Аргументы к сочинению по проблеме взаимоотношения отцов и детей
1. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Софья Фамусова, выросшая в атмосфере лжи и обмана, тщательно скрывает свои чувства от отца, понимая, что он не позволит развитие отношений с Молчалиным. Делает всё наперекор батюшке.
Молчалин напротив верен своему нравственному (или безнравственному) кредо, строит свою жизнь, как завещал отец: угождать всем людям без изъятья.
Грибоедов даёт возможность поразмыслить читателю над завтрашним днём обоих героев.
2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Воспитание Петруши Гринёва остаётся за пределами страниц текста, но главное, что вынес молодой дворянин из общения с отцом (строгим и требовательным человеком), необходимость быть верным слову, беречь честь, соблюдать законы нравственности. Он поступает так во всех жизненных ситуациях. Даже когда отец запрещает жениться на любимой Маше Мироновой, он принимает его волю как обязательное требование.
3. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
Из детских воспоминаний Чичикова всплывает образ мрачного, недоброго, жестокого отца и его наставления о необходимости беречь и копить копейку, единственного идола в жизни Павла Ивановича. Чичиков строит свою жизнь по заветам отца и во многом преуспевает.
4. А.Н. Островский «Гроза»
Взаимоотношение между матерью и детьми в семье Кабановых основаны на страхе и лицемерии. Варвара привыкла ко лжи и пытается научить этому Катерину.
Но у жены брата были другие отношения в семье, она не принимает ханжества свекрови и борется с ней своими средствами.
Финал такого воспитания предсказуем: Варвара бежит из дома, Катерина уходит из жизни добровольно, Тихон восстаёт против матери.
5. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
«Дети» в романе – Базаров и Аркадий Кирсанов – в начале повествования выступают единым фронтом против «отцов» в лице дяди Аркадия – Павла Петровича. Николай Петрович не сопротивляется смелым и дерзким высказываниям сына и его друга. И поступает мудро и дальновидно.
Постепенно Аркадию открываются многие несовпадения в поведении его друга, и он возвращается в лоно семьи. А Базаров, так легко критикующий «романтизм» Кирсановых, абсолютно трепетно относится к подобному поведению своего отца, потому что любит своих родителей и бережёт их.
6. Л.Н. Толстой «Война и мир»
В романе представлены несколько семейств, в каждом отношения строятся на определённых принципах. В семье Курагиных – это принцип выгоды и наживы. И отец, и его дети согласны на любые отношения, лишь бы они были выгодны, так заключаются браки.
Таким же принципом руководствуется семейство Друбецких: унижение, угодничество – их орудие в достижении цели. Ростовы живут, как дышат: они радуются друзьям, праздникам, охоте – всему, что украшает нашу жизнь. Отец и мать во всём стараются быть честными с детьми и друг другом. Выгода для них не важна.
Практически разоряя свою семью и себя, Наташа требует отдать подводы под раненых, только так может поступить настоящий патриот и милосердный человек. И матушка соглашается с дочерью. Подобны отношения между отцом и дочерью Болконскими.
И хотя кажется, что отец слишком строг и нетерпим по отношению к дочери, на самом деле, он слишком хорошо понимает трудности предстоящей жизни своей дочери. Поэтому княжна Марья сама отказывает Анатолю Курагину, понимая, как прав её отец.
7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Родион Раскольников, объясняя причину убийства старухи-процентщицы, говорит, что он хотел матери помочь. На самом деле, он очень трепетно относится к матери, пытаясь вырваться из замкнутого круга нищеты. Он с трепетом и волнением вспоминает отца, от которого ему остались часы (заложенные старухе-процентщице). Мать до конца не верит в преступление своего любимого Роди.
8. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской.
Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно.
Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.
9. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви.
Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.
10. Б. Васильев «Завтра была война»
В повести в центре внимания две семьи Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Мать Искры – женщина-комиссар, волевая, властная, строгая. Но когда мать в очередной раз решает выпороть своим солдатским ремнём дочь, та отвечает в духе своей матушки – так же строго и бесповоротно.
И мать понимает, что девочка повзрослела. У Вики с отцом совсем другие отношения – тёплые и доверительные. Когда девушка оказывается перед выбором: отказаться от отца или быть исключённой из комсомола, Вика принимает решение уйти из жизни.
Она не может отказаться от любимого отца, какие бы подозрения на него не легли.
