Сочинение 15.3: что такое сила духа? (по тексту овчинниковой)

Душевные силы Сочинение-рассуждение 15 3

Душевные силы Сочинение-рассуждение 15. 3<\p>

• Как Вы понимаете значение словосочетания ДУШЕВНЫЕ СИЛЫ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое душевные силы? » , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один примераргумент из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта<\p>

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова см. душа *** 2. – полный искреннего дружелюбия. Пример: Душевная беседа. Душевный человек. Душевно (нареч. ) расположен к кому-н. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь русского языка. прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ. : душа (2), связанный с ним. 2) Свойственный душе (2), характерный для нее. 3) перен. Преисполненный теплоты, доброты, сердечности. 4) перен. Добрый, чуткий, отзывчивый (о человеке). 5) Связанный с психикой человека; не физический. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. -ая, -ое; -вен, -вна. 1. см, душа. 2. Полный искреннего дружелюбия. Душевная беседа. Душевный человек. Душевно (нареч. ) расположен к кому-н. и сущ. душевность, -и, ж.<\p>

Примеры-аргументы • 1. Мария Волконская поехала в Сибирь за мужем-декабристом не потому, что привыкла покорно следовать своей женской доле. Её отговаривали все, но она приняла решение свое и разделила каторгу вместе с тем, кого любила. • 2. Мать Тереза ежедневно поднималась в 3. 30 утра и ухаживала за больными, повторяя молитву: «…Господи, помоги мне почесть благо ближнего превыше моего собственного. Да буду я трудиться понять его, а не искать у него понимания, да буду я трудиться любить его, а не искать у него любви…» . Но она была не тупая фанатичка, а мудрый бизнесмен, философ и поэт.<\p>

• 3. Известным примером душевно сильного человека является Авраам Линкольн: прежде чем стать президентом Соединенных Штатов, Линкольн проиграл в 18 выборах. Можно сказать, что неудачи преследовали его всю жизнь, но он раз за разом поднимался и упорно шел вперед, оставшись в памяти страны как самый достойный из всех американских президентов. • 4. Хрестоматийный лозунг душевно сильного человека сформулировал Уинстон Черчилль: “Успех – не окончателен, неудачи – не фатальны. Значение имеет лишь мужество продолжать!”. Проваливший в 1915 году Дарданелльское сражение и став причиной гибели ста двадцати тысяч человек, он не сдался. В 1940 году он стал премьер-министром Англии, защитил свою страну и возглавил вместе с Рузвельтом и Сталиным антигитлеровскую коалицию.<\p>

• 5. Лётчик Алексей Маресьев (герой «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого Алексей Мересьев) • 6. Паралимпийцы (Совет: найдите материал о них, и вы убедитесь в огромнейшей силе духа этих людей, достойных подражания) 7. Людвиг ван Бетховен (1770– 1827) не родился глухим. Первые признаки глухоты у него появились к 1801 году. И, несмотря на то, что его слух постоянно ухудшался, Бетховен сочинял очень много. Он помнил звучание каждой ноты и мог представить, как должно звучать все музыкальное произведение. Он зажимал в зубах деревянную палочку и дотрагивался ею до струн рояля, чтобы ощутить их вибрации. (По его мнению, «высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий» . )<\p>

Высказывания мудрых 1. Что не убивает, делает нас сильнее (пословица) 2. Сила человеческого духа заключается в способности с интересом и оптимизмом смотреть в непредсказуемое будущее. Это вера в то, что из любого затруднительного положения найдётся выход, а все разногласия можно разрешить. (Беккет Бернард) 3. Человек — все равно, что кирпич; обжигаясь, он становится твердым. (Джордж Бернард Шоу) 4. Позволь себе дышать полной грудью и не загоняй себя в рамки. Сила у того, кто верит в свою силу. (Эльчин Сафарли) 5. Сила духа делает человека непобедимым. (Василий Александрович Сухомлинский)<\p>

