Смысл рассказа шолохова «судьба человека»

Сочинение на тему Смысл названия рассказа Шолохова Судьба человека читать бесплатно

Смысл названия

М. А. Шолохов написал рассказ «Судьба человека» в 1956-1957 годах, через много лет после окончания Великой Отечественной войны.

В основу сюжета легла история обычного советского человека Андрея Соколова и пагубное влияние войны на его жизнь.

Название художественного произведения, как правило, передает авторскую позицию или ключевую мысль. И в этом смысле, рассказ «Судьба человека» – не исключение.

Обратите внимание

Повествование в произведении ведется от первого лица, то есть от главного героя, который рассказывает постороннему человеку о своей жизни. Андрей Соколов принял встречного за шофера и угостил его табаком. Рассказчик сразу обратил внимание на глаза Андрея.

Это были глаза «присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской». А глаза, как известно, это зеркало души. Услышав о тяжелой судьбе Соколова, он понял, сколько страданий выпало на долю этого человека.

Именно слово «судьба» в данном произведении является определяющим, поэтому оно положено в основу названия рассказа.

Как и тысячи других людей, Андрей столкнулся со всеми ужасами войны. Однако каждый человек по-разному переносит такие события: кого-то жизнь ломает, кого-то ожесточает, а кого-то делает сильнее. Потеряв всю семью во время Гражданской войны, Соколов не сдался, он сумел выучиться достойной профессии, создать новую семью.

Андрей перебрался в Воронеж и некоторое время работал то плотником, то слесарем, а затем устроился шофером. Он женился на прекрасной девушке Ирине – воспитаннице детдома. У пары родилось трое детей: один сын и две дочери.

Казалось бы, что еще нужно для счастья обычному человеку? Но снова вспыхнула война, и Андрея призвали в армию.

Годы службы во имя родины оказались самыми трудными. Андрей был не раз ранен, оказался в плену у немцев, скитался некоторое время по Германии, выполняя тяжелую работу, бывал в карцере, стоял лицом к лицу к лагерфюреру, но, ни разу не сдался, не упал духом. Сначала силы были на стороне немцев, но постепенно ситуация изменилась.

Советские войска уверенно шли к победе, а к пленным, в свою очередь, стали лучше относится. Андрей был назначен шофером немецкого майора-инженера, от которого впоследствии смог сбежать. Оказавшись на родной земле, он в первую очередь написал письмо домой, но ответ пришел от соседа. Оказалось, что вся его семья, кроме сына, погибла от взрыва бомбы.

Сын нашелся немного позже, но и он был убит немецким снайпером.

Важно

Вновь Андрей остался один. На всем свете не было ни одной родной души. В родные края возвращаться он не захотел, поэтому отправился к приятелю в Урюпинск. Это была бездетная чета, которая тепло его приняла.

Через некоторое время Андрей столкнулся с маленьким беспризорным мальчиком Ванюшей, родители которого погибли во время войны. Несмотря на все испытания, через которые прошел Соколов, он сумел не ожесточиться.

Взяв Ванюшу на воспитание, он подарил мальчику всю свою нерастраченную любовь и заботу. Он не просто подружился с ним, а заменил ему отца.

Таким образом, два осиротевших человека нашли друг друга и стали шагать по жизни вместе. Именно, усыновив такую же обездоленную душу, как он сам, Соколов смог постепенно вернуться к жизни.

Неизвестно, как дальше сложилась их жизнь, так как рассказчик распрощался с Андреем и Ванюшей на берегу реки.

Ясно одно, что судьба обычного человека, сумевшего найти в себе силы жить дальше после стольких тягот, заслуживает искреннего уважения.

см. также:
Другие сочинения по произведению Судьба человека, Шолохов

Характеристики главных героев произведения Судьба человека, Шолохов

Краткое содержание Судьба человека, Шолохов

Краткая биография Михаила Шолохова

Источник: http://www.sdamna5.ru/smysl_nazvanija_sudyba

В чём смысл названия рассказа м. а. шолохова «судьба человека»

Категория: Сочинения по рассказу «Судьба человека» Шолохов М.А. <\p> Actionteaser.ru — тизерная реклама

Особым произведением, поднявшим проблему психологии личности во время войны на новую высоту, является знаменитый рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека».

Перед читателем предстает не просто история жизни солдата, а судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Скромный труженик, отец семейства жил и по-своему был счастлив. И вдруг война… Соколов ушел на фронт защищать Родину. Как и тысячи других, таких же как он, война столкнула Андрея с неотвратимыми и неизбежными ужасами.

Она оторвала его от родного дома, от семьи, от труда. И вся жизнь А. Соколова как бы опрокинулась: на него обрушилось чудовище военных злодеяний, жизнь вдруг ни за что начала бить и хлестать его изо всех сил. За что же этот человек так наказан? Страдания Соколова — это не эпизод, связанный с частной судьбой человека.

Совет

Русскому человеку были навязаны ужасы второй мировой войны, и ценой громадных жертв и личных утрат, трагических потрясений и лишений он отстоял свою Родину. В этом и заключается смысл рассказа «Судьба человека». Подвиг человека предстал в рассказе Шолохова в основном не на поле боя и не на трудовом фронте, а в условиях фашистского плена, за колючей проволокой концлагеря.

В духовном единоборстве с фашизмом раскрывается характер Андрея Соколова, его мужество. Вдали от Родины Андрей Соколов пережил все тяготы войны, бесчеловечные издевательства фашистского плена. И не раз смерть смотрела ему в глаза, но он каждый раз находил в себе титаническое мужество и до конца оставался человеком.

Но не только в столкновении с врагом видит Шолохов проявление героического в натуре человека. Не менее серьезным испытанием становятся для героя его утраты, страшное горе солдата, лишенного близких и крова, его одиночество. Ведь Андрей Соколов из войны вышел победителем, вернул миру мир, а сам в войне потерял все, что имел в жизни «для себя»: семью, любовь, счастье.

