Шантарам — 2: покоренная вершина или же просто тень?

«Тень горы» Грегори Дэвида Робертса: Шантарам вернулся ещё более мудрым и безнадёжно влюблённым

В новом романе Грегори Дэвида Робертса ни много ни мало, а целых 818 страниц! Стоит познакомиться с рецензией, прежде чем приниматься за чтение.

В «Тени горы» нас ждёт встреча с теми же героями, которые более чем обаяли читателей в первой части. Шантарам по-прежнему живёт в Бомбее, дружит с той же шайкой преступников и влюблён всё в ту же женщину. Удивительно, что продолжая ходить, казалось бы, истоптанными тропами, автор нисколько не повторяется, а по-хорошему удивляет.

Что происходит в новой книге

Прошло два года с тех пор, как Карла (возлюбленная Лина-Шантарама) вышла замуж за другого, а Лин сошёлся с её подружкой Лизой и живёт почти счастливо в союзе не любящих, но комфортно делящих пространство людей.

Обратите внимание

Восьмидесятые, мобильной связи и лазерных принтеров ещё не придумали, мафия продолжает рисовать поддельные документы и контролировать оборот наркотиков на улицах Бомбея. Абдулла остаётся в банде умершего Кадербхая, теперь возглавляемой неприятным типом по имени Санджай.

Дидье – француз с невероятным обаянием, завсегдатай кафе «Леопольд» – не сходит со своей позиции у столика с прекрасным видом на улицу в туристическом районе Колаба. Снова приближается сезон дождей – для Лина время больших перемен и размышлений о будущем.

Будущее, которое видится в первых двух сотнях страниц с прелестной Лизой, вдруг оказывается перечёркнуто неожиданным появлением сначала слухов о былой зазнобе, а потом и её самой во всей красе. Встреча будит в Лине мечтательное настроение и тягу к беседам на философские темы, непременно скатывающиеся к признаниям в любви.

Почему это крутой роман

Смесь литературных жанров и типичных болевых точек, по которым регулярно проходится Робертс, – это идеальный коктейль для его поклонников обоих полов: мужчины не устают читать о свирепых разборках с применением колюще-режущего и огнестрельного оружия под соусом мафиозных идеалов, женщины млеют от роковой любви, которой страдает Лин к Карле, экстраполируя чувства на себя. И те и другие восхищаются пространными рассуждениями с претензией на мудрость о страхе, любви, дружбе и надежде.

На деле Робертс топчется на том же месте, что и в первой части своих индийских похождений. Он прекрасно изучил то, что понравилось (а что не особо) публике в дебютной книге, и учёл это при написании второй. Начинил текст глубокомысленными высказываниями, как булочку изюмом.

Правда, зачастую эта мудрость – перепевки афоризмов предыдущих поколений писателей, но они так удачно вписаны в контекст, что некоторая вторичность философских отступлений не отталкивает.

Любовные сцены не теряются в череде разборок, им уделено повышенное, немного кинематографическое внимание, они происходят под проливным дождём, на крыше высотного здания, в кровати, с переплетением пальцев ног и занимают треть мыслей героя.

Безусловно, «Тень горы» ждёт большой успех.

Погрузиться ещё раз в бомбейскую круговерть преступного мира, пережить адреналиновые встряски мафиозных стычек, понаблюдать за Карлой, не отпускающей Лина с короткого поводка любви, – не этого ли мы ждали все годы после триумфа «Шантарама»? Конечно, этого. Единственное «но»: без чтения первого романа «Тень горы» не воспринимается, всё-таки это не самостоятельное произведение.

Продолжение следует…

Важно

Робертс после публикации «Тени горы» затаился: перестал давать интервью, целиком сосредоточился на семье и даже прекратил активную общественно-полезную деятельность в любимом Мумбаи (современное название Бомбея, в котором происходит действие книги). Возможно, как было обещано много лет назад, перед нами трилогия, две части которой уже опубликованы, а третья – в процессе написания.

«Шантарам» разошёлся по миру в количестве четырёх миллионов экземпляров, из них более полумиллиона гуляли по аэропортам, вокзалам, гостиным и спальням России. Продолжение, «Тень горы», вполне может повторить успех первой книги. Среди хаоса, преступлений и потерь Робертс вновь творит настоящую магию слов и смыслов, которые способны отзываться в сердцах читателей.

«Страх подобен волку, посаженному на цепь: он опасен только тогда, когда ты спустишь его с цепи. Горе можно одолеть забвением. Гнев, сколь бы ни был он яростен, можно победить улыбкой.

И только надежда неистребима, потому что она принадлежит не нам, а небольшой (от силы несколько сотен) группе наших древнейших предков, чья отважная преданность и любовь друг к другу подарили нам почти всё хорошее, что есть в нас поныне. Именно надежда, это заложенное в нас древнее семя, питает наши сердца и возвращает им силу.

С тех давних пор сознание каждого из нас балансирует между двумя вещами, которые предлагает на выбор надежда: между тенями прошлого и светлой, чистой, ещё не заполненной страницей грядущего дня».

«Вера. Она присутствует повсюду в каждый момент нашей жизни, даже во время сна.

Вера в мать, сестру, брата или друга; вера в то, что за углом на перекрестке невидимый тебе водитель остановится на красный свет; вера в пилотов авиалайнера и в наземный персонал, подготовивший лайнер к полёту; вера в учителей, которым мы ежедневно на несколько часов препоручаем своих детей; вера в полицейских, пожарных и автомехаников, а также вера в то, что любимый человек будет ждать тебя, когда ты вернёшься домой. Но вера, в отличие от надежды, может умереть. И когда вера умирает, обычно с ней вместе умирают и неразлучные спутники: постоянство и преданность».

«Истина — свобода души. Мы очень молоды в нашей молодой вселенной и часто не оправдываем ожиданий и теряем честь, пусть даже только в тёмных углах сознания. Мы дерёмся, вместо того чтобы танцевать. Мы стараемся обогнать других, обманыва­ем друг друга и наказываем ни в чём не повинную природу.

Но это не выражает нашей сущности, это просто то, что мы делаем в мире, который сами для себя создали, и ничто не мешает нам в любую секунду изменить то, что мы делаем, и мир, кото­рый создали.