Источник: https://litera.su/learner/arguments-to-essay/problem-of-relationship-between-fathers-and-children
Тематическое направление «Победа и поражение»
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.<\p>
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях. ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>
Это тематическое направление предусматривает отражение успехов героев в борьбе за что-то важное в личной или общественной жизни, а также анализ причин неудачи. Понятия «победа» и «поражение» могут рассматриваться в нравственном аспекте. Любое конфликтное событие в жизни героя подлежит комментарию с позиции «победа-поражение».<\p>
Задание 1. Ознакомьтесь с рекомендуемым перечнем литературных произведений по данному направлению.<\p>
— Грибоедов А. С. Пьеса «Горе от ума» (Чацкий: обличитель уклада жизни московского дворянства; социальный конфликт: неприемлемость обществом взглядов и идей молодого поколения).<\p>
— Островский А.Н. Пьеса «Гроза» (Катерина: внешний и внутренний конфликт героини — обличение старого уклада и реализация свободы личности).<\p>
— Тургенев И. С. Роман «Отцы и дети» (Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов: конфликт поколений; разногласия и споры).<\p>
— Шолохов М. А. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов: протест против режима в немецком плену).<\p>
— Васильев Б. Л. Роман «В списках не значился» (Николай Плужников: героическое сражение с фашистскими оккупантами как исполнение воинского и гражданского долга).<\p>
— Быков В. В. Повесть «Обелиск» (борьба учителя Миклашевич с бюрократами по восстановлению справедливости — увековечивание имени своего учителя, совершившего нравственный подвиг).<\p>
— Бородин Л. И. Повесть «Третья правда» (Андриан Селиванов — защитник тайги и борец за справедливость).<\p>
Задание 2. Ответьте на вопросы; своё мнение подкрепите демонстрацией знания фонового материала:<\p>
— Чацкий, герой комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова, — победитель или побеждённый?<\p>
— Согласны ли вы с мнением Н. А. Добролюбова, что героиня пьесы А. Н. Островского «Гроза» Катерина есть «луч света в тёмном царстве»?<\p>
— Евгений Базаров — победитель или побеждённый?<\p><\p>
— Одержал ли победу в схватке с немецкими захватчиками Николай Плужников, герой романа Б. Л. Васильева « В списках не значился»?<\p>
Задание 3. Напишите подтверждение или опровержение выдвинутой мысли в цитатах великих людей. Приведите примеры из литературных произведений.<\p>
«Нет никого более непобедимого, чем человек, готовый пожертвовать своей жизнью» (Э. Хайне).<\p>
«Всегда победа с теми, в ком согласие» (77. Сир).<\p>
«Одна из величайших побед, которую вы можете одержать над своим противником, — это превзойти его в вежливости» (Д. Биллингс).<\p>
ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p> <\p>
Источник: https://referat5top.ru/sochineniya-ege/itogovoe-sochinenie-ege/7140-tematicheskoe-napravlenie-pobeda-i-porazhenie
Анализ Базарова и Раскольникова в романе “Преступление и наказание”
Сочинения › Достоевский Ф.М. › Преступление и наказание
Готовые Домашние Задания
Студенты часто становились героями произведений русской литературы 19 века. И это неудивительно, ведь студенчество всегда являлось прогрессивным слоем общества, отстаивающим различные передовые идеи. Студенческая молодежь развивала философские, общественные, морально-нравственные теории, стремилась изменить к лучшему себя и окружающий мир.
Одними из самых ярких героев-студентов в русской литературе являются Родион Раскольников из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Евгений Базаров из романа И.А. Тургенева «Отцы и дети».
Раскольников – студент юридического факультета. Он крайне беден, но умен и талантлив. Это противоречие терзает Родиона. Сознание героя мучают два вопроса: «позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?» и «Тварь ли я дрожащая или право имею?».
Раскольников создает свою теорию о праве сильного человека на преступление нравственного закона. В беседе с Порфирием Петровичем Родион раскрывает основы этой идеи: «Я только в главную мысль мою верю.
Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть …на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…Второй разряд все преступают закон…если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь…»
Чтобы испытать себя и свою теорию, Родион решается на преступление нравственного закона – убийство. Но сама мысль о насилии вызывает у Родиона отвращение. В его сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, проявляется истинная сущность этого героя.
По своей природе Раскольников – глубоко нравственный человек, добрый, мягкий, милосердный. Но, в то же время, он горд, самолюбив до крайности, высокомерен. Родион хочет убедиться, что он не такой, как все, что он человек особой породы.
Поэтому Раскольников все же идет на преступление.
После убийства Раскольников переживает глубочайшее духовное потрясение. Он ощущает себя отчужденным от всех людей, одним в «ледяной пустыни». У героя проявляется горячка, он близок к помешательству и самоубийству.
Иногда Родиону кажется, что он сможет жить с «черным пятном на совести». В нем с новой силой пробуждаются гордость и самоуверенность. Тогда он из последних сил противостоит следователю Порфирию Петровичу.
Постепенно Раскольников начинает осознавать ценность обычной жизни: «Как бы ни жить – только жить!» Его гордость сокрушена, он готов смириться с тем, что он обычный человек, со всеми слабостями и недостатками. Раскольников больше не может молчать: он признается в своем преступлении Соне. Под ее влиянием герой идет в полицейский участок и признается во всем.
Таким образом, на протяжении всего романа Достоевский подводит своего героя к мысли, что «идея» о праве на преступление нравственного закона разрушительна и безнравственна. К финалу произведения Раскольников начинает разочаровываться в своей теории, начинает убеждаться в ее губительности и опасности.
Евгений Базаров – тоже студент. Он будущий медик, увлекается естествознанием, проводит всевозможные опыты. Этот герой также, как и Раскольников, умен и талантлив, но небогат. Он происходит из семьи разночинцев, его отец всю жизнь прослужил уездным лекарем.
Базаров, как и герой Тургенева, тоже «одержим» идеей, но идеей общественной – нигилизмом. Этот герой – дерзкий, циничный, сильный человек. Как и Раскольников, Базаров уверен, что он выгодно отличается от окружающих его людей, уверен, что он особенный.
Но, если Родиону свойственны сомнения, он только ищет подтверждения своим мыслям, то Базаров убежден в правоте своих идей. Он не признает никаких других мнений и авторитетов, идет напролом.
В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым нигилист-Базаров провозглашает идею «полного и беспощадного» отрицания всего: крепостного строя, либеральных реформ, а, вместе с ними, и всех основ человеческой жизни.
Он не признает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философию, семью, нравственность. Тех людей, которые ценят все это, герой считает слабыми и робкими мечтателями, не желающими видеть настоящей жизни. Базаров предлагает начать историю заново, уничтожив все, что было создано веками.
Чтобы проверить жизненность идей своего героя, автор проводит его сквозь жизненные испытания. Базаров переживает любовь, одиночество, тоску, нравственно страдает, как и герой «Преступления и наказания».
Как и Раскольников, Евгений обнаруживает, что он такой же человек, со всеми слабостями, радостями и горестями, как и другие. В конце романа внутренняя жизнь героя становится более сложной и противоречивой. Но, многое поняв Базаров, в отличие от Раскольникова, все-таки умирает.
