Как привить чувство сострадания детям? Итоговое сочинение –
Над этим вопросом задумывались многие.Мы могли найти ответы на данный вопрос и в книгах, и художественных фильмах.Почему я выбрал этот вопрос?Думаю, что именно прививание чувства сострадания с детства нашим детям формирует наше будущее общество.
Чем больше родителей буду прививать своим детям только положительные качества, тем лучше нам же будет в будущем.Но, к сожалению, я заметил, что всё реже встречаются люди с правильным воспитание, а также с чувством сострадания.
По-моему, ценности современного поколения кардинально изменились.
Каждый человек должен проявлять сострадание к другим.Потому что основой человечности является сострадание.
Но что такое сострадание?Конечно же вы можете не согласиться со мной, но я считаю, что сострадание-это чувство, которое позволяет нам понимать человека, состояние его души.Поэтому так необходимо прививать чувство сострадания детям.
И если мы этого не сделаем, то просто лишимся человечности.И даже сложно будет представить, что произойдёт в будущем.И чтобы доказать правильность такой точки зрения, я приведу два аргумента из русской литературы.
Первый-это произведение Антона Павловича Чехова “Тоска”.Главный герой этого рассказа-Иона Потапов.Он постоянно пытался завести разговор со своими знакомыми, но всегда натыкался на стену равнодушия.И даже другим людям нет никакого дела до какого-то бедного извозчика.
И в этом раасказе хорошо описан город с бездушными людьми, где человек душевно одинок.Этот пример показывает к какому итогу может прийти общество лишённое сочувствия и сострадания.
Думаю, что никто бы не захотел жить в таких условиях, как в этом рассказе, где ты не можешь поговорить с кем-нибудь искренне.
Второй пример-это произведение Льва Николаевича Толстого “Война и мир”.Наташа хорошо воспитана, как и её семья.Когда они покидают Москву, то замечают множество раненных солдат, которых не на чем доставить в госпиталь.
И она отдаёт свои повозки, на которых находилось имущество семьи Ростовых, раненным.И лишь проявление чувства сострадания помогло ей сделать такой выбор.
И я считаю, что если бы она была равнодушной, то не совершила бы такого поступка, как и другие дворяне.
К какому выводу я пришёл отвечая на вопрос:”Как привить чувство сострадания детям?”Думаю, что это зависит от родителей, от окружающего общества.Но ясно то, что чувство сострадания необходимо человеку.
Источник: https://kritika24.ru/page.php?id=16953
Отношение к другим людям. Сочувствие и сопереживание у детей
Жалею дочку: «У Маши не боли, пусть у мамы болит!», вскоре слышу, играет с куклой – «У куклы не боли, пусть у мамы болит»
Перлы деток с форума
Есть в психологии такое красивое слово, как эмпатия – способность понимать и разделять чувства другого человека, умение ставить себя на его место. В нашем мире, где много критики и осуждения, так не хватает умения сочувствовать и сопереживать.
Ее еще называют добротой, отзывчивостью. Однако, можно уйти в крайность, где проблемы другого человека становятся чересчур важными и своя жизнь уходит на второй план.
Как научить детей эмпатии, доброте, но не «перегнуть палку» и оставить собственные чувства в приоритете?
Узнайте самое главное о возрастных кризисах ребенка, скачав наш чек-лист, и действуйте правильно в это непростое время.
С самого рождения малыш знает, что такое боль – животик болит, зубки режутся, страх, что мама ушла и не вернется, т.д. Постарше это будут ушибы, ранения, прищемления, множество непонятных плачей, где основное – что-то происходит не так, как хочет кроха. Он кричит и просит избавить его от этого страдания.
Уже на таком раннем этапе ребенок будет фиксировать – как ему «помогают» справиться. Если это постоянные оставления наедине («покричит и успокоится») – то, вырастая, для себя он возьмет уроком, что страдающего нужно не трогать – ” сам отойдет”.
Детки, чьи родители их жалели, дули на ранку, приговаривали ласковые слова, с бОльшим пониманием относятся к чужой боли. Они подходят – гладят, дуют, обнимают расстроенного человека.
Однажды наблюдала такую картину – дочь включила телевизор, где шел сериал, в котором женщина плакала. Дочь еще плохо говорила, но я слышу, она переживает «тетя, хны-хны» и… гладит экран!!! Незнакомая женщина вызвала в ней жалость!
Пока ребенок маленький, очень важно показать ему, что страдает не он один. Не стесняйтесь своих эмоций, если вам больно, неприятно, страшно, ведь вы тоже – живая. Делитесь с ребенком, что вы стукнулись, вам больно от его укусов, вы расстроились от чего-то и т.д.
Конечно, это будут механические поглаживания, специальные объятия, и ребенок будет ждать «скорейшего выздоровления», НО! Это уже понимание того, что другому сейчас плохо. Более того, ребенок «помогает» от этого избавиться. Так, как умеет.
Вы, наверняка, и сами замечали – если вы плачете, то и ребенок расплачется. Если вы смеетесь, то и малыш расхохочется, хоть и не понимает, чем вызван этот смех. Умение отражать чувства других – у нас есть изначально. Очень важно этот навык не «потерять» и не увеличить чрезмерно.
Смотрите запись вебинара «Народная педагогика: как дать малышу самое лучшее» (бесплатно в ViLine.Клубе)
Игры с животными
Все детки в какой-то степени «мучают» животных. Ведь это такая интересная игрушка! К тому же живая. Но если куклу еще можно бросить, наступить на нее, вертеть ей голову в разные стороны и т.п. – то с животными это уже настоящая жестокость!
Конечно, то, что ребенок «проделывает» над насекомыми и животными – это интерес. Что будет дальше? Если я оторву мухе крылья, как она будет себя вести? Если я раздавлю букашку – что она сделает? Если кота дернуть за хвост, как он отреагирует? Не ругать же дите за любопытство!
Чувство вины и стыда. Нужно ли их прививать ребенку?
Только на ВТОРОМ году жизни у ребенка приходит понимание, что чувствуют окружающие. Очень сложно объяснить малышу до года, что он делает что-то не то по отношению к другому. Учитывайте это.
Показывайте и рассказывайте, что так делать нельзя, проговаривайте, что чувствует кошка, собака или муха в этот момент. Что может их погубить или разозлить! Почему они убегают или царапаются. Что можно с ними делать, а чего нельзя.
Не игнорируйте моменты, когда ребенок делает больно животному – показывайте, что вам не нравится, когда малыш ведет себя так (спокойно, без криков). Уже зная, что родители не одобряют такое поведение – ребенок поймет, как делать не стоит.
