Сочинение на тему «Образ Натальи из романа «Тихий Дон»
В романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» один из центральных образов – это образ Натальи, жены Григория Мелехова. В начале книги она предстает перед нами совсем юной девушкой – ее приехали сватать Мелеховы. «Хороша» – думает бравый казак Григорий, когда ему впервые показывают невесту. «Славная» – одобряет он выбор отца, видя, что Наталья покорна, послушна, ласкова и стыдлива.
<\p>
Однако в их свадьбе изначально есть «загвоздка». Известно о связи Гриши с замужней женщиной, Аксиньей. Брат Натальи, Митька, ругает жениха последними словами и пугает сестру, чтобы не шла замуж за Мелехова.<\p>
В семье Мелеховых Наталью полюбят все, со временем она найдет общий язык и с Дарьей-распутницей, второй снохой.
Наталья работящая, свекор защищает ее от любых нападок, как дома защищал дед.<\p>
Счастья в новой семье не образовалось. Наталья была по-девически холодна, Григорий сравнивал ее с пылкой и страстной Аксиньей. «Чужая ты какая-то. Как месяц – не холодишь и не греешь… Не люблю тебя, Наташка…». Григорий уходит к Аксинье, а Наталья начинает испытывать страдания покинутой жены.
Она стыдится людей, но продолжает любить изменника и страшно тоскует по нему. Случайно узнав о слухах, что она «со свекром хромым спуталась», Наталья от позора пытается покончить жизнь самоубийством.
<\p>
Наталья, показав подвиг терпения, дождется возвращения мужа. Он оценит ее старания и ласки, у них родятся дети.
Наталья всю себя отдает детям без остатка, может заботиться о них бесконечно. Со временем у Григория отношение к жене изменится, он станет уважать ее, относиться с нежностью и заботой, чего раньше никогда не делал. Благодарность за детей наполнит все его естество. Это не означает, что прекратится его связь с Аксиньей, горячая любовь к ней.
<\p>
Всю жизнь Наталья мучается от ревности, то к Аксинье, то злится на похождения мужа на войне. «Она боялась узнать правду об Аксинье и муже, это поражало и убивало ее, как горем. Любовь мужа к Аксинье казалась ей дурным сном».<\p>
Она пытается поговорить с Аксиньей, чтобы та «вернула» мужа. Вместо этого получает новые унижения от соперницы, которая сама боится потерять Григория.
Вся ее жизнь сосредоточена на любимом: «Снова мир умирал для нее, когда Григорий отсутствовал и возрождался заново, когда он был около нее».<\p>
Из-за своих переживаний Наталья и умирает: когда приходит конец ее терпению, она решает уйти от мужа и делает аборт у неграмотной бабки. Перед смертью она прощает мужу, потому что все равно любит.
Уход Натальи становится шоком для Григория, он чувствует вину: «После смерти Натальи уже никакое горе не могло потрясти его с новой силой». Жена остается в его памяти прекрасной, «сияющей какой-то внутренней красотой».<\p>
Образ Аксиньи в «Тихом Доне”
Сочинение на тему «Две любви Григория Мелехова»
Сочинение на тему «Гражданская война – трагедия народа» в романе «Тихий Дон»
Сочинение на тему «Судьба Григория Мелехова – истоки трагедии»
Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=133
Образ и характеристика Натальи Мелеховой в романе “Тихий Дон” Шолохова (Наталья Коршунова): описание внешности и характера
Свадьба Григория и Натальи. Художник О. Верейский |
Донская казачка Наталья Мелехова (Коршунова) является одной из центральных героинь романа “Тихий Дон” Шолохова. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Натальи Мелеховой (Коршуновой) в романе “Тихий Дон” Шолохова: описание внешности и характера.
Смотрите: Все материалы по роману “Тихий Дон”
Полное имя героини – Наталья Мироновна Мелехова (в девичестве Коршунова):
“Жена твоя Наталья Мироновна проживает…”
” …к Коршуновым, за ихнюю Наталью.”
Возраст Натальи – около 18 лет (в начале романа, в 1912 г.):
“…Осьмнадцатая весна только перешла.”
Наталья – девушка с множеством достоинств.
Она красива и трудолюбива:
“Девка — нечего бога-милостивца гневовать — всем взяла: что на полях, что дома…”
“Хучь бы и Наталья — да таких-то девок по белу свету поискать! Работа варом в руках: что рукодельница! Что хозяйка! И собою, уж вы, люди добрые, сами видите.”
О внешности Натальи известно следующее:
“Наталья… Наталья — девка красивая… Дюже красивая.
Что ж, женись. Надысь видела ее в церкви… Нарядная была…”
“В дверях несмело стала невеста, смуглыми пальцами суетливо перебирая оборку фартука.”
“Под черной стоячей пылью коклюшкового шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка. Григорий перевел взгляд на руки: большие, раздавленные работой.
Под зеленой кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднимаясь вверх и врозь, небольшие девичье-каменные груди…”
“…всю ее — с головы до высоких красивых ног.”
“…подумал: «Хороша» — и встретился с ее глазами, направленными на него в упор. Бесхитростный, чуть смущенный, правдивый взгляд словно говорил: «Вот я вся, какая есть.
Как хочешь, так и суди меня». — «Славная», — ответил Григорий глазами и улыбкой.”
“Григорий искоса поглядывал на Наталью. И тут в первый раз заметил, что верхняя губа у нее пухловата, свисает над нижней козырьком. Заметил еще, что на правой щеке, пониже скулы, лепится коричневая родинка, а на родинке два золотистых волоска, и от этого почему-то стало муторно.
“
“Держа в своей руке шершавую крупную руку Натальи, Григорий вышел на паперть.”
“Платок ее сбился на спину, гладко причесанные черные прямые волосы свисали на бледные уши.”
“На висках ее, у гладко причесанных черных волос, глянцевител пот, масленой нездоровой поволокой подернулись глаза.”
“…уронив большие рабочие руки…
“
“…гладила горячей черствой рукой его сухую коричневую руку.”
“…глядела на прядь прямых черных волос, упавших из-под платка на руку Натальи.”
“…Ильинична положила свою загрубелую от работы руку на голову снохи, гладя черные глянцевитые волосы, сурово сказала…”
Наталья – дочь богатого казака Мирона Коршунова.
Она является старшей дочерью в семье Коршуновых. У Натальи есть две младшие сестры – Маришка и Грипка, а также брат Митька:
“Наталья — старшая дочь — была у отца любимицей, оттого не теснил ее выбором.”