Во всех действительно важных делах мы едины. В любви и вере, доверии и сочувствии, отношениях с близкими и друзьями, закатах и благоговейном пении, в каждом желании, рождённом человечеством, мы едины.

Человеческая раса на данном этапе её судьбы — это ребёнок, бездумно и бессмысленно дующий на одуванчик. Но ощущение чуда, испытываемое ребёнком, это наше общее ощущение, и нет предела добру, которое мы можем творить, когда человеческие сердца соединяются.

Наша истина, наша история и значение слова «Бог» в том, что мы едины. Мы едины. Мы едины».

Источник: https://readrate.com/rus/reviews/ten-gory-gregori-devida-robertsa-shantaram-vernulsya-eshchyo-bolee-mudrym-i-beznadyozhno-vlyublyonny

Отзыв на книги Шантарам и Тень горы – Грегори Дэвид Робертс

Грегори Дэвид Робертс — Об авторе

Грегори Дэвид Робертс — австралийский писатель, автор  романа «Шантарам».

В прошлом страдал героиновой зависимостью, а также признан судом виновным в ограблении банка, впоследствии совершил побег из тюрьмы, затем скрывался в Индии, где прожил около 10 лет.

Название книги означает Шантарам означает — «Мирный человек» и происходит от имени, которое дала ему мать его лучшего друга. Все герои романа являются вымышленными, но описываемые события реальны

Отзыв на книги Шантарам и Тень горы — Грегори Дэвид Робертс от avolkova_

«Два года — Две книги»

Мне действительно понадобилось 2 года, чтобы прочитать эти книги. Нет, не потому что я медленно читаю и не потому что я ленивая. Хотя да, я ленивая

Источник: https://BookInsider.ru/shantaram-ten-gori/

Шантарам-2. Тень горы

Продолжение “Шантарама” Дэвида Робертса – “Тень горы” всколыхнуло массы людей! Хотя, по факту книга оказалась таким себе романчиком:

«Шантарам» – это была преломленная в художественной форме исповедь человека, который сумел выбраться из бездны и уцелеть, разошедшаяся по миру тиражом четыре миллиона экземпляров (из них полмиллиона – в России) и заслужившая восторженные сравнения с произведениями лучших писателей нового времени, от Мелвилла до Хемингуэя. Маститый Джонатан Кэрролл писал: «Человек, которого „Шантарам“ не тронет до глубины души, либо не имеет сердца, либо мертв… „Шантарам“ – „Тысяча и одна ночь“ нашего века. Это бесценный подарок для всех, кто любит читать». И вот наконец Г. Д. Робертс написал продолжение истории Лина по прозвищу Шантарам, бежавшего из австралийской тюрьмы строгого режима и ставшего в Бомбее фальшивомонетчиком и контрабандистом.
Итак, прошло два года с тех пор, как Лин потерял двух самых близких ему людей: Кадербхая – главаря мафии, погибшего в афганских горах, и Карлу – загадочную, вожделенную красавицу, вышедшую замуж за бомбейского медиамагната. Теперь Лину предстоит выполнить последнее поручение, данное ему Кадербхаем, завоевать доверие живущего на горе мудреца, сберечь голову в неудержимо разгорающемся конфликте новых главарей мафии, но главное – обрести любовь и веру.

Одни эпизоды я беру из моей жизни и описываю почти без изменений, другие сочиняю, пусть и на основе собственного опыта. «Шантарам» и «Тень горы» – это романы, а не автобиографии; мои персонажи и диалоги – продукт фантазии. Для меня не имеет большого значения, насколько мои книги достоверны фактически; важнее другая достоверность – психологическая.

Я радуюсь, когда меня спрашивают, как поживает Карла или как я запомнил все эти разговоры – разговоры, на сочинение которых у меня ушло столько лет. Очень хорошо, что люди думают, будто все это правда от первого слова до последнего, – значит я достоверно сочинил.

Совет

Но одной достоверности мало – нужно дать читателю то, за чем он будет возвращаться еще и еще, перечитывать и каждый раз находить что-то новое, на более глубоком уровне. Поэтому я использую множество аллегорических отсылок: в «Шантараме» – к дантовскому «Аду» и к Библии, в «Тени горы» – к «Энеиде» и «Эпосу о Гильгамеше».

Аллегории подобны призракам: незримые и вездесущие, они пронизывают мой текст, рассказывая свои собственные истории – о древних битвах и горящих кораблях, о поиске любви и веры. Они как эхо в пещере, как отблески того же творческого пламени.

И если благодарный читатель после моих книг обратится к первоисточникам – что ж, значит я исполнил свой долг перед теми, кто пришел раньше и сделал нас теми, кто мы есть.

Грегори Дэвид Робертс Последнее интервью. 5 октября 2015

Да, продолжение романа однозначно следует читать всем. Хотя, вроде и предыдущий вполне себе отлично завершился

Источник: http://knigoplaneta.ru/shantaram-2-ten-goryi/

Новая книга Дэвида Робертса Тень горы

Автор: Грегори Дэвид Робертс

Год издания книги: 2015

Новая книга Грегори Дэвида Робертса «Тень горы» является долгожданным продолжением полюбившейся более чем полумиллиону читателям в нашей стране книги «Шантарам». Дабы читатели не путались многие магазины представляют книгу как «Шантарам – 2.

Тень горы». Вышедшая в октябре 2015 года в англоязычном варианте, она стала хорошим подарком для наших читателей в январе 2016 года. И учитывая высокий интерес к книге «Шантарам» продолжение имеет все шансы стать бестселлером в нашей стране.

Сюжет книги «Тень горы» кратко

Действие в книги Робертса «Тень горы» развивается через два года после событий, описанных в книге «Шантарам».

Вернувшийся в переулки Южного Мумбаи Лин за эти два года потерял своего друга Кадербхая, главаря мафии, погибшего в афганских горах, и красавицу Карлу, которая вышла замуж за красивого и очень богатого медиа магната.

За эти два года изменились и ушли многие из друзей Лин, изменился сам город, изменились руководители мафиозных группировок. Казалось бы, нечего не держит главного героя книги «Тень горы» в Мумбаи, но он не может покинуть этот город.