<\p>
При явном и частом проявлении агрессии к братьям нашим меньшим – обращайтесь к психологу (за таким состоянием кроются не выраженные негативные эмоции, результатом которых стала окружающая обстановка)
Смотрите курс «Периоды развития ребенка» (бесплатно в ViLine.Клубе)
Игрушки и сказки
Игрушки тоже можно «оживить» и показывать, как с ними нужно обращаться. Что они чувствуют, что им нравится. При благоприятной атмосфере – дети дружат и любят свои игрушки – обнимают их, кормят, выносят на прогулку. Периодически будут ими швырять, наступать и «забывать» о них. Это нормальное состояние – ребенок понимает, что они не такие живые, как он.
В сказках разворачивается круг событий, где герои испытывают какие-то чувства. Как и с игрушками очень важно проговаривать ребенку, что является благоприятным.
«Вот видишь, Лис злой, он обижал Котика, поэтому с ним никто не дружил», «Маша пришла на помощь Ване, и Ваня поделился с ней игрушкой» – где отзывчивость, умение прийти на помощь, сочувствие очень ценится и «дарит» герою много положительных моментов (не только игрушки и сладости, но и эмоциональные проявления).
Дети очень хотят, чтобы их любили, с ними дружили, ими восхищались, гордились, ставили в пример. И каждого положительного персонажа «примеряют» на себя. Прочитав сказку, поговорите с ребенком – что правильного сделал герой? А как поступил бы он? Также? Молодец! Рассказывайте, как добрые поступки помогают другим людям и как это здорово, когда мир дружелюбен.
Смотрите запись вебинара «Пять ключиков к детскому счастью!» (бесплатно в ViLine.Клубе)
Другие дети
То, что и здесь нужно рассказывать и показывать, что чувствует другой ребенок, я думаю, понятно.
Поощряйте и учите ребенка играть в игры несоревновательного типа. Т.е. игры, где нет соревнование, но есть взаимодействие. Это «дочки-матери», «больничка», совместная постройка «домика»/конструктора или поиск сокровищ – когда один помогает другому. Дети учатся слушать друг друга, делятся своими навыками, подсказывают и чувствуют себя в команде.
Конечно, у соревновательных игр есть свои плюсы, но, как правило, дети чаще чувствуют враждебность и зависть к выигравшему. Здесь можно привести такой пример – «Ведь ты же не хочешь, чтобы, когда выиграл ты – на тебя все обиделись и перестали дружить? Ты же хочешь, чтобы все радовались твоему выигрышу?».
Узнайте самое главное о возрастных кризисах ребенка, скачав наш чек-лист, и действуйте правильно в это непростое время.
На примере взрослых
Особенно важным будет пример взрослых в сочувствии и сопереживании. Проявляйте сами доброту и отзывчивость по отношению к миру. В первую очередь к близким – мужу, маме, свекрови, подругам и т.д.
Рассказывайте примеры из жизни, когда вы или вам (это тоже очень важно – умение ПРИНИМАТЬ доброту) помогали справиться с какой-то проблемой – поддерживали, выручали, спасали.
Пусть это станет неотъемлемой нормой! Передайте ребенку знание о том, что кто-то из его предков помогал людям (может даже совершил геройский поступок). Если таковых нет – всегда можете обратиться к великим людям – Мать Тереза, Далай Лама и т.д.
Проговаривайте, что идете к бабушке, чтобы помочь ей по хозяйству. Что зайдете к сестре (тете), чтобы помочь ей – посидеть с малышом. Что папа помогает маме – несет тяжелую сумку. И т.д.
Хвалите ребенка за проявления отзывчивости и желании помочь!
Личная территория ребенка или уважение с малых лет
Ограниченная помощь
Как бы остро люди не нуждались в нашей помощи, всегда важно помнить, что это все-таки ПРОБЛЕМА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА. И скатываться в депрессию от чужих переживаний не стоит. Невозможно всем помочь.
Есть теория о том, что мы все приходим на Землю для того, чтобы познать свои уроки – а проблемы и несчастья – есть ключ к пониманию, что нам нужно постичь или преодолеть.
Однако, наша задача в том, чтобы научить ребенка не быть жестоким. Кто-то приходит в этот мир уже больным, без родителей или в семью, где над ним будут издеваться… Объясняйте и на своем примере показывайте, что вы сочувствуете другому человеку.
Помогаете ему по мере своих сил (не в ущерб себе и своей семье!) НО! Не делаете все за него, а только помогаете. Тем самым, давая ему возможность справиться с проблемой САМОМУ. В этом очень много уважения.
Вы можете помочь старой женщине перейти через дорогу, но вы не можете вернуть ей молодость, чтобы она легко бегала и радовалась жизни (также как исправить поведение ее мужа или детей).
Где-то важно сказать ребенку, что это ВЫБОР человека (например, малооплачиваемая работа или желание стать БОМЖом) и не стоит его жалеть. Что всегда есть возможность изменить свою жизнь. Те, кто только плачут – на самом деле не хотят ничего менять. Им просто нравится, когда их жалеют. Такие вещи, конечно, стоит говорить уже в возрасте постарше, чтобы ребенок ПОНЯЛ вас.
Смотрите курс «Позитивная безопасность ребенка» (бесплатно в ViLine.Клубе)
Отказ от помощи тоже может стать благоприятным исходом. Рассказывайте об этом (только аккуратно, точно зная, что ребенок вас поймет ПРАВИЛЬНО) и показывайте, почему это будет положительным моментом.
Недетская ответственность. Когда ребенку плохо?
Если ребенок не научится отказывать – на нем будут «ездить». «Бесхребетность» – это неумение слушать СВОИ потребности, желание угодить другому.
Да, ребенка можно научить эмпатии, доброте и отзывчивости. Не забывайте сами практиковать этот полезный навык, но так, чтобы никто не чувствовал себя ущемленным (вы помогаете всем подругам, а муж в это время обделенный остался).
Особенно не ущемляйте в доброте ребенка. Вы устанете от всех проблем мира, домой будете возвращаться злой – малыш будет понимать, что либо – на семью не стоит тратить свое время, другие – важнее, либо – проблемы других – это зло.
А значит нужно быть жестким, чтобы тебя не «перенапрягали».
Будьте в гармонии с собой, не причиняйте вреда кому-то самостоятельно, учитесь видеть приоритеты и ваш малыш обязательно станет отзывчивым и дружелюбным. Настолько, насколько поймет о важности сего.
Как вы говорите ребенку о чувствах других? Поделитесь, как учите малыша доброте?
