Мои любимые страницы романа Герой нашего времени сочинение
Всегда при чтении любой книги ваши любимые страницы ее напрямую связаны с основными действующими лицами, их характерами, особенностями сюжетных перипетий. Так и с текстом Михаила Юрьевича «Герой нашего времени».
Интересные страницы этого шедеврального творения напрямую связаны с персонажем по имени Григорий Александрович Печорин. Поэтому сочинение будет непосредственно связано с анализом этого персонажа.
Итак, образ Печорина. Автор, описывая этого персонажа, можно сказать, превзошел сам себя. Это такой литературный персонаж, который в сознании читателя отзывается как живой человек со своими взглядами на мир, поступками, которые он совершает по принципу проб и ошибок, с душой, которая очень ранима….
Читая роман Лермонтова, читатель осознает тот факт, что Михаил Юрьевич порционно разворачивает описания главного героя, о нем мы узнаем по принципу, который можно охарактеризовать, как «штрихи к портрету».
Наверное, чтобы не уйти от темы сочинения в сторону, стоит заметить, что самыми захватывающими эпизодами являются те, которые изложены в «Журнале Печорина».
Не случайно текст, принадлежащий перу Мишеля Лермонтова – психологический. По этой причине в своем личном журнале персонаж делает упор на душу, тонкие ее струны. Ведь, если глубоко вникнуть в образ главного героя, то можно сделать вывод о его тонком, можно даже сказать романтическом, начале.
Для него недосягаемым идеалом становится дружба, поэтому Григорий и не доверяет никому, не раскрывает своего чего-то самого сокровенного.
Любовь тоже могла бы стать для нашего героя смыслом его существования, но, увы, Вера – это та единственная, к которой он испытывал чувства ради своего самоудовлетворения.
Григорий Печорин по натуре фаталист, потому что он как вихрь врывается в судьбы других людей и делает их глубоко несчастными людьми. Ему бы задуматься над этим фактом, сделать определенные умозаключения…. Но Григорий до мозга костей индивидуум, поэтому он даже и не мыслит думать о судьбах окружающих, своем месте и роли в их судьбах.
Хотя к своей скромной персоне, по его мнению, он подходит объективно и оценивает себя всесторонне.
Таких, как Григорий Александрович больше нет. В последней главе под названием «Фаталист», он в очередной раз бросает вызов судьбе. Хотя в этом случае риск его оправдан. Он спасает других, чтобы лишний раз доказать себе любимому собственные постулаты фатализма. Да, он гордая и сильная личность. Он не покоряется никогда и никому, даже злодейке, или, может быть, госпоже судьбе-фортуне.
Почему же Печорин Григорий герой именно своего времени? Ответ достаточно прост.
Этот литературный персонаж, наряду с целой плеядой других – есть реакция на состояние общества, культуры и политики в 1 половине 19 века. Эт новый герой, потому что он глубоко психологичен.
Для него любовь и дружба – это не просто слова. Это его идеалы, к которым он стремится всю свою жизнь, но, увы, они для него недосягаемы.
Сочинение на тему Мои любимые страницы россуждение
В отечественной литературе Печорин является одним из самых интересных персонажей. Конфликт его личности не перестает интересовать всех читателей данного произведения и в наши дни.
Самого героя это приводит в поиски своего значения в этом мире.
Лермонтов настолько подробно описать все положительные и отрицательные качества своего героя, что очень сложно определиться, что же к нему испытывает читатель.
Одними из моих любимых страниц романа являются описание смерти Бэлы. Несмотря на то, что в этой главе мы только знакомимся с Печориным и предстает он перед нам не в лучшем свете, именно в этом месте мы видим его человечность, умение переживать, чувство вины за судьбу Бэлы и возможно даже умение любить.
То как он переживал, не отходил от постели раненой возлюбленной говорит нам именно о том, что Печорин имел чувства, ему было больно от смерти Бэлы. Возможно, это не была любовь всей его жизни, в дальнейшем мы узнаем о Вере, но то, что он испытывал нежные чувства к Бэле отрицать невозможно.
Вспомним воспоминания Максим Максимыча о Печорине после смерти Бэлы. Его облик сильно изменился, он исхудал и был нездоров. Сложно поверить, что причиной этому была не смерть Бэлы. Внешне Печорин не показывал грусти о смерти Бэлы, это было не в его привычках, но глаза его были наполнены грустью.
Разве не глаза являются зеркалом души человека?
Я не пытаюсь оправдать Печорина, действительно многие его поступки буквально кричат нам о том, что он приносил боль многим людям просто от скуки. Но иногда со скуки или же от интереса он совершал и хорошие поступки. Вот еще один любимый отрывок из романа, уже из главы «Фаталист».
Одним из положительных поступков можно назвать помощь в аресте казака, убившего Вулича. Пусть порывом его героичного поступка было просто проверить фатализм судьбы, но он смог помочь офицерам. И ведь в фатализме он все-таки убедился, хоть и до конца жизни не нашел свое предназначение.
Самокритика Печорина, которая проходит красной нитью через все произведение, заставляет нас начать уважать Печорина, как минимум за его открытость.
Он и сам называл себя «нравственным калекой», но что-то в его душе заставляло его поступать так, как он поступал. Неимоверно сложно выбрать, как же следует относиться к главному герою этого романа.
Я предпочитаю, думаю, что мне на самом деле жаль Печорина и я соболезную ему. Он прожил свою жизнь без цели и в одиночестве. Он расплатился за свое поведение сполна.
Мои любимые страницы Герой нашего времени
Сейчас читают:
- Сочинение Веселое происшествие 5 класс
Каждое лето я отдыхаю у бабушки в поселке городского типа. Там у меня много друзей, которые тоже приезжают на лето к своим бабушкам. Летние дни у нас проходят очень активно и весело, мы целый день проводим на улице за играми. - Сочинение на тему Любовь к природе
С самого детства нас учат ценить и уважать то, что находится вокруг нас. И это всё не просто так, ведь всё что нас окружает, например воздух, которым мы дышим, трава, по которой мы ходим-это всё природа. Сколько всего прекрасного нас окружает. - Сочинение Птицы – наши друзья 2 класс
Что мы знаем о птицах – это в первую очередь наши друзья. Если взглянуть с другой стороны, они приносят пользу, выходит они – помощники. Благодаря птицам, на огородах намного меньше вредоносных насекомых. - Сочинения по картинам
В разделе собраны сочинения по картинам известных художников - История создания Ревизора Гоголя сочинение
В начале октября 1835 года во время личной встрече Николай Васильевич Гоголь просит своего приятеля А.С Пушкина подсказать ему смешной сюжет о русской действительности, который может лечь в основу комедийного произведения. Существует две версии того, - Сочинение Как стать успешным человеком
Еще с самого раннего детства, нам задают очень важный вопрос, который требует от нас ответа, так как речь идет о том, кем мы хотим стать и где мы желаем работать, так как профессия для человека одна из составляющих его успешной и счастливой жизни.
