Образ прона оглобина в поэме «анна снегина» (с. есенин)

Сюжет, проблематика, образы поэмы Анна Снегина Сергея Есенина

Сюжет, проблематика, образы поэмы “Анна Снегина” Сергея Есенина

«Серебряный век» русской поэзии. Когда произносишь это словосочетание, слышится звон множества колокольчиков. Все они звонят одну мелодию, но каждый – по-своему. Так же и у поэтов, которые пишут на вечные темы: о любви, о красоте природы, о нравственной силе добра, о чести и совести, о смысле жизни.

Мотивы одинаковы, но переживает и чувствует их каждый поэт по-разному. Стихи одних струятся нежно и лирично, стихи других – колокола, звучащие набатом, зовущие и заставляющие оглянуться вокруг и задуматься. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский, Есенин раскрываются перед нами сегодня в своих бессмертных творениях.

Чем крупнее художник, самобытнее его талант, тем сложнее полностью оценить все грани его дарования.

Лицом к лицу Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

И в той, ещё до конца не изведанной, стране, имя которой поэзия, среди этих великих имён, мне наиболее близко и дорого творчество С. А. Есенина. Его стихи запали мне в душу, обогатили мою жизнь, оставили в сердце неизгладимый отпечаток. Я распахнул для себя дверь в поэтический мир Есенина, который постепенно окрасился в моём воображении в яркие цвета, обогатился разными оттенками и звуками.

Обратите внимание

По всей своей сути Сергей Есенин – лирик, и мы, конечно же, больше всего любим и лучше всего знакомы именно с этой стороной его творчества. Но он так же неповторимо оригинален и в эпическом жанре. Все достижения лирического поэта мы обнаруживаем и в его поэмах.

Они вписываются в общий лирический круг развития таланта Есенина, но в их рождении есть и своя жанровая логика, так как его поэзия в высшей степени драматична и правдива, полна острых социальных конфликтов и поистине трагедийных коллизий, глубоких, кричащих противоречий.

Попробуем увидеть всё это в его поэме «Анна Снегина».

Главная её тема – Октябрь в деревне. Есенин просто не мог не затронуть в своём творчестве эту тему. Он, как и Маяковский, пришёл в поэзию не по капризу тщеславия, а был мобилизован и призван революцией. Крестьянский вопрос, самый больной и самый сложный вопрос нашей русской истории, больше всего волновал поэта, и он затрагивает его в своей поэме.

Написанная в тысяча девятьсот двадцать пятом году, «Анна Снегина», отражает впечатление Есенина от поездок в родное село Константиново в летние месяцы тысяча девятьсот восемнадцатого года. Старшая сестра поэта вспоминает: « В селе у нас творилось бог знает что. «Долой буржуев! Долой помещиков!» – неслось со всех сторон.

Каждую неделю мужики собирались на сход. Руководил всем Мочалин Пётр Яковлевич, наш односельчанин, рабочий коломенского завода. Во время революции он пользовался в нашем селе большим авторитетом. Личность Мочалина интересовала Сергея. Он знал о нём всё.

Позднее Мочалин послужил ему в известной мере прототипом для образа Оглоблина Прона в «Анне Снегиной».

С событиями, происходящими в это время в деревне, тесным образом связаны и судьбы главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой крестьяне «забирают в волость», крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть Советов и мечтающего поскорее устроить коммуну в своём селе, старика мельника, рассказчика-поэта, вовлечённого революционной бурей в «мужицкие дела». Отношение автора поэмы к своим героям проникнуто лирической задушевностью, озабоченностью их судьбами. Об «Анне Снегиной» принято говорить как о лирической поэме, но достаточно очевидно, что источник её художественной силы не только в глубочайшей лиричности, но и в эпической масштабности изображаемых событий. В тысяча девятьсот двадцать пятом году Есенин неоднократно читает «Анну Снегину». Присутствующий на одном из таких чтений Фурманов вспоминает: «Он читал нам последнюю свою, предсмертную поэму. Мы жадно глотали ароматичную, свежую, крепкую, прелесть есенинского стиха, мы сжимали руки один другому, переталкивались в местах, где уже не было силы радость удержать внутри».

Вся поэма выдержана в элегически-грустном тоне. Она составлена из эпизодов, дающих целостное представление о происходящих событиях. Эта поэма – поэма характеров. На первом месте стоит образ самого повествователя. Через него эпическая конструкция произведения окрашена лирическими красками, порой светлыми, порой мрачными:

Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. И сколько с войной несчастных

Уродов теперь и калек!

Лирический герой выступает в поэме и как рассказчик, и как участник всего того, что в ней происходит. Поэт вспоминает о своей безвозвратно ушедшей юности, о первой, беззаветной любви.

Важно

Он приезжает в село, где всё, от окружающего пейзажа до избы и калитки, напоминает ему о прошлом. Развитие сюжета начинается в первой части поэмы: герой возвращается в родные места после трёхлетнего отсутствия. Свершилась февральская революция, но война продолжается.

Поэту хочется отдохнуть, пообщаться с природой, вспомнить юность и остаться в стороне от назревающих грозных событий. Но они сами, непрошено, врываются в его жизнь. Он только что пришёл с войны, бросил винтовку и «решил в стихах воевать».

Но мужики не дают ему остаться в стороне от происходящего, приглашая его посидеть и послушать про их крестьянскую жизнь, они задают множество вопросов:

Кричат нам, Что землю не троньте, Ещё не настал, мол, миг. За что же тогда на фронте

Мы губим себя и других?

Настойчиво их желание узнать у поэта правду о Ленине, который, как они слышали, борется за то, чтобы отдать крестьянам «без выкупа пашни господ»:

«Скажи, Кто такое Ленин?» Я тихо ответил:

«Он – вы».

Эта характеристика Ленина считалась одной из лучших и стала афоризмом в советской литературе.

В отличие от первых произведений, воспевающих преображённую крестьянскую Русь как единое целое, в «Анне Снегиной» поэт показывает разных «мужиков» : крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют Советскую власть; есть среди них и такие, которых, по глубокому убеждению Прона, «ещё нужно варить»; есть и закоренелые собственники, вроде возницы; есть крикуны и бездельники, как Лабутя, ищущие в революции « лёгкой жизни». Мы видим., что корыстолюбие, отсутствие собственного достоинства в равной степени свойственны крестьянам, как трудолюбие и набожность. Но характеры мужиков проявляются не только в каких-то поступках, но и в интонациях речи. У каждого она своя. Рассказ возницы не спутаешь ни с каким другим:

Село, значит, наше – Радово, Дворов, почитай, два ста. Тому, кто его оглядывал,

Приятственны наши места.

