Actionteaser.ru – тизерная реклама
Доклад 7 класс.
XIX век — золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас.
Не только о природе эти стихи, но через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии. Например, элегия А.С. Пушкина «К морю» (1824) написана уже в Михайловском, куда поэт отправился после южной ссылки. Она подводит своеобразный итог целого творческого периода.
Следуя традиции романтизма, поэт обращается к морю, как к ничем и никем неограниченной стихии. Море является в стихотворении воплощением авторского идеала, символом свободы, той стихией, которую никто не может обуздать.
Для Пушкина периода южной ссылки истинным воплощением индивидуальной свободы являются Байрон и Наполеон — бросившие вызов предрассудкам, укоренившимся взглядам. Но оба героя оказались обречены, перед величием морской стихии претензии земных титанов угасли.
Возникает вопрос: не тщетны ли вообще какие-либо надежды человека на физическую силу («тиран» — Наполеон) или всепоглощающую духовную мощь («просвещенье» — Байрон). Шум моря напоминает человеку о мирской суете, о тщетности суетных желаний и призывает человека к духовному совершенствованию:
В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.
В стихотворении «Осень» (1833), написанном в Болдине, Пушкин объясняет, почему любит именно это время года, почему именно осенью испытывает приливы вдохновения.
Осень очаровывает поэта своей смиренной, умиротворенной красотой, лишенной яркой страстности, порыва.
Красота осенней природы одухотворяет человеческие чувства: Как это объяснить? Мне нравится она, Как, вероятно, вам чахоточная дева Порою нравится. На смерть осуждена, Бедняжка клонится без ропота, без гнева…
Такая красота не направлена на чувственность, взывает к созерцанию, требует самоотдачи. Лирический герой захвачен осенним круговоротом, чувствует «природы увяданье», поэтому в его душе возникает иная, бескорыстная любовь к красоте, молодости.
Стихотворение «Вновь я посетил…» (1835) относится к философской лирике Пушкина. Осенью 1835 года поэт провел несколько недель в своем родовом поместье в Михайловском.
О своих впечатлениях он написал в письме к жене: «В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть кавалергардов на балах, на которых я уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею…». Настроение письма, также как и всего стихотворения, элегическое. Но содержание стихотворения шире конкретных жизненных предметов и явлений. В самом начале произведения поставлена проблема непрерывного обновления как естественного закона природы:
Но около корней их устарелых (Где некогда все было пусто, голо) Теперь младая роща разрослась, Зеленая семья; кусты теснятся Под сенью их, как дети…
Поэт прославляет и приветствует «племя младое, незнакомое». Здесь «племя» — это не только «сосновая семья», но и молодое поколение людей, поэтому молодая поросль сравнивается с детьми, а в заключении стихотворения появляется образ внука, который «вспомянет» о поэте:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст…
Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Кавказ» (1830) отличается особым нежным лиризмом: воспоминания о красоте и величии кавказского пейзажа переплетаются с сокровенными переживаниями поэта — воспоминаниями о матери:
В младенческих летах я мать потерял, Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ.
Комментарием к автобиографическим мотивам стихотворения могут служить две записи, сделанные поэтом летом 1830 года: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал… Ее певала мне покойная мать»… Вторая запись перекликается со строками стихотворения о первой любви: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были …на водах кавказских»:
Я счастлив был с вами, ущелия гор, Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!..
В стихотворении выражена глубокая и неизменная любовь поэта к Кавказу. У М.Ю. Лермонтова тучи из одноименного стихотворения 1840 года ассоциируются со странничеством, с изгнанничеством:
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную…
Лермонтов пишет это стихотворение перед своей второй ссылкой на Кавказ, ощущая себя изгнанником в собственной стране. Риторические вопросы, используемые в тексте стихотворения, помогают передать полный драматизма облик лирического героя, вступить в острую полемику.
«На севере диком стоит одиноко…» М.Ю. Лермонтова (1841) является вольным переводом стихотворения Г. Гейне — немецкого поэта — «Сосна стоит одиноко». Главная тема произведения Гейне — разлука двух влюбленных.
Основная тема стихотворения Лермонтова — трагическая разобщенность людей, трагическое одиночество и невозможность его преодолеть.
Трагизм ощущения сосны и пальмы передан с помощью художественно-изобразительных средств: «Одета, как ризой она» — сравнение; «стоит одиноко … сосна» — гипербола; «на утесе горючем» — эпитет.
Природа в стихотворении Ф.И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» (1836) одухотворена, очеловечена. Она внутренне близка и понятна человеку.
Природа и человек образуют единство, поэтому вдохновение поэта созвучно с жизнью природы, которая изображается в движении, как участница событий человеческой жизни, как проявление Божественной мудрости:
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…
По мысли Тютчева, дело поэзии — утверждать прекрасное не как вымысел, а как истину. Такое понимание природы вытекает из православного миросозерцания, исповедующего гармоническую согласованность и всеединство.
Стихотворение «Зима недаром злится…» (1836) относится к пейзажной лирике Тютчева. Поэт изображает последнюю схватку зимы с весной. Основное художественно-вырази- тельное средство, использованное для характеристики образов, олицетворение:
Зима недаром злится, Прошла ее пора — Весна в окно стучится И гонит со двора.
Схватка между силами природы изображена в виде деревенской ссоры старой ведьмы — зимы и молодой, веселой девушки — весны.
Постижение мира человека путем сопоставления его с миром природы нашло выражение в тютчевском стихотворении «Фонтан» (1836) философского характера. Произведение имеет двухчастную композицию с четким разделением содержания по строфам. Поэт уподобляет фонтан лучу:
Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной — И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден.
Фонтан — это луч наоборот, он направлен от земли к небу, как бы бросая вызов закону земного тяготения. Это своеобразный вызов небу. Человеческий разум уподобляется фонтану, так как главные вопросы человеческой жизни направлены на постижение смысла Бытия, Бога, человеческого предназначения.
