Главные герои и их характеристика в повести «детство» (л. толстой)

Толстой «Детство» главные герои

Толстой «Детство» главные герои и их характеристика поможет понять произведения лучше.

  • Николенька Иртеньев — от его имени ведётся повествование
  • Володя Иртеньев — брат Коли
  • Любочка — сестра Коли и Володи
  • Papan (папа по-французски)
  • Maman (мама по-французски)
  • Бабушка
  • Карл Иваныч — домашний учитель Коли
  • Мими – гувернантка Иртеньевых
  • Наталья Савишна — экономка
  • Гриша — юродивый и странник

Николенька Иртеньев  — 10-летний мальчик, который растет в дворянской семье в деревенском поместье.

Мальчик умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к родным, тонко чувствует их настроение.

Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства.

Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.

Обратите внимание

Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.

Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.

Карл Иванович — учитель, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой.

Наталья Савишна -женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль».

В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Она гордится тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

<\p>

Источник: https://kratkoe.com/tolstoy-detstvo-glavnyie-geroi/

Сравнительная характеристика главных героев повестей Л.Н. Толстого «Детство» и М.Горького «Детство»

Категория: Сочинения по повести “Детство” <\p> Actionteaser.ru – тизерная реклама

В русской классической литературе существуют два произведения с одинаковым названием – это повести «Детство», написанные Л. Толстым и, позже, М. Горьким.

Оба произведения автобиографичны – в них писатели рассказывают о своем детстве, окружавших их людях, тех условиях, в которых они воспитывались.

    Почему Толстой и Горький решили обратиться именно к этой поре своей жизни? Что они хотели сказать читателю? Думаю, оба писателя считали детство одним из самых важных этапов в жизни человека, когда он познает окружающий мир, учится любить и ненавидеть, решает, что лучше – добро или зло.

В детстве, по мнению Толстого и Горького, закладывается характер ребенка, поэтому так важно, чтобы это время было счастливым.     Именно о счастливом детстве рассказывает нам в своей повести Толстой. Мы видим, что главного героя Николеньку окружают любящие его люди – маменька, гувернер Карл Иванович, няня, отец, братья и сестры, бабушка.

Все они заботятся о мальчике, стремятся сделать все, чтобы он был счастлив.     Конечно, в жизни Николеньки случаются и огорчения, неудачи, разочарования. Однако из них он делает правильные выводы. Это и мысль о том, что не нужно обижать тех, кто тебя любит (вспомним эпизод с Карлом Ивановичем) или кто слабее тебя (эпизод с Иленькой Грапом).

Это и мысль, что ценность человека измеряется его душевными качествами, а не социальным положением (эпизод с няней Натальей Савишной). Это и горькое открытие, что близкие люди не всегда будут с тобой, что они смертны (смерть горячо любимой маменьки) и так далее.     С совершенно иным детством мы сталкиваемся в повести Горького.

Ее герою Алеше не так повезло, как Николеньке. После смерти отца Алеша попал в семью деда, где царили суровые нравы. Здесь никто не заботился о детях, не дарил им любовь и ласку, как в семье Николеньки. Каждый из Кашириных жил сам по себе, считая врагами даже членов своей семьи. Поэтому в доме деда часто случались скандалы, ссоры, драки.

Важно

    Конечно, такая обстановка угнетала маленького героя. Жить в доме деда ему было бы совсем невыносимо, если бы не бабушка, которая стала для Алеши «лучом света». Только она дарила внуку так необходимую ему любовь, ласку, заботу. Без них, я думаю, Алеша превратился бы в озлобленного или пропащего человека, как многие вокруг него.

А этот герой нашел в себе силы остаться добрым, справедливым, милосердным. И в этом он похож на Николеньку Иртеньева, который тоже всегда стремился к добру и справедливости.     Таким образом, повести «Детство», написанные Толстым и Горьким, – это не только образцы «высокой» литературы.

Это еще и ценные психологические документы, которые раскрывают внутренний мир ребенка, достоверно и ярко передают его переживания, показывают, что влияет на формирование характера маленького человека.

    Толстого и Горького с полной уверенностью можно назвать писателями-гуманистами, ведь они в своем произведении призывают к гуманному отношению к детям, к проявлению внимания, заботы, любви. Именно поэтому, как мне кажется, их повести «Детство» стоят в ряду лучших произведений отечественной и мировой литературы.<\p> 

Германн — молодой офицер («инженер»), центральный персонаж социально-философской повести, каждый из героев которой связан с определенной темой (Томский — с темой незаслуженного счастья; Лизавета Ивановна — с темой социального смирения; старая графиня — с темой судьбы) и наделен одной определяющей его и неизменной чертой. Г. — прежде всего расчетлив, разумен; это подчеркнуто и его немецким происхождением, и фамилией (имени его читатель не знает), и даже военной специальностью инженера. Г. впервы

1. Озорство и шутливое описание. 2. Подробности быта русского народа. 3. Принцип авторского самовыражения. 4. Исторические реалии в сказочном обрамлении. Победителю-ученику от побежденного учителя. В. А.

