Образ и характеристика Радды в рассказе Макар Чудра Горького сочинение
Радда является главной героиней рассказа Горького о жизни настоящих цыган “Макар Чудра”. Молодая, дерзкая и своенравная цыганка дочка солдата Данилы. Красоту её на скрипке обыграть под силу только тому, кто как душу свою скрипку знает. Надменность Радды не имеет границ.
Как-то раз один очень богатый человек за большие деньги хотел купить поцелуй Радды, но девушка в ответ только гордо отвернула голову, продемонстрировав полное равнодушие. Да и брошенный к её ногам кошелёк с деньгами пнула в грязь будто нечаянно.
Тогда магнат обратился к её отцу с просьбой отдать дочку за него, но Данила не мог пойти наперекор дочери и оставил выбор за ней. Радда наделённая великой мудростью сравнила этот союз с парой орлицы и ворона, которым не суждено быть вместе.
Свой поцелуй, а тем более любовь она не готова была продавать ни за какие вознаграждения.
Радда своей язвительностью кого угодно способна была поставить на место, влюблённого в неё Лойко она постоянно унижала насмешками. Зобар пользовался любовью в округе и только Радда насмехаясь предупреждала его не летать так высоко, чтобы при падении в луже усы не запачкать.
У Радды доминирующий характер наделённый невозмутимой своенравностью. Она испытывая чувства к Лойко прямо признаваясь в любви. Никогда она никого не любила, а его образ оказался мил. Но ещё больше она любит волю и свободу.
Радда в своих признаниях говорит, что не жить ей без Зобара, так же как и ему не жить без неё. Обещает, что никакая удалая жизнь не сравнится с её поцелуями и будет он петь для неё песни нежные. И это правда, ведь Лойко готов ради неё на всё и она понимает это.
Не зря старый цыган Макар называет Радду чертовой девкой, подобный эпитет подчёркивает её коварство.
Унизительная просьба Радды приводит к трагическому финалу. Она просит Лойко поклоняясь поцеловать её руку прилюдно. Но наделённый не меньшей гордостью Лойко не смог пересилить себя и пойти на такой шаг.
Спустя сутки при всех он вонзает нож в сердце Радды, умирая она закрывает рану своими волосами и произносит страшные слова о том, что знала о таком исходе событий. Отец её не мог сдержать себя и тут же убивает Лойко.
Такой поворот подчёркивает предсказание Радды о том, что ни Лойко, ни она не проживут друг без друга.
Вариант 2
Во многих произведениях, так или иначе, описывается жизнь и быт, какой либо национальности. Очень часто данные произведения пишутся для того чтобы развеять какие либо стереотипы насчёт того или иного народа. Также их пишут, чтобы показать всю красоту фольклора, истории, и быта народа, показать любовь автора к нему. Одним из таких авторов является Горький.
В своих произведениях Горький очень часто описывал простую жизнь цыган, так как о данном народе сложилось достаточное большое количество слухов, чем автор был весьма и весьма недоволен, и всеми способами в своих произведениях развевал эти слухи. Примером такого произведения послужит “Макар Чудра”.
В произведении “Макар Чудра” Горький описывает жизнь цыган в общине, их быт, историю, законы и табу. Он также говорит об их могучем, волевом характере, что также выражается в их людях.
Он показывает нам мир, законы которого строятся на воле, независимости, и отношениях с природой. Но этот мир также жестоко наказывает тех, кто преступил законы, которые преступать не принято.
Он показывает это на образе Радды.
Радда – молодая своенравная цыганка, дочь Данилы. По своей натуре она свободолюбива, ненавидит, когда ей ставят какие-либо рамки, и потому презирает всех, кто этих рамок придерживается. Таким образом, мы видим, что Радда готова пойти на всё, лишь бы уберечь свою свободу. Она не потерпит посягательств на неё, и на её обособленность.
Таким образом, автор через образ Радды показывает характер всех цыган, превознося их черту свободолюбивости как некий идеал в характере человека. Автор показывает, что необходимого, так же как и Радда бороться за свою неприкосновенность, и не позволять никому указывать вам, что делать или что нужно сделать.
Характером же Радда смелая, дерзкая, самоуверенная девушка, которая не боится никого и ничего, потому можно с уверенностью сказать, что в произведении Радда олицетворяет весь цыганский народ, который благодаря собственному шарму покорил автора произведения.
Я считаю, что именно данные черты преобладают в характере Радды в произведении “Макар Чудра”.
Сочинение про Радду
Творческая деятельность Максима Горького началась с романтических творений. Одним из таких творений является «Макар Чудра». Главным персонажем творения является цыган Макар Чудра, который рассказывает историю о Радде и Лойко.
Радда была дочерью солдата Данилы. Юная цыганка была очень красивой, своенравной и дерзкой. Кроме красоты, ее надменности не было предела. Как – то раз солидный и старый человек предложил ей деньги за один ее поцелуй. В ответ девушка продемонстрировала свою надменность.
А предложенный кошелек она выкинула в лужу воды. Чуть позже богач пошел к ее отцу и попросил выдать дочку замуж за него. Данила никогда не перечил Радде и оставил выбор за ней. Радда была очень мудрой и привела пример союза орлицы и ворона.
Кроме поцелуя она отказалась продавать свою любовь.
Героиня отличалась своей язвительностью и любила насмехаться над людьми. При этом она могла поставить на место любого человека. Она постоянно насмехалась над влюбленным Лойко. Видимо молодая цыганка хотела скрыть свои чувства к Лойко. Она обладала доминирующим характером и больше всего ценила свою свободу.
Чуть позже она призналась Лойко, что влюблена в него. Кроме любви Радда желала обладать цыганом Лойко. Она хотела одарить его поцелуями, чтобы цыган забыл про свою лихую жизнь. У Радды появилась гордость, поскольку влюбленный Лойко был готов на все ради нее. Он готов исполнять каждую ее прихоть.
Сам Макар Чудра называл ее лихой девицей.
Одна просьба девушки приводит к трагическому концу. Свободолюбивый Лойко был слишком горд, чтобы выполнить просьбу девушки. Радда попросила доказать свою любовь и поцеловать ей руку при всех родственниках. При этом молодой цыган должен был встать перед ней на колени.
Горделивый цыган не смог пересилить себя и вонзил нож прямо в сердце девушки. При смерти Радда не потеряла свое высокомерие. Она закрыла рукой и волосами свое сердце и попрощалась с Лойко. Радда знала, что Лойко так и поступит с ней.
Она одобрила выбор возлюбленного, поскольку кроме любви она жаждала свободы.
Тут погода испортилась, и пошел дождь. Отец Радды не смог пережить смерть дочери и убил Лойко Зобара. На этом месте закончилась жизнь цыганской красавицы. Подобное поведение говорит о самостоятельности девушки.
