Забытые шедевры советской фантастики
Первая и пока только первая подборка делается с картинками, как и положено. Далее – посмотрим, но скорее всего будут без. Так как форматирование.
Алексей Толстой «Аэлита» (1923).
Современному читателю это будет забавно: он прочитал «Аэлиту» где-то в школе или будучи подростком, и успешно забыл.
А между тем достаточно обратить внимание на язык этой книги, чтобы понять — став бессмертной классикой фантастики, «Аэлита» была и остаётся непревзойдённым шедевром.
Как в плане литературного языка, так и в части довольно дерзкой идеи. Достаточно посчитать, сколько появилось продолжений и даже подражаний.<\p>
Вот, например:
«И там не уйти от себя — за гранью Земли, за гранью смерти. Зачем нужно было хлебнуть этого яду — любить! Жить бы неразбуженным. Летят же в эфире окоченевшие семена жизни, ледяные кристаллы, летят дремлющие.
Нет, нужно упасть и расцвесть — пробудиться к жажде — любить, слиться, забыться, перестать быть одиноким семенем. И весь этот короткий сон затем, чтобы снова — смерть, разлука, и снова — полет ледяных кристаллов».
Да, это вам не цитаты из современных «ванильных» пабликов!
Среди некоторых продолжений можно порекомендовать «Магацитлы» Головачёва.
Александр Беляев. «Ариэль» (1941).
Судьба юноши, перенесшего множество лишений, остаётся в памяти читателя сказкой. Или даже сказкой-мечтой, убеждающей, что сила духа и воля способны свернуть горы, призывающей к полёту, пробуждающей самые лучшие (пусть и романтические) чувства. Впечатление может сильно подпортить идеология, некоторая устарелость стиля и деталей. Но тем не менее это один из лучших образцов русской фантастики.
Иван Ефремов. «Туманность Андромеды» (1957).
Сложность чтения этой книги (как и любой книги Ефремова) — где-то 6-7 из 10, так что роман вызовет либо немалый интерес, либо сильное неприятие. И имена героев напоминают «Звёздные войны». Автор был убеждённым коммунистом не на словах, а на деле, как сказали бы сейчас — «ноосферным коммунистом».
Вот лично мне, например, язык и стиль Ефремова кажется немного устаревшим и трудночитаемым. И всё же, из большого уважения к автору, нельзя не упомянуть эту вещь.
Как альтернативу можно посмотреть довольно мощный фильм 1967 года, где на столе Дар Ветра лежит предмет, по размерам и функциям напоминающий современный ноутбук.
Книга эта — гимн победившему разуму, силе и красоте человека (с поправкой, конечно, на победивший коммунизм), а вот в «Часе Быка» уже все мрачнее.
Е. Войскунский, И. Лукодьянов. «Экипаж Меконга» (1961).
Книга не только сочетает «новейшие фантастические открытия и старинные происшествия, тайны Вещества и многие приключения на суше и на море».
Это удивительный пример романа-сплава, удачно сочетающего в себе научную фантастику, исторический жанр, приключения нескольких героев, юмор и лирическую составляющую. При этом в ней есть место сомнениям, двойственности, человеческой мятежности, и даже немного — одержимости.
Древняя Индия и современность, Хивинский поход, иезуиты — в общем, это надо читать! Также настоятельно рекомендуется вполне достойный «Ур, сын Шама».
Георгий Мартынов «Гианэя» (1963).
Книга считается детской, и при этом является эпичным образцом того, как надо писать книгу на все времена.
Сейчас незаслуженно забыта, а между тем доставляет удовольствие своеобразным, порой поэтичным языком и гуманистическими образами.
Сегодняшний читатель может морщиться, но кто хочет окунуться в ностальгический источник — доставит гарантированно. Читайте Wiki про журнальный вариант и лёгкий налёт эротики в оригинале.
Георгий Гуревич «Мы из Солнечной системы» (1965).
Роман-мечта, но при этом довольно реалистическая мечта.
Романтический коммунистический идеализм, но с какими идеями! Тут вам и туфли для хождения по воде, и прообраз Skype, и проблема бессмертия, и победа над старостью, и возможность воспроизводить любые предметы на атомном уровне — то, до чего нанотехнологиям ещё ползти и ползти! А следовательно, возможность воскрешать мёртвых! Такое вполне себе человечное и «тёплое» будущее, почти не утратившее злободневности, и прекрасная новелла о материнской любви.
Владимир Савченко «Открытие себя» (1967).
В этой книге мы увидим научный институт как он есть. Взаимоотношения сотрудников, интриги, научные работы. Словом — производственное повествование. В которое вплетается неведомое и неожиданное. Книга вобрала в себя всё лучшее от советской фантастики.
Гуманизм, безусловно оптимистический взгляд на будущее, честные, сильные и творческие герои. И при этом описанное в книге кажется почти реальным, никакого пафоса. Ну разве что общий тон романа ощущается чуть-чуть приподнятым — зато в нём есть сатира и шедевр «научнопопулярного» текста.
Книга также годится, чтобы заставить читателя испытать «взрыв мозга» либо «бегать по потолку».
Александр Мирер «Главный полдень» (1969).
