Образ и характеристика собакевича в поэме «мёртвые души» (н.в. гоголь)

Характеристика Собакевича, героя поэмы Гоголя «Мертвые души»

Замысел поэмы «Мертвые души», ставшей бессмертной, подарил Николаю Васильевичу Гоголю поэт Александр Сергеевич Пушкин. Создание произведения – это главная миссия, которую должен был исполнить Гоголь. Так считал сам писатель. В планах Гоголя значилось сочинение трех томов поэмы (по подобию Ад, Чистилище, Рай). Был написан и издан только первый том произведения.

Только он и дошел до читателя. Печальная участь второго тома и причины, ее породившие, до сего времени остаются загадкой. Современные филологи в своих трудах пытаются разгадать тайны, связанные с написанием произведения. С этой целью тщательно изучаются и анализируются образы, созданные в поэме, дается характеристика Собакевича, Манилова, Коробочки и других главных персонажей.

Галерея образов поэмы

В поэме «Похождения Чичикова, или Мертвые души», а именно под таким заголовком произведение было издано впервые, представлена целая галерея образов – разных типов людей и даже неодушевленных предметов. Используя такой прием, Гоголь мастерски изображает уклад жизни России XIX века.

Он показывает общие черты – невежество чиновников, произвол властей, тяжелую участь народа. Вместе с тем в поэме ярко представлены характеры отдельных персонажей, их индивидуальные особенности.

Например, образ Собакевича, Плюшкина, Коробочки, Ноздрева, Манилова, Чичикова дает возможность читателю понять, что герои являются типичными представителями определенной эпохи, хотя каждый несет что-то свое, индивидуальное, отличное от других. Появления персонажей поэмы у Гоголя не являются случайными моментами. Их представление читателю подчинено определенному порядку, что является очень важным для раскрытия общего замысла произведения.

Владения Собакевича

Михаил Семенович Собакевич в поэме «Мертвые души» в галерее образов предстает перед читателями четвертым по счету персонажем. Знакомство с ним начинается задолго до появления самого героя.

Взору Чичикова открывается большая деревня с крепкими и основательными постройками. Дом самого помещика как будто был определен «на вечное стояние». Постройки, принадлежавшие крестьянам, тоже удивили Чичикова своей надежностью и добротностью.

Сразу видно, что внешняя сторона строений, их эстетичность совершенно не волнуют хозяина. Важна лишь функциональность, практическая выгода того, что его окружает.

Обратите внимание

В описании пейзажа нужно обратить внимание на леса, которые окружают деревню. С одной стороны был лес березовый, а с другой – сосновый. Это тоже указывает на хозяйственность владельца усадьбы.

Гоголь сравнивает лес с крыльями одной и той же птицы, но одно из них светлое, а другое темное. Возможно, это указание на характер персонажа.

Так Гоголь готовит читателя к восприятию непростого образа помещика Собакевича.

Внешний облик героя

Описание Собакевича, его внешние характеристики Гоголь дает в сравнении с животными и неодушевленными предметами.

Это средней величины неуклюжий медведь. Он двигается, наступая на чьи-нибудь ноги. Его фрак медвежьего цвета. Даже имя, Михайло Семенович, вызывает у читателя ассоциацию с животным.

Сделано это Гоголем совершенно не случайно. Характеристика Собакевича, описание его внутреннего мира начинается именно с восприятия внешности персонажа. Ведь мы в первую очередь обращаем внимание именно на такие особенности.

Цвет лица Собакевича, который был каленым, горячим, как у медного пятака, тоже указывает на какую-то прочность, незыблемость характера.

Описание интерьера и образ героя поэмы

Интерьер комнат, где жил Собакевич, необычайно схож с образом хозяина. Здесь кресла, стол, стулья были такие же неуклюжие, громоздкие, тяжелые, как и он сам.

Читатель, ознакомившись с описанием внешности героя, его окружения, может предположить об ограниченности духовных интересов, о чрезмерной приближенности его к миру материальной жизни.

Что отличает Собакевича от других помещиков

Внимательный читатель обязательно замечает эту разницу. Образ помещика Собакевича, имея много общих черт с другими персонажами поэмы, в то же время сильно отличается от них. Это вносит некое разнообразие.

Помещик Собакевич не только сам любит надежность и крепость во всем, но и своим крепостным крестьянам дает возможность жить основательно и твердо стоять на ногах. В этом проявляется практическая хватка и деловитость этого персонажа.

Когда состоялась сделка с Чичиковым по продаже мертвых душ, Собакевич собственноручно написал список своих усопших крестьян. При этом он помнил не только их имена, но и ремесла, которыми владели его подчиненные. Каждого из них он мог описать – назвать привлекательные и негативные стороны характера человека.

Важно

Это указывает на то, что помещику небезразлично, кто живет в его деревне, кем он владеет. В нужный момент он воспользуется качествами своих людей, конечно, с пользой для себя.

Он совершенно не приемлет чрезмерную скупость и осуждает за это своих соседей. Так Собакевич говорит о Плюшкине, который, имея восемьсот душ крепостных крестьян, питается хуже пастуха. Сам же Михайло Семенович угодить своему желудку очень рад. Чревоугодие, пожалуй, является его главным делом в жизни.

Заключение сделки

Это интересный момент в поэме. Момент заключения сделки, связанной с покупкой мертвых душ, многое рассказывает о Собакевиче. Читатель замечает, что помещик умен – он с полуслова понимает, чего хочет Чичиков. Снова на первый план выходят такие черты, как практичность и стремление все делать с выгодой для себя.

Кроме того, в этой ситуации проявляется прямолинейность Собакевича. Иногда она переходит в грубость, невежество, цинизм, что является настоящей сущностью персонажа.

Что настораживает в описании образа героя

Характеристика Собакевича, некоторые из его поступков, высказываний заставляют читателя насторожиться. Хотя многое из того, что делает помещик, на первый взгляд, кажется достойным уважения.

Например, стремление к тому, чтобы крестьяне твердо стояли на ногах, вовсе не указывает на высокую духовность Собакевича.