Источник: https://viline.tv/deti/article/otnosenie-k-drugim-ludam-socuvstvie-i-soperezivanie-u-detej
Воспитание сострадания у ребенка
Основным шагом к воспитанию у малышей чувства сострадания является привитие ребенку понимания, что боль может чувствовать не только он, но и другие люди, животные, растения и даже игрушки.<\p>
В семье должна царить спокойная, дружелюбная атмосфера. Если малыш ударил вас, жалеть должен папа, а не ребенок.
Мама же обижается, давая понять, что в таком тоне она общаться не хочет и не будет. Если рядом никого нет, пусть вас «пожалеет» игрушка. Говорите: «Мышка, мне так больно, спасибо, что ты пожалела меня». Не уделяйте ребенку внимания в данных ситуациях. Пусть он следит за событиями в стороне.
<\p>
Родители должны поддерживать доброжелательное отношение между детьми, одобрять хорошие поступки: «Ты правильно сделал, что поделился своими игрушками».
Видя, как плачет ребенок, подойдите к нему и пожалейте. Погладьте по голове, скажите ласковые слова. «Видишь, как Коля плачет, пожалей его» или «Катя упала, утешь ее, дай ей какую-нибудь игрушку». Подобных примеров достаточно много, главное – выделять их и фиксировать на них внимание ребенка.
Такой образец поведения невольно наталкивает малыша в подобных ситуациях поступать также.<\p>
Сострадание, прежде всего, нужно самим людям, родителям, когда их постигнет старость. В принципе детей и растят, чтобы в жизни была радость, а в старости опора и надежда. Маленькие дети очень любят стариков. Они хорошо чувствуют их слабость.
Именно она в сочетании с зависимостью и беспомощностью их и объединяет. Поэтому для привития ребенку гуманных чувств работу можно начинать со стариков. Ваше доброжелательное отношение к ним должно быть наглядным примером для малыша.<\p>
Ребенок, наделенный чувством жалости, сострадания никогда не будет издеваться над кошками, собаками, не сможет растоптать божью коровку.
«Ведь у нее есть дети, разве можно ее убить?», «Ежик несет детишкам еду, его нельзя долго смотреть, иначе малыши останутся голодными».
Разделяя насекомых и животных на вредных и полезных, не стоит учить дитя упражняться в жестокости и убивать «нехороших» букашек. Путь этим лучше занимаются взрослые.
Очень полезно в воспитании малыша иметь дома животных. Никогда не следует выкидывать их, тем самым подавая ребенку плохой пример. Не факт, что в будущем с вами он не поступит также.<\p>
Объектом гуманных чувств малыша должна быть и природа. Приучайте ребенка к тому, что нельзя топтать цветы, траву, ломать ветки деревьев.
Говорите ему, что все это тоже живые существа и им также присуща боль.<\p>
Мощным средством развития у малыша сострадания, жалости является художественная литература в ее образцах. Необходимо сделать все возможное, чтобы ребенок искренне полюбил чтение. Ведь в книжках великих писателей заложено столько доброты, которой нет больше нигде.
<\p>
Чтение русских народных сказок дают ребенку представление о мире, справедливости. Они учат состраданию, милосердию, честности, тому, что добро всегда побеждает зло.<\p>
По сути, все дети рождаются добрыми. Но, согласно статистике, одна треть населения планеты начисто лишены подобных чувств. Это огромное количество. Такие люди никого не любят, не жалеют.
Скорее всего, это их родители не привили им способности сопереживать, помогать и любить.
Поэтому очень важно вовремя заложить в ребенке основы сострадания, жалости, доброты и милосердия. В противном случае в дальнейшем могут возникнуть достаточно ощутимые проблемы с его мироощущением.
<\p>
Если с детства ребенок привыкнет к тому, что нельзя обижать людей, тем более слабых и беззащитных, животных, нельзя уничтожать все живое, он никогда не станет делать этого и в будущем.
Не потому, что боится замечаний и наказания, а просто потому, что иначе ему не позволяет совесть.
Источник: https://prodetey.ru/4293-vospitanie-sostradaniya-u-rebenka
» Спешите делать добро: как воспитать доброго ребёнка
Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте. Безусловно, в развитии этих качеств тоже есть смысл.
Однако в последнее время во внимание уже не берётся такое качество, как, например, доброта. Отзывчивость, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь — это важнейшие характеристики личности.
Как научить ребёнка быть добрым, открытым, дружелюбным, отзывчивым — читайте в нашей статье.
Каким мы, родители, мечтаем видеть собственного ребёнка? Не отрицайте, что хорошо, если бы он стал добрым, смелым, умным, уверенным в своих силах, способным и, конечно, счастливым. Вряд ли кто-то из родителей будет протестовать против такого списка добродетелей, ведь никто не желает себе одинокой и печальной старости, лишённой заботы.
Родители хотят, чтобы ребёнок умел любить и быть любимым, чувствовал себя комфортно в семье, дошкольном учреждении и школе, при общении со сверстниками и взрослыми. Да, в жизни он встретит немало зла, предательства, зависти и ненависти. Такова жизнь.
Важно, чтобы ребёнок научился прощать, не стал жестоким, циничным и равнодушным, умел сочувствовать и хотел помогать.
«А знаете ли вы, что доброта — основа воспитания, на которой строится отношение к миру и людям. Она не бывает избирательной».<\p>
Добрый ребёнок или не очень — зависит от воспитания. Маленькие дети очень чувствительны к доброте и, наоборот, к несправедливости. Первоочередная задача взрослых здесь — не уничтожить детскую чуткость и доверие, не научить их обману и цинизму.
Кто-то будет утверждать, что доброте нет места в современном жестоком мире. Доброта — это отнюдь не слабость. Показывая ребёнку свой положительный пример отношения к людям, животным, природе, мы ориентируем на такое же поведение и ребёнка.
Если у родителей нет желания воспитать из ребёнка доброжелательного, дружелюбного, отзывчивого, щедрого и внимательного человека, то скоро они увидят в семье маленького эгоиста, равнодушного к чужим бедам, не способного ни дружить, ни любить.
К большому сожалению, показательной чертой нашего времени современности является детская жестокость. Всё чаще мы узнаём, как школьники жестоки друг к другу, грубы со сверстниками и учителями, хамят родителям, цинично шутят.
Вот поэтому для родителей сегодня важно заложить в раннем детстве основы истинной нравственности, а именно — воспитать доброго ребёнка. Нужно учить детей различать добро и зло и стараться прививать малышам добрые качества, которые ценились во все времена.
А для достижения этой цели важно самому стать хорошим примером для подражания.
