юрия Живаго поэт предстает как сложившийся автор философской поэзии.

Он воспевает гармонию целостного мира, пытается связать разрозненное в нем. Поэт умеет выхватить мгновение и показать его вечный и глубокий смысл для каждого человека. Его волнует загадка времени в философском смысле этого понятия:
Снег идет, густой-густой.

Читайте также:  Природа просит защиты (эссе)

В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время?

  Для Пастернака единственно правильный путь человека – слияние с природой, с миром, понимание конечности жизни людей. Поэт пытается прозреть свое будущее:
За поворотом, в глубине Лесного лога, Готово будущее мне Верней залога.

Обратите внимание

  Поэта восхищала ежесекундно меняющаяся жизнь, в которой для человека предусмотрено неисчислимое количество различных вариантов развития событий. Проблема бессмертия, вечности у поэта неожиданно выражена образом новогодней елки:
Будущего недостаточно. Старого, нового мало. Надо, чтоб елкой святочной Вечность средь комнаты стала.

  В духовной жизни человека Пастернак признавал только активную позицию. Он уверен, что человек только тогда состоится, если будет «все время рваться вверх и вдаль». Его герой Юрий Живаго говорит: «Как сладко жить на свете и любить жизнь! Как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию…» Эта мысль принадлежит большому русскому поэту Борису Пастернаку.

(нет оценок)
Loading…

Источник: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/stihotvoreniya-yuriya-zhivago-v-romane-doktor-zhivago/

Литературный портал “Шпаргалкино” Сочинения, рефераты, шпаргалки

   Замечательный русский поэт Борис Леонидович Пастернак долгие годы вынашивал идею написать роман. Ему довелось жить в сложное для страны время, в эпоху трех революций.

Он был знаком с Маяковским, начинал свою творческую деятельность, когда активно работали символисты и футуристы, сам одно время принадлежал к футуристическому кружку «Мезонин поэзии». Пастернак намеревался «дать исторический образ России за последнее сорокопятилетие…».
   Первые наброски романа относятся к 1918 году.

Автор дал им рабочее название «Три имени». Только в 1955 году роман под названием «Доктор Живаго» был закончен. Такой труд можно назвать книгой жизни. И действительно, содержание романа замешано на жизни автора. На первой странице книги перед нами десятилетний мальчик, который растет, мужает, переживает две революции, две войны, две любви.

Так же, как было у самого Пастернака. В эпилоге романа автор подтверждает автобиографичность повествования: «Москва внизу и вдали, родной город автора и половины того, что с ним случилось, Москва казалась им сейчас не местом этих происшествий, но главною героиней длинной повести, к которой они подошли с тетрадью в руках в этот вечер».

   Проза, написанная талантливым поэтом, всегда завораживающее чудо. Проза Бунина, Пушкина, Лермонтова – шедевры.   Поэт пишет роман, как стихотворение. Пастернак добился того же эффекта, тем более что длительный срок написания произведения позволил ему довести текст до совершенства.

   Герой романа – врач, художник, мыслитель, поэт, вокруг которого разворачиваются драматические события истории России. Автор одной главой включил в роман цикл стихотворений Юрия Живаго, органично вливающийся в текст, становящийся его частью. Это душа героя говорит с нами языком поэзии.

   В 1930–1940-е годы Пастернак занимается переводами зарубежных классиков Шекспира и Гете. По-видимому, это сказалось в том, что цикл стихов Юрия Живаго открывается гениальным стихотворением «Гамлет». Его лирический герой ведет монолог от первого лица.

Гамлет здесь воспринимается одновременно и как принц Датский, продолжающий жить в стихотворении Пастернака, и как актер, играющий роль Гамлета. Предполагается театр, сцена, на которой стоит лирический герой, шум зрителей перед началом представления. В стихотворении говорится о драме жизни каждого мыслящего человека.