Это делается лишь с выгодой для себя – с крепкого хозяйства подданных всегда есть что взять.

О городских чиновниках Собакевич говорит, что они мошенники, «христопродавцы». И это, скорее всего, является правдой. Но все сказанное не мешает ему иметь какие-то выгодные дела и взаимоотношения с этими мошенниками.

Настораживает читателя и то, что ни об одном человеке, с кем знаком Собакевич, с кем дружит, если это можно назвать так, он не сказал ни одного доброго слова.

Его отношение к науке, образованию резко отрицательно. А людей, которые занимаются этим, Михайло Семенович перевешал бы – так они ему ненавистны. Это связано, наверное, с тем, что Собакевич понимает: образование способно поколебать сложившиеся устои, а это невыгодно помещику. Отсюда и вытекает его тяжеловесность и устойчивость взглядов.

Мертвенность души Собакевича

Характеристика Собакевича со всеми ее положительными и отрицательными моментами позволяет сделать главный вывод: помещик Михайло Семенович мертв так же, как его соседи, чиновники из города, авантюрист Чичиков. Читатель это явно понимает.

Имея сложившийся характер, образ жизни, Собакевич и его соседи не допустят каких-то перемен вокруг себя. Зачем им это? Чтобы меняться, человеку нужна душа, а у этих людей ее нет. Гоголю ни разу не удалось заглянуть в глаза Собакевича и других персонажей поэмы (кроме Плюшкина). Этот прием еще раз указывает на отсутствие души.

О мертвенности персонажей свидетельствует и то, что очень мало автор рассказывает о родственных связях героев. Складывается впечатление, что все они взялись ниоткуда, у них нет корней, значит, нет и жизни.

Источник: http://rus-poetry.ru/harakteristika-sobakevicha-geroya-poemy-gogolya-mertvye-dushi/

Характеристика образа и быта героев поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» Собакевича и Чичикова

Сочинения › Гоголь Н.В. › Мертвые души

Готовые Домашние Задания

Талант изображения человека через бытовое его окружение достигает у Гоголя торжества в рассказе о встрече Чичикова с Собакевичем. Этот помещик не витает в облаках, он обеими ногами стоит на земле, ко всему относясь с черствой и трезвой практичностью.

Основательность и крепость отличают все в имении Собакевича: «Помещик, казалось, хлопотал много о прочности. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние.

Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво: не было кирченых стен, резных узоров и прочих затей, но все было пригнано плотно и как следует». Все было «упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке». Основательность сопровождается тут замечательной безвкусицей и уродством.

Совет

Дом Собакевича напоминает казарму, какие строят «для военных поселений и немецких колонистов». Видно, что при его постройке зодчий спорил с хозяином. Зодчий хотел симметрии, а хозяин порядка. Вышло чтото несуразное и неуклюжее: хозяин «заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое..

. Фронтон тоже никак не пришелся посереди дома, как ни бился архитектор, потому что хозяин приказал одну колонну сбоку выкинуть, и оттого очутилось не четыре колонны, как было назначено, а только три».

О характере Собакевича говорит и внутреннее убранство дома. В гостиной висят картины с изображением греческих полководцев; все эти герои были «с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу». Рядом с полководцами разместилась «греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные».

Мебель в комнатах прочна, неуклюжа и сходна с хозяином: пузатое ореховое бюро на пренелепых ногах — совершенный медведь. «Стол, кресла, стулья — все было самого тяжелого и беспокойного свойства,— словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень похож на Собакевича!»

Над отделкою таких людей, как Собакевич, природа долго не мудрила, не применяла тонких инструментов, а рубила со всего плеча: «Хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «живет!» Получился человек, похожий на средней величины медведя, во фраке медвежьего цвета, шагающий вкривь и вкось и наступающий постоянно на чужие ноги. В довершение сходства даже звали его Михайлом Семеновичем. «Казалось, в этом теле совсем не было души или она у него была, но вовсе не там, где следует, а как у бессмертного Кощея гдето за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

Неуемное насыщение является смыслом существования Собакевича: «У меня когда свинина, всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует». И «мера» его «души» на этот счет безмерна.

На завтраке у полицмейстера Собакевич наметил для себя гигантского осетра и «в четверть час# с небольшим доехал его всего». Когда хозяин и гости вспомнили об этом «произведении природы», от него остался один хвост, «а Собакевич пришипился так, как будто и не он, и, подошедши к тарелке, которая была подальше прочих, тыкал вилкою в какуюто сушеную маленькую рыбку.

Отделавши осетра, он сел в кресла и уж более не ел, не пил, а только жмурил и хлопал глазами». «Душа» его впала в блаженное оцепенение.

Противник «высоких материй», Собакевич обо всем, что не связано с его практическим интересом, судит е топорной прямолинейностью. Просвещение — вредная выдумка.

Обратите внимание

Люди все — воры и разбойники: «Я знаю всех: это все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы.

Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».

В своих пределах Собакевич умен. Без труда он угадывает хитрый замысел Чичикова и вступает с ним в торговлю. Тут-то и обнаруживается вдруг странный парадокс, неожиданный штрих в характере Собакевича.

На него ведь был уже «тонкий» намек при описании картин в гостиной: «Между крепкими греками, неизвестно каким образом и для чего, поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знаменами и пушками внизу и в самых узеньких рамках».

Вспомним тощенькую супругу у толстого Собакевича!

В узком деле торговли и корыстного интереса прорывается какойто намек на его проницательность и даже на поэтический талант. Торгуясь с Чичиковым, он забывает, каким «товаром» владеет, и расписывает достоинства мертвых, как живых. «Да чего вы скупитесь? — сказал Собакевич.

— Право, недорого! Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какойнибудь здоровый мужик. Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные.

И не то как бывает московская работа, что на один час,— прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет!.. А Пробка Степан… Максим Телятников… А Еремей Скороплехин!» и т. д.

Читайте также:  Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?

