Всегда ли ценны заветы отцов?

Советы отцов и выполнение их детьми – литературными героями а.с. грибоедова, а.с. пушкина и н.в. гоголя

1 Рысьев А.С. 1 1 г. Сургут, ЧОУ «Гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца», 9 класс
Стерхов А.А. (Сургут, ЧОУ «Гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца»)

1. Всемирная история: В 24 т. – Т. 5. Становление государств Азии / А.Н. Бадак и др. – Минск: Современный литератор, 1999. – 544 с. 2. Гоголь Н.В. Мёртвые души. – М.

: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 454 с. 3. Грибоедов А.С. Горе от ума. – М.: Азбука, 2016. – 320 с. 4. Пушкин А.С. Капитанская дочка. – М.: Азбука, 2012. – 480 с.

Проблемы отцов и детей – вечный вопрос; универсально отражённый в одноимённом романе И.С Тургенева, он актуален и по сей день.

Но при всех противоречиях между двумя поколениями, именно отцы неизменно формируют характер и взгляды детей, определяя тем самым их дальнейшую жизнь. Подобную тенденцию можно проследить и подтвердить на примере известных всем литературных персонажей. Первым звеном той цепочки закономерностей, которую мы прослеживаем в настоящем исследовании, является герой пьесы А.С.

Грибоедова «Горе от ума» – Молчалин. Вот как он сам перечисляет то, что ему завещал отец (действие IV, явление 12):

Во-первых, угождать всем людям без изъятья;

Хозяину, где доведётся жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была [3].

Человек, выполняющий подобный завет, не просто льстец и подхалим, это – раб. Слуга, швейцар, дворник – символы самого низкого социального положения. Кто же ещё, как не раб, может им угождать? А Молчалин выполняет завещание отца неукоснительно.

Обратите внимание

Он просиживает целые ночи напролёт в спальне Софьи, держа её за руку (и ничего более, если верить автору). Казалось бы, романтик? Ан нет, Софью Павловну он любит, как сам и откровенно признаётся, «по должности».

Любить по должности! Поразительно! У всех мало-мальски значимых людей он старается найти покровительство, вспомнить хотя бы упомянутую в явлении 3-м III действия Татьяну Юрьевну, или хвалебный отзыв о некоем Фоме Фомиче, которого Чацкий называет пустейшим человеком: авось, передадут Фоме Фомичу слова Молчалина.

Ярчайшую характеристику Молчалина составляют его собственные слова: «В мои лета не должно сметь / Своё суждение иметь» и «Ведь надобно ж зависеть от других» [3].

Рабом можно быть по-разному. Какие бы внешние оковы не надевали на свободного человека, он всё равно будет стремиться вернуть себе свободу, и вернёт её – или умрёт, но всё равно победит, ведь смерть – это тоже освобождение. Но если человек раб в душе, никакие чины и звания не вырвут его из внутренней клетки. Такого нет нужды стеречь и перед казнью.

Молчалин настолько умеет угодить, что даже к брюзгливой старухе Хлёстовой он обнаруживает подход. Самой ей комплименты, в общем-то, уже не нужны, зато у неё есть собачка, которую можно похвалить, что Молчалин и делает.

Ну и, разумеется, вовремя поддакнуть, когда все вокруг начинают перечислять «сумасбродные» поступки Чацкого: «Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах» [3].

Откровенен он только с Лизой, да и то лишь потому, что считает её равной себе и в социальном положении, и в помыслах. Такому человеку кажется вполне естественным, что люди так называемого «подлого сословия» должны быть подлыми в душе. Как мы видим из пьесы, Молчалин свято соблюдает наставления, данные ему отцом.

Такой человек, несомненно, пробьётся, станет нужным винтиком в огромном аппарате царского чиновничества, в этой общей могиле для человеческих душ. Однако, учитывая послушность Молчалина воле родителя.

Важно

стоит задуматься: возможно, будь заветы его отца иными, он стал бы настоящим человеком, а не позолоченной игрушкой, увешанной цветными ленточками и орденами.

Другой литературный персонаж, которого нельзя не упомянуть в связи с заявленной темой исследования, Пётр Андреевич Гринёв из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Вот кто имеет все основания быть недовольным своим отцом, ведь исключительно по одному желанию Андрея Петровича, вместо лейб-гвардии Семёновского полка ему придётся служить в захолустном тогда Оренбурге. Здесь у отца есть все возможности сделать сыну блестящую карьеру, но он хочет, чтобы сын вырос не придворным, а Человеком.

Показательны его заветы: «Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь с молоду» [4].

Молодой Гринёв легкомыслен, он не в восторге от места службы, которое предлагает ему генерал Андрей Карлович, но помнит наказы отца, следует им, а потому от службы не отговаривается. Он настоящий дворянин, понятие чести для него свято, недаром он отвечает дуэлью на клевету Швабрина относительно Маши Мироновой.

Что же касается присяги, то и её Гринёв не нарушает даже в самые опасные мгновения. Спасённый Савельичем от виселицы, он готов снова взойти на эшафот, но не поцеловать руку самозванцу Е.И. Пугачёву. То, что для Савельича ничего не стоит, для Гринёва – подлое унижение.

Да и потом, в беседе с Пугачёвым, он мысленно признаётся читателям: «Чувство долга во мне восторжествовал над слабостию человеческою», и отвечает самозванцу: «Рассуди, могу ли я признать в тебе государя?» [4]. Отказывается он и служить Пугачёву: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу» [4].

Более того, он не может обещать не выступать против мятежников и впредь: «На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?» [4]. При этом не следует забывать, что во время описываемых событий Гринёв постоянно рискует своей жизнью. Потерять жизнь для него гораздо легче, нежели потерять честь.

Совет

И в последнюю свою встречу с Пугачёвым в Белогорской крепости, куда он приехал выручать Машу, Гринёв говорит, что готов и рад заплатить своей жизнью за всё, что сделал для него самозванец, но «… только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести» [4].

Таким образом, оградив сына от престижной службы в придворном Семёновском полке, Андрей Петрович Гринёв закрыл для него путь к высоким государственным чинам, но зато открыл дорогу к высшему из званий на земле, какое в своё время Диоген не мог найти у современников – к званию истинного Человека.

