Анализ стихотворения М Ю Лермонтова Парус М
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Парус»<\p>
М. Ю. Лермонтов. Морской пейзаж с парусной лодкой. 1828 -1831.<\p>
Парус Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!. . Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? . . Играют волны – ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит. . . Увы! он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой. . . А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!<\p>
Комментированное чтение • В первых стихах появляется образ паруса в дали моря. • С образом паруса связан мотив одиночества. • Одиночество подчеркивается пространственной антитезой: Белеет парус одинокой страна далекая – край родной. • В последних стихах катрена В тумане моря голубом!. . появляется олицетворение. Что ищет он в стране далекой? Глагольные характеристики ищет и кинул показывают, что Что кинул он в краю родном? . . автор говорит о парусе как о человеке. • Эпитет одинокий, упоминание тумана моря, как и глагол белеет, задают расстояние между наблюдателем и парусом: парус виден издалека и взгляд охватывает все пространство.<\p>
• Вторая строфа резко сближает точку зрения текста с объектом изображения. Корабль теперь виден в деталях (“мачта”); слышен свист ветра и скрип мачты. Играют волны – ветер свищет, • Первые два стиха второй И мачта гнется и скрыпит. . . строки создают динамическую картину, Увы! он счастия не ищет подразумевающую, что носитель И не от счастия бежит! точки зрения находится на корабле. • Характеристика паруса (он счастия не ищет//И не от счастия бежит) есть самохарактеристика лирического субъекта.<\p>
• Романтическая традиция создала два стереотипа: «бегство» и «стремление» . Герой либо порывает с миром (зла, клеветы, Играют волны – ветер свищет, преследований или, напротив, счастья) –бежит И мачта гнется и скрыпит. . . «из» , «от» или же устремляется к Увы! он счастия не ищет миру мечты. (Ю. М. Лотман) И не от счастия бежит! • В данном тексте отрицаются оба мотива – и стремления и бегства. Странствие паруса (=жизнь лирического субъекта) бесцельно. Ср. в черновой редакции: «Увы! Он ничего не ищет…»<\p>
Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой. . . А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! • В последнем катрене точка зрения неожиданно перемещается на ось «верх низ» . • Создается образ трагического разрыва с жизнью: ясность природы (“струя светлей лазури”, “луч солнца золотой”) соотносится только с трагической “бурей” души. • Стихи 3 -4 последней строфы еще раз меняют смысл произведения, делая его парадоксальным: парус стремится к буре, потому что ищет покоя.<\p>
Анализ текста • Стихотворение «Парус» принадлежит к философской лирике М. Ю. Лермонтова, т. е. в основе текста лежат размышления о смысле жизни и о вечных вопросах человеческого бытия. • Написанное восемнадцатилетним поэтом, это стихотворение является предельным воплощением романтического мироощущения. • Главными темами стихотворения являются темы одиночества, неудовлетворенности миром, невозможности обрести гармонию. • Образ паруса в тексте приобретает символический смысл, становясь воплощением души лирического героя. Герой смотрит на парус и отождествляет себя с ним. Одиночество, мятежность, отчужденность от мира – все это характеристики героя, данные через сопоставление его и паруса. • Главным образом стихотворения при внимательном прочтении оказывается отнюдь не парус, а романтический герой – одинокий, страдающий в противоречивом, полном противоречий мире.<\p>
В стихотворении три строфы. Каждая состоит из двух различных по своему характеру частей: первый и второй стихи (строчки) воссоздают предметный образ (меняющуюся картину моря и паруса), а третий и четвертый — мысли и переживания лирического героя. Если прочитать стихотворение по-иному: сначала первые два стиха каждой строфы, а потом два заключительных стиха, то исчезнет переживаемое напряжение. • От строфы к строфе изменяется пространственная организация текста. От вполне понятной картины – герой видит парус в дали моря и размышляет о нем – до полного наложения образов паруса и лирического героя (наложение подчеркивается использованием местоимения он вместо слова парус во всех стихах кроме первого). • Основным художественным приемом создания текста является антитеза. При помощи антитез автор подчеркивает конфликт между парусом (героем) и окружающим миром. Положение «между» – морем и небом, «страной далекой» и «краем родным» , бурей и покоем – создает впечатление одиночества в крайнем своем выражении. •<\p>
• Повтор слов и их симметричное расположение — синтаксический параллелизм (Что ищет он. . . Что кинул. . . счастия не ищет. . . не от счастия бежит. . . над — под) — подчеркивают важность содержания. • Той же цели служит и инверсия, приводящая к смысловому или эмоциональному выделению слов: парус одинокой, в тумане моря голубом. Ср. обычный порядок: одинокой парус, в голубом тумане моря. Читатель обратит внимание на прилагательные, сдвинутые со своих обычных мест перед определяемым словом. • Выдвижение глаголов-сказуемых на позицию перед подлежащими передает динамизм изображаемой картины, активность проявления признака: белеет парус, играют волны. • Постановка дополнения перед сказуемым подчеркивает особое значение слова счастие, несущего в стихотворении большую нагрузку. • Поэт использует звукоподражание (ветер свищет, мачта. . . скрыпит), что усиливает ощутимый эффект бури.<\p>