Обратите внимание
Важно

Герой обращается к Богу – «Авва Отче» с просьбой избавления от страданий, но, как и Христос, он должен пройти мученический путь до конца. Надежды нет, вокруг «сумрак ночи»:

[/su_box]

 Я один, все тонет в фарисействе.Жизнь прожить – не поле перейти.

   Стихотворение можно воспринимать и как монолог самого автора. Пастернак находился в родной стране, но был в изоляции, ожидал ареста.

Он не мог принять партийности литературы, не мог творить в условиях несвободы. Поэт, начиная с середины 1930-х годов, решал для себя вопрос «быть или не быть?».
   Иная тональность в стихотворении «Зимняя ночь».

Поэт при помощи повторов и гиперболы создает образ сильной метели, вьюги:

 Мело, мело по всей землеВо все пределы.Свеча горела на столе,Свеча горела.

   Постоянными повторами поэт добивается ощущения остановившегося времени, когда мир тонет в снегу, ничего нельзя сделать или изменить и только сердце человеческое еще живо, горит его огонек. Человек, его любовь противостоит злу мира, которое воплощено в метели. Оконная рама видится, как крест, спасающий людей в их жилищах.

Мерцающий огонек свечи – как сигнал, обращенный к другим душам с намерением объединиться. Это стихотворение звучит удивительно музыкально.
   В цикле стихов Юрия Живаго поэт предстает как сложившийся автор философской поэзии. Он воспевает гармонию целостного мира, пытается связать разрозненное в нем. Поэт умеет выхватить мгновение и показать его вечный и глубокий смысл для каждого человека.

Его волнует загадка времени в философском смысле этого понятия:

 Снег идет, густой-густой.В ногу с ним, стопами теми,В том же темпе, с ленью тойИли с той же быстротой,Может быть, проходит время?

   Для Пастернака единственно правильный путь человека – слияние с природой, с миром, понимание конечности жизни людей. Поэт пытается прозреть свое будущее:

 За поворотом, в глубинеЛесного лога,Готово будущее мнеВерней залога.

   Поэта восхищала ежесекундно меняющаяся жизнь, в которой для человека предусмотрено неисчислимое количество различных вариантов развития событий. Проблема бессмертия, вечности у поэта неожиданно выражена образом новогодней елки:

Совет

 Будущего недостаточно.Старого, нового мало.Надо, чтоб елкой святочнойВечность средь комнаты стала.

   В духовной жизни человека Пастернак признавал только активную позицию. Он уверен, что человек только тогда состоится, если будет «все время рваться вверх и вдаль». Его герой Юрий Живаго говорит: «Как сладко жить на свете и любить жизнь! Как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию…» Эта мысль принадлежит большому русскому поэту Борису Пастернаку.

Лента RSS © 2019 Литературный портал “Шпаргалкино”

Источник: http://shpargalkino.com/cikl-stixotvoreniya-yuriya-zhivago-i-ego-svyaz-s-obshhej-problematikoj-romana-b-l-pasternaka-doktor-zhivago/

Стихотворения Б.Л.Пастернака в романе «Доктор Живаго». Сочинение по литературе

Стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака, написанные от лица главного героя доктора Юрия Андреевича Живаго включены отдельной главой в роман о трагической судьбе русского интеллигента в эпоху ломки старого мира и становления тоталитарного государства.

«Огромное тело прозы, как разросшийся сиреневый куст, несёт на себе махровые гроздья стихотворений, венчающих его. И как целью куста являются кисти, а смыслом яблони — яблоки, так целью романа являются стихи, которые из него произрастают», — так современный поэт Андрей Вознесенский метафорически определил органическую связь стихов и прозы в романе.

Роман «Доктор Живаго» охватывает события от Первой мировой войны, через две революции, до окончания Второй мировой войны. Главный герой романа доктор Живаго умер в 1929 году, его сердце не выдержало того насилия, которому подвергалась незащищенная душа поэта.