В стихотворении «Чародейкою Зимою…» (1852) Тютчев изобразил зимнюю природу. Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения напоминает магическое действие: Чародейка чертит таинственные круги, гипнотизируя, очаровывая:
Чародейкою Зимою Околдован лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.
Поэт описывает природу не как сторонний наблюдатель, он пытается понять ее душу, услышать ее голос. Природа у Тютчева — разумное, живое существо. По мнению философа В.С.Соловьева: «…механизм всей природы есть только слаженная совокупность для проявления и развития всемирной жизни».
В стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» (1857) изображена одухотворенная природа, которая потрясает читателя подлинностью состояния. Поэт чувствует душу земли подобно земледельцу-труженику. В народном сознании живет благоговейное отношение к стихийным силам природы. Природа здесь не конкретизирована, она полна загадочности, таинственности, и в этом ее сила:
Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…
Поэта привлекает переходное состояние природы: самое начало осени, когда «далеко еще до первых зимних бурь». Уравновешенность и гармония в природе умиротворенно действуют на чувства поэта: лирический герой чувствует особую прелесть в осеннем увядании, исчезли бурные страсти, безумства, хаотичность юности.
Стихотворение «Вечер» (1855) относится к пейзажной лирике Фета: в нем изображается неброская красота русской природы. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния: как художник-пейзажист он рисует словесно, находя все новые оттенки и звуки. Для поэта природа — источник неожиданных открытий, философского оптимизма:
Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.
Стихотворение можно сравнить с картинами импрессионистов: то же желание показать субъективность мировосприятия и формы выражения. В лирическом произведении преобладают светлые, жизнеутверждающие тона.
Поэт видит в природе ту гармонию, которой ему не хватает в человеческих взаимоотношениях.
Лирический герой обретает способность видеть прекрасную душу природы, поэтому его характерное состояние — эстетическая восторженность.
Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы…»(1883) принадлежит к пейзажной лирике Фета: через природу поэт постигает тончайшую психологическую правду о человеке:
Кругом зима, жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый…
Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Вглядываясь в природу, человек познает свои законы и возможности. Для лирического героя природа — мудрый советчик и наставник:
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне.
Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша,
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Именно в природе заключены вечные тайны жизни, поняв которые, человек становится мудрее, нравственно богаче.
Итак, поэты-пейзажисты характеризуют русскую природу каждый по-своему, выявляя в ней дорогие для самого автора черты.
Вопросы по докладу:
1) Кто из русских поэтов XIX века обращался в своем поэтическом творчестве к теме природы?
2) Какие стихотворения А.С. Пушкина посвящены природе?
3) Какие образы природы создает в своих стихотворениях М.Ю. Лермонтов?
4) В чем особенности изображения природы у Ф.И. Тютчева?
5) Как изображает природу средней полосы России А.А. Фет?
Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/doklady-po-russkoj-literature/doklady-po-russkoj-literature-7-klass/4487-russkaya-priroda-v-izobrazhenii-poetov-xix-veka
План-конспект урока по литературе (6 класс) на тему: Образы родной природы в стихотворениях русских поэтов
План-конспект урока литературы в 6 классе
Образы родной природы в стихотворениях русских поэтов 19 века
Тип урока: урок закрепления и обобщения изученного.
Цели урока:
1. Обучающие:
расширить знания учащихся о Я.П. Полонском, Е.А. Баратынском, и А. К. Толстом;<\p>
закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;<\p>
2. Развивающие:
развить интерес к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;<\p>
развить навыки защиты проекта;<\p>
3. Воспитательные:
воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;
воспитывать любовь к родной природе.<\p>
Форма урока: творческий урок с использованием ИКТ.
Оборудование урока: презентация; фотографии и портреты поэтов; Джеймса Ласта; учебник Литература. 6 кл. Учебник.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. /Автор-составитель В.Я.Коровина М.:Просвещение-2011; рабочие тетради; листы взаимооценки (Приложение 1), рефлексия (приложение №2).
Оформление урока: эпиграф; иллюстрации,, словарная работа.
Методические приемы: исследовательские работы учащихся, выразительное чтение стихотворений и их анализ, устное рисование, взаимооценка.
Опережающие задания:
2 учащихся подготовили исследовательскую работу и презентацию по творчеству одного из поэтов.
Учащиеся должны оценивать:
выразительное исполнение стихотворения;<\p>
анализ стихотворений по плану:<\p>
– Название.
– Тема, основная мысль.
-Устное словесное рисование
– Художественные выразительные средства.
Ход урока:
Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей,
И с птичкой птичка! С ним журчит,
Летает в небе с ней!..
Е.А.Баратынский.
Слово учителя<\p>
Работа над эпиграфом:<\p>
-чтение эпиграфа учителем под музыкальное сопровождение
-постановка вопросов для выяснения знаний учащихся и активизации творческого воображения: кто написал эти слова ? Как называется стихотворение? Какая основная мысль этих строчек?<\p>
-слово учителя об изображении природы и выражении отношения к ней (чувств авторов) в разных видах искусства: живописи, музыки, поэзии. Какими художественными средствами пользуются художники?(кисти, краски) Музыканты? (звук?) Поэты?(слово).
– как вы думаете, как называются стихи, посвященные изображению природы? (Стихи, посвященные изображению природы, называются «пейзажными» стихами или «пейзажной лирикой».)
Постановка целей и задач занятия
Какова цель занятия? ( на примере лирических произведений, музыки и пейзажных иллюстраций понять то, что человек един с природой, учиться понимать настроения поэта, уметь определять способы создания поэтических образов с помощью художественно-выразительных средств, учиться применять их в устной речи).)<\p>
(Оценивать каждого, в том числе и себя, вы будете сами, для этого вы получили листы взаимооценки (Приложение 1), которые должны будете заполнять по ходу урока. Вам также предлагаются вопросы для подведения итогов урока (Приложение 2.)
Основная часть урока
- Слушаем актерское чтение. (прослушивание из фонохрестоматии чтения стихотворения Е.А.Баратынского «Чудный град порой сольётся…») (приём устного словесного рисования).