И в завершении нашего исследования – ещё один послушный сын, и ещё один отец, дающий мудрые советы. «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь.

С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку; эта вещь надёжнее всего на свете.

Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой» [2]. Вот последнее, что услышал от отца Чичиков, главный герой поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Этот совет, который глубоко запал в душу Чичикова, по-настоящему страшен.

Воплощение его мы видим по сей день, от него так и веет убийственно-холодной вежливостью американского капитализма. И Чичиков, который действительно оказался лишён способностей к какой-либо науке, превращается в живую машину для зарабатывания денег. Товарищи угощают его, а он припрятывает часть полученного угощения, чтобы впоследствии продать его им же самим.

Он искусно ищет тайные тропинки к сердцам людей и, прокравшись к сердцу, найдя слабые струнки души, беззастенчиво играет на них.

Для него изначально не имеет значения, каким путём добывать капитал, важен лишь конечный результат. В этом плане он является достойным учеником концепции Никколо Макиавелли. Используя окружающих для достижения своей цели, он легко бросает их на произвол судьбы, едва они перестают быть ему полезными.

Обратите внимание

Так он поступил со старым учителем и с повытчиком. И хотя судьба с той же настойчивостью, с какой он взбирается по служебной лестнице, сбрасывает его в пропасть, он вновь и вновь карабкается наверх из грязи.

Примечательно, что Чичиков искренне обижен на судьбу: «Несчастным я не сделал никого брал там, где всякий брал бы» [2]. У него нет ни малейшего сомнения в том, что на его месте любой человек неизбежно стал бы воровать.

Он считает, что не сможет глядеть людям в глаза из-за бедности своей; определяя значимость человека по его материальному благосостоянию, Чичиков полагает, что так же мыслит весь мир.

Думая о будущих детях, он не сомневается, что они будут его презирать, не оставь он им состояния. Подобный циник во сто крат страшнее самого лютого разбойника.

Когда ему в голову приходит мысль о покупке мёртвых душ, он говорит себе: «А теперь же время удобное народу вымерло, слава Богу, немало» [2]. Нужно быть хуже злодея, нужно быть именно закоренелым циником, чтобы благодарить Бога за то, что умерло много людей.

Мёртвые души, с точки зрения теории литературы, оксюморон, поскольку душа по определению бессмертна. Но одна мёртвая душа в поэме всё-таки есть – и это сам Чичиков. Его путь – бесконечные взлёты и падения в пропасть.

Ещё древние философы понимали бессмысленность подобного пути (хотя сам капитализм как экономическое и социальное явление достаточно молод). Китайский мудрец Лао-цзы, основатель религиозной философии даосизма, писал в 44 чжане своего трактата «Дао дэ цзин»:

Коль много накопишь, то много исчезнет.

Зная достаточность, не посрамишься.

Умея останавливаться, не погибнешь [1].

И в 81-м чжане этого же философского произведения:

Человек мудрости не накапливает.

Чем больше он делает для других,

Тем больше у него в наличии для себя.

Отдавая другим, умножает себе [1].

Когда человек идёт по пути зла – беда, но гораздо большая беда в том, что на этом пути он неизменно причиняет зло другим. Один из базовых коммунистических тезисов 1930-х годов, связанных с особенностями судопроизводства того времени, гласил: «Сын не в ответе за отца».

Важно

Возможно, это и так. Но отец – отец всегда несёт ответственность за то, чему он научил своих детей, какими он их воспитал.

А потому, прежде чем сказать хоть одно слово назидания, нужно тщательно продумать, чем оно обернётся для самих детей и для тех люде, с которыми столкнёт их жизнь.

Библиографическая ссылка

Рысьев А.С. Советы отцов и выполнение их детьми – литературными героями а.с. грибоедова, а.с. пушкина и н.в. гоголя // Старт в науке. – 2017. – № 5-2. – С. 306-308;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=881 (дата обращения: 22.03.2019).

Источник: https://science-start.ru/ru/article/view?id=881

Итоговое сочинение направление «Отцы и дети» примеры

Комментарий к открытому тематическому направлению Отцы и дети 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Ниже представлены реальные темы итогового сочинения 2015 г. по направлению «Спор поколений: вместе и врозь», которые полностью перекликается в направлении «Отцы и дети» :

  1. Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
  2. Почему так важно сохранять связь между поколениями?
  3. Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
  4. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
  5. Роль родительского наставления в жизни человека.
  6. Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
  7. В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
  8. Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
  9. Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
  10. Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
  11. Чем может быть ценен для отцов опыт детей?
  12. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
  13. Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
  14. Является ли вечным спор поколений?
  15. Всегда ли ценны заветы отцов?
  16. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
  17. В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?
  18. Трудно ли быть взрослым?
  19. Какую роль в становлении личности может играть семья?
  20. Рождается ли истина в споре поколений?
  21. «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
  22. Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
  23. Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
  24. Почему «отцы и дети» – вечная тема?
  25. Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
  26. Что значит быть взрослым?
  27. Важно ли человеку получить родительское напутствие?
  28. В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
  29. Родители и дети: спор или диалог?
  30. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
  31. Возможные темы сочинений:
  32. Какие уроки можно извлечь из противостояния представителей разных поколений?
  33. Спор поколений — вечный или временный?
  34. Всегда ли конфликт между отцами и детьми приводит к вражде?
  35. Есть ли победители и побежденные в споре отцов и детей?
  36. Какое влияние старшие могут оказать на своих детей?
  37. В чем заключается конфликт между поколениями?
  38. Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
  39. Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
  40. Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
  41. Почему конфликт отцов и детей вечен?
  42. Что такое преемственность поколений?
  43. Почему отцы всегда поучают детей?
  44. Почему разные поколения не понимают друг друга?
  45. Почему нужно уважать старших?
  46. К чему ведет конфликт отцов и детей?
  47. Как помирить отцов и детей?
  48. Вечный конфликт родителей и детей: в поисках компромисса
  49. Кто такие дети в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
  50. Смысл названия романа «Отцы и дети»
  51. Дети и детство в русской литературе
  52. Современные проблемы детей
  53. Любовь и дети
  54. Роль семьи в жизни человека
  55. «Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое» (В.Г. Белинский).
  56. «Любовь к родителям – основа всех добродетелей» (Цицерон).
  57. Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети» (В.А. Сухомлинский).
  58. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Г. Мопассан).
  59. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А.С. Пушкин).
  60. «Острее жалит боль, когда ее причиняет кто-нибудь из близких» (Бабрий).
  61. «Ничто не бывает так редко на свете, как полная откровенность между родителями и детьми» (Р. Роллан).
Читайте также:  В каких жизненных ситуациях лучше проявляется смелость?

