Время и пространство в романе «мастер и маргарита» (м. булгаков)

Время и пространство в романе

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Время и пространство в романе

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    Что такое время? А пространство? Разве могут они существовать отдельно друг от друга? В романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” возможно все, и даже больше!
    Время – это определенный период, продолжительность которого измеряется секундами, минутами или часами, протекающий только в одном направлении (из прошлого, через настоящее, в будущее). Но не в этом произведении.

Воланд может одним лишь своим рассказом отмотать время далеко назад, до нужного ему момента. Понтий Пилат может две тысячи лет сидеть на одном месте и смотреть на луну, ни на секунду не отлучаясь. Мастер и Маргарита могут умереть и воскреснуть в один временной промежуток.

Разве это не разрушает все, что мы знали раньше? Наука вряд ли сможет это объяснить,но, очевидно, здесь замешана нечистая сила.
    Пространство – это объективная реальность, имеющая объем и протяженность, но, опять же, не здесь.

Обратите внимание

Эй, наука, говоришь, что пространство имеет объем? А как же таинственная квартира номер 50, которая может фантастическим образом вместить в себя огромный бальный зал и несколько фонтанов? А как же последняя глава романа? Где находятся главные герои? Это совершенно точно не Москва, не Ершалаим, да и на космическое пространство это мало похоже.

Автор раздвигает грани сознания, и в конце произведения ты уже готов поверить и в нечистую силу, и в Бога, и в Сатану, и тем более в летающих черных коней. Этот роман заставляет пересмотреть и переосмыслить все фундаментальные парадигмы нашей жизни.
    С наибольшей долей вероятности мы можем сказать только то, что московский мир – это реальное пространство и время.

Патриаршие пруды, Садовая улица, дом Грибоедова – это реальность. Булгаков с таким мастерством описывает Патриаршие, что мне хочется отправиться в ненавистную Москву и в полнолуние пойти туда, где Аннушка разлила масло, посидеть на той самой скамейке и подумать вещах, которые тревожили Иванушку Бездомного.

От первых страниц буквально пахнет раскаленным асфальтом и сигаретами “Наша марка”.

    Пространство романа едино, но его можно попытаться разделить на три мирка, границы между которыми будут очень размытыми: мир московский, ершалаимский и фантастический (дьявольский). Мастер побывал везде. В Ершалаиме он – Иешуа. В Москве – сумасшедший писатель.

И наконец, только в вечности он тот, кто он есть на самом деле – гениальный Мастер и творец, который, надеюсь, наконец-то счастлив с Маргаритой. Вечный покой, вне пространства и времени – вот его награда. И это лучшее, что высшие силы могли ему предложить. Фактически, Мастер прожил три жизни и, конечно же, очень устал, поэтому, единственным верным решением было оставить его наедине с возлюбленной в том мире, куда нам, смертным, точно нет дороги.

Добавил: Vernite2007

19580 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

Смотрите также по произведению “Мастер и Маргарита”:

  • Краткое содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00485991454500425935

Проблема времени и пространства в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита” (стр. 1 из 4)

ЦО №1

Реферат

Тема: Проблема времени и пространства в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Ученик 11в класса

Койков Роман

2002г Киров.

План:

I
. “Литература и революция”

II
. Мастер и его время.

1
. Полемика с Троцким о художественном мастерстве и Мастерах.

2
. Изменения “московского народонаселения” и разгар “великого перелома”.

3
. “Творческий союз” МАССОЛИТ модель писательского общества Москвы.

4
. Мир вечных человеческих ценностей Мастера.

II
I
. Мастер и наше время.

IV
. Вечна душа Мастера.

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита”, как и все великие, вечные книги человечества, посвящён всесилию и непобедимости любви. Но не будем забывать того, что писался он во времена, когда господствующей силой в обществе, в стране и мире была ненависть. Ненависть классовая и национальная, революционная и религиозная, общественная и личная…

Нет сомнения, что Булгаков в 1923-1924 годах читал самую яркую, самую известную и самую влиятельную критическую книгу того времени – “Литература и Революция” Троцкого. Вряд ли мимо М. Булгакова прошли процитированные Троцким слова Блока: “Большевики не мешают писать стихи, но они мешают чувствовать себя мастером…

Мастер тот, кто ощущает стержень всего своего творчества и держит ритм в себе”. Высказывание это, по-видимому, так поразило или задело Троцкого, что он почувствовал прямо-таки обязанность высказаться по этому поводу, прокомментировать слова великого поэта, “надорвавшегося” на революции.

Важно

И вот Троцкий объясняет, почему в этом высказывании Блока содержится не только “внутренняя вероподобность” и “значительность” фразы, но и безусловная истина.

“Большевики, – заявляет Троцкий от имени партии, членом Политбюро ЦК которой он в то время состоял, – мешают чувствовать себя мастером, ибо мастеру надо иметь ось органическую, бесспорную в себе, а большевики главную-то ось и передвинули”.

“Никто из попутчиков революции – а попутчиком был и Блок, и попутчики составляют ныне очень важный отряд русской литературы – не несёт стержня в себе, и именно поэтому мы имеем только подготовительный период новой литературы, только этюды, наброски и пробы пера – законченное мастерство, с уверенным стержнем в себе, ещё впереди”. Целая концепция “новой литературы” держалась у Троцкого на обыгрывании блоковского высказывания.

Кажется, всё творчество Булгакова было призвано опровергнуть высокопарную сентенцию Троцкого.

Булгаков был глубоко убеждён, и драматургия его, и романы, и повести, и рассказы суть явления именно “законченного мастерства”, а не “этюды, наброски и пробы пера”.

Булгаков не верил, а твёрдо знал, что он-то, безусловно “несёт” в себе “стержень”, неколебимую “ось”, вокруг которой вращается не только его творчество, но и вся его загубленная жизнь.

Обратите внимание

Булгаков не сомневался в том, что никакой главной оси – ни в природе, ни в обществе, ни в частной жизни личности – не “передвинули”.

И роман “Мастер и Маргарита” содержит в себе спор и полемику не только с рассуждениями Троцкого о художественном мастерстве и Мастерах, но и с самим исходным высказыванием Блока.