Теперь главному герою книги «Тень горы» Робертса предстоит вновь включиться в мафиозные игры в переулках Южного Мумбаи. Ему вновь придётся бороться за жизнь, за веру и конечно за любовь. Ведь Карла так же не забыла Лин, и у него есть все шансы вернуть эту королеву. А фатальное обещание, которое он дал Кадербхаю выполнить не так уж и легко.

Что же касается по книге «Тень горы» отзывов, то они крайне неоднозначны. Возможно это во многом зависит от варианта книги. Дело в том, что в связи с конфликтом с книгоиздательством Грегори Дэвид Робертс потерял права на 50% бумажного издания книги.

Читайте также:  Тема любви в творчестве а.а. блока

Решив наказать издательства, автор выпустил дополненный вариант книги в электронном варианте, который полностью принадлежит писателю. По заявлению самого Робертса, если «Тень горы» купить в электронном варианте, то она содержит дополнения практически в каждой главе. Поэтому если вы хотите более полную версию книги Робертса «Шантарам – 2.

Тень горы» скачать, то вам следует искать англоязычную версию книги. Так как на русском языке перевода электронной версии пока нет.

Обратите внимание

Но возвращаясь по книге «Шантарам -2.  Тень горы» отзывам нельзя не отметить, что большинство читателей отмечают изменение атмосферы самой книги. Если в книге «Шантарам», как в книге Питера Мейла «Хороший год», можно было прочувствовать атмосферу мест где развиваются события, то теперь этого практически нет.

Большее внимание уделено диалогам и размышлениям Лин. Те кто книгу «Тень горы» читал скажут, что вас ждут взлеты и падения настроения главного героя, которые иногда кажутся безосновательными. А тем, кто ждет закрученного триллера от книги лучше обойти ее стороной.

Да в произведении множество выяснение отношений, Лин постоянно помогает друзьям, вытаскивая их из передряг. Но все это не улаживается в общий сюжет, а выглядит как отдельные рассказы с одним главным героем.

Ведь по книге «Тень горы» отзывы единогласно утверждают, что основной сюжет этой книги разворачивается вокруг взаимоотношений главного героя с Карлой. Это больше философская работа, которая по замыслу автора должна была стать красивым финалом для «Шантарам».

Книга «Тень горы» на сайте Топ книг

Сразу после публикации книга Дэвида Робертса «Тень горы» заняла верхние строчки нашего рейтинга лучшей современной литературы. Но интерес к продолжению «Шантарам» достаточно быстро начал угасать.

Отчасти это связано с немного другой атмосферой книги. Исходя из этого можно предположить, что уже в ближайшее время книга «Тень горы» вряд ли будет представлена среди 100 лучших книг нашего рейтинга.

Шантарам         

Тень горы         

Источник: https://top-knig.ru/ten-gory/

Цитаты из произведения: Тень горы (Шантарам-2)

Щедрость ― язык любви, смирение ― язык чести, преданность ― язык веры.

Насилие ― язык ненависти, ― произнес Идрис. ― Заносчивость ― язык тщеславия.

Угнетение ― язык тирании, ― сказал Идрис. Лицемерие ― язык жадности, ― продолжал Идрис. ― Жестокость ― язык силы, а фанатизм ― язык страха.

Человеческая раса на данном этапе ёе судьбы ― это ребенок, бездумно и бессмысленно дующий на одуванчик. Но ощущение чуда, испытываемое ребенком, это наше общее ощущение, и нет предела добру, которое мы можем творить, когда человеческие сердца соединяются. Наша истина, наша история и значение слова «Бог» в том, что мы едины. Мы едины. Мы едины.

Мы стараемся обогнать других, обманываем друг друга и наказываем ни в чем не повинную природу. Но это не выражает нашей сущности, это просто то, что мы делаем в мире, который сами для себя создали, и ничто не мешает нам в любую секунду изменить то, что мы делаем, и мир, который создали.

Сила влияет на людей и процессы и направляет их. Она выражает степень контроля за ними и потому всегда принадлежит власти. Сила ― это страх, управляемый жадностью. В любви нет страха или жадности, она не претендует на влияние или руководство и не питает иллюзий относительно силы.

Насилие, тирания, угнетение, несправедливость ― это горы, встречающиеся человеку на его жизненном пути. Жизнь ― преодоление этих гор. Проще всего и надежнее обойти гору. Но если вы изберете этот путь, на него уйдет вся ваша жизнь, потому что, двинувшись в обход, вы так и будете ходить по кругу, навсегда привязав себя к этой горе.

Когда меня колотили в тюрьме, внутри я ощущал пустыню и уцелел лишь потому, что простил моих мучителей.

Я научился этому у других заключенных, которых мучили до меня; они считали своим долгом поделиться опытом, когда меня сковали и избивали. «Не поддавайся гневу, ― говорили эти мудрые люди.

― Если будешь ненавидеть их так же, как они ненавидят тебя, твой разум погибнет, а это единственное, до чего они не могут добраться».

Важно

Чудо не в том, что любовь находит нас, как бы это ни было странно, предопределено и сверхъестественно. Чудо в том, что даже если мы так и не находим любовь, если она напрасно ожидает нас на крыльях мечты и не стучится в нашу дверь, не оставляет нам вестей и не подносит цветов, ― даже в этом случае многие из нас не перестают верить в любовь.

Любовь не обладает силой, потому что любить можно только без принуждения.

Позитивные факторы существуют везде, если только люди относятся друг к другу по-человечески. К этим факторам относятся жизнь, сознание, свобода, любовь, справедливость, эмпатия и многие другие прекрасные вещи. Они остаются неизменными всюду, где есть добрые сердца, в которых они сохраняются.

Одного момента, благословленного женской любовью, достаточно, чтобы залечить все раны.

Источник: https://quoteka.org/source/ten-gory-shantaram-2/

Грегори Дэвид Робертс – Тень Горы (Шантарам 2) (2015)

Суть произведения можно выразить несколькими словами: ГГ ищет себя в потёмках нажитого в прошлом; ищет свою любовь; любовь ищет его; всё это средь мафиозных разборок, религиозных противостояний, вечеринок и уединений на горе мудрецов. Дело происходит, в основном, в Бомбее (современном Мамбаи).

