Чацкий и фамусовское общество
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой сатиру на общество московских дворян начала 19 века.
В ней представляется наметившийся к тому времени раскол в дворянской среде, суть которого заключается в исторически закономерном противоречии между старыми и новыми взглядами на многие общественные вопросы.
В пьесе сталкиваются Чацкий и фамусовское общество – «век нынешний» и «век минувший».
Московское аристократическое общество представляют Фамусов, управляющий в казенном доме, его секретарь Молчалин, полковник Скалозуб, второстепенные и внесценические герои. Этому довольно многочисленному лагерю консервативных дворян противостоит один главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий.
Конфликт Чацкого и фамусовского общества возникает, когда главный герой пьесы возвращается в Москву, где отсутствовал в течение трех лет. Когда-то Чацкий воспитывался вместе с Софьей, семнадцатилетней дочерью Фамусова. Между ними была юношеская влюбленность, которая до сих пор пылает в сердце Чацкого. Затем он отправился за границу «ума искать».
Его возлюбленная теперь питает нежные чувства к Молчалину, живущему в их доме. Но Чацкий об этом не догадывается. Любовный конфликт перерастает в социальный, заставляя выступить Чацкого против фамусовского общества по самым острым вопросам.
Их споры касаются воспитания, семейных отношений, крепостного права, государственного служения, взяточничества, чинопоклонничества.
Вернувшись в Москву, Чацкий обнаруживает, что здесь ничего не переменилось, никакие общественные проблемы не разрешились, а дворяне продолжают проводить свое время в веселье и праздности: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два». Нападки Чацкого на Москву, на уклад жизни помещиков заставляет Фамусова его опасаться.
Консервативное дворянство не готово поменять свои взгляды на жизнь, свои привычки, не готово расстаться со своим комфортом. Поэтому Чацкий для фамусовского общества – «опасный человек», потому что «он вольность хочет проповедать».
Фамусов даже называет его «карбонари» – революционером – и полагает, что таких людей, как Чацкий, опасно даже близко подпускать к столице.
Какие идеи защищает Фамусов и его сторонники? Больше всего в обществе старомосковских дворян ценится мнение света. Ради завоевания хорошей репутации они готовы на любые жертвы. При этом не важно, соответствует ли человек тому впечатлению, которое производит. Фамусов считает, что лучший пример для его дочери – пример отца. В обществе он «монашеским известен поведеньем».
Но, когда за ним никто не наблюдает, от нравственности Фамусова не остается и следа. Перед тем, как отругать дочь за то, что та была в комнате наедине с Молчалиным, он заигрывает со своей служанкой Лизой, делает ей недвусмысленные намеки.
Читателю становится понятно, что Фамусов, читающий мораль дочери, сам живет по аморальным принципам, главный из которых – «грех не беда, молва не хороша».
Таково и отношение фамусовского общества к службе. Здесь также преобладает внешняя атрибутика над внутренним содержанием. Чацкий называет московское дворянство страстным к чинам и считает, что мундир прикрывает «их слабодушие, рассудка нищету».
Когда Чацкий обращается к Фамусову с вопросом о том, что бы отец Софьи ответил на его возможное сватовство к его дочери, Фамусов гневно отвечает: «Поди-тка послужи». Чацкий «служить бы рад», но вот «прислуживаться» он отказывается. Для главного героя комедии это неприемлемо. Чацкий считает это унижением.
Он стремится служить «делу, а не лицам».<\p>
А вот Фамусов искренне восхищается умением «подслужиться». Здесь читатель со слов Фамусова узнает о Максиме Петровиче, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к услугам» и «на золоте едал». На одном из приемов у императрицы Максим Петрович оступился и упал.
Но, разглядев улыбку на лице Екатерины, он решил обратить этот казус себе во благо, поэтому упал еще несколько раз специально, чтобы повеселить двор. Фамусов вопрошает Чацкого: «…Как по-вашему? По-нашему – смышлен». Но честь и достоинство Чацкого не могут позволить ему «вписаться в полк шутов».
Зарабатывать себе положение в обществе за счет чинопоклонничества и подхалимства он не собирается.
Если Фамусова возмущает нежелание Чацкого служить, то карьеризм полковника Скалозуба, у которого «не по летам и чин завидный», вызывает подобострастный трепет у этого героя. Скалозуб, по словам Софьи, так глуп, что «слова умного не выговорит сроду». Но именно его Фамусов хочет видеть своим зятем.
Ведь все московские дворяне хотят обзавестись родней «с звездами и чинами». Чацкому остается только сокрушаться о том, что это общество гонит «людей с душой», что личные качества человека не имеют здесь никакого значения, а ценятся только деньги и чины.
<\p>
Даже Молчалин, на протяжении всей пьесы немногословный, в диалоге с Чацким хвалится своими успехами по службе: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил».
Он, несмотря на свой молодой возраст, привык, как и старые московские дворяне, заводить знакомства исходя из личной выгоды, ведь «надобно зависеть от других», пока сам не имеешь высокого чина. Поэтому жизненное кредо этого персонажа: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
Выходит, что молчаливость этого героя – всего лишь маска, прикрывающая его подлость и двуличие.
Отношение Чацкого к фамусовскому обществу и к тем принципам, по которым это общество существует, резко отрицательное. В нем высот достигают лишь те, «чья чаще гнулась шея». Чацкий же дорожит своей свободой.
Дворянское общество, изображенное в комедии «Горе от ума», боится перемен, всего нового, что под влиянием исторических событий проникает в сознание русского дворянина.
Ему удается одержать победу над Чацким только благодаря тому, что в этой комедии он совершенно одинок. В этом и заключается своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом.
Однако аристократы испытывают неподдельный ужас от слов Чацкого, ведь он бесстрашно обличает их пороки, указывает на необходимость перемен, а значит, угрожает их комфорту и благополучию.