По словам Макара, девушка продолжала распоряжаться Лойко даже после смерти. Макар считал, что цыганка могла управлять другими людьми и вынуждала их исполнять свои капризы. Ее образ автор сравнивает со свободой.
← Наташа в пьесе На дне
← Характеристика Костылева в пьесе На дне↑ ГорькийОбраз Хорошего Дела в повести Детство →
Медведев в пьесе На дне →
- Сочинение Петя Ростов в партизанском отряде (Толстой Война и мир)
Петя Ростов – это образ, который воплощает в себе самые лучшие и благородные черты дворянской молодежи того времени. Юноша отдает свою жизнь в бою, защищая Родину. - Сравнительная характеристика Николая и Веры Алмазовых сочинения
Произведение Куприна “Куст сирени” хоть и не богат на обилие персонажей и их разно плановость, но в нём хорошо раскрываютсяих характеры, черты личности, цели и приоритеты.<\p> - Сочинение Утро изменившее жизнь После бала 8 класс
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала», даже будучи небольшим по содержанию, затрагивает глубокие философские вопросы, касающиеся гуманизма и нравственности. - Анализ произведения Алешкино сердце Шолохова сочинение
Бескорыстные взаимоотношения между людьми, чувство сострадания, готовность прийти на помощь в трудную минуту всегда ценились в обществе. Жаль только, что некоторым людям эти качества чужды - Тоцкий в романе Идиот Достоевского сочинение
Афанасий Иванович Тоцкий является одним из главных персонажей литературного произведения русской классики, романа Фёдора Михайловича Достоевского под названием
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gorkij/obraz-i-harakteristika-raddy-v-rasskaze-makar-chudra
«Макар Чудра» главные герои
Главные герои «Макара Чудры» – цыгане, с которыми встретился рассказчик, от лица которого и идет повествование произведения Горького. Макар Чудра герой, который ведет рассказ о трагической любви двух цыган, погибших в результате своей гордости.
Эта легенда гласит о том, как встретились двое молодых людей, горячих, гордых и своенравных. Оба любили свободу, волю и независимость. Так же горячо они полюбили друг друга.
Но ни один из них не хотел уступить другому, и они предпочли смерть, навсегда оставшись символом гордости и независимости в памяти цыганского народа.
Свободный и независимый цыган, кочующий со своим табором по всей земле. Это здоровый, могучий мужчина, сделанный как будто из железа. Ему не страшна любая непогода, он не прячется от порывов ветра. Дороже всего в его жизни – свобода, вольная цыганская жизнь. Он не любит долго засиживаться на одном месте, много повидал на своем веку, многое пережил. Любит поразмышлять о жизни, пофилософствовать. С гордостью о цыганах рассказывает легенду. |
Молодой, красивый цыган, известный чуть ли не во всех европейских странах. Страсть всей его жизни – лошади, и он имеет славу самого знаменитого конокрада. Многие владельцы лошадей мечтают разделаться с Лойко, но он неуловим. Не меньше лошадей, Зобар ценит свободу и волю, неуловимый, он носится по бескрайним степям, как ветер. Лойко отлично умеет играть на скрипке, поражая всех своим талантом. Всем сердцем он полюбил молодую цыганку, и погиб. |
Молодая, гордая цыганка. Многих она покорила своей красотой, но никому не отдала предпочтения. Своенравная и непокорная, гордая красавица ни перед кем не хочет склонить головы, она считает, что достойна большего. Она насмехается над всеми претендентами на свою руку, издевается над ними, и всегда остается вольной птицей. Не избежал этой участи и Зобар. И хоть молодая девушка полюбила дерзкого цыгана, но и его хотела склонить к своим ногам. Лойко не подчинился, и заколол ножом Радду. |
Старый цыган, отец Радды. Любит свою дочь, и гордится ею. Ничего и никого не боится, уважает дочь за ее выбор, ценит ее любовь к воле. Ни в чем не останавливает Радду, позволяя ей делать все, что заблагорассудится. Когда Зобар заколол Радду, Данило тем же ножом зарезал и его, для старого солдата это непоправимое горе. |
Повествователь не является действующим лицом в этой повести, он – внимательный слушатель, со стороны оценивающий происходящие события. Рассказчик анализирует окружающую действительность, выражая точку зрения автора. Параллельно с этим описывает окружающую природу, которая как бы дополняет рассказ старого цыгана. В рассказе накаляется интрига, и природа, тихая и спокойная, перерастает в ветер и бурю, усиливается дождь, и грохочет море. |
В этом списке дано описание персонажей, краткая характеристика героев повести.
Будь в числе первых на доске почета <\p>
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/makar-chudra/glavnye-geroi-harakteristika.html
Образ Радды в произведении М. Горького “Макар Чудра”
Макар Чудра, один из главных героев повести, рассказывает притчу о двух цыганах, Радде и Лойко, полюбивших друг друга, но так и не ставших счастливыми. Радда-дочь солдата Данилы, молодая цыганка, как говорит автор, “Нонку равнять с Раддой нельзя-много чести Нонке. О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего.
Может быть, её красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает”. Радда прекрасна, неподражаема и уникальна. Гордости Радды предела нет, она остаётся в ней даже после смерти.
Однажды один старый магнат предложил Радде поцеловать его за деньги, но девушка отвернулась, показав полное безразличие. Да и большой кошель, брошенный к её ногам, она пнула в грязь будто невзначай.
На предложение магната отдать Радду замуж Данило дал дочке право на выбор, и та, проявив свою мудрость, сказала: “Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, кем бы она стала?”.
Понятно, что любовь свою, да даже поцелуй, Радда не продаст ни за какие деньги, она поступит лишь как её душа пожелает.
Цыганская красавица умеет язвить, насмехаться и ставить человека на место: “В ещё говорили, что Зобар умён и ловок, – вот лгут люди!- и пошла прочь”, “Ты бы не залетал так высоко, Лойко, неравно упадёшь, да-в лужу носом, усы запачкаешь, смотри”, “Всё мог сделать с человеком Лойко, и все его любили, крепко любили, только Радда одна не смотрит на парня, и ладно коли б только это, а то ещё и подсмеивается над ним”. По-видимому, Радда пытается скрыть свои чувства к Лойко, ведь она горда, поэтому и выставляет при каждом удобном случае его на посмешище. Главными чертами характера невозмутимой Радды являются свободолюбие и уверенность в себе.
Девушка напрямую говорит Лойко, что любит его, но позже поясняет насколько больше она любит: “Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя.
А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня”. “А ещё вот что, Лойко: всё равно. как ты ни вертись, я тебя одолею, моим будешь. Так не теряй же даром времени… Под поцелуи мои забудешь ты свою удалую жизнь…
петь ты будешь любовные, нежные песни мне…”-проявляется самоуверенность девушки. И не напрасно.