Список литературных произведений на тему «Отцы и дети» (официальное направление от ФИПИ для итогового сочинения по литературе).

«Гроза», А.Н. Островский

«Война и мир», Л.Н. Толстой

«Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», Ф.М. Достоевский

«Тихий Дон», «Судьба человека», «Родинка», М.А. Шолохов

«Евгений Онегин», «Капитанская дочка», А.С. Пушкин

«Тёмные аллеи», И.А. Бунин

«Обломов», И.А. Гончаров

«Уроки французского», «Последний срок», В.Г. Распутин

«Премудрый пескарь», М.Е. Салтыков-Щедрин

«Вишневый сад», А.П. Чехов

«В дурном обществе», В.Г. Короленко

«Детство», А.М. Горький

«Расплата», В. Тендряков

«Завтра была война», Б. Васильев

«Безумная Евдокия», «Шаги», А. Алексин

«Ночь исцеления», «Пара осенней обуви», Б. Екимов

Пример сочинения № 1 по направлению «ОТЦЫ И ДЕТИ»

Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох.

К сожалению, людям, которых разделяет время, трудно найти общий язык, и это повторяется из века в век.

Авторы русской и зарубежной литературы писали об этой проблеме в своих книгах и рассматривали методы решения.

Тончайшую работу провел И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Конфликт поколений, изображенный в произведении, далеко выходит за семейные рамки. Это еще и общественная борьба двух разных идей, двух разных эпох: старого дворянства и демократической интеллигенции.

Несмотря на то, что молодой нигилист Базаров и представитель дворянства Кирсанов не связаны семейными узами, основной конфликт разгорается между ними. Я считаю, что проблема отцов и детей – это не просто конфликт в одной семье, непонимание между родителями и детьми.

Во многих случаях – это борьба между старшим поколением, которое привыкло жить по своим уставам, и новой, прогрессивной молодежью, которая хочет что-то изменить. И пускай даже молодые люди могут допускать ошибки, но это их жизнь, и они имеют право на свое мнение.

Базаров и Кирсанов спорят о вещах, которые актуальны во все времена. Темы разные, а именно, пути развития страны, науки, искусства, материальные ценности, жизнь простого народа.

Совет

В современном обществе также можно провести параллель с романом «Отцы и дети». Старшее поколение часто старается навязать нам свои интересы в вышеуказанных вопросах. Но, как и сам И. С.

Тургенев, я в большинстве случаев стою на стороне молодежи. Я считаю, что у старшего поколения уже был шанс создать крепкое общество, а молодым необходимо эту попытку предоставить.

Но надо не забывать, что необходимо сохранять связь между «отцами» и «детьми».

О том, почему это так важно, пишет и А.С.Пушкин в повести «Капитанская дочка».

Петруша Гринев свято соблюдал завет отца: «Береги честь смолоду».

И эти слова не позволили ему потерять чувство собственного достоинства: когда молодой человек отвечал на клевету Швабрина, герою даже не пришло в голову прикрываться Машиным именем; даже под страхом смерти он не перешел на сторону мятежника Пугачева.

Поэтому только связь между отцом и сыном, крепко помнившим наказ родителя, не позволила переступить нравственную черту. Таким образом, обрывать «связующую нить» поколений, как минимум, глупо, потому что без опыта прошлого невозможно будущее.

Примеры ещё скоро будут подписывайтесь на обновления вконтакте.

Источник: https://helpzaochniku.ru/itogovoe-sochinenie-napravlenie-otcy-i-deti-primery/

Роль отцовского завета в судьбах героев произведений отечественной классики XIX века » Шпоры для студентов

Большое влияние на формирование личности человека оказывает семья. Ряд произведений русской литературы XIX века убеждает нас в том, какую большую роль в жизни некоторых героев сыграл отцовский завет. Обратимся, например, к повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Андрей Петрович Гринев – премьер-майор в отставке, старый воин, отмеченный многими наградами и вниманием государя. Он отличается строгим отношением к вопросам морали и внушает сыну, которого отправляет на военную службу, высокое понимание вопросов чести в дворянском ее представлении.

Офицерскую службу старший Гринев считает не средством для устройства карьеры, а святым долгом перед державой. Отправляя сына на службу, он дает ему такой завет: «Прощай, Петр.

Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Петр Андреевич свято соблюдает отцовский завет: он служил честно и добросовестно; а главное – всегда следовал кодексу чести. Чувство долга, дворянская гордость не позволили ему, подобно Швабрину, перейти в лагерь Пугачева: «Признать бродягу государем был я не в состоянии: это казалось мне малодушием непростительным». «Я присягал…, тебе служить не могу», – говорит Пугачеву Гринев.

Нельзя сказать, что Петр Андреевич – идеальный герой, что слабости не свойственны ему.

Так, Гринев, когда Пугачев отпустил его «на все четыре стороны», едет в Оренбург, но думает не о службе, не о борьбе с Пугачевым, а о Марье Ивановне, любимой девушке. В конце концов, личное берет верх над долгом.

Обратите внимание

Но все-таки в чем-то основном, главном Петр Андреевич остается Настоящим Человеком, мужчиной, верным завету своего отца.

Обратимся к еще одному великому произведению – роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Одна из многочисленных сюжетных линий этого грандиозного произведения – взаимоотношения отца и сына Болконских. Прощаясь с сыном Андреем, тщетно стараясь скрыть волнение, боль, этот гордый, вспыльчивый старик дает свой отцовский завет:

«- Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он».

В этих словах, обращенных к сыну, требование не уронить своего достоинства; оставаться Человеком, Мужчиной, что бы не случилось. «Повести себя не как сын Николая Болконского» – значит стать трусом. И князь Андрей свято соблюдает отцовский завет. Князь Андрей не мог жить, если бы перестал уважать себя, если бы унизил свое достоинство.