“Две младшие Натальины сестренки: Маришка — подросток лет двенадцати, и Грипка — восьмилетняя пройдоха и баловница…”
Наталья – послушная, почтительная девушка:
“Дите, таких-то и на свете нет! Была б тебе слухменая и почтительная, уж эта из-под власти не выйдет. Слово, милая свашенька, вспоперек боится сказать.”
Наталья – добрая и заботливая девушка. Она ухаживает за своим дедушкой Гришакой:
“Известие о том, что Наталью сватают, принял он с внешним спокойствием, но в душе горевал и злобился: Наталья за столом подсовывала ему лучший кусок. Наталья стирала его бельишко, штопала, вязала чулки и чинила шаровары и рубахи…”
Юная Наталья Коршунова является завидной невестой. Она выросла в самой богатой семье хутора Татарского:
“Коршуновы слыли первыми богачами в хуторе Татарском.”
“Коршуновы для своей дочери жениха не такого, как Григорий, могли подыскать.”
Наталья приучена к труду несмотря на то, что она выросла в богатой семье:
“Мирон Григорьевич детей школил; не глядя на свое богатство и на то, что помимо них были работники, заставлял работать, приучал к делу.”
Наталья – славная, серьезная женщина. Она не занимается “баловством” и не уважает распутных женщин, таких как Дарья Мелехова:
“Славная бабочка. Строгая. Себя дюже блюдет. Чтоб баловство какое аль ишо чего — нету за ней этого.”
“Она всегда относилась к Дарье и ее нечистоплотным любовным увлечениям с чувством сожаления и брезгливости.”
Наталья – скрытная женщина. Она редко делится с близкими своими печалями:
“…было похоже, что втихомолку о чем-то крепко горюет Наталья, но ни с кем из близких о своем горе ни разу и словом не обмолвилась, никому не пожаловалась и всячески скрывала, что ей тяжело.”
“Наталья молча и глубоко, с присущей ей скрытностью переживала новый отход Григория к Аксинье.”
Наталья – нестрастная, медлительная натура:
“Дюже леденистая ты.” (Григорий о Наталье)
“…при рождении наделила ее мать равнодушной. медлительной кровью…”
За богатую невесту Наталью Коршунову сватаются многие женихи, в том числе очень богатые казаки. Но Наталья влюбляется в Григория Мелехова и хочет выйти замуж только за него. Родители уступают ей и отдают ее замуж за Григория:
“Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду!”
“Не нужны мне, батенька, другие… — Наталья краснела и роняла слезы. — Не пойду, пущай и не сватают. А то хучь в Усть-Медведицкий монастырь везите…”
“Еще в прошлый мясоед наезжали сваты издалека, с речки Цуцкана, богатые невпроворот староверы-казаки; прибивались и с Хопра сваты и с Чира, но женихи Наталье не нравились, и пропадала даром сватовская хлеб-соль.”
После свадьбы Наталья с Григорием живут в доме Мелеховых. Старикам Мелеховым нравится тихая, добрая и трудолюбивая Наталья:
“Наталья пришлась Мелеховым ко двору.”
“Работящая Наталья вошла свекрам в душу.”
После свадьбы Григорий понимает, что по-прежнему любит Аксинью. Ему не нравится холодность жены Натальи, он скучает по страстной Аксинье:
“…по ночам, по обязанности лаская жену, горяча ее молодой своей любовной ретивостью, встречал Гришка с ее стороны холодок, смущенную покорность. Была Наталья до мужниных утех неохоча, при рождении наделила ее мать равнодушной. медлительной кровью…”
“…вспоминая исступленную в любви Аксинью…”
Вскоре после свадьбы Григорий бросает Наталью и уходит жить с Аксиньей в имение пана Листницкого. Наталья тяжело переживает эту потерю:
“Ушел он, — глотая сухмень рыдания, икнула Наталья и, мягко качнувшись, упала перед отцом на колени. — Батянюшка, пропала моя жизня!.. Возьми меня оттель! Ушел Гришка с своей присухой!.. Одна я! Батянюшка, я как колесом перееханная!.. — часто залопотала Наталья…”
“Ты ушел из дому и не сказал мне ни одного словца. Я тебя ничем не оскорбила…”
“…исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной, незаслуженной обидой.”
После этого на хуторе ходят ужасные слухи о Наталье. Однажды она слышит, как о ней клевещут соседи. В тот же день Наталья пытается покончить собой, но остается жива:
“Не слыхал, что она руки на себя накладывала?”
“Разве можно так над живым человеком? А?.. Раз смерти себя предавала и теперь калека…”
После этого случая на шее у Натальи остаются шрамы, а сама шея немного кривится. Однако Наталья остается по-прежнему хороша собой:
“Она видела, что Наталья, несмотря на слегка покривленную шею, так же хороша, как и раньше, — щеки ее и рот свежи, не измяты временем…”
“Наталья спортилась с того разу… Голову криво держит, будто параликом зашибленная. Жилу нужную перерезала, вот шею-то кособочит.”
“…наклонила изуродованную, покривленную шею…”
“…пыталась и не могла выпрямить изуродованную шею; оттого казалось, что смотрит она куда-то в сторону.”
После этого происшествия Наталья чувствует себя чужой в своей семье (семье Коршуновых). Отец, Мирон Коршунов злится на дочь за то, что она унижается перед своим мужем Григорием. В результате Наталья навсегда поселяется жить в доме Мелеховых, где ей всегда рады:
“Мирон Григорьевич злился на Наталью за то, что она унижается перед Григорием, ждет от него милостыни. И его, Мирона Григорьевича, заставляет переживать подобное же унижение.”
“Пришла Наталья к свекрам после долгих колебаний. Отец ее не пускал, покрикивал и стыдил, разубеждая, но ей неловко было после выздоровления глядеть на своих и чувствовать себя в родной когда-то семье почти чужой. Попытка на самоубийство отдалила ее от родных.”
Старики Мелеховы любят Наталью как родную:
“Она нам лучше родной! Замолчи ты! — крикнул Пантелей Прокофьевич и встал.”
В то время как Григорий живет с Аксиньей, Наталья “сохнет” по нему и надеется вернуть его. Она по-собачьи привязана к нему и ждет от него привета с фронта:
“Наталья работала у свекра и жила, взращивая бессознательную надежду на возвращение мужа, опираясь на нее надломленным духом. Она ничего не писала Григорию, но не было в семье человека, кто бы с такой тоской и болью ожидал от него письма.”
“…она ждала поклона от Гриши и хоть легкого, хоть вскользь, упоминания о ней — в награду за ее собачью привязанность, за верность.”