Осторожно! Детско-подростковая книга может отпугнуть взрослого серьёзного дядю со скучной бородой. А вы, дети, присаживайтесь. Сейчас я вам по хардкору поясню, как надо писать повести о вторжении инопланетян.
Но-но, без смешочков! Тут вам внезапное скрещение Хайнлайна с Крапивиным, и детский страх перед неведомым взрослением — а ещё это даже сейчас читается увлекательно, необычно. Не так масштабно, немного наивно, а может быть, даже и простовато — но всё же очень даже читабельно.
Роман входит в цикл «Дом скитальцев», вторая книга намного хардкорнее — подростки действуют в мире инопланетян, всё прописано детально, сложновато, перчатки лопаются. В общем, заслуженный шедевр отечественной фантастики.
Владимир Михайлов «Сторож брату моему» (1976).
Одна из самых необычных книг русской фантастики. Взяв сразу две абсолютно ни на что не похожих идеи, автор поднял заодно и общественные проблемы. И попытался справиться с ними — но средствами поэтическими. Тут нет взрывов, погонь и вообще элементов бестселлера как такового.
Но читается это так, что запоминается почти сразу. Народу, судя по всему, нравится — роман попал даже в современную подборку Эксмо «Шедевры отечественной фантастики». Но всё же предупрежу, что доставляет удовольствие отнюдь не всякому читателю.
Для тех, кто любит такую неторопливую, медленную социальную фантастику, смешанную с лирикой.
Сергей Павлов «Лунная радуга» (1976 – 1983).
Роман «Лунная радуга» посвящен будущему космонавтики, проблемам, которые могут встать перед человечеством при исследовании Внеземелья. Глубокая разработка характеров, напряженный сюжет, убедительные описания техники и быта наших потомков делают повествование увлекательным и достоверным.
Автор показал развитие тенденций освоения Солнечной системы, а не их возможных (мыслимых) перспектив, что характерно для фантастики о далеком будущем.
(Опять-таки, лично на мой взгляд – книга предназначена в первую очередь для людей с техническим складом ума, хотя характеры бедностью не страдают).
Кир Булычёв «Посёлок» (1988).
Едва ли не единственная из всей подборки книга, которая безжалостно ломает устоявшиеся представления о советской фантастике и не оставляет от шаблонов камня на камне. Сплав жанров захватывает — здесь даже аннотация не нужна. Просто начните. Потом ещё можно «догнаться» «Половиной жизни», тоже вполне достойным произведением.
Владислав Крапивин «Гуси, гуси, га-га-га…» (1989).
Ещё одна книга, переворачивающая внутренний мир читателя с ног на голову. Это одна из тех редких книг, которые почти сразу «хватают за горло».
Вот только это не триллер или боевик — это действительно нечасто встречающийся случай, когда книга производит над читателем опыт и вызывает у него самый настоящий катарсис, заставляя сопереживать герою и мучаться вместе с ним. Жёсткая антиутопия и социальная сатира — каждый видит в этой книге своё.
Вдобавок она задаёт читателю непростые вопросы — а есть ли в каждом из нас способность поступить правильно, а не прогнёмся ли мы под давлением обстоятельств? Одна из лучших (а возможно – и лучшая) вещь конца восьмидесятых.
Условно ещё шедевром советской фантастики считается «Леопард с вершины Килиманджаро» О. Ларионовой (1965). Ну вот на мой взгляд – нет, это не шедевр. Но найдётся немало людей, считающих эту книгу шедевром.
Тут ещё не упомянуто довольно многое. Булгаков, Стругацкие, Обручев – потому что подразумевается, что уж это-то читатель читал, и эти авторы не забыты. Не включены в список ещё некоторые книги, по которым будет продолжение. Но надеюсь, что этим зачином хотя бы многое напомнил.
Ребусы и их правила.
Ребус задаётся в виде вопроса, о котором читатель может знать от литературоведов, по собственному любопытству и другим стечениям обстоятельств. В скобочках указывается сложность ребуса – насколько этот факт известен.
Если ребус отгадан, плюс в карму ))) Если ребус не отгадан, но интересно попробовать, в комментариях пишется просьба о подсказке/ответе. Если подсказок не было, и ребус не отгадан, ответ даётся спустя неделю.
Внимание, ответ даётся в комментариях (далее посмотрим по удобству).
Ребус для читателей 1 (сложность – весьма хардкорная). В одном из этих романов персонаж обладает гораздо лучшими, по сравнению с обычными людьми, свойствами – большей силой и ловкостью, скоростью, обострённым слухом и т.д. Так вот, есть теория, что автор наделил этого персонажа такими свойствами, так как сам страдал от прогрессирующей болезни. Назовите автора / персонаж.
Ребус для читателей 2 (сложность выше средней). В одном из этих романов можно найти отклик на события «пражской весны» (что значительно сужает круг правильного ответа).
