Тема природы в стихах русских поэтов

Природа в стихах русских поэтов

Природа в стихах русских поэтов<\p> 1 слайд

Природа в стихах русских поэтов

2 слайд

Урок литературы в 7 классе Учитель Тетерина Людмила Николаевна

3 слайд

ЦЕЛИ: 1. Познакомить с некоторыми стихотворениями о природе русских поэтов. 2. Дать представление об особенностях пейзажной лирики. 3. Учить понимать внутренний смысл поэтического произведения. 4. Воспитывать потребность в чтении стихов.

4 слайд

Прочитайте стихотворения о природе на страницах учебника 267-268 1. Каким настроением проникнуто каждое из них? 2. Чем привлекает поэтов природа? 3. Что означают в поэзии времена года? С чем они связаны в сознании поэтов? (см. стр. 266) 4. Какое из стихотворений наиболее близко вашему настроению?

5 слайд

Русских поэтов всегда привлекала родная природа, пленяющая и трогающая милой прелестью летнего дня, морозным осенним воздухом, белой бескрайней пустыней снегов, журчащими весенними ручьями.

Обратите внимание

Она дорога каждому большому поэту своей непосредственной жизнью, скромной простотой, в которой много внутренней красоты, раздолья, спокойствия, степенности и величия.

Природа возвышала и призывала забыть перед ее лицом о всякой суете и эгоизме. ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ

6 слайд

Узнайте автора 1. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье В багрец и золото одетые леса. 2. Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит. 3. На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.

7 слайд

Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу. Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно и жутко, и грустно, и весело, Я ничего не пойму. Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.

8 слайд

Проверьте себя 1. Ф. И. Тютчев 2. Н. А. Некрасов 3.М. Ю. Лермонтов 4. С. А. Есенин 5. А. А. Фет 6. А. Н. Майков

9 слайд

Прочитайте стихотворение Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где- то песнь соловья Вдалеке я слышу. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки. И вдали за рекой, Видно, за опушкой, Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой. С. Есенин

10 слайд

Подумайте Какая картина открывается поэту и вам? Что происходит в природе? Какие чувства переживает поэт? Как эти чувства передаются? Какие приемы и средства использует автор для выражения своих чувств?

11 слайд

Прочитайте стихи Чародейкою Зимою Есть в осени первоначальной Околдован лес стоит – Короткая, но дивная пора – И под снежной бахромою, Весь день стоит как бы Неподвижною, немою, хрустальный, Чудной жизнью он блестит.

Важно

И лучезарны вечера Ф. Тютчев Ф. Тютчев За распахнутым окном, Нивы сжаты, рощи голы, На просторе луга От воды туман и сырость. Лошадь сытая в ночном Колесом за сини горы Отряхнулась глухо. Солнце тихое скатилось. А. Твардовский С.

Есенин

12 слайд

Продолжение 1.Час от часа жар сильней, 4. Не видно птиц. Покорно чахнет Тень ушла к немым дубровам, Лес, опустевший и больной. И с белеющих полей Грибы сошли, но крепко пахнет Веет запахом и медом. В оврагах сыростью грибной… Ф. И. Тютчев А в поле ветер. День холодный 2.

Звонче жаворонка пенье, Угрюм и свеж… Ярче вешние цветы, 5. Полдневный час, Сердце полно вдохновенья, Жара гнетет дыханье; Небо полно красоты. Глядишь прищурясь – А. К. Толстой блеск глаза слезит, 3. Вот и лето. Жарко, сухо; И над землею воздух в колебанье От жары нет мочи. Мигает быстро, будто бы кипит.

Зорька сходится с зарею Ф. И. Тютчев Нет совсем и ночи. И. Суриков

13 слайд

Найдите стихи, похожие по теме, по настроению Лето. Тепло. Красота. Лето. Жар. Сухо. Душно Осень. Сырость. Пустой лес. Зима. Зимний лес. Красота. Осень. Дивная пора.

14 слайд

Подберите стихи к картинам природы

22 слайд

Вопросы 1. Какие краски используют поэты и художники для описания природы? 2. Какой отрывок вам больше понравился? Почему? 3. Какова главная мысль всех стихотворений о природе?

23 слайд

Природа прекрасна!

24 слайд

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф. Тютчев

26 слайд

В природе всегда есть тайна В чем она заключается, по-вашему? Объясните выражения: «лес стоит загадочный», «грустно и таинственно ветки шелестят», «лес молчал и молчала река», «таинственно звезды дрожат», «в печали бесконечной плывут облака». Какой художественный прием используется в этих выражениях?

29 слайд

Домашнее задание 1. Выучить стихотворение о природе (по выбору). 2. По выбору: а) описать любимый уголок природы; б) написать стихотворение о природе.

Источник: http://uslide.ru/literatura/23915-priroda-v-stihah-russkih-poetov.html

Стихи о природе

Стихи русских поэтов о красоте родной природы, о временах года.

Рассвет
Александр БлокЯ встал и трижды поднял руки. Ко мне по воздуху неслись Зари торжественные звуки, Багрянцем одевая высь.

Казалось, женщина вставала, Молилась, отходя во храм, И розовой рукой бросала Зерно послушным голубям. Они белели где-то выше, Белея, вытянулись в нить И скоро пасмурные крыши Крылами стали золотить.

Над позолотой их заемной, Высоко стоя на окне, Я вдруг увидел шар огромный,

Плывущий в красной тишине.