Ведь Лойко подчиняется ей без лишних слов, он готов ради неё на всё, он будет выполнять любой её каприз, он полностью в её власти.
Недаром же Макар Чудра говорит, что Радда “удалая девка”, “сатана девка”, “чертова девка”, эти эпитеты который раз подчёркивает хитрость Радды, её умение манипулировать людьми и пользоваться их слабостями.
Трагический конец рассказа подтверждает свободолюбие Зобара, ибо ради воли он убил возлюбленную Радду. Но девушка сумела даже умереть гордо, зажав рану в сердце волосами и сказав напоследок “Прощай, Лойко! Я знала, что ты так сделаешь!”.
Она как будто одобрила поступок любимого, возможно, потому что понимала, как дорога ему свобода. “Я смотрел во тьму степи, и в воздухе перед моими глазами плавала царственно красивая и гордая фигура Радды…
А за нею по пятам плыл удалой молодец Лойко Зобар… Усиливался дождь, и море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган”. Такой эпичный конец говорит о независимости Радды, и о том, что даже на том свете, умерев, она продолжает управлять Лойко, таким же гордым, но всё же поддавшимся ей.
Даже если Радда и “чертова девка”, даже если она подло управляет людьми и заставляет их выполнять свои требования, она всё равно прекрасна, она царица. Её можно сравнить лишь со свободой.
Поэтому она является неоромантическим героем, созданным, для того чтобы показать, насколько сильной бывает любовь и свободолюие, и на что люди готовы пойти ради них.
автор Дарья [email protected]
Источник: https://testsoch.info/obraz-raddy-v-proizvedenii-m-gorkogo-makar-chudra/
Характеристика Лойко Зобара из рассказа «Макар Чудра»
В рассказе «Макар Чудра» главный герой Лойко Зобар необычен, он соответствует романтическим идеалам раннего Горького.
Наша цель в этой статье рассмотреть, какова характеристика Лойко Зобара, проанализировать его поведение и отметить, что хотел сказать читателям автор, создав такого удивительного персонажа.
В других статьях вы найдете непосредственно сам анализ данного произведения. А сейчас перейдем к характеристике главного героя.
Характеристика и поступки Лойко Зобара
Мы слышим о Лойко Зобаре из уст рассказчика, Макара Чудры, который противопоставляет жизнь гордого, прекрасного цыгана унылому существованию большинства людей. Лойко – удалой цыган, он всегда добивается своего.
Макар рассказывает, что если приглянулся Зобару конь, то никакие стены не помогут его спрятать, никакие сторожа не защитят – Лойко овладеет конём. У Лойко не было ничего заветного, только коней страстно любил цыган.
Лойко мудр, «как старик», знает русскую и моравскую грамоту. Он талантлив: играл так, что от этой музыки «загоралась кровь в жилах», жить хотелось «царями над всей землей». Его уважали и ценили цыгане во всей округе. Что еще можно сказать о характеристике Лойко Зобара?
Лойко добр, он готов «отдать своё сердце», если оно понадобится товарищу. Он любит волю, наслаждается красотой мира и сам готов дарить эту красоту: неслучайно его песня так пленяет цыган, вызывая радость, тоску, слёзы умиления и счастья.
Макар отмечает, что рядом с таким человеком, как Зобар, каждый становится лучше. Лойко – романтический герой, восхищающий своим талантом, мудростью, щедростью, душевной широтой и вольнолюбием.
Значение свободы для главного героя
Лойко выше всего ценил свободу цыгана. Но, придя в табор, герой увидел прекрасную Радду и полюбил её. В уста рассказчика вложено повествование о красоте чувства. Зобар пытался «затуманить» очи возлюбленной, пел для неё чудесные песни.
Но Радда не просто отворачивалась от цыгана, она ещё и подсмеивалась над ним. Весь табор понимал, что может случиться неладное, но никто не решился вмешиваться. Только слышали, как уходил Зобар по ночам далеко от табора и «плакала» его скрипка.
Продолжим описание характеристики Лойко Зобара.
Радда признаётся, что любит Лойко, но ценит больше всего волю. Без него она не может жить, но волю любит всё-таки больше. В итоге, желая испытать возлюбленного, красавица ставит ему условие: она выйдет за него замуж, если он поклонится ей перед всем табором и поцелует правую руку.
Герой оказывается перед выбором: пожертвовать свободой и выполнить задание Радды или сохранить гордость и достоинство. Лойко выбирает путь свободы. Ему больно и трудно принять решение. Но пожертвовать идеалом свободы, достоинством и силой цыган не может.
Он убивает Радду, понимая, что иного выхода у него нет. По мнению Макара Чудры, любовь и гордость несовместимы. Герой прошёл испытание, предложенное возлюбленной, он оказался решительным и гордым человеком, достойным Радды, поэтому цыганка умирает с улыбкой на устах.
Вот что составляет образ главного героя и является характеристикой Лойко Зобара.
В финале рассказчик представляет, как сливаются в едином танце фигурки Лойко Зобара и Радды, соответствуя прекрасному ритму моря. Свободная стихия, волевые, сильные люди – идеал рассказчика.
Вы прочитали статью, в которой была представлена характеристика Лойко Зобара, главного героя рассказа «Макар Чудра». Вас также может заинтересовать по теме:
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/harakteristika-loyko-zobara-iz-rasskaza-makar-chudra
Главные герои рассказа Горького «Макар Чудра»
Максим Горький сыграл значительную роль в развитии русской литературы начала 20-го века. Рассказ «Макар Чудра» был написан в ранний период творчества писателя. В нем автор раскрывает перед нами романтический мир легенд, сказок, вдохновенных иносказаний.<\p>
Герои рассказы – люди отчаянные и прекрасные.
Они горды и чрезвычайно свободолюбивы.<\p>
Главным героем рассказа является Макар Чудра – старый мудрый цыган. Для него главное в жизни – это личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы: «…Так нужно жить: иди, иди – и всё тут.
Долго не стой на одном месте – чего в нём? Вон как день и ночь бегают, гоняясь друг за другом, вокруг земли, так и ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить её. А задумаешься – разлюбишь жизнь, это всегда так бывает».
<\p>
Макар рассуждает о жизни человека и свободе:<\p>
«Жизнь? Иные люди? …– Эге! А тебе что до того? Разве ты сам – не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому».
Он считает, что человек без личной свободы становится рабом: « он родился затем, что ли, чтоб поковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять? Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб – как только родился, всю жизнь раб, и всё тут! Что он с собой может сделать?».