Свет нашел выход из сложившейся ситуации. На балу Софья в разговоре с одним из гостей бросает фразу о том, что Чацкий «не в своем уме». Софью нельзя отнести к представителям «века минувшего», но бывший возлюбленный Чацкий угрожает ее личному счастью.
Эта сплетня мгновенно разносится среди гостей Фамусова, ведь только сумасшедший Чацкий не представляет для них опасности.
К концу дня, в который разворачивается действие комедии «Горе от ума», развеиваются все надежды Чацкого. Он «отрезвился… сполна».
Только ощутив на себе всю жестокость фамусовского общества, он понимает, что его пути с ним разошлись окончательно. Ему не место среди людей, которые проживают свой век «в пирах и в мотовстве».
Таким образом, Чацкий в комедии «Горе от ума» вынужден отступить перед лицом фамусовского общества только потому, что в одиночестве у него нет шансов одержать победу. Но время все расставит на свои места, и сторонники Чацкого внесут в среду дворян дух свободы и ценности личных качеств человека.
Описанное своеобразие конфликта Чацкого с фамусовским обществом поможет ученикам 9 классов воссоздать противостояние двух миров в своём сочинении на тему «Чацкий и фамусовское общество» Будь в числе первых на доске почета <\p>
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/chackiy-i-famusovskoe-obschestvo.html
Чацкий и фамусовское общество сочинение
Александр Сергеевич Грибоедов в своей сатирической комедийной пьесе «Горе от ума» наглядно описывает общество дворянин начала XIX века.
В образе главного героя, Александра Андреевича Чацкого перед читателями предстает молодой благородный человек, который в силу своей честности и свободомыслию хочет изменить окружающее общество, сделать его современным, отличным от общества прошлых веков.
Автор представляет его противообразом не только всем другим персонажам комедии, но и самому фамусовскому обществу, с его устоявшимися традициями, порядками и правилами.
Фамусов Павел Афанасьевич является типичным московским чиновником, бюрократом, для которого все поставленные цели несут исконно финансовую прибыль. Фамусов повяз во взяточничестве, лишен любой нравственности.
Павел Афанасьевич служил Родине лишь ради будущего звания и положенному доходу.
В отличие от Фамусова, Чацкий по-настоящему служил своей Родине, старался быть полезным для любых обществ и народа в целом, всеми силами выступал против крепостного права и за свободу каждой отдельной личности.
В общество Павла Фамусова входило множество схожих по характеру и нраву личностей, которых объединяло лишь одно – единый взгляд на существующую жизнь. Для них были в приоритете невежество, постоянное безделье, крепостное право и чинопочитание.
Общество жило лишь ради распространения сплетен и обсуждения всех окружающих «инакомыслящих» людей. Именно поэтому Чацкий выступал против фамусовского общества, ведь в нем не было его единомышленников.
Критикуя его, Чацкий не мог понять, почему люди не хотят жить по-новому, жить лучшей жизнью, чем есть сейчас, но его никто не хотел слушать.
Фамусов является ярким представителем «минувшего века», Чацкий же единственный персонаж «нынешнего».
Но как бы не старался главный герой, конфликт фамусовского общества он так и не смог развязать, поэтому Фамусов одержал победу, но нрав Чацкого не сломлен, он смог одержать моральную победу над миром дворянства, со всей ее патриархальностью.
Чацкий верит, что время должно расставить все по своим местам, что должны найти люди, которые смогут его поддержать и стать истинными сторонниками.
Вариант 2
Грибоедов написал комедию «Горе от ума» в то время, когда в высшем русском обществе передовое дворянство стало противостоять старым консервативным нравам. Главным представителем прогресса в комедии является Чацкий, а оппозицией к нему выступает фамусовское общество.
Вначале кажется, что это лирическая комедия, где главной темой является любовь главных героев: Александра Андреевича Чацкого и Софьи Павловны Фамусовой. Чацкий ни на минуту не может себе представить, что Софья может увлечься таким ничтожеством, как Молчалин.
По сути в комедии лишь единственный персонаж, а это Чацкий, противостоит невежеству и лести. Начало конфликта происходит после фразы Александра Андреевича, что прислуживать не желает (тошно). На это заявление Фамусов приводит пример своего дальнего родственника, который не гнушался изображать из себя шута, лишь бы услужить и продвинуться по служебной линии вышестоящим господам.
Чацкий приезжает к Фамусовым просить руки Софьи, но получив отказ, в полном недоумении, заметив, что над ним смеются, он произносит свой известный монолог «А судьи кто?». Он смело обличает крепостное право, издевается над пристрастием людей высшего света разговаривать на французском языке. Александр Андреевич высоко ценит свой русский народ, его смекалку и религиозность.
Фамусов же полностью показывает себя ограниченным человеком. Он халатно относится к своим обязанностям, не любит развиваться. Даже запрещает читать дочери, считая, что в книгах написано много вредного как для души, так и для глаз.
Такие как Фамусов, преклоняются только перед богатством. Для дочери он нашел подходящего жениха в лице Скалозуба, который и богат и продвигается в обществе («метит в генералы»).
Его не интересуют чувства дочери и Чацкого, кажется, он вовсе не замечает как глуп Скалозуб (имя говорит за себя).
Александр Андреевич Чацкий поступает смело. Несмотря на насмешки, он обличает фамусовское общество, его тупость, жадность, невежество. Поговорка, что люди смеются над тем, чего не понимают, полностью оправдывается в данном случае. Фамусовское общество вполне себе потешается над прогрессивным человеком.
С легкой руки Софьи, его называют сумасшедшим и Чацкий вынужден уйти побежденным.<\p>
И хотя в комедии главный герой проигрывает в споре с представителями «века минувшего», по сути он выходит победителем в моральном плане. Его единомышленников становится все больше и больше.
Скоро закончится спокойная жизнь фамусовского общества, на смену им придут люди свободные, лишенные предрассудков.
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/griboedov-a.s/chackij-i-famusovskoe-obshchestvo
Чацкий и фамусовское общество
Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru! |
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Чацкий и фамусовское общество.