Обратите внимание

Сочинения учеников Работа над ошибками Душевная сила – это одно из главных качеств человека, которое делает его сильным. Душевная сила основывается на умении преодолевать трудности и на способности держать жизненные удары. Подтвердить данный тезис нам поможет текст В. Распутина и жизненный опыт Например, в предложенном для анализа тексте говорится о послевоенном времени, и как мальчики ходили за ягодами. В предложении 13 четко видно, что мальчик преодолевает себя не съесть ягоду, хотя в те голодные годы это было очень сложно Грамматическая ошибка – 2 Фактическая ошибка: не мальчики, а дядя Митяй и Саня. Речевая ошибка: повтор слова «мальчики» . В качестве второго доказательства я хочу привести пример из жизненного опыта. Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с трудностями, и именно душевные силы помогают нам перебороть свою обиду и грусть, и заставить нас вспомнить хорошие и веселые моменты жизни. Именно они воодушевляют нас в трудные минуты нашей жизни. Доказательства чего? Нет взаимосвязи скреп. Лучше вместо «в качестве. . . » использовать выражение «кроме того» . Нарушение взаимосвязи сказуемых. Таким образом, мы пришли к выводу: душевные силы – это неотъемлемая часть каждого из нас, без которой очень сложно прожить в нашем жестоком мире. Пропущено слово «характера» .<\p>

Что такое душевные силы? Дать ответ на это вопрос очень сложно. В моем понимании душевные силы – это сила воли, терпение, желание преодолеть самого себя. За доказательствами обратимся к тексту В. Распутина и жизненному опыту. Во-первых, в тексте говорится о силе воли мальчишки, собирающего ягоды, мальчик делает невозможное, сдерживая свой голод. Ведь действительно очень сложно преодолеть голод, находясь рядом с едой. Поступок мальчика в послевоенное время бесценен. В качестве второго аргумента приведу пример из истории. Всем хорошо известны события декабря 1825 года. Это было восстание декабристов, после которого выживших участников отправили на каторгу, а пятерых организаторов повесили. Жёны декабристов поехали за мужьями. Я считаю, что этот поступок достоин уважения, ведь они ради любви поменяли условия своей жизни. Таким образом, мы доказали, что душевные силы заставляют человека делать невозможное.<\p>

Что такое душевные силы? Дать ответ на это вопрос очень сложно. В моем понимании душевные силы – это сила воли, терпение, желание преодолеть самого себя. За доказательствами обратимся к тексту В. Распутина и жизненному опыту. Во-первых, в тексте говорится о силе воли мальчишки, собирающего ягоды, мальчик делает невозможное, сдерживая свой голод. Ведь действительно очень сложно преодолеть голод, находясь рядом с едой. Поступок мальчика в послевоенное время бесценен. Пунктуационная ошибка Речевая ошибка: поступок мальчика, действительно, заслуживает уважения, но сказать, что он бесценен, нельзя. В качестве второго аргумента приведу пример из истории. Всем хорошо известны события декабря 1825 года. Это было восстание декабристов, после которого выживших участников отправили на каторгу, а пятерых организаторов повесили. Жёны декабристов поехали за мужьями. Я считаю, что этот поступок достоин уважения, ведь они ради любви поменяли условия своей жизни. Нет взаимосвязи скреп. Правильно вместо «в качестве. . . » использовать выражение «во-вторых» . Лучше слово «этот» заменить местоимением «их» (поступок) Ради любви оставили всё, отказавшись от богатства, заботы родным и близких. Таким образом, мы доказали, что душевные силы заставляют человека делать невозможное.<\p>

В каждом человеке есть собственный, свой, мир. Он не похож на реальность, в нём свои события и могучие силы. Душевная сила – одна из самых важных, она помогает делать всё через “не могу”. Она служит для того, чтобы преодолеть себя, свои страхи, слабости и проблемы. Чтобы доказать данный тезис обращусь к тексту В. Г. Распутина и жизненному опыту. В качестве первого аргумента доказывающего мою точку зрения возьму предложение 13. На мой взгляд каждый человек, собирая разные ягоды обязательно съест хоть одну. В данной ситуации мальчик проявляет стойкость, он кладет каждую ягоду в бидон, стараясь преодолеть свои слабости. Это является доказательством того, что главный герой обладает душевной силой. Можно убрать слово «свой» Лучше «чтобы человек преодолеть. . . » В качестве второго аргумента приведу пример из жизни. Каждый день мы сталкиваемся с выбором, но есть задачи, которые имеют только одно правильное решение. Выбирая это решение мы стремимся к цели через “не могу”. Например, однажды я с друзьями пошел в поход. Мы шли целый день, половина из нас уже не могли двигаться, так как устали. На середине пути мы хотели повернуть назад, но понимали, что мы должны добиться своей цели через “не могу”. Времени на отдых не было, потому что через два – три часа солнце скроется за горизонтом. Мы выбрали самый короткий, но один из трудных путей. Через два часа мы добрались до речки. Все были счастливы, так как мы преодолели огромный путь. Мы поставили палатки, наловили рыбы и заснули. Аргумента ЧЕГО? Нужно дополнение или определение, например, «подтверждающего тезис» . Не выделен деепричастный оборот «выбирая это решение» . «Половина. . . не могла двигаться (ед. ч. ). . . устала» Повторяется слово «через» . Лучше: «Мы выбрали самый короткий, но трудный путь. Добавить: Преодолеть свою слабость нам помогла сила духа. Таким образом я доказал, что душевная сила помогает делать все через “не могу”, даёт возможность преодолеть себя. сумел Пунктуационные ошибки: не выделен причастный оборот, «доказывающего мою точку зрения» , деепричастный оборот «собирая разные ягоды» и вводное словосочетание «на мой взгляд»<\p>