Автор романа, Борис Пастернак, преждевременно ушедший из жизни в 1960 году, «выполнил свой долг», завещанный от Бога, написав роман — исповедь, сказав всю правду о времени и о себе:

… Эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории. Атмосфера, вещи — мое христианство…

Сказать правду в стране безбожия, насилия и лжи — это значит сознательно обречь себя на гонения и поношения.

Решаясь на этот духовный подвиг, Пастернак начинает цикл стихотворением «Гамлет», по-своему трактуя шекспировский образ: «Гамлет отказывается от себя, чтобы творить волю пославшего его… «Гамлет» драма высокого жребия, заповеданного подвига, вверенного предназначения». Отождествляя себя с Гамлетом, поэт пишет:

Гул затих. Я вышел на подмостки, Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

Цикл, состоящий из 25 стихотворений Юрия Живаго, органически связан с содержанием романа. В нем можно найти событие, которое обостренно переживается необычайно впечатлительной душой художника, вызывая тот «священный огонь», который именуется творческим вдохновением.

Так, волшебная красота рождественской ночи стала поводом к созданию двух стихотворений: «Рождественская звезда» и «Зимняя ночь»: «…Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон.

Обратите внимание

Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда…герой — пишет Пастернак, — должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским». Все четыре поэта — люди трагической судьбы, как и доктор Живаго. Однако не о смерти, а о жизни и роман, и стихи.

Само имя «Живаго» восходит к выражению из церковно-славянского текста Евангелия: «Сын Бога Живаго». Косвенный падеж был Пастернаком заменен именительным и превратился в фамилию московского интеллигента, в символ вечно возрождающейся жизни, вопреки смерти. Стихи («дуиЖ в заветной лире» ) — залог бессмертия поэта доктора Живаго.

Существовал еще один черновой вариант названия романа — «Смерти не будет».

Темой бессмертия жизни, идущей путем страданий, связаны все стихотворения на евангельские сюжеты: «На Страстной», «Рождественская звезда», «Чудо», «Дурные дни», «Магдалина» (два стихотворения), «Гефсиманский сад». В них отражен и духовно пережит весь семидневный цикл Страстной недели, завершающейся Пасхой, то есть Воскресением Христовым.

Стихотворение «Рождественская звезда» так же, как и стихотворение «Свеча горела», родилось из ощущения чуда, которое совершается в рождественскую ночь: «Светящиеся изнутри и заиндевелые окна домов походили на драгоценные ларцы из дымчатого слоистого топаза. Внутри их теплилась святочная жизнь Москвы, горели елки».

В то же время мысли Юрия Живаго заняты размышлениями о Блоке, которым тогда увлекались все и статью о котором он должен был написать. «Я вдруг подумал, что Блок — это явление Рождества во всех областях русской жизни… Он подумал, что никакой статьи о Блоке не надо, а просто надо написать русское поклонение волхвов, как у голландцев, с морозом, волками и темным еловым лесом».

Такими неисповедимыми путями приходит вдохновение.

Так совершается чудо появления стихотворения, в котором рождение божественного младенца знаменовало собой новую эру в жизни человечества — «и с этой минуты народы и боги прекратились и начался человек, человек-плотник, человек-пахарь, человек-пастух в стаде овец на заходе солнца, человек, ни капельки не звучащий гордо, человек, благодарно разнесенный по всем колыбельным песням «матерей и по всем картинным галереям мира»:

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова. Вдруг кто-то в потемках, немного налево От яслей рукой отодвинул волхва, И тот оглянулся: с порога на деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Последнее стихотворение цикла — «Гефсиманский сад». Здесь Христос после Тайной Вечери перенес томительную душевную муку, предчувствуя предательство Иуды, свои страдания и смерть.

Так же, как и в стихотворении «Гамлет», он молит Отца спасти его, пронести чашу смерти мимо («Чтоб эта чаша смерти миновала, В поту кровавом он молил Отца»). Сюда же поэт включает и поцелуй Иуды.