Помнится, тот первый «Шантарам» шумел изрядно, бестселлер, чего уж там. Оставил впечатление. Но… То ли я изменился, то ли продолжение не очень. Кажется, довольно плоско, неглубоко. Несмотря на обилие умных диалогов, философских речей и размышлений. Какие-то они нарочитые слишком, что ли. Сбоку-припёку. А мысли вроде серьёзные.

Но, возможно, это так кажется, что надуманно слегка.<\p>

Тем не менее, сам роман поглощает с головой. Эмоции, Индия, приключения, драма и любовь – всё имеется. Только ладно скроено или нет, не поймёшь. И тут смесь такая – лично пережитое Робертс старается изобразить художественно. Где-то явно придумывает, где-то явно вспоминает былое.

Очень старается. И вот это старание иногда утомляет.<\p>

Роман, безусловно. Куча действующих лиц (знакомых с первого Шантарама и новые герои), сюжетная линия разветвлённая, динамизм – всё имеется. Но на эту нитку, будто специально, Робертс нанизывает все вот эти слова мудрости.

Эти якобы остроумные афоризмы разбросаны в огромном числе по тексту.

Кто любит Индию – тем, конечно, только и читать.<\p>

Про любовь опять же много и небанально.<\p>

Автор будто сам себя постоянно спрашивает, куда он идёт и зачем. И верной ли дорогой. И давай пихать эти сомнения в своих непутёвых героев. Если строго судить – не просто бездельники они, и нахлебники, а ещё и преступники.

И рассуждения о нравственности, их внутренние терзания кажутся лицемерными.<\p>

Можно, конечно, всех их мазануть чёрным и читать в этой плоскости. Но он так старается, Робертс, чтобы герои были не плоскими, а такими суперобъёмными, с таким количеством выпуклостей, что уж и не разберёшь, кто там хороший, кто плохой. И есть ли, вообще, добро и зло.

Хоть на эту тему чуть ли не в каждой главе разговоры и мысли.

Тут ещё одна загвоздка. Не понятно, то ли он дурил читателя в первой части, обрезая все концы, а в голове имея задумку на вторую книгу. То ли, как Конан Дойл, уступил бешенной популярности и решил соорудить продолжение. Поэтому закрадывается подозрение – а на этот раз, всё ли так? Верить ли героям и автору?<\p>

Совет

Но, повторюсь, атмосферно. Кто не был в Индии – прочувствует. Кто был – вспомнит. Душу он явно вложил, Робертс этот. Да и нет-нет, а и призадумаешься. О высоком. Что тоже полезно.<\p>

Источник: http://litclubbs.ru/articles/571-gregori-devid-roberts-ten-gory-shantaram-2-2015.html

Цитаты из книги «Шантарам-2. Тень горы»

Грегори Дэвид Робертс → Шантарам-2. Тень горы

«Есть две вещи, которые я уважаю. Это право уничтожать своих врагов и право человека уничтожать самого себя любым способом, какой ему нравится.»

«- А какие преступления предпочитаещь ты, Кавита? – спросил я.

– Похоть.

– Похоть – это грех, а не преступление, – возразил я.

– Я говорил ей то же самое, – чказал Навин.

– В том виде, как ей предаюсь я, она вполне потянет на преступление, – заявила Кавита. »

«Только ложь не даёт этому миру скатиться в беспросветную тоску и ничтожество.»

«Истина – это лопата в твоих руках. А твоя миссия – это яма.»

«Много полезного можно обрести, время от времени склоняя голову и опускаясь на колени. Каждому из нас полезно иной раз смирить свою гордыню, пасть ниц и признать, что ты ничего не знаешь, что ты вовсе не пуп земли и что тебе есть чего стыдиться из тобой содеянного, как есть и за что благодарить других»

«Правильная гордость говорит: “При всех моих недостатках я имею законное право на существование, и у меня есть воля как инструмент, с помощью которого я могу себя совершенствовать.”»

«- Видеть тебя перед собой – это всё равно что играть в шахматы, имея одного ферзя, когда у тебя их шестнадцать…

– У меня на доске шестнадцать ферзей?

– Да. Зелёных, как твои глаза. Шестнадцать зелёных ферзей.»

«- Да кто мы такие, чтобы верить в Бога? – сказала она. – Достаточно того, что Бог верит в нас. »

«Внезапно я почувствовал усталость – этакую сердитую усталость, когда тебя раздражает всё вокруг, за исключением чего-то плоского, белого и с подушкой на одном конце.»

«Отсутствие сомнений означает недостаток интеллекта.»

«Сожаление – призрак любви. Сожаление – лучшая версия своего “я”, которое иногда возвращаешь в прошлое, хотя и сознаешь, что невозможно изменить ни сказанные слова, ни совершённые поступки. Это очень по-человечески. Это свойственно всему людскому роду, потому что нас связывает с прошлым крепкие узы стыда, растворить которые под силу только океану сожаления.»

«Луна, наша одинокая сестра, отфильтровывает боль и жар солнца, возвращает нам его чистый, ясный свет. Мы танцевали на балконе, в холодном лунном сиянии, пели, орали и смеялись, смиряясь с нашими деяниями и утратами.<\p>

Луна милостливо взирала на двух глупцов и заливала нас лучами солнца, отражёнными каменным зеркалом в небесах.»

«Если достаточно долго просидеть на берегу реки, то мимо проплывут трупы твоих врагов.»

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите, чтобы добавить цитату к книге «Шантарам-2. Тень горы». Это не долго.

Читайте также:  Что помогает людям достигать намеченных целей? 

Источник: https://KnigoPoisk.org/books/gregori_devid_roberts_shantaram_2_ten_gory/citaty

Читать

Грегори Дэвид Робертс

Тень горы

© Л. Высоцкий, перевод, 2016

© В. Дорогокупля, перевод, 2016

© А. Питчер, перевод, 2016

© ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2016

* * *

Одни эпизоды я беру из моей жизни и описываю почти без изменений, другие сочиняю, пусть и на основе собственного опыта. «Шантарам» и «Тень горы» – это романы, а не автобиографии; мои персонажи и диалоги – продукт фантазии.