Поэтическая тирада Собакевича — целая поэма о силе, таланте и сметливости русского народа. И неспроста она приводит Чичикова в изумление: в этом медведе, закоренелом мизантропе и черством кулаке вдруг откуда ни возьмись обнаруживается и «сила речи», и живость воображения, и «дар слова».

Выходит, что Собакевич — «родня» Чичикову не только по скупости и деловой хватке, но и по русскому «пересолу», на пределе которого обнаруживаются в искаженной и помраченной душе возможности ее выпрямления и возрождения. Ведь и Чичиков так же срывается, как Собакевич.

Важно

Вспомним, например, «странное» распоряжение, которое «зарапортовавшийся» Чичиков отдает Селифану, забывая, какой «товар» он приобрел: «собрать всех вновь переселившихся мужичков, чтобы сделать всем лично поголовную перекличку».

Точно так же «зарапортовался» в разговоре с председателем гражданской палаты и Собакевич, подтверждая правоту русской пословицы «На всякого мудреца довольно простоты».

«Да что ж вы не скажете Ивану Григорьевичу,— отозвался Собакевич,— что такое именно вы приобрели; а вы, Иван Григорьевич, что вы не спросите, какое приобретение они сделали? Ведь какой народ! просто золото. Ведь я им продал и каретника Михеева».

— «Нет, будто и Михеева продали? — сказал председатель.— Я знаю каретника Михеева: славный мастер; он мне дрожки переделал. Только позвольте, как же… Ведь вы мне сказывали, что он умер…» — «Кто, Михеев умер? — сказал Собакевич, ничуть не смешавшись.

— Это его брат умер, а он преживехонький и стал здоровее прежнего. На днях такую бричку наладил, что и в Москве не сделать. Ему, понастоящему, только на одного государя и работать».

Так неожиданно в Собакевиче проглядывают два бессмертных сочинителя — Хлестаков и Ноздрев, а заодно с ними и искусный актер Чичиков. «Да будто один Михеев! — продолжает вошедший в раж Собакевич.

— А Пробка Степан, плотник, Милушкин, кирпичник, Телятников Максим, сапожник,— ведь все пошли, всех продал!» А когда председатель спросил, зачем же они пошли, будучи людьми необходимыми для дому и мастеровыми, Собакевич отвечал, махнувши рукой: «А! так просто, нашла дурь: дай, говорю, продам, да и продал сдуру!» Засим он повесил голову так, как будто сам раскаивался в этом деле, и прибавил: «Вот и седой человек, а до сих пор не набрался ума».

Сочинения по теме:

  • Название поэмы как главная идея произведения сочинение
  • Сравнение главных героев поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» сочинение
  • Сатира на чиновников 30—40-х годов XIX столетия сочинение
  • Милинов и Собакавыч, характеры и черты персонажев сочинение

Источник: http://1soch.ru/gogol-nv/mertvye-dushi/harakteristika-obraza-i-byta-geroev-poemy

Образ Собакевича из «Мертвых душ» Гоголя. Цитатная характеристика Собакевича | Українська та світова література

Михайло Семёнович Собакевич – герой поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”, помещик. Чичиков знакомится с Собакевичем на званом вечере у губернатора  и получает приглашение посетить его имение. Собакевич  с самого начала производит впечатление человека сильного, уверенного и основательного.

Внешность Михайла Семёновича только подчёркивает эти качества. Чичиков описавает Собакевича“…похожим на средней величины медведя. Для довершение сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги.

Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке…”

Черты лица Собакевича тоже были простими и достаточно грубыми: “…много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: “Живет!”

Характеризует натуру Собакевича и его привычки в еде:“Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот, и устрицы тоже не возьму: я знаю, на что устрица похожа.” Он во всем основателен и деловит:”У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует.”

Образ Собакевича тесно связан с темой холодного расчета, хозяйственности и выгоды. Узнав о желании Чичикова купить “мёртвые души”, он без малейшего стеснения и удивления начинает нахваливать свой товар.

Собакевич сразу называет высокую цену и начинает расписывать своих мёртвых крепостных, словно живых: “Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик.

Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает московская работа, что на один час, — прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет!”

После затянувшихся торгов Чичиков так характеризует Собакевича: “Родился ли ты уж так медведем, или омедведила тебя захолустная жизнь, хлебные посевы, возня с мужиками, и ты чрез них сделался то, что называют человек-кулак? Но нет: я думаю, ты все был бы тот же, хотя бы даже воспитали тебя по моде, пустили бы в ход и жил бы ты в Петербурге, а не в захолустье….

Совет
Обратите внимание

  Да вот теперь у тебя под властью мужики: ты с ними в ладу и, конечно, их не обидишь, потому что они твои, тебе же будет хуже; а тогда бы у тебя были чиновники, которых бы ты сильно пощелкивал, смекнувши, что они не твои же крепостные, или грабил бы ты казну! Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь! А разогни кулаку один или два пальца, выдет еще хуже.

[/su_box]

Образ Михайла Собакевича выражает тягу ко всему земному, практичному.

В отличие от Чичикова, Собакевич ясно видит свои простые, что надёжные выгоды, и не брезгует мошенничеством, подсунув в список душ женщину. Собакевич – это ещё один яркий представитель русских помещиков.

В нем  легко уживается поместный существователь и накопитель. Он в каждом видит мошенника и сам предпочитает жить по тем же законам.

Источник: http://litera.net.ua/?p=997

Образы Коробочки и Собакевича в поэме Гоголя «Мертвые души»

Приступая к работе над поэмой «Мертвые души» Н.В.Гоголь ставил перед собой цель показать «хотя с одного боку всю Русь». Поэма построена на основе сюжета о похождениях Чичикова.

Такая композиция позволила автору рассказать о разных помещиках. Каждому помещику посвящена одна глава-персоналия, причем перед нами, по словам Гоголя, следуют герои « один пошлее другого».

Обратимся к двум таким «героям» — помещице Коробочке и помещику Собакевичу.

Фамилия Коробочки метафорически выражает сущность ее натуры: бережливой, недоверчивой, боязливой, скудоумной, упрямой и суеверной.

