Сочинение: образ вишневого сада

Образ сада в пьесе «Вишнёвый сад» Чехова – значение для сочинения по теме » Сочинение на EraInfo.ru

Образ вишневого сада в сюжетном развитии пьесы имеет большое значение. Именно через отношение к нему происходит знакомство с мироощущением героев: становится понятно их место в исторических переменах, постигших Россию.

Знакомство зрителя с садом происходит в мае, в замечательную пору цветения, а его аромат заполняет окружающее пространство. Из-за границы возвращается хозяйка сада, которая долго отсутствовала. Однако за годы, пока она путешествовала, в доме ничего не изменилось.

Даже детская, в которой давно не было ни одного ребенка, носит прежнее название. Что для Раневской значит сад? Это ее детство, ей даже мерещится мать, ее молодость и не очень удачное замужество за человеком, как и она, легкомысленным транжирой; возникшая после смерти мужа сжигающая ее любовная страсть; гибель младшего сына.

Обратите внимание

От всего этого она сбежала во Францию, бросив все, надеясь, что побег поможет ей забыться. Но и за границей она не нашла покоя и счастья. И теперь ей предстоит решать судьбу усадьбы. Лопахин предлагает ей единственный выход – вырубить сад, не приносящий ни какой пользы и весьма запущенный, и отдать освободившуюся землю под дачи.

Но для Раневской, воспитанной в лучших аристократических традициях, все, что заменяемо деньгами и ими меряется – пошло. Отклонив предложение Лопахина, она вновь и вновь просит его совета, надеясь, что возможно спасти сад, не уничтожая его: « Что же нам делать? Научите, что?».

Любовь Андреевна так и не решается переступить через свои убеждения, и потеря сада становится горькой утратой для нее. Однако она признала, что с продажей имения у нее развязаны руки , и без долгих размышлений, оставив дочерей и брата, вновь собирается покинуть родину.

Гаев перебирает способы спасения усадьбы, но все они безрезультатны и слишком фантастичны: получить наследство, выдать Аню за богача замуж, попросить денег у богатой тетушки, или перезанять у кого-нибудь. Впрочем, он об этом догадывается: «…у меня много средств…значит… ни одного».

Ему тоже горько от потери родового гнезда, но его переживания не столь глубоки, как ему хотелось бы это показать. После аукциона его печаль развеивается, как только он слышит звуки так любимого им бильярда.<\p>

Для Раневской и Гаева вишневый сад – это ниточка в прошлое, где не было места мыслям о финансовой стороне жизни.

Это счастливое беззаботное время, когда не нужно было что-то решать, не случалось никаких потрясений, и они были хозяевами.

Аня любит сад как то единственно светлое, что было в ее жизни « Я дома! Завтра утром встану, побегу в сад…». Она искренне переживает, но ничего сделать для спасения имения не может, полагаясь на решения своих старших родственников.

Важно

Хотя на самом деле, она куда более рассудительна, чем мать и дядя. Во многом под влиянием Пети Трофимова сад перестает значить для Ани то же, что и для старшего поколения семьи.

Она перерастает эту в чем-то даже болезненную привязанность к родным пенатам, и позже сама недоумевает, что разлюбила сад: «Отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде… мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад».

И в финальных сценах она единственная из жителей проданного поместья, которая с оптимизмом глядит в будущее: «…Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймешь…»

Для Пети Трофимова сад – это живой памятник крепостничеству. Именно Трофимов говорит, что семья Раневской до сей поры живет прошлым, в котором они были владельцами «живых душ», и этот отпечаток рабовладения на них: « …вы …уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет…», и открыто заявляет, что Раневская и Гаев просто боятся настоящей жизни.

Единственный человек, полностью осознающий ценность вишневого сада – «новый русский» Лопахин. Он искренне восхищается им, называя местом «прекрасней которого ничего нет на свете».

Он мечтает скорее очистить территорию от деревьев, но не с целью уничтожения, а чтобы перевести эту землю в новую ипостась, которую увидят «внуки и правнуки».

Он искренне старался помочь Раневской сберечь имение и жалеет ее, но теперь сад принадлежит ему, и безудержное ликование странно перемешано с состраданием к Любови Андреевне.

