психологический образ и характер полковника в рассказе Л. Н. Толстого “После бала”
Сочинения › Толстой Л.Н. › После бала
Готовые Домашние Задания
Среди самых известных произведений Л.Н. Толстого можно назвать и его рассказ «После бала». Написанный в 1903 году, он проникнут христианским духом, а также на собственной философии писателя – толстовстве.
В центре внимания рассказа находится полковник Б. Этот герой показан в двух, кардинально разных, жизненных ситуациях. Именно эти противопоставленные друг другу ситуации и проясняют его характер.
Впервые рассказчик встречает полковника Б. на балу у губернатора в честь окончания масленичной недели. Петр Владиславич – отец Вареньки, юной красавицы, в которую был безумно влюблен рассказчик. Именно в эпизоде бала дается портрет этого героя: «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.
Лицо у него было очень румяное, с белыми la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах.
Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами».
Как видим, первоначально полковник производит прекрасное впечатление: добрый, приветливый, ласковый. Кроме того, было видно, как он безумно любит свою дочь, с какой нежностью и трепетом к ней относится.
Мазурка, которую полковник танцевал с Варенькой, привела всех в восхищение. Все следили за движением этой прекрасной пары и любовались ею. А в конце, когда Петр Владиславич упал на колени перед дочерью, гости не удержались и зааплодировали.
В знак окончания танца полковник бережно поцеловал дочку в лоб.
Если все смотрели на полковника Б. с любованием, то рассказчик испытывал к нему «восторженное умиление». Особенно трогательно выглядел старинный фасон сапог героя. Рассказчик увидел в этой детали подтверждение любви полковника к своей Вареньке: «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные».
На этом присутствие героя в первом эпизоде рассказа заканчивается. На балу полковник произвел на всех гостей, рассказчика и, я думаю, читателей, самое хорошее впечатление. Старый военный, по всей видимости, хорошо образованный и воспитанный, добрый, красивый, обожающий свою дочь.
Но уже здесь проскальзывают «тревожные» детали, которые получат развитие во второй части рассказа. Автор несколько раз подчеркивает, что полковник Б. был воспитан эпохой Николая I: «Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки».
Даже бакенбарды полковник носил по моде того времени, чтобы подчеркнуть свою приверженность к николаевскому режиму. Идя танцевать с дочерью, Петр Владиславич, по старой моде, надевает на правую руку перчатку, говоря, что «надо все по закону».
Эта деталь говорит о педантичности героя, а также о том, что он привык бездумно выполнять приказы, не задумываясь об их целесообразности. Если командир дал приказ, то его следует выполнять, а не задавать вопросы.
Вторая часть рассказа во всем кардинально противоположна первой. Здесь мы видим полковника уже не на отдыхе, а при исполнении своих обязанностей. На следующее утро, в самом начале Великого поста, полковник Б. руководит наказанием татарина за побег из армии.
Ничто не изменилось в его внешнем облике, ни одна черта не дрогнула в его румяном лице при виде страшных мучений беглого татарина. Здесь рассказчик так описывает Петра Владиславича: «Полковник шел подле, и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу».
Складывается ощущение, что полковник полностью отключил все свои эмоции и мысли. Он, как машина, старательно и усердно выполняет инструкцию, чтобы «все по закону».
Только увидев нарушение в выполнении приказа, Петр Владиславич проявляет свои чувства. Он наказывает слабосильного солдата, который физически не может сильно ударить татарина: «Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос.
— Будешь мазать? Будешь? И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».
Но не нужно думать, что полковник – бездушный монстр, который не понимает ужаса всего происходящего. Мне кажется, он знает, что мероприятие, которым руководит, – не из приятных. Поэтому, встретившись глазами с рассказчиком, Петр Владиславич сделал вид, что не знает его.
Я думаю, что в душе полковник испытывает неловкость и, может быть, даже стыд. Но этот герой привык в своей жизни ставить во главу угла приказ от вышестоящего начальства, подстраивать свои мысли, чувства, душевные порывы под Инструкцию. Внешнее для этого героя важнее внутреннего, мнение людей важнее мнения души.