Это происходит оттого, что Тургенев не видит будущего у «нигилизма», т.к. он не признает нравственных ценностей и естественных основ жизни.
Таким образом, мне кажется, можно вывести основное различие между Базаровым и Раскольниковым. Достоевского интересует душа Родиона Раскольникова, его личность. Для этого писателя его герой – это, прежде всего, человек, со своими мыслями, чувствами, проблемами. Поэтому Раскольникову дан шанс на преображение и воскресение.
Для Тургенева же Базаров – это прежде всего представитель нигилистического движения. Тургенева интересует именно психология нигилиста. Поэтому в судьбе своего героя этот писатель изображает свое отношение к нигилистическому течению в общем. И поэтому Базаров, многое поняв, все же умирает, так и не сумев стать счастливым.
Сочинения по теме:
- Гуманизм в романе “Преступление и наказание” Ф.М.Достоевского. сочинение
- Аспекты гуманизма в романе “Преступление и наказание”. сочинение
- Система двойников-антиподов Родиона Раскольникова в романе “Преступление и наказание”. сочинение
- Антиподы и двойники Родиона Раскольникова в романе “Преступление и наказание”. сочинение
Источник: https://1soch.ru/dostoevskiy-fm/prestuplenie-i-nakazanie/analiz-bazarova-i-raskolnikova-v-romane-prestuplenie
Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (опыт сопоставления)
Никонов С. С. Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» и в романе Ф. М.
Достоевского «Преступление и наказание» (опыт сопоставления) [Текст] // Филологические науки в России и за рубежом: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.
: Свое издательство, 2016. — С. 25-28. — URL https://moluch.ru/conf/phil/archive/233/11195/ (дата обращения: 26.03.2019).
В статье предпринимается попытка сравнительного анализа двух героев русской литературы второй половины XIX века, представляющих тип нигилиста, Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, на фоне идейных и общественных проблем середины века. В результате исследования мы приходим к выводу, что сходство героев выражается в том, что они оба скептики, бунтари, стремящиеся переделать мир.
Оба оказываются создателями теорий, которые не выдерживают испытания жизнью. Однако Достоевский, делает акцент на возможности духовного возрождения героя через покаяние, искупление вины страданием и обращение к Богу. Тургенев же подчеркивает хрупкость, ничтожество человека перед вечными законами Природы, трагизм его бытия.
<\p>
Ключевые слова: Тургенев, Достоевский, поэтика, герой-нигилист, проблема «отцов и детей», проблема «человек и общество», мировоззрение, философская проблематика, теория Раскольников<\p>
XIX век ознаменован прорывом в русской общественной мысли, когда творили величайшие писатели-новаторы, стремящиеся достичь идеала, открыть миру передовые философии, стили и направления в культуре. Замечательные писатели-классики И. С. Тургенев и Ф. М. Достоевский оказали огромное влияние на мировоззрение русского общества и на мировую литературу. Эпоха 1860-х гг., когда вышли в свет романы «Отцы и дети» (1862) и «Преступление и наказание» (1866) до сих пор вызывает интерес у исследователей, не теряет своей актуальности. В обоих произведениях отражена эпоха конца 1850-х — начала 1860-х гг., показаны проблемы, которые волновали людей той поры, изображены герои-нигилисты, появившиеся тогда. В то же время авторы поставили перед своими читателя очень важные универсальные проблемы, актуальные и по сей день: проблему связи поколений и опасности разрыва между отцами и детьми, проблему сильной личности в ее взаимосвязи с обществом, проблему «теория и живая жизнь». В 1861 году началась реформа, которая упразднилa крепостное право в Российcкой империи, но народ не был полностью удовлетворен ей, кроме того в обществе распространились социалистические идеи, и продолжилась неутихающая полемика между западничеством и славянофильством. Это было время надежд и разочарований, время хаоса мыслей и идей, время выбора. В такой противоречивой обстановке и родились такие герои, как Евгений Базаров и Родион Раскольников, принадлежащие к типу нигилистов.<\p>
В западной философии термин «нигилизм»ввёл немецкий писатель и философ Фридрих Генри Якоби. Понятие использовалось многими философами. В русской общественной мысли слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (1829). В 1858 году вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В его работе слово «нигилизм» употребляется как синоним скептицизмa. Критик и публицист рубежа 1850-х и 1860-х годов Н. А. Добролюбов, осмеяв книжку В. В. Берви, подхватил это слово, но оно не стало популярным до тех пор, пока И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» не назвал «нигилистом» своего героя — Базарова, отрицавшего взгляды «отцов». Огромное впечатление, произведённое романом «Отцы и дети», сделало крылатым термин «нигилист».<\p>
Таким образом, во второй половине XIX века нигилистaми в Российской империи стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй, отрицaли религию, проповедовали материализм и aтеизм, а также не признавали господствовавшие нормы морали.<\p>
Великие представители интеллигенции 1860-х не могли обойти вниманием таких ярких персонажей, как Базаров и Раскольников, и посвятили им значительное количество критических работ. Мы выделим, г. Писарева и г. Страхова. Д. И. Писарев в статье «Базаров» отмечает эстетическую значимость и актуальность романа Тургенева: «Новый роман Тургенева дает нам все то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша… А явления эти очень близки к нам, так близки, что все наше молодое поколение своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа» [2, с. 125]. Оценивая роман «Преступление и наказание», тот же Писарев как бы оправдывает героя Достоевского, говоря, что «корень его болезни таится не в мозгу, a в кармане»[2, с. 263]. Между тем г. Страхов отнёсся более скрупулёзно к личности Раскольникова и смог постичь глубину этого характера. Критик утверждает, что он национальный герой, находит в его идее и поступке русскую черту и русский дух. В Базарове он акцентирует его способность к действию, утверждает, что в нем бьётся «могучая сила жизни» [3, с. 337], ему не чужды глубокие и возвышенные чувства. По мнению критика, Базаров оказывается выше и благороднее всех героев в романе. Но любовь, жизнь, природа — выше Базарова. Базаров — это титан, восставший против своей матери-земли; как ни велика его сила, она только свидетельствует о величии силы, его породившей и питающей, но не равняется с матерью силою. Базаров всё-таки побеждён самой идеей этой жизни. Неоднозначность и, может быть, противоречивость мнений критиков подчеркивает сложность и многогранность исследуемых нами образов Базарова и Раскольникова.<\p>
