«Песочный человек», художественный анализ новеллы Гофмана
Одна из самых известных новелл Э.Т.А. Гофмана появилась на свет в ноябре 1815 года.
Первая редакция произведения несколько отличалась от второй, отправленной 24 ноября издателю Георгу Реймеру и вошедшей в 1817-м году в сборник «Ночных рассказов»: в ней дьявольское воздействие Коппелиуса имело более всеобъемлющую, физическую природу и касалось не только главного героя – Натанаэля, но и его возлюбленной – Клары, которая в начале слепла от прикосновения старого адвоката, а затем погибала. Оставив Коппелиуса воздействовать только на душу Натанаэля, Гофман придал новелле большую психологичность и, вместе с тем, необъяснимую мистичность происходящего.
Название произведения связано с фольклорным западноевропейским образом Песочного человека: в трактовке матери Натанаэля – это красивая метафора, которой она объясняет процесс «запорашивания глаз» перед сном; в понимании старой нянюшки – это реальное злое существо, которое бросает непослушным детям песок в глаза, так, что они наливаются кровью, после чего прячет их (детей) в мешок и относит на Луну, в совиное гнездо, к своим отпрыскам, которые кривыми клювами окончательно лишают малышей зрения. Натанаэль по малолетству принимает рассказ старой женщины за правду. Он начинает увлекаться всем чудесным и таинственным. Со временем герой понимает, что Песочный человек – не совсем то, что о нём говорят, и перестаёт связывать свои детские страхи с неизвестным ему персонажем, приходящим к отцу в девять часов вечера.
Взросление Натанаэля позволяет ему выйти за рамки мистического восприятия мира, но показывает его неготовность к постижению мира реального: в десять лет мальчик становится свидетелем странных действий, производящихся отцом и старым адвокатом Коппелиусом, смертельно пугается последнего и несколько недель проводит в горячке.
Новые детские страхи объясняются (героем, автором, Кларой) реальным неприятием мерзкого гостя, обладающего как ужасной внешностью, так и жуткими манерами, одной из которых является стремление специально трогать детские сладости, зная, что после этого малыши не смогут к ним прикоснуться.
Непонятные Натаниэлю действия (впоследствии Клара выяснит у знакомого аптекаря, что речь шла об алхимии) и преображение во время них отца, в лице которого появляется нечто сатанинское, делающее его похожим на Коппелиуса, связываются в сознании главного героя с нападением на него старого адвоката и смертью отца – всем тем, что может создать самые кошмарные жизненные впечатления у человека.
С точки зрения психологии, получивший тяжёлую психологическую травму Натанаэль несёт на себе её разрушительное воздействие на протяжении всей юности (времени учёбы в Г.). С позиции сюжетных событий, всё выглядит несколько иначе, но, как часто бывает у Гофмана, может иметь, как минимум, две трактовки: фантастическую и реальную.
Вторая встреча Натанаэля с Коппелиусом происходит вне стен родного дома. Старый адвокат представляется герою в начале продавцом барометров, а затем – пьемонтским механиком Копполой, занимающимся продажей разнообразных оптических приборов (лорнетов, очков, подзорных труб и т.п.).
Столкнувшись нос к носу с дьявольским существом, Натанаэль приходит в ужас и начинает предчувствовать свою скорую гибель.
Первое время он держится благодаря Кларе, считающей его страхи – пустыми бреднями, Лотару – предлагающему не впускать в свою душу ненужные эмоции, профессору Спаланцани, подтверждающему итальянское происхождение Копполы, а значит и отсутствие связи между ним и немцем Коппелиусом.
Натанаэль даже делает шаг навстречу Копполе, который вкладывает в его руки карманную подзорную трубу, ставшую очередным мостиком на пути к окончательной гибели.
Сближение Натанаэля и Олимпии начинается с вполне реального события – пожара, приключившегося в доме, где главный герой снимал комнатку. Что послужило основной для бедствия – в новелле не указывается.
Известно только то, что друзьям студента удалось спасти его книги и манускрипты и снять новую комнату, как раз напротив окон профессора Спаланцани. Так у Натанаэля появилась чудесная, но объяснённая реальной причиной, возможность видеть прекрасную Олимпию.
Подзорная труба Копполы приблизила интересующий студента объект, но, вопреки реальным свойствам предмета, показала автоматический механизм в виде живого человека. Чем больше Натанаэль смотрел на Олимпию через дьявольский прибор, тем сильнее он в неё влюблялся.
За каких-то три дня из сердца молодого человека ушли все, кто был ему дорог, – Клара, мать, Лотар. Натанаэль даже чуть было не поругался со своим лучшим другом Зигмундом, осмелившимся подчеркнуть механичность поведения Олимпии – её размеренную поступь, её ровный, красивый голос.
Страстная любовь Натанаэля к Олимпии – классическое выражение дьявольского ослепления человека.
Несмотря на то, что юноша периодически ловит себя на холодности рук и губ возлюбленной, на её немногословности, на её странном поведении, он всё равно не может отступить от своего чувства, которое на самом деле является ничем иным, как себялюбием.
В каком-то смысле Натанаэль влюбляется в бездушный автомат в силу собственного характера: ему нравится, когда его слушают, не прерывая; когда от всего сказанного им приходят в восторг; когда он видит в любимом человеке отражение своей собственной души и ничего больше.
Весёлая, жизнерадостная, рассудительная Клара представляется погружённому в мистические настроения Натанаэлю холодной, бездушной, не понимающей его особой.
Как только герой приходит в себя, настоящая возлюбленная вновь становится близка его сердцу.
Судьба Клары – прекрасна: девушка переживает покушение на жизнь, безумие и гибель Натанаэля, но находит в себе силы выйти замуж и жить в счастье и довольстве с мужем и двумя сыновьями. Главный герой не выдерживает безумия и погибает.
Мотив автомата, выразившийся в страшном выводе о неотличимости механического/мёртвого от естественного/духовного, тесно связан в новелле с символическим образом глаз, являющихся отражением как души человека, так и его жизни.
В детстве Натанаэль боится за свои глаза (Песочный человек, Коппелиус); в юности – он влюбляется в искусственные глаза Олимпии.
Приступы безумия посещают героя каждый раз, когда возникает опасность потери зрения (угрозы Коппелиуса вырвать глаза, вырванные глаза Олимпии, использование подзорной трубы Копполы).