Толстой пишет об этом с горечью и сожалением. Ведь не нарушив человеческий закон, полковник Б. нарушил закон Божий. Поэтому со всей ответственностью этого героя можно назвать преступником, прежде всего, перед собой. Полковник Б. оказался рабом приказа, погубив свою душу, придавая мучениям других людей. Даже Великий пост не смог остановить этого человека.
Так, на протяжении рассказа образ полковника Б. получает грандиозное развитие. Он углубляется и психологически раскрывается, обнажая перед нами вину и беду этого человека.
Сочинения по теме:
- Меняющийся образ отца Вареньки в рассказе Л. Н. Толстого “После бала” сочинение
- Двуличие полковника в рассказе Л. Н. Толстого “После бала” сочинение
- Изменения в характере полковника по произведению Л. Н. Толстого “После бала” сочинение
- Шокирующее произведение автора, или что может произойти “После бала”? сочинение
Источник: https://1soch.ru/tolstoy-ln/posle-bala/psihologicheskiy-obraz-i-harakter-polkovnika-v-rasskaze
Характеристика полковника на балу и после бала — сочинения для 8 класса
- Жанр, композиция, действующие герои рассказа
- Облик полковника на балу
- Поведение героя после бала
- Кто виноват
Для своего произведения «После бала» Лев Николаевич Толстой обдуманно выбирает жанр небольшого рассказа.
Его необычная кольцевая композиция позволяет читателю поверить в реальность происходящих событий, лучше разобраться в характере действующих персонажей. В основе сюжета жизненная история, рассказанная очевидцем.
Характеристика полковника из рассказа «После бала» Толстого осуществляется через восприятие его Иваном Васильевичем. Мы видим Петра Анисимовича именно таким, каким представлял его себе рассказчик.
Приём антитезы помогает читателям лучше разобраться в содержании, акцентирует внимание на главных чертах характера героя. Вечерние и утренние события в сюжете повествования противопоставлены друг другу и делят рассказ на две части.<\p>
Облик полковника на балу
Полковник Пётр Анисимович, отец Вареньки, личность сложная и противоречивая. Прочитав рассказ, понимаешь, что поступки и внешний вид полковника на балу и после бала сильно отличаются друг от друга.
В первой половине произведения автор знакомит нас с отцом Вареньки во время праздничного события. Благожелательные отношения гостей и хозяев дома, милые улыбки, звуки мазурки и вальса поднимают настроение, соответствуют обстановке бала. Описание полковника на вечере гармонирует с атмосферой.
Пожилой человек в парадном офицерском мундире «очень красивый, статный, высокий» с выправкой старого служаки вызывает уважение у Ивана Васильевича. Он галантен с дамами, учтив с окружающими. Доверительные близкие отношения полковника с дочерью привлекают всеобщее внимание.
Общаясь с ней, он «нежно, мило обхватил дочь руками за уши и поцеловал в лоб». Приятно наблюдать за необычной парой во время танца. Отдельные слова и жесты Петра Анисимовича убеждают в искренности чувств по отношению к своему ребёнку. Он всей душой любит Вареньку, гордится ею.
Мундир полковника безупречно аккуратен, но вышедшие из моды сапоги с «четвероугольными» носами говорят нам о многом. Мы вместе с Иваном Васильевичем понимаем, что старый человек ограничивает себя во всём, чтобы красиво одевать и вывозить в свет обожаемую дочь.
На первый взгляд, кажется, что этот умудрённый опытом почтенный отец семейства – положительный герой, мужчина, достойный нашего уважения. На самом деле это не так.
Поведение героя после бала
Во второй части повествования праздничное настроение исчезает. С наступлением рассвета начинается новый день. Изменяются краски и чувства. Другим становится и наш герой. В рассказе «После бала» характеристика полковника многогранна. Писатель умело показывает неприглядную сторону личности полковника.