Большевики исключительно мешали Булгакову писать, печатать, ставить на сцене или в кино свои произведения, но они не мешали ему (да и не могли преуспеть в этом) чувствовать себя Мастером.

Многозначителен конец романа “Мастер и Маргарита”.

Незадачливый пролетарский поэт Иван Бездомный, “интеллигент”, только “вышедшей из народа” (ещё недавно собиравшийся даже Канта отправить на Соловки на исправительные работы – “годы на три” – за шестое доказательство существования Бога), становится в результате всех сюжетных пертурбаций профессором истории. В этом отношении Иван Бездомный – значительный прогресс “нового человека” по сравнению с Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, который воспринимает как личное для себя оскорбление предложение профессора Преображенского “поучиться хоть чему-нибудь”.

Совет

При всём своём высоком трагизме роман “Мастер и Маргарита” оптимистичнее “Собачьего сердца”. Покидая этот бренный мир, Мастер оставляет в нём своего ученика, который видит те же сны, что и он, бредит теми же образами мировой истории и культуры, разделяет его философские идеи, верует в те же идеалы всемирного, общечеловеческого масштаба…

Ученик Мастера, его идейный преемник и духовный наследник, ныне “сотрудник Института истории и философии” Иван Николаевич Понырев, “всё знает и понимает” – и в истории, и в мире, и в жизни. “Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизёров, лечился после этого и вылечился”. Теперь он и сам Мастер.

Булгаков показал, что обретение интеллигентности происходит через накопление знаний, через напряжённую интеллектуальную, шире – душевную работу, через усвоение культурных традиций человечества, через избавление от чар “чёрной магии преступных гипнотизёров”.

Значит, даже такое “штучное” явление культуры, как мастерство, подлежит творческой преемственности, не уничтожается в апокалиптические времена “мировых катастроф”.

Важно

Герои “Мастера и Маргариты” – все без исключения, от мала до велика – вырвались на простор вечности и очутились в бесконечном пространстве мировой истории.

И это свидетельствует о том, что ни какие могущественные силы не властны над тем, кто несёт “в себе” свою “ось”, свой неповторимый нравственный и идейный “стержень”, кто является хозяином своих помыслов и своего дела, кто владеет мастерством.

Мастер живет в мире без социальных, национальных и временных границ. Его собеседниками являются Иисус Христос, Кант, Гёте. Он современник и собеседник бессмертных, ибо он – равный с ними.

Как и предшествовавшие роману фантастические повести, “Мастер и Маргарита” – произведение, в котором тоже сплавлены в нерасторжимое единство реальность и фантастика. Но фантастика здесь выполняет качественную роль. Она не столько средство испытания действительности в экстремальной ситуации или условная деформация её гипотетическим допущением.

Обратите внимание

Мир фантастических образов и сверхъестественных сил в романе – прорыв через тонкую плёнку суетной повседневности, через мелочи текущей современности грозных и неумолимых черт Вечности, истинного, а не призрачного бытия, в котором того не подозревая, находятся до времени все без исключения булгаковские персонажи.

Недаром Булгаков говорил о себе: “Я – мистический писатель”.

В романе реально представлена Москва, её коммунально-бытовой и литературно-театральный мир, так хорошо знакомый Булгакову. Для современников были узнаваемы гонители Мастера – бдительные критики булгаковских пьес, повестей и рассказов, воюющие тем же орудием, что и сам Мастер – словом.

Желая поддержать Мастера, Маргарита отнесла в редакцию газеты отрывок из романа, и он был напечатан. Удары посыпались градом. Мастера обвиняли в том, что он “сделал попытку протащить в печать апологию Иисусу Христу”, назвали “воинствующим старообрядцем”.

Совет

И всё это – на основании одного отрывка из художественного текста, законы которого (законы искусства) не позволяют идентифицировать автора и его героев.

Однако для критиков Мастера не существует разницы между жизнью и художественным текстом, между искусством и не искусством: они глухи к вечному, нетленному, они погружены в политическую суетню и трескотню.

Занимаясь искусством слова, верша свой неправедный суд над художниками, над Мастером, они заняты не своим делом, – но им недоступно понимание этого.

Вот так с помощью слова в сознание читателей, не имевших возможности прочитать роман целиком, настойчиво внедрялась недобросовестными окололитературными дельцами мысль о вредных, враждебных помыслах автора идеях его произведения.

Итог: Мастер затравлен, первое же столкновение с литературным миром приводит его в сумасшедший дом, где он и погибает.

Важно

Судьба, типичная для Мастера, живущего не в ладах с окружающим миром, вопреки ему, по своей собственной, внутренне свободной логике…

В отличие от своего персонажа, романного Мастера, Булгаков всю жизнь боролся за свои произведения, пытался пробиться к читателю и зрителю, пока оставался в сознании, диктовал и редактировал текст своего главного произведения.

На своём знаменитом сеансе “чёрной магии” на сцене Варьете Воланд размышляет о том, изменилось ли за последние десятилетие “московское народонаселение”. Он отмечает технический и научный прогресс, современный облик города, появление новых видов транспорта, говорит, что “горожане сильно изменились внешне”.

Обратите внимание

Однако, “гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?” Своего рода тестирование, которое проводит Воланд при помощи “чёрной магии” (сыплющиеся с потолка червонцы, за которыми начинается охота; раздача модных вещей; публичная казнь конферансье Бенгальского, которому буквально “отрывают голову”, и затем чудесное его “прощение” с приживлением головы на прежнее место (своего рода игра страстями публики – расчёт то на свирепость толпы, то на её жалостливость и т. д.), убеждает его, а вместе с ним и читателей романа, что люди мало изменились, что они вообще мало меняются, несмотря на все коллизии истории: “Ну что же они – люди как люди. Любят деньги, но это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердцах… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…”.

Квартирный вопрос действительно оказался одним из самых важных. Как не уплотняли таких, как Персиков или Преображенский, квартир всё-таки не хватало. Друг Мастера Алоизий Могарыч очень хотел “переехать в его комнаты” (от того и стал другом) и потому, “прочитав статью Латунского о романе, написал на него (Мастера) жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу…”.