<\p>
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/moi-lyubimye-stranicy-romana-geroj-nashego-vremeni
Мои любимые страницы в романе «Герой нашего времени»
Роман «Герой нашего времени» одно из самых любимых моих произведений. И, хотя все его страницы особенны по-своему, есть такие, которые особенно впечатляют. Для меня одно из таких мест в романе – это места, описывающие взаимоотношения между Печориным и княжной Мери.
У Лиговских всегда полно народу, большую часть которого составляют представители светской молодежи. И это не случайно. Они, подобно мухам, слетевшимся на мед, собираются вокруг обворожительной Мери. Даже Печорин, привыкший критически относиться ко всему, вынужден признать ее красоту и ум.
Но следует помнить, что Мери, прежде всего аристократка, дитя высшего света, воспитанная в лучших традициях светского общества. Отсюда присущие ей гордость, самолюбие и заносчивость. Она намеренно окружает себя толпой поклонников, хотя и презирает их. В ее обществе это в порядке вещей.
Ее самолюбие уязвлено, когда Печорин не проявляет желания познакомиться со знаменитой семьей.
Первой реакцией Мери было наказать дерзкого офицера, ведь ей тоже не чужды светские интриги. Искушенный судьбой Печорин, который отлично разбирается в человеческой природе, особенно представителей высшего общества, видит ее насквозь.
Он замечает, как некоторые ее поклонники начинают сухо здороваться с ним. Но это только подзадоривает его. Он благодарен судьбе, не дающей ему скучать.
Он, конечно, не считает это подлинной деятельностью, но лучше, чем всякое ее отсутствие, лишь бы была возможность проявить свой ум и волю.
Нет ничего удивительного в том, что юная княжна Мери была вскоре покорена Печориным, ведь контраст между циничным и фальшивым окружением Мери и мужественным и волевым Печориным слишком разительный. Она любит. Любовная пелена мешает ей почувствовать противоречия его души.
Сказывается и юный возраст, отсутствие опыта. Хотя гордость ее и отошла уже на задний план, она и в мыслях не могла допустить, что ее могут отвергнуть. «Я вас не люблю» Печорина действует ошеломляюще и на читателя, не говоря уже о том, каким ударом явилось для Мери.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Но так ли бессердечен наш герой. Нет, конечно. Если бы это было так, то во время последней их встречи, он не испытывал бы сострадания к Мери, увидев ее измученный вид.
По его словам, еще бы минута, и он пал бы к ее ногам, прося прощения. Возможно, не принадлежи она к ненавистному им свету, то все сложилось бы иначе, ведь отвергает-то он порядки, сложившиеся в ее обществе.
Эти порядки ему ненавистны, следовательно, у Мери изначально не было шанса на взаимность.
Лермонтов мастерски передает печальное состояние души княжны, что не может оставить равнодушным ни одного читателя.
Источник: https://sochinyalka.ru/2014/03/moi-ljubimye-stranicy-v-romane-geroj-nashego-vremeni.html
Мои любимые страницы романа «Герой нашего времени» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Вообще-то я не большой поклонник романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», единственная часть, которая мне нравится-это «Бела».
Действие в ней происходит на Кавказе. Штабс-капитан Максим Максимыч, ветеран Кавказской войны, рассказывает попутчику случай, произошедший с ним в этих местах несколько лет назад.
Уже с первых строчек читатель погружается в романтическую атмосферу горного края, знакомится с горными народами, их бытом и обычаями.
Вот как Лермонтов описывает горную природу: «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею.» Когда читаешь эти строки, вспоминаются места на Кавказе, где ты бывал. Мне, например, вспомнилась Абхазия-очень красивый край.
В повести «Бела» Лермонтов противопоставляет двух главных героев-Григория Александровича Печорина и Максима Максимыча. Печорин-молодой офицер, представитель нового поколения дворян. Он умный, волевой, смелый человек. Поначалу у меня вызвали уважение его лихая отвага, склонность к риску, умение добиваться своего.
Читая произведение, я сочувствовал Печорину, когда он добивался расположения черкесской княжны-Белы. Он казался вполне искренним в своей любви к ней. Но в то же самое время Печорин меня отталкивает своим эгоизмом и индивидуализмом, неспособностью любить кого-либо по-настоящему, принося себя в жертву любимому человеку.
Он не задумывается о возможных последствиях своих поступков. Печорин ради собсвенного развлечения играет судьбами людей, не вникая в их традиции, обычаи и нравы. Максим Максимыч мне нравится гораздо больше. Он представитель старого поколения дворянства. На первом месте у него долг службы. Долго прослужив на Кавказе, он хорошо знает психологию горцев.
Он, с одной стороны, прост и бесхитростен, а с другой-человек трезвого ума и неплохо разбирается в людях. Особенно он мне понравился теплотой и искренностью своего сердца, тем, что ценит дружбу и не забывает старых друзей. Запомнилась трогательная сцена встречи штабс-капитана и Печорина через несколько лет после событий, описанных в «Беле».
Максим Максимыч от радости готов был задушить в объятиях старого знакомого, а Печорин лишь холодно подал ему руку. Как же расстроился старый служака!
Жалко, что повесть плохо заканчивается. Смерть Белы омрачает весь конец повести. Если бы девушка была действительно дорога Печорину, он приложил бы все усилия, чтобы сберечь её. После трагической кончины Белы он не долго горевал о ней.
Получается, что он рисковал жизнью совершенно напрасно, порой ради собственного развлечения. Мне трудно понять людей, которые с детства могут позволить себе всё, что хочется и быстро теряют интерес к жизни, поэтому и не ценят её.
Читая это произведение, испытываешь массу самых противоречивых чувств. Восхищение смелостью и удалью Печорина, уважение к свободолюбивому характеру горцев, к их верности своим традициям, а также переживание за судьбу Белы и самые тёплые чувства и симпатии к Максиму Максимычу.
В повести Лермонтов не даёт однозначных оценок своим героям. В ней есть над чем поразмыслить.
Источник: https://resoch.ru/moi-lyubimye-stranicy-romana-geroj-nashego-vremeni-sochinenie/
Мои любимые страницы романа “Герой нашего времени”
С главным действующим лицом, Григорием Печориным, в первую очередь связаны мои любимые страницы романа “Герой нашего времени”: мне нравится следить за тем, как выстраивает он свои отношения с разными людьми, как наблюдает жизнь, как плавно и вместе с тем неожиданно раскрывается его характер, нравится постепенно постигать суть его взглядов на жизнь, его миропонимание.
Лермонтов мастерски описывает Печорина: на страницах произведения перед нами, читателями, живой человек, с поиском своего места в жизни, порой холодный и неприступный, порой ранимый и тонко чувствующий, часто даже жестокий и непредсказуемый – но во всем этом привлекательность его образа для меня.