А как вылеплен старый мельник, с которым поэт не виделся несколько лет. За его радостной суетливостью стоят воспоминания о прошлых, более счастливых встречах:

Голубчик! Да ты ли? Сергуха! Озяб, чай? Поди продрог? Да ставь ты скорее, старуха,

На стол самовар и пирог!

Совет

У радовских мужиков, мечтающих получить без выкупа помещичьи угодья, есть свои интонационные характеристики. Как контрастно изображены братья Оглоблины: Прон и Лабутя. Если первый – подлинный выразитель мужицких чаяний, прямой и открытый, то второй – лентяй, пьяница, трус и приспособленец. Вот речь Прона:

Эй, вы! Тараканье отродье! Все к Снегиной!.. Р-раз и квас! Даёшь, мол, твои угодья Без всякого выкупа с нас! А как гнусавит в кабачке Лабутя: Прославленному под Ляояном

Ссудите на четвертак…

Нужно тонкое мастерство, чтобы дать героям такие точные речевые характеристики. Есенин этим мастерством обладает в полной мере.

Автор понимает те перемены, которые происходят в деревне, и чувствует, что сам тоже меняется.

Это ощущение усиливается в поэме тем, что на её страницах, в качестве олицетворения его юности, появляется Анна Снегина – первая любовь, «девушка в белой накидке», которая ласково сказала: «Нет!» Несмотря на былые воспоминания, автор прекрасно понимает, что прошлое вернуть невозможно: изменился окружающий мир, изменился и он сам. Анна замужем и, безусловно, это уже не та женщина, которую любил поэт в шестнадцать лет. Нынешняя Анна не вызывает у автора никакого интереса, а лишь является поводом для воспоминаний о прошлом. Ничего общего, кроме этих воспоминаний, у них нет. Анна, когда-то мечтавшая вместе с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни. Очень выразительна её речевая характеристика. Мы слышим голос Анны во время болезни повествователя:

Давненько я вас не видала. Теперь из ребяческих лет Я важная дама стала,

А вы – знаменитый поэт.

Здесь чувствуется и напущенная на себя провинциальная важность, и кокетство. А через некоторое время, когда она узнаёт, что убили мужа, ее речь уже совсем иная:

Оставьте! Уйдите прочь! Вы – жалкий и низкий трусишка. Он умер…

А вы вот здесь…

Интонационная переменчивость Анны Снегиной создаёт сложный образ женщины. Он романтичен памятью юности, и в то же время до жалости банален. Правда, романтическое отношение к этой героине у поэта появляется снова, когда она уже далеко. На что-то надеясь, Анна отправляется искать счастье на чужбину, но надежды её тают, как дым, и остаётся только мечта об утраченной родине:

Я часто хожу на пристань И, то ли на радость, то ль в страх, Гляжу средь судов всё пристальней

На красный советский флаг.

Обратите внимание

Жизнь ломает представления героев, сложившиеся в юности, постепенно утрачиваются былые идеалы и высокие несбыточные мечты. Однако, несмотря на утрату того, что было так дорого в молодые годы, автор утверждает мысль, что юность и всё, что связано с ней, прекрасно и ценно само по себе.

Поэт осознаёт, что утраты неизбежны , но надеется, что им на смену придёт что-то новое, лучшее.

Письмо Снегиной из Лондона снова напоминает автору о «вечных ценностях», о его юности, и он делает вывод (вслед за Пушкиным), что любовь удивительна и прекрасна, независимо от того, была ли она счастливой или нет.

Далёкие милые были!.. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит,

Любили и нас.

Поэма «Анна Снегина» – редчайший документ революционной эпохи. Этот документ некому и нечем оспаривать. Никто из поэтов тех лет не оставил нам такого полотна о жизни русского мужика в дни великого социального перелома.

Казалось бы, что всё, о чём рассказывает Есенин в этом и в других своих произведениях, он рассказывает о себе. Но это глубоко волнует каждого из нас и сегодня.

Словно из своих двадцатых годов поэт незримо шагнул к нам, в настоящее, и продолжает шагать дальше – в будущее…

Сергей Есенин Анна Снегина Поэма Сочинение Школьная программа<\p>

Источник: https://vse-provse.ru/literature/24/

13. Анна Снегина С.Есенина. Проблематика, жанровые особенности

13.
«Анна Снегина» С.Есенина. Проблематика,
жанровые особенности

Поэма
«Анна Снегина», написанная в конце 1924
– начале 1925года, – одно из наиболее
крупных по значению и масштабу творений
Есенина, произведение итоговое, в котором
личная судьба поэта осмыслена в связи
с народной судьбой.

История
отношений поэта Сергея и помещицы Анны
Снегиной, развивавшаяся в контексте
революционных событий, носила условно
автобиографический характер, Анна
Снегина=Л. И. Кашина. Поэт не скрывал
сходства героя с собой (родился в семье
зажиточн.крестьянина, дезертировал из
армии Керенского и жил по подложным
документам). В поэме очень точно описаны
места, в которых действительно проживал
Ес.

Поэма
– лиро-эпическая. Взаимопереход
эпического в лирическое – основной
идейно-композиционный принцип.Главн.тема
– личная, но ч-з судьбу поэта и глав.героини
раскрываются эпическ.события.

Важно

В основу
поэмы легли события пред- и послереволюционной
России, что придало произведению
эпический размах, а рассказ о
взаимоотношениях лирического героя с
«девушкой в белой накидке»придает поэме
лиризм. «Анна Снегина» – это одновременно
и «объяснение с женщиной» и «объяснение
с эпохой».

При звучании лирической темы
здесь достигнут широкий масштаб
изображения народной борьбы и глубокое
проникновение в человеческие характеры. В мельнике и его жене сохранились
традиционные национальные черты. В
Проне проявился родившийся в пору
революции национальный тип, он мятежник
нового времени.

