О каких вечных проблемах бытия размышляет в своём поэтическом творчестве ахматова?

О каких вечных проблемах бытия размышляет в своем творчестве а.а.ахматова? [пример выполнения задания 17.3 на егэ по литературе] | сайт об истории и культуре россии

Современница поэтов «серебряного века», А.А.Ахматова, ярко и индивидуально проявила себя с первых сборников стихов «Вечер» и «Четки». Ее своеобразный взгляд на мир и действительность достаточно последователен.

В своем раннем творчестве поэтесса-акмеистка, декларирующая преемственность от символизма, противопоставляет символам «мир звучащий, красочный, имеющий формы и время». Он был для неё реальным и осязаемым, его обязательно надо было правдиво ввести в стихотворные строки.

То, что окружало человека в повседневной жизни — изумрудная трава, солнышко ромашки и даже лопух, она признавала годным для художественного изображения, как и чувства, эмоции человека.

Обратите внимание

Безусловно, любовная лирика раннего периода пронизана интимностью. Но поэтесса уже углубляется в размышления об истоках бытия:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Так в произведении озвучена тема бренности и быстротечности жизни. У Ахматовой внутренний мир описан через природу.

Светлое и «мудрое» восприятие окружающего мира отражается и в описании мурлыкающего кота, огня, загоревшегося на лесопильне.

Сникшая рябина, шелестящие лопухи олицетворяют  грусть и минорное настроение, овладевшие героиней при осознании недолговечности всего существующего. Стихотворение отвечает на невысказанный вопрос о сущности человеческой жизни.

Переход Ахматовой к философскому восприятию подтверждает стихотворение «Все расхищено, предано, продано» (1921).

Вся душевная переживания и боль, личная драма соединяются с судьбами народа. Но и в ожесточившемся мире она пытается найти свой путь, указать дорогу, ведущую к возрождению.

Надеясь на перемены к лучшему и победу силы духа над жестокой действительностью, поэтесса пишет:

Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,

Отчего же нам стало светло?

Важно

В центре более поздних произведений Анна Ахматова делится мыслями о важности гармоничного сочетания между человеком и миром, обществом, временем. Ее стихи звучат как диалоги с собеседниками, монологи- обращения к народу, обществу, времени.

Она размышляет о разорванной цепочке времен: «Когда погребают эпоху Надгробный псалом не звучит, Крапиве, чертополоху Украсить ее предстоит…».

  Драма общества, утверждает в стихах поэтесса, в принудительном погребении былого, а оно чревато разрывом родственных и общественных связей: «И матери сын не узнает // И внук отвернется в тоске».

Свою задачу, как поэта, она видит не только в констатации гибельного разрыва времен, но и в том, чтобы «своею кровью» соединить позвонки  столетий. Тема памяти предстает как бы многогранником, через который  идет преломление основных образов и идей ее стихов. Во главу всего ставится нравственные понятия, противопоставленные забвению, хаосу.

Слово «память» встречается во многих названиях стихов этого периода: «Голос памяти», «Памяти друга», «Подвал памяти».

Она пишет в одном из своих произведений:

О, кто бы мне тогда сказал,
Что я наследую все это:
Фелицу, лебедя, мосты,
И все китайские затеи,
Дворца сквозные галереи
И липы дивной красоты.
И даже собственную тень,
Всю искаженную от страха,
И покаянную рубаху,
И замогильную сирень.

Здесь память предстает обобщающей категорией. С одной стороны, память – жизнь души, с другой-  есть у груза памяти драматическое начало. Память многолика и хранит не только прекрасные воспоминания, но многое оставляет горький след.

В стихах позднего периода творчества слышится четкое звучание мотива смерти: похороны, смерть сероглазого короля, самоубийства и т.д.

Совет

Ахматова трактует смерть по христианской религии и традициям пушкинских произведений: как закономерность жизни по христианским меркам и по-пушкински – завершающий этап в творчестве. Она ощущает свою неразрывную связь с мастерами прошлого и современными ей поэтами, со страной и народом, с его историей.

Стихотворение «И комната, в которой я болею» заканчивает строками: «Моя душа взлетит, чтоб встретить солнце,// И смертный уничтожит сон», которые звучат как гимн вечной жизни и ее торжеству.

Одно из лучших стихотворений Ахматовой «Приморский сонет», в котором она подводит своеобразный итог жизни. О смерти говорится без излишней пафосности, нет  трагического восприятия, смерть здесь скорее «зов вечности», напоминающий героине об одном из памятных сердцу мест. Жизнь сквозь призму близкой смерти она рассматривает как бесценный подарок…

Так тема памяти становится сквозной и смыслообразующей, а жизнь и смерть позволяют Ахматовой шагнуть за пределы  горизонта «и охватить обширные пространства переживаний, заглянув в неведомые края чувств и мыслей»…

Материал подготовила Довгомеля Лариса Геннадьевна

Читайте также примеры сочинений на ЕГЭ по литературе

Источник: https://samarus-school.ru/o-kakikh-vechnykh-problemakh-bytiya-razmyshlyaet-v-svoem-tvorchestve-a-a-akhmatova-primer-vypolneniya-zadaniya-17-3-na-egeh-po-literature.html

Поэт и родина в лирике А. Ахматовой

/ Сочинения / Ахматова А.А. / Стихотворения / Поэт и родина в лирике А. Ахматовой

  Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

    Творчество незабвенной великой поэтессы Анны Ахматовой поражает своим разнообразием и глубиной. Она касалась не только насущных женских тем, чем стала родной многим представительницам слабого пола, но обращалась и к вечным проблемам бытия.

    Также Анна Ахматова не боялась отражать свое отношение к реальной действительности, что было в начале 20-го века не только трудно, а, прежде всего, и опасно. Потому что это было время величайшего выбора для страны – кто-то шел за новым строем, кто-то ратовал за старый. Представители двух этих лагерей становились злейшими врагами.

И лишь немногим удавалось оставаться посередине и жить своей внутреннее неколебимой и свободной жизнью.
    У Ахматовой это получалось, потому что она была очень сильным и целеустремленным человеком. Так, она не раз заявляла, что не поддерживает тех, кто эмигрировал из России.

Ахматова утверждала, что место человека там, где он родился, и ни при каких условиях не хотела покидать Родину. Но важно в этом факте даже не её решение остаться, а то, что остаться для неё было равносильно самоубийству – либо в физическом, либо в профессиональном плане.
    Поэтесса никогда не радовала стоящих у власти своим творчеством.

Ведь Ахматова слышала не только голос любовного чувства. В стихотворении «Июль 1914» есть услышанное ею пророчество:
    Сроки страшные близятся. Скоро
    Станет тесно от свежих могил.
    Ждите глада, и труса, и мора,
    И затменья небесных светил.