Задания и вопросы: попробуйте устно нарисовать картину, возникающую в вашем воображении. (Презентация.) Как автор передаёт легкость и изменчивость картин? Как передает поэт свои чувства? (назвать художественно-выразительные средства)
- Элементы проектной деятельности.
Каждый из поэтов видит и изображает природу родной страны по-разному. На уроке мы обратимся к стихам Евгения Абрамовича Баратынского, Якова Петровича Полонского и Алексея Константиновича Толстого. В ходе подготовки к уроку несколько учащихся подготовили исследовательские работа и презентации по теме.
а) Выразительное чтение стихотворения Полонского «По горам две хмурых тучи…»
б) Выступление ученицы с презентацией и анализом стихотворения «По горам две хмурых тучи…»
Словарная работа*:
Горючий (разг.) – несчастный.
Огласить – 1. Наполнить какими-нибудь громкими звуками.
Дебри – 1. Места, заросшие непроходимым лесом.
Обомлеть – оцепенеть, ослабеть от неожиданности.
в) Дополнения учащихся (при необходимости) – какова главная мысль произведения? ( все в природе гармонично, даже ссора заканчивается примирением)
а) Выразительное чтение стихотворения Толстого «Где гнутся над омутом лозы…»
б) Выступление ученика с презентацией и анализом стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…»
Словарная работа:
Омут – глубокая яма на дне реки или озера.
Бирюзовый – зелёно-голубой цвет.
Отлогий – не крутой.<\p>
в) Дополнения учащихся (при необходимости)Главная мысль: сказочное нужно отличать от реальность. Конечно же, не могут научить ребенка стрекозы летать.
3. Оценивание выступивших учащихся в группах.
Самостоятельная работа учащихся в группах .
-просмотр презентации и анализ стихотворения Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист…»
План анализа:
- Автор, тема, главная мысль произведения. (Баратынский чувствует себя частью природы, он слился с ней, растворился в ней).
- Художественно-выразительные средства.
Словарная работа:
Небосклон – часть неба над горизонтом.
Лазурь (устар.) – светло-синий цвет синева.
Очи – глаза.
Хребет – 1. Позвоночник, хребет.
Заздравный – провозглашаемый чьё-нибудь здоровье.
Гимн – 1. Хвалебная песнь.
Оценивание выступивших учащихся в группах. Выставление оценок.
Вывод, обобщение. Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов и музыкантов, писателей и художников. У художника – краски, у писателя – живописца – слово, у музыканта – звук.
В лирике о природе поэты, писатели, как и художники-пейзажисты, изображают природу, выражают свое отношение к ней, передают свои впечатления от нее, любовь к родной земле.
Стихотворения поэтов передают состояние души, пейзаж и чувства сливаются в одно целое.
Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты XIX века, какие точные, красочные слова и выражения использовали. Эти поэты обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью.
Стихи нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия – великое чудо. Но откроется оно, как и чудо, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.
Рефлексия урока. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного опросника (Приложение 2).
Домашнее задание. Анализ стихотворения Я.П.Полонского «Посмотри- какая мгла…»
Приложение 1.
Лист взаимооценки.
Группы учащихся | Оценить (до 5 баллов) | Средний балл |
Исполнение стихотворений | Устное словесное рисование | Анализ стихотворения (автор, тема, основная мысль, худ.-выразительные средства) |
1 группа | ||
2 группа | ||
3 группа | ||
4 группа | ||
5 группа | ||
6 группа | ||
Ф.И. ученика | Презентация | Анализ стихотворения |
Владимирова А. | ||
Кузнецов Д. |
Оценил(а)_______________________
Приложение 2. Вопросы для рефлексии урока.
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного опросника:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Домашнее задание: выполнить анализ стихотворения Я.П.Полонского «Посмотри- какая мгла…»
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/06/01/obrazy-rodnoy-prirody-v-stihotvoreniyah-russkih-poetov
Природа в лирике Тютчева в творчестве, поэзии сочинение
Основное значение поэзии Тютчева – понимание природы через внутренние человеческие переживания. Все лирические стихотворения поэта пронизаны возвышенным драматизмом и необыкновенной красотой.
Поэт точно изображает загадочную привлекательность природы, используя красочные эпитеты и сравнения, мягко переходя от одного времени года к другому. Одухотворение природных явлений и наделение их чувствами, по мнению поэта, рождает в человеке все самое невероятное и прекрасное.
Произведение «Осенний вечер» заставляет читателя задуматься о тихом увядании природы, не теряющей при этом своей чудесной красоты.
Тютчев в спокойных тонах описывает осеннее небо, летящий с дерева лист, сорвавшийся под порывом резкого ветра, и в тоже время наслаждается последним теплым вечером.
Картина осени насыщена живым, трепетным дыханием, поэтому и легкий шелест деревьев, и светлость вечера полны необъяснимой прелестью и грустью осиротевшей планеты.
Описывая окружающую природу в виде живого существа, поэт раскрашивает в разнообразные краски, оттенки и состояния, пытаясь передать бытие природы.
Стихотворение «Весенняя гроза», наоборот, передает предчувствие новой зарождающейся жизни, повествует о пробуждении природы, ведь первая майская гроза – это безумная и мощная стихия, способная на неистовства.
Глубокомысленными размышлениями наполнены и стихи «Море и утес», в которых поэт описывает разрушающую и неистовую силу природных явлений, ее агрессивную темную сторону, но в то же время завораживающую своим могуществом, своенравием и буйством.
Другой темой лирики природы поэта являются не только разные времена года, но и разные времена суток, в частности, ночная тема, которой посвящены многие его стихи. В них природа имеет философское значение и позволяет проникнуть в потайные уголки человеческой души. Ночь в изображении Тютчева не только красива, величественна, но и священна, но и полна тайн и загадок.
Творчество Тютчева – это неповторимая и возвышенная поэзия, которая бывает и грустной, и радостной, живой, и холодной. С точки зрения поэта, природа – самый лучший задушевный собеседник.