Сняв парадный мундир и приступив к своим непосредственным обязанностям, Владислав Анисимович меняется не только внешне, но и внутренне. В его душе нет больше места человеческим чувствам. Он не способен сострадать, проявлять милосердие.
Глазами неискушённого в жизни молодого человека мы видим, как полковник «шёл твёрдой, подрагивающей походкой» и руководил избиением провинившегося татарина. Это был тот же самый человек, что и на балу «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами». Но мучения и боль несчастного теперь не трогают душу начальника.
Более того, он готов жестоко расправиться с теми, кто, нарушив приказ, недостаточно сильно опускает палку на спину беглого солдата. «Я тебе помажу», – услыхал его гневный голос рассказчик. Полковник кричит на подчинённых, унижает и даже распускает руки в порыве гнева. Лицо героя превращается в бесчувственную маску.
Раздражение, досада, злость отражаются на ней при виде жениха своей дочери. Он, «грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся». Перед нами совершенно иной незнакомый человек. Трудно представить, что несколько часов назад он радовался жизни, с нежностью обнимал дочь, шутил и мирно беседовал с друзьями.
Кто виноват
Внезапно произошедшая метаморфоза непонятна читателю. Иван Тимофеевич также испытывает смятение. Каково же на самом деле настоящее лицо этого человека? Что заставило добродушного любящего отца стать чудовищем. В рассказе «После бала» полковник – жертва объективной реальности. Владислав Анисимович не притворялся.
На службе он выполнял свой долг, вел себя так, как принято в обществе ему подобных. Виноват не отдельный человек, а закон, позволяющий офицеру унижать достоинство и поднимать руку на подчинённого. Телесные наказания, палочная дисциплина в армии – привычная норма жизни людей того времени, эпохи правления Николая I.
Часто окружающая среда, общественное мнение формирует характер человека, руководит его действиями. Полковник не сомневался, что поступает правильно, не считал себя плохим человеком, потому что так думали и поступали его современники. Жестокий век и жестокие нравы калечат души людей, обесценивают нравственные законы и уничтожают моральные принципы.
<\p>
Характеристика полковника на балу и после бала из рассказа Толстого | источник
Источник: https://sochinenie-o.ru/russkaya-literatura/xarakteristika-polkovnika-na-balu-i-posle-bala-sochineniya-dlya-8-klassa.html
Полковник на балу и после бала (по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»)
Среди самых известных произведений Л.Н. Толстого можно назвать и его рассказ «После бала».
Написанный в 1903 году, он проникнут христианским духом, а также на собственной философии писателя – толстовстве.
В центре внимания рассказа находится полковник Б.
Этот герой показан в двух, кардинально разных, жизненных ситуациях. Именно эти противопоставленные друг другу ситуации и проясняют его характер.
Впервые рассказчик встречает полковника Б. на балу у губернатора в честь окончания масленичной недели. Петр Владиславич – отец Вареньки, юной красавицы, в которую был безумно влюблен рассказчик. Именно в эпизоде бала дается портрет этого героя: «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик.
Лицо у него было очень румяное, с белыми la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах.
Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными стройными ногами».
Как видим, первоначально полковник производит прекрасное впечатление: добрый, приветливый, ласковый. Кроме того, было видно, как он безумно любит свою дочь, с какой нежностью и трепетом к ней относится.
Мазурка, которую полковник танцевал с Варенькой, привела всех в восхищение. Все следили за движением этой прекрасной пары и любовались ею. А в конце, когда Петр Владиславич упал на колени перед дочерью, гости не удержались и зааплодировали.
В знак окончания танца полковник бережно поцеловал дочку в лоб.
Если все смотрели на полковника Б. с любованием, то рассказчик испытывал к нему «восторженное умиление». Особенно трогательно выглядел старинный фасон сапог героя. Рассказчик увидел в этой детали подтверждение любви полковника к своей Вареньке: «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные».