    Но, несмотря на предчувствие страшных времен, поэтесса не хотела отделять себя от родной страны, потому что для неё страной были не те, кто стоял у власти и часто несправедливо вершил её судьбу, а люди, самые обычные люди, ради которых она и писала свои стихотворения. Ахматова считала предательством эмиграцию, предательством она считала то, что другие называли спасением.

А среди таких были её близкие друзья. Поэтому Ахматовой было очень трудно выстоять, и именно поэтому так часта в её произведениях тема поэта и родины, к которой относится и вышеприведенное стихотворение.
    Но среди народа, который олицетворял для Ахматовой родину, особенно выделялся великий русский поэт Пушкин. Он был для поэтессы средоточием всего русского и великого.

Обратите внимание

Любовь к личности великого поэта была привита Ахматовой с детства. Она жила в Царском Селе, где все было напитано памятью о Пушкине.
    Намного позже, будучи уже известной поэтессой, она занялась изучением творческого наследия этого мастера слова, его биографии.

Поэтому в творчестве Ахматовой так много стихов, посвященных Царскому Селу и самому Пушкину:
    Полстолетья прошло… Щедро взыскана дивной судьбою.
    Я в беспамятстве дней забывала теченье годов,-
    И туда не вернусь! Но возьму и за лету с собою
    Очертанья живые моих царскосельских садов.

    Ахматова любила свою родину до самозабвения, даже когда жизнь в России становилась для неё мучительно невыносимой, даже когда арестовывали её сына и мужа, когда она часами стояла у Крестов, чтобы отдать любимым жалкую «передачку». Даже когда её исключили из союза писателей за то, что она не «пролетарский поэт», даже когда её не печатали и старались забыть.

Поэтому так горестен образ родины, противопоставленный иной стране, в стихотворении «Я любимого нигде не встретила…»:
    Нежило мне тело море синее.
    Звонко, звонко пели птицы томные.
    А в родной стране от ласки инея
    Поседели сразу косы темные.
    Ахматова не сомневалась в своем предназначении, потому так обширна в её творчестве тема патриотизма.

Она была уверенна, что великое назначение поэзии – облегчать и одухотворять жизнь народа, потому, как могла, трудилась в этом направлении. Поэтесса не отделяла свою поэзию от России еще и потому, что здесь, на родине, ей все было так дорого и неотделимо от её внутреннего мира. Потому она не уезжала, потому любовалась каждым днем, потому так много ее стихов о России.
    Ведь если ты родился на какой-то земле, то так того захотел Бог, а Ахматова была религиозным человеком, восхищавшимся великой православной традицией. Она ничего так не любила, как свою Родину:
    Дома, дома – ужели дома!
    Как все новее и как знакомо,

    И такая в сердце истома, сладко кружится голова…

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

/ Сочинения / Ахматова А.А. / Стихотворения / Поэт и родина в лирике А. Ахматовой

Смотрите также по произведению “Стихотворения”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00207401210759740925

«Вечные» вопросы и их осмысление в лирике А. С. Пушкина. Философское звучание стихотворения «…Вновь я посетил…» » Шпоры для студентов

Лирике Пушкина присуща философская глубина мысли и чувств. Во многих стихотворениях автор размышляет о жизни и смерти, о смысле человеческого существования, о радостях и горестях жизни, об отношениях к ним, размышляет о творчестве (в частности, о поэзии), о любви.

Пушкин спокойно и мудро воспринимает жизнь, ее вечное течение и изменения, которые в ней происходят. Вечный закон жизни – это постоянное течение. Это надо понимать и принимать.

Эта тема раскрывается Пушкиным в стихотворении «Вновь я посетил…» Оно написано белым стихом, который лучше всего передает атмосферу разговора, доверительной беседы с читателем, точнее – продолжение когда-то начатого разговора. Написано стихотворение в 1835 году, когда поэт вновь посетил Михайловское, где он когда-то отбывал ссылку.

Важно

Многое изменилось и в Михайловском, и в жизни самого поэта. Он это прекрасно осознает. В произведении присутствует целый ряд образов, которые подчеркивают произошедшие перемены: «вот холм лесистый», озеро, по которому плывет рыбак, деревни, некоторые перемены трагического плана – нет больше няни поэта.

В центре всего стихотворения – образ трех сосен, вокруг которых разрослась целая «молодая роща», целая семья. Данный образ создан автор одним из приемов звукописи – аллитерацией.

«Зеленая семья» – метафора, с помощью которой автор подчеркивает мысль о неизбежной смене поколений. Пушкин приветствует «младое поколение» – «Здравствуй, племя, младое, незнакомое!».

По мысли автора, каждый человек должен оставить определенный след в жизни, и у него есть надежда на то, что он не будет забыт.

Пушкин-оптимист, а потому в стихотворении «Если жизнь тебя обманет…» он дает свою жизненную формулу, и она такова: «Что пройдет, то будет мило…» Это мысль подчеркивает не только радость вечного обновления жизни, но и уверенность в том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях.

Размышления о жизни и смерти даны в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Напряженность размышлений лирического героя подчеркнута уже в первой строфе. Последняя строфа стихотворения очень важна – в ней звучит мотив «равнодушной природы» с ее «вечною красою». После смерти отдельного человека, как полагает автор, жизнь не обрывается. Жизнь вечна, как и сама природа.

«Телега жизни» – само название стихотворения создает определенный образ-символ. В этом произведении автор изображает человеческую жизнь как телегу, которая управляется ямщиком-временем. В иносказательной форме даны этапы человеческой жизни, которые раскрываются с помощью символов: «утро жизни» – молодость, «полдень» – зрелость, «вечер» – старость, «ночлег» – смерть.

Стихотворение «Элегия» – одно из тех произведений Пушкина, в которых прошедшее, настоящее и будущее тесно связаны. Здесь переосмысливается тема молодости, между строк возникает мотив ответственности за те ошибки, которые совершает человек.

Однако поэт не отрицает ценности этих ошибок, так как именно они составляют наш жизненный опыт.

Лирический герой не отрекается от наслаждения, однако мера его в сравнении с другими сторонами жизни невелика: «…И ведаю, мне будут наслажденья/ Меж горестей, забот и треволненья…»

Совет

Незадолго до гибели Пушкин все чаще обращается в своей философской лирике к христианским мотивам. Из стихотворения «Отцы-пустынники и жены непорочны» мы узнаем, что поэту не чужды христианские святыни, что он обращается в трудные минуты к молитве как средству укрепления духа.

Стихотворение состоит как бы из нескольких частей: сообщений об отцах-пустынниках и их молитвах, затем о той молитве, которую особенно выделяет поэт, наконец, творческого предложения текста самой молитвы.

Этот текст строится на противопоставлении того, от чего лирический герой хотел бы отказаться в своей жизни, к тому, чему он хотел бы научиться.