Жуковский По признанию критиков того времени, «Руслан Людмила» А. С. Пушкина поставило своего автора на первое место среди других русских писателей.

Чтобы понять, почему возникло такое мнение, обратимся к другим литературным произведениям того же времени. Первое место среди них занимают баллад

Н. А. Некрасов занимает особое место в истории русской литературы. Он является создателем собственной «некрасовской» школы.

Совет

В своей поэзии Некрасов отразил существенные особенности своего времени и оказал значительное влияние на общественную атмосферу его современности.     В центре творчества этого поэта лежит судьба простого крестьянина и русского народа в целом.

Ярким подтверждением тому является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Это произведение писалось на протяжении четырнадцати лет, с 18

Рождественский Всеволод Александрович (1895 – 1977), поэт. Родился 29 марта (10 апреля н.с.) в Царском Селе, получил хорошее домашнее образование. Закончив гимназию, поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета.

Первая мировая война помешала продолжить образование – с третьего курса был мобилизован в армию. Первые стихи Рождественского были опубликованы в журнале “Ученик” в 1910; первый сборник стихов “Гимназические годы” вышел в 1914.

Октябрьскую революцию принял. П

В поэме “Мертвые души” Николай Васильевич Гоголь, наряду с выразительной галереей портретов помещиков, подробно описывает героя нового времени — Павла Ивановича Чичикова.     Это мошенник большой руки.

Он предчувствует нарождение нового строя — капитализма и уже готов к его условиям. Выше всего на свете Чичиков ставит деньги, и будет поклоняться, служить, составлению капитала посвятит жизнь.

Он прекрасно запомнил завет отца “беречь копейку”, ибо все могут предать, только “копейка” поможет и спас

Он убеждается в том, что борющиеся классы, феодалы и буржуа, в одинаковой мере правы, что «идеальная» оболочка их стремлений – ложь, что их декларации прикрывают эгоизм. «Аристократы, сервилисты хотят старого порядка: ибо он для них выгоден.

Обратите внимание

Демократы, либералисты хотят нового беспорядка: ибо надеются воспользоваться им для своих личных выгод», – писал Карамзин в заметке «Мысли об истиной свободе», видимо, не предназначавшейся для печати (около 1825 г.).

Критерием ценности исторических событий о

  План Мої міркування перед вибором. Мої життєві орієнтири. Моє ставлення до життєвого досвіду батьків. Вплив дитячих масових організацій на подальший життєвий вибір. Не бути знаряддям чужої волі. Моє ставлення до молодіжного руху. ІІІ.

Не стояти осторонь від життя. Говорячи про молодіжний рух в Україні, я повсякчас ніби ставлю себе перед вибором, до якої організації приєднатися. І в той же час розмірко­вую, чи потрібно це мені.

У роки юності моїх батьків існувала лише одна молод

1.  Первая комедия Фонвизина.2.  Новаторство автора в «Бригадире».3.  Значение пьесы для развития русской комедии.

Денис Иванович Фонвизин, еще в университете получивший «вкус к словесным наукам», явился одним из основоположников новой литературы начала XVIII века, характеризующейся прежде всего просветительской эстетикой.

В 1762 году писатель представил на суд читателей свои первые переводы, которые тут же завоевали сердца любителей русской литературы. «Басни нравоучительные с изъяснениями госпо

Английский (топики/темы/сочинения) Babies      Babies smelling of camomile tea, cologne water, wet laundry, dog soap. Babies who appear old, disillusioned and tired of life at six months.

Babies that cry «Papa!» to blushing youths of nineteen or twenty at church picnics. Fat babies whose earlobes turn out at an angle of forty-five degrees. Soft babies asleep in perambulators, the sun shining straight into their faces.

Babies gnawing the tails of synthetic dogs. Babies without necks. Pale, sc

В созданной Толстым грандиозной картине русской жизни первой четверти XIX века важное место занимают не только образы отдельных представителей дворянства — главных героев романа, по и образы многочисленных второстепенных и эпизодических персонажей, посредством которых автор дает собирательный портрет русского дворянства.     Роман «Война и мир» начинается с описания салона Анны Павловны Шерер, а в дальнейшем автор изображает салоп Элен Курагиной. В салонах обсуждались политические новости, затра

Сейчас смотрят:{module Толстой:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-tolstogo-l-n/sochineniya-po-povesti-detstvo/14225-sravnitelnaya-kharakteristika-glavnykh-geroev-povestej-l-n-tolstogo-detstvo-i-m-gorkogo-detstvo.html

Семья и окружение главного героя повести главного героя повести Л.Н.Толстого «Детство» Выполнила Рыжикова Дарья ученица 5 Б класса ГБОУ СОШ 1384 Г. Москвы. – презентация