В творчестве Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого на смену развернутым характеристикам внешности пришли портреты, отмечающие какую-то одну, но очень важную в смысловом отношении деталь. Например, Тургеневу достаточно упомянуть об «обнаженной красной руке» Базарова, и читатель сразу понимает, что перед ним человек, не боящийся никакого труда. «Длинный балахон с кистями», «висячие бакенбарды песочного цвета» — все эти детали показывают, что даже во внешнем облике героя содержится плохо скрываемый вызов обществу. Демократической внешности Базарова противопоставлен изысканный портрет Павла Петровича: «… Лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза…» [4, с. 45]. Не случайно обращает внимание Тургенев на руку Кирсанова, красивую, ухоженную, «с длинными розовыми ногтями» [4, с. 148]. Портретные детали, отмеченные в облике Базарова и Павла Петровича, не оставляют у читателя сомнений, что между двумя представителями различных сторон русской жизни неизбежно столкновение.<\p>
Огромнее значение внешности героя придавал Достоевский. Раскрывая внутренний мир своих персонажей, писатель стремился показать столкновение противоборствующих сил, непрестанную борьбу между сознанием и подсознанием, намерением и осуществлением этого намерения. Стремясь к глубокой психологической мотивировке персонажа, Достоевский подчиняет этой задаче и портретную характеристику. Так, в романе «Преступление и наказание» писатель дважды прибегает к описанию внешности своих героев. На первых страницах книги он как бы мельком говорит о Раскольникове: «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен» [1, с. 36]. Позднее о герое сказано так: «… Раскольников… был очень бледен, рассеян и угрюм. Снаружи он походил как бы на раненого человека или вытерпивающего какую-нибудь сильную физическую боль: брови его были сдвинуты, губы сжаты, взгляд воспаленный» [1, с. 302]. Герой Достоевского по природе своей был привлекателен. Но совершенное им убийство жестоко ранило душу, что и проявилось во втором портрете. Портреты были бы неполными, если бы писатель не обращал внимания на взгляд героев. Глаза выражают ту нравственную катастрофу, которую переживает Раскольников. «Прекрасные темные глаза» Раскольникова в первом портрете сменяются «воспаленным взглядом» во втором. В портретных характеристиках и Базарова, и Раскольникова акцентируется их выделенность из окружающего социума, пренебрежение общественным мнением.<\p>
Оба автора ставят перед нами загадку, пытаются обратить наши взоры на внутренний мир их героев, они подталкивают к размышлениям и к разгадке тайн души человеческой. В мировоззрении героев Тургенева и Достоевского можно обнаружить сходные черты. Героев сближает то, что они оба нигилисты, бунтари, только бунт у каждого из них свой: у первого — революционный, у второго — личностный<\p>
Базаров признает только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств. Все остальные человеческие чувства он сводит к деятельности нервной сиcтемы; вследствие этого наслаждение красотой природы, музыкой, живописью, поэзией, любовью женщины не кажутся ему высшими наслаждениями и компонентaми образованного, воспитанного человека. Базaров хорошо знает и изучает естественные науки, с их помощью он выбил из головы «предрассудки», но в то же время он остался человеком крайне необразованным: он не потрудился прочувствовать и произнес приговор незнакомым ему человеческим ценностям. Тургенев показывает, что Базаров — демократ, разночинец, человек труда, чужд аристократическому этикету и условностям. Его сила в том, что он представитель нового времени. Аристократы, наподобие Павла Петровичa, отжили cвое, нужны были новые люди и новые идеи. Евгений Базаров на протяжении всего романа и является носителем этой новой идеи. Идея Базарова — непризнание авторитетов и принципов существующего строя и религии, духовных и материальных ценностей. Как и несколько позже Раскольников, Базаров первым предпринимает деление людей на две категории: «богов» и «олухов», относя самого себя, конечно, к «богам». Базаров выдвигает идею сильной личности, полностью свободной, самостоятельно управляющей своей жизнью.<\p>
Раскольников же делит людей на «высший разряд» и «низший разряд», нa обыкновенных и необыкновенных, на материал и собственно людей, способных сказать в обществе новое слово, воплотить в жизнь какую-то новую идею. Сущность теории Раскольникова — признание права сверхлюдей на преступление во имя некой цели, а, следовательно, отрицание нравственных принципов.<\p>
Наблюдая за городом и обществом, герой видит, как богатые угнетают бедных, что жизнь последних полна страданий. Доведенный до крайней степени отчаяния, Раскольников выдвигает страшную идею, согласно которой любой сильный духом человек при достижении благородной цели имеет право устранить все препятствия на своем пути каким угодно способом, в том числе грабежом и убийством. Он пишет статью, в которой поясняет свою теорию, по которой всех людей можно подразделить на две группы: на «обыкновенных» людей и «…людей, имеющих дар или талант сказать в среде свое новое слово» [1, с. 132]. И эти «особые» люди могут не жить по общим законам, они имеют право совершать преступления ради выполнения своей благой цели, ради «разрушения настоящего во имя лучшего». Он верит, что великая личность неподсудна и не подвержена даже суду совести.<\p>
Сходство Базарова и Раскольникова видится в том, что авторы подвергают своих героев испытанию, но только их судьбы и исход этих испытаний разные.<\p>
В первом случае, Базарову, в виде жизненной проверки встречается любовь, любовь к Анне Сергеевне Одинцовой. Она меняет Евгения. Раньше не верующий в чувства нигилист начинает верить в любовь. Испытание было провалено и Тургенев убивает Базарова, человека, который не мог бы жить в мире, где чувства и нежность так ценны. Тургенев опередил свое время, показав Базарова, но Базаров нет, ибо он был нужен России, не как нигилист, а кaк человек передовых идей, который мог бы вести народ.<\p>
В случае с Раскольниковым испытанием выступает преступление, страшное, но нужное Раскольникову как проверка теории. Герой испытал разноречивые чувства: угрызение совести, крах своей теории и перемену мировоззрения, которые поставили его на путь правильный, в итоге он отрекся от идеи и готов в финале романа к началу новой жизни, к началу новой иcтории.<\p>
В результате исследования мы приходим к выводу, что сходство героев выражается в том, что они оба скептики, испытывающие недовольство мироустройством и желание переделать мир, стремление к бунту; оба выбиваются из своего окружения, противопоставлены ему, оба оказываются создателями теорий, которые не выдерживают испытания жизнью, терпят крах. Однако Достоевский, в романах которого важнейшее место занимает религиозно-нравственная проблематика, оставляет своему герою возможность воскреснуть, через покаяние, искупление вины страданием и обращением к Богу. В романе же Тургенева на примере образа главного героя Базарова, писатель показывает хрупкость, ничтожество человека перед вечными законами Природы, трагизм его бытия.<\p>
Литература:<\p>
- Достоевский, Ф. М. Преступление наказание [Текст]: / Ф. М. Достоевский. — Москва: Дрофа, 2008. — 451 с.