На этом присутствие героя в первом эпизоде рассказа заканчивается. На балу полковник произвел на всех гостей, рассказчика и, я думаю, читателей, самое хорошее впечатление. Старый военный, по всей видимости, хорошо образованный и воспитанный, добрый, красивый, обожающий свою дочь.
Но уже здесь проскальзывают «тревожные» детали, которые получат развитие во второй части рассказа. Автор несколько раз подчеркивает, что полковник Б. был воспитан эпохой Николая I: «Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки».
Даже бакенбарды полковник носил по моде того времени, чтобы подчеркнуть свою приверженность к николаевскому режиму. Идя танцевать с дочерью, Петр Владиславич, по старой моде, надевает на правую руку перчатку, говоря, что «надо все по закону».
Эта деталь говорит о педантичности героя, а также о том, что он привык бездумно выполнять приказы, не задумываясь об их целесообразности. Если командир дал приказ, то его следует выполнять, а не задавать вопросы.
Вторая часть рассказа во всем кардинально противоположна первой. Здесь мы видим полковника уже не на отдыхе, а при исполнении своих обязанностей. На следующее утро, в самом начале Великого поста, полковник Б. руководит наказанием татарина за побег из армии.
Ничто не изменилось в его внешнем облике, ни одна черта не дрогнула в его румяном лице при виде страшных мучений беглого татарина. Здесь рассказчик так описывает Петра Владиславича: «Полковник шел подле, и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу».
Складывается ощущение, что полковник полностью отключил все свои эмоции и мысли. Он, как машина, старательно и усердно выполняет инструкцию, чтобы «все по закону».
Только увидев нарушение в выполнении приказа, Петр Владиславич проявляет свои чувства. Он наказывает слабосильного солдата, который физически не может сильно ударить татарина: «Я тебе помажу, — услыхал я его гневный голос. — Будешь мазать? Будешь? И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».
Но не нужно думать, что полковник – бездушный монстр, который не понимает ужаса всего происходящего. Мне кажется, он знает, что мероприятие, которым руководит, – не из приятных. Поэтому, встретившись глазами с рассказчиком, Петр Владиславич сделал вид, что не знает его.
Я думаю, что в душе полковник испытывает неловкость и, может быть, даже стыд. Но этот герой привык в своей жизни ставить во главу угла приказ от вышестоящего начальства, подстраивать свои мысли, чувства, душевные порывы под Инструкцию. Внешнее для этого героя важнее внутреннего, мнение людей важнее мнения души.
Толстой пишет об этом с горечью и сожалением. Ведь не нарушив человеческий закон, полковник Б. нарушил закон Божий. Поэтому со всей ответственностью этого героя можно назвать преступником, прежде всего, перед собой. Полковник Б. оказался рабом приказа, погубив свою душу, придавая мучениям других людей. Даже Великий пост не смог остановить этого человека.
Так, на протяжении рассказа образ полковника Б. получает грандиозное развитие. Он углубляется и психологически раскрывается, обнажая перед нами вину и беду этого человека.
Источник: https://reshebnik5-11.ru/sochineniya/tolstoj-l-n/posle-bala/8713-polkovnik-na-balu-i-posle-bala-po-rasskazu-l-n-tolstogo-posle-bala
Сочинение на тему Полковник на балу и после бала в рассказе После бала, Толстой читать бесплатно
Полковник на балу и после бала
Историю, легшую в основу рассказа «После бала», Л. Н. Толстой услышал от своего брата. Она его так впечатлила, что он захотел непременно написать об этом рассказ.
В студенческие годы старший брат писателя, Сергей Николаевич, был влюблен в дочь одного военного начальника. Когда он узнал о жестоком обращении ее отца с беглыми солдатами, его чувства вмиг улетучились.
Более того, он передумал идти в армию. Так одно событие кардинально изменило судьбу юноши.