Смотрите видео о том, что такое доброта и как стать ребёнку добрым
Доброта и забота
Понятие «доброта» многогранно. Это и проявление заботы, и умение сочувствовать и сострадать, и неравнодушие к несчастьям людей и готовность помочь им, и бескорыстие, и принятие людей такими, какими они есть – со всеми недостатками.
С какого возраста начать воспитывать доброго ребёнка?
С 2 до 5 лет у малыша активно развивается эмоциональная сфера: впервые проявляются такие эмоции как любовь, жалость, сочувствие. В то время, когда мы своим поведением подаём пример любви и добродушия, кроха перенимает такое же отношение к людям и окружающему миру.
Какие мы – такими станут и наши дети. Вспомните, как часто ваш ребёнок видит вас раздражёнными, недовольными или равнодушными? Как часто малыш слышит крик или нехорошие отзывы о людях? Не лукавьте.
Ответив искренне на эти вопросы, вы задумаетесь о качестве и содержании воспитания ребёнка.
Как стать добрым?
Начать воспитывать доброго ребёнка можно с обучения его заботиться о других. Каким образом? В первую очередь нужно приучать ребёнка быть внимательным к родным.
- Учим помогать родителям по дому. Двухлетний малыш уже вполне может помогать родителям. К примеру, если его поставить на устойчивый стульчик, он может помочь помыть свою детскую пластмассовую посуду. Дошкольник может нести часть покупок из магазина – например, буханку хлеба. Малышу будет интересно орошать из пульверизатора комнатные растения. Вытирать пыль, пылесосить и пробовать мыть полы – тоже под силу дошколятам.
- Приучаем заботиться о младшем ребёнке. Появление в доме младшего ребёнка – тоже отличный повод научиться проявлять заботу. Пусть ребёнок поможет маме управиться с братиком или сестричкой: поиграет с ним, поделится игрушками. Заботясь о малыше, старший ребёнок учится оказывать помощь, откликаться, переживать.
- Учим совершать хорошие поступки. С четырёхлетним малышом можно сыграть в игру «Хороший поступок». Предложите малышу хотя бы раз в день совершать нечто хорошее. Например, приятные сюрпризы знакомым: подарить кому-то букетик дачных цветов, угостить ребят во дворе домашним печеньем, отнести ненужные вещи и игрушки в детский дом, сделать открытку с пожеланиями кому-либо, разучить песенку для бабушки. Лучше всего – когда у ребёнка появится привычка делать приятные сюрпризы людям просто так.
«Совет. Самое главное в воспитании – приучить малыша получать удовольствие от того, что он оказывает помощь или заботится о ком-то. Захваливать не следует. Здесь достаточно обычного одобрения: такое поведение должно стать для ребёнка повседневной нормой».
<\p>
Милосердию и состраданию люди учатся на протяжении всей жизни. Малыш, ещё не постигший ещё азбуку добра, не может отдать себе отчёт в том, что он может кого-то обидеть или причинить боль. Плохо, когда взрослые не объясняют ребёнку, как делать не следует.
Ещё хуже — когда поощряют детскую жестокость.
Понаблюдайте за своим ребёнком и выясните для себя следующее:
- Сочувствует ли он людям?
- Жалеет ли он Вас, когда Вам плохо, Вы заболели?
- Ласков ли он с родными?
- Смеётся ли он над детьми, когда у них что-то не получается, они огорчены, плачут?
Сочувствие и сострадание возможны только тогда, когда ребёнок научится определять свои чувства, эмоции и переживания. Тогда он научиться их видеть и в других. Научить этому и воспитать доброго ребёнка можно, используя такие методы:
- Учите ребёнка называть чувства правильными словами. Например: «У меня сегодня отличное настроение», «Я плохо себя чувствую», «Мне хорошо… больно… весело… обидно… нравится», «Я испугался… я очень рад… счастлив… сердит… огорчён». Когда ребёнок услышит, как мама говорит о своих состояниях, он будет учиться этому.
- Развивайте ребёнка эмоционально. Для этого можно применять специальные упражнения. Например, помогите малышу нарисовать солнце, которое веселится, плачет, нахмурилось, рассердилось, обиделось, удивилось, испугалось. Спросите, что малыш видит? Какое это солнышко? Если ему сложно назвать, помогите: «Это солнышко — весёлое, а это — грустное». Соответствующие эмоции изобразите мимически. Ребёнку постарше предложите прочитать известное ему стихотворение с равными интонациями: «ласково», «обиженно», «весело», «сердито», «равнодушно» и т. д. То же самое можно проделать и с танцем. Эмоции также можно изобразить красками. А при прослушивании музыки — научите ребёнка угадывать настроение музыки и давать описание услышанному. Эти упражнения не займут много времени, зато принесут огромное удовольствие и немало пользы.
Не забываете обсуждать книги, мультфильмы, реальные события из жизни — это воспитает в ребёнке внимательность к событиям вокруг него, к окружающим его людям. Малыш научится различать настроение людей, понимать их эмоциональные состояния и причины, которыми они вызваны. А это первый шаг к пониманию важности сочувствия и сострадания.
Детям о милосердии
Как воспитать милосердие в ребёнке? Лучше всего — всей семьёй начать делать простые и полезные вещи:
- показывайте регулярно ребёнку своим примером, как мы можем помогать кому-то, кто нуждается в этом
- подкармливайте птиц и животных (особенно зимой)
- помогайте милостыней стареньким бабушкам (не бомжам и пьяницам)
- отдавайте одежду, ставшую маленькой ребёнку, в приют или детский дом
- регулярно помогайте соседям
- учите ребёнка заботиться о членах семьи.
Дети, видящие добро с детства, будут стремиться делать его на протяжении всей жизни.
Уроки доброты
Понятие доброты – вовсе не такое простое, как кажется. Однако каждый из нас может различить добрые и злые поступки.
Обучая добру с раннего детства, вы воспитаете ребёнка добрым: это станет частью его личности, основой характера.
Хорошо, когда, воспитание доброты осуществляется в комплексе: родители много рассказывают, читают вместе и обсуждают книги, учатся на добрых мультфильмах. Лучший урок доброты – собственный пример.
Как воспитать доброго ребёнка на личном примере?
- Ребёнок должен ежедневно видеть доброе отношение родителей к людям.
- Не кричите на детей и членов семьи: берегите нервы. Поддерживайте спокойные отношения с родными дома, спокойно обсуждайте сложившиеся ситуации, прощайте и жалейте домашних. Это и есть – повседневные бытовые уроки доброты.
- Оправдывайте людей и их поступки. Учитесь замечать не зло, а обстоятельства. Например: не «Какой ужасный ребёнок – насыпал в глаза тебе песочек», а «Он не хотел, не обижайся» или «Ему мама наверняка говорила, что нельзя так делать».