Характер Печорина на страницах романа “Герой нашего времени” раскрывается, разворачивается постепенно. И если в первых главах характер и мотивы поступков Григория непонятны, своим поведением он настраивает против себя, не видишь ничего привлекательного в образе, то, постепенно живой ум, жажда жизни и действия героя романа завораживают, и хочется, чтобы роман не заканчивался.
Любимый герой романа
Образ Печорина по-настоящему необычен и интересен, именно он – мой любимый герой романа “Герой нашего времени”. Удивительным образом раскрывается характер Григория.
В начале повествования мы, читатели, узнаем о нем и истории с Бэлой от штабс-капитана Максим Максимыча.
“Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!”, – читаем мы, и заинтригованы: что за человек, о котором пойдет речь?
Но то, что и как делает и говорит Печорин, не прибавляет симпатий по отношению к нему. “Дикарка” Бэла насильно оторвана от своей среды, жизнь ее разрушена, Казбич теряет самое дорогое из-за “игры” Печорина, “пропал: верно, пристал к какой-нибудь шайке абреков” Азамат, разрушивший свою семью.
Милый добрый штабс-капитан, всей душой стремящийся повидаться со старым приятелем, ради встречи впервые в жизни нарушивший устав, оскорблен холодностью своего кумира.
Разрушен уклад жизни “честных контрабандистов”, погибает на дуэли Грушницкий, страдает Вера, искренне привязанная к Григорию, полна отчаяния Мери, которую влюбил в себя Печорин
Кажется, рушится все, к чему прикасается – вольно или невольно – этот человек, оставаясь при этом отстраненным и безучастным. Но если следить не за тем, как главный герой идет по судьбам людей, а прислушаться к нему самому, к тому, что в действительности стоит за его холодностью и равнодушием, проанализировать оттенки его поведения – то картина предстает совсем иная.
“Если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение”, – произносит он в ответ на упреки Максим Максимыча.
“Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня”.
Слова эти идут вразрез с тем, что мы уже знаем о Григории, с тем мнением, которое сложилось о нем, и заставляют задуматься: может быть, слишком поверхностно мы судим о главном герое?
Журнал Печорина – любимые страницы
Мои любимые страницы “герой нашего времени” рассказывает сам – в своем журнале. Теперь перед нами Печорин изнутри, – и он таков, каков есть.
Разве можно было, например, ожидать от Печорина, которого мы, читатели, знаем, запись в журнале о запахе цветов и чудесном виде из окна? В душе Григория обитает романтик, он все время в поисках бурной деятельности, красоты жизни, настоящей любви, но всего этого не находит.
Мечтает о дружеском участии – и никому не доверяет, ни с кем не сближается, встречает в жизни единственную женщину, Веру, которую не смог бы обмануть никогда, и осознает, что всегда “любил для себя, для собственного удовольствия”.
У Григория – сильный характер, мы наблюдаем, как Азамат, затем Максим Максимыч, Бэла поддаются его влиянию, Вера любит его, и даже мы, читатели, смотрим например, на Грушницкого глазами автора журнала.
Печорин часто совершает поступки, не раздумывая и навлекая на людей несчастия и перемены в жизни, он не умеет не вмешиваться в чужую жизнь. Но Григорий слишком индивидуалист, чтобы задумываться о других, в первую очередь его интересует он сам, мотивы поступков, предназначение, задачи в жизни.
На себя смотрит он объективно и горько:”верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни”.
Печорина не с кем сравнивать. Даже фатализм его не похож на общепринятый. “Не покорюсь!” – кричал казак, вызвав решение Печорина испытать судьбу. И, хотя главный герой спасает людей и рискует жизнью, в первую очередь, делает это ради себя самого, бросив вызов предопределению судьбы. “Не покорюсь” – такова истина фатализма Печорина, и она придает ему сил, не делая рабом обстоятельств.
Вслед за своим любимым героем повторю: “Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно”. Герой времени, в которое жил и творил Лермонтов, и не мог быть другим.
Кто они, “герои нашего времени”?
Печорин, как и другие литературные герои, которых принято называть “лишними людьми”, – Онегин, Чацкий, Рудин, – воспринимаются не только как отклик писателей 19 века на атмосферу времени, не только как объяснение современникам их самих, но и как возможность заглянуть в собственный внутренний мир, задуматься над вечными вопросами любви и дружбы, долга и чести, человеческих взаимоотношений, и это – мое отношение к “героям нашего времени”. Ни один из них не оставил равнодушным внимательного, вдумчивого читателя, в какое бы время тот ни жил, – они всегда современны. Вот и страницы романа “Герой нашего времени”, которые рассказывают “историю души человеческой”, становятся любимыми у новых и новых поколений, знакомящихся с замечательным произведением.
Данная публикация рекомендована к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему “Мои любимые страницы романа “Герой нашего времени”.
Источник: https://home-task.com/moi-lyubimye-stranicy-romana-geroj-nashego-vremeni/
Страницы романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», которые особо пришлись по вкусу
Сочинения › Лермонтов М.Ю. › Герой нашего времени
Готовые Домашние Задания
Роман «Герой нашего времени» является одним из зрелых и признанных произведений М.Ю. Лермонтова. В предисловии к книге поэт пишет, что его герой – это портрет, но не одного человека, а «портрет, составленный из пороков нашего поколения в полном из развитий».
Печорина можно считать достойным продолжением пушкинского Онегина. В произведении Лермонтов снова поднял проблему так называемого «лишнего человека».
Печорин – молодой человек из аристократической среды. Он активно вмешивается в окружающую его жизнь. С первых страниц романа перед нами возникает образ, который представляет собой «слепок» пороков и, с другой стороны, положительных черт.
С самого начала произведения мы уже не понимаем мотивов поступков героя, нас удивляет необычная эксцентричная натура молодого человека. Трагизм героя заключается в том, что он не видит причин своей душевной неполноценности и обвиняет мир, людей и время в свое духовном рабстве.
Моя самая любимая глава в романе – «Бэла». Дело в том, что она объединила в себе черты путевого очерка (пушкинское «Путешествие в Азрум») и романтической новеллы о любви европейца к «дикарке».
«Бэла» была напечатана в «Отечественных записках» с подзаголовком «Из записок офицера на Кавказе». В.Г.
Белинский писал об этой повести: «Простота и безыскусственность этого рассказа – невыразимы, и каждое слово в нем так на своем месте, так богато значением.
Вот такие рассказы о Кавказе, о диких горцах и отношениях к ним наших войск мы готовы читать, потому что такие рассказы знакомят с предметом, а не клевещут на него…»
В повести «Бэла» Печорин предстает перед читателем безжалостным и черствым человеком. Он похищает молодую девушку, не задумываясь о том, что вырывает ее из родного, дома.
Бэла долго не могла смириться с новой ролью: «Сидит в углу, закутавшись в одеяло. Не видит и не смотрит: пуглива, как дикая серна». Печорин, чтобы овладеть ее сердцем, каждый день дарил ей что-нибудь. Первые дни девушка гордо отталкивала подарки, но, «мало-помалу она научилась на него смотреть, сначала исподлобья, искоса, и все грустила, напевала свои песни вполголоса».
