Анализ стихотворения «никого не будет в доме» (б. пастернак)

Анализ стихотворения Пастернака Никого не будет дома

  • Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

    Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. &quotС выдумкой идем по жизни&quot Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

  • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы

    Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

  • Роль частей речи в художественном произведении

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье. », в свое

    «Никого не будет в доме…» Б.Пастернак

    «Никого не будет в доме…» Борис Пастернак

    Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проёме

    Незадёрнутых гардин.

    Только белых мокрых комьев Быстрый промельк моховой,

    Только крыши, снег, и, кроме

    Крыш и снега, никого.

    И опять зачертит иней, И опять завертит мной Прошлогоднее унынье

    И дела зимы иной.

    И опять кольнут доныне Неотпущенной виной, И окно по крестовине

    Сдавит голод дровяной.

    Но нежданно по портьере Пробежит сомненья дрожь, — Тишину шагами меря.

    Ты, как будущность, войдёшь.

    Ты появишься из двери В чём-то белом, без причуд, В чём-то, впрямь из тех материй,

    Из которых хлопья шьют.

    Анализ стихотворения Пастернака «Никого не будет в доме…»

    Большинство поэтов в своих произведениях стремятся передать то, что ощущают в момент их написания.

    Поэтому неудивительно, что у признанных мастеров лирики нередко встречаются стихи философского или же политического содержания, а поэты с четко выраженной гражданской позицией нередко пишут о любви.

    Борис Пастернак в этом отношении не является исключением, и его авторству принадлежат стихи самой разнообразной тематики.

    Обратите внимание

    Сам поэт никогда не считал себя человеком, который способен изящно передавать словами чувства, и искренне мечтал о том, что когда-нибудь сможет этому научиться.

    Однако именно по стихам Бориса Пастернака можно отслеживать наиболее значимые события его личной жизни.

    Примером такого произведения является стихотворение «Никого не будет в доме…», которое поэт посвятил своей второй супруге Зинаиде Нейгауз.

    Роман Пастернака и Нейгауз был окутан сплетнями и домыслами. Однако ни для кого не было секретом, что поэт фактически увел свою будущую супругу у лучшего друга. К тому моменту у Пастернака уже была семья, да и сама Зинаида Нейгауз без малого 10 лет состояла в законном браке. Однако это не помешало разорвать отношения со своими «половинками».

    О самом начале этого необычного романа и повествует стихотворение «Никого не будет в доме…», созданное в 1931 году. Начинается оно с того, что автор, любуясь зимним вечером «в сквозном проеме незадернутых гардин», вспоминает о том, как разрушил свою первую семью. Автор испытывает острое чувство вины, и на него находит «прошлогоднее унынье и дела зимы иной».

    когда он расстался с первой супругой Евгенией Лурье. Пастернак сомневается, что поступил правильно и благоразумно. Ведь на одной чаше весов оказалась семья и ребенок, а на другой – чувства, которые далеко не всегда являются залогом личного счастья. Однако его сомнения развеивает та, которой он отдал свое сердце.

    «Тишину шагами меря, ты, как будущность, войдешь», — именно так описывает поэт появление Зинаиды Нейгауз не только в квартире с покрытыми инеем окнами, но и в его жизни. Рассказывая о наряде избранницы, Пастернак отмечает, что он такой же белый, как и хлопья снега за окном, тем самым подчеркивая чистоту чувств этой женщины и бескорыстность ее поступков.

    Образ Зинаиды Нейгауз окутан романтическим ореолом, но вместе с тем поэт изображает ее обычным земным человеком, который умеет любить и дарить счастье тому, кто предначертан ей судьбой.

    Стихотворение Б. Л. Пастернака «Никого не будет в доме. » (восприятие, истолкование, оценка)

    Борис Леонидович Пастернак жил и творил в очень трудное для России время. Крушились старые каноны, жестко менялась прежняя жизнь, ломались люди и судьбы. Возможно, именно это тревожное время заставляло людей брать в руки бумагу, садиться за стол и пытаться в своих стихах находить ответы на вопросы, искать смысл жизни…

    Б.Л. Пастернак — прекрасный поэт с тонкой душой и своеобразным видением мира. Его творчество занимает особое место в истории русской литературы.

    Стихотворение «Никого не будет в доме…» написано в 1931 году. Оно начинается такими строками:

    Никого не будет в доме,

    Кроме сумерек. Один

    Зимний день в сквозном проеме

    Важно

    С первых же строк читатель оказывается в особой атмосфере, созданной автором, в атмосфере тишины и покоя зимнего дня. Стоит заметить, что практически все произведения Пастернака трудно читать. Это стихотворение не исключение.

    Очень хочется поделить предложения по-своему, не обращая внимания на знаки препинания, поставленные автором. Но это только после первого, поверхностного, прочтения.

    Что же мы видим, прочитав стихотворение так, как задумал это автор? Всего четыре строчки, но перед нами возникает четко вырисованная картина!

    Только белых мокрых комьев

    Быстрый промельк маховой.

    Только крыши, снег и, кроме

    Крыш и снега, — никого.

    Не нужно четкое и подробное описание зимы со всевозможными нюансами. Это ни к чему. Несколькими точными штрихами автор передает читателям ощущение зимнего снегопада. Мы тут же видим перед своими глазами падение «белых мокрых комьев».

    Очень интересно то, что у Пастернака природа и вообще окружающий его мир наделяется свойствами, равноправными с поэтом, перестает быть пассивным объектом описания. До Пастернака состояние природы описывалось через состояние человека. У него же природа – без человека, самобытна. И вот уже не мы смотрим в зимнее окно, а само окно глядит на нас со своими «крышами и снегом»:

    И опять кольнут доныне

    И окно по крестовине

    Сдавит голод дровяной.

    Хотелось бы отметить, что одной из отличительных черт поэзии Пастернака является особая метафоричность его стихотворений. Метафора у него и сама по себе необычна, и выполняет необычную роль. Описываемые поэтом природа и окружающие вещи словно испытывают те же чувства, что и лирический герой.