Источник: http://MirZnanii.com/a/354326/problema-vremeni-i-prostranstva-v-romane-mbulgakova-master-i-margarita

Проблема времени и пространства в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”

опытка спроецировать время, бесконечное, справедливое время, на всех участников события в романе Булгакова и за его пределами, в самой жизни. Это попытка осуществить справедливость – поверх страшных реальностей эпохи, вне времени и пространства. Фантастические картины романа Булгакова это, прежде всего суд времени, суд истории.

Суд вечности, вершимый Воландом, просвечивает всех персонажей романа, и становится ясно, кто из них выдерживает этот ослепительно яркий свет, а кто начинает корчиться, таять, исчезать уже при первых проблесках вечности… Среди тех. кто, безусловно, оправдан судом вечности – Мастер.

Судьба его очевидным образом связана с героем его романа Иешуа Га-Ноцри, исторической ипостасью евангельского Иисуса.

Совет
Важно

Мастера и его героя связывают и их “бездомность”, “бесприютность” (Мастер теряет свою квартиру), и травля, заканчивающаяся в обоих случаях доносом и арестом, и предательство (Алоизий Могарыч - явный аналог Иуды из Кариафа), и тема тюрьмы - казни (пребывание Мастера в клинике Стравинского сопоставимо с пленением Иешуя), и мотив Ученика (Бездомный, который становится, как и Мастер, историком-профессионалом, - смысловая параллель Левия Матвея, последователя и летописца Иешуа).

[/su_box]

Булгаков сознательно, подчас демонстративно, подчёркивает автобиографичность своего Мастера.

Остановка травли, полное отрешение от литературной и общественной жизни, отсутствие средств к существованию, постоянное ожидание ареста, сыплющиеся градом статьи-доносы, преданность и самоотверженность любимой женщины, сопоставимая лишь гётевской Гретхен-Маргаритой бессмертного “Фауста”…

Почти буквальное совпадение того, как Мастер оценивает своё положение, говоря Бездомному: “Я нищий” – и Маргарите: “…со мною будет нехорошо, и я не хочу, чтобы ты погибла вместе со мной” – с тем, как характеризовал собственную судьбу Булгаков в письме к Правительству: “…у меня (…) налицо, в данный момент, – нищета, улица и гибель”.

Судьба Мастера-Булгакова закономерна: в “стране победившего социализма” люди, стоящие у власти, делают всё, чтобы художник, учёный, мыслитель, инженер – каждый по-своему – перестали чувствовать себя мастерами своего дела, изо всех сил мешают им – не, сколько даже писать, “творить, выдумывать, пробовать”, сколько видеть смысл и значение своего творчества, сознавать себя исполнителями собственной миссии в обществе, а не какого-то запланированного свыше “социального заказа”.

Не случайно именно Мастеру нет места в этом мире ни как писателю, ни как мыслителю, ни как человеку, в то время как МОССОЛИТ и ресторан “Дом Грибоедова” переполнены людьми, именующими себя писателями, их жёнами и иными, ещё менее причастными к литературе лицами.

Среди “последних похождений” Бегемота и Коровьева посещение ресторана писательского “Грибоедова”. “Вы – писатели?” – спросила гражданка, которая в толстую конторскую книгу записывала входящих в ресторан – “неизвестно для каких причин”, “Ваши удостоверения?” “…

Какие удостоверения?” – спросил Коровьев, удивляясь”; “чтобы убедиться в том, что Достоевский – писатель, неужели же нужно спрашивать у пего удостоверение?” – продолжил он. “Да возьмите вы любых пять страниц из любого его романа, и без всякого удостоверения вы убедитесь, что имеете дело с писателем.

Обратите внимание

Да я полагаю, что у него и удостоверения-то никакого не было!” – “Ваши удостоверения, граждане, – сказала гражданка”. “Помилуйте, это, в конце концов, смешно, – не сдавался Коровьев, – вовсе не удостоверением определяется писатель, а тем, что он пишет! Почём вы знаете, какие замыслы роятся в моей голове?”.

Больное общество, где определяют, является ли тот или иной человек писателем, по клочку картона, что в переплёте из дорогой кожи, коричневый, “с золотой широкой каймой”. Возможно, поэтому на вопрос Бездомного: “Вы – писатель?” – “Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал: – “Я – мастер…”.

Зато совершенно беспрепятственно попадают в “Грибоедов” члены МАССОЛИТа “одной из крупнейших московских литературных ассоциаций”, среди них поэты – Рюхин и Бездомный, критики Латунский и Лаврович, гонители Мастера.

Своеобразной моделью общества является в романе Булгакова “творческий союз” МАССОЛИТ – легко узнаваемый гибрид РАППа конца 20-х – начало 30-х годов и более позднего Союза советских писателей (как оказалось прямой преемник РАППа по всем основным вопросам, такая же бюрократическая, принципиально нетворческая организация).

Так называемый творческий процесс в МАССОЛИТе развивается по “плану”: хочешь написать рассказ или новеллу – получай “полнообъёмный творческий отпуск” на две недели; хочешь написать роман или трилогию – бери такой же отпуск, но “до одного года”. Можно, как выясняется, что-то написать, даже взяв “однодневную творческую путёвку”.

Определены и лучшие “творческие места”: Ялта, Суук-Су, Боровое и т.п. Но в эту дверь очередь (“не чрезмерная, человек в полтораста”). Будучи членом МАССОЛИТа, можно решать не только “творческие” проблемы, но и квартирные, и дачные, и продовольственные… Чем выше (нет, не талант) административный пост, тем быстрее и удачнее решаются все проблемы.

В самой аббревиатуре “МАССОЛИТ” есть что угодно, но не родство с литературой: Главлит, Массока, Мапп (как часть РАППа или ВОАППа), Пролеткульт и т.п.

Из трёх тысяч ста одиннадцати членов МАССОЛИТа на страницы булгаковского романа попадают от силы десятка два. Но ни один из них не занят литературой, да и вообще неизвестно, занимается ли каким-нибудь творчеством.

