Бунтующее сердце в романе «отцы и дети» (и. тургенев)

«Бунтующее сердце» (образ Евгения Базарова)

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / «Бунтующее сердце» (образ Евгения Базарова)

  Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

    Евгений Базаров, главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», стоит в ряду лучших героев русской литературы. В то же время, его можно причислить к «лишним» людям, не сумевшим реализовать свои возможности и свой богатый потенциал. Здесь – трагедия этого человека, направившего свои могучие силы не в то русло, выбравшего не тот путь.

    Евгений Базаров – представитель нового, молодого, поколения в романе. Он – олицетворение тех изменений, что происходили в обществе 60-ых годов 19 века. Базаров – разночинец. Таким, «неблагородным», происхождением своего героя писатель показывает, что на первое место в обществе выдвигаются разночинцы и другие люди недворянского рода.

Аристократы отходят на второй план во всех отношениях: социальных, философских, культурных, бытовых.
    Базаров небогат, он сам зарабатывает на свое образование. Герой изучает естественные науки и вскоре станет талантливым доктором. Мы видим, что эта профессия увлекает Базарова. Он готов трудиться, чтобы добиваться результатов, то есть помогать людям, улучшать их жизнь.

Обратите внимание

    Уже сама внешность Базарова, его манера держаться говорят о большом уме героя, его уверенности в себе: «оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».
    Попав в «благородное семейство» Кирсановых, Евгений Базаров шокирует «отцов» своими взглядами. Оказывается, друг их Аркаши – нигилист.

Что же это значит? «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». И действительно, Базаров отрицает все, что было накоплено до него предшествующими поколениями. Особенно его сердце «бунтует» против всего нематериального: искусства, любви, дружбы, души, наконец.

Все это Базаров считает выдумками неприспособленных к делу аристократов, фантазиями слабых людей. Герой так говорит Павлу Петровичу: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».
    Целью своей жизни Евгений Базаров видит лишь одно разрушение. Он считает, что цель его поколения – расчистить место. Герой стремится освободить жизнь от всего, накопленного аристократией.

Евгений Базаров думает, что все это совершенно не нужно главному участнику истории – народу. Ради него герой и совершает все свои деяния.
    Базаров уверен, что его поколение должно разрушать. Строить же что-то новое будут другие, поколения детей и внуков.
    На все этот герой смотрит с рациональной и материальной точки зрения. В его жизни нет места ни малейшему чувству.

Даже любовь Базаров считает лишь простой физиологией, влечением тел и не более того. От взглядов этого героя так и веет холодом и смертью.
    Тургенев ни в коем случае не был согласен с философией своего героя. Чтобы развенчать мировоззрение Базарова, автор проводит его через испытания. Постепенно становится ясно, что их герой не выдерживает.

Таким образом, взгляды Базарова, его основа, жизненный стержень, рушатся. В финале романа герой погибает, доказывая еще раз неправильность своей теории.
    Самым большим и самым важным испытанием в жизни Базарова стала любовь. Он, отрицавший это чувство и презиравший людей, которые его испытывали, влюбился сам.

Влюбился сильно, страстно, со всей мощью, на которую была способна его натура. Любовь к Одинцовой заставила Евгения Васильевича пересмотреть свои взгляды, прежде всего, на самого себя. Так значит, любовь существует? Больше того, ей подвержены все люди и даже такие выдающиеся, как Базаров?
    Герой причислял себя к способным и сильным людям, в чем-то даже необыкновенным.

Он думал, что он-то уж сможет контролировать ситуацию и все подчинять доводам разума. Но не тут-то было. Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой вмиг все перевернула.
    Герой испытывает к ней смешанное чувство. С одной стороны, это сильная любовь, а с другой – злоба и даже ненависть: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало.

Важно

Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей…»
    С этого момента нигилистические теории в жизни героя отошли на второй план. Он стал заниматься медициной и естественными опытами. Вскоре, поранив палец, Базаров заражается тифом и умирает.

Последней, кого он захотел видеть, была Одинцова. Только ей Евгений Базаров открывается полностью и только ее просит: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…»

    Герой умирает.

Таким образом Тургенев развенчивает его нигилистическую теорию, доказывает ему самому и читателям, что с такими взглядами на жизнь, как у Базарова, не только невозможно принести благо другим, но и невозможно быть счастливым самому. «Бунтующее сердце» героя было направлено не в то русло, поэтому его могучий потенциал исчез, не оставив и следа. Базаров не смог бы жить, изменив свои взгляды. Все его существование было основано на нигилизме. Поняв, что он не способен быть нигилистом, герой погибает сначала духовно, а потом и физически. Его «бунтующее сердце» просто перестает биться.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / «Бунтующее сердце» (образ Евгения Базарова)

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00847641214901717539

Сочинение “Бунтующее сердце” (образ Базарова). “Отцы и дети” Тургенева И. С. :

Впервые роман Тургенева «Отцы и дети» увидел свет в 1862 г. И с тех самых времен он продолжает восхищать читателей всех возрастов своими художественными достоинствами.

Продолжают волновать сердца и умы людей и те вопросы политического и философского характера, которые великий русский писатель осветил в произведении. Главный его герой – Базаров – является нигилистом.

Появление этой группы людей в русском обществе тогда являлось своеобразным знамением времени.

Кто такой Базаров

Сочинение «Образ Базарова. Бунтующее сердце» можно начать с описания главного действующего лица. Базаров – это сильный человек, который наделен умом и не страдает от неуверенности. Писатель наделяет своего героя материалистическим мировоззрением.

Базаров любит труд и точные науки. Время, когда ученикам задают на дом сочинение «Бунтующее сердце. Образ Базарова», – 10 класс. Для многих учеников литература является одним из любимых предметов, ведь можно изучить особенности различных персонажей.

Тургенев указывает, что его герой ненавидит косность и рутину.

Как правило, Базаров одерживает верх в любых спорах. Главный герой критикует позицию Павла Кирсанова, и он говорит о том, что лишь точные науки могут быть достойным оружием в противоборстве с идеализмом «отцов». Базаров пробивается в жизни самостоятельно. Он считает, что каждый человек «должен сам себя восхищать… ну, как я, например».

В сочинении «Бунтующее сердце. Образ Евгения Базарова» необходимо детально описать главного персонажа. Он является сыном лекаря, и за плечами его – тяжелое прошлое. Базаров прошел суровые жизненные испытания.

Он вынужден учиться в университете на медные гроши. Базаров знает науки, никогда не отказывает людям, если оказывается нужна медицинская помощь. Однако сразу же он вызывает и неприятие.

Высокий рост, длинные волосы, обнаженная красная рука – все это отторгает.

Достоинства

В сочинении на тему «Образ Базарова. Бунтующее сердце» можно указать и то, что главный герой решительно не признает ничего нематериального, того, что является абстрактным и оторванным от реальности.

Базаров выступает за «конкретные ремесла», которые мог бы усвоить простой человек. Он является истинным тружеником науки. Неутомимый в своих экспериментах, Базаров продолжает свои эксперименты.

Можно сказать, что он идеальная личность, однако это далеко не так.