Источник: https://cont.ws/post/281466
Архив фантастики
1968
Стажеры; Второе нашествие марсиан
1970
Финансист на четвереньках
1971
1972
1973
1974
1975
Люди как люди
1976
1977
1978
Зеленые двери Земли
1979
1980
Гуревич. Темпоград
1981
1982
Сезон туманов
1983
Плавающий остров
1984
Испытание добром
1985
Первый шаг
1986
Мастерская для Сикейроса
1987
Прозрачник
1988
Повелитель эллов
1989
Заблудившийся всадник
1990
Без симптомов
1991
1992
Источник: https://archivsf.narod.ru/1967/bsf/index.htm
Советская фантастика
Великолепные фильмы, снятые на основе произведений мировых фантастов или по сценариям талантливых кинематографов периода СССР размещены в данной рубрике “Советская фантастика”.
Необычные сюжеты, неожиданные повороты событий, самые разнообразные реальные и вымышленные персонажи, героические поступки и трагические финалы ждут вас буквально в каждой картине раздела.<\p>
Еще до появления кинематографического искусства фантастика, как отдельный жанр, жила полной жизнью.
Писатели выражали все свои вымыслы в прозе, поэзии и драматургических постановках, художники на холстах. Но с выходом первого кино все стало на свои места.
Если фантастические литературные произведения оставляют читателю место для вынужденных дорисовок и домыслов, то с кинематографической фантастикой все гораздо проще: нет необходимости ничего додумывать просто наслаждайтесь просмотром необычного, диковинного сюжета. А таковых, на самом деле, огромнейшее количество.
<\p>
Наверняка вы не понаслышке знаете историю того самого “Человека-амфибии”, именуемого Ихтиандром и наводящего ужас на всех местных рыбаков. Вряд ли найдется кинолюб, не слыхавший ранее о ленте “Туманность Андромеды” и нелегких испытаниях космонавтов на звездолете “Тантра”.
И даже если вы доселе не знакомы с “Завещанием профессора Доуэля”, снятого по мотивам романа А. Беляева, у вас есть отличная возможность посмотреть эти шедевры бесплатно. Вся советская фантастика онлайн предоставлена в отличном качестве и в круглосуточном доступе.
<\p>
Если вы не знаете чем занять дождливый выходной, знойный отпускной полдень, или как провести предпраздничный вечер, мы вам советуем смотреть советскую фантастику. Даже редкий сеанс просмотра кино такого рода способен вдохновить, поднять настроение, показать нечто новое, расширить кругозор и, конечно же, доставить настоящее удовольствие. Рубрика разработана таким образом, чтобы показатели уровня и отзывы зрителей помогли всем желающим найти самый достойный фильм среди всех представленных. Хотя, кто-то когда-то сказал, что о вкусах не спорят!
- 01:16:14 2595 2<\p> «Быть впереди, но никогда не возвысить себя над человечеством», — таков девиз и присяга акванавтов-исследователей. В Индийском океане располагается станция «Дейтерий 1010» по добыче тяжёлой воды — топлива для АЭС, обеспечивающих энергоснабжение западного побережья. Обслуживающий персонал — два…
- 01:16:06 6117 2<\p> Фильм снят по мотивам рассказа Клиффорда Саймака «Все живое — трава». В небольшом поселке последнее время творятся странные вещи, и вскоре поселок оказывается отрезанным от внешнего мира непреодолимой стеной. Ученый Александр Картин пытается расследовать необычное явление.
- 01:50:30HD 2498 0<\p> Классический советский немой художественный фильм Якова Протазанова, вольная экранизация одноимённой фантастической повести Алексея Николаевича Толстого. Действие фильма начинается в декабре 1921 года в Петрограде, вскоре после окончания Гражданской войны и начала НЭПа. Страна лежит в разрухе,…
- 01:42:14 2758 0<\p> Далеко в среднеазиатских степях спрятан полигон, на котором идут испытания новых реактивных самолётов, в том числе, экспериментальной машины с ракетным двигателем, способной совершить суборбитальный пилотируемый космический полёт — достичь высоты в 100 км, а также скорости свыше 7200 км/ч. На…
- 01:42:09 2262 1<\p> Далеко в среднеазиатских степях спрятан полигон, на котором идут испытания новых реактивных самолётов, в том числе, экспериментальной машины с ракетным двигателем, способной совершить cуборбитальный пилотируемый космический полёт — достичь высоты в 100 км, а также скорости свыше 7200 км/ч. На…
- 01:16:30 1718 -1<\p> Легкомысленный ученый изобретает средство, позволяющее человеку заснуть, проспать сто и больше лет. Мак-Кинли маленький человек, клерк в одном из рекламных бюро очень любит детей и мечтает завести кучу собственных детишек. Попав на пресс конференцию, он получает приглашение посетить один из…
- 01:12:14 1786 0<\p> Легкомысленный ученый изобретает средство, позволяющее человеку заснуть, проспать сто и больше лет. Мак-Кинли маленький человек, клерк в одном из рекламных бюро очень любит детей и мечтает завести кучу собственных детишек. Попав на пресс конференцию, он получает приглашение посетить один из…
- 01:02:25 2765 1<\p> Детский фантастический фильм по пьесе Сергея Михалкова «Первая тройка, или Год 2001». Почти фантастическая история о трех подростках, которые завоевали право на участие в первом детском космическом полете. И хотя испытание оказалось лишь тренировкой, они успели пережить многое: и настоящую…
- 01:21:42 3135 0<\p> Дети получают от родителей в подарок электронную игру. С помощью огромных телеэкранов Питер и Вэнди днями пропадают в южно-африканской степи и с восторгом наблюдают за тем, как львы пожирают антилоп. А между тем вне дома происходят странные события: в городе растет атмосфера неприязни, появляются…
- 01:24:21 3640 0<\p> На орбитальной космической станции из-за метеоритного потока происходит авария, в результате которой командир корабля получает тяжелое ранение. Его необходимо срочно доставить на Землю и продолжить испытания. Сделать это может только экипаж Кузнецова-Мухина, много лет готовившегося к полету.