Безжалостная и бессердечная судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его домик, им же самим построенный, темнела воронка от немецкой авиабомбы. История не может предъявить Андрею Соколову счета. Он выполнил перед нею все человеческие обязательства. Но вот она перед ним за его личную жизнь — в долгу, и Соколов осознает это.

Он говорит своему случайному собеседнику: «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!». Андрей Соколов, после всего того, что он пережил, казалось бы, мог назвать жизнь чумою.

Но он не ропщет на мир, не замыкается в своем горе, а идет к людям. Оставшись один на белом свете, этот человек всю сохранившуюся в сердце теплоту отдал сиротке Ванюше, заменив ему отца. Он усыновил сиротскую душу и именно потому сам стал понемногу возвращаться к жизни. Всей логикой своего рассказа М. А.

Шолохов доказал, что его герой ни в коей мере не сломлен своей непростой жизнью, он верит в свои силы.

Я считаю, что смысл названия в том, что человек несмотря на все тяготы и невзгоды все-таки сумел найти в себе силы продолжать жить дальше и радоваться своей жизни! 

Воссоздавая на страницах “Войны и мира” грандиозные картины сравнительно недавнего прошлого, Толстой показывал, на какие чудеса героизма ради спасения родины, во исполнение присяги и долга способны тысячи разных, порою незнакомых друг другу людей. Читать этот роман — как листать семейный альбом или гулять в галерее, где на стенах развешаны портреты десятков и сотен персонажей. Лица возвышенные и одухотворенные, лица простые, лица прекрасные и некрасивые, величавые и не очень. Есть портреты парад

Обратите внимание

Каждый писатель, творец — это прежде всего человек. Конечно, у него свои пристрастия, свои взгляды на жизнь, принципы.

Потому и созданные им герои для него, словно живые люди, тоже делятся, как и для нас, читателей, на любимых — то есть на тех, что разделяют его мысли, и на чужих.

И дело не только в том, что есть герои главные, таким отводится много места, уделяется много внимания на страницах произведения, и второстепенные. Так и в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Я считаю, что и капитан Ту

Писатель не ограничивается показом нравов барского общества в комедии «Горе от ума». В репликах Чацкого он подчеркивает национальные черты русского народа.

И в этом отношении он близок к писателям-декабристам, которые в своих произведениях стремились к воспроизведению национального характера русского народа, к применению в литературе национально-исторического принципа изображения действительности.

Однако национальный характер понимался ими романтически, отвлеченно, как нечто, присущее данной нац

Федор Иванович ТютчевЛистьяПусть сосны и елиВсю зиму торчат,В снега и метелиЗакутавшись, спят, –Их тощая зелень,Как иглы ежа,Хоть ввек не желтеет,Но ввек не свежа.Мы ж, легкое племя,Цветем и блестимИ краткое времяНа сучьях гостим.

Всё красное летоМы были в красе –Играли с лучами,Купались в росе!..Но птички отпели,Цветы отцвели,Лучи побледнели,Зефиры ушли.

Так что же нам даромВисеть и желтеть?Не лучше ль за нимиИ нам улететь!О буйные ветры,Скорее, скорей!Скорей нас сорвитеС докучных ветвей!Сорвите,

Лагерю крепостнической реакции, защитникам феодальной старины, врагам свободомыслия и просвещения противопоставлен в комедии Чацкий. Он «в противоречии с обществом»,- указывает сам Грибоедов.

В глазах современников и последующих поколений Чацкий чаще всего связывается с декабристами.

«Это — декабрист, это — человек, который завершает эпоху Петра I и силится разглядеть, по крайней мере, на горизонте обетованную землю»,- пишет Герцен о Чацком. Грибоедов первый в русской литературе сумел создать р

Важно

Последнее, V действие застает городничего уже в состоянии самодовольства, успокоенности, торжества. Все происшедшее он воспринимает как «богатый приз», вполне заслуженный им, его стараниями и усилиями.

Явления 1-8-е обнаруживают все его понятия о жизни, его тайные мечты и надежды. Упиваясь новым положением тестя крупного петербургского сановника, городничий строит радужные планы будущего.

Он оповещает весь город, что «выдает дочь свою не то, чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого,

САЛЬЕРИ — герой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» (1830), второй пьесы цикла «Маленькие трагедии». Исторический прототип: итальянский композитор Антонио Сальери (1750-1825), автор сорока с лишним опер, пользовавшихся в конце XVIII»Шв.

большой популярностью (самая известная среди них — «Тарар» на либретто П.Бомарше).

Замысел этой «маленькой трагедии» возник в середине 20-х годов, когда вокруг имени Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) сложился своеобразный культ, одним из проявлений котор

Киреевский Иван Васильевич (1806 — 1856), прозаик, критик, публицист, философ. Родился 22 марта (3 апреля н.с.) в Москве в старинной дворянской семье.

Получил отличное домашнее образование, вырос среди талантливых, увлекающихся литературой, философией и искусством людей.

Совет

В 1824 поступил на службу в Московский архив иностранной коллегии и вступил в Общество любомудров, которое вскоре было распущено после поражения декабристов. Киреевский оставляет службу, решив посвятить себя общественному служен

Английский (топики/темы/сочинения) My School (1) As you become older you realize that there are several essential things and places you always long to come back to. They are your birthplace, your home and the school you went to.

My school was a three-storeyed building situated in one of the residential districts of our city (town, settlement). All the children from the neighbourhood went there because it was a walking distance from their homes.

There was a sports ground behind the school-bui

Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества. Уходя своими корнями в далекое прошлое, она на протяжении ряда столетий привлекала внимание многих философов, поэтов, прозаиков.

Одним из первоисточников этой проблемы по праву можно назвать Библию, в которой «добро» и «зло» отождествляются с образами Бога и дьявола, выступающими в качестве абсолютных носителей этих моральных категорий человеческого сознания.