Минусы характера

Во время написания сочинения «Образ Базарова. Бунтующее сердце» у школьника есть возможность исследовать один из наиболее необычных образов всей русской литературы. При всех своих достоинствах, главный герой повести «Отцы и дети» является жестоким человеком, а порой и полностью безжалостным, грубым и резким.

Подобно и некоторым другим фигурам (к примеру, как это происходит с Чацким), Базаров не способен со стороны взглянуть на свои высказывания, посмотреть на мир с колокольни собеседника. Базаров резко оскорбляет Павла Петровича, он совершенно не проявляет к нему ни грамма уважения.

Также Тургенев подчеркивает манеру поведения Базарова: он не считается с хозяевами, постоянно выражает свою агрессию, полностью презирая ту среду, в которой находится.

Встреча с Одинцовой

Чем еще интересно написание сочинения «Образ Базарова. Бунтующее сердце»? В нем школьнику предстоит описать также и крах теорий главного героя, который ждет его в отношениях с Анной Сергеевной Одинцовой. Всю свою жизнь Базаров посвятил укреплению собственных идеалов, теорий. Однако они полностью рушатся.

Тургенев пишет о том, что в разговоре с людьми Базаров продолжает выказывать презрение ко всему романтическому, однако наедине с собой неминуемо обнаруживает столь презираемого им романтика. В сочинении на тему «Бунтующее сердце.

Образ Базарова» можно указать, что душа главного героя словно раскалывается на две противоположности.

Противоборство

С одной стороны, он отрицает все духовное и нравственное, видя ценность только лишь в материалистических взглядах. С другой, он оказывается способным на живые и трепетные чувства. На смену цинизму постепенно приходит глубокое понимание того, чем в действительности являются человеческие взаимоотношения.

Если в начале произведения Базаров считал любовь полной ересью, то теперь «кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней». Главный герой постоянно ловил себя на греховных мыслях, «точно бес его дразнил». У Базарова сохраняется общий скептицизм по отношению к миру, однако его устои колеблются, у него больше нет непоколебимой уверенности в своих идеях.

Идеальная концепция, которая строилась в течение многих лет, постепенно рушится.

«Бунтующее сердце. Образ Базарова»: план сочинения

План работы учащегося может быть примерно таким:

  1. Описание внешности Базарова.
  2. Его поступки и высказывания.
  3. Что чувствует главный герой.
  4. Его отношение к окружающим.
  5. Встреча с Одинцовой.
  6. Как заканчивается его жизнь.
  7. Мое впечатление о Базарове.

Данный план является приблизительным, школьник может добавить в него и свои пункты.

Философские мысли героя

В сочинении на тему «Бунтующее сердце. Образ Базарова» учащийся может указать и тот факт, что в высказываниях главного персонажа можно постоянно замечать философские нотки, он размышляет о месте человека в мире, о жизни и о смерти.

Однако положение жалкой «песчинки», «атома» в мироздании никак не устраивает Базарова. По его мнению, человек обязан своим трудом подчинить природу. Однако одновременно он осознает, что многие законы природы не зависят от человека.

Главный герой понимает это, однако никак не может принять.

Слабость перед трудностями

Интересно и то, как этот волевой человек стал себя вести после того, как Анна Сергеевна отвергает его любовь. Базаров пасует перед жизненными трудностями. В высказываниях у него возникают нотки скептицизма, пессимизма. Теперь он поступается своими идеями. Теперь он понимает, что нигилизм несовместим с человеческой природой. Базаров несчастен – у него нет ни друзей, ни знакомых.

Неразрешимый конфликт

Ему не к кому обратиться за поддержкой. Аркадий, по сути, является всего лишь его попутчиком, который воспринимает идеи Базарова поверхностно, вскоре от них отказавшись. Это также можно указать в сочинении «Бунтующее сердце. Образ Базарова».

10 класс – это время, когда школьники уже могут рассуждать на такие серьезные темы. Именно поэтому произведение «Отцы и дети» является частью программы по литературе в старшей школе.

Учащиеся понимают, что Базаров – это сильная личность, и потому он не может отказаться полностью от своих идей. Но и игнорировать человеческую природу в себе он никак не в состоянии. Возникает непреодолимый конфликт.

Для Базарова единственный выход состоит в смерти. И он умирает.

Источник: https://www.syl.ru/article/353892/sochinenie-buntuyuschee-serdtse-obraz-bazarova-ottsyi-i-deti-turgeneva-i-s

«Бунтующее сердце» нигилиста Базарова в романе «Отцы и дети»

Пропустить и перейти к содержимому

Базаров завирается — это, к сожалению, справедливо.
Он сплеча отрицает вещи, которые не знает или не
понимает; поэзия, по его мнению, ерунда; читать
Пушкина — потерянное время; заниматься музыкой смешно;
Наслаждаться природой — нелепо… Выкраивать других
людей на одну мерку с собою значит впадать в узкий
умственный деспотизм…

Д.И. Писарев

События в произведении Тургенева «Отцы и дети» разворачиваются на протяжении полутора лет: с 20 мая 1859 по зиму 1860 г. Согласно историческим сводкам в этот период отмечался кризис крепостной системы, характеризующийся борьбой между демократами и либералами. Тогда началось зарождение новых идеалов.

Идеалов, которые находили отражение в новом типе человеческого характера. Представители «новых» людей считались людьми дела, а не слова. Разночинцы-демократы позиционировали себя как люди, которые в первую очередь действуют, а не размышляют об абстрактном.

Они были воодушевлены целью преображения общественного уклада в лучшую сторону.

Как виделось новое общество с точки зрения нового «человека»? В первую очередь это отрицание. Отрицание всего, что нельзя объяснить с помощью науки, материализма и рационализма. Все эти черты выявлены Тургеневым и отражены в характере Евгения Базарова, который становится центральным персонажем в романе.

Совет

Евгений Базаров — это «Новый человек», который не задумывается о том, как он выглядит: «Длинный балахон с кистями», «Висячие бакенбарды песочного цвету». Труд и способность трудиться для Базарова важнее, чем внешний вид и общественное положение. Не зря мы видим привыкшие к физической деятельности красные руки, которые не знали перчаток.

Но каким перед нами предстает Евгений Васильевич Базаров? В первую очередь он нигилист, материалист, атеист. Он принимает и понимает только то, что было проверено на основании его собственного опыта. На веру, не доказанную никакими научными фактами, он ничего не принимает.

Базаров — медик, который активно увлекает естественными науками. Поэтому ежедневно он трудится.

«Базаров встал очень рано и отправился версты за две, за три, не гулять — от прогулок без цели терпеть не мог, — а собирать травы».

Евгения Базарова, сидящим без дела, увидеть очень трудно. Наверное, именно эта черта позволяет ему быть всегда там, где его помощь и знания нужны больше всего: в Марьино и в родительском поместье он без устали помогает больным. Кроме того, Базаров считает, что именно труд сделал из него стоящего человека. И только трудясь, можно добиться поставленной цели.

«Только своим трудом можно добиться цели», — считает Базаров.