Наконец Печорин решился на последнюю уловку: он предложил Бэле вернуться в отчий дом, но «она вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею». Увы, любовь главного героя была недолгой, уже через некоторое время он охладел к черкешенке.
Таков Печорин – его чувства слишком поверхностны и недолговечны. Да и сам он сознается в этом: «У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение, только дело в том, что это так».
Страдания и радости других Печорин воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Ради капризной прихоти, без долгих раздумий, он вырывает Бэлу из родной почвы и губит.
«Когда я увидал Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой», – говорит он Максиму Максимычу в разговоре. На мой взгляд, очень жестокие, холодные и слишком равнодушные слова.
Печорин эгоцентричен по отношению ко всему миру. Его чувства противоречивы и поверхностны.
Иногда я думаю, закономерна ли смерть Бэлы? Скорее всего, да, ибо это было для нее единственным выходом. Будь она жива, Печорин причинил бы ей еще много горя. Эта девушка слишком искренна и по-детски наивна, ее душа не вынесла бы новых разочарований.
Для Печорина нет счастья в любви, в привязанностях, в искренности. «Насыщенная гордость» – вот его единственное стремление. Печорин дорожит только своей свободой, а до других людей ему, в принципе, нет никакого дела. Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой», «его душа испорчена светом».
«Герой нашего времени» поднимет проблему крайнего индивидуализма и эгоизма. Печорин смел, он обладает огромной выдержкой и силой воли.
Когда ему становится скучно с Бэлой, он один, почти без оружия, уезжает на охоту, в горы, где на каждом шагу его подстерегает опасность. Он не боится ни горцев, ни Казбича, который желает ему отомстить. Натура Печорина очень глубокая, восприимчивая и впечатлительная.
Он с резкой критикой относится к себе, анализируя свои поступки. И часто страдает не меньше тех, кого он сам делает несчастным.
Сочинения по теме:
- Главный философский замысел романа «Герой нашего времени» сочинение
- Описание главных психологических, нравственных и художественных особенностей романа сочинение
- Психологическая линия романа М.Ю.Лермонтова сочинение
- Психологизм как главная составляющая в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» сочинение
Источник: https://1soch.ru/lermontov-mu/geroy-nashego-vremeni/stranicy-romana-m-u-lermontova-geroy-nashego
Мои любимые страницы романа «Герой нашего времени» — сочинения для 9 класса
- Любимый герой романа
- Журнал Печорина – любимые страницы
- Кто они, «герои нашего времени»?
С главным действующим лицом, Григорием Печориным, в первую очередь связаны мои любимые страницы романа «Герой нашего времени»: мне нравится следить за тем, как выстраивает он свои отношения с разными людьми, как наблюдает жизнь, как плавно и вместе с тем неожиданно раскрывается его характер, нравится постепенно постигать суть его взглядов на жизнь, его миропонимание.
Лермонтов мастерски описывает Печорина: на страницах произведения перед нами, читателями, живой человек, с поиском своего места в жизни, порой холодный и неприступный, порой ранимый и тонко чувствующий, часто даже жестокий и непредсказуемый – но во всем этом привлекательность его образа для меня.
<\p>
Характер Печорина на страницах романа «Герой нашего времени» раскрывается, разворачивается постепенно.
И если в первых главах характер и мотивы поступков Григория непонятны, своим поведением он настраивает против себя, не видишь ничего привлекательного в образе, то, постепенно живой ум, жажда жизни и действия героя романа завораживают, и хочется, чтобы роман не заканчивался.
Любимый герой романа
Образ Печорина по-настоящему необычен и интересен, именно он – мой любимый герой романа «Герой нашего времени». Удивительным образом раскрывается характер Григория.
В начале повествования мы, читатели, узнаем о нем и истории с Бэлой от штабс-капитана Максим Максимыча.
«Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!», – читаем мы, и заинтригованы: что за человек, о котором пойдет речь?<\p>
Но то, что и как делает и говорит Печорин, не прибавляет симпатий по отношению к нему.
«Дикарка» Бэла насильно оторвана от своей среды, жизнь ее разрушена, Казбич теряет самое дорогое из-за «игры» Печорина, «пропал: верно, пристал к какой-нибудь шайке абреков» Азамат, разрушивший свою семью.
Милый добрый штабс-капитан, всей душой стремящийся повидаться со старым приятелем, ради встречи впервые в жизни нарушивший устав, оскорблен холодностью своего кумира. Разрушен уклад жизни «честных контрабандистов», погибает на дуэли Грушницкий, страдает Вера, искренне привязанная к Григорию, полна отчаяния Мери, которую влюбил в себя Печорин
Кажется, рушится все, к чему прикасается – вольно или невольно – этот человек, оставаясь при этом отстраненным и безучастным.
Но если следить не за тем, как главный герой идет по судьбам людей, а прислушаться к нему самому, к тому, что в действительности стоит за его холодностью и равнодушием, проанализировать оттенки его поведения – то картина предстает совсем иная.
<\p>
«Если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение», – произносит он в ответ на упреки Максим Максимыча.
«Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня».
Слова эти идут вразрез с тем, что мы уже знаем о Григории, с тем мнением, которое сложилось о нем, и заставляют задуматься: может быть, слишком поверхностно мы судим о главном герое?
Журнал Печорина – любимые страницы
Мои любимые страницы «герой нашего времени» рассказывает сам – в своем журнале. Теперь перед нами Печорин изнутри, – и он таков, каков есть.
Разве можно было, например, ожидать от Печорина, которого мы, читатели, знаем, запись в журнале о запахе цветов и чудесном виде из окна? В душе Григория обитает романтик, он все время в поисках бурной деятельности, красоты жизни, настоящей любви, но всего этого не находит.
Мечтает о дружеском участии – и никому не доверяет, ни с кем не сближается, встречает в жизни единственную женщину, Веру, которую не смог бы обмануть никогда, и осознает, что всегда «любил для себя, для собственного удовольствия».
<\p>
У Григория – сильный характер, мы наблюдаем, как Азамат, затем Максим Максимыч, Бэла поддаются его влиянию, Вера любит его, и даже мы, читатели, смотрим например, на Грушницкого глазами автора журнала.<\p>
Печорин часто совершает поступки, не раздумывая и навлекая на людей несчастия и перемены в жизни, он не умеет не вмешиваться в чужую жизнь.
Но Григорий слишком индивидуалист, чтобы задумываться о других, в первую очередь его интересует он сам, мотивы поступков, предназначение, задачи в жизни. На себя смотрит он объективно и горько:«верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший свет жизни».
Печорина не с кем сравнивать. Даже фатализм его не похож на общепринятый. «Не покорюсь!» – кричал казак, вызвав решение Печорина испытать судьбу. И, хотя главный герой спасает людей и рискует жизнью, в первую очередь, делает это ради себя самого, бросив вызов предопределению судьбы. «Не покорюсь» – такова истина фатализма Печорина, и она придает ему сил, не делая рабом обстоятельств.