• Динамическое изображение бури во второй строфе передается бессоюзным предложением (Играют волны — ветер свищет. . . ) и нагнетанием глаголов (скрыпит, гнется). • Стихотворение «Парус» в русской поэзии стало воплощением романтизма. Темы одиночества и исканий души нашли в нем самое яркое свое выражение.<\p>
Интертекстуальные связи • Образ паруса присутствует во многих других произведения русской литературы и в большинстве случаев этот образ генетически связан с лермонтовским. • Сам Лермонтов еще не раз возвращался к образу паруса в своем творчестве. • Ср. образ паруса в «Герое нашего времени» (автореминисценция): «Я как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами. . . он ходит себе целый день по прибрежному песку. . . и всматривается в туманную даль; не мелькнет ли там. . . желанный парус. . . »<\p>
Интертекстуальные связи Напрямую восходит к лермонтовскому образ паруса в стихотворении К. Д. Бальмонта: Что достойно, что бесчестно, Что умам людским известно, Что идет из рода в род, Все, чему в цепях не тесно, Смертью тусклою умрет. Мне людское не знакомо, Мне понятней голос грома, Мне понятней звуки волн, Одинокий темный челн И далекий парус белый Над равниной поседелой, Над пустыней мертвых вод, Мне понятен гордый, смелый, Безотчетный крик: «Вперед!»<\p>
Интертекстуальные связи • С мечтами и исканиями ассоциируется образ паруса в стихотворении Павла Когана «Бригантина» : • И в беде, и в радости, и в горе Только чуточку прищурь глаза. В флибустьерском дальнем море Бригантина подымает паруса. • Одна из самых известных песен В. С. Высоцкого называется «Парус» с подзаголовком «Песня беспокойства» : • А у дельфина взрезано брюхо винтом… Выстрела в спину не ожидает никто… На батарее нету снарядов уже… Надо быстрее на вираже… Парус! Порвали парус! Каюсь, каюсь.<\p>
Источник: https://present5.com/analiz-stixotvoreniya-m-yu-lermontova-parus-m/
Анализ стихотворения К Чаадаеву кратко: тема, история создания и год написания, жанр, письмо Пушкина
Одним из самых известных произведений знаменитого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова по сей день является стихотворение «Парус». Дата создания — 1832 год.
Почему именно оно стало таким популярным? Причем настолько, что послужило одним из основополагающих факторов для создания других масштабных литературных произведений (например, «Белеет парус одинокий» В.П. Катаева, в итоге ставшем тетралогией).
Первый, и всем понятный ответ заключается в простоте стиха. Три четверостишья сразу ложащиеся на слух и легко запоминающиеся.
Всё гениальное просто! Но, чтобы понять все смыслы стихотворения необходимо вникнуть в детали эпохи, в которой жил автор. В чем заключаются переживания, стремления, надежды… Ответы на это поможет найти подробный анализ стихотворения Парус Лермонтова.
История создания
На момент написания Михаилу Лермонтову исполнилось всего 17 лет. В стране явно ощущался недостаток свободы, как результат реакционной внутренней политики царя Николая I.
Сам поэт стоял перед серьезным для каждого молодого человека выбором (возрастная актуальность не поменялась и в наши дни) — куда пойти учиться, что его ждет в северной столице…
Прогуливаясь по берегу Финского залива (если верить современникам), юноша размышлял о своем дальнейшем существовании.
Именно так и никак иначе! Потому что, покинув словесное отделение Московского университета, где не проявил особого рвения к учебе, а запомнился в основном спорами с преподавателями, он перебрался в Санкт-Петербург и поступил в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Это гораздо больше отвечало чаяниям его бабушки Е. А. Арсеньевой, которая занималась воспитанием и содержанием любимого внука, но было весьма серьезным стрессом — пересесть из лекционной аудитории в кавалерийское седло!
Во многом переживания автора по поводу своего прошлого и будущего послужили основой для стихотворения.
Не только ярко выраженная образность, музыкальность и поэтическая гармония являются достоинствами произведения, но и философская глубина, неожиданная зрелость размышлений юного поэта! Тема поиска себя в непредсказуемом море жизни и чувство одиночества ощущаются почти физически.
Внимание! Начинается стихотворение со строки позаимствованной у поэта- декабриста А.А. Бестужева-Марлинского
Источник: https://uchim.guru/literatura/analiz-stihotvoreniya-parus-lermontova.html
Михаил Юрьевич Лермонтов — Парус
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Давайте послушаем, как читает стихотворение «Парус» Михаила Юрьевича Лермонтова Дмитрий Бурлаков.
Анализ стихотворения «Парус» М.Ю. Лермонтова
Лирическое произведение написано в романтической традиции. В стихотворении прослеживается параллельное изображение объекта — паруса — и чувств лирического героя. Параллель, проводимая автором, запечатлела смену пейзажа и внутреннего состояния героя.
В произведении отображены размышления о смысле жизни и будущем, которые были актуальны для молодого поэта в момент написания произведения. Ведь стих был написан Лермонтовым в 18 лет перед его поступлением в юнкерскую школу.
Незадолго до этого автор расстался с мечтой получить филологическое образование, и его настроения отразились в данных строках.
Произведение включает три строфы. В каждой из них за описанием паруса в море следует лирическое изложение внутренних мыслей и раздумий героя. Отделяют эти две линии многоточия, выражающие общее настроение задумчивости автора.