Символический образ вишневого сада

Написанная на рубеже эпох пьеса «Вишневый сад» стала отражением происходящих в стране перемен. Старое уже ушло, а на смену ему идет неизведанное будущее. Для каждого из участников пьесы сад – свой, но символический образ вишневого сада – как уходящего былого для всех, кроме Лопахина и Трофимова, един.

«Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест» – говорит Петя, тем самым показывая, что людям новой эпохи, к которым он относится, не свойственна привязанность к своим корням, и это настораживает.

Люди, любившие сад, легко отказались от него, и это пугает, ведь если «Вся Россия наш сад», как говорит Петя Трофимов, что же будет, если на будущее России так же все махнут рукой? И вспоминая историю, мы видим: спустя всего чуть более 10 лет в России начали происходить такие потрясения, что страна действительно стала безжалостно уничтоженным вишневым садом. Поэтому можно сделать однозначный вывод: главный образ пьесы стал истинным символом России.

Образа сада, анализ его значения в пьесе и описание отношения главных героев к нему поможет учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «Образ сада в пьесе «Вишнёвый сад» Чехова».

Источник: http://erainfo.ru/obraz-sada-v-pese-vishnyovyj-sad-chexova-znachenie-dlya-sochineniya-po-teme/

Образ вишневого сада — центральный образ пьесы А. П. Чехова

Образ вишневого сада — центральный образ. Действие в пьесе «Вишневый сад» происходит в Украине, недалеко от Харькова. Вишневые сады здесь встречаются довольно часто, они рождают в душе образ чего-то светлого, поэтического, по-домашнему родного («Садок вишневий коло хати»).

Такие же чувства вызывает образ вишневого садат и в пьесе Чехова, где он играет особую роль.

Читатели и зрители сначала недоумевают: почему это бывшие владельцы вишневого сада так горюют из-за продажи сада, почему так сопротивляются предложению Лопахина? Предполагается при этом, что материальное благополучие, деньги сами по себе способны успокоить чеховских героев.

Совет

Но смогут ли деньги заменить им прекрасный вишневый сад? Ведь вишневый сад в пьесе Чехова перерастает в символ красоты, чистоты, гармонии. Утрата его равносильна утрате счастья. Вот почему так остро звучит у Чехова тема памяти.

Гаев, обращаясь к Раневской, настойчиво спрашивает ее, волнуясь и повторяя одни и те же слова: «Сад весь белый. Ты не забыла, Люба?.. Ты помнишь? Не забыла?» Кажется удивительным, что это говорит Гаев, которого мы привыкли считать легкомысленным и беззаботным. Но даже он тревожится о судьбе красоты, которую нельзя разрушать.

Вишневый сад — это еще и символ родного дома. Как тут не вспомнить знаменитые пушкинские строчки:

Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам…

Уважение к святыням прошлого, к родному дому, к собственной памяти — важнейший показатель уровня культуры. Каждый должен знать свои корни, без этого нет человека и нет человечества. Как горько звучат слова Шарлотты в пьесе: «А откуда я и кто я — не знаю…»

Образ вишневого сада у Чехова имеет большее значение, чем символ родного дома. Это символ всей России. Продан не просто вишневый сад. Уничтожено все лучшее в жизни Раневской и Гаева. Вот отчего плачут они, вот откуда ощущение жизненного тупика и катастрофы.

В письме к жене Чехов писал: «Во всей пьесе ни одного выстрела…» Выстрела нет, а убийство есть. Убит вишневый сад.

В финале пьесы звучит стук топора. Кажется, что это похоронный звон колокола.

И под этот звук появляется Фирс. Он трогает ручку запертой двери и говорит: «Заперто. Уехали. Про меня забыли». Это жестокая сцена, но написана она с добрыми побуждениями. Чехов хотел этой сценой напомнить нам об огромной ответственности людей за все, что совершается на земле: и за судьбу прекрасного сада, и за судьбу каждого человека.

Источник: https://www.prepodka.net/obraz-vishnevogo-sada-centralnyj-obraz-pesy-a-p-chexova/

Сочинение с планом по пьесе Чехова «Вишневый сад» | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

План сочинения

1. Введение

2. Образ вишневого сада в произведении:

а) Что символизирует вишневый сад?

б) Три поколения в пьесе

3. Проблемы пьесы

а) Внутренний и внешний конфликт

4. Мое отношение к произведению

Вот уже больше века на сценах многих театров, причем не только российских, с успехом идет пьеса «Вишневый сад».