Я считаю, что душевные силы – это умение преодолевать жизненные трудности, способность сохранять спокойствие в экстренных ситуациях. Для доказательства данного тезиса обратимся к тексту В. Г. Распутина и жизненному опыту. Читая исходный текст, мы наблюдаем за трудностями мальчишки, который был потрясён огромным количеством ягод. В предложении 13 автор говорит нам о том, что только стойкий человек может принести ягоду домой. В качестве второго аргумента приведу пример из жизненного опыта. Не раз по телевизору показывали хоккей, в который играют инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата. Следж-хоккей даёт им вторую жизнь. Это нужно для того, чтобы люди с ограниченными возможностями могли выплеснуть свои эмоции и адреналин. (Учительский совет: сделай вставку) Спонсоры устраивают различные праздники для продвижения массового и детского спорта. Благодаря паралимпиаде в Сочи следж-хоккей стал популярен во всём мире. Не в экстренных, а экстремальных Если брать скрепу «в качестве второго аргумента» , то и второй абзац надо начинать подобным образом. Кроме этого, за словом «аргумента» должно быть продолжение: аргумента КАКОГО? (например, доказывающего мою точку зрения) _______________ Хороший аргумент, но надо сказать о том, что именно сила духа позволяет паралимпийцам преодолевать трудности и идти к намеченным целям. Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу: без душевных сил невозможна наша жизнь. Ведь именно они помогают нам выжить в Лучше: «выстоять» , а не<\p>

Проанализируйте, основываясь на критерии Что же такое душевная красота? На мой взгляд, это умение преодолевать жизненные трудности, себя и делать все через “не могу”. Чтобы доказать данное высказывание, обратимся к тексту Валентина Распутина. В предложенном для анализа тексте в предложении 13 мы видим, что мальчик в послевоенное время преодолевает свое большое желание съесть ягоду, хотя в те голодные годы это было практически невозможно. Этим самым мы понимаем, что душевная сила заставляет нас побороть самого себя. Во втором аргументе я хочу рассказать о Нике Вуйчиче, который не только не опустил руки, но и начал помогать другим людям. Он ездил по всему миру и рассказывал свою историю, после его люди понимали, что нельзя опускать руки и нужно бороться до конца. Ник Вуйчич – это человек без рук и без ног, но несмотря на это, он научился кататься на скейте, играть на компьютере. Он даже написал книгу “Жизнь без границ”. Таким образом, можно сделать вывод: душевная сила – это очень важная часть человеческой души, которая помогает нам преодолеть трудности и преграды, побороть себя и выдержать жизненные удары.<\p>

Источник: https://present5.com/dushevnye-sily-sochinenie-rassuzhdenie-15-3/

15.3 Сила духа

Блок
12 СИЛА ДУХА

15.3
Как Вы понимаете значение словосочетания
СИЛА ДУХА
?
Сформулируйте и прокомментируйте данное
Вами определение. Напишите
сочинение-рассуждение на тему «Что
такое сила духа».

Текст
12.1

(1)На
хуторе сон и тишина. (2)Мы идём вдоль
низкого, белого под луной заборика,
по-южному сложенного из плоского дикого
камня. (3)Такое чувство, словно и родился
я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь
возвращаюсь домой.

(4)Громко
стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз
мы вернулись. (6)И сейчас же распахивается
дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец
мой, сонный, зевающий, босиком стоит на
пороге.

– (8)Заходите,
товарищ лейтенант.