Поэт постепенно переходит от изображения тихого морского пейзажа до бури чувств лирического героя. Если первым строкам присущ созерцательный характер, то в середине начинается легкий шторм, начинают играть волны, а завершает стих желание бури, настоящей стихии. Причем это чувство присуще герою, в противовес безмятежной картине штиля, в которой центральной фигурой выступает парус.
Если в первой строфе прослеживается единение белоснежного паруса и героя в чувстве одиночества, то в завершении они противопоставляются. Штиль вокруг паруса противоположен внутренним метаниям героя, желанию окунуться в стихию, жить настоящей жизнью, полной чувств и авантюрных приключений.
Жанр произведения – пейзажно-символическая лирика, лирическая новелла. Потому что в произведении сквозь изображение пейзажа проступает глубокий философский смысл: в жизненной стихии каждый человек напоминает парус, который по сути своей одинок, и вся жизнь посвящена попыткам выплыть, выбраться из бури житейских перипетий.
Написан стих четырехстопным ямбом, рифма – перекрестная.
Образы и аллегории
Главный образ в произведении – сам автор, его экзистенциальная суть. Необычна его подача, он будто проступает из-за морского пейзажа.
Читатель может его почувствовать в отстраненном рассказе автора о белоснежном парусе. Лирическое «Я» скрыто за образом паруса, качающегося на морских волнах.
Поэт выразил таким образом неопределенность его молодой жизни, внутренние поиски своего призвания и неуверенность в будущем.
Парус аллегоричен, через него показана внутренняя жизнь героя. Точно так же через образ бушующего моря передается понимание жизни как переменчивой стихии, с которой необходимо бороться и преодолевать трудности.
В образе паруса заключены две самые важные для Лермонтова аллегории – одиночество и свобода. Для автора эти понятия были синонимичны. Именно поэтому в завершение автор решает обрести внутреннюю гармонию в буре.
Выбор тропов подчиняется общему символизму произведения. Скрытым смыслом наполняют пейзаж олицетворения: волны играют, свищет ветер, просит бури.
В последней строфе автор создает контраст между тихой картиной штиля, ярко описанной при помощи сравнения «струя светлей лазури», эпитета «луч солнца золотой», и внутренними переживаниями героя.
Стих насыщен глаголами, что придает определенной динамичности в изображении героя наряду с тем, что пейзаж в основном статичен, и позиция героя якобы созерцательная.
Часто автор употребляет повторы и анафоры.
Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..
Также символизма придает использование синтаксического параллелизма в сочетании с анафорой.
Произведение «Парус» – яркий пример романтической лирики.
Источник: https://aromatyschastya.ru/lermontov-parus
Презентация на тему “«Парус» М.Ю. Лермонтов – анализ”
- Скачать презентацию (1.03 Мб)
- 42 загрузки
- 3.9 оценка
ВКонтакте
Одноклассники
Твиттер
Телеграм
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
Презентация для школьников на тему “«Парус» М.Ю. Лермонтов – анализ” по литературе. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.
- Формат<\p> pptx (powerpoint)
- Количество слайдов<\p> 25
- Аудитория<\p>
- Слова<\p> литература теория литературы теория поэзии лермонтов парус анализ
- Конспект<\p> Отсутствует
- Слайд 1 Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»
- Слайд 3 Стихотворение «Парус» было написано М.Ю.Лермонтовым в 1832 году. Это поэтическое отражение действительных чувств и мыслей восемнадцатилетнего Лермонтова, в нем ничего не придумано, все родилось по необходимости высказать свое душевное состояние в момент крутого поворота его такой недолгой и такой яркой жизни.
- Слайд 4 Вспомним, когда и как было написано стихотворение. Вынужденный оставить Московский университет, Лермонтов переезжает в Петербург, чтобы продолжить учебу. Однако учиться в столичном университете ему не пришлось. Думая, что же делать, он бродит в смятении по Петербургу и его окрестностям. Во время этих прогулок поэт нередко оказывается у Финского залива. Здесь поэт и написал «Парус».
- Слайд 6 Стихотворение состоит из трех четверостиший, а по своему смысловому существу состоит из шести перемежающихся двустиший Какова композиция стихотворения?
- Слайд 7 Каковы центральные образы стихотворения и как они связаны с его композицией?
- Слайд 8 «Парус» – стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них.<\p>
- Слайд 9 Как по смыслу различаются первое и последнее двустишия каждого четверостишия? Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.
- Слайд 10 Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!.. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?
Какую картину мы представляем, когда читаем эти строки? Какие художественные средства использует автор? - Слайд 12 В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет, не сливаясь с морем. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы: Что ищет он в стране далёкой, Что кинул он в краю родном? Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст, который служит основой композиции в данном произведении. Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.<\p>
- Слайд 13 Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрипит… Увы, он счастия не ищет, И не от счастия бежит! Как меняется картина моря, а вместе с ней звуковая гамма стихотворения и чувства лирического героя??
- Слайд 15 Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно: Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит.
- Слайд 16 Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!
Какая мысль звучит в последнем четверостишии и какая картина ей соответствует? - Слайд 18
Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья. Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения. И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго. Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию: А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! - Слайд 19 Какими красками создаётся пейзаж в «Парусе» и какова роль этих красок? Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус).Но, в основном, стихотворение «окрашено» в голубоватые тона: это впечатление усиливают лазурные волны, по которым мчится парусник, голубой туман. А голубой цвет символизирует несбыточность, невозможность исполнения желаний, ведь голубая мечта не только самая заветная, но и несбыточная…
- Слайд 20 Особая роль в стихотворении принадлежит глаголам, той части речи, главное значение которой есть выражение динамики, изменчивости.Из каждого четверостишия выпишите глаголы. Какова их роль?