Но нельзя сказать, что Енюша (так называла его мама) состоит сплошь из одного положительного качества: трудолюбия — нет. В нем есть много отрицательных черт. И они проявлены в большей части в эстетических и философских взглядах. Например, Базаров не признает романтику природы, ее красоту, гармонию, отрицает искусство, литературу, поэзию.

«Порядочный химик в 20-ть раз полезнее всякого поэта… Искусство наживать деньги, или нет больше геморроя.»

Базаров признает только биологию, химию и физику, как естественные науки, которые можно доказать делом. Именно поэтому Базаров — истинное проявление своего времени, времени действующих людей.

Сам герой осознает, что его жизненный путь не будет легким, что он будет наполнен лишениями и жертвами. Евгений это понимает, принимает и идет дальше своей дорогой, не изменяя убеждений.

Помимо всего прочего Базаров не признает такое чувство, как любовь. Он не видит в ней ничего высокого, великого. Для него любовь — физическое влечение и ничего больше. Для Базарова-нигилиста, отвергающего все, этого чувства просто не существует. Но по мере развития сюжета романа мы увидим, что Евгений начинает осознавать, что он ошибался.

Обратите внимание

Базаров говорит, что «изящная сторона жизни ему недоступна», но чуть позже он начинает меняться: он признается в любви Анне Сергеевне Одинцовой. Именно этот надломный момент дает нам понять, что нигилизм — это отнюдь не естественная среда Базарова. Он намного шире и глубже «отрицания всего».

Чувства к Анне Сергеевне возрождают в Базарове духовную силу. Любовь становится для него испытанием. Испытанием, которое продолжается на всем протяжении нового для героя чувства. Чувство преломляет понимание мира Базаровым. Он полюбил женщину, которую счел бы незаурядной. Но под влиянием любви он видит ее ум, кругозор, необыкновенное восприятие мира.

Он меняется и возвышается в наших глазах. Базаров, общаясь с Анной Сергеевной, делится с любимой своими взглядами на мир и мыслями.

Но в ходе разговора Базаров понимает, что Анна не готова пойти дорогой лишений, которой идет он сам. Понимая это, Базаров объясняется с ней. И Одинцова понимает, что Базаров ради дела пожертвует даже любовью.

Любовь не выбивает его из колеи, но почти ломает и уничтожает его теорию.

Сломленная теория надламывает и самого Евгения. Он становится менее внимательным от этого и погибает. Но если бы он не умер, скорее всего Базаров возвысился над своей «слабостью»: любовью.

Порыв Евгения — не проявление нигилизма, а порыв человека, отступившего от всех своих принципов. Он руководствуется влечением, инстинктами.

Но, не смотря на смертельный исход, схватку с Одинцовой Евгений Базаров выигрывает, уйдя от искушения остаться у нее.

Стоит отметить, что Евгений Васильевич чрезмерно резок и категоричен в производимых оценках и высказываниях. Такие проявления как красота, наслаждение понимаются им как не существующие.

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Важно

А такие члены общества, как Кирсанов П.П., воспринимаются им, как ненужные. Эта позиция объясняется его пониманием необходимости труда, а такие люди, как Кирсанов, не способны трудиться, так как им не известна тяга к своему народу.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Однако, даже не соглашаясь с взглядами Евгения Базарова, можно отдать ему дань почести за то, насколько крепка его сила духа. Его твердость, непреклонность, умение смотреть правде в глаза даже перед неминуемой смертью восхищает. Даже сам И.С. Тургенев в письмах к М.

Еремину отмечал, что, заканчивая работу над романом, вместо неприязни к своему герою он чувствовал не неприязнь, а восхищение. Но, несмотря ни на что, Базаров — воплощение своего времени. Эпохи, в которой были часты и даже модны споры между людьми нового и старого века.

И то, что ему приходится отстаивать свое мнение при условии постоянного время пребывания в чуждом мире, преследует его нещадно, и, сломав единственный допустимый для себя барьер: отрицание любви — он погибает.

Гибель главного героя — это одна из характерных черт, которая приписывалась произведениям И.С. Тургенева той поры. Жизнь тургеневского героя крайне ограничена во времени и пространстве. Духовные стремления Базарова минутны, но ярки и стремительны, как в зарождении, так и угасании. Нигилист Базаров перед самой смертью прочувствовал всю силу любви.

Источник: http://sochinyalka.ru/2016/12/buntujushhee-serdce-nigilista-bazarova-v-romane-otcy-i-deti.html

Сочинение. Страстное, грозное, бунтующее сердце в романе Тургенева «Отцы и дети»

Сочинение

Страстное, грозное, бунтующее сердце в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

..

Жизнь И. С. Тургенева, знаменитого русского писателя, проходила в одну из самых насыщенных эпох в жизни России.

Именно в этот период, в начале шестидесятых годов XIX века, в России зарождался новый тип борца — разночинца-демократа, человека дела, стремящегося к борьбе во имя изменения общественного строя России.

Образ, воплотивший в себе все эти черты, создал И. С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети».

Совет

В главном герое — Базарове — Тургеневым многое подмечено исторически точно. Базаров умен — характерная черта разночинца-демократа. Он просвещен в области медицины, химии, физики, анатомии, зоологии. Просвещенность Базарова во многом революционна. Базаров стремится все подчинить труду. Даже природу он понимает по-своему. Она для него не предмет созерцания, а мастерская.

Борьба без труда, как и труд без борьбы, не мыслится Базарову. Человек должен гордиться своим трудом. «Мой дед землю пахал», — говорит Евгений, не стыдясь, а, наоборот, гордясь своим плебейским происхождением. Все, чем живет Базаров, чем дышит и над чем размышляет, — все это дали ему

борьба, труд, земля, на которой родился Евгений, народ, его воспитавший.

Идейная убежденность Базарова, его страстность борца и бунтарская натура во многом проверяется в полемике главного героя с представителем реакционного лагеря «отцов», защитником устоев дворянско-крепостнического строя Павлом Петровичем Кирсановым. Он «нигилист», — так назвал Базарова Аркадий. Именно эти слова возбудили непримиримый спор между старым и новым, между «отцами» и «детьми».

Кирсанов увидел в «нигилисте» врага, причем опасного. Кирсанов только ждет момента, чтобы наброситься на Евгения. Но Базаров спокоен. Его речь решительна, фразы точны и вески.

Немногословный Базаров побеждает «отцов» своей передовой идеологией, своим талантом вести полемику, показывая противнику в своей речи такую твердость и решительность, какая свойственна лишь дерзающему и мыслящему человеку.

Базаров стремится найти в своей борьбе единомышленника. Он хочет свои мысли передать Аркадию, однако понимает, что его друг — «птенец», в котором уже слишком глубоко пустила корни идеология «отцов».

Однако несмышленость друга не слишком удручает Базарова. Базаров — человек мысли. Он всегда уверен в своих силах, в своей правоте, в силе своих доводов.

Базаров не просто отрицает, он еще видит в своем отрицании способ борьбы, и способ верный.

Обратите внимание

Характерно отношение Базарова к народу. Для него народ не только сеятель и хранитель земли, а еще и созидатель, творец, ваятель всех богатств, которыми владеет человечество. Народ для Евгения — друг.