Источник: http://geum.ru/doc/work/129133/20000.php

Проблема пространства и времени в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Авторы: Ковригина Анастасия, Тарутина Ольга РУ-071 Г. Петропавловск-Камчатский. – презентация

1 <\p>

2 Проблема пространства и времени в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Авторы: Ковригина Анастасия, Тарутина Ольга РУ-071 Г. Петропавловск-Камчатский 2010 год <\p>

3 проиллюстрировать возможности хронотопа на примере романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» дать полное определение хронотопа через анализ известных литературоведческих работ; определить аспекты хронотопа; проанализировать художественное время и пространство в романе «Мастер и Маргарита». <\p>

4 М.М. Бахтин «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике» М.М. Бахтин «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике» Б.М. Мягков «Булгаков. Булгаковская Москва» Б.М. Мягков «Булгаков. Булгаковская Москва» Л.Г. Ионин «Две реальности «Мастера и Маргариты». Л.Г. Ионин «Две реальности «Мастера и Маргариты». А.А. Кораблев «Время и вечность в пьесах Булгакова» А.А. Кораблев «Время и вечность в пьесах Булгакова» Л.Л. Фиалкова «Пространство в романе Булгакова. Л.Л. Фиалкова «Пространство в романе Булгакова. <\p>

Важно

5 Проблема пространства и времени в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является актуальной, прежде всего потому, что с течением времени сам «вечный роман» не только не устаревает, но молодеет с каждым годом и становится все более и более современным, так как проблемы, поднятые в нем (добра и зла, жизни и смерти…), вечны и непреходящи. И анализ романа через призму хронотопа представляется наиболее удачным и интересным. <\p>

6 это атрибуты материи. это атрибуты материи. Пространство и время имеют объективный характер; ч Пространство и время имеют объективный характер; человек не может существовать вне времени и пространства, ибо он часть этого мира. <\p>

7 Хронотоп [греч. chronos время и topos место] – синтез пространства и времени в художественном произведении; особая литературная реальность. <\p>

8 ПсихологическийФизическийИсторическийКультурныйФилософскийМифологический <\p>

9 Время ПрерывистоеРазомкнутоеЛирическоеНепрерывноеЭпическоеЗамкнутое <\p>

10 ПространствоКосмическоеВоображаемоеЗамкнутоеОграниченноеЗемноеБезграничноеОткрытоеРеальное <\p>

11 Образ пространства «Дом»«Простор»«Порог» Образ времени «Идиллическое время» «Авантюрное время» «Мистерийное время» <\p>

12 « Всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов»1. « Всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов»1. М.М. Бахтин М.М. Бахтин <\p>

13 Прежде чем говорить об аспектах пространства и времени, в названном романе, следует сказать о том времени и пространстве, в котором жил и творил великий мастер – Михаил Афанасьевич Булгаков. <\p>

14 <\p>

15 <\p>

Совет

16 «…ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана..» «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах…» 16 нисана 29 года 3 мая 1929 года <\p>

17 «Идиллическое»: «Она приходила…готовила завтрак… в подвальчике слышался смех…» «Авантюрное»: дописав роман, Мастер «попадает» в мир литературы, потом мы видим его в психиатрической лечебнице… «Мистерийное»: решение Маргариты изменить свою жизнь, тяжелейший душевный кризис Мастера… <\p>

18 Древний ершалаимский Вечный потусторонний Современный московский « Миры » романа <\p>

19 реальное (Москва, ее улицы, переулки…) и воображаемое (древний Ершалаим…); открытое (Россия, глобус Воланда) и замкнутое (подвальчик Мастера, больница Стравинского); безграничное (полет Маргариты) и ограниченное (Дом Грибоедова); земное (Ершалаим, Москва) и космическое (планета, превратившаяся в глобус Воланда). <\p>

20 «Дом» – это подвал особнячка, Нехорошая квартира, больница. «Порог» – это порог квартиры Маргариты, откуда она уходит навсегда. «Простор» – это полет Маргариты и Великий бал у Сатаны. <\p>

21 <\p>

22 Не зло, а добро. Не вера, а истина. Не власть, а свобода. <\p>

23 Герои «Мастера и Маргариты» – все без исключения – вырвались на простор вечности и очутились в бесконечном пространстве мировой истории. И это свидетельствует о том, что никакие могущественные силы не властны над тем, кто несет в себе свой неповторимый нравственный и идейный «стержень». Мастер живет в мире без социальных, национальных и временных границ… Как истинный Мастер, Булгаков (и его роман) принадлежит Вечности… <\p>

24 Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады.- М., Акимов В.М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады.- М., Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике Ионин Л.Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» Ионин Л.Г. Две реальности «Мастера и Маргариты» «Кораблев А.А. Время и вечность в «Мастере и Маргарите» Булгакова.- Л., «Кораблев А.А. Время и вечность в «Мастере и Маргарите» Булгакова.- Л., Лакшин В.Я. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»».- М., Лакшин В.Я. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»».- М., М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сборник статей.- М., 1988 М.А. Булгаков-драматург и художественная культура его времени: Сборник статей.- М., 1988 <\p>

25 Мягков Б.М. Булгаков. Булгаковская Москва.- М., Мягков Б.М. Булгаков. Булгаковская Москва.- М., Паршин Л. Чертовщина в американском посольстве или 13 загадок Михаила Булгакова.- М., Паршин Л. Чертовщина в американском посольстве или 13 загадок Михаила Булгакова.- М., Проффер Э. Художник и власть: По страницам романа «Мастер и Маргарита» Проффер Э. Художник и власть: По страницам романа «Мастер и Маргарита» Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».- М., Соколов Б.В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».- М., Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова.- М., 1988 Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова.- М., 1988 Фиалкова Л.Л Пространство в романе Булгакова Мастер и Маргарита» Фиалкова Л.Л Пространство в романе Булгакова Мастер и Маргарита» Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова.- М., Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова.- М., 1983. <\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/645491/

Связь времен в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема: Связь времен в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цели: 1) вызвать интерес к изучению романа «Мастер и Маргарита», познакомить с особой композиционной формой произведения ( «роман в романе» ) ;

2) развивать аналитическое мышление, коммуникативные навыки, умение самостоятельно работать с различными источниками информации;

3) воспитывать стремление к нравственному самосовершенствованию.