1-е четверостишье: парус – белеет, ищет, кинул
2-е четверостишье: парус –«мачта гнется и скрипит»
3-е четверостишье: парус – «просит бури» - Слайд 21 В 1-ом и 3-ем четверостишьях глаголов, т.е. динамики, движения, в картинах природы нет. Везде царствует покой. Что же парус? Он – в противоположность –пронизан стремлением к не покою, движению.
2-я строфа. Природа, море оживают. И парус тоже полон динамики. Напряжения. Противоборство поглощает его целиком. И именно в этот момент герой «счастия не ищет и не от счастия бежит». - Слайд 22 Какими эпитетами автор характеризует лирического героя и как это связано с основной мыслью стихотворения? Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами : «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный! Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.
- Слайд 24 Четырёхстопный ямб с пиррихием, придающий стихотворению музыкальность. Неслучайно композитор А.Варламов написал к нему музыку.
Посмотреть все слайды
Источник: https://pptcloud.ru/literatura/analiz-stihotvoreniya-m-yu-lermontova-parus
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Парус”
содержание .. 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 ..
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Парус”
Анализ или отдельные замечания о стихотворении “Па-
рус” встречаются в значительном числе исследовательских
работ2. Синтетическая концепция содержится в статьях В.
Маранцмана и М. Гиршмана3, где дана общая философс-
ко-эстетическая характеристика стихотворения. Предлага-
емая заметка – опыт текстуального рассмотрения прост-
ранственной структуры “Паруса” – проблемы, как нам ка-
жется, не получившей еще подробного освещения.
Стихотворение “Парус” отмечено подчеркнутой связью
между пространственной организацией и общим смыслом
произведения. Значение “художественного пространства”
выделено уже тем, что отмечавшаяся исследователями про-
тивопоставленность двух первых и двух последних стихов
каждой строфы отражает антитезу “физического пространс-
тва” (стихи 1-2) и “пространства оценок” (стихи 3-4).
Структура “физического пространства” в “Парусе” от-
личается напряженным динамизмом: три строфы рисуют
изображаемое с трех различных точек зрения, образующих
в своем единстве общую композицию “Паруса”.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Точка зрения лирического субъекта находится вне
текста: взгляд его направлен на парус и окружающий его
пейзаж, то есть перпендикулярен отрезку горизонта, на
котором виднеется “парус одинокий”. Парус покинул “род-
ной край” и направляется в “далекую страну”. Он движет-
ся в той же плоскости по другой горизонтальной оси:
“край родной” – “страна далекая”. Заданное направление
и цель движения (“бросил – ищет”) в плане физического
про-
1 Статья написана совместно с 3. Г. Минц.
2 Перечень основных работ см.: Маранцман В. Г.,
Гиршман М. М. Парус // Лермонтовская энциклопедия. М.,
1981. С. 367.
3 Там же. С. 366-367.
странства, однако, точно не определены. Существенно,
что и движение, и взгляд на него расположены в одной и
топ же – горизонтальной, “земной” – плоскости.
Эпитет “одинокий”, упоминание “тумана моря”, как и
глагол “белеет”, задают расстояние между наблюдателем и
парусом: парус виден издалека и взгляд охватывает все
пространство. То, что парусник представлен метонимичес-
ким “парус”, также соответствует взгляду издалека (вы-
пуклость земной поверхности при взгляде с большого
расстояния, как известно, “поглощает” нижнюю часть от-
даленных предметов; в сочетании с морскими волнами это
создает эффект видения только верхней части судна).
Пространственная перспектива дополняется цветовой: в
первой строфе удаленность точки зрения от объекта под-
черкнута блеклостью и расплывчатостью изображения (“В
тумане моря голубом”).
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Вторая строфа резко сближает точку зрения текста с
объектом изображения. Корабль теперь виден в деталях
(“мачта”); слышен свист ветра и скрип мачты. Отметим,
что, вопреки распространенному убеждению, свист ветра,
игра волн и скрип мачты не создают картины бури, а со-
ответствуют “нормальным” условиям движения судна: от-
сутствие ветра – штиль – обрекло бы корабль на непод-
вижность; равно и скрип мачты – обычный звуковой фон
плывущего парусника.
Первые два стиха второй строки создают динамическую
картину, подразумевающую, что носитель точки зрения на-
ходится на корабле (ср. различие в ощущении скорости и
путешественника и отдаленного от него наблюдателя). Од-
нако контрастирующие с началом строфы стихи 3-4 отменя-
ют самое идею движения. Образ путешествия органически
связан с его мотивацией. Романтическая традиция создала
два стереотипа: “бегство” и “стремление”. Герой либо
порывает с миром (зла, клеветы, преследований или, нап-
ротив, счастья) – “бежит из”, “от” или же устремляется
к миру мечты2. Соответственно взгляд субъекта текста
может быть повернут назад или направлен вперед. В лер-
монтовском стихотворении отвергнуты обе возможности.
