Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека

Разработка урока по теме “Свобода в деятельности человека”

Тема: «Свобода в деятельности человека»

урок обществознания, 11 класс

Цели: <\p>

Обучающая. Формирование представлений у учащихся обществоведческих понятий: «свобода», «выбор», «ответственность»;

Развивающая. Организация и упорядочение полученных знаний, приведение их в систему. Принятие самостоятельных решений и выдвижение собственных идей. Умение отстаивать свою точку зрения, ее аргументация при организации дискуссии. Развитие коммуникативных навыков, умение представлять информацию;

Воспитательная. Способствовать нравственному воспитанию учащихся, принятию ответственных решений.<\p>

Основные понятия: свобода, абсолютная и относительная свобода, выбор, ответственность.

Раздаточный материал: кейс с вопросами.

Ход урока

Оргмомент. Стадия вызова. Вступительное слово учителя. <\p>

Тема сегодняшней нашей беседы для вас актуальна. Вы сейчас находитесь в таком состоянии, когда стремление к свободе становится преобладающим. А это одно из самых сильных человеческих чувств. Оно пронизало всю историю человечества.

Ёще в древние времена было осмыслено значение свободы для самореализации человека. С особой силой оно проявилось в новое и новейшее время. Все революции писали слово «свобода» на своих знаменах. Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества.<\p>

Стадия осмысления.

<\p>

Обратите внимание

Категория свободы является одной из центральных и в философских исканиях человечества. И как политики окрашивают это понятие в разные цвета, подчиняя нередко его своим конкретным политическим целям, так и философы подходят к его осмыслению с разных позиций. Попробуем разобраться в разнообразии этих трактовок.

Как же категория «свободы» нашла отражение в философских исканиях человечества?<\p>

Имя философа Отношение к свободе
Сократ «Человеческая свобода состоит в том, чтобы поступать наилучшим образом»
Аристотель Обосновал понимание свободы как свободы воли, свободы отдельного человека
М.Лютер, Ж. Кальвин Учение о предопределении свободы нет, т.к. все предопределено Богом.
Вольтер «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»
Ш. Монтескье «Свобода есть право делать все, что дозволено законами» (эта формула определяет отношение между человеком и государством)
Б. Спиноза, Гегель, Энгельс «Свобода есть осознанная необходимость»

Учащиеся работают с данной таблицей и делают выводы.

Учитель. А сейчас мы рассмотрим видение «свободы» человеком искусства на примере картины Делакруа «Свобода, ведущая на баррикады».

– Какой, на ваш взгляд, видит «свободу» автор картины? Подберите эпитеты, которые у вас ассоциируются с образом «свободы». (Выслушиваются мнения учащихся). <\p>

Глядя на картину Делакруа, у меня появляется иллюзия возможности делать все, что мне хочется. Так есть ли пределы, ограничение свободы, или она все- таки безгранична?

Учитель. Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего, потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку.

Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.<\p>

Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса.

Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение при принятии решения. Широко известно нарицательное выражение «буриданов осел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена.

Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода. Еще раньше аналогичную ситуацию описывал Данте, но говоря не об осле, а о людях: «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удаленными и одинаково влекущими, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, возьмет в рот одно из них».

Абсолютно свободным человек быть не может. А один из ограничителей здесь права и свободы других людей. Человека побуждает действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель» должного поведения».

С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.<\p>

На доске появляются записи: свобода ограничена<\p>

Правами, свободами Общественными условиями

интересами других нормы морали, нормы права,

людей традиции и общественное мнение<\p>

Учитель. Мы с вами перешли от рассмотрения внешних ограничителей свободы к внутренним запретам, которые человек устанавливает для себя. Человеку в его действиях дана свобода выбора.

Важно

Это великий дар, которым не обладает больше ни одно живое существо. Человек сам всегда решает, как ему поступить: соблюдать или не соблюдать те нормы, которые существуют в обществе.

Что же предопределяет выбор человека из многообразия возможных вариантов поведения?

Учитель. При всей важности учета внешних факторов свободы и ее границ еще большее значение, по мнению многих мыслителей, имеет внутренняя свобода. Проблема злободневного выбора в заданных обстоятельствах и ответственность за свои решения.