Молодой Болконский не только не бежит от опасности, но идет к ней навстречу. Следуя отцовскому завету, князь не струсит на поле боя. Если в нем и было тщеславие накануне Аустерлицкого сражения, но мечта его – не о наградах. «Хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими», – говорит Андрей Болконский.

Отцовский завет, но совсем другого рода, дает своему сыну герой другого произведения – «Мертвых душ» Н. В. Гоголя. Отец Павла Ивановича Чичикова имеет жизненные позиции, существенно отличающиеся от убеждений героев Пушкина и Толстого. Провожая сына, отец, вручив ему полтинник, наказывает: «… больше всего угождай учителям и начальникам.

Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат, а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными.

Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».

Павел Иванович следует наставлению своего отца: он учится угодничать перед начальством, доносить на своих товарищей. И действительно, как и сказал отец, не обладая талантом, способностями к наукам, подросток Павлуша стал любимчиком своего учителя только потому, что умел быть подхалимом.

Важно

Свято выполнил Чичиков и другой отцовский завет: берег копейку, с детства умел, благодаря разным ухищрениям, ее заработать.

Но когда постаревший учитель заболел и все его бывшие ученики «узнали об жалком его положении, собрали тут же для него деньги», и один только Павлуша Чичиков, памятуя об отцовском завете беречь деньги, «отговорился неимением и дал какой-то пятак серебра…».

Таким образом, отцовский завет в произведениях русских писателей помогает писателям поднять проблему воспитания; продемонстрировать, как наставления отца формируют личность человека.

Источник: https://shporiforall.ru/shpory/otechestvennajaj-lit/rol-otcovskogo-zaveta-v-sudbax-geroev-proizvedenij-otechestvennoj-klassiki-xix-veka.html

образцы сочинения – Сайт Малюгиной Оксаны Васильевны

Образцы сочинений по темам 2015-2016 года

Когда хочется остановить мгновение?

Обычно люди желают остановить мгновенье в тот момент, когда они с ужасом понимают, что его, как и миллиарды следующих, уже никогда не вернуть. Заморозить реальность хочется и в миг, когда удается увидеть что-то очень красивое и завораживающее: горный пейзаж, к примеру, или закат солнца.

Однако мне кажется, что чаще всего желание остановить мгновение появляется тогда, когда это самое мгновение является самым счастливым за долгое время. Например, когда находишься рядом с человеком, которого любишь. Героиня романа М.А Булгакова «Мастер и Маргарита», обретя в лице Мастера свою любовь и свой смысл жизни, наслаждалась каждым мгновением, проведенным с ним.

Однако в те дни, когда в их отношениях наступил сложный период, когда Мастера начала охватывать душевная болезнь, Маргарита перестала ценить эти минуты и стала чаще проводить время вне дома.

После того как любимый пропал, у девушки было время подумать над своими чувствами, и позже, следуя по нити событий, мы видим, через какие трудности готова была пройти Маргарита, чтобы вновь вернуть любимого.

За то, чтобы снова увидеть Мастера, девушка продала душу дьяволу, побывала на балу у сатаны и перетерпела ужасные муки, а тот момент, когда герой вновь оказался в её объятиях, был, наверное, самым долгожданным за всю её жизнь. Я думаю, что тот миг, в котом девушка вновь встретила любимого и поняла, что никто и никогда больше не сможет их разлучить, героиня хотела бы остановить навечно.

И, кажется, Воланд дал ей такую возможность. Печорин из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», судя по всем признакам, не был способен на любовь. Но я склоняюсь к тому, что Григорий Александрович просто подавлял в себе это чувство, и на самом деле готов был навсегда остановить время, чтобы остаться с девушкой, чью жизнь успел изрядно искалечить.

Судя по образу мышления героя и циничному отношению к жизни, трудно сказать, что в его разум могла попасть подобная мысль, однако из эпизода с погоней на коне мы узнаем истинные чувства героя.

Совет

Его волнение, заставляющее Печорина бешено гнать коня, резкие, судорожные и в какой-то степени отчаянные движения показывают, что если бы он все-таки догнал карету с Верой и успел бы хоть на миг увидеть это девушку, он пожелал бы растянуть этот миг на всю свою оставшуюся жизнь. Но, к сожалению, этого мига не наступило, и герой предпочел заглушить в себе былое желание и больше никогда ничего подобного не чувствовал. Остановить мгновение невозможно – время уходит бесследно, это подтверждают и примеры, приведенные выше, и простой жизненный опыт. Однако приблизить какой-то миг и постараться выжать из него самый максимум может каждый из нас. Поэтому важно ценить данное нам время и пользоваться каждым мгновением своей жизни, ведь это все, что у нас есть. 

    Что дом может рассказать о своём хозяине? Издревле известно, что дом еще с момента постройки начинает накапливать энергетику своего хозяина и со временем будто бы образовывает слепок его души.

По размеру жилья, по его внешнему и внутреннему облику, по мелким и крупным говорящим деталям быта можно определить характер хозяина, его склад ума, уклад жизни и даже душевное состояние. Неслучайно дом является одной из ключевых деталей, с помощью которых писатели раскрывают образ персонажа. Например, в романе И.А.

Читайте также:  Кратчайшее содержание рассказа «кукушка» для читательского дневника (и. бунин)

Гончарова «Обломов» образ комнаты Ильи Ильича не просто идентичен по своей сути главному герою. Квартира со всеми многоговорящими деталями очень ярко дополняет образ своего хозяина.

В её описании автор употребляет словосочетание «с первого взгляда» – «…с первого взгляда казалась прекрасно убранною…», и позже, следу по сюжету, мы понимаем, что и сам Обломов лишь с первого взгляда деятелен – все его существование, описанное в самом начале произведения, лишь имитация жизни.

О лени хозяина и его слуги говорит множество деталей: паутина и пыль повсюду, осевший диван, отклеивающееся с мебели дерево, пятна и залежалые остатки еды и многое другое. О его бездеятельности – пыльные страницы книг, прошлогодние газеты и засохшая чернильница.

