Василий теркин, переправа, анализ главы

Конспект урока по литературе на тему: » Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»

Конспект урока по литературе

Предмет: русский язык <\p>

Ф.И.О. учителя русского языка и литературы: Газизова Анастасия Ильясовна <\p>

Учебник, по которому работает учитель «Литература, 8 класс» Г.И.Беленький

Тема урока: «Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа».

Цель: познакомить учащихся с жанровым новаторством поэмы, приступить к анализу глав.

Задачи: <\p>

Обучающие: <\p>

  1. Познакомить с идейно-художественным своеобразием поэмы;

  2. Проанализировать главу «Переправа»;

Воспитательные: <\p>

  1. Активизировать интерес учащихся к чтению.

  2. Выявить и формировать нравственные убеждения школьников.

  3. Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответа товарища.

Развивающие: <\p>

  1. Содействовать развитию разных видов памяти при организации зрительного и слухового восприятия художественного текста.

  2. Развивать устную озвученную речь учащихся, через устные ответы.

  3. Развивать навыки озвученного выразительного чтения.

Литература: Литература, 8 класс Г.И.Беленький

План урока:

1.Организационный момент.

2. Чтение отрывка из поэмы наизусть

3. Подготовка к первичному восприятию текста

4. Анализ главы «Переправа»

5. Объяснение домашнего задания

2 минуты

21 минута

7 минут

13 минут

2 минуты

Методическое обоснование: данный урок входит в систему уроков по творчеству А.Т.Твардовского. На первом этапе урока учащиеся наизусть читают отрывок из поэмы «Василий Теркин», это позволяет развивать память и воспитывать уважение к друг другу через организацию слушания ответа товарищей.

Следующим этапом идет рассказ учителя о жанровом и художественном своеобразии поэмы, это позволяет учащимся понять особенности поэмы. На этапе анализа главы «Переправа» учащиеся развивают мышление и учатся вежливо слушать друг друга и учителя.

После чего объясняется домашнее задание и подводится итог урока.

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Здравствуйте, ребята. Мы с вам продолжаем изучать поэму А.Т.Твардовского «Василий Теркин» Сегодня на уроке мы послушаем ваше чтение отрывков из поэмы наизусть и проанализируем главу «Переправа». А также, я расскажу вам о жанрово-стилевых и сюжетно-композиционных особенностях поэмы.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Чтение наизусть отрывков из поэмы

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Обратите внимание

Прежде чем перейти к анализу главы «Переправа», давайте проверим ваше домашнее задание. Дома вы должны были выучить наизусть отрывок из поэмы. Сейчас по очереди будем его рассказывать. Не забывайте, что мы должны рассказывать отрывок выразительно.

Если вы расскажете его без ошибок, то получите «5», если несколько раз собьетесь, то получите «4», если будете часто сбиваться и забывать текст поэмы, то я поставлю вам «3», ну а тем, кто вообще не выучил, я поставлю «2».

Когда один человек будет читать наизусть отрывок, все остальные должны слушать его внимательно и не создавать шум в классе.

Итак, начинаем выразительное чтение отрывков из поэмы. Кто хочет пойти отвечать первым?

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Выразительное озвученное чтение.

Подготовка к первичному восприятию текста

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово.

Поэма «Василий Теркин» — произведение новаторское по своим жанрово-стилевым и сюжетно-композиционным особенностям. Поэма Твардовского имеет так называемый «свободный сюжет». «Эта книга про бойца/Без начала и конца» — так характеризует свое произведение Твардовский в стихотворном вступлении «от автора».

Первая глава – «На перевале» — начинается с шутливого монолога, насыщенного шутками-прибаутками, показывающего умение героя приспособиться к любой ситуации, расположить к себе окружающих, поднять настроение в трудную минуту.

Затем Теркин рисуется в деле других глав. Так рождается структурный принцип внутренней завершённости каждой беседы – главы. Поэма состоит из 25 внутренне законченных глав. Законченность поэме придают объективно-исторические хронологические рамки: все события происходят в период Великой Отечественной войны.

Над поэмой Твардовский работал на протяжении всей войны. По мере работы образ героя укрупнялся, типизировался. Содержание и форма поэмы поистине народны. Поэтому и стала поэма значительным произведением не только военной, но и всей русской литературы второй половины XX века.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Анализ главы «Переправа»

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Важно

Ребята, давайте сейчас вслух прочитаем главу «Переправа». Я начну читать, а потом попрошу кого-нибудь из вас продолжить, так что следим все внимательно за текстом, потому что я могу попросить читать любого из вас.

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, беседа, эвристическая беседа.

Давайте теперь обсудим эту главу.

— На какие части разделяют главу слова «Переправа, переправа…» подобные рефрену?

— Каким настроением проникнута каждая часть главы? С какой интонацией следует каждый раз читать эти слова?

— Как изображены молодые солдаты? Почему поэт сравнивает их с отцами и воинами прошлых веков?

— Каким предстает в этой главе перед читателями Василий Теркин?

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Чтение.

Примерные ответы учеников:

— Слова «Переправа, переправа…» звучат как «вздох-возглас». Они делят главу на 3 части.

— Первая часть главы связана с драматическими переживаниями, картина окрашена в грустные, скорбные тона. Во второй части поэт передает чувство горечи утраты. В третей – картины гибелей товарищей, незабываемой грусти.

— Поэт видит, что в ратном труде его современников воплощены славные традиции красноармейцев гражданской войны, традиции воинов прошедших столетий. <\p>

— В первой главе Василий Теркин предстает как человек решительных, храбрый и выносливый; уже в этой главе он проявляет свой задорный характер.

Объяснение домашнего задания

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, инструктирующее слово.

Ребята, ваше задание – дома прочитать главы «О награде», «Гармонь», «Два бойца», «Кто стрелял». Открываем дневники и записываем задание.

Слушание (глобальное, нерефлексивное, некритическое, информативное).

Итог урока

Метод, прием: слово учителя, ведущее слово, обобщающее слово.

Итак, ребята, сегодня на уроке мы с вами выразительно прочитали наизусть отрывок из главы «Переправа», а также проанализировали ее. Дома вы прочитаете дальше главы из поэмы, и мы продолжим их анализ. Спасибо за урок.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-vasiliy-terkin-ideynohudozhestvennoe-svoeobrazie-poemi-analiz-glavi-pereprava-2448183.html

Василий Теркин. Анализ главы «П… — Школьные Знания.com

  • Василий Теркин. Анализ главы «П… — Школьные Знания.com

    Теркин — опытный солдат. В главе «Переправа» он совершает подвиг: выполняя важное поручение, Теркин под огнем неприятеля прорвался на берег вместе со взводом, а оттуда, в одиночку, вплавь, на другой берег.