    Ощущения человека передаются не путем прямого описания его чувств. Пастернак сопоставляет их с природой с помощью метафор. Возможно, таким образом поэт хотел показать единство мира, собрать разрозненные детали и показать их взаимопроникновение.

    Предметы и явления у Пастернака переплетаются между собой, временами даже срастаясь.

    Совет

    Несмотря на то, что повествование в стихотворении ведется от первого лица, лирический герой как таковой отсутствует. Его образ невыделен, неясен.

    Он воспринимается не как отдельная личность, а как тот, чьими глазами мы видим эту чудесную картину зимнего дня.

    Невыделенность лирического героя, его растворенность в окружающем мире создается в поэзии Пастернака не только с помощью метафоры, но и с помощью звуковой организации стиха.

    Звуковой строй стихотворения также показывает единство поэта и вселенной, целостность бытия – единство внешнего мира и лирического героя, его гармонию с самим собой и окружающим миром…

    В следующих строках мы встречаем яркие примеры ассонанса и аллитерации:

    Только белых мокрых комьев

    Быстрый промельк маховой.

    Повторение сонорных «м», «р», «л», согласных «б» и «х» и гласных «е» и «о» создает ощущение монотонности. Кажется, будто мы слышим неспешное шорох падения больших хлопьев снега и видим их девственную белизну… Цветопись стиха также красноречива, основной цвет здесь, конечно же, «белый»…

    Стихотворение написано четырехстопным хореем, с перекрестной рифмой.

    Композиционно произведение можно разделить на две части. Первая – чисто описательная, статичная… В ней дается общая картина, атмосфера зимнего дня, тишины, одиночества. Вторая же часть разрушает состояние уединенности и умиротворения:

    Но нежданно по портьере

    Пробежит вторженья дрожь.

    Тишину шагами меря,

    Ты, как будущность, войдешь.

    Появляется лирическая героиня, та, которую и ждал герой стихотворения, предвкушением которой и дышала вся зимняя идиллия… Она входит, «как будущность», олицетворяя собой все светлое, прекрасное и естественное:

    Ты появишься у двери

    В чем-то белом, без причуд,

    В чем-то впрямь из тех материй,

    Из которых хлопья шьют.

    Каким трепетом, нежным чувством проникнуты эти строки! Перед глазами невольно возникает неземной и воздушный образ девушки, подобной легким хлопьям снега за окном… И долго еще после прочтения стихотворения в памяти остается эта картина, наполняя душу покоем, умиротворением и сладостным ожиданием чуда.

    Обратите внимание

    Данное произведение получило свою вторую жизнь в качестве песни, исполненной в фильме «Ирония судьбы или с легким паром». Разве это не величайшее признание поэта, когда его произведения ложатся на музыку.

    человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Пастернак Б.Л. / Разное / Стихотворение Б. Л. Пастернака «Никого не будет в доме. » (восприятие, истолкование, оценка)

    Послушайте стихотворение Пастернака Никого не будет дома

    Темы соседних сочинений

    ← Март↑ ПастернакНобелевская премия →

  • Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/pasternaka/nikogo-ne-budet-doma

    Никого не будет в доме Пастернак Б

    Лирический герой описывает зимний вечер. И с первых же строк читатель оказывается в особой атмосфере, созданной автором, в атмосфере тишины и покоя зимнего дня.

    Стихотворение целиком метафорично.

    Метафора у Пастернака совершенно необычна, и выполняет необычную роль. Описываемые поэтом природа и окружающие вещи словно испытывают те же чувства, что и лирический герой. Ощущения человека передаются не путем прямого описания его чувств. Пастернак сопоставляет их с природой с помощью метафор.

    Предметы и явления у Пастернака переплетаются между собой, временами даже срастаясь.

    Несмотря на то, что повествование в стихотворении ведется от первого лица, лирический герой как таковой отсутствует. Его образ не выделен, не ясен.

    Он воспринимается не как отдельная личность, а как тот, чьими глазами мы видим эту чудесную картину зимнего дня.

    Невыделенность лирического героя, его растворенность в окружающем мире создается в поэзии Пастернака не только с помощью метафоры, но и с помощью звуковой организации стиха.

    Звуковой строй стихотворения также показывает единство поэта и вселенной, единство внешнего мира и лирического героя, его гармонию с самим собой и окружающим миром…

    В следующих строках мы встречаем яркие примеры ассонанса и аллитерации:

    • Только белых мокрых комьев
    • Быстрый промельк маховой.

    Повторение сонорных «м, р, л», согласных «б, х» и гласных «е, о» создает ощущение монотонности. Кажется, будто слышится неспешный шорох падения больших хлопьев снега.

    Цветопись стиха также красноречива, основной цвет здесь, конечно же, «белый»… Белый цвет-символ чистоты, божественного начала.

    Когда она появляется, за окном идет снег, с ее приходом мир становится намного чище.

    Стихотворение написано четырехстопным хореем, с перекрестной рифмой.

    Композиционно произведение можно разделить на две части.

    Важно

    Первая — чисто описательная, статичная… В ней дается общая картина, атмосфера зимнего дня, тишины, одиночества.

    Вторая же часть разрушает состояние уединенности и умиротворения:

    • Но нежданно по портьере
    • Пробежит вторженья дрожь.
    • Тишину шагами меря,
    • Ты, как будущность, войдешь.

    Появляется лирическая героиня, та, которую и ждал герой стихотворения, предвкушением которой и дышала вся зимняя идиллия… Она входит, «как будущность», олицетворяя собой все светлое, прекрасное и естественное:

    • Ты появишься у двери
    • В чем-то белом, без причуд,
    • В чем-то впрямь из тех материй,
    • Из которых хлопья шьют.

    Каким трепетом, нежным чувством проникнуты эти строки! Перед глазами невольно возникает неземной и воздушный образ девушки, подобной легким хлопьям снега за окном… И долго еще после прочтения стихотворения в памяти остается эта картина ожидания чуда.

    История создания

    Стихотворение «Никого не будет в доме» было написано в 1931 г. Оно вошло в изданный в 1932 г. сборник «Второе рождение».