1 Семья и окружение главного героя повести главного героя повести Л.Н.Толстого «Детство» Выполнила Рыжикова Дарья ученица 5 Б класса ГБОУ СОШ 1384 Г. Москвы 2014 г <\p>

Читайте также:  Роль авторских ремарок в пьесе чехова «вишневый сад»

2 Первая часть трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» была создана в г. Это автобиографическое произведение, в котором писатель рассказал о своих детских впечатлениях. В повести «Детство» два главных героя: Николенька Иртеньев и взрослый человек, вспоминающий свое детство. Повествование ведётся от лица-героя рассказчика. <\p>

3 1.Внешние черты (портрет). Портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу. 2. Характер персонажа. Раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи. 3.Наличие или отсутствие прототипа. На данном этапе работы, в этом учебном году, я постаралась выяснить, кто были прототипы героев повести Толстого, а также на основе текста нарисовала портреты персонажей этого произведения и составила их краткие характеристики. <\p>

Важно

4 1. Узнать обо всех героях повести Льва Николаевича Толстого «Детство». 2. Нарисовать их портреты 3. Создать наглядное пособие «Альбом семьи Иртеньевых» <\p>

5 1. Посещение музея Л.Н. Толстого на Пречистенке 2. Сбор информации о прототипах всех героев повести Л. Н.Толстого «Детство». 3. Иллюстрирование: изучение существующих иллюстраций и создание на их основе своих работ. 4. Оформление наглядногоучебного пособия «Альбом семьи Иртеньевых» для кабинета литературы. <\p>

6 Знакомство с экспозицией музея Л.Н.Толстого <\p>

7 Далее слайды презентации представляют собой отобранные мной цитаты из повести и мои комментарии к ним, а также подлинные портреты прототипов героев повести или мои иллюстрации к ней. Весь этот материал вошёл в наглядное пособие «Семейный альбом Николеньки Иртеньева» <\p>

8 Главному герою 10 лет. Он встречается с с настоящей несправедливостью: отец хотел уволить Карла Ивановича, который 12 лет жил в семье, выучил детей всему, что знал сам, а теперь стал не нужен. Николенька переживает горе предстоящей разлуки с матерью. Он размышляет над странными словами и поступками юродивого Гриши; кипит восторгом охоты и сгорает от стыда, спугнув зайца; испытывает «что-то – вроде первой любви» к милой Катеньке, дочери гувернантки; хвастает перед ней искусной верховой ездой и, к большому конфузу, чуть не падает с лошади. <\p>

9 Страница из семейного альбома <\p>

10 Карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок. Нежная сухая рука, которая часто ласкала Николая и которую он часто целовал. Дети называли ей МАМАN. В повести создан теплый образ матери Николеньки, от улыбки которой «кругом все как будто веселело». <\p>

11 Страница из семейного альбома <\p>

12 Он был человеком прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как – то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении- пришептывание, и большая во всю голову лысина: вот наружность отца Николая. Он был знаток всех вещей, доставляющих удобство и наслаждение, и умел пользоваться ими. <\p>

13 «Этот у меня будет светский молодой человек,- говорил отец, указывая на Володю». « На лошади же он был очень хорош – точно большой. Обтянутые ляжки его лежали на седле так хорошо, что Николаю было завидно, – особенно потому, что, сколько он мог судить по тени, он далеко не имел такого прекрасного вида ». <\p>

14 Страница из семейного альбома <\p>

15 «Черномазенькая сестра» Николеньки – Люба. Ей 11 лет. «Она ходила в коротеньком холстинковом платье, в белых, кружевных панталончиках.» <\p>

16 Страница из семейного альбома <\p>

Совет

17 Старая нянька воспитала не одно поколение семьи Иртеньевых. Она нянчила ещё мать Николеньки, а сейчас, будучи экономкой, свято бережёт хозяйское добро и продолжает искренне любить своих воспитанников. С тех пор как он себя помнит, помнит он и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умеет ценить их,- тогда же ему и голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. <\p>

18 Страница из семейного альбома <\p>

19 Карл Иванович – гувернер «выписан из – за границы» Жил в чужом доме, собственных вещей имел мало. Он всегда носил ватный халат, шапочку с кисточкой. У него слабое зрение. До того, как стал учителем, был солдатом. «Это добрый немец». Он говорил маленькому Николаю, что «неблагодарность- это тяжелый порок» Давал возможность детям, исполняя наказание, подумать, поразмышлять над своим поведением. Не очень строг, терпелив, «умел воспитывать даже молчанием» <\p>

20 Страница из семейного альбома <\p>

21 . «…Мария Ивановна в чепце с розовыми лентами, в голубой кацавейке и с красным сердитым лицом, которое приняло ещё более суровое выражение, когда вошёл Карл Иванович»Глаза у нее были карие. Часто ее называли МИМИ. «Что за несносная особа была эта Мими! При ней всё казалось неприличным!» <\p>

