Ольга Ильинская и её роль в судьбе Обломова (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
Сочинения › Гончаров И.А. › Обломов
Готовые Домашние Задания
В романе И.А. Гончарова «Обломов» перед читателем предстают замечательные художественные образы. Гений писателя смог изобразить их так ярко и динамично, что они навсегда вошли в историю русской литературы, сделались нарицательными и пополнили галерею героев.
Таким образом, роман Гончарова «Обломов» вывел на сцену классической литературы замечательный образ ленивого барина, в котором выразились все типические черты русского национального характера. Противоположность его представляет деятельный Штольц. Он оттеняет черты Обломова, делает их ярче и выразительнее.
Но в романе есть и еще один герой, точнее героиня, образ которой не только замечателен сам по себе, но и имеет огромное значение в раскрытии характера Ильи Ильича Обломова. Это Ольга Ильинская.
Её образ складывается из множества мелких характеристик автора. В итоге перед нами предстает красивая, умная девушка, выделяющаяся из круга себе подобных трезвой головой и здравым смыслом. Именно поэтому её так ценит Штольц. Ольга для него вершина женской природы. Он тайно от других и себя влюблен в неё. И в конце романа читатель узнает, что Ильинская и Штольц поженились.
Но до этого замечательного события Ольга была влюблена в Обломова, и дело тоже шло к свадьбе. Почему же Ольга заинтересовалась героем, который являл полную противоположность её будущего мужа Штольца?
Вначале её интерес был довольно определенным и лишенным каких-либо романтических порывов – Ольга «занялась» воспитанием Обломова по просьбе своего друга Штольца, который решил таким образом изменить образ жизни Ильи Ильича. Но с течением времени, как истинно страстная натура, Ольга влюбляется в нашего героя, и он тоже, видя её чувство, влюбляется. Отныне Ольга предстает перед Обломовым в роли ангела, который спустился с небес.
Обломов беспрекословно слушается Ильинскую, а она, упиваясь своей властью, придумывает все новые и новые испытания чувства героя. К примеру, она просит его прийти на свидание, которое должно состояться в самый разгар летнего дня на вершине холма. И Илья Ильич забирается на самую вершину, что стоит ему немалых усилий, как физических, так и моральных.
И все, казалось бы, идет хорошо, Обломов худеет, начинает понимать прелесть деятельного времяпровождения. Но вдруг он начинает замечать что-то между Ольгой и Штольцем, какую-то искру, он начинает понимать, что он не тот, кто должен быть всю жизнь рядом с Ильинской.
Так в романе появляется эпизод, который свидетельствует не только о богатой внутренней жизни главного героя, но и о его недюжинных способностях. Это письмо Ильи Ильича к Ольге Ильинской. В нём он просит Ольгу расстаться с ним, потому что считает её любовь к себе только ошибкой, временным заблуждением.
Герой приводит вполне разумные, хотя на взгляд постороннего, несколько поспешные доводы в пользу их расставания.
Он говорит о любви как о растении, семена которого не должны прорасти: «Вся эта драпировка скрывает обыкновенно умысел глубже пустить корни на почве чувства, а я хочу истребить и в вас и в себе семена его».
В тот момент Обломов находился на распутье – либо возврат к старому, либо предложенная новая жизнь, в которую непременно войдёт любовь и деятельность. Правда, всё это должно было происходить под «чутким надзором» Ильинской и Штольца.
Но появление такого письма свидетельствует, что у Обломова существует ещё одна возможность идти вперёд – полагаться только на себя, не ломать свой внутренний мир, но и не погрязать в старых привычках, которые ведут только к смерти души.
Посмотрите, как пишет письмо герой: «Он сел к столу и начал писать быстро, с жаром, с лихорадочной поспешностью…» И на самом деле, как страстен его порыв, сколько силы в его словах! Разве таков был Обломов в начале романа? Теперь он пишет не так, «как в начале мая писал к домовому хозяину». Он переменился.
Принято считать, что изменила Илью Ильича Ольга, что это она вдохнула в него жизнь. Но мне кажется, что Ольга только показала Обломову дорогу, а идти или не идти по ней, он решил сам.
Язык послания Ильи Ильича очень образен («намерения разлетятся в прах» и т. п.), что свидетельствует о поэтической душе героя. Эта грань его характера раскрылась под действием любви, хотя Обломов и считает это чувство чем-то губительным для себя. Герой не выдерживает испытания любовью, он пасует перед ней. Неслучайно впоследствии Ольга упрекает его в эгоизме и бессердечности.