Вслед за своим любимым героем повторю: «Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно». Герой времени, в которое жил и творил Лермонтов, и не мог быть другим.<\p>
Кто они, «герои нашего времени»?
Печорин, как и другие литературные герои, которых принято называть «лишними людьми», – Онегин, Чацкий, Рудин, – воспринимаются не только как отклик писателей 19 века на атмосферу времени, не только как объяснение современникам их самих, но и как возможность заглянуть в собственный внутренний мир, задуматься над вечными вопросами любви и дружбы, долга и чести, человеческих взаимоотношений, и это – мое отношение к «героям нашего времени». Ни один из них не оставил равнодушным внимательного, вдумчивого читателя, в какое бы время тот ни жил, – они всегда современны. Вот и страницы романа «Герой нашего времени», которые рассказывают «историю души человеческой», становятся любимыми у новых и новых поколений, знакомящихся с замечательным произведением.
Данная публикация рекомендована к прочтению учащимся 9 классов перед написанием сочинения на тему «Мои любимые страницы романа «Герой нашего времени»».
Сочинение по теме Мои любимые страницы романа «Герой нашего времени» | источник
Герой нашего времени М.Ю. Лермонтов
Источник: https://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/moi-lyubimye-stranicy-romana-geroj-nashego-vremeni-sochineniya-dlya-9-klassa.html
Сочинение на тему: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова: любимые страницы
Категория: Герой нашего времени – сочинения <\p> Actionteaser.ru – тизерная реклама
Роман «Герой нашего времени» является одним из зрелых и признанных произведений М.Ю. Лермонтова. В предисловии к книге поэт пишет, что его герой – это портрет, но не одного человека, а «портрет, составленный из пороков нашего поколения в полном из развитий».
Печорина можно считать достойным продолжением пушкинского Онегина. В произведении Лермонтов снова поднял проблему так называемого «лишнего человека». Печорин – молодой человек из аристократической среды. Он активно вмешивается в окружающую его жизнь. С первых страниц романа перед нами возникает образ, который представляет собой «слепок» пороков и, с другой стороны, положительных черт.
С самого начала произведения мы уже не понимаем мотивов поступков героя, нас удивляет необычная эксцентричная натура молодого человека. Трагизм героя заключается в том, что он не видит причин своей душевной неполноценности и обвиняет мир, людей и время в свое духовном рабстве. Моя самая любимая глава в романе – «Бэла».
Дело в том, что она объединила в себе черты путевого очерка (пушкинское «Путешествие в Азрум») и романтической новеллы о любви европейца к «дикарке». «Бэла» была напечатана в «Отечественных записках» с подзаголовком «Из записок офицера на Кавказе». В.Г.
Белинский писал об этой повести: «Простота и безыскусственность этого рассказа – невыразимы, и каждое слово в нем так на своем месте, так богато значением.
Вот такие рассказы о Кавказе, о диких горцах и отношениях к ним наших войск мы готовы читать, потому что такие рассказы знакомят с предметом, а не клевещут на него…» В повести «Бэла» Печорин предстает перед читателем безжалостным и черствым человеком. Он похищает молодую девушку, не задумываясь о том, что вырывает ее из родного, дома.
Бэла долго не могла смириться с новой ролью: «Сидит в углу, закутавшись в одеяло. Не видит и не смотрит: пуглива, как дикая серна». Печорин, чтобы овладеть ее сердцем, каждый день дарил ей что-нибудь. Первые дни девушка гордо отталкивала подарки, но, «мало-помалу она научилась на него смотреть, сначала исподлобья, искоса, и все грустила, напевала свои песни вполголоса».
Наконец Печорин решился на последнюю уловку: он предложил Бэле вернуться в отчий дом, но «она вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею». Увы, любовь главного героя была недолгой, уже через некоторое время он охладел к черкешенке. Таков Печорин – его чувства слишком поверхностны и недолговечны.
Да и сам он сознается в этом: «У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение, только дело в том, что это так».
Страдания и радости других Печорин воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Ради капризной прихоти, без долгих раздумий, он вырывает Бэлу из родной почвы и губит.
«Когда я увидал Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою… Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой», – говорит он Максиму Максимычу в разговоре.
На мой взгляд, очень жестокие, холодные и слишком равнодушные слова. Печорин эгоцентричен по отношению ко всему миру. Его чувства противоречивы и поверхностны. Иногда я думаю, закономерна ли смерть Бэлы? Скорее всего, да, ибо это было для нее единственным выходом. Будь она жива, Печорин причинил бы ей еще много горя.
Эта девушка слишком искренна и по-детски наивна, ее душа не вынесла бы новых разочарований. Для Печорина нет счастья в любви, в привязанностях, в искренности. «Насыщенная гордость» – вот его единственное стремление. Печорин дорожит только своей свободой, а до других людей ему, в принципе, нет никакого дела.
Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность, он «сделался нравственным калекой», «его душа испорчена светом».
«Герой нашего времени» поднимет проблему крайнего индивидуализма и эгоизма. Печорин смел, он обладает огромной выдержкой и силой воли. Когда ему становится скучно с Бэлой, он один, почти без оружия, уезжает на охоту, в горы, где на каждом шагу его подстерегает опасность. Он не боится ни горцев, ни Казбича, который желает ему отомстить. Натура Печорина очень глубокая, восприимчивая и впечатлительная. Он с резкой критикой относится к себе, анализируя свои поступки. И часто страдает не меньше тех, кого он сам делает несчастным.<\p>
В день Борисова венчания на престол бояре исчисляют плоды его правления: и пресеченный мор, и завершенные войны, и урожаи. Они дивятся, как долго пришлось уговаривать Годунова принять власть, и лишь угроза отлучения от церкви его к тому принудила. Борис возвращается из собора, собираясь принимать послов. Воейков сообщает о победе над сибирским ханом. Английский посол предлагает невесту царевичу Федору; папский нунций — соглашение о соединении церквей; австрийский, литовский, шведский, флорентийс
У каждого человека есть место и обстоятельства, в которых он чувствует себя “как король”. Он защищен, свободен, доволен, самодостаточен. У гончаровского Обломова такой королевский трон — диван.
Это не просто предмет мебели, не место отдыха и на после трудов праведных. Это священное место, на котором сбываются все желания, выстраивается фантастический мир, в котором Обломов не правит — для этого ведь усилия прилагать нужно, — он принимает .
как должное покой, довольство, сытость. Обломов — это как
Тоталітарний режим, сталінщина, радянська імперія. Для молодого покоління ці слова вже належать до архаїзмів, історичного минулого.
Декому ж не дають спокою страхітливі спогади, а ще інші — жалкують за тією системою, бо вона будувала комунізм «для окремо взятих осіб», серед яких були й вони, а для мільйонів — те, що закінчувалося на «лаг». Бамлаг, Сєвлаг, Дальлаг і в цілому — ГУЛАГ. Пригадаймо майстерно зображений у романі І.