«Ну, что, приятель, заждался меня…» — ласково обращается Базаров к крестьянину. Хотя крестьяне считают Базарова странным, он все же для них «свой». Базаров родился на земле, что взлелеяна руками крестьян.

Может, от него, от своего народа и получил в наследство Евгений страстное и бунтарское сердце.

Базаров — любящий, уважающий сын. Родители очень любят Евгения, он у них единственный. Родители героя набожны. Однако, отрицая религию вообще, Базаров не отрицает ее в своих родителях. Родители, мать особенно — самое святое для человека. Поэтому Евгений любит и уважает своих родителей. И в этом — пример многим нашим современникам.

Своеобразно отношение Базарова к женщине. «Базаров при всем своем нигилизме любил хорошеньких женщин, но любовь, уже следуя своим принципам, отрицал». «Белиберда и болезнь» — вот что такое любовь по разумению Базарова.

Однако Одинцову Базаров полюбил страстно. И полюбил потому, что в ней увидел идеал женщины, идеал неординарной, мыслящей личности. Базаров понял, что он не один.

Значит, действительно, есть в России люди, честь и правда, борьба и труд для которых — главное в жизни.

Мечта Базарова сбылась. И мы — этому живые свидетели. Мы живем в обществе, где, как мечтал Базаров, будут царствовать демократия, равноправие, счастье и труд. Образ Базарова обладает огромной нравственной силой: в нем мы видим утверждение идей справедливости и добра.

И думается, что Евгений Базаров, будет для молодежи примером беззаветного служения своему народу и Отечеству.

..

..

gdzotvet | 27.10.2012

Источник: https://gdz-otvet.ru/sochin/turgenev/sochinenie-strastnoe-groznoe-buntuyushhee-serdce-v-romane-turgeneva-otcy-i-deti/

Страстное, бунтующее сердце (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Если он называется «нигилистом»,

то чадо читать «революционером».

И. С. Тургенев

Выход романа «Отцы и дети» совпал с обострением борьбы между либералами и демократами в момент революционной ситуации 1859—1861 годов. Происходит смена общественной обстановки в русской жизни. Евгений Базаров как новый ли­тературный герой — главная фигура во всех основных сценах романа, с его смер­тью роман кончается.

Бескомпромиссный и самоотверженный, он страстно выступил против духовно­го застоя, мечтая переделать мир и душу человека. Но жажда изменений поглоти­ла все его силы, и их совсем не осталось для позитивной программы созидания. Писарев увидел в мятущемся тургеневском герое живую, правдивую душу моло­дой, революционной России.

На протяжении всего романа идет полемика сына бедного лекаря, будущего врача Базарова с дворянами-помещиками Кирсановыми. Ухоженный и благоухающий Павел Петрович, добрый и романтичный Николай Петрович несовместимы с рав­нодушным к внешности, грубоватым и бесцеремонным демократом Базаровым.

Важно

Появившаяся антипатия друг к другу еще больше усилилась под влиянием горя­чих, непримиримых споров. Узнав от племянника, что они с Базаровым нигилис­ты, Павел Петрович с негодованием воскликнул: «Нам дорога цивилизация… Нам дороги ее плоды».

В этих словах и заключается главный предмет спора между «от­цами и детьми».

В романе нет подробной биографии Базарова, но ясно, что он прошел суровую жизненную школу. На свое образование он «копейки лишней» не взял у родите­лей. Своими знаниями Базаров обязан себе.

Вот почему он с гордостью заявляет: «Всякий человек сам себя воспитать должен — ну, хоть, как я, например». При­ехав на каникулы, он продолжает работать. На него находит «лихорадка работы».

С нескрываемым презрением он относится к Павлу Петровичу, который живет, ничего не делая.

Человек из народа, Базаров владел особым умением вызывать к себе доверие про­стых людей. Они тянутся к нему, чувствуя, что «Базаров свой брат, не барин».

В усадьбе Кирсановых с ним быстро «освоилась» скромная и застенчивая Фенечка; заметив внимание Базарова, лакей Петр «ухмылялся и светлел»; «дворовые маль­чишки бегали за «дохтуром», как собачонки». Евгению с ними легко и просто.

Зато с господами дворянами он чувствовал себя «препакостно», как «в чужой для него среде».

Речь Базарова проста, в ней много пословиц, поговорок, он не переносит словес­ных украшений и просит Аркадия «не говорить красиво». Своим идейным против­никам он дает меткие оценки: Павел Петрович — «уездный аристократ», «архаи­ческое явление»; Николай Петрович — «божья коровка, «человек отставной»; Аркадий — «либеральный барич».

Совет

Базаров показан Тургеневым как сторонник «самого полного и беспощадного от­рицания». Он отрицает в первую очередь то, что Павлу Петровичу «страшно вымол­вить» — самодержавие, крепостное право, религию. Отрицает все то, что порождено «безобразным состоянием общества»: народную нищету, бесправие, патриархальную старину. «Исправьте общество и болезней не будет», — говорит он.

Базаров не задумывается о том, как прийти к этому «исправленному» обществу. Ему кажется самым важным — сломать, а «…строить будут другие».

Многое привлекает автора в герое. Он ценит его за ум, страстность, решитель­ность, за великое трудолюбие. Но есть то, чего не можем принять ни писатель, ни мы.

Небрежно бросается Базаров фразами: «Рафаэль гроша медного не стоит», «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Нигилистическое отрицание искусства, которое было присуще небольшой части разночинцев 60-х годов, Тургенев выдал за черту, свойственную всем революционерам-демократам.

Тургенев огрубил своего героя, заставив его высказать мысль, что между жен­щинами «свободно мыслят… только уроды». Базаров отрицал наслаждение красо­той природы, называя любовь «белибердой, непростительной дурью». Материал с сайта //iEssay.

ru<\p>

Искренен ли он, когда слишком резко отрицает все прекрасное? Или это искус­ственно принятые взгляды, которые, по мысли Базарова, соответствуют задаче разрушителя? Ведь он способен любить, умеет чувствовать красоту природы; он цитирует Байрона, знаком с балладами Шиллера. Эти навязанные самому себе взгля­ды вскоре начинают мстить ему.

Любовь к Одинцовой оказалась неожиданной для него. Страдания отвергнутого сердца не объяснишь законами физики и химии.

Обратите внимание

Перед лицом смерти все искусственно созданные идеалы рассыпаются. Умирает Базаров с мыслями не о себе, а о своих бедных, старых родителях и о таинственной, так и неразгаданной России.

Базаров не боится расстаться с жизнью, но на пороге смерти он сожалеет, что ему ничего не удалось свершить такого, что было бы достой­но его сил и знаний. Последнюю минуту свою он встретил в полном сознании и му­жественно.

Смерть возвеличивает Базарова как человека, способного до конца своих дней сохранить высокую честь гражданина и умереть с достоинством.

Нам по-прежнему дорог неукротимый и мятежный дух Базарова. Его яростная борьба со старым, отжившим, тормозящим движение вперед, всегда будет источ­ником прогресса в жизни общества.