Для меня не имеет большого значения, насколько мои книги достоверны фактически; важнее другая достоверность – психологическая. Я радуюсь, когда меня спрашивают, как поживает Карла или как я запомнил все эти разговоры – разговоры, на сочинение которых у меня ушло столько лет.

Очень хорошо, что люди думают, будто все это правда от первого слова до последнего, – значит я достоверно сочинил.

Но одной достоверности мало – нужно дать читателю то, за чем он будет возвращаться еще и еще, перечитывать и каждый раз находить что-то новое, на более глубоком уровне. Поэтому я использую множество аллегорических отсылок: в «Шантараме» – к дантовскому «Аду» и к Библии, в «Тени горы» – к «Энеиде» и «Эпосу о Гильгамеше».

Аллегории подобны призракам: незримые и вездесущие, они пронизывают мой текст, рассказывая свои собственные истории – о древних битвах и горящих кораблях, о поиске любви и веры. Они как эхо в пещере, как отблески того же творческого пламени.

И если благодарный читатель после моих книг обратится к первоисточникам – что ж, значит я исполнил свой долг перед теми, кто пришел раньше и сделал нас теми, кто мы есть.

Грегори Дэвид Робертс

Последнее интервью. 5 октября 2015

«Шантарам» был и остается международным суперхитом, «Тень горы» также обречена на успех.

Долгожданное продолжение «Шантарама» не укладывается ни в какие рамки – и в этом-то самая прелесть. Главный герой Лин по прозвищу Шантарам – бывший заключенный, бежавший из австралийской тюрьмы, – колесит по Бомбею на мотоцикле, не боится ввязываться в драки, цитирует классиков и доблестно пытается залечить разбитое сердце.

После прочтения первого романа Грегори Дэвида Робертса, «Шантарам», собственная жизнь покажется вам пресной… Робертса сравнивали с лучшими писателями, от Мелвилла до Хемингуэя.

Обратите внимание

Мастерски написанный готовый киносценарий в форме романа, где под вымышленными именами выведены реальные лица… Он раскрывает нам Индию, которую мало кто знает.

В Австралии его прозвали Благородным Бандитом, потому что он ни разу никого не убил, сколько бы банков ни ограбил. А после всего он взял и написал этот совершенно прекрасный, поэтичный, аллегорический толстенный роман, который буквально снес мне крышу.

Это поразительный читательский опыт, – по крайней мере, я был поражен до глубины души. Я только что видел первый вариант сценария и уверяю вас: фильм будет выдающийся.

В своем романе Робертс описывает то, что сам видел и пережил, но книга выходит за рамки автобиографического жанра. Да не отпугнет вас ее объем: «Шантарам» – одно из самых захватывающих повествований о человеческом искуплении в мировой литературе.

Удивительно то, что после всего пережитого Робертс смог вообще что-нибудь написать. Он сумел выбраться из бездны и уцелеть… Его спасением была любовь к людям… Настоящая литература способна изменить жизнь человека. Сила «Шантарама» – в утверждении радости прощения. Надо уметь сопереживать и прощать. Прощение – это путеводная звезда в темноте.

Книга насыщена колоритным юмором. Чувствуешь пряный аромат хаоса бомбейской жизни во всем его великолепии.

Поистине эпическое произведение. Это необъятный, не умещающийся ни в какие рамки, непричесанный, неотразимый, неожиданный роман.

Если бы меня спросили, о чем эта книга, я ответил бы, что обо всем, обо всем на свете. Грегори Дэвид Робертс сделал для Индии то же, что Лоренс Даррелл для Александрии, Мелвилл для южных морей и Торо для озера Уолден. Он ввел ее в круг вечных тем мировой литературы.

Важно

Это увлекательная, неотразимая, многогранная история, рассказанная прекрасно поставленным голосом.

Подобно шаману – ловцу привидений, Грегори Дэвиду Робертсу удалось уловить самый дух произведений Анри Шарьера, Рохинтона Мистри, Тома Вулфа и Марио Варгаса Льосы, сплавить это все воедино силой своего волшебства и создать уникальный памятник литературы.

Рука бога Ганеши выпустила на волю слона, чудовище бегает, выйдя из-под контроля, и тебя невольно охватывает страх за храбреца, вознамерившегося написать роман об Индии. Грегори Дэвид Робертс – гигант, которому эта задача оказалась по плечу, он блистательный гуру и гений, без всякого преувеличения.

Человек, которого «Шантарам» не тронет до глубины души, либо не имеет сердца, либо мертв, либо то и другое одновременно. Я уже много лет не читал ничего с таким наслаждением. «Шантарам» – это «Тысяча и одна ночь» нашего века. Это бесценный подарок для всех, кто любит читать.

Это потрясающая, трогательная, страшная, великолепная книга, необъятная, как океан.

Это всеобъемлющий, глубокий роман, населенный персонажами, которые полны жизни. Но самое сильное и отрадное впечатление оставляет описание Бомбея, искренняя любовь Робертса к Индии и населяющим ее людям… Робертс приглашает нас в бомбейские трущобы, опиумные притоны, публичные дома и ночные клубы, говоря: «Заходите, мы с вами».

Часть 1

Глава 1

Источник всего сущего – свет – может проявляться по-разному, и проявлений этих намного больше, чем звезд во Вселенной, поверьте. Порой всего лишь одной доброй мысли довольно, чтобы твой свет воссиял.

В то же время один лишь неверный поступок способен испепелить заповедный лес в твоей душе, так что для тебя померкнет сияние всех звезд под всеми небесами. И дотлевающие угли потерянной любви или утраченной веры будут внушать тебе, что все кончено и жить больше незачем. Но это не так. И никогда так не было и не будет.

Что бы ты ни делал и где бы ни очутился, сияние останется с тобой. Все светлое, что кажется умершим внутри тебя, вновь оживет, если ты по-настоящему этого захочешь. Сердце просто не в силах отрешиться от надежды, потому что сердце не умеет лгать.