О чем же просит Всевышнего тот, кто произносит молитву? Он хочет, чтобы Господь помог ему избавиться от тоски и уныния, которые влечет с собой праздная жизнь, чтобы жизнь была трудовой и осмысленной.

Он хочет победить в себе «любоначалие», то есть властолюбие, желание управлять другими людьми. Ему важно, чтобы «празднословие» исчезло из его жизни.

Какие же качества привлекают лирического героя, чему он хотел бы научиться? Ответ простой: видеть и сознавать свои недостатки, быть терпеливым, смиренным и целомудренным.

Деление на темы лирики Пушкина бесконечно условно. Очевидно – о чем бы он ни писал, философские размышления пронизывают и стихотворения о любви, и о творчестве, и о свободе.

Источник: https://shporiforall.ru/shpory/otechestvennajaj-lit/vechnye-voprosy-i-ix-osmyslenie-v-lirike-a-s-pushkina-filosofskoe-zvuchanie-stixotvoreniya-vnov-ya-posetil.html

АХМАТОВА

Анна Андреевна (11.06.1889, слобода Б. Фонтан близ Одессы – 5.03.1966, Домодедово Московской обл.), поэт. Род. в правосл. семье отставного инженер-механика флота А. А. Горенко, детство и юность провела в Павловске, Царском Селе, Евпатории и Киеве.

В мае 1907 г. закончила киевскую Фундуклеевскую гимназию, в 1908-1909 гг. училась на юридическом фак-те Киевских высших жен. курсов. 25 апр. 1910 г. обвенчалась с Н. С. Гумилёвым, после чего супруги жили в Царском Селе, 18 сент. 1912 г. у них родился сын – Л. Н. Гумилёв.

А. А. Ахматова. Худож. Н. А. Тырса. 1927 г. Черная акварель (ГМИИ. Музей личных коллекций)
А. А. Ахматова. Худож. Н. А. Тырса. 1927 г. Черная акварель (ГМИИ. Музей личных коллекций)С 1910 г. А. активно участвовала в лит. жизни С.-Петербурга, посещала собрания на «башне» Вяч. И. Иванова, сблизилась с кругом литераторов ж. «Аполлон». С 1911 г. начала печатать стихи в рус.

журналах, познакомилась с А. А. Блоком, М. А. Кузминым, О. Э. Мандельштамом, М. Л. Лозинским, приняла участие в создании объединения «Цех поэтов», примкнула к движению акмеистов. С 1911 г. использовала псевдоним Ахматова, в 1920 г. ставший офиц. фамилией. В февр. 1912 г. выпустила кн. стихов «Вечер» с предисловием М. А. Кузмина, в 1914 г.- кн. «Четки», в 1917 г.- кн. «Белая стая».

Обратите внимание

Февральскую революцию 1917 г. А. восприняла как великое потрясение, Октябрьскую революцию – как кровавую смуту и гибель культуры. В 1918 г. из-за неприятия революции и крайне негативного отношения к «красному террору» отказывалась выступать на вечерах, где читалась поэма Блока «Двенадцать». В авг.

1918 г. был официально оформлен развод А. с Гумилёвым, в дек.- брак с В. К. Шилейко, востоковедом, поэтом и переводчиком. В 1920 г. А. работала в б-ке Агрономического ин-та, стала членом петроградского отд-ния Всероссийского союза поэтов, с 1921 г. являлась переводчицей в изд-ве «Всемирная литература».

В кон. 1921 г., когда была разрешена работа частных издательств, в «Алконосте» и «Петрополисе» вышли сразу 3 книги А.: «Подорожник», «Anno Domini MCMXXI» и поэма «У самого моря». В 1923 г.

5 книг стихотворений были изданы в виде трехтомника, к-рый включил все лучшее, что было написано А. к этому времени. В 1924 г. в ж. «Русский современник» (№ 1) были опубликованы 2 стихотворения А.- «И праведник шел за посланником Бога…

» и «И месяц, скучая в облачной мгле…», послужившие одной из причин закрытия журнала. Книги А. были изъяты из массовых б-к, ее стихотворения почти перестали печатать. Не были изданы сборники стихов, подготовленные А. в 1924-1926 гг. и в сер. 30-х гг. В 1929 г. А.

вышла из Всероссийского союза писателей в знак протеста против травли писателей Е. И. Замятина и Б. А. Пильняка.

В 1934 г. при организации Союза писателей СССР А. не вступила в него и оказалась за пределами офиц. советской лит-ры. В течение 16 лет (1924-1939), когда ее стихи не печатались, А.

добывала средства к существованию продажей личного архива и переводами (в 1933 в переводе А. вышли «Письма» П. П. Рубенса); занималась исследованием творчества А. С.

Пушкина, ее имя названо в числе участников издания «Рукописи А. С. Пушкина» (1939).

Важно

В 1935 г. были арестованы Л. Гумилёв и Н. Н. Пунин (3-й муж А.), освобожденные вскоре после ходатайства А. к И. В. Сталину. В 1938 г. Л.

Гумилёв вновь был арестован, в следующем году в ленинградском НКВД было заведено «Дело оперативной разработки на Анну Ахматову», в к-ром политическая позиция А. характеризовалась как «скрытый троцкизм и враждебные антисоветские настроения». В 1935-1940 гг.

А. работала над поэмой «Реквием»; опасаясь слежки и обысков, стихи не записывала и вела замкнутый образ жизни.

Отношение гос. власти к А. изменилось к кон. 1939 г.: ей предложили подготовить к публикации книги сразу для 2 изд-в. 5 янв. 1940 г. А. торжественно приняли в Союз писателей, в том же году неск. журналов («Ленинград», «Звезда», «Литературный современник») напечатали ее стихи, в изд-ве «Советский писатель» вышел сб.

стихотворений «Из шести книг», в авг. выдвинутый на Сталинскую премию. Однако в сент. того же года книга была осуждена специальным постановлением ЦК ВКП(б) на основании докладной записки управляющего делами ЦК Д. В. Крупина А. А. Жданову об отсутствии в книге связи с советской действительностью и проповеди в ней религии.

В записке подробно перечислены упоминания в стихах А. Бога, ангелов, литургии, икон, храмов и т. д. (Литературный фронт: История политической цензуры, 1932-1946. М., 1994). В дальнейшем все книги А., публиковавшиеся в СССР, выходили с цензурными изъятиями и исправлениями, прежде всего в связи с религ. темами и образами.

В годы Великой Отечественной войны А. была эвакуирована из блокадного Ленинграда в Москву, затем вместе с семьей Л. К. Чуковской жила в эвакуации в Ташкенте (1941-1944), где написала большое количество патриотических стихов («Мужество», «Вражье знамя…», «Клятва» и др.). В 1943 г.