22 Катенька дочь гувернантки МИМИ. «Светло-голубые глаза, улыбающийся взгляд, прямой носик с крепкими ноздрями и ротик с светлою улыбкой, крошечные ямочки на Розовых прозрачных щечках.» К ней Николенька испытывает нечто вроде первой любви. От нее он впервые слышит слова о бедности и богатстве. <\p>

23 Страница из семейного альбома <\p>

24 Дядька Николай – «…маленький, чистенький человечек, всегда серьезный, аккуратный, почтительный» и «большой приятель Карла Иваныча». Мальчикам в дворянской семье всегда прислуживал особый слуга, которого называли «дядька» <\p>

25 Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет.Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не когда уже меня не будет, что старик будет, что старик говорил вам добро. (Л.Толстой) (Л.Толстой) <\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/803298

Каталог статей

Е. В. Подарцев,к.ф.н.,

учитель литературы ГОУ

гимназии №1592

Речевые характеристики героев повести Л. Н. Толстого «Детство».

         Повесть Л.Н. Толстого «Детство» из трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» – первое завершенное и опубликованное произведение писателя, работа над которым была окончена к январю 1852 года. Каждое литературное произведение, верно отражающее свою эпоху, со временем приобретает значение исторического документа. Это касается и повести Толстого.

         В «Детстве», как известно, очень много автобиографического. Большая часть содержания повести связана с изображением жизни и быта обитателей дворянской усадьбы, чьи образы во многом раскрываются через особенности их речи. В первых главах повести изображен один день из жизни типичной русской дворянской усадьбы глазами главного героя, десятилетнего Николеньки Иртеньева.

Перед нами предстает история целой семьи, выраженная через воспоминания, описанные в тексте повести события, диалоги и внутренний монолог главного героя. В связи с этим особое значение приобретают речевые характеристики героев. Они сильно отличаются друг от друга в зависимости от возраста, национальной принадлежности, происхождения  и социального положения того или иного персонажа.

Обратите внимание

     Карл Иванович Мауер, учитель детей Иртеньевых (реальный прообраз – учитель Л. Н. Толстого немец Рессель), maman, отец, приказчик Яков, няня Наталья Савишна и юродивый Гриша, – это далеко не весь перечень встречающихся в повести лиц, но, как представляется, наиболее интересный для нашего анализа.

     Повествование начинается с главы «Учитель Карл Иваныч». В первой главе его общение с детьми происходит исключительно на немецком языке. Николенька также отвечает ему на немецком: «Ach, lassen Sie, Карл Иваныч».

Но при этом обращаем внимание, что все мысли Николеньки выражаются на русском языке: «Положим,- думал я,- я маленький, но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьет мух около Володиной постели? вон  их сколько! Нет,- Володя старше меня; а я меньше всех: оттого он меня и мучит…» 

     В первой главе мы встречаем также упоминание о приятельских отношениях Карла Иваныча и дядьки Николая, приставленного к детям, а в четвертой главе «Классы» Толстой дает диалог учителя и дядьки, который естественно происходит уже на русском языке. Учитель расстроен новостью о возможном отказе от его услуг.

Дядька Николай испытывает несомненное уважение к немцу, пытаясь встать, когда тот входит к нему в комнату: «Должно быть, Николай хотел встать, потому что Карл Иваныч сказал: «Сиди, Николай! » – и вслед за этим затворил дверь».

Николай понимает состояние своего приятеля, старается выслушать его, не перебивая, лишь единожды выражая свое отношение к детскому обучению: «Как же еще учиться, кажется, – сказал Николай, положив шило и протягивая обеими руками дратвы». Свою же истинную реакцию он выражает скорее невербальными способами, утвердительно кивая головой.

Сомнение выражается иначе: «Николай поднял голову и посмотрел на Карла Иваныча так, будто желая удостовериться, действительно ли может он найти кусок хлеба, – но ничего не сказал». Речь же учителя при этом более похожа на монолог, подкрепленный риторическими вопросами. Он скорее желает выговориться перед дядькой.

Приведем несколько примеров: «Сколько ни делай добра людям, как ни будь привязан, видно, благодарности нельзя ожидать, Николай? – говорил Карл Иваныч с чувством…

 – Да, теперь я не нужен стал, меня и надо прогнать; а где обещания? где благодарность? Наталью Николаевну я уважаю и люблю, Николай, – сказал он, прикладывая руку к груди, – да что она?.. ее воля в этом доме все равно, что вот это, – при этом он с выразительным жестом кинул на пол обрезок кожи».

Важно

     Мы ясно видим, что разговорным языком на бытовом уровне учитель владеет достаточно свободно, но этого нельзя сказать о его письменной речи. Явно бросается в глаза незнание грамматики и орфографии. В короткой записке отцу Николеньки прослеживается ряд несогласованных словосочетаний и ошибок в падежных окончаниях, чувствуется незнание родовых форм: 

    «Для детьей два удочка – 70 копек.