Совет

Перевернув страницу в книге жизни и подняв глаза, ты вдруг встретишь улыбку абсолютно незнакомого человека, и поиск пойдет по новому кругу. Но это не будет повторением прежнего. Всякий раз это нечто иное, нечто особенное.

Так и твой заповедный лес, заново выросший на пепелище, может оказаться более густым и мощным, чем был до пожара. И если ты удержишься в этом сиянии, в этом новом круге света внутри себя, не помня зла и никогда не сдаваясь, рано или поздно ты вновь окажешься там, где любовь и красота сотворили мир: в самом начале. В начале начал.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=276913&p=1

Грегори Дэвид Робертс «Тень горы»

 Полюбившиеся цитаты. «Тень горы» — продолжение романа «Шантарам». 

(Кира:)

Грегори Дэвид Робертс известен своим автобиографичным романом
«Шантарам». Шантарам — прозвище главного героя, в переводе означающее «мирный
человек».

Этот «мирный человек» — бывший австралийский наркоман, ограбивший банк
и получивший солидный тюремный срок.

После побега из тюрьмы Шантарам скрывается
в Бомбее — живет в трущобах, работает на местную мафию… Но при этом остается
добрым и порядочным человеком, влюбленным мужчиной и философом.

Книга была
написана в тюрьме, в которую Робертс все-таки попал после десяти лет вольной
жизни в Индии. Дважды рукописи уничтожали тюремные надзиратели, но автор нашел в себе силы их восстановить.

«Тень горы» — продолжение романа «Шантарам». Это не только
размышления о жизни, но и настоящий гимн Индии с ее удивительной, не понятной
европейцу красотой. Книга, после которой вам захочется купить билет на самолет
и улететь в Бомбей.

***

Когда приходит твой час и тебе некого умолять или винить, ты
понимаешь, что к финалу своей жизни все мы приходим, имея лишь малую толику
сверх того, с чем мы появились на свет. И эта малая толика, добавленная к нашей
изначальной сущности, и есть наша личная история, принадлежащая только нам
самим, а не рассказанная кем-то еще.

Когда-то давным-давно люди свободно бродили по миру,
пользуясь изображениями богов или земных властителей для гарантии безопасного
перемещения. А нынешний мир, как сыпью, усеян пропускными пунктами, и мы
таскаем повсюду изображения самих себя, притом что безопасность никому не гарантирована.

Все сотворенное нами в этой жизни сохраняется внутри нас еще
долгое время после того, как наши амбиции и страхи покроются пеплом и инеем на
каких-нибудь забытых берегах. Теми, какие мы есть, нас в первую очередь делают
наши поступки, а не наши мысли или слова.

Мне всегда было комфортно в мужской среде. Это очень простой
и понятный мир. Здесь тебе нужен лишь один универсальный ключ, подходящий к
любому сердцу: спокойная уверенность.

Люди расстаются прежде всего в тех случаях, когда они по-настоящему
и не были вместе.

Восторг любви, рождающийся мгновенно, как вспышка, редко
бывает долговечным. И когда этот восторг угасает, никакая сила уже не может его
вернуть во взгляд влюбленных.

Вера. Она присутствует повсюду в каждый момент нашей жизни,
даже во время сна.

Обратите внимание

Вера в мать, сестру, брата или друга; вера в то, что за
углом на перекрестке невидимый тебе водитель остановится на красный свет; вера
в пилотов авиалайнера и в наземный персонал, подготовивший лайнер к полету; вера
в учителей, которым мы ежедневно на несколько часов препоручаем своих детей;
вера в полицейских, пожарных и автомехаников, а также вера в то, что любимый
человек будет ждать тебя, когда ты вернешься домой. Но вера, в отличие от
надежды, может умереть. И когда вера умирает, обычно с ней вместе умирают и неразлучные
спутники: постоянство и преданность.

На духовности можно делать большие деньги, но это
рискованный бизнес!

К любой вершине ведут разные пути.

Чем слабее ваша связь с реальностью, тем страшнее для вас
окружающий мир.

Верность бывает необходима лишь в тех случаях, когда тебе не
хватает любви. Если же твоя любовь достаточно сильна, вопрос о верности просто
не возникает.

Преклоняйте колени в смирении, преклоняйте колени, ощущая
связь со всеми живыми существами этого мира, преклоняйте колени, осознавая, что
все мы едины в своем стремлении к истине. Преклоняйте колени, но не повинуйтесь
слепо никогда и никому.

Мы не имеем права отрекаться от нашей воли, самой ценной и
прекрасной вещи во вселенной. Мы обязаны учиться, познавать, искать ответы на
вопросы, быть честными и добросовестными людьми. И наш первейший долг состоит в
соединении нашего сознания с другим, таким же свободным сознанием во имя общей
цели: любви.

Вернейший признак фанатизма — это отсутствие чувства юмора.

Лиза (расставаясь с Лином): «Я хочу иметь свое личное
настоящее, все мгновения которого принадлежат только мне, вместо однообразного
постоянства, когда ты делишь каждый свой миг с мгновениями других людей». Лин
про себя: «”Однообразное постоянство, когда ты делишь каждый свой миг с
мгновениями других людей” — это было на редкость точное и образное определение
тюрьмы».

***

Общность интересов, согласие, свободный диалог — все это
невозможно, если обе стороны не проявят покорности. Покорность лежит в основе
цивилизации, в любом добром деянии.

Если бы в мире не было добра и зла, то мы не нуждались бы в
законах. А законы представляют собой наши неуклюжие, постоянно
совершенствующиеся попытки определить, что есть зло, поскольку мы пока не в
состоянии установить, что есть добро.

Мы, люди, отличаемся тем, что единственные способны
управлять своим поведением с помощью мыслей, чувств, верований и искусства. Все
это — порождения человека. Понимаешь, мы создаем себя сами.

Ревность в зеркало не глядится, а обида правды слышать не
желает.

Важно

В созданном нами мире мужчины и женщины всегда сотканы из
лжи. Женщина всегда больше навязанного ей идеала, а мужчина всегда больше
возложенного на него долга. Мужчины сочувствуют, женщины возглавляют армии. Мужчины
воспитывают детей, женщины исследуют Вселенную. Нас определяет не что-то одно,
мы — странные версии друг друга. Иногда мужчины плачут в ванной.