На этой странице материал по темам:

  • бунтующее сердце по роману отцы и дети
  • бунтующие сердце краткий пересказ
  • сочинение “бунтующее сердце”
  • архаическое явление
  • бунтующие сердце по роману тургенева отцы и дети

<\p>

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/t/turgenev/sochineniya/otcy-i-deti/strastnoe-buntuyushhee-serdce-po-romanu-i.-s.-turgeneva-otcy-i-deti

Бунтующее сердце по роману И. С. Тургенева Отцы и дети

Автор: Тургенев И.С.

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» главным героем выступает представитель тех «новых людей», русских «инсаровых», о которых писал Добролюбов в своей статье со столь многозначительным названием «Когда же придет настоящий день?». С конца 50-х годов эти люди входили в русскую общественную жизнь.

Тургенев писал: «В основу главного героя Базарова легла поразившая меня личность молодого провинциального врача. В нем воплотилось то начало, которое впоследствии получило название нигилизма». <\p>

Главный герой Тургенева был выхвачен из самой жизни. Идейную направленность можно определить словами автора: «Это — торжество демократизма над аристократией».

<\p>

Образ нигилиста, бунтаря, разночинца — это образ Базарова, который прошел суровую школу труда и лишений, прожил горькую, тернистую жизнь. <\p>

В его внешности наглядно отражен его характер: твердый, непокорный.

Лицо Базарова — длинное, худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвета — оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум. <\p>

Базаров — человек из народа. Его дед «землю пахал», и он гордится этим.

К нему тянутся простые люди, которые чувствуют, что он «свой брат, не барин», Базаров противопоставлен аристократам Кирсановым, прежде всего по своему социальному положению. И в том, что благодаря упорному труду он «вышел в люди», — доказательство его силы, жизнеспособности. Он окончил университет, ни «копейки лишней» не взял у родителей.

Знания его очень обширны не только в области естественных наук, но и в философии, социологии. Разночинцы — демократы 60-х годов — стремились к получению этих знаний, потому что смысл жизни видели в широкой общественной деятельности. Таковы герои Чернышевского и Некрасова. <\p>

Базаров показан как сторонник полного и беспощадного отрицания.

Важно

Он молод, горяч, жаждет больших дел. И это была та же черта людей писаревского поколения. Герой отрицает самодержавие, крепостное право, религию — все, что порождено состоянием общества, нищетой, бесправием. Центральные эпизоды — полемика Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым в политических, общественных вопросах.

Тургеневский герой ненавидит барство, отрицает прогрессивную роль дворянства как класса, и главным образом потому, что праздная жизнь его веками создавалась трудом крепостных. Это самый сильный аргумент Базарова в споре с дворянами. Этот спор не случайный, его породила сама история.

На смену дворянству шла разночинная интеллигенция, шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. Важнейшими чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. Он отрицает религию, потому что видит в ней способ закрепощения и угнетения народных масс. Характерной чертой взглядов людей той эпохи был экстремизм.

<\p>

Базаров — экстремист в своих суждениях о значении духовной культуры в жизни человека. Для него не существует то, что не несет конкретного, материального начала, и герой впадает в нелепую крайность, отрицая искусство, красоту природы, человеческие чувства. <\p>

Любовь — это то, чем Тургенев проверял многих своих героев, это пробный камень.

Базаров и здесь оказался искренним и глубоким, как во всем, что он делал в жизни. Когда пришла к нему «сильная и тяжелая» страсть, он сумел одержать над ней нелегкую победу, он оказался выше и человечнее той женщины, которая больше всего на свете дорожила своим «спокойствием»! Писатель заставил пережить его то, что сам Базаров отвергал.

Жизнь оказалась сложнее всех программ и теорий. <\p>

Несмотря на свою силу, волю и крепость, герой Тургенева бесконечно одинок. Его не понимает любимая женщина, вокруг него нет единомышленников. Трагическое одиночество Базарова проявляется во взаимоотношениях с народом.

<\p>

Умевший говорить с мужиками Базаров, самоуверенный Базаров и не подозревал, что был в их глазах все-таки чем-то вроде «шута горохового…». Тургенев показывает, какая глубокая пропасть отделяет Базарова от народа, подчеркивая одиночество, преждевременность появления в России таких людей, их обреченность. <\p>

Писатель завершает свой роман смертью героя. Это делает образ Базарова воистину трагическим. Создается впечатление, что вместе с героем умерли и те идеи, которым он хотел посвятить жизнь. Но сила художнического таланта оказалась выше авторской поэзии, что понял Писарев и люди его поколения, полюбившие Базарова за его «бунтующее сердце».

Источник: https://doc4web.ru/literatura/buntuyuschee-serdce-po-romanu-i-s-turgeneva-otci-i-deti.html

Образ Базарова. «Бунтующее сердце» – сочинение-рассуждение. Сочинение на тему «Бунтующее сердце» (по роману Тургенева «Отцы и дети»)

Образование 18 августа 2017

Ключевой фигурой в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” является Евгений Базаров. Этот герой вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, он кажется бесчувственным, а с другой – человеком, который просто боится демонстрировать свои переживания. Поэтому сочинение на тему “Образ Базарова. Бунтующее сердце” является одной из сложных и интересных тем.

Нигилистическая натура Базарова

Одной из основ сочинения на тему “Бунтующее сердце. Образ Базарова” являются особые нигилистические убеждения главного героя. То есть это означает отрицание любых принципов и авторитетов, а также презрение к любым проявлениям чувств.

В этих убеждениях и проявляется мятежность его натуры, потому что, отрицая любые авторитеты, он становится особняком от остального общества. И такая сильная натура сразу привлекает внимание целеустремленностью и силой воли и смелостью взглядов. Именно это и привлекло Кирсанова в первую очередь, т. к. он сам был мягкой натурой.

Конечно, легко в сочинении “Бунтующее сердце. Образ Евгения Базарова” писать только о том, какой главный герой сильный характером человек, у которого есть на все собственное мнение.

Совет

Но на самом деле это достаточно уязвимая позиция, потому что такое мировоззрение лишает возможности проявления чувств.

Поэтому многим героям романа Базаров кажется черствым и жестким человеком, хотя, окажется, что и он может чувствовать, как и другие люди.

Личностный конфликт Базарова

Главный герой романа не был бы так интересен, если бы он не продолжал развиваться и не подвергать сомнению свои убеждения. Ведь именно это произошло после его встречи с Одинцовой. В сочинении “Образ Базарова. Бунтующее сердце” следует дать краткую характеристику их взаимоотношениям и тому, как они повлияли на характер Евгения.

Ведь именно встреча с Анной Одинцовой послужила толчком к развитию личностного конфликта героя. Потому что он всегда с презрением относился к любым сантиментам, и тут он почувствовал что-то похожее на влюбленность. Базаров не мог отступиться от своих принципов, но одновременно он не мог не понимать, что он что-то чувствует к этой женщине.

И это понимание его злит, Базаров боится привязаться к кому-либо, что кто-то будет руководить его жизнью. Свою злость и раздражение от того, что его нигилистические взгляды дали трещину, срывает на Одинцовой.