в Ташкенте вышла кн. «Избранное: Стихи». В июне 1944 г. А. вернулась в Ленинград, выступала перед бойцами в пос. Териоки, в разрушенном фашистами г. Пушкине (11 июня 1944), на многочисленных вечерах поэзии в Ленинграде и Москве. Стихи А.

печатались в журналах «Знамя», «Звезда», «Ленинград», «Красноармеец».

Совет

14 авг. 1946 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград»», гл. обр. направленное против А. и М. М. Зощенко. А.

обвиняли в том, что ее поэзия, «пропитанная духом пессимизма и упадничества», «буржуазно-аристократическим эстетством» и декадентством, вредит делу воспитания молодежи и не может быть терпима в советской лит-ре. Произведения А.

перестали печатать, тиражи ее книг «Стихотворения, 1909-1945» и «Избранные стихи» были уничтожены.

В 1949 г. вновь арестованы Л. Гумилёв и Пунин. Чтобы смягчить участь близких, А. в 1949-1952 гг. написала неск. стихотворений, прославляющих Сталина и Советское гос-во (Огонек. 1950. № 14, 36, 42). С нач. 50-х гг. она активно работала над переводами стихов К.

Хетагурова, Я. Райниса, В. Гюго, Р. Тагора, корейск., польск., арм., груз., евр., латыш., чеш. и др. поэтов. После смерти Сталина стихотворения А. снова появились в печати: в 1954 г.- в сб. «Ленинградский альманах» (Кн. 9), в 1957 г.

– в 1-м томе «Антологии русской советской поэзии». В 1958 г. вышла кн. «Стихотворения», в 1961 г.- кн. «Стихотворения, 1909-1960», в 1965 г.- «Бег времени: Стихотворения, 1909-1965». За пределами СССР были изданы: в 1963 г.- поэма «Реквием», в 1965 г.

– «Сочинения» в 3 томах (под ред. Г. П. Струве и Б. А. Филиппова).

В 1964 г. на родине был отмечен юбилей А.- 75 лет со дня рождения, 55 лет творческой деятельности. В том же году А. была удостоена итал. премии «Этна-Таормина», в 1965 г.

– степени д-ра Оксфордского ун-та; побывала в Италии, Англии и Париже. А. умерла в подмосковном санатории, после чего ее тело было отправлено в Ленинград, где 10 марта 1966 г.

в Никольском Морском соборе после панихиды было совершено отпевание. Похоронена А. в Комарове под С.-Петербургом.

Поэтическое мировоззрение

А. во многом сформировано живой верой поэта, ее стихи насыщены христ. символикой и образами. Важнейшие христ. понятия имеют для А. глубокий личный смысл. Ад в нек-рых стихотворениях А.

является не потусторонней реальностью, а воплощен в страданиях и чувстве богооставленности, к-рые душа претерпевает в этом мире за неправедную жизнь. В позднем творчестве А.

тема ада преимущественно ассоциируется с «Божественной комедией» Данте, раскрывается через картины войны и блокады Ленинграда. Важную роль в поэзии А.

играют образы храмов и церковного богослужения, являющегося для нее неотъемлемой частью повседневной жизни («И глядеть бы на смуглые главы», «Под звоны древние далеких колоколен» и др.). Начиная с 20-х гг. одним из основных источников поэтического вдохновения для А. стала Библия («Рахиль» (1921), «Лотова жена» (1924) и др.).

Обратите внимание

Через все творчество А. проходит тема молитвы. В ранних произведениях поэт просит Бога о даровании любви и вдохновения («Я так молилась», «Боже, мы мудро царствовать будем» и др.). В 1915 г., в связи с первой мировой войной, в поэзии А.

возникает молитва за Россию («Молитва»), вызванная желанием победы и славы для родины, готовностью пожертвовать ради этого личным счастьем. В стихотворении «И вот одна осталась я» (1917) появляется мотив поминальной молитвы, к-рый с годами становится одним из главных. К жанру молитвы-плача А.

обратилась в стихотворении «Причитание» (1922), первые строки к-рого звучат как цитата из библейского псалма («Господеви поклонитеся / Во Святем Дворе Его»). К концу жизни А.

, обретя внутренний покой, стала воспринимать молитву и крест как источник жизни и для человека, и для природы в целом: «В каждом древе распятый Господь, / В каждом колосе Тело Христово, / И молитвы пречистое слово / Исцеляет болящую плоть» (1946).

Особое место среди поэтических образов А. занимает смерть, к-рая изображается и как обыденное явление, и как переход в иной мир. Начиная с 20-х гг., после расстрела Гумилёва, смерть ассоциируется с мученической кончиной, с предопределением заплатить смертью за поэтический дар.

Лирическая тема смерти от любви сменяется в позднем творчестве размышлениями о страданиях и насильственной смерти мн. соотечественников, чью судьбу поэт уподобляет крестным мукам Спасителя (поэма «Реквием»). Трагическая судьба современниц А.

, вместе с ней простаивавших в очередях у тюрем в надежде хоть что-то узнать о своих близких, в «Реквиеме» сравнивается с участью Богоматери, явившей у подножия Креста Господня высшее смирение и покорность Божественной воле. Диптих «Распятие», завершающий поэму, символизирует преодоление земных страданий, духовную победу над смертью. С христ. пониманием смерти у А.

связано и осознание собственного нравственного долга, необходимости жертвенного служения людям («Я была тогда с моим народом / Там, где мой народ, к несчастью, был»). Череда страданий как дорога к смерти и «последнему жилищу» изображена и в поэме «Путем всея земли» (1940).

В творчестве А. поэтический дар сближается с пророческим, она особенно почитала свою небесную покровительницу прав. пророчицу Анну (пам. 3 февр.). Пророчество о близком будущем России возникает в стихотворении «Июль 1914»: «одноногий прохожий» предсказывает войну и суровые испытания, одновременно уповая на помощь Богородицы. Ок. 1922 г. А. посетила Оптину пуст. и встретилась с прп.

иеросхим. Нектарием (Тихоновым). В стихотворении «Предсказание» (1922) она передала пророческие слова преподобного о том, что в будущем ее ожидают страдания и «терновый венец». По мысли А., страдания людей предваряют Страшный Суд и являются предуготовлением к историческому концу мира.

Важно

Впервые разрушение мира упоминается в стихотворении «Первое возвращение» (1910); в позднем творчестве А. апокалиптические мотивы встречаются в «Поэме без героя» (1940-1962) и в стихах «Из «Дневника путешествия»» (1964), но символизируют не гибель всего мира, а конец человеческой жизни, земного пути. В «Поэме без героя», опубликованной после смерти автора, А.

размышляет о прошлом, ищет путь к духовному очищению и признает творчество («победившее смерть слово») оправданием своей жизни.

Поэзия А. отличается многообразием и не сводится к православно-христ. тематике. Вместе с тем несомненно, что вера являлась для нее духовным ориентиром и одним из важнейших источников творчества.