  • Василий Теркин: 04. Переправа — Твардовский А. Т.

    Литературные статьи. Анализ стихотворений.

  • Глава «Переправа» из поэмы «Василий Теркин» — Единственное…

    Если Вам понравилось сочинение на тему: Глава «Переправа» из поэмы «Василий Теркин», тогда разместите ссылку на произведение в вашей социальной сети или блоге, и поделитесь текстом с друзьями.

  • Анализ поэмы «Василий Теркин» А. Т.Твардовского — Отличное…

    Анализ поэмы «Василий Теркин» А. Т.Твардовского. Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в семье простого крестьянина.

  • Ответы@Mail.Ru: …главы Переправа из поэмы Василий Теркин.

    ••• помогите сделать анализ главы Переправа из поэмы Василий Теркин. George Iceman Ученик (117), закрыт 1 год назад.

  • А. Твардовский. Василий Теркин: Переправа

    Переправа, переправа! Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда… Кому память, кому слава, Кому темная вода, — Ни приметы, ни следа.

  • Твардовский, Анализ произведения Василий Тёркин, План…

    2. Переправа. 3. Раненый Теркин попадает в медсанбат. 4. Рассуждение героя о возвращении домой. 5. Сопоставление героя поэмы с ветераном прошлой войны.

  • Анализ поэмы «Василий Теркин» Твардовского А.Т.

    Анализ поэмы «Теркин на том свете» Твардовского А.Т.

  • Доклад о василии тёркине. Василий Теркин Переправа анализ….

    Так и уходит Василий Теркин сквозь все стихии мира в бой, в будущее, в духовную историю нашего общества. Список литературы Доклад о василии тёркине. Василий Теркин Переправа анализ. Итоговый урок по изучению поэмы Василий Тёркин.

  • Анализ поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»…

    Главная » Статьи » Анализ Стихотворения » Твардовский.

  • Информация взята v3.kz

    Источник: http://www.vitalion.kz/sitemap.php?page=afec69e589d154a08b65e4a5c1cca3be&search=%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D1%82%D1%91%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD

    Анализ главы переправа из поэмы василий теркин — помогите сделать анализ главы Переправа из поэмы Василий Теркин. — 22 ответа

    

    В разделе Литература на вопрос помогите сделать анализ главы Переправа из поэмы Василий Теркин. заданный автором George Iceman лучший ответ это Теркин — опытный солдат.

    В главе «Переправа» он совершает подвиг: выполняя важное поручение, Теркин под огнем неприятеля прорвался на берег вместе со взводом, а оттуда, в одиночку, вплавь, на другой берег. А в какие условия? Холодный ноябрь, преддверие зимы-матушки, ледяная вода.

    И вот тело солдата растирают спиртом — очень замерз Василий, но чувства юмора не теряет и с хитрецой спрашивает доктора: — Доктор, доктор, а нельзя ли Изнутри прогреться мне,

    Чтоб не все на кожу тратить?

    Ответ от Евгения Тихонова[новичек]Сама думай
    Ответ от Невролог[активный]Это стихотворение о войне, автор показывает ее от начала до конца. Некоторые истории Теркина рассказывают о реальных победах, а некоторые о тяжелых поражениях.

    Так например и в его стихотворении «Переправа» В ней герой приявляет мужество. в 1939 писатель был призван в красную армию. Центральным образом является Василий Теркин- обыкновенный солдат.

    Теркин — солдат. Он вместе со взводом прорвался на берег, в холодный ноябрь, через ледяную воду.

    Каждая глава является самостоятельным произведением. В написании этого произведения автор проявил полную свободу.

    Ответ от Приспособленчество[новичек]Теркин
    Ответ от Проспиртовать[активный]Одной из наиболее ярких и запоминающихся в поэме является глава «Переправа». А. Т. Твардовский рисует в ней один из эпизодов войны, подчеркивает богатые традиции славных подвигов русских воинов — защитников родной земли: «Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым русский труженик-солдатПереправа — тяжелое испытание силы, выносливости. Мужества. Символами этого испытания является и рев воды, и жухлый лед. И чужая ночь, и неподступный лес, «берег правый, как стена». Все эти образы природного мира оказываются враждебными по отношению к человеку. А. Т. Твардовский в поэме не приукрашивает действительность, не скрывает жертв и неудач, а изображает военные действия и потери во всей ужасающей и трагической правде: «Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно…». Повтор усиливает глубину переживаемой автором трагедии, показывает масштабы «кровавого следа». Горечь потерь усиливает картина, где изображаются мертвые лица, на которых не тает снег. Этот фрагмент поэмы не лишен натурализма. Далее автор упоминает о том, что погибшим еще выписывается паек, а написанные ими старые письма идут по почте домой. Эти детали также подчеркивают невос-полнимость утраты. Масштабы трагедии укрупняются при помощи топонимики: «Из Рязани, из Казани, Из Сибири, из Москвы — Спят бойцы. Свое сказали И уже навек правы».В главе «Переправа» Василий Теркин чудом остается жив да и еще приносит радостную весть о том, что первый взвод, успевший переправиться на правый берег, жив.

    Глава заканчивается емким и лаконичным обобщением: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».

    Источник: https://22oa.ru/analiz-glavy-pereprava-iz-poemy-vasiliy-terkin/

    Поэма «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины. Анализ главы «Переправа» — презентация

    1 Поэма «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Тема большой и малой Родины. Анализ главы «Переправа» <\p>

    2 Родился 8 июня (21 н.с.) в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца, человека грамотного и даже начитанного, в чьем доме книга не была редкостью. Первое знакомство с Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым состоялось дома, когда зимними вечерами читались вслух эти книги. Стихи начал писать очень рано. Учился в сельской школе. В четырнадцать лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны.Тогда он отважился послать и стихи. Исаковский, работавший в редакции газеты « Рабочий путь», принял юного поэта, помог ему сформироваться как поэту. В 1930 он поступил в педагогический институт, но с третьего курса ушел, доучился уже в Московском институте истории, философии и литературы. Произведения Твардовского печатались в , но сам он считал, что только с поэмы о коллективизации «Страна Муравия» (1936) начинается его литературная деятельность. Выход этой книги изменила жизнь поэта: он переехал в Москву, окончил МИФЛИ, выпустил книгу стихов «Сельская хроника». В 1933 поэт был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты. Во время ВОВ была создана поэма «Василий Теркин» ( )- яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. В 1946 появилась поэма «Дом у дороги». В была написана поэма «За далью-даль» и в «По праву памяти», где рассказана правда о судьбе отца поэта, ставшего жертвой коллективизации. В 1947 была опубликована книга о минувшей войне «Родина и чужбина». Многие годы Твардовский был главным редактором газеты «Новый мир». 18 декабря 1971 поэт скончался после тяжелой болезни. <\p>