Оборудование: текст романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», пространственно- временной план романа «Мастер и Маргарита», опорная схема

Ход урока

    Организация внимания учащихся.

    Слово учителя.

– Знакомы ли вам эти прекрасные поэтичные строки?

(Это начало последней главы романа «Мастер и Маргарита».)

-Ощущали вы время, когда читали роман?

– А что такое время?

(Ответы учащихся)

На экране

Философский словарь даёт нам такое определение времени:

«Время – длительность существования материальных образований и соотношение каждого из них с предшествующим и последующим материальным образованием. Время необратимо, одномерно, однонаправленно ( от прошлого через настоящее к будущему)».

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова даёт нам такое толкование этого понятия:

Время – последовательная смена событий и состояний; продолжительность, длительность чего-либо; <\p>

промежуток деятельности;

определённый момент;

пора дня, года;

в истории – период существования кого-либо, чего-либо.

Слово учителя.

Мне кажется, что нам с вами нужно остановиться на понятии психологическое время.

Психологический словарь даёт такое определение: ВРЕМЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ — отражение в психике системы временных отношений между событиями жизненного пути. Иными словами, это время наших внутренних переживаний.

– Да, время – важнейший фактор существования мира и человека. Мы можем не ощущать времени, когда чем-то увлечены. Так были увлечены вы, при чтении романа Булгакова. Но вообще-то время – это всеобщая категория. В каких сферах жизни, в каких науках оно проявляется и необходимо ли вести ему счёт?

(Ответы учащихся: биология, психология, астрономия, физика, химия, история, музыка, математика, язык, литература)

Когда вы читали роман, вы не замечали времени, и оно пролетело незаметно.

А что значит время в литературе?

Обратите внимание

В каждой культуре существует сакральное (священное) время и земное (повседневное) время. Сакральное время – это Вечность, в которой живут боги и бессмертные герои. Оно неподвижно или движется по кругу. Его нельзя измерить. А земное время определяется движением звёздного неба, его отмеряют часы, удары колокола. Оно напоминает линию, уходящую в бесконечную даль.

Какие главы романа Булгакова мы можем отнести к сакральному времени, а какие к земному?

Ответы…

Вывод учителя: Да, я согласна с вами, что все московские главы мы можем отнести к земному времени, а ершалаимские – к сакральному. Ребята, а давайте попробуем перечислить героев московских и ершалаимских глав.

Ответы ребят…

-Я тоже попыталась сделать это на слайде. Но подскажите мне, кого из героев романа мы не можем отнести ни к московским, ни к ершалаимским главам? И почему?

Ответы учеников

Вывод учеников и учителя: Воланд находится в романе вне времени. Вы правильно сказали, что он присутствовал при допросе Иешуа Понтием Пилатом, и он же разворачивает в Москве череду совершенно необычайных событий. Этот образ у Булгакова многомерен.

Он одновременно и характер, и идея, он и реален, автор наделяет его многими реалистическими подробностями, и он, безусловно, существо иного мира, фантастического, потустороннего. Ему же подвластна и категория пространства, так как она тесно связана с категорией времени.

Что такое пространство?

На экране:

Философский словарь даёт нам такое определение пространства:

«Пространство-протяжённость материальных образований и соотношение каждого из них с другими материальными образованиями; пространство трёхмерно. Наряду со временем является одной из объективных форм существования материи».

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова даёт нам такое толкование этого понятия:

Пространство – одна из форм существования материи, характеризующаяся

протяжённостью;

протяжённость, место, не ограниченное пределами;

промежуток между чем-либо и чем- либо. Психологическое пространство – это свободное пространство вокруг человека, необходимое ему для душевного комфорта.

Вывод:

Пространство так же многообразно, как и время. И Воланд многообразен, непредсказуем, он вне времени и пространства. Он над добром и злом. Он испытывает людей в их порочности, высмеивая и уничтожая всё, что отступилось от добра, изолгалось, развратилось, утратило высокий идеал. Воланд восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру.

Что значит пространство в астрономии?

Важно

В астрономии пространство трёхмерно и анизотропно, т.е. в космосе нет «верха» и «низа». Так же как и в романе.

В культурологии есть понятие сакрального (священного) и бытового пространства. Сакральное пространство – это центр, где находится святое место ( «пуп земли», храм, Кремль).

Что значит пространство в живописи?

В живописи пространство – это перспектива, густой голубовато-коричневый фон, символизирующий бесконечность.

Что значит пространство в географии?

В географии пространства – это территории с определёнными географическими характеристиками, например, материки и океаны, климатические пояса и т.п.

Что значит пространство в истории?

В истории пространства государств отделены друг от друга границами, войны, перевороты и другие катаклизмы происходят в определённых точках пространства.

А в языке?

В языке существует понятие языковое пространство. <\p>

А в математике? <\p>

А в математике пространство представлено в виде системы координат. <\p>

– Скажите, где время может быть обратимо, а пространство не трёхмерно.

Конечно, только в литературе. Гениальный Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» творит чудеса с пространством и временем. Герои романа совершенно свободно перемещаются в пространстве и во времени. Давайте и мы с вами совершим путешествие по страницам романа. Для этого используем пространственно-временной план