Это произошло потому, что доводы Обломова кажутся трезвому рассудку Ильинской достаточно шатки: «Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить… Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: «Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придёт, и тогда вы очнётесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль» – вот, что следовало бы мне сказать вам».
Гончаров не случайно вставил этот эпизод в канву произведения. Во-первых, любовь и послание к Ольге Ильинской глубже раскрывают характер героя. Обломов представлен неплохим знатоком человеческой натуры, ведь он верно угадал в Ольге ненастоящее чувство, а также обладателем широкой души, так как способен отказаться от любви ради счастья другого.
Во-вторых, до этого письма Обломов обрисовывался в романе несколько сатирически и вызывал если не смех, то, по крайней мере, улыбку. Послание же полностью переворачивает представление о нём. Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. И эта грань открылась посредством образа Ольги Ильинской. Таково её важнейшее значение в раскрытии образа Ильи Ильича Обломова.
Сочинения по теме:
- Объяснение Обломова с Агафьей Матвеевной Пшеницыной (анализ эпизода из 1-ой главы IV части романа И.А. Гончарова «Обломов») сочинение
- Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына (по роману И. А. Гончарова «Обломов») сочинение
- Особенности композиции одного из произведений русской литературы X I X века. (И.А.Гончаров. «Обломов».) сочинение
- Пассивный протест окружающему злу (по роману И.А.Гончарова «Обломов») сочинение
Источник: https://1soch.ru/goncharov-ia/oblomov/olga-ilinskaya-i-ee-rol-v-sudbe
Роль Ольги Ильинской в судьбе Ильи Обломова (По роману А. А. Гончарова “Обломов)
1. Образ Ольги Ильинской. 2. Попытки изменить Обломова. 3. Разочарование Ольги.
4. Противопоставление Пшеницыной и Ильинской.
Судьба главного героя романа А. А. Гончарова Ильи Ильича Обломова может с полным правом быть названа нетипичной. В жизни Обломова не было ярких, впечатляющих событий. Каждый день был похож на предыдущий. Илья Ильич отказывался от действий, проводил время в праздности. Но, несмотря на это, судьба подарила ему встречу с Ольгой Ильинской.
Ольгу, безусловно, можно назвать неординарной женщиной. Она не похожа на большинство представительниц слабого пола своего времени. У Ильинской сильный характер, сложившееся мировоззрение и страсть к активным действиям. Окружающие люди относятся к Ольге без особой симпатии и теплоты.
В этом нет ничего удивительного, слишком резок контраст между ней и остальными. Люди не слишком благожелательно относятся к тем, кто кажется им непонятным, чье поведение выбивается из общепринятых рамок. Ольга живет по своим правилам. Ее меньше всего беспокоит мнение других. У нее свои критерии оценки, на которые она ориентируется.
<\p>
Ильинская решает перевоспитать Обломова, потому что его образ жизни кажется ей неправильным.
Ольга Ильинская по поведению и складу характера близка к Андрею Штольцу. С точки зрения таких активных и деятельных людей вялый, апатичный Обломов кажется несчастнейшим человеком и нуждается в помощи. Ольга желает помочь Илье Ильичу, решает коренным образом изменить его жизнь.
Нельзя не признать, что Обломов попадает под влияние Ольги. В этом нет ничего удивительного. Слабохарактерный и безвольный человек часто попадает под влияние более сильного. Обломов восхищен Ольгой.
Она кажется ему красивой, умной, практически идеальной. Однако ему самому не так уж интересны и важны достоинства этой незаурядной женщины.
Обломов живет в своем собственном мире, для которого нет дела до окружающих.
Обломов и Ильинская смотрят на мир с разных точек зрения. Они абсолютно не похожи. Поскольку Илья Ильич все же попал под влияние Ольги, он пытается выполнять то, что она требует от него.
Перемены тягостны для Обломова. Ему быстро надоедает играть по чужим правилам, пытаться изменить свою жизнь сообразно чужой воле. И Обломов протестует как может.
Пусть у него и слабый характер, но хватает силы противиться влиянию Ольги.
Ольга расстроена, она считала, что ее силы и обаяния хватит для изменения жизни Обломова. Между тем Илья Ильич совершенно справедливо задумывается, любит ли его Ольга, на самом ли деле он нужен ей. Ведь истинная любовь подразумевает принятие человека таким, каков он есть.
Это не свойственно Ольге. И поэтому Обломов начинает думать о том, что чувства Ильинской – это замена любви, вызванная естественным для человека желанием любить. Да, он любит ее. Но этого ему явно не достаточно, чтобы путем огромных усилий менять свою собственную жизнь.