     Цветной бумага, золотой коемочка, клестир и болван для коробочка, в подарках – 6 р. 55 к.

     Книга и лук, подарка детьям – 8 р. 16 к.

     Панталон Николаю – 4 рубли.

     Обещаны Петром Алексантровичь из Москву в 18.. году золотые часы в 140 рублей.

     Итого следует получить Карлу Мауеру кроме жалованию – 159 рублей 79 копек».

     Также Карл Иваныч любил переписывать понравившиеся ему стихи, что следует из воспоминаний Николеньки, который хотел написать стихи своей бабушке. Перебирая бумаги учителя, он находит среди стихов на немецком языке одно стихотворение на русском, принадлежавшее перу немца:

« Г – же Петровской, 1828, 3 июни.

     Помните близко,

     Помните далеко,

     Помните моего

     Еще отнине и до всегда,

     Помните еще до моего гроба, 

     Как верен я любить имею.

                                               Карл Мауер».

   Речь в этом стихотворении безусловно не может идти о какой бы то ни было рифме. Помимо этого совершенно явственно прослеживается влияние немецкого языка на построение фраз и порядок слов в них.

Николенька берет это «произведение» за образец и позднее с удовольствием для себя отмечает, что его стихотворение, заканчивающееся словами «Стараться будем утешать// И любим, как родную мать» намного превосходит поэтический образец учителя.

     Не менее интересна речевая характеристика Натальи Савишны. Это особый персонаж повести «Детство». Она является связующим звеном, объединяющим несколько поколений в семье Иртеньевых, олицетворяет живую историю дома, в ее речи постоянно звучит мотив воспоминаний.

Подчас она ассоциативно связывает в своей речи людей с определенными вещами, напоминающими ей о них. О дедушке Николеньки няня вспоминает время от времени, вынимая из сундука куренье: «Это, батюшка, еще очаковское куренье. Когда ваш покойник дедушка – царство небесное – под турку ходили, так оттуда еще привезли.

Совет

Вот уж последний кусочек остался, – прибавляла она со вздохом». Речь ее проста, понятна. Это разговор обычной деревенской женщины, прожившей жизнь в барской семье.

Однажды, когда Николенька провинился, Наталья Савишна наказала его, доведя до слез, за испорченную скатерть, терла мокрым по лицу и при этом говорила: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!»

Это возмутило мальчика, он был уязвлен в самое сердце, стал безобразно себя вести и обиделся. Добрая душа Натальи Савишны не выдержала этого: «Полноте, мой батюшка, не плачьте… простите меня, дуру… я виновата… уж вы меня простите, мой голубчик… вот вам.

     Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода. И дрожащей рукой подала его мне». В этих словах героини раскрываются ее чувства и, параллельно, ее социальное положение, характеризующееся униженной самооценкой и характерными для того времени обращениями «мой батюшка», «мой голубчик».

     Истинную любовь Наталья Савишна испытывала к  матери Николеньки. О последних минутах матушки героиня рассказывает с большой эмоциональной силой, на память цитируя слова матери.

Она искренне жалеет мать, говорит о ней с большой любовью, повторяя определенные речевые конструкции.

  Ярко проявляется религиозность няни: «Когда вас увели, она еще долго металась, моя голубушка, точно вот здесь ее давило что-то; потом спустила головку с подушек и задремала, так тихо, спокойно, точно ангел небесный.

Только я вышла посмотреть, что питье не несут, – прихожу, а уж она, моя сердечная, все вокруг себя раскидала и все манит к себе вашего папеньку … «Боже мой! Господи! Детей! детей!» … Потом она приподнялась, моя голубушка, сделала вот так ручки и вдруг заговорила, да таким голосом, что я и вспомнить не могу: «Матерь Божия, не оставь их!..»»

Обратите внимание

     Наталья Савишна не страшилась и собственной смерти, просто, естественно попросила прощения у всех домашних, распорядилась насчет своих вещей. Скромная, уравновешенная, она ценила лишь одно качество в себе: «воровкой никогда не была и могу сказать, что барской ниткой не поживилась». Мы видим, насколько удачно речь дополняет и расширяет созданный Толстым образ.

     Типичной для дворянской семьи является речь матери Николеньки Натальи Николаевны, в которой сказывается ее хорошее воспитание и образование. Она владеет, помимо русского языка, по крайней мере еще двумя – немецким и французским.

С детьми и учителем Карлом Иванычем Наталья Николаевна предпочитает разговаривать по – немецки: «Ich danke, lieber Карл Иваныч, -и, продолжая говорить по – немецки, она спросила: – Хорошо ли спали дети?» С Мими она говорит на французском.

В минуты особой нежности maman разговаривает с Николенькой по – русски: «Ты опять заснешь, Николенька, – говорит мне maman, – ты бы лучше шел на верх». Это же мы можем увидеть, когда речь заходит о юродивом Грише.