Отрицание причин и целей движения, выражаемых глаголами
“бежит”, “ищет”, как бы останавливает (и лишает смысла)
движение паруса. Точка зрения неожиданно перемещается
на ось “верх – низ”:
Соотношение “оси зрения” субъекта текста (а следо-
вательно, и линии горизонта) к направлению движения па-
руса не ясно: парус можно представить себе движущимся и
в любую сторону вдоль линии горизонта, и приближающимся
или отдаляющимся от наблюдателя. Эта неотчетливость
картины, весьма важной для понимания текста (как соот-
носятся “далекое” и “близкое” с позицией лирического
“я”?), видимо, не случайна.
2 Ср. пушкинское: “Искатель новых впечатлений, / Я
вас бежал, отечески края…” – и тему бегства, харак-
терную для русского байронизма.
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
Видимый мир “верха” и “низа” в III строфе хотя
пространствен (море – парус – солнечное небо), однако
сразу же приобретает подчеркнуто метафорический харак-
тер, так как связан с непосредственно идущей за ней
(стихи 3-4) антитезой “буря – покой”. Таким образом,
стремление “мятежного” паруса оказывается направленным
к изменению состояния (“просит бури”), а не к перемеще-
нию в пространстве. Происходит обычная для Лермонтова
резкая смена заданной ситуации – новой, неожиданной:
субъект и объект изображения предстают не в физическом,
а в метафорическом “пространстве души”.
Стихи 3-4 последней строфы еще раз меняют смысл про-
изведения, делая его парадоксальным: парус стремится к
буре, потому что ищет покоя. Создается образ трагичес-
кого разрыва с жизнью: ясность природы (“струя светлей
лазури”, “луч солнца золотой”) соотносится только с
трагической “бурей” души, и только буря в природе может
создать душевный покой. Однако трагизм образа связан и
с возможностью еще одного его истолкования.
Романтический стереотип задавал обычно соответствие
бурного пейзажа “бурной” душе лирического “я” (ср. в
“Мцыри”: “Я, как брат, / Обняться с бурей был бы рад”;
“дружбы краткой, но живой / Меж бурным сердцем и гро-
зой”). Образ этот, многократно повторяясь, становится
типичным романтическим клише. Особенность анализируемо-
го стихотворения – в противо-поставленности состояний
внешнего мира состояниям мира души. Вместе с тем строфа
III отделяет парус и от трагических демонических обра-
зов романтизма, чья сущность раскрывается на фоне бур-
ного пейзажа, но не связана с миром гармонии (“покоя”):
как о возможности и надежде, заключительная сентенция
говорит о том, что “демонизм” есть путь к раскрывающе-
муся в хаосе бурь космосу высшей гармонии (ср. противо-
поставление: “не ищет”, “не от счастия бежит” строфа
II – “просит” строфа III , имеющее и пространственный
смысл, и смысл: “отказ от поиска – поиск”).
Вторые части строф (стихи 3-4) имеют прямое отноше-
ние к оппозиции “субъект – объект” изображения2. Два
первых стиха каждой строфы характеризуются сквозной по-
вествовательной интонацией (за исключением первой стро-
фы, где интонация усилена восклицательным знаком). Сти-
хам же 3-4 присуща последовательная смела интонаций:
вопроса (строфа I; интонация подчеркнута двумя вопроси-
тельными знаками в стихах 3 и 4), восклицания
1 Особенность этой типично романтической “вертика-
ли”, во-первых, в ее трехчленности (“небо” “луч солн-
ца” – “парус” – “море” ,”струя”, во-вторых, в том,
что “верхний” мир (“луч солнца золотой”) и “нижний”
(“струя светлей лазури”) сближены (как признаками све-
та, динамизма, так и общим значением радости, гармонии)
и отделены от “срединного” мира “мятежного” паруса. Это
сближает пространственный облик стихотворения Лермонто-
ва с “Лебедем” Ф. Тютчева.
2 Оппозиция эта рассмотрена в уже упомянутых статьях
В. Маранцмана и М. Гиршмана, однако введение в нее
пространственных параметров способно, как кажется, нес-
колько изменить окончательные выводы.
(строфа II), также пунктуационно удвоенного, и сентен-
ции (строфа III), пунктационно уточненной как восклица-
ние1. Это создает второй композиционный и смысловой ри-
сунок текста, его развитие в “пространстве души”. В
первой строфе “повествователь” отделен от паруса стрем-
лением понять его, разгадать его – еще неведомую – тай-
ну, во второй – сближен с парусом частичным (“отрица-
тельным”; ср. структуру отрицательных сравнений) знани-
ем о том, чем парус не является. В строфе III заключи-
тельная сентенция, с одной стороны, усиливает сближение
лирического “повествования” с предметом изображения
“положительным” значением о смысле движения паруса. Но,
с другой стороны, условность “как будто в стихе” остав-
ляет это знание неполным, сохраняя загадочность увиден-
ного и дистанцию между субъектом и объектом описания.
Троекратная смена изменяющихся “объективных” картин
их – тоже меняющимися – оценками создает сложность об-
щей композиции и динамически-противоречивый смысл цело-
го.
1 Дополнительная “игра” оттенками смысла создается
тем, что в одних случаях смысл синтаксической структуры
и интонации совпадает полностью (строфа I, стихи 3-4),
в других – нет (строфа I, стихи 1-2; строфа III, стихи
3-4).
содержание .. 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 ..