Позднее он злится и портит отношения с окружающими и не может себе признаться, что чувствует потребность в том, чтобы его ценили и понимали.

Лишь только в конце жизни в душе Базарова воцаряется мир, и он принимает свои чувства.

Так ли нигилистические взгляды правильны

В сочинении об “Образе Базарова. Бунтующее сердце” нужно не только размышлять о развитии героя в романе, но и о том, почему его взгляды нельзя считать идеальными. Ведь, казалось бы, если у человека нет никаких авторитетов, он контролирует свои чувства, то это должна быть неуязвимая личность. Однако на примере Базарова читатели видят, что отрицание всего – это не есть хорошо. Почему?

Потому что нигилисты отрицают и возможность проявления добрых чувств, таких как сострадание, забота, любовь. И когда необходимо их показать, то люди, подобные Базарову, делают это с трудом.

Обратите внимание

Поэтому со стороны кажется, что они черствые, холодные, хотя по тому, как Евгений переживал по поводу ситуации с Одинцовой и отдалением Аркадия, можно увидеть, что это люди, способные на глубокие чувства.

Базаров не проявляет никакого уважения к прошлому страны, людям старшего поколения. Он не хочет понять их точку зрения и узнать их получше. Вследствие этого общество их не принимает, и они остаются одинокими. Ведь даже на могилу Евгения приходят только его родители, которые по-настоящему любили его.

Можно ли считать Базарова революционером

Эпиграфом к сочинению “Бунтующее сердце. Образ Базарова” можно сделать слова, которые написал о своем герое И. С. Тургенев: “Если он называется нигилистом, то надо читать: революционером”. Почему же Базарова можно приравнять к революционерам?

Нигилисты в первую очередь отрицали не просто все, а они отрицали все созданное капиталистическим обществом. К этому относятся самодержавие, крепостничество, коррупция.

Именно к свержению этого строя и стремились революционеры, которые хотели построить новый строй. И Базаров: он был человеком действия, человеком настоящего.

Он не смотрел в прошлое и не заглядывал в будущее, для него было важнее сделать что-то полезное сразу.

О том, что он сочувствовал крестьянам, сказано в романе, потому что Евгения все любили его, он понимал простой “мужицкий” язык. Но тем не менее он презирал его за невежество, т. к. сам был человеком широко образованным. В этом можно увидеть проявление его самолюбия.

Сравнение Базарова и Кирсанова

В сочинении “Образ Базарова. Бунтующее сердце” можно сравнить главного героя с другими персонажами. Евгений и Павел Кирсанов – это постоянные соперники с абсолютно противоположными взглядами.

Кирсанов – аристократ, для которого важно мнение общества, важно всегда хорошо выглядеть, Базаров же независим от чужого мнения и даже на свой внешний вид не обращает никакого внимания.

Важно

Главному герою смешон Павел Кирсанов с его франтовством, и даже рассказанная Аркадием романтическая история не смогла пробудить сочувствие у Базарова.

Кирсанов, в отличие от молодого человека, очень чтил семейные узы и готов был защищать честь своей семьи. Евгений же даже со своими родителями держался на некотором расстоянии. Павел Кирсанов чувствовал в Базарове угрозу тому устоявшемуся общественному строю, частью которого он являлся. Он считал опасными нигилистические взгляды гостя, потому что видел в них мятежность.

Мог ли Базаров найти свое место в обществе

Также в кратком сочинении “Образ Базарова. Бунтующее сердце” можно написать рассуждение о том, какой могла быть дальнейшая судьба главного героя. Ведь в итоге общество стало таким, которое соответствовало представлениям Евгения. Но нашел бы он там свое место?

Возможно, что нет. Ведь все-таки не зря произошла встреча с Анной Одинцовой – она показала Евгения с другой стороны. Не только как бунтаря, но и как человека, у которого есть сердце.

Базаров не смог принять того, что его основы оказались разрушеннымии: не только другие люди, но и он сам не смог до конца придерживаться этих взглядов. В любом случае можно строить множество предположений о том, как сложилась бы его дальнейшая судьба.

Но одно можно сказать абсолютно точно: И. С. Тургенев подарил русской литературе яркого, не оставляющего читателей равнодушными героя.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/243917/

Страстное, грозное, бунтующее сердце

(По роману И. С. Тургенева “Отцы и дети)

Жизнь И. С. Тургенева, знаменитого русского писателя, проходила в одну из самых насыщенных эпох в жизни России.

Именно в этот период, в начале шестидесятых годов XIX века, в России зарождался новый тип борца – разночинца-демократа, человека дела, стремящегося к борьбе во имя изменения общественного строя России.

Образ, воплотивший в себе все эти черты, создал И. С. Тургенев в своем романе “Отцы и дети”.

Совет

В главном герое – Базарове – Тургеневым многое подмечено исторически точно. Базаров умен – характерная черта разночинца-демократа. Он просвещен в области медицины, химии, физики, анатомии, зоологии. Просвещенность Базарова во многом революционна. Базаров стремится все подчинить труду. Даже природу он понимает по-своему. Она для него не предмет созерцания, а мастерская.

Борьба без труда, как и труд без борьбы, не мыслится Базарову. Человек должен гордиться своим трудом. “Мой дед землю пахал”, – говорит Евгений, не стыдясь, а, наоборот, гордясь своим плебейским происхождением. Все, чем живет Базаров, чем дышит и над чем размышляет, – все это дали ему борьба, труд, земля, на которой родился Евгений, народ, его воспитавший.

Идейная убежденность Базарова, его страстность борца и бунтарская натура во многом проверяется в полемике главного героя с представителем реакционного лагеря “отцов”, защитником устоев дворянско-крепостнического строя Павлом Петровичем Кирсановым. Он “нигилист”, – так назвал Базарова Аркадий. Именно эти слова возбудили непримиримый спор между старым и новым, между “отцами” и “детьми”.

Кирсанов увидел в “нигилисте” врага, причем опасного. Кирсанов только ждет момента, чтобы наброситься на Евгения. Но Базаров спокоен. Его речь решительна, фразы точны и вески.

Немногословный Базаров побеждает “отцов” своей передовой идеологией, своим талантом вести полемику, показывая противнику в своей речи такую твердость и решительность, какая свойственна лишь дерзающему и мыслящему человеку.

Базаров стремится найти в своей борьбе единомышленника. Он хочет свои мысли передать Аркадию, однако понимает, что его друг – “птенец”, в котором уже слишком глубоко пустила корни идеология “отцов”.

Однако несмышленость друга не слишком удручает Базарова. Базаров – человек мысли. Он всегда уверен в своих силах, в своей правоте, в силе своих доводов.

Базаров не просто отрицает, он еще видит в своем отрицании способ борьбы, и способ верный.

Обратите внимание

Характерно отношение Базарова к народу. Для него народ не только сеятель и хранитель земли, а еще и созидатель, творец, ваятель всех богатств, которыми владеет человечество. Народ для Евгения – друг.

“Ну, что, приятель, заждался меня…” – ласково обращается Базаров к крестьянину. Хотя крестьяне считают Базарова странным, он все же для них “свой”. Базаров родился на земле, что взлелеяна руками крестьян.