Нельзя не задуматься о том, зачем же Ольге Ильинской так необходимо переделать Обломова. Ведь Ольга далеко не глупый человек, она должна сознавать, что попытки вряд ли увенчаются успехом. К тому же стремления воздействовать на другого требует очень много сил.
Не могла Ольга и не понимать, что ее желание переделать Обломова, встречало с его стороны непонимание. Илье Ильичу был чужд тот образ жизни, которого требовала Ольга. Он превыше всего ценил собственный комфорт. А Ильинская пыталась его этого комфорта как раз лишить.
Сначала стремление Ольги перевоспитать Обломова можно объяснять просьбой Андрея Штольца. Ведь именно он обратился к девушке и попросил помочь Обломову. Андрей уверен, что у Ильи Ильича может быть иная, красивая, деятельная и плодотворная жизнь. С точки зрения Штольца, незаурядные способности Ольги можно направить на это благое дело. Андрей уверен, что Ольге по силам перевоспитать Обломова.
На самом деле Штольц судит по себе. Он сам является человеком активным, деятельным, энергичным. Он с детства дружит с Ильей Ильичем. И по-настоящему страдает от деградации своего друга. Но в своем желании вмешаться в чужую судьбу, Штольц как будто бы не понимает, что Обломов уже взрослый, сложившийся человек. И любые изменения будут бесполезны и напрасны.
Но судить Андрея ни в коем случае нельзя. Он пытается сделать то, что может. Не его вина, что попытки оказались бесплодными. Ольга по-настоящему рада, когда Обломов начинает меняться. Это происходит практически сразу, ведь Илья Ильич попал под влияние сильной личности. Ильинская занимается “воспитанием” Обломова не только и не столько ради него самого.
Нет, таким образом, она пытается самоутвердиться как личность. Ольга амбициозна, ищет себе достойное применение. И стремление “сделать счастливым другого человека” ей представляется благородным поступком. Ольга считает, что ее задача в приобщении Обломова к привычному для всех образу жизни. Илья Ильич должен выезжать в свет, читать, общаться с людьми, “сбросить с себя сонную одурь”.
Ольга считает, что у нее достаточно энергии для претворения в жизнь этого замысла. Ильинская уверена, что для достижения желаемой цели она может использовать любые средства. Ольга становится строгой и суровой. Она насмехается над Обломовым, пытается заставить его возненавидеть свою прошлую жизнь, свою леность и бездеятельность. Ольга хочет, чтобы Обломов начал презирать самого себя.
Пожалуй, в этом ее ошибка. Нельзя сделать человека счастливым насильно. Если бы Ольга попыталась по-настоящему заинтересовать Обломова чем-то, что показалось бы ему важным, возможно, ее усилия увенчались бы успехом. Но она выбирает другой путь. Насмешки и суровое отношение не приносят должного результата. Мало-помалу Обломов начинает ее бояться. Конечно, это происходит не сразу.
Сначала действия Ольги, как кажется ей самой, увенчались успехом. Обломов постепенно меняется, или делает вид, что это происходит. Момент признания в любви Ольге кажется свидетельством того, что ее усилия были не напрасны. Ольга думает, что теперь Обломов выполнит все требования. Но ее резкое и суровое поведение уже стало озадачивать мягкотелого Илью Ильича.
Он желает защитить себя от столь бесцеремонного вмешательства в собственную жизнь. Ольга кажется ему чужой и опасной. А от опасности следует прятаться.
Ольга не может предусмотреть, к чему приведут ее усилия. Не столь умна эта девушка, как показалось вначале. Она выбрала неверный путь для воспитания взрослого человека.
И Обломов быстро забыл все “уроки”, вернулся к тому, что было ему дорого. Какова роль Ольги в судьбе Обломова? Прежде всего, он в очередной раз убедился, что его мировоззрение чуждо окружающих.
Благодаря общению с Ольгой Обломов не стал счастливее, и это следует признать.
Между тем попытки воспитать Обломова для самой Ольги оказались важными. Она сделала попытку реализовать себя путем воздействия на другого. Пусть намерение не осуществилось. Но это был для девушки опыт, нужный и интересный. Ведь в жизни незаурядного человека, каковой, безусловно, является Ольга, всегда есть место чему-то новому.
Как ни парадоксально, но Обломов стал счастливее с Агафьей Матвеевной Пшеницыной. Эта женщина является полной противоположностью Ольге. Она не так интересна, элегантна и умна. Но она обладает простой житейской мудростью, которой так не хватает Ольге. Агафья Матвеевна понимает, что не удастся переделать взрослого человека. Она принимает Обломова таким, какой он есть.