Она просит отца не выпускать собак, чтобы они не причинили вреда юродивому, чувствуется ее уважение и любовь к этому человеку: «Вели, пожалуйста, запирать своих страшных собак, а то они чуть не закусали бедного Гришу, когда он проходил по двору. Они этак и на детей могут броситься».

     Есть в повести и образчик эпистолярного стиля героини. Это предсмертное письмо, адресованное мужу, с рассказом о своем состоянии здоровья и просьбой привезти детей попрощаться. Письмо длинное, обстоятельно написанное на двух языках – русском и французском, содержит множество подробностей. Такие письма были типичны для дворянского круга.

Дети и муж были достаточно долго разлучены с maman, она сообщала им в письме о ходе дел в имении, о гостях, советовалась и обсуждала с отцом деловые вопросы: «На другой день у меня был жар довольно сильный и приехал наш добрый, старый Иван Васильич… La belle Flamande, как ты называешь ее, гостит у меня уже вторую неделю… Теперь поговорим о серьезном: ты мне пишешь, что дела твои идут нехорошо эту зиму и что тебе необходимо будет взять хабаровские деньги». Речь матери, характеризующаяся владением несколькими языками и эпистолярной культурой содержит в то же время простые разговорные формы («Они этак и на детей могут броситься»), базируется на владении нормами русского литературного языка той эпохи и отражает уровень дворянской культуры.

      Таким образом, мы видим, что речь героев, как устная, так и письменная, сильно отличается. Благодаря этому перед нами предстает правдивая картина реальной жизни дворянской усадьбы, донесенная до нас писателем, в том числе, через речевые характеристики персонажей.

Толстой погружает нас в этот чудесный мир со своими законами и особенностями.

Мы слышим немецкий и французский языки, простые от души сказанные слова Натальи Савишны, разговор дядьки и учителя, молитвы странника Гриши… Все это и мастерски созданные образы переносят нас на полтора века назад в детство Николеньки Иртеньева, о котором Толстой писал «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».                

Источник: http://odaren.ucoz.ru/publ/rechevye_kharakteristiki_geroev_povesti_l_n_tolstogo_detstvo/1-1-0-15

толстой детство главные герои — кто главные герои в рассказе Л.Н. Толстого «Детство»? запуталась совсем — 22 ответа



В разделе Домашние задания на вопрос кто главные герои в рассказе Л.Н. Толстого “Детство”? запуталась совсем заданный автором Забросить лучший ответ это Николенько Иртеньев и его семья: мать, отец, брат, Наталья Саввишна, Карл Иванович.

Ответ от Foreversummer17[гуру]дэти
Ответ от Невроз[активный]Лев Николаевич ТолстойДетствоПересказал В. М. Сотников12 августа 18** г. десятилетний Николенька Иртеньев просыпается на третий день после своего дня рождения в семь часов утра.

После утреннего туалета учитель Карл Иваныч ведёт Николеньку и его брата Володю здороваться с матушкой, которая разливает чай в гостиной, и с отцом, отдающим в своем кабинете хозяйственные указания приказчику.

Николенька чувствует в себе чистую и ясную любовь к родителям, он любуется ими, делая для себя точные наблюдения: «…в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то оно прекрасно; если она не изменяет его, то лицо обыкновенно; если она портит его, то оно дурно» . Для Николеньки лицо матушки — прекрасное, ангельское.

Важно

Отец в силу своей серьезности и строгости кажется ребенку загадочным, но бесспорно красивым человеком, который «нравится всем без исключения» . Отец объявляет мальчикам о своем решении — завтра он забирает их с собой в Москву.

Весь день: и учеба в классах под надзором расстроенного от полученного известия Карла Иваныча, и охота, на которую берет детей отец, и встреча с юродивым, и последние игры, во время которых Николенька чувствует что-то вроде первой любви к Катеньке, — все это сопровождается горестным и печальным чувством предстоящего прощания с родным домом.

Николенька вспоминает счастливое время, проведенное в деревне, дворовых людей, беззаветно преданных их семейству, и подробности прожитой здесь жизни предстают перед ним живо, во всех противоречиях, которые пытается примирить его детское сознание.

На другой день в двенадцатом часу коляска и бричка стоят у подъезда.

Все заняты приготовлениями к дороге, и Николенька особенно остро чувствует несоответствие важности последних минут перед расставанием и всеобщей суеты, царящей в доме. Вся семья собирается в гостиной вокруг круглого стола. Николенька обнимает мать, плачет и ни о чем не думает, кроме своего горя. Выехав на большую дорогу, Николенька машет матери платком, продолжает плакать и замечает, как слезы доставляют ему «удовольствие и отраду» . Он думает о маменьке, и любовью к ней проникнуты все воспоминания Николеньки.

