Сочинение: «Женские образы в романе Тихий Дон»
Тихий Дон Шолохова — произведение, где автор затронул жизнь казаков в годы гражданской войны.
Автор показал суть характера казаков, создавая самобытных героев своей работы, которых невозможно забыть после прочтения и знакомства с ними.
Идея романа — это человек прежде всего, таким и нужно оставаться независимо от условий жизни, пусть даже нечеловеческих. Большую роль в своей работе писатель отводит героиням в Тихом Доне.
Женские образы в романе Тихий Дон
Роль женских образов огромная. Они в произведении Тихий Дон являются воплощением любви и дома. Они воплощают в себе семью и родную землю. Эти образы яркие и индивидуальные, однако всех их объединяет трагическая судьба. Сами же женские образы строятся на контрастах. Из всех созданных личностей, работая над нашим эссе, хотелось бы выделить Наталью и Аксинью.
Образ Аксиньи
Аксинья — женщина с трудной судьбой. Уже в шестнадцать лет ей достается от отца, а позже выдают замуж за Астахова. Муж ее избивает, свекровь на плечи девушки переложила все дела по хозяйству. Семейная жизнь была каторгой и только после рождения дочери жизнь немного окрасилась в краски, но радость была не долгой. Ребенок умирает, не дожив до года.
И вот на девушку обратил внимание Григорий Мелехов. Их чувства разгорелись, а любовь стала настолько сильной, что ничто не страшило Аксинью и за свое счастье она готова бороться до победного конца несмотря на то, что у Григория была жена.
Она поставила цель отнять казака у всех, и ее желание понятно, ведь до этого времени не видела девушка счастья и любви. Это героиня с упрямым характером, смелая, открытая, которая идет на поводу у страстей и ее не волнует мнение общества.
Она отстаивает свое право на счастье, на самостоятельность, показывая бурный протест против униженной роли женщин. Аксинья любит, и несмотря на преграды, ее любви хватает и на детей Григория, хватает любви и на то, чтобы не бояться пойти за любимым хоть на край света.
Так Аксинья бежит с Григорием, вместе с ним терпит лишения и у него же на руках умирает от пули. На этом заканчивается ее жизненный путь.
Образ Натальи
Еще одна яркая героиня романа — Наталья. Это жена Григория. Женщина любит мужа прекрасно зная, что чувства ее безответные. Когда читаешь произведение, то очень сочувствуешь девушке, которая очень хотела и надеялась вытеснить из сердца Григория Аксинью. Но, безуспешно.
Ни ее преданная и верная любовь к мужу, ни ее забота, ни общие дети не смогли заставить Григория не идти на измены. Однако я осуждаю ее в какой-то степени из-за того, что она решается убить не родившегося ребенка только потому, что ее муж изменяет.
А ведь в итоге это лишило жизни не только малыша, но и унесло за собой жизнь Натальи, оставив двух детей без материнской любви и ласки.
Делая вывод, мы видим, что все женские образы, а это и хранительница тепла Ильинична, и бунтарка Дарья, и Евдокия, и Наталья с ее преданной любовью, и противоречивая Аксинья, это женщины смелые, честные, гордые и отчаянные в борьбе за счастье, любовь, семью.
- женских образов в романе Шолохова Тихий Дон
Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-zhenskie-obrazy-v-romane-tixij-don.html
Какова роль женских образов по роману Тихий Дон (Шолохов М. А.)
Роман-эпопея М. Шолохова “Тихий Дон” отображает жизнь донских казаков в нелегкое для России время. Война разрушает привычный уклад, и исторические события находят отражение как в межличностных отношениях, так и в развитии характеров героев.
Особое место в повествовании занимает семья. С первых страниц романа читатель видит сильных, гордых, решительных, способных на глубокие чувства людей – Мелеховых.
Система их нравственных ценностей основана на трудолюбии, великодушии, доброте. Через семью Мелеховых отражается катастрофическое нарушение устоев казачьего мира.
Женские образы в произведении представлены очень ярко, ведь именно на женщинах держится жизнь, семья, дом. Судьбы героинь – Аксиньи, Натальи, Ильиничны – трагичны; события, пережитые ими, волнуют читателя.
Аксинья обаятельная и красивая (“на смуглой шее мелкие пушистые завитки”, “тяжелый узел волос”, “круглая спина”, “налитые плечи”), гордая и смелая (“…а она гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову…”), мятежная и непокорная.
Она готова пойти против <\p>
предрассудков и бороться за свое счастье.
Любовь женщины к Григорию сильна и страстна, и автор сравнивает образ героини с огнем: “бесстыдное полымя”, “в глазах, присыпанных пеплом страха, чуть тлел уголек…”, “губительная, огневая красота”.
После смерти Натальи, отступления, тяжелой болезни и возвращения Аксинья меняется: она более спокойна и рассудительна, огонь в ее глазах сменяется сиянием, страсть – преданностью.
Особенно это видно в последний день жизни героини: внутренние ощущения созвучны окружающему миру, а сама она верит в то, что обретет свое счастье. Но автором подчеркивается иллюзорность этой возможности: “призрачное счастье”, “мир казался… светлым”, делая радость героини недолгой.
На долю Аксиньи выпало много тяжких испытаний, но она стойко выдержала удары судьбы и пронесла любовь к Григорию через всю свою жизнь.
Наталья, жена Григория, – полная противоположность Аксиньи. Ее отличают стеснительность, целомудрие, терпеливость. Девушка красива: смелые серые глаза, смущенная улыбка, правдивый открытый взгляд, степенная фигура. Она очень трудолюбива, спокойна и мудра, чем покоряет Ильиничну и Пантелея Прокофьевича.
Любовь Натальи к Григорию глубока и сильна и раскрывается в полной мере после рождения детей. Героиня нравственно чиста, добра к людям, бескорыстна, сострадательна даже к тем, кто причинил ей боль. Она воспитана на христианских традициях, но оказывается духовно слабее Аксиньи, для которой нормы православия – только препятствия к долгожданному счастью.