Багряного «Тигролови» «Світ на колесах» та пасажирів комфортабельного<\p>
Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас. С. Есенин Нежную, яркую и напевную лирику С. А. Есенина невозможно представить без темы любви.
В разные периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное, возвышенное и в то же время горькое чувство. Его любовная лирика полна драматизма: от первого юношеского чувства к сложным душевным переживаниям. Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: «Нет!» Далекие,
А. Н. ОстровскийДоходное местоДействие комедии происходит в Москве, в первые годы царствования Александра II.
Старый важный чиновник Аристарх Владимирович Вышневский, выходящий в большую «богато меблированную залу» вместе со своей молодой женой Анной Павловной (оба в утреннем неглиже) из её комнат, упрекает её в холодности, жалуется, что ничем не может преодолеть её равнодушие. Вышневский уходит в кабинет, а Вышневской мальчик приносит письмо, которое оказывается любовным посланием от немолодого
Хомяков Алексей Степанович (1804 – 1860), поэт, публицист, религиозный философ. Родился 1 мая (13 н.с.) в Москве в старинной дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование.
В 17 лет сдал экзамен на степень кандидата математических наук при Московском университете. В том же году начал печататься (перевод сочинения Тацита).
Проявляет большой интерес к философии (тяготеет к немецкому идеализму) и литературному творчеству: пишет стихи, работает над исторической поэмой “Вадим”, переводит а
«Мертвые души» – главное произведение Н.В.Гоголя по глубине художественных открытий и обобщений. В первом томе показана, по меткому определению автора, вся Русь «с одного боку».
Гоголь, используя свой жанр путешествия, рисует множество разнообразных социально-сатирических картин. Среди персонажей этой поэмы Чичиков занимает особое место.
Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой – не тол
Работу над «Мертвыми душами» Гоголь начал еще в 1835 году по совету Пушкина и на сюжет, подсказанный им.
Сам писатель неоднократно подчеркивал грандиозность и широту своего замысла: «…какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!» сообщал он Жуковскому в 1836 году.
В «Мертвых душах» Гоголь поставил самые острые и больные вопросы современной жизни. Он показал разложение крепостного строя, историческую обреченность его представителей. Вместе с тем Гог
Храмы всегда были символом духовной жизни человека. Они поднимали человека от земли к небу, обращали его душу к Богу. Создавая храмы, люди выбирали для них самые лучшие места под солнцем, самые светлые и высокие.
Издревле на них не жалели ни времени, ни сил, ни денег. Они были главным в жизни людей и города. Первые храмы на Слобожанщине сооружали переселенцы из Приднепровья и Правобережья одновременно с созданием первых поселений.
В 1657 году в Харькове была построена первая деревянная церковь Ус
Боязнь ревизии и ревизоров жила в чиновниках постоянно. Страх этот заставлял принимать за ревизора всякого не совсем обычного путешественника, попавшего в тот или иной город. Так, например, композитор М. И.
Глинка рассказывает, как его однажды тоже приняли за ревизора. Об этом он писал Н. В.
Кукольнику 19 июня 1838 года: «О подробностях путешествия сообщу изустно, при свидании, вообще оно скучно и трудно, но встречалось кое-что смешное и забавное, и нередко приводило па память Гоголя. В Переясла
Сейчас смотрят:{module Лермонтов:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>
Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/lermontov-m-yu/geroj-nashego-vremeni/9256-sochinenie-na-temu-geroj-nashego-vremeni-m-yu-lermontova-lyubimye-stranitsy.html
Помогите, нужно сочинение на тему: мои любимые страницы романа герои нашего времени . Не с интернета!
Лично мне очень понравилась, лишь единственная часть это Бела. Действие происходит на Кавказе. Штабс-капитан Максим Максимыч рассказывает попутчику интересную историю, произошедшую с ним в этих местах. В этой повести, Лермонтов сопоставляет двух главных героев-Печорина и Максим Максимыча. Печорин офицер, молодой представитель нового поколения дворян.
Он умный, волевой, смелый человек. Поначалу у меня вызывали уважение его лихая отвага, склонность к риску, умение добиваться своего.
Читая это произведение, я сочувствовала Печорину, когда он добивался рассположения черкесской-княжны Белы. Он казался вполне искреннем в своей любви к Белы.
Но в то же время, Печорин отталкивает себя своим эгоизмом и через чур своей индивидуальностью, не способность любить кого-то действительно по-настоящему.
, принося себя жертву любимому человеку. Он не задумываетсЯ о последствиях своих поступков. И ради своего развлечения играет судьбами людей, не вникая в их традиции и нравы. так произошло и с Белой, которая принесла себя в жертву ради любимого человека.
Маким Максимыч мне нравится больше. Он и по характеру отличается от Печорина, тем что он добрый, простой и отзывчивый человек. Он любил, Белу, но любил, как родную дочь. Ему очень не понравился поступок Печорина, то как он поступил с бедной Белой. Максим Максимыч представитель старого поколения дворянства.
На первом месте у него служба, но служба людям. Он долго служил на кавказе, он знает все обычаи и традиции горцев. С одной стороны, он прост и бесхитростен,, а с другой-человек трезвого ума, хорошо разбирается в людях.
Особенно он мне понравился теплотой своего сердца, он ценит настоящую дружбу и никогда не забывает старых друзей. Запомнилась трогательная встреча Печорина Максим максимыча после описанных событий в главе Бела.
Максим Максимыч был готов задушить своего друга в объятиях, а тот лиш холодно протянул руку. Как же растроился тогда бедный штабс капитан. Плохо, что эта повесть заканчивается смертью Белы. Если бы она действительно была дорога Печорина, он бы сделал все, чтобы сберечь девушку.
Читая это произведение, испытываешь массу противоречивых чувств. Восхищение смелостью и удалью Печорина, уважение к свободжолюбивому характеру горцев, к их верности к своим традициям, а так же переживание за судьбу Белы и самые теплые чувства и симпатие к Максим Максимычу.
Источник: https://school-essays.info/pomogite-nuzhno-sochinenie-na-temu-moi-lyubimye-stranicy-romana-geroi-nashego-vremeni-ne-s-interneta/
Мои любимые страницы романа герой нашего времени фаталист
Мои любимые страницы романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» связаны с повестью «Княжна Мери». Здесь мы видим, что Григорий Александрович способен на благородные поступки.
В этой повести Печорин активно взаимодействует со своим пародийным двойником – офицером Грушницким.
Почти сразу же разгадав этого человека, Григорий Александрович начинает играть с ним, манипулируя его слабостями.
Всем своим существом Грушницкий стремится произвести впечатление: «… он из тех людей, которые … которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Грушницкий напоминает Печорину героя романтических трагедий.