Добро и зло, Бог и дьявол, находятся в постоянном противодей

Сейчас смотрят:{module Шолохов:} Actionteaser.ru — тизерная реклама Actionteaser.ru — тизерная реклама <\p>

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-sholokhova-m-a/sochineniya-po-rasskazu-sudba-cheloveka/15719-v-chjom-smysl-nazvaniya-rasskaza-m-a-sholokhova-sudba-cheloveka.html

Судьба человека: смысл названия рассказа Шолохова (сочинение)

Интересным, увлекательным и захватывающим произведением является «Судьба человека». Смысл названия рассказа может понять каждый читатель, который внимательно прочитает произведение и проникнется к главному герою.

Этот рассказ не оставит равнодушным ни одного читателя, познакомившегося с «Судьбой человека», потому что автор смог передать в своём произведении всё чувства, переживания и эмоции Андрея Соколова, жизнь которого была довольно нелёгкой и в какой-то мере несчастной.

Встреча с Андреем Соколовым

Для того чтобы понять, в чём заключается смысл названия рассказа «Судьба человека», необходимо познакомиться с кратким содержанием произведения Шолохова.

Читайте также:  Краткое содержание романа «доктор живаго» по частям и главам (б. пастернак)

В самом начале произведения становится понятно, что рассказчик направлялся в одну из донских станиц, однако ему пришлось остаться на берегу из-за разлива реки и дожидаться лодку.

В это время к нему подошёл некий мужчина с ребёнком и принял его за шофёра, потому что рядом с рассказчиком находилась машина. Андрею Соколову очень захотелось пообщаться со своим коллегой. Раньше мужчина работал шофёром, но на грузовом автомобиле.

Рассказчик решил не расстраивать мужчину и не сказал о том, что он не является его коллегой.

Смысл названия рассказа «Судьба человека» становится понятным каждому читателю уже во время прочтения произведения. Стоит сказать, что автор подобрал, наверное, самое точное название, которое отражает смысл всего рассказа.

Образ Андрея Соколова

Образ Соколова показан читателю через восприятие рассказчика. У мужчины сильные натруженные руки и грустные, наполненные смертной тоской глаза. Сразу становится понятно, что смыслом жизни Соколова является его сын, который одет намного лучше и опрятнее своего отца. Андрей совсем не обращает внимания на себя, и заботится только лишь о своём любимом сынишке.

Не оставит равнодушным ни одного читателя именно произведение «Судьба человека». Смысл названия рассказа становится понятным каждому, кто проникся к главному герою и с сочувствием отнёсся к его нелёгкой судьбе. Стоит сказать, что смысл произведения кроется именно в его названии.

Честный и открытый шофёр

Далее читатель узнаёт о судьбе Андрея Соколова из его повествования о своей прошлой жизни рассказчику. Стоит сказать, что главный герой довольно откровенен и честен со своим собеседником. Скорее всего, такая открытость связана с тем, что Андрей принял рассказчика за «своего» — русского человека с большой душой.

Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека» интересен каждому, кто собирается познакомиться с этим произведением. Стоит отметить, что читатель узнает ответ на этот вопрос уже во время прочтения рассказа. Автор настолько хорошо и чётко передаёт все эмоции и переживания главного героя, что каждый читатель обязательно проникнется к нему и его нелёгкой судьбе.

Гибель родителей Соколова

Андрей Соколов делился, что его жизнь была самой обыкновенной, однако после времён голода все очень сильно изменилось. Тогда он принял решение об отъезде на Кубань, где позже он стал работать на кулаков. Именно благодаря этому Соколову удалось остаться живым, в отличие от его семьи. Андрей стал сиротой, потому что его родители и маленькая сестра погибли от голода.

Вызывает бурю эмоций и переживаний именно «Судьба человека». Смысл названия рассказа станет понятен каждому читателю, однако для этого необходимо вникнуть в каждую строку и по-настоящему прочувствовать всё, что пережил главный герой произведения.

Жена и дети Соколова

Спустя несколько лет после большого горя Андрею всё же удалось не сломаться. Вскоре он женился. О своей супруге он говорил только хорошее. Соколов делился с рассказчиком, что его жена была весёлой, уступчивой и умной. Если супруг приходил домой в плохом настроении, она никогда грубила ему в ответ. Вскоре у Андрея и Ирины родился сын, а затем две дочки.

Соколов поделился со своим собеседником, что в 1929 году его стали увлекать автомобили, после чего он стал шофёром грузовика. Однако вскоре началась война, которая стала преградой для хорошей и счастливой жизни.

Уход на фронт

Вскоре Андрей Соколов был вынужден отправиться на фронт, куда его провожала вся дружная семья. Стоит заметить, Ирине казалось, что это был последний раз, когда муж и жена были вместе. Естественно, Андрея очень расстроило то, что супруга «хоронила мужа заживо», в связи с чем Соколов ушёл на фронт в расстроенных чувствах.

Несомненно, понравится каждому любителю литературы о военном времени именно произведение «Судьба человека». Смысл названия рассказа станет понятен уже при прочтении произведения.

Встреча шофёра с фашистами

В мае 1942 года произошли ужасные события, которые Андрей не сможет забыть уже никогда. На войне Соколов тоже был шофёром и вызвался везти боеприпасы его артиллерийской батарее. Однако довезти их он не смог, так как снаряд упал прямо рядом с его машиной, которая перевернулась от взрывной волны.

После этого Соколов потерял сознание, после чего очнулся уже в тылу врага. Сначала Андрей задумал притвориться мёртвым, однако он поднял голову в тот момент, когда прямо к нему шагали несколько фашистов с автоматами. Стоит сказать, что мужчина хотел умереть достойно и встал прямо перед врагом, однако не был убит.

Один фашист уже думал выстрелить, когда его товарищ помешал убить Соколова.

После прочтения произведения сразу же становится понятным смысл названия рассказа «Судьба человека». Сочинение на эту тему написать не составит никакого труда, потому что название произведения отражает, о чём в нём идёт речь.