- 01:26:02 1769 1<\p> Вольная экранизация пьесы Карела Чапека “R. U. R.”. Ученый-идеалист Джим Рипль создает роботов для облегчения труда рабочих. Роботы оказываются очень эффективны и капиталисты хотят полностью заменить ими рабочих на фабриках. Начинаются забастовки. Для усмирения рабочих капиталисты делают из…
- 01:31:01 2093 0<\p> Фильм снят по одноимённому роману А. Н. Толстого. 1925 год. Профессор Манцев изобрел оружие небывалой разрушительной силы — гиперболоид, наносящий страшные удары лучом. Инженер Гарин крадет этот прототип лазерной пушки и решает использовать для безумной идеи – стать правителем мира…
- 01:20:24 3362 1<\p> Первый Советский фильм, соединивший в себе жанры фантастики и фильма ужаса. В одном из заповедников в результате опытов профессора Фидлера расплодились звероподобные существа – мыслящие отарки. Лишенные эмоций и морали людей, отвратительные твари становятся серьезной угрозой человечеству….
- 02:11:21 1989 0<\p> Фильм “Дни затмения” снят по мотивам повести А. и Б.Стругацких “За миллиард лет до конца света”. В картине сохранена основная идея литературного прототипа о том, как трудно творческому человеку в мире тоталитарного мышления и административного давления. Молодой врач работает в небольшом…
- 01:35:34 1859 1<\p> Фантастическая драма. По рассказу Станислава Лема “Дознание” Одна известная интэлектронная корпорация приглашает Пиркса совершить полет к Сатурну и выступить в роли эксперта в оценке своего экипажа, необычного экипажа, состоящего из людей и человекоподобных роботов, различить которых невозможно…
- 01:20:08 1721 1<\p> Молодой ученый создает биохимическую модель человека. Роботу «РБ-235», точной копии своего создателя, дали возможность выйти за пределы института и пожить по-человечески.
- 01:26:26 1998 0<\p> Фильм снят по мотивам известного научно-фантастического романа русского писателя Александра Беляева «Голова профессора Доуэля». Много лет крупный ученый пытался решить проблему бессмертия. Он не скрывает от коллег результатов смелых и рискованных экспериментов. Но однажды случилось…
- 02:11:16 1947 5<\p> Двое случайных знакомых, Сергей Пшеничный и Андрей Немчинов, волею загадочных обстоятельств переносятся почти на 40 лет назад. Этот день — 8 мая 1949 года — начинает повторяться для них с неумолимым постоянством. Каждому из героев судьба дает свой шанс: Андрей может предотвратить гибель людей в…
- 01:24:02 2369 2<\p> В Москву приезжает Изобретатель, сконструировавший машину, которая определяет меру одарённости человека, его призвание. Учёные отнеслись к этому изобретению с недоверием, однако, вскоре на многих конкурсах стали побеждать молодые жители города Лесногорска – родины Изобретателя. Все они уже со…
- 01:32:47 3946 0<\p> Фильм снят по мотивам повести Владимира Губарева «Легенда о пришельцах», в которой реальные события вокруг неудачного запуска 4-го советского беспилотного корабля-спутника 22 декабря 1960 с двумя собаками на борту. На поиски упавшего в районе Подкаменной Тунгуски космического корабля отправляется…
Источник: https://cccp-film.ru/video/rubrics/sovetskaja-fantastika.html
Антология Советской Кинофантастики – Locals
Несмотря на то, что рокот космодрома нам не снится, что-то звёзднодалёкое определённо манит и завораживает. Одним словом, наткнувшись на просторах интернетов на подборку советской кинофантастики, мы не могли ею с вами не поделиться.
Советская кинофантастика — самобытное явление в мировом приключенческом кино. В золотом фонде кинематографа она представлена “Солярисом” и “Сталкером”. Но наши родители под научно-фантастическим фильмом подразумевали, скорее всего, оптимистическую и пафосную картину о далеких звездных экспедициях.
Советский космос — самый советский во Вселенной. Для энтузиастов социалистического строительства космос был не просто межзвездным пространством. Это было место, где, как и в сугробах тайги, и на полях целины, и на пыльных тропинках далеких планет непременно “останутся наши следы”. И тогда не только в Заполярье и Зауралье, но обязательно “и на Марсе будут яблони цвести”.
Представляем вашему вниманию обзор советской кинофантастики.