С помощью этих методов вы воспитаете хорошего ребёнка, который не относится враждебно к миру, считая окружающих хитрецами и наглецами, а личность снисходительную и терпимую к поступкам других.
Сказки о добре
Отличный способ воспитать доброго ребёнка – это совместный просмотр добрых мультфильмов и чтение сказок с последующим их обсуждением.
Мультфильмы. Современным детям нравятся вовсе не те мультфильмы, которые мы, родители, любили в детстве. Попросите кроху присоединиться к вам и просмотреть старые добрые мультики.
Расскажите малышу о ваших детских переживаниях: как вы боялись Бабу Ягу или переживали за Алёнушку. Ваша искренность будет способствовать тому, чтобы малыш научился различать эмоциональные состояния, сочувствовать и переживать, жалеть.
При таких просмотрах между ребёнком и родителем возникнет атмосфера доверия, незримая связь, которая сориентирует его на правильный путь в жизни — путь добра, милосердия, сострадания.
Поэтому, чаще смотрите старые мультфильмы, покупайте диски с ними вместе с ребёнком, разучивайте и пойте песенки добрых героев. Атмосфере совместного просмотра и добрые истины старых мультфильмов помогут воспитать по-настоящему доброго ребёнка.
Сказки. Часто ли вы читаете своему ребёнку сказки? Именно настоящие сказки – например, народные, в которых герой, преодолевая трудности и преграды, побеждает зло? Конечно, проще включить ребёнку телевизор. Но ничто не заменит мамино чтение, особенно, если сказка учит добру. Не говорите, что у вас нет времени.
Время для проявления недовольства и чтения нотаций находится почему-то всегда. Куда лучше завести привычку воспитывать ребёнка с помощью сказок. Сказки – это понятный для ребёнка язык, с помощью которого он лучше будет понимать уроки нравственности. Обсуждая поведение героев, мы учим ребёнка отличать хорошее поведение о плохого.
Эмоциональный язык сказок научит ребёнка различать эмоции, переживать, сочувствовать. При выборе сказок в книжном магазине помните: сказка должна учить чему-то хорошему. Именно это и есть главное назначение сказки. Малышам подходят короткие поучительные сказки. Ребятам постарше – с яркими героями, совершающими разнообразные поступки.
После прочтения сказки, поговорите с ребёнком (можно не сразу, а через какое-то время). Предложите малышу оценить поступки героев, проявить своё отношение к событиям. Наблюдая за ребёнком и слушая его рассуждения, вы сможете понять его отношение ко многим вещам.
Вы можете удивиться тому, что ребёнок радуется, если злую колдунью привязали к лошади и она в муках умрёт или же узнаёт о том, что царь сварился в молоке. Как вы отнесётесь к тому? Как считаете: зло нужно наказывать, но, может быть, не таким жестоким образом? Обсуждайте с ребёнком прочитанное. Не понравившийся конец сказки замените своим вариантом, придуманным вместе с ребёнком.
Предложите малышу поразмыслить, как перевоспитать недоброго персонажа? Как сделать его добрым? Выступая в роли защитника, ребёнок учится быть добрее. Ищите в сказках незаметное добро. Поощряйте стремление малыша пожалеть злодея: пусть малыш поверит в то, что всегда можно всё исправить.
Приёмы воспитания
Есть несколько действенных приёмов, которые направлены на то, как воспитать доброго ребёнка:
- Не учите ребёнка давать сдачу. Это учит лишь агрессии и тому, что конфликт невозможно решить словами.
- Чаще читайте ребёнку поучительные народные сказки.
- Учите ухаживать за животными. По возможности, заведите питомца дома и учите ребёнка заботиться о нём. Читайте книжки о животных, смотрите фильмы с их участием.
- Учите малыша делиться. Расскажите, что жадничать — плохо.
- Поговорите с ребёнком о разнообразии людей вокруг нас. Расскажите, как непросто живётся детям-инвалидам и детям-сиротам.
- Научите ребёнка помогать в домашних делах. Так привычка заботиться о родных закрепится у него навсегда.
- Хвалите малыша за добрые дела. От добрых дел нужно получать удовольствие.
Источник: https://paidagogos.com/speshite-delat-dobro-kak-vospitat-dobrogo-rebyonka.html
Как развить в ребенке чувство ответственности и сострадания
Маленькие детки очень любят подражать взрослым. Мама моет посуду? И я хочу! Папа чинит стул? И я буду! Они постоянно крутятся под ногами, вмешиваясь во все домашние дела.
Ловите момент! Не надо оберегать детей от этого стремления поучаствовать в семейных домашних делах по той причине, что они еще маленькие. Дайте возможность помочь вам.
С первых шагов нужно привить ребенку любовь быть нужным.
От 6-ти до 15-ти – воспитываем чувство ответственности и сострадания
По мере взросления ребенка определяйте круг его обязанностей. Дайте ему знать, что без его помощи вам не обойтись. Сделайте его ответственным за такие участки домашней работы, которая будет ему по силам.
Так повелось в наших семьях, что основная ежедневная домашняя работа ложится на мамины плечи. Мотивируя ребенка на помощь в домашних делах, можно наглядно продемонстрировать ему, сколько свободного времени остается у мамы, и это время она может посвятить ему.
Лучший воспитатель – это личный пример. Если у всех членов семьи будут определенные обязанности по дому, это скорее сформирует в нем чувство ответственности за порученное дело, чем если вы долго и нудно стали бы объяснять это на словах.
Ребенок, с ранних лет принимающий участие в домашних делах, рядом со взрослыми растет более отзывчивым, самостоятельным и ответственным человеком.
В школьном возрасте ребенок начинает сталкиваться с социальным неравенством, он начинает понимать, что не все живут одинаково хорошо по разным причинам. В нем еще нет равнодушия и жестокости.
Встречаясь с чужой бедой, он готов проявить сочувствие, оказать помощь, только пока не знает, как это сделать.
Задача взрослых поддержать в ребенке зарождающееся чувство сострадания, научить ребенка переводить его в практическую плоскость, не просто жалеть кого-то, а найти способ помочь, сейчас помощь беженцам в Киеве необходима ежедневно.
В любом доме найдутся вещи, которыми уже никто не пользуется. Но есть люди, которые в них нуждаются. И есть организации, которые могут передать эти вещи тем, кому они необходимы. Расскажите своему ребенку о том, что не все люди живут в достатке, что есть одинокие люди, о которых некому заботиться и которым нужна помощь.