Побег

После этого случая Андрея отправили босиком на запад с колонной пленных.

Во время дороги до Познани Соколов только и думал о том, чтобы как можно скорее сбежать. Нужно сказать, мужчине повезло, потому что когда пленные копали могилы, охранники отвлеклись.

Именно тогда Андрею удалось сбежать на восток. Но не всё закончилось так, как хотел Соколов. Уже на четвёртые сутки немцы со своими овчарками догнали сбежавшего.

В наказание Андрея продержали в карцере, после чего отправили прямиком в Германию.

Достойный соперник

Вскоре Соколов стал работать в каменном карьере возле Дрездена, где его угораздило сказать фразу, которая разъярила начальство. Мюллер – комендант лагеря — вызвал к себе шофёра и сказал, что лично расстреляет его за такие слова. Соколов ответил ему: «Ваша воля».

Комендант о чём-то подумал, выбросил пистолет и предложил Андрею выпить стакан водки и закусить кусочком хлеба и ломтиком сала за победу «немецкого оружия». Стоит заметить, что Соколов отказался и ответил Мюллеру, что он непьющий.

Однако комендант посмеялся и ответил: «Если ты не хочешь пить за нашу победу, выпей за свою погибель!» Андрей выпил стакан до дна и ответил, что после первой рюмки не закусывает. После выпитого второго стакана солдат ответил коменданту то же самое. После третьего Андрей откусил немного хлеба.

Обратите внимание

Мюллер принял решение оставить Соколова в живых, потому что уважает достойных соперников, и отдал шофёру буханку и кусок сала, которые Андрей разделил поровну между своими товарищами.

В том, что простой русский человек настолько силён духом, что смог пережить самые ужасные события, которые могут произойти в жизни, и кроется смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека». Сочинение на эту тему может написать абсолютно каждый человек, который знаком с произведением.

Гибель семьи Соколова и усыновление Вани

В 1944 году Соколов стал шофёром немецкого майора-инженера, который относился к нему более или менее хорошо, иногда даже делился с ним своей едой. Однажды Андрей оглушил его, забрал оружие и помчался прямиком туда, где идёт бой. По словам шофёра, сзади в него начали стрелять немцы, а впереди – его солдаты.

После этого случая Андрея отправили в госпиталь, откуда он написал своей жене. Вскоре пришёл ответ от соседа, что в его дом попал снаряд, от которого дети и жена шофёра погибли.

В тот момент сына не было дома, поэтому ему удалось уцелеть. Соколов ушёл добровольцем на фронт. После этого Андрей нашёл своего сына, стал с ним переписываться, но судьба распорядилась очень жестоко.

9 мая 1945 года Анатолий погиб от рук снайпера.

Шофёр не знал, куда ему податься, и поехал в Урюпинск к своему другу, где встретил беспризорного мальчишку Ваню. Тогда Андрей сказал ребёнку, что он его отец и усыновил мальчика, который очень обрадовался встрече со своим «отцом».

Какой смысл названия рассказа «Судьба человека»?

Стоит выяснить, в чём же всё-таки заключается смысл названия произведения Шолохова, потому что многих интересует именно этот вопрос.

Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека» заключается в том, что простой русский человек смог пережить огромное количество негативных событий, после которых сумел жить дальше, не сломаться и забыть обо всех трагедиях.

Андрей Соколов усыновил ребёнка и стал жить ради него, забыв обо всех неудачах и невзгодах, преследовавших его на протяжении последних лет его жизни.

Важно

Несмотря на смерть родителей, жены и детей, главный герой сумел выстоять и жить дальше.

В том, что русский человек смог победить все неудачи и невзгоды, пережить потерю близких людей и жить дальше, и заключается смысл названия рассказа М. Шолохова «Судьба человека».

Главный герой был настолько силён духом, что сумел забыть обо всём, произошедшим с ним раньше и начать абсолютно новую жизнь, в которой он является счастливым человеком, воспитывающим прекрасного ребёнка.

Смерть родителей, жены и детей не сломили дух русского человека, который смог забыть обо всех ужасных событиях, происходивших на протяжении последних лет его жизни, и нашёл в себе силы начать новую счастливую жизнь. Именно в этом и заключается смысл произведения «Судьба человека».

Источник: https://autogear.ru/article/200/491/sudba-cheloveka-smyisl-nazvaniya-rasskaza-sholohova-sochinenie/

Тематика и глубокий смысл рассказа М. Шолохова «Судьба человека»

Сочинения › Шолохов М.А. › Судьба человека

Готовые Домашние Задания

Рассказ Шолохова «Судьба человека» был опубликован в 1956-1957 годах, через десять лет после окончания Великой Отечественной войны. Тематика рассказа необычна для литературы того времени о войне: именно Шолохов впервые затронул тему солдат, попавших в фашистский плен.

Как хорошо теперь известно, участь этих людей была не менее трагична, чем участь солдат, побывавших на полях сражений. Над военнопленными зверски издевались не только в фашистских концлагерях.

Этих людей в полном смысле слова предавала и их родина – в СССР они считались врагами народа, шпионами.

Дома советских военнопленных, в большинстве случаев, ссылали в лагеря ГУЛАГа, где они продолжали испытывать те же муки, что и в фашистском плену.

Но не об этом повествует нам Шолохов в своем рассказе. В центре его внимания – очень типичная для военного времени и, вместе с тем, героическая судьба русского солдата, на долю которого выпала Великая Отечественная война.

Композиционно рассказ делится на несколько частей: экспозицию, завязку, рассказ-исповедь главного героя (в котором также выделяется несколько частей), развязку, концовку.

Повествование «делится» между героем-рассказчиком и главным героем, судьба которого – в центре рассказа. Помимо Шолохова, такой повествовательный прием использовал, в частности, Лермонтов в «Герое нашего времени», М.

Горький в своих романтических рассказах.

Совет

Из экспозиции произведения мы узнаем, что рассказчик — герой, близкий к писателю, — направляется в одну из донских станиц. Но из-за разлива реки он вынужден задержаться на берегу, дожидаясь лодки.