Основная проблема, затрагиваемая в рассказе – это человеческая двуличность, с которой герой ранее не сталкивался. Повествование ведется от первого лица. Несмотря на то, что события произошли на самом деле, имена героев вымышленные.
Так, главный герой Иван Васильевич, рассказывает о том, что с ним произошло в юности. Он был тогда сильно влюблен в Вареньку Б., дочь местного полковника. Однажды на балу он сумел завоевать ее внимание на весь день, и оттого был бесконечно счастлив.
Там же он познакомился с отцом девушки, который показался ему достойным человеком.
Полковник Петр Владиславич показал себя на балу не только как заботливый отец, но и как галантный человек. Он был вежлив и учтив, грациозно танцевал круг мазурки с дочерью, ласково и мило всем улыбался.
Рассказчик невольно проникся симпатией к этому не по годам веселому человеку и был счастлив познакомиться с ним. Вернулся Иван Васильевич под утро и никак не мог заснуть. Тогда он принял решение немного пройтись по городу.
Ноги его сами привели к дому Вареньки, а там его ждала необычайная картина.
Солдаты в черном подгоняли и избивали беглого татарина под руководством Варенькиного отца. А он спокойно шествовал рядом и контролировал, чтобы не промазали.
Те, кто плохо били, сами получали по лицу от полковника. Увиденное настолько потрясло Ивана Васильевича, что его чувства к Вареньке быстро остыли. Для себя он решил никогда не идти на службу.
Так событие одного утра навсегда изменило жизнь молодого студента.
Ивана Васильевича тревожило одно обстоятельство, как человек мог быть таким двуличным. Он даже не до конца понимал хорошо это, или плохо.
Ведь на балу полковник чуть ли не рассыпался в любезностях и старался казаться таким добросердечным. А после бала рассказчик увидел его настоящую сущность, что его сильно разочаровало.
Поэтому, когда его собеседники рассуждали о том, что может изменить жизнь человека, он уверенно отвечал – случай.
см. также:
Другие сочинения по произведению После бала, Толстой
Характеристики главных героев произведения После бала, Толстой
Краткое содержание После бала, Толстой
Краткая биография Льва Толстого
Источник: https://www.sdamna5.ru/polkovnik_na_balu_i_posle_bala
Сочинения на Getsoch.ru
Сочинение на тему «Полковник на балу и после бала»
Подписывайтесь на нашу группу ВК
Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» заставляет о многом задуматься. Ведь речь в нем идет о том, что важно для любого человека: любовь, порядочность, добро и зло.
Каждый читатель вместе с героем пытается осознать, что в жизни бывает жестокость и несправедливость, и найти свое место в такой жизни, понять, что надо делать и как действовать, если ты не можешь смириться и не можешь ничего изменить.
Рассказ построен на приеме антитезы. Герой-рассказчик описывает одну ночь из своей жизни. В первой части рассказа мы видим описание бала. Во второй – раннее утро после бала. В обеих «сценах» действует полковник, отец возлюбленной героя. Но как по-разному раскрывается этот человек в этих сценах!
На балу герой-рассказчик весел и счастлив. Он видится и танцует с избранницей своего сердца, и девушка явно дает ему понять, что неравнодушна к нему. Все вокруг кажется влюбленному юноше чудесным. И особую симпатию он испытывает к отцу Вареньки.
Юношу восхищает его бравый вид, его нежность к дочери. Полковник изумительно танцует, и цена танца отца и дочери восхищает и завораживает героя, наполняет его сердце восторгом и умилением. А еще большее умиление вызывают у юноши сапоги полковника.
Это самые обычные сапоги, пошитые не у модного мастера, а у армейского сапожника. Молодой человек тотчас же догадывается, что полковник экономит на своем наряде, чтобы иметь возможность купить одежду получше для горячо любимой дочки.
Герой уверен, что полковник – чудесный, добрейший человек.
Наполненный счастьем и любовью, молодой человек не может уснуть после бала и отправляется гулять. Еще только рассветает, и юноше кажется, что это рассвет его счастливой жизни. Однако утро открывает не жизнь, а ее секрет. И герой-рассказчик внезапно становится свидетелем картины, которую никак не должен был наблюдать.