Невозможно понять, что у женщины на уме, пока она сама не
скажет это. И поэтому ты должен спросить ее.

Вера — безоговорочная любовь, а любовь — безоговорочная
вера. […] А вера — дерево, не дающее тени.

Любая прочная, честная и свободная связь, с кем бы она ни
образовалась — с цветком или со святым, — это связь с Божественным, потому что
любая искренняя связь автоматически связывает обе стороны с полем духовных
тенденций.

Воля нам дана, чтобы задавать вопросы Богу, но не для того, чтобы
мы рабски ждали его ответов.

Всякое мирное общение с природой — это естественный разговор
с Божественным, и поэтому желательно жить как можно ближе к природе.

Судьба — это сокровище, которое мы находим, когда осознаем
свою смертность.

Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа «куст сирени» для читательского дневника (а. и. куприн)

Обратный закон справедливости. Чем больше телохранителей,
тем меньше порядочности.

Если ты берешь на себя ответственность за решения и действия
других, ты оскорбляешь карму. Это не меньший грех, чем пытаться избежать
ответственности за свои решения и действия.<\p>

Фото http://knigoplaneta.ru. 

Источник: http://kir-kira.blogspot.com/2018/03/blog-post_6.html

Грегори Дэвид Робертс. «Шантарам-2. Тень горы.» 2015

Это просто продолжение Шантарама, как следующая глава той же книги. Кто полюбил первую, не будет разочарован и второй.

Читается она так же, на одном дыхание, с нежеланием прерываться, пока не прочтешь до конца и не вынырнешь из полуреального-полуволшебного мира, где смешана кровь с высокой поэзией, грязь с философией, безобразное с красотой. Где ты боишься за героев, потому что не знаешь – останутся ли они жить.

Где ты наслаждаешься метафорами и переливами сюжета в такой незнакомой, но такой уже близкой Индии. Пересказывать сюжет, на мой взгляд, не нужно. Он подобен захватывающему детективу и любой спойлер лишь украдет часть загадок, которые надо найти самому.

Но когда мне попадались рассыпанные бриллианты мудрости, или некоторые шутки – я их копировал в Заметки из ibook – наиболее удобная для меня читалка в ipad mini, и из этих заметок выбрал часть для рецензии. Наиболее важное выделил жирным шрифтом. Итак.

«Никакая улыбка не возымеет эффекта, никакое напутствие не утешит, никакая доброта не спасет, если наша внутренняя правда не будет прекрасной. Ибо связывает всех нас – все лучшее в нас – только правда человеческих сердец и чистота любви, неведомая иным созданиям.»

«Ты оставляешь меня здесь пить в одиночестве и отправляешься к ней? – Он язвительно усмехнулся. – Думаешь, она тебя ждет после трех недель, проведенных в Гоа? А ты не думаешь, что за это время она могла найти себе лужок позеленее, – кажется, так выражаются англичане с их очаровательной пасторальной провинциальностью?
– Я тебя тоже люблю, брат, – сказал я, пожимая ему руку.»

«Мы есть то, чего мы боимся»

«И мое спящее тело – неподвластное самообману, в отличие от моего разума, – согнув колени и прижавшись лбом к запертой двери ее спины, забарабанило в эту дверь молоточком сердца, умоляя одарить меня любовью.»

«Езда на мотоцикле – это поэзия скорости. Балансирование на грани между изящной быстротой маневра и гибельной катастрофой сродни встрече с истиной, и каждая такая встреча разгоняет сердцебиение до пределов возможного.

Совет

Бесконечно длящиеся мгновения гонки вырываются из вялого потока времени; они не ограничены пространством и конечной целью.

Выжимая ручку газа и рассекая тугой воздух, ты в полете свободного духа оставляешь позади себя все привязанности и все страхи, а также радость, ненависть, любовь и злость, – возможно, для ожесточившихся людей вроде меня это лучший способ хоть ненадолго приблизиться к просветлению.»

А это из посмертного письма учителя и названного отца нашего главного героя Шантарама: «Пожалуйста, сделай так, чтобы моя душа могла соединиться с твоей в молитве, пусть даже ты далек от религии. Постарайся каждый день находить момент хотя бы для самой краткой молитвы, и в такие моменты я смогу тебя навещать. И запомни мой последний совет. Люби правду, которую ты найдешь в сердцах других. Всегда слушайся голоса любви в своем сердце.»

«Когда приходит твой час и тебе некого умолять или винить, ты понимаешь, что к финалу своей жизни все мы приходим, имея лишь малую толику сверх того, с чем мы появились на свет. И эта малая толика, добавленная к нашей изначальной сущности, и есть наша личная история, принадлежащая только нам самим, а не рассказанная кем-то еще.»

«Я двигался вместе с неторопливым полуденным потоком машин, никого не обгоняя, – иногда езда без спешки в ясную погоду есть само по себе удовольствие.»

«Я заплутал. Надо было искать выход из ситуации. Надо было прекратить падение. Я отвернулся от особняка Санджая и поехал прочь – пришла пора спускать еще один плот надежды в маленький океан минут, являвшийся моей жизнью.»

«Я тоже танцевал в потоках влажного света. Гроза катилась дальше, море падало с небес на землю. Порывы ветра кидались на нас, как своры резвящихся щенят. Озера молний затапливали улицу.

От нагретых за день камней поднимался пар. Вера в лучшее озаряла наши лица и смеялась в наших объятиях.

Вокруг плясали тени, пьянея от дождя, и я плясал вместе с ними – счастливый глупец, чьи грехи, накопившиеся под жарким солнцем, только что смыл первый ливень.»

«Не важно, что ты делал и кем ты был. И даже кем ты являешься сейчас. Важно только то, кем ты стремишься стать.

Я улыбнулся:
– Не все так просто. От своего прошлого никуда не денешься.
– Неправда. Нас формирует не прошлое, а то, какими мы хотим видеть себя в будущем. Неужели ты все еще этого не понял?»