(9)Хорошо
вот так ночью вернуться с плацдарма
домой. (10)Об этом не думаешь там. (11)Это
здесь со всей силой чувствуешь. (12)Мне
никогда до войны не приходилось
возвращаться домой после долгой разлуки.
(13)И уезжать надолго не приходилось.

(14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский
лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт.
(15)Но и тот, кто до войны возвращался
домой после долгой разлуки, не испытывал
тогда того, что испытываем мы сейчас.

(16)Они возвращались соскучившиеся – мы
возвращаемся живые…

(17)Сидя
на подоконниках, разведчики смотрят,
как мы двое едим, и глаза у них добрые.
(18)А в углу стоит широкая деревенская
кровать. (19)Белая наволочка, набитая
сеном, белая простыня. (20)Многого не
понимали и не ценили до войны люди.
(21)Разве в мирное время понимает человек,
что такое чистые простыни? (22)3а всю войну
только в госпитале я спал на простынях,
но тогда они не радовали.

(23)Я
ложусь на свою царскую кровать, пахнущую
сеном и свежим бельём, и проваливаюсь,
как в пух. (24)Глаза слипаются, но едва
задрёмываю, как, вздрогнув, просыпаюсь
опять. (25)Я просыпаюсь от тишины. (26)Даже
во сне я привык прислушиваться к разрыву
снарядов.

(27)И
лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся
на плацдарме. (28)3ажмурюсь – и опять
всё это перед глазами: землянка связистов,
в которую попала бомба, дорога в лесу и
чёрные высоты, занятые немцами…

(29)Нет,
я, кажется, не усну. (30)Осторожно, чтоб
не разбудить ребят, выхожу во двор,
аккуратно притворив дверь. (31)Как тихо!
(32)Словно и нет войны на земле. (33)Впереди
луна садится за глиняную трубу, только
краешек её светится над крышей. (34)И
что-то такое древнее, бесконечное в
этом, которое было до нас и после нас
будет.

(35)Я
сижу на камне и вспоминаю, как в школе
сорок пять минут урока были длиннее
двух веков. (36)Государства возникали и
рушились, и нам казалось, что время до
нас бежало с удивительной быстротой и
теперь только пошло своим нормальным
ходом. (37)Впереди у каждого из нас была
целая человеческая жизнь, из которой
мы прожили по четырнадцать, пятнадцать
лет.

(38)Я
воюю уже третий год. (39)Неужто и прежде
годы были такие длинные?.. (40)Возвращаюсь
в дом, укрываюсь с головой и, подрожав
под шинелью, засыпаю.

(По
Г.Я. Бакланову)*<\p>

*
Бакланов
Григорий Яковлевич

(1923
2009)
– писатель-фронтовик. Среди самых
известных произведений автора – повесть
«Навеки – девятнадцатилетние»,
посвящённая судьбам молодых парней
– вчерашних школьников, попавших на
фронт.

Текст
12.2

(1)Весной
1942 года по ленинградским улицам медленно
шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.
(2)Впервые после долгой блокадной зимы
oни отправились пешком с Петроградской
стороны на Невский проспект, ко Дворцу
пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые
трамваи, прятались от взрывов в
подворотнях, пробирались по грудам
развалин на тротуарах.

(4)3имой девочки
похоронили мать, умершую от голода, и
остались одни в закопчённой квартире
с обледеневшими стенами. (5)Чтобы
согреться, сжигали мебель, одежду, книги.
(6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку
знаменитого ансамбля, которым руководил
Исаак Осипович Дунаевский, на санках
отвезли в детский дом девушки – бойцы
отряда противовоздушной обороны.

(7)Рая
Иванова поступила в ремесленное училище.
(8)На исходе первой блокадной зимы их
разыскала руководитель студии Р.А.
Варшавская. (9)Как и другие работники
Дворца пионеров, она, только недавно
выписанная из госпиталя, шла по
сохранившимся адресам, чтобы найти
своих питомцев.

(10)До войны Аничков
дворец был сказочным детским царством,
и вот теперь он снова готовился встречать
детей.

(11)Из
уст в уста передавалась казавшаяся
невероятной весть: «Дворец пионеров
ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было
узнать ни из газет, ни из сообщений по
радио. (13)Дворец пионеров был помечен
на гитлеровских картах как военный
объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж,
и Русский музей.

(15)Из
района в район, из дома в дом передавали
как пароль: «Собраться в назначенный
час…», и по улицам осаждённого города
двигались дети – так начался подвиг
педагогов и воспитанников ленинградского
Дворца пионеров.