Возвращение Григория наполнило жизнь радостью супружеского бытия, но ненадолго: так трудно создаваемая семья снова оказалась разрушена. Но сил на дальнейшую борьбу уже не осталось, и крушение принципов, на которых воспитывалась Наталья, наполняет ее бессильным гневом. Перед гибелью героиня все же прощает Григория, любовь к которому сохранила до самой смерти.
Еще один важный женский персонаж романа – Ильинична. В ее образе заложено великое чувство материнства, спокойная мудрость и рассудительность. Она не только ведет хозяйство и заботится о детях и внуках, но и поддерживает гармонию в духовной атмосфере в доме. Женщина обладает способностью не придавать значения мелким невзгодам и видеть лишь самое главное в семейной жизни.
Ильинична сильная, человечная и умная.
Даже необходимость бросить хутор ее не пугает (“Нехай лучше у порога убьют, – все легче, чем под чужим плетнем сдыхать!”), так как для нее главное – семья, родное гнездо.
Женщина необычайно мудра: она благословляет Дуняшу и Мишку, видя, как ее дочь любит его и с какой теплотой Кошевой относится к Мишатке, ее маленькому внуку. В этом заключается величие материнского сердца.
В образе Ильиничны автор раскрывает трагедию матери, потерявшей сына, мужа и многих близких: “Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая”. Выпавшие на ее долю испытания примирили женщину с Аксиньей, и глазами Астаховой читатель видит горе “твердой старухи”. В конце романа в полной мере проявляется степень материнской любви: “И на смертном одре жила она Григорием…”
Таким образом, через женские образы в романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон” отражается мысль, что только любовь способна спасти человека, и, напротив, показывается трагическое разрушение традиционного уклада жизни.
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/kakova-rol-zhenskix-obrazov-po-romanu-tixij-don-sholoxov-m-a/
Женские образы и средства их воплощения в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»
В романе «Тихий Дон» Шолохов создает яркие женские образы. Это и Ильинична, и Аксинья, и Наталья, и Дарья, и Дуняшка. Писатель показывает, что это настоящие казачки, воплотившие в себе лучшие черты, качества нации. Трагическая судьба этих героинь становится обвинением страшному, непостижимому времени начала 20 века.
Аксинья Астахова – один из главных женских образов романа. Можно сказать, что ее несчастья были предрешены уже с юных лет: «В шестнадцать лет она была изнасилована своим пятидесятилетним отцом. Мать с братом забили старика до смерти». Возможно, что эта трагедия наложила отпечаток на всю жизнь женщины, повлекла за собой цепочку несчастий.
Отец героини погиб из-за Аксиньи, и чувство вины всегда преследовало ее. Дальнейшая судьба этой женщины также складывалась несчастливо: «…через год выдали замуж. После первой же ночи стал тот избивать свою молодую жену, не поверив в ее непорочность, бил нещадно года полтора, до рождения ребенка, который умер, не прожив и года.
И все началось заново: Степан пил, не ночевал дома, бил Аксинью».
До двадцати лет героиня натерпелась немало горя и унижений. Но, как оказалось, это было только началом несчастий.
Если бы Аксинья смогла все объяснить, а Степан поверил ей, простил бы ее, ничего плохого с их семьей могло и не случиться. Но муж своей жестокостью и твердолобостью оттолкнул от себя любимую женщину.
И ей ничего не оставалось, как излить нерастраченную любовь на другого – на Григория Мелехова.
Героиня буквально с головой окунулась в любовные чувства, со всей своей природной открытостью, прямотой, честностью. И счастье, и любовь не могла она прятать от окружающих: «не лазоревым алым светом, а собачьей бесилой, дурнорьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь. С лугового покоса переродилась Аксинья».
Вся ее дальнейшая жизнь – это путь верности и преданности любимому человеку. Даже погибает Аксинья рядом с Григорием, ради него, из-за него…
Наталья Коршунова – жена Григория Мелехова. Она пришлась по сердцу семье героя, но не ему самому. Автор любуется молодостью Натальи, ее нравственной силой, гармонией в ней внешнего и внутреннего. Трагедия жизни этой героини заключается в том, что ее не любит Григорий, и он сам признается Наталье в этом.
Брошенная Григорием, она возвращается к отцу, но и в своем доме, где была когда-то весела и счастлива, не находит покоя. Наталья идет назад, к Пантелею Прокофьевичу и Ильиничне, где будет дожидаться своего мужа.
На какое-то время Григорий вернется к ней, потому что знает, что Наталья – хранительница его дома, мать его детей.
Наталья беззаветно любит Григория и твердо знает, что так, как любит она, не любит никто. Неразделенная любовь к мужу и горькая обида на него толкает героиню на страшное. Сначала она проклинает отца своих детей, а затем избавляется от ожидаемого ребенка. В результате Наталья умирает от потери крови.
Невиданной мощью материнского чувства и женской мудрости награждает Шолохов Ильиничну. Эта женщина знает жизнь и порядок в ней. Она принимает сноху Наталью обратно в дом и советует молодой жене ждать мужа.
Ильинична не меньше Натальи ждет появления ее детей, потому что знает, что детская любовь способна соединить родителей. В итоге так и происходит: после смерти Натальи Григорий понимает то, что издавна было известно его матери.
Как свидетельство редкостного умения Ильиничны поддерживать мир в семье, являются ее отношения с Пантелеем Прокофьевичем. Только она умела укрощать припадки его ярости, терпела его измены и рукоприкладство.
Ильинична мужественно перенесла смерть своего старшего сына, обеих снох, мужа. Никогда она не роптала на Бога, потому что была казацкой дочерью, казацкой женой и казацкой матерью.
Свою судьбу эта героиня приняла как данность этого мира: «А я верю! Не может быть, чтобы лишилась я последнего сына».
Писатель восхищается этой старой мужественной женщиной, которая, с трудом добравшись до гумна, всматривается в сумерки степи и негромко зовет своего младшенького, зная, что он обязательно услышит.
Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон» олицетворяют собой Россию – прекрасную, но обреченную на страдания.