Может, от него, от своего народа и получил в наследство Евгений страстное и бунтарское сердце.

Базаров – любящий, уважающий сын. Родители очень любят Евгения, он у них единственный. Родители героя набожны. Однако, отрицая религию вообще, Базаров не отрицает ее в своих родителях. Родители, мать особенно – самое святое для человека. Поэтому Евгений любит и уважает своих родителей. И в этом – пример многим нашим современникам.

Своеобразно отношение Базарова к женщине. “Базаров при всем своем нигилизме любил хорошеньких женщин, но любовь, уже следуя своим принципам, отрицал”. “Белиберда и болезнь” – вот что такое любовь по разумению Базарова.

Однако Одинцову Базаров полюбил страстно. И полюбил потому, что в ней увидел идеал женщины, идеал неординарной, мыслящей личности. Базаров понял, что он не один.

Значит, действительно, есть в России люди, честь и правда, борьба и труд для которых – главное в жизни.

Мечта Базарова сбылась. И мы – этому живые свидетели. Мы живем в обществе, где, как мечтал Базаров, будут царствовать демократия, равноправие, счастье и труд. Образ Базарова обладает огромной нравственной силой: в нем мы видим утверждение идей справедливости и добра.

И думается, что Евгений Базаров, будет для молодежи примером беззаветного служения своему народу и Отечеству.

(No Ratings Yet)

Источник: https://school-essay.ru/strastnoe-groznoe-buntuyushhee-serdce.html

Бунтующее сердце образ базарова сочинение

Евгений Базаров, главный герой романа «Отцы и дети», предстает перед нами, как человек с неординарным характером. Хоть Базаров и являлся личностью не богатой в денежном плане, у него восхитительный склад ума.

Молодой человек являлся будущим доктором, который только начал развиваться в этой отрасли. В его характере заложен тот стержень, благодаря которому он был в силах стать выдающимся профессионалом своего дела, прожить стезю своего отца.

Евгений Базаров трудолюбив, даже находясь в гостях у своего друга Аркадия Кирсанова, препарировал лягушек, минуту не могу усидеть на месте. Сам Базаров с гордостью заявлял: «Мой дед землю пахал».

Важно

Эта черта характера мне очень понравилась в Евгении Базарове, отчасти я даже позавидовала такой целеустремленности героя. Пусть он даже существовал лишь на страницах книги, на меня он повлиял достаточно сильно, чтобы постараться что-то изменить в себе.

13444 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / “Бунтующее сердце” (образ Е. Базарова)

Смотрите также по произведению “Отцы и дети”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Бунтующее сердце (образ Базарова) (по роману «Отцы и дети» Тургенева)

Многие критики отзывались о Базарове как о человеке-роботе, лишённом всяких чувств и человечности. Например, так думал М. Антонович: «…это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь более поэтически, асмодей. Он систематически ненавидит и преследует всех, начиная от добрых родителей… и оканчивая лягушками, которых он режет с беспощадной жестокостью…».

Я с ним не согласен; на мой взгляд, у него просто очень сильный характер, он честный и правдивый, законченный демократ; однажды заложенное в его мораль Богом убеждение очень трудно было выбить оттуда.

<\p>

Он пришёл на смену Чацким, Онегиным и Печориным, многое унаследовав от них, но добавив к теории практику (ибо когда-то это надо было сделать), что в корне отделяет его от них, он – деятель, естествоиспытатель (единственный, кто работал в Марьине), пересматривающий мир и делающий выводы.

Начинает он при этом с нуля и не пользуясь кусочками других лестниц (не принимая чужих суждений на веру): автор даёт читателю чёткое представление о простоте натуры и происхождения героя: «Мой дед землю пахал», – с гордостью говорит Базаров; когда он знакомится с Николаем Петровичем, он не сразу подаёт ему свою «обнажённую красную руку», лицо его «выражает самоуверенность и ум».

Всё это говорит о человеке из низших сословий, умном и целеустремлённом, у которого «страстное и бунтующее сердце», но не как не об «ужасном существе», «дьяволе», «асмодее».

У Базарова есть в душе чувства, это видно с самого начала романа, но он их тщательно скрывает; очень резкий и самоуверенный в своих высказываниях и поступках, Евгений Васильевич на самом деле имеет много слабостей и комплексов, у него ранимое и тревожное сердце, которое, несмотря на свою ранимость и тревожность, полно энергии и хочет действовать.

За это его и невзлюбил Павел Петрович, который «раскис из-за женщины», лишился на всю жизнь жизненной энергии и фактически превратился в мертвеца.

Совет

Он пришёл к выводу, что человек рождён для действия, а не для пустых размышлений: его раздражают «красивые речи», он хочет переделать общество: «Исправьте общество, болезни не будет», считает, что человек должен быть настолько активным, чтобы сам себя воспитать, что природа нужна только для деятельности человека, что она «не храм, а мастерская», что любовь – физическое явление, искусство – пустое развлечение, не приводящее ни к каким действенным последствиям. Отчасти он в своих суждениях прав, но только отчасти, только на половину, потому что существует и вторая половина: любовь не только пустое влечение, но и высокое чувство, природа не только мастерская, но и храм – слишком уж он резок и категоричен в своих суждениях и не обдумывает их до конца.<\p>

Но, как я уже говорил, герой не человек-робот, а живой, наделённый универсальным интеллектом, как и все люди, и поэтому имеет право на ошибки. Понять свои ошибки ему впервые помогает Одинцова – единственный человек, которого он уважает, – а сделать новые – Павел Петрович, но, слава Богу, со временем он начинает меньше с ним общаться. Одинцова вообще переворачивает жизнь Базарова: он становится менее отъявленным эгоистом, начинает лучше понимать свои ошибки, понимает кто такой человек, и то, что он и есть тот самый человек. Под конец романа он совсем отходит от нигилизма, в нём просыпается любовь, романтизм, он начинает задаваться такими вопросами, которыми раньше ни за что бы не задался: «Нужен ли я России?», что радует читателя тем, что он пришёл в норму, прозрел и умирает с чистой душой.

6067 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

Можно ли Базарова назвать «лишним» человеком? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Трагизм образа Базарова в романе И.С. Тургенева “Отцы и дети”

Образ Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Нигилизм Базарова (по роману И.А. Тургенева “Отцы и деты”)

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Бунтующее сердце (образ Базарова) (по роману «Отцы и дети» Тургенева)

Смотрите также по произведению “Отцы и дети”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

«Бунтующее сердце» (образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Утро. Первый луч солнца касается занавесок, затем закрытых глаз. Пробуждение. Сон её не покинул тела, и потому рождается мечта. Как последний отголосок прекрасного сна, дающий покой уже в реальности. Но вот мы уж совсем просыпаемся… и видим. Что от мечты нашей нет и следа, реальность сурова. Со вздохом встаём, и начинаем новый день. Грустно.

А так хотелось… Но не все грустят, что их мечтам не суждено сбыться. Некоторые твёрдо верят, что они сбудутся. Кто-то остаётся в них, отгораживаясь от суровой реальности. Кто-то всю жизнь пытается воплотить их в жизнь. Но есть те, что разочаровываются в своих снах. Пытаются от них избавиться, страдают от них. И получаются несчастные, но ужасные люди, отрицающие романтику.