(16)Дети,
конечно, были глубоко потрясены войной.
(17)Они видели, как рушатся дома от взрывов,
как падают в голодном беспамятстве
люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца,
Витя Панфилов пережил смерть семерых
родных… (19)В каждом доме было горе.
(20)Впереди было ещё почти два года
блокады…

<\p>

(21)А
в мае 1942 года во Дворце пионеров работали
многочисленные кружки: танцевальные,
вокальные, фортепьянные, рукоделия,
рисования, художественного слова.
(22)Искусство помогало детям выжить, но
они ещё не знали о его подлинной силе.<\p>

(23)Летом
1942 года ребят впервые пригласили на
военный крейсер.

(24)Они поехали на
грузовой машине, захватив музыкальные
инструменты и танцевальные костюмы.
(25)На палубе корабля играл мелодии
Чайковского Витя Панфилов, танцевала
Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина.
(26)По щекам моряков, не раз смотревших
смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие
цену мужеству, моряки видели силу духа
ленинградских школьников.

(28)Крейсер
готовился идти в бой, из которого вернутся
не все, и в этих ребятах была сама
одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с
детьми, команда построилась. (30)Ребята
стали вручать подарки, которые привезли
с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук
девочки, старшина, на груди которого
было два боевых ордена, сказал: «Принимаю
третью награду Родины».

(32)Моряки знали
цену мужеству.  (По
Л. Овчинниковой)*<\p>

*
Л. Овчинникова
– современная российская писательница.

Текст
12.3

(1)Ученикам
о войне он рассказывал скупо.

– (2)А
где вас ранило? – спрашивали ребята.

– (3)В
Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку
отняли.

(5)Что
было потом, не рассказывал: не хотел
вспоминать, как учился писать левой
– почерком, не лишённым элегантности,
как приспособился ловко надевать рюкзак
одной рукой. (6)После госпиталя приехал
в Москву и вернулся в университет, в
котором учился до войны.

(7)Какое
это было счастье – полных три года
он восстанавливал себя сам: чистил кровь
Пушкиным, Толстым, Герценом…

(8)Потом
отправили по распределению в среднюю
школу посёлка Калиново Вологодской
области преподавать русский язык и
литературу.

(9)Жильё
выделили при школе. (10)Комната и прихожая,
откуда топилась печь. (11)Дровами
обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё
приходилось учить географии и истории.

(13)Всё
в Калинове было бедным, разрушенным, в
изобилии только нетронутая робкая
природа. (14)И люди были, пожалуй, получше
городских, тоже почти не тронутые
городским душевным развратом.

(15)Общение
с деревенскими ребятами развеяло его
студенческие иллюзии: доброе и вечное,
конечно, не отменялось, но повседневная
жизнь была слишком груба.

(16)Всё время
мучительно думал: нужны ли все эти
культурные ценности девочкам, укутанным
в чиненые платки, успевшим до зари
прибрать скотину и малых братьев-сестёр,
и мальчикам, выполнявшим всю мужскую
тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный
желудок и потеря времени на знания,
которые никогда и ни при каких условиях
им не понадобятся?

(18)Детство
у них давно закончилось, они все сплошь
были недоросшие мужики и бабы, и даже
те немногие, кого матери отпускали в
школу, как будто испытывали неловкость,
что занимаются глупостями вместо
настоящей серьёзной работы.

(19)Из-за
этого некоторую неуверенность испытывал
и молодой учитель – и впрямь, не
отвлекает ли он их от насущного дела
жизни ради излишней роскоши.

(20)Какой
Радищев? (21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин,
в конце концов? (23)Обучить грамоте и
поскорее отпустить домой – работать.
(24)Да и сами они только этого и желали.

(25)Тогда
он впервые задумался о феномене детства.
(26)Когда оно начинается, вопросов не
вызывало, но когда оно заканчивается и
где тот рубеж, начиная с которого человек
становится взрослым? (27)Очевидно, что у
деревенских ребятишек детство
заканчивалось раньше, чем у городских.

(28)Северная
деревня всегда жила впроголодь, а после
войны все обнищали вконец, работали
бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на
фронт местных мужиков вернулись с войны
двое.

(30)Дети, маленькие мужики-школьники,
рано начинали трудовую жизнь, и детство
у них было украдено. (31)Впрочем, что тут
считать: у одних было украдено детство,
у других  – юность, у третьих
– жизнь.