    Это было время знакомства Пастернака с будущей второй женой, Зинаидой Нейгауз, на тот момент женой Генриха Нейгауза, знаменитого пианиста и друга Пастернака. Для соединения в браке, которое произошло в 1932 г.

    , Пастернаку и Зинаиде Нейгауз пришлось пережить тяжёлый развод с прежними мужем и женой. Пастернак оставил сына, а дети пианиста Нейгауза жили в семье Зинаиды и Бориса. Младший, Станислав, тоже стал знаменитым пианистом.

    Зинаида Нейгауз-Пастернак была женой писателя до самой его смерти в 1960 г., но фактически после 1945 г. супруги стали отдаляться друг от друга. Последней любовью Пастернака стала Ольга Ивинская, ради которой поэт так и не решился бросить вторую жену, как когда-то ради неё самой оставил первую.

    Литературное направление и жанр

    Стихотворение представляет собой прекрасный образец любовной лирики. Пастернак – яркий представитель модернизма 20 в., но после революции 17 в. он не входил ни в какое литературное объединение, оставаясь независимым самобытным поэтом.

    Тема, основная мысль и композиция

    Тема стихотворения – любовь, которая меняет жизнь, дарит будущее. Основная мысль связана с потрясающим свойством настоящей любви — возрождать человека к новой жизни, давать ему силы пережить прошлое, «унынье» и посмотреть в будущее.

    Стихотворение состоит из 6 строф. Первые 4 строфы описывают состояние лирического героя, который поддаётся мрачному зимнему настроению, погружается в воспоминания. В последних двух строфах настроение лирического героя меняется с приходом возлюбленной. В некоторых изданиях последние две строфы даже печатаются как восьмистишье.

    У стихотворения нет лирического финала, лирический герой не ставит никакой эмоциональной точки. Приход любимой скрашивает одиночество героя, но дальнейшее развитие событий непонятно, у лирического героя только теплится надежда на то, что героиня – его будущность.

    Читайте также:  Анализ стихотворения есенина «берёза»

    Тропы и образы

    Основное состояние и настроение лирического героя – одиночество.

    Оно описано с помощью олицетворения сумерек, которые наполняют дом и являются не чем-то, а кем-то – определённой личностью, навевающей тоску.

    Другая личность – одушевлённый зимний день – стоит за окнами, виден через незадёрнутые гардины. Сами незадёрнутые гардины – знак непорядка в доме лирического героя, отсутствие в его жизни уюта.

    Вторая строфа контрастна по цветам. Чёрные крыши и белый снег, быстрое движение (неологизм промельк) белых снежинок, которые машут в окно, побуждают героя поддаться состоянию природы и «завертеться». Это внутреннее движение, которое лирическому герою придают чувства (прошлогоднее унынье), продолжает верчение снега и динамичные начертания инея на окнах.

    Первые две строфы совершенно статичны, в них нет глаголов. Движения в стихотворении связаны со снегопадом и вторжением гостьи.

    Дела зимы иной – очевидно, прошлая любовь лирического героя. Он не называет людей, которые причиняли ему боль, с которыми он не сумел договорится ранее.

    Четвёртая строфа – это сложное предложение, первая часть которого – односоставное неопределённо-личное, то есть личность тех, кто кольнёт виной, которую не простили, не важна и не интересна лирическому герою.

    Глагол кольнутьотносится к лирическому герою, который в данной строфе с помощью психологического параллелизма сопоставляется с окном, испытывающим давление «дровяного голода» (метафора). Глагол сдавитотносится уже к деревянным перекладинам окна, которые давят на стекло, но не могут его расколоть.

    Совет

    Четвёртая строфа единственная выброшена в романсе, исполняемом в фильме «Ирония судьбы». Очевидно, из-за сложности восприятия на слух и из-за намёка на некую вину за прошлое, которой не было у Лукашина.

    Появление возлюбленной предваряет дрожь вторженья (метафора). Портьера – антипод гардины, она плотная и часто висит не на окне, а на двери. Очевидно, эта портьера задёрнута, но она колеблется от шагов.

    Шаги, появляющиеся в следующей строчке, меряют и разрушают тишину, в которой всё это время находился лирический герой. Героиня не только сравнивается с будущностью, но и является будущим лирического героя.

    Одежда возлюбленной для лирического героя сливается со снегом за окном, который представляется герою материалом для белых одежд женщины. Такая незавершённая концовка, в которой тишину в комнате нарушает ворвавшаяся прямо из мира «крыш и снега» гостья, не раскрывает тайны будущего, но меняет мировосприятие героя

    Размер и рифмовка

    Стихотворение написано хореем со множеством пиррихиев, что делает ритм похожим на неровное дыхание влюблённого. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

    Источник: https://avosya.ru/sochinenij/analiz-stihotvorenij/nikogo-ne-budet-v-dome-pasternak-b/

    Урок по литературе в 7 классе «Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Никого не будет в доме»

    Урок «Анализ стихотворения Б. Пастернака « Никого не будет в доме»

    «Цель: Формирование навыков познавательной и поисковой деятельности, коммуникативных навыков. Формирование навыков анализа стихотворения; развитие речи, мышления, воображения учащихся. Создание условий для творческого самовыражения учащихся. Воспитание коллективизма (работа в группе).

    Оборудование: портрет Пастернака, репродукции картин, музыка Скрябина, презентация

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Вступительное слово учителя. Тема сегодняшнего урока: « Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака « Июль»

    Быков Дмитрий Львович. ЖЗЛ. « Имя Пастернака- мгновенный укол счастья».

    IV. Исследовательская работа в группах.

    Никого не будет в доме» (1931г.)Найдите его в ваших учебниках.

    — Какое настроение вызвало это стихотворение? О чем оно? (Несмотря на то, что стихотворение об одиночестве, оно не создает настроения печального, в нем нет безысходности).Мы проанализируем стихотворение и ответим на вопрос: Почему?

    Начинается 1 строфа и заканчивается 2 словом « никого». Если было бы только это слово, оно создавало бы настроение? А П. нарисовал картину и прислушался к ней как музыкант. Что же мы видим? Дом, в котором никого нет. Сумерки. В окне — мокрые комья снега. Поэт смотрит на крыши за окном.Что слышим? Ничего. Тишина.