“Аэлита”
Год выпуска: 1924
Жанр: фантастика, драма, немое кино
Режиссер: Яков Протазанов
В ролях: Игорь Ильинский, Николай Баталов, Юлия Солнцева
О фильме: Инженер Лось создает космический корабль для полета на Марс. В полете его сопровождает красноармеец Гусев, мечтающий немедленно организовать на Марсе революцию, и детектив Кравцов, подозревающий Лося в убийстве жены. Революции на Марсе препятствуют козни первого министра Эвора и противодействие красавицы Аэлиты — властительницы планеты…
“Космический рейс”
Год выпуска: 1935
Жанр: Научная фантастика
Режиссер: Василий Журавлёв
В ролях: Сергей Комаров, Василий Ковригин, Николай Феоктистов, Василий Гапоненко, К. Москаленко, Сергей Столяров
О фильме:
Первый советский научно-фантастический фильм о космосе, вышедший на экраны 21 января 1936 года. Его выпуску предшествовала двухлетняя работа на студии «Мосфильм», выполненная на твёрдой научной основе — консультантом проекта был Константин Эдуардович Циолковский, сделавший для картины 30 чертежей ракетоплана.
Благодаря его помощи советским кинематографистам удалось создать удивительно реалистичную для своего времени картину путешествия на Луну — задолго до того, как было положено начало реальным исследованиям космического пространства.
Первый интертитр фильма гласил: «Это случилось в Москве, летом 1946 года, когда знаменитый астрофизик академик Седых решил лететь на Луну»
“Я был спутником Солнца”
Год выпуска: 1959
В ролях: Павел Махотин, Владимир Емельянов, Георгий Вицин
О фильме:
Фильм рассказывает о будущем: уже несколько лет как человечество освоило лунные трассы, готовится к дальним полётам, работает над компенсирующими космическое излучение материалами… Попав в полосу непроходимых зон, космический корабль потерял связь с Землей и не вернулся. Спустя двадцать лет Андрей, в лаборатории которого успешно завершились испытания защитных материалов, решает повторить подвиг своего учителя. . .
“Небо зовет”
Год выхода: 1959
Жанр: Фантастика
Режиссер: Александр Козырь, Михаил Карюков
В ролях: Иван Переверзев, Александр Шворин, Константин Барташевич, Гурген Тонунц, Валентин Черняк, Виктор Добровольский, Лариса Борисенко, Лев Лобов, Сергей Филимонов, Мария Самойлова
О фильме:
Научно-фантастический фильм о первой земной экспедиции на Марс — неудавшейся, с вынужденной посадкой на астероиде.
Самое лучшее в фильме — это бесподобные космические пейзажи и впечатляющие панорамы освоенного человеком околоземного пространства (в частности, орбитальная станция, сильно смахивающая на ту, что позднее изобразил Кубрик в “Космической одиссее 2001”), которые придумал главный художник-фантаст тех лет Юрий Швец.
“Планета бурь”
Год выпуска: 1961
Жанр: Фантастика
Режиссер: Павел Клушанцев
В ролях: Геннадий Вернов, Владимир Емельянов, Георгий Жженов, Георгий Тейх, Кюнна Игнатова, Юрий Саранцев
О фильме:
Фильм о первой экспедиции землян на Венеру, снятый по мотивам одноименной повести Александра Казанцева, первой части романа “Внуки Марса”. «Планета бурь» оказала значительное влияние на отечественную кинофантастику следующих десятилетий и была признана одним из важных этапов в мировом фантастическом кинематографе.
Не зря Стэнли Кубрик и Джордж Лукас называют Павла Клушанцева своим “крестным отцом” и учителем. В своих фильмах Клушанцев “подсказал” многие технические находки, благодаря которым стало возможным создание таких киносаг, как “Космическая одиссея” Кубрика и “Звездные войны” Лукаса…
Фильм получил крайне недоброжелательные отзывы на родине, но стал чрезвычайно популярен за рубежом.
Право на его прокат приобрели 28 стран.
“Мечте навстречу”
Год выпуска: 1963
Жанр: Фантастика
Режиссер: Михаил Карюков, Отар Коберидзе
В ролях: Николай Тимофеев, Отар Коберидзе, Людмила Гурченко, Лариса Гордейчик,Николай Волков, Семен Крупник, Вячеслав Воронин, Василий Векшин
О фильме:
Звездолет, направляющийся на Землю с планеты Центурий, недалеко от Марса терпит аварию. Чтобы разыскать пришельцев из вселенной и помочь им, с Земли стартует межзвездный корабль “Океан”, на борту которого находится радиоастроном Таня. Вскоре на Луну, с целью обеспечения “Океана” дополнительной энергией, посылают вторую ракету.
“Туманность Андромеды”
Год выпуска: 1967
Жанр: Фантастика, Мелодрама
Режиссер: Евгений Шерстобитов
В ролях: Сергей Столяров, Вия Артмане, Николай Крюков, Татьяна Волошина, Ладо Цхвариашвили, Александр Гай
О фильме:
Далекое будущее. Звездолет землян «Тантра» вошел в гравитационное поле одной из неизведанных планет.
Никто здесь раньше не был, но все знают о «дурном» нраве Железной звезды, Путешественники не в силах выбраться из ее силового поля, потому что топливо на исходе.
Они вынуждены либо оставаться на орбите еще двадцать лет, либо совершить посадку на неизвестную планету, на которой обнаружен инопланетный звездолет.