-
«Песочный человек», краткое содержание по главам новеллы Гофмана
-
«Щелкунчик и Мышиный король», краткое содержание по главам сказки Гофмана
-
«Золотой горшок», краткое содержание по главам повести-сказки Гофмана
-
«Золотой горшок», художественный анализ повести-сказки Гофмана
-
«Щелкунчик и Мышиный король», художественный анализ сказки Гофмана
-
«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», краткое содержание по главам новеллы Гофмана
-
«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», художественный анализ новеллы Гофмана
-
Эрнст Теодор Амадей Гофман, краткая биография
По произведению: «Песочный человек»
По писателю: Гофман, Эрнст Теодор Амадей
Источник: https://goldlit.ru/hoffmann/725-pesochnyi-chelovek-analiz
Сказка-новелла Песочный человек (Эрнст Теодор Амадей Гофман): краткое содержание. Песочный человек: главный персонаж новеллы
Э. Гофман – один из наиболее ярких представителей эпохи немецкого романтизма. Его творчество весьма многогранно: помимо литературной деятельности, он сочинял музыку, рисовал.
Вместе с тем его сочинения отличаются оригинальностью, которая делает его сказки совершенно не похожими на традиционные произведения романтиков изучаемой эпохи.
Поэтому этот писатель занимает особое место в истории мировой литературы.
Кратко об авторе
Он родился в семье простого юриста и после окончания обучения выбрал себе ту же профессию. Однако учеба и последовавшая за ней государственная служба сильно тяготили его, и он пытался зарабатывать на жизнь искусством, но безуспешно.
Положение несколько улучшилось после того, как писатель получил небольшое наследство. Несмотря на трудности, он не бросил писать, однако его произведения не нашли отклика у немецкой критики и читателей.
При этом его произведения пользовались популярностью в других западноевропейских странах, в России, а также в США.
Творчество
Романтика Гофмана весьма специфична и отличается от того, что писали представители данного направления. Большинство авторов подходили к изображаемым предметам и персонажам очень серьезно, прославляя идею абсолютной свободы.
Но Эрнст Амадей отказался от этих установок, введя в свое повествования элементы острой сатиры. Кроме того, автор отказался от утопических идеалов свободы, сконцентрировавшись исключительно на характерах своих героев. Сказки Гофмана фантастичны и с примесью ужаса, но, тем не менее, они не столько пугают, сколько поучают.
Юмор автора также весьма специфичен. Писатель в едкой и весьма ироничной форме высмеивает пороки современного ему общества, за что, возможно, его произведения и не пользовались большой популярностью у него на родине. Зато в нашей стране он получил признание.
Белинский называл его величайшим поэтом, а Достоевский всерьез увлекся его творениями, более того, сказки Гофмана нашли свое отражение в сочинениях романиста.
Особенности
Характерной чертой произведений писателя было тесное переплетение реальности и фантастики.
Но последняя не воспринимается автором как что-то из ряда вон выходящее: напротив, он изображает ее как нечто само собой разумеющееся, как оборотную сторону повседневного человеческого существования. Его герои как бы живут двойной жизнью: в обычном мире и в сказочном антураже.
Примером такой сказки является новелла Гофмана «Песочный человек». Это одно из наиболее популярных его произведений, которое стало визитной карточкой автора. В основе сочинения лежат народные предания, но вместе с тем в ней отражены реалии современной автору эпохи.
Сказка-новелла оказалась настолько популярной, что ее мотивы используются в массовой культуре. Одна из главных сюжетных линий даже вошла составной частью в либретто известной французской оперы.
Композиция
Особый интерес представляет вопрос о том, как построил свое повествование в рассматриваемом произведении Гофман. Краткое содержание («Песочный человек» в этом отношении отличается от других сказок), к сожалению, не передаст всей оригинальности структуры текста. А она весьма необычна.
Автор, словно не зная, как поведать своему читателю эту необычную историю, выбирает очень интересную форму повествования. Сказка начинается с переписки главного персонажа со своим другом Лотарем и невестой Кларой. После пересказа содержания писем писатель перешел непосредственно к кульминации действия и ее развязке.
Такая композиция позволяет лучше понять характер героя, который впал в безумие и кончил трагически свою жизнь. В письмах читатель знакомится со сложным и крайне противоречивым внутренним миром Натаниэля, который находится в страшном смятении из-за детской травмы: кошмары преследуют его, и даже все попытки невесты отвлечь его от тяжелых дум оказываются безрезультатными.
Во второй части повествования читатель видит героя как бы со стороны, уже зная об его душевных страданиях. Но теперь мы видим их внешнее страшное проявление, что и приводит к трагедии.
Завязка
В анализируемом произведении одним из лучших мастеров человеческой психологии в мировой литературе показал себя Гофман. Краткое содержание («Песочный человек» отличается драматичностью и сложностью сюжета, несмотря на кажущуюся простоту структуры) сказки следует начать с упоминания переписки друзей, из которой мы узнаем ее предысторию.
Натаниэль рассказывает приятелю страшную историю, которая произошла с ним в детстве. Няня пугала его сказкой о песочном человеке, который якобы наказывает тех детей, которые не хотят ложиться спать. Воспоминания об этом так глубоко врезались в его память, что воображение ребенка оказалось в некотором роде покалеченным.
Окончательный удар по детской психике был нанесен после одного ужасного происшествия, свидетелем которого он стал.
В рассматриваемом произведении мастером страшной фантастики показал себя Гофман. Краткое содержание («Песочный человек» – это довольно мрачная новелла) сочинения не способно передать весь накал страстей и сложную внутреннюю борьбу главного персонажа, текст следует читать полностью.
Но поскольку мы ограничены рамками статьи, обойдемся сокращенным пересказом. Натаниэль стал свидетелем ужасной смерти своего отца, который проводил опыты с одним странным профессором, посещавшим их дом. Однажды вечером мальчик подсмотрел, как этот незнакомец проводил опыты с глазами, а после эксперимента трагически погиб его отец.
Ребенок уверен, что профессор является убийцей, и клянется отомстить.
Развитие сюжета
В анализируемом сочинении свое мастерство в изображении человеческой психологии доказал Гофман.
Краткое содержание («Песочный человек» – произведение с глубоким философским подтекстом, несмотря на наличие фантастических элементов) сказки отличается динамичностью из-за стремительного развития событий и вместе с тем достоверностью в изображении характеров.
В следующем письме Натаниэль рассказывает, как он познакомился с необычным преподавателем по физике и стал у него учиться. Там же он встретил одного механика, который был очень похож на профессора, убившего его отца.
Герой готовился отомстить, но невеста в ответном письме уговаривала его отказаться от мрачных мыслей, который могли свести его с ума.
Через некоторое время герой сообщил, что он ошибся: механик был просто похож на профессора, и чтобы как-то его задобрить, герой купил у него подзорную трубу, через которую принялся наблюдать за дочерью своего преподавателя, Олимпией, которая оказалась очень красивой девушкой. Напрасно друзья Натаниэля уверяли его, что она очень странная и напоминает механическую куклу (так и оказалось впоследствии): герой ничего не хотел слышать и, забыв о своей невесте, решил сделать Олимпии предложение.
Дальнейшие события
Одним из самых противоречивых сказочников был Гофман. «Песочный человек», анализ которого является предметом настоящего обзора, – лучшее тому подтверждение. Мрачный колорит произведения чувствуется особенно сильно по мере приближения к развязке.