В романе много второстепенных образов казачек: юных и пожилых, наивных и умудренных житейским опытом. Все они красивы, все они стремятся к любви и сохранению собственной семьи и очага. По мнению Шолохова, женщины – это хранительницы самобытной культуры казачества, хранительницы народной нравственности и животворящей силы Вселенной.
Образы своих героинь писатель раскрывает многими художественными средствами. Ведущий среди них – прием психологического параллелизма, когда внутренней состояние человека сравнивается с состоянием природы.
Тем самым не только лучше раскрывается душевный мир героев, но и подчеркивается их неразделимая связь с родной землей, казачьими традициями.
Среди других приемов можно выделить психологический портрет, художественная деталь.
Источник: https://students-library.com/library/read/46825-zenskie-obrazy-i-sredstva-ih-voplosenia-v-romane-ma-solohova-tihij-don
Женские образы в романе м. а. шолохова «тихий дон»
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА. В центре романа М. Шолохова «Тихий Дон» — история семьи Мелеховых, и ключевое место в ней отведено судьбе Григория. Его биография отразила судьбу казачества, оказавшегося между молотом и наковальней — между белыми и красными.
Герой Шолохова не принимал ни новую, ни старую власть, он стремился найти что-то среднее, что-то свое, что подходило бы казакам, «всем, которые есть». Его душа металась в поисках какого-то особого пути. Больше всего в жизни он страшился безневинно пролитой крови, но семь долгих лет проливал ее.
После всех мытарств Мелехов вернулся домой, он выбросил оружие, он готовился к мирной жизни на родной земле, к жизни, где была бы любимая женщина, дети, любовь и мирный труд. Но его ждали арест и расстрел за участие в Донском восстании.
Спасаясь от неминуемой гибели, Григорий оказывается в банде Фомина, но бежит и оттуда. В конце романа Мелехов возвращается в свой родной хутор… Сквозь призму его личной судьбы мы видим все важнейшие события жизни донского казачества накануне Первой мировой войны и позже — в гражданскую войну.
Сквозь призму его судьбы видим мы и судьбы казачек — женщин, которые любили Григория и сыграли большую роль в его судьбе.
Нелегкая судьба досталась главной и любимой героине Шолохова — Аксинье Астаховой. Первую трагедию она пережила в шестнадцать лет — ее изнасиловал отец, «пятидесятилетний старик». Потрясенные этим, мать и брат Аксиньи избили его до смерти («Людям сказали, что пьяный упал с арбы и убился»).
Через год Аксинью выдали замуж за Степана Астахова, но в семье мужа Аксинью приняли неласково, свекровь сразу же объявила девушке, что взяли они ее «не кохаться да не вылеживаться», и заставила взять на себя все заботы по хозяйству.
Степан в первый же день совместной жизни незаслуженно наказал ее за отцовскую вину: «обдуманно и страшно избил молодую жену». Нелегко складывались супружеские отношения, скупа была судьба Аксиньи на женское счастье. Редкие моменты согласия наступали между супругами, когда они «играли песню».
Аксинья «привязалась к мужу после рождения ребенка, но не было у нее к нему чувства, была горькая бабья жалость да привычка». Радость материнства также длилась недолго: «Ребенок умер, не дожив до года».
Неожиданно на Аксинью обращает внимание Григорий Мелехов. Он начинает с нею заигрывать, и Аксинья «с ужасом» чувствует, что «ее тянет к черному, ласковому» Григорию.
Жизнь Аксиньи напоминает реку, которая то спокойно течет, то будто взбунтуется и поворачивает вспять. Несмотря на то что сам автор, описывая красоту героини, не раз характеризует ее как «порочную», грязь не пристает к Аксинье.
Никакие жизненные ошибки Аксиньи не способны убить ту любовь, которая зародилась у нее к Григорию: «Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей».
И хуторяне, которые недавно еще прижухли в «поганеньком выжиданьице», поняли: «вязало их что-то большое, не похожее на короткую связь».
Описывая свою героиню, Шолохов мельком подчеркивает особенность ее характера: «Аксинья ходила, не кутая лица платком, траурно чернели глубокие ямы под глазами; припухшие, слегка вывернутые, жадные губы ее беспокойно и вызывающе смеялись».
Противоречивость во внешности, в чертах лица — особая черта характера. Соединяется в ее «душе ненависть с великой любовью». Ее желание любить и быть любимой («одно решила накрепко: Гришку отнять у всех, залить любовью, владеть им») оправдано — не видела она счастья на своем веку.
Замужняя женщина, она отнимает у Натальи Коршуновой, «ни горя, ни радости любовной не видавшей», своего милого («обвилась вокруг Григория, как хмель вокруг дуба»). Но она же и отталкивает от себя Григория в Вешках, когда просит его не ездить в Татарское: «Не ездий!..
Ну ступай! Езжай! Но ко мне больше не являйся! Не приму! Не хочу я так!.. Не хочу!»
Главная черта характера Аксиньи и главная его красота — гордость и открытость: полюбив Григория, она не лжет ни самой себе, ни другим. Со страхом, но прямо говорит Аксинья мужу: «Не таюсь — грех на мне. Бей, Степан!» Она не скрывает своей любви от Ильиничны, матери Григория, и не принимает ее упреков, когда та выговаривает ей за смерть Натальи.
Свою великую любовь Аксинья пронесла через оскорбления, непонимание, ужасы революции и гражданской войны. О муже она «вспоминала с неохотой, и почему-то ей казалось, что он не вернется». Душа ее была обращена лишь к Григорию.
Свою любовь к нему Аксинья перенесла и на его детей. После смерти Ильиничны она забрала детей Григория к себе и выплеснула на них всю нерастраченную материнскую нежность и неутоленную любовь. Но в душе Аксиньи нет покоя.
Новый приезд Григория означает для нее новые тревоги и новые сомнения, поскольку «много раз в жизни не оправдывались, не сбывались ее надежды и чаяния».
«Как-то сложится теперь ее жизнь? Что ждет ее в будущем? И не слишком ли поздно улыбается ей горькое бабье счастье?» Тем не менее, каждая встреча с Григорием становится для Аксиньи праздником, «полновесным счастьем».