Вокруг буйствует пробуждающаяся природа, и эта картина особо радует глаз рассказчика — в какой-то степени это знак возрождения жизни после разрушительной войны. Повествователь наслаждается, «покорясь тишине и одиночеству», но вдруг он видит мужчину с мальчиком, устало бредущими ему навстречу.

Так мы впервые знакомимся с героем рассказа – Андреем Соколовым. Он и его сынишка в этой части произведения показаны нам через восприятие рассказчика. В портрете Соколова подчеркиваются его «грубые, черствые», натруженные руки простого человека, а также глаза, «словно присыпанные пеплом, наполненные … неизбывной смертной тоской».

Мы понимаем, что смысл жизни этого героя сосредоточен в его сыне, недаром одежда Ванюши была гораздо опрятнее, чем одежда Соколова, — герой не обращает внимания на себя, заботясь лишь о сыне.

Далее о судьбе Соколова мы узнаем из его собственных уст – раскрыть мир своих душевных переживаний автор поручил самому герою. Андрей предельно откровенен со случайным собеседником – он рассказывает ему обо всей своей жизни, не скрывая очень личных подробностей. Мы понимаем, что Соколов принял рассказчика за «своего» — такого же простого человека, шофера, как и он сам.

Из рассказа героя выясняется, что он рано остался сиротой, воевал в гражданскую войну, батрачил на кулаков в деревне. После войны Соколов перебрался в город, где вскоре женился. А еще немного погодя (в 1929 году) Соколов увлекся машинами и стал шофером.

Можно смело сказать, что жизнь этого человека была счастливой – он занимался любимым делом, у него была дружная семья, любящая жена, дети. Андрей открывает перед рассказчиком душу, рассказывает о своей жизни все, вплоть до мелочей, и мы понимаем, что жизнь этого героя типична для того времени. Шолохов убеждает нас, что Соколов – простой русский человек, каких миллионы в России.

Тем страшнее и величественнее подвиг, которым является вся жизнь героя. Во время Великой Отечественной войны Соколов попадает в немецкий плен.

Обратите внимание

Во время боя герой решает совершить почти невозможное – прорваться сквозь заслон врага и доставить нашим войскам снаряды. Важно, что в ту минуту он не думал о своей жизни, об опасности, которая ему грозит.

Читайте также:  Образ города калинов в пьесе «гроза» (островский)

Соколов знал лишь одно: он должен сделать все, что в его силах, ведь там, за фашистскими заслонами, погибают наши безоружные солдаты.

Однако план Соколова не удался – он попал в плен к фашистам. Но такова была сила характера героя, что и здесь он не упал духом, а сохранил спокойствие, чувство собственного достоинства, чувство юмора. Именно поэтому, когда молодой немецкий солдат приказал ему снять приглянувшиеся сапоги, Соколов снял еще и портянки, как бы издеваясь над фрицем.

Впервые в литературе Шолохов показывает нам ужасы, творившиеся в немецком плену. Писатель подчеркивает, что в нечеловеческих условиях многие люди теряли свое «человеческое лицо»: ради куска хлеба или сохранения жизни они шли на любое унижение, предательство, даже убийство. И тем выше, чище и сильнее представляется нам характер Соколова, его мысли и поступки.

Даже перед лицом смертельной опасности (кульминационный эпизод беседы героя с лагерфюррером Мюллером) он вел себя чрезвычайно достойно. Поведение Соколова вызвало уважение даже у врага, готового уничтожить строптивого русского солдата. Беседа этих людей закончилась признанием немцами (врагами!) несгибаемого характера советского солдата.

Знаменательно, что «противостояние» Соколова и Мюллера происходило в тот момент, когда шли бои под Сталинградом. И нравственная победа русского стала как бы символом победы советских войск.

После окончания войны герой рассказа в полной мере испытал на себе ее отголоски: он узнал, что пока воевал, потерял жену, дочь, сына. Все надежды Соколова на счастливую семейную жизнь, все то, что было его опорой и поддержкой, исчезло. Он остался один – полностью опустошенный, потерявший смысл жизни.

И лишь счастливая случайность — встреча с сиротой Ванюшей – не позволила Соколову полностью опуститься, погибнуть. Этот мальчик стал для героя сыном, его смыслом жизни.

Важно

С помощью различных художественных приемов – портрета, рассказа-исповеди, речевой характеристики – писатель максимально полно раскрывает перед нами характер своего героя – простого русского человека, прекрасного и величественного, сильного и полного чувства собственного достоинства.

На долю Андрея Соколова выпали страшные испытания, судьбу его в полном правом можно назвать трагической, однако мы невольно восхищаемся этим характером. Соколова не смогли сломить ни война, ни гибель близких. Он нашел смысл своей жизни – в том, чтобы помочь другому живому существу.

Шолохов подчеркивает, что гуманизм, наряду со стойкостью и чувством собственного достоинства, – коренные черты русского характера. Именно поэтому русский народ победил немцев в той страшной и великой войне.

Рассказ «Судьба человека», название которого, с одной стороны, еще раз убеждает нас в типичности характера Соколова, а с другой – подчеркивает величие этого героя, имеющего все основания называться Человеком, дало толчок к возрождению в советской литературе классической традиции — внимания к судьбе «маленького человека», в полной мере достойного уважения.

Сочинения по теме:

  • Величайшее произведение М. Шолохова «Судьба человека» сочинение
  • Героизм главного героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека» сочинение
  • Образ главного героя в рассказе М. Шолохова «Судьба человека» сочинение
  • Сильный характер главного героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека» сочинение

Источник: http://1soch.ru/sholohov-ma/sudba-cheloveka/tematika-i-glubokiy-smysl-rasskaza-m-sholohova

Сочинение: В чем смысл названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»?

Рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба че­ловека» был написан в середине пятидесятых годов двадцато­го столетия. Это было время пересмотра идеологических ус­тановок сталинской эпохи, когда в жестких ограничениях цензуры возникли некоторые послабления.