Арх.: РГАЛИ. Ф. 13; ИМЛИ. Ф. 188; ГЛМ. Ф. 40; РНБ. Ф. 1073.

Соч.: Стихотворения и поэмы. Л., 19762; Соч.: В 2 т. М.: Худож. лит., 19902; Соч.: В 2 т. М.: Правда, 1990; Записные книжки А. Ахматовой (1958-1966). М.; Torino, 1996; Собр. соч.: В 6 т. М., 1998-2002.

Лит.: Эйхенбаум Б. М. Анна Ахматова: Опыт анализа. Пг., 1923; Хейт А. Анна Ахматова: Поэтическое странствие: Дневники, восп., письма А. Ахматовой: [Пер. с англ.]. М., 1991; Руденко М. С. Художественное осмысление религиозных образов и мотивов в поэзии А. Ахматовой: Канд. дис. М., 1995; Reder R. Anna Achmatova: Poet and Prophet. N. Y., 1995; Лосиевский И. Анна Всея Руси: Жизнеописание А. Ахматовой. Х., 1996; Королёва Н. В. Анна Ахматова: Жизнь поэта // Ахматова А. А. Собр. соч.: В 6 т. М., 1998. Т. 1. С. 495-672; Т. 2. Кн. 1. С. 255-392; Т. 2. Кн. 2. С. 261-312; она же. Церковь и вера в жизни и поэзии Анны Ахматовой // Сибирская горница. 1999. № 4. С. 87-98; Анна Ахматова: Pro et сontra. СПб., 2001.

Русская литература. Персоналии Русская литература

Поэты русские Литература русская Ахматова Анна Андреевна (1889 – 1966), поэт БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942), рус. поэт, переводчик БАТЮШКОВ Константин Николаевич (1787-1855), поэт БЕХТЕЕВ Сергей Сергеевич (1879 – 1954), поэт БОРОДАЕВСКИЙ Валериан Валерианович (1874 (по др. сведениям 1875)-1923), поэт БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 – 1924), поэт, прозаик, лит. критик БУНИН Иван Алексеевич (1870-1953), писатель, поэт, переводчик

Источник: https://www.pravenc.ru/text/77204.html

А.С. Пушкин и А. Ахматова: традиция и диалог

Рецептивная природа художественного мышления А. Ахматовой и её влияние на эволюцию жанров в творчестве поэтессы обусловили специфику историзма, структуру художественности, повлекших, в свою очередь, особое отношение к акмеизму.

Изучение этой особенности стиля Ахма­товой сопоставимо с явлением культурной парадигмы. Понятие культурной парадигмы вошло в на­учный обиход на рубеже ХХ-ХХІ вв. [1; 488]. Чаще под культурной парадигмой применительно к лирике понимают поэтическую модальность.

Так, «поэтическая модальность должна быть понята …

более широко: как специфическое отношение слова к действительности, при котором слово не мо­жет быть сведено ни к мифологически субстанциальному, ни к условно-поэтическому, ни к эмпири­чески-бытовому смыслу, а выступает как принципиально вероятностный, но художественно реали­зованный мир отношения этих смыслов» [1; 456].

Рецептивная природа эстетики Ахматовой, её внутренняя диалогичность выявляют роль куль­турной парадигмы как архетипа.

Архетип традиционно понимается как обозначение «наиболее об­щих, фундаментальных и общечеловеческих мифологических мотивов, изначальных схем представ­лений, лежащих в основе любых художественных, и в том числе мифологических, структур (напри­мер, древо мировое) уже без обязательной связи с юнгианством как таковым» [2].

Впервые об эпиграмматичности словесной формы как одной из важнейших особенностей поэзии Ахматовой стал писать В. Жирмунский [3; 114]. Он видел в этом сходство её лирики с французской поэзией ХУШ в. и вообще — с поэтикой французского классицизма. Как поэт, перешедший границы акмеистической эстетики, Ахматова оказалась на перекрёстке разных и многообразных традиций.

Приверженность Ахматовой классической литературе Е. Эткинд называл героической традици­онностью и охарактеризовал её как фундамент поэтической оригинальности, неповторимого своеоб­разия. Под традиционностью учёный подразумевал развитие линий А.Пушкина, Е.Баратынского, Ф.Тютчева. Отсюда «сдержанный лаконизм, классическая афористичность и высокий эпиграмматизм Ахматовой» [4].

Совет

Рецептивная природа ахматовского дискурса обусловлена не только культурной парадигмой, но и функционированием чужого слова. Впервые «введение различных видов чужого слова» Ахматовой отметил В.В. Виноградов [5; 427], но эта идея не получила развития в его трудах. В конце ХХ в. о полифонизации ахматовской лирики писал Р. Тименчик [6].

Традиционное обращение Ахматовой к чужому слову принято связывать с эпическими (романи­ческими) тенденциями в ее творчестве [7]. На взгляд исследователя Л.Г. Кихней, чужое слово Ахма­товой всегда высвечивает типологичность ситуации, воспроизводимой в стихотворении, и в то же время придает тексту полифонически-многозначный смысл.

Источник: https://articlekz.com/article/6427

Литературный портал “Шпаргалкино” Сочинения, рефераты, шпаргалки

Ахматова вошла в литературу как автор любовной лирики. Все ее стихотворения патетичны, они рисуют высокие, торжественные чувства, но стихотворения первых сборников менее возвышенны, в них больше мятущейся чувственности, они выражают сиюминутную страсть.

Начиная со сборника «Белая стая», любовное чувство, изображенное Ахматовой, приобретает духовный характер — в ее лирику входит тема эпохи, тема судьбы Родины.
Появление гражданской темы в лирике Ахматовой относится к концу 10-х — 20-м годам XX века. В то время Ахматова была звездой изысканных салонов и богемной жизни.

Однако после Первой мировой войны, революции, расстрела Гумилева, похорон Блока творчество Ахматовой вышло за рамки любовной лирики. Появляются стихотворения «Мне голос был…» (1917), «Все расхищено, предано, продано…» (1921), «Не с теми я, кто бросил землю…» (1922).

Конечно же, истоки освещения Ахматовой темы России надо искать в ее семье и воспитании. Ахматова была православным человеком, воспитывалась в духе уважения к наследию прошлого. В ранних стихах о Родине Ахматова пока не рисует образ России.

У поэта пока нет глубинного понимания народной жизни, но есть стремление к ней, и оно естественно и, следовательно, правдиво. В стихотворениях «Ведь где-то есть простая жизнь…», «Лучше б мне частушки задорно выкликать…» Ахматова использует фольклорные образы, а народная жизнь кажется поэту идеальной.

Тема России в лирике Ахматовой начинает развиваться в лермонтовском ключе. В произведениях «Приду туда, и отлетит томленье…» (1916) и «И мальчик, что играет на волынке…» (1911) сохраняются устойчивые образы-параллели, заимствованные у Лермонтова (Россия — сфинкс, мать, невеста).