Режиссеры все ищут в этой комедии актуальные на данный момент мысли, и иногда даже ставят классическое произведение так, что, наверное, и сам Антон Павлович не смог бы понять, его это пьеса, или нет.

Тем не менее, одно остается неизменным – образ вишневого сада и его значение не только для героев произведения, но и страны в целом.

Обратите внимание

Вишневый сад – не просто участок земли с деревьями, вокруг которого разворачивается действие. Сад можно назвать отдельным персонажем, символизирующим жизнь дворян. Чехов не раз признавался в том, что очень любил имения.

Ему нравилось наблюдать, как проходит жизнь в усадьбах, как выстраиваются отношения внутри семьи, как живет «дворянское гнездо». А что такое гнездо? Это дом для птиц, состоящий из веток и прутиков .

И точно как птицы, под защитой своего сада, в котором росли, переплетаясь ветвями вишни, долгое время находились Раневская, ее брат Гаев и лакей Фирс.

При этом сад является неким порталом, позволяющим встретиться людям разных поколений. Их различие как раз передается через отношение к саду. Например, Раневская и Гаев очень любят его, постоянно предаются воспоминаниям о том, как раньше хорошо жилось, как сад объединял многих людей. Купец Лопахин относится к тому поколению, которое вышло из дворян, но живет настоящим и готово к переменам.

Именно поэтому он трезво оценивает ситуацию и предлагает множество вариантов, как можно сохранить землю, на которой стоит сад. И, наконец, Аня и Трофимов из тех, кто живет будущим. Им не хочется, чтобы сад был продан, потому что, в первую очередь, жалко Раневскую. Но все же они больше озабочены своей жизнью и своими отношениями. Это представители нового поколения, которые будут строить будущее.

Как это ни грустно, но в конце вишневый сад рубят, а вместе с тем заканчивается и век дворян, людей, которые не умели и не хотели работать. Они не могли решиться что-то изменить, а только мечтали за чашечкой чая, их, кстати, Чехов описывал во многих пьесах.

В речь Гаева, после того, как сад покупает Лопахин, автор пьесы вкладывает слова о том, что «теперь,… когда вопрос был решен окончательно, бесповоротно, все успокоились, повеселели даже…».

Потеря сада ведет к потере семейных ценностей, все разъезжаются и начинают жить по отдельности.

Важно

Таков внешний конфликт пьесы, но это драматургическое произведение, поэтому нужно копнуть глубже и раскрыть внутренний конфликт.

Всех герои произведения одиноки. Какая грустная история у Шарлотты Ивановны, как мучается Епиходов, потому что не знает, что ему делать в жизни.

Именно от этого чувства у многих персонажей появляются как бы случайные реплики, что-то они говорят невпопад, но только потому, что погружены в свои мысли.

Несмотря на то, что в пьесе отображаются три поколения, у всех людей одна проблема – все они недовольны жизнью. И ее даже покупкой вишневого сада не решить.

Тем не менее, Чехов писал комедию, а значит, стоит взглянуть на это произведение под этим углом, и не жалеть этих людей, а задуматься над собой, над своими пороками, попытаться что-то изменить. Я считаю, что эта пьеса создана, чтобы вдохновлять людей, возможно, поэтому она так популярна.

Характеристика образов в пьесе

Понять что-то о героях любой пьесы можно уже по списку действующих лиц в пьесе «Вишневый сад». Так Чехов не делит своих героев на главных и второстепенных, а только указывает их социальный статус. Кроме этого автор делает акцент на возрасте только трех персонажей — Вари, Ани и Фирса. Остальное о героях Чехова можно узнать из их речей и поступков.

Ведущей героиней пьесы является Любовь Андреевна Раневская. Она — помещица, которая раньше себе не отказывала ни в чем.

Потом, правда, на ее долю пришлись тяжелые испытания, она потеряла мужа, затем маленького сына, а границей растратила все свои деньги, правда не без помощи любовника, после чего вернулась в родное имение. Любовь Андреевна очень хочет сохранить сад, поэтому страдает из-за сложившейся ситуации.

Совет

Но принять идеи Лопахина она не может, потому что они противоречат всему тому, чем живет Раневская. Героиня имеет отменное воспитание, правда в новом мире все ее положительные качества ведут к гибели.