Все это прекрасно характеризует образ Ильи Ильича Обломова и как ничто другое описывает его внутреннее состояние, его характер и образ жизни в целом. Н.В. Гоголь в романе «Мертвые души» очень точно использует прием художественной детали для полной передачи образов помещиков.

Так, с помощью описания дома Собакевича, автор познакомил нас с героем еще до его появления в сюжете. Читая описание поместья, мы видим ошарашивающую своей величиной деревню и крепкие, добротные, сделанные на совесть постройки. Сам дом сделан «для удобства», а его стены Н.В. Гоголь даже характеризует как «дикие».

Обратите внимание

Все постройки, включая и сам дом, кажутся неказистыми и кривыми, однако очень грубыми, прочными и полновесными. То же самое автор описывает и внутри дома: каждый элемент декора своими размерами, своим видом и прочностью напоминает хозяина дома, и позже, знакомясь с самим Собакевичем, мы в этом убеждаемся. Н.В.

Гоголь делает акцент на том, что герой похож «на средней величины медведя» и во всех своих качествах не уступает своему поместью. И даже в том, как Собакевич ведет дело, герой проявляет себя как крепкий хозяин, «человек – кулак»: он знает все имена и достоинства своих крепостных, не упускает ни единой возможности обмануть и даже вводит в список продаваемых душ свою жену. Поместье и дом Собакевича являются деталью, полностью выражающей и дополняющей образ Собакевича как человека тучного, грубого, прочного, незыблемого, неказистого и больше похожего на животного, нежели на человека. Таким образом, легко сделать вывод, что жилище, как изнутри, так и снаружи, может полностью раскрыть образ своего хозяина: как с хорошей, так и с плохой стороны. Дом раскрывает все черты нашего характера, и даже те, что мы тщательно пытались скрыть.

 Какие качества раскрывает в человеке любовь? Любовь – это то чувство, которое, подобно лакмусовой бумажке, выводит наружу все качества человека и все грани его характера. В художественной литературе даже существует такой прием как «проверка любовью» – один из признаков достойного персонажа с чистой, неиспорченной противоречиями душой.

Именно в ходе такой «проверки» зачастую выявляются многие качества, с первого взгляда не заметные читателю. Например, в произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» автор показывает нам, какую градацию перемен проходит главная героиня.

Мы знакомимся с ней в тот момент, когда она одиноко прогуливается по городу с желтыми цветами в руках – уже из этого факта сам по себе возникает вывод о том, что женщина не была особо привязана к своему супругу, к тому же, и самого Мастера поразило её «необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах».

Затем, следуя по сюжету романа, обращая внимание на предысторию каждого персонажа, мы понимаем, что Маргарита не испытывала особой страсти в браке, в ней не было привязанности и трепета по отношению к супругу, в её поведении даже можно было заметить оттенки гордости, в свободное время она предпочитала находиться одной.

Но с приходом в её жизнь Мастера, с приходом настоящей, искренней, страстной, глубокой любви все предыдущие предрассудки Маргариты словно улетучились – не стало ни одиночества в глазах, ни оттенков гордости, девушка абсолютно все свое время проводит с любимым, сочувствуя и сопереживая ему, она буквально живет его творчеством, а позже даже продает душу дьяволу за то, чтобы вечно находиться рядом с Мастером. Любовь раскрыла в главной героине преданность и жертвенность, степень которых, наверное, даже самая героиня без любви к Мастеру не могла себе представить. Иногда любовь кардинально меняет характер человека и даже способствует взрослению личности. Так произошло с героем романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петром Гриневым. Мы знакомимся с ним, когда тот только переходит порог взросления, но все еще остается слегка избалованным птенцом, только что вылетевшим из-под уютного крыла любящей матери и слегка безразличного отца. Затем, встретив Марию, герой влюбляется и это сначала заставляет его действовать опрометчиво, растрачивая время на бесполезные дуэли, подвергая тем самым риску собственную жизнь. Однако и этот поступок уже был достоин уважения, ведь тем самым Петр защищал честь возлюбленной, что уже является подвигом, о каком ранее Гринев даже не помышлял. И с течением времени чувства героя все больше и больше усиливаются, в нем появляется твердый героизм и чувство собственного достоинства, поэтому герой не боится ни Пугачева, ни смерти и даже жалеет когда-то ненавистного, а теперь до ужаса жалкого Швабрина. Любовь окрыляла его и поддерживала в трудные минуты, каких было немало, давая толчок к действиям. Она раскрыла в нем невероятную храбрость и героизм, а также чувство собственного достоинства. Однажды почувствовав любовь, человек запускает в себе механизм изменения характера, который начинает работать усерднее с усилением чувств. Благодаря этому зачастую человек раскрывает в себе новые качества, доселе ему неизвестные. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор? Невозможно отрицать тот факт, что жизнь – это череда событий и всевозможных решений. Все, что происходит в нашей судьбе, является следствием наших поступков, поэтому важно осознанно подходить к любому выбору и уметь вовремя отказать от своих убеждений, либо вовремя убедиться в их исключительной верности. Жизненный путь Григория, главного героя романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон», был полон ситуаций, в которых нужно было делать серьезные решения. Говоря о нравственном выборе героя, сказать однозначно, во всех ли ситуациях его решения были правильными и верными, нельзя. Но Григорий на протяжении всего романа руководствуется только своими собственными убеждениями и принципами, всегда думает о своих близких и всеми силами пытается угодить всем, при этом иной раз сам оказываясь ни с чем. Сначала Герой метается от Натальи к Аксинье, позже, на войне, его душу терзают противоречия – его добрая натура против кровопролитий, однако убийство австрийца совершилось, и кровь его навсегда останется на руках Григория. Герой также несколько раз пытается сделать выбор, быть на стороне красных или на стороне белых, но что бы он не совершал, каким бы метаниям не подвергался и какой бы выбор ни делал – Григорий всегда возвращался домой, ведь сердце его желало лишь семейного счастья и спокойствия. Зачастую жизнь предоставляет человеку выбор с целью так называемой «проверки»: проверки любовью, дружбой, семьей. Герою романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» приходилось ни раз проходить такую «проверку», приходилось ни раз делать выбор, несущий за собой логичные последствия. Евгений метался между городским обществом и деревенским, попутно выражая пренебрежение к обоим категориям. Изначально он сделал выбор в пользу одиночества и отказал Татьяне в чувствах, попутно проведя с ней нравоучительный разговор. Но противоречивость героя сыграла с ним злую шутку: в тот момент, когда нужно было выбирать в пользу дружбы, герой испугался общественного мнения. Мнения того самого светского общества, к которому, казалось бы, испытывал неприязнь. Евгений согласился на дуэль и убил прекрасного поэта, позже получив по заслугам. Судить нельзя, однако, мне кажется, что есть бы герой попробовал сделать выбор, опираясь на свою совесть, то история приобрела бы совершенно иное направление. Безусловно, жизнь – это постоянный выбор. И всегда важно помнить, что каждое наше действие, любой наш выбор может повлиять на будущее и изменить его. И насколько верным будет решение, насколько правильным с точки зрения нравственности будет посыл– настолько светлым будет наше будущее.