«Все сотворенное нами в этой жизни сохраняется внутри нас еще долгое время после того, как наши амбиции и страхи покроются пеплом и инеем на каких-нибудь забытых берегах. Теми, какие мы есть, нас в первую очередь делают наши поступки, а не наши мысли или слова.»

«Большую часть своей жизни я провел в сугубо мужском обществе, в том числе порядка десяти лет в разных тюрьмах, семь лет – в уличных бандах и двадцать лет – в спортзалах, школах карате, боксерских клубах, регбийных командах и компаниях байкеров. Да и в раннем детстве я учился в школе для мальчиков. И мне всегда было комфортно в мужской среде. Это очень простой и понятный мир. Здесь тебе нужен лишь один универсальный ключ, подходящий к любому сердцу: спокойная уверенность.»

«Горе можно одолеть забвением. Гнев, сколь бы ни был он яростен, можно победить улыбкой.

И только надежда неистребима, потому что она принадлежит не нам, а небольшой (от силы несколько сотен) группе наших древнейших предков, чья отважная преданность и любовь друг к другу подарили нам почти все хорошее, что есть в нас поныне.

Именно надежда, это заложенное в нас древнее семя, питает наши сердца и возвращает им силу. С тех давних пор сознание каждого из нас балансирует между двумя вещами, которые предлагает на выбор надежда: между тенями прошлого и светлой, чистой, еще не заполненной страницей грядущего дня.»

«Но я так не поступил. Я переборол себя. Я был само благоразумие. Я поднялся над своим обычным уровнем. И Судьба в ту ночь начала писать для всех нас новую главу – звездной россыпью на страницах тьмы

«Отлично. Она справлялась отлично. Я повернулся на сиденье так, чтобы краем глаза увидеть ее лицо.

– Я думал, ты не веришь в Бога, Карла.
Да кто мы такие, чтобы верить в Бога? – сказала она, и губы ее были в миллиметрах от моего лица. – Достаточно того, что Бог верит в нас

«Кадербхай говорил, что если начиная с Большого взрыва делать снимок Вселенной раз в миллиард лет, то станет заметно ее усложнение.

Этот феномен – постоянное движение к усложнению от Большого взрыва до настоящего момента – представляет собой неизменную характеристику Вселенной в целом.

А если тенденция к усложнению определяет всю историю Вселенной, то она же является и прекрасным определением добра и зла – объективным и универсальным, – закончил Идрис. – Все, что стремится к усложнению, – добро, все, что противится усложнению, – зло.

– И простым критерием нравственности служит вопрос: «Если бы все в мире делали то, что делаю или собираюсь сделать я, привело бы это к усложнению или нет?»

«Человечество слишком молодо, овладение своей судьбой – шаг чрезвычайной важности, а мы лишь вчера обрели способность к самосознанию.

– Что-то я не совсем понимаю, – сказал я, отрываясь от своих записей. – Значит, на данной стадии нашего духовного развития необходимо мыслить и оперировать понятиями добра и зла?
– Если бы в мире не было добра и зла, то мы не нуждались бы в законах, – сказал он, снова откинувшись на спинку стула. – А законы представляют собой наши неуклюжие, постоянно совершенствующиеся попытки определить, что есть зло, поскольку мы пока не в состоянии установить, что есть добро.»

«На человеческом уровне сложности происходят два весьма необычных явления. Во-первых, мы обладаем неэволюционным знанием. Во-вторых, мы способны подавлять в себе животную природу и вести себя как уникальный вид – человек. Понятно?»

«Хорошая она была, – вздохнул он. – Ушла от нас в лучший мир.

– Да, в лучший мир, – согласно кивнул я.
Хоть мы и считаем нашу жизнь худшей из всех возможных, лучших мест я избегал.»

«А почему бы тебе не одеться гладиатором до пояса, а ниже пояса балериной? Будешь гладериной.

– Гладерина! – воскликнул он, кидаясь к двери. – Надо срочно примерить.»

«Она была права, настаивая на том, чтобы провести какое-то время вдали от города. Простота бытия, как ни странно, добавила новое измерение в наши отношения; взаимопонимание постепенно сгладило острые шипы городской жизни. Мы ежедневно и еженощно подолгу беседовали, обращаясь к прошлому в ускользающем настоящем.»

«Объединиться улицам мешают ложные представления о различиях между ними. Стоит людям встретиться, и глаза находят в других глазах любовь, разум замечает несправедливость, истина освобождает их.

Властям на любой улице невыгодны свободный разум и свободные сердца, потому что власть – нечто противоположное свободе.

И как человек, далекий от власти, я предпочитаю, чтобы парни с Бэк-стрит избегали Мейн-стрит, чтобы копы сами финансировали свои фильмы, а воротилы с Уолл-стрит держались подальше до тех пор, пока все улицы не сольются в одну.»

«Индия. Время, измеряемое стечением обстоятельств, логика, построенная на противоречиях»

А вот завершение книги, ее последний абзац, читая который, мурашки ползли по моей коже. Я чувствую также. Я тоже знаю, что это так.
«Истина – свобода души. Мы очень молоды в нашей молодой вселенной и часто не оправдываем ожиданий и теряем честь, пусть даже только в темных углах сознания. Мы деремся, вместо того чтобы танцевать. Мы стараемся обогнать других, обманываем друг друга и наказываем ни в чем не повинную природу.
Но это не выражает нашей сущности, это просто то, что мы делаем в мире, который сами для себя создали, и ничто не мешает нам в любую секунду изменить то, что мы делаем, и мир, который создали.
Во всех действительно важных делах мы едины. В любви и вере, доверии и сочувствии, отношениях с близкими и друзьями, закатах и благоговейном пении, в каждом желании, рожденном человечеством, мы едины. Человеческая раса на данном этапе ее судьбы – это ребенок, бездумно и бессмысленно дующий на одуванчик. Но ощущение чуда, испытываемое ребенком, это наше общее ощущение, и нет предела добру, которое мы можем творить, когда человеческие сердца соединяются. Наша истина, наша история и значение слова «Бог» в том, что мы едины. Мы едины. Мы едины.»

Источник: https://nedelskiy1970.livejournal.com/16179.html

Ссылка на основную публикацию