И жизнь Ильи Ильича на самом деле становится немного лучше. Пшеницына окружила Обломова заботой и вниманием. Она по-настоящему любит его. Илья Ильич разорился, он живет именно за счет Агафьи Матвеевны. Бедная женщина продает свои вещи, чтобы Обломову было на что жить. Илья Ильич уже не может измениться, любые попытки воздействовать на него оказались бы безуспешными.
И стремление Агафьи Матвеевны бескорыстно помочь ему свидетельствуют о неподдельной доброте этой простой женщины. Если бы именно в такой ситуации оказалась Ильинская, вряд ли она взяла на себя ответственность за Обломова. Она бы не стала в ущерб себе помогать ему. Ведь это не давало бы ей возможности восхищаться собой, считать себя мудрой наставницей.
Ольга эгоистична, это коренным образом отличает ее от Агафьи Матвеевны. Но с другой стороны, нельзя не признать, что ее образ очень интересен и многогранен. Ольга – совершенно особый тип женщины в русской литературе, это сильная личность. Ей не свойственно самопожертвование, ей свойственно желание превратить другого человека в зеркало, отражающее ее собственные достоинства.
Ведь именно этого она хотела от Обломова.
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/rol-olgi-ilinskoj-v-sudbe-ili-oblomova-po-romanu-a-a-goncharova-oblomov/
Ольга Ильинская и её роль в судьбе Обломова (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
В романе И.А. Гончарова «Обломов» перед читателем предстают замечательные художественные образы. Гений писателя смог изобразить их так ярко и динамично, что они навсегда вошли в историю русской литературы, сделались нарицательными и пополнили галерею героев.
Таким образом, роман Гончарова «Обломов» вывел на сцену классической литературы замечательный образ ленивого барина, в котором выразились все типические черты русского национального характера. Противоположность его представляет деятельный Штольц.
Он оттеняет черты Обломова, делает их ярче и выразительнее.
Но в романе есть и еще один герой, точнее героиня, образ которой не только замечателен сам по себе, но и имеет огромное значение в раскрытии характера Ильи Ильича Обломова. Это Ольга Ильинская.
Её образ складывается из множества мелких характеристик автора. В итоге перед нами предстает красивая, умная девушка, выделяющаяся из круга себе подобных трезвой головой и здравым смыслом. Именно поэтому её так ценит Штольц. Ольга для него вершина женской природы. Он тайно от других и себя влюблен в неё. И в конце романа читатель узнает, что Ильинская и Штольц поженились.
Но до этого замечательного события Ольга была влюблена в Обломова, и дело тоже шло к свадьбе. Почему же Ольга заинтересовалась героем, который являл полную противоположность её будущего мужа Штольца?
Вначале её интерес был довольно определенным и лишенным каких-либо романтических порывов – Ольга «занялась» воспитанием Обломова по просьбе своего друга Штольца, который решил таким образом изменить образ жизни Ильи Ильича. Но с течением времени, как истинно страстная натура, Ольга влюбляется в нашего героя, и он тоже, видя её чувство, влюбляется. Отныне Ольга предстает перед Обломовым в роли ангела, который спустился с небес.
Обломов беспрекословно слушается Ильинскую, а она, упиваясь своей властью, придумывает все новые и новые испытания чувства героя. К примеру, она просит его прийти на свидание, которое должно состояться в самый разгар летнего дня на вершине холма. И Илья Ильич забирается на самую вершину, что стоит ему немалых усилий, как физических, так и моральных.
И все, казалось бы, идет хорошо, Обломов худеет, начинает понимать прелесть деятельного времяпровождения. Но вдруг он начинает замечать что-то между Ольгой и Штольцем, какую-то искру, он начинает понимать, что он не тот, кто должен быть всю жизнь рядом с Ильинской.
Так в романе появляется эпизод, который свидетельствует не только о богатой внутренней жизни главного героя, но и о его недюжинных способностях. Это письмо Ильи Ильича к Ольге Ильинской. В нём он просит Ольгу расстаться с ним, потому что считает её любовь к себе только ошибкой, временным заблуждением.
Герой приводит вполне разумные, хотя на взгляд постороннего, несколько поспешные доводы в пользу их расставания.
Он говорит о любви как о растении, семена которого не должны прорасти: «Вся эта драпировка скрывает обыкновенно умысел глубже пустить корни на почве чувства, а я хочу истребить и в вас и в себе семена его».