Скачать сочинение |
В комедии “Горе от ума” все действующие лица делятся на положительных — Чацкого — и отрицательных — Фамусов и фамусовское общество. Грибоедов называл Чацкого передовым человеком, то есть человеком, образ которого будет жить вечно, а фамусовское общество — лицом всех дворян того века (“века минувшего”).
В комедии фамусовское общество противостоит Чацкому. Ведь в этом обществе особую ненависть вызывает просвещение, наука. Грибоедов не просто высмеивает это общество, а беспощадно осуждает его. Фамусов как главный представитель этого общества — неразвитый человек. Следовательно, в его доме царит невежество.
Чацкий же — абсолютная противоположность Фамусову. Он человек мыслящий и чувствующий. Об этом говорят его поступки. Чацкий, мне кажется, очень доверчив к людям. Когда возвращается в Москву, он, не заходя домой, бежит к своей возлюбленной. Но он опоздал.
София, дочь Фамусова, изменилась, в ней нет той прежней любви — вот как подействовало воспитание Фамусова. Этим Грибоедов показывает эгоистичность Фамусова. Но как только приезжает Чацкий, Фамусов радушно принимает его, как человека своего круга.
Он говорит:
Ну выкинул ты штуку! Три года не писал двух слов! И грянул вдруг как с облаков.
Фамусов как бы хочет показать свою дружбу, которая осталась. Однако это не так. Чацкий сразу же бежит к Софии, но она уже не та. Несмотря на это, Чацкий все равно ее любит и сразу говорит о ее красоте.
Но в конце концов он узнает о ней все. Для Грибоедова знания превыше всего, а невежество ниже всего. И Грибоедов не зря показывает роль Чацкого и сравнивает его ум с невежеством фамусовского общества.
В Фамусове много отрицательного, и его невежество подтверждают слова в разговоре с Лизой о чтении Софии:
Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтеньи прок-от не велик…
Фамусовское общество называет Чацкого дурным и говорит, что он сошел с ума.
Но что поразило Чацкого? Это то, что именно София пустила сплетню о сумасшествии Чацкого, а все общество подхватило:
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев…
И Чацкому надо покинуть дом Фамусова. Он побежден, так как фамусовское общество оказалось сильнее, чем Чацкий. Но в свою очередь он дал хороший отпор “веку минувшему”.
Значение комедии “Горе от ума” заключается в том, что комедия ярко отразила то время, когда нарастала борьба декабристов с помещиками-угнетателями.
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Чацкий и фамусовское общество
Смотрите также по произведению “Горе от ума”:
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00025401184864063336
Чацкий и фамусовское общество в комедии Горе от ума сочинение
Чацкий возвращается в Москву ради своей любви, но сталкивается с непониманием, осуждением и упрёками своих идей и своего образа жизни.
Чацкий сообщает о своём отказе от службы «служить бы рад — прислуживаться тошно» и тут же слышит недовольство в свой адрес, которое проявляется в монологе Фамусова «Вот то-то, вы все гордецы» Но Чацкому есть, что ответить, он готов объяснить свою позицию и делает это в ответном монологе «А судьи кто?».
Он осуждает таких людей, как Фамусов, говорит о необходимости перемен и новых взглядов на жизнь, отмене крепостничества, реформах на государственном уровне и в головах людей.
Ему противостоит фамусовское общество, которое живёт «веком минувшим», не принимает новых взглядов Чацкого, судит людей по их чину и богатству. Просветительские идеи и реформы для них — пустой звук, они делают вид, что это невозможно и их не касается. На светских вечерах у них принято обсуждать других людей, считать деньги и смеяться с анекдотов.
Борьба, начавшаяся между Чацким и Фамусовым, всё более разрасталась и обострялась. На сторону Фамусова перешли все гости его дома, Чацкий же был одинок в своих суждениях. И если вначале Фамусов был готов принять Чацкого и даже отдать за него Софью, если тот послужит, то позже Чацкий становится нежелательным гостем и вовсе сумасшедшим в доме Фамусова.
Так кто же победил в этом противостоянии? С одной стороны, Чацкий был вынужден уехать и остался ни с чем, так как Софья ему отказала, а фамусовское общества не потерпело никаких изменений, каждый в нём остался при том же мнении и, наверняка, приятно провёл вечер, шутя и смеясь. С другой стороны, правда осталась на стороне Чацкого, он не прогнулся под фамусовское общество, ни в детстве, ни сейчас не заразился его пагубным влиянием. Он остался верен себе, разочаровавшись в Софье и своей любви.
9 класс кратко рассждение
Сочинение Чацкий и фамусовское общество
В пьесе Грибоедова «Горе от ума» предстает перед читателем типичное светское общество начала 19 века. Действие происходит в Москве.
Представителем этого общества, в котором собраны его пороки, является Фамусов. Отсюда и термин «фамусовское». Очень ярко и выразительно на примере его семьи и людей, с которыми они общаются, показаны автором недостатки консервативно настроенного дворянства. Общество их он назвал, устами Чацкого, «веком минувшим».
Эти люди живут по устоявшимся правилам и законам, которые отнюдь не идеальны и добропорядочны. Важным для них является общественное мнение, которому они далеко не всегда соответствуют. Помимо этого, ценят они не только свое положение, но и состояние и карьеру. Причем, для дворян вовсе не важно, каким путем все это достигнуто.
Обществом «минувшего века» руководят жажда и стремление к личной выгоде и обогащению. А чаще всего достигалось это раболепным преклонением перед более высокопоставленными людьми. Гнуть перед ними спины и угождать ради положения в свете, чужого мнения и материальных выгод – это необходимая стратегия их существования.
Из героев пьесы так живет не только Фамусов. В таком же духе он воспитывает и свою дочь. Этих же правил придерживается и Молчалин. И, хоть и названы такие люди «веком минувшим», это отнюдь не говорит о том, что речь идет о старшем, уходящем поколении.