(По Л.Е.
Улицкой)*

*
Улицкая
Людмила Евгеньевна

(род. в 1943 г.) – современная российская
писательница, произведения которой
переведены на 25 языков.

Текст
12.4

(1)Отца
своего, который погиб на фронте, Авалбёк
не помнил. (2)Первый раз он увидел его в
кино, когда мальчику было лет пять.

(3)Фильм
был про войну, Авалбёк сидел с матерью
и чувствовал, как она вздрагивала, когда
на экране стреляли. (4)Ему было не очень
страшно, а иногда даже, наоборот, весело,
когда падали фашисты. (5)А когда падали
наши, ему казалось, что они потом встанут.

(6)Вот
на экране появились артиллеристы. (7)Их
было семь человек. (8)Один из них был
смуглым, черноволосым, небольшого роста.

(9)И
вдруг мать тихо сказала:

– Смотри,
это твой отец…

(10)Почему
она так сказала? (11)Зачем? (12)Может быть,
случайно или потому, что вспомнила мужа.
(13)И действительно, солдат на экране был
очень похож на отца на той старой военной
фотографии, которая висела у них дома.

(14)И
мальчик поверил. (15)Он уже думал о солдате
как о своём отце, и в его детской душе
родилось новое для него чувство сыновней
любви и нежности.

(16)Как он гордился
своим отцом! (17)И война с этой минуты уже
не казалась мальчику забавной, ничего
весёлого не было в том, как падали люди.

(18)Война стала серьёзной и страшной, и
он впервые испытал чувство страха за
близкого человека, за того человека,
которого ему всегда не хватало.

(19)А
на экране шла война. (20)Появились немецкие
танки. (21)Мальчик испугался. (22)«Папа,
танки идут, танки!» – кричал он отцу.
(23)Танков было много, они двигались
вперёд и стреляли из пушек. (24)Вот упал
один артиллерист, потом другой, третий…
(25)И вот остался только отец, он медленно
шёл навстречу танку с гранатой в руках.

– (26)Стой,
не пройдёшь! – крикнул отец и бросил
гранату. (27)В этот момент в него начали
стрелять, и отец упал.

– (28)Это
мой отец! (29)Вы видели? (30)Это моего отца
убили… – закричал Авалбёк, желая,
чтобы люди гордились его отцом так же,
как он.

(31)И
тогда соседский мальчишка, школьник,
первым решил сказать ему правду.

– (32)Да
это не твой отец. (33)Что ты голосишь?
(34)Это артист. (35)Не веришь – спроси
у киномеханика.

(36)Но
киномеханик молчал: взрослые не хотели
лишать мальчика его горькой и прекрасной
иллюзии.

(37)Мать
наклонилась к сыну, скорбная и строгая,
в глазах её стояли слёзы.

– (38)Пойдём,
сынок, пойдём. (39)Это был твой отец, – тихо
сказала она и повела его из зала.

(40)Сердце
мальчика было наполнено горем. (41)Только
сейчас он понял, что значит – потерять
отца. (42)Ему хотелось плакать. (43)Он
посмотрел на мать, но она молчала.
(44)Молчал и он. (45)Он был рад, что мать не
видит его слёз.

(46)Он
не знал, что с этого часа в нём начал
жить отец, который давно погиб на войне.

(По
Ч.Т. Айтматову)*

*
Айтмáтов
Чингúз Торек
ýлович
(1928–2008) – киргизский писатель.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5576521/

мой сайт – Словарик понятий для написания сочинения А 15.3

Словарик понятий для написания сочинения 15.3

Взаимовыручка

Взаимовыручкавзаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка.

Внутренний мир человека

Внешний мир человека – это его социальная жизнь, а внутренний мир – это некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности. Внутренний мир обеспечен нашими мыслями, эмоциями, переживаниями, чувствами.

Выбор 

Выбор – главный этап процесса принятия решения, состоящий в отборе одного варианта из нескольких возможных.

Важно

Шекспир был прав, подчеркивая исключительную важность таких моментов в жизни: “Быть или не быть, вот в чем вопрос…”.

Человек часто оказывается в  ситуации выбора:  профессии, института, любимого человека и друзей, мировоззрения… Ему приходится отдавать предпочтение одним ценностям и нормам, отвергая другие.

Доброта

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.