 Чтение литературного произведения – труд или отдых? Ни для кого уже не является секретом тот факт, что чтение способствует умственному, духовному и физическому развитию человека и существенной градации его способностей и мироощущения в целом.

Важно

Однако даже при наличии всех этих плюсов, чтение не пользуется у людей таким спросом, как, к примеру, телевидение или компьютерные игры. Существует особый пласт людей, принципиально не читающих книги, есть и те, кто просто не может заниматься этим по каким-либо причинам.

Остальные же читают либо для повышения умственных способностей, либо для устранения стресса или легкой отрешенности от реальности – другими словами, для отдыха. И нельзя точно сказать, что есть для человека чтение: ситуации могут быть разными, и вариации их использования тоже многочисленны.

Например, для героя из романа Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» с самого детства чтение было лишь глаголом, не имеющим за собой какого-либо смысла, а книга – предметом, о котором он мог случайно услышать от родителей.

В свои 30 лет Чарли имел уровень развития ребенка, и лишь после операции и долгой и мучительной терапии он смог взять в руки книгу и попытаться её прочесть. Это, совершенно точно, нельзя было назвать отдыхом. Чтобы связать вместе буквы, и, тем более, слова, Чарли пришлось очень сильно постараться, и первое время он не заходил дальше одной страницы.

Однако упорство героя помогало ему перебарывать свою боль и с течением времени наращивать количество и качество прочтенного текста. Поистине, чтение было для Чарли частью работы – долгой и мучительной работы над собой. Совсем по-другому занималась чтением художественной литературы героиня романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Татьяна, в отличие от её сестер и других членов семьи, сплетням предпочитала чтение художественных произведений. Она действительно наслаждалась книгами и буквально жила ими. Девушка представляла себя одной из героинь любимых романов и, погружаясь в этот мир «обольстительного обмана», создавала в своем сознании идеальные образы.

Татьяна, будучи личностью незаурядной, пыталась отгородиться от обывательства и пошлости окружающей её реальности, и в этом ей помогали книги: они стали её отдушиной. Для кого-то книги могут быть причиной нервных расстройств, для кого-то ежедневным стимулятором мозга. Кому-то они мог приносить счастье и расслабленность, а для кого-то служить наказанием. Единого мнения не существует: читать или не читать – выбор каждого. Однако это ни в коем случае не может умалять заслуг художественных произведений.

Читать далее: https://sochinenie11.ru/primeri/461-sochineniya-po-temam-centralnogo-regiona.html

Источник: https://sites.google.com/site/portfoliomaluginojov/obrazcy-socinenia

Уроки литературы

121. Произведение М. Ю. Лермонтова, которое Вам хотелось бы обсудить с самим автором.<\p>

122. Какой характер можно назвать противоречивым? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)<\p>

123.

Какие нравственные проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)<\p>

124. Какие проблемы общества, поднятые в произведениях М. Ю.

Совет

Лермонтова, кажутся Вам актуальными? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)

125. Какие проблемы личности, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)<\p>

126. Что делает человека подлинно счастливым? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)<\p>

127.

Личность и общество: возможна ли гармония? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)<\p>

128. Любовь: поединок без победителей? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)<\p>

129.

Что такое свобода? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)<\p>

130. Как связаны между собой эгоизм и одиночество? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)<\p>

131.

Чем «история души человеческой» может быть интересна другому человеку? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)<\p>

2. Вопросы, заданные человечеству войной

221. Как на войне раскрывается характер человека?

222. Какие испытания несет человеку война?<\p>

223. Согласны ли Вы со словами А. С. Пушкина: «Не может быть, чтобы со временем человеческое общество не поняло всю бессмысленность и жестокость войн»?<\p>

224. Каким бывает подвиг на войне?

225. Как человек приходит к ратному подвигу?

226. В чём сила фронтовой дружбы?<\p>

227. Как становятся героями на войне?<\p>

228. Есть ли место гуманизму на войне?<\p>

229. Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?<\p>

230. Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим.<\p>

231. Согласны ли Вы с утверждением Л. Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…»?<\p>

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе

321. Как мир человеческих чувств соотносится с временами года?<\p>

322. Почему тема времён года так интересна писателям?<\p>

323. Почему картины весны так интересны писателям?<\p>

324. Что ценнее: красота природы или красота, сотворённая человеком?<\p>

325. Почему картины осени так интересны писателям?<\p>

326.

Времена года в литературе: кто из авторов Вам ближе и почему?<\p>

327. Человек – хозяин природы или её часть?<\p>

328. Почему природа – вечный источник вдохновения для писателей?<\p>

329. Человек и «братья наши меньшие» в литературе.<\p>

330. Может ли общение с природой обогатить человека?<\p>

331.

Почему общение с природой важно для человека?<\p>

4. Спор поколений: вместе и врозь

421. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?<\p>

422. Какие ещё произведения отечественной литературы могли бы носить название или подзаголовок «Отцы и дети»?<\p>

423. Чем может быть ценен для отцов опыт детей?

424. Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?<\p>

425. Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?<\p>

426. Является ли вечным спор поколений?<\p>

427. Всегда ли ценны заветы отцов?<\p>

428. «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.