Этими же чертами характера обладает брат Раневской — Леонид Гаев. Но он слабее своей сестры, нуждается в ее поддержке и помощи Фирса. Он тоже хорошо образован, но его речи в новом мире подобны пустому звону.

Единственный человек, который предпочитает не так много говорить, сколько действовать – Лопахин. Ермолай Алексеевич – купец, родители которого были крепостными. Но он не глуп, разбирается во многих житейских вопросах и живет настоящим.

Он единственный, кто разрабатывает планы по спасению сада, но из-за бездействия многих, его уничтожает.

Хотя, как замечает Петя Трофимов, Лопахин — обладатель тонкой душевной организации, он умеет восхищаться природой и видит внутренний мир других людей.

Петя Трофимов — один из самых интересных персонажей. Он — вечный студент, который очень любит мечтать и верит в будущее. В его голове рождаются хорошие идеи, но, они не воплощаются в жизнь. Он не ленив, но не любит бытовые проблемы. Никто к нему не относится серьезно, только Аня, потому что она очень доверчивая и наивная.

В остальном же Аня очень похожа на свою мать, даже несмотря на то, что та ее отдала на воспитание брату, когда девочке было всего 12 лет. Аня хорошо воспитана, любит маму, дядю и сад, но внутренне готова к переменам.

У Ани есть сестра – Варя, приемная дочь Раневской. Если Аня живет также мечтами, то Варя – желанием служить Богу. Но пока она только больше всех трудиться из занимается хозяйством.

Обратите внимание

Кроме этих персонажей в пьесе есть еще несколько героев. У них не так много реплик, но все имеют яркие характеры и помогают лучше раскрыть характеры основных участников действия:

Симеонов- Пищик – трогательный герой, помещик. Он по уши в долгах, но готов идти в ногу со временем, поэтому сдает свои земли. И в итоге это ему приносит хорошую прибыль.

Шарлотта Ивановна – гувернантка, которая владеет многими цирковыми приемами. Внешне Шарлотта – комедийный персонаж, однако, она, как и все, очень несчастна, ведь не знает даже, откуда взялась.

Еще один персонаж, который не видит смысла в жизни – Семен Епиходов. Мало того, что он не знает, что ему делать, так еще постоянно попадает в какие-нибудь ситуации. Епиходов влюблен в прислугу Дуняшу, но эта девушка живет только в своих мечтах.

Еще два персонажа, на примере которых можно рассмотреть разницу поколений – Фирс и Яша. Они оба лакеи, но Фирс из тех, кто привязан к дому и хозяевам, и готов им служить до самой смерти, как и происходит. А Яша – молодой человек, который не ценит не только хозяев, но и даже свою маму.

Мини-сочинение

«Вишневый сад» — комедия, написанная Антоном Павловичем Чеховым, и которая повествует совсем не о веселых временах. В этом произведении отражены последние российские помещики, которые хранят традиции своих предков и не готовы меняться и пускать в свою жизнь новые правила.

Всю старую Россию Чехов представляет образом Вишневого сада – местом, где раньше собирались люди, где аристократы под тенью деревьев пили чай. Конфликт произведения строится именно вокруг сада – его необходимо продать из-за долгов. Но помещица Раневская и ее брат Гаев не хотят с ним расставаться. Вишневые деревья для них – возможность спрятаться от новой жизни.

Между тем Чехов отобразил в пьесе и другое поколение – людей, которые тоже дорожат временем дворян, но готовы меняться. Один из таких героев – Симеонов-Пищик. Также автор показал новое поколение – людей, мечтающих о прекрасном будущем. Это Аня и Петя Трофимов, который всегда будет молод душой.

Проблема героев в том, что они очень много говорят, но ничего не предпринимают. Все они одиноки, не любят свою жизнь, а некоторые не видят в ней никакого смысла. И только один человек – Лопахин, начинающий предприниматель, уничтожает предмет споров, то есть сад, и дает всем шанс начать все сначала. Другое дело, что не все это смогут.

Важно

Для меня это не комедия, а все-таки трагедия, ведь прошло столько времени, а проблемы остались те же.