Григорий чувствует в Аксинье главное — она сумеет заменить его детям мать. «Она ласковая, добрая баба. Из любви к нему она будет любить и детей ».
Да и Дуняша советует брату жениться: « Бери ее, брат, она хорошая… Покойница маманя говорила, что тебе только ее в жены и брать».
Григорий вместе с детьми перебирается к Аксинье, но их совместную жизнь отравляет тревога за судьбу Григория, ранее воевавшего с казаками против красных.
Когда к Мелеховым приходят из Вешенской красноармейцы, Григорий покидает дом, где он жил с Аксиньей. Теперь любимый является Аксинье только во сне.
Лишь через много месяцев суждено им свидеться снова, и встреча эта красноречиво говорит о том, что и Аксинью, «такую сильную, сломили страдания».
Едва Григорий оказался в доме, она обнимает его, прижимается лицом к его мокрой шинели, и рыдает: «Пеши пойду, поползу следом за тобой, а одна больше не останусь! Нету мне без тебя жизни… Лучше убей, но не бросай опять!» Аксинья быстро собирается и пускается вместе с любимым в путь-дорогу, «охваченная радостным волнением». Любуясь ею, Григорий невольно думает: «Ничто ее не страшит, вот молодец баба!»
Упросив сестру взять детей, Григорий и Аксинья бегут ночью в надежде пробраться на Кубань и начать там новую жизнь. Восторженная радость наполняет душу женщины при мысли, что она снова рядом с любимым.
Но счастье ее недолго: в дороге их застигает конная застава, и они мчатся в ночи, преследуемые летящими им вдогонку пулями. Одна из шальных пуль оборвала жизнь Аксиньи. Она «умерла на руках Григория незадолго до рассвета».
Григорий шашкой выкопал могилу, похоронил «свою Аксинью при ярком утреннем свете», «твердо веря в то, что расстаются они ненадолго».
Сильными, самобытными характерами наделены в романе все женщины, окружающие Григория, — и сестра Дуняша, и жена брата — Дарья, и, конечно, жена Наталья, которая пришлась по сердцу всей семье Мелеховых. Автор любуется ее молодостью, нравственной силой, гармонией внешней и внутренней красоты.
Когда мы знакомимся с Натальей, ей только что исполнилось семнадцать лет, она стройна, красива, работяща («Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка.
Григорий перевел взгляд на руки: большие, раздавленные работой…»).
«Всем взяла» Наталья: «что на полях, что дома…» На хуторе ее считали завидной невестой, и «еще в прошлый мясоед наезжали сваты издалека… но женихи Наталье не нравились, и пропадала даром сватовская хлеб-соль».
Григорий же приглянулся ей сразу, на первых же смотринах, хотя отец и противился этому браку. Он прямо говорил дочери о дурной славе Григория («потаскун, бабник, по жалмеркам бегает»), но Наталья твердо стояла на своем. Она полюбила Григория сразу и на всю жизнь, доверчиво и беззаветно поверила в свое девичье счастье: рядом любимый человек, семья, дети…
Но жизнь повернулась по-другому. В семье Мелеховых Наталью полюбили, свекровь была с ней ласкова, одобрял ее и «строгий по дому» Пантелей Прокофьевич. Только Григорий и Наталья не могли наладить отношения.
С болью и ужасом осознала Наталья, что нелюбима, что Григорий не может забыть Аксинью, тянется к ней. Таясь от людей, она, «убегая в сарай, падала на кизяки, трясясь, сжимаясь в комок, оплакивала заплеванное счастье».
Да и сам Григорий с присущей ему прямотой жестоко сказал Наталье, что не любит ее.
Брошенная Григорием, Наталья возвращается к отцу, но теперь и в родном доме, где она прежде была весела и счастлива, не находит покоя. Надежда вернуть мужа не покидала ее, и потому Наталья пишет письмо Григорию в Ягодное.
Но когда пришел ответ, «Наталья прочла и посерела. В четыре приема вошло в сердце зубчато-острое… Четыре расплывшихся слова на бумажке: «Живи одна. Мелехов Григорий». И тогда робкая, нежная, молодая женщина решается на самоубийство.
Все девичьи мечты ее растоптаны, жизнь потеряла всякий смысл…
Но тогда Наталье не суждено было умереть, она выжила, поправилась и решила снова вернуться в мелеховский курень. Там и дожидается она своего мужа, постепенно возрождаясь.
Здесь, в доме Мелеховых, она «законная» жена Григория, а в душе ее по-прежне- му живет бессознательная надежда на его возвращение. «Она ничего це писала Григорию, но не было в семье человека, кто бы с такой тоской и болью ожидал от него письма».
И Григорий вернется к ней, потому что знает: она — хранительница его дома, мать его детей.
Нравственная чистота, сдержанная стыдливость чувства — главные свойства характера Натальи. Она сторонится Дарьи, которая после отъезда мужа на войну стала особенно наряжаться и ходить на «игрища».
Петро, встретив Григория на чужой стороне, с одобрением вспоминает о Наталье: «Человек своей надеждой живет. Славная бабочка. Строгая. Себя дюже блюдет.
Чтоб баловство какое аль ишо чего — нету за ней этого».
Наталья безответно любит Григория и по-прежнему пытается бороться за разрушенное счастье.
Она твердо знает, что так, как любит она, не любит никто, и потому в душе ее рождается решение «сходить в Ягодное к Аксинье — вымолить, упросить ее вернуть Григория…» Она не задумывается над тем, осуществимо ли это и как примет Аксинья ее странную просьбу, без страха идет она на разговор с Аксиньей: «Одно я знаю: не любишь ты его, а тянешься за ним по привычке. Да и любила ль ты его когда-нибудь так, как я?».Аксинья на это отвечает: «В силах ты будешь — возьмешь его, а нет — не обижайся. Добром я от него тоже не откажусь… У тебя хоть дети есть, а он у меня один на всем белом свете! Первый и последний…» Услышав такие слова, Наталья с горечью приняла чужую любовь. Вот тогда и навалилась на нее обида на мужа: «Все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыданий. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез».