Поэма
явилась своеобразным обобщением
размышлений Есенина о драматическом и
противоречивом времени и вобрала в себя
многие мотивы и образы его лирики.

В
поэме тесно связаны тема времени и тема
родины. Действие начинается на рязанской
земле в 1917 году и заканчивается 1923-м
годом. За судьбой одного из уголков
русской земли угадывается судьба страны
и народа. Изменения в жизни деревни, в
облике русского мужика начинают
раскрываться с первых строк поэмы – в
рассказе возницы.

В
центре поэмы — личность автора. Его
отношение к миру пронизывает все
содержание поэмы и объединяет происходящие
события. Сама поэма отличается
многоголосием, что отвечает духу
изображаемой эпохи, борьбе человеческих
страстей. Личная тема здесь главная.

Само название говорит о том, что в центре
– судьба чел-а, женщины, на фоне исторического
развала старой России.

Имя героини
звучит поэтично и многозначно: Снегина
— Онегина, перекликается с Пушкиным —
символ чистоты белого снега — перекликается
с весенним цветением белой черемухи и
обозначает символ утраченной навсегда
юности, мечты и гармонии. Кроме того,
эта поэтичность выглядит очевидным
диссонансом на фоне времени.

Читайте также:  Трагедия народа в «реквиеме» ахматовой

Драма
Анны, потерявшей мужа и лишившейся
родины, — это драма целого поколения
русских людей. Героиня стала заложницей
и жертвой эпохи. Все прекрасное, светлое,
доброе сметается вихрем революции.

Совет

Поэма
заканчивается воспоминанием о «девушке
в белой накидке», о годах любви и надежды.
Этот эпилог показывает, что прошлое и
настоящее для героя взаимосвязаны.

В
поэме нет сквозного действия, нет
последовательного рассказа о событиях.
Автора интересуют его собственные
впечатления и переживания от столкновения
с этими событиями.

Лирический герой
поэмы выступает и как рассказчик, и как
герой произв-ия, и как участник событий
предреволюционного и революц.времени.

Поэма начинается и заканчивается
лирическим аккордом — воспоминания
автора о ранней юности, о «девушке в
белой накидке».

В
«Анне Снегиной» поэт показывает разных
«мужиков»: крестьяне-труженики, особенно
деревенская беднота, горячо приветствуют
Советскую власть; есть среди них и такие,
которых, по глубокому убеждению Прона,
«ещё нужно варить»; есть и закоренелые
собственники, вроде возницы; есть крикуны
и бездельники, как Лабутя, ищущие в
революции « лёгкой жизни». Корыстолюбие,
отсутствие собственного достоинства
в равноЙ степени свойственны крестьянам,
как трудолюбие и набожность. Но хар-ры
мужиков проявляются не только в каких-то
поступках, но и в интонациях речи. У
каждого она своя. Ближе других поэту
мельник, воплощение доброты и близости
к природе. Мельник постоянно соединяет
и мирит людей. Этот герой олицетворяет
рус.хар-р, рус.душу, не искаженную
историческими потрясениями. С образом
мельника связан идеал поэта. Ес.верит,
что духовное начало русской жизни,
нравствен.ценности нельзя подменить
социальными.<\p>

Для
Ес.важны не классовая принадлежность
чел-а, не его положение в об-ве, не его
достаток, а его нарвствен.кач-ва.

Автор
понимает те перемены, которые происходят
в деревне, и чувствует, что сам тоже
меняется. Это ощущение усиливается в
поэме тем, что в качестве олицетворения
его юности, появляется Анна Снегина –
первая любовь, «девушка в белой накидке»,
которая ласково сказала: «Нет!».

Несмотря
на воспоминания, автор понимает, что
прошлое вернуть невозможно: изменился
окружающий мир, изменился и он сам. Анна
замужем и, безусловно, это уже не та
женщина. Нынешняя Анна является лишь
поводом для воспоминаний о прошлом.

Обратите внимание

Анна, когда-то мечтавшая вместе с юным
поэтом о славе, выбита революцией из
привычного уклада помещичьей жизни.

Жизнь
ломает представления героев, сложившиеся
в юности, постепенно утрачиваются былые
идеалы и высокие несбыточные мечты. Но
несмотря на утрату автор утверждает
мысль, что юность и всё, что связано с
ней, прекрасно и ценно само по себе.

Поэт
осознаёт, что утраты неизбежны, но
надеется, что им на смену придёт что-то
новое, лучшее. Письмо Снегиной из Лондона
снова напоминает автору о «вечных
ценностях», о его юности, и он делает
вывод, что любовь удивительна и прекрасна,
независимо от того, была ли она счастливой
или нет: « Далёкие милые были!..

Тот образ
во мне не угас. Мы все в эти годы любили.
Но, значит, Любили и нас».

Эпический
план. Отношение героя к мировой и
братоубийственной гражданской войне;

образы
крестьян (Прона Оглоблина, Лабути
Оглоблина, мельника)

Основная
часть поэмы (четыре главы из пяти)
воспроизводит события 1917 года на
Рязанской земле. В пятой главе содержится
эскизный набросок деревенской
послереволюционной Руси – действие в
поэме кончается 1923 годом. События даны
эскизно, и нам важны не сами события, а
отношения к ним автора, – ведь поэма в
первую очередь лирическая.

Поэма Есенина
и о времени, и о том, что остается
неизменным во все времена. Одна из
главных тем поэмы – тема империалистической
и братоубийственной гражданской войны.
Есенин предвидит трагедию крестьянства
1929-1933 годов, наблюдая и переживая истоки
этой трагедии.

<\p>

Для
Есенина главное – нравственные качества
людей, и он рисует в своей поэме ряд
колоритных крестьянских типов
пореволюционной эпохи.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2681000/

Отношение к революции в творчестве С. А. Есенина (На примере поэмы «Анна Снегина»)

Отношение к революции в творчестве С. А. Есенина. Прокатившаяся по всей России лавина революции отставила много воспоминаний после себя.

Эти воспоминания и эмоции — радостные, связанные с надеждой на новое, светлое будущее, и печальные, связанные с разочарованием в нем — остались у каждого участника и свидетеля.

Многие поэты и писатели — современники революции передавали свои ощущения от нее через произведения, навсегда запечатлевая образ революции. Есть такие произведения и в творчестве С. А. Есенина.