Источник: http://resoch.ru/sochinenie-s-planom-po-pese-chexova-vishnevyj-sad/

Образ вишневого сада в сознании героев пьесы Чехова «Вишневый сад»

Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Вишневый сад — образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ-символ.

Он символизирует не только красоту русской природы, но, главное, красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни, ко­торая погибает вместе с гибелью сада. Образ вишневого сада объединяет вокруг себя всех геро­ев пьесы.

На первый взгляд, кажется, что это только родствен­ники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в помес­тье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и соци­альных групп, и они должны будут так или иначе решить судь­бу сада, а значит, и свою судьбу.

Владельцы усадьбы — русские помещики Гаев и Ранев­ская. И брат, и сестра — образованные, умные, чуткие люди. Они умеют ценить красоту, тонко чувствуют ее, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения.

При всей своей развитости и душевном богатстве Гаев и Ранев­ская лишены чувства реальности, практичности и ответствен­ности, а потому не в состоянии позаботиться ни о себе, ни о близких людях.

Они не могут последовать совету Лопахина и сдать землю в аренду, несмотря на то что это принесло бы им солидный доход: «Дачи и дачники — это так пошло, простите». Пойти на эту меру им мешают особые чувства, ко­торые связывают их с усадьбой.

Они относятся к саду как к живому человеку, с которым их очень многое связывает. Виш­невый сад для них — это олицетворение прошлой жизни, ушед­шей молодости.

Глядя в окно на сад, Раневская восклицает: «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела от­сюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось». И далее: «О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя…

» Раневская говорит не только о саде, но и о себе. Она как булто сравнивает свою жизнь с «темной ненастной осенью» и «хо­лодной зимой». Вернувшись в родную усадьбу, она вновь по­чувствовала себя молодой и счастливой. Чувств Гаева и Раневской не разделяет Л опахин.

Совет

Их пове­дение кажется ему странным и нелогичным. Он удивляется, почему на них не действуют столь очевидные для него доводы благоразумного выхода из затруднительной ситуации. Лопа-хин умеет ценить красоту: его восхищает сад, «прекраснее ко­торого нет ничего на свете».

Но он — человек деятельный и практичный.

Он не может просто любоваться садом и сожа­леть о нем, не пытаясь что-либо предпринять для его спасения.

Он искренне старается помочь Гаеву и Раневской, постоянно убеждая их: «И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее — аукцион на носу! Поймите!» Но они не желают его слушать. Гаев способен лишь на пустые клятвы: «Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано!…

Счастьем моим клянусь!… назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!» Однако аукцион состоялся, и Лопахин купил имение.

Для него это событие имеет особый смысл: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…» Та­ким образом, для Лопахина покупка имения становится не­ким символом его успешности, наградой за многолетние тру­ды.

Он бы хотел, чтобы его отец и дед встали из могилы и порадовались тому, как их сын и внук преуспел в жизни. Для Лопахина вишневый сад — всего лишь земля, которую можно продать, заложить или купить.

В своей радости он даже не считает нужным проявить элементарное чувство такта по от­ношению к прежним хозяевам усадьбы.

Он начинает выру­бать сад, даже не дожидаясь их отъезда. В чем-то ему сродни бездушный лакей Яша, в котором начисто отсутствуют та­кие чувства, как доброта, любовь к матери, привязанность к месту, где родился и вырос. В этом он прямая противополож­ность Фирсу, у которого эти качества необычайно развиты. Фирс — самый старый человек в доме.

Обратите внимание

Он много лет верой и правдой служит своим господам, искренне любит их и по-отцовски готов оберегать от всех бед. Пожалуй, Фирс — един­ственный персонаж пьесы, наделенный этим качеством — пре­данностью. Фирс — очень цельная натура, и эта цельность со всей полнотой проявляется в его отношении к саду.

Сад для старого лакея — это родовое гнездо, которое он стремится оберегать так же, как и своих господ.

Петя Трофимов — представитель нового поколения. Его вообще не волнует судьба вишневого сада. «Мы выше люб­ви», — заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству.

Петя смотрит на все слишком поверх­ностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе надуманных идей. Внешне Петя и Аня счастли­вы. Они хотят идти к новой жизни, решительно порвав с про­шлым. Сад для них — «вся Россия», а не только этот вишне­вый сад.