Поле
Иван НикитинРаскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось темно-синею гранью, И в небе прозрачном щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним; Как по морю, ветер по нивам гуляет И белым туманом холмы одевает, О чем-то украдкой с травой говорит И смело во ржи золотистой шумит. Один я… И сердцу и думам свобода… Здесь мать моя, друг и наставник – природа. И кажется жизнь мне светлей впереди, Когда к своей мощной, широкой груди Она, как младенца, меня допускает

И часть своей силы мне в душу вливает.

Люблю людей, люблю природу
Владислав ХодасевичЛюблю людей, люблю природу, Но не люблю ходить гулять, И твердо знаю, что народу Моих творений не понять. Довольный малым, созерцаю То, что дает нещедрый рок: Вяз, прислонившийся к сараю, Покрытый лесом бугорок… Ни грубой славы, ни гонений От современников не жду, Но сам стригу кусты сирени

Вокруг террасы и в саду.

Иматра
Валерий БрюсовКипит, шумит. Она – все та же, Ее не изменился дух! Гранитам, дремлющим на страже, Она ревет проклятья вслух. И, глыбы вод своих бросая Во глубь, бела и вспенена, От края камней и до края, Одно стремление она.

Что здесь? драконов древних гривы? Бизонов бешеных стада? Твой грозный гул, твои извивы Летят, все те же, сквозь года.

Неукротимость, неизменность, Желанье сокрушить свой плен Горят сквозь зыбкую мгновенность, Венчанных радугам пен! Кипи, шуми, стремись мятежней, Гуди, седой водоворот, Дай верить, что я тоже прежний

Стою над распрей прежних вод!

О том, как хороша природа
Самуил МаршакО том, как хороша природа, Не часто говорит народ Под этой синью небосвода, Над этой бледной синью вод. Не о закате, не о зыби, Что серебрится вдалеке,- Народ беседует о рыбе, О сплаве леса по реке. Но, глядя с берега крутого На розовеющую гладь, Порой одно он скажет слово,

И это слово – “Благодать!”.

Русская природа
Всеволод РождественскийТы у моей стояла колыбели, Твои я песни слышал в полусне, Ты ласточек дарила мне в апреле, Свозь дождик солнцем улыбалась мне.

Совет

Когда порою изменяли силы И обжигала сердце горечь слез, Со мною, как сестра, ты говорила Неторопливым шелестом берез.

Не ты ль под бурями беды наносной Меня учила (помнишь те года?) Врастать в родную землю, словно сосны, Стоять и не сгибаться никогда? В тебе величье моего народа, Его души бескрайные поля, Задумчивая русская природа, Достойная красавица моя! Гляжусь в твое лицо — и все былое, Все будущее вижу наяву, Тебя в нежданной буре и в покое, Как сердце материнское, зову. И знаю — в этой колосистой шири, В лесных просторах и разливах рек — Источник сил и все, что в этом мире

Еще свершит мой вдохновенный век!

Опять в природе перемена
Белла АхмадулинаОпять в природе перемена, окраска зелени груба, и высится высокомерно фигура белого гриба. И этот сад собой являет все небеса и все леса, и выбор мой благословляет лишь три любимые лица.

При свете лампы умирает слепое тело мотылька и пальцы золотом марает, и этим брезгает рука. Ах, Господи, как в это лето покой в душе моей велик. Так радуге избыток цвета желать иного не велит.

Так завершенная окружность сама в себе заключена и лишнего штриха ненужность

ей незавидна и смешна.

Плыли горы в лиловом тумане
Рюрик ИвневПлыли горы в лиловом тумане, Мы в Коджорах встречали зарю. Вы сказали: я из Гурджани И по-русски не говорю. Разве нужен язык аромату? Разве нужен язык цветку? И, внезапным волненьем объятый, Я кивал головой ветерку. Плыли горы в лиловом тумане, Мы в Коджорах встречали зарю. Вы сказали: я из Гурджани

И по-русски не говорю.

Я не ищу гармонии в природе

Источник: http://RusPoeti.ru/stihi/nature/

Стихи о родной природе поэтов XIX века. Видеоурок. Литература 7 Класс

Тема: Край ты мой, родимый край!

Урок: Стихи о родной природе русских поэтов ХІХ века

Природа – это неисчерпаемый благодатный источник поэзии, живописи, музыки, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту.

Люди искусства могут увидеть в привычном прекрасное, новое, необычное. Известный русский композитор П.И.

Чайковский написал прекрасную музыку «Времена года», в которой можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день.

Рис. 1. Опушка леса. Худ. И. Левитан (Источник)

Художники при помощи кисточки и красок передают красоту родной природы (рис. 1).

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

От слова «пейзаж» произошло название жанра лирики – пейзажная. Поэты, используя разные изобразительные средства языка, описывают природу в разные времена года. Однако в поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают большее, чем обычные времена года. Например, весна связана с пробуждением и расцветом жизненных сил.

Рис. 2. Фёдор Иванович Тютчев (Источник)

Федор Иванович Тютчев (1803–1873) (рис. 2)

Его по праву считают  певцом природы. Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах нет бездумного любования природой. Для него природа – такое же одушевлённое, «разумное» существо, что и человек.

«В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык», – писал поэт.

В известном стихотворении «Весенние воды» ручьи – первые вестники весны – оповещают о приходе праздника пробуждения природы (рис. 3).