- Писарев, Д. И. Русская литературная критика XIX века [Текст]: / Д. И. Писарев. — Москва: Эксмо, 2007. — 316 с.
- Страхов, Н. Н. Русская литературная критика XIX века [Текст]: / Н. Н. Страхов. — Москва: Эксмо, 2007. — 539 с.
- Тургенев, И. С. Записки охотника. Отцы и дети: роман [Текст]: / И. С. Тургенев. — Москва: Дрофа, 2008. — 207 с.
Основные термины (генерируются автоматически): герой, роман, Базар, идея, половина XIX века, ничтожество человека, искупление вины, евгения Базаров, внутренний мир, сильная личность.
В романе «Идиот» писатель стремился создать характер идеально прекрасного человека в
Сам же герой это отрицает. Писатель ставит в своем романе «Преступление и наказание» тему вины
— 451 с. Писарев, Д. И. Русская литературная критика XIX века [Текст]: / Д. И. Писарев.
Выделяют такие типы пути: искупление, путь человеческой души, нравственный, духовный, путь к самопознанию самого человека. Русские писатели XIX-XX веков, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, много путешествовали, и это нашло отражение в судьбах героев их произведений.
Разница между «подпольным» и большинством образованных людей XIX века состоит, по Н.Михайловскому, только в том, что герой
В художественном мире Достоевского он являлся выражением его центральной проблемы, связывающей личность и творчество писателя в…
Таков мир пьесы, разыгрываемой Кукольником, таков мир Ярмарки Тщеславия.
Хотя действие книги происходит в начале XIX века, Теккерей рассуждает о своих
То же самое происходит и с системой персонажей: герои его романов это обычные люди в обычной жизни.
В романе же Тургенева на примере образа главного героя Базарова, писатель показывает хрупкость, ничтожество человека перед
Сестра — это идеологический пласт образа Москвы, он асексуален, выражает идею. Быт Англии в XIX веке в романе Джейн Остен «Гордость…»
Модернистов объединяет особый интерес к миру чувств человека
Позже произведения великих романистов XIX века почти полностью вытеснили Джейн.
Особенности становления героя в романах Т.Моррисон и Э.Уокер. 2) время написания того или иного романа.
Тип героя-праведника входит в русскую классическую литературу во второй половине XIX века.
Она спокойная и счастливая, это говорит о созвучии внутреннего мира героя с миром внешним, реальным.
В египетской же литературе первой половины двадцатого века есть имена, которые играли
Этим средством писатель старается дать представление о душевной жизни героя, углубляется в его внутренний мир, прослеживает кризис психологической индивидуальности человека.
Источник: https://moluch.ru/conf/phil/archive/233/11195/
Сочинение на тему победа и поражение в произведении Достоевского “Преступление и наказание”
Всего было 15 предложений, заказчик выбрал автора Юна
Помогите выполнить сочинение по литературе за 1 день, тема “Сочинение на тему победа и поражение в произведении Достоевского “Преступление и наказание””
Объем сочинения 350 слов, с двумя аргументами из текста
На нашем сервисе более 22153 профессиональных исполнителей, которые готовы выполнить ваше задание. Опишите его и получите их предложения с ценой.
Автор24 – это биржа, где напрямую у преподавателей/аспирантов/репетиторов можно заказать выполнение работы “тема”<\p>
5 ноября 2016<\p>
Заказчик создал задание на выполнение Сочинения по предмету Литература<\p>
5 ноября 2016<\p>
15 исполнителей откликнулись и предложили выполнить работу по стоимости от 130 до 890 руб<\p>
5 ноября 2016<\p>
Заказчик переписывался с автором Юна<\p>
5 ноября 2016<\p>
Заказчик выбрал автора Юна,<\p>
6 ноября 2016<\p>
Автор выполнил работу по теме Сочинение на тему победа и поражение в произведении Достоевского “Преступление и наказание” за 1 день и уложился в заданный срок<\p>
6 ноября 2016<\p>
Заказчик принял работу с первого раза и оплатил заказ<\p>
6 ноября 2016<\p>
Заказчик оставил положительный отзыв.<\p>
Закажи её у наших авторов!