Коробочка — «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки… В один… целковики, в другой полтиннички, в третий четвертачки…» Комод, где лежат, помимо белья, нитяных моточков, распоротого салопа, мешочки с деньгами, — аналог Коробочки (как и шкатулка Чичикова). Мелочность Коробочки, животная ограниченность ее интересов заботами о собственном хозяйстве подчеркивается птичье-животным антуражем вокруг нее: соседи-помещики Бобров, Свиньин; «индейкам и курам не было числа…» Вещи в доме Коробочки, с одной стороны, отражают ее наивное представление о пышной красоте, с другой — ее скопидомство. «Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате». Общечеловеческая страсть, изображенная Гоголем в образе Коробочки, — «дубиноголовость». Коробочка боится продешевить при продаже «мертвых душ», опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы «как-нибудь не понести убытку». Коробочка поначалу полагает, будто Чичиков намерен выкапывать мертвых из земли. Она собирается подсунуть Чичикову вместо «мертвых душ» пеньку и мед, цены на которые она знает, в отношении же «душ» Коробочка заявляет: «лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам». Коробочка решается продать «души» со страху и из суеверия, ибо Чичиков посулил ей черта и чуть не проклял («да пропади и околей со всей вашей деревней!»). В образе Коробочки заключен тип «дубинноголового» упрямца, омертвевшего в своей ограниченности: «иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь».

Богатырская мощь (нога, обутая в сапог исполинского размера), подвиги за обеденным столом (ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка»), богатырское здоровье («пятый десяток живу, ни разу не был болен») Собакевича пародируют облик и деяния сказочных богатырей. Грубость и неуклюжесть — суть портрета Собакевича.

Природа, создавая его лицо, «рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…».

Вещи вокруг Собакевича повторяют тяжелое и прочное тело хозяина: крепкий и асимметричный дом, «как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов; пузатое ореховое бюро — совершенный медведь; стол, кресло», стулья, казалось, говорили: «И я тоже Собакевич!» Он хозяин, материалист, и ему нет дела до «сокровищ на небесах».

Ругает всех подряд, видит во всех мерзавцев и мошенников. Губернатор — «первый разбойник в мире», «за копейку зарежет» . Весь город — «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет… один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья».

О душе Собакевич вспоминает только, торгуясь с Чичиковым, сводя ее сущность к вещественной оболочке: «У вас душа человеческая все равно что пареная репа». Нереализованные героические потенции «омертвелой» души Собакевича пародийно представлены портретами героев. Собакевич — «человек-кулак». Он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому, земному, плотскому. Сила и воля Собакевича лишены идеала, души.

Обратите внимание

Итак, Коробочка и Собакевич, несмотря на внешние различия имеют много общего; оба недалекие, жадные, аморальные.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/obrazy-korobochki-i-sobakevicha-v-poeme-gogolya-mertvye-dushi.html

Образ Собакевича (поэма Н.В.Гоголя “Мёртвые души”)

Образ Собакевича<\p>

Цели урока:<\p>

  • Охарактеризовать образ помещика Собакевича, выявить способы раскрытия характера героя;
  • Учиться анализировать текст, выделять значимые детали и видеть их роль в художественном произведении.

впервые встречаем<\p>

Собакевича?<\p>

впечатление<\p>

на Чичикова?<\p>

Характер Собакевича начинает раскрываться перед нами еще в первой главе, когда он, едва познакомившись с Чичиковым, тут же наступил ему на ногу, сказавши: “Прошу прощения”. Эти неповоротливость, неуклюжесть и немногословие сразу же производят впечатление чего-то грубого животного, малоподвижного, тяжелого.<\p>

С каким животным сравнивает Гоголь Собакевича?<\p>

Гоголь сравнивает Собакевича со “средней величины медведем”. Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, его практически нельзя обмануть.<\p>

Найдите и прочитайте описание портрета Собакевича. Какую черту выделяет Гоголь в его портрете?<\p>

Грубость и неуклюжесть — суть портрета Собакевича. Природа, создавая его лицо, «рубила со всего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…».<\p>

Богатырская мощь Собакевича (нога, обутая в сапог исполинского размера), подвиги за обеденным столом (ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка», съеденная зараз «половина бараньего бока»), богатырское здоровье Собакевича («пятый десяток живу, ни разу не был болен») пародируют облик и деяния сказочных и былинных богатырей.<\p>

Найдите в тексте описание усадьбы и интерьера. Что вы можете сказать о хозяине дома, познакомившись с данным описанием?<\p>

Вещи вокруг Собакевича повторяют тяжелое и прочное тело хозяина: крепкий и асимметричный дом, «как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов»; крестьянские избы и колодец из корабельного дуба, но без всяких резных узоров.<\p>

Каждая вещь в доме Собакевича, начиная от “пузатого орехового бюро на пренелепых четырех ногах” и кончая последним стулом, удивительно тесно срослась со своим хозяином и, казалось, говорила: “Я тоже Собакевич. И я тоже очень похожа на Собакевича”.<\p>

  • Как Собакевич отзывается о чиновниках в разговоре с Чичиковым? Как это его характеризует?

Губернатор у Собакевича— «первый разбойник в мире», «за копейку зарежет». Весь город — христопродавцы, «мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет . Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Чиновники, по мнению Собакевича, «даром бременят землю», а стряпчий Золотуха — «первейший хапуга в мире».<\p>

Читайте также:  Образ и характеристика костылина в рассказе «кавказский пленник» (л. н. толстой)

Как ведет себя Собакевич во время обеда?<\p>

«У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!»<\p>

Как относится герой к предложению Чичикова? Какую сумму он просит за мертвые души? Как аргументирует эту цену? Как характеризует героя сцена получения залога за души?<\p>

В отличие от Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевич мгновенно оценивает выгодность предложения Чичикова и стремится сорвать куш побольше, заламывая цену сразу “по сту рублей за штуку”.<\p>