Рис. 3. Большая вода. Худ.  И. Левитан (Источник)

Читайте также:  Аргументы на тему: искусство и ремесло в романе «мастер и маргарита» (м. а. булгаков)

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

“Весна идет, весна идет!

Мы молодой Весны гонцы,

Она нас выслала вперед!”

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!..

Читая стихотворение, мы слышим звуки природы. Воды бегут, будят сонный брег, гласят: «Весна идёт, весна идёт!»

В последних строчках образ хоровода вызывает ассоциацию с народным праздником.

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.

В пейзажной лирике аллитерация имеет огромное значение, так как с  ее помощью можно передать звуки природы. Вот, например, как Тютчев описывает грозу:

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Рис. 4. Василий Андреевич Жуковский (Источник)

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)

По-своему изобразил приход весны В.А.  Жуковский (рис. 4). 

Он нам известен как поэт-романтик, автор баллад «Лесной царь», «Светлана», «Людмила». Жуковский является родоначальником пейзажной лирики в русской литературе.

Эле́гия (греч. elegeia, от elegos – жалобная песня) – вид лирики, в котором описывается идеальный пейзаж или рассуждение лирического героя о смысле жизни.

Расцвет элегии приходится на эпоху романтизма. В России родоначальником элегий был В.А. Жуковский, его элегии «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка» состоят из двух частей: в первой описывается природа, а во второй – навеянное пейзажами рассуждение.

Приход весны

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

Обратите внимание

В нескольких строчках простыми словами Жуковский создал восхитительную картину весенней природы. Мы увидели поля и рощи, покрытые  молодой зеленью. Услышали пение птиц. А главное – почувствовали прилив сил и радости. Поэт сравнивает приход весны с жизнью души. Душа человека оживает весной вместе с природой.

Рис. 5. Афанасий Афанасьевич Фет (Источник)

Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892)

Не менее вдохновенно, но опять же по-своему, пишет о весне Афанасий Фет (рис. 5).

Основное богатство творческого наследия замечательного русского поэта А.А. Фета составляет пейзажная лирика. Природа, с ее постоянной изменчивостью, вдохновила Фета на создание сотен стихов и целых циклов, посвященных временам года: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега».

В основе этих пейзажных картин лежат впечатления от Орловщины, красота украинских степей и сумрачный облик Балтийского побережья, где проходила его служба, ландшафты Курской губернии, где он провел последние годы жизни. Но главное в стихах Фета не это. Главное — то, как поэт воспринимает и воссоздает окружающий мир.

Поэт, словно художник, разбрасывает на полотне своего стихотворения яркие краски, любуется эффектом света и движением. 

 Рис. 6. Голубая весна. Худ. В. Бакшеев (Источник)

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.

Обратите внимание на то, что в тексте данного стихотворения нет ни одного глагола. Однако это не мешает автору передать звуки, запахи природы, движение весны. Мы видим стаи птиц, возвращающиеся с юга.

Слышим их приветственные крики. Мы видим бегущие ручьи и слышим их журчанье. Мы слышим жужжание проснувшихся мошек и пчел. Мир полон звуков и движения. А еще для поэта весна – пора любви.

И вся ночь проходит без сна в мечтах о чем-то светлом, радостном и прекрасном.

Предложения, в которых нет сказуемого, называются назывными, и Фет мастерски использует их в своей пейзажной лирике:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,     

Серебро и колыханье

Сонного ручья,       

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучах пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря…

Л.Н. Толстой сказал об этом стихотворении так: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Назывные предложения делают стихотворение мелодичными, конкретно указывают на предметы, явления, которые волнуют поэта. С их помощью писатели, поэты лаконично и точно рисуют время и место действия, обстановку, пейзаж.

Рис. 7. Алексей Константинович Толстой (Источник)

Алексей Константинович Толстой (1817–1875)

Для многих поэтов тема природы неразрывно связана с темой родины. Как в стихотворении А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край!»

Важно

А. К. Толстой (рис. 7) – поэт, прозаик, драматург ХІХ века. Он родился под Петербургом в помещичьей семье, детские годы провёл в Красном Роге (в Брянской области), в эти места, богатые лесами, неоднократно возвращался в зрелом возрасте, здесь же и похоронен.

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

В небе крик орлиных стай,

Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

Обратите внимание, сколько широты и простора в словах этого стихотворения.

Автор использует фонетический прием – ассонанс.

Ассонанс [фр. assonance букв. созвучие] – Прием звуковой выразительности: повтор гласных или групп гласных в художественном (обычно поэтическом) тексте.

С помощью гласных Толстой создает ощущение, будто стоишь среди этих просторов и дышишь всей грудью, и радостно кричишь вдаль: «Гой, ты, родина моя!»

А.К. Толстому приходилось часто бывать вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения «Благовест». Прежде чем приступить к чтению, поясним значения некоторых слов:

Благовест – от слов благая (добрая) весть – колокольный звон перед церковной службой.

Благостный – умиротворяющий, несущий благо.

Каяться – исповедоваться в грехах.

Отрекаюсь – отказываюсь.

Рис. 8. Благовест (Источник)

Благовест

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло!

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовёт и манит

Он в край родимый,

Молюсь и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я,

От дела злого;

Далеко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я,

Лечу небесные,

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает…

Колокольный звон пробуждает у лирического героя образ родного края. Где бы ни был герой, когда он слышит этот звон, он всегда вспоминает родину.

Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. В нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Именно поэтому Ф.И. Тютчев так писал о России, о любви к ней:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Список рекомендованной литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник). 
  2. Словари. Литературные термины и понятия (Источник). 
  3. Толковый словарь русского языка (Источник). 
  4. Ф. И. Тютчев. Биография и творчество (Источник). 
  5. В. А. Жуковский. Биография и творчество (Источник). 
  6. А. А. Фет. Биография и творчество (Источник). 
  7. А. К. Толстой (Источник). 

Рекомендованное домашнее задание

  1. Вспомните, какие средства художественной выразительности вы знаете. Дайте определение понятиям: метафора, сравнение, эпитет, олицетворение (в случае затруднения см. словарь литературных терминов).
  2. Найдите в стихотворениях, которые рассматривались на уроке, примеры олицетворения. Какую роль олицетворение играет в пейзажной лирике?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/kray-ty-moy-rodimyy-kray/stihi-o-rodnoy-prirode-poetov-xix-veka

Небольшие стихотворения русских поэтов о природе родного леса

Про туриста Федю и медведя (как не надо вести себя в лесу)

Анатолий Орлов

По густой траве зеленой
Шел в поход турист «зеленый».
В тишине грохочет «маг»,
В такт ему гремит рюкзак.
Солнце в небе ярко светит,
Бьет в лицо прохладный ветер.
Федя, – так туриста звали, –

В первый раз штурмует дали.

Час прошел, затем второй,
Не устал совсем герой.
– Тают, – знай себе при этом, –
В яркой пачке сигареты.
Да в кустах дымятся спички,
Что бросает по привычке.
– В этой солнечной глуши –

Так пейзажи хороши!

Вот в рябиновой куртинке,
Подцепив носком ботинка
Свой окурок, паренек
Смачно кинул на пенек.
Что испуганная птаха
Из гнезда взлетела махом.
Прокричал ей Федя вслед:

– Глухарю большой привет!

Совет

Недопитую бутылку
Бросил в кучу у развилки.
От бутылки скачет лучик
Жаркой струйкою по куче…
Пересохший веток ворох
Вспыхнет скоро, словно порох.
– …Парень крепок, полон сил –

От него и след простыл…

Из ракетницы по белке
Бьет, как в тире по тарелке.
Без задержки, между делом.
Сразу видно, парень смелый.
Белка выводок бельчат
Прячет в свой зеленый сад.
Им хохочет Федя вслед:

– Рыжим пламенный привет!

Средь густого бурелома
Отдохнуть решил, как дома.
И на отдых Федя скор –
Вмиг развел большой костер.
«Сникерс» съел, чаек попил. –
Полон снова свежих сил.
И, костер не затушив,

Скрылся в сумрачной глуши.

Вновь в тиши грохочет «маг»,
В такт ему гремит рюкзак.
Солнце в небе ярко светит,
Бьет в лицо прохладный ветер.
Но за Фединой спиной

Дым густою пеленой.

А примерно в эту пору
Брел медведь тихонько в гору.
Видеть все его привычка:
Смотрит – лес горит от спички…
Там, где теплился костер –
Полыхает старый бор.
От горящей кучи в чащу

Змей ползет, огнем чадящий.

Полыхнул огнем пенек.
Ну и выдался денек!
Вот подкинули работу

До седьмого, сразу, пота!

Шкура рыжая дымится,
Продолжает мишка биться
С разгулявшимся огнем.
– Не хватило часа днем –
Тушит вечер, тушит ночь,

Чтоб родной тайге помочь!

Гнев во всю медведя душит:
– Оборву поганцу уши.
Пусть зарубит на носу,
Как вести себя в лесу.
Но пока тайгу тушил,
Феди след давно простыл.
– Спит в кроватке мальчик смелый…

Лес спалил – и уши целы…

И успел в кругу семьи
Всем про подвиги свои
Рассказать геройский сказ,
Как в тайге горящей спас
Маму – белку и бельчат,
С глухарихой глухарят.
Что, хоть парень он простой,

Читайте также:  Сочинение 15.3: что такое трусость по тексту вигдоровой

Но в тайге вел, как герой!

Обратите внимание

Да, – задумался медведь, –
В лес приходят сотни Федь.
Не узрит за каждым Федей
Даже тысяча медведей.
Нужно сделать, чтобы Феди

Чтили Правила медведей!

Чтоб они и все мальчишки
Их читали, словно книжки.
Не курили, не сорили,
Лес во всем боготворили.
Берегли зверей и птичек,
Без плохих бы шли привычек
И тогда в лесу медведи

Будут рады даже Федям.

Источник: http://stihi-klassikov.ru/poems/nebolshie-stihotvoreniya-russkih-poetov-o-prirode-rodnogo-lesa

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века – Сочинение

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Лирика — один из трёх родов литературы, основ­ное содержание которого составляют мысли, чувства и переживания лирического героя. Эти переживания могут быть вызваны разными причинами: неразделён­ной любовью, тоской по родине, радостью встречи с друзьями, философскими раздумьями, созерцани­ем картин природы.

Образы природы наиболее часто встречаются в сти­хах русских поэтов. И эти мотивы всегда окрашены любовью, восхищением, преклонением перед сила­ми окружающего мира.

Так, стихотворение Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи…» рисует картину начала вечерней грозы.