“Москва-Кассиопея / Отроки во вселенной”
Год выпуска: 1973-1974
Жанр: Фантастическая комедия , детский
Режиссер: Ричард Викторов
В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Василий Меркурьев, Лев Дуров, Юрий Медведев, Петр Меркурьев, Миша Ершов, Саша Григорьев, Владимир Савин, Владимир Басов, Ольга Битюкова, Надя Овчарова, Ира Попова, Александр Адоскин, Наталья Фатеева, Раиса Рязанова, Валентина Куценко.
О фильме:
Из глубин Вселенной до Земли долетает радиосигнал разумных существ с планеты из системы звезды Шедар (Альфа созвездия Кассиопеи).
Проект, предложенный юным изобретателем Витей Середой, должен позволить земному звездолёту достичь планеты.
На Земле формируется команда из юных четырнадцатилетних космонавтов для исследования далекого созвездия.
Путь предстоит долгий, и, по расчетам, они доберутся до цели на космическом корабле “Заря” уже опытными, взрослыми космонавтами.
“Большое космическое путешествие”
Год выпуска: 1974
Жанр: фантастика, мелодрама, семейный, детский
Режиссер: Валентин Селиванов
В ролях: Мила Берлинская, Сергей Образов, Игорь Сахаров, Люсьена Овчинникова, Павел Иванов, Владимир Ухин, Нинель Мышкова, Владимир Плотников, Зинаида Сорочинская, Алексей Золотницкий
О фильме:
Почти фантастическая история о трех друзьях, которые завоевали на конкурсе среди подростков право на космический полет. И хотя испытание казалось лишь тренировкой к настоящему полету, ребята справились отлично.
“Солярис”
Год выпуска: 1972
Жанр: Фантастика, драма
Режиссер: Андрей Тарковский
В ролях: Донатас Банионис, Наталья Бондарчук, Юри Ярвет, Владислав Дворжецкий, Николай Гринько, Анатолий Солоницын, Сос Саркисян, Тамара Огородникова, Ольга Барнет, Александр Мишарин
О фильме:
Многие поколения ученых безуспешно пытаются разгадать тайну загадочной планеты Солярис. Планета, покрытая Океаном, представляющим собой гигантский живой мозг.
Однако все попытки установить с ним контакт терпят крах.
Ученый-психолог Крис Кельвин отправляется в экспедицию на далекий Солярис, чтобы решить вопрос о целесообразности дальнейшего исследования планеты…
“Дознание пилота Пиркса”
Год выпуска: 1979
Жанр: фантастика, драма
Режиссер: Марек Пестрак
Актеры: Сергей Десницкий, Болеслав Абарт, Александр Кайдановский, Владимир Ивашов, Збигнев Лесень.
О фильме:
Крупная корпорация выпускает человекоподобных роботов, несмотря на общественное мнение, прессу и профсоюзы, которые выступают против.
Принимается решение отправить космический корабль к Сатурну для запуска искусственных спутников, где экипаж будет состоять из роботов.
Для осуществления полета выбирается пилот Пиркс, известный своей честностью и неподкупностью.
Недоброжелатели из корпорации опасаются, что мнение Пиркса может сорвать прибыльное производство, и принимают свои меры.
“Через тернии к звёздам”
Год выпуска: 1981
Жанр: фантастика
Режиссер: Ричард Викторов, Николай Викторов
В ролях: Елена Метелкина, Вадим Ледогоров, Улдис Лиелдидж, Вацлав Дворжецкий, Надежда Семенцова, Александр Лазарев, Александр Михайлов, Борис Щербаков, Игорь Ледогоров, Игорь Ясулович, Глеб Стриженов, Владимир Федоров
О фильме:
XXIII век. В таинственных и малоизведанных глубинах Вселенной патрульный звездолет Пушкин обнаруживает космический корабль неизвестной землянам конструкции. Корабль мертв.
Среди погибших инопланетян исследователи случайно обнаруживают искусственного человека — девушку Нийю, обладающую уникальными способностями — она может мгновенно перемещаться в пространстве, длительное время обходиться без воздуха, одним лишь мановением руки может отбрасывать от себя людей, и любые предметы.
“Петля Ориона”
Год выпуска: 1980
Жанр: Фантастика
Режиссер: Василий Левин
В ролях: Леонид Бакштаев, Геннадий Шкуратов, Виталий Дорошенко, Анатолий Матешко, Людмила Смородина, Анатолий Азо, Андрей Градов, Гиви Тохадзе, Лия Элиава, Юрий Меншагин, Борис Руднев, Валентин Кулик, Эрменгельд Коновалов
О фильме:
В глубинах Космоса обнаружен загадочный сгусток энергии, приближающийся к Земле.
Навстречу “Петле Ориона” (так назвали это явление) отправляется экспедиция со смешанным экипажем из людей и киборгов… Достигнув места назначения, они встречают неизвестную инопланетную цивилизацию, от которой узнают, что Земле грозит серьезная опасность — “стеклянная болезнь”.