Важно

Поэма «Анна Онегина» играет в творчестве поэта особенную роль. В ней отразились как личные переживания Есенина, так и его мысли — предчувствия по поводу дальнейшей судьбы постреволюционной России. Сам автор считал поэму программным, лучшим своим произведением.

Во многом поэма стала биографичной. Лирический герой произведения, получивший такое же, как и у автора имя Сергей, и от лица которого ведется повествование, приезжает в родное село Радово в промежуток между двумя революциями 1917 года — Февральской и Октябрьской.

Вскользь он замечает: «Тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне», тем самым давая читателю понять, что Керенский — калиф на час. Возница, с которым Сергей возвращается домой, рассказывает герою о том, что происходило в селе.

Первая картина, обрисованная им, кажется идеальной:

Мы в важные очень не лезем,

Но все же нам счастье дано.

Дворы у нас крыты железом,

У каждого сад и гумно.

У каждого крашены ставни,

По праздникам мясо и квас.

Недаром когда-то исправник

Любил погостить у нас.

Жители села Радово, как читатель может узнать из того же рассказа, умели ладить и с прежней властью:

Оброки платили мы к сроку,

Но — грозный судья — старшина

Всегда прибавлял к оброку

По мере муки и пшена.

И чтоб избежать напасти,

Излишек нам был без тягот.

Раз — власти, на то они власти,

А мы лишь простой народ.

Однако идиллическая картина жизни радовских крестьян была разрушена еще до революции из-за жителей соседней деревеньки Крикуши, где «житье… было плохое — почти вся деревня вскачь пахала одной сохою на паре заезженных кляч». Главный среди крикушан Прон Оглоблин, в одной из сходок с крестьянами Радова, убивает их председателя. Об этом возница из Радова говорит следующее:

С тех пор и у нас неуряды.

Скатилась со счастья вожжа.

Почти что три года кряду

У нас то падеж, то пожар.

Необходимо отметить, что начало плохой жизни крестьян приходится на первые годы мировой войны. А затем пришла великая Февральская революция. В этот момент приехавший домой Сергей узнает, что Прон Оглоблин, вернувшись с каторги, вновь стал идейным лидером крестьян из Крикушина.

Самому лирическому герою, размышляющему на тему «Как прекрасна земля и на ней человек», близок крестьянский народ, близки его чаяния и проблемы, хотя в сердце Сергея все еще жива любовь к местной помещице Анне Онегиной.

Вместе с Проном Сергей приезжает в ее поместье в не лучшее для героини время — она получает известие о гибели мужа. Целью визита является попытка забрать землю помещиков в пользу крестьян. При этом если Прон требует ее довольно грубо: «Отдай!..

Совет

Не ноги ж тебе целовать!» — то у Сергея хватает смелости остановить крикушанина: «Сегодня они не в духе… Поедем-ка, Прон, в кабак…».

Прон — человек бесшабашный. Друг Сергея, отзываясь о нем, явно не испытывает к нему особой симпатии: «Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен, с утра по неделям пьян».

Но характер этого персонажа все равно привлекает Сергея, ведь Оглоблин — бескорыстный, ратующий за интерес народа крестьянин. После случившегося в первую революцию переворота Прон обещает: «Я первый сейчас же коммуну устрою в своем селе».

Но во время гражданской войны он гибнет, на его место приходит его же родной брат Лабутя:

… Мужик — что твой пятый туз:

При всякой опасной минуте

Хвальбишка и дьявольский трус.

Таких вы, конечно, видали.

Их рок болтовней наградил.

Есенин авторским отступлением так характеризовал этого героя: «Такие всегда на примете. Живут, не мозоля рук». Действительно, он носил две царские медали и постоянно хвалился несовершенными подвигами на войне. С приходом революции он

…Конечно, в Совете.Медали запрятал в сундук.

Но с тою же важной осанкой,

Как некий седой ветеран,

Хрипел под сивушной банкой Про Нерчинск и Турухан:

«Да, братец! Мы горе видали,

Но нас не запугивал страх…»

Медали, медали, медали

Звенели в его словах.

Он первым начинает опись в имении Онегиных:

В захвате всегда есть скорость: —

Даешь! Разберем потом!

Весь хутор забрали в волость

С хозяйками и со скотом.

Самым же важным для понимания этого героя является тот факт, что во время расстрела бата большевиками Лабутя прячется, вместо того, чтобы защитить его.

Поэт ощущает, что во время революций уцелели именно такие Лабути, а не Проны, остались в живых именно трусы, а не пусть грубые, но смелые люди.

Поэта волновало и то, что именно такие персонажи чаще всего оказывались не только у народной власти, но и играли первые роли в руководстве партий и государства. Не случайно Лабутя говорит о мнимой ссылке в Туруханский край. Это то самое место, где отбывал ссылку Сталин.

Обратите внимание

Понимал автор поэмы и то, что при власти, во главе которой стоит Лабутя, мечты крестьян о счастье по образу села Радова никогда не станут явью. И героиня поэмы, чей образ олицетворяет красоту, уезжает из России. В финале произведения из лондоновского письма, полученного героем от Анны, читатель узнает:

Я часто хожу на пристань

И, то ли на радость, то ль в страх,

Гляжу средь судов все пристальней

На красный советский флаг.

Теперь нам достигли силы.

Дорога моя ясна…

Но вы мне по-прежнему милы,

Как родина и как весна.

В новой России, превратившейся в нищие

Крикуши, для красоты нет места.

Стоит заметить, что села с такими названиями действительно существовали в родном Есенину Константиновском уезде. Только они не соседствовали друг с другом. А располагались далеко друг от друга. Скорее всего автора заинтересовали говорящие названия: Радово, ассоциирующееся с словом «радость», и Крикуши, напоминающие «кликуши», «кричать».

В августе 1920 г года поэт пишет: «…Идет совершенно не тот социализм о котором я думал, а определенный и нарочитый  как какой-нибудь остров Елены, без славы и без мечтаний.

Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений Скорее всего Есенин предвидел тот факт, что Советская власть не сможет удовлетворить крестьянские нужды, а, напротив, выжмет из них все и без того жидкие соки.

Потому, подобно своей героине, смотрел Есенин на красный флаг не только с надеждой, но и со страхом.