    Читайте также:  Краткое содержание повести «а зори здесь тихие» (б. васильев)

    3 А.Т.Твардовский -военный корреспондент (в центре) <\p>

    4 История создания поэмы Впервые имя Теркина появилось в газете «На страже родины» от 18 декабря 1939 как «корреспондента» юмористического отдела газеты «Прямой наводкой». По замыслу литературной группы этой газеты(Н.Тихонова, А.Твардовского, В.Саянова и др.),Вася Теркин должен был явиться неким политическим воспитателем бойцов. Средством воспитания была сатира.5 января 1940г появилось стихотворение Твардовского «Василий Теркин», в котором была дана биография и характеристика бывалого солдата, «необыкновенного» сказочного героя, чудо- богатыря Васи Теркина- удачливого и веселого героя. Основным автором Теркина стал красноармейский поэт Н.Щербаков. Очень скоро инициативу подхватили читатели, главным образом, рядовые бойцы: вокруг Теркина стал создаваться фольклор. 4 сентября 1942 г газета «Красноармейская правда» сообщила: Александр Твардовский написал новую поэму «Василий Теркин».Сегодня мы начинаем печатать эту поэму. В этой новой поэме поэт представил своего героя в новом свете. Он стремился раскрыть богатое внутреннее содержание Теркина, большую жизнь фронта, как она отразилась в характере и в поведении советских бойцов, поэтому прежде чем первые главы увидели свет, замысел поэмы неоднократно изменялся. « Теркин» должен был явиться таким произведением, которое было бы и своеобразной художественной летописью войны, и ее хроникой, и повествованием о судьбах народа. Несколько раз автор хотел завершить свою поэму. Но война не была окончена! Твардовский получал многочисленные письма фронтовиков, которые настойчиво просили поэта продолжать поэму, предлагая ему различные варианты этого продолжения, исключающие, однако, возможность смерти Теркина. По мере продолжения «Книги про бойца» и углубления работы над ней поэт приходил к все большему пониманию того, что первоначальный замысел поэмы как произведения, в котором он намеревался изобразить отдельные эпизоды из фронтовой «биографии» солдата, во многом изменяется: сюжет поэмы становится более всеобъемлющим. Во второй части автор стремился главным образом к широкому охвату событий ВОВ, отражению пафоса борьбы народа в целом, решительно отказавшись от «соблазна сюжетности». В 1946 г вышли в свет одновременно три полных издания поэмы. Эта редакция в основном стала окончательной. Впервые имя Теркина появилось в газете «На страже родины» от 18 декабря 1939 как «корреспондента» юмористического отдела газеты «Прямой наводкой». По замыслу литературной группы этой газеты(Н.Тихонова, А.Твардовского, В.Саянова и др.),Вася Теркин должен был явиться неким политическим воспитателем бойцов. Средством воспитания была сатира.5 января 1940г появилось стихотворение Твардовского «Василий Теркин», в котором была дана биография и характеристика бывалого солдата, «необыкновенного» сказочного героя, чудо- богатыря Васи Теркина- удачливого и веселого героя. Основным автором Теркина стал красноармейский поэт Н.Щербаков. Очень скоро инициативу подхватили читатели, главным образом, рядовые бойцы: вокруг Теркина стал создаваться фольклор. 4 сентября 1942 г газета «Красноармейская правда» сообщила: Александр Твардовский написал новую поэму «Василий Теркин».Сегодня мы начинаем печатать эту поэму. В этой новой поэме поэт представил своего героя в новом свете. Он стремился раскрыть богатое внутреннее содержание Теркина, большую жизнь фронта, как она отразилась в характере и в поведении советских бойцов, поэтому прежде чем первые главы увидели свет, замысел поэмы неоднократно изменялся. « Теркин» должен был явиться таким произведением, которое было бы и своеобразной художественной летописью войны, и ее хроникой, и повествованием о судьбах народа. Несколько раз автор хотел завершить свою поэму. Но война не была окончена! Твардовский получал многочисленные письма фронтовиков, которые настойчиво просили поэта продолжать поэму, предлагая ему различные варианты этого продолжения, исключающие, однако, возможность смерти Теркина. По мере продолжения «Книги про бойца» и углубления работы над ней поэт приходил к все большему пониманию того, что первоначальный замысел поэмы как произведения, в котором он намеревался изобразить отдельные эпизоды из фронтовой «биографии» солдата, во многом изменяется: сюжет поэмы становится более всеобъемлющим. Во второй части автор стремился главным образом к широкому охвату событий ВОВ, отражению пафоса борьбы народа в целом, решительно отказавшись от «соблазна сюжетности». В 1946 г вышли в свет одновременно три полных издания поэмы. Эта редакция в основном стала окончательной. <\p>

    Совет

    5 1. Поэма «Василий Теркин»,пожалуй, самое известное, самое популярное произведение Твардовского, которое высоко оценивали люди самых разных политических и эстетических взглядов. Даже И.А. Бунин, резко негативно относившийся ко всему советскому, восторженно отозвался о поэме: «Это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык- ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно- пошлого, слова. Возможно, что он останется автором только одной такой книги, начнет повторяться, писать хуже, но даже и это можно будет простить ему за «Теркин а». <\p>

    6 Сам Твардовский так рассказывает о творческой истории своей поэмы: «Василий Теркин… известен читателю, в первую очередь армейскому, с 1942 г.Но Вася Теркин был известен еще с годов – с периода финской кампании. Как-то, обсуждая совместно с работниками редакции задачи и характер нашей работы в военной газете, мы решили, что нужно завести что- нибудь «уголка юмора» или еженедельного коллективного фельетона, где были бы стихи и картинки…И вот мы, литераторы, работавшие в редакции «На страже Родины», решили изобразить персонаж, которых выступал бы в сериях занятных картинок, снабженных стихотворными подписями. Это должен был быть некий веселый, удачливый боец, фигура условная, лубочная…Кто-то предложил назвать нашего героя Васей Теркиным, именно Васей, а не Василием. Были предложения назвать Ваней, Федей, еще как-то, но остановились на Васе. Так зародилось это имя…Перед весной 1942г я приехал Москву и, заглянув в свои тетрадки, вдруг решил оживить Василия Теркина. Перемещение героя из обстановки финской кампании обстановку фронта ВОВ сообщило ему совсем иное, чем в первоначальном замысле, значение». Изменился не только герой поэмы- другим стал ее характер, ее содержание, философия, форма: композиция, жанр, сюжет. Главной темой стали Родина и народ, народ на войне. «Книга про бойца» — такой подзаголовок дал автор своей поэме. <\p>