Источник: https://www.zinref.ru/000_uchebniki/02800_literatur/001_Analiz_poeticheskogo_texta_Lotman_1996/094.htm
Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. Парус – Botanim.Ru
Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. “Парус”
Автор: Лермонтов М.Ю.<\p>
Белеет парус одинокой<\p>
В тумане моря голубом!..<\p>
Что ищет он в стране далекой?<\p>
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны – ветер свищет,<\p>
И мачта гнется и скрыпит…<\p>
Увы! он счастия не ищет<\p>
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,<\p>
Над ним луч солнца золотой…<\p>
А он, мятежный, просит бури,<\p>
Как будто в бурях есть покой!
М.Ю.Лермонтов начал писать необыкновенно рано. Знаменитый «Парус» – создание семнадцатилетнего поэта.<\p>
Образы бури, моря и паруса характерны для ранней лирики Лермонтова, где свобода поэтически связывается с одиночеством, мятежными стихиями.<\p>
«Парус» – стихотворение с глубоким подтекстом.
Развитие поэтической мысли в нём своеобразно и отражено в особой композиции произведения: читатель всё время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них. Причём в двух первых строчках каждого четверостишия возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передаётся чувство, вызванное ею.
Композиция «Паруса» чётко показывает разделение паруса и лирического героя стихотворения.<\p>
Центральный образ стихотворения тоже двух планов : это и реальный парус, что «белеет в тумане моря голубом», и одновременно человек с определённой судьбой и характером.<\p>
В композиции чувствуется двойное движение: парус углубляется в просторы морской стихии.
Это внешний сюжет стихотворения. Другое движение связано с нашим пониманием тайны паруса : от вопросов 1 строфы к сочувственным восклицаниям второй, от них к узнаванию самого страстного и заветного желания паруса и оценке этого желания.<\p>
В 1 строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом, который белеет , не сливаясь с морем.
Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы:<\p>
Что ищет он в стране далёкой,<\p>
Что кинул он в краю родном?<\p>
Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном вводит в стихотворение контраст , который служит основой композиции в данном произведении.
<\p>
Стих звучит легко и плавно, обилие звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того же ударения в первых двух строках передают лёгкое колыханье морской волны во время штиля.<\p>
Но вот море меняется. Набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус, «мачта гнётся и скрипит». Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой: преобладающими становятся С, Т, Ч, Щ.
Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадёжность от сознания, что для паруса нет не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:<\p>
Увы! Он счастия не ищет<\p>
И не от счастия бежит.<\p>
Одиночество и простор не несут освобождения от мучительных вопросов, встреча с бурей не даёт счастья.
Буря не избавляет парус от томительности существования, но буря всё же предпочтительнее умиротворения и гармонии. Эта мысль звучит в последней строфе стихотворения.<\p>
И снова стихает и голубеет море, светит солнце. Но эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго.
Мысль автора контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию:<\p>
А он, мятежный, просит бури,<\p>
Как будто в бурях есть покой!<\p>
Резкие переходы от одного состояния к другому, смена контрастных пейзажей подчёркивает разновременность событий, непохожесть их друг на друга. Парус, однако, во всех случаях противостоит окружению.
Контрасты пейзажей выявляют противостояние паруса любой среде, открывают его мятежность, неутомимость его движения, вечное несогласие паруса с миром.<\p>
Природа в «Парусе», как и во многих стихотворениях поэта, живописна. Вот целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус).
<\p>
Главного героя стихотворения поэт характеризует двумя эпитетами : «одинокий» и «мятежный». Для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья, отсюда лёгкая грусть в самом начале стихотворения. Но парус не боится бури, силён духом и непокорен судьбе – мятежный!<\p>
Для многих поколений стихотворение «Парус» стало не только поэтическим признанием Лермонтова, но и символом тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.
Источник: https://botanim.ru/content/analiz-stixotvoreniya-lermontova-myu-parus-701.html
Литературный портал “Шпаргалкино” Сочинения, рефераты, шпаргалки
Стихотворение «Парус было написано М.Ю. Лермонтовым в 1832 году. Он оставил учебу в Московском университете и приехал в Петербург в надежде продолжить образование. Однако учиться в столичном университете не пришлось: студенты, исключенные из Московского университета, не принимались в другие учебные заведения.
Лермонтову пришлось поступить в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В этот период он много размышляет, часто гуляет у Финского залива. В одну из таких прогулок и было создано это стихотворение. Жанр «Паруса» – лирическая новелла; произведение мы можем отнести к философской лирике, в которой присутствует символический пейзаж.
Произведение насыщено романтическими образами и мотивами.
Исследователи неоднократно отмечали аллегоричность образов стихотворения. Так, «парус одинокий» ассоциируется у нас с образом лирического героя, море же – с жизнью. Все три строфы стихотворения построены по одной схеме.
Первые два стиха передают состояние природы, заключительные два – состояние человеческой души. Однако в первой строфе герой и парус удалены друг от друга. Первый находится на берегу, а второй – «в тумане моря». Однако это родственные образы. Блуждающий в тумане парус и герой, блуждающий в «житейском море».
В первом четверостишии движения, динамики в пейзаже практически нет, всюду царствует покой:
Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?..