Источник: https://www.prepodka.net/otnoshenie-k-revolyucii-v-tvorchestve-s-a-esenina-na-primere-poemy-anna-snegina/

Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина» – произведение о судьбе человека и Родины. Видеоурок. Литература 11 Класс

Тема сегодняшнего урока – поэма С.А. Есенина «Анна Снегина» (рис. 1). Это произведение создано в последние годы жизни поэта.

Рис. 1. Сергей Александрович Есенин

Она была написана в 1925 году тридцатилетним писателем. Он, конечно же, не знает о своей скорой кончине. «Анна Снегина» – это довольно спокойное и гармоничное произведение.

В поэме автор как будто подводит итоги, размышляя о своей жизни, о судьбе страны. Можно сказать, что поэт отождествляет себя с лирическим героем поэмы, даже называет его Сергеем. Герой наделен некоторыми чертами, которые присущи и самому автору, но это не стоит воспринимать буквально.

Важно

Например, рассказчик нам сообщает, что он был первый в своей стране дезертир, говорит о том, что бросил винтовку и решил воевать только посредством поэзии. Есенин же вовсе не воевал, он не был на фронте.

Несмотря на то что Есенина принято считать поэтом исповедальным, говорящим о себе откровенно, все-таки не стоит рассматривать его произведения как личный дневник.

Если же поэма не является прямым рассказом автора о себе то, что же она такое? Проще всего начать разбираться в этом с ее названия.

Название невольно напоминает нам название другого произведения – «Евгений Онегин». Такое созвучие имен неслучайно.

Есенин явно писал свою поэму с мыслью о Пушкине и о «Евгении Онегине», даже сюжеты схожи. В обоих случаях повествуют о несчастливой любовной истории.

Главным героем поэмы является Сергей, он вышел из деревни, вырос в деревне, но сумел стать литератором, писателем.

Когда ему было 16 лет, он был влюблен в одну девушку, ту самую Анну Снегину, позже он был вынужден уехать из своей деревни, но спустя долгое время вернулся в родные края и снова встретился с Анной. Девушка за это время успела выйти замуж, да еще и за офицера.

Невооруженным глазом можно увидеть сходства героев. Евгений Онегин – Сергей, а Анна Снегина – Татьяна. Если вам такое утверждение кажется слишком смелым, давайте разберемся, что же происходит в самой поэме.

Совет

Мы наблюдаем за лирическим героем, который всему, что происходит вокруг – в деревне, в поместье, в усадьбе, – чужой. Казалось бы, герой отсюда родом, окружающие его люди не чужие, он им сопереживает, он причастен к их жизням, но он изображен как человек, который является сторонним наблюдателем событий, человеком со стороны. Он вроде как находится рядом со всеми, но вроде бы и сам по себе.

Можно сказать, что герой поэмы, как и Онегин, лишний человек, он свидетель и наблюдатель чужой жизни. Он входит в деревни, усадьбы, прогуливается по полям, автор изображает его отдельным, отрезанным от остальных. Также Сергея с Онегиным сближает артистизм. В поэмы «Анна Снегина» он выражается в непосредственной деятельности героя.

Оба героя в глазах простых мужиков представляются бездельниками, их особо ничего не заботит, тяжелым трудом они не обременены. Они свободны, и как раз это дает им возможность быть наблюдателями и свидетелями жизни в целом.

Что касается видения жизни в целом, «Анна Снегина» схожа с романом Пушкина. Это довольно свободное повествование с лирическими отступлениями.

Перед нами периодически проплывают картины русской деревни, революции, какие-то исторические наброски, и сюжет не держит нас в каких-то жестких рамках причинно-следственных связей. Это лирический разговор о самых различных вещах.

В первую очередь о судьбе человека, об одиночестве, о Родине и о том, как отношение к различным вещам меняется с течением времени.

Мы наблюдаем за героем довольно долго, начиная с его шестнадцатилетия и вплоть до его зрелого возраста, в котором он непосредственно находится во время действия поэмы.

С одной стороны, крестьяне его очень уважают и зовут, когда им нужно решить какие-то свои важные проблемы, а с другой стороны, его отстраненность как московского озорного гуляки, улыбающегося всем встречным, делает его чужим.

Обратите внимание

Он даже внешне выглядит непривычным для деревни образом: всегда носит с собой шляпу и трость. Зачем же Сергею нужна трость? Можно сказать, что в его руках она становится еще одним символом жизни гуляки и беззаботного человека. Он идет по полям и сшибает ею зелень, не о чем не задумываясь.

Потом и кровью от тяжелого труда и войны этот поэт не замазан.
             Развертывая сюжетную линию поэмы, С. Есенин создает образ деревенского вожака – Прона Оглоблина, воплотившего в себе вековой гнев народа против притеснителей и мироедов, своего рода Пугачева.

Вот как историю об Оглоблине рассказывает одна из героинь поэмы, старая жена мельника, к которому Сергей прибывает на лето, покинув свою разгульную жизнь в Москве:

У них там есть Прон Оглоблин, Булдыжник, драчун, грубиян. Он вечно на всех озлоблен,

С утра по неделям пьян.

И нагло в третьевом годе, Когда объявили войну, При всем честном народе

Убил топором старшину.

Таких теперь тысячи стало Творить на свободе гнусь. Пропала Расея, пропала…

Погибла кормилица Русь…

Действие поэмы ведь происходит в период революции, в эпоху крестьянских бунтов и наступающего террора. А вот Оглоблин отличился еще в период мирного времени, убив топором человека во время спора между крестьянами из двух соседних деревень за лес.

Интересно то, как относится к нему Есенин. С одной стороны, он понимает, что его герой – плохой человек и убийца, а с другой стороны, лирический герой Сергей с Оглоблиным дружит.

Они между собой связаны и говорят на одном языке, взаимоотношения между ними даже чем-то напоминают семейные.

Тема бунта, тема крестьянина в его бунтарских проявлениях волновала Есенина давно. Эта тема касалась всех, так как крестьяне – основные жители России и аграрный вопрос был первым в русской политике и литературе длительное время. Как вы знаете, о народных бунтах, о Пугачевщине писал и сам Пушкин.

Важно

И тут мы снова возвращаемся к образу Оглоблина, он напоминает нам пушкинского Пугачева, который, с одной стороны, лихой человек, страшный и кровавый, а с другой стороны, в нем есть какое-то обаяние. И именно это обаяние подчиняет себе даже скептически настроенного читателя.