Но разве можно, не любя родного дома, полюбить весь мир? Оба героя устремляются к новым горизонтам, но теряют корни. Взаимопонимание между Раневской и Тро­фимовым невозможно.

Если для Пети нет прошлого и воспо­минаний, то Раневская глубоко горюет: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни…

» Вишневый сад — символ красоты. Но кто же спасет красо­ту, если люди, которые способны ее ценить, не в силах за нее бороться, а люди энергичные и деятельные смотрят на нее только как на источник выгоды и наживы? Вишневый сад — символ дорогого сердцу прошлого и род­ного очага. Но можно ли идти вперед, когда за твоей спиной раздается стук топора, разрушающего все, что прежде было свято?

Вишневый сад — символ добра, а потому такие выраже­ния, как «подрубить корни», «растоптать цветок» или «уда­рить по дереву топором» звучат кощунственно и бесчеловеч­но. Размышляя над характерами и поступками героев пьесы, мы задумываемся над судьбой России, которая является для нас тем самым «вишневым садом».

Источник: https://www.school-essays.info/obraz-vishnevogo-sada-v-soznanii-geroev-pesy-chexova-vishnevyj-sad/

Образ вишневого сада в сознании героев пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад»

Вишневый сад — образ сложный и неоднозначный. Это не только конкретный сад, являющийся частью усадьбы Гаева и Раневской, но и образ-символ. Он символизирует не только красоту русской природы, но, главное, красоту жизни людей, взрастивших этот сад и восторгавшихся им, той жизни, которая погибает вместе с гибелью сада.

Образ вишневого сада объединяет вокруг себя всех героев пьесы. На первый взгляд, кажется, что это только родственники и старые знакомые, волей случая собравшиеся в поместье, чтобы решить свои житейские проблемы. Но это не так. Писатель соединяет персонажей разных возрастов и социальных групп, и они должны будут так или иначе решить судьбу сада, а значит, и свою судьбу.

Владельцы усадьбы — русские помещики Гаев и Раневская. И брат, и сестра — образованные, умные, чуткие люди. Они умеют ценить красоту, тонко чувствуют ее, но в силу инертности не могут ничего предпринять для ее спасения.

Важно

При всей своей развитости и душевном богатстве Гаев и Раневская лишены чувства реальности, практичности и ответственности, а потому не в состоянии позаботиться ни о себе, ни о близких людях.

Они не могут последовать совету Лопахина и сдать землю в аренду, несмотря на то что это принесло бы им солидный доход: «Дачи и дачники — это так пошло, простите». Пойти на эту меру им мешают особые чувства, которые связывают их с усадьбой. Они относятся к саду как к живому человеку, с которым их очень многое связывает.

Вишневый сад для них — это олицетворение прошлой жизни, ушедшей молодости. Глядя в окно на сад, Раневская восклицает: «О мое детство, чистота моя! В этой детской я спала, глядела отсюда на сад, счастье просыпалось вместе со мною каждое утро, и тогда он был точно таким, ничто не изменилось».

И далее: «О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя…» Раневская говорит не только о саде, но и о себе. Она как булто сравнивает свою жизнь с «темной ненастной осенью» и «холодной зимой». Вернувшись в родную усадьбу, она вновь почувствовала себя молодой и счастливой.

Чувств Гаева и Раневской не разделяет Л опахин. Их поведение кажется ему странным и нелогичным. Он удивляется, почему на них не действуют столь очевидные для него доводы благоразумного выхода из затруднительной ситуации.

Лопа-хин умеет ценить красоту: его восхищает сад, «прекраснее которого нет ничего на свете». Но он — человек деятельный и практичный. Он не может просто любоваться садом и сожалеть о нем, не пытаясь что-либо предпринять для его спасения.

Он искренне старается помочь Гаеву и Раневской, постоянно убеждая их: «И вишневый сад, и землю необходимо отдать в аренду под дачи, сделать это теперь же, поскорее — аукцион на носу! Поймите!» Но они не желают его слушать.

Гаев способен лишь на пустые клятвы: «Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано!… Счастьем моим клянусь!… назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!»

Совет

Однако аукцион состоялся, и Лопахин купил имение. Для него это событие имеет особый смысл: «Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню. Я сплю, это только мерещится мне, это только кажется…» Таким образом, для Лопахина покупка имения становится неким символом его успешности, наградой за многолетние труды.