Много и молодых людей следуют примеру старших. Например, путь Молчалина – это путь покорности и услужливости. Только ради своей выгоды ухаживает он за дочерью Фамусова. На самом же деле, ему нравится не она, а служанка Лиза. Но именно отношения с Софьей могут помочь ему добиться положения в обществе и карьерного продвижения.
Таких людей было на то время не мало. Но, продолжать свое существование эти нелепые устои не могли. Они уже изжили себя. И, постепенно эпоха страха и покорности начинала уходить в прошлое, уступая место новому.
А представителем этого нового общества, идущему на смену, и выступает в пьесе Чацкий. Он умен и образован. На все имеет он свое мнение и гнуть спину перед кем-то – это не в его правилах. Он готов служить делу, но не выслуживаться перед высокопоставленными чинами.
Чацкий имеет свои взгляды и планы, независимо от мнения о нем общества. Именно поэтому так и не любят его закоренелые консерванты. В свете даже поговаривают, что он не в себе.
Вернувшись в Москву, Александр Чацкий посещает дом Фамусова и понимает, что ему не место среди этих людей. С горечью осознает он, что и Софья для него не пара, так как руководствуется теми же принципами в жизни, что и ее отец. Да и сам Фамусов не дал бы согласия на ее брак с Чацким. Ведь он так отличается от них и не желает следовать их законам.
Столкнувшись с этим обществом, Чацкий прекрасно понимает, что оно доживает свое последнее время и то, что новое, все же, вскоре сменит его. Представителей этих новых взглядов пока что еще не так много, и очень уж еще крепко стоит на ногах устаревшее общество, в котором таким, как он, места нет. Но, все эти устои уже начали рушиться, так как перемены нужны, и они неизбежны.
Другие:
← Образ маленького человека↑ По литературеФамусовское общество →
Чацкий и фамусовское общество
Сейчас читают:
- Сочинение на тему Поход в лес 3, 5 класс
Однажды, я и мой лучший друг решили, что нам нужно совершить прогулку в весенний лес, так как за зимнее время мы уже успели соскучится по природе, а эта удивительная прогулка смогла бы нам помочь вспомнить все прелести нашей родной природы.<\p> - Сочинение Что такое душевные силы 15.3 рассуждение для 9 класса ОГЭ
Душевные силы – это свойство личности стойко преодолевать тяготы и невзгоды, перебороть свои животные инстинкты, уметь прощать, быть готовым протянуть руку помощи слабому. Только такие люди способны стать известными<\p> - Сочинение на тему Осень в лесу
Осень – прекрасное время года, любимая пора великого поэта А. С. Пушкина. Это то время, когда уже не холодно, но ещё и не жарко. Все животные запасаются едой на зиму. Белочки собирают орешки, зайчики прыгают и ищут что-то на земле. - Сочинения на свободную тему
- Сочинение по картине Шишкина На севере диком 9 класс
Шишкин, является очень талантливым художником, который в основном работал в пейзажном стиле, и нужно отметить, что в этом жанре он сумел достичь очень больших успехов. Все его работы вызывают у зрителей очень большой интерес и неподдельное восхищение, - Сочинение тема Родины в творчестве Есенина
Тема Родины засело у С.Есенина глубоко в сердце ,и он никогда не изменял своим идеям о величии и незыблемой красоте своего любимого и столько восхваляемого им края. Ведь ещё с самых юных лет поэт был знаком с русским народным творчеством: считалками,
<\p>
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/chackij-i-famusovskoe-obshhestvo
Сочинение на тему «Чацкий и фамусовское общество»
Грибоедов противопоставляет своего вольнолюбивого героя как отдельным лицам, так и всему фамусовскому окружению.
Заслугой драматурга справедливо считают изображение жизни реакционного дворянского общества в сатирических тонах. Крепостник и бюрократ Фамусов более интересен писателю в своем окружении, которую составили карьерист Скалозуб и гости фамусовского дома. Всех их объединяет единство взглядов на жизнь и людей, но вместе с тем, они отдельные сатирически изображенные характеры.
Хлестова предстает как властная крепостница. Речь ее бесцеремонна и груба. Простонародность ее речи выдает в ней московскую барыню, лишенную высокой культуры.
Умение услужить сделала картежного шулера Загорецкого постоянным посетителем столовых и гостиных.
Болтливая речь Репетилова свидетельствует о его глупости и ветрености.
В изображении подкаблучника Платона Михайловича чувствуется горькая ирония автора. Наталья Дмитриевна полностью подчинила мужа своим капризам.
Злющая графиня Хрюмина-внучка все видит в недовольном свете, а верхом хорошего тона является для нее знание французского языка.
Тугоуховские—родители заняты только тем, что подыскивают женихов для своих дочерей, а дочери в свою очередь обеспокоены нарядами и сплетнями. Для этой семьи в человеке важны только богатство, знатность и карьерная лестница.
Но и Чацкий имеет своих единомышленников. В их число входят профессора Педагогического университета, кузен Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской. Но все фамусовское общество выступает только против Чацкого, здесь он одинок.
Его идеи раздражают Фамусова, а нападки в адрес Молчалина — Софью. Его бурный смех сильно уязвил самолюбие старухи Хлестовой, которая привыкла, что все слушают ее с почтением.
Семью Тугоуховских он ничем не обидел, но и они дурного мнения о нем, потому что он выпал из списка потенциальных женихов, будучи небогатым.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Для этого общества Чацкий еще и идейный враг. Поэтому в целях самообороны и возведена на него гнусная клевета. Преклонение перед иноземным, жестокие крепостнические нравы, невежество и праздность власть имущих осуждается от начала и до конца произведения.
Виной «сумасшествия» героя почти все представители фамусовского общества считают просвещение и науку.
Хотя меткое и разящее слово Чацкого – это действительно неслабое оружие, но общество, которому противостоит он многочисленно и пока еще сильно.
А бегство его из Москвы—это временное отступление пред количеством старой силы, в то время, как противостоящая ей и день ото дня крепнущая новая сила отличается своим качеством.