Кроме того, важно отметить, что в данном произведении Оглоблин оказывается жертвой ужасных событий: в 1920 году этого героя убивают деникинцы.

Любимое выражение Прона, которое он дважды повторяет на протяжении поэмы, – «Раз и квас». Это выражение означает «быстро сделать дело», т. е. отнять у помещиков землю и все поделить, что и происходит по ходу повествования.

Используя это выражение, Есенин нам сообщает, что поспешность в захвате земель – это обычная вещь, причем главным героем захвата, когда помещики забирают землю у Снегиных, является Лабутя – брат Прона. Это является своеобразной пародией на Пугачева.

С одной стороны, он лихой человек, а с другой – пьяница похуже Прона и к тому же страшный трус и враль. Фигура комическая, неприглядная, но про него говорится, что именно такой и будет верховодить в совете.

Мы видим, что отношение автора ко всем этим событиям двойственное: с одной стороны, он вроде бы и за революцию, за крестьянскую правду, крестьяне спрашивают лирического героя:

«Скажи, кто такое Ленин?»

Я тихо ответил:

«Он – вы».

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/11-klass/s-esenin/poema-s-a-esenina-anna-snegina-proizvedenie-o-sudbe-cheloveka-i-rodiny

Поэма «Анна Снегина» С. Есенина. Соотношение личности и истории. Судьба деревни в революции, образы крестьян. Тема любви. Гуманистический пафос поэмы

По-моему, лучше всего, что я написал.

С. Есенин о поэме Лирический план поэмы. Название.

Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но в поэме личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.

В образе героя – поэта Сергея – мы угадываем самого Сергея Есенина. Прообраз Анны – Л. И. Кашина (1886–1937), которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин.

В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой и стенографисткой. Есенин встречался с ней в Москве.

Совет

Но прототип и художественный образ – вещи различные, и художественный образ всегда богаче; богатство поэмы, разумеется, не сводится к конкретной биографической ситуации.

Поэма “Анна Снегина” лиро-эпическая. Ее главная тема – личная, но через судьбу поэта и главной героини раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна – центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно.

В этом имени – полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя – символ утраченной юности.

Немало встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: “девушка в белом”, “тонкая березка”, “снежная” черемуха…

Лирический сюжет – история несостоявшейся любви героев – в поэме едва намечен, и он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев поэмы происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Отношения героев романтичны, непрояснены, и чувства и настроения их интуитивны.

Революция привела героев к расставанию, героиня оказалась в эмиграции – в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Но время, революция не отняли у героев памяти о любви. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, – печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени.

И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Но это не главное в поэме.

Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов: Ничто не пробилось мне в душу, Ничто не смутило меня. Струилися запахи сладко, И в мыслях был пьяный туман… Теперь бы с красивой солдаткой Завесть хорошо роман.

И даже в конце поэмы после чтения письма от этой навсегда утраченной для него женщины он как будто бы остается по-прежнему холодным и почти циничным: “Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал”.

Обратите внимание

И лишь в финале звучит светлый аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни.

Но – и это главное в поэме – все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как “живая жизнь”: Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень. Так мил моим вспыхнувшим взглядам Погорбившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: “Нет!” Далекие, милые были!.. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас.

Эпический план. Отношение героя к мировой и братоубийственной гражданской войне;

образы крестьян (Прона Оглоблина, Лабути Оглоблина, мельника)

Основная часть поэмы (четыре главы из пяти) воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле.

В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом.

События даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношения к ним автора, – ведь поэма в первую очередь лирическая. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена.

Одна из главных тем поэмы – тема империалистической и братоубийственной гражданской войны. В деревне времен революции и гражданской войны неспокойно.

Символичны эти мужицкие войны; они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не “пропала Расея”. Осуждение войны – одна из главных тем поэмы.

Важно

Война осуждается различными персонажами поэмы и самим автором, который не боится назвать себя “первым в стране дезертиром”. Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек.

И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще! И чувствую в скулах упрямых Жестокую судоргу щек…

Отказ от участия в кровавой бойне – не поза, а глубинное, выстраданное убеждение.

Есенин, при том, что основу народной жизни он видит в трудовом крестьянстве, не идеализирует русское крестьянство. Саркастически звучат слова, которыми представители разных интеллектуальных слоев именовали крестьянина: Фефела! Кормилец! Касатик! Владелец землей и скотом, За пару измызганных “катек” Он даст себя выдрать кнутом.

Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929–1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии. Есенина тревожит, что русский крестьянин перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой жизни, стремится к наживе любой ценой.

Для Есенина главное – нравственные качества людей, и он рисует в своей поэме ряд колоритных крестьянских типов пореволюционной эпохи.

Революционная свобода отравила деревенских мужиков вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки.

В поэме, например, не романтизируется революционность Прона Оглоблина: Прон для Есенина – новое проявление национального характера. Он русский традиционный мятежник новой формации.

Такие, как он, то уходят в глубину народной жизни, то вновь вырываются на поверхность в годы “безумных действия”.

Совет

Прон является воплощением пугачевского начала. Вспомним, что Пугачев, объявивший себя царем, стоял над народом, был деспотом и убийцей.

Над народом стоит и Прон Оглоблин: Оглоблин стоит у ворот И спьяну в печенки и в душу Костит обнищалый народ. “Эй, вы! Тараканье отродье! Все к Снегиной!..

Р-раз и квас! Даешь, мол, твои угодья Без всякого выкупа с нас!” И тут же, меня завидя, Снижая сварливую прыть, Сказал в неподдельной обиде: “Крестьян еще надо варить”.

Прон Оглоблин, по словам старухи-мельничихи, “драчун, грубиян”, который “с утра по неделям пьян…”. Для старухи-мельничихи Прон – разрушитель, убийца. Да и у самого поэта Прон вызывает сочувствие лишь там, где говорится о его гибели.

В целом автор далек от Прона, между ними присутствует какая-то неопределенность. Позже аналогичный тип переломной эпохи встретится у М. Шолохова в “Поднятой целине” (Макар Нагульнов). Дорвавшись до власти, такие люди думают, что все делают для блага народа, оправдывая любые кровавые преступления.