<\p>
Старый цыган думает что любовь и свобода несовместимы. Любовь ослабляет человека, заставляет его покориться любимому. Он рассказывает легенду о любви Лойко и Радды. Макар восхищается смелостью, стойкостью и свободолюбием своих героев. Он считает, что их поступок был единственно верным.
<\p>
Также в рассказе присутствует образ слушателя.
У него нет реплик, и практически нет его описания. Тем не менее, через его образ легко передается авторская позиция.<\p>
Практически полноценным участником рассказа является природа. С помощью описания её красоты автор предает чувства и мысли персонажей.<\p>
Героями легенды являются Лойко Зобар и красавица Радда. Лойко – молодой, удалой и гордый цыган.
Он был смелым и сильным, никого и ничего не боялся: «Да приди к нему сатана со всей своей свитой, так он бы, коли б не пустил в него ножа, то наверно бы крепко поругался, а что чертям подарил бы по пинку в рыла – это уж как раз!»<\p>
Больше всего Лойко дорожил своей свободой. Нигде долго не задерживался.
«Он любил только коней и ничего больше, и то недолго – поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было. Вот он какой был, сокол!» Но повстречав Радду, Лойко «потерял голову».
<\p>
Радда – молодая цыганка такой красоты, что никто не мог перед ней устоять. Она была настолько горда, что даже любовь к Лойко не смогла сломить её. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя».<\p>
И Радда и Лойко смотрят на свою любовь как на цепь, которая их сковывает.
Они отказывается от любви и выбирают смерть ради абсолютной свободы.<\p>
Характеристика Василисы из пьесы “На дне” М. Горького с цитатами
Характеристика Луки из пьесы “На дне” М. Горького с цитатами
Сочинение «Какой эпизод повести “Детство” М. Горького поразил меня больше всего»<\p>
Характеристика Анны из пьесы “На дне” М. Горького с цитатами
Источник: https://ycilka.com/article.php?id=328
Максим Горький, “Макар Чудра”: анализ, главные герои :
Рассказ “Макар Чудра”, анализ которого приведен в этой статье, – одно из самых известных произведений советского писателя Максима Горького. Впервые он был опубликован в 1892 году в газете “Кавказ”. Подписан псевдонимом М. Горький.
История создания
Рассказ “Макар Чудра”, анализ которого вы можете прочитать в этой статье, был написан Алексеем Пешковым в 1892 году, когда он находился в Тифлисе. В то время писатель как раз активно общался с членами революционного движения, в первую очередь, с Александром Калюжным.
Калюжный всегда внимательно слушал рассказы юноши о его странствиях, каждый раз предлагал ему записывать их, чтобы потом можно было оформить в рассказ или повесть.
Калюжный стал одним из первых, кому Пешков показал рукопись рассказа “Макар Чудра”. Революционер воспользовался своими знакомствами среди журналистов и пристроил произведение в журнал “Кавказ”.
Решающую роль в этом сыграл публицист Цветницкий.
Спустя много лет, в 1925 году, Горький с теплотой вспоминал о своем литературном дебюте в письме Калюжному. Он отмечал, что многим ему обязан, что получил толчок, благодаря которому вот уже 30 лет верно и преданно служить отечественному искусству.
Краткое содержание рассказа
Рассказ “Макар Чудра” начинается с описания романтической ночи у моря. На берегу горит костер, возле огня сидит старый цыган, которого зовут Макар Чудра.
Именно он и рассказывает писателю увлекательную историю о вольном цыганском народе. При этом Макар всячески призывает окружающих беречься от любви. По его словам, полюбив раз, человек навсегда теряет волю.
В подтверждение своих слов он рассказывает быль, которая и легла в основу этого рассказа.
В рассказе “Макар Чудра” главный герой – молодой цыган по имени Лойко Зобар. Его знали во многих европейских странах, в которых он прослыл знатным конокрадом. В Чехии, Венгрии и Словении многие мечтали отомстить ему за уведенных лошадей и даже убить. Кони же были его главной страстью в жизни, деньги он зарабатывал легко, не ценил их, мог сразу отдать любому нуждающемуся.
События начали развиваться вокруг табора, который остановился в Буковине. Там была прекрасная девушка Радда, разбившая уже не одно сердце. Красоту ее нельзя было описать словами, многие молодые люди мечтали о ней, а один богач даже бросал пачки денег к ее ногам, упрашивая выйти за него. Все было тщетно. Радда всегда твердила только одно. Орлице не место в гнезде воронья.
Зобар приезжает в табор
Из этой статьи вы узнаете сюжет рассказа “Макар Чудра”. Содержание описано достаточно подробно. Однажды в этот табор приехал Зобар. Он был красив.
Горький пишет, что его усы ложились на плечи, смешивались с кудрями, а глаза горели, будто ясные звезды, улыбка же была подобна солнцу. Возникало впечатление, что его всего выковали из куска железа.
Еще он играл на скрипке, да так, что многие тут же начинали плакать.
И в этот раз он сыграл, поразив всех окружающих, даже Радду.
Она похвалила его способности, а он в ответ произнес, что его скрипка сделана из груди молодой девушки, а струны свиты лучшими мастерами из ее сердца.
Девушка нисколько не прониклась этим романтическим сравнением, отметив только, что люди, очевидно, врут, рассуждая об уме Зобара. Юноше ничего не оставалось, как только подивиться острому языку этой девушки.
На ночь цыган остался ночевать у Данилы, отца Радды. Утром он поразил всех вокруг, выйдя с тряпкой, которая была повязана у него на голове. На все вопросы отвечал, что его зашиб конь. Но все окружающие посчитали, что дело совсем в другом, всему виной Радда.
Между тем, Лойко остался жить с табором, в котором в то время дела шли весьма хорошо. Всех он покорял своей мудростью, как будто прожил уже не один десяток лет, а на скрипке играл так, что у всех сердце замирало.
В таборе он пришелся ко двору настолько, что, порой, казалось, люди готовы за него жизни отдать, любят его и ценят. Все, кроме Радды. А Зобар полюбил девушку крепко. Так, что не мог думать ни о чем другом. Окружающие цыгане все видели, понимали, но ничего не могли поделать.
Только вспоминали слова предков, что если два камня катятся один на другой, то лучше между ними не становиться, а то можно изувечиться.
Песня Зобара
В один из вечеров Зобар исполнил новую песню, от которой все были в восторге, начали его хвалить. А вот Радда осталась в своем репертуаре – она высмеяла Зобара. Отец уже намеревался проучить ее кнутом, но сам Лойко ему это не позволил. Вместо этого попросил у Данилы отдать ее ему в жены.
Тот хоть и удивился этой просьбе, но согласился, сказав, бери, коль сумеешь. После этого Зобар подошел к девушке и признался, что она покорила его сердце и теперь он берет ее в жены.