Ярким примером такого человека является базаров – герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».<\p>

Для начала коротко познакомимся с этим героем. Евгений Васильевич Базаров – сын бедного уездного лекаря. Автор ничего не говорит нам о студенческой жизни Базарова. Но понятно. Что всего он добился сам – он смог добиться сам. Естественные науки – главный предмет его жизни.

Они же и сделали его суровым, волевым, но и недоверчивым к опыту другим. Наука всегда придерживалась принципа «доверяй, но проверяй», ибо всё в науке нужно доказывать. Одних ощущений ей мало. Как истинному сыну науки Базарову тоже их стало мало.

Он доверял лишь органам чувств, и то только тем проявлениям, которые он мог объяснить: «Я придерживаюсь отрицательного направления, – говорит он, – в силу ощущений. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в сиу ощущения – это всё едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет.

Да и я в другой раз тебе этого не скажу». Наслаждение искусством во всех его проявлениях, красивым закатом, высоким чувством любви он равняет с наслаждением сытным обедом. Всё. Чем восхищается человечество, что любо и мило ля Базарова – «романтизм», что ничуть не лучше чем «вздор» (в его лексиконе это синонимы.) Но что породило в нём такие чувства? Расчет.

Обратите внимание

Расчетливость родилась в нём с нуждой. Ведь было время. Когда он остро нуждался в удовлетворении элементарных физических потребностей. На это он и делал упор, оставляя мечты позади. Потом, когда он решил эти проблемы… вернуть мечты не получилось. И потому он работал неутомимо, повинуясь влечению и вкусу, рассчитывая каждый ход. Почему он не убивал.

Не грабил, когда остро нуждался? Он слишком умён для этого – ему это просто было не выгодно. Ведь честным быть выгоднее.<\p>

Честность, расчетливость усугублялась ещё и непоколебимой уверенностью в себе. Очень точно сказал о нём Д. И.

Писарев: «его не занимают те мелочи, из которых складываются обыденные людские отношения; его нельзя оскорбить явным пренебрежением, его нельзя обрадовать знаками уважения; он так полон собою и так непоколебимо-высоко стоит в собственных глазах, что делается почти совершенно равнодушным к мнению других людей».<\p>

Но жизнь никогда не оставляет человека в покое.

Почти всегда она ниспосылает нам испытания. Пройдём мы их или нет – это уже наше дело, наша личная история и биография. Базарову тоже было послано испытание в виде любви – он влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову. Она пригласила Аркадия и Евгения к себе в имение. Аркадий.

Конечно, уже успел заинтересоваться Одинцовой после их мазурки на губернаторском балу, что, конечно, заметил Базаров, но не обращает внимания на это, продолжая обсуждать красивые плечи Одинцовой.

Но незаметно для себя самого, он тоже начинает увлекаться этой жениной: странно-сдержанно ведёт себя в её обществе, не делает своих обыкновенных резких выходок, старается увлечь собеседницу. Отвечая поклоном на предложение приехать ещё раз, краснеет.

И как бы не старался он по-прежнему шутливо говорить о ней, он всё равно всё больше и больше срастается душой с той, что не испугалась его. Она сумела расшевелить его ум, струны его нервов настроились на неизвестный ему до этого лад любви. Ему чужды новые ощущения, он боится и презирает их.

Важно

Чувства захлёстывают его с головой, и когда Одинцова вызывает его на дружескую беседу, он признаётся ей в любви. Он не просто любил её. «… Это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нём билась. Сильная и тяжёлая –страсть, похожая на злобу и. может быть. Сродни ей…» Но Одинцова отвергает его.

«…Я этого не могла предвидеть» – успокаивает она себя. Не верится. Что женщина с её умом не могла заметить чувств человека, с которым так близко общается. Но она не дала им волю. «Нет, – решила она наконец, – бог знает, куда бы всё это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете» – вот её мысли. Всё было в её руках.

Но был ли шанс у этого романа? Вряд ли. Одинцова слишком умна. Чтобы отдаться человеку. Не обещающему ничего, любя которого надо жить лишь одним сегодняшним днём. Ей нужны были гарантии. Базаров же дать их не мог. Да и не хотел – для него в любви не было не компромиссов, ни гарантий.

Если бы Одинцова могла со своей холодной расчетливостью, не уступающую базаровской, броситься в омут любви, тогда бы был шанс. Но она предпочла покой. Базаров же – буря.<\p>

Уехав из дома Одинцовой, базаров заводит интригу уже в доме Кирсановых – просто от скуки, пытаясь наверстать упущенное с Одинцовой и хоть как-то восстановить себя в своих же глазах.

Фенечка ему просто нравиться. Поцелуй. Дуэль с Павлом Петровичем, который был неравнодушный к Фенечке. Затем отъезд… Странный водоворот событий разочарованного в жизни нигилиста. Его убеждения растоптаны, чувства подавлены – им нет полного выхода. И какой же итог?<\p>

В конце романа базаров умирает.

Умирает случайно, бессмысленно – от хирургического отравления – небольшого пореза во время рассечения трупа. Рассеянная небрежность к самому себе, безразличие затем переходят в страх перед неизбежностью. И вот, полный сил, энергии, но, так и не расставшись с собственными убеждениями, он заболевает.

Крепится, борется с болезнью, хотя как медик видит, что заражённые всегда умирают, и понимает, что этот закон и его не минует. Не боясь посмотреть в глаза свому страху, с гордостью умирает. Но пере смертью он становиться человеком. Нет, он не терЯет своего лица, остаётся до конца верен себе.

Просто спадает маска нигилистической рассудочности и он, как любой человек, изъявляет желание видеть любимую женщину. И что же говорит он ей при встрече? «эх, Анна Сергеевна. Станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущм. Старая штука смерть. А каждому внове. До сих пор не трушу… а там придёт беспамятство, и фюить! (Он слабо махнул рукой.) Ну, что мне вам сказать… я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь и подавно. Любовь – форма, а моя собственная уже разлагается. Скажу я лучше. Что – какая вы славная! И теперь вот стоите, такая красивая…» Что же это. В нём проснулся романтик? Да, просто человеческий романтизм – «дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Не романтик ли он здесь? Романтик. Но теперь это не имеет смысла, не расходиться с его убеждениями. Которые отошли на задний план. И он умер. Красиво.<\p>

Совет

Что же такое Базаров? Болезнь? Нет, он новый тип человека. Без таких людей не было бы просвещения, науки, новых убеждений, и вообще чего-то нового. Плохо лишь. Что эти новые убеждения никаким образом не стыковывались с окружающей реальностью. Полное отрицание реальности – крайность, представленная в романе в самом жёстком её проявлении. В более мягкой форме Азаровы в жизни весьма преуспеют. Важно лишь не отрицать действительность и окружающую реальность.

12433 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / «Бунтующее сердце» (образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»)

Смотрите также по произведению “Отцы и дети”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/256/

Ссылка на основную публикацию