Герой был недоволен Кларой, которая оказалась девушкой простой и искренней, не подверженной суеверным страхам и ложным впечатлениям. Натаниэль читал ей свои мрачные истории, но она их не воспринимала, что он принял за безразличие и глупость, в то время как Олимпия слушала молодого человека, ни на что не отвлекаясь.
Решив сделать ей предложение, юноша явился в дом к ее отцу, однако к своему ужасу застал ужасную картину: преподаватель с ужасным профессором сломали куклу. От увиденного Натаниэль сошел с ума.
Характер героя и развязка
В центре внимания автора – образ главного персонажа, весьма впечатлительного молодого человека, который так и не смог избавиться от своего детского наваждения. Несмотря на любовь к Кларе, девушке простой и искренней, он все-таки поддался своим суеверным страхам, что привело его к безумию.
К сожалению, добрые задатки в нем были уничтожены сломанной психикой, которую не могла излечить ни любовь Клары, ни дружба ее брата Лотаря. В финале герой возвращается домой и после временного улучшения самочувствия проводит время со своей невестой. Но однажды он снова смотрит в подзорную трубу и опять сходит с ума.
Чуть не убив Клару, он кончает жизнь самоубийством. Итак, популярной сказкой писателя является «Песочный человек».
Гофман, отзывы о книге которого, невзирая на весь трагизм, оказались весьма положительными, вошел в мировую литературу именно как создатель произведений с необычным колоритом и мрачноватой окраской, но со специфическим юмором, что подмечено многими читателями и критиками.
Источник: https://autogear.ru/article/252/958/skazka-novella-pesochnyiy-chelovek-ernst-teodor-amadey-gofman-kratkoe-soderjanie-pesochnyiy-chelovek-glavnyiy-personaj-novellyi/
12. Мотив автомата в новелле э.Т.А. Гофмана «Песочный человек»
Мотив автомата мы впервые встречаем в
повести Арнима «Изабелла Египетская».
В ней он несет отражение социальной
неустроенности, которая живет вещным
предметным миром и может не заметить у
автомата отсутствия души, принимая его
за нормального человека.
<\p>
Центральной проблемой «Песочного
человека» предстает соотношение живого
и мертвого, духовного и материального
начал в человеческой душе, связываемое
с мотивом автомата, механического
подобия личности.
Натанаэль без памяти
влюбляется в куклу-автомат Олимпию,
предстающую в его искаженном видении
образцом красоты и изящества. Ее
совершенная красота и пугает героя
своим могильным холодом, и наполняет
безумным восторгом, ведь в стеклянных
глазах Олимпии отражается любовь и
желание самого юноши.
Гофман затрагивает
в этой ситуации проблему бездуховного
мира, порождаемого упорядоченным
социумом. (Та же тема и у Арнима, но Гофман
описывает ее развернуто.) Автор касается
и темы, которая чрезвычайно важна для
творческой эволюции самого писателя.
Речь идет о точке зрения на мир, о создании
субъектом, созерцающим реальность, той
действительности, которая вовсе таковой
не является, а представляет собой лишь
фантом его сознания.<\p>
13. Сказка э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес». Образы Бальтазара и Цахеса. Своеобразие иронии и гротеска Гофмана
В этой сказке гротеск является основой
композиции и конструирования образа
главного героя, ибо гротескным
представляется автору сам реальный
мир. Основа конфликта и образа главного
героя заключается в противостоянии
сущности и видимости, причем внешнее –
видимость – оказывается сильнее
сущности.
Крошка Цахес, сын бедной
крестьянки, родился уродом, не способным
даже членораздельно разговаривать. Фея
Розабельверде, пожалев ребенка и мать,
наделила уродца тремя огненными
волосками, благодаря которым ему стали
приписывать все прекрасные свойства,
которыми были одарены те, кто находился
в ту минуту рядом с ним.
<\p>
Автор усиливает впечатление, нагромождая
нелепости: маленькое чудовище получает
чин министра и странного вида орден.
Погибает, утонув в ночном горшке. Всё
это свидетельствует о гиперболизации
– принципе создания образа, но это
гипербола, на которой основана одна из
сторон романтического гротеска,
двойственного в своей основе.
Она
усиливает эмоциональное восприятие
контрастов реального мира путём
заострения, укрупнения явлений. Введение
невероятного, искажающего обычные формы
действительности как бы высвечивает
скрытую сущность реального. Вторая
сторона романтического гротеска –
соединение несоединимого в одном –
здесь не представлена.
<\p>
Авторская ирония в этой сказке становится
более горькой, чем раньше.
Счастье
студента Бальтазара, в финале оказавшееся
возможным уже не в идеальном мире
Атлантиды, а в несколько пародийном
«идеальном» мире поместья Проспера
Альпануса, где во время стирки будет
светить солнце, кушанья не будут
пригорать, а сама прекрасная Кандида
не утратит хорошего настроения, если
не снимет магического ожерелья.
Студент
не замечает, что его возлюбленная обычная
мещанка. Предметный мир, ранее враждебный
герою-музыканту, начинает служить ему,
хотя это и противоречит сущности такого
персонажа. Более того, ошибается и сам
носитель светлого начала – фея
Розабельверде, ее подарок не добро,
подарок помимо ее воли превращается в
носителя злого начала и становится
источником страдания для тех, кто
действительно высок своими душевными
качествами. Сама прекрасная Кандида не
лишена филистерских наклонностей:
неслучайно только магическое ожерелье
(предмет) создает ее хорошее настроение.
Источник: https://StudFiles.net/preview/4465642/page:10/
Краткое содержание Песочный человек Гофмана
Маленького Натаниэля в детстве часто пугали Песочным человеком, который крал детей и уносил их на Луну, где лишал глаз.
Чтобы сын был послушен и раньше ложился спать, мать всегда говорила, что идет Песочник. На самом деле доносившиеся с лестницы шаги принадлежали другу семьи адвокату Коппелиусу.
Вместе с отцом Натаниэля они делали совместные опыты по алхимии, в то время запрещенной.
Адвокат был безжалостен и груб. Ему нравилось пугать детей, которые дрожали от отвращения к его внешности.
Именно в то время в Натаниэле зародились глубокие детские страхи перед этим человеком, впоследствии переросшие в безумие.
Со временем образ Коппелиуса слился с другим ненавистным выдуманным образом – Песочного человека. Мальчик считал, что адвокат и придуманное чудовище одно и то же лицо.
Во время неудачного опыта по алхимии отец Натаниэля погиб и у мальчика случилось первое обострение болезни. Адвокат же бесследно исчез.
Натаниэль вырос и уехал на учебу в другой город. Страхи иногда показывались из подсознания, присваивая образ ужасного Коппелиуса продавцу барометров Копполо.
Невеста Натаниэля, Клара, не смогла понять его терзаний, сочтя все нервным расстройством. Юноша писал странные стихи и сочинял истории, но Кларе они казались скучными.