В частности, ста­ло возможным печатно говорить о людях, которые во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов оказались в плену у гитлеровцев. Раньше эти люди считались предателями и были ущемлены в своих гражданских правах.

Многие, вер­нувшись из плена на Родину, после фашистских концлагерей попадали в сталинские, где условия, по свидетельствам пере­живших репрессии, были еще хуже, чем в фашистских. Типи­ческая судьба таких людей была показана Шолоховым в обра­зе Андрея Соколова.

Помимо обращения к запретной прежде теме, в рассказе Шолохова «Судьба человека» есть и другие признаки, отлича­ющие его от шаблонных произведений советской литературы о войне. В них принято было подчеркивать самоотвержен­ность советских воинов, сознательно идущих на подвиг во

имя социалистической Родины и ее вождя Сталина. Иными словами, непременным условием для писателей было изобра­жение героического характера в плакатном духе.

А Андрей Соколов, несмотря на участие в молодые годы в гражданской войне, человек совершенно аполитичный, вполне равнодуш­ный к «великим социалистическим свершениям» и тому по­добной агитационной трескотне. Его патриотизм — чисто рус­ский, в нем почти незаметно «советское» влияние (разве что в Бога не верует).

До войны он простой шофер, занятый исклю­чительно семейной жизнью и общением с друзьями, не прочь выпить. Когда начинается война, Андрей Соколов не торопит­ся отправиться добровольцем на фронт, что также было стан­дартом для плакатных героев советской литературы.

Совет

Но когда получает повестку, то воспринимает ее как должное и отправ­ляется на войну с той же спокойной уверенностью в необходи­мости этого, как прежде выполнял свой служебный долг на работе.

В то же время на фронте он проявляет незаурядное мужество, а когда вынужденно попадает в плен, то встречает своих смертельных врагов в ожидании пули лицом к лицу. Его смелость не показная, а естественная, что присуща была мно­гим русским людям. В первые дни плена он совершает еще один мужественный поступок: собственными руками уничто­жает предателя, который собирался выдать своего командира на казнь гитлеровцам.

Несмотря на всю кажущуюся безыскусность и правдивость рассказа Шолохова «Судьба человека», заметны в нем и некая фальшь, человеческая и художественная неправда. По мень­шей мере, неполнота, недоговоренность.

К примеру, есть в рассказе щекотливый эпизод, на кото­ром автор умело не заостряет внимание читателя. Это служ­ба Андрея Соколова в фашистской армии. Из концлагеря во­еннопленный попадает в шоферы немецкого майора. Носит немецкую форму. Не объяснено автором, как это возможно, если он не знает немецкого языка.

Известно, что в конце вой­ны у гитлеровцев катастрофически не хватало солдат и они вынуждены были к каким-то второстепенным, не ответ­ственным должностям подпускать пленных. Но чтобы совет­ского военнопленного держали не в тылу, а в действующей армии?.. Очень сомнительно, чтобы такое могло происхо­дить в действительности.

Вряд ли немцы были настолько доверчивы, чтобы не подозревать русского в стремлении при первом удобном случае отомстить за побои, унижения, не­посильный труд.

Героический переход линии фронта с пленным фрицем и ценными документами — только это дало возможность Соко­лову избежать фильтрационного, а то и концентрационного лагеря.

В принципе он остался, с точки зрения советской вла­сти тех лет, изменником Родины: ведь Андрей Соколов служил в вермахте.

Обратите внимание

Правда, он искупил свою вину смелым поступком, и всё же судьба шолоховского героя в этом отношении оказа­лась нетипичной, просто исключительной — счастливее, чем у сотен тысяч других советских военнопленных: ему не при­шлось из немецкой неволи попасть в родную советскую.

Подводя итог анализу рассказа Шолохова «Судьба челове­ка», можно сделать вывод, что для своего времени это было во многом правдивое изображение русского национального ха­рактера, но в условиях господства коммунистической идеоло­гии сказать всю правду о судьбах советских военнопленных писателю не удалось.

На этой странице искали :

  • в чем смысл названия рассказа судьба человека
  • смысл названия судьба человека
  • в чем смысл названия рассказа шолохова судьба человека
  • смысл названия рассказа шолохова судьба человека
  • в чем смысл названия рассказа м а шолохова судьба человека

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-v-chem-smysl-nazvaniya-rasskaza-m-a-sholoxova-sudba-cheloveka.html

Анализ финала рассказа м. а. шолохова «судьба человека»

АНАЛИЗ ФИНАЛА РАССКАЗА М. А. ШОЛОХОВА. «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление ак­тивно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества», — говорил М. А. Шолохов.

Стремясь достичь поставленной цели, пи­сатель с мастерством настоящего психолога проникает в самые глу­бины человеческой души, создает правдивые образы сильных духом людей, мужающих в суровых испытаниях на самых крутых поворо­тах истории.

Именно в гармоничном слиянии жизненной правды и художественного мастерства заключается, по-видимому, источник неотразимого, сильного воздействия его произведений на читателей.

В рассказе Шолохова «Судьба человека» представлена, на пер­вый взгляд, обычная история простого русского человека, прошед­шего через многочисленные трудности и испытания военного вре­мени и вышедшего победителем не только в войне, но и в собствен­ной судьбе.

Жизнь главного героя — Андрея Соколова — ничем не отличается от жизни сотен тысяч русских солдат, ценой тяжелых утрат и трагических лишений отстоявших свою родину, утвердив­ших великое право на жизнь, на свободу и независимость страны и народа.

Но именно в типичности, в глубокой народности образа ге­роя Шолохова и заключается основной смысл всего произведения, прозвучавшего на весь мир настоящим гимном всепобеждающей силе человеческого духа.

Андрей Соколов не просто честно и преданно воевал за родину. Он прошел через страшные испытания — ад фашистского плена, потерю друзей, близких, семьи.