Каково значение фамилии героя?<\p>

Фамилия Собакевича формально не связана с его внешним обликом: Собакевич похож «на средней величины медведя»; цвет лица «каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке»; его имя — Михайло Семенович — также указывает на фольклорного медведя. Однако ассоциативно фамилия соответствует характеру и портрету: у Собакевича «бульдожья» хватка и лицо; кроме того, к людям он относится, как цепной пес. Собакевич после согласия продать души: «да уж нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствие ближнему».<\p>

Выводы<\p>

Собакевич— «человек-кулак».<\p>

Метафора Гоголя выражает общечеловеческую страсть, олицетворенную в образе Собакевича,— страсть к тяжелому, земному, плотскому. Главная цель жизни Собакевича – нажива. Это — стяжательство особого рода оно предметно, по-хозяйски прочно (даже «мертвые души» у Собакевича не дрянь-душа, а «ядреный орех, все на отбор»), за душу Собакевич «заламывает» сто рублей и не брезгует мошенничеством, подсунув в список душ бабу — «Елизавету Воробья»<\p>

Выводы<\p>

Через описание обстановки Гоголь характеризует Собакевича как человека, у которого нет вкуса, нет эстетического чувства.<\p>

Внешняя грубость Собакевича раскрывает низменность, животность его натуры. Гиперболическое сравнение с животными, с мебелью – это лирический прием, который подчеркивает, что ничего возвышенного у Собакевича нет.<\p>

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/obraz-sobakievicha-poema-n-v-gogholia-miortvyie-dushi.html

Мертвые души Характеристика Собакевича. Владения Собакевича Михаил Семенович Собакевич в поэме «Мертвые души» в галерее образов предстает перед читателями. – презентация

1 Мертвые души Характеристика Собакевича <\p>

2 Владения Собакевича Михаил Семенович Собакевич в поэме «Мертвые души» в галерее образов предстает перед читателями четвертым по счету персонажем. Знакомство с ним начинается задолго до появления самого героя. Взору Чичикова открывается большая деревня с крепкими и основательными постройками. Дом самого помещика как будто был определен «на вечное стояние». Постройки, принадлежавшие крестьянам, тоже удивили Чичикова своей надежностью и добротностью. В описании пейзажа нужно обратить внимание на леса, которые окружают деревню. С одной стороны был лес березовый, а с другой – сосновый. Это тоже указывает на хозяйственность владельца усадьбы. Гоголь сравнивает лес с крыльями одной и той же птицы, но одно из них светлое, а другое темное. Возможно, это указание на характер персонажа. Так Гоголь готовит читателя к восприятию непростого образа помещика Собакевича. <\p>

3 Дом Собакевича <\p>

4 Внешний облик Собакевича Описание Собакевича, его внешние характеристики Гоголь дает в сравнении с животными и неодушевленными предметами. Это средней величины неуклюжий медведь. Он двигается, наступая на чьи-нибудь ноги. Его фрак медвежьего цвета. Даже имя, Михайло Семенович, вызывает у читателя ассоциацию с животным. Сделано это Гоголем совершенно не случайно. Характеристика Собакевича, описание его внутреннего мира начинается именно с восприятия внешности персонажа. Ведь мы в первую очередь обращаем внимание именно на такие особенности. Цвет лица Собакевича, который был каленым, горячим, как у медного пятака, тоже указывает на какую-то прочность, незыблемость характера. <\p>

5 <\p>

6 Описание интерьера и образ героя поэмы Интерьер комнат, где жил Собакевич, необычайно схож с образом хозяина. Здесь кресла, стол, стулья были такие же неуклюжие, громоздкие, тяжелые, как и он сам. Читатель, ознакомившись с описанием внешности героя, его окружения, может предположить об ограниченности духовных интересов, о чрезмерной приближенности его к миру материальной жизни. <\p>

7 <\p>

8 Что отличает Собакевича от других помещиков Образ помещика Собакевича, имея много общих черт с другими персонажами поэмы, в то же время сильно отличается от них. Это вносит некое разнообразие. Помещик Собакевич не только сам любит надежность и крепость во всем, но и своим крепостным крестьянам дает возможность жить основательно и твердо стоять на ногах. В этом проявляется практическая хватка и деловитость этого персонажа Когда состоялась сделка с Чичиковым по продаже мертвых душ, Собакевич собственноручно написал список своих усопших крестьян. При этом он помнил не только их имена, но и ремесла, которыми владели его подчиненные. Каждого из них он мог описать – назвать привлекательные и негативные стороны характера человека. Это указывает на то, что помещику небезразлично, кто живет в его деревне, кем он владеет. В нужный момент он воспользуется качествами своих людей, конечно, с пользой для себя. Он совершенно не приемлет чрезмерную скупость и осуждает за это своих соседей. Так Собакевич говорит о Плюшкине, который, имея восемьсот душ крепостных крестьян, питается хуже пастуха. Сам же Михайло Семенович угодить своему желудку очень рад. Чревоугодие, пожалуй, является его главным делом в жизни <\p>

9 Заключение сделки Это интересный момент в поэме. Момент заключения сделки, связанной с покупкой мертвых душ, многое рассказывает о Собакевиче. Читатель замечает, что помещик умен – он с полуслова понимает, чего хочет Чичиков. Снова на первый план выходят такие черты, как практичность и стремление все делать с выгодой для себя. Кроме того, в этой ситуации проявляется прямолинейность Собакевича. Иногда она переходит в грубость, невежество, цинизм, что является настоящей сущностью персонажа. <\p>

10 Что настораживает в описании образа героя Характеристика Собакевича, некоторые из его поступков, высказываний заставляют читателя насторожиться. Хотя многое из того, что делает помещик, на первый взгляд, кажется достойным уважения. Например, стремление к тому, чтобы крестьяне твердо стояли на ногах, вовсе не указывает на высокую духовность Собакевича. Это делается лишь с выгодой для себя – с крепкого хозяйства подданных всегда есть что взять. О городских чиновниках Собакевич говорит, что они мошенники, «христопродавцы». И это, скорее всего, является правдой. Но все сказанное не мешает ему иметь какие-то выгодные дела и взаимоотношения с этими мошенниками. Его отношение к науке, образованию резко отрицательно. А людей, которые занимаются этим, Михайло Семенович перевешал бы – так они ему ненавистны. Это связано, наверное, с тем, что Собакевич понимает: образование способно поколебать сложившиеся устои, а это невыгодно помещику. Отсюда и вытекает его тяжеловесность и устойчивость взглядов. <\p>