Природа сильна и могуча: молнии яркие, гром сильный. Всё вокруг трепещет перед стихией, даже скала жалобно вздыхает. Поэт использует приём оли­цетворения, наделяя тучи и скалу человеческими чер­тами (тучи блуждают, скала стонет и издыхает). Этим он оживляет природу.

Несмотря на изображение грозной стихии, у лирического героя нет перед ней страха, а есть восхищение её силой и мощью.

В стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и нес ме­ло…» также описывается летняя гроза. И опять природа наделяется человеческими качествами: солнце cмoтрит, земля принахмурилась. Перед нами земля и ожидании стихии.

Она, словно человек, волнуется, трепещет, ждёт неизбежного. Стихотворение очень яркое: всё но круг окрашено зелёным, белым, синим цветами. Мы словно чувствуем запах травы, пыльной земли, первых капель дождя, слышим далёкие раскаты грома, вой ветра.

Стихотворение отличается быстрым темпом и стремительностью.

Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя —

Пламень белый и летучий Окаймил её края.

Лирический герой не страшится стихии, а любу­ется её мощью, восхищается её силой.

Важно

Не менее выразительно стихотворение И. С. Ники­тина «Ярко звёзд мерцанье…». Перед нами тихая лег няя ночь. Можно различить все звуки: шуршание в граве коня, пение коростеля, шорох камыша. Зву­копись с помощью согласного «л» придаёт стихотво­рению напевность, плавность, тягучесть.

В зеркало залива Сонный лес глядит;

В чаще молчаливой Темнота лежит.

Звук «р», напротив, позволяет услышать треск го­рящих в костре веток.

Слышен меж кустами Смех и разговор;

Жарко косарями Разведён костёр.

Лирический герой словно затаился и наблюдает за ночной жизнью природы. Он осторожен и аккуратен, не хочет нарушить тишину ночи. В такие моменты поэта и посещает вдохновение.

Все стихи русских поэтов о природе необычайно лиричны, напевны и прекрасны. Созерцание пейзажей порождает в поэтической душе только лучшие чувства.

Здесь искали:

  • родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
  • стихи о природе поэтов 19 века
  • поэты 19 века стихи о природе

Источник: http://Sochineniye.ru/rodnaya-priroda-v-stihotvoreniyah-russkih-poetov-xix-veka/

Стихи о русской природе

ПОЛЕ Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось темно-синею гранью, И в небе прозрачном щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним; Как по морю, ветер по нивам гуляет И белым туманом холмы одевает, О чем-то украдкой с травой говорит И смело во ржи золотистой шумит. Один я… И сердцу и думам свобода… Здесь мать моя, друг и наставник – природа. И кажется жизнь мне светлей впереди, Когда к своей мощной, широкой груди Она, как младенца, меня допускает И часть своей силы мне в душу вливает.

// И. Никитин

РОДНЫЕ КРАЯ Широкие, привольные, Родимые края… Берёзка белоствольная, Любимица моя, Стоит, как свечка, белая, Глядит она вокруг: Ей рожь кивает спелая, Ей кланяется луг. Кругом так славно, солнечно, Куда ни поглядишь, Над озером тихонечко Колышется камыш. Плывут протокой узкою Утята чередой. Люби природу русскую, Храни, читатель мой!

//Е. Серов

ИМАТРА Кипит, шумит. Она – все та же, Ее не изменился дух! Гранитам, дремлющим на страже, Она ревет проклятья вслух. И, глыбы вод своих бросая Во глубь, бела и вспенена, От края камней и до края, Одно стремление она.

Что здесь? драконов древних гривы? Бизонов бешеных стада? Твой грозный гул, твои извивы Летят, все те же, сквозь года.

Неукротимость, неизменность, Желанье сокрушить свой плен Горят сквозь зыбкую мгновенность, Венчанных радугам пен! Кипи, шуми, стремись мятежней, Гуди, седой водоворот, Дай верить, что я тоже прежний Стою над распрей прежних вод!

//В. Брюсов

РУССКИЙ ЛЕС Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажда мучить, То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться – И видно все до дна. Течет вода-водица, Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану – Присяду на пенек. Здесь где-то бродит леший С зеленой бородой. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит.

//С. Никулин

Совет

О ТОМ, КАК ХОРОША ПРИРОДА О том, как хороша природа, Не часто говорит народ Под этой синью небосвода, Над этой бледной синью вод. Не о закате, не о зыби, Что серебрится вдалеке,- Народ беседует о рыбе, О сплаве леса по реке. Но, глядя с берега крутого На розовеющую гладь, Порой одно он скажет слово, И это слово – “Благодать!”.

//С. Маршак

ТАЁЖНЫЙ СВЕТОФОР На перекрёстке двух тропинок, Едва разведрился денёк, В омытой ягодке малины Зелёный вспыхнул огонёк.

Прохожий шагу не сбавлял, Смотрел и знай себе шагал! А вот, когда окрепло лето И стал наряднее рассвет, На тонких проволочках веток Зажгла малина Жёлтый свет. Его, заметив, пешеход Сбавлял неторопливо ход.

Тайга просторная – не город, Но здесь бывают чудеса: Вчера под красным светофором Мы простояли полчаса!