Кто-то понимает свободу как анархию, как возможность делать то, что он хочет, не соблюдая никаких правил и не придерживаясь каких бы то ни было границ.

А кто-то просто принимает свою судьбу, рассчитывая на силу коллектива, государственную социальную защиту, но и он ежеминутно делает свой выбор (с какой ноги встать, с кем общаться, какие купить сигареты). Каждый миг своего существования мы делаем осознанный или неосознанный выбор.

Этот выбор, конечно же, зависит от самого человека и от его личностных качеств. Делая свой выбор, адекватный человек проанализирует его, рассмотрит все возможные варианты и выберет лучший. Этот выбор зависит то духовного мира человека. Рассмотрим человека как своеобразный сосуд, в котором находится его духовный мир.

А теперь взглянем на основные составляющие этого мира. Существенную роль играет ответственность и чувство долга, совести человека, в какой мере она у него развита. Выбор также зависит от идеалов и стремлений человека. Немалую роль в решении занимают ценности личности.

Свобода выбора и ответственность за него – скорее бремя, но только оно делает человека воистину свободным, делает его хозяином своей судьбы.<\p>

Учитель. А теперь от слов перейдем к рассмотрению конкретной ситуации, ситуации очень сложного и ответственного морального выбора. Работа учащихся с кейсом и вопросами к нему. Обсуждение кейса, выступление групп.<\p>

Чтение кейса и обсуждение ситуации сопровождается кадрами из фильма

.<\p>

После обсуждения учитель делает вывод: В жизни часто встречаются такие ситуации, где выбор сделать очень сложно. От выбора конкретного человека зависит очень многое, иногда даже жизнь самих людей.

Совет

Огромную роль при выборе играет и общество, в котором живет человек. Можно ли жить в обществе и быть свободным от общества? Над этим вопросом вы подумайте дома.<\p>

Читайте также:  Отзыв о рассказе «людочка» для читательского дневника

Стадия рефлексии.

Какие из приведенных ниже определений понятие «свободы» вам представляются наиболее точными?

  1. Свобода – это отсутствие всяких преград и помех.<\p>

2) Свобода – это осознанное следование необходимости.

3) Свобода – это избавление жизни от ограничений и принуждения.<\p>

4) Свобода ( свободная воля) -это не своеволие, способное привести к каким угодно поступкам, а регулярность, постоянство, неумолимость в осуществлении человеком моральных требований.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/obschestvoznanie/uroki/razrabotka_uroka_po_tiemie_svoboda_v_dieiatiel_nosti_chielovieka

Свобода и необходимость в деятельности человека лекция 8

Свобода и необходимость в деятельности человека лекция 8<\p>

ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА?<\p>

v v v v v личная неприкосновенность при любых поступках и проступках неограниченность никем, но ограниченная законом когда человек может делать все, что он хочет, и ни кто его в этом не упрекнет когда можно осуществить все свои желания когда у человека много-много времени жизнь без ограничений отсутствие «границ» и различных норм отсутствие зависящих от тебя людей кода человек волен делать все, что хочет и как хочет<\p>

Естественное право человека Высшая ценность человеческой жизни Стремление к свободе –одно из самых сильных человеческих чувств СВОБОДА Идеал либералов Один из показателей мирового стандарта демократии Объем свободы является критерием социального прогресса<\p>

Свобода – важнейшая ценность цивилизованного человечества Свобода – это возможность выбора видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках существующих общечеловеческих ценностей гражданского общества<\p>

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВОБОДЕ В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ ДРЕВНИЙ МИР СРЕДНИЕ ВЕКА СОВРЕМЕННОСТЬ Свободный – обладающий личной неприкосновенностью, правами Свободный – отдавший себя под покровительство кому-либо, но имеющий право выбирать господина Экономическая свобода<\p>

Широко известно нарицательное выражение «буриданов осел» . Французскому философу Ж. Буридану (XIVв. ) приписывается рассказ об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода.<\p>

«Свобода есть познанная необходимость» (Г. Гегель) Не осознана Осознана<\p>

Божий промысел Бог дал свободу Необходимость в виде объективных законов «абсолютное предопределение»<\p>

«СВОБОДА ДЛЯ…» , «СВОБОДА ОТ…»<\p>

ПОНЯТИЕ «СВОБОДА» СВЯЗАНО: v Свобода всегда связана со свободой выбора. v Выбор зависит от поставленной цели. v Свобода всегда влечет ответственность за принятое решение.<\p>