Разберите с ребенком старые игрушки, с которыми он уже не играет, одежду, из которой он вырос, да и просто одежду, которую в вашей семье уже никто не носит. Соберите всё и вместе отнесите туда, где эти вещи примут с благодарностью (в церковь, Красный крест, центры социальной защиты). Пусть ребенок сделает это вместе с вами.
Действие всегда лучше слов.
Сейчас во многих магазинах есть специальные ящики для сбора благотворительных средств для детей, страдающих врожденными пороками сердца, онкологическими заболеваниями. Не проходите мимо них со своим ребенком.
Положите туда хоть немного денег, объяснив при этом ему, что ваш вклад, возможно, поможет спасти жизнь хотя бы одного малыша. Индейская мудрость гласит: «У души не будет радуги, если в глазах не было слез». Ваш ребенок должен уметь жалеть и помогать людям.
И только вы, и только личным примером можете сформировать в нем эти качества.
Забота о младших и помощь старшим
С рождением второго ребенка в семье неизбежно наступают сложности для первого. Какая бы разница в возрасте ни была, это в любом случае стресс для него. Не стоит автоматически переводить старшего ребенка в разряд взрослого и вменять ему в обязанность уход за малышом.
Лучше это делать потихоньку, используя неизбежный интерес старшего ребенка к новорожденному малышу. Попросите его помочь вам переодеть младшему подгузник, подготовить коляску для прогулки – застелить ее чистой пеленкой.
Постепенно привлекая старшего ребенка к уходу за младшим, вы приучите его заботиться и помогать малышу.
И не путайте, если вы обязываете старшего ребенка забирать младшего из садика, гулять с ним, сидеть дома, когда вы уходите в гости – это помощь вам, а не младшему брату или сестренке. А ваша задача научить старшего ребенка помогать младшему: помочь собраться на прогулку, вытащить на улицу велосипед, смастерить какую-нибудь поделку, помочь убрать игрушки и т.п.
И вновь вернемся к теме воспитания личным примером. У вас есть престарелые родители, нуждающиеся в заботе и внимании (а кто в них не нуждается?!). Вы можете заглянуть в свое будущее – как вы относитесь к своим родителям, так и ваши дети будут относиться к вам.
Если ваши бабушки и дедушки окружены заботой, если помощь им в вашей семье – дело само собой разумеющееся, то вам нечего опасаться одинокой старости. Помощь старикам – своим или чужим – обязательное условие формирования гуманности, уважения и сострадания. И чувства эти должны трансформироваться в конкретные дела.
Помощь старикам на даче, уборка дома, поход в магазин или аптеку – это должно быть обычным делом для вашего ребенка, если вы сами всегда это делали.
Понятие взаимопомощи
В школе у вашего ребенка появятся друзья. Вообще понятие взаимопомощи и взаимовыручки формируются у подростков именно через дружбу. Это и является в дружбе главным. Ваш ребенок должен знать, что друзей в беде не бросают.
Заболел друг – навести, помоги справиться с домашним заданием, поддержи его в трудную минуту, тем более, если он нуждается в твоей помощи. У подростков существует свой «кодекс чести» в дружбе.
И взаимопомощь – один из его критериев.
Источник: https://zalclub.com/deti/vospitanie-detej/kak-razvit-v-rebenke-chuvstvo-otvetstvennosti-i-sostradaniya.html
Как воспитать в детях сочувствие?
Воспитание ребенка требует от родителей навыков общения, способности понимать мир отношений, быть лояльными и гибкими. Дети копируют взрослых, и их личность формируется на том примере, который демонстрируют мать и отец.
<\p>
Умение сопереживать и сочувствовать другим — способность, которая есть не у всех детей, однако она является очень важной для их социальной адаптации, умения дружить, строить крепкие и доверительные отношения.
Как научить детей сочувствию? Как показать ребенку границу между тем, что нужно поддержать другого человека и не оказаться в ловушке манипулирования? Ответы можно получить из данной статьи.<\p>
Сочувствие в родителях
Почему одни дети растут чувствительными, и хорошо понимают окружающих людей, а другие отличаются черствостью и эгоизмом, даже, по отношению к близким? Все, что испытывает ребенок — эмоции, ощущения, переживания — развивается в нем благодаря тому, насколько качественно и тесно он общается со значимыми для него взрослыми людьми.
<\p>
Если родители или учителя игнорируют детские потребности, он растет сам по себе, редко бывает услышанным, то, скорее всего, дети, выросшие в таких условиях, не будут знать о том, как помочь человеку, которому нужна поддержка, как утешить того, кто страдает или грустит, потому что они не имеют такого личного опыта.
<\p>
Сочувствие и сопереживание — доброжелательные состояния, формирующиеся в процессе воспитания и образования детей еще в дошкольном возрасте. Прививая ребенку гуманные чувства, особенно важно, на начальном этапе, сформировать желание заботиться о других, бережно относиться к окружающему миру.
<\p>
Шаг за шагом, с развитием кругозора и эмоциональной восприимчивости, формируется становление личности, способной к сочувствию и сопереживанию. Происходящее в повседневной жизни, обычно вызывает бурную реакцию со стороны ребенка и он постоянно нуждается в контакте как со сверстниками, так и со взрослыми.
Ему нужна обратная связь от других людей для того, чтобы знать, где заканчивается сочувствие и начинается самоотверженная помощь, которая может навредить личности. Именно эту реакцию — отзыв, взрослым необходимо максимально использовать при воспитании благородных чувств у ребенка.<\p>
Первые попытки ребенка сопереживать
Даже самые незначительные порывы проявления доброты должны поощряться. Это значит, что родителям нужно замечать, когда ребенок желает помочь кому-либо, отзывается о людях или событиях с сочувствием, пониманием, желанием внести свой вклад в то, чтобы сделать мир счастливее.
<\p>
Чаще всего, у родителей есть привычки «замечать» ребенка и тесно контактировать с ним, когда он делает что-то не так: они читают ему нотации, учат, рассказывают о последствиях неправильного поведения.
Кроме этого, хорошо, если мать и отец будут, с таким же сильным вниманием, относиться к тому, что дети хотят оказать кому-то помощь или поддержку. Родители, если есть такая возможность, должны поддерживать инициативу ребенка помогать другим, если это невозможно — объяснить ему, что не всех и не всегда можно спасти.
<\p>
Опираясь на суждение отца и матери об отношениях, мире, событиях, дети строят свои убеждения и принципы. Если взрослые имеют привычку отзываться о бедах других людей «Сам виноват» или «Это не наше дело», то ребенок, скорее всего, вырастет, не знающим, что такое сочувствие.