Любовь к Григорию и забота о детях — смысл всей жизни Натальи. Она привыкла к постоянному труду, покорно переносила тяжести наступившего лихолетья, но понять мучительный надлом в душе Григория, его тяжелые раздумья о жизни, о будущем она не могла.
Неразделенная любовь к мужу и горькая обида на него толкают Наталью на тяжкий грех: сначала она проклинает отца своих детей, а затем избавляется от ожидаемого ребенка. Наталья умирает, страшно завершается ее жизнь.
Одному Григорию отдала Наталья свое верное сердце. Мир семейного счастья, который она создавала с таким трудом, который был единственным смыслом всей ее жизни, — разрушился, и она погибла.
С ее смертью в жизнь Григория вошло новое страдание: он «страдал не только потому, что по-своему любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виноватым в ее смерти… со слов Ильиничны он знал, что Наталья простила ему все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты».
На фоне яркой, нелегкой, истинно трагической любви Аксиньи неяркая внешне любовь Натальи остается в тени, но от этого она не становится менее сильной. Чувство Натальи было освещено внутренней красотой и нравственной чистотой. В образе этой героини Шолохова воплотилась высокая народная нравственность.
Невиданной красотой и мощью материнского чувства и женской мудрости награждает Михаил Шолохов Ильиничну — мать главного героя. Она принимает в дом молодую сноху и советами помогает ей.
Она не меньше Натальи ждет появления детей, потому что знает: детская любовь способна соединить родителей, что и произошло.
Григорий после смерти Натальи понял то, что было известно матери: «Детская любовь возбудила и у Григория ответное чувство, и это чувство, как огонек, перебросилось на Наталью».
Свидетельством редкостного умения Ильиничны поддерживать мир в семье являются ее отношения с Пантелеем Прокофьевичем: «Припадки ярости повторялись у него не раз, но Ильинична, наученная горьким опытом, избрала другую тактику вмешательства: как только Пантелей Прокофьевич… начинал сокрушать какой-нибудь предмет хозяйственного обихода — старуха смиренно, но достаточно громко говорила: «Бей, Прокофич! Ломай! Мы ишо с тобой наживем!» и даже пробовала ему помогать».
Ильинична мужественно перенесла смерть старшего сына, обеих невесток, мужа. Но она никогда не роптала на Бога, потому что была казацкой дочерью, казацкой женой и матерью казаков. Свою судьбу Ильинична принимала как данность этого мира. Жила честно, по закону: «А я не верю! Не может быть, чтобы лишилась я последнего сына! Не за что Богу меня наказывать».
Писатель восхищается старой, мудрой, мужественной женщиной, которая, с трудом добравшись до гумна, всматривается в сумерки степи и негромко зовет своего «младшенького», зная, что он обязательно ее услышит…
Все женские образы, выведенные Шолоховым в романе-эпопее «Тихий Дон», заслуживают читательского внимания. Все они — яркие, колоритные личности.
Главную роль в исторических событиях играют, конечно, мужчины, но женщинам отведена роль более почетная: они — хранительницы семейного очага, народных традиций, устоев, обладающие несомненной внутренней и внешней красотой, гордые, трудолюбивые, жизнестойкие, волевые.
В образах своих героинь писатель постарался воплотить лучшие черты жен- щин-казачек, которые мужественно делили со своими мужьями тяготы и лишения буреломной эпохи.
Источник: https://prepodka.net/zhenskie-obrazy-v-romane-m-a-sholohova-tihij-don/
Сочинения на Getsoch.ru
Женские образы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»
Подписывайтесь на нашу группу ВК
В романе – эпопее «Тихий Дон» Михаил Шолохов рассказывает о переломных моментах в социально – политической жизни России.
Кровавые события отражаются на судьбах героев произведения, ломают их, калечат. Но особая тяжесть ложится на плечи женщин.
Вопреки этому всю силу и красоту женских характеров показывает писатель через любовь: к мужчине, к семье, к детям.
С большой любовью и теплотой рисует Шолохов образ Ильиничны. Это воистину – хранительница домашнего очага, семейных традиций. Нравственная красота и житейская мудрость чувствуется в ее поступках и словах.
Поэтому Ильинична, тоскуя перед смертью, надеется повидаться с Григорием, единственным оставшимся в живых продолжателем рода Мелеховых. Ильинична же, по своей извечной женской жалостливости и мудрости, показывает достойный путь примирения одного лагеря с другим.
После возвращения Мишки Кошевого, убийцы ее сына и жениха ее дочери, она встречает его словами: “Душегуб ты! Душегуб! Ступай отсюда, зрить на тебя не могу!” Но время идет, и вдруг непрошеная жалость к этому ненавистному ей человеку – та щемящая материнская жалость, которая покоряет и сильных женщин,– проснулась в сердце Ильиничны. Главное достоинство русской женщины, по мнению Шолохова, заключается в великом чувстве материнства, которое делает мудрее и умнее воюющих.
Во многом похожа на Ильиничну Наталья Коршунова. Она – любящая мать, заботливая жена, которая беззаветно любит неверного мужа, прощает его, терпит позор и унижения ради семьи и детей. Отец и брат пытались отговорить ее идти за Григория. Но никакие уговоры не подействовали.
«Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду», – твердила она и все – таки настояла на своем. Горькие разочарования начинаются после слов Григория: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся». Героиня, молча и мужественно, несет свой крест.
Старается всю жизнь вернуть Григория, выбирая методы, которые по ее мнению правильные. Горькие разочарования надламывают характер Натальи, она хочет покончить с собой, но остается калекой. Но сила его души проявляется в нежелании иметь ребенка от предавшего ее чувства мужа.
Наталья умирает, но последние ее думы о детях, о их судьбе.
Многие критики утверждают, что любимым образом Шолохова является Аксинья. Недаром в ее описании часто применяется слово «гордая».Гордость и смелость являлись теми человеческими качествами, которые поэтизировались как прекрасное в характере Аксиньи.