    7 …Тёркин тот, который На войне лихой солдат, на гулянье гость Не лишний, На работе –хоть куда… А. Твардовский <\p>

    8 <\p>

    9 ПЕРЕПРАВА, ПЕРЕПРАВА…. <\p>

    10 <\p>

    11 …Отдышись, покушай плотно, закури и в ус не дуй… <\p>

    12 Только взял боец трёхрядку, Сразу видно- гармонист. Для началу, для порядку Кинул пальцы сверху вниз… <\p>

    13 Плясуны на пару пара С места кинулися вдруг. Задышал морозным паром, Разогрелся тесный круг. Эх, друг, кабы стук, Кабы вдруг- Мощёный круг! <\p>

    14 И сидят они по-братски За столом,плечо в плечо. Разговор ведут солдатский, Дружно спорят, горячо. (глава «Два солдата») <\p>

    15 2.Беседа по тексту поэмы. — Каков он, Василий Теркин, что мы узнаем о нем от автора?(автор: Теркин- кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный). -Какие качества сделали Теркина любимейшим героем читателей? (Теркин – яркая личность, жизнерадостная, добродушная русская натура, соединивший в себе душевность и благородство, остроумие и веселость, простоту, сметливость и мудрость с выдержкой и терпением, здравым смыслом, жизнестойкостью, смелостью, с чувством воинского долга, ответственностью, скромностью. Основа всех этих качеств – искренний патриотизм.) — Подберите эпизоды, в которых раскрываются эти качества героя. -О чем говорит фамилия героя? («Теркин»- значит тертый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тертый калач». «Жизнью тертый человек», — определяет его автор. В то же время фамилия звучит простонародно, коротко, ярко.) -Как развивается характер Теркина? (В первых главах Теркин – балагур, глядя на него, всем становится легче. Веселость Теркина маскирует его переживания- так ему легче самому и так он поддерживает других. Теркин испытывает и боль, и горечь, и досаду, которая он может скрывать за шуткой, может порой откровенно плакать.) -Каковы отношения Автора и его героя? -Какова роль Автора в поэме? — Каково отношение Автора к читателям? <\p>

    16 Роль автора в поэме. Образ Автора появляется в лирических отступлениях, в специальных главах «От автора». В них Автор представляет Теркина своим другом, товарищем: «Не шутя, Василий Теркин,/ Подружились мы с тобой». Не случайно многие думали, что Теркин- реальный человек. Общая у автора и его героя «малая родина»- Твардовский сделал Теркина своим земляком, уроженцем Смоленщины. Война для героя и Автора становится битвой за родной дом. Представление о большой, общей Родине неотделимы от памяти о конкретных родных местах. Твардовский с необычайной теплотой и лиризмом пишет о своем герое: От Москвы до Сталинграда Неизменно ты со мной- Боль моя, моя отрада, Отдых мой и подвиг мой! Вся поэма пронизана авторским лиризмом. С читателем автор ведет свободный разговор, обращается к нему уважительно: «друг- читатель». Доверительный разговор Автора выступает посредником между героем и читателем. <\p>

    Обратите внимание

    17 «Василий Теркин» был, по признанию самого поэта, его лирикой и публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю. Можно сказать, что Автор и его герой прошагали дорогами войны рядом. Публикация первых глав началась в 1942 г после тяжелого летнего отступления наших войск к Волге и Северному Кавказу. Поэма была оперативной, реагировала на военные события. Печаталась она по главам, которые обладают относительной самостоятельностью, и в то же время поэма- целостное произведение. Три части поэмы соответствуют трем этапам положения на фронтах: начальное отступление, переломный этап после победы под Салинградом, победное наступление гг и полный разгром врага на его территории: одна из последних глав называется «По дороге на Берлин». Закончил Твардовский поэму синхронно с окончанием войны. <\p>

    18 Тест по произведению « Василий Тёркин» 1. Лейтмотивом главы «Переправа» являются слова: А) «Берег левый, берег правый»; Б) «Переправа, переправа!» В) «Кому память,кому слава». 2.Но уже идут ребята, На войне живут бойцы, Так когда-нибудь в двадцатом Их товарищи –отцы. Тем путём идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьём кремнёвым Русский труженик-солдат. В этих строках автор стремится: <\p>

    19 А)показать живучесть традиций русских воинов прошлых столетий. Б)Передать тяжесть пути; В)вспомнить старых солдат. 3.Мастерство разговорной речи в последней части главы «Переправа 4.проявляется в : А) диалоге солдат, стоящих в дозоре; Б) патетической тональности; В) правдивой картине войны. 4. Переправа, переправа! пушки бьют в кромешной мгле. Бой идёт святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле. Это строфа главы «Переправа»воспринимается как: А) описание тяжёлого боя; Б)напоминание о переправе; В) клятва, боевой призыв. <\p>

    20 5.В главе «О награде» Василий Тёркин предстаёт человеком: А) тщеславным; Б) простым, добрым, жизнерадостным. В) мечтающим о несбыточном. 6.Глава «Два солдата» по своему колориту приближается к: А)бытовой сказке; Б) балладе; В) очерку. 7.Рисуя образы героев в главе «Два солдата», автор использует: А) противопоставление; Б) сравнение; В) сопоставление. 8.Характер героя в главе «О награде» раскрывается в : А)монологе героя; Б) рассказе о нём кого-то из присутствующих; В) рассказе повествователя о нём. <\p>

    21 9Нынче мы в ответе За Россию, за народ И за всё на свете. От Ивана до Фомы, мёртвые ль, живые, Все мы вместе- это мы Тот народ, Россия. В этих строках главы «О войне» автор напоминает: А) об огромных потерях на войне; Б) о вине живых перед мёртвыми; В) о том, что судьба каждого человека неразрывно слита с судьбой его страны. <\p>

    Источник: http://www.myshared.ru/slide/816980/

    Анализ поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин», план

    «Василия Теркина» по праву считают одним из самых значи­тельных произведений литературы второй половины XX века.

    Поэма состоит из двадцати девяти глав. Каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много ли­рических отступлений. Ее содержание и форма близки к народ­ным. Она представляет собой сплав жанров лирики и эпоса.

    В ней есть все: юмор и патетика, зарисовки фронтового быта и герои­ческих сражений, непринужденная шутка и трагизм, высокое ораторство и народный язык. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца».

    Темой данного произведения является война. Автор пока­зывает ее от начала до конца.