Творчество А. А. Блока
Великий поэт, голос эпохи рубежа XIX и XX веков, тончайший лирик, классик русской литературы – именно таким в истории остался Александр Александрович Блок.
Его произведениями мы зачитываемся даже сейчас, практически сто лет спустя. Пожалуй, самое широко известное его произведение – это стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека».
Но что же представляет из себя творчество Блока на самом деле?
А. А. …
Творчество Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой – классик русской литературы, великий писатель, номинант Нобелевской премии, мыслитель и просветитель.
Его жизненные взгляды положили начало новому религиозно-нравственному движению – толстовству, а его произведения известны по всему миру.
Ещё при жизни признанный «главой русской литературы», Толстой сделал огромный вклад в развитие русского и мирового реализма.
Л.Н. Толстой …
Исаак Эммануилович Бабель, русский советский писатель, переводчик, драматург и журналист Родился в 1894 г. в г. Одесса.Закончил Одесское коммерческое училище.В период 1911-1916 годов Бабель учился на экономическом отделении коммерческого института г. Киев. Одновременно с этим обучался на четвертом курсе юридического факультета Петроградского психоневрологического института.
В 1916-ом г. в журнале «Летопись» были опубликованы два его первых рассказа, что были положительно оценены крити…
Отец Уильяма, Джон Шекспир, был богатым производителем и торговцем перчаток и изделий из кожи, а его мать, Мэри Арден, была дочерью богатого крестьянина. Уильям был третьим из восьми детей в семье.
В
году, в
-летнем возрасте, он женился на Энн Хатауэй, дочери местного землевладельца, которая была на
лет его старше.
В связи с разницей в возрасте, а также тот факт, что Энн была на трет…
Литература<\p>
Сочинения
Источник: https://Author24.ru/lenta/1444365/
Дети в романе “Преступление и наказание”
Дети в романе “Преступление и наказание”
В теории Раскольникова, позволившей ему пойти на убийство, главным аргументом становится обвинение общества в жестокости. Те самые люди, которые на словах признают необходимость любви к ближнему, равнодушны к реальным страданиям окружающих.
Именно из этого , причем самого по себе действительно верного наблюдения, и делает Раскольников вывод о двойственности, лицемерии общепринятой морали, о необходимости “крови по совести” для преодоления зла. Но, обвиняя мир в жестокости, Раскольников прежде всего говорит о детях.
В этой мучительной, горячей любви к детям раскрывается с особенной силой умение главного героя романа сострадать чужому горю.
Дети – беззащитны, они не могут сопротивляться беспощадному давлению жизни. Они не виновны в горе окружающих, и поэтому их страдания особенно несправедливы.
Если общество “топчет” тех, кто ни в чем не виновен, значит, его устройство безнравственно, ненормально.
Впечатления от встреч с несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей действительности и укрепляет уверенность в правильности своей теории.
Раскольников слышит звуки надтреснутого семилетнего голоска – в трактире, среди пьяных криков и брани. Эти звуки дополняют трагический рассказ Мармеладова. Следующее впечатление – встреча с Катериной Ивановной и ее детьми.
Вид этих несчастных детей заставляет Раскольникова отдать Мармеладовым едва ли не последние свои гроши.
В его измученной душе закрепляется страшная мысль : “И нет никаких преград…” А далее еще одно впечатление толкает Раскольникова на решение “переступить” : он видит обманутую и опозоренную девочку на бульваре.
Раскольников с негодованием думает о тех ученых, которые утверждают, что известный процент людей должен погибнуть, и считают это нормальным.
Для него за этим успокоительным словом “процент” стоит живой человек, и мириться с гибелью хотя бы одного ребенка Раскольников не хочет и не может. И вот здесь автор и его герой оказываются рядом, но только в этом.
Нравственное негодование диктует им принципиально разные выводы – это ясно отражено в романе.
Достоевский видел в детях ту нравственную чистоту, доброту души, которые утрачены взрослыми. Не случайно все лучшее, что свойственно взрослым героям романа, связано с миром ребенка. Нельзя говорить о теме детства в “Преступлении и наказании”, имея в виду только детей Катерины Ивановны.
Как ребенок, слабый, беспомощный, с детски чистой, наивной и светлой душой, рисуется Соня. Она похожа на ребенка в своих чувствах, в своих поступках – искренностью и добротой. Чистый и справедливый мир детской души открывается и во сне Раскольникова. Именно ребенок протестует против жестокости взрослого мира в этом сне.
Та непосредственная, недумающая доброта, которую неоднократно проявляет Раскольников – вопреки собственной теории – неразрывно связана с мальчиком Родей, с тем нравственным “запасом”, который сохранился в герое романа с детства. Убив беспомощную, по детски беззащитную Лизавету, Раскольников словно поднял руку на самого себя.
Именно детям, искупая свои грехи, помогает в “Преступлении и наказании” Свидригайлов.
Достоевский, безусловно, следует и христианскому пониманию. Дети в Евангелиях символизируют нравственную близость человека к Богу, чистоту души, способной поверить – и устыдиться.
Раскольников двойственен в романе: природная, данная Богом, доброта героя “затемнена” гордыней и озлоблением взрослого человека. Весь роман ребенок в Раскольникове борется со взрослым, доброта – с жестокостью и самолюбием.
Нравственный перелом, произошедший в душе Раскольникова в эпилоге “Преступления и наказания”, означает окончательную победу доброты,возвращение героя к себе самому – ребенку, возвращение к Богу.