429. В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?<\p>

430. Трудно ли быть взрослым?<\p>

431. Какую роль в становлении личности может играть семья?<\p>

5. Чем люди живы?

521. Как Вы понимаете слово «честь»?<\p>

522. Как Вы понимаете слово «совесть»?<\p>

523. Что такое справедливость и милосердие?<\p>

524. Дружба в жизни человека.<\p>

525. Почему многие писатели говорили об очистительной силе страдания?<\p>

526. «Одно слово правды весь мир перетянет» (пословица).

527. Можно ли обойтись в жизни без творчества?<\p>

528. Ради чего стоит жить?<\p>

529. Можно ли утверждать, что вера в судьбу отрицает личную ответственность?<\p>

530. Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?<\p>

531. Почему человек решается идти наперекор судьбе?<\p>

Источник: https://saharina.ru/metod/lit/index.php?name=temy_%20sochin_2014-2015_exam_4_02_2015

Сочинение на тему «Чем может быть ценен для детей опыт отцов» Опираясь на произвеление В.Распутина «Женский разговор» или Астафьев «Людочка»

Сочинение на тему «Чем может быть ценен для детей опыт отцов» Опираясь на произвеление В.

Распутина «Женский разговор» или Астафьев «Людочка»

Старое и новое поколение постоянно находятся в конфликте, иногда он проходит спокойно и без ощутимых «жертв», а бывает и так, что непонимание может привести к печальным последствиям.

Наверное не существует единого эффективного решения борьбы с данными конфликтами, отцы и дети часто не понимают друг друга, обвиняют, а порой унижают. Эта проблема существует на протяжении всей человеческой жизни, и чем быстрее и сильнее меняется мир, тем острее становиться данная проблема.

К данной теме очень часто обращались русские писатели в своих произведениях. Вспомним роман «Отцы и дети», который строится на данной проблеме. Как нам известно, конфликт так и не был решен, а произведение закончилось смертью главного героя.

Эта тема очень интересна и вызывает много споров, к ней обращаются и современные писатели, одним из которых стал В.П. Астафьев. Писатель 20 века запомнился в истории литературы, как повествователь обычной русской жизни. Его рассказы эта всегда история, часто она мрачна, а еще чаще реалистичная.

Обратите внимание

Все, что он описывает настолько реально и обыденно, что кажется он списывает истории из реальной жизни. Его произведение «Людочка» относится к подобным рассказам.

Главная героиня Люда обычная деревенская девушка, которая отправилась в город по настоянию своей матери. Она не могла ей отказать, так как понимала, что мать хочет начать новую жизнь, с новым человеком, а старое лишь мешает ей.

Людочке удалось устроиться в городе, из-за своего трудолюбия и скромности она жила у старушки Гавриловой, которая по совместительству была ее учителем в парикмахерском искусстве. Жизнь девушки протекала спокойно и мирно, пока на ее пути не появился преступник и хулиган Стрекач. Он обесчестил девушку, а еще позвал друзей, что бы те проделали то же самое.

Казалось бы верный друг — Артемка, оказался предателем, который не посмел выйти против авторитета местного преступника. Но все это лишь предыстория перед главной проблемой произведения.

Разбитая и убитая реальностью Людочка, отправилась назад в деревню где когда-то жила со своей мамой.

Женщина сразу поняла, что случилось с девушкой, и подумала тогда, что жалко ей дочь свою, но каждая через это проходит, такова женская судьба.

Она не обняла и не утешила свою дочь, а лишь рассказывала о приближении своей новой счастливой жизни, о муже-работяге и скором пополнении в семействе.

Удивляет то, с какой холодностью и безразличием мать отнеслась к проблемам собственной дочери. Она не давала себе возможности принять эту новость, намеренно ее приуменьшала, от чего в последствии убедилась в ее неважности. Тут мы видим, как разворачивается конфликт между взрослым и молодым поколением.

Важно

Главной его причиной является то, что люди не понимают другу друга, собственные мысли и проблемы кажутся для них куда важнее проблем близкого. Обычно это исходит со стороны взрослых, ведь им кажется, что у молодых не может быть серьезных проблем, им пока не нужно воспитывать семью и заботиться о финансовом благополучие своих родных.

Но несмотря на это, жизнь для молодых людей может оказаться очень сложной, а проблемы нерешаемы. Что и случилось с бедной Людочкой, которая готова была пойти на преступлении в отмщение, но место этого, не справившись со своей болью в одиночестве, она убивает себя.

Только после смерти дочери, мать понимает, какую ошибку она совершила, но изменить уже было нечего.

Подобные истории должны стать для нас учителями. Непонимание и безразличие между родными людьми, может сделать очень больно обеим сторонам. Нужно постараться понять, а при необходимости подставить плечо, ведь только так человек будет чувствовать свою нужность и одиночество будет ему не страшно.

Источник: https://formaslov.ru/portal/sochinenie-na-temu-chem-mozhet-byit-tsenen-dlya-detey-opyit-ottsov-opirayas-na-proizvelenie-v-rasputina-zhenskiy-razgovor-ili-astafev-lyudochka/

Статья по теме: Верность заветам отцов

– Сын мой, возьми,- говорил Василий Хомутников, протягивая маленький браунинг своему сыну Петру, который уходил в разведку. – Дарю его тебе. Запомни, что твой отец не признаёт слова «плен».

Что это? Отец отправляет сына на верную смерть? А может, это как раз и есть верный ориентир вернуться назад живым, достойно выполнив задание? Эти вопросы мучительно будоражат моё сознание.

Кто они – люди, посылающие своих детей на верную смерть, но и с такой же верой ждущие их живыми? Оказывается, обычные люди, которые с детства смогли впитать в себя все качества: терпеливость, выносливость, чувство достоинства, благородство.

Именно таким и был наш легендарный земляк,  человек из легенды – Василий Хомутников.

Калмыцкие дети, особенно мальчишки, любили степное приволье. С пяти- шести лет Василий уже бывал с отцом в степи, ездил на сенокос, помогал на пахоте. Рос Василий, постигая культуру, традиции своего народа.

Айрта, отец мальчика, учил его не бояться трудностей, уважать старших, ценить мудрость предков. Особенно запомнил Василий народную мудрость, сказанную отцом: « При жизни отца приобретай друзей; при хорошей лошади объезжай землю; учение слаще мёду и сахару».