Петр дал отпор головорезам И ухо одному из них отсек. Но слышит: «Спор нельзя решить железом.

Вложи свой меч на место, человек.»

К этому выводу пришел на своем опыте невольного участия в борьбе партизанского отряда истинно верующий доктор Живаго. Об этом же говорит и автор романа: «…Человека столетиями поднимала не палка, а музыка: неотразимость безоружной истины».

Так поэт понимал Христа. Добровольно жертвует собой не только Сын, но и Бог Отец жертвует своим Сыном ради утверждения бессмертной истины, которая живет в веках:

Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты.

Пятистопный ямб, звучащий мерно, торжественно и убедительно, утверждает святость и непреложность бессмертной истины.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/pasternak-b-l/pasternaks-poem-in-novel-doctor-zhivago

«Стихотворения» доктора Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

«Стихотворения Юрия Живаго» (1946-1955) включают поэтические произведения, созданные Б. Л. Пастернаком во время работы над романом «Доктор Живаго», в центре кото­рого творческий человек, попавший в водоворот революци­онной эпохи. По словам В. Т.

Шаламова, в романе «голосом автора говорят все герои — люди и лес, и камень, и небо… Главная сила романа в суждениях о времени, которое ждет не дождется честного слова о себе». Этот голос продолжает звучать и в «Стихотворениях Юрия Живаго».

Цикл включает в себя 25 произведений, в той или иной мере развивающих тему самого романа.

Тематическое многообразие. Первым стихотворением «Юрия Живаго» становится «Гамлет» — произведение, отра­жающее духовный мир главного героя. Обращение к Творцу с молитвой об облегчении участи — это не малодушие, т. к. уже в следующем четверостишии мы видим, как герой готов отстаивать свою внутреннюю свободу в жестоком мире лжи и мрака:

Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма.

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.

«Гамлет» (1946)

Тематика многих стихотворений соотносится с развитием сюжета романа. Так, например, стихотворение «Весенняя распутица» связано с эпизодом возвращения Живаго из Юрятина домой:

Земля и небо, лес и поле Ловили этот редкий звук,

Размеренные эти доли Безумья, боли, счастья, мук.

«Весенняя распутица» (1953)

Процесс работы главного героя романа над легендой о Егории Храбром отражается в стихотворении «Сказка» (1953). «Зимняя ночь» (1946) явно перекликается со сценами жизни Живаго и Лары в Варыкино. Внутреннее психологи­ческое состояние отчаяния Юрия после отъезда Лары и Катеньки во многом сближается с переживаниями лирическо­го героя в стихотворении «Разлука» (1953).

Ряд стихотворений имеют автобиографическую основу и «связывают» жизнь героя романа и судьбу самого Б. Л. Пас­тернака. «Объяснение» (1947), «Осень» (1949), «Свидание» (1949) были посвящены О.

Ивинской, послужившей наряду с другими женщинами прототипом образа Лары в романе и явившейся «большой привязанностью» поэта, как он писал в августе 1949 г.

Совет

Трагические нотки звучат в этих стихотворе­ниях, напоминая о прошлых встречах, о трагическом расста­ванье, но именно мир чувств, в который погружается лири­ческий герой, и мир природы, его окружающий, отодвигают временно страхи и тяготы:

Ты — благо гибельного шага,

Когда житье тошней недуга,

А корень красоты — отвага

И это тянет пас друг к другу.

«Осень» (1949)

Тесно переплетается судьба Юрия Живаго с фактами биографии писателя и в стихотворении «Август» (1953). Дра­матический характер отношений Юрия Андреевича и Лары вводит в стихотворение тему смерти (сам поэт был близок к ней, когда в 1952 г. перенес инфаркт):

В лесу казенной землемершею Стояла смерть среди погоста,

Смотря в лицо мое умершее,

Чтоб вырыть яму мне по росту.