Парус же, олицетворяющий лирического героя, напротив, неспокоен. Это состояние мятущейся души передано глаголами: «кинул», «ищет». Герой стихотворения, вероятно, чувствует горечь каких-то потерь и пытается обрести гармонию в своем внутреннем мире.
Вторая строфа пространственно сближает лирического героя и видимый им пейзаж. Объективный наблюдатель словно перемещается с берега на само судно: он слышит свист ветра, скрип мачты, видит игру волн[1].
В этом же четверостишии мы видим ответ на вопрос, поставленный героем в начале стихотворения:
Увы! он счастия не ищетИ не от счастия бежит!
Частица «увы» здесь говорит нам о разочаровании человека, об усталой душе, не верящей в саму возможность счастья. Между тем это понятие является главным для лирического героя[2].
Третья строфа, по замечанию В.М. Марковича, создает «грандиозный образ вселенской гармонии»:
Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой…
Разрушить этот образ может лишь буря, но именно к ней стремится парус и душа лирического героя:
А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!
Образ бури и образ покоя в «Парусе» антитетичны. Это «типичные для романтизма пейзажные эквиваленты соответствующих душевных переживаний»[3]. Но каждый из них является своеобразным романтическим идеалом для героя. Душа его жаждет воссоединить несоединимое.
В стихотворении звучит «намек на потребность воссоединения противоположностей, ни одна из которых не может удовлетворить вполне»[4]. Очевидно, именно в этом для него заключается счастье. Композиционно произведение делится на три части (построфно). В первой части герой словно загадывает нам загадку о таинственной судьбе паруса.
Вторая часть содержит уже некое предположение. Третья часть – ключ к непостижимой душе лирического героя, отождествляющего себя с парусом.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная.
Лермонтов использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («луч солнца золотой»), инверсию («В тумане моря голубом»), анафору и синтаксический параллелизм («Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..»), аллитерацию («Над ним луч солнца золотой»), ассонанс («В тумане моря голубом»).
Стихотворение «Парус» в определенном смысле задало тон некоторым мотивам всего творчества Лермонтова. Так, схожие мотивы (бури, одиночества, побега, счастья) мы встречаем в таких произведениях, как стихотворения «Крест на скале», «На севере диком стоит одиноко», «Выхожу один я на дорогу», «Тучи», «Утес», «Листок», поэма «Мцыри». Стихотворение «Парус» вызывает неизменный интерес современной критики.
1. Ломинадзе С.В. На фоне гармонии (Лермонтов). – Теория литературных стилей. Типология стилевого развития нового времени. М., 1976, с. 351–355.
2. Кормилов С.И. Поэзия М.Ю. Лермонтова. В помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам. М., 2000, с. 77.
3. Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учебное пособие. М, 2002, с. 175.
4. Маркович В.М. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». – Анализ одлного стихотворения. Межвузовский сборник. Л., 1985, с. 126, 130.
- Стихотворение «Родина» М.Ю. Лермонтова. Восприятие, толкование, оценка
- Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» М.Ю. Лермонтова. Восприятие, толкование, оценка
- Стихотворения «Выхожу один я на дорогу» М.Ю. Лермонтова. Восприятие, толкование, оценка
- Стихотворение «Дума» М.Ю. Лермонтова. Восприятие, толкование, оценка
- Стихотворение «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова. Восприятие, толкование, оценка
Лента RSS © 2019 Литературный портал “Шпаргалкино”
Источник: https://shpargalkino.com/stixotvorenie-parus-m-yu-lermontova-vospriyatie-tolkovanie-ocenka/
Анализ стихотворения “Парус”
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова “Парус”
Время создания
Стихотворение было написано в 1832 году.
Тема
В стихотворении поднимается одна из основных тем лермонтовской лирики – тема одиночества.
Главная мысль (идея)
Стихотворение “Парус” – символическое изображение тревожной неуспокоенности, вечных поисков, мужественного противостояния высокой души ничтожному миру.
Поэтика
Жанр стихотворения – элегия. Стихотворный метр – пяти- и четырёхстопный ямб, система рифмовки – перекрёстная, с чередованием мужских и женских рифм.
Стихотворение является ярким примером романтической поэзии. Его построение, образы, лексика подчёркнуто романтичны.
Три строфы “Паруса” имеют похожую конструкцию: первые два стиха рисуют картину природы, а вторые – изображают внутреннее состояние лирического героя, “наблюдателя”.
В первой строфе “наблюдатель” и парус находятся далеко друг от друга: один на берегу, а другой “в тумане моря”. Ключевое слово, которое сближает обоих героев, – “одинокий”.
Картина изображения спокойная, но не совсем ясная. Парус привлекает внимание лирического героя именно своим одиночеством, потому что одинок и он сам. Состояние смятенности лирического героя передаётся вопросительными интонациями третьего и четвёртого стихов.
В душе лирического героя возникает надежда, что там, “в тумане моря”, “в стране далёкой”, может быть спасение от одиночества, от тех душевных мук, пережитых “в краю родном”.
Во второй строфе изображение меняется. Оно как бы приближается. Лирический герой находится под парусом. Он слышит игру волн, свист ветра и скрип мачты: “наблюдатель” как бы переместился “с берега” в открытое море и сам управляет парусом. Он ищет спасение от одиночества именно в борьбе со стихией.
Он не бежит от счастья, которого не было в его смятенной душе, и не ищет счастья в океане. Ключевым словом становится здесь “увы”, выражающее разочарование, показывающее, что нельзя убежать от самого себя.