В тот момент Обломов находился на распутье – либо возврат к старому, либо предложенная новая жизнь, в которую непременно войдёт любовь и деятельность. Правда, всё это должно было происходить под «чутким надзором» Ильинской и Штольца.
Но появление такого письма свидетельствует, что у Обломова существует ещё одна возможность идти вперёд – полагаться только на себя, не ломать свой внутренний мир, но и не погрязать в старых привычках, которые ведут только к смерти души.
Посмотрите, как пишет письмо герой: «Он сел к столу и начал писать быстро, с жаром, с лихорадочной поспешностью…» И на самом деле, как страстен его порыв, сколько силы в его словах! Разве таков был Обломов в начале романа? Теперь он пишет не так, «как в начале мая писал к домовому хозяину». Он переменился.
Принято считать, что изменила Илью Ильича Ольга, что это она вдохнула в него жизнь. Но мне кажется, что Ольга только показала Обломову дорогу, а идти или не идти по ней, он решил сам.
Язык послания Ильи Ильича очень образен («намерения разлетятся в прах» и т. п.), что свидетельствует о поэтической душе героя. Эта грань его характера раскрылась под действием любви, хотя Обломов и считает это чувство чем-то губительным для себя. Герой не выдерживает испытания любовью, он пасует перед ней. Неслучайно впоследствии Ольга упрекает его в эгоизме и бессердечности.
Это произошло потому, что доводы Обломова кажутся трезвому рассудку Ильинской достаточно шатки: «Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить… Мне с самого начала следовало бы строго сказать вам: «Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали. Погодите, он придёт, и тогда вы очнётесь; вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль» – вот, что следовало бы мне сказать вам».
Гончаров не случайно вставил этот эпизод в канву произведения. Во-первых, любовь и послание к Ольге Ильинской глубже раскрывают характер героя. Обломов представлен неплохим знатоком человеческой натуры, ведь он верно угадал в Ольге ненастоящее чувство, а также обладателем широкой души, так как способен отказаться от любви ради счастья другого.
Во-вторых, до этого письма Обломов обрисовывался в романе несколько сатирически и вызывал если не смех, то, по крайней мере, улыбку. Послание же полностью переворачивает представление о нём.
Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. И эта грань открылась посредством образа Ольги Ильинской. Таково её важнейшее значение в раскрытии образа Ильи Ильича Обломова.
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/goncharov-i-a/oblomov/2466-olga-ilinskaya-i-ejo-rol-v-sudbe-oblomova-po-romanu-i-a-goncharova-oblomov
Ольга ильинская и ее роль в духовном преображении обломова (по роману и. а. гончарова «обломов»)
ОЛЬГА ИЛЬИНСКАЯ И ЕЕ РОЛЬ В ДУХОВНОМ ПРЕОБРАЖЕНИИ ОБЛОМОВА. Как и И. С. Тургенев, И. А. Гончаров умел рисовать пленительные женские портреты и создал целую галерею колоритных женских образов. Ольга Ильинская — героиня романа «Обломов», по праву считается одним из самых замечательных образов русской женщины в классической литературе.
Гончаров не наделил свою Ольгу исключительной красотой, но во всем ее облике сквозит присутствие говорящей мысли: в тонких «сжатых» губах, «зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз».
Особенную красоту глазам Ольги — «умным», «ласковым» придают брови: «две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль». Не будучи красавицей, Ольга является воплощением артистичности, грации и гармонии. Она была выше среднего роста, но «двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо». Опущенная низко на затылок коса «продолжала благородство всей ее фигуры, начиная с головы до плеч и стана».
Ольга не ищет общего поклонения, в ней нет лжи, «ничего чужого, а все свое, и это свое так смело, свежо и прочно». Она не подчиняется нормам и правилам света. В отличие от других светских женщин, Ольга идет «простым, природным путем жизни».
По мнению Д. И. Писарева, в личности Ольги Ильинской, «привлекающей к себе невыразимою прелестию, но не поражающей никакими резко выдающимися достоинствами», особенно выделяются «два свойства, бросающие оригинальный колорит на все ее действия, слова и движения». Это «естественность и присутствие сознания».
Именно они, по мнению критика, отличают Ольгу от обыкновенных женщин.
Отличают потому, что «эти два свойства редки в современных женщинах, и потому особенно дороги », к тому же представлены в романе с такой художественной верностью, что им трудно не йерить и трудно не принять Ольгу за «невозможный идеал», созданный творческой фантазией автора.
Из этих двух замечательных качеств вытекают правдивость в словах и поступках, отсутствие кокетства, жеманства, постоянное стремление к развитию, умение любить просто и серьезно, без хитростей и уловок, умение жертвовать собой своему чувству настолько, насколько позволяют не законы этикета, а голос совести и рассудка.