Глава Место Время
1 Москва, Патриаршие пруды 30-е годы 20 века, май, четверг накануне Пасхи, вечер
2 Ершалаим 1900 лет назад, 30-е годы 1 века
4 Москва 30-е годы 20 века, май, четверг накануне Пасхи, вечер 3 Москва, Патриаршие пруды 30-е годы 20 века, май, четверг накануне Пасхи, вечер
5 Москва, ресторан «Грибоедов» 30-е годы 20 века, май, четверг накануне Пасхи, вечер
6 Москва, психиатрическая клиника 30-е годы 20 века
7 Москва, квартира №50, ул.Садовая <\p> № 302-бис 30-е годы 20 века
8 Москва, психиатрическая клиника 30-е годы 20 века
9 Москва, квартира №50, ул.Садовая <\p> № 302-бис 30-е годы 20 века
10 Москва, варьете 30-е годы 20 века
11 Москва, психиатрическая клиника 30-е годы 20 века
12 Москва, варьете 30-е годы 20 века
13 Москва, психиатрическая клиника 30-е годы 20 века
14 Москва, варьете 30-е годы 20 века
15 Москва, психиатрическая клиника 30-е годы 20 века
16 Ершалаим, Лысая гора 1900 лет назад, 30-е годы 1 века, пятница
17 Москва, варьете 30-е годы 20 века
18 Москва, квартира №50 30-е годы 20 века
19 Москва, особняк Маргариты 30-е годы 20 века
20 Москва, особняк Маргариты 30-е годы 20 века
21 Москва и её окрестности 30-е годы 20 века
22 Москва, квартира №50 (Потусторонний мир)
23 Москва, квартира №50(Потусторонний мир)
24 Москва, квартира №50(Потусторонний мир)
25 Ершалаим 1900 лет назад, 30-е годы 1 века
26 Ершалаим 1900 лет назад, 30-е годы 1 века,суббота
27 Москва, квартира №50 30-е годы 20 века
28 Москва, квартира №50
29 Москва 30-е годы 20 века
30 Москва,подвал Мастера и Маргариты,особняк Маргариты, психиатрическая клиника 30-е годы 20 века
31 Москва, Воробьёвы горы
32 Потусторонний мир

Сколько миров вы увидели, когда читали роман? <\p>

Литературоведы и внимательные читатели видят три параллельно существующих мира: древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский.

– Как связаны между собой эти миры?

Роль связующего звена выполняет Воланд.

– В 7 главе говорится, что люди из «нехорошей квартиры» исчезают неведомо куда, Мастер после ареста был неведомо где. Что имеет в виду М.А.Булгаков? Объясните.

Обратите внимание на парадокс: обыкновенная квартира не трёхмерна! Она помещается в обычном доме, но внутри пространство квартиры безгранично. В ней появляется бесконечная лестница и огромные залы во время бала Сатаны.

В противоположность калейдоскопу мистики и чудес в московских главах, сцены в Ершалаиме абсолютно реальны. Очертания людей и предметов точны и чётки, будто смотришь на них через идеально прозрачное стекло.

Совет

История Иешуа Га-Ноцри начинается с рассказа Воланда Бездомному и Берлиозу. Но этот рассказ был продолжен как сновидение Ивана Бездомного на больничной койке в Доме скорби.

А дальше эстафета передаётся Маргарите, читающей по обгоревшим тетрадям фрагменты романа Мастера.

Три точки зрения, а картина одна, созданная тремя разными повествователями. Она как бы трёхмерна, как мировое пространство, а потому так реальна и достоверна. В этом и есть парадокс романа: ершалаимские события более реалистичны, чем современные

Рассмотрите эту опорную схему. Она распечатана для каждого их вас.. Думаю, она поможет вам найти ответ на тот вопрос, который станет вашим домашним заданием.

Домашнее задание: Как пересекается спор Понтия Пилата с Иешуа об истине, добре с деятельностью Воланда в московских главах? Когда вы ответите на этот вопрос, тогда и в опорной схеме вы обязательно точно определите , где должен находиться Воланд.

Посмотрев на этот план и наполнив конкретным содержанием некоторые его пункты, вы убедились, как необъятно пространство романа Булгакова, какая разбросанность временная и пространственная. Однако это не мешает собрать всех героев в единую точку в конце. <\p>

Булгаков сумел проникнуть в душу человека и понять, что именно в ней сходятся небо и земля, суетное и вечное.

Читатель словно перемещается по художественной лестнице произведения, совершенствуясь вместе с булгаковскими героями.

Обратите внимание

Итак, пространство и время в конце романа соединяются в одной точке – в Вечности. Это и делает роман бессмертным.

Понятия, которые отличают Иешуа от других героев, соединяются в пространстве и времени.????

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/svyaz_vremen_v_romane_m_a_bulgakova_200535.html

Своеобразие хронотопа в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Как мы уже не раз отмечали в своих записях, посвященных роману М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, нельзя предложить однозначную трактовку этого текста или же довести размышление до конца.

Тем не менее, в этой записи я постараюсь отметить те аспекты хронотопа романа, которые показались мне интересными.

Надеюсь, и вас, читателей или же пока потенциальных читателей “Мастера и Маргариты” они мотивируют задуматься или же открыть новые смыслы.

Очевидным становится наличие двух пространств – Ершалаима и Москвы. Первое – ирреальное, представляется несуществующим: “Пропал Ершалаим – великий город, как будто не существовал на свете”. Именно там разворачивается действие романа Мастера, то есть накладывается определенная специфика романного времени и пространства, создается ощущение иллюзорности.

Стоит отметить доминанту условности, приблизительности воспроизведения, близкой театральному искусству. В частности, это проявляется в обозначении конкретных точек в городе в соответствии с точками реального места – Иерусалима. Единственное но – названия приводятся в русском переводе. Как отмечает Т.

Поздняева в работе “Воланд и Маргарита”, специфический перевод позволяется проводить параллели между Ершалаимом и языческим сознанием или Москвой. Например, “Лысая гора” как вариант “Голгофы” скорее ассоциируется с ведьмовскими шабашами на киевской Лысой горе, а Антониевы башни подобны башням кремлевским.

То есть изначально возникающая в сознании читателя модель романтического двоемирия не находит подтверждения в деталях пространств: они содержат элементы друг друга и одинаково десакрализуются.

Важно

Тем не менее, Москва от Ершалаима отличается. Это, в первую очередь, территория советской власти – не ирреальная из-за огромной доли не только исторически справедливого, но и страшного (исчезновения людей лишь подаются гротескно), скорее – иррациональная. В то же время это пространство интереса к материальным ценностям, подобное Ершалаиму в собственной театральности.

Смешанность двух миров и их связь подчеркнуты на уровне системы персонажей.

Можно заметить, что герои в двух пространствах дублируют друг друга: Понтий Пилат сближается с Мастером, Банго – с Маргаритой, Иван Бездомный – с Левием Матвеем и так далее: соответствия устанавливаются вплоть до большинства эпизодических персонажей.