«Август» (1953)

Несколько стихотворений цикла («Рождественская звез­да» (1947), «Зимняя ночь» (1946), «Магдалина» (1949)) вклю­чают в себя традиционные евангельские сюжеты, что позво­ляет автору раскрыть духовно-нравственные черты образа Юрия Живаго. Символом не только стихотворения «Зимняя ночь», но и всей книги становится образ горящей свечи, не­сущей духовный свет:

Мело, мело по всей земле Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

«Зимняя ночь» (1946)

Хаос окружающего мира не так страшен и трагичен, если есть внутренний стержень, некая константа мирозданья, не­сущая надежду. Не случайно, что завершает цикл — «Гефсиманский сад» (1949). Особым символическим смыслом на­полняются финальные строки:

Но книга жизни подошла к странице,

Которая дороже всех святынь.

Сейчас должно написанное сбыться,

Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу.

Во имя страшного ее величья Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты.

Роман Б. Л. Пастернака написан по законам поэзии, в него органично включается лирическое начало, получающее свое логическое завершение в «Стихотворениях Юрия Жи­ваго», ставшими поэтической биографией героя.

На этой странице искали :

  • стихи доктора живаго
  • Стихи доктора Живаго анализ
  • стихи из романа доктор живаго
  • доктор живаго стихи из романа
  • доктор живаго стихи

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/stixotvoreniya-doktora-zhivago-v-romane-b-l-pasternaka-doktor-zhivago.html

Р рћр»сњ сѓс‚рёс…рѕс‚рірѕсђрµрѕрёр№ рі сђрѕрјр°рѕрµ “рґрѕрєс‚рѕсђ р–рёрір°рірѕ”

ТЕМЫ, Перенесенные Р�Р— Лирики Р’ Роман Доктор Живаго 1. Темы, связанные СЃ общекультурной парадигмой X мировая стихия Михаил Гершензон РІ РєРЅРёРіРµ Гольфстрем выделил РІ…

<\p>

Реальность самой возможности сравнения стихотворных Рё прозаических мотивов РІ творчестве Пастернака подтверждается замечанием Флейшмана Рѕ наличии РІ…

<\p>

План 1. Роман «Доктор Живаго» как произведение СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ Рё РјРёСЂРѕРІРѕР№ литературы 2. Юрий Андреевич Живаго – представитель интеллигенции РІ романе Литература 1. Роман…

<\p>

Глава I. Теоретический анализ основных проблем РІ романе Рњ.Рђ. Булгакова Белая гвардия 1.1. Творческий путь писателя Рё драматурга 1.2. Становление романа Рњ.Рђ. Булгакова…

<\p>

  • РЎ РїСЂРёС…РѕРґРѕРј лета начался период, РєРѕРіРґР° выпускники школ выбирают РєСѓРґР° РїРѕР№РґСѓС‚ учиться дальше. Конечно, это совсем РЅРµ легкий выбор, РЅРѕ помочь РІ выборе может рейтинг РІСѓР·РѕРІ РЅР° нашем сайте. Также РІ этом разделе представлена РІСЃСЏ нужная для абитуриентов информация.
  • Прежде, чем идти РІ выбранный РІСѓР· СЃ документами, нужно сначала получить аттестат, который выдается после сдачи экзаменов. Рђ подготовиться Рє РЅРёРј можно РІ нашем разделе ЕГЭ. Там также представлены варианты Р·Р° прошлые РіРѕРґР°.
  • Для девятиклассников РЅРµ менее важно окончание учебного РіРѕРґР°. Р�С… также ждет государственная итоговая аттестация. Подготовиться Рє ней можно РЅР° нашем сайте РІ разделе Р“Р�Рђ. Главное помнить: самоподготовка – это путь Рє успешной сдаче.

<\p>

Источник: https://5ballov.qip.ru/referats/preview/87257/6/

Б.Л. Пастернак. Стихи о сокровенном в романе «Доктор Живаго»

Роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» стал международным событием. По распространенности и мировому эху он опередил многие бестселлеры. В произведение вошли стихи, написанные Пастернаком во время работы над ним. Не все они создавались специально для романа, но все имели с ним внутреннюю связь.