//Т. Белозёров

РУССКАЯ ПРИРОДА Ты у моей стояла колыбели, Твои я песни слышал в полусне, Ты ласточек дарила мне в апреле, Свозь дождик солнцем улыбалась мне. Когда порою изменяли силы И обжигала сердце горечь слез, Со мною, как сестра, ты говорила Неторопливым шелестом берез.

Не ты ль под бурями беды наносной Меня учила (помнишь те года?) Врастать в родную землю, словно сосны, Стоять и не сгибаться никогда? В тебе величье моего народа, Его души бескрайные поля, Задумчивая русская природа, Достойная красавица моя! Гляжусь в твое лицо — и все былое, Все будущее вижу наяву, Тебя в нежданной буре и в покое, Как сердце материнское, зову.

И знаю — в этой колосистой шири, В лесных просторах и разливах рек — Источник сил и все, что в этом мире Еще свершит мой вдохновенный век!

//В. Рождественский

РУССКОЕ РАЗДОЛЬЕ Поле русское, раздолье, Где не кошена трава, Там ромашковое море, А над морем синева. Там цветов ковер безбрежный Ярок, нежен и широк, И колышет в чистом поле Травы легкий ветерок. Там трава растёт по пояс, Ни тропинок, ни дорог. И какая это радость Побродить там хоть часок.

Заглянуть в глаза ромашкам, Улыбнуться василькам, Нежно-розовым цветочком Клевер льнёт к моим ногам. Колокольчики, гвоздики, Иван-чай и зверобой- Всё цветёт, благоухает Напоённое росой. Летних трав великолепье, Не сравнить тебя ни с чем, Не разгаданная тайна Красоты понятной всем.

// И.

Бутримова

Обратите внимание

РАСТЁТ В ВОЛГОГРАДЕ БЕРЁЗКА Ты тоже родился в России – краю полевом и лесном. У нас в каждой песне – берёза, берёза – под каждым окном. На каждой весенней поляне – их белый живой хоровод. Но есть в Волгограде берёзка – увидишь, и сердце замрёт. Её привезли издалёка в края, где шумят ковыли.

Как трудно она привыкала к огню волгоградской земли! Как долго она тосковала о светлых лесах на Руси – лежат под берёзкой ребята, – об этом у них расспроси. Трава под берёзкой не смята – никто из земли не вставал. Но как это нужно солдату, чтоб кто-то над ним горевал.

И плакал – светло, как невеста, и помнил – навеки, как мать! Ты тоже родился солдатом – тебе ли того не понять. Ты тоже родился в России – берёзовом, милом краю. Теперь, где ни встретишь берёзу, ты вспомнишь берёзку мою, её молчаливые ветки, её терпеливую грусть. Растет в Волгограде берёзка.

Попробуй её позабудь!

//М. Агашина

БЕРЕЗА В лесу еловом все неброско, Приглушены его тона. И вдруг белым-бела березка В угрюмом ельнике одна. Известно, смерть на людях проще. Видал и сам я час назад, Как начинался в дальней роще Веселый, дружный листопад. А здесь она роняет листья Вдали от близких и подруг.

Как от огня, в чащобе мглистой Светло на сто шагов вокруг. И непонятно темным елям, Собравшимся еще тесней: Что с ней? Ведь вместе зеленели Совсем недавно. Что же с ней? И вот задумчивы, серьезны, Как бы потупив в землю взгляд, Над угасающей березой Они в молчании стоят.

//В.

Солоухин

Источник: https://MirIzoter.ru/stikhi/o-prirode/item/375-stikhi-o-russkoj-prirode

«Родная природа в стихотворениях русских поэтов»

Урок литературы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов».

Урок литературы «Родная природа в стихотворениях русских поэтов» для учащихся 6 классов проходит в нестандартной обстановке: в читальном зале сельской библиотеки п. Степного.

Ведут урок библиотекари: Коневецкая JI. C. и Ишутина А.А. и учитель русского языка и литературы Л.Бреус.

Тема урока: Родная природа в стихотворениях русских поэтов».

Цель урока: <\p>

1) углубить знания учащихся по теме урока;<\p>

2) научить выразительному чтению стихотворений о природе, считая за образец чтение стихотворений взрослыми;<\p>

3) развитие творческих способностей учащихся.

<\p>

Учитель литературы: Ребята, мы только что услышали прекрасное чтение стихотворений о родной природе таких известных поэтов, как А.С.Пушкина А.А.Фета, Ф.И.Тютчева. Изображать красоту Родины можно не только красками, но и с помощью поэзии.

Важно

Я предлагаю вашему вниманию репродукции картин известных русских художников, на которых изображен прекрасные пейзажи. Рассматривать мы их будем, слушая прекрасные пьесы П.И.Чайковского из цикла «Времена года».<\p>

(Через проектор демонстрируются репродукции картин: В.В.Мешков «Золотая осень в Карелии», Б.

В.Щербаков «Русь подмосковная», К.Ф.Юон «Мартовское солнце», Ф.А.Васильев «Мокрый луг», И.И.Шишкин «Корабельная роща» и др.)

Учитель литературы: А теперь я предлагаю вам выразительно прочитать стихи Е.А.Баратынского, Я.П.Полонского, А.К.Толстого, которые вы учили» наизусть дома.

Прочитав стихотворение, вам необходимо его проанализировать с трёх позиций: 1) определить тему стихотворения; 2) опознать эмоциональный настрой стихотворения; 3) проанализировать три художественных средства, создающих эмоциональный настрой стихотворения.

Учащиеся читают стихотворения и анализируют их.