Однако ряд персонажей нельзя причислить какой-либо категории и поставить в пару: становится непонятным, откуда появился Воланд, сатана. Аналогично в финале сложно определить, куда отправляется Пилат со своим псом, чтобы вести разговоры с Иешуа, куда исчезают Воланд и его свита.

Своеобразным абсолютным надпространством в романе становится вечность. Она воспринимается как отдельный мир, содержащий в себе другие два, обрамляет видимые миры.

Герои выходят за пределы романа и развернутого в нем времени и пространства, в финальных сценах поднимаясь по лунной дороге, прыгая со склона или уходя по дороге в сторону. Что это за пространство и чем оно характеризуется, прямо не говорится.

Чтобы герои могли туда уйти, их приходится отпустить, разрешить им. Там они находят свой покой и достигают того, чего вроде бы желали: возможности ли вести беседы, вечного ли идеализированного дома.

Как мы уже отмечали, счастье ли это, награда ли – нельзя сказать однозначно, потому что вечное повторение, застревание в этом мире может быть воспринято и как своеобразное наказание.

Но такая мысль подчеркивается и в тексте романа: Мастер не заслужил света, он заслужил покоя, то есть возможности уйти из Москвы – пространства волнений, опасности и неестественности.

Совет

Похожим образом и Пилат уходит в вечность по лунной дорожке, то есть не по тому, что могло бы восприниматься как свет: луна появляется по ночам и противопоставляется дню и солнцу.

После ухода героев в вечность указаний на изменения в мирах Москвы и Ершалаима нет. В первом случае основная масса героев меняет свой статус и положение, отдельные переосмысливают свое поведение, но многие по-прежнему стремятся к личной выгоде и со временем забывают о визите сатаны и его странной свиты. Во втором случае просто больше не появляются обращения к пространству.

Интересным поводом для размышления в контексте романа могло бы стать изучение чередования глав, посвященных разным пространством, а также разграничение лунных и дневных эпизодов. Впрочем, это повод для более масштабного исследования.

Источник: https://owllit.tk/miry-mim/

Реферат: Проблема времени и пространства в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”

Ученик 11в класса

Койков Роман<\p>

2002г Киров.<\p>

План:<\p>

I . “Литература и революция”

Возможно вы искали – Реферат: Реализм пьес А.Н. Островского

II . Мастер и его время.

1 . Полемика с Троцким о художественном мастерстве и Мастерах.

2 . Изменения “московского народонаселения” и разгар “великого перелома”.

3 . “Творческий союз” МАССОЛИТ модель писательского общества Москвы.

4 . Мир вечных человеческих ценностей Мастера.

Похожий материал – Реферат: Виктор Пелевин и его творчество

II I . Мастер и наше время.

IV . Вечна душа Мастера.

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита”, как и все великие, вечные книги человечества, посвящён всесилию и непобедимости любви. Но не будем забывать того, что писался он во времена, когда господствующей силой в обществе, в стране и мире была ненависть. Ненависть классовая и национальная, революционная и религиозная, общественная и личная…

Нет сомнения, что Булгаков в 1923-1924 годах читал самую яркую, самую известную и самую влиятельную критическую книгу того времени – “Литература и Революция” Троцкого. Вряд ли мимо М. Булгакова прошли процитированные Троцким слова Блока: “Большевики не мешают писать стихи, но они мешают чувствовать себя мастером…

Мастер тот, кто ощущает стержень всего своего творчества и держит ритм в себе”. Высказывание это, по-видимому, так поразило или задело Троцкого, что он почувствовал прямо-таки обязанность высказаться по этому поводу, прокомментировать слова великого поэта, “надорвавшегося” на революции.

Важно

И вот Троцкий объясняет, почему в этом высказывании Блока содержится не только “внутренняя вероподобность” и “значительность” фразы, но и безусловная истина.

“Большевики, – заявляет Троцкий от имени партии, членом Политбюро ЦК которой он в то время состоял, – мешают чувствовать себя мастером, ибо мастеру надо иметь ось органическую, бесспорную в себе, а большевики главную-то ось и передвинули”.

“Никто из попутчиков революции – а попутчиком был и Блок, и попутчики составляют ныне очень важный отряд русской литературы – не несёт стержня в себе, и именно поэтому мы имеем только подготовительный период новой литературы, только этюды, наброски и пробы пера – законченное мастерство, с уверенным стержнем в себе, ещё впереди”. Целая концепция “новой литературы” держалась у Троцкого на обыгрывании блоковского высказывания.

Кажется, всё творчество Булгакова было призвано опровергнуть высокопарную сентенцию Троцкого.

Булгаков был глубоко убеждён, и драматургия его, и романы, и повести, и рассказы суть явления именно “законченного мастерства”, а не “этюды, наброски и пробы пера”.

Булгаков не верил, а твёрдо знал, что он-то, безусловно “несёт” в себе “стержень”, неколебимую “ось”, вокруг которой вращается не только его творчество, но и вся его загубленная жизнь.

Очень интересно – Реферат: Юрий Васильевич Бондарев “Горячий снег”

Обратите внимание

Булгаков не сомневался в том, что никакой главной оси – ни в природе, ни в обществе, ни в частной жизни личности – не “передвинули”.

И роман “Мастер и Маргарита” содержит в себе спор и полемику не только с рассуждениями Троцкого о художественном мастерстве и Мастерах, но и с самим исходным высказыванием Блока.

Большевики исключительно мешали Булгакову писать, печатать, ставить на сцене или в кино свои произведения, но они не мешали ему (да и не могли преуспеть в этом) чувствовать себя Мастером.

Многозначителен конец романа “Мастер и Маргарита”.

Незадачливый пролетарский поэт Иван Бездомный, “интеллигент”, только “вышедшей из народа” (ещё недавно собиравшийся даже Канта отправить на Соловки на исправительные работы – “годы на три” – за шестое доказательство существования Бога), становится в результате всех сюжетных пертурбаций профессором истории. В этом отношении Иван Бездомный – значительный прогресс “нового человека” по сравнению с Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, который воспринимает как личное для себя оскорбление предложение профессора Преображенского “поучиться хоть чему-нибудь”.