Источник: https://sochinyalka.ru/2014/07/chackij-i-famusovskoe-obshhestvo.html
Сочинение на тему Чацкий и Фамусовское общество Грибоедов Горе от ума читать бесплатно
Чацкий и Фамусовское общество
В сатирической комедии Александра Сергеевича Грибоедова описывается дворянское общество 10-20 годов XIX века. Главный герой произведения Александр Андреевич Чацкий – молодой, благородный, честный и свободомыслящий человек. В комедии он противопоставлен не только отдельным персонажам, но и всему фамусовскому обществу, которое жило по традициям “века минувшего”.
Фамусов, в доме которого развивались события, типичный московский барин, чиновник – бюрократ, крепостник, лишённый нравственности. Он не любил службу, служил только ради денег, чинов и наград.
Даже не знал суть своей работы: “Подписано, так с плеч долой”, а что подписывает его не интересовало. Чацкий же наоборот: служил Родине, хотел приносить пользу народу, боролся за отмену крепостного права и свободу личности.
Он был очень умным и образованным.
В доме Фамусова жил и работал Алексей Степанович Молчалин. Он ухаживал за Софьей, но не любил её, а просто надеялся с её помощью лучше устроиться в жизни, сделать карьеру. Для этого он ни перед чем не останавливался: обманывал Фамусова и перед всеми заискивал.
Вся его любезность наигранна, просто он хотел казаться тем, кем его хотели видеть окружающие. Его девиз: угождать всем от кого он зависит. В обществе Молчалина принимали, хотя он всего лишь мелкий дворянин. Чацкий колко о нём отзывался, считал его глупым и нелепым.
Он с презрительной усмешкой говорил о Молчалине: “Он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”.
Ещё одним представителем фамусовского общества был Сергей Сергеевич Скалозуб. Полковник, всю жизнь провёл в казармах, самодовольный карьерист. Он продвигался по службе за счёт умерших или уволенных сослуживцев. Скалозуб тоже рассматривал службу, как источник личных выгод.
Его мечта – дослужиться до генеральского звания, при этом не затратить никаких сил. Фамусов мечтал о таком зяте, ведь их мировоззрения одинаковы.
Чацкий не понимал, как можно жить рядом с такими мелкими людьми, которых ничего не интересовало кроме денег и власти, которые так пренебрежительно относились ко всему народному и ценили человека только по происхождению и количеству крепостных.
В фамусовское общество ещё входили: князь и княгиня Тугоуховские, супруги Горичи, Загорецкий, властная барыня Хлестова. Всех их объединяли одинаковые взгляды на жизнь. Все они поддерживали чинопочитание, невежество, крепостное право и безделье. Их основные занятия сводились к развлечениям и распространением сплетен. Чацкий критиковал это общество, он не мог найти в нём единомышленников.
Он не понимал, почему они не хотят менять свою жизнь к лучшему, и даже не прислушиваются к его суждениям. У Чацкого совершенно другие взгляды на образование и воспитание, на службу, гражданский долг, общественные порядки, отношение к людям. Он не вписывался в фамусовское общество, и поэтому уехал из Москвы. Ему стало ясно, что у них ещё крепко удерживается верность идеалам “века минувшего”.
см. также:
Другие сочинения по произведению Горе от ума, Грибоедов
Характеристики главных героев произведения Горе от ума, Грибоедов
Краткое содержание Горе от ума, Грибоедов
Краткая биография Александра Грибоедова
Источник: https://www.sdamna5.ru/chatskij_i_famusovskoe
Сочинение: Чацкий против фамусовского общества (по комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”)
Комедия “Горе от ума” дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины.
Фамусовскому обществу в комедии, твердо хранившему традиции “века минувшего”, противопоставлен Александр Андреевич Чацкий.
Это передовой человек “века нынешнего”, точнее, того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей самосознание всех слоев общества России того времени, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества.
Чацкий в литературе 20-х годов XIX века – это типичный образ “нового” человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.
Столкновение Чацкого – человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею – с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого – крушением его надежд на личное счастье. Его взгляды против существующих устоев общества становятся все более резкими.
Если Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостном праве.
В монологе “А судьи кто?” он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества.
Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, “века покорности и страха – века лести и спеси”.
Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и “охотник поподличать”, а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.
Если Фамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать перед начальством. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, – говорит он.
Он защищает право служить просвещению, науке, литературе, но трудно в этих условиях самодержавно-крепостнического строя: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас:-разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем опасным…
Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской – “химик и ботаник”.
Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам “искал ума” во время пребывания на Западе, но он против “пустого, рабского, слепого подражанья” иностранцам. Чацкий стоит за единение интеллигенции с народом.
Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценит человека за его ум, образованость, его духовные и моральные качества.
Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего – “что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!” Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: “Зачем же мнения чужие только святы?” Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства.
Духовные качества его выявляются в подборе слов, в построении фразы, интонациях, манере говорить. Речь этого литературного героя – это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека. По мере обострения его борьбы с фамусовским обществом, речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://sochinenia1.narod.ru/<\p>
Источник: https://dodiplom.ru/ready/99430
Готовые школьные сочинения
июля
29 2016
ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА
ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”. Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым.
В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений между старым и новым поколениями.
Представители уходящей эпохи – лживые, лицемерные люди – составляют фамусовское общество.
В этом обществе отрицательно относятся ко всему новому, свежему. О людях судят соответственно их социальному и материальному положению.
Фамусов, княжна Тугоуховская, Скалозуб – вот одни из многих представителей века минувшего. Наиболее интересным представителем молодого поколения является Чацкий.
Чацкий, будучи личностью незаурядной, отличается от большинства окружающих его людей силой характера, благородством, остроумием.
Он ни от кого, ни в чем не зависит, в отличие от Фамусова, представителя века минувшего. Фамусов – человек глупый, поддающийся во всем чужому влиянию, его всегда волнует мнение окружающих его людей. Чацкий отвергал все норма жизни фамусовской Москвы.