Он бы хотел, чтобы его отец и дед встали из могилы и порадовались тому, как их сын и внук преуспел в жизни. Для Лопахина вишневый сад — всего лишь земля, которую можно продать, заложить или купить. В своей радости он даже не считает нужным проявить элементарное чувство такта по отношению к прежним хозяевам усадьбы.

Он начинает вырубать сад, даже не дожидаясь их отъезда. В чем-то ему сродни бездушный лакей Яша, в котором начисто отсутствуют такие чувства, как доброта, любовь к матери, привязанность к месту, где родился и вырос. В этом он прямая противоположность Фирсу, у которого эти качества необычайно развиты. Фирс — самый старый человек в доме.

Он много лет верой и правдой служит своим господам, искренне любит их и по-отцовски готов оберегать от всех бед. Пожалуй, Фирс — единственный персонаж пьесы, наделенный этим качеством — преданностью. Фирс — очень цельная натура, и эта цельность со всей полнотой проявляется в его отношении к саду.

Сад для старого лакея — это родовое гнездо, которое он стремится оберегать так же, как и своих господ.

Петя Трофимов — представитель нового поколения. Его вообще не волнует судьба вишневого сада. «Мы выше любви», — заявляет он, признаваясь тем самым в неспособности к серьезному чувству.

Петя смотрит на все слишком поверхностно: не зная подлинной жизни, он пытается переустроить ее на основе надуманных идей. Внешне Петя и Аня счастливы. Они хотят идти к новой жизни, решительно порвав с прошлым. Сад для них — «вся Россия», а не только этот вишневый сад.

Но разве можно, не любя родного дома, полюбить весь мир? Оба героя устремляются к новым горизонтам, но теряют корни. Взаимопонимание между Раневской и Трофимовым невозможно.

Обратите внимание

Если для Пети нет прошлого и воспоминаний, то Раневская глубоко горюет: «Ведь я родилась здесь, здесь жили мои отец и мать, мой дед, я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни…»

Вишневый сад — символ красоты. Но кто же спасет красоту, если люди, которые способны ее ценить, не в силах за нее бороться, а люди энергичные и деятельные смотрят на нее только как на источник выгоды и наживы?

Вишневый сад — символ дорогого сердцу прошлого и родного очага. Но можно ли идти вперед, когда за твоей спиной раздается стук топора, разрушающего все, что прежде было свято? Вишневый сад — символ добра, а потому такие выражения, как «подрубить корни», «растоптать цветок» или «ударить по дереву топором» звучат кощунственно и бесчеловечно.

Размышляя над характерами и поступками героев пьесы, мы задумываемся над судьбой России, которая является для нас тем самым «вишневым садом».

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/obraz-vishnevogo-sada-v-soznanii-geroev-pesy-a-p-chexova-vishnevyj-sad/

Система образов в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»

А.П.Чехова как русского писателя и русского интеллигента волновала судьба Родины накануне ощущаемых обществом социальных перемен. Образная система пьесы «Вишневый сад» отражает взгляд писателя на прошлое, настоящее и будущее России.

Образная система «Вишневый сад» — авторские особенности

Особенностью драматургии Чехова является, в частности, то, что в его произведениях практически нельзя выделить одного главного героя. Вся система образов пьесы важна для понимания вопросов, которые поднимает драматург в пьесе.

Так, образы героев в «Вишневом саду» представляют,

  • с одной стороны, социальные слои России накануне перелома (дворянство, купечество, разночинную интеллигенция, отчасти крестьянство),
  • с другой стороны, эти группы своеобразно отражают прошлое, настоящее и будущее страны.

Сама Россия представлена образом большого сада, к которому с нежной любовью относятся все герои.

Образы героев прошлого

Олицетворением прошлого являются герои  Раневской и Гаева. Это прошлое уходящих с исторической арены дворянских гнезд. В Гаеве и Раневской отсутсвует корыстный расчет: так совершенно чужда им идея продать вишневый сад под землю дачникам. Они тонко чувствуют красоту природы

(«Направо, на повороте беседки, белое деревце склонилось, похожее на женщину»…).