Перед юношей разворачивается драма. Какой-то солдат совершил серьезное нарушение дисциплины, и теперь его наказывают – гоняют сквозь строй. Связанного нарушителя тащат двое солдат, а стоящие по сторонам от него другие солдаты поочередно бьют несчастного палками по спине.
Юноша видит разбитую, изломанную, окровавленную спину человека. Невообразимая жестокость наказания поражает рассказчика. И вдруг он видит, что бесчеловечной расправой руководит тот самый полковник.
Причем он не просто стоит и ждет окончания экзекуции, но идет за наказываемым и тщательно следит за тем, чтобы его били в полную силу. Рассказчик видит, в какой гнев приходит полковник, когда замечает, что один из солдат недостаточно сильно ударил беднягу.
Офицер набрасывается на слишком доброго или слабого солдата и избивает его, придя почти в неистовство.
Эта сцена поразила юношу. Невероятная жестокость, проявленная человеком, который казался рассказчику таким добрым и нежным отцом, потрясает его.
А еще в какой-то момент полковник заметил друга своей дочери, но сделал вид, что не видит его. Значит, на самом деле он вовсе не уверен, что все, что он делает, хорошо.
Полковнику не хотелось бы объясняться с молодым человеком и не понравилось, что его видели во время экзекуции. Он понимает, что его действия чудовищны.
В рассказе «После бала» Л.Н. Толстой показал человека, который по-разному относится к своим близким и к тем, кто ниже его. Полковник и в самом деле добр и предупредителен с близкими людьми. Но с теми, кто ему чужой, он жесток и безжалостен. Это доказывает сцена с избиением слабо ударившего солдата.
Если бы полковник присутствовал на экзекуции просто потому, что это его служебная обязанность, он не казался бы таким отвратительным. В конце концов, он военный и обязан исполнять приказы. Но полковник лично следит за процессом, так сказать, вкладывает всю душу в это ужасное действо. Значит, в его душе много жестокости к простым солдатам.
Их он не жалеет, к ним даже не относится как к обычным людям.
Есть такое мнение: если хочешь узнать человека, не смотри, как он общается с друзьями и близкими – посмотри, как он обращается с подчиненными. Герой-рассказчик увидел, каков полковник с подчиненными, и понял, что на самом деле перед ним безжалостный и непорядочный человек.
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/642-sochinenie-na-temu-polkovnik-na-balu-i-posle-bala.html
Сочинение: Полковник на балу и после бала (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») | Литрекон
(329 слов) Будучи представителем дворянского сословия, Л. Н. Толстой, тем не менее, был одним из самых ярых критиков этого социального класса. Сложно найти произведение писателя, в котором не фигурировало бы осуждение дворянского образа жизни. Не избежал этого и рассказ «После бала», где предметом обличения выступил некий полковник Б…
Мы впервые встречаем полковника в первой части рассказа и образ, созданный автором, не может не вызывать уважения и даже восхищения. Военный, несмотря на свой солидный возраст, выглядит свежим, благодушным и подтянутым.
И читателя, и главного героя рассказа — Ивана Васильевича пленяют чуткость, галантность и простота, с которыми этот почтенный старик относится к окружающим.
Особо умиляет то, как нежно полковник любит свою дочь Вареньку, не пытаясь препятствовать её роману с главным героем и даже негласно благословляя их. Кульминацией всей первой части рассказа становится танец полковника и Вареньки, на который любуются все присутствующие.
Можно подумать, что полковник Б… выражает именно ту светлую сторону дворянского общества, которую передавал Толстой через образ Болконских и Ростовых, но вторая часть рассказа даёт понять, что это не так.
Второй раз мы вместе с Иваном Васильевичем находим полковника уже за исполнением непосредственных служебных обязанностей. Одной из таких обязанностей является наказание солдата за попытку дезертирства.