Однажды он увидел в комнате своего учителя, профессора Спаланцани, прекрасную девушку Олимпию. Она целыми днями сидела, ничем не занимаясь, и смотрела мертвым остекленевшим взглядом перед собой.
Наблюдая за девушкой в подзорную трубу, Натаниэль незаметно в нее влюбился.
На бале, учрежденном Спаланцани в честь своей дочери, юноша танцевал лишь с Олимпией. Он говорил о своей любви и радостно слушал ее вздохи. Больше девушка не произносила ничего.
В городе говорили об умственной неполноценности Олимпии. Натаниэля это не останавливало, наоборот, притягивало некоей общностью душ. По приглашению профессора он почти все время проводил в обществе Олимпии, забыв о Кларе.
Через время Натаниэль попросил руки Олимпии. Убежав домой за материнским кольцом, он возвращается и видит, как профессор дерется с Копполой. Профессор проиграл, и адвокат убежал, отняв Олимпию, оказавшуюся восковой куклой.
Спаланцани потребовал, чтобы Натаниэль бросился в погоню. Поймав брошенные в него кровавые глаза Олимпии, юноша сошел с ума.
Через время Натаниэль пришел в себя в своем доме. Рядом была Клара. Вскоре он сделал ей предложение.
Однажды, гуляя в городе с Кларой и ее братом Лотаром, Натаниэль поднимается на высокую башню ратуши. Здесь юношу снова охватил припадок. Он попытался сбросить Клару с башни, но ее спас брат. Натаниэль увидел внизу Коппелиуса и прыгнул на мостовую.
Впоследствии Клара вышла замуж, родила двух сыновей и была счастлива в браке. Она нашла человека, который смог ценить ее желания и не обладал эгоизмом Натаниэля. Эгоизм, безверие и сомнение – вот ключ к темнейшим уголкам души, в которых может притаиться безумие у любого из нас.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
- Краткое содержание Паустовский Стекольный мастер
В маленькой избе на окраине села жила бабка Ганя. Не было у нее из родных никого, кроме внука Васи. Жил он в городе Гусь-Хрустальный и был стекольных дел мастером. Каждую осень приезжал он к бабке в гости и дарил дивные стеклянные фигурки - Краткое содержание Сетон-Томпсон Лобо
Произведение «Лобо», написанное канадским писателем Эрнестом Томпсоном, рассказывает о вожаке стаи свирепых волков, которые держали в страхе жителей долины. Хищники никого не боялись, убивали домашних животных. - Краткое содержание Записки покойника Булгаков
Действия в книге начинаются в Москве в середине 20-х годов. Главным героем произведения является Максудов. Рассказ в книге ведется от первого лица. В предисловии автор написал, что книга принадлежит Максудову - Краткое содержание Сказочка про Козявочку Мамин-Сибиряк
Козявочка родилась на свет погожим весенним днем. Она увидела высокое синее небо, зеленую травку, душистые цветы и решила, что все это принадлежит ей одной. Не успела Козявочка насладиться всей этой красотой - Краткое содержание Пелевин Жизнь насекомых
Арнольд и Артур живут недалеко от Феодосии, у них много планов, которые они хотят исполнить. Одним из планов является желания создать бизнес с Сэмом – коренным американцем. Пелевин сравнивает трех людей с комарами
Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/gofman/pesochnyj-chelovek-kratko
Сказка Песочный человек. Амадей Гофман
Сказка Песочный человек – мистическая новелла Амадея Гофмана. Она не предназначена для детского чтения. Родителям полезно прочитать новеллу, чтобы уяснить: никогда не стоит пугать детей никакими монстрами, бабайками и прочими чудовищами, рассказывать им страшные сказки перед сном. Из страшных сказочных образов вырастают детские страхи, которые могут разрушить психику ребенка.
Сказка Песочный человек читать
Краткое содержание сказки
Натанаэль в детстве боялся Песочного человека, которым взрослые пугали маленьких детей, чтобы те быстрее засыпали. Мальчик связал образ Песочного человека с адвокатом Коппелиусом, страшным другом своего отца, который приходил по вечерам в их дом. Любопытный мальчик подсмотрел, как отец с другом проводят тайные занятия алхимией.
Увидев Натанаэля, Коппелиус пытался вырвать у него глаза. Поведение ночного гостя настолько напугало ребенка, что он проболел несколько недель. Спустя какое-то время Коппелиус опять вечером появился в их доме и закрылся с отцом в кабинете. Услышав взрыв, мальчик поспешил в кабинет и застал отца мертвым. Коппелиус исчез из города. Юноша Натанаэль встречает продавца барометров Копполу.
Он считает, что это мерзкий колдун Коппелиус, убийца его отца, и хочет с ним поквитаться. Друзья Натанаэля Лотар и Клара своими убедительными доводами пытаются вернуть юношу в реальный мир. Натанаэль успокаивается. Он даже посещает лекции знаменитого профессора Спаланцани и увлекается физикой. Но темные силы не отпускают сознание Натанаэля.
Увидев прекрасную дочь профессора, юноша потерял покой. Он совсем забыл о возлюбленной Кларе и стал ухаживать за профессорской дочкой, считая ее идеалом женской красоты. Выяснилось, что странная Олимпия – механическая кукла, творение профессора и Копполы. Натанаэль снова теряет рассудок. Преданная Клара вернула возлюбленного к жизни. Все следы помешательства исчезли.
Никто не напоминал Натанаэлю о его болезни. Случайно Натанаэль наткнулся на подзорную трубку, купленную когда-то у Копполы, навел ее на Клару и снова потерял рассудок. Безумец схватил девушку и пытался выбросить ее из окна башни. Лотар спас сестру. На вопли безумного сбежался народ. В толпе Натанаэль заметил и Коппелиуса. С пронзительным криком Натанаэль бросился вниз.
Увидев на мостовой обезображенное тело юноши, колдун скрылся в толпе. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Анализ сказки Песочный человек
Фантастическая новелла Гофмана – сложное для восприятия произведение. Она интригует читателя с первых строк. Содержание мистической сказки раскрывается через письма героев.
Письма Натанаэля другу наполнены страхами, которые с детства не оставляют юношу: Песочный человек, Коппелиус, Коппола в одном и том же лице. Клара и Лотар противопоставляются главному герою рассудительностью и рационализмом. Они пытаются помочь другу вырваться из мира безумия, но им это не удается.
Чему учит сказка Песочный человек? Она учит, что не следует идти на поводу у своих страхов, а во всем нужно полагаться на здравый рассудок.
Мораль сказки Песочный человек
Страхи у нас внутри. Нужно находить в себе силы бороться ними, искать способы их преодоления. Детские страхи очень опасны. Они могут превратиться в шлейф неудач во взрослой жизни человека. Так можно трактовать главную мысль сказки Песочный человек.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- У страха глаза велики.