Героине противно смирение, противоестественна покорность, ее гордую, страстную натуру отличает мятежная непокорность. Сила переживаний Аксиньи не случайно очень часто получает образное выражение в сопоставлении с огнем. Данное сравнение передает всю силу и красоту того чувства, которое владело Аксиньей всю ее жизнь.
В ней поражает сочетание внутреннего благородства, умения противостоять судьбе и бороться за свое счастье. Судьба неблагосклонна к Аксинье с самого начала. В подростковом возрасте она была изнасилована отцом. И затем не раз слышала упреки в этом от своего мужа. Степан нещадно бил женщину. Краткое мгновение счастья испытала Аксинья, когда родила.
Но ребенок умер, не прожив и года.Всю силу чувств передает Аксинья в любви к Григорию и гибнет из-за этой любви.
Сестра Григория – Дуняша, еще один женский образ романа. Мы впервые видим ее подростком. Взрослея, Дуня становится красивой гордой казачкой с мелеховским характером. Сила этого характера также раскрывается в любви.
Полюбив Мишку Кошевого, она не поддается на уговоры и угрозы отца, брата и матери, и не хочет думать больше ни о ком. На глазах героини происходят все несчастья семьи. Дуняша теряет отца, мать, брата, Наталью, племянницу, принимает все эти потери очень близко к сердцу.
Именно Дуня принимает на себя материнские обязанности после смерти Натальи. Нужно продолжать жить, несмотря ни на что. И не терять любовь в сердце.
Внимательно наблюдая за женскими образами в романе, понимаешь, что нет здесь ни одной абсолютно счастливой. Суровое время наложило свой отпечаток на судьбу каждой. Но, не смотря на тяжелые судьбы, все героини поражают своим оптимизмом, самопожертвованием ради семьи и детей, терпением и способностью мужественно нести нелегкий крест – быть Женщиной.
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/288-zhenskie-obrazy-v-romane-m-a-sholokhova-tikhij-don.html
Женские образы в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”
Образы женщин-казачек стали художественным открытием Шолохова в русской литературе. В “Тихом Доне” женские образы представлены широко и ярко. Это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко, Ильинична. У всех у них вековечная бабья доля: страдать, ждать мужчин с войны.
Сколько молодых, сильных, работящих и здоровых казаков забрала Первая мировая война! Шолохов пишет: “И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез, – не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок, – не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!”
На женщинах держится мир. Именно они дают жизнь, создают дом, семью, заботятся, жалеют, выхаживают больных, в тяжкие военные годы выполняют всю мужскую работу. Поэтому в романе гибель пулеметчицы Анны Погудко, матери Кошевого, Натальи, Аксиньи осмысливается как обвинение жестокому, безумному веку. В их лице война уничтожает саму жизнь.
Аксинью Астахову автор выделяет особо. Он описывает героиню как женщину с сильным характером, цельную в своих чувствах, бесстрашную в любви и в жизни. Своей всепоглощающей любви она отдается без остатка, не боится людской молвы.
Честность и открытость, чувство правоты и собственного достоинства отталкивают от нее всякую грязь: “Так необычайна и явна была сумасшедшая их связь, так исступленно горели они одним бесстыдным полымем, людей не совестясь и не таясь, худея и чернея в лицах на глазах у соседей”.
Односельчане, со злорадством ожидавшие развязки, застывшие “в поганеньком выжиданьице”, поняли, что “вязало их что-то большое, не похожее на короткую связь”.
Аксинья гордится своей любовью, она, наконец, почувствовала себя счастливой. До этого видела она в жизни только горе.
Молоденькой девочкой подверглась насилию со стороны отца, которого за это забили до смерти ее мать с братом, потом замужество не по любви, садистские издевательства мужа Степана, безвыходность положения.
В ответ на упреки она с вызовом кричит Пантелею Прокофьевичу, отцу Григория: “За всю жизнь за горькую отлюблю!..
А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!” За свою любовь Аксинья готова вынести любые мучения: побои и ревность Степана, злые сплетни, домогательства Листницкого, разлуку с Григорием и тяжелую болезнь, смерть дочки, постоянные скитания, всеобщее осуждение. Она следует за любимым по дорогам войны, вместе с ним терпит лишения. Смертью на руках Григория заканчивается ее скорбный и счастливый жизненный путь.
Желая прекратить порочную связь Григория с Аксиньей, Пантелей Прокофьевич женит сына на Наталье Коршуновой. Шолохов представляет ее молодой, красивой, сдержанной девушкой, которая будет хорошей женой, хозяйкой и матерью. Григорий не любит ее, и сам говорит ей об этом. Не выдержав разлуки с Аксиньей, Григорий бросает жену. Вернувшись к отцу, в дом родителей, Наталья тоскует по мужу.
Она решает ждать, пока Григорий сам не вернется к ней, хотя бы ради детей. Родители Григория прекрасно относятся к невестке, любят внуков. Наталья пробует договориться с Аксиньей, повлиять на нее, но слышит в ответ: “В силах ты будешь – возьмешь его, а нет – не обижайся. Добром я от него тоже не откажусь.
<…> У тебя хоть дети есть, а он у меня один на всем белом свете! Первый и последний…”
Читатели проникаются сочувствием к Наталье, любящей Григория так сильно и безответно. Наталья окончательно понимает, что счастья с мужем ей не будет.
Она проклинает его, а затем неудачно избавляется от ребенка и от этого умирает. Сына она просит передать отцу, чтобы жалел детей.
Григорий, сумевший приехать только через три дня после похорон, узнает от матери, что Наталья перед смертью простила его, но его не отпускает чувство вины в ее смерти.
Третья женщина, которая беззаветно любит Григория, – это его мать Ильинична. Она показана как оплот казачьей семьи. На ней держится весь дом. Ильинична сумела стать матерью всем невесткам. Ее авторитет в семье непререкаем. Это основывается на глубоком знании жизни, мудрости и справедливости советов и решений.