    Какое слово особенно ярко подчеркивает мрачное настроение? Сумерки, мрак. После паузы развертывается картина зимнего дня, в которой сочетается неподвижность «только крыши, снег» с движением «белых мокрых комьев быстрый промельк маховой».Почему называет хлопья комьями? – Неприятно, некрасиво. Еще интересно, что в стихотворении предлог кромеударный.

    В целом же первая часть (это две строфы) создает унылое, грустное настроение.

    -Смотрим на 3 и 4 строфы. Они вместе образуют одно сложное предложение (в учебниках опечатка – стоит после 3 строфы точка) Автор предпочел поставить запятую, объединив по значению 3 и 4 строфы.

    -О чем вторая смысловая часть?В центре – переживания героя. Воспоминания о прошлой зиме рождают чувства неотпущенной вины, тоски.

    Что интересного заметили в 3, 4 строфах? изобразительно-выразительных средствах эти чувства находят художественное воплощение?

    Метафоры: завертит мной, кольнут виной

    -А еще?-И опять…-3 раза- (анафора, фигура речи)

    -Зачем такие повторы, какова их роль?- Они показывают однообразие его жизни, добавляют музыкальность стихотворению. <\p>

    А как вы понимаете слова «И окно по крестовине/сдавит голод дровяной»?

    В трудные 30-е годы остро ощущалась нужда в дровах, и дом протапливался не настолько, чтобы освободиться от налета инея на внутренней поверхности окна. Об этом П. коротко рассказывает при помощи емкой и необычной метафоры.

    Вы обратили внимание, что я не напечатала продолжения стихотворения. Почему? Эта фотография по настроению не соответствует тому, о чем рассказывают следующие строчки. О чем же? Появляется Она. Посмотрите на строки. <\p>

    Но нежданно по портьере/ Пробежит вторженья дрожь

    -Чем насыщена эта поистине колдовская метафора? А что еще вы заметили? А если так:

    Но неЖданно По ПоРтьеРе

    ПРобеЖитвтоРЖеньядРоЖь Аллитерацией. Образ «лепится» с помощью звуков. Мы не видим, кто это идет, но понимаем, что это дорогой автору человек-Свежесть, новизна в 3 и 4 строках: <\p>

    ТиШину Шагами меря, Ты, как будуЩность, войдеШь.

    -И вновь аллитерация. Сцепление похожих звуков ш, щ, т-заставляет замереть,как будто прислушаться к шагам. Показано, какая она? Ее одежда? Образ вошедшей лишен каких-либо конкретных очертаний.

    Одежду автор не называет платьем. Какой вопрос у вас возникает?Почему? А вы как думаете?. Да ему неважно, как она одета. В чем- то белом. Она просто дорога ему. Теперь уже нет никакой грусти и тоски.

    Восторг, восхищение овладевают лирическим героем.

    — Заключительная часть. С какого слова начинается 5 строфа?

    С противительного союза но. Уже этим подчеркивается <\p>

    противопоставленность двум предыдущим частям.

    -В чем суть этого противопоставления?Там – никого, а тут – «нежданно» появляется образ вошедшей в дом. Тишина- шаги.

    -А чем первые и последние строчки как- то связаны? Что общего есть и вначале и в конце? Вначале снежные комья безрадостно мелькали в проеме окна, теперь они сродни тем материям, «из которых хлопья шьют». Эти хлопья делают героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира, сотворенной

    из снегового платья, любимой и недосягаемой.Она меняет настроение поэта. Уныние, вызванное сумерками, одиночеством сменяется ощущением чуда, надеждой на счастье.

    -Так почему же стихотворение, пронизанное чувством уныния и одиночества, все-таки <\p>

    • не оставляет у читателя чувства тоски и безысходности?- Встреча лирического героя с любимой состоится, она и дана в будущем времени «Ты как будущность войдешь». Одухотворяющая сила поэзии Пастернака заставляет думать и чувствовать – действия, движения, отвлечённые понятия. В этом секрет её трудности для понимания »Д.С.Лихачёв

    Не написано, состоялась ли встреча, какой она была. Это для нас загадка. Кому же посвящены эти строчки? Какая она, эта прекрасная незнакомка? Минутку подумайте. Наверное,очень красивая. Это обязательно, чтобы полюбить? Закройте глаза и попробуйте ее представить. А хотите узнать, какая она была?

    Вот ее портрет. Это З. Н. Нейгауз (Стихотворение «Никого не будет в доме» связано с личными переживаниями, с новой любовью в его жизни…)

    5. Оформление записи в тетрадях.

    Особенности лирики Пастернака:

    А) Метафоричность поэзии

    Б) Аллитерации ( сцепления схожих звуков скрепляют текст, внедряют его в память)

    В)Анафоры (служат музыкальности, общей выразительности)

    Художественный мир его стихов насквозь проникнут музыкой. Яркие образы и краски перешли из увлечения живописью.

    Обратите внимание

    6. Прослушивание песни «Никого не будет в доме». Музыка М.Таривердиева Стихи Б.Пастернака

    Это стихотворение стало вершиной любовной лирики после того, как в виде песни <\p>

    оно стихотворению?

    Слово учителя.— На черновой рукописи романа «Доктор Живаго» размашисто выведено рукой Бориса Леонидовича : « Смерти не будет

    И действительно, живут его стихи, переиздаётся роман «Доктор Живаго»,- значит, он жив. Поэт И.Эринбург написал такие строки:

    Так уже полвека – начинаю про себя бормотать/ Стихи Пастернака.

    Из мира его не выгонишь. Они живут! Записать в презентацию

    — Наш урок мне хотелось бы закончить стихотворением И.Талькова-записать

    Поэты не рождаются случайно, они летят на землю с высоты,

    Их жизнь окружена глубокой тайной, хотя они открыты и просты.

    Глаза таких божественных посланцев всегда открыты и верны мечте,

    И в хаосе проблем их души вечно светят тем, кто заблудился в темноте.

    Они уходят, не допев куплета, когда в их честь оркестр играет туш,

    Актеры, музыканты и поэты – целители уставших наших душ.