Стихи являются свидетельством Юрия Живаго о его времени. В романе они выделены в отдельную часть. Эта часть – цельная книга, имеющая собственную композицию. Она открывается стихотворением о Гамлете, который символизирует раздумья над характером собственной эпохи.

В роман включены стихотворения, имевшие автобиографическую основу. Так, например, некоторые стихотворения были посвящены Анне Ивинской. В то же время эти стихотворения передавали характер отношений Юрия Живаго и Лары: Ивинская служила одним из прототипов героини.

«Зимняя ночь» – название одного из первых стихотворений, в котором началось исследование темы любви. Она представляется герою как «удар». В одноименном стихотворении, написанном через 33 года, образы света, мглы, включены в контекст конкретной ситуации.

«Свеча горела на столе» в комнате влюбленных, озаряя картину их встречи. Этот же образ у Пастернака становится центром мироздания. Пламя, теряющееся в метели, постепенно притягивает к себе все сущее на земле и на небе.

Обратите внимание

Каждое образное уточнение ознаменовано рефреном, заканчивающим 1, 3, 6 и 8 строфы.

Стихотворение «Гамлет» можно считать ключевым для романа. Понимание того, как построено стихотворение, возможно, даст читателю ключ к пониманию всего романа. Само название, как и заданная в нем ситуация неизбежности предначертанного, говорит о том, что это – внутренний монолог Гамлета, героя трагедии У. Шекспира «Гамлет». Стихотворение – монолог актера, играющего роль Гамлета.

Стихотворение написано Юрием Живаго – центральным героем романа, и было переписано и доработано им за несколько дней до смерти. Тем самым проблематика стихотворения включается в идейную структуру «Доктора Живаго».

Но если вспомнить, что в действительности стихотворение принадлежит перу Б. Пастернака, то тем самым прояснится особенность биографизма романа. То, каким образом, при почти полном отсутствии внешних совпадений, соотносятся жизненные пути автора романа и его главного героя.

Сатира как жанр литературы.

Сатира – вид комического, отличающийся от других видов (юмора, иронии) резкостью обличения. Сатира при своем зарождении являлась определенным лирическим жанром. Она представляла собой стихотворение, часто значительное по объему, содержание которого заключало в себе насмешку над определенными лицами или событиями.

Как жанр, сатира возникла в римской литературе. Самое слово «сатира» происходит от латинского названия мифических существ, насмешливых полубогов-полуживотных – сатиров.

Филологически оно связано и со словом satura, означавшим в простонародьи блюдо мешанины, что указывало на смешение различных размеров (сатурнический стих, наряду с греческими размерами) и на присутствие самых разнообразных описаний всевозможных фактов и явлений в отличие от других лирических жанров, которые имели строго ограниченную и определенную область изображения.

Сатира есть произведение поэтическое, лирическое стихотворение более или менее значительного объёма, в котором мы находим более или менее отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений.

Важно

От сатиры по определенно личному содержанию нападений и обличений в произведении следует отличать памфлет и пасквиль; последний характеризуется более всего моральной нечистотой побуждений автора в его нападении и обличениях против того или другого лица, тогда как памфлет – иногда только публицистическое выступление, но может быть и художественной сатирой против определенного лица, стоящей на всей высоте ответственного свободного слова. В связи с этим моральным и общественным содержанием сатиры находится и художественная её ценность в зависимости от соответствия между её лирическим подъемом и высотою идеала сатирика, с одной стороны, и между значительностью обличаемого явления – с другой.

Лирическая субъективная окраска в отношении к типам и явлениям обычно лишает сатиру объективно художественного значения и зачастую придает ей мимолетный характер.


БИЛЕТ №19

Источник: https://cyberpedia.su/4x53d3.html

Ссылка на основную публикацию