- Кто перед страхом смигнет, тот пропадет.
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Сказки Гофмана читать
Источник: https://ihappymama.ru/iq/skazki/pesochnyj-chelovek-amadej-gofman/
Эрнст Гофман “Песочный человек” (1816)
Творчество Гофмана побуждает к размышлениям. Можно обойтись простыми словами, описав представленную им историю, как рассказ с уклоном в мистику, а можно изыскать нечто большее, что хочется делать постоянно, когда твоё внимание захватывает тот или иной сюжет за авторством Эрнста Теодора Амадея.
Если размышлять над “Песочным человеком”, то видишь детские страхи, сопровождаемые обоснованием их правдивости, приводящие главного героя впоследствии к ужасным подтверждениям дотоле опровергаемых предположений. Гофман любил писать о воплощении в жизнь фольклорных сказаний. Была в том насущная необходимость.<\p>
Читатель должен представить себе начало XIX века.
В моду входят механизмы, приводимые в движение заводом, прозванные автоматонами. После наблюдения за ними все зрители приходили в восторг. А ведь существовали и механизмы в виде людей, которыми изобретатели удивляли публику особо.
Создания Вокансона интриговали людей, мрачные литературные персонажи из мяса и костей уже выходят из-под пера писателей, читателю же предстояло внимать фантазиям Гофмана. Но Эрнст Теодор Амадей пугал на свой лад, воплощая на бумаге историю очередного сошедшего с ума человека.
<\p>
Начинает Гофман с детских лет главного героя, что сызмальства боялся скрипа лестницы по ночам, воображая себе Песочного человека. Напрасно мать пыталась его убедить, будто Песочный человек специально приходит, дабы даровать детям сон. А если это не так? Песочным человеком может оказаться противный знакомый, постоянно третирующий главного героя.
Страхи всегда осуществляются наяву, если в них очень сильно верить. Даже при отсутствии предпосылок страх будет материализован и нанесёт вред человеку.<\p>
Впечатлительность главного героя подтачивала его душевное здоровье. Мир фантазий начал преобладать над реальностью.
В человекоподобном механизме он видел живого человека и не понимал, отчего всё складывается настолько удручающим для него образом. Причин для безумства может быть великое множество, нынешний безумец излишне настрадался от способности воображать. Гофман мог позволить ему начать писать нечто посущественнее, нежели обыкновенные письма.
Талант к сочинительству у главного героя имелся, только он его не развивал.<\p>
Гофману не хватило места, чтобы раскрыть перед читателем сюжет. Эпистолярные отрывки послужили краткой вводной частью, тогда как основа “Песочного человека” свелась к отражению ряда задумок, поданных при слабом исполнении. Объясняется ли это удручающим положение автора? Вполне возможно.
Хандрить Гофману было от чего, как и пребывать в депрессии. Порой лучше ослепнуть, нежели видеть происходящее вокруг, или полюбить безжизненную куклу, но не куклу живую. Сводить счёты с жизнью при этом необязательно.<\p>
Вялое повествование не поразит воображение читателя, даже не напугает.
Гофман и ранее создавал аналогичные истории, так отчего “Песочному человеку” быть чем-то особенным? Рассказ начинается из ничего и заканчивается ничем. Был безумец, живший грёзами, потом не стало безумца, стоило ему осознать лживость грёз. Как Песочный человек мерещился ему по ночам, так на всю жизнь и остался он жить с ночными фантазиями, утратив способность отличать сон от яви.
<\p>
Не стоит рушить сказочный сюжет, подумает читатель. Зачем видеть в повествовании то, чего там нет? Главный герой на самом деле страдает от проказ Песочного человека, его страхи оправданы, а дальнейший кошмар – сказочный сюжет, служащий потехи ради и для острастки детской непоседливости. Пусть будет так.
Все действующие лица являются разумными персонажами и воплощают собой злые и добрые начала. Волшебным песком залеплены глаза такого читателя, иначе сию слепоту объяснить не получится.<\p>
Бояться надо в меру и нужно провести границу между фантастическим вымыслом чьих-то злых намерений с настоящим положением дел. Не надо искать тайное там, где его нет. Тогда душевное здоровье будет в порядке и разум не расплавится от увиденного через подзорную трубу, показывающую картинку в ограниченном виде, к тому же с искажениями.<\p>
Дополнительные метки: гофман песочный человек критика, гофман песочный человек анализ, гофман песочный человек отзывы, гофман песочный человек рецензия, гофман песочный человек книга, гофман песочный человек содержание, E. T. A. Hoffmann, Der Sandmann, The Sandman
Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | ЛитРес | Ozon
Это тоже может вас заинтересовать:
– Золотой горшок
– Эликсиры сатаны
– Щелкунчик и мышиный король
– Майорат
– Крошка Цахес, по прозванию Циннобер
– Королевская невеста
– Повелитель блох
Источник: https://trounin.ru/hoffmann1816/
Книга «Песочный человек»
Когда я в первый раз читала это произведение, то “Песочный человек” показался мне архаичной нудятиной.
Это было давно, когда после школьной обязательной программы по литературе хочется чего-то абсолютно другого: интересного, динамичного, современного. Или хотя бы старенького, но чтоб прям вот дух захватило и унесло.
А тут всё размерено. Но, надо признаться, что впечатление жутковатое эта сказочка Гофмана тогда все же оставила.
Заинтересовавшись новым изданием, я его приобрела и, заодно, решила перечитать. Впечатление абсолютно иные. Эта сказка сейчас показалась не страшилкой, а завуалированной сатирой на людей восторженных и не умеющих унять своё буйное воображение.
Ведь по большому счету вся история сводится к тому, как молодой человек сам сводит себя с ума, веря в то, что фантомы из детства существуют на самом деле. Он умудряется увидеть Сатану в обычном, хоть и крайне неприятном, человеке. Он уверен, что его преследует зло.
Он умудряется влюбиться в куклу. Он до безобразия глух к доводам своей невесты и своих друзей. Его воображение напрочь подчинено им же созданным жутким монстрам.
Сказка то сказка, но её концовка отлично демонстрирует, куда может привести чересчур бурная фантазия, болезненная впечатлительность и абсолютная слепота по отношению к здравому смыслу. Печальный итог.
Что касается других сторон, то в этот раз этот архаичный язык, эта демонстрация эмоций Натаниэля в его письмах со всеми “охами” и “ахами”, этот восторженный слог влюбленного, который несёт возвышенные, но лишенные смысла речи, когда обращается к своей возлюбленной показались как раз уместным.
Как и эпистолярный жанр в начале, когда главные персонажи пишут друг другу письма. Манера письма, употребляемые обороты речи, передающиеся через слова эмоции неплохо характеризуют героев. Уже в письмах виден этот надрыв в Натаниэле, его впечатлительность и его подчиненность своим мистическим фантазиям.