    В лесах их песни птицы допевают, в полях для них цветы венки совьют.

    Они уходят вдаль, но никогда не умирают и в песнях и стихах своих живут….

    ».Итак, Пастернак не стал ни философом, ни художником, ни музыкантом, но живопись и музыка органично вошли в ткань его стихов, слились воедино. Произведения П. необычны, фантазия увлекает нас в таинственный, иногда не совсем понятный с первого взгляда мир- на конец урока.

    Поэт учит в большом видеть малое и наоборот – учит вглядываться в себя и в то, что нас окружает. Все творчество Пастернака – это «тайность», «иносказание», в которых заключено стремление понять, что же такое наша жизнь.

    Важно

    Читая сборники ст. Пастернака, замечаешь, что много стихотворений посвящено природе.

    Поэт в пристальном, постоянном внимании к зимам и веснам, к солнцу, снегу, дождю.

    Главная тема его творчества – благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Стихотворения Пастернака требуют усилий читателя, его сотворчества.Пастернаком надо переболеть, мучаясь от невозможности до конца постигнуть того, чьими глазами ты вдруг посмотрел на мир и удивился его цельности, яркости. Так давайте вместе с нашими поэтами удивляться,  восторгаться, наслаждаться

    VI. Итоги урока. Домашнее задание. Записать, что отличает рассмотренные стихотворения о природе. Проанализировать стихотворение « Июль», выучить наизусть понравившееся стихотворение.

    Источник: https://infourok.ru/urok_po_literature_v_7_klasse_analiz_stihotvoreniya_borisa_pasternaka_nikogo_ne_budet_v_dome-565773.htm

    Методическая разработка по литературе (7 класс) по теме: Художественный мир Бориса Пастернака

              Урок литературы в 7 классе.

      Использована технология проблемно-диалогического обучения.

                  Тема урока: Художественный мир Бориса Пастернака.

                  Цель урока: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества<\p>

                                       поэта.

                   Задачи урока:<\p>

                                         Обучающая : усвоение теоретических литературных понятий

                                                                 (персонификация, пиррихий); дальнейшее развитие на-

                                                                 выков анализа текста;

                                          Развивающая: развитие творческого воображения, умений выразить

                                                                   свое суждение о поэтическом и музыкальном                        <\p>

                                                                   произведениях; развитие зрительной, слуховой<\p>

                                                                   памяти.

                                         Воспитательная:   содействовать воспитанию нравственных качеств<\p>

                                                                        учащихся :уважения к людям, любви к природе,

    Важно

                                                                        благодарности за возможность жить и творить.

    1. Вступительное слово учителя.

    Сегодня у нас состоится первая встреча с поэтом Борисом Пастернаком. В то время, когда стихотворения Пастернака получили широкую известность, это 10-20- годы 20 века, творили такие гиганты, как С.Есенин, В.Маяковский, И.Бунин, А.Ахматова.

    Какой же яркой индивидуальностью, каким ярким талантом надо было обладать, чтобы не затеряться в этой компании. Пастернак не затерялся. Не мог затеряться в силу своего миропонимания. Выросший среди знаменитостей, он и сам слышал, что талантлив.

    Послушаем биографическую справку о Б.Пастернаке.

         2.Биографическая справка (реализация индивидуального домашнего задания).

      -Во время прослушивания подумайте над вопросом:

                                                     — Какие обстоятельства жизни способствовали развитию<\p>

                                                       творческих способностей Пастернака?

         3.Ответы учащихся.     Дополнения учителя.

                                      Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало     пробуждению тяги к творчеству (родители одаренные художник и музыкант, знакомство со знаменитостями: Н.Ге, Поленовым, Серовым, Рахманиновым и др.

    Дом был открыт для друзей, устраивались музыкальные, рисовальные вечера, на которые собирались известные люди того времени. Дети ( их в семье было четверо) копировали увлечения взрослых- они издавали рукописный журнал с произведениями собственного сочинения и иллюстрациями к ним).

    Пастернак много переводил с английского, немецкого, венгерского. Польского, грузинского.

    Совет

       Когда будете в 11 классе, мы поближе познакомимся с личностью Б.Пастернака, творческая судьба его не была гладкой. Но об этом, когда будете взрослее.

    Итак, Пастернак не стал ни философом, ни художником, ни музыкантом, но живопись и музыка органично вошли в ткань его стихов, слились воедино. Произведения П. необычны, фантазия увлекает нас в таинственный, иногда не совсем понятный с первого взгляда мир.

    Сегодня мы попробуем проникнуть в этот мир, посмотреть, в чем своеобразие его поэтического почерка. Каков он, художественный мир Бориса Пастернака.

    Для анализа авторы учебника предлагают нам два стихотворения: «Никого не будет в доме» и «Июль».

    4. Анализ  стихотворения «Никого не будет в доме»   (1931г.)    

      Стихи  Пастернака нельзя читать молча, их обязательно нужно слышать, чтобы видеть.

      Чтение стихотворения.

    — Какое настроение вызвало это стихотворение?

                                             (Несмотря на то,  что стихотворение  об одиночестве, оно не                                  

                                              создает настроения печального, в нем нет безысходности, тоски)

    -П о ч е м у ?                (Учитель разворачивает доску, на которой  синими мелками напи-

                                            саны опорные слова:   никого

                                                                                   зимний день

                                                                                   сумерки

                                                                                   мокрые комья снега

    Обратите внимание

                                                                                   только крыши, снег  -и перечеркивает их желтым мелком, ставит большой вопросительный знак. Мы проанализируем стихотворение с точки зрения композиции, содержания, интонационных особенностей.

    И тогда ответим на наш главный вопрос.

    -Обращаемся к первым строчкам стихотворения (первые две строфы). Какую картину мы себе представляем?      <\p>

                                    (Видим дом,  в котором никого нет. Сумерки. В окне — мокрые комья                                                                                <\p>

                                     снега. Поэт смотрит на крыши за окном. Тишина.)

    -Каким словом поддерживается смысловое единство?