В третьей строфе дана гармоничная, светлая и яркая картина мира. В ней и “струя светлей лазури”, и “луч солнца золотой”.
Но это соотносится с состоянием лирического героя по контрасту. Мир природы равнодушен, лишён страстей, наполняющих душу человека.
По ходу стихотворения меняется и пространство: в первой строфе оно расположено горизонтально и параллельно ровной морской глади; во второй строфе оно уже колеблется ветром, волнами, а в третьей строфе словно становится “на ребро”, воспринимается в вертикальном измерении.
Мир реальной как бы “растёт”, он простирается уже от водной глади до самого солнца, но ничто не может успокоить смятенную душу. Все кажется лирическому герою наполненным мятежными страстями.
Слово “мятежным” во времена Лермонтова означало “беспокойный”, “мечущийся” и не ассоциировалось со словом “мятеж” в “революционном” значении.
Лирический герой Лермонтова страдает от разлада не столько с окружающим миром, сколько с самим собой.
Источник: https://О.И.Нестерова. ГИА: Литературный справочник
Источник: https://banakhevich.ucoz.ru/publ/literatura/m_ju_lermontov/m_ju_lermontov_parus/92-1-0-208
Анализ стихотворения Лермонтова М. Парус
Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю.
“Парус”
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
М.Ю.Лермонтов начал писать необыкновенно
рано. Знаменитый «Парус» – создание
семнадцатилетнего поэта.
Образы бури, моря и паруса характерны
для ранней лирики Лермонтова, где свобода
поэтически связывается с одиночеством,
мятежными стихиями.
«Парус» – стихотворение с глубоким
подтекстом. Развитие поэтической мысли
в нём своеобразно и отражено в особой
композиции произведения: читатель всё
время видит морской пейзаж с парусом и
автора, размышляющего о них.
Причём в
двух первых строчках каждого четверостишия
возникает картина меняющегося моря, а
в двух последних передаётся чувство,
вызванное ею. Композиция «Паруса» чётко
показывает разделение паруса и лирического
героя стихотворения.
<\p>
Центральный образ стихотворения тоже
двух планов : это и реальный парус, что
«белеет в тумане моря голубом», и
одновременно человек с определённой
судьбой и характером.
В композиции чувствуется двойное
движение: парус углубляется в просторы
морской стихии. Это внешний сюжет
стихотворения. Другое движение связано
с нашим пониманием тайны паруса : от
вопросов 1 строфы к сочувственным
восклицаниям второй, от них к узнаванию
самого страстного и заветного желания
паруса и оценке этого желания.
В 1 строфе взгляд поэта останавливается
на овеянной туманом морской дали с
одиноким парусом, который белеет , не
сливаясь с морем. Сколько людей не один
раз в жизни видели такой пейзаж, но у
Лермонтова с ним связано поэтическое
раздумье. Возникают вопросы:
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном?
Антитеза ищет – кинул, далёкой – родном
вводит в стихотворение контраст , который
служит основой композиции в данном
произведении.
Стих звучит легко и плавно, обилие
звуков Л, Р, Н, М и пропуск одного и того
же ударения в первых двух строках
передают лёгкое колыханье морской волны
во время штиля.
Но вот море меняется. Набежавший ветер
поднял волны, и они, кажется, готовы
смять парус, «мачта гнётся и скрипит».
Свист ветра и шум моря передаются новой
звуковой гаммой: преобладающими
становятся С, Т, Ч, Щ. Чувство смутной
тревоги при виде этой картины переходит
в грустную безнадёжность от сознания,
что для паруса нет не было счастья и что
счастье для него вообще невозможно:
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит.
Одиночество и простор не несут
освобождения от мучительных вопросов,
встреча с бурей не даёт счастья. Буря
не избавляет парус от томительности
существования, но буря всё же
предпочтительнее умиротворения и
гармонии.
Эта мысль звучит в последней
строфе стихотворения.<\p>
И снова стихает и голубеет море, светит
солнце. Но эта радостная для глаз картина
успокаивает совсем ненадолго.
Мысль
автора контрастна ей по настроению и
звучит вызовом всякому спокойствию:
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Резкие переходы от одного состояния к
другому, смена контрастных пейзажей
подчёркивает разновременность событий,
непохожесть их друг на друга. Парус,
однако, во всех случаях противостоит
окружению. Контрасты пейзажей выявляют
противостояние паруса любой среде,
открывают его мятежность, неутомимость
его движения, вечное несогласие паруса
с миром.
Природа в «Парусе», как и во многих
стихотворениях поэта, живописна. Вот
целая палитра ярких и радостных красок:
голубых (туман), лазурных (море), золотых
(лучи солнца), белых (парус).
Главного героя стихотворения поэт
характеризует двумя эпитетами : «одинокий»
и «мятежный». Для Лермонтова одиночество
связано с невозможностью счастья, отсюда
лёгкая грусть в самом начале стихотворения.
Но парус не боится бури, силён духом и
непокорен судьбе – мятежный!<\p>
Для многих поколений стихотворение
«Парус» стало не только поэтическим
признанием Лермонтова, но и символом
тревожной неуспокоенности, вечных
поисков, мужественного противостояния
высокой души ничтожному миру.
Источник: https://StudFiles.net/preview/5576355/