Сочинение Изображение природы в лирике Тютчева
Лирика одного из величайших русских поэтов, Фёдора Ивановича Тютчева, отражает его глубокую духовность. Основной тематикой, проходящей через всё его творчество, является взаимодействие человека и природы, его места в огромном мире.
Поэзия Тютчева пропитана его мироощущением, мировоззренческой концепцией. Человек, по его мнению, всегда несёт в себе хаос, так как не в состоянии справиться со своими страстями. Природа же представляется как часть единого, непостижимого мира.
В отличие от человека, природа есть вечный покой, который, однако, не подразумевает отсутствие изменений. Жизнь и развитие природы упорядочены: подчиняются некоему высшему закону.
Природа всегда в движении, постоянно перетекает из одного состояния в другое. Однако, все эти процессы лишь звенья в замкнутой цепи.
Жизнь природы циклична: каждый процесс повторяется, имея при этом связь с предыдущим и последующим.
В лирике Тютчева природа всегда одушевлена: жива и способна чувствовать. То есть она видится ему таким же живым организмом, как человек (эта мысль схожа с воззрениями философов античности, которой в юности увлекался Тютчев). Она содержит в себе величие и красоту, которые воодушевляют Тютчева, в них он черпает жизненные силы и любовь к миру.
Поэт в особых отношениях с этой частью мира: его любовь прослеживается в восторженных чувствах и внимательности к деталям.
Фёдор Иванович подмечает мельчайшие, не видимые для обывательского глаза подробности, которые позволяют ему в полной мере насладиться дивно созданной природой.
Она преподносится автором как некая колдунья, способная красотой своей обольстить человека. Она очаровывает своим прекрасным устройством.
Особенное место среди системы образов природы занимает ночь. В разные времена года, в любой обстановке она символизирует некое таинство. Минула дневная суета и солнечный свет: человек остаётся наедине с собой и огромным, недоступным его сознанию, миром.
Обстановка этого уединения и отрешения от земных забот приводит к тому, что человек как бы «очищается» от всего мирского и может ступить за порог обыденности. Ночь приносит человеку чувство причастности к тем самым непостижимым законам и силам, движущим все процессы в мире.
В это время суток человек становится частью единого целого, которое включает в себя и природу.
В своей лирике через тему природы Тютчев передаёт, в первую очередь, мировоззрение, жизненную философию. Очаровательная в своей непостижимой красоте, земная природа есть единственное первозданное, к чему может прикоснуться человек.
Поэт восторгается её величием и прелестью, чувствуя при этом её причастность к первоосновам мира.
Именно через единение с природой, которое становится достижимо в состоянии покоя (чаще всего ночью), человек может приблизиться к основам мироздания, к великому таинству жизни.
Вариант 3
Как и большинство русских писателей к этой теме о природе, Тютчев относился с особым чувством, которое не понять многим, он старался раскрыть и передать всю красоту скрытой и девственно чистой природы.
Автор в своей лирике природу изображал как живого человека, который может все чувствовать и переживать грустить и радость. А также тонко передавать боль, причиненную, от руки человека природе мог, только Тютчев.
Проанализировав всю творческую жизнь Ф.И.Тютчева можно с уверенностью сказать, что с особым и тонким чувством он писал больше всего про осень и весну. Он любил передавать красоту этих времен года.
Довольно подробно это можно увидеть в его стихотворениях посвященным этим временам года. Он с трепетностью пытался показать людям того, что они из-за повседневной суеты не замечают всей красоты природы.
Прочитав хоть одно его произведение, оно не вызывает негативных чувств, а наоборот, только положительные чувства и на душе становиться так легко и спокойно. Ведь Тютчев был писателем широкого профиля и писал с разных взглядов, но в любых его направлениях изображается образ природы как самый прекрасный, яркий и неповторимый образ, который, живет и все чувствует.
С глубочайшей уверенностью можно сказать, что Федор Иванович Тютчев был добрым и душевным человеком, гениальным поэтом того времени. Ведь только такой человек мог разглядеть в окружающей природе, того, что не видит вооруженным взглядом обычный человек.
И не смотря, не на что он остался, известным и по сей день. И с особым удовольствием читают и изучают его творчество. Автор в своих произведениях, раскрывает все тонкости и красоты непревзойденной природы.
С душевным трепетом старается донести все же до читателя, чтоб хоть прочитав, его произведение он обратил, внимание на прекрасную природу.
И от чистого сердца всем писателям русской литературы можно сказать большое спасибо, за то, что открывают глаза читателя на происходящее вокруг. На то, что не видит и не обращает внимания человек на происходящее и это печально.
10 класс
← Тема родины в творчестве Ф. И. Тютчева
← Основные темы и мотивы лирики Тютчева↑ ТютчевФилософская лирика Тютчева →
Человек и природа в лирике Тютчева →
- Сочинение Анализ Мороз, Красный нос поэма Некрасова 5 класс
Поэма Мороз красный нос рассказывает нам историю простую, но в тоже время фантастическую, а смысл её заключается в описании простой бытовой жизни. В данной простоте автор и раскрывает главную идею произведения и его смысловую цель. - Образ Ивана Игнатьича в романе Капитанская дочка Пушкина
Иван Игнатьевич является милым старичком-офицером, который служит в Белгородской крепости. Он фактически стал частью семьи Мироновых, с которыми проводит много времени.<\p> - Сочинение описание картины Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) Авилова
Историческое полотно, написанное в середине Великой Отечественной войны, выражает дух патриотизма, которым был проникнут русский народ в тяжелые периоды борьбы за свою независимость. - Роль литературы в жизни человека итоговое сочинение
Роль литературы в жизни каждого человека невозможно определить. С детского возраста ребенок начинает свой путь с поучительных сказок и стихотворений, которые родители читают своим чадам на ночь. - Сочинение Хоровод муз (о Блоке и его творчестве)
Великий русский поэт, Александр Александрович Блок, прожил яркую и бурную жизнь. Поэту был все лишь 41 год, когда он умер, но жизнь его похожа на путь яркой звезды
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/tyutchev/priroda-v-tvorchestve-tyutcheva
Образ природы в лирике кузбасских поэтов | Обучонок
Исследовательская работа:
Проект “Будь другом всему живому”
«Чувство природы – одно из основных
звеньев этико-эстетического воспитания,
стоит выпасть этому звену, и нравственный
мир терпит ущерб… Растите, обязательно
растите в человеке чувство природы».