Обратите внимание

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОТВЕ ТСТВЕННОСТЬ объективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия ИЛИ личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия собственных действий<\p>

«Свобода есть познанная необходимость» (Гегель) Право, мораль, традиции, обычаи, общественное мнение и т. д. Особенности восприятия окружающего мира<\p>

ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ Ограничения, накладываемые законами природы. v Ограничения, накладываемые юридическими законами. v Ограничения, накладываемые законами общества. v Ограничения, накладываемые отдельными людьми. v<\p>

ОГРАНИЧИТЕЛИ СВОБОДЫ v. Законы природы или просто природа. v. Государство и правоохранительные органы. v. Институты общественной морали и воспитания: семья, школа и т. п. v. Начальники, командиры и прочие лидеры.<\p>

8 7 6 5 4 3 2 1 0 Родители Работа Никто Окружающие Отсутствие меня люди финансов Дети, которые от меня зависят Социальые нормы Личное убеждение ОГРАНИЧИТЕЛИ СВОБОДЫ<\p>

Свободное общество Состояние человека способного действовать во всех важных делах на основе выбора. Всеобщий контроль Диктатура Невмешательство Западная демократия Поощрение свободы, ограниченное регулирование Шведский социализм<\p>

№ 1 Выражение «буриданов осел» иллюстрирует: -осознанную необходимость – отличие человека от животного – наличие ограничений – опасность нерешительности<\p>

№ 2 Прочитайте приведенный ниже текст. С точки зрения марксизма, выбор еще не является показателем свободы человека, он сам должен быть свободным. К. Маркс отмечал, что человек в той мере свободен, в какой свободно общество, в котором он живет. Следовательно, свобода личности неотделима от свободы общества. С этим фактом спорить невозможно. Чем скорее демократия победит во всех странах мира, тем скорее люди на всей планете почувствуют себя свободными. Определите, какие положения текста имеют -фактический характер -характер оценочных суждений<\p>

№ 3 Ниже приведен ряд характеристик личности человека. Какие из них, как правило, иллюстрируют свободу в его деятельности? – инстинктивное решение – осознание ответственности – аффективное действие – критическое мышление – стереотипное поведение<\p>

Источник: https://present5.com/svoboda-i-neobxodimost-v-deyatelnosti-cheloveka-lekciya-8/

4. Человек . Потребности. Деятельность. пусто

Человек. Потребности. Деятельность. Задания 4. Выбор позиций из списка Вариант № 2462792

1. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

Задание 4 № 468

2. Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) возрастные и половые различия

2) темперамент

3) особенности нервной системы

4) самооценка

5) опыт

6) особенности мировоззрения

Задание 4 № 4507

3. Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) преобразовывать окружающую среду

2) видеть цель своих действий

3) адаптироваться к природным условиям

4) мыслить

5) производить потомство

6) чередовать периоды активности и отдыха

Задание 4 № 4544

4. Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

Важно

1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.

2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.

3) Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.

4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.

5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Задание 4 № 6375

5. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.

2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.

3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.

4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.

5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.

Задание 4 № 8049

6. Выберите верные суждения о самооценке личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Самооценка выступает исходной точкой самопознания.

2) Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

Совет

3) Завышенная самооценка личности всегда является результатом ее реальных достижений.

4) Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверенными в успехе.

5) Заниженная самооценка способствует развитию лидерских качеств.

Задание 4 № 8050

7. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.

2) Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.

3) Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.

4) Потребность служит побудительным мотивом деятельности.

5) Потребность, как правило, направлена на какой-либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.

Задание 4 № 8051

8. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.

Обратите внимание

2) Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.

3) Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.

4) Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.

5) Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

Задание 4 № 8053

9. Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.

2) Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.

3) Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.

4) Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.

5) Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.

Задание 4 № 8054

10. Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.

Важно

2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.

5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

Задание 4 № 8058

11. Выберите верные суждения о коммуникативной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из барьеров в процессе коммуникации людей выступает их личная взаимная неприязнь.

2) Средством вербального общения является мимика.

3) Информационное общество создало новые формы общения.

4) Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения.

5) Основной целью коммуникации является обмен эмоциями.