И вот тогда мальчик твёрдо определил: все силы употреблю, чтобы научиться читать, писать и считать с лёгкостью.

Несмотря на все превратности судьбы, Василий Хомутников пронёс через всю свою жизнь  мысль о том, что быть светлым лучом для других, самому получать свет – это и есть, высшее счастье для человека. Такой человек не будет бояться ни страданий, ни боли, ни горя, ни нужды, стойко примет любой удар…

Совет

Браунинг не понадобился. Пётр вместе со своим отделением, успешно выполнив задание, вернулся из разведки живым и невредимым. Памятуя заветы отца, прожил жизнь человека честного, решительного, целеустремленного. В то же время был добрейшей души, всегда старался помочь людям. Он был истинным педагогом от Бога, учил своих детей жить достойно и благородно, как когда- то и его учил отец.

До боли знакомый сюжет! Ведь проблема « отцов и детей» – вечная проблема человечества. К ней обращалось и будет обращаться ни одно поколение прозаиков. Вспомним пушкинскую повесть « Капитанская дочка».

Гринёв – отец, напутствуя сына, отправляющегося в армию, говорит:   «Береги честь смолоду, а платье снову».  Этот завет помог молодому Петруше остаться верным долгу, не посрамить чести и достоинства офицера.

Проблема нравственного воспитания молодого поколения во все времена волновала поэтов и писателей.

С особой остротой она встала в наше время, когда подлинные  ценности подменяются бутафорийными  «цацками», когда идеалы сменяются кумирами, когда истинная красота заменяется ложной.

 И лишь только сопоставление нравственного опыта разных поколений, показ преемственной связи между ними, может привести к положительным результатам. Во что я, представитель молодого поколения 21 века, искренне верую!

Источник: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2012/04/28/vernost-zavetam-ottsov

Исполнил ли Чичиков завет отца? (По поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”)

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Исполнил ли Чичиков завет отца? (По поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”)

  Скачать сочинение

    Павел Иванович Чичиков был сыном бедных дворян. Сразу после рождения “жизнь взглянула на него… кисло-неприютно”. Мальчик запомнил из своего детства только шарканье и кашель отца, корпение над прописями, щипки за ухо и вечный отцовский рефрен: “не лги, послушествуй старшим”.

Однако эти отцовские наставления Павлуша позабыл, а вот другое — “береги и копи копейку” — исполнил в точности. “Все перешибешь на свете копейкой”, — говорил Иван Чичиков, и слова эти глубоко запали в душу мальчика.
    Путь Павла Ивановича Чичикова к успеху был долгим и необыкновенно трудным. Поэтому главный герой “Мертвых душ”, несмотря ни на что, заслуживает уважения.

Начав свою карьеру с должности мелкого чиновника, Чичиков сумел выделиться из массы неразвитых и ограниченных сослуживцев не вполне честным путем. Шагнув на следующую ступеньку карьеры, Павел Иванович почувствовал, что стены, окружавшие его, подаются: дальше все пошло легче. Сделавшись таможенным чиновником, Чичиков достиг просто ошеломляющих успехов.

Обратите внимание

Он сделал это уже прямо противозаконным путем, прибегнув к злоупотреблению служебным положением, взяточничеству и другим способам достижения заветной цели, — богатства и респектабельности. Экономические преступления Чичикова стали предметом расследования, но Павел Иванович, применив всю свою изворотливость и гибкость, спасся от карающей длани правосудия.

“Зацепил, проволок, сорвалось — не спрашивай”, — так думает Чичиков о своем временном поражении.
    Здесь Павел Иванович выступает как человек большой силы воли: потеря денег и собственного реноме не сломала его, а лишь придала ему, если так можно выразиться, несколько иную форму. Чичиков узнает о возможности спекулировать мертвыми душами, и его деловая жилка вновь начинает играть.

И вновь Чичиков поднимается на высокую ступень предпринимательского успеха, и вновь терпит поражение. Он вынужден бежать из города, чтобы, как писал Гоголь в сохранившихся отрывках из сожженного второго тома поэмы, стать “развалиной прежнего Чичикова”.
    Можно ли сказать, что Павел Иванович Чичиков исполнил завет отца? И да, и нет.

Чичиков всеми силами стремился “беречь и копить копейку”, однако обстоятельства жизни раз за разом восставали против него. Гоголь не объясняет глубинных причин неуспеха Чичикова, ограничиваясь констатацией фактов. По замыслу автора, такой герой как Чичиков нуждался в нравственном исправлении, и провалы в его деловой карьере, вероятно, были своеобразным предупреждением судьбы.

    Павел Чичиков исполнил отцовские наставления со всей ответственностью. Однако он действовал и от противного. На протяжении всей жизни Чичиковым владело желание уйти подальше от тяжелого наследия детства и юности в мир деловой жизни, комфорта, респектабельности.

Роль отца нашего героя в этом случае представляется двойственной — он и учитель жизни, и некий жизненный жупел для Чичикова-сына.
    В советском литературоведении было принято всячески поносить героев “Мертвых душ”. Особенно доставалось, кажется, именно Чичикову. С нынешней точки зрения Павел Иванович едва ли не ангел.

Да, он намеревался обокрасть опекунский совет, занимавшийся в том числе проблемами обездоленных граждан. Но стоит ли сомневаться в том, что мощная финансово-экономическая система императорской России возместила бы этот небольшой в масштабе государства ущерб? Сироты в этом случае ни в коей мере не пострадали бы. Но все это только предположения.

    Новаторство Гоголя, создавшего образ Павла Чичикова, не в последнюю очередь состоит в том, что писателю удалось показать, как формируется не только личность, но и подсознание героя. Ведь и на самой вершине деловых успехов, и в пучине бедствий душа Чичикова жила тем же, что и в глубоком детстве, — шарканье и кашель отца, родительские наставления, вечная сырая осень за окнами старого помещичьего дома, бесконечная лента дороги, убегающая в необозримую даль, вечный сон, Россия.

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Исполнил ли Чичиков завет отца? (По поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”)

Смотрите также по произведению “Мертвые души”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00085601184864054911

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]