Сугубо положительный образ галантного старого вояки несколько меркнет, когда мы видим того самого полковника, равнодушно идущего рядом с наказываемым татарином, чья спина уже превратилась в кровавое месиво.
Последний удар по персонажу Толстой наносит в тот момент, когда Полковник со злобой бьёт по лицу солдата, который, по его мнению, ударил недостаточно сильно.
Перед нами уже не любящий отец и уважаемый офицер, а самый обычный садист и солдафон, для которого те, кто по рождению стоят ниже него, не являются полноценными людьми. Сталкиваясь с Иваном Васильевичем, полковник делает вид, что не узнаёт его, и поспешно отворачивается, несколько стесняясь показывать служебную сторону своей жизни уважаемым господам.
Полковник в рассказе Толстого является символом дуализма дворянского общества, олицетворением двуличия сильных мира сего, которые строят своё счастье на крови и страданиях угнетённого большинства, при этом старательно пряча свою истинную природу за маской благообразности и утончённости.
Многомудрый Литрекон выражает надежду, что Вам поможет его краткое сочинение-рассуждения, но в целях улучшения его работы, пожалуйста, обращайте внимание на недостатки эссе и пишите о них в комментариях.
Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/polkovnik-na-balu-i-posle-bala/
Л. Н. Толстой «После бала». Полковник на балу и после бала — Сочинение по произведению Л. Н. Толстого «После бала»
В основе рассказа «После бала» лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л. П.
Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение.
Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.
Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Интересно отметить, что рассказ сначала назывался «Дочь и отец», потом — «А вы говорите» и, наконец, — «После бала».
Для построения рассказа Толстой применяет контрастное изображение двух эпизодов: бал у губернского предводителя и жестокое наказание солдата.
Чем ярче, праздничнее и роскошнее видит читатель торжество в начале произведения, тем больше горести и сострадания к солдату вызывает вторая часть рассказа.
Полковника на балу Л. Н. Толстой показывает как человека всеми уважаемого. «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик… Сложен ан был прекрасно, с широкой небогато украшенной орденами, выпячивающейся грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами», — так описывает полковника Иван Васильевич.
Весь бал Варенькин отец держался на высоте. Его манеры были налицо. Хоть немного и неуклюже танцевал полковник мазурку, его чувство собственного достоинства прикрывало все недостатки. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала аристократическую сущность полковника и вызывала еще больше восхищения.
Не скрывал Петр Владиславович свою заботу и нежное отношение к дочери. «С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел ее ко мне, думая, что я танцую с ней», — здесь Л. Н. Толстой показывает отцовские чувства полковника. Все заботы Петра Владиславовича были о Вареньке.
«Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», — думал Иван Васильевич, видимо, не без основания. Варенькин отец был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа.
«К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство», — так отзывался о полковнике Иван Васильевич на балу.
А как же описывает рассказчик полковника во время наказания солдата? На лице не осталось ни одной милой, добродушной черты.
Не осталось ничего от полковника, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий. Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх.
Иван Васильевич так описывает наказание солдата: « И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».
Иван Васильевич испытал в то время глубокое чувство стыда за действия полковника. Может быть, это чувство не было столь велико, если бы рассказчик не видел несколько часов назад милого, доброго человека. Ведь разве мог тот Петр Владиславович так поступить?
В своем рассказе Л. Н. Толстой обвиняет в лицемерии полковника общество. Мы не можем сказать, что поведение Петра Владиславовича на балу, его манеры, отношение к дочери фальшивы.
Окружающие относятся к полковнику с уважением, и эти чувства взаимны. Совсем другое дело после бала.
Не будь такой жестокости и несправедливости с николаевской России, не было бы жестокости и гнева в сердце полковника.
Толстой хочет убедить нас в том, что поведение человека зависит от общества, а общество это мы. И мы должны стараться не провоцировать окружающих нас людей на поведение, подобное поведению полковника после бала.