Библиотекарь 1: Здравствуйте, ребята, мы рады видеть вас в стенах нашей библиотеке. Мы хотим предложить вам посещать занятия литературного объединения «Вдохновение».

Девиз объединения звучит так: «Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями человека – есть наука самая занимательная». А.С. Пушкин.

В программу мы включили различные мероприятия, которые планируем проводить для вас 1 раз в месяц.

Читайте также:  Проблемы и аргументы к сочинению на егэ по русскому на тему: история

Библиотекарь 2: Ваш класс мы выбрали не случайно. Вы были у нас самыми активными читателями. Многие из вас лично и класс в целом не раз отмечались грамотами библиотеки. И надеемся, что теперь мы вернем и продолжим наши дружеские отношения.

Сегодня наш урок мы назвали «Родная природа в стихотворениях русских поэтов». Вечные источники вдохновения – природа, любовь, мечты – неотразимо привлекают к себе сердца почитателей поэзии во все времена.

Наверное, нет поэта, который не воспевал родную природу.

Библиотекарь 1:<\p>

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –<\p>

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Такие строки посвятил природе замечательный поэт Федор Иванович Тютчев.

Смотри, как роща зеленеет,

Палящим солнцем облита,

А в ней какою негой веет от каждой ветки и листа!

Родился Федор Тютчев 5 декабря 1803г. в селе Овстуг, Орловской губернии. И именно на родине Тютчев создал много стихотворений, которые посвятил красоте родных просторов.

Библиотекарь 2: Лирика Тютчева – одно из вершинных явлений философской романтической поэзии и русской поэзии вообще.

Читатель имя Тютчева связывает больше всего с представлением о поэте, создавшем незабываемо – совершенные стихи о природе. Это совсем не ложное, хотя и далеко не полное представление.

Ни у одного из русских поэтов образы природы и стихи о природе не занимают столь исключительного места, как у Тютчева.

Совет

В том, что стихи Тютчева отличаются «пластически верным изображением природы», нетрудно убедится, вспомним стихотворение, хорошо известное, давно ставшее хрестоматийным – «Весенние воды»:

Библиотекарь 1:<\p>

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней<\p>

Румяный, светлый хоровод<\p>

Толпится весело за ней.

Стихотворение оставляет сильное художественное впечатление. Заключенные в нем чувства, картины, образы представляются нам живыми и подлинными. Они воздействуют на нас так непосредственно и глубоко, что становятся как бы собственными нашими чувствами и представлениями.

Библиотекарь 2: Тютчев был романтиком.

В частности, в своих стихах о природе, не потому, что его природа лишена призраков реального и правдивого (сказать так – значило бы быть по отношению к Тютчеву глубоко не справедливым), но потому, что природа интересовала его не конкретно, не в деталях, а как некий универсум, как единая живая сущность.

Она интересовала его главным образом в своих стихийных и космических проявлениях – в грозу, в ночи, в буре, в весеннем наплыве и цветении, в грозных порывах ветра, при ярком свете солнца или – еще чаще – при лунном сиянии.

Тютчев любит в природе не предметы и частности, а ее стихии и ее тайны – он любит природу в ее самом возвышенном и загадочном лике. Символом чистоты и истины является в стихах Тютчева небо. Без этого одновременно реального и очень символического неба, без этой атмосферы высоты и вечности, в сущности, нет тютчевской поэзии.<\p>

Библиотекарь 1:<\p>

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Как вы думаете, кто написал эти строки? Правильно, А.С. Пушкин. Великий русский поэт, который родился 26 мая (т.е. 6 июня по новому стилю) 1799г. в Москве.

Библиотекарь 2: Очень много стихов посвященных природе написал А.С. Пушкин. В них великий поэт открывает нам прелесть родной природы в разное время года, учит видеть ее красоту, слышать ее чарующие звуки.

Излюбленным временем года Пушкина осень, «и с каждой осенью я расцветаю вновь…» – однажды написал поэт.

С его именем связано и знаменитое выражение «болдинская осень»: находясь в изгнании в своем имении Болдино, он за короткое время написал около сорока произведений:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,<\p>

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

(Отрывок из стихотворения «Осень»)

Библиотекарь 1:

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за трелью соловьиной<\p>

Разносится тревога и любовь.

Обратите внимание

Ребята, а кто автор этих строк? Правильно, автор этих строк русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет. Родился поэт в ЕЕ 1820 году в селе Новоселки Орловской области. В 20 лет Й поэт уже держал в руках книжку своих стихов.<\p>

Целый день спят ночные цветы,<\p>

Но лишь солнце за рощу зайдет<\p>

Раскрываются тихо листы<\p>

И я слышу, как сердце цветет.

Библиотекарь 2: Стихи Фета казались современникам непривычными. Слово в них как будто передавало звук, запах, свет, даже музыку. Поэт А.К.

Толстой писал о произведениях Фета: «Я наконец познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра, в сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливаются в звук…». Стихи Фета говорят о том, что он любит землю и все, р что живет на ней. Он воспевал красоту, переполненный восторгом от ее созерцания.