Трагедия раскрестьянивания в поэме лишь предчувствуется, но сам тип вожака, стоящего над народом, подмечен верно. Прону противостоит в поэме Есенина иной тип народного вожака, о котором народу можно сказать: “Он – вы” (о Ленине). Есенин утверждает, что народ и Ленин едины по духу, они близнецы-братья.

Крестьяне спрашивают Поэта: “Скажи, Кто такое Ленин?” Я тихо ответил: “Он – вы”.

“Вы” – то есть народ, чьи чаяния воплотились в вожде.

Вождь и народ едины в общей вере, фанатичной вере в скорое переустройство жизни, в очередную вавилонскую башню, строительство которой закончилось очередным нравственно-психологическим срывом.

Не конъюнктурные соображения заставили Есенина обратиться к Ленину, а вера, может быть, точнее – желание веры. Потому что душа поэта была раздвоена, в ней боролись противоречивые чувства по отношению к новому миру.

Обратите внимание

Другой персонаж, тоже верно подмеченный Есениным, – крестьянский тип переходной эпохи Лабутя Оглоблин – не нуждается в особых комментариях. Рядом с Проном Лабутя “…с важной осанкой, как некий седой ветеран”, оказался “в Совете” и живет “не мозоля рук”. Он необходимый спутник Прона Оглоблина.

Но если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в финале трагическое звучание, то жизнь Лабути – жалкий, отвратительный фарс (и гораздо более жалкий фарс, чем, например, жизнь шолоховского деда Щукаря, которого в чем-то и пожалеть можно).

Показательно, что именно Лабутя “поехал первым описывать снегинский дом” и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником. Принцип Лабути – жить “не мозоля рук”, он “хвальбишка и дьявольский трус”. Не случайно Прон и Лабутя – братья.

У Прона был брат Лабутя, Мужик – что твой пятый туз: При всякой опасной минуте Хвальбишка и дьявольский трус. Таких вы, конечно, видали. Их рок болтовней наградил… Такие всегда на примете, Живут, не мозоля рук…

Еще один крестьянский тип в поэме – мельник – это воплощенная доброта, близость к природе, человечность. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы. Его образ лиричен и дорог автору как одно из самых светлых и народных начал.

Не случайно в поэме мельник постоянно соединяет людей.

Знаменательно и его присловье: “За милую душу!” Он-то, пожалуй, более всего воплощает эту цельную, добросердечную русскую душу, олицетворяет русский национальный характер в его идеальном варианте.

Язык поэмы

Отличительной чертой поэмы является ее народность. Есенин отказался от изысканной метафоры и обратился к богатой разговорной народной речи. В поэме речь персонажей индивидуализирована: и мельника, и Анны, и старухи-мельничихи, и Прона, и Лабути, и самого героя. Поэма отличается многоголосием, и это соответствует духу воспроизводимой эпохи, борьбе полярных сил.

Эпическая тема поэмы выдержана в реалистических некрасовских традициях.

Тут и сосредоточенность на народных бедствиях, и сюжет о народном вожаке, и образы крестьян с индивидуальными характерами и судьбами, и повествование о деревнях Радово и Криуши, и сказовый стиль, и лексико-стилистические особенности речи крестьян, и свободный переход из одной языковой культуры в другую. Не случайно в одной из современных Есенину статей прозвучала мысль о поэме-романе с его многоголосием и многосторонностью изображения жизни.

Источник: https://cyberpedia.su/16x8e9b.html

Поэма С. Есенина “Анна Снегина”

Я понял, что такое поэзия. Не говорите,.. что я перестал отделывать стихи. Вовсе нет. Наоборот, я сейчас к форме

стал еще более требователен. 

Только я пришел к простоте… Из письма к Бениславской

(в период работы над поэмой)<\p>
По-моему, лучше всего, что я написал.

С. Есенин о поэме

Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но в поэме личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.

В образе героя – поэта Сергея – мы угадываем самого Сергея Есенина. Прообраз Анны – Л.И. Кашина (1886–1937), которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой и стенографисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ – вещи различные, и художественный образ всегда богаче; богатство поэмы, разумеется, не сводится к конкретной биографической ситуации.

Поэма “Анна Снегина” лиро-эпическая. Ее главная тема – личная, но через судьбу поэта и главной героини раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна – центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно.

В этом имени – полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя – символ утраченной юности.

Важно

Немало встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: “девушка в белом”, “тонкая березка”, “снежная” черемуха…

Лирический сюжет – история несостоявшейся любви героев – в поэме едва намечен, и он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев поэмы происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны.

Отношения героев романтичны, непрояснены, и чувства и настроения их импрессионистичны, интуитивны. Революция привела героев к расставанию, героиня оказалась в эмиграции – в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Но время, революция не отняли у героев памяти о любви.

То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, – печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Но это не главное в поэме.

<\p>

Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов:

Ничто не пробилось мне в душу, Ничто не смутило меня. Струилися запахи сладко, И в мыслях был пьяный туман… Теперь бы с красивой солдаткой Завесть хорошо роман.

И даже в конце поэмы после чтения письма от этой навсегда утраченной для него женщины он как будто бы остается по-прежнему холодным и почти циничным: “Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал”. 

И лишь в финале звучит светлый аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном.

Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни.

Совет

Но – и это главное в поэме – все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как “живая жизнь”:

Иду я разросшимся садом, Лицо задевает сирень. Так мил моим вспыхнувшим взглядам Погорбившийся плетень. Когда-то у той вон калитки Мне было шестнадцать лет, И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: “Нет!” Далекие, милые были!.. Тот образ во мне не угас. Мы все в эти годы любили, Но, значит, Любили и нас.

Основная часть поэмы (четыре главы из пяти) воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле.

В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом.

События даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношения к ним автора, – ведь поэма в первую очередь лирическая. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена.

Одна из главных тем поэмы – тема империалистической и братоубийственной гражданской войны. В деревне времен революции и гражданской войны неспокойно:

У нас здесь теперь неспокойно. Испариной все зацвело. Сплошные мужицкие войны – Дерутся селом на село.

Символичны эти мужицкие войны; они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не “пропала Расея”. Осуждение войны – империалистической и гражданской – одна из главных тем поэмы.