Запутавшийся в круговороте войны Григорий не раз вспоминал слова матери: “Ты Бога-то… Бога, сынок, не забывай! Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил… Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя ить вон, гля, какие дети растут, и у энтих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались… ну как же так можно? В измальстве ты был ласковый да желанный, а зараз так и живешь со сдвинутыми бровями. У тебя уж, глядикось, сердце как волчиное исделалось…”
Ильинична всеми силами пытается сохранить брак Григория с Натальей. Она надеется, что детская любовь примирит родителей. Так и получилось: будущее Григорию – детей – оставила Наталья.
Мудрость Ильиничны заключается еще и в том, как она смогла построить свою семью, отношения в ней.
Ее муж Пантелей Прокофьевич отличался безудержной вспыльчивостью, в гневе был страшен: “Припадки ярости повторялись у него не раз, но Ильинична, наученная горьким опытом, избрала другую тактику вмешательства: как только Пантелей Прокофьевич, изрыгая ругательства, начинал сокрушать какой-нибудь предмет хозяйственного обихода – старуха смиренно, но достаточно громко говорила: “Бей, Прокофич! Ломай! Мы ишо с тобой наживем!”” И даже пробовала ему помогать. Для прижимистого крестьянина это был весомый аргумент к прекращению погрома.
Множество смертей близких людей выпало пережить Ильиничне. Погибли старший сын, две невестки, муж. Эта мужественная женщина никогда не жаловалась, переживала горе в собственной душе. Она была потомственной казачкой, знала, что их мужчины – воины и почти в каждой семье – горе.
Когда у нее остался на войне один Григорий, она говорила: “А я не верю! Не может быть, чтобы лишилась я последнего сына! Не за что Богу меня наказывать”. Старая и больная, изломанная горем и непосильной работой, она по вечерам ходит на гумно и, вглядываясь в сгущающуюся темноту, негромко зовет своего сына.
Зов материнской души обязательно найдет сердце ребенка, где бы он ни был, притянет его к дому, напомнит об осторожности. Любовь матери совершает чудеса.
Благодаря Шолохову весь мир узнал, какие сильные, красивые, яркие и мужественные женщины у казаков, откуда черпает внутреннюю силу этот талантливый народ.
Источник: https://goldsoch.info/zhenskie-obrazy-v-romane-m-a-sholoxova-tixij-don/
8.Женские образы в романе «Тихий Дон», их роль в раскрытии идеи произведения
В
«Тихом Доне» женские образы представлены
широко и ярко. Это Аксинья, Наталья,
Дарья, Дуняшка, Анна Погудко, Ильинична.
У всех у них вековечная бабья доля:
страдать, ждать мужчин с войны.<\p>
На
женщинах держится мир.
Именно они дают
жизнь, создают дом, семью, заботятся,
жалеют, выхаживают больных, в тяжкие
военные годы выполняют всю мужскую
работу. Поэтому в романе гибель пулеметчицы
Анны Погудко, матери Кошевого, Натальи,
Аксиньи осмысливается как обвинение
жестокому, безумному веку.
В их лице
война уничтожает саму жизнь.
Аксинью
Астаховуавтор выделяет особо. Он
описывает героиню как женщину с сильным
характером, цельную в своих чувствах,
бесстрашную в любви и в жизни. Своей
всепоглощающей любви она отдается без
остатка, не боится людской молвы.
Честность и открытость, чувство правоты
и собственного достоинства отталкивают
от нее всякую грязь.
Односельчане, со
злорадством ожидавшие развязки, застывшие
«в поганеньком выжиданьице», поняли,
что «вязало их что-то большое, не похожее
на короткую связь».
Аксинья
гордится своей любовью, она, наконец,
почувствовала себя счастливой. До этого
видела она в жизни только горе.
Молоденькой
девочкой подверглась насилию со стороны
отца, которого за это забили до смерти
ее мать с братом, потом замужество не
по любви, садистские издевательства
мужа Степана, безвыходность положения.
В ответ на упреки она с вызовом кричит
Пантелею Прокофьевичу, отцу Григория:
«За всю жизнь за горькую отлюблю!..
А там
хоть убейте! Мой Гришка! Мой!» За свою
любовь Аксинья готова вынести любые
мучения: побои и ревность Степана, злые
сплетни, домогательства Листницкого,
разлуку с Григорием и тяжелую болезнь,
смерть дочки, постоянные скитания,
всеобщее осуждение. Она следует за
любимым по дорогам войны, вместе с ним
терпит лишения. Смертью на руках Григория
заканчивается ее скорбный и счастливый
жизненный путь.
Желая
прекратить порочную связь Григория с
Аксиньей, Пантелей Прокофьевич женит
сына на Наталье Коршуновой.
Шолохов представляет ее молодой,
красивой, сдержанной девушкой, которая
будет хорошей женой, хозяйкой и матерью.
Григорий не любит ее, и сам говорит ей
об этом.
Не выдержав разлуки с Аксиньей,
Григорий бросает жену. Вернувшись к
отцу, в дом родителей, Наталья тоскует
по мужу. Она решает ждать, пока Григорий
сам не вернется к ней, хотя бы ради детей.
Родители Григория прекрасно относятся
к невестке, любят внуков.
Наталья пробует
договориться с Аксиньей, повлиять на
нее, но та ни в какую.
Читатели
проникаются сочувствием к Наталье,
любящей Григория так сильно и безответно.
Наталья окончательно понимает, что
счастья с мужем ей не будет.
Она проклинает
его, а затем неудачно избавляется от
ребенка и от этого умирает. Сына она
просит передать отцу, чтобы жалел детей.
Григорий, сумевший приехать только
через три дня после похорон, узнает от
матери, что Наталья перед смертью
простила его, но его не отпускает чувство
вины в ее смерти.
Третья
женщина, которая беззаветно любит
Григория, – это его мать Ильинична.
Она показана как оплот казачьей семьи.
На ней держится весь дом. Ильинична
сумела стать матерью всем невесткам.
Ее авторитет в семье непререкаем. Это
основывается на глубоком знании жизни,
мудрости и справедливости советов и
решений.