И здесь автор романа, пройдя рядом со своим героем его долгий, мучительный и противоречивый путь, впервые, наконец, “встречается” с ним “лицом к лицу”, как встречаются люди одной веры, одного понимания жизни…
Источник: https://MirZnanii.com/a/354754/deti-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie
« Победа и поражение». Подготовка к итоговому сочинению по литературе 11 класс по направлению Победа и поражение
pdf, suffixy.pdf, Slovnik_orfoepicheskiy.pdf, Kompozitsionnye_chasti_texta.pdf и ещё 49 файл(а).
Показать все связанные файлы
Подготовка к итоговому сочинению по литературе 11 класс
по направлению « Победа и поражение»
Победа и поражение. Эти понятия позволяют размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий победа и поражение в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
Темы | Тезис | Аргументы |
1.Все победы начинаются с победы над самим собой.(Каждая маленькая победа над самим собой даёт большую надежду в собственные силы!) | И это правильно, ведьпобеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя. Кто победил свой страх, свою лень и свою неуверенность | Л.Н.Толстой «Война и мир»(о Пьере) или любой другой герой литературы 19 века, показанный в эволюции(например,Евгений Онегин) |
Вывод: Величайшая победа — победа над самим собой. (Цицерон)
Побеждающий других силён, а побеждающий себя самого могуществен. Лао Цзы |
||
2.Победа, достигнутая насилием, равносильна поражению, ибо краткосрочна. Махатма Ганди | Такая победа достигается с помощью морального давленияили физического превосходства. Но «жертва» не может мириться с этим и пытается освободиться любой ценой. | Пушкин «Капитанская дочка»(рассказать о Швабрине и Маше)Толстой «Война и мир»(о Наполеоне) |
Что нас не убивает, то делает сильнее. | ||
3.Согласны ли вы с высказыванием: «Победа… поражение… эти высокие слова лишены всякого смысла». | И да, и нет… Если рассмотреть эти понятия с точки зрения философии, то это всего лишь слова. Какая разница: победа или поражение, если «все в землю лягут, все прахом будет…» (Горький «Песня о Соколе») Но с другой стороны, здесь и сейчас всем хочется победить, хочется чувствовать себя важным и нужным. Так что эти понятия скорее явление временное, чем вечное. | 1).Толстой «Война и мир»(о князе Андрее при Аустерлице- мечтал о славе, но увидел вечное небо и понял, что слава-явление временное, а небо -вечное)2) Куприн «Куст сирени»(о Вере и Николае Алмазовых) |
Победа… поражение… эти высокие слова лишены всякого смысла. Жизнь не парит в таких высотах; она… рождает новые образы. Победа ослабляет народ: поражение пробуждает в нем новые силы… Лишь одно следует принимать в расчет: ход событий. Антуан Сент-Экзюпери |
||
4.Одинаковы ли на вкус поражение и победа? | Смотря в чём эти победа и поражение. Если речь о войне, то не зря говорят «сладкий миг победы» или «горькое поражение». Немаловажно, и какой ценой завоёвана победа. Иногда на карту может быть поставлено слишком много. Но совсем другое дело – любовь. Если любовь взаимна, то всем хорошо: и победителям, и побеждённым. | Шолохов «Судьба человека»Счастливые истории любви из «Войны и мира» |
Одинаковое счастье — быть победителем или побежденным в битвах любви.
Клод Гельвеций Нет ничего радостнее победы. Цицерон |
||
5.Если ты ненавидишь — значит тебя победили (Конфуций). | Смысл этих слов – чувства человека. Если позволить ненависти захватить твою душу, то ты побеждённый. Ты не смог победить негативные чувства и поэтому проигрываешь. | Толстой «Война и мир»(о Пьере и Элен, князе Андрее или Анатоле Курагине)О Раскольникове (Достоевский «Преступление и наказание») |
Победа порождает ненависть; побежденный живет в печали. В счастье живет спокойный, отказавшийся от победы и поражения. Будда |
||
6.Сложно признать поражение, когда так близок к победе. | Иногда в жизни всё оказывается наоборот: человек долго чего-то добивается, идёт к своей цели, а когда победит, то понимает, что наступила пустота, ему не к чему стремиться, не за что бороться – это поражение.
И его мечты- это иллюзия, ничто, пустышка. Или ещё хуже –это что-то вредное для человечества(например, ядерное оружие или сильный наркотик, который получился случайно и т.д.) |
1).Князь Андрей (на поле Аустерлица)2).М.А.Булгаков «Собачье сердце» |
Если вы проживете достаточно долго, вы увидите, что каждая победа оборачивается поражением.
Симона де Бовуар |
||
7.Никакая победа не принесёт столько, сколько может отнять одно поражение. | Так стоит ли драться? Прежде, чем вступать в драку, об этом нужно хорошо подумать: что будет в случае поражения? Каковы риски?Но: никогда не знать поражения означает никогда не вступать в борьбу. (Морихэй Уэсиба) | «Слово о полку Игореве»«Война и мир»(о Наполеоне) |
Ещё одна такая победа, и я останусь без войска. (Пирр)Не следует начинать сражения или войну, если нет уверенности, что при победе выиграешь больше, чем потеряешь при поражении. (Октавиан Август) | ||
8.Если проигравший улыбается, победитель теряет вкус победы. | Потому что улыбающийся человек не относится серьёзно к своему проигрышу, а значит, он и не проиграл вовсе.Поэтому противнику не так приятно выигрывать.А ещё часто люди получают удовольствие, когда им завидуют. Если же, несмотря на все их ухищрения, зависти нет, то понятно, кто проиграл, а кто выиграл. | Шолохов «Судьба человека» (моральная победа Андрея Соколова над наглым, сильным, сытым врагом)«Война и мир»(княжна Марья и мадмуазель Бурьен) |
9.Нужно и можно ли судить победителей? | Можно или нельзя – об этом никто никого не спрашивает. Их всегда и обсуждают, и судят. Пока эти победители обладают властью и полномочиями, пока держат в руках “результаты” своей победы – их судят за глаза. Ну. а после их политической или физической смерти “пнуть мертвого льва может любой осел”, начинается судилище | Привести исторические примеры о Сталине, Иване Грозном, Петре Первом и т.д. |
Победителей не судят. Екатерина Великая Победителей можно и нужно судить. Иосиф Сталин |
||
10.Может ли поражение стать победой? | Перефразирую: может ли смерть стать победой?Да, может, если по-другому невозможно остаться собой. | Островский «Гроза»Лермонтов «Мцыри»Бунин «Кавказ» |
Победа и поражение часто зависят от мимолётных обстоятельств. Но в любом случае избежать позора нетрудно: для этого достаточно умереть.