Ему не нравилось то, что русские дворяне отдали «все в обмен на новый лад – и нравы, и язык, и старину святую, и величавую одежду на другую…» Он не может понять для какой цели великолепную русскую речь дворяне переделали в какой-то смешной язык, который представляет собой «смешенье языков французского с нижегородским.
» Чацкий не хочет быть похожим ни на кого из старшего поколения. Фамусов же считает, что жизнь надо строить так, как строили ее отцы. Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! На все советовать и перестать блажить и служить.
Чацкий отвечает, что ни в состоянии прислуживаться, а служить честно нет возможности. Но не все молодые люди разделяют взгляды Чацкого на жизнь. И один из них Молчалин.
Этот человек полная противоположность Чацкому. Молчалин рад прислуживать, он не представляет без этого своей жизни. Чацкий пророчит ему блестящую карьеру, говоря, что «нынче любят бессловесных.» Молчалин готов на все, лишь Данный текст предназначен только для частного использования 2005 бы продвинуться вверх по служебной лестнице.
Он хороший психолог и знает, что для того, чтобы добиться расположения Фамусова и ему подобных, надо держать свое мнение при себе. Молчалин ведет себя в обществе очень скромно, он внимателен ко всем. Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет. Карьера любыми средствами – девиз Молчалина.
Молчалин страшен по своей сути, так как ищет во всем выгоду. Если таким людям как Молчалин, для достижения цели потребуется перемахнуть через кого-то или что-то, то они сделают это без раздумий. Для Молчалина даже любовь – средство получить чин, заработать деньги. Он использует Софью, играет ее чувствами.
Чацкий же любит ее по-настоящему. Он испытывает к ней особое возвышенное чувство, неужели Софья не понимает, кто есть кто? Она видит хорошее только в мнение своего отца: … уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких, Чужих он вкривь и вкось не рубит – Вот я за что его люблю.
Но нельзя сказа, что Софья ослеплена любовью.
Она способна оценить своего избранника здраво и критически: Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивеет… Чацкий же думает, высказывает свое мнение прямо в глаза, он никогда не будет подхалимничать, словом, он обладает всеми качествами, которых нет многих и которых не хочет видеть в своем избраннике Софья.
Молчалины и Чацкие живы и по сей день. Молчалины жили и будут жить только для себя. Они всегда достигнут своей цели любыми способами, не чувствуя при этом угрызения совести. «Молчалины блаженствуют на свете!
» А Чацкие до сих пор упорно борются за честность, справедливость, правду. Они стремятся изменить жизнь в лучшую сторону. Хочется надеяться, что когда-нибудь на земле станет побольше Чацких, которые смогут воплотить свои идеи в реальную жизнь. Комедия “Горе от ума” Грибоедова никогда не состарится и, я думаю, будет актуальной еще долгое время.
Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » ЧАЦКИЙ И ФАМУСОВСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА . Литературные сочинения!
Источник: https://www.testsoch.net/chackij-i-famusovskoe-obshhestvo-v-komedii-griboedova/
Разочарование Чацкого в фамусовском обществе
Сочинения › Грибоедов А.С. › Горе от ума
Готовые Домашние Задания
Очень часто в жизни мы сталкиваемся с людьми, которых можно сравнить с фамусовским обществом. Они подлые, глупые и бездарные. Что же такое ум для них? И что он означает на самом деле? Эти вопросы решаются в великом произведении русской литературы А.С. Грибоедова “Горе от ума”.
Это горе было главному герою комедии Александру Андреевичу Чацкому — умному, благородному, честному и смелому человеку. Он ненавидит и презирает фамусовское общество, в котором главной темой в жизни является чинопоклонство. Его можно сравнить с героем-одиночкой, который сражается с целым полком. Но его превосходство было в том, что он был необычно умен.
Чацкий хотел честно служить своей Родине, но он не желал прислуживать вышестоящим чинам: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Эти его слова свидетельствуют о том, что перед нами гордый, остроумный и красноречивый человек. В этом произведении А.С. Грибоедов показывает конфликт между двумя противоположными сторонами — Чацким и фамусовским обществом.
Александр Андреевич — жертва своего остроумия.
Люди, которыми он был окружен, не понимали его и даже не стремились к этому. Они привыкли жить в вечном “рабстве”, понятие свободы для них чуждо. Мне кажется, что Чацкий — не единственный положительный герой в этой комедии, есть такие персонажи, о которых Грибоедов только упоминает в своем произведении.
Это двоюродный брат Скалозуба, который оставил службу и уехал в деревню, племянник княгини Тугоуховской князь Федор — химик и ботаник. Их можно считать союзниками Чацкого. Главному герою просто невыносимо находиться в обществе таких людей, как Фамусов, Скалозуб, Молчалин.
Они считали себя очень умными, заслужив свое положение подхалимством. Вот и Фамусов подтверждает это своими словами: “Хоть честный, хоть нет, для нас ровнёхонько, про всех готов обед”. А еще, рассказывая о своем покойном дядюшке, который знал, когда надо подслужиться, он был горд за то, что именно его родственник был так “умен”.
Люди из фамусовского общества не замечали, как глупы были их нравы. Эти люди жили выдуманной жизнью, не размышляя над главным — над ее смыслом. Чацкий очень любил Софию и признался ей в этом при первой же их встрече после долгой разлуки, а она ответила ему: “Зачем вы мне?”.
Главный герой начинает думать, что и она стала такой же, как ее отец и его окружение. Чацкий покидает Москву, понимая, что ему нет места там. Но нельзя считать победителем фамусовское общество, так как Чацкий не проиграл эту битву, он не стал подобен этим людям, не опустился до их уровня.
Мне кажется, что этот человек родился немного раньше того времени, в котором ему было бы легче жить. Я считаю, что комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума” — это великое произведение русской литературы, которое бессмертно.