    Важно

    За скупыми строками виден образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Произведение носит высокий идейный смысл.

    Близость к народному поэтическому языку, простота — все это делает поэму подлинно народным произведением.

    Не только бойцам на войне стало тепло от этих стихов, но и сейчас, спустя годы, они излучают неиссякаемую теплоту человечности.

    Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой про­являет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа».

    Описывая происходящее на войне, автор подчеркивает, что солдаты — не герои от рождения, они — молодые ребята. Неко­торые участвуют в военных событиях впервые, но на их лицах героизм.

    Автор подчеркивает, что подвиг этих молодых солдат является продолжением подвигов их отцов и дедов — воинов про­шлых столетий. Об участии Теркина в войне автор рассказывает в полушутливой форме. Он рассказывает про мечты Теркина о возвращении домой.

    Теркин мечтает о наградах, но проявляет скромность «нет, мне ордена не надо, я согласен на медаль». Он хочет произвести впечатление на девушек:

    …И девчонки на вечеркеПозабыли б всех ребят,Только слушали б девчонки,Как ремни на мне скрипят.

    В этой сцене Теркин выглядит жизнерадостным и простым. Но автор сменяет строки, полные юмора, на строки с описани­ем страшного боя:

    Страшный бой идет кровавый,Смертный бой не ради славы -Ради жизни на земле.

    Совет

    Этим автор показывает, что путь к счастью проходит через борьбу, единство судьбы народа с судьбой страны, и что счастье отдельного человека невозможно без счастья его народа. Теркин умеет поднять настроение солдат, он добивается того, чтобы они взглянули на мир другими глазами.

    Два танкиста в память об убитом командире дарят Теркину гармонь. Теркин играет веселую мелодию, и солдаты начинают плясать.

    Используя бытовые детали, автор раскрывает сложные по­нятия:

    Потерять кисет с махоркой,Если некому пошить -Я не спорю — тоже горько,Тяжело, но можно жить,Пережить беду-проруху,В кулаке держать табак.Но Россию, мать-старуху,Нам терять нельзя никак.

    Твардовский рассказывает и о любви. Материал с сайта //iEssay.ru Бойцы с нежностью вспо­минают своих матерей, жен, девушек, которые ждут их возвра­щения.

    Автор сетует на то, что Теркина на войну никто не прово­жал, но надеется на то, что его полюбит какая-нибудь девушка.

    К своему герою автор относится с любовью. В стихотворной форме выражается уверенность, что благодаря мужеству, силе и отважности таких солдат, как Василий Теркин, победа будет на нашей стороне.

    Подводя итоги, автор ярко и понятно обозначает свою цель:

    Я мечтал о сущем чуде:Чтоб от выдумки моейНа войне живущим людямБыло, может быть, теплей.

    План

    На этой странице материал по темам:

    • план сочинения по теме народный характер поэме твардовского василий теркин
    • а.т.твардовский план статьи учебника
    • анализ про тёркина
    • твардовский василий теркин план
    • Теркин победа

    <\p>

    Материал с сайта http://iEssay.ru

    Предыдущее Ещё по теме: Следующее
    Твардовский Александр Трифонович

    Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/t/tvardovskij/analizy/vasilij-tyorkin/analiz-poemy-a.-t.-tvardovskogo-vasilij-tyorkin-plan

    Анализ поэмы «Василий Теркин» А. Т. Твардовского

    Александр Трифонович Твардовский родился на Смоленщине в семье простого крестьянина. В 1939 году писатель призван в красную армию. Он работал военным корреспондентом. Здесь начинает складываться образ Васи Теркина – образ бывалого солдата, веселого, легкого человека. Но в 1942 году у Александра Трифоновича меняются взгляды на своего героя. Писателя уже не удовлетворяет веселый образ Васи Теркина. И в 1942 году появляется Василий Теркин. Первые главы были встречены восторженно.

    Очень интересна композиция произведения. В первой же главе автор сам рассказывает об особенностях своего творения:<\p>

    Словом, книга про бойца<\p>
    Без начала, без конца. Почему так – без начала? Потому, что сроку мало Начинать её сначала. Почему же без конца? Просто жалко молодца.