Ф. Гладков
Образы природы наиболее часто встречаются в сти¬хотворениях русских поэтов. Кузбасские поэты не исключение. В большинстве случаев эти мотивы окрашены любовью, восхищением, преклонением перед сила¬ми окружающего мира.
<\p>
Но все чаще поэты обращают внимание читателя на проблему «человек и природа», в которой первый является разрушителем прекрасного мира природы.
Кузбасские поэты в полный голос заявили о всеобщем увлечении планами перестройки сибирской природы на благо человека, увидев теневую сторону процесса.
Одним из поэтов, обратившихся к проблеме разрушения природы человеком, является Евгений Буравлев. В поэме «Земля» поэт гневно клеймит неразумное обращение с природой, протестует против бесконечного “покорения” Земли, против её разбазаривания, против “доведения Земли до ручки”.
<\p>
Вообще у поэмы “Земля” была трудная судьба: её долго не принимали в печать редакторы, не увидевшие в ней злободневного смысла, актуальной темы. В поэме возник образ обеспложенной и замусоренной Земли, образ-предостережение. В шестидесятые годы, он казался беспочвенным преувеличением.
А это было предвидение.
В ней пронзительно прозвучала тема природных сил, заглохших по вине человека, тема земли, ставшей черным, бесплодным полем.<\p>
В произведениях Виктора Баянова “смятенный вид родного края” не стал ведущим мотивом, но поэт не остался безразличным к проблеме уничтожения природы человеком.
Это же “бомба замедленного действия”, которую как-то надо обезвредить, не довести до “критической массы”, после чего сожалеть уже будет поздно.<\p>
А пока ведь есть только сожаленье, то есть воспоминание о здоровой природе, когда-то данной нам “задаром”.
Баянов, кажется, перешагнул эту стадию сентиментального сожаления, что-то более веское и суровое слышится в его стихах:
Ты б к роднику сейчас приник?
Он, вспомни, здесь, средь чернотала.
Но трактор траки вмял в родник –
И он заглох, его не стало.
Оказывается, поэт имеет в виду вполне конкретный адресат, источник беды ему ясен. Ведь не сами машины наступают на леса, не сами собой загрязняются реки. Автор говорит о неумных головах, о равнодушных руках, теряющих землю, и теряющих вполне безразлично, если не сказать – невменяемо.
Как это трудно – «быть в ответе за каждую песенку птичью» и творить новую землю! Из книг Игоря Киселева можно составить отдельный сборник, посвященный теме убыли, дефицита природы.
И это реальность современной жизни: природа ждет от нас милосердия, пощады. Об этом стихотворение “Молитва лани”. Это именно молитва – обреченная природа взывает к не слышащему ее человеку. Монолог лани – мольба вернуть ей подлинную жизнь, ту, для которой она родилась:
Отпусти мня в лес, в кольцо
Быстрых рек, где трава и птицы!
Посмотри: на твое лицо
Тень от клетки моей ложится!
Подхватывает тему убыли природы Валентин Малахов:
Там, где ели и сосны шумели,-
Невеселые остовы пней.
На родимой моей стороне…
Я от памяти скрыться не в силах:
Наяву и в забывчивых снах
Будут лязгать моторные пилы
И предсмертно деревья стонать.
Но страдают не только поля и леса, животный мир также гибнет. У Игоря Киселева беззащитный и обреченный зверь пытается вразумить человека, намекая на нравственную глухоту “царя природы”.
Именно, сыновьего чувства, так не хватает современным людям, привыкшим видеть в природе только сырье, мастерскую или кладовую. Как будто только для нас жила земля, копила и хранила богатство и красоту миллиарды лет, чтобы люди, явившись, дали волю своему необузданному аппетиту.
Наша задача состоит в том, чтобы сохранить чувство меры, не впасть в сплошное отрицание или безудержную хвалу прогрессу механизмов. Если речь о черном снеге, об отравленной реке, о сведенных под корень лесах, – а их можно было хотя бы на треть сохранить, – если о воздухе, которым все труднее дышать, то конечно, здесь уместнее будет раздумье. Здесь надо взывать и к разуму, и к чувству.
Сминая многомиллионную жизнь вокруг, мы духовно калечим самих себя, да еще и обездоливаем судьбы отдаленных потомков, которым жить на этой земле.
Лишать землю нажитого ею до нас, ну не разбойное ли это дело?<\p>
Но много ли проку в сожаленьях? Что может быть поэзия, зачем бьет она колокол, если не от нее зависит судьба ручьев и рек? Разве спасешь леса песней? Поэт верил в силу слова.
Ведь только слову дано проникать в самые глубины, в тайники сознания, и оно, слово, – оружие совести.
Валентин Малахов также создавал стихотворения об убыли природы. Они немногочисленны, но тревога и озабоченность в них выношенные.
Там, где ели и солнце шумели,-
Невеселые остовы пней.
Поредели леса, поредели
На родимой моей стороне…
Я от памяти скрыться не в силах:
Наяву и в забывчивых снах
Будут лязгать моторные пилы
Будут рушиться птичьи гнездовья,
Будут гневно стоять облака,
И прольется малиновой кровью
На погибшие сосны закат.
Нет, не все в этом мире прогресса
Сердцу я объясню своему…
Я с надеждой гляжу на подлесок
И пророчу бессмертье ему.
Поэт не может не верить в человеческий разум, в понимание того, что в наше время природа уже не успевает своими силами залечивать раны, нанесенные ей прогрессом. Природа взывает о помощи, но эта помощь чаще оказывается предательской.