                                    (Никого-дважды)

    -Обратим внимание на внутристиховую паузу во втором стихе (стих-строка!)

                                     После этой паузы развертывается картина зимнего дня, в которой соче-

                                     тается  неподвижность «только крыши, снег» с движением  «белых<\p>

                                      мокрых комьев быстрый промельк маховой».

    В русском языке предлог «кроме» обычно произносится со слабым ударением. Для Пастернака он очень важен, он полноправно входит в ритмообразующую систему стиха 2-го и 7-го.Он даже ударный. Итак, первая часть (это две строфы) создают унылое, грустное настроение.

    -Смотрим на 3 и 4 строфы. Они вместе образуют одно сложное предложение (в учебниках опечатка – стоит после 3 строфы точка) Автор предпочел поставить запятую, объединив по значению 3 и 4 строфы.

    -О чем вторая смысловая часть?

                                       В центре – переживания героя. Воспоминания о прошлой зиме рожда

                                       ют чувства неотпущенной вины, тоски.

    -В каких изобразительно-выразительных средствах эти чувства находят художественное воплощение?

                         Метафоры: завертит мной, кольнут виной

    -И во второй части найдем ключевые слова, которые поддерживают смысловое единство.

                         И опять…-3 раза

    -Вспомните, как называется такая фигура речи? (анафора)

    -Зачем такие повторы, какова их роль?

                         Они усиливают переживание, посетившее лирического героя, и служат

                         музыкальности и выразительности стихотворения.

    Завершает центральную часть стихотворения бытовая деталь:

                                                        И окно по крестовине

                                                        Сдавит голод дровяной

    В трудные 30-е годы остро ощущалась нужда в дровах, и дом протапливался не настолько, чтобы освободиться от налета инея на внутренней поверхности окна. Чисто бытовая деталь вырастает у поэта в емкий метафорический образ.

    -И наконец заключительная часть. С какого слова начинается 5 строфа?

                             С противительного союза но. Уже этим подчеркивается                                                                                                            <\p>

                              противопоставленность двум предыдущим частям.

    -В чем суть этого противопоставления?

    Важно

                             Там – никого, а тут – «нежданно» появляется образ вошедшей в дом.

    -Стоит воспроизвести первые строки:

                             Но неЖданно По ПоРтьеРе

                             ПРобеЖит втоРЖенья дРоЖь

    -Чем насыщена эта поистине колдовская метафора?

                             Аллитерацией. Образ «лепится» с помощью звуков. Мы не видим, кто это

                              идет, но понимаем, что это дорогой герою человек. Гостья дана намеками.

    -Свежесть, новизна в 3 и 4 строках:

                               ТиШину Шагами меря,

                               Ты, как будуЩность, войдеШь.

    -И вновь аллитерация. Сцепление похожих звуков ш, щ, т-заставляет замереть,как будто прислушаться к шагам.

    -Чем сменяется уныние, вызванное сумерками, одиночеством?

                               Ощущением чуда, надеждой на счастье.

    -Образ вошедшей лишен каких-либо конкретных очертаний. Неопределенность образа

    https://www.youtube.com/watch?v=vovYiufFidY

    Подчеркнута повтором неопределенного местоимения в чем-то. Теперь уже нет никакой грусти и тоски. Восторг, восхищение овладевают лирическим героем.

    -Как перекликаются последние и первые строки?

                               Вначале снежные комья безрадостно мелькали в проеме окна, теперь они  

                                Сродни тем материям, «из которых хлопья шьют». Эти хлопья делают<\p>

                                героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира, сотворенной

                                из снегового платья, любимой и недосягаемой.

    -Так почему же стихотворение, пронизанное чувством уныния и одиночества, все-таки<\p>

    не оставляет у читателя чувства тоски и безысходности?

                                 Встреча лирического героя с любимой состоится, она и дана в будущем<\p>

                                 времени «Ты как будущность войдешь».

                                 Мы не знаем, состоялась ли встреча не можем сказать, была ли она<\p>

                                 такой, какой ее описал поэт. Но ощущение тайны, загадки, связанной

    Совет

                                 с появлением любимой, оказывается ярче, весомее, чем его печаль и  <\p>

                                 чувство вины.

    Биографическая справка (учитель).

                                  В 1931 году Пастернак, расставшись с женой и сыном, создает новую

                                  семью. Процесс был трудным для всех. «И все-таки это не драма, потому<\p>

                                  что радости здесь больше, чем вины и стыда». Стихотворение «Никого  

                                  не будет в доме» связано с личными переживаниями, с новой любовью<\p>

                                  в его жизни.

    5. Оформление записи в тетрадях.

            Особенности лирики Пастернака:

             А) Метафоричность поэзии

                 (метафоры у Пастернака создавали впечатление случайных, слишком                                    субъективных)

             Б) Аллитерации  ( сцепления схожих звуков скрепляют текст, внедряют его в память)

             В)Анафоры  (служат музыкальности, общей выразительности)

             Г) Сложный ритмический рисунок.

                 Разберемся в размере. После определения ударных и безударных слогов устанавливаем размер стиха (хорей). Но нас в заблуждение могли ввести два безударных слога, с этим мы уже встречались,  запишем новое понятие. Пиррихий – два смежных безударных слога в двусложных размерах стиха (на доске показать схему стиха)

    6. Прослушивание песни «Никого не будет в доме»

                                                Музыка М.Таривердиева

                                                       Стихи Б.Пастернака

         Это стихотворение стало вершиной любовной лирики после того, как в виде песни прозвучало в фильме Э.Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!»

    -Какое впечатление вызывает у вас музыкальное произведение?

    Обратите внимание

                          Высказываются  в первую очередь те, кто имеет начальное музыкальное<\p>

                          образование.

                          Композитор Микаэл Таривердиев написал музыку к более ста кинофильмам.

                          Для него текст стоял на первом месте. Он должен был прочувствовать его,<\p>

                          уловить ритм. Своеобразие рифмовки и лишь затем зафиксировать восприя-

                           тие.

    ?. Анализ стихотворения Б. Пастернака « Июль».