    Таким образом, каждая глава является самостоятельным произведением. В книге встречается много лирических отступлений. Целых четыре главы посвящены этому. В написании этого произведения автор проявил полную свободу. В выборе жанра тоже свобода. Это не поэма, а народная книга. Твардовский придумал всеобщий жанр и назвал его «книга про бойца». Темой данного произведения является война. Автор показывает её от начала до конца.<\p>
    Центральным образом является Василий Теркин. Автор постепенно создает портрет Василия. Теркин – обыкновенный солдат: Просто парень сам собой Он обыкновенный. ………………. Красотою наделен Не был он отменной. Не высок, не то чтоб мал, Но герой-героем. Характер Василия раскрывается постепенно. На протяжении всей книги автор показывает Теркина с разных сторон. Герой проявляет настоящее мужество и смелость в главе «Переправа». Теркин переплыл в воде, которая «даже рыбам холодна». Но все-таки У заберегов корку Ледяную обломав, Он, как он, Василий Теркин, Встал живой, — добрался вплавь. В этой главе мы видим, что Теркин очень веселый, и даже в трагические моменты юмор не покидает его: И с улыбкою неробкой Говорит тогда боец: -А еще нельзя ли стопку Потому как молодец? В главе «Теркин ранен» мы видим дерзкую браваду перед вражеским снарядом. Ухарской выходкой он поднимает боевой дух солдат: Сам стоит с воронкой рядом И у хлопцев на виду, Обратясь к тому снаряду, Справил малую нужду… В немецком дзоте его подстерегают опасности, но и здесь он шутит: -Нет, ребята, я не гордый, Не заглядывая вдаль, Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль. В главе «Два солдата» показан Теркин-труженик. Описана встреча двух солдат. Один старый, солдат первой мировой войны, а другой – молодой. В каждом деле Теркин мастер: он может починить часы, наладить пилу, играть на гармони. Василий уверен в победе: И сказал: -Побьем, отец… В главе «Поединок» автор применяет прием противопоставления. Василий Теркин противопоставляется немцу: Немец был силен и ловок, Ладно скроен, крепко сшит, ………………………. Сытый, бритый, береженый, Дармовым добром кормленный,… Наш же Василий намного слабей немца: Теркин знал, что в этой схватке Он слабей: не те харчи. Но все-таки Теркин не уклоняется от ударов и вступает в поединок с немцем. Василий его люто ненавидит. Осознание того, что вся страна за ним стоит, помогло нашему бойцу победить. В главе «Кто стрелял?» автор говорит о мужестве Теркина. Василий «не спрятался в окопчик, поминая всех родных», а встал и начал стрелять «с колена из винтовки в самолет». И в этом неравном поединке Теркин выходит победителем. Даже орден ему дали: -Вот что значит парню счастье, Глядь – и орден, как с куста! В главе «Смерть и воин» описан совсем необычный поединок. Здесь перед Теркиным предстает сама Смерть. Но у нашего бойца такая любовь к жизни, что перед ней отступил и очень страшный противник. Поединок со Смертью – символ бессмертия русского солдата. Образ главного героя дополняется речевой характеристикой. Василий Теркин простой солдат. А значит и речь у него тоже простая, солдатская, самобытная и остроумная. Много в ней грубых просторечных слов, пословиц, поговорок, солдатских слов: «припечет», «пособите», «каюк», «хоть глаз коли», «еле-еле душа в теле», «это присказка покуда, сказка будет впереди». Отчетливы в поэме образы большой и малой родины. Теркин и Твардовский являются земляками. Несколько раз автор вспоминает свою родину. В главе «О награде» он мечтает о светлом будущем, но в конце вспоминает, что край смоленский уже занял враг: А не носит писем почта В край родной смоленский твой. А в главе «О себе» боец вспоминает свое прошлое, грустит о прошедших годах. В поэме возникает образ большой родины, которую автор называет «мать-земля моя родная». В этих главах выражена огромная любовь и гордость за Россию. Во многих главах «книги про бойца» вырисовываются суровые будни войны. Автор применяет прием антитезы. Он противопоставляет ужасный рокот самолета мирному жужжанию майского жука. Этот звук у солдат в перепонках. Чтобы передать военный рев и рокот, автор использует прием аллитерации. Он повторяет буквы «р» и «н». За скупыми строками возникает образ автора. Мы узнаем о нем из лирических отступлений и понимаем, что он очень любит своего героя. Он тоже очень любит свою родную Смоленщину. Автор использует разнообразные художественные средства выразительности. Здесь мы можем увидеть и эпитеты, и метафоры, и антитезу, и гиперболы, и олицетворение, и аллитерацию. Высокий идейный смысл, близость к народному поэтическому языку, простота – все это делает поэму подлинно народным произведением. Не только бойцам на войне стало тепло от этого шедевра, но и сейчас оно излучает неиссякаемую теплоту человечности. Главным героем этой поэмы является Василий Теркин — простой солдат русской армии, воевавший во времена Великой Отечественной войны. Александр Трифонович подчеркивает различными литературными приемами характер и внешность Теркина: «И чтоб знали, чем силен, Скажем откровенно: Красотою наделен Не был он отменной. Не высок, не то, чтоб мал, Но герой – героем.» Теркину присуще такие качества, как храбрость, мужество, чувство юмора, откровенность. Например, в главе «Кто стрелял?» солдат, проявив мужество, сбил вражеский самолет из автомата, хотя он даже сам не верил в успех. В главе «Переправа» Василий приносит добрую весточку с противоположного берега реки, переплыв ледяную реку зимой. Ни чуть не меньше героизма он проявляет и в «бою в болоте». Он всегда может подбодрить своих товарищей хорошей шуткой, поговоркой или репликой. В то же время, совершив множество «подвигов», он не претендует на высокую награду в главе «О награде»: «-Нет, ребята, я не гордый. Не заглядывая вдаль, Так скажу: зачем мне орден? Я согласен на медаль.» В главе «Гармонь» Василий Теркин, доказав свое мастерство, получает в подарок гармонь убитого командира. Я считаю, что это не напрасный подарок. С помощью этой гармони Василий поднимает дух своим товарищам песнями «с родной Смоленской стороны». Каждая глава поэмы является новой историей из воинских будней, но моей любимой главой стала глава «Два солдата». Она характеризует Теркина как «мастера на все руки»: он починил старые часы и заточил пилу. Большое значение в этой главе имеет то, как Теркин ест яичницу: «Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь, Так-то ладно, так-то складно, Поглядишь – захочешь есть.» Интересным мне показался и разговор двух солдатов: Теркина и старого хозяина. Из этого разговора хозяин делает вывод, что нынешние солдаты все так же крепки духом, как и их предшественники. В своих мечтах солдат хочет дождаться окончания войны и вернуться на Родину, в Смоленщину. Там Теркин он мечтает похвастаться перед товарищами своей медалью, рассказать о войне. Василий Теркин – это истинный русский характер, хороший работник, храбрый воин, славный товарищ, человек, не унывающий в любых обстоятельствах, способный поспорить с самой смертью. Теркин – патриот, который ради жизни на земле готов вынести непомерные тяготы воинских будней. Мне кажется, что именно поэтому ему поставили памятник в нашем городе. Далеко не каждому литературному герою ставят памятники, что подчеркивает индивидуальность солдата. На этом памятнике изображен Василий Теркин с гармонью в руках, который разговаривает с Твардовским. Памятник отлит из бронзы. Я думаю, что в реальной жизни, во времена Великой Отечественной войны были солдаты, похожие по своему характеру на Василия Теркина. Василий Теркин нам особенно близок тем, что он родился на Смоленщине. Александр Трифонович Твардовский писал эту поэму во времена войны и сам был солдатом, что помогло ему очень реалистично описать все чувства и действия своего героя. Автор посвящает свою поэму всем воинам, прошедшим дорогами войны и с победой вернувшимся в сорок пятом году домой, и светлой памяти тех, кто погиб, не дожил до дня Победы. В завершение, хотелось бы сказать, что такие люди, как Василий Теркин оказали бы существенную помощь нашей сегодняшней армии.<\p>

    Источник: https://www.school-essays.info/analiz-poemy-vasilij-terkin-a-t-tvardovskogo/

    «Переправа» А. Твардовский

    «Переправа» Александр Твардовский

    Переправа, переправа!
    Берег левый, берег правый,

    Снег шершавый, кромка льда…

    Кому память, кому слава,
    Кому тёмная вода, —

    Ни приметы, ни следа.

    Ночью, первым из колонны,
    Обломав у края лёд,
    Погрузился на понтоны
    Первый взвод.
    Погрузился, оттолкнулся
    И пошёл. Второй за ним.
    Приготовился, пригнулся

    Третий следом за вторым.

    Как плоты, пошли понтоны,
    Громыхнул один, другой
    Басовы́м, железным тоном,

    Точно крыша под ногой.

    И плывут бойцы куда-то,
    Притаив штыки в тени.
    И совсем свои ребята

    Сразу — будто не они,

    Сразу будто не похожи
    На своих, на тех ребят:
    Как-то все́ дружней и строже,
    Как-то все́ тебе дороже

    И родней, чем час назад.