Этот персонаж бывает «довольно мил и забавен» лишь в те редкие минуты, когда он «сбрасывает трагическую мантию». Соответственно, Грушницкий стремится поддержать свой образ в обществе. Его кодекс чести – это кодекс общественных правил. Герой дорожит своим «добрым именем» в высшем свете, поэтому он стремится соблюдать все правила.
Но такое поведение показное, оно идет не от души и не от убеждений, а от желания нравиться себе и окружающим.
Характеры Печорина и Грушницкого, их моральные принципы раскрываются в повести и, прежде всего, в отношениях друг с другом. Грушницкий ненавидит и завидует Печорину, потому что оказывается отвергнутым поклонником: княжна Мери выбирает не его, а Печорина.
В такой ситуации – «третий лишний» – настоящий мужчина должен отойти в сторону, а не злиться на более удачливого соперника. Но Грушницкий – не тот, с кем можно достойно бороться.
Он, впрочем, как и Печорин, способен на все, лишь бы утешить свое уязвленное самолюбие: Грушницкий клевещет на свою «возлюбленную», лишь бы отомстить Печорину и княжне Мери, Печорин же затевает свой «роман» с Мери, только чтобы досадить юнкеру.
В итоге соперничества Печорин вызывает Грушницкого на дуэль. Этот эпизод является кульминацией повести. Именно в нем обнажаются характеры героев, в том числе, и их представления о чести.
Трусливый Грушницкий согласился на дуэль только из-за уговоров своих друзей. Он со своей компанией стремится обернуть дело так, чтобы ему, в любом случае, ничего не грозило: секундант Грушницкого заряжает только один пистолет.
По замыслу юнкера, Печорин должен был либо опозориться, либо погибнуть.
Главный герой случайно узнает о заговоре. Он идет на дуэль полный решимости разоблачить Грушницкого.
За все время дуэли в юнкере лишь однажды просыпается совесть: в тот момент, когда Печорин просит перезарядить свой пистолет. Разгневанный же Печорин хочет добиться от Грушницкого либо покаяния, либо смерти. Поэтому он переносит дуэль на маленькую площадку перед пропастью, где любой выстрел должен стать смертельным.
Печорин немного жалеет своего соперника, который попал во всю эту историю из-за своей слабовольности. Главный герой до последнего момента дает своему сопернику шанс одуматься.
Позволив Грушницкому стрелять первому, герой готов к практически неминуемой смерти, но тот промахнулся. Печорин понимает, что он убьет Грушницкого, поэтому дает ему возможность извиниться.
Но Грушницкий находится в таком отчаянии, что сам просит Григория Александровича стрелять, ибо иначе он зарежет его ночью из-за угла. И Печорин стреляет.
Главный герой романа – жертва социальной среды, он неудовлетворен современной моралью, не верит в дружбу и любовь. При этом он стремится сам решать свою судьбу и отвечать за свое поведение, поэтому понятие чести у него сугубо субъективное.
Оно подчинено у Печорина его желаниям и страстям. Грушницкий же полностью искусствен и неестественен. Этот человек – пустышка, у него нет никаких нравственных принципов и представлений, он лишь играет в них.
Но его мелкая и злобная натура берет верх, за это Грушницкий и платит своей жизнью.
В этих эпизодах романа затрагиваются вопросы чести, благородства, достоинства, которые важны для любого человека.
Кроме того, здесь во многом раскрывается и оттеняется сложная, противоречивая, очень интересная натура главного героя – Печорина, затрагиваются темы любви, счастья, ненависти, умения любить и делать счастливым другого человека. Именно поэтому мне так запомнились эти страницы романа Лермонтова «Герой нашего времени».
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Мои любимые страницы романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Смотрите также по произведению “Герой нашего времени”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
М.Ю.Лермонтов начал работать над романом в 1838 году, основываясь на кавказских впечатлениях. В 1840 году роман увидел свет и сразу же привлек внимание и читателей, и литераторов. Они с восхищением и недоумением останавливались перед этим чудом русского слова.
Более всего поражает в романе бесконечное богатство поэтической формы, столь совершенной и столь многообразной в своем стиле и жанрах.
Будучи социально-психологическим романом как целое, «Герой нашего времени» — это и лирический дневник (в «Княжне Мери»), и философская повесть («Фаталист»), и изумительный по естественной непринужденности рисунка «приключенческий рассказ» («Тамань»), и путевой очерк (начало «Бэлы» и «Максим Максимыч»), и романтическая поэма («Бэла»).
Роман Лермонтова был огромным идейным вкладом в русскую литературу. Он обличал время, рассказывал о его пустоте и ничтожности. Если люди, подобные Печорину, — сильные волевые характеры, умные, импульсивные, с жадными устремлениями в жизни, — если их жизнь пуста и ничтожна, то что можно сказать о времени? Лермонтов правдивым рассказом о герое осудил время.
Задача Лермонтова — углубленный психологический анализ современного человека, сделанный на основе проблем личной и общественной морали. Отсюда — построение романа не по принципу хронологической последовательности, а по принципу постепенного ознакомления читателя с умственным и душевным миром героя: от рассказа Максима Максимыча о Печорине — к его «журналу» (то есть дневнику).
Сопоставляя «Героя нашего времени» с «Евгением Онегиным» А.С.Пушкина, Белинский указывал и на сходство героев, и на их различие: Печорин — «это Онегин нашего времени, герой нашего времени; несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою».
Разница, однако, существенна: «Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях.
В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою.
Он сделал из себя самый любопытный предмет своих наблюдений и, стараясь быть как можно искреннее в своей исповеди, не только откровенно признается в своих истинных недостатках, но еще и выдумывает небывалые или ложно истолковывает самые естественные свои движения». Все это было совершенно новым в русской литературе.
В отношении стиля «Герой нашего времени» резко отличается от прежней прозы Лермонтова. Проза Лермонтова насыщена иронией и изобилует философскими афоризмами и размышлениями. Отказавшись от юношеской романтической манеры, Лермонтов не отказался от своего мировоззрения и от основ своего художественного метода, а развил и углубил их.
Реакционная критика напала на «Героя нашего времени» как на политический роман, будто бы содержащий клевету на русского человека. На эти отзывы Лермонтов ответил особым предисловием, которое появилось при втором издании романа (1841 г.).
Лермонтов возражает здесь и против отождествления Печорина с личностью автора, и против упреков в том, что Печорин — явление выдуманное, не существующее в русской жизни, и против других мнений критики. Начало предисловия содержит очень.
важные указания на то, что публика не поняла общественной «иронии», заложенной в романе и подчеркнутой в заглавии. Лермонтов жалуется на «несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов».
Это явный намек на то, что в романе есть второй, не высказанный автором прямо смысл — общественная трагедия, трагедия целого поколения, обреченного на бездействие.
Трагическая биография Печорина есть плод общественного зла, а не личных его недостатков. Отсюда — глубокая ирония, пронизывающая весь роман (начиная с заглавия) и обращенная не к личности Печорина, а к обществу, к «поколению», к «нашему времени».