В этом, он считал, смысл поэзии: сохранить красоту, сделать вечным то, что в любой момент может умереть…<\p>

Учитель: На уроках вы много учили стихотворений о природе. Кто из вас желает прочитать стихи.<\p>

(Ребята читают стихи)

Итог урока. Собственные стихи читают Г. Шишкалова и Т.Фурник

Источник: https://multiurok.ru/files/rodnaia-priroda-v-stikhotvorieniiakh-russkikh-poetov.html

Презентация по литературе на тему “Природа в стихах русских поэтов” скачать бесплатно

Текст слайда: Природа в стихах русских поэтов

Текст слайда: Урок литературы в 7 классе Учитель Тетерина Людмила Николаевна

Текст слайда: ЦЕЛИ: 1. Познакомить с некоторыми стихотворениями о природе русских поэтов. 2. Дать представление об особенностях пейзажной лирики. 3. Учить понимать внутренний смысл поэтического произведения. 4. Воспитывать потребность в чтении стихов.

Текст слайда: Прочитайте стихотворения о природе на страницах учебника 267-268 1. Каким настроением проникнуто каждое из них? 2. Чем привлекает поэтов природа? 3. Что означают в поэзии времена года? С чем они связаны в сознании поэтов? (см. стр. 266) 4. Какое из стихотворений наиболее близко вашему настроению?

Текст слайда: Русских поэтов всегда привлекала родная природа, пленяющая и трогающая милой прелестью летнего дня, морозным осенним воздухом, белой бескрайней пустыней снегов, журчащими весенними ручьями.

Обратите внимание

Она дорога каждому большому поэту своей непосредственной жизнью, скромной простотой, в которой много внутренней красоты, раздолья, спокойствия, степенности и величия.

Природа возвышала и призывала забыть перед ее лицом о всякой суете и эгоизме. ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ

Текст слайда: Узнайте автора 1. Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье В багрец и золото одетые леса. 2.

Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит. 3.

Важно

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.

Текст слайда: Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу. Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно и жутко, и грустно, и весело, Я ничего не пойму. Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу.

Текст слайда: Проверьте себя 1. Ф. И. Тютчев 2. Н. А. Некрасов 3.М. Ю. Лермонтов 4. С. А. Есенин 5. А. А. Фет 6. А. Н. Майков

Текст слайда: Прочитайте стихотворение Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве. От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где- то песнь соловья Вдалеке я слышу. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки. И вдали за рекой, Видно, за опушкой, Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой. С. Есенин

Текст слайда: Подумайте Какая картина открывается поэту и вам? Что происходит в природе? Какие чувства переживает поэт? Как эти чувства передаются? Какие приемы и средства использует автор для выражения своих чувств?

Текст слайда: Прочитайте стихи Чародейкою Зимою Есть в осени первоначальной Околдован лес стоит – Короткая, но дивная пора – И под снежной бахромою, Весь день стоит как бы Неподвижною, немою, хрустальный, Чудной жизнью он блестит.

Важно

И лучезарны вечера Ф. Тютчев Ф. Тютчев За распахнутым окном, Нивы сжаты, рощи голы, На просторе луга От воды туман и сырость. Лошадь сытая в ночном Колесом за сини горы Отряхнулась глухо. Солнце тихое скатилось. А. Твардовский С.

Есенин

Текст слайда: Продолжение 1.Час от часа жар сильней, 4. Не видно птиц. Покорно чахнет Тень ушла к немым дубровам, Лес, опустевший и больной. И с белеющих полей Грибы сошли, но крепко пахнет Веет запахом и медом. В оврагах сыростью грибной… Ф. И. Тютчев А в поле ветер. День холодный 2.

Совет

Звонче жаворонка пенье, Угрюм и свеж… Ярче вешние цветы, 5. Полдневный час, Сердце полно вдохновенья, Жара гнетет дыханье; Небо полно красоты. Глядишь прищурясь – А. К. Толстой блеск глаза слезит, 3. Вот и лето. Жарко, сухо; И над землею воздух в колебанье От жары нет мочи. Мигает быстро, будто бы кипит. Зорька сходится с зарею Ф.

И. Тютчев Нет совсем и ночи. И. Суриков

Текст слайда: Найдите стихи, похожие по теме, по настроению Лето. Тепло. Красота. Лето. Жар. Сухо. Душно Осень. Сырость. Пустой лес. Зима. Зимний лес. Красота. Осень. Дивная пора.

Текст слайда: Подберите стихи к картинам природы

Текст слайда:

Текст слайда:

Текст слайда:

Текст слайда:

Текст слайда:

Текст слайда:

Текст слайда:

Текст слайда: Вопросы 1. Какие краски используют поэты и художники для описания природы? 2. Какой отрывок вам больше понравился? Почему? 3. Какова главная мысль всех стихотворений о природе?

Текст слайда: Природа прекрасна!

Текст слайда: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф. Тютчев

Текст слайда:

Текст слайда: В природе всегда есть тайна В чем она заключается, по-вашему? Объясните выражения: «лес стоит загадочный», «грустно и таинственно ветки шелестят», «лес молчал и молчала река», «таинственно звезды дрожат», «в печали бесконечной плывут облака». Какой художественный прием используется в этих выражениях?

Текст слайда:

Текст слайда: Опишите картину

Текст слайда: Домашнее задание 1. Выучить стихотворение о природе (по выбору). 2. По выбору: а) описать любимый уголок природы; б) написать стихотворение о природе.

Текст слайда: Желаю успеха!

Источник: https://globuss24.ru/slide/prezentacia-na-temu-priroda-v-stihah-russkih-poetov-prezentacii-po-literature

Ссылка на основную публикацию