Ответ от сложносокращенный[мастер]рассказ ведется от лица мальчика – Николенька
Ответ от Ѝльвира Насибуллина[новичек]Л. Н. Толстой Детство
Ответ от Diana Kuznetsova[новичек]Главный герой – Николенька Иртеньев.
Ответ от Вадим моркотило[новичек]Николенько Иртеньев и его семья: мать, отец, брат, Наталья Саввишна, Карл Иванович
Ответ от сергей петухов[активный]автобиография герой сам т

олстой

Ответ от Наталья карачевцева[новичек]Николенька Иртеньев — мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы» , нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку» .Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина — Наталья Саввишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение» , она привила Николеньке представление о том, что доброта — одно из главных качеств в жизни человека.Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя — значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему — значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим.Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей» , потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка» .

Отношение Николеньки к Илиньке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших» . Илинька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния.

Ответ от Ирина Шарипова[новичек]Спасибо за помощь!
Ответ от Милена сорокина[новичек]lf
Ответ от Адил Тукушев[новичек]Николенько Иртеньев и его семья: мать, отец, брат, Наталья Саввишна, Карл Иванович
Ответ от Данил Лупандин[новичек]В людях Алексей Пешкoв — от его имени ведётся повествование Акулина Ивановна — бабушка Василий Васильевич Каширин — дед Викторушка Наталья, прачка «Королева Марго» Смурый — повар Серёжка — официант Жихарев — иконописец Ситанов — иконописец Иван Ларионович Капендюхин Яков Каширин — дядя Алёши

Ермохин

Ответ от Лиза Жолобова[новичек]Главный герой – 10-летний мальчик Николенька из дворянской семьи.
Ответ от Влада Кан[новичек]повесть понравилась
Ответ от Гасан салимов[новичек]Николенько Иртеньев и его семья: мать, отец, брат, Наталья Саввишна, Карл Иванович.
Ответ от Ольга Романова[новичек]Николенько Иртеньев и его семья: мать, отец, брат, Наталья Саввишна, Карл Иванович.
Ответ от Артём Тёма[новичек]ьтлотдлорт
Ответ от Андрей Галкин[новичек]николенько иртеньев и его семья: мать отец брат
Ответ от Џна Валиахметова[новичек]николай
Детство Толстой на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Детство Толстой

Источник: https://22oa.ru/tolstoy-detstvo-glavnye-geroi/

Толстой «Юность» главные герои

«Юность» — третья и последняя повесть в псевдо-автобиографической трилогии Льва Толстого, описывает университетские годы жизни главного героя и его сокурсников. Главные герои повести «Юность» Толстого проживают насыщенную, интересную жизнь.

    • Николай Иртеньев — от его имени ведётся повествование
    • Володя — брат Коли
    • Сонечка — первая возлюбленная Коли
    • St.-Jérôme — гувернёр Николая
    • Папа
    • Мими
    • Дубков — приятель Володи
    • Дмитрий Нехлюдов — друг Николая
    • Иконин — товарищ Николая, сокурсник Николая
    • Авдотья — мачеха Николая
    • Варенька Нехлюдова — сестра Дмитрия, возлюбленная Николая
    • Семёнов — сокурсник Николая
    • Зухин — товарищ Николая, друг Семёнова

Иртеньев Николенька (Николай Петрович) — главный герой, от лица которого ведется повествование. Дворянин, граф. Из знатной аристократической фамилии. Образ автобиографичен.

В трилогии показывается процесс внутреннего роста и становления личности Н., его взаимоотношения с окружающими людьми и миром, процесс постижения действительности и самого себя, поиск душевного равновесия и смысла жизни. Н.

предстает перед читателем через свое восприятие разных людей, с которыми так или иначе сталкивает его жизнь.

«Детство».

В повести Н. десять лет. Среди его доминирующих черт — застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ.

Совет

Герой знает, что внешностью он не блещет и на него даже находят минуты отчаяния: ему кажется, «что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами». Знакомство с героем происходит в момент его пробуждения, когда его будит гувернер Карл Иваныч.

Уже здесь, в первой сцене повести, проявляется одна из главных черт толстовского письма — психологический анализ, знаменитая «диалектика души», о которой написал в статье, посвященной трилогии и военным рассказам Толстого, Н. Г. Чернышевский и которая получит развитие в будущих его сочинениях.

В повести происходит несколько больших (смерть матери, переезд в Москву и в деревню) и малых (день рождения бабушки, гости, игры, первые любовные и дружеские увлечения и пр.) событий, благодаря которым писателю удается глубже заглянуть в душу героя.
Прекрасно передавая детскую психологию, Толстой изображает маленького Н.

остро воспринимающим не только окружающую природу, но и по-детски живо и непосредственно откликающимся на беды близких ему людей. Так, он сочувствует гувернеру Карлу Иванычу, которого решил уволить его отец. Толстой подробнейшим образом описывает душевные состояния героя.