    Поглядеть — и впрямь — ребята!
    Как, по правде, желторот,
    Холостой ли он, женатый,

    Этот стриженый народ.

    Но уже идут ребята,
    На войне живут бойцы,
    Как когда-нибудь в двадцатом

    Их товарищи — отцы.

    Тем путём идут суровым,
    Что и двести лет назад
    Проходил с ружьём кремнёвым

    Русский труженик-солдат.

    Мимо их висков вихрастых,
    Возле их мальчишьих глаз
    Смерть в бою свистела часто

    И минёт ли в этот раз?

    Налегли, гребут, потея,
    Управляются с шестом.
    А вода ревёт правее —

    Под подорванным мостом.

    Вот уже́ на середине
    Их относит и кружи́т…
    А вода ревёт в теснине,
    Жухлый лёд в куски кроши́т,
    Меж погну́тых балок фермы

    Бьётся в пене и в пыли́…

    А уж первый взвод, наверно,
    Достаёт шестом земли́.

    Позади шумит протока,
    И кругом — чужая ночь.
    И уже он так далёко,

    Что ни крикнуть, ни помочь.

    И чернеет там зубча́тый,
    За холодною чертой,
    Неподступный, непочатый

    Лес над чёрною водой.

    Переправа, переправа!
    Берег правый, как стена…

    Этой но́чи след кровавый
    В море вынесла волна.

    Было так: из тьмы глубокой,
    Огненный взметнув клинок,
    Луч прожектора протоку

    Пересёк наискосок.

    Обратите внимание

    И столбом поставил воду
    Вдруг снаряд. Понтоны — в ряд.
    Густо было там народу —
    Наших стриженых ребят…
    [И не все успели сходу

    Повернуть, отплыть назад.]

    И увиделось впервые,
    Не забудется оно:
    Люди тёплые, живые

    Шли на дно, на дно, на дно…

    Под огнём неразбериха —
    Где свои, где кто, где связь?

    Только вскоре стало тихо, —
    Переправа сорвалась.

    И покамест неизвестно,
    Кто там робкий, кто герой,
    Кто там парень расчудесный,

    А наверно, был такой.

    Переправа, переправа…
    Темень, холод. Ночь как год.

    Но вцепился в берег правый,
    Та́м остался первый взвод.

    И о нём молчат ребята
    В боевом родном кругу,
    Словно в чём-то виноваты,

    Кто на левом берегу.

    Не видать конца ночлегу.
    За ночь грудою взялась
    Пополам со льдом и снегом

    Перемешанная грязь.

    И усталая с похода,
    Что б там ни было, — жива,
    Дремлет, скорчившись, пехота,

    Сунув руки в рукава.

    Дремлет, скорчившись, пехота,
    И в лесу, в ночи́ глухой
    Сапогами па́хнет, по́том,

    Мёрзлой хво́ей и махрой.

    Чутко дышит берег этот
    Вместе с теми, что на том
    Под обрывом ждут рассвета,
    Греют землю животом, —
    Ждут рассвета, ждут подмоги,

    Духом падать не хотят.

    Ночь проходит, нет дороги
    Ни вперёд и ни назад…

    А быть может, там с полно́чи
    Пороши́т снежок им в очи,
    И уже давно
    Он не тает в их глазницах
    И пыльцой лежит на лицах —

    Мёртвым всё равно.

    Стужи, холода не слышат,
    Смерть за смертью не страшна,
    Хоть ещё паёк им пишет

    Первой роты старшина.

    Старшина паёк им пишет,
    А по почте полевой
    Не быстрей идут, не тише

    Письма старые домой,

    Что ещё ребята сами
    На привале при огне
    Где-нибудь в лесу писали

    Друг у друга на спине…

    Из Рязани, из Казани,
    Из Сибири, из Москвы —
    Спят бойцы.
    Своё сказали

    И уже навек правы́.

    И тверда́, как камень, груда,
    Где застыли их следы…

    Может — так, а может — чудо?
    Хоть бы знак какой оттуда,

    И беда б за полбеды.

    До́лги ночи, жёстки зо́ри
    В ноябре — к зиме седой.

    Два бойца сидят в дозоре
    Над холодною водой.

    То ли снится, то ли мнится,
    Показалось что невесть,
    То ли иней на ресницах,

    То ли вправду что-то есть?

    Видят — маленькая точка
    Показалась вдалеке:
    То ли чурка, то ли бочка

    Проплывает по реке?

    — Нет, не чурка и не бочка —
    Просто глазу маята.
    — Не пловец ли одиночка?
    — Шутишь, брат. Вода не та!
    Да, вода… Помыслить страшно.
    Даже рыбам холодна́.
    — Не из наших ли вчерашних

    Поднялся́ какой со дна?..

    Оба разом присмирели.
    И сказал один боец:
    — Нет, он выплыл бы в шинели,

    С полной выкладкой, мертвец.

    Оба здорово продрогли,
    Как бы ни́ было, — впервой.

    Подошёл сержант с биноклем.
    Присмотрелся: нет, живой.
    — Нет, живой. Без гимнастёрки.
    — А не фриц? Не к нам ли в тыл?
    — Нет. А может, это Тёркин? —

    Кто-то робко пошутил.

    — Стой, ребята, не соваться,
    Толку нет спускать понтон.
    — Разрешите попытаться?
    — Что пытаться!

    — Братцы, — он!

    И, у за́берегов корку
    Ледяную обломав,
    Он как он, Василий Тёркин,

    Встал живой, — добрался вплавь.

    Гладкий, голый, как из бани,
    Встал, шатаясь тяжело.
    Ни зубами, ни губами

    Не работает — свело.

    Подхватили, обвязали,
    Дали валенки с ноги.
    Пригрозили, приказали —

    Можешь, нет ли, а беги.

    Под горой, в штабной избушке,
    Парня тотчас на кровать
    Положили для просушки,

    Стали спиртом растирать.

    Растирали, растирали…
    Вдруг он молвит, как во сне:
    — Доктор, доктор, а нельзя ли
    Изнутри погреться мне,

    Чтоб не всё на кожу тратить?

    Дали стопку — начал жить,
    Приподнялся на кровати:
    — Разрешите доложить.
    Взвод на правом берегу
    Жив-здоров назло врагу!
    Лейтенант всего лишь просит
    Огоньку туда подбросить.
    А уж следом за огнём
    Встанем, ноги разомнём.
    Что там есть, перекалечим,

    Переправу обезпечим…

    Доложил по форме, словно
    То́тчас плыть ему назад.

    — Молодец! — сказал полковник. —
    Молодец! Спасибо, брат.