Ильинична
всеми силами пытается сохранить брак
Григория с Натальей. Она надеется, что
детская любовь примирит родителей. Так
и получилось: будущее Григорию – детей
– оставила Наталья.
Мудрость
Ильиничны заключается еще и в том, как
она смогла построить свою семью, отношения
в ней. Ее муж Пантелей Прокофьевич
отличался безудержной вспыльчивостью,
в гневе был страшен, она его подбадривала
и даже пробовала ему помогать.
Множество
смертей близких людей выпало пережить
Ильиничне. Погибли старший сын, две
невестки, муж. Эта мужественная женщина
никогда не жаловалась, переживала горе
в собственной душе.
Она была потомственной
казачкой, знала, что их мужчины – воины
и почти в каждой семье – горе.
<\p>
Благодаря
Шолохову весь мир узнал, какие сильные,
красивые, яркие и мужественные женщины
у казаков, откуда черпает внутреннюю
силу этот талантливый народ.
Источник: https://StudFiles.net/preview/4049017/page:5/
Женские образы в романе Шолохова “Тихий Дон”
Содержание
Введение3
Глава 1. Образ женщины в русской культуре
1.1. Концепция женственности в русской культуре7
1.2. Женские образы в русской культуре17
Глава 2. Женские образы в романе М. Шолохова Тихий Дон
2.1. Роль женских образов в романе М.Шолохова33
2.2. Образ Аксиньи42
2.3. Образ Натальи53
2.4. Образ Ильиничны61
2.5. Другие женские персонажи: Дарья, Елизавета Мохова, Дуняша67
Заключение77
Список использованной литературы81
Введение
Разные женщины, разные судьбы, разные образы представлены на страницах художественной литературы, публицистики, в живописи, скульптуре, на киноэкране.
Образ женщины реальной и созданной воображением творца можно обнаружить во всех жанрах и видах художественного творчества: от фольклора до самых современных проявлений культурной мысли. По мнению С.Н.
Булгакова, всякий подлинный художник есть воистину рыцарь
Прекрасной Дамы. В русской культуре женщина предстает в самых различных ипостасях: тотема, древнеязыческого божества, нередко в роли воительницы, мстительницы, носительницы зла и доброй чаровницы, Богородицы, Царь-девицы, сестры, подруги, соперницы, невесты и т.д.
Ее образ бывает прекрасным и безобразным, чарующим и отталкивающим.<\p>
Фольклорные мотивы, как известно, оказали влияние на все стороны развития литературы, искусства и культуры в целом.
О соотношении злых и добрых начал в женщине говорят и пишут, как уже было отмечено в предыдущих главах, большинство авторов, кто хоть как-то касался этого вопроса.<\p>
В целом для русской культуры характерна идея, выраженная Ф.М.
Достоевским, о сочетании в женщине идеала мадоннского и идеала содомского, что, видимо, вполне правомерно.
Ушли в прошлое идеалы, освященные православием, навеянные Пушкиным, Толстым, Тургеневым, Достоевским. Розановым. В частности, Василий Розанов писал: Как героизм в мужчине конечно есть добродетель, так главная добродетель в женщине, “семьянинке и домоводке”, матери и жене, есть изящество манер, миловидность (другое, чем красота) лица, рост не-
большой, но округлый, сложение тела нежное, не угловатое, ум проникновенно-сладкий, душа добрая и ласковая. Это те, которых помнят; те, которые нужны человеку, обществу, нации; те, которые угодны Богу и которых Бог избрал для продолжения и поддержания любимого своего рода человеческого.
Многие прежние женские идеалы, женские роли, женские лики стали для немалого числа представительниц прекрасного пола архаичными, пополнившими факультет ненужных вещей. И это прежде всего женское самопожертвование, и, как ни печально, женская сострадательность.
Результаты социологических опросов свидетельствуют о том, что 60% женщин в возрасте от 16 до 25 лет, независимо от социального статуса и образовательного уровня, обладают следующими особенностями личности: независимостью, активностью, завышенной самооценкой, честолюбием, развитым чувством соперничества, стремлением к доминированию, самоутверждением за счет других, прагматичностью в чувствах.
Считают, что действуют не по женской, а по мужской модели, хотя и полагают, что самое ценное качество в женщине женственность.
Произведения русской литературы создают образы женщин, в которых отражаются национальные представления о важнейших качествах. Таков и роман М.
Шолохова Тихий Дон, в котором в женских образах выражается не только общечеловеческое представление о женственности, о роли женщины в жизни, но и прослеживаются тесные связи со всей национальной традицией в изображении женского характера.
<\p>
Таким образом, возникает проблема: как женские образы романа М.Шолохова Тихий Дон связаны с концепцией женственности и традицией изображения женщины в русской культуре?<\p>
Цель работы: рассмотреть особенности создания женских образов в романе М.
Шолохова Тихий Дон с точки зрения концепции женственности и связи с национальной традицией изображения женщины в русской культуре.<\p>
Основными задачами, исходя из цели исследования, мы считаем:
1. на основе концептуального анализа теоретической литературы по проблеме выделить основные черты концепции женственности в русской культуре;
2. проанализировать содержание женских образов в романе М.Шолохова Тихий Дон;
3. выделить особенности отражения национальной концепции женственности в женских образах М.Шолохова и их связи с национальной русской традицией в изображении женщины в литературе.
<\p>
Предметом теоретического и эмпирического исследования являетсясодержание концепции женственности и национальная традиция в создании женских образов в литературе, а объектом женские образы в романе М.Шолохова Тихий Дон
На основе теоретического исследования проблемы женственности в современных работах, а также в процессе изучения литературной критики, посвященной роману М. Шолохова Тихий Дон, нами выдвинута следующая гипотеза: В женских образах, созданных М.Шолоховым в романе Тихий Дон отражается русская концепция женственности и традиции создания образа женщины в русской культуре.
Методы исследования: теоретический анализ современной научной литературы по проблеме, концептуальный анализ художественного произведения (в рамках герменевтического метода), сравнительный анализ образов.<\p>
Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность работы, ставится проблема, фо
Источник: https://studsell.com/view/44080/