Мы видим, что она действительно умела жить, управлять собой, своими чувствами, «держать в равновесии мысль с намерением, намерение с исполнением». Ни перед кем никогда не открывала «сокровенных движений сердца», никому не поверяла «душевных тайн».
Она отвечает на внезапно вспыхнувшее чувство Ильи Ильича, увидевшего в ней воплощение своего идеала, потому что у нее возникает желание воскресить интересного, хотя и безвольного человека. «Ольга поняла Обломова ближе, чем понял его Штольц, ближе, чем все лица, ему преданные, — замечает А.В. Дружинин.
— Она разглядела в нем и нежность врожденную, и чистоту нрава, и русскую незлобивость, и рыцарскую способность к преданности, и решительную неспособность на какое-нибудь нечистое дело, и наконец — чего забывать не должно — разглядела в нем человека оригинального, забавного, но чистого и нисколько не презренного в своей оригинальности ».
Ольга видит свое призвание в обновлении Ильи Ильича: «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил ».
Вероятно, именно за это стремление И. Анненский назвал Ольгу «одной из русских миссионерок», девиз которых — «пострадать, послужить, пожертвовать собой». Но Ольга — миссионерка «умеренная, уравновешенная», так как ею движет не желание пострадать, а чувство долга. «Для нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг», и миссия у нее «скромная» — «разбудить спящую душу» Обломова.
В значительной степени Ольга осуществляет эту миссию, эту роль своеобразного доктора. После первой встречи с ней Обломов распорядился вымыть окна и вытереть пыль и паутину. После второй мстречи почувствовал прилив душевных сил, затем — впервые признался в любви.
Ольга вынуждает своего необычного избранника читать, совершать длительные прогулки, отказываться от послеобеденного сна и ужина, радоваться жизни, вставать на заре и подниматься на гору. Это последнее обстоятельство символизирует, по-видимому, пик процесса возрождения, совершаемого настойчивым побуждением Ольги.
Она искренне любит Илью, тянется к нему: особый смысл, вероятно, состоит в том, что сама ее фамилия является производной от имени Илья. Гончаров показал нам все оттенки этих сложных любовных отношений, в которых раскрылись лучшие качества Ольги: благородство, желание быть «путеводной звездой», решительность, духовная красота.
Мы увидели, что она растет вместе со своим чувством, и каждая сцена, происходящая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру, с каждой сценой грациозный образ девушки делается все симпатичнее, обрисовывается все ярче.
Почувствовав колебания и страх Обломова перед предстоящими заботами, увидев стремление своего избранника спрятаться в тихую гавань, Ольга не сдается, а снова начинает заботливо искать средства воздействия на любимого человека.
Она не боится пересудов и общественного мнения, едет к Обломову на Выборгскую сторону, нЛ постепенно убеждается, что все ее усилия напрасны и бесполезны.
В конце концов, Ольга понимает, что полюбила свою мечту об Обломове — будущего, нереального Обломова, что тихая, сонная и беззаботная жизнь Илье дороже прекрасных свиданий, что он никогда не изменится: «Я думала, что оживлю тебя, что можешь еще жить для меня, а ты уже давно умер», — горько заключает Ольга. Но она не способна покорно подчиняться судьбе.
Она хочет спасти его погибающие ум и душу, усиленно работает над своей задачей, и только окончательно убедившись в тщетности усилий, порывает с ним. «Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья?.. Что сгубило тебя? — в тоске спрашивает Ольга. — Нет имени этому злу…» И сам Обломов подсказывает ей ответ: «Есть, — сказал он чуть слышно, — обломовщина!..»
Разлука с Ольгой, осознание собственного бессилия в реальном воплощении романтических порывов и чувств потрясли Обломова. После тяжелой болезни он долго входил «в прежнюю нормальную свою жизнь».
С годами же «волнения и раскаяние являлись все реже, и он тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками…» Вместе с Ольгой из жизни Ильи Ильича уходят не только волнения, но и поэзия.
Его жизненное пространство сжимается (Штольц назовет его «ямой»), а добрейшая Агафья Матвеевна всеми силами помогает ему не замечать жизни и не чувствовать ее. Время Обломова останавливается в своем течении…
Ольга же, после разрыва с Обломовым, не без сомнений решается стать женой его давнего друга — Штольца, в котором отчасти « воплотился ее идеал мужского совершенства». Она продолжает жить богатой духовной жизнью, она полна сил и желания действовать.