Но опять-таки в финале победил прирожденный оптимизм автора. Ведь трудно будет жить человеку, если он потеряет веру в то, что реки вновь станут чистыми, леса – густыми.
И все-таки противоречие цивилизации и природы – вопрос надолго. Здесь важнее всего найти меру, такт, памятуя, что сама природа идет путем совершенствования.
Как выразился Василий Федоров, “вы как бы у самой реки спросите, куда б она сама хотела повернуть”. Может быть, надо больше всего, чтобы культ машины не затмил, не уничтожил начисто древний культ природы?<\p>
Друзья мои! Процесс необратим.
Природа возвращение осудит.
Не будет ликвидации плотин.
И возрожденья мамонта не будет.
Нет, поэт не оставляет нас в неведении, в гадании о том, что же будет и что от нас требуется. Он выражает свою мысль с предельной, может быть, даже слишком уверенно звучащей прямотой:
Друзья мои! Теперь необходим
Последний пик – заботы человечной
О бабочке, живущей день один,
О воздухе, которым дышим вечно.
В стихотворениях Виктора Коврижных мы видим продолжение темы – развитие цивилизации и итоги:
На отвале, как на БАМе
Мы прокладываем путь.
Солнце жаркими ручьями
Здесь безжизненно и голо:
Камни, пыль да зноя звон,
Да испуганное соло
Заблудившихся ворон…
Впереди бульдозер замер.
Машинист, задрав стекло,
Подзывает нас руками-
Что-то там произошло…
Из камней, из опаленных,
Как по воле волшебства
Робко бьет фонтан зеленый
Молодого деревца.
Он пульсировал сквозь камни
Юный кленик, жизни- грамм.
И резным своим дыханьем
Щекотал ладони нам.
Поэт испытывает причастность, ответственность за то, что своим, казалось бы, созидательным трудом человек наносит вред родной природе:
Льет породу в рощу экскаватор,
Вздыбились отвалы позади.
Все равно я буду виноватым,
Хоть сияет орден на груди.
Подберу к мелодии металла
Молодой черемухи слова.
Вспыхнет свет заводов до Урала,
Но цветы погаснут и трава…
Видно так начертано судьбою
И скажу известною строкой:
Людям свет несу одной рукою,
Высыхают реки от другой.
Не преувеличиваю долю,
Загадала так Природа-мать:
Нянчить свет удобно мне в ладонях
И … топор убийственный держать.
Заброшенных отвалов становится все больше год от года. И матушка-природа пытается возобновить жизнь, уничтоженную человеком: появляются цветы и растут грибы. А вот на действующих отвалах – тоска. Ничего не растёт. Только камни породные. Двигаются они вдаль и вширь, раздавливая всё на своём пути. Полюбоваться природой можно, съездив за границу. Свою-то угробили экскаваторами…
Опять смутил локальный катаклизм –
отвал карьера справа от Белова,
как недостроенный в боях социализм,
возвысился нелепо и сурово.
Я знаю: ваши помыслы чисты.
Но движутся отвалы постоянно,
раздавливая травы и кусты,
согласно предписаниям и планам.
В стихотворениях Виктора Коврижных изображена страшная картина природы, загубленной человеком, во имя собственного благополучия. В каждой строчке – крик души, призывающий остановиться и посмотреть вокруг, что останется после нас?!
Породой выбиты поля,
Согласно планам и науке.
Кричала, корчившись, земля,
Берез заламывая руки!
Во имя свергнутых святынь,
За всех безжалостно забытых,
Бродили синие глаза
Невинных ангелов убитых.
Перейти к разделу: Заключение
Источник: https://obuchonok.ru/node/2681
Осень в лирике русских поэтов
Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, “дышали с природою одной жизнью”, как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Именно русской поэзии оказалось под силу проникнуть в душу природы, услышать ее язык. В поэтических шедеврах А. С. Пушкина, А. А. Фета, С. Никитина, Ф. И. Тютчева, М. Ю. Лермонтова и многих других авторов нашли отражение разные времена года и в обобщенных картинах, и в их прекрасных мгновениях.
Нельзя сказать, что какое то время года удостоилось большего или меньшего творческого внимания. Просто в каждом состоянии природы поэт может увидеть и услышать созвучие своим мыслям и чувствам.
Вот перед нами два “осенних” стихотворения М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева: “Осень” и “Осенний вечер”.
Одно из них, стихотворение Лермонтова, рисует как бы обобщенную картину осенней поры, включающую в себя и пейзаж, и жизнь зверей, и настроение людей. Определяющими здесь являются слова: “поникли”, “мрачную”, “не любит”, “скрыться”, “тускл”. Именно они создают грустный эмоциональный фон стихотворения, передают ощущение какой то потери.
Но Лермонтов – поэт, видящий мир ярким и полным движения. Так и в этом небольшом произведение присутствует яркая цветовая гамма: сочетание желтого, зеленого, серебряного, а глаголы составляют здесь почти треть среди самостоятельных частей речи.
В первых двух строках употребление трех глаголов подряд сразу создает впечатление осеннего ветра, свежести.
Следующая картина противоположна первой: она статична: “Лишь в бору поникли ели Зелень мрачную хранят”. Но прием олицетворения оживляет и ее.
А вот и человек – пахарь, закончивший свой тяжелый труд на земле. Да, отдыхать меж цветов ему теперь долго не придется, но ведь таков закон жизни, и безнадежной грусти в этой картине тоже нет.
Все живое встречает по своему осень, поэтому и “зверь отважный скрыться где нибудь спешит”. Интересен эпитет “отважный”, им М. Ю. Лермонтов передает восхищение разумной устроенностью живого мира: ведь умело скроются и переживут звери суровую зиму.
В последних строчках поэт обращает свой взгляд от земли к небу: там тусклый месяц, туман. И все же поле серебрится даже под этим тусклым светом.
Лермонтов создает картину осени, полную гармонии, естественности, жизни.