    И с улыбкою неробкой
    Говорит тогда боец:
    — А ещё нельзя ли стопку,

    Потому как молодец?

    Посмотрел полковник строго,
    Покосился на бойца.
    — Молодец, а будет много —
    Сразу две.

    — Так два ж конца…

    Переправа, переправа!
    Пушки бьют в кромешной мгле.

    Бой идёт святой и правый.
    Смертный бой не ради славы,

    Ради жизни на земле.

    Произведение, опубликованное в 1942 г., стало отдельной главой знаменитой «Книги про бойца». Поэма полюбилась советскому читателю за правдивое изображение тяжелых военных будней, искренний, не разбавленный официозом патриотический пафос, оптимистические интонации и «народный, солдатский язык», по выражению И. Бунина.

    «Переправа» входит в число первых фрагментов поэмы, работа над которыми началась во время советско-финской войны. Сюжетной основой послужили события, случившиеся в начале зимы 1939 г.: неудачное форсирование красноармейскими частями реки Вуоксы обернулось большими потерями.

    Важно

    Автор, исполнявший обязанности военкора, был свидетелем кровопролитных сражений на Карельском перешейке.

    Холод, вода с ледяной коркой, этапы погрузки на понтоны, вражеский огонь и гибель «стриженых ребят» — обстоятельства лирической ситуации воспроизводят эпизод Зимней войны, однако в анализируемом тексте противниками советских частей становятся не финские, а нацистские дивизии.

    Разнится с реальной основой и финал сложной операции: в тексте Твардовского первый взвод закрепляется на вражеском берегу, и это известие вселяет надежду на успешное выполнение боевой задачи.

    Композиция главы соответствует художественным принципам, определившим своеобразие поэмы о Тёркине: героические фрагменты, окрашенные трагическим пафосом, сменяются подчеркнуто бытовыми, даже юмористическими эпизодами.

    В сцене форсирования ледяной протоки повествователь обращает читательское внимание на молодость бойцов — ребят, в одночасье ставших собраннее, строже, родней. Защищая землю отцов, они выступают преемниками славных деяний предков, русских солдат-тружеников.

    Сообщения о потерях проникнуты скорбью и горечью: одних отнесло сильным потоком, другие стали жертвами обстрела.

    Командование приостанавливает операцию, и шум сменяется тишиной. Мотив неизвестности усиливается указанием на длительность художественного времени: тревожное ожидание столь томительно, что ноябрьская ночь сравнивается с годом.

    Неожиданное появление отважного Тёркина сглаживает печальные интонации и сообщает сюжету оптимистическую развязку. Юмористическими нотами определена общая тональность сцены в штабе. Она завершается остроумным замечанием солдата, ценимой в народе алкогольной шуткой.

    Совет

    В финале, который открывается анафорой, происходит смена интонации: повествователь возвращается к теме подвига, «святого и правого» долга воинов-защитников.

    Источник: https://pishi-stihi.ru/pereprava-tvardovskij.html

    Анализ поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

    «Василий Теркин» — замечательная поэма А.Т.Твар­довского. С первых дней Великой Отечественной войны поэт находился в рядах Советской армии.

    Всю войну он провел на фронте, написав большое количество лиричес­ких, эпических, агитационных и сатирических стихов для красноармейских газет.

    В тяжелых испытаниях войны ро­дился и вырос главный герой наиболее популярной поэмы Твардовского — Василий Теркин, бывалый, храбрый, не­унывающий русский солдат. Поэма о Теркине писалась Твардовским на протяжении всей войны.

    Образ Василия Теркина — результат огромного коли­чества жизненных наблюдений. Он представляет собой обобщенный портрет, в реальных и глубоко человеческих чертах которого нашли свое выражение сотни и тысячи ему подобных.

    Для того, чтобы придать Теркину всеобщий, всенародный характер, Твардовский выбрал человека, не выделяющегося, на первый взгляд, никакими особыми качествами. Любовь и преданность Родине герой не выра­жает в высокопарных фразах.

    Часто, где молчит Теркин, за него говорит сам автор:

    Бой идет святой и правый,<\p>

    Смертный бой не ради славы —

    Ради жизни на земле.

    В этих строках заключен главный мотив поэмы Твар­довского. Их произносит автор в одной из глав поэмы — «Переправа». В слиянии автора с героем есть глубокий художественный смысл. Сам Твардовский заявляет:

    И скажу тебе, не скрою, —

    В этой книге, там ли, сям,<\p>

    То, что молвить бы герою,<\p>

    Говорю я лично сам.<\p>

    Я за все кругом в ответе,<\p>

    И заметь, коль не заметил,<\p>

    Что и Теркин, мой герой,<\p>

    За меня гласит порой.

    Поэма вобрала в себя и горе, и радость народную, в ней есть строки суровые, скорбные, но еще больше испол­ненных народного юмора, полных огромной любви к жизни. Казалось невероятным, что о самой жестокой и трудной войне в истории народов можно было написать так жизнеутверждающе, с такой светлой жизненной фило­софией, как это сделал Твардовский в «Василии Теркине».

    Оставаясь целиком на почве реальности, с удивитель­ной щедростью рисуя реальную жизнь и борьбу народа в годы Великой Отечественной войны, во всем ее суровом обличье, поэт все время обращает свой взгляд в будущее. Он помнит о том «списке славы золотой», в который будут внесены потомками безымянные герои, отдавшие свои жизни и сердца для победы.

    Обратите внимание

    С эпичностью поэмы, с ее повествовательным харак­тером прекрасно уживается высокое лирическое начало. Более того — оно буквально пронизывает поэму.

    И заду­шевные строки о бое, который ведется «не ради славы — ради жизни на земле», и чудесное место о женщине, провожающей солдата на войну, и разговор Теркина со смертью, и множество других мест поэмы выражают самые сокровенные, самые задушевные мысли и автора, и героя, и читателя. Эпическое и лирическое начало в «Василии Теркине» едины, нерасторжимы.

    Язык поэмы — простой, ясный. Твардовский в своей работе опирается на лучшие образцы отечественной поэ­зии.

    Но одновременно автор использовал множество эле­ментов повседневной народной речи — шуток, пословиц, прибауток, поговорок, пословиц.

    Этот материал народного творчества Твардовский использует, перерабатывая и ви­доизменяя его, употребляя обдуманно, в полном соответ­ствии с общим литературным замыслом.

    Поэма Твардовского неоднократно переиздавалась, была переведена на многие языки и охотно читается и старшим поколением, и молодежью.

    Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/375-poema-at-tvardovskogo-vasiliy-terkin.html

    Ссылка на основную публикацию