Кодекс чести самурая |
Список литературы:1).М.Ю.Лермонтов «Мцыри»2).Н.В.Гоголь «Шинель»3).Н.С.Лесков «Старый гений»4).Л.Н.Толстой «После бала», «Война и мир»5).И.А.Бунин «Кавказ»6).А.И.Куприн «Куст сирени», «Гранатовый браслет», «Поединок», «Олеся»7).А.П.Платонов «Возвращение»8). «Слово о полку Игореве»9).А.С.Грибоедов «Горе от ума»10).Л.Н.Толстой «Юность»11).М.А.Булгаков «Собачье сердце»12).А.Н.Островский «Гроза»13).Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»14).М.Горький «Легенда о Данко»15).Тургенев «Отцы и дети»Наверное, на свете нет людей, которые не мечтали бы о победе. Каждый день мы одерживаем маленькие победы или терпим поражения. Стремясь добиться успеха над собой и своими слабостями, поднимаясь утром на тридцать минут раньше, занимаясь в спортивной секции, готовя уроки, которые плохо даются. Иногда такие победы становятся шагом к успеху, к самоутверждению. Но так бывает не всегда. Кажущаяся победа оборачивается поражением, а поражение, по сути, является победой.В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» главный герой А.А.Чацкий после трехлетнего отсутствия возвращается в общество, в котором вырос. Всё ему знакомо, про каждого представителя светского общества у него категоричное суждение. «Дома новы, а предрассудки стары», – делает вывод об обновлённой Москве молодой, горячий человек. Фамусовское общество придерживается строгих правил времен Екатерины:
«по отцу и сыну честь», «будь плохенький, да если наберётся душ тысячки две родовых – тот и жених», «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных», «не то, чтоб новизны вводили, – никогда», «судьи всему, везде, над ними нет судей».
И лишь подобострастие, чинопочитание, лицемерие властвуют над умами и сердцами «избранных» представителей верхушки дворянского класса. Чацкий со своими взглядами оказывается не ко двору. По его мнению, «чины людьми даются, а люди могут обмануться», искать покровительство у власть имущих – низко, добиваться успеха надо умом, а не раболепством.
Фамусов, едва услышав его рассуждения, затыкает уши, кричит: «…под суд!» Он считает молодого Чацкого революционером, «карбонарием», опасным человеком, при появлении Скалозуба просит не высказывать свои мысли вслух. А когда молодой человек всё-таки начинает излагать свои взгляды, быстро уходит, не желая нести ответственности за его суждения.
Однако полковник оказывается человеком недалёким и улавливает лишь рассуждения по поводу мундиров. Вообще Чацкого мало кто понимает на балу у Фамусова: сам хозяин, Софья и Молчалин. Но каждый из них выносит свой вердикт.
Фамусов запретил бы таким людям на выстрел подъезжать к столице, Софья говорит, что он «не человек – змея», а Молчалин решает, что Чацкий просто неудачник. Окончательный вердикт московского света – сумасшествие! В кульминационный момент, когда герой произносит свою программную речь, – никто в зале не слушает его.
Можно сказать, что Чацкий терпит поражение, но это не так! И.А.Гончаров считает, что герой комедии – победитель, и с ним нельзя не согласиться. Появление этого человека встряхнуло застойное фамусовское общество, разрушило иллюзии Софьи, пошатнуло положение Молчалина.
В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» сталкиваются в жарком споре два оппонента: представитель молодого поколения – нигилист Базаров и дворянин П.П.Кирсанов.
Один прожил жизнь праздную, потратил львиную долю отведённого срока на любовь к известной красавице, светской львице – княгине Р.
Но, несмотря на такой образ жизни, он обрёл опыт, испытал, наверное, самое главное чувство, которое настигло его, смыло всё наносное, сбило спесь и самоуверенность. Это чувство – любовь.
Базаров смело судит обо всём, считая себя «самоломанным», человеком сделавшим своё имя только собственным трудом, умом. В споре с Кирсановым он категоричен, резок, но соблюдает внешние приличия, а вот Павел Петрович не выдерживает и срывается, косвенно называя Базарова «болваном»:
…прежде они были просто болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.
Внешняя победа Базарова в этом споре, потом на дуэли оказывается поражением в главном противостоянии. Встретив свою первую и единственную любовь, молодой человек не способен пережить поражение, не желает признавать крах, но ничего не может поделать.
Без любви, без милых глаз, таких желанных рук и губ жизнь не нужна. Он становится рассеянным, не может сосредоточиться, и никакое отрицание не помогает ему в этом противостоянии.
Да, кажется, Базаров победил, ведь он так стоически идёт к смерти, молча борется с недугом, но на самом деле он проиграл, потому что потерял всё, ради чего стоило жить и творить.Смелость и решительность в любой борьбе крайне необходимы.
Но подчас надо отринуть самоуверенность, посмотреть вокруг, перечитать классику, чтобы не ошибиться в правильном выборе. Ведь это твоя жизнь. И побеждая кого-то, подумай, а победа ли это!
перейти в каталог файлов
Источник: https://vkist.ru/podgotovka-k-itogovomu-sochineniyu-po-literature-11-klass-po-n-v2/index.html