Клара же предстает разумной, спокойной и веселой девушкой, которая ко всему прочему ещё и добра, так как те выражения, в которых она пытается убедить своего жениха всё же внять голосу разума, а страшные фантазии оставить в детстве, не высмеивают, а успокаивают и убеждают. Лотар же, брат Клары и близкий друг Натаниэля, дальше выступает в роли рассказчика.
Он пытается передать печальную историю не предвзято, но периодически сквозь текст угадывается некоторое недоумение, что появляется у рассказчика, когда он ведёт своё повествование о том, что и как случилось. Например, те эпизоды, где друг влюбленного Натаниэля пытается раскрыть ему глаза на предмет этой самой любви.
<\p>
В конце Гофман акцентирует внимание на Кларе и на том, что она обрела своё счастье, которое ” никогда не смог бы дать ей Натаниэль с его вечным душевным разладом”. Получается, что концовка-то счастливая. Для всех, кроме главного персонажа этой старой и жутковатой сказочки. Да, то жутковатое ощущение всё равно остаётся.
Уж больно красочно и поэтично Гофман описывает все страхи своего героя. И да, особенно впечатлительным детям лучше не рассказывать страшилки про Песочного человека, охотящегося за глазами. А то вон что вышло…
Источник: https://www.livelib.ru/book/1000662039-pesochnyj-chelovek-e-t-a-gofman
Сказка Песочный человек – Амадей Гофман
Сказочная новелла Гофмана Песочный человек – самое известное и популярное произведение автора. Историю Песочный человек читать рекомендовано взрослым и детям старше 14 лет.
Не стоит буквально воспринимать все рассуждения Гофмана в лице главного героя Натанаэля, присмотритесь внимательнее и вы увидите в них много скрытого смысла, живой энергии; сможете прочувствовать, насколько детские психические травмы способны укрепляться в сознании человека и преследовать его всю жизнь.<\p>
Песочный человек. Краткое содержание
Сказочная новелла Песочный человек разделена на четыре части. Первые три – это письма главного героя Натанаэля его другу Лотару и ответ девушки Клары – Натанаэлю. Четвертая часть – непосредственно сама история.
Первое письмо (Натанаэль – Лотару). Краткое содержание
В своем первом письме Натанаэль рассказывает историю детства о Песочном человеке, которым его пугали перед сном, о смерти отца и о его страшном друге отца Коппелиусе, в котором мальчик видел зло и воплощение Песочного человека. Также описывается случай о продавце барометров.
Второе письмо (Клара – Натанаэлю.) Краткое содержание
Возлюбленная Натанаэля Клара совершенно случайно прочитала письмо, адресованное её брату Лотару, и высказывает свою точку зрения на переживания молодого человека, показывая ему, что все страхи и ужасы не реальны.
Третье письмо (Натанаэль – Лотару). Краткое содержание
Натанаэль рассказывает о том, как он живет, о своем преподавателе физике Спаланцани и о его загадочной дочери Олимпии.
Краткое содержание истории Песочный человек
Побывав в гостях у Клары и Лотара, молодой человек возвращается на учебу в город и видит, что его квартира сгорела. Переехав в другой дом, он с удивлением замечает, что живет прямо напротив профессора физики.
Купив подзорную трубу, он целые дни проводит, наблюдая за Олимпией и на празднике у Спаланцани знакомится с ней, влюбляясь до беспамятства.
Лучший друг Натанаэля пытается помочь, рассказывая, что Олимпия очень странная и что у неё безжизненные глаза, но тот не слушает, забывая о Лотаре и невесте Кларе.
По стечению обстоятельств Натанаэль оказывается в доме профессора в не положенный час и узнает страшную новость: Олимпия – не человек, а просто кукла. Молодой человек сходит с ума.
<\p>
Побывав в сумасшедшем доме и вернувшись на родину, к матери и друзьям, он излечивается и планирует спокойную, размеренную жизнь вместе с Кларой. Однако этому не суждено сбыться.
История заканчивается самоубийством Натанаэля, очередной раз помешавшимся на Песочном человеке.
Сказка Песочный человек скачать:<\p>
Источник: https://deti-online.com/skazki/skazki-gofmana/pesochnyy-chelovek/
Гофман “Песочный человек”, какое краткое содержание, кто главные герои?
Главные герои сказки Гофмана “Песочный человек”:
- Натанаэль – студент, наделенный богатым воображением и неустойчивой психикой, подорванной детскими страхами;
- Адвокат Коппелиус, продавец Джузеппе Коппола, Песочный человек – личности, воспринимаемые Натанаэлем как одно существо, принимающее разные обличия;
- Клара – любимая девушка Натанаэля, веселая, здравомыслящая и надежная;
- Лотар – брат Клары, верный друг Натанаэля;
- Олимпия – искусно выполненная механическая кукла, покорившая Натаниэля красотой и покладистостью;
- Профессор Спаланцани – один из создателей Олимпии, выполнявший роль ее отца.
Произведение начинается с писем Натанаэля своему другу и родственнику Лотару и ответа Клары, случайно прочитавшей одно из посланий.
Натанаэль учился в другом городе и в первом письме рассказывает о событии, нарушившим его душевное равновесие и связанном с далекими детскими годами, когда няня рассказала о жутком Песочном человеке, приходящем за непослушными детьми, не ложащимися вовремя спать.
Иногда за дверью действительно раздавались тяжелые шаги, но принадлежали они старому мерзкому адвокату Коппелиусу, не любившему детей и приходящему к их отцу для проведения химических опытов. Во время неудачного эксперимента отец Натаниэля погиб, адвокат исчез из города, а мальчик окончательно уверился, что Коппелиус и есть Песочный человек.
И вот спустя несколько лет к Натанаэлю пришел продавец барометров, в котором молодой человек узнал ненавистного Коппелиуса, хотя он и назвался механиком Джузеппе Коппола.
Рассудительная Клара в ответ пыталась успокоить любимого, убеждая его выкинуть из сердца мерзкие образы, тогда и они потеряют способность воздействовать его душу.
В следующем обращении к Лотару Натаниель досадует на Клару, не проникнувшуюся его смятением, и рассказывает о профессоре физики Спаланцани, чьи лекции он начал посещать, и его дочери Олимпии, таинственной красавице с невыразительными глазами.
<\p>
Когда вскоре Натанаэль приехал на каникулы, в нем чувствовалась большая перемена. Он утверждал, что человеческие желания и планы ничего не значат – все управляется извне высшим началом.
Клара настаивала на том, что враждебные силы властны над человеком только тогда, когда человек в них верит; между ними обозначилась трещина.
Натанаель вернулся на учебу, но оказалось, что его прежнее жилье сгорело и друзья сняли ему комнату рядом с домом Спаланцани, из окна которой была видна комната Олимпии. Вскоре к молодому человеку снова постучал Коппола и предложил свои изделия; Натанаель, чтобы загладить отношения, купил у него подзорную трубку.