В частотном словаре Ахматовой (словарь, в котором подсчитана частота употребления слова в творчестве поэта) слово «Родина» встречается девять раз, слово «край» — пятнадцать, а слово «земля» — восемьдесят. Подтверждением значимости для поэта образа родной земли служит одноименное стихотворение 1961 года.
Это стихотворение можно считать заключительным аккордом к теме Родины. По тону это произведение светлое, несмотря на предощущение близкой смерти и эпиграф из собственного стихотворения («И в мире нет людей бесслезней, надменнее и проще нас»), что подчеркивает твердость и верность ее человеческой и жизненной позиции. Слово «земля» предстает перед читателем во всей своей многозначности: это и грунт («грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»), и Родина, и ее символ («в заветных ладанках»), и тема творчества («о ней стихи навзрыд не сочиняем»), и естественная среда жизни («о ней не вспоминаем даже»), и страна, которая «не кажется обетованным раем», и первоматерия, с которой тело человека сливается после смерти («но ложимся в нее и становимся ею»). Игра со значениями слова вместе с использованием разных речевых стилей создает впечатление многогранного отношения к жизни: «Оттого и зовем так свободно — своею». Внешне творческая раскованность поэта выражена в том, что каждая строфа написана особым размером (вольным ямбом и трех- и четырехстопным анапестом). Стихотворение «Родная земля» — это слова внутренне абсолютно свободного человека.
Тема России в творчестве Ахматовой сплетается с темой музы: без Родины нет творчества. В стихотворении «Уединение» (1914) Ахматова рисует не столько уход от жизни вообще, сколько отказ от легкого и «сытого» существования. Это обречение себя, поэта, на единство с судьбой России, крестной судьбой.

Ахматова твердо держалась своей патриотической позиции — творить только в России. Когда ей настойчиво предлагали эмигрировать, поэтесса сделала выбор между свободой и Родиной. Свое решение она выразила в стихотворении «Мне голос был…». Это произведение отличается лаконизмом, четкой афористичностью.

Внутренний его пафос определяется чувством тесной связи поэта с Родиной. По форме стихотворение представляет собой монолог, сопровожденный авторскими ремарками, предваряющей и заключительной. Такая форма произведения напоминает пьесу, драматическое произведение. Внутренний драматизм стихотворения соответствует драме как роду литературы.

Обратите внимание

Поэт борется с «голосом», который звучит откуда-то утешно и призывно и искушает лирическую героиню благополучием, обещаниями благостной жизни. У «голоса» сильные аргументы: Россию он называет «глухим и грешным краем», обещает успокоить героиню Ахматовой («кровь от рук твоих отмою»).

Голос напоминает героине о поражениях и обидах, которые она претерпела, обещает вычеркнуть прошлое из ее жизни. Однако героиня стоит на своем:

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Даже графически ответ лирической героини противопоставляется предыдущей части. На лексическом уровне это противостояние выражено с помощью союза «но». В таком композиционном построении Ахматова невольно близка Пушкину.
Гражданская позиция поэта выражена в глубоко философском ключе — как жизненное кредо, философия жизнестроения.

Ответ героини сдержан по тону и внешне неэмоционален. Трагедийный накал спрятан внутри. Героиня равнодушно «замыкает слух», отвечает голосу лишь красноречивым жестом. Это похоже на саму Ахматову, сохраняющую человеческое достоинство в любых ситуациях.
Необычна лексика, использованная поэтом в этом произведении.

Ахматова использует отвлеченные существительные (не «речь», а «голос»; «боль», «стыд», «слух»), повтор слова «оставь», библейскую лексику («замкнуть слух», «скорбный дух», «черный стыд»).

Такой лексический состав стихотворения обусловливает и гражданскую позицию поэта, выраженную в нем: быть верной своему внутреннему миру, не предавать себя, не отказываться от того, что тебе даровал Господь, вопреки всему «глаголом жечь сердца людей».

В связи с темой Родины в лирику Ахматовой входят образы из вечной, всемирной истории: Дидон, Мелхол, Кассандра, Беатриче, Рахиль, Лаура, Клеопатра, боярыня Морозова.

Стихотворение «Лотова жена» (1922-1924) — это мифологическое осмысление ситуации выбора: оставить или не оставить Россию… Гражданская лирика с ее гордым и неколебимым пафосом уступает место библейской теме.

В историческом «зеркале» за Лотовой женой мы видим саму Ахматову, готовую «отдать жизнь за единственный взгляд», выбравшую путь страдания, но оставшуюся верной Родине и творчеству. Поэтическое слово становится невозможным, потому что оно обретает возможность действия. Слово — пророк, источник гибели близких людей: «Я гибель накликала милым…»
Утрата душевного равновесия, пустота, страх — это тональность лирики Ахматовой времен революции и гражданской войны: «Горло тесным ужасом сжато…», «Безвольно слабеют колени, и кажется, нечем дышать…».
После выхода в свет книги «Anno Domini МСМХХI» на издание произведений Ахматовой был наложен запрет почти на два десятилетия. Ахматову не печатали, но она продолжала писать.

Важно

В 30-60-е годы она создает поэму «Реквием» в память о всех погибших во время репрессий, в память о старой России.

«Реквием» — это памятник великому горю, которое Ахматова пережила вместе со своим народом, осознав себя и подругой многих осиротевших матерей, и их покровительницей. Молитвенная тишина поэмы, ее сдержанные, классические интонации прерываются плачами.

В «Реквиеме» тема конца эпохи, прощания с миром осмыслена глубоко христиански. Определяющей становится сила материнской любви, поднятой до общечеловеческого звучания.

Ахматова выступает в поэме и как историк: она изображает Россию в «страшные годы ежовщины». Но ее поэма, как и гражданская лирика, стремится к широким категориям. Жизнь поэта — это жизнь России. В грядущем поэт видит прошедшее, а в прошедшем угадывает зреющее будущее. Задача и цель поэта — восстановить вечное время, в котором сильны ценности духа и культуры, совести и человечности.

  • «Поэзия Ахматовой — лирический дневник много чувствовавшего и много думавшего современника сложной и величественной эпохи» (А.Т. Твардовский)
  • Тема Родины, патриотизм и гражданственность поэзии А. А. Ахматовой
  • Отражение в лирике А. А. Ахматовой глубины человеческих переживаний, темы любви и искусства
  • Стихотворение «Родная земля» А.А. Ахматовой. Восприятие, толкование, оценка
  • Стихотворение «Не с теми я, кто бросил землю…» А.А. Ахматовой. Восприятие, толкование, оценка
  • Триптих «Смятение» А.А. Ахматовой. Восприятие, толкование, оценка
  • Стихотворение «Песня последней встречи» А.А. Ахматовой. Восприятие, толкование, оценка
  • Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» А.А. Ахматовой. Восприятие, толкование, оценка

Лента RSS © 2019 Литературный портал “Шпаргалкино”

Источник: https://shpargalkino.com/tema-rossii-v-tvorchestve-a-a-axmatovoj/

Тема поэта и поэзии в творчестве А. Ахматовой

Сочинения по литературе: Тема поэта и поэзии в творчестве А. Ахматовой<\p>

В русской классической литературе тема поэта и поэзии является одной из ведущих.

Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный творческий самоотчет, напряженную авторскую исповедь, почему и приковывают к себе внимание читателя. Поэт в XIX веке — пророк, его слово — оружие в борьбе с общественными недугами.

В кризисном XX веке понимание поэзии и ее значимости безмерно усложнилось, хотя в главном и осталось незыблемым. Как же звучит эта тема в творчестве А. Ахматовой?

Как известно, юношеские стихи Ахматовой тесно связаны с акмеизмом. Если символисты считали поэта пророком, вещающим о тайнах бытия, ведущим «от реального к реальнейшему», то акмеистическое представление о поэте гораздо более приземлено.

Поэзия — ремесло, поэт — мастер, знающий законы этого ремесла. Он не устремляется в заоблачные выси, а живет, как и другие люди, на земле, точно так же, как они, любит, страдает, ждет.

Поэтому образ поэта в ахматовской лирике так конкретен и осязаем, воссоздан в бытовых, прозаических подробностях:

И кажется лицо бледней

От миловеющего шелка,

Почти доходит до бровей

Моя незавитая челка.

…В этом сером, будничном платье

На стоптанных каблуках…

Поэт — обычный человек среди людей, но взгляд его на мир необычен. Поэтический взгляд на мир для Ахматовой — взгляд, соединяющий не связанные в обыденном сознании вещи:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки,

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Ива на небе кустом распластала

Веер сквозной.

Может быть, лучше, что я не стала

Вашей женой.

Примеры такого «сопряжения далековатых понятий» (А. С. Пушкин) можно множить до бесконечности. Главное здесь — создание нового мира, наполненного живыми, напряженными, причудливыми связями, не существующими нигде, кроме поэтического слова.

Совет

Так поэтическое слово у Ахматовой становится отдельной реальностью со своими законами. Возможно, именно поэтому у Ахматовой, как ни у кого из поэтов серебряного века, разветвленные и глубокие отношения с Музой:

А Муза в дырявом платке

Печально поет и уныло.

В жестокой и юной тоске

Ее чудотворная сила;

Муза-сестра заглянула в лицо,

Взгляд ее ясен и ярок.

А недописанную мной страницу,

Божественно спокойна и легка,

Допишет Музы смуглая рука.

«Муза-сестра» близка, человечна, сострадательна. Сострадательность ее проявляется прежде всего в том, что она освобождает от мук любви:

Слаб голос мной, но воля не слабеет.

Мне даже легче стало без любви.

Как прошлое над сердцем власть теряет!

Так неразделенная любовь становится источником поэтического творчества. Поэтическое творчество у Ахматовой — это прежде всего воплощение памяти: любовной, исторической, культурной.

Ведь только стихи оказываются у Ахматовой прибежищем любви, которой нет места в реальной жизни:

Лишь голос моей поет в твоих стихах,

В моих стихах твое дыханье веет…

Именно поэтому память любви — огонь, в котором поэт обречен «петь и гореть», при этом переживая смертную муку и оживая снова, «чтоб после, как Феникс из пепла, в эфире восстать голубом».

Умирая и воскресая, поэт остается прочно укорененным в культуре и истории. Он постоянно чувствует себя вместилищем прошлого, в котором это прошлое начинает свою новую жизнь.

Очень характерно, что Муза Ахматовой, при всем ее своеобразии, о котором говорилось выше, оказывается той, что «Данту диктовала страницы Ада», то есть не только своей, но и чужой.

Об этом парадоксе поэтического творчества Ахматова высказалась в следующем четверостишии:

Не повторяй — душа твоя богата —

Того, что было сказано когда-то.

Но, может быть, поэзия сама —

Одна великолепная цитата.

Действительно, в ахматовских произведениях много цитат из произведений других поэтов (Пушкина, Лермонтова, Тютчева и др.) Но все-таки поэзия для Ахматовой — не комбинирование цитат, не «игра в бисер». Ведь за любой цитатой — переживание, часто мучительное, поэзия для Ахматовой — возвращение прошлого в самых мучительных его моментах.

Судьба поэта — судьба Лотовой жены в одноименном стихотворении. Возвращая прошлое, стремясь «посмотреть на красные башни родного Содома», которые в этот момент уже разрушены Божьим гневом, поэт жертвует жизнью. Он превращается в соляной столб и терпит муку этого превращения.

Обратите внимание

Именно такое ощущение поэзии сделало необходимым появление такого произведения, как «Реквием».

Итак, поэтическое самоопределение у Ахматовой тесно связано с самоопределением нравственным. Нравственные устои ахматовской поэзии — сопереживание чужой боли, чувство сопричастности миру и совиновности за все его беды.

Источник: https://ruslit.biz/tema-poeta-i-poezii-v-tvorchestve-a-axmatovoj/

«Творчество» А. Ахматова

«Творчество» Анна Ахматова

Бывает так: какая-то истома;
В ушах не умолкает бой часов;
Вдали раскат стихающего грома.
Неузнанных и пленных голосов
Мне чудятся и жалобы и стоны,
Сужается какой-то тайный круг,
Но в этой бездне шепотов и звонов
Встает один, все победивший звук.

Так вкруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как в лесу растет трава,
Как по земле идет с котомкой лихо…
Но вот уже послышались слова
И легких рифм сигнальные звоночки, —
Тогда я начинаю понимать,
И просто продиктованные строчки

Ложатся в белоснежную тетрадь.

В своих автобиографических воспоминаниях Анна Ахматова неоднократно упоминала о том, что с детства мечтала быть поэтом. Более того, она утверждала, что ее судьба была предопределена заранее, и кто-то свыше постоянно посылал будущей поэтессе знаки, недвусмысленно указывающие на ее принадлежность к миру литературы.

Свое первые стихи Ахматова написала довольно рано, и в 22 года уже издала первый поэтический сборник под названием «Вечер», который стал настоящей сенсацией в литературных кругах. Тем не менее, автор никогда не затрагивала тему своего отношения к поэзии, считая, что этот вопрос весьма деликатен.

Среди многочисленных произведений Ахматовой есть лишь одно, в котором она попыталась рассказать, как рождаются на свет ее поэтические экспромты. Стихотворение «Творчество» было написано в 1936 году, но многие отнеслись к нему с недоверием.