Единственное условие их семейной жизни, она никогда и ни при каких обстоятельствах не должна перечить его воле. Зобар заявил, что он свободный человек и всегда будет жить так, как того захочет.
Сначала Радда сделала вид, что смирилась, но затем незаметно обвила ноги Лойко кнутом и резко дернула. Зобар упал будто подкошенный. Она же только ехидно улыбнулась, отошла в сторону и легла на траву.
В тот же день расстроенный Зобар убежал в степь. Макар отправился за ним, боясь, что в таком состоянии он может наделать глупостей. Он наблюдал за Лойко издали, не выдавая себя. Но тот вообще ничего не делал, а только на протяжении трех часов сидел неподвижно.
Спустя это время вдалеке появилась и Радда. Она подошла к Зобару. Обиженный Лойко сразу же попытался ударить ее ножом, она же в ответ приставила к его голове пистолет и объявила, что пришла сюда не ссориться, а мириться, потому что тоже любит его.
Но при этом призналась, что еще больше, чем Зобара, она любит волю.
Девушка пообещала Лойко ночь любви и жаркие ласки, но только при одном условии. Если он прилюдно, перед всем табором преклонит перед ней колено и поцелует правую руку, признавая ее старшинство в семье.
Раздосадованный Зобар крикнул в бессилии на всю степь, но его любовь к девушке была так велика, что он согласился и на это условие, которое должно было поставить крест на его свободолюбии и уважении в обществе.
Возвращение в табор
Когда Зобар вернулся в табор, он подошел к старейшинам и признался, что внимательно заглянул в собственное сердце, но не увидел там ни прежней вольной и свободной жизни, вообще ничего. В нем была одна только Радда.
Поэтому он принимает ее условие и в ближайшее время поклониться ей в ноги перед всем табором и поцелует ее правую руку.
В завершении он только отметил, что проверит, действительно ли у девушки такое крепкое сердце, которым она так любит перед всеми хвастаться.
Ни старейшины, ни остальные цыгане не успели понять, что значат эти последние слова Зобара. Он же схватил нож и воткнул прямо в сердце красавицы, по самую рукоятку. Радда тут же вырвала нож из груди, заткнула кровоточащую рану своими длинными и прекрасными волосами, сказав, что ожидала именно такую смерть.
Нож подобрал ее отец Данило и ударил Лойко прямо в спину, напротив его сердца. Радда осталась на земле, зажимая свою рану рукой, из-под которой быстро сочилась кровь, а у ее ног раскинулось тело умирающего Зобара. На этом завершилась историю, которую рассказал писателю Макар Чудра.
Рассказ завершается признанием писателя, что ему после услышанного не спалось всю ночь. Он не мог сомкнуть глаз и без отрыва смотрел на раскинувшееся перед ним море.
Вскоре ему начало казаться, что он видит царственную Радду, которая идет по волнам, а за ней, раскинув руки, прямо по пятам плывет Лойко Зобар. Они будто бы кружились во тьме ночной, безмолвно, не спеша и плавно.
Но как бы Лойко не старался, он никак не мог поравняться с Раддой, все время оставаясь у нее за спиной.
Анализ рассказа
Прежде всего, нужно отметить, что рассказ “Макар Чудра”, анализ которого приведен в этой статье, первое печатное произведение, опубликованное Алексеем Пешковым. Его он подписал псевдонимом, под которым со временем и стал известен на весь мир. Теперь все знают, что автор рассказа “Макар Чудра” – Горький.
Перед тем как издать свое первое произведение Пешков на протяжении нескольких лет скитался по стране. Он стремился лучше узнать Россию, познакомиться и пообщаться как можно с большим количеством людей. Он ставил перед собой амбициозную задачу, понять тайну огромной страны, в которой так много бедных и обездоленных людей. Он мечтал понять, по какой причине страдает русский народ.
К концу этого путешествия в его активе были десятки увлекательных историй, которыми он охотно делился с многочисленными попутчиками и людьми, которые встречались на его пути. При этом во время самого путешествия в котомке будущего писателя не всегда находился даже ломоть хлеба, не говоря уже о чем-то более существенном.
Зато всегда там находилась толстенная тетрадь, в которой он вел записи и наблюдения обо всем увиденном и услышанном. Он записывал свои встречи с интересными людьми, события, которые происходили, истории, которые они ему рассказывали. Позже именно из этих записок и родились многочисленные рассказы и стихи писателя, многие из которых ему удалось опубликовать.
Так появился и “Макар Чудра” Горького.
Романтизм писателя
Стоит отметить, что ключевое направление в рассказе “Макар Чудра” – романтизм. Это характерно для всех ранних произведений Алексея Пешкова. В центре повествования мы видим типичного романтического героя – Лойко Зобар. Для него, как и для рассказчика Макара, самое главное в этой жизни – это свобода. Личная свобода, которую он никогда и ни на что не готов променять.
В своем произведении Горький описывает типичное представление о жизни и окружающем мире большинства цыган, которые встречались на его пути. Они искренне считали, что крестьяне – рабы, которые появляются на свет только для того, чтобы ковыряться в земле, а в конце жизни умереть, не успев даже самим себе выкопать могилу.
Их максималистское стремление к свободе воплощается и в героях этой легенды, которая приводится на страницах рассказа “Макар Чудра”. Анализ этого произведения помогает лучше понять этот народ, для которого свобода в определенный момент стала ценнее даже самой жизни.
Герои рассказа
Главный женский персонаж рассказа “Макар Чудра” – Радда. Это молодая, обворожительная и красивая цыганка. Без ума от нее и Лойко Зобар, известный скрипач и конокрад. Молодые люди любят друг друга, но не могут себе позволить быть вместе. Потому что в этом случае они лишатся самого главного, что у них есть.
Их личной свободы. В отношениях все равно приходится выбирать, кто из партнеров будет ведущим, а кто останется ведомым. В этом рассказе любовь и свобода – главные темы. Макар Чудра и сам придерживается такой же жизненной позиции, поэтому, как и большинство остальных жителей табора, хорошо понимает молодых людей.
Личная свобода значит для них так много, что даже на свою чистую любовь они смотрят, как на цепь, которая все равно будет сковывать их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит условия, старается главенствовать.
В результате все это приводит к роковому конфликту, который заканчивается трагической смертью обоих героев. Свои отношения они выясняют перед всем табором. Лойко поначалу подчиняется девушке, преклоняет перед ней колено, признавая ее главенство, а это у цыган считается, пожалуй, самым страшным унижением.
Но как только он признает ее независимость, тут же хватает кинжал и убивает свою любимую. Сам Зобар, спустя минуту, умирает от руки отца девушки, для которого эта потеря становится тяжелым и непоправимым ударом.