У нее сильный характер; с гордостью признается она себе: «Я не состарюсь, не устану жить никогда». Она счастлива в браке, но ее союз со Штольцем и окружающее благополучие не могут удовлетворить ее.
Она прислушивается к себе и чувствует, что чего-то иного просит ее душа, «тоскует, будто ей мало было счастливой жизни, будто она уставала от нее и требовала еще новых, небывалых явлений, заглядывала дальше вперед». В своем развитии она переживает потребность в сверхличных целях жизни. Н.А.
Добролюбов, видевший в героине романа передовую русскую женщину, замечает: «Она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать ей давать советы — принять их как новую стихию жизни и склонить голову.
Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтобы произнести над нею суд беспощадный…»
По словам Д. Н. Овсянико-Куликовского, в любом забытом уголке Ольга сохранит заветы своей молодости; разочаровавшись в Штольце, она «выступит на иной путь, трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод».
Только движение вперед, ко все более высокому идеалу достойно настоящего человека, а именно таким человеком была Ольга, воплотившая в себе стремление народной России к светлому будущему. Не Случайно Д. И.
Писарев усматривал в Ольге «тип будущей женщины, как сформируют ее впоследствии те идеи», которые старались в то время ввести в женское воспитание.
Источник: https://www.prepodka.net/ol-ga-il-inskaya-i-ee-rol-v-duhovnom-preobrazhenii-oblomova-po-romanu-i-a-goncharova-oblomov/
Ольга ильинская и ее роль в духовном преображении обломова (по роману и.а. гончарова «обломов»)
10 класс
Сочинения по русской литературе
Ольга ильинская и ее роль в духовном преображении обломова (по роману и.а. гончарова «обломов»)
Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни.
Н. А. Добролюбов
Изучая великие произведения русской литературы, мы не раз встречались с прекрасными женскими образами. И чаще всего они не только несли в себе идеал красоты и гармонии, но и играли какую-либо высшую роль, отведенную им автором. Именно таким стал образ одной из центральных героинь романа И. А.
Гончарова «Обломов» — Ольги Ильинской. Этот персонаж действительно был взят писателем из жизни — многие современники указывают на реальные прототипы героини: Екатерину Майкову, которой долгое время был увлечен писатель, или Елизавету Васильевну Толстую.
Наверное, отчасти поэтому ее образ сразу становится так близок и понятен каждому из нас.
Ольга — самая привлекательная героиня романа, в ней воплотились лучшие черты передовой русской женщины 50-х годов XIX века. Это девушка с живым интересом к жизни, тягой к активной деятельности, любовью к искусству.
Гончаров не наделяет ее чертами красавицы, но говорит о том, что «если б ее обратить в статую, она была бы статуей грации и гармонии».
Естественность и простота Ольги Ильинской, отсутствие жеманства, кокетства, лжи и притворства сразу привлекают к ней взгляды и сердца всех окружающих.
Внутренняя красота и невероятная музыкальность отличают Ильинскую от многих других персонажей. Она улыбается так, что улыбка освещает ее глаза и разливается по щекам. Ее смех искренний и заразительный, а в ее речи «блещет такая грация, такой кроткий милый ум, что всякий с радостью подставит лоб».
Ольга остроумна, в ее словах иногда может сверкнуть «искра сарказма», но от нее мы никогда не услышим заумных рассуждений, подслушанных или вычитанных суждений о жизни, литературе, искусстве. Все, о чем говорит Ильинская, идет из глубины ее открытой души. И особенно ярко открывается эта чистая душа в пении Ольги: «Боже мой, что слышалось в этом пении! — говорит автор.
— Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы, прорывы счастья — все звучало не в песне, а в ее голосе». Каждая черта во внешности и характере героини Гончарова говорит о присущей ей чувственности, искренности, духовной одаренности, гармонии ума, воли и сердца, «свободе взглядов, слова, поступков», решительности, тревоге о жизни, стремлении к поиску нового и лучшего.
«Кто ни встречал ее… на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно артистически созданным существом».
Ольга находится в постоянном стремлении к совершенству, в движении вперед. Ищет она и настоящей любви. Казалось бы, ей удалось найти «идеал мужского совершенства» в Штольце. Но союз с ним не может удовлетворить ее вечно ищущую натуру.
«Я не состарюсь, не устану жить никогда», — говорит она. Ее душа просит чего- то другого, она «тоскует, будто ей мало было счастливой жизни, будто она уставала от нее и требовала еще новых, небывалых явлений, заглядывала дальше вперед».
Штольца пугает этот вулканический огонь души Ольги, он «с удивлением и тревогой следил, как душа ее не умолкает, все просит опыта и жизни». Не случайно литературовед Д. Н.