Он пристрастился любоваться в эту трубку загадочной Олимпией. Вскоре Спаланцани устроил званый бал, на котором блистала его дочь, а Натанаэль не отходил от нее весь вечер, с восхищением признаваясь ей в любви, на что Олимпия отвечала только:”Ах-ах!”
Ходили слухи, что Олимпия чересчур скованна, бездушна и неумна, но Натанаэль бывал у ней каждый день и считал ее прилежное внимание к его умозаключениям пониманием и родством душ.
Молодой человек решил обручиться с Олимпией, но явившись к Спаланцани попал на драку профессора с Коппелиусом за безжизненную куклу, в которой узнал Олимпию. Натанаэль бросился на профессора и едва не задушил его, но подбежали люди, связали его и отправили в дом сумасшедших.
Натанаэль пришел в себя в родных стенах, где друзья, мать и верная Клара излечили его от тяжкой хвори. Натаниель принял решение сыграть свадьбу с Кларой. Гуляя по городу и делая покупки, они надумали подняться на высокую башню, чтобы полюбоваться окрестностями.
Натаниель достал свою подзорную трубку, и тут безумство с прежней силой вновь охватило его. Он подхватил Клару и попытался сбросить ее вниз, но подбежавший Лотар спас сестру, а беснующийся Натаниель сам бросился вниз.
В сбежавшейся на крики толпе мелькнуло довольное лицо адвоката Коппелиуса.
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3025160-gofman-pesochnyj-chelovek-kakoe-kratkoe-soderzhanie-kto-glavnye-geroi.html
Сатира и романтическая ирония в новеллах Гофмана «Песочный человек», «Щелкунчик», «Крошка Цахес»
Сатира (лат. satira) — проявление комического в искусстве, представляющее собой поэтическое унизительное обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.
Юмор в сатире используется для того, чтобы разбавить прямую критику, иначе сатира может выглядеть как проповедь. Это характерно уже для первых сатирических произведений.
Но Гофману ли приписывать оправдание земного бытия? Ему ли, создавшему, как никто другой, убийственный паноптикум филистерского ничтожества?
Однако и здесь все не так однозначно. Было бы величайшей несправедливостью по отношению к Гофману заподозрить его в элитарном высокомерии. Художниками рождаются, а филистерами становятся.
И он, изощреннейший насмешник, карает пороки не врожденные, а благоприобретенные. Человек может или не может посвятить себя служению музам – но посвящать себя служению Мамоне он не должен, гасить в себе “божественную искру” не должен.
Именно тогда происходит в нем необратимое извращение человечности.
В “Песочном человеке” уже упоминавшаяся история о том, как в “благомыслящем обществе” механическая кукла стала законодательницей зал, описана пером блестящего юмориста.
Чего стоят одни только резюмирующие замечания Гофмана об атмосфере, установившейся в этом обществе среди “высокочтимых господ” после обнаружения обмана с манекеном: “Рассказ об автомате глубоко запал им в душу, и в них вселилась отвратительная недоверчивость к человеческим лицам.
Многие влюбленные, дабы совершенно удостовериться, что они пленены не деревянной куклой, требовали от своих возлюбленных, чтобы те слегка фальшивили в пении и танцевали не в такт… а более всего, чтобы они не только слушали, но иногда говорили и сами, да так, чтобы их речи и впрямь выражали мысли и чувства.
У многих любовные связи укрепились и стали задушевней, другие, напротив, спокойно разошлись”. Это все, конечно, очень смешно, но в иронико-сатирической аранжировке здесь предстает очень серьезная социальная проблема: механизация и автоматизация общественного сознания.
В “Крошке Цахесе” тоже смешна история мерзкого уродца, с помощью полученных от феи волшебных чар околдовавшего целое государство и ставшего в нем первым министром, – но идея, легшая в ее основу, скорее страшна ничтожество захватывает власть путем присвоения (отчуждения!) заслуг, ему не принадлежащих, а ослепленное, оглупленное общество, утратившее все ценностные критерии, уже не просто принимает “сосульку, тряпку за важного человека”, но еще и в каком-то извращенном самоизбиении из недоумка творит кумира.
Гофмановский паноптикум при ближайшем рассмотрении – больной социальный организм; увеличительное стекло сатиры и гротеска высвечивает в нем пораженные места, и то, что в первый момент казалось ошеломительным уродством и вызовом здравому смыслу, в следующий момент осознается как неумолимость закона. Ирония и сатира Гофмана в таких пассажах, конечно, убийственны, но странное дело: в них в то же время нет ни малейшей ноты брезгливого презрения, нет злорадства – зато постоянно слышима и ощутима та боль, что прозвучала позже в знаменитом гоголевском восклицании: “И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться!” Более того: Гофман действительно не рад этому своему дару видеть все будто сквозь увеличительное стекло, и он оставил этому недвусмысленное свидетельство.
___
Все мировоззрение Гофмана, его поэтика и характер его романтической иронии во многом складывались под влиянием как времени, в которое он писал, так и его социального положения представителя бюргерской интеллигенции Германии, той социальной прослойки, лучшие представители которой, мучительно пытаясь вырваться из душной атмосферы своего филистерского бытия, не знали и боялись народа, не могли преодолеть и верноподданнического отношения своей среды к привилегированным господствующим сословиям. Отсюда наряду с напряженным трагизмом и социальной сатирой ряда произведений Гофмана столь часты попытки писателя разрешить конфликт победой мира волшебной фантастики над миром реальным, прозаическим («Неизвестное дитя», «Щелкунчик и мышиный король», «Повелитель блох», «Крошка Цахес», «Принцесса Брамбилла»).
Источник: https://students-library.com/library/read/44404-satira-i-romanticeskaa-ironia-v-novellah-gofmana-pesocnyj-celovek-selkuncik-kroska-cahes
Песочный человек
Очень кратко Детский страх молодого человека — боязнь Песочного человека — оживает, вторгается во взрослую жизнь юноши и губит его.
Натаниэль пишет другу, брату своей невесты, Лотару. В письме молодой человек рассказывает о своём детском страхе перед Песочным человеком, приходящем за детьми, которые не хотят идти спать.
В детстве Натаниель и его сёстры по вечерам собирались в гостиной, а отец рассказывал им интересные истории. В девять вечера мама говорила, что скоро придёт Песочный человек, спешно уводила детей спать, и вскоре на лестнице раздавались медленные, тяжёлые шаги. Натаниель был уверен, что к отцу приходит страшный Песочный человек, хотя мать и отрицала это.
Старая няня Натаниэля рассказала, что Песочный человек забирает у детей глаза и скармливает их своим детям с совиными клювами, которые живут в свитом на Луне гнезде. После этого рассказа Натаниэля начали мучить кошмары.
Так продолжалось много лет, а я всё не мог свыкнуться с этим зловещим призраком, и образ страшного песочного человека не бледнел в моём воображении.