Лермонтов ясно намекает на это в конце предисловия к «Журналу Печорина»: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? — Мой ответ — заглавие этой книги. — «Да это злая ирония!» — скажут они. — Не знаю».
Это замечательное «не знаю» — вовсе не отказ, а намек на то, что дело идет не просто о личном «характере» героя, а о гораздо более важном, сложном и злободневном вопросе.
В романе последовательно анализируются представления Печорина о любви, дружбе, общественных связях — то, что всегда считалось мерилом ценности личности.
Печорин как бы испытывает себя в разных ситуациях: любви «естественной» («Бэла»), «романтической» («Тамань»), «светской» («Княжна Мери»), в дружбе «патриархального» типа («Бэла», «Максим Максимыч»), дружбе сверстников одного социального круга, дружбе интеллектуальной (с Грушницким, доктором Вернером в «Княжне Мери»). Во всех случаях характер современного человека ставит границы осуществлению идеала, и причина этого не в «порочности» Печорина, а в самом обществе, которое обрекает своих членов на трагическое взаимное непонимание. Автор не судит своего героя и тем более не разоблачает его, а анализирует. Судит себя сам Печорин, сознающий, что находится во власти неких общих законов, за пределы которых не может вырваться.
Мир героев романа представляет собой целую систему образов, в центре которой находится Печорин. Его личность вырисовывается из суммы отношений, в которые он вступает с окружающими.
Один из центральных конфликтов — между Печориным и Грушницким — гораздо глубже, чем противопоставление истинного и ложного, оригинала и пародии. Логикой событий Грушницкий оказывается жертвой, а Печорин — убийцей товарища.
Грушницкий — часть социального мира, в судьбе которого Печорин сыграл фатальную роль.
В бессонную ночь накануне дуэли с Грушницким герой романа как бы подводит итоги прожитой жизни. «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился.
А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные.
Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благодарных стремлений — лучший цвет жизни».
Горестные и трудные признания! То, что мы узнаем о Печорине из его дневника, из рассказов других действующих лиц, вызывает к нему двойственное чувство. Мы не можем не осуждать Печорина за его отношение к Бэле, к княжне Мери, к Вере, к доброму Максиму Максимычу.
Но мы не можем ему не сочувствовать, когда он едко высмеивает аристократическое «водное общество», разбивает козни Грушницкого и его приятелей. Мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен.
Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви, к дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки.
Он глубоко несимпатичен нам «жалкостью действий», пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.
Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.
» Каковы причины этой раздвоенности? «Моя беспросветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни.
» — признается Печорин. Он научился быть скрытным, стал злопамятным, желчным, завистливым, честолюбивым, сделался, по его словам, нравственным калекой.
Фигура Грушницкого выделяется среди «московских франтов» и модных «блестящих адъютантов» пятигорского общества. Он — прямой антипод Печорина. Грушницкий играет в разочарование, его поступками движет мелочное самолюбие. Он принадлежит к людям, страсть которых состоит в том, чтобы позировать и декламировать, не понимая и не чувствуя истинно прекрасного в жизни.
К Грушницкому благоволили «семейства степных помещиков», дочери которых приехали на воды ловить женихов. А он, поставив себе целью «сделаться героем романа», пытается завоевать сердце московской княжны Мери.
Ее мать — княгиня Литовская — гордится умом и знаниями своей Мери, «которая читала Байрона по-английски и знает алгебру».
Княгиня гордится тем, что Мери «невинна как голубь», но она ничем не может помочь дочери, когда та оказалась перед трудным решением.
Не менее поэтичен и образ Бэлы. Безоглядная любовь к Печорину соединяется в ней с чувством собственного достоинства. «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? — говорит Бэла Максиму Максимы-чу, отерев слезы и гордо подняв голову. — А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его — я княжеская дочь. »
Страстность, смелость и гордость сливаются в ее характере с трогательной женственностью.
Печальна история и Веры — единственной женщины, которую Печорин любил глубоко и сильно. Его любовь принесла Вере много страданий и горя. В прощальном письме к Печорину, изумительном по глубине мысли и силе чувств, Вера так говорит о его любви: «. ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна».
Из всех близких к Печорину лиц глубже других понимает его доктор Вернер — человек умный и проницательный, насмешливый и тонкий собеседник. Вернер иронически посмеивается над богатыми господами, приехавшими лечиться на воды. И он же, по словам Печорина, плакал над умирающим солдатом.
Образ доктора Вернера нарисован Лермонтовым с явной симпатией. С еще большей симпатией рисует автор простого армейского офицера штабс-капитана Максима Максимыча. Честнейший и добродушный человек, Максим Максимыч огрубел и отяжелел, прослужив всю жизнь на передовой кавказской линии. «Это тип чисто русский», — говорил о нем Белинский.
С искренней грустью рассказывает Максим Максимыч о Бэле, которую он полюбил как родную дочь. Горькой обидой переполнилось его сердце, когда он наконец снова встретился с Печориным, а тот с холодностью и безразличием протянул ему руку. Они сухо и навсегда расстались.
Картины природы, пейзажи в романе Лермонтова пленяют своей живописностью, и вместе с тем они совершенно свободны от внешней декоративности.
Лермонтовские пейзажи отличаются точностью, строгостью, ясностью и впечатляющей образностью языка и стиля. Они возникают в романе и как описание того, что видят путешественники, и как яркий фон, на котором развертывается действие.
Но есть у лермонтовских пейзажей и другая важная особенность: они неразрывно связаны с переживаниями героев, выражают их чувства и настроения, проникнуты глубоким лиризмом.
Отсюда и рождается необыкновенная эмоциональность, глубокая взволнованность описаний природы в романе Лермонтова, создающая ощущение музыкальности его прозы, приближающая прозу к стихам.
Чистота, правильность, гармоничность языка «Героя нашего времени» — плод большой работы автора над рукописью романа. Он стремился к тому, чтобы язык романа был образным, эмоциональным, сохранял всю живость разговорных интонаций.
Богатство языка романа основывается также на многоголосии. Мы слышим в романе голоса трех рассказчиков: странствующего офицера, Максима Максимыча и Печорина. У каждого из них свой строй языка, свои особенности речи. К ним присоединяются своеобразные голоса Бэлы, Казбича, Азамата, Грушницкого, княжны Мери, Вернера и других персонажей романа.
На последних страницах новеллы «Фаталист», завершающей роман, Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха. неспособными более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья. »
Какие горькие признания, какой печальный итог! Причины, по которым Печорин и другие мыслящие люди его времени не могли быть счастливы, Лермонтов видел в «ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права». Тем и дорог нам Лермонтов, что он страстно боролся своими произведениями против темных сил зла — корысти, вражды, злобы, ненависти, угнетения — всего, что уродует, калечит и омрачает жизнь на земле.
Внимание, только СЕГОДНЯ!
Источник: https://miyakirb.ru/1216/