Задание 4 № 8059

12. Выберите верные суждения о социализации человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Процесс социализации продолжается всю жизнь.

2) Социологи различают первичную и вторичную социализацию.

3) Главным институтом социализации человека на всех этапах его жизни остается семья.

4) Десоциализация представляет собой усвоение одних правил вместо других.

5) Социализация предполагает усвоение человеком накопленной обществом культуры.

Задание 4 № 8063

13. Выберите верные суждения о человеке как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.

2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов.

3) Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.

4) Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.

5) Человек как личность формируется в процессе социализации.

Задание 4 № 8066

Совет

14. Выберите верные суждения о видах деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В отличие от других видов деятельности, учение способствует познанию мира.

2) И учение, и труд, и игра могут осуществляться как индивидуально, так и сообща.

3) В отличие от учения и игры, труд позволяет удовлетворять материальные потребности.

4) Все виды деятельности предполагают использование специального оборудования.

5) Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности.

Задание 4 № 8068

15. Выберите верные суждения о потребностях человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Потребности человека являются побудительными мотивами его деятельности.

2) Современный уровень науки и техники позволяет полностью удовлетворить все потребности человечества.

3) Потребности человека носят безграничный характер.

4) В престижных потребностях отражается зависимость человека от материальных условий, необходимых для поддержания его жизни.

5) Потребности способны порождать эмоционально-волевые состояния, направленные на поиск путей и средств их удовлетворения.

Источник: https://freedocs.xyz/docx-442814330

Свобода в деятельности человека (стр. 3 из 4)

Формирование личности предполагает и воспитание в ней чувства ответственности. Ответственность может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека. Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности.

Это дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу. Это самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе.

Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть.

Обратите внимание

Неизбежность риска сделать «не то» или «не так», предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи.

Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

1.5 «Свобода от» или «свобода для»

Какого человека мы обычно считаем свободным? Первое, что приходит на ум, – это тот, кого не принуждают к чему-либо, не заставляют делать то, что ему не хочется, над которым нет гнета обстоятельств.

«Сегодня я свободен, потому что мне не нужно бежать к репетитору»; «Я хочу снять квартиру, чтобы освободиться от опеки родителей и почувствовать себя наконец свободной» – можно привести еще немало фраз и высказываний, в которых проявляется именно такое понимание свободы. Однако философы полагают, что это только исходный пункт свободы. Подлинное освобождение начинается с самоограничения. «Свобода для» – это добрая воля, подчиненная нравственному закону. Человек свободным усилием предотвращается от зла и поворачивается к добру. И.Кант считал, что такой свободный выбор стоит выше природной необходимости.

Таким образом, от рассмотрения внешних ограничителей свободы мы перешли к внутренним запретам, которые человек устанавливает для себя. Еще в III в.Климент Александрийскийутверждал: «Ни похвалы, ни порицания, ни почести, ни наказания не будут справедливы, если душа не обладает способностью стремиться и сопротивляться и если порок непроизволен».[5]

Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Важнее другое: как они преломляются в его сознании, как человек проецирует себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придает окружающей действительности.

Именно это предопределяет выбор из многообразия возможных вариантов поведения.

Отсюда некоторые современные философы делают вывод: человеческая деятельность не может получать своей цели извне, ничто внешнее по отношению к сознанию не может его мотивировать, человек совершенно свободен в своей внутренней жизни.

Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений.

Итогом рассуждений по данному вопросу может быть следующая схема:

СВОБОДА

возможность выбора познанная необходимость границы свободы:

+ права и свободы других людей

ответственность +

закон

+

закономерности природной и

социальной среды обитания человека

2. Что такое свободное общество

Итак, в предыдущей главе мы увидели, как по-разному, подчас диаметрально противоположно трактуется понятие «свобода».

Важно

Размышляя над разными подходами, что-то принимая, а что-то безоговорочно отвергая, согласимся, что подлинно свободной деятельности не может быть в условиях отсутствия выбора.

Свобода означает состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора. Какое же общество может обеспечить такой выбор?

Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным. Значит ли это, что свободным будет лишь то общество, где вмешательство государства в жизнь отдельного человека будет минимальным?

Сторонников подобной точки зрения немало. В экономической сфере такого общества царит свободное предпринимательство, основанное на началах конкуренции, в политической сфере – разнообразие политических партий, политический плюрализм, демократические принципы государственного устройства.