Однажды Натаниэль решил увидеть Песочника и после девяти вечера спрятался в комнате отца. Песочником оказался адвокат Коппелиус, который частенько у них обедал. Он был на редкость противным человеком, дети, и их мама боялись и ненавидели его, а отец относился к Коппелиусу с большим почтением.
Натаниэль оцепенел от страха, а адвокат и отец открыли дверцы стенного шкафа, за которыми оказался глубокий альков с небольшой жаровней, развели огонь и принялись что-то ковать. Глухим голосом Коппелиус велел подать ему глаза, и Натаниэль, охваченный ужасом, вывалился из своего укрытия.
Адвокат схватил мальчика, намереваясь использовать его глаза в своих опытах, но отец умолил его пощадить сына. Тогда Коппелиус принялся вертеть и сгибать руки и ноги ребёнка, желая изучить их механизм. Натаниэль потерял сознание и много недель пролежал в горячке.
Копеллиус исчез из города, но год спустя вновь появился в доме Натаниэля и принялся за алхимические опыты. Глубокой ночью прогремел взрыв, отец погиб, а Коппелиуса начала разыскивать полиция, и он исчез.
Незадолго до написания письма, уже будучи студентом, Натаниэль снова увидел Песочника — он явился к нему под личиной продавца барометров, пьемонтского механика Джузеппе Копполы, но был очень похож на Коппелиуса. Юноша решил встретиться с ним и отомстить за смерть отца.
Клара случайно читает письмо, адресованное её брату Лотару, и пытается доказать своему жениху Натанаэлю, что всё это лишь фантазия, принимаемая им за реальность.
Если существует тёмная сила, так враждебно и коварно налагающая на нашу душу нити, которыми она потом нас полностью опутывает, ‹…› то она должна заключаться в нас самих.
В ответном письме Натаниэль посмеивается над здравомыслием своей невесты и просит друга более не давать ей читать свои письма.
Теперь Натаниэль уверен: Джузеппе Коппола вовсе не адвокат Коппелиус. В этом его убедил профессор физики Спаланцани, лекции которого юноша начал посещать. Учёный знает Копполу много лет и уверен, что тот коренной пьемонтец.
Упоминает Натаниэль и о загадочной дочери профессора, Олимпии, невероятно красивой девушке, которую Спаланцани скрывает от чужих глаз.
Брифли бесплатен благодаря рекламе:
Эти письма попадают в руки рассказчика. Основываясь на них, он описывает дальнейшую судьбу Натаниэля. Рассказчик сообщает, что после гибели отца мать Натаниэля взяла в дом осиротевших детей дальнего родственника — Лотара и Клару. Вскоре Лотар стал лучшим другом юноши, а Клара его возлюбленной и невестой. После обручения Натаниэль уехал учиться в другой город, откуда и писал свои письма.
После последнего письма Натаниэль прервал свои занятия науками и приехал к невесте. Клара обнаружила, что её возлюбленный сильно изменился — стал мрачным, задумчивым, полным мистических предчувствий.
Всякий человек, считающий себя свободным, на самом деле служит страшной игре тёмных сил, и бесполезно с этим бороться, лучше смиренно покориться воле судьбы.
Натаниэль начал писать странные стихи, которые раздражали и сердили здравомыслящую и умную Клару. Юноша начал считать невесту холодной и бесчувственной, неспособной понять его поэтическую натуру.
Однажды Натаниэль написал особенно жуткое стихотворение. Оно испугало Клару, и девушка попросила сжечь его. Обиженный юноша довёл невесту до слёз, за что Лотар вызвал его на дуэль. Клара узнала об этом и поспешила на место поединка, где и произошло полное примирение.
К учёбе Натаниэль вернулся почти прежним. Приехав, он с удивлением обнаружил, что дом, где он снимал квартиру, сгорел. Друзья сумели спасти его вещи и сняли для него помещение напротив квартиры профессора Спаланцани. Натаниэлю была видна комната Олимпии — девушка часами сидела неподвижно, гладя перед собой.
Однажды вечером к Натаниэлю вновь явился Коппола и, гадко посмеиваясь, продал ему подзорную трубу с удивительно хорошими линзами. Юноша лучше рассмотрел Оливию и поразился её совершенству. Целые дни он смотрел на Оливию, пока Спаланцани не велел занавесить окна в комнате дочери.
Вскоре Спаланцани устроил большой бал, на котором Натаниэль познакомился с Оливией и влюбился в девушку до беспамятства, забыв о своей невесте.
Он не замечал, что Оливия почти не говорит, руки её холодны, а движения как у механической куклы, хотя на остальных студентов девушка произвела отталкивающее впечатление.
Напрасно Зигмунд, лучший друг Натаниэля, пытался образумить его — юноша ничего не хотел слушать.
После бала профессор разрешил Натаниэлю навещать Оливию.
Никогда ещё не было у него такой благодарной слушательницы. Она ‹…› сидела не шелохнувшись, устремив неподвижный взор в глаза возлюбленного, и взор этот становился всё пламенней и живее.
Юноша шёл делать Оливии предложение, когда услышал шум в кабинете Спаланцани и обнаружил там профессора и ужасного Коппелиуса. Они ссорились и вырывали друг у друга неподвижную женскую фигуру.
Это была лишённая глаз Оливия.
Выяснилось, что Олимпия на самом деле не человек, а автомат, изобретённый профессором и адвокатом. Коппелиус вырвал у профессора куклу и сбежал, а Спаланцани заявил, что глаза Оливии были похищены у Натаниэля. Безумие овладело юношей, и он попал в сумасшедший дом.
Из-за начавшегося скандала Спаланцини покинул университет. Натаниэль выздоровел и вернулся к Кларе. Вскоре семья Натаниэля получила хорошее наследство, и влюблённые решили сыграть свадьбу.
Прогуливаясь однажды по городу, Натаниель и Клара решили подняться на высокую башню ратуши. Осматривая сверху окрестности, Клара указала жениху на что-то мелкое, тот вынул подзорную трубу Копполы, взглянул в неё, и его снова охватило безумие.
Вдруг огненные потоки полились из его блуждающих глаз, он взвыл, как затравленный зверь, высоко подпрыгнул и, страшно захохотав, закричал пронзительным голосом.
Натаниэль попытался сбросить Клару вниз, но та успела схватиться за перила.
Лотар, ожидающий возле ратуши, услышал крики, бросился на помощь и успел спасти сестру. На площади тем временем собралась толпа, в которой безумный Натаниэль заметил Коппелиуса, только что вернувшегося в город.
Дико закричав, юноша прыгнул вниз и размозжил голову о мостовую, а адвокат снова исчез.
Клара переехала в отдалённую местность, вышла замуж, родила двух сыновей и обрела семейное счастье, «которого никогда не смог бы дать ей Натанаэль с его вечным душевным разладом».
Источник: https://briefly.ru/gofman/pesochnyy_chelovek/