Война осуждается различными персонажами поэмы и самим автором, который не боится назвать себя “первым в стране дезертиром”.<\p>

Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. И сколько с войной несчастных Уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах! И сколько зароют еще! И чувствую в скулах упрямых Жестокую судоргу щек…

Отказ от участия в кровавой бойне – не поза, а глубинное, выстраданное убеждение.

Есенин, при том, что основу народной жизни он видит в трудовом крестьянстве, не идеализирует русское крестьянство. Саркастически звучат слова, которыми представители разных интеллектуальных слоев именовали крестьянина:

Фефела! Кормилец! Касатик! Владелец землей и скотом, За пару измызганных “катек” Он даст себя выдрать кнутом.

Обратите внимание

Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929–1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии. Есенина тревожит, что русский крестьянин перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой жизни, стремится к наживе любой ценой.

Для Есенина главное – нравственные качества людей, и он рисует в своей поэме ряд колоритных крестьянских типов пореволюционной эпохи.

Революционная свобода отравила деревенских мужиков вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки.

В поэме, например, не романтизируется революционность Прона Оглоблина: Прон для Есенина – новое проявление национального характера. Он русский традиционный мятежник новой формации.

Такие, как он, то уходят в глубину народной жизни, то вновь вырываются на поверхность в годы “безумных действия”.

Прон является воплощением пугачевского начала. Вспомним, что Пугачев, объявивший себя царем, стоял над народом, был деспотом и убийцей (см., например, “Историю Пугачева” А.С. Пушкина с приложенным к ней огромным списком жертв Пугачева). Над народом стоит и Прон Оглоблин:

Оглоблин стоит у ворот И спьяну в печенки и в душу Костит обнищалый народ. “Эй, вы! Тараканье отродье! Все к Снегиной!.. Р-раз и квас! Даешь, мол, твои угодья Без всякого выкупа с нас!” И тут же, меня завидя, Снижая сварливую прыть, Сказал в неподдельной обиде: “Крестьян еще надо варить”.

Прон Оглоблин, по словам старухи-мельничихи, “драчун, грубиян”, который “с утра по неделям пьян…”. Для старухи-мельничихи Прон – разрушитель, убийца. Да и у самого поэта Прон вызывает сочувствие лишь там, где говорится о его гибели.

В целом автор далек от Прона, между ними присутствует какая-то неопределенность. Позже аналогичный тип переломной эпохи встретится у М. Шолохова в “Поднятой целине” (Макар Нагульнов).

Важно

Дорвавшись до власти, такие люди думают, что все делают для блага народа, оправдывая любые кровавые преступления. Трагедия раскрестьянивания в поэме лишь предчувствуется, но сам тип вожака, стоящего над народом, подмечен верно.

Прону противостоит в поэме Есенина иной тип народного вожака, о котором народу можно сказать: “Он – вы” (о Ленине). Есенин утверждает, что народ и Ленин едины по духу, они близнецы-братья. Крестьяне спрашивают Поэта:

“Скажи, Кто такое Ленин?” Я тихо ответил: “Он – вы”.

“Вы” – то есть народ, чьи чаяния воплотились в вожде.

Вождь и народ едины в общей вере, фанатичной вере в скорое переустройство жизни, в очередную вавилонскую башню, строительство которой закончилось очередным нрав- ственно-психологическим срывом.

Не конъюнктурные соображения заставили Есенина обратиться к Ленину, а вера, может быть, точнее – желание веры. Потому что душа поэта была раздвоена, в ней боролись противоречивые чувства по отношению к новому миру.

Другой персонаж, тоже верно подмеченный Есениным, – крестьянский тип переходной эпохи Лабутя Оглоблин – не нуждается в особых комментариях. Рядом с Проном Лабутя “…с важной осанкой, как некий седой ветеран”, оказался “в Совете” и живет “не мозоля рук”.

Он необходимый спутник Прона Оглоблина.

Но если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в финале трагическое звучание, то жизнь Лабути – жалкий, отвратительный фарс (и гораздо более жалкий фарс, чем, например, жизнь шолоховского деда Щукаря, которого в чем-то и пожалеть можно).

Показательно, что именно Лабутя “поехал первым описывать снегинский дом” и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником. Принцип Лабути – жить “не мозоля рук”, он “хвальбишка и дьявольский трус”. Не случайно Прон и Лабутя – братья.

У Прона был брат Лабутя, Мужик – что твой пятый туз: При всякой опасной минуте Хвальбишка и дьявольский трус. Таких вы, конечно, видали. Их рок болтовней наградил… Такие всегда на примете, Живут, не мозоля рук…

Еще один крестьянский тип в поэме – мельник – это воплощенная доброта, близость к природе, человечность. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы. Его образ лиричен и дорог автору как одно из самых светлых и народных начал.

Совет

Не случайно в поэме мельник постоянно соединяет людей. Знаменательно и его присловье: “За милую душу!” Он-то, пожалуй, более всего воплощает эту цельную, добросердечную русскую душу, олицетворяет русский национальный характер в его идеальном варианте.

<\p>

Отличительной чертой поэмы является ее народность. Есенин отказался от изысканной метафоры и обратился к богатой разговорной народной речи. В поэме речь персонажей индивидуализирована: и мельника, и Анны, и старухи-мельничихи, и Прона, и Лабути, и самого героя.

Поэма отличается многоголосием, и это соответствует духу воспроизводимой эпохи, борьбе полярных сил.

Эпическая тема поэмы выдержана в реалистических некрасовских традициях.

Тут и сосредоточенность на народных бедствиях, и сюжет о народном вожаке, и образы крестьян с индивидуальными характерами и судьбами, и повествование о деревнях Радово и Криуши, и сказовый стиль, и лексико-стилистические особенности речи крестьян, и свободный переход из одной языковой культуры в другую. Не случайно в одной из современных Есенину статей прозвучала мысль о поэме-романе с его многоголосием и многосторонностью изображения жизни.

1.Прослушайте текст поэмы “Анна Снегина”

2. Составьте интеллект-карту “Анна Снегина” по блокам:

а) история создания поэмы;

б) образы поэмы;

в) язык поэмы;

г) великие о поэме.<\p>

Источник: https://trnaumova.blogspot.com/2013/01/blog-post_2498.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]