Инопланетяне пытаются спасти человечество, создав вокруг планеты энергетический барьер (а именно “Петлю Ориона”). Но путь к пониманию двух цивилизации оказывается тернист…
“Звездный инспектор”
Год выхода: 1980
Жанр: Фантастика
Режиссер: Марк Ковалев, Владимир Полин
В ролях: Николай Бриллинг, Эммануил Виторган, Вячеслав Гостинский, Юрий Гусев, Леонид Кмит, Валентина Титова, Тимофей Спивак, Владимир Ивашов, Вилныс Бекерис
О фильме:
База Международной космической инспекции оказалась уничтоженной в результате пиратского нападения неизвестного боевого аппарата. Вслед за этим кончает жизнь самоубийством президент одного из могущественнейших западных концернов.
Однако доказать прямую связь между этими событиями поначалу не удается. В район предполагаемой базы пиратского крейсера направляется космический корабль «Вайгач».
Оказалось, что на одной из планет удаленной звездной системы гениальным ученым-биофизиком, работавшим на концерн, была оборудована тайная научная лаборатория, где велись исследования по созданию искусственного интеллекта.
“Лунная радуга”
Год выпуска: 1983
Жанр: Фантастика
Режиссер: Андрей Ермаш
В ролях: Владимир Гостюхин, Василий Ливанов, Юрий Соломин, Игорь Старыгин, Владимир Кенигсон, Георгий Тараторкин, Гражина Байкштите, Александр Пороховщиков, Гедиминас Гирдвайнис, Борис Иванов
О фильме:
В разных районах Земли зарегистрированы “черные следы” и именно в тех же местах — необъяснимые атмосферные аномалии и магнитные бури. Специально созданной оперативной группе удалось обнаружить связь “следов” с космической катастрофой, в результате которой остались в живых только четверо.
По материалам статьи Андрея Вяткина “Через тернии — к зрителю”
Источник: https://locals.md/2012/antologiya-sovetskoy-kinofantastiki/
Читать
Виталий Бугров
СОВЕТСКАЯ ФАНТАСТИКА: КНИГИ 1917-1975 гг.
Предлагаемый обзор является по существу первой попыткой представить вниманию читателей основной монолит нашей фантастики – книжную НФ-продукцию, выпущенную за годы Советской власти.
Около семисот книг (не считая переизданий), принадлежащих перу трехсот семидесяти авторов, и свыше ста коллективных сборников вошло в два раздела этого обзора.
Естественно, обилие материала требовало необходимого упрощения библиографии; в противном случае объем обзора вырос бы в несколько раз, что неизбежно усложнило бы его публикацию.
В чем это упрощение выразилось?
Опущено содержание авторских сборников – за исключением тех из них, где фантастические произведения занимают лишь часть общего объема.
Точно так же не расписаны специально фантастические коллективные сборники и, кроме того, ежегодники “Мир приключений” и “На суше и на море”: предполагается, что интересующиеся смогут восполнить эти пробелы с помощью годовых обзоров, которые с 1967 года публикуются в сборниках “Фантастика”, выпускаемых издательством “Молодая гвардия”.
Переиздания, произведения, включенные в авторские и коллективные сборники, некоторые другие дополнительные сведения даны в скобках – в виде сжатого библиографического комментария. Минимально представлены в обзоре сказочно-фантастические произведения. Не включены повести о жизни первобытных людей, в равной степени тяготеющие и к фантастике, и к исторической прозе.
Изъята из обзора (за исключением книг К. Э. Циолковского) очерковая фантастика. В разделе коллективных сборников опущены периодические и продолжающиеся (имеющие порядковую нумерацию) издания; опущены и некоторые не “специально фантастические” сборники, если фантастика, включавшаяся в них, успела войти в авторские книги.
Вместе с тем составитель достаточно широко (хотя и далеко не исчерпывающе) ввел в обзор так называемую “скрытую” фантастику — упоминавшиеся выше авторские (коллективные) сборники, в которых НФ представлена лишь частью объема. Соображения, какими составитель при этом руководствовался, сводятся к следующему.
Во-первых, представлялось желательным хотя бы минимально выявить для читателей малоизвестные публикации уже известных писателей-фантастов.
И, во-вторых, хотелось подчеркнуть широкое распространение фантастики “в глубь” нашей литературы — причем не только научно-популярной и научно-художественной, но и “обычной” художественной литературы (что, на наш взгляд, крайне знаменательно).
Кроме того, в виде исключения в обзор включены переиздания нескольких дореволюционных книг (А. Богданов, В. Тан-Богораз, К. Э. Циолковский и некоторые другие авторы), ставших неотъемлемой частью советской фантастики.
В заключение несколько слов о псевдонимах: они раскрыты лишь в тех случаях, когда это казалось необходимым или представляющим дополнительный интерес для читателей.
Составитель надеется получить от читателей дополнения и замечания, могущие помочь в дальнейшей работе над библиографией советской фантастики.
I
Абашели Александр Виссарионович (1884-1954)
Женщина в зеркале. Роман. Пер. с груз. Тбилиси, “Заря Востока”,1961, 147 с.
Абашидзе Григол Григорьевич (1913)
Две пьесы. Пер. с груз. Тбилиси, “Заря Востока”, 1963, 160 с.(с. 74-103. Путешествие в три времени. Трагикомедия).
Абрамов Александр Иванович (1900)
Гибель шахмат. Повесть. М., Физкультиздат, 1926, 48 с.