    А сейчас знакомство еще с одним стихотворением Б.Пастернака. Мы понаблюдаем, как в этом стихотворении автор использует одно из ярчайших изобразительно-выразительных

    Средств, главное в его поэтическом арсенале.

    — Чтение стихотворения .

    -Так кто же этот необычный герой?

                                                        (июльский воздух луговой)

    -Давайте посмотрим, как автор создает этот образ. Во-первых, как он называет своего героя? Кто он?

                                                       (и привидение

                                                        и домовой

                                                        и баловник-невежа

                                                        и призрак

                                                        и отпускник

                                                        и двойник)

    В начале стихотворения мы даже не понимаем, о ком речь, то ли это человек, то ли мифическое существо. Он странный, таинственный, не может устоять на месте.

    -Каковы его действия?

                                               (мелькает, бродит, болтается, вбегает, мешается, срывает

                                                 скатерть , кидается, взвивается с занавеской)

    Ведь этот июльский воздух имеет вполне зримый образ со своим характером.

    -Каким вы себе его представляете?

                                               (нечесаный растрепа, весельчак, болтун, пахнет липой и

                                                ботвой)

    -Какие эмоции он вызывает?

                                               (он нам симпатичен, потому что юморной, подвижный,

                                                вольнолюбивый,хотя, возможно, не считается с правилами<\p>

                                                приличия)

    -На каком изобразительно-выразительном средстве построено все стихотворение ?

                                               (содержание всего стихотворения определяет олицетворение)

    -Сегодня мы познакомимся еще с одним термином. Персонификация- развернутое олицетворение, Изображаемый предмет приобретает черты индивидуального лица, имеет свой характер (запись учащиеся делают в тетрадь).

    -Установите самостоятельно размер стиха. (ямб с пиррихием).

    8.Заключительное слово учителя.

    Важно

    Читая сборники ст. Пастернака, замечаешь, что много стихотворений посвящено природе.

    Поэт в пристальном, постоянном внимании к зимам и веснам, к солнцу, снегу, дождю.

    Главная тема его творчества – благоговение перед чудом жизни, чувство благодарности к ней. Стихотворения Пастернака требуют усилий читателя, его сотворчества.Пастернаком надо переболеть, мучаясь от невозможности до конца постигнуть того, чьими глазами ты вдруг посмотрел на мир и удивился его цельности, яркости. Так давайте вместе с нашими поэтами удивляться,  восторгаться, наслаждаться.

     9. Итоги урока.

     Оценки. Домашнее задание: выучить одно стихотворение Пастернака на выбор.

                                       Открытый урок.

                                               Литература     7 класс.

                             Художественный мир Бориса Пастернака.

                                                                 Учитель высшей квалификационной<\p>

                                                         категории Медведева Т.А.

    Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/05/10/khudozhestvennyy-mir-borisa-pasternaka

    Никого не будет в доме · Пастернак · анализ стихотворения

    Никого не будет в доме,Кроме сумерек. ОдинЗимний день в сквозном проеме

    №4 Незадернутых гардин.

    Только белых мокрых комьевБыстрый промельк моховой,Только крыши, снег, и, кроме

    №8 Крыш и снега, никого.

    И опять зачертит иней,И опять завертит мнойПрошлогоднее унынье

    №12 И дела зимы иной.

    И опять кольнут донынеНеотпущенной виной,И окно по крестовине

    №16 Сдавит голод дровяной.

    Но нежданно по портьереПробежит сомненья дрожь, —Тишину шагами меря.

    №20 Ты, как будущность, войдешь.

    Ты появишься из двериВ чем-то белом, без причуд,В чем-то, впрямь из тех материй,

    №24 Из которых хлопья шьют.

    Nikogo ne budet v dome,Krome sumerek. OdinZimny den v skvoznom proyeme

    Nezadernutykh gardin.

    Tolko belykh mokrykh komyevBystry promelk mokhovoy,Tolko kryshi, sneg, i, krome

    Krysh i snega, nikogo.

    I opyat zachertit iney,I opyat zavertit mnoyProshlogodneye unynye

    I dela zimy inoy.

    I opyat kolnut donyneNeotpushchennoy vinoy,I okno po krestovine

    Sdavit golod drovyanoy.

    No nezhdanno po portyereProbezhit somnenya drozh, —Tishinu shagami merya.

    Ty, kak budushchnost, voydesh.

    Ty poyavishsya iz dveriV chem-to belom, bez prichud,V chem-to, vpryam iz tekh matery,

    Iz kotorykh khlopya shyut.

    Ybrjuj yt ,eltn d ljvt,Rhjvt cevthtr/ JlbyPbvybq ltym d crdjpyjv ghjtvt

    Ytpflthyens[ ufhlby/

    Njkmrj ,tks[ vjrhs[ rjvmtd,scnhsq ghjvtkmr vj[jdjq,Njkmrj rhsib, cytu, b, rhjvt

    Rhsi b cytuf, ybrjuj/

    B jgznm pfxthnbn bytq,B jgznm pfdthnbn vyjqGhjikjujlytt eysymt

    B ltkf pbvs byjq/

    B jgznm rjkmyen ljysytYtjngeotyyjq dbyjq,B jryj gj rhtcnjdbyt

    Clfdbn ujkjl lhjdzyjq/

    Yj yt;lfyyj gj gjhnmthtGhj,t;bn cjvytymz lhj;m, —Nbibye ifufvb vthz/

    Ns, rfr ,eleoyjcnm, djqltim/

    Ns gjzdbimcz bp ldthbD xtv-nj ,tkjv, ,tp ghbxel,D xtv-nj, dghzvm bp nt[ vfnthbq,

    Bp rjnjhs[ [kjgmz im/n/

    Тег audio не поддерживается вашим браузером.