11 Мертвенность души Характеристика Собакевича со всеми ее положительными и отрицательными моментами позволяет сделать главный вывод: помещик Михайло Семенович мертв так же, как его соседи, чиновники из города, авантюрист Чичиков. Имея сложившийся характер, образ жизни, Собакевич и его соседи не допустят каких-то перемен вокруг себя. Зачем им это? Чтобы меняться, человеку нужна душа, а у этих людей ее нет. Гоголю ни разу не удалось заглянуть в глаза Собакевича и других персонажей поэмы (кроме Плюшкина). Этот прием еще раз указывает на отсутствие души. О мертвенности персонажей свидетельствует и то, что очень мало автор рассказывает о родственных связях героев. Складывается впечатление, что все они взялись ниоткуда, у них нет корней, значит, нет и жизни. <\p>

12 Спасибо за внимание! <\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1340599/

Сочинение «Образ помещика Собакевича в поэме «Мертвые души»»

В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках.

Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет.

При хар-ке его быта Гоголь во всем отмечает основательность и фундаментальность. Это естественные черты жизни Собакевича. На нём и на обстановке его дома лежит печать неуклюжести, уродливости.

Физическая крепость и неуклюжесть выступает в облике самого героя. “Он был похож на средней величины медведя”,- пишет о нем Гоголь. В Собакевиче преобладает животное начало. Он лишен каких бы то ни было духовных запросов, далек от мечтательности, философствования и благородных порывов души Смысл его жизни состоит в насыщении желудка.

Важно

Сам он отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением:” Просвещение – вредная выдумка”. В нем уживается поместный существователь и накопитель.

В отличие от Коробочки, он хоршо понимает окружающую обстановку и понимает время, в которое он жвёт, знает людей. В отличие от остальных помещиков он сразу понял сущность Чичикова.

Собакевич – это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести.

Всё окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды. В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду.

Он прямолинеен, достаточно груб и никому ни во что не верит. В отличие от Манилова, в его восприятии все люди – разбойники, негодяи, дураки.( в доме Собакевича все удивительно напоминало его самого.

Каждая вещь как бы говорила:”И я тоже Собакевич”.

Описание деревни и хозяйства помещика свидетельствует об определенном достатке. “Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности…

Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво… все было пригнано плотно и как следует”.Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению — сравнению помещика с медведем.

Собакевич — чревоугодник.

В своих суждениях о где он поднимается до своеобразной “гастрономической” патетики: “У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!” Впрочем,Собакевичу, и этим он отличается от Плюшкина и большинства других помещиков, кроме разве что Коробочки, присуща некоторая хозяйственная жилка: не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян.Образ Собакевича занимает достойное место в галерее помещиков. “Кулак! Да еще и бестия в придачу” — такую характеристику дал ему Чичиков.

Собакевич, бесспорно, помещик-накопитель. Деревня у него большая, обустроенная. Все постройки хоть и неуклюжи, но прочны до крайности. Сам Собакевич напомнил Чичикову средней величины медведя — большой, неуклюжий.

Совет

В портрете Собакевича совсем нет описания глаз, которые, как известно, являются зеркалом души. Гоголь хочет показать, что Собакевич настолько груб, неотесан, что в теле его “совсем не было души”.

В комнатах Собакевича все такое же неуклюжее и большое, как он сам. Стол, кресло, стулья и даже дрозд в клетке, казалось, говорили: “И я тоже Собакевич”.

Просьбу Чичикова Собакевич воспринимает спокойно, но требует за каждую мертвую душу по 100 рублей, да еще и нахваливает свой товар, как купец.

Говоря о типичности подобного образа, Гоголь подчеркивает, что люди, подобные Собакевичу, встречаются везде — ив провинции, и в столице. Ведь дело не во внешности, а в натуре человека: “нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь”. Грубый и неотесанный Собакевич — властелин над своими крестьянами.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-obraz-pomeshhika-sobakevicha-v-poeme-mertvye-dushi/

Образ Собакевича из «Мертвых душ» Гоголя. Цитатная характеристика Собакевича

Михайло Семёнович Собакевич – герой поэмы Н.В.Гоголя “Мёртвые души”, помещик. Чичиков знакомится с Собакевичем на званом вечере у губернатора  и получает приглашение посетить его имение. Собакевич  с самого начала производит впечатление человека сильного, уверенного и основательного.

Внешность Михайла Семёновича только подчёркивает эти качества. Чичиков описавает Собакевича “…похожим на средней величины медведя. Для довершение сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги.

Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке…”

Черты лица Собакевича тоже были простими и достаточно грубыми: “…

много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: “Живет!”

Характеризует натуру Собакевича и его привычки в еде:”Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот, и устрицы тоже не возьму: я знаю, на что устрица похожа.” Он во всем основателен и деловит:”У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует.”

Образ Собакевича тесно связан с темой холодного расчета, хозяйственности и выгоды. Узнав о желании Чичикова купить “мёртвые души”, он без малейшего стеснения и удивления начинает нахваливать свой товар.

Собакевич сразу называет высокую цену и начинает расписывать своих мёртвых крепостных, словно живых: “Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик.

Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает московская работа, что на один час, — прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет!”

После затянувшихся торгов Чичиков так характеризует Собакевича: “Родился ли ты уж так медведем, или омедведила тебя захолустная жизнь, хлебные посевы, возня с мужиками, и ты чрез них сделался то, что называют человек-кулак? Но нет: я думаю, ты все был бы тот же, хотя бы даже воспитали тебя по моде, пустили бы в ход и жил бы ты в Петербурге, а не в захолустье….