Совет

При всём своём высоком трагизме роман “Мастер и Маргарита” оптимистичнее “Собачьего сердца”. Покидая этот бренный мир, Мастер оставляет в нём своего ученика, который видит те же сны, что и он, бредит теми же образами мировой истории и культуры, разделяет его философские идеи, верует в те же идеалы всемирного, общечеловеческого масштаба…

Ученик Мастера, его идейный преемник и духовный наследник, ныне “сотрудник Института истории и философии” Иван Николаевич Понырев, “всё знает и понимает” – и в истории, и в мире, и в жизни. “Он знает, что в молодости он стал жертвой преступных гипнотизёров, лечился после этого и вылечился”. Теперь он и сам Мастер.

Булгаков показал, что обретение интеллигентности происходит через накопление знаний, через напряжённую интеллектуальную, шире – душевную работу, через усвоение культурных традиций человечества, через избавление от чар “чёрной магии преступных гипнотизёров”.

Значит, даже такое “штучное” явление культуры, как мастерство, подлежит творческой преемственности, не уничтожается в апокалиптические времена “мировых катастроф”.

Важно

Герои “Мастера и Маргариты” – все без исключения, от мала до велика – вырвались на простор вечности и очутились в бесконечном пространстве мировой истории.

И это свидетельствует о том, что ни какие могущественные силы не властны над тем, кто несёт “в себе” свою “ось”, свой неповторимый нравственный и идейный “стержень”, кто является хозяином своих помыслов и своего дела, кто владеет мастерством.

Мастер живет в мире без социальных, национальных и временных границ. Его собеседниками являются Иисус Христос, Кант, Гёте. Он современник и собеседник бессмертных, ибо он – равный с ними.

Вам будет интересно – Дипломная работа: Скрытая метафора “мир-сцена” как структурный элемент трагедии Уильяма Шекспира “Гамлет”

Как и предшествовавшие роману фантастические повести, “Мастер и Маргарита” – произведение, в котором тоже сплавлены в нерасторжимое единство реальность и фантастика. Но фантастика здесь выполняет качественную роль. Она не столько средство испытания действительности в экстремальной ситуации или условная деформация её гипотетическим допущением.

Обратите внимание

Мир фантастических образов и сверхъестественных сил в романе – прорыв через тонкую плёнку суетной повседневности, через мелочи текущей современности грозных и неумолимых черт Вечности, истинного, а не призрачного бытия, в котором того не подозревая, находятся до времени все без исключения булгаковские персонажи.

Недаром Булгаков говорил о себе: “Я – мистический писатель”.

В романе реально представлена Москва, её коммунально-бытовой и литературно-театральный мир, так хорошо знакомый Булгакову. Для современников были узнаваемы гонители Мастера – бдительные критики булгаковских пьес, повестей и рассказов, воюющие тем же орудием, что и сам Мастер – словом.

Желая поддержать Мастера, Маргарита отнесла в редакцию газеты отрывок из романа, и он был напечатан. Удары посыпались градом. Мастера обвиняли в том, что он “сделал попытку протащить в печать апологию Иисусу Христу”, назвали “воинствующим старообрядцем”.

Совет

И всё это – на основании одного отрывка из художественного текста, законы которого (законы искусства) не позволяют идентифицировать автора и его героев.

Однако для критиков Мастера не существует разницы между жизнью и художественным текстом, между искусством и не искусством: они глухи к вечному, нетленному, они погружены в политическую суетню и трескотню.

Занимаясь искусством слова, верша свой неправедный суд над художниками, над Мастером, они заняты не своим делом, – но им недоступно понимание этого.

Вот так с помощью слова в сознание читателей, не имевших возможности прочитать роман целиком, настойчиво внедрялась недобросовестными окололитературными дельцами мысль о вредных, враждебных помыслах автора идеях его произведения.

Итог: Мастер затравлен, первое же столкновение с литературным миром приводит его в сумасшедший дом, где он и погибает.

Важно

Судьба, типичная для Мастера, живущего не в ладах с окружающим миром, вопреки ему, по своей собственной, внутренне свободной логике…

В отличие от своего персонажа, романного Мастера, Булгаков всю жизнь боролся за свои произведения, пытался пробиться к читателю и зрителю, пока оставался в сознании, диктовал и редактировал текст своего главного произведения.

На своём знаменитом сеансе “чёрной магии” на сцене Варьете Воланд размышляет о том, изменилось ли за последние десятилетие “московское народонаселение”. Он отмечает технический и научный прогресс, современный облик города, появление новых видов транспорта, говорит, что “горожане сильно изменились внешне”.

Обратите внимание

Однако, “гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?” Своего рода тестирование, которое проводит Воланд при помощи “чёрной магии” (сыплющиеся с потолка червонцы, за которыми начинается охота; раздача модных вещей; публичная казнь конферансье Бенгальского, которому буквально “отрывают голову”, и затем чудесное его “прощение” с приживлением головы на прежнее место (своего рода игра страстями публики – расчёт то на свирепость толпы, то на её жалостливость и т. д.), убеждает его, а вместе с ним и читателей романа, что люди мало изменились, что они вообще мало меняются, несмотря на все коллизии истории: “Ну что же они – люди как люди. Любят деньги, но это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те не были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердцах… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…”.

Похожий материал – Реферат: Тематика и композиция поэмы Гесиода “Труды и Дни”

Квартирный вопрос действительно оказался одним из самых важных. Как не уплотняли таких, как Персиков или Преображенский, квартир всё-таки не хватало. Друг Мастера Алоизий Могарыч очень хотел “переехать в его комнаты” (от того и стал другом) и потому, “прочитав статью Латунского о романе, написал на него (Мастера) жалобу с сообщением о том, что он хранит у себя нелегальную литературу…”.

Воланд – то постоянное зло, которое необходимо для существования добра и вечной справедливости в мире. Такова диалектика исторического развития и человеческого познания – с “древа добра и зла”.

Воланд олицетворяет вечность, бесконечность времени, которое