<\p>
Стремление детей быть добрыми и участливыми подстегивается одобрением со стороны взрослых. Мать и отец должны подкреплять эмпатию ребенка словами, в которых он может почувствовать их похвалу и гордость за свое поведение.<\p>
«Двойные послания» детям
Важно сохранить за ребенком возможность анализировать и взвешивать правильность своих поступков. Личный опыт — это то, что получают дети, сначала опираясь на своих родителей, а затем, путем собственных действий и ошибок. Поэтому, чтобы воспитать в ребенке неравнодушие, нужно поощрять в нем желание помогать, поддерживать окружающих так, как умеют и хотят они.
Вместе с этим, нужно учить их замечать и ценить собственный вклад.<\p>
Дети быстро «схватывают» полученную информацию, поэтому, она должна быть убедительной.
Если взрослые в семье говорят о том, что «Нужно быть добрым и помогать нуждающимся», а сами демонстрируют пример равнодушного или жестокого поведения, то, ребенок не услышит слова, он сделает вывод, глядя на поступки взрослых и прислушиваясь к их мнению.<\p>
Обратная сторона сочувствия
Положительные и отрицательные жизненные примеры помощи другим позволяют формировать нравственность путем сравнения плохого и хорошего. Не стоит приучать ребенка помогать всем и всегда, не разобравшись — действительно ли ситуация требует вмешательства — и не взвесив силы.
В противном случае, дети могут начать думать, что их призвание в жизни — это служить на благо других, забывая, при этом, о себе.
<\p>
Например, ребенок может посочувствовать взрослому человеку — бабушке, когда она болеет или маме, когда она поссорилась с подругой и переживает, однако, ему не стоит брать на себя обязанность по «спасению» взрослых людей — они в силах самостоятельно справиться с тем, что происходит в их жизни.<\p>
Рекомендации родителям
Семья — главный источник формирования личностных качеств и нравственности. Для того, чтобы они развивались, нужно побуждать детей задумываться, как их действия могут повлиять на чувства других.<\p>
Для накопления опыта развития эмпатии стоит проводить с ребенком логический анализ ситуаций, требующих сочувствия. Для этого подойдут сказки и истории, в которых главные герои попадают в трудные ситуации и помогают друг другу. Родители могут спрашивать ребенка: «Как бы ты поступил?», «Хочется тебе помочь тому, кто попал в беду?». «Как ты думаешь, смог бы ты помочь?» и так далее.<\p>
Умение сопереживать не должно действовать угнетающе и нести отрицательную энергетику, важно научить детей чутко ощущать границы и меру проявления своих эмоций.<\p>
Использование различных приемов воздействия и наглядных примеров, позволит воспитать у ребенка желание добрых дел, развить способность анализировать плохое и хорошее. Положительные литературные герои, персонажи сказок и мультфильмов вызывают симпатию и могут быть использованы в качестве помощников. С помощью родителей дети постепенно учатся распознавать зло и то, как с ним бороться, а взрослые получают хороший результат своих усилий в воспитании.<\p>
Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/vospitanie_detey/kak_vospitat_v_detyakh_sochuvstvie/
Как развить сочувствие у детей
Психологи развития знают, что дети обращают внимание на эмоции людей с раннего возраста. Они размышляют об этом и принимают решения, как реагировать на данные эмоции.
Ведет ли данная идея к тому, что дети сопереживают другим людям с 2-3 лет? Способны ли мы найти способ, который поможет родителям учить детей сочувствию?
Что такое сочувствие?
Чувство беспокойства за другого человека основывается на осознании, что он попал в неприятную ситуацию и переживает эмоциональные проблемы. Это сопровождается чувством жалости к бедствиям.
Сочувствие отличается от эмпатии, которая чаще работает как «заражение эмоциями». Если вы чувствуете, что слезы подходят к глазам, когда вы видите плачущего человека, то вы испытываете эмпатию.
Бедствия другого человека способны подкосить вас.
Сочувствие же включает в себя некоторое расстояние. Оно помогает человеку успокоить жертву, а не загонять себя в угол.
Мы заботимся о других с раннего возраста. Дети 2-х лет проявляют признаки заботы, когда реагируют на плач других детей. Но такой возраст характеризуется отсутствием осознания собственной личности. Ответный крик — частный случай эмоционального заражения.
Но это не исключает того, что данный факт показывает нашу озабоченность проблемами других. Позже это чувство перерастает в сочувствие. Подростки не плачут. Они помогают жертве и успокаивают ее. Так происходит из-за того, что сочувствие — чувство, которое выходит за рамки печали к чужой беде.
Она целенаправленно ведет нас к тому, чтобы поддержать другого человека.
Что заставляет детей делиться
Реакция детей на беду индивида основывается на их возрасте. Авторы статьи провели исследования, которые показывают, как дети делятся вещами. 160 детей возраста 4 и 8 лет получили 6 привлекательных наклеек.
Им предложили подарить часть наклеек гипотетическому ребенку на снимке.
Детям показывали два снимка. На первом изображен ребенок без игрушки. Он грустит. На втором изображении сидит человек с нормальным настроением.
Авторы обнаружили, что дети чаще отдают наклейки ребенку, который выглядит печально. Восьмилетние испытуемые в 70% случаев поступили так. У четырехлетних этот показатель снизился до 45%. Это показывает, что с возрастом приходит сочувствие.
Родители и учителя спрашивают у профессионалов: «Как научить детей заботиться о других людях? Способны ли мы сделать это, когда мир полон разногласий, конфликтов и агрессии?».
Психологи развития знают, что дети обращают внимание на эмоции людей с раннего возраста. Они размышляют об этом и принимают решения, как реагировать на данные эмоции.
Ведет ли данная идея к тому, что дети сопереживают другим людям с 2-3 лет? Способны ли мы найти способ, который поможет родителям учить детей сочувствию?
Что такое сочувствие?
Чувство беспокойства за другого человека основывается на осознании, что он попал в неприятную ситуацию и переживает эмоциональные проблемы. Это сопровождается чувством жалости к бедствиям.
Сочувствие отличается от эмпатии, которая чаще работает как «заражение эмоциями». Если вы чувствуете, что слезы подходят к глазам, когда вы видите плачущего человека, то вы испытываете эмпатию.
Бедствия другого человека способны подкосить вас.
Сочувствие же включает в себя некоторое расстояние. Оно помогает человеку успокоить жертву, а не загонять себя в угол.
Мы заботимся о других с раннего возраста. Дети 2-х лет проявляют признаки заботы, когда реагируют на плач других детей. Но такой возраст характеризуется отсутствием осознания собственной личности. Ответный крик — частный случай эмоционального заражения.