Совет
Обратите внимание

  Да вот теперь у тебя под властью мужики: ты с ними в ладу и, конечно, их не обидишь, потому что они твои, тебе же будет хуже; а тогда бы у тебя были чиновники, которых бы ты сильно пощелкивал, смекнувши, что они не твои же крепостные, или грабил бы ты казну! Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь! А разогни кулаку один или два пальца, выдет еще хуже.

[/su_box]

Образ Михайла Собакевича выражает тягу ко всему земному, практичному.

В отличие от Чичикова, Собакевич ясно видит свои простые, что надёжные выгоды, и не брезгует мошенничеством, подсунув в список душ женщину. Собакевич – это ещё один яркий представитель русских помещиков.

В нем  легко уживается поместный существователь и накопитель. Он в каждом видит мошенника и сам предпочитает жить по тем же законам.

Цитатная характеристика Остапа и Андрия из «Тараса Бульбы»

Характеристика помещика Манилова из «Мертвых душ» Н. Гоголя

Цитатная характеристика Земляники из комедии “Ревизор” Гоголя

Цитатная характеристика городничего из комедии «Ревизор» Н. Гоголя

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=75

«Мертвые души» Гоголя: характеристика Собакевича

В данной статье мы разберем характеристику Собакевича из произведения «Мертвые души».

Работа Гоголя над произведением «Мертвые души» началась в первой половине 19 века. Главная задача писателя была создать масштабное эпическое произведение, отображающее духовную культуру и жизнь России.

За основу сюжета была взята реальная история из жизни, пересказанная писателю Пушкиным.

 Для того, чтобы раскрыть интересные характеры и показать реальную жизнь того времени, Гоголю пришлось поколесить по стране.

Основная тема произведения «Мертвые души»

В произведении «Мертвые души» постоянно чередуются грустные и смешные события. Прислушиваясь к мнению других писателей о первых главах, Гоголь неоднократно менял замысел произведения и переписывал содержание. В процессе написания роман перерос в длинную поэму. Центральным образом произведения выступает вся Россия и ее многогранная жизнь.

В главной теме произведения Гоголь раскрывает человеческие качества социальной прослойки населения, акцентируя внимание на их душевности и черствости. Показывает, что самое ценное в человеке – это его душа.

Что именно от нее зависит смысл нашей жизни. Автор связывает кризисную ситуацию в России с бездушным поведением общества. Холодные и черствые души людей постепенно умирают и проводят родную страну в критическое состояние.

  Гениальная тема, поднятая в поэме, бессмертна во все времена.

Мертвые души

Важно

Первый том поэмы пользовался большой популярностью среди читателей. Многие поддерживали взгляды писателя. Некоторые находили в образах произведения свое отображение. Со стороны верхушки общества Гоголю было выставлено множество обвинений и претензий.

Писатель неоднократно предпринимал попытки к написанию второго тома, но так и не смог правдоподобно выразить свои убеждения. Во втором томе Гоголь пытался отобразить идеалы человеческих характеров, перерожденных из действительности первого тома.

Его задумку позднее смогли реализовать Достоевский и Толстой.

С помощью главных героев произведения, Гоголь выводит на «чистую воду» чиновников и помещиков. В различных эпизодах отображает такие черты характера как подкупность и взяточничество, необразованность и посредственность.

  • Одних помещиков автор позиционирует как хозяйственных и расчетливых, других преподносит как тунеядцев и дармоедов. Среди чиновников наблюдаются как безобидные, так и злостные персонажи.
  • Всех героев объединяет одна общая черта – душевное уродство. Гоголь акцентирует внимание на том, что нормальный человек живет и трудится для своей семьи, для блага общества и государства.
  • Персонажи поэмы далеки от благородных целей. Они живут ради наживы и собственного удовольствия. В них отсутствует нравственность и духовность. Характер каждого героя раскрывается на примере различных ситуаций. Несколько типажей помещиков стали открытием в литературе.
  • О жизни крестьян Гоголь упоминает лишь изредка, в основном в качестве крепостных помещиков. Главным персонажем произведения выступает коллежский советник Чичиков. Его умение удачно проворачивать различные авантюры и махинации помогает герою жить в финансовом благополучии. Основные события разворачиваются вокруг этого героя.

Автор

Одним из персонажей, который представляет читателю события в новом свете, стал помещик Собакевич.

Характеристика Собакевича

Гоголь преподносит Собакевича как активного и энергичного человека.

  • Точный возраст персонажа не указывается, но дается намек, что ему уже за сорок. Его внешность значительно отличается от привычных типажей аристократов. Тучное и громоздкое тело приближает Собакевича к повадкам медведя. Его неуклюжесть подчеркивается нелепыми движениями.
  • Проводя параллель с медведем, Гоголь дает ему имя Михаил. Огромная осанка придавала его образу важности и заставляла опасаться этого человека.
  • Тучные ноги и огромные ступни очень напоминали конечности слона. Впечатляющее телосложение можно назвать богатырским. Несмотря на тяжелые формы тела, помещик был очень изворотлив и хитер в делах. Собакевич не испытывал дискомфорта и при случае подчеркивал свое отменное здоровье.

Собакевич

В Собакевиче отсутствовало обаяние. Тыквообразная форма головы не обладала никакими примечательными чертами. Его лицо было похоже на неуклюже вырубленные формы, не отражающие никаких эмоций. В его глазах было сложно уловить заинтересованность. Здоровый мужчина с багровым лицом и взглядом исподлобья не вызывал никакой симпатии.

Опрятный внешний вид сопровождался однотипными мрачными одеждами. Цвет и фасон вещей еще больше подчеркивали его схожесть с медведем.

Взаимоотношения Собакевича и родственников

В поэме кратко упоминается об отце Собакевича. Именно от него сын унаследовал крупные параметры и хорошее здоровье.

  • Помещик состоит в счастливом браке. Супруга Феодулия на фоне мужа выглядела как высокая худощавая женщина.
  • В обществе она всегда держалась уверенно с высоко поднятой головой. Простой нрав Феодулии приближал ее образ к крестьянским женщинам. В семье царило взаимопонимание и уважение. Собакевич никогда не переносил негатив в семью и старался избегать любой ругани.