Им свойственна некоторая детскость восприятия: Раневская по-детски относится к деньгам, не считает их. Но в этом не только детскость, но и привычка жить, не считаясь с расходами. И Гаев и Раневская добры. Лопахин помнит, как в давние времена Раневская пожалела его. Жалеет Раневская и Петю Трофимова с его неустроенностью, и Аню, которая осталась без приданного, и прохожего.

Но время Гаевых и Раневских прошло. Их интеллигентность, неумение жить, беззаботность оборачиваются черствостью и эгоизмом.

Раневская растрачивает состояние, оставив свою дочь на попечении приемной дочери Вари, уезжает в Париж с любовником, получив деньги от ярославской бабушки, предназначенные для Ани, она решает вернуться в Париж к человеку, который практически обобрал ее, при этом она не думает, как сложится жизнь Ани дальше. Она проявляет заботу о больном Фирсе, спрашивая, отправили ли его в больницу, но проверить этого она не может и не хочет (Раневская — человек слова, но не дела) — Фирс остается в заколоченном доме.

Итог жизни дворян — следствие жизни в долг, жизни, основанной на угнетении других.

Образы будущего

Новая Россия — это Ермолай Лопахин, купец. В нем автор подчеркивает деятельное начало: он встает в пять часов утра и работает до вечера, труд приносит ему не капитал, но и радость. Ермолай Лопахин — человек, сделавший сам себя (его дед был крепостным, отец — лавочником). В деятельности Лопахина виден практический расчет: засеял поля маком — и выгода, и красиво.

Лопахин предлагает способ спасения вишневого сада, который должен принести выгоду. Лопахин ценит и помнит добро, таково его трогательное отношение к Раневской. У него «тонкая, нежная душа», по словам Пети Трофимова. Но тонкость чувств сочетается у него с выгодой собственника. Не мог устоять Лопахин и купил на аукционе вишневый сад.

Он кается перед Раневской утешает ее и тут же заявляет:

«Идет новый владелец вишневого сада!».

Но и в Лопахине есть какой-то надрыв, иначе откуда взяться тоске по другой жизни. В конце пьесы он говорит:

«Скорее бы изменилась… наша нескладная, несчастная жизнь!»

Важно

Образы будущего — Петя Трофимов и Аня. Петя Трофимов -вечный студент, он полон оптимизма, в его речах есть убежденность в том, что он, именно он знает, как сделать жизнь прекрасной

( Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможно на земле, и я в первых рядах!»).

Именно он говорит Ане:

«Вся Россия наш сад!»

Но его образ неоднозначен. Петя Трофимов в пьесе скорее тоже человек слова, а не дела. В практической жизни он — недотепа, как и остальные герои пьесы. Образ Ани, пожалуй, единственный образ пьесы, в котором много чувства светлого. Аня похожа на тургеневских девушек, которые готовы уйти в новую жизнь и отдать ей себя всю без остатка, поэтому в Ане нет сожаления об утрате вишневого сада.

Второстепенные образы

Второстепенные персонажи пьесы оттеняют судьбы Гаева и Раневской. Симеоно-Пищик — помещик, готовый приспособиться к жизни, чем отличается от Раневской и Гаева. Но и он живет практически в долг. Образ Шарлотты подчеркивает неустроенность, практическую бездомность Раневской.

Патриархальное крестьянство представлено образами слуг. Это Фирс, в котором сохранилась основная черта старых слуг — преданность барину. Как за малым ребенком ухаживает Фирс за Гаевым.

Судьба его трагична и символична: его забывают, в общем-то бросают те, которые так много говорили о любви к нему и так мало сделали для него. Дуняша и Яша — слуги нового поколения.

Дуняша «тонкостью чувств» повторяет, утрируя свою барыню. Яша впитал в себя эгоизм господ.

Образ вишневого сада

Как уже говорилось, огромна роль вишневого сада в образной системе пьесы. Именно вокруг вишневого сада завязывается внешний конфликт, свое отношение к саду высказывают все герои пьесы. Поэтому по-человечески трагично ощущает зритель и читатель его судьбу:

«… и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Для Чехова и писателя, и драматурга характерно чуткое вслушивание в биение обыденной жизни, умение найти в этой жизни важнейшие социальные проблемы и построить свое произведение так, чтобы эти проблемы стали достоянием соотечественников.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь<\p>

Источник: http://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/sistema-obrazov-v-pese-a-p-chehova-vishnevyiy-sad

Ссылка на основную публикацию