«После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они? они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждой на светлое счастие». Детство Н. — время максимальной жизненной полноты и гармонии, беззаботности и силы веры, невинной веселости и беспредельной потребности любви — рисуется писателем с чувством нескрываемого умиления.

«Отрочество»

Отрочество, по словам рассказчика, начинается для него со смерти матери. О нем он говорит как о «пустыне», где редко находятся «минуты истинного теплого чувства, так ярко и постоянно освещавшего начало моей жизни». Взрослеющего Н. начинают посещать вопросы, дотоле его совершенно не волновавшие, — о жизни других людей.

До сих пор мир вращался вокруг него одного, а теперь взгляд его постепенно начинает меняться. Импульсом к этому становится разговор с воспитывающейся вместе с Иртеньевыми дочерью подруги матери Мими Катенькой, которая говорит о разнице между ними: Иртеньевы богаты, они же с матерью бедны.

Героя теперь занимает, как же живут другие, «ежели они нисколько не заботятся о нас?., как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пускают ли играть, как наказывают? и т. д.».

Для писателя чрезвычайно важен — и с психологической, и с нравственной точки зрения этот процесс постепенного размыкания индивидуалистической замкнутости на себе одном, хотя в повести он не оценивается им как грех, поскольку детский эгоизм, по его мнению, — явление, так сказать, природное, как, впрочем, и социальное — следствие воспитания в аристократических семьях. Усложняются отношения Н. и с другими людьми, прежде всего с родным братом Володей, который старше его всего лишь на год и несколько месяцев, но и этот разрыв кажется гораздо большим: брат неудержимо удаляется от Н., вызывая в нем горькое чувство утраты, ревность и постоянное желание заглянуть в его мир (сцена разгрома Н. коллекции украшений брата, которые он опрокидывает вместе со столом). Резче и противоречивее становятся его приязни и неприязни (эпизод с гувернером St.-Jerom(oM), его самоощущение, подробно анализируемое автором. «Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродливости. А я убежден, что ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее».

Обратите внимание

Герой так описывает свой облик: «Я гораздо ниже ростом Володи, широкоплеч и мясист, по-прежнему дурен и по-прежнему мучусь этим, Я стараюсь казаться оригиналом. Одно утешает меня: это то, что про меня папа сказал как-то, что у меня умная рожа, и я вполне верю в это».

Именно в этот период «любимейшими и постояннейшими предметами» размышлений героя становятся «отвлеченные вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души…». Толстой подчеркивает, что в решении их Н.

постигает бессилие ума, попадает в безвыходный круг анализа своих мыслей, теряя вместе с тем силу воли, свежесть чувства и ясность рассудка (что впоследствии отразится на общей концепции личности писателя). В это же время завязывается и первая настоящая дружба Н.

с Дмитрием Нехлюдовым, под влиянием которого Н. приходит к «восторженному обожанию идеала добродетели и убеждению в назначении человека постоянно совершенствоваться».

«Ю н о с т ь».

Н. — почти семнадцать. Он неохотно готовится к университету. Главное его увлечение — стремление к нравственному усовершенствованию, которое дает теперь пищу не только уму, пробуждая новые мысли, но и чувству, побуждая к деятельному его осуществлению.

Герой, однако, трезво осознает резкое противоречие между замечательными планами нравственной деятельной жизни и теперешним ее «мелочным, запутанным и праздным порядком». Мечтания пока заменяют реальность.

В основе их, как сообщает герой, четыре чувства: любовь к воображаемой женщине; любовь любви, то есть желание быть любимым; надежда на необыкновенное, тщеславное счастье и ожидание вследствие этого чего-то волшебно-счастливого; отвращение к себе и раскаяние, состоявшие в ненависти к прошедшему и страстном желании совершенства. Герой составляет жизненные правила и старается следовать им. Вся жизнь его в этот период проходит в череде падений и возрождений.

Герой поступает на математический факультет университета, отец дарит ему дрожки с лошадью, и он проходит первые искушения сознания собственной взрослости и самостоятельности, которые, однако, приводят к разочарованию. Читая романы (особенно летом) и сравнивая себя с их героями, Н.

начинает стараться быть «как можно более comme il faut» (это понятие он называет «одним из самых пагубных, ложных понятий, привитых мне воспитанием и обществом»), то есть соответствовать ряду условий: отличное знание французского языка, особенно выговор, длинные и чистые ногти; «уменье кланяться, танцевать и разговаривать»; «равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной презрительной скуки» и т. д. Именно это понятие, как подчеркивает Толстой, — причина ложной предубежденности героя к другим людям, прежде всего к обучающимся вместе с ним студентам, которые не только не менее умны, чем он, но и знают гораздо больше, хотя далеко не соответствуют выбранным им критериям. Финал повести — провал Н. на экзамене по математике и отчисление из университета. Герой снова решает писать правила жизни и никогда не делать ничего дурного.

Источник: http://ktoikak.com/tolstoy-yunost-glavnyie-geroi/

Ссылка на основную публикацию