Жена

  • В отношениях супругов не было места романтики, но при этом всегда соблюдалась любезная манера общения. Феодулия называет его «душенькой». Собакевич всегда старался угодить ближнему и в этом отношении сравнивал себя с собакой.
  • Единственное чего не хватает в семье Собакевича – это детей. Гоголь не упоминает причину их отсутствия.

Поместье, в котором проживали супруги, подчеркивало хозяйственные черты Собакевича. Внешний вид дома создавал впечатление надежной и крепкой конструкции. Ограждения и сооружения вокруг поместья также были сделаны на совесть. Фасад поместья был лишен всяческим излишеств, но ничуть не уступал соседним постройкам.

Излишняя сверх прочность и массивность деревянных материалов, делали из поместья укрепленную крепость. Внутреннее обустройство дома полностью отображало своего хозяина. Грубая мебель не отличалась изяществом, но обладала высокой прочностью. Стены дома украшали изображения полководцев. Их внушительные размеры также перекликались с хозяином поместья.

Характер Собакевича

Характер Собакевича дополнял его грубую внешность. Помещик постоянно выражал свое недовольство.

  • От него было сложно дождаться похвалы. В своем окружении он видел мошенников и продажных личностей: «Я их знаю всех. Это все мошенники, весь город там такой, мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек — прокурор, да и тот, если сказать правду, свинья». Каждый характер для него отрицательный.
  • Аристократическое положение не мешает помещику занимает крестьянской работой. Он в полной мере обеспечивал благополучие своих крепостных. Был во всех подробностях осведомлен о каждой живой и мертвой душе. Активное участие во всех делах давало возможность контролировать качество и добросовестность проделанной работы.

Собакевич

  • Порядок в делах для него превыше всего. Только так Собакевич приходил в душевное равновесие. Такая активность еще раз подчеркивает финансовую заинтересованность и хозяйственность помещика.
  • Важным показателем качества жизни для Собакевича были съестные запасы. Основным требованием помещика была не изысканность блюд, а их калорийность и питательность. Насыщение от вкусных блюд привносило особый смысл в жизнь Собакевича.
  • Ему не понятны кулинарные изыски. Он открыто высказывает недоумение о вкусовых предпочтениях его окружения. Презирал французские и немецкие блюда. Никакую лягушку или устрицу не променял бы на русские щи. Повар помещика неоднократно отправляет на помойку еду, не одобренную хозяином.
  • Собакевич высмеивает основателей диет, ест всегда много и сытно. Порция для него весьма условное понятие. Мясные блюда предпочитал в размере тушки. Но даже набивая брюхо до отвала, помещик не становился добрее, обжорство было его сущностью. Прожорливость помещика в полной мере дополняла его медвежий образ.
  • Собакевич достаточно самокритичная личность. Он прекрасно видит недостатки своего характера, но при этом не предпринимает попыток к самосовершенствованию. В своих поступках помещик руководствуется холодным расчетом. Во всех процессах его интересовал прежде финансовый интерес.
  • Он никогда не упускает возможности поторговаться и извлечь двойную выгоду. Если при заключении сделки можно смухлевать, то Собакевич обязательно использует этот шанс. В беседе всегда открыт и прямолинеен. Вместо намеков и тайн предпочитает реальное положение дел. Трезво оценивает любую ситуацию и не тешит себя иллюзиями.  Он обвиняет окружающих в мошенничестве, но при этом сам использует такие же методы.
  • Благополучие помещик видит в упорядоченных и сытных буднях. Его твердые убеждения помогают добиваться поставленных целей. Продавая товар, легко набивает ему цену, применяя свое красноречие.

Герой произведения

Помещик не очень дружелюбен по своей натуре. Но ради материальной выгоды, был готов радушно принять гостя и любезничать в беседе. Деловое предложение подкреплял намеками на близкие отношения и крепкую дружбу. Практичность Собакевича удачно подчеркивает Чичиков: «Неладно скроен, да крепко сшит».

  • Собакевич далеко не глупый человек, но к процессу образования относился с пренебрежением. Красивые вещи не вызывают у него реакции. Любой красоте он предпочтет прочность и крепость. Вопреки своей грубости, положение в обществе обязывает помещика проявлять элементарную вежливость.
  • Автор характеризует взгляды помещика на окружающий мир, как «типичный кулак». Провинциальная глушь придерживает аппетиты помещика, но если подобного персонажа допустить в городскую власть, то населению пришлось бы не сладко.
  • Проявление силы и воли в поступках Собакевича происходит механически, без душевных и сердечных эмоций. В разговоре с Чичиковым помещика удивляет отношение к человеческой душе, как к вещи. Тем не менее, он не брезгует расхваливать «мертвые души» и старается выручить за них побольше денег.
  • Охваченный азартом, помещик начинает озвучивать нелепые доводы о мертвых крестьянах: «Ну нет, не мечта. Я вам доложу, каков был Михеев, так вы таких людей не сыщете. Машинища такая, что в эту комнату не войдет, нет, это не мечта! А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади, хотел бы я знать, где бы вы в другом месте нашли такую мечту».
  • Заключая незаконную сделку, он не испытывает никаких переживаний или угрызений совести. Его поведение пропитано спокойствием и невозмутимостью. Воспользовавшись ситуаций, проявляет хитрость. В список мужских душ добавляет женскую, нарушая договоренность.

Характеристика

Гоголь видит в Собакевиче потенциал для возрождения положительных человеческих качеств. Несмотря на грубую душевную организацию, в помещике гораздо больше хорошего, чем в его окружении.

По мнению автора, душа Собакевича была задавлена его тучной плотью. Автор высмеивает корыстолюбие и узкие интересы помещика.

Показывает, что страсть к богатству подталкивает человека на безрассудные поступки.

Видео: Характеристика Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Источник: https://heaclub.ru/mertvye-dushi-gogolya-harakteristika-sobakevicha

Ссылка на основную публикацию