Источник: https://sochbox.com/l-n-tolstoj-quot-posle-bala-quot-polkovnik-na-balu-i-posle-bala-sochinenie-po-proizvedeniyu-l-n-tolstogo-posle-bala/
Сочинение на тему «Полковник на балу и после бала»
К наиболее запоминающимся произведениям Л. Н. Толстого можно отнести его рассказ «После бала». Созданный в 1903 году, он пронизан идеями христианства и милосердия.
Автор постепенно выводит в центр внимания полковника Б., отца Вареньки. Впервые знакомство происходит на балу в честь окончания масленичной недели, у губернатора. Статный старик — отец красавицы-Вареньки, в которую был самозабвенно влюблен рассказчик. И в эпизоде бала читателю дается портрет этого героя: «Отец Вареньки был очень статный красивый, высокий и свежий старик».
Бесспорно, первоначально полковник производит приятное впечатление. Видно, как герой рассказа трепетно любит свою дочь, с какой отеческой нежностью относится к ней.
Танец-мазурка, которую он танцевал с Варенькой, привела всех в умиление и восторг. Все любовались движениями этой красивой пары. А в завершении музыки, когда Петр Владиславич пал на колени пред дочерью, все гости восхищенно зааплодировали.
На глазах почтенной публики полковник трогательно поцеловал дочку в лоб.
И если все просто внимательно смотрели на полковника Б., то сам рассказчик испытывал к отцу красавицы «восторженное восхищение». Наиболее трогательно смотрелся старомодный покрой его сапог. Поклонник усмотрел в этой детали подтверждение горячей любви полковника к Вареньке.
Но уже потихоньку начинают проскальзывать «тревожные» звоночки, которые получат неожиданное развитие во второй части рассказа. Автор неоднократно подчеркивает, что полковник был воспитан эпохой времен Николая I: «Он был воинский начальник навроде старого служаки николаевской выправки».
Бакенбарды полковник тоже носил по моде того времени, чтобы подчеркнуть свою преданность к николаевскому режиму. Перед танцем с дочерью, Петр Владиславич надевает на правую руку перчатку, приговаривая, что «надо все по закону». Этот эпизод говорит о педантичности героя, а еще о том, что он привык машинально выполнять команды, ни о чем не задумываясь.
Если начальство приказало, то следует выполнять, а не размышлять.
Вторая часть рассказа резко противопоставлена первой. Здесь мы видим полковника при исполнении своих обязанностей. Отец Вареньки командует наказанием татарина за побег. На лице полковника не сохранилось ни одной добродушной черты. Милый старик, который был на балу, исчез, а появился новый человек — жестокий и грозный.
Один только гневный голос полковника внушал страх. Невольный зритель наказания испытывает чувство глубокого стыда за поведение Петра Владиславича. Возможно, ощущение не было бы так сильно, но Иван Васильевич несколько часов назад видел милого и приятного человека.
Разве мог тот учтивый и галантный Петр Владиславович так сделать?
Это был совсем другой Петр Владиславич. Такое ощущение, что полковник просто отключил свои эмоции. Он бездумно и усердно выполняет инструкцию, чтобы было «все по закону».
Но увидев непорядок в исполнении приказа, Петр Владиславич показывает настоящие чувства. Не старательного солдата, который слабо бьет татарина, он тут же наказывает: «Я тебе помажу, — услыхал я его голос.
Будешь мазать? И я видел, как он своей сильной рукой в перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».
В этом рассказе Толстой обвиняет в двуличии полковника окружающее общество. Нельзя сказать, что поведение героя на балу, его отношение к дочери и манеры исполнены фальши. Все уважают и чтут полковника. Но после бала все переворачивается. Такая жестокость и несправедливость в самой николаевской России, и эти же чувства засели в сердце полковника. Автор убеждает читателя — поведение человека определяет общество. А все люди и составляют то самое общество.<\p>
Источник: https://schoolsochinenie.ru/polkovnik-na-balu-i-posle-bala.html