С великим состраданием описыва­ет автор все, что пришлось вынести его герою, те великие испыта­ния, которые преодолел весь советский народ. Но писатель вовсе не воспевает жертвенность русских людей, он противопоставляет ей волю, мужество, героизм сопротивления.

Важно

Все эти качества заклю­чены в образе главного героя, чья судьба не отделима от судьбы на­рода, который каждый день находится рядом со смертью и все-таки остается в живых.

Остается благодаря именно этой неистребимой силе, мужеству, воле и героизму, благодаря тому, что, несмотря на все испытания, сумел сохранить главное — отзывчивую, чуткую душу, собственное достоинство, честь, доброту и милосердие.

«Немецкий снаряд попал в ствол старого дуба, росшего на бере­гу безымянной речушки. Рваная, зияющая пробоина иссушила под­дерева, но вторая половина, пригнутая разрывом к воде, весною дивно ожила и покрылась свежей листвой.

И до сегодняшнего дня, наверное, нижние ветви искалеченного дуба купаются в текучей воде, а верхние все еще жадно протягивают к солнцу точеные, ту­гие листья…» Этот глубоко символический образ искалеченного, но не сломленного дуба проходит через все творчество писателя.

Он воп­лощается в героях его произведений, наделенных богатым и цель­ным внутренним миром, стремящихся к добру и справедливости, стойко переносящих лишения, невзгоды, жизненные трудности. Та­ков и герой рассказа «Судьба человека».

Андрей Соколов — как тот несгибаемый дуб, тянущийся к солнцу, продолжающий жить и да­ющий жизнь молодой поросли. Эта мысль о всепобеждающей силе человеческой души, русской души, проходит через все произведе­ние Шолохова, но особенно ярко она выражена в финале рассказа.

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чу­жие края военным ураганом невиданной силы». Один — поседев­ший раньше времени солдат, потерявший жену, дочерей, сына, ис­пытавший на себе все ужасы военного времени, несущий в своей душе неизлечимые кровоточащие раны, нанесенные этой беспощадной вой­ной.

«Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сы­нишку.

А тут еще одна беда: почти каждую ночь своих покойников дорогих во сне вижу… И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью про­снусь, и вся подушка мокрая от слез».

Ни слова, ни упрека, ни вида страдания — лишь эти мужские слезы по ночам, когда спит созна­ние, но не может уснуть сердце.

Что осталось в жизни у этого сол­дата? Ради чего он продолжает жить? Ради чего, потеряв работу, бредет в поисках новой? Что есть у него? Что было? Уже в молодос­ти, после гражданской войны, «родни — хоть шаром покати, — нигде, никого, ни одной души». Женился на сиротке.

Совет

Судьба не баловала этого человека, но он все же переборол ее, построил скромное счас­тье своими руками, честным трудом. И все отняла новая война: жену, детей, любовь, счастье. Суровая судьба не оставила солдату даже пристанища на земле. На месте, где стоял его дом, дом, построен­ный его собственными руками, теперь — воронка от немецкой бом­бы. Грустные, тяжелые мысли роятся в голове старого солдата: «Иной раз не спишь ночью и думаешь: “За что ж ты, жизнь, меня так по­калечила?”». И не находит он ответа на свои вопросы «ни в темноте, ни при ясном солнышке».

Читайте также:  Маленький человек в романе достоевского «преступление и наказание»

И все-таки, даже оставшись один на всем белом свете, этот чело­век не чувствует одиночества. Он сохранил в своей душе любовь к людям, теплоту, жажду жизни.

И все свое душевное тепло, всю свою богатую, чуткую, любящую душу отдал сиротке Ванюше, заменив мальчонке отца.

Беспомощный, еще только начавший жить, но уже с избытком хлебнувший горя, ребенок стал новой целью в жизни солдата, он стал человеком, ради которого стоит жить.

Ваня искренне тянется к Соколову, еще до разговора с ним, в душе стремится найти в этом сильном мужчине своего отца.

А ког­да тот подтвердил его надежды, он кинулся ему на шею, «целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке слышно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» Не могло в эту минуту не дрогнуть сердце солдата: «У меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся…»

Соединяя этих двух одиноких осиротевших людей, автор под­черкивает мысль об обновлении человека после войны.

Мысль о том, что русский человек, несмотря ни на какие беды и страдания, вы­павшие на его пути, никогда не утратит своей связи с людьми, най­дет в жизни цель, будет жить, борються, трудиться.

Обратите внимание

И своим при­мером возрождать к жизни души окружающих его людей, таких же одиноких, прс-шедших через годы испытаний и потерь.

В заключительных строчках произведения наиболее отчетливо звучит глубокая вера Шолохова в русский народ, в его разум, бла­городство, силу. А еще — вера в его будущее.

Соколов берет на себя ответственность за судьбу Ванюши, тем самым открывая будущее — для себя, для этого маленького мальчика, для всего народа.

«И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, по­взрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина».

Жизнь продолжается, человек снова и снова «восстает из пепла» страданий и потерь, снова верит, надеется, строит, идет вперед, хоть и продолжает нести в своей душе трагизм пережитого.

Перед взо­ром людей, испытавших на себе все тяготы войны, еще долго будут проходить кошмары бесчеловечия, их возмущенная совесть никог­да не успокоится.

Да это и естественно — ведь забвение пережитого миллионами людей было бы преступлением против прошлого, про­тив памяти народа, против всей истории. И все же жизнь неистре­бима — эту мысль уверенно утверждает Шолохов в рассказе «Судь­ба человека».

И жить нужно ради будущих поколений, ради таких вот Ванюшек, хранящих в своих детских сердцах веру и любовь. А они способны сделать многое. «Тут главное — уметь вовремя отвер­нуться. Тут самое главное — не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза».

Источник: https://www.prepodka.net/analiz-finala-rasskaza-m-a-sholohova-sud-ba-cheloveka/

Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека»

Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.

Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова.

Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера.

Важно

Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души.

Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь.

Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу.

Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».

Обратите внимание

Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом.

М.А.

Шолохов называл произведение «Судьба человека», не указывая, что повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое: жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Так из рассказа о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование о судьбе всего человечества, когда каждый ответственен перед собой и другими за свою жизнь.

Название шолоховского рассказа многозначно: оно указывает на нравственную сущность Андрея Соколова: из обычного шофера, женившегося на Иринке, заимевшего троих детей, пережившего плен, когда «смерть мимо…прошла, только холодком от нее потянуло…» он становится человеком, усыновившим Ваню, и теперь Соколов боится за свою жизнь (вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…»), так как теперь он ответствен за маленького мальчика.

Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни.

Совет

Таким образом, название шолоховского рассказа «Судьба человека» поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития.

Источник: http://vip-gdz.ru/smy-sl-nazvaniya-rasskaza-sholohova-sud-ba-cheloveka/

Смысл названия рассказа Шолохова «Судьба человека»

Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.

Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова.

Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера.

Важно

Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души.

Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь.

Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу.

Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».

Обратите внимание

Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом.

М.А.

Шолохов называл произведение «Судьба человека», не указывая, что повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое: жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Так из рассказа о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование о судьбе всего человечества, когда каждый ответственен перед собой и другими за свою жизнь.

Название шолоховского рассказа многозначно: оно указывает на нравственную сущность Андрея Соколова: из обычного шофера, женившегося на Иринке, заимевшего троих детей, пережившего плен, когда «смерть мимо…прошла, только холодком от нее потянуло…» он становится человеком, усыновившим Ваню, и теперь Соколов боится за свою жизнь (вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…»), так как теперь он ответствен за маленького мальчика.

Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни.

Совет

Таким образом, название шолоховского рассказа «Судьба человека» поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития.

Билет 70

ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ

ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ,условное название периода литературы Советского Союза 1950-х– начала 1960-х. Смерть Сталина в 1953, ХХ (1956) и XXII (1961) съезды КПСС, осудившие «культ личности», смягчение цензурных и идеологических ограничений – эти события определили перемены, отраженные в творчестве писателей и поэтов оттепели.

В начале 1950-х на страницах литературных журналов стали появляться статьи и произведения, сыгравшие роль возбудителя общественного мнения. Острую полемику среди читателей и критиков вызвала повесть Ильи Эренбурга Оттепель. Образы героев были даны в неожиданном ключе.

Главная героиня, расставаясь с близким человеком, директором завода, приверженцем советской идеологии, в его лице порывает с прошлым страны.

Помимо основной сюжетной линии, описывая судьбу двух живописцев, писатель ставит вопрос о праве художника быть независимым от любых установок.

Важно

В 1956 вышли роман Владимира Дудинцева Не хлебом единым и повести Павла Нилина Жестокость, Сергея Антонова Дело было в Пенькове.

В романе Дудинцева прослеживается трагический путь изобретателя в условиях бюрократической системы.

Главные герои повестей Нилина и Антонова привлекали живыми характерами, их искренним отношением к событиям вокруг себя, поисками собственной правды.

Наиболее яркие произведения этого периода были ориентированы на участие в решении злободневных для страны общественно-политических вопросов, о пересмотре роли личности в государстве. В обществе шел процесс освоения пространства открывшейся свободы. Большинство участников споров не отказывалось от социалистических идей.

Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, «офицерская проза», несла важное понимание правды о прошедшей войне.

Первым поднял эту тему, ставшую центральной в военной прозе 1950–1960, Виктор Некрасов в повести В окопах Сталинграда, вышедшей в 1946. Константин Симонов, служивший фронтовым журналистом, описал свои впечатления в трилогии Живые и мертвые (1959–1979).

В повестях писателей-фронтовиков Григория Бакланова Пядь земли (1959) и Мертвые сраму не имут (1961), Юрия Бондарева Батальоны просят огня (1957) и Последние залпы (1959), Константина Воробьева Убиты под Москвой (1963) на фоне подробного, без прикрас описания военной жизни впервые прозвучала тема осознанного личного выбора в ситуации между жизнью и смертью. Знание фронтовой жизни и опыт выживания в лагерях легли в основу творчества Александра Солженицына, подвергшего советский режим наиболее последовательной критике.

Большую роль в процессе «потепления» играли выпуски литературных альманахов и периодических изданий – разнообразных литературных журналов. Именно они наиболее живо реагировали на новые веяния, способствовали появлению новых имен, выводили из забытья авторов 1920–1930-х.

Совет

С 1950 по 1970 журнал «Новый мир» возглавлял А.Т.Твардовский. На посту главного редактора он способствовал появлению в журнале ярких и смелых публикаций, собирая вокруг себя лучших писателей и публицистов. «Новомирская проза» выносила на суд читателей серьезные общественные и нравственные проблемы.

В 1952 в «Новом мире» был опубликован цикл очерков Валентина Овечкина Районные будни, где впервые стала обсуждаться тема оптимального руководства сельским хозяйством. Дискутировалось, что лучше: волевое давление или предоставление сельским хозяйствам необходимой самостоятельности.

Эта публикация положила начало целому направлению в литературе – «деревенской прозе». Неторопливые размышления Деревенского дневника Ефима Дороша о судьбах сельских жителей соседствовали с нервной, наэлектризованной прозой Владимира Тендрякова – рассказы Ухабы, Поденка – век короткий.

Деревенская проза показывала мудрость крестьян, живущих с природой в одном ритме и чутко реагирующих на любую фальшь. Один из самых ярких впоследствии «деревенщиков», Федор Абрамов, начинал печататься в «Новом мире» как критик.

В 1954 была опубликована его статья Люди колхозной деревни в послевоенной прозе, где он призывал писать «только правду – прямую и нелицеприятную».

Билет 49

Источник: https://studopedia.net/1_47444_smisl-nazvaniya-rasskaza-sholohova-sudba-cheloveka.html

Ссылка на основную публикацию