Сочинения по теме:
- Самоотречение Чацкого под влиянием фамусовского общества. сочинение
- Смена представлений Чатского о жизни фамусовского общества. сочинение
- В чем противоречие между Чацким и фамусовским обществом? сочинение
- В чем заключается смысл противостояния Чацкого негласным законам фамусовского общества? сочинение
Источник: https://1soch.ru/griboedov-as/gore-ot-uma/razocharovanie-chackogo-v-famusovskom-obshhestve
Чацкий и фамусовское общество
Свободолюбивый герой противопоставлен в комедии “Горе от ума” не только отдельным лицам, но и фамусовскому обществу в целом. Создание широкой сатирической картины жизни реакционного дворянского общества — огромная заслуга Грибоедова.
Он не ограничился многосторонним изображением Фамусова как барина-крепостника и чиновника-бюрократа. Писатель нарисовал его единомышленника, типичного для военных кругов, — карьериста Скалозуба, расширил и расцветил картину введением многих эпизодических лиц, гостей в доме Фамусова.
Все они объединены общими взглядами на жизнь и людей, но каждый имеет свой яркий, сатирически обрисованный характер. Хлестова — властная барыня, мать-командирша, типичная крепостница. Держится и говорит она грубовато, бесцеремонно.
Завсегдатаем гостиных и столовых изображен “лгунишка, картежник, вор” Загорецкий.
Однако он “мастер услужить”, и потому везде его принимают. Репетилов отличается болтливостью, глупостью, ветреностью. С грустной иронией рисует Грибоедов образ “мужа-мальчика, мужа-слуги, из жениных пажей” в слабохарактерном Платоне Михайловиче Гориче, всецело подчинившемся своей капризной жене Наталье Дмитриевне.
Злая, недовольная всем на свете графиня Хрюмина-внучка приехала к Фамусовым со своей старой полуглухой бабушкой. Графиня-внучка проявляет особое пристрастие к “хорошему тону”, который немыслим для нее без французского языка. Многочисленная княжеская семья Тугоуховых признает в людях только знатность, богатство, чины.
Интересы княжон — наряды и сплетни; родители озабочены подыскиванием для дочерей подходящих женихов.
Заядлые сплетники господа N. и D. с увлечением распространяют слух о сумасшествии Чацкого.
Наконец, широкий социальный фон в комедии создается упоминанием в разговорах действующих лиц о множестве людей, их жизни и нравах (Кузьма Петрович, Фома Фомич, Татьяна Юрьевна и другие).
Единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, профессора педагогического института.
Сам Чацкий постоянно говорит “мы”, “один из нас”, выступая, таким образом, не только от своего лица. Но все же здесь, в доме Фамусова, он одинок. Все фамусовское общество единодушно выступает против Чацкого. Софья раздражена из-за нападок Чацкого на Молчалина,- Фамусов — из-за его “завиральных идей”.
Старуха Хлестова, привыкшая к тому, что ее слушают в почтительном молчании, оскорбилась, когда Чацкий захохотал в ответ на ее слова о Загорецком. Наталья Дмитриевна Горич в претензии на Чацкого за совет жить в деревне. Графиня-внучка обижена на Чацкого за то, что он якобы ее “модисткою изволил величать”.
Даже семейство Тугоуховских дурного мнения о нем: Чацкий не оправдал надежд как возможный жених,.он оказался не чиновен и не богат. Однако дело не только в отдельных обидах. Чацкий ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой, свободолюбивый человек. И общество принимает свои меры, чтобы его обезвредить.
— возводит на него клевету. Обличение крепостнических взглядов, чинопочитания, невежества, преклонения перед всем иностранным, ничтожности интересов и безделья московских бар непрестанно звучит в комедии, начиная со сцены приезда Чацкого и кончая финалом пьесы.
Чацкий критикует принятую в обществе систему воспитания и с осуждением говорит о невежественных учителях-иностранцах. Воспитание молодежи в духе презрения к народу, к национальной культуре, к русскому языку возмущает его. Всю страсть души своей он вкладывает в обличение “пустого, рабского, слепого под-ражанья”.
Он призывает сильных душой людей “словом и примером нас удержать, как крепкою вожжой, от жалкой тошноты по стороне чужой”.
Поклонникам всего иностранного он противопоставляет передовых людей, его единомышленников, которые осмеливаются “гласно объявлять” свои здравые мысли, но их-то и ненавидят в обществе, называя “мечтателями, опасными”, сумасшедшими.
Причиной “сумасшествия” Чацкого многие из гостей Фамусова считают просвещение, науку. Сами они — люди невежественные, хотя берутся обо всем судить, считая, что их мнения непререкаемы.
Именно так отзывается Хлестова об образовании: “И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев…
” Так во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в отношении к людям, в понимании цели и смысла жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета — вот испытанное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий.
Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого. Но старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!”.
Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение. “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей” — так определил значение Чацкого Гончаров.
Декабристы воспринимали Чацкого как близкого им человека.
Позднее Герцен писал о близости Чацкого к декабристам:”-Образ Чацкого, меланхолический, ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный мечтательных идеалов, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади; это — декабрист”. Белинский считал “Горе от ума” энергичным протестом против “гнусной расейской действительности”. Носителем протеста и является в комедии страстный, умный и непримиримый Чацкий.
Источник: https://www.school-essays.info/chackij-i-famusovskoe-obshhestvo/
Фамусов и Чацкий в комедии “Горе от ума”: столкновение и конфликт взглядов (Чацкий и фамусовское общество)
Фамусов и Чацкий. Художник М. Башилов |
Фамусов и Чацкий являются центральными персонажами комедии “Горе от ума”.
В этой статье представлен сравнительный анализ образов Фамусова и Чацкого в комедии “Горе от ума”, причины столкновения героев, анализ конфликта взглядов Чацкого и фамусовского общества. Статья содержит фрагменты различных критических статей.
Смотрите:
– Краткое содержание комедии
– Все материалы по комедии “Горе от ума”
“…между Чацким и остальными лицами, изображенными в пьесе, существует полная противоположность взглядов, понятий и убеждений.