Свобода и любовь в рассказе “Макар Чудра” становятся тем, что отличает героев от большинства окружающих, выделяет их из толпы, но в тоже время губит раньше времени.
Особенности композиции
Главной особенностью композиции этого произведения является то, что автор вкладывает историю в уста главного героя, который и ведет повествование. Перед нами разворачиваются события романтической легенды, которая помогает лучше понять внутренний мир героев и их систему ценностей.
В рассказе “Макар Чудра” проблемы поднимаются, актуальные и в то время, и сейчас. Что важнее для человека – любовь или личная свобода? Для большинства персонажей этого произведения свобода оказывается важнее даже собственной жизни.
Рассказчик Макар убежден, что любовь и гордость – два прекрасных чувства. Но когда они достигают своего наивысшего выражения, они уже не способны примирится друг с другом. В его представлении человек должен обязательно сохранять свою личную свободу, пусть даже и ценою своей жизни.
Еще одна композиционная особенность – повествователь, который практически незаметен. Мы только знаем, что ему рассказывает свою историю Макар Чудра. Смысл, которые вкладывает автор в эту особенность композиции в том, что тот не согласен со своим героем. При этом прямо он не возражает цыгану.
Но в конце рассказа, когда любуется морем, проявляет собственное мнение по этому поводу. Его восхищают гордость и независимость героев, но в тоже время он не может смириться с тем, что эти черты означают для них одиночество и невозможность быть счастливыми.
Писатель, а вслед за ним и сам автор, считают, что они рабы свободы.
Художественные приемы
Чтобы лучше донести свои идеи до читателей, автор пользуется большим арсеналом художественных приемов. Например, морской пейзаж обрамляет всю сюжетную линию рассказа. Образ моря напрямую связан с душевным состоянием героев. В начале рассказа оно спокойное и умиротворенное, но со временем все меняется, а когда начинает накрапывать дождь, море уже по-настоящему рокочет. Глухо и сердито.
Яркой чертой этого произведения является и его музыкальность. На протяжении всего рассказа Зобар играет на скрипке, покоряя всех окружающих.
Источник: https://syl.ru/article/356446/maksim-gorkii-makar-chudra-analiz-glavnyie-geroi
Характеристика Лойко Забар из произведения М. Горького ” Макар Чудра”
Tатьяна Мудрец (11570) 7 лет назад За 5 минут этого не сделаешь, потому бросаю все, что нашла в интернете, а там сам отделяй зерна от плевел (если понимаешь, о чем я говорю) . И сразу скажу: дать характеристику Лойко Забару и не говорить о Радде невозможно. Молодая, красивая цыганская пара Лойко Забар и Радда любят друг друга.
Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.
Лойко уступает Радде и при всех встаёт перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает её. Тут же и он стал жертвой от рук её отца. Особенностью композиции этого рассказа является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей.
Для Макара Чудры Лойко и Радда идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни.
Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же чувства и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими. Радда – свободолюбивая, гордая цыганка. В ней есть многие черты Лойко Зобара.
Они оба ценят свободу, у них есть свой взгляд на многие вещи, они сильные личности, не подчиняются правилам общества, а придерживаются собственных принципов. В подтверждение этих черт скажем, что Радда не может просто уйти с богатым купцом, купившись лишь на звон его монет, а Зобар – не может не украсть понравившуюся ему коня, если того и охраняет батальон солдат.
Для этих героев невозможность удовлетворить собственные желания, невозможность сделать то, чего им хочется, необходимость пойти наперекор себе, сделав какое-то дело против своей воли, равносильно долгим и мучительным пыткам, так как свобода – это их душа, их дух, их сущность. Радда встречается с Лойко Зобаром, «коса находит на камень» .
Тут мы уверяемся, что в любви может отсутствовать гармония и свобода, что это может быть не союзом равных, что в любви одна половинка должна подчиняться другому. Но подобные правила не относятся ни Радде, ни Зобару. Это и будет началом конца в их отношениях…
Фильм “Табор уходит в небо” смотрел?
Я Мыслитель (6288) 7 лет назад Образ Зобара исключителен и романтизирован. По рассказу Макара: «его глаза как звезды ясные светятся, а улыбка – как целое солнце» . Он отличный наездник. Когда Зобар сидит на коне, они как единое целое. Создается ощущение, что они с конем выкованы из одного куска железа, они едины. В нем сила и красота сочетается с незыблемой внутренней добротой. Этому подтверждение слова: «Если тебе понадобилось его сердце, он сам вырвет ее из груди и отдаст, лишь бы это способствовало доброму делу» . Зобар по уши влюбляется в красавицу Радду. Он открывает ей свою душу, раскрывает про свою любовь, говорит что любит. Но гордая Радда долго отвергает его чувства, воля своя ей дороже любви.
Решив принять его предложение, стать его женой, она выдвигает такое условие, которое Зобар не может выполнить, не унизившись. Это ставит точку в их отношениях. Переполненный чувствами Зобар вонзает в сердце любимой острый кинжал, которой позже Данила убивает его самого.
<\p> Мансурхон Порсоев Ученик (154) 1 год назад За 5 минут этого не сделаешь, потому бросаю все, что нашла в интернете, а там сам отделяй зерна от плевел (если понимаешь, о чем я говорю) . И сразу скажу: дать характеристику Лойко Забару и не говорить о Радде невозможно. Молодая, красивая цыганская пара Лойко Забар и Радда любят друг друга.
Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.
Лойко уступает Радде и при всех встаёт перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает её. Тут же и он стал жертвой от рук её отца. Особенностью композиции этого рассказа является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей.
Для Макара Чудры Лойко и Радда идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни.
Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же чувства и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими. Когда Зобар сидит на коне, они как единое целое. Создается ощущение, что они с конем выкованы из одного куска железа, они едины.
В нем сила и красота сочетается с незыблемой внутренней добротой. Этому подтверждение слова: «Если тебе понадобилось его сердце, он сам вырвет ее из груди и отдаст, лишь бы это способствовало доброму делу» .
Зобар по уши влюбляется в красавицу Радду. Он открывает ей свою душу, раскрывает про свою любовь, говорит что любит. Но гордая Радда долго отвергает его чувства, воля своя ей дороже любви.
ДиАнА ДаШтИеВа Знаток (294) 1 год назад За 5 минут этого не сделаешь, потому бросаю все, что нашла в интернете, а там сам отделяй зерна от плевел (если понимаешь, о чем я говорю) . И сразу скажу: дать характеристику Лойко Забару и не говорить о Радде невозможно. Молодая, красивая цыганская пара Лойко Забар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.
Лойко уступает Радде и при всех встаёт перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает её. Тут же и он стал жертвой от рук её отца. Особенностью композиции этого рассказа является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей.
Для Макара Чудры Лойко и Радда идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни.
Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же чувства и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими. Когда Зобар сидит на коне, они как единое целое. Создается ощущение, что они с конем выкованы из одного куска железа, они едины.
В нем сила и красота сочетается с незыблемой внутренней добротой. Этому подтверждение слова: «Если тебе понадобилось его сердце, он сам вырвет ее из груди и отдаст, лишь бы это способствовало доброму делу» .
Зобар по уши влюбляется в красавицу Радду. Он открывает ей свою душу, раскрывает про свою любовь, говорит что любит. Но гордая Радда долго отвергает его чувства, воля своя ей дороже любви.
Никита Батя Ученик (242) 11 месяцев назад За 5 минут этого не сделаешь, потому бросаю все, что нашла в интернете, а там сам отделяй зерна от плевел (если понимаешь, о чем я говорю) . И сразу скажу: дать характеристику Лойко Забару и не говорить о Радде невозможно. Молодая, красивая цыганская пара Лойко Забар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.
Лойко уступает Радде и при всех встаёт перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает её. Тут же и он стал жертвой от рук её отца. Особенностью композиции этого рассказа является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей.
Для Макара Чудры Лойко и Радда идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни.
Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же чувства и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими. Когда Зобар сидит на коне, они как единое целое. Создается ощущение, что они с конем выкованы из одного куска железа, они едины.
В нем сила и красота сочетается с незыблемой внутренней добротой. Этому подтверждение слова: «Если тебе понадобилось его сердце, он сам вырвет ее из груди и отдаст, лишь бы это способствовало доброму делу» .
Зобар по уши влюбляется в красавицу Радду. Он открывает ей свою душу, раскрывает про свою любовь, говорит что любит. Но гордая Радда долго отвергает его чувства, воля своя ей дороже любви.
АнГеЛ*))) Профи (500) 5 месяцев назад За 5 минут этого не сделаешь, потому бросаю все, что нашла в интернете, а там сам отделяй зерна от плевел (если понимаешь, о чем я говорю) . И сразу скажу: дать характеристику Лойко Забару и не говорить о Радде невозможно. Молодая, красивая цыганская пара Лойко Забар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.
Лойко уступает Радде и при всех встаёт перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает её. Тут же и он стал жертвой от рук её отца. Особенностью композиции этого рассказа является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей.
Для Макара Чудры Лойко и Радда идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни.
Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же чувства и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими. Когда Зобар сидит на коне, они как единое целое. Создается ощущение, что они с конем выкованы из одного куска железа, они едины.
В нем сила и красота сочетается с незыблемой внутренней добротой. Этому подтверждение слова: «Если тебе понадобилось его сердце, он сам вырвет ее из груди и отдаст, лишь бы это способствовало доброму делу» .
Зобар по уши влюбляется в красавицу Радду. Он открывает ей свою душу, раскрывает про свою любовь, говорит что любит. Но гордая Радда долго отвергает его чувства, воля своя ей дороже любви.
Источник: https://otvet.mail.ru/question/71932069
Макар Чудра – анализ произведения
История создания произведения Горького «Макар Чудра»
Рассказ «Макар Чудра» был опубликован в тифлисской газете «Кавказ» от 12 сентября 1892 года. Впервые автор подписался псевдонимом Максим Горький. Этим рассказом начинается романтический период в творчестве писателя. К романтическим произведениям М. Горького можно отнести также: рассказ «Старуха Изергиль», «Песню о Соколе» и «Песню о Буревестнике», поэму «Девушка и смерть» и другие произведения писателя. В одном из писем к А.П. Чехову Горький писал: «Право же, — настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого, знаете, чтобы не было похоже на жизнь, а было выше ее, лучше, красивее. Обязательно нужно, чтобы теперешняя литература немножко начала прикрашивать жизнь, и, как только она это начнет, — жизнь прикрасится, то есть люди заживут быстрее, ярче».
Название рассказа связано с именем главного героя. Макар Чудра — старый цыган, вдумчивый философ, знающий суть жизни, табор которого странствует по югу России.<\p>
Род, жанр, творческий метод анализируемого произведения
Цикл романтических произведений М. Горького сразу привлек к себе внимание критиков и читателей прекрасным литературным языком, актуальностью темы, интересной композицией (включение в повествование легенд и сказок). Для романтических произведений характерно противопоставление героя и действительности. Так построен и рассказ «Макар Чудра», жанровой особенностью которого является «рассказ в рассказе». Макар Чудра выступает не только в роли главного героя, но и в роли рассказчика. Такой художественный прием придает повествованию большую поэтичность и своеобразие, помогает в большей степени раскрыть представления о ценностях жизни, идеалы автора и рассказчика. Действие рассказа разворачивается на фоне бурлящего моря, степного ветра, тревожной ночи. Это атмосфера свободы. Рассказчик отводит себе роль мудрого созерцателя жизни. Макар Чудра — скептик, разочаровавшийся в людях. Много пожив и повидав, он ценит лишь свободу. Это единственный критерий, которым Макар мерит человеческую личность.
Тема
Тема романтических произведений писателя — стремление к свободе. О воле и свободе рассказывает и «Макар Чудра». В основу произведения положена поэтическая история любви Лойко и Рад-ды, рассказанная Макаром Чудрой. Герои красивой легенды не могут сделать выбор между гордостью, вольнолюбием и любовью. Страсть к свободе определяет их помыслы и поступки. В результате оба погибают. Идея В небольшом по объему рассказе заложены идеи свободы, красоты и радости жизни. Рассуждения Макара Чудры о жизни свидетельствуют о философском складе ума старого цыгана: «Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому…». Макар Чудра говорит о стремлении к внутренней свободе, свободе без ограничений, так как только свободный человек может быть счастлив. Поэтому старый мудрый цыган советует собеседнику идти своим путем, чтобы не «загинуть даром». Единственная ценность на земле — свобода, ради нее стоит жить и умереть, так считают герои этого рассказа. Именно этим продиктованы поступки Лойко и Радды. В рассказе Горький выступил с гимном прекрасному и сильному человеку. Стремление к подвигу, поклонение силе, прославление свободы нашло отражение в рассказе «Макар Чудра».
Характер конфликта
Для старого цыгана самое главное в жизни — личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Его стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую рассказывает Макар Чудра. Молодые и красивые Лойко Зобар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.