Но это не исключает того, что данный факт показывает нашу озабоченность проблемами других. Позже это чувство перерастает в сочувствие. Подростки не плачут. Они помогают жертве и успокаивают ее. Так происходит из-за того, что сочувствие — чувство, которое выходит за рамки печали к чужой беде.
Она целенаправленно ведет нас к тому, чтобы поддержать другого человека.
Что заставляет детей делиться
Реакция детей на беду индивида основывается на их возрасте. Авторы статьи провели исследования, которые показывают, как дети делятся вещами. 160 детей возраста 4 и 8 лет получили 6 привлекательных наклеек.
Им предложили подарить часть наклеек гипотетическому ребенку на снимке.
Детям показывали два снимка. На первом изображен ребенок без игрушки. Он грустит. На втором изображении сидит человек с нормальным настроением.
Авторы обнаружили, что дети чаще отдают наклейки ребенку, который выглядит печально. Восьмилетние испытуемые в 70% случаев поступили так. У четырехлетних этот показатель снизился до 45%. Это показывает, что с возрастом приходит сочувствие.
Как научить детей сочувствию
Вопрос состоит в том, способны ли мы поощрять детей так, чтобы они сочувствовали другим людям. И способны ли дети найти метод, с помощью которого они успокоят жертв.
Индуктивные рассуждения — способ, который поможет вам в этом.
Что мы обязаны делать? Нам стоит задавать ребенку вопросы о гипотетическом состоянии других людей. Если ребенок взял со стола игрушку друга, спросите его: «Что почувствует друг, когда вернется и обнаружит, что игрушка пропала?».
Это побудит детей задуматься, как их действия влияют на мысли и чувства других людей.
ВажноИсследователь Брэд Фарран вместе с коллегами изучил взаимосвязь между сочувствием и воспитанием. Исследование показало, что дети чаще сочувствуют людям, если родители помогают им поставить себя на место других детей.
Если вы говорите ребенку, что он обязан помогать другим людям и делиться с ними вещами, то он станет хорошим членом общества.
собны ли мы поощрять детей так, чтобы они сочувствовали другим людям. И способны ли дети найти метод, с помощью которого они успокоят жертв.
Индуктивные рассуждения — способ, который поможет вам в этом.
Что мы обязаны делать? Нам стоит задавать ребенку вопросы о гипотетическом состоянии других людей. Если ребенок взял со стола игрушку друга, спросите его: «Что почувствует друг, когда вернется и обнаружит, что игрушка пропала?».
Это побудит детей задуматься, как их действия влияют на мысли и чувства других людей.
ВажноИсследователь Брэд Фарран вместе с коллегами изучил взаимосвязь между сочувствием и воспитанием. Исследование показало, что дети чаще сочувствуют людям, если родители помогают им поставить себя на место других детей.
Если вы говорите ребенку, что он обязан помогать другим людям и делиться с ними вещами, то он станет хорошим членом общества.
Источник: https://vkusot.ru/kak-razvit-sochuvstvie-u-detej/
Как научить ребенка сочувствию: 3 простых шага
Когда я выхожу куда-то с ребенком и слышу, как другой малыш закатывает истерику, у меня перехватывает дыхание от паники. Я застываю посреди продуктового магазина. Спустя несколько секунд понимаю, что источник шума – чужой ребенок.
Слава богу, не мой.
Я бы хотела с самого начала посочувствовать другой маме. Поддержать ее взглядом или легким движением руки. Но мне нужно несколько секунд. Поддерживать поздно. Мы зашли в соседний отдел, а мама утащила ребенка подальше от чужих осуждающих взглядов.
Вот в чем трудность<\p> Я не хочу, чтобы мои дети отводили взгляд и не предлагали помощь, когда вырастут. Я хочу, чтобы они вызывали скорую, когда человеку на улице плохо. Я хочу, чтобы они притормозили на дороге, чтобы помочь пострадавшему в аварии.Я хочу, чтобы они поддержали того, кому грустно и тяжело.
Одна из главных моих задач как мамы — воспитать в ребенке сострадание, но пример я подаю не самый лучший. Некоторые уверяют, что дети не способны на сочувствие лет до шести-семи. Но не все так просто. Навыки эмпатии развиваются у малышей уже в первые годы.
Как научить ребенка сочувствовать?<\p>
3 простых, но эффективных шага.<\p> <\p> Когда вы с ребенком на улице встречаете другого ребенка, который чем-то расстроен, сделайте вот что:
1. Укажите на то, что происходит: «Смотри, мальчик плачет».
2. Спросите ребенка: «Как думаешь, что он сейчас чувствует?». Если ребенок пожимает плечами и не может сообразить, попробуйте предложить на выбор: «Думаешь, он грустит? Или злится?»
3. Подумайте вместе: «Что поможет ему почувствовать себя лучше?» Подождите чуть дольше, чтобы дать ребенку подумать. Если он все-таки не знает, спросите: «А тебе бы что помогло в такую минуту?». Мы делаем это упражнение всякий раз, когда встречаем расстроенного ребенка в общественном месте. Раньше я чувствовала себя немного глупо, но один случай на прошлых выходных открыл мне глаза на то, каким образом наши разговоры изменили моих детей.
Работает? <\p> Мы были в городе по делам, вернулись домой поздно, и моя восьмимесячная Шарлотт жуть как хотела спать. Ревела, не переставая. Маленькая Бейли последовала за нами в спальню, где я начала готовить Шарлотт ко сну. Мне нужно было поменять ей подгузник. За моей спиной Бейли сказала:
— Мам, Шарлотт плачет.
— Ага, угу, — промямлила я, пытаясь побить мировой рекорд по самой быстрой смене подгузника, а голос Чарли взлетел еще на октаву.
— Я думаю, Шарлотт грустит.
Я остановилась и повернулась к Бейли. Она и сама погрустнела. Я улыбнулась, благодарная за росток сочувствия, пробивавшийся прямо на моих глазах:
— Да, ей правда грустно. Она очень сейчас устала.
Я вернулась к малышке, застегнула ей памперс, вернула на место соску и взяла ее на руки.
— Можно я обниму Шарлотт, чтобы она не грустила?
Глядя на Бейли, я снова улыбнулась, смаргивая слезы:
— Конечно, милая.
Не верьте мне на слово. Просто в следующий раз, когда вы с ребенком услышите чей-то плач или истерику, попробуйте эти три простых шага. <\p>
Источник: https://ponaroshku.ru/blog/mozhno-ya-obnimu-sharlott-3-prostykh-shaga-chtoby-nauchit-rebenka-sochuvstviyu/