Также сумел уловить “умильную, таинственную прелесть” в осенних вечерах Ф. И. Тютчев. Этот поэт чувствует едва заметные переходы от поздней зимы к ранней весне или от позднего лета к ранней осени. Природа в его стихах живая, деятельная, будто она ведет сама свой календарь.
В стихотворении “Осенний вечер” запечатлен переход грустно сиротеющей природы к сходящим бурям, остановлено мгновение увядания, изображена таинственная душа живого мира, страдающего от ухода пестроты деревьев, туманной и тихой лазури.
Поэтому так естественна в конце стихотворения параллель этого состояния природы с миром существ разумных, кротко и стыдливо переносящих неизбежные страдания. Обращает на себя внимание эпитет “зловещий”, таким увиден Тютчевым блеск осенних листьев.
Это слово выделяется в ряду других образных определений стихотворения: “тихая лазурь”, “грустно сиротеющая земля”, “кроткая улыбка”.
Приведенные эпитеты оставляют впечатление замирающей жизни, усиленное словами “ущерб, изнеможение”, и поэтому пестрота деревьев с багряными листьями на этом фоне кажется какой то вызывающе неестественной; обманчивой, а потому “зловещей”.
Стихотворение написано Тютчевым как бы на одном дыхании, потому что в нем всего лишь одно предложение, в котором слились в единое целое душа человека и душа природы.
Источник: https://home-task.com/osen-v-lirike-russkix-poetov/
Сочинение на тему “Образ природы в поэзии” на примере творчества русских поэтов скачать бесплатно на Alllessons.ru
Когда я была совсем маленькой, то стихотворения о природе воспринимала как чудесные мелодичные сказки. Особенно «зимние стихи».
Я учила их для выступлений на новогодних праздниках и почти не отделяла от сказок про Морозко, про двенадцать месяцев, от реального заснеженного парка с елкой на площади… Мороз, зима, лесные деревья были живые, загадочно-молчаливые, словно скрывали какую-то тайну.
Ели взмахивали широкими пушистыми рукавами, снежинки кружились в танце под не слышную другим музыку вальса, белая бахрома покрывала березовые ветки…
Околдован невидимкой,Дремлет лес под сказку сна…* * *Чародейкою зимоюОколдован лес стоит –И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит…* * *Сном волшебным очарован,Весь опутан, весь окованЛегкой цепью пуховой…* * *Белая березаПод моим окномПринакрылась снегом,
Я влюблялась в эти строчки сразу же, не спрашивая имен авторов, запоминала их «с голоса» своих родных… Природа, сказка, стихи входили в мою жизнь рука об руку, переплетаясь в морозных узорах на стекле, завораживая, но не замораживая, а, напротив, согревая душу. Тоненькие первые книжечки с моей полки — коричневые и синие томики «взрослой» домашней библиотеки! Тютчев, Фет, Есенин…
Не ветер бушует над бором,Не с гор побежали ручьи,Мороз-воевода дозоромОбходит владенья свои.Глядит — хорошо ли метелиЛесные тропы занесли,И нет ли где трещины, щели,И нет ли где голой земли?!Идет — по деревням шагает,Трещит по замерзлой воде,И яркое солнце играет
В косматой его бороде…
Так и казалось, что оживал тот бородатый дед в бело-голубом тулупе, стоящий под новогодней елкой на площади, и шагал рассветными улицами, проверял свои владения, начиная с нашего сквера… И назвал его Некрасов очень точно — «Мороз, Красный нос». А потом, повзрослев, я увидела яркие картины, где звенело-катилось певучими ручейками:
Воды уж весной шумят,Бегут и будят сонный берег,
Бегут, и блещут, и гласят.
Словно солнечные зайчики захлопали в ладоши, разбрызгивая фейерверком радости… А этот известный торжественный рокот:
Люблю грозу в начале мая,Когда весенний первый гром,Как бы резвяся и играя,Грохочет в небе голубом…Что-то веселое, праздничное приходило в душу с майским дождем…Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит.Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
Свежие документы: Тест по литературе “Тёплый хлеб” 5 Класс
Пускай я никогда не каталась на саночках, запряженных лошадьми, пускай Пушкин, даря нам это чудесное зимнее утро, видел совсем другие края… Он просто запечатлел навсегда, на все времена года этот блеск снега, сиренево-голубые тени на нем, параллельные дорожки от саней, свист ветра и ощущение полета… А позднее, летом или в начале осени, словно вырастая там, в саду, появляется что-то загадочное и немного грустное:
Две капли брызнули в стекло,От лип душистым медом тянет,И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Что это, какое оно — это «что-то»? Не нужно отгадки, не надо ответа, главное — не нарушить, сберечь это настроение. Как светлое прощание — чуточку с другом, чуточку с чем-то, что безвозвратно исчезает… Как последние дни летних каникул…
Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора —Весь день стоит как бы хрустальный,
Бережно прикасаешься к хрустальному свету поэзии, стараясь поддержать в душе тот неугасимый огонек любви к красоте родной природе, к душе народа и родине. <\p>
Источник: https://www.alllessons.ru/literature/sochinenie-na-temu-obraz-prirody-v-poezii-na-primere-tvorchestva-russkih-poetov.html
Природа в лирике Пушкина
Встречая в произведениях какого бы то ни было писателя картины природы, мы знаем, что это аллегория: часто они изображают таким способом историческую обстановку или события (особенно популярны образы метели, грозы). В поэзии пейзажи – это выражение душевного состояния поэта.
Появление картин гармонии или хаоса зависит от сиюминутного настроения автора, от того, какие чувства им владеют в момент написания стихотворения. Правда, у всякого поэта все же наблюдается преобладание тех или иных картин, в зависимости от того, каково его отношение к жизни в целом. Так, В. А. Жуковский пытался отобразить в пейзаже небесное волшебство, “гений чистой красоты”.