Овсянико-Куликовский говорил про Ильинскую, что в любом забытом уголке она сохранит заветы своей молодости, что, разочаровавшись в Штольце, она «выступит на иной путь, трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод».
Нелегкий путь проходит Ольга в отношениях с Обломовым, где наиболее ярко проявляется живой, деятельный характер героини, ее человеческое обаяние. Обладая нежной и одновременно горячей натурой, она отвечает на внезапно вспыхнувшее чувство Ильи Ильича.
Более того, искренне полюбив Обломова, открыв в нем все те лучшие качества, которые были скрыты от глаз других людей, Ольга хочет воскресить к жизни этого интересного для нее человека: «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил». И ее действия, ее страстное желание изменить любимого дают определенные результаты.
Уже после первой встречи с Ильинской Обломов распоряжается протереть окна в доме и смахнуть паутину.
Вторая их встреча вызывает в герое невероятный прилив душевных сил. А когда Илья Ильич услышал пение девушки, то был настолько вдохновлен, что решил признаться ей в любви.
Под влиянием Ольги у Обломова просыпается интерес к чтению книг, с ней он совершает длительные прогулки, что уже является большим достижением для привыкшего вечно лежать на диване Ильи Ильича. Ильинская заставляет своего избранника отказаться от послеобеденного сна и ужина, побуждает его вставать на заре, подниматься на гору.
Общение с ней вызывает в Обломове незнакомое ему раньше желание радоваться жизни. Видя все эти перемены, Ольга еще больше вдохновляется в своем стремлении пробудить любимого.
В эти моменты в ней самой раскрываются ее лучшие качества — благородство, желание быть «путеводной звездой», решительность, душевная красота. Ее не останавливают сомнения, которые часто чувствуются в высказываниях Обломова.
Получив его письмо и уловив в нем страх Ильи Ильича перед предстоящими заботами, стремление спрятаться в тихую гавань, она не прекращает своих попыток. Ольга заботливо ищет новые средства воздействия на любимого человека. Девушка искренне любит своего избранника, тянется к нему.
Не случайно такой изумительной поэзией овеян сюжет взаимоотношений двух героев. Писатель раскрывает все нюансы сложного любовного чувства: робость, смущение, сомнение, тонкий намек необычайно много говорят любящим людям. Не пугает Ольгу на пути преображения Обломова даже общественное мнение.
Лишь предприняв все возможные попытки и осознав, что ее усилия оказались бесполезными, она решается на разрыв с героем. Ильинская с горечью сознает, что полюбила не настоящего Илью Ильича, а свою мечту о нем: «Я думала, что оживлю тебя, что можешь еще жить для меня, а ты уже давно умер», — говорит она.
Таким образом автор приводит нас к мысли, что, возможно, Ольга на самом деле и не любила Обломова, а принимала за настоящую любовь желание воскресить Илью, вдохнуть в него жизнь.
Гончаров отвел своей героине решающую роль в романе. На ее плечи он возложил попытки духовного возрождения героя, живущего в праздности и бесплодных мечтаниях. В образе этой прекрасной русской девушки перед Обломовым предстала последняя, возможность излечиться. Любовь к Ольге на время воскресила Илью Ильича, благодаря ей к нему вернулись «и жизнь, и слезы, и любовь».
Благодаря Ольге Ильинской открылось и «золотое сердце» героя, способное к сильному чувству, и его поэтичность, и чуткость, и благородство души. К сожалению, ей все же не удалось окончательно победить обломовщину.
Страх Ильи Ильича перед жизнью, неспособность устроить свои дела, привычка жить по заведенным правилам и порядкам оказались сильнее. Разведенные мосты, избавившие Обломова от необходимости видеться с Ольгой, окончательно решили его судьбу, его возвращение к «идеалу нерушимого покоя жизни».
Ольга же, не без сомнения, выходит замуж за Штольца. Союз с ним — это идеальная любящая семья: «работали вместе, обедали, ездили в поля, занимались музыкой… как мечтал Обломов… Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и апатии проводили они дни…
» Хотя, при всем внешнем благополучии, Ольгу тяготит спокойствие и безмятежность такой жизни, которая для нее сродни той же обломовщине.
В своем романе Гончаров создал прекрасный тип русской женщины того периода, когда в России под влиянием роста культуры стало пробуждаться самосознание народа, когда женщины почувствовали и стали отстаивать свое право на участие в общественной жизни. И этот образ остается актуальным и нужным по сегодняшний день.
Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/423.html