Ведь поэтесса представила сам литературный процесс в виде некоего мистического действия, глубокого катарсиса, который происходит под воздействием высших сил.

Естественно, что с такой трактовкой творчества в СССР не могли согласиться, поэтому восприняли его, как очередное чудачество 47-летней поэтессы, не заслуживающего особого внимания.

Важно

Между тем, это одно из немногих литературных произведений, в котором автор так точно и искренне описывает литературный процесс. Ее стихи рождаются из некоего хаоса, и в этом напоминают Вселенную.

«Мне чудятся и жалобы, и стоны, сужается какой-то тайный круг», — пишет Ахматова, признаваясь, что в моменты творчества словно бы находится в некоем эпицентре катаклизма.

Складывается впечатление, что еще немного, и водоворот событий и впечатлений буквально захлестнет автора, чтобы перенести в иную реальность.

Но сквозь хаос постепенно начинают проступать черты будущего стихотворения, что доставляет Ахматовой ощущение настоящего счастья и дает власть над другими людьми. «В этой бездне шепотов и звонов встает один, все победивший звук», — отмечает поэтесса.

Именно это она чувствует в тот момент, когда находит новую тему для своих произведений, улавливает их настроение и понимает, что еще немного, и настанет тот удивительный момент, когда звуки начнут складываться в слова. Будущее стихотворение ассоциируется у Ахматовой со звуком, который обладает удивительной силой.

И на его фоне все другие шумы попросту исчезают, открывая простор для творчества. В такие моменты поэтесса слышит, «как в лесу растет трава, как по земле идет с котомкой лихо». Именно в эти моменты на свет рождаются первые слова будущего стихотворения, обладающие особой красотой и восхитительной мягкостью.

Вместе с ними приходят и «легких рифм сигнальные звоночки»: поэтесса словно бы пробует на вкус каждое выражение, меняет его эмоциональную и смысловую окраску, подбирая более точный вариант, который в этот момент наиболее полно отвечает ее внутренним ощущениям.

Потом наступает момент, когда автору удается ухватить всю суть произведения целиком, почувствовать его гармонию и изысканность. «Тогда я начинаю понимать, и просто продиктованные строчки ложатся в белоснежную тетрадь», — отмечает поэтесса, все еще не до конца веря в то, что новое произведение уже появилось на свет.

Этот ритуал общения с миром собственных фантазий Ахматова считает мистическим и видит в нем высшую волю.

Совет

Она не приукрашивает собственные таланты и достижения, считая, что кто-то невидимый вкладывает ей определенные мысли и желания, а потом диктует поэтические строки, которые превращаются в удивительно романтичные, яркие и наполненные удивительной силой стихи.

Источник: https://pishi-stihi.ru/tvorchestvo-ahmatova.html

Тема любви, искусства, отражение глубины человеческих переживаний в лирике А. А. Ахматовой

Поэтическое творчество Анны Ахматовой берет свое начало в блистательном Серебряном веке русской литературы.

Этот сравнительно короткий период породил целую плеяду гениальных художников, в том числе, впервые в русской литературе, великих женщин-поэтов А. Ахматову и М. Цветаеву.

Ахматова не признавала определения «поэтесса» по отношению к себе, это слово казалось ей унижающим, она была именно «поэтом» наравне с другими.

Ахматова принадлежала к лагерю акмеистов, но во многом только потому, что главой и теоретиком акмеизма был ее муж Н. Гумилев. Сама она, начиная с первых сборников, была поэтом реалистического направления.

В 1912 году выходят два первых сборника Ахматовой — «Вечер» и «Четки». Они сразу обратили на себя внимание читателей и критиков и принесли известность молодому автору. Содержание первых сборников — это лирика любви. Особенностью любовной лирики Ахматовой было то, что центральной темой стихов становятся переживания женщины. Это было ново и необычно.

В лирике XIX века обычно автор-мужчина писал о собственных чувствах, а женщина изображалась как объект, на который они направлены. Никто не писал, что чувствует женщина, что происходит в ее душе.

В этом смысле Ахматова и Цветаева разрушили вековое рабство и зависимость женщин, отсутствие у них свободы и права выбора, открыли их внутренний мир в русской поэзии.

В стихотворениях Ахматовой подробно анализируются переживания женщины, а мужчина изображается как объект. Для ранней лирики характерны два смысловых и эстетических центра — любовь и свобода:

Долгим взглядом твоим истомленная,И сама научилась томить.Из ребра твоего сотворенная,Как могу я тебя не любить?

Обратите внимание

Любовь для поэта становится содержанием жизни, ее единственной ценностью. Особенное звучание лирике Ахматовой придает мудрое отношение к себе и миру.

У нее нет разрушительных страстей на грани жизни и смерти, как у Цветаевой. Ее стихи вызывают уважение к автору за спокойные, ровные интонации и глубокие образы.

Даже в стихотворении «Песня последней встречи», где описывается расставание влюбленных, нет истерических нот:

Так беспомощно грудь холодела,Но шаги мои были легки.Я на правую руку наделаПерчатку с левой руки.Показалось, что много ступеней,А я знала — их только три!..

Любовная лирика Ахматовой отличается глубоким психологизмом. Поэт обращает внимание на множество деталей, чтобы показать душевное смятение своей героини. В стихотворении «Небывалая осень построила купол высокий…» об основном событии — встрече с любимым — говорится только в последней строчке.

До этого автор описывает редкую погожую осень, употребляя оксюморон «весенняя осень». В душе героини осень превращается в весну любви, и чувство это нарастает на протяжении всего текста. К героине идет ее друг, она испытывает сильное волнение.

Ахматова представляет солнце в мужском образе, а осень — в женском:

Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,И весенняя осень так жадно ласкалась к нему…

Тема расставания, разрыва отношений является содержанием многих стихотворений поэта: Материал с сайта //iEssay.ru<\p> Чугунная ограда,Сосновая кровать.Как сладко, что не надоМне больше ревновать.

Постель мне стелют этуС рыданьем и мольбой;Теперь гуляй по свету,Где хочешь, бог с тобой…

Стиль Ахматовой отличается сдержанностью, отсутствием вычурных деталей, небольшим количеством метафор. Ориентация на разговорную речь придает стихам искренность и задушевность.

Важно

Ахматова в своих стихотворениях придерживается принципа наглядности, конкретности деталей. Во многих произведениях поэт использовала фольклорные стилизации, меткие и точные народные выражения.

Лирика Ахматовой не устарела и сейчас, как не могут устареть чувства человека, она была и будет гордостью русской поэзии.

На этой странице материал по темам:

  • тема любви и искусства d ndjhxtcndt f[vfnjdjq

<\p>

Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/a/ahmatova/sochineniya/obshhie-temy/tema-lyubvi-iskusstva-otrazhenie-glubiny-chelovecheskih-perezhivanij-v-lirike-a.-a.-ahmatovoj

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]