Фамусови его кружок олицетворяют собой людей плоти, которые только по наружности кажутся образованными, а на самом деле считают целью жизни одни лишь материальные интересы.<\p>
Чацкий, напротив, человек духа. Это высокая нравственная сила, стремящаяся внести свет в общество людей порочных.
Нося в душу своей лучшие идеалы и веруя в из моральное значение, Чацкий вступает в борьбу, неизбежно влекущую для него… ряд душевных волнений и мук, которые достаются на долю каждого, преводящего в жизнь новые принципы. Изображение этой борьбы в художественных типах и составляет главную идею комедии “Горе от ума”.
<\p> По своему общественному положению Фамусов – богатый чиновник, занимающий видное место в Москве. Он – представитель минувшего века, то есть второй половины царствования Екатерины II, когда большинство людей смотрело на службу, как на источник личного возвышения и обогащения, и совершенно оставляло в стороне заботу о нравственном долге, об общественном благе и т.п…
Также смотрел на службу Фамусов… Служебные занятия мало интересуют Фамусова: с большей любовью и вниманием он следит за тем, где и когда ему придется быть на званом обеде с форелями или на крестинах…
В службе Фамусова на первом плане ставит служение не делу, а лицам, которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными – вот те средства, которые он совершенно искренне рекомендует каждому молодому человек, желающему служить.
Как Фамусов и его кружок олицетворяют собою черты “минувшего века”, так Чацкий является представителем молодого поколения, развитие которого совершалось под непосредственным влиянием общественного и умственного движения, возникшего в первой половине царствования императора Александра I.
<\p>
Направление идей и понятий, явившееся в тогдашней России…, получило название либерального, а лица, бывшие сторонниками нового направления, назывались либералистами. По своей осмысленной жизни, по своему просвещению, справедливости, честности и благородству, они возвышались над другими… К числу таких личностей первой четверти … [XIX] века, живших осмысленной жизнью, принадлежит Чацкий.
В противоположность Фамусову и всем другим представителям московского общества Чацкий является человеком истинно образованным. Он только что вернулся из-за границы, куда ездил не ради простого развлечения, а … для приобретения тех знаний, которых он не мог бы найти в своем отечестве. Истинное образование делает человека гуманным, развивает в нем любовь к правде, воспитывает в нем сознание великого значения нравственного долго и ставит его в правильные отношения к родине и окружающим людям.
Таким и представлен Чацкий в комедии Грибоедова. Взгляд его на службу совершенно иной, чем у Фамусова: он требует служению не лицам, а делу; …он… целью службы ставит заботу от общем благе, а не личные материальные интересы. Идеи гуманности и независимости находят в Чацком ярого поборника. Он питает непримиримую вражду к крепостному праву…
Хотя Чацкий и не отказывается служить, но вообще его не прельщает обычай молодых дворян посвящать себя непременно служебной карьере, военной или статской. …он думает, что для образованного русского человека не должно быть чужды и благородные занятия наукой и литературой…
Такие мысли были не только новостью, но просто казались чем-то диким для той косной среды, куда попадает Чацкий. Чацкий, как европейски образованный человек, восстает против тех порядков, какие замечает среди соотечественников по возвращении из-за границы, тем не менее он любит свою родину и является патриотом в самом благородном значении этого слова. Правда, обличая русское общество в подражании всему иностранному, Чацкий впадает в преувеличение… В сущности же обличительная мысль Чацкого против пустого и рабского подражания русских иностранцам совершенно справедлива…
Борьба Чацкого с фамусовским обществом выражает, как известно, в обличительных речах и монологах. Это подало повод некоторым смотреть на него, как на болтуна-фразера, который будто бы только ораторствует, а ничего в сущности не делает. Но такое обвинение несправедливо.
Речи Чацкого выливаются из души; они проникнуты горячностью и силой глубокого убеждения и потому обличают в нем не фразера, а благородного энтузиаста. В этом случает прямую противоположность олицетворяет собой Репетилов, выведенный автором с намерением посмеяться над теми людьми, которые хотят казаться либералами, а на самом деле либеральные идеи у них только на языке.”
(из книги С. Бураковского “«Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся”, 1891 г.)
***
“Сопоставление Чацкого и барской Москвы…. Это — столкновение дряхлеющего крепостнического мира с новыми людьми. Наряду с индивидуальными образами, драматург создает … коллективный образ барского общества. В «Горе от ума» воссоздана … Москва, социальная, барская, крепостническая, воинствующая и нисколько не комическая. Павел Афанасьевич Фамусов,— яркий образец барской крепостнической Москвы, вырастающий до уровня предводителя большой и властной социальной группы.
В той борьбе двух миров, какая раскрывается в третьем действии, Фамусов выявляет себя воинствующим представителем старого мира, вожаком косного барства. А Чацкий осмысляет столкновение как борьбу двух миров: того, где «покорность и страх», и того, в котором «вольнее всякий дышит».
Столкновение этих двух общественных групп на балу у Фамусова изображено Грибоедовым с замечательной силой реализма. Противостояние Чацкого и Москвы — это не контраст высокой личности и скудной бытовой среды, а столкновение дряхлеющего, но еще сильного крепостнического барского мира с новыми людьми и новым, идущим на смену миром, который мы назовем демократическим. В «Горе от ума», как в социальной драме, воссоздано борение социальных сил в русском обществе перед 14 декабря. При этом борьба раскрывалась и осмыслялась Грибоедовым не только как политическая борьба реакционного правительства с оппозиционными кругами, а как борьба социальная, внутри самого общества — между косным крепостническим обществом и группой демократически настроенных людей. Драматург-реалист … предвидел ближайшее будущее… : на ближайшем этапе борьбы Чацкие будут сломлены Фамусовыми и Скалозубами.”
(Н. К. Пиксанов, статья в книге “А. С. Грибоедов. «Горе от ума»” под ред. Н. К. Пиксанова, серия “Литературные Памятник”, изд-во «Наука», М. 1969 г.)
Источник: https://www.literaturus.ru/2016/07/chackij-famusov-otnoshenija-konflikt-vzgljady.html