Это общество свободомыслия. И суть здесь вовсе не в том, что каждый имеет право говорить или писать что угодно, а в том, что любая идея может быть подвергнута обсуждению.

Этот процесс взаимодействия людей, обладающих разными знаниями и стоящих на разных точках зрения, и является основой развития мысли. Жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали. Однако далеко не все принимают эту модель свободного общества.

Некоторые ученые, политики, выражая настроения определенной части населения, считают, что столь неограниченный индивидуализм не на пользу людям.

Подлинная свобода предполагает нечто большее, чем просто невмешательство государства в жизнь людей. Самореализация человека основывается не только на индивидуальном, но и на совместном опыте, объединенном поиске решений, создании общего блага.

Совет

Поэтому дополнением свободы выступают кооперация, ответственность, справедливость, т.е. все те ценности, которые должно обеспечить общество. Таким образом, считают сторонники этой концепции, роль общества значительнее, чем ее пытаются представить.

Объединяясь в сообщество, люди обретают не только новые ценности, но и коллективную защиту, подчас им крайне необходимую.

Определенную регулирующую роль должно выполнять и государство.

Оно не только создает и поддерживает институты, гарантирующие свободу граждан, но должно проявлять заботу о равномерном распределении доходов, не допускать углубления между бедными и богатыми.

Идеал свободы должен быть дополнен социальной справедливостью. Важно и то, чтобы сами граждане гарантировали свободу друг друга, добросовестно исполняя свои гражданские обязанности.

Таким образом, ситуация выбора складывается не только в «пространстве» личной жизни каждого человека. Как мы знаем, она возникает и на уровне общества в целом. Особенно это проявляется в так называемые переходные эпохи.

По мнению ряда исследователей, такие эпохи потенциально содержат целый спектр направлений – альтернатив – дальнейшего развития. То, какая из них будет поддержана, к примеру, руководством страны, может существенно повлиять на жизнь всего общества. Так что выбор в этом случае сопряжен с очень высокой ответственностью.

Примеры подобных ситуаций и последствий принятых решений сохранила для нас история далекого и недавнего прошлого.

Свобода человека во всех ее проявлениях — основа современных демократических режимов. В современном обществе все явственнее обнаруживается тенденция к расширению свободы человека.

Заключение

Обратите внимание

Проблема свободы личности — одна из актуальных проблем современности. Свобода – это состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора. Свобода личности – это важнейшая ценность человека, без свободы невозможна самореализация человека.

Философы подходят к осмыслению слова «свобода» с разных позиций. Теологи-фаталисты рассматривали жизнь человека через призму божественного предопределения.

В этом смысле все происходящее с человеком трактовалось как фатальная неизбежность – идея свободы как форма собственного поведения, возможность сознательного выбора целей и средств деятельности отвергалась.

В настоящее время в философии свобода личности рассматривается как исторический, социальный и нравственный императив, критерий развития индивидуальности и отражение уровня развития общества. При этом свобода традиционно рассматривается в ее соотношении с необходимостью.

Противопоставление философских понятий «свобода» и «необходимость», свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей.

«Свобода есть познанная необходимость
» – эти слова принадлежат немецкому философу Гегелю. Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо – эти силы подчиняют себе и деятельность человека.

Различные взгляды на эту проблему примиряет точка зрения, согласно которой необходимость рассматривается как невозможность изменения людьми объективных социально-экономических условий их жизнедеятельности, однако при этом они обладают значительной свободой в выборе целей и средств своей деятельности. Следовательно, свобода личности в обществе
, безусловно, существует, но она имеет не
абсолютный, а относительный характер
.

Абсолютной, безграничной свободы быть не может
, т.к. полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.
При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других
.

Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия
. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

Какое же общество может обеспечить свободу человеку, как право выбора? Общества, где господствуют произвол, тирания, попирается законность, осуществляется тотальный контроль государства за жизнью сограждан, нельзя отнести к свободным. Свободу может обеспечить только общество, где существуют демократические принципы.


Таким образом, общество, общественные условия – необходимое условие свободы личности.

Источник: https://MirZnanii.com/a/212262-3/svoboda-v-deyatelnosti-cheloveka-3

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]