“…баба высохла по нем, иной окромя нету ей жизни.”
Наталья винит Аксинью в том, что та сломала ей жизнь:
“Ты отбила у меня мужа… Отдай мне Григория!.. Ты… мне жизню сломила… Видишь, я какая…”
“Вот она — законная брошенная жена — стоит перед ней приниженная, раздавленная горем…”
Аксинья в свою очередь винит Наталью в том, что это она отняла у нее Григория, выйдя за него замуж (Наталья еще до свадьбы знала о связи Григория с Аксиньей, но не придала этому значения.):
“И ты пришла просить, чтоб я его бросила? — задыхалась Аксинья. — Ах ты гадюка подколодная!.. Ты первая отняла у меня Гришку! Ты, а не я… Ты знала, что он жил со мной, зачем замуж шла? Я вернула свое, он мой. У меня дите от него, а ты…”
В конце 1914 года Григорий возвращается жить к Наталье после измены Аксиньи с сотником Евгением Листницким. Наталья счастлива:
“Наталья не сводила с мужа влюбленных, горячих и затуманенных глаз.”
После возвращения Григория в Наталье просыпается страсть и проходит девическая холодность:
” …по ночам — жадные, опустошающие ласки Натальи, словно старавшейся вознаградить за свою прежнюю девическую холодность…”
В 1915 г. у Натальи и Григория рождается двойня – мальчик Мишатка и девочка Полюшка. Наталья становится прекрасной матерью и всю себя посвящает детям:
“…в начале осени прошлого года родила Наталья двойню. Ухитрилась угодить свекрам, родив мальчика и девочку.”
“А детишки? Мишатка? Полюшка?”
“Всю жизнь вбивала в детей, стала неряшливей к себе, все время, свободное от работы по домашности, тратила на них…”
С рождением детей Наталья расцветает и хорошеет. Григорий наконец замечает ее красоту:
“Расцвела и похорошела она диковинно. Гладко причесанные черные блестящие волосы, собранные позади в тяжелый узел, оттеняли ее радостно зарумянившееся лицо.”
“…подошла к Григорию, села около, бескрайне счастливыми глазами долго обводила всего его…”
“Григорий положил руку на широкую, рабочую спину жены, в первый раз подумал: «Красивая баба, в глаза шибается… Как же она жила без меня? Небось, завидовали на нее казаки, да и она, может, на кого-нибудь позавидовала.”
Григорий по-своему любит Наталью и привыкает к ней за 6 лет совместной жизни. Однако все эти годы он не балует ее лаской:
“…он по-своему любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет…”
“Нет, раньше никогда он не баловал ее лаской. Аксинья заслоняла ее всю жизнь.”
“Было время, когда Григорий ничего не питал к жене, кроме холодного безразличия и даже неприязни, но за последние годы он стал иначе относиться к ней, и основной причиной перемены, происшедшей в его отношении к Наталье, были дети.”
Во время Гражданской войны Наталья болеет тифом, как и многие жители Дона, но в конце концов поправляется:
“Наталья медленно оправлялась после тифа.”
Жизнь Натальи с Григорием длится недолго. В 1919 году она узнает, что муж встречается с Аксиньей. Беременная Наталья решает сделать аборт:
“Заберу детей и уйду к своим. Больше жить с ним не буду. Нехай берет ее в дом, живет с ней. Помучилась я и так достаточно.”
“Господи! Всю душеньку мою он вымотал! Нету больше силы так жить!”
После неудачного аборта Наталья умирает:
“В полдень она умерла.”
Григорий тяжело переносит смерть Натальи. Он винит себя и Аксинью в этой трагедии:
“Григорий страдал не только потому, что он по-своему любил Наталью и свыкся с ней за шесть лет, прожитых вместе, но и потому, что чувствовал себя виновным в ее смерти.”
Перед смертью Наталья передает Григорию свое прощение и просит жалеть детей. После этого Григорий начинает проявлять больше ласки к сыну и дочери:
“…со слов Ильиничны он знал, что Наталья простила ему. все, что она любила его и вспоминала о нем до последней минуты. Это увеличивало его страдания, отягчало совесть немолкнущим укором…”
“Маманька, когда лежала в горнице… когда она ишо живая была, подозвала меня и велела сказать тебе так: «Приедет отец — поцелуй его за меня и скажи ему, чтобы он жалел вас».” (Мишатка передает отцу пожелание матери)
Это был цитатный образ и характеристика Натальи Мелеховой (Коршуновой) в романе “Тихий Дон” Шолохова: описание внешности и характера героини в цитатах.
Смотрите: Все материалы по роману “Тихий Дон”
Источник: https://www.literaturus.ru/2017/01/natalja-melehova-korshunova-tihij-don-obraz-harakteristika.html
Наталья и Аксинья в романе «Тихий Дон»
Категория: Сочинения по роману “Тихий Дон” Шолохов М.А. <\p> Actionteaser.ru – тизерная реклама
Михаил Александрович Шолохов, создавая роман-эпопею «Тихий Дон» в переломные годы революции и гражданской войны, большое место уделяет женщине-казачке: ее нелегкому труду в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу. Незабываем образ матери Григория — Ильиничны.
Вся жизнь ее прошла в труде. Немало побоев приняла она от буйного и своенравного мужа, немало тревог познала, немало потерь перенесла она за годы войн: империалистической и гражданской. Ильинична — скромная и трудолюбивая женщина, она обладает мудрым умом, мужественным и твердым характером, большим, любящим сердцем.
Она сумела обуздать и Пантелея Прокофьевича: незаметно, но твердо руководит им. Это под ее Влиянием муж не пустил в дом брата Натальи, Митьку Коршунова, узнав, что тот вырезал семью Михаила Кошевого. «Не хочу, чтобы ты поганил мой дом! И больше чтоб нога твоя ко мне не ступала. Нам, Мелеховым, палачи несродни, так-то!» — решительно заявил старик, руководимый суровым взглядом Ильиничны.
Самую горячую любовь питала Ильинична к своему младшему сыну Грише. Его до последней минуты ждала она с войны, потеряв и мужа, и старшего сына, и обеих невесток. Перед смертью, собрав последние силы, вышла она ночью из хаты. «Светил полный месяц. Со степи набегал ветерок. От прикладка соломы на голый, выбитый каменными катками ток ложилась густая тень…
Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом негромко, как будто он стоял тут же возле нее, позвала: — Гришенька! Родненький мой! — Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: — Кровинушка моя!» Преданно любит Григория и робкая Наталья. Ее любовь самоотверженная, покорная, но непонятны Наталье тяжелые думы, терзавшие Григория.
Настоящую родственную душу находит Григорий в Аксинье. Когда Наталья упрекает ее за то, что та отнимает отца у детей, Аксинья отвечает: «У тебя хоть дети есть, а он у меня… один на всем белом свете! Первый и последний. Знаешь что? Давай о нем больше не гутарить. Жив будет он, оборонит его от смерти царица небесная, вернется — сам выберет…
» Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. Писатель часто передает чувства, волнующие Аксинью, через восприятие ею окружающей природы. Вот после тяжелой болезни Аксинья впервые вышла на крыльцо и долго стояла, опьяненная свежестью весеннего воздуха.
«Иным, чудно обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья.
Повитая туманом даль, затопленные талой водой яблони в саду, мокрая огорожа и дорога за ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями — все казалось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будто осиянное солнцем». Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: «Гришенька, миленький, поползу…
» Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остается надолго в памяти читателей.
Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придает сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших интимных переживаний людей, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится I к описанию женских образов простых русских женщин.
Ждет тебя много попреков жестоких, Дней трудовых, вечеров одиноких: Будешь ребенка больного качать, Буйного мужа домой поджидать, Плакать, работать — да думать уныло, Что тебе жизнь молодая сулила, Чем подарила, что даст впереди… Бедная! лучше вперед не гляди! Н. А. Некрасов. «Свадьба» Героини М. Шолохова очень различны, но их объединяет полнота восприятия жизни.
У меня сложилось впечатление, что в те годы женская судьба, как, впрочем, и в наше время, была нелегка. Если муж бил жену, то это считалось в порядке вещей: раньше отец учил уму-разуму, а теперь, стало быть, муж. Вот последствия такого отношения Пантелея Прокофьевича к своей жене: «…
в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою, когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену». Но так было всегда и почти в каждой семье. И люди воспринимали это как неизбежное и данное свыше. Был дом, была семья, была работа на земле, были дети, о которых надо было заботиться.
И как ни трудна была ее доля, она твердо знала свое назначение. И это помогало ей выстоять. И случилось страшное — началась война. И не просто война, а война братоубийственная. Когда вчерашние соседи стали врагами, когда отец не понимал сына, а брат убивал брата. Трудно было разобраться в происходящем даже умному Григорию. А что делать женщине? Как ей жить?..
Мужья уходят, а их жены остаются. Судьбы Аксиньи и Натальи переплетены, зависимы одна от другой. Получается так, что если счастлива одна, то несчастна другая. М. Шолохов изобразил как бы любовный треугольник, который существовал во все времена. Наталья любила своего мужа всей душой: «…жила, взращивая бессознательную надежду на возвращение мужа, опираясь на нее надломленным духом.
Она ничего не писала Григорию, но не было в семье человека, кто бы с такой тоской и болью ожидал от него письма». Эта нежная и хрупкая женщина приняла на себя всю меру страдания, отпущенного жизнью. Она желала сделать все для сохранения семьи. И, лишь ощутив бесполезность этого, решается на самоубийство. Может быть, это эгоизм, вызванный ревностью, побудил ее на этот поступок.
Как бы то ни было, но Наталья изменилась. Был ли такой переворот в жизни Аксиньи? Мне кажется, что был. Возможно, он наступил после смерти Тани. Потеряв дочь, она «не ведала ничего», не думала ни о чем… Ужасно. Мать жива, а дети ее находятся в земле. Нет продолжателей жизни твоей, она как бы прервана.,. И в этот тяжелейший момент своей жизни Аксинья оказалась совершенно одна.
И некому было помочь ей… Некому? Но ведь нашелся один «сострадалец», близость с которым привела к разрыву Аксиньи с Григорием. Судьба к Наталье в этом плане была более милосердна. Эта героиня, к моему восхищению, обладала поистине материнскими чувствами, которые объединили ее с Ильиничной, но несколько отдалили от Дарьи, единственный ребенок которой умер.
О случившемся с ребенком Дарьи сказано было мельком: «…а дитё у Дарьи померло…» И все. Никаких лишних чувств, эмоций… Этим М. Шолохов лишний раз подчеркивает, что Дарья жила лишь для себя. Даже кончина мужа ненадолго ее опечалила, она быстро оправилась. Очевидно, Дарья не испытывала глубоких чувств к Петру, она просто привыкла к нему. Мне жаль ее. Дарья чужда семье Мелеховых.
Она дорого заплатила за свое легкомыслие. Бедная! Боясь ожидания неизбежного, теряясь от одиночества, решилась Дарья на самоубийство. И прежде чем слиться с водами Дона, она крикнула не кому-нибудь, а именно женщинам, так как только они могли понять ее: «Прощайте, бабоньки!» Незадолго до этого ушла из жизни и Наталья. После их смерти Аксинья сблизилась с матерью Григория.
И это естественно. Очень жаль, что чувства, соединившие этих двух женщин, возникли так поздно, буквально за шаг до смерти, которая поджидала каждую из них. Произойди это раньше, быть может, они бы повлияли на Григория, сумели бы сделать вместе то, что не под силу было сделать каждой в отдельности.
Аксинья и Наталья умерли, наказав тем самым вершину треугольника, оставив Григория на перепутье дорог. Может быть, М. Шолохов с горечью поведал о судьбах женщин. Но попробуйте изобразить лучше — не выйдет! Действительность только тогда реальна, если она правдива, а иначе это не действительность, а лишь пародия на нее.<\p>
“Песня о Соколе” подобна народной героической песне и в то же время — это притча, написанная по канонам жанра. Повествование удаляется от современного автору мира, вообще от конкретного времени и обстановки, а затем, как бы двигаясь по кривой, снова возвращается к основному предмету и дает его философско-этическое осмысление и оценку. В этой “надвременности” содержится характеристика современного Горькому мира, завуалированно передается весь комплекс противоречий и отношение автора к ним. Откры
В поэме «Мцыри» Лермонтов создал образ положительного героя. В условиях российской действительности того времени образ Мцыри воспринимался современниками поэта как революционный призыв к борьбе за свободу.
Поэма звала любить родину, народ, продолжать дело декабристов. Недаром у Мцыри и у Наливайко, героя поэмы Рылеева, много общего.
Продолжая традиции революционного романтизма Пушкина и Рылеева, Лермонтов создал глубоко идейную и высоко художественную поэму, имевшую большое общественное значен
План1. Книги – наши друзья.2. Любите читать:а) наши любимые книги;б) знакомство с Маленьким принцем;в) «Главного глазами не увидишь».3. Философская сказка Сент-Экзюпери «Маленький принц» и XXI век.<\p>
Хто не мріє стати спортсменом? Хто не хоче бути сильним та здоровим? Мабуть, усі, хто займається спортом, мріють стати чемпіонами.
Я, як і більшість моїх ровесників, теж захоплююся спортом. Люблю грати у футбол, кататися на ковзанах. Я також пробував займатись і бігом, і стрибками, і гімнастикою, але особливих успіхів не досягав. Мої однокласники кажуть, що в мене немає здібностей.
Але хіба займатися спортом повинні тільки «перспективні» хлопці й дівчата? А як же дізнатися чи «перспективни
Жизнь каждого человека состоит из множества решений, которое он принимает ежедневно, ежечасно, ежеминутно. И каждый раз мы вынуждены делать свой окончательный и необратимый выбор в пользу того или иного варианта.
Ежедневно каждый из нас совершает множество выборов – от простых до сложных, от бытовых до глобальных, что в дальнейшем будут иметь существенное влияние на всю дальнейшую жизнь.
Иногда выбор легко сделать, а порой нужно взвешенно подойти к вариантам, что предлагаются. Со временем приним
Любовью к обыкновенному человеку, болью за него проникнуты многие произведения русских писателей. Одним из первых, кто выдвинул в литературе тему “маленького человека”, был А. С. Пушкин.
В “Повестях Белкина” писатель останавливает внимание на судьбе “маленького человека”, которого он попытался изобразить объективно, без идеализации. Традиции А. С. Пушкина продолжили и развили Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов.
В повести Н. В. Гоголя “Шинель” идея сострадательного, гуманного отноше
В этом стихотворении можно выделить две части: первая (3 четверостишия) внешне спокойная, во второй происходят сражения, льётся кровь. В первой части время течёт лениво, медленно, как река. Но вызов брошен, и войско отправляется в путь.
Пока ещё всё спокойно, но вскоре жёлтая глина обрыва, степные стога сменяются дорогой сквозь мглу. И вдруг время резко ускоряет свой ход. Тьма сменяется яркими огнями костров, блеском святого знамени и сабель.
Бой начался, от былого спокойствия уже нет следа. Г
Повесть «Детство» — первая часть автобиографической трилогии русского писателя-реалиста Л. Н. Толстого.
Это произведение о самой счастливой поре человеческой жизни, о том, как человек входит в мир и как этот мир его встречает — необыкновенными радостями и бесконечными тревогами.
Главный герой произведения Николенька Иртеньев, как и всякий ребенок, с любопытством смотрит на окружающий мир, изучает его, многое открывается ему впервые. Автор наделил своего героя беспокойной совестью и постоянной д
Все развитие русской литературы, особенно литературы критического реализма, связано с именем Николая Васильевича Гоголя.
Бесспорно то место, которое определил ему в свое время ВТ Белинский: «Гоголь великий талант, гениальный поэт и первый писатель современной России».
В своих произведениях он выступает как писатель-гражданин, страстно влюбленный в свою страну, свой народ, скорбящий о страданиях русских людей и произносящий приговор крепостнической России. Пафос обличение дворянско-бюрократическ
Верный своему пониманию высокой общественной миссии писателя, Н. М. Карамзин проявлял незаурядное гражданское мужество в отношениях с властями. В марте 1811 г.
он вручил императору Александру I записку «О древней и новой России», в которой изложил свой взгляд на общественно-экономическое положение страны. Записка содержала неслыханно резкую критику внутренней и внешней политики императора.
Опираясь на факты, писатель представил в ней убийственную картину бездарного управления державой, при кото
Сейчас смотрят:{module Шолохов:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>
Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-sholokhova-m-a/sochineniya-po-romanu-tikhij-don/15811-natalya-i-aksinya-v-romane-tikhij-don.html
Готовые школьные сочинения
мая
03 2010
Характеристика образа Натальи в романе Шолохова «Тихий Дон»
Жизнь Натальи, так же как Аксиньи, трагична и изуродована. Наталья – женщина большой нравственной чистоты и глубокого, скрытого чувства. Она нежно полюбила Григория, еще невестой разглядывала его «влюбленными глазами», с нетерпением высчитывала дни, оставшиеся до свадьбы.
Провожая жениха, Наталья «смотрела ему в след со слезами взволнованной радости», ощущая «стремительное биение сердца». Обычно застенчивая и! робкая, она настаивала на своем, когда родители поначалу противились ее замужеству.
Но жизнь с Григорием не оправдала ее радостных ожиданий. Она все больше убеждалась в равнодушии к ней Григория, в большой любви его к Аксинье.
И когда Григорий честно признается: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся…», она молчаливо и одиноко переживает свое горе, заметно исхудала, «в глазах появилось что-то новое, жалкое».
Писатель подчеркивает целомудренную сдержанность и беззаветность ее чувства к Григорию, покоряющую скорбь и печаль во всем ее «сияющем какой-то чистой внутренней красотой» облике, обращая особое внимание на ее «скорбные глаза», «печальные глаза». При виде Григория «глаза ее вспыхнули… ярким брызжущим светом радости», «лучились… сияющей трепетной теплотой». Скромная и сдержанная Наталья стыдится проявления своих чувств на людях, застенчиво скрывает их от чужих глаз.
Бесконечно верная Григорию и бескорыстная в любви к нему, Наталья своей нравственной чистотой, большим человеческим обаянием привлекает к себе всю семью Мелеховых. Всем щедрым сердцем заботится она о людях, сама же одиноко переживает несчастье нелюбимой жены.
В тяжелом ежедневном труде находит она забвение. Наталья еще в большей мере, чем Аксинья, женщина-труженица, и Шолохов поэтизирует ее исключительное трудолюбие, способность легко и вдохновенно отдавать свои силы работе, не жалея своих «больших, рабочих рук».
Не познав радости в любви, Наталья нашла счастье в материнстве. После рождения Мишатки и Полюшки «расцвела и похорошела она диковинно». Горделивой радостью светилось ее зарумянившееся лицо, когда показывала Григорию детей.
Счастливая мать, она отдает всю свою неистраченную ласку детям. Наталья-мать покоряет и Григория своей «чистой внутренней красотой». «Могучая волна нежности» заливает его сердце.
Никогда не баловал он жену лаской и сейчас не нашел теплого слова, «молча притянув ее к себе, поцеловал белый покатый лоб и скорбные глаза».
Долго мирилась Наталья с положением нелюбимой жены. Надломленная и оскорбленная в своих лучших чувствах, она во время страшной грозы в степи проклинает мужа, искалечившего всю ее жизнь. Параллель между ее состоянием и состоянием природы с трагической силой передает душевную травму Натальи, которая, «молитвенно сложив мокрые от слез ладони» и обезумев от горя, просила смерти Григорию:
- Господи! Всю душеньку мою он вымотал! Нету больше силы так жить! Господи, накажи его, проклятого! Срази его там насмерть! Чтобы больше не жил он, не мучил меня!..
Черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром. Пронизывая круглые облачные вершины, извиваясь, скользила по небу жгуче-белая молния. Ветер клонил на запад ропщущие травы, нес со шляха горькую пыль, почти до самой земли пригибал отягощенные семечками шляпки подсолнухов.
Ветер трепал раскосмаченные волосы Натальи, сушил ее мокрое лицо, обвивал вокруг ног широкий подол серой будничной юбки. Сильная характером, Наталья порывает с безропотной покорностью и властно заявляет о своем праве на яркую, настоящую жизнь.
Но не зная, как бороться за нее, она губит себя.
В последние дни, перед смертью, со всей силой проявляется и величие ее духа, и .мужество, и самозабвенная любовь, и нравственная чистота.
Умирая, Наталья просит одеть ее в ту зеленую юбку, которую любил видеть на ней Григорий, передает Мишатке последнее завещание: «Приедет отец – поцелуй его за меня и скажи ему, чтобы он жалел вас».
Несмотря на тяжкое горе, обиды и унижения, связанные с их жизнью, Наталья перед смертью прощает Григорию все.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » Характеристика образа Натальи в романе Шолохова «Тихий Дон» . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/xarakteristika-obraza-natali-v-romane-sholoxova-tixij-don/
Женские образы в романе М. Шолохова «Тихий Дон»
Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» — грандиозная эпопея. В нем перед читателем встают судьбы людей, захваченных водоворотом исторических событий в трагическом XX веке. Автор рисует колоритные, яркие характеры казаков и казачек.
Большое место в романе занимают женские образы. Многие свои сокровенные мысли связывает писатель с образами Натальи Коршуновой, Ильиничны и Аксиньи.
В «Тихом Доне» перед читателем предстают простые малообразованные люди, сила чувств которых ничуть не уступает переживаниям просвещенных героев классических произведений.
Образы и судьбы Аксиньи Астаховой и Натальи Коршуновой — это противопоставление «любви-страсти» и «любви семейной».
Наталья заранее была обречена на несчастливую семейную жизнь. На нелюбимой женился Григорий, женился тогда, когда его возлюбленная Аксинья «неистовствовала в поздней горькой своей любви». И никакие, даже самые неоспоримые, достоинства Натальи не могли разорвать связи Григория с Аксиньей.
Портрет Натальи обращает на себя внимание такой деталью, как «раздавленные работой руки». С годами Наталья меняется, но автор все же подчеркивает в ней черты, говорящие о ее работоспособности и трудолюбии. В дом Мелеховых Наташа вошла сразу во многом потому, что покорила Ильиничну своим трудолюбием (чего не было у другой ее невестки — Дарьи).
«Работящая Наталья вошла свекрам в душу»,— говорит о ней автор.
Огромное терпение, стеснительность и целомудрие отличают Наталью. Она не целуется до свадьбы с мужем, потому что «совестно», а сама, озаренная счастьем, высчитывает в уме дни, оставшиеся до свадьбы.
Наталья — однолюбка. Ее любовь непонятна горячему по нраву Григорию, она холодна и медлительна, глубоко скрыты чувства Натальи. «Ты — как этот месяц,— говорит ей Григорий,— не холодишь и не греешь».
С рождением детей Наталья меняется. Она становится увереннее. «Расцвела и похорошела диковинно»,— замечает о ней автор. Любовь ее стала согревающей. Наталья полна глубочайшего достоинства, хотя ей приходится очень нелегко.
Героиня ведет сложный поединок со своей судьбой. Оскорбительно для нее поведение мужа, тайком встречающегося с Аксиньей, унизительны насмешки хуторян. Мучаясь от роковой отрешенности Григория, Наталья идет вымаливать его у Аксиньи в Ягодное.
Ее любовь жертвенная, она любит до самозабвения.
Отчаявшись в своих попытках вернуть мужа, Наталья бунтует и уходит из дома Мелеховых. От безысходности она испытывает огромное горе: «металась в своей девичьей горенке, как подстреленный чибис по ендовой куге»,— говорит о ней автор.
Постепенно Наталья понимает, что при жизни в доме Мелеховых у нее еще остается надежда на возвращение мужа, на восстановление семьи, рождение детей, а вне его она обречена на одиночество. Важны для Натальи поддержка Ильиничны, Пантелея Прокофьича. Она сроднилась с ними. Любимы ею стены, в которых вырос ее возлюбленный.
Наталья превосходит Аксинью талантом удивительной верности, нескончаемого терпения. Ее огромная страждущая душа — самая крепкая ограда для всего дома.. Это чувствуют и ценят все Мелеховы, а Ильинична находит в невестке надежную Союзницу в борьбе за домашний очаг, потому что это для них обеих — одна из высших ценностей.
Наталья пытается и не может понять Григория, его невольные отступления от нравственных норм, поворот от дома, семьи, хотя он всегда искренен, открыт перед ней. «Чужая ты какая-то…»,— прямо говорит Григорий.
Наталье безумно трудно, она противостоит не только Аксинье, против нее восстает война, забирающая Григория, ей приходится бороться и со всеобщим неуважением к чистоте и хрупкости. Наталья немногословна, хотя ее терзают острые внутренние боренья.
О глубине и силе ее переживаний говорят не слова, а поступки. Не выдержав нелюбви Григория и презрительного отношения хуторян, она пытается покончить с собой и даже идет на огромный страшный грех — избавляется от ребенка.
Она не упрекает Григория, узнав о его поведении в походе, а лишь сурово молчит. Великое чувство любви к Григорию пронесла Наталья через всю жизнь. Этим она вызывала зависть легкомысленной гулящей Дарьи. За это любили и ценили ее Ильинична, Пантелей Прокофьич, Дуняшка.
Умирая, Наталья «простила Григорию все… и вспоминала о нем до последней минуты».
Традиционное народное понимание предназначения любви — это, прежде всего, продолжение рода. А значит, по народным меркам, правильный выбор всегда остается за семьей, долгом, детьми. Любовь к мужу у Шолохова неразрывно связана с материнством, и не случайно говорится о Наталье: «Всю жизнь вбивала в детей».
Ильиничну и Наталью многое объединяет. Им обеим присуще мудрое спокойствие хранительниц семейного очага. Обе они терпеливые продолжательницы мелеховского рода. Обеих отличает глубоко запрятанная способность к духовной жизни.
Ильинична, как и Наталья — великая труженица. Весь ее день проходит в заботах по дому. Семья и дети — смысл ее жизни.
Большая хлопотунья, Ильинична, несмотря на возраст, сохраняет дородный стан, «гусыней плавает» по двору и дому. Она тоже немало натерпелась от мужа, но молчит об этом, не ропщет.
Глубокая женская мудрость помогает ей сохранить верность долгу, сохранить настоящую счастливую семью, стать ее центром, родить и воспитать троих детей.
Великое чувство материнства заложено как в Наталье, так и в Ильиничне. Наталья всю себя посвящает детям, Ильинична до последнего издыхания неистово ждет Григория. Как матери, обе эти женщины осуждают насилие. Их отличает необыкновенная мягкость и доброта. Ильинична не делит мир на красных и белых.
Она способна на проявление любви к самым разным людям. В ее сердце не находится места для мести и ненависти. Теплом она согревает даже тех, кто причинил ей боль. Она сближается с Аксиньей, жалеет Кошевого.
Поразительная внутренняя сила Ильиничны — она ни слезинки не выронила, узнав о смерти мужа, хотя внутренние ее переживания были глубоки.
Аксинья — полная противоположность и Ильиничне, и, прежде всего, Наталье. В Григории борются два чувства — страстная любовь к Аксинье и тоска по семейной жизни. Не случаен такой выбор имен писателем: Аксинья означает «чужая», а «Наталья — «родная».
Аксинья — воплощение непосредственной жизни, бурного протеста. «Не таюсь — грех на мне. Бей, Степан!», говорит она, глядя в глаза мужу, и снова, улучив момент, идет на встречу с Григорием.
Автор подчеркивает в Аксинье силу, цельность, горячность чувства, удивительное стремление к счастью. У нее пламенное сердце. «За всю жизнь за горькую отлюблю!.. А там хучь убейте! Мой Гришка! Мой!» — неистово восклицает она. Любовь Аксиньи — это глубокий, страстный порыв, утверждающий право на личную свободу человека. Нет оков, которые могли бы сковать его.
Григория и Аксинью многое объединяет. Это мятежные, ищущие души. В них неискоренима тяга к чему-то запредельному, безумному, бушующему. Григорий любит Аксинью, но изломана судьба не только у Натальи, но и у Аксиньи тоже.
Любовь гулящей солдатки в отсутствие мужа, «жалмерки», каковой стала во всеобщем представлении Аксинья после близости с Мелеховым,— обычное дело для казачьего хутора, и Григорий не воспринимает вначале всерьез предложение Аксиньи бежать с хутора. Обидными словами отвечает он на ее упреки. Горько Аксинье от ощущения растоптанности чувства.
Постепенно Григорий понимает, что по-настоящему привязан к Астаховой, чувствует он «сосущую тоску». Глядя на нелюбимую Наталью, он постоянно вспоминает Аксинью, сравнивает их, и сравнение это не в пользу Натальи.
Большое значение имело в развитии отношений Григория и Аксиньи рождение дочери. Даже неугомонный Пантелей Прокофьич перестал настаивать на возвращении сына домой. Меняется портрет Аксиньи, она предстает уже не порочной «жалмеркой», а женщиной-матерью.
Тоска по умершему ребенку, по ласке, теплу не позволила Аксинье противостоять напористым ухаживаниям Листницкого. Не смогла она, в отличие от Натальи, хранить верность любимому. Виной этому и ее горячий нрав, страстная натура, неумение сопротивляться наплыву чувств, сдерживать их, прятать глубоко в себе.
В финале книги любовь Аксиньи и Григория приобретает трагически возвышенный, совершенно иной, эпический характер. Горяча и страстна любовь Аксиньи, она готова идти за возлюбленным хоть на край света, не боясь никаких трудностей.
Поражает необыкновенная ее внутренняя сила. Аксинья проникается к Григорию почти материнской нежностью. Она окружает лаской и заботой Полюшку и Мишатку. Любовь к Григорию помогает ей сблизиться с Ильиничной.
Это уже совсем другая Аксинья.
Григорий забирает Аксинью, чтобы бежать с ней на Кубань. Нет над ними больше никакой власти, духовная, крепкая, ничем не объяснимая связь осталась их единственным богатством. Теперь им предоставилась никем и ничем не ограничиваемая возможность жить чистой, открытой, свободной жизнью. «А я все боюсь — не во сне ли это? » — говорит Аксинья, боясь поверить своему счастью.
Несмотря на разность, Аксинья и Наталья — обе одинаково дороги и близки читателю. Они очень женственны и прекрасны, каждая по-своему.
В романе возникают и другие женские образы. Это и Дарья, это и Лиза Мохова, являющиеся примером того, какой не должна быть женщина.
Женские образы проходят через литературу разных времен и народов. Наташа Ростова, Элен Безухова, тургеневская Ася и другие — все они стали воплощением писательских представлений о женских добродетелях и пороках. Женщина — продолжательница рода, это очень высокая миссия, поэтому женские образы находят в творчестве художников такое широкое осмысление.
Источник: https://5litra.ru/soch/284-zhenskie-obrazy-v-romane-m-sholohova-tihiy-don.html
Сочинение: «Женские образы в романе Тихий Дон»
Тихий Дон Шолохова — произведение, где автор затронул жизнь казаков в годы гражданской войны.
Автор показал суть характера казаков, создавая самобытных героев своей работы, которых невозможно забыть после прочтения и знакомства с ними.
Идея романа — это человек прежде всего, таким и нужно оставаться независимо от условий жизни, пусть даже нечеловеческих. Большую роль в своей работе писатель отводит героиням в Тихом Доне.
Женские образы в романе Тихий Дон
Роль женских образов огромная. Они в произведении Тихий Дон являются воплощением любви и дома. Они воплощают в себе семью и родную землю. Эти образы яркие и индивидуальные, однако всех их объединяет трагическая судьба. Сами же женские образы строятся на контрастах. Из всех созданных личностей, работая над нашим эссе, хотелось бы выделить Наталью и Аксинью.
Образ Аксиньи
Аксинья — женщина с трудной судьбой. Уже в шестнадцать лет ей достается от отца, а позже выдают замуж за Астахова. Муж ее избивает, свекровь на плечи девушки переложила все дела по хозяйству. Семейная жизнь была каторгой и только после рождения дочери жизнь немного окрасилась в краски, но радость была не долгой. Ребенок умирает, не дожив до года.
И вот на девушку обратил внимание Григорий Мелехов. Их чувства разгорелись, а любовь стала настолько сильной, что ничто не страшило Аксинью и за свое счастье она готова бороться до победного конца несмотря на то, что у Григория была жена.
Она поставила цель отнять казака у всех, и ее желание понятно, ведь до этого времени не видела девушка счастья и любви. Это героиня с упрямым характером, смелая, открытая, которая идет на поводу у страстей и ее не волнует мнение общества.
Она отстаивает свое право на счастье, на самостоятельность, показывая бурный протест против униженной роли женщин. Аксинья любит, и несмотря на преграды, ее любви хватает и на детей Григория, хватает любви и на то, чтобы не бояться пойти за любимым хоть на край света.
Так Аксинья бежит с Григорием, вместе с ним терпит лишения и у него же на руках умирает от пули. На этом заканчивается ее жизненный путь.
Образ Натальи
Еще одна яркая героиня романа — Наталья. Это жена Григория. Женщина любит мужа прекрасно зная, что чувства ее безответные. Когда читаешь произведение, то очень сочувствуешь девушке, которая очень хотела и надеялась вытеснить из сердца Григория Аксинью. Но, безуспешно.
Ни ее преданная и верная любовь к мужу, ни ее забота, ни общие дети не смогли заставить Григория не идти на измены. Однако я осуждаю ее в какой-то степени из-за того, что она решается убить не родившегося ребенка только потому, что ее муж изменяет.
А ведь в итоге это лишило жизни не только малыша, но и унесло за собой жизнь Натальи, оставив двух детей без материнской любви и ласки.
Делая вывод, мы видим, что все женские образы, а это и хранительница тепла Ильинична, и бунтарка Дарья, и Евдокия, и Наталья с ее преданной любовью, и противоречивая Аксинья, это женщины смелые, честные, гордые и отчаянные в борьбе за счастье, любовь, семью.
- женских образов в романе Шолохова Тихий Дон
Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-zhenskie-obrazy-v-romane-tixij-don.html
Характеристика образа Натальи в романе Шолохова «Тихий Дон»
Жизнь Натальи, так же как Аксиньи, трагична и изуродована. Наталья – женщина большой нравственной чистоты и глубокого, скрытого чувства.
Она нежно полюбила Григория, еще невестой разглядывала его «влюбленными глазами», с нетерпением высчитывала дни, оставшиеся до свадьбы. Провожая жениха, Наталья «смотрела ему в след со слезами взволнованной радости», ощущая «стремительное биение сердца».
Обычно застенчивая и! робкая, она настаивала на своем, когда родители поначалу противились ее замужеству. Но жизнь с Григорием не оправдала ее радостных ожиданий. Она все больше убеждалась в равнодушии к ней Григория, в большой любви его к Аксинье.
И когда Григорий честно признается: «Не люблю я тебя, Наташка, ты не гневайся…», она молчаливо и одиноко переживает свое горе, заметно исхудала, «в глазах появилось что-то новое, жалкое».
Писатель подчеркивает целомудренную сдержанность и беззаветность ее чувства к Григорию, покоряющую скорбь и печаль во всем ее «сияющем какой-то чистой внутренней красотой» облике, обращая особое внимание на ее «скорбные глаза», «печальные глаза». При виде Григория «глаза ее вспыхнули… ярким брызжущим светом радости», «лучились… сияющей трепетной теплотой». Скромная и сдержанная Наталья стыдится проявления своих чувств на людях, застенчиво скрывает их от чужих глаз.
Бесконечно верная Григорию и бескорыстная в любви к нему, Наталья своей нравственной чистотой, большим человеческим обаянием привлекает к себе всю семью Мелеховых. Всем щедрым сердцем заботится она о людях, сама же одиноко переживает несчастье нелюбимой жены.
В тяжелом ежедневном труде находит она забвение. Наталья еще в большей мере, чем Аксинья, женщина-труженица, и Шолохов поэтизирует ее исключительное трудолюбие, способность легко и вдохновенно отдавать свои силы работе, не жалея своих «больших, рабочих рук».
Рекомендуем почитать ►
МЦЫРИ КАК РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
Не познав радости в любви, Наталья нашла счастье в материнстве. После рождения Мишатки и Полюшки «расцвела и похорошела она диковинно». Горделивой радостью светилось ее зарумянившееся лицо, когда показывала Григорию детей.
Счастливая мать, она отдает всю свою неистраченную ласку детям. Наталья-мать покоряет и Григория своей «чистой внутренней красотой». «Могучая волна нежности» заливает его сердце.
Никогда не баловал он жену лаской и сейчас не нашел теплого слова, «молча притянув ее к себе, поцеловал белый покатый лоб и скорбные глаза».
Долго мирилась Наталья с положением нелюбимой жены. Надломленная и оскорбленная в своих лучших чувствах, она во время страшной грозы в степи проклинает мужа, искалечившего всю ее жизнь. Параллель между ее состоянием и состоянием природы с трагической силой передает душевную травму Натальи, которая, «молитвенно сложив мокрые от слез ладони» и обезумев от горя, просила смерти Григорию:
- Господи! Всю душеньку мою он вымотал! Нету больше силы так жить! Господи, накажи его, проклятого! Срази его там насмерть! Чтобы больше не жил он, не мучил меня!..
Черная клубящаяся туча ползла с востока. Глухо грохотал гром. Пронизывая круглые облачные вершины, извиваясь, скользила по небу жгуче-белая молния. Ветер клонил на запад ропщущие травы, нес со шляха горькую пыль, почти до самой земли пригибал отягощенные семечками шляпки подсолнухов.
Ветер трепал раскосмаченные волосы Натальи, сушил ее мокрое лицо, обвивал вокруг ног широкий подол серой будничной юбки. Сильная характером, Наталья порывает с безропотной покорностью и властно заявляет о своем праве на яркую, настоящую жизнь.
Но не зная, как бороться за нее, она губит себя.
В последние дни, перед смертью, со всей силой проявляется и величие ее духа, и .мужество, и самозабвенная любовь, и нравственная чистота.
Умирая, Наталья просит одеть ее в ту зеленую юбку, которую любил видеть на ней Григорий, передает Мишатке последнее завещание: «Приедет отец – поцелуй его за меня и скажи ему, чтобы он жалел вас».
Несмотря на тяжкое горе, обиды и унижения, связанные с их жизнью, Наталья перед смертью прощает Григорию все.
Источник: https://www.getsoch.net/xarakteristika-obraza-natali-v-romane-sholoxova-tixij-don/