Драгоценные книги

Драгоценными можно считать те книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение,  укрепляют фундамент духовной жизни человека.

Дружба

Дружба –  бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях  Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.

Жизненные ценности

Жизненные ценности – это набор крайне важных для человека аспектов, которые служат эталонами  в его жизни  и определяют его действия. Для кого-то важны материальные ценности: деньги, предметы роскоши, власть.

А для других приоритетное место имеют духовные ценности: долг, честь, патриотизм, здоровье, творческое саморазвитие…

Жизненные ценности не возникают за один день, они накапливаются с детства, формируются социумом и следуют за человеком всю его жизнь.

Любовь

Любовь – это глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Материнская любовь

Материнская любовь это наиболее трудная форма любви, самая сильная, постоянная и бескорыстная. Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен. Материнская любовь считается высшим  видом  любви и наиболее священной  изо  всех эмоциональных связей.

Настоящее искусство

Совет

Искусство – это образное осмысление действительности, выражение мира в художественном образе. Произведения настоящего искусства побуждают думать и чувствовать, влияют на состояние человеческой души.

Неуверенность в себе

Неуверенный в себе человек имеет низкую самооценку. У него отсутствует  вера в себя, свои силы, свои возможности.

Такие люди  беспокоятся о том, что подумают о них другие, и заранее ориентированы на разочарование и недоверие. Неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать свое мнение.

Ему приходится подстраиваться под других людей и принимать решения, полагаясь на их советы, не принимая в учет собственную точку зрения.

Нравственный выбор

Нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями: готов ли я пожертвовать ради другого своим комфортом и удовольствием? Нравственный выбор  является точным показателем, каковы морально-этические установки человека в отношениях с окружающим миром.

Сила духа

Сила духа – одно из главных качеств, делающего человека сильным. Сила духа складывается из формирования воли, стойкости, упорства. О сильных, му­жественных и стойких людях говорят, что они сделаны из железа:

Гвозди бы делать из этих людей –

Крепче бы не было в мире гвоздей. (Николай Тихонов)

Источник: http://elenas60.ucoz.ru/index/slovarik_ponjatij/0-47

Тест № 2 – Тема СИЛА ДУХА – ОГЭ по русскому языку – Каталог статей – Сайт Банахевич Елены Анатольевны

Вариант 2

  1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2 – 15.

            (1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы они отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах.

(4)Зимой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки-бойцы отряда противовоздушной обороны.

(7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А.Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев.

(10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

 (11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.

(15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…», и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.

(16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных… (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады…

(21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки – танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.

(23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина.

(26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда.

(29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.

 (По Л. Овчинниковой)*

* Л.Овчинникова – современная российская писательница.

2.Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1)Рая Иванова училась в ремесленном училище.

2)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.

3)Летом 1942 года воспитанники Дворца пионеров выступали на военном крейсере.

4)Рая и Нюра Ивановы предложили руководителю студии Р.А.Варшавской собрать детей во дворце пионеров.

Ответ: ________________________________

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.

2)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

3)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.

4)Впереди было ещё почти два года блокады…

Ответ: ________________________________________

4. Из предложений 1–4 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Ответ: _______________________________________

5. Из предложений 6–10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН-, пишется НН».

Ответ: _______________________________________

6. Замените книжное слово ПИТОМЦЫ из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: __________________________________________

7. Замените словосочетание ПАЛУБА КОРАБЛЯ (предложение 25), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 26.

Ответ: ___________________________________________

9. Среди предложений 23 – 27 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _______________________________________

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Дети, (1) конечно, (2) были глубоко потрясены войной. Они видели, (3) как рушатся дома от взрывов, (4) как падают в голодном беспамятстве люди.

Ответ: ______________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 25. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ____________________________________

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, (1) ни из сообщений по радио. Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. Как были помечены и Эрмитаж, (2) и Русский музей.

Из района в район, (3) из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час…», (4) и по улицам осаждённого города двигались дети – так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.

Ответ: _____________________________________________

13.Среди предложений 15 – 20 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ____________________________________________

14. Среди предложений 26 – 32 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________________

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Бориса Николаевича Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».  Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б. Н. Головина.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Обратите внимание

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Моряки знали цену мужеству». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3.Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

Источник: http://banakhevich.ucoz.ru/publ/ogeh_po_russkomu_jazyku/tema_sila_dukha/test_2/90-1-0-547

Ссылка на основную публикацию