Именно “чистой” являлась для него красота природы; с душой человеческой она имеет общее: ни то, ни другое нельзя выразить словами, и лишь друг через друга они могут быть поняты: Святые таинства, лишь сердце знает вас…<\p>
“Святость” природы и подчеркивал поэт-романтик в своей лирике, поэтому в его произведениях сосредоточены мирные, светлые образы: тихий закат, берега спокойных рек, ночь, когда природа недвижима. <\p> Совершенно противоположные пейзажи мы встречаем у М. Ю. Лермонтова. Они соответствуют его характеру, стремлению действовать, бороться, и даже штиль на море (в стихотворении “Белеет парус одинокий… “) он рисует для того, чтобы показать неприятие лирическим героем затишья: Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури… У Н. А. Некрасова, в произведениях которого часто можно встретить разностороннее описание деревни, крестьян, и природа под стать русскому народу: “убогая” и “обильная”, “могучая” и “бессильная”; она то навевает тоску и уныние, то предстает великаном-богатырем во всей своей мощи. У А. А. Фета пейзаж, наоборот, отличается постоянством – он делает акцент на его красоте, прелести, подчеркивают царящую в нем гармонию. Итак, понятно, что через картины природы каждый поэт показывает свои чувства и переживания, замечает и описывает лишь те стороны природы, которые ему близки, с которыми он может сопоставить свои душевные движения: один восхищается ее красотой, недоступной человеческому разуму, другой пытается разгадать ее загадки, третий в восторге от бурь, видя в них воплощение своих порывов… Тем не менее, есть то, что их всех объединяет. В основе изображения пейзажа лежат два состояния, которые может принимать природа, – покой и буря, другими словами, – гармония и хаос. У истоков осмысления этой антитезы русскими поэтами стоит А. С. Пушкин. В раннем творчестве Пушкина (середина 1820-х годов) можно выявить начало формирования его свободолюбия. Именно тогда основным символом свободы стал для него романтический образ морской стихии; непредсказуемость, своеволие океана восхищало молодого поэта: Смиренный парус рыбарей, Твоею прихотью гонимый, Скользит отважно средь зыбей: Но ты взыграл, неодолимый, И стая тонет кораблей. Поэт не приемлет неволи, со всей пылкостью отвергает: Кто, волны, вас остановил, Кто оковал ваш бег могучий, Кто в пруд безмолвный и дремучий Поток мятежный обратил? … Взыграйте, ветры, взройте воды, Разрушьте гибельные оплот! Где ты, гроза – символ победы? Промчись поверх невольных вод. (“Кто, волны, вас остановил… “, 1823 г.) Вообще любование бурями встречается у Пушкина только по причине того, что мятежность олицетворяет стремление к свободе – главному идеалу поэта. Он органически не принимал хаоса и поэтому восхищения буйством стихии в его творчестве крайне редки. Наоборот, в его стихотворениях ярко выражено желание увидеть в природе (да и не только в ней) гармонию: … люблю сей темный сад С его прохладой и цветами, Сей луг, уставленный душистыми скирдами, Где светлые ручьи в кустарниках шумят. (“Деревня”, 1819 г.) После переезда из Одессы в Михайловское он окончательно порывает с любованием бурями. Теперь он очарован природой после бури, когда она предстает во всей своей красе – новая, свежая, блистающая всеми красками. Пушкин находился в некоем умиротворенном состоянии, когда малейшее нарушение гармонии приводило к унынию и тоске. Свое восхищение покоем в природе поэт объяснил в стихотворении “Осень” (1833 г.). Его любимое время года – осень: весна – “пора любви”, кровь кипит, и он не знает покоя, зима пугает морозами, лето – зноем. Осенью же поэт получает заряд сил, именно на этот сезон приходится львиная доля написанных произведений. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… В ранних произведениях Пушкина можно легко заметить элементы романтизма в описании природы: пустыни, дальние края; лирический герой “пейзажных” стихотворений подвержен тайным страданиям, в большом количестве присутствуют метафоры. … Пустыни, волн края жемчужны, И моря шум, и груды скал, И гордой девы идеал, И безыменные страданья. Так характеризовал поэт основные темы своих романтических творений позднее в “Отрывках из путешествия Онегина”. Здесь же он показал свой переход к новым, реалистическим картинам природы – природы “живой”, невыдуманной, настоящей: Иные нужны мне картины: Люблю песчаный косогор, Перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор, На небе серенькие тучи, Перед гумном соломы кучи, Да пруд под сенью ив густых, Раздолье уток молодых… Стоит обратить внимание на то, что здесь пруд, который ранее (в стихотворении “Кто, волны, вас остановил… “) является образом “неволи”, “дремоты” (т. е. упоминается негативно), – символ тихого, спокойного быта, о котором мечтал Пушкин незадолго до свадьбы: Мой идеал теперь – хозяйка, Мои желания – покой, Да щей горшок, да сам большой. Изменение приемов изображения природы хорошо заметно при сравнении стихотворений “Деревня” (1819 г.) и “… Вновь я посетил… ” (1835 г.). В том и другом стихотворении описывается один и тот же пейзаж, но место обычных романтических обобщений заняла реалистическая картина, описанная конкретными словами. Однако прежние принципы не были забыты, и во второй половине 1820-х – начале 1830-х гг. Пушкин создает некий гибрид двух литературных приемов, уникальный по своей сути: в некоторых стихотворениях этого периода наблюдается сочетание романтических образов и реалистических “прозаизмов”: … Желания кипят – я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн – таков мой организм (Извольте мне простить ненужный прозаизм).
Пушкин здесь даже специально подчеркивает эту контрастность. Ему первому в русской литературе удалось соединить противоположные художественные приемы для создания единой картины “торжественной красы” и изображением гармонии в природе приблизить читателя к пониманию его собственного стремления к гармонии.
(No Ratings Yet)
Loading…
Віктор неборак біографія скорочено.
Ви зараз читаєте: Природа в лирике Пушкина« Краткое содержание Князь мира – Клычков Сергей Антонович
Источник: https://ukr-lit.com/priroda-v-lirike-pushkina/