Основные герои
В рассказе одним из основных героев является старый цыган Макар Чудра. Мудрость цыгана раскрывается через переданную им легенду о влюбленных Лойко и Радде. Он считает, что гордость и любовь несовместимы. Любовь заставляет смириться и покориться любимому человеку. Макар рассуждает о человеке и свободе: «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб — как только родился, и все тут!» По его мнению, человек, рожденный рабом, не способен совершить подвиг. Макар восхищается Лойко и Раддой. Он полагает, что именно так должен воспринимать жизнь настоящий человек, достойный подражания, и что только в такой жизненной позиции можно сохранить собственную свободу. Как настоящий философ, он понимает: невозможно человека научить чему-нибудь, если он сам не захочет учиться, поскольку «всякий сам учится». Вопросом на вопрос отвечает он своему собеседнику: «А ты можешь научиться сделать людей счастливыми? Нет, не можешь». Рядом с Макаром присутствует образ слушателя, от лица которого ведется повествование. Этот герой занимает в рассказе не так уж много места, но для понимания авторской позиции, замысла и творческого метода значимость его велика. Он мечтатель, романтик, чувствующий красоту окружающего мира. Его видение мира вносит в рассказ романтическое начало, радость, дерзновенность, обилие красок: «С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов; …окружающая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море…».
Анализ произведения показывает, что романтическое начало заключено в героях красивой легенды — молодых цыганах, с молоком матери впитавших дух вольной жизни.
Для Лойко высшей ценностью является свобода, откровенность и доброта: «Он любил только коней и ничего больше, и то недолго — поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми.
У него не было заветного — нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было». Радда настолько горда, что ее не может сломить любовь к Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю.
А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Неразрешимое противоречие между Раддой и Лойко — любовью и гордостью, по мнению Макара Чудры, может разрешиться только смертью. И герои отказываются от любви, счастья и предпочитают погибнуть во имя воли и абсолютной свободы.<\p>
Сюжет и композиция произведения
Путник встречает на берегу моря старого цыгана Макара Чудру. В разговоре о свободе, смысле жизни Макар Чудра рассказывает красивую легенду о любви молодой цыганской пары. Лойко Зобар и Радда любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе превыше всего на свете. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца. Особенностью композиции этого рассказа является его построение по принципу «рассказ в рассказе»: автор в уста главного героя вкладывает романтическую легенду. Она помогает глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Лойко и Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться.
Другой особенностью композиции этого рассказа является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но в нем легко угадывается сам автор.<\p>
Художественное своеобразие
В романтических произведениях Горький обращается к романтической поэтике. В первую очередь это касается жанра. Легенды и сказки становятся излюбленным жанром писателя в этот период творчества. Многообразна палитра изобразительных средств, которые использовал писатель в рассказе. «Макар Чудра» полон образных сравнений, точно передающих чувства и настроение героев: «…улыбка — это целое солнце», «Лойко стоит в огне костра, как в крови», «… сказала, точно снегом в нас кинула», «Он был похож на старый дуб, обожженный молнией…», «… зашатался, как сломанное дерево» и т.д. Особенностью рассказа является необычная форма диалога Макара Чудры и повествователя. В нем слышится только один голос — голос главного героя, и только из реплик этого одного говорящего мы догадываемся о реакции и ответных репликах его собеседника: «Учиться и учить, говоришь ты?» Такая своеобразная форма фраз служит автору для того, чтобы сделать свое присутствие в рассказе менее заметным. Горький большое внимание уделяет речи своих героев. Так, например, Макар Чудра по цыганской традиции перебивает свой рассказ обращением к собеседнику, называя его соколом: «Эге! Было, сокол…», «Вон он какой был, сокол!..», «Вот она какова была Радда, сокол!..», «Так-то, сокол!..» В обращении «сокол» мы видим образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы. Чудра свободно видоизменяет некоторые географические названия тех мест, по которым кочевали цыгане: «Галичина» — вместо Галиция, «Славония» — вместо Словакия. В его рассказе часто повторяется слово «степь», так как степь была основным местом жизни цыган: «Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девушку в степь…», «Ночь светлая, месяц серебром всю степь залила…», «На всю степь гаркнул Лойко…». Автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только «влажный, холодный ветер» разносит «по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов». Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще в природе Горький любит все сильное, порывистое, беспредельное: беспредельную ширь моря и степи, бездонное синее небо, то игривые, то сердитые волны, вихрь, грозу с ее раскатистым грохотом, с ее сверкающим блеском.
Характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».<\p>
Значение произведения
Роль М. Горького в литературе XX в. трудно переоценить. Его сразу заметили Л.Н.Толстой и А.П.Чехов, В.Г.Короленко, одарив молодого автора своим дружеским расположением. Значение художника-новатора было признано новым поколением писателей, широкой читательской массой, критикой. Произведения Горького всегда находились в центре полемики между сторонниками разных эстетических направлений. Горького любили люди, чьи имена внесены в священный список создателей русской культуры. Истоки романтических произведений будто ясны. Отсутствующее в реальности воспето в легендах. Не совсем так В них писатель вовсе не отказался от главной для себя сферы наблюдений — за противоречивой человеческой душой. Романтический герой включен в среду несовершенных, а то и трусливых, жалких людей. Мотив этот усилен от лица сказителей, которых слушает автор: цыгана Макара Чудры, бессарабки Изергиль, старика татарина, передающего сказание «Хан и его сын», крымского чабана, поющего «Песню о Соколе». Романтический герой впервые задуман как спаситель людей от их же слабости, никчемности, сонного прозябания. О Зобаре сказано: «С таким человеком ты и сам лучше становишься». Вот почему возникают образы-символы «огненного сердца», полета, битвы. Величавые сами по себе, они еще укрупнены «участием матери-природы». Она украшает мир голубыми искрами в память о Данко. Реальное море внимает «львиному реву» легендарных волн, несущих призыв Сокола. Встреча с небывалой гармонией чувств и деяний зовет к постижению сущего в каких-то новых измерениях. Таково подлинное влияние легендарного героя на личность. Об этом нужно помнить и не подменять содержание романтических произведений Горького однозначным призывом к социальному протесту. В образах Данко, Сокола, как и в гордых возлюбленных, молодой Изергиль, воплощены духовный порыв, жажда красоты. Горького больше волновали раздумья, каков есть и каким должен стать человек, чем тот реальный путь, который лежит к будущему. Грядущее рисовалось полным преодолением исконных духовных противоречий. «Верю, — писал Горький И.Е. Репину в 1899 г., — в бесконечность жизни, а жизнь понимаю как движение к совершенствованию духа . Нужно, чтобы интеллект и инстинкт слились в гармонии стройной…» Жизненные явления воспринимались с высоты общечеловеческих идеалов. Потому, видимо, Горький сказал в том же письме: «…я вижу, что никуда не принадлежу пока, ни к какой из наших «партий». Рад этому, ибо — это свобода».
(По книге ЛА. Смирновой «Русская литература конца XIX — начала XX века», М.: Просвещение, 1993)<\p>
Точка зрения
Источник: https://referatwork.ru/analiz_proizvedeniya_8_klass/section-13.html