    581<\p>
    484<\p>
    91
    70
    40
    27
    24
    6
    56,0 %
    1,73
    9,6 %

    Размер: четырёхстопный хорей

    Стопа: двухсложная с ударением на 1-м слоге

    4 строки, четверостишие доме-один-проеме-гардин ABAB (перекрёстная)
    4 строки, четверостишие комьев-моховой-кроме-никого отсутствует (белые стихи)
    4 строки, четверостишие иней-мной-унынье-иной AABA
    4 строки, четверостишие доныне-виной-крестовине-дровяной ABAB (перекрёстная)
    4 строки, четверостишие портьере-дрожь-меря-войдешь ABAB (перекрёстная)
    4 строки, четверостишие двери-причуд-материй-шьют ABAB (перекрёстная)

    Семантическое ядро

    иза 3 3,30 %
    опять 3 3,30 %
    кроме 2 2,20 %
    крыша 2 2,20 %
    никто 2 2,20 %
    снег 2 2,20 %
    что-то 2 2,20 %

    Источник: https://yebanko.ru/analiz/pasternak/nikogo

    Стихотворение Б. Л. Пастернака «Никого не будет в доме…» (восприятие, истолкование, оценка)

       Борис Леонидович Пастернак жил и творил в очень трудное для России время. Крушились старые каноны, жестко менялась прежняя жизнь, ломались люди и судьбы.

    Возможно, именно это тревожное время заставляло людей брать в руки бумагу, садиться за стол и пытаться в своих стихах находить ответы на вопросы, искать смысл жизни…

        Б.Л.

    Пастернак — прекрасный поэт с тонкой душой и своеобразным видением мира. Его творчество занимает особое место в истории русской литературы. 

        Стихотворение «Никого не будет в доме…» написано в 1931 году. Оно начинается такими строками:

        Никого не будет в доме,

        Кроме сумерек. Один
        Зимний день в сквозном проеме
        Незадернутых гардин.

        С первых же строк читатель оказывается в особой атмосфере, созданной автором, в атмосфере тишины и покоя зимнего дня. Стоит заметить, что практически все произведения Пастернака трудно читать. Это стихотворение не исключение.

    Очень хочется поделить предложения по-своему, не обращая внимания на знаки препинания, поставленные автором. Но это только после первого, поверхностного, прочтения.

    Что же мы видим, прочитав стихотворение так, как задумал это автор? Всего четыре строчки, но перед нами возникает четко вырисованная картина! 

        Только белых мокрых комьев

        Быстрый промельк маховой.
        Только крыши, снег и, кроме
        Крыш и снега, — никого.

    Совет

        Не нужно четкое и подробное описание зимы со всевозможными нюансами. Это ни к чему. Несколькими точными штрихами автор передает читателям ощущение зимнего снегопада. Мы тут же видим перед своими глазами падение «белых мокрых комьев».

        Очень интересно то, что у Пастернака природа и вообще окружающий его мир наделяется свойствами, равноправными с поэтом, перестает быть пассивным объектом описания. До Пастернака состояние природы описывалось через состояние человека. У него же природа – без человека, самобытна. И вот уже не мы смотрим в зимнее окно, а само окно глядит на нас со своими «крышами и снегом»:

        И опять кольнут доныне

        Неотпущенной виной,
        И окно по крестовине
        Сдавит голод дровяной.

        Хотелось бы отметить, что одной из отличительных черт поэзии Пастернака является особая метафоричность его стихотворений. Метафора у него и сама по себе необычна, и выполняет необычную роль. Описываемые поэтом природа и окружающие вещи словно испытывают те же чувства, что и лирический герой.

    Ощущения человека передаются не путем прямого описания его чувств. Пастернак сопоставляет их с природой с помощью метафор. Возможно, таким образом поэт хотел показать единство мира, собрать разрозненные детали и показать их взаимопроникновение.

    Предметы и явления у Пастернака переплетаются между собой, временами даже срастаясь. 

        Несмотря на то, что повествование в стихотворении ведется от первого лица, лирический герой как таковой отсутствует. Его образ невыделен, неясен.

    Он воспринимается не как отдельная личность, а как тот, чьими глазами мы видим эту чудесную картину зимнего дня.

    Невыделенность лирического героя, его растворенность в окружающем мире создается в поэзии Пастернака не только с помощью метафоры, но и с помощью звуковой организации стиха. 

    Обратите внимание

        Звуковой строй стихотворения также показывает единство поэта и вселенной, целостность бытия – единство внешнего мира и лирического героя, его гармонию с самим собой и окружающим миром…

        В следующих строках мы встречаем яркие примеры ассонанса и аллитерации:

        Только белых мокрых комьев

        Быстрый промельк маховой.

        Повторение сонорных «м», «р», «л», согласных «б» и «х» и гласных «е» и «о» создает ощущение монотонности. Кажется, будто мы слышим неспешное шорох падения больших хлопьев снега и видим их девственную белизну… Цветопись стиха также красноречива, основной цвет здесь, конечно же, «белый»… 

        Стихотворение написано четырехстопным хореем, с перекрестной рифмой.

        Композиционно произведение можно разделить на две части. Первая – чисто описательная, статичная… В ней дается общая картина, атмосфера зимнего дня, тишины, одиночества. Вторая же часть разрушает состояние уединенности и умиротворения:

        Но нежданно по портьере

        Пробежит вторженья дрожь.
        Тишину шагами меря,
        Ты, как будущность, войдешь.

        Появляется лирическая героиня, та, которую и ждал герой стихотворения, предвкушением которой и дышала вся зимняя идиллия… Она входит, «как будущность», олицетворяя собой все светлое, прекрасное и естественное:

        Ты появишься у двери

        В чем-то белом, без причуд,
        В чем-то впрямь из тех материй,
        Из которых хлопья шьют.

        Каким трепетом, нежным чувством проникнуты эти строки! Перед глазами невольно возникает неземной и воздушный образ девушки, подобной легким хлопьям снега за окном… И долго еще после прочтения стихотворения в памяти остается эта картина, наполняя душу покоем, умиротворением и сладостным ожиданием чуда.

        Данное произведение получило свою вторую жизнь в качестве песни, исполненной в фильме «Ирония судьбы или с легким паром». Разве это не величайшее признание поэта, когда его произведения ложатся на музыку?..

    Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pasternak-b-l/raznoe/5687-stikhotvorenie-b-l-pasternaka-nikogo-ne-budet-v-dome-vospriyatie-istolkovanie-otsenka

    Ссылка на основную публикацию