Абрамов Александр Иванович (1900), Абрамов Сергей Александрович (1942)
Тень императора. Повести и рассказы. М., “Дет. лит.”, 1967, 296 с.
Всадники ниоткуда. Роман, рассказы, повесть. М., “Дет. лит.”, 1968, 335 с.
Рай без памяти. Роман. М., “Дет. лит.”, 1969, 320 с.
“Селеста-7000”. Роман. М., “Дет. лит.”, 1971, 218 с.
Все дозволено. Роман. М., “Дет. лит.”, 1973, 271 с.
Агишев Рустам Константинович (1913)
Руэлла. Рассказы. М., Воениздат, 1968, 48 с. (с. 36-47. Руэлла. Рассказ. Вошел также в авт. сб.”Бей, барабан!”. Тула, Приокское кн. изд., 1968.)<\p>
Адалис Аделина Ефимовна (1900-1969), Сергеев Иван
Абджед хевез хютти. Роман. М.-Л., “Мол. гвардия”, 1927, 224 с.
Адамов Григорий Борисович (1886-1945)
Победители недр. Роман. М.-Л., Детиздат, 1937, 320 с.
Тайна двух океанов. Роман. М.-Л., Детиздат, 1939, 608 с. (М.-Л., Детиздат, 1941; Л., Лениздат, 1946; М., Детгиз, 1954, 1955; Ташкент, Объедин. изд., 1956; Фрунзе, Киргизучпедгиз, 1957; М.
, Детгиз, 1959, 1960.)<\p>
Изгнание владыки. Роман. М.-Л., Детгиз 1946, 600 с. (Новосибирск, Кн. изд., 1958; Киев, “Молодь”, 1959.)<\p>
Победители недр. Изгнание владыки. Романы.
Фрунзе, Киргизучпедгиз, 1958, 764 с.
Акентьев Владимир Васильевич, Лобачев Юрий Павлович
Остров тайн. Повесть. Л., “Дет. лит.”, 1968, 287 с.
Аксенов Василий Павлович (1932)
Мой дедушка – памятник. Повесть. М., “Дет. лит.”, 1972, 208 с.
Александров Вильям Александрович
Планета МИФ. Повести. Ташкент, “ЁШ гвардия”, 1975, 256 с. (с. 115-252. Планета МИФ. Повесть.)<\p>
Алексеев Валерий Алексеевич
Городские повести. М., “Мол. гвардия”, 1971, 208 с. (с. 99-158. Кот-золотой хвост. Повесть. Вошла также в авт. сб. “Открытый урок”. М., “Мол. гвардия”, 1974.)<\p>
Седьмое желание. Повесть и рассказы. М., “Дет. лит.”, 1971, 127 с.(с. 75-92, 96-112. Седьмое желание; Желтые очки. Рассказы.)<\p>
Алексеев Глеб Васильевич (1892-1944)
Подземная Москва. Роман. М.Л., “ЗИФ”, 1925, 187 с.
Алимбаев Шокан Казбаевич (1941)
Альфа гениальности. Рассказы и повесть. Алма-Ата, “Жазушы”, 1967, 72 с.
Альтов Генрих Саулович (1926)
Легенды о звездных капитанах. Рассказы. М., Детгиз, 1961, 119 с. (М., Детгиз, 1962.)<\p>
Опаляющий разум. Рассказы. М., “Дет. лит.”, 1968, 208 с.
Создан для бури. Рассказы. М., “Дет. лит.”, 1970, 287 с.
Альтшуллер Генрих Саулович (1926), Фелицын Вячеслав Петрович (1902)
Тайна тройного удара. Рассказ. М., Воениздат, 1957, 48 с.
Аматуни Петроний Гай (1916)
Тайна Пито-Као. Повесть. Ростов-на-Дону, Кн. изд., 1957, 185 с. (М., “Мол. гвардия”, 1959; Иркутск, Кн. изд., 1960.)<\p>
Гаяна. Роман. Ростов-на-Дону, Кн. изд., 1962, 367 с. (Кн. 1. Тайна Пито-Као. Кн. 2. Тиунэла.
)<\p>
Чао. Повесть-сказка. Ростов-на-Дону, Кн. изд., 1964, 108 с. (Под назв.: Чао-победитель волшебников. М., “Сов. Россия”, 1968; Ростов-на-Дону, Кн. изд., 1974.)<\p>
Парадокс Глебова. Роман. Ростов-на-Дону, Кн. изд.
, 1966, 198 с.
Амирхан Фатих Зарифович (1886-1926)
Хаят. Повести и рассказы. Пер. с татар. Казань, Таткнигоиздат, 1968. 285 с. (с. 13-112. Преосвященный Фатулла. Повесть. Написана в 1909. Вошла в авт. сб. “Избранное”. М., “Худож. лит.”, 1975.)<\p>
Амосов Николай Михайлович (1913)
Записки из будущего. Роман. М.,”Знание”, 1967, 198 с.
Антипов Георгий Иванович
Ортис-десятая планета. Повесть-сказка. Красноярск, Кн. изд., 1963, 60 с. (М., “Дет. лит.”, 1967.)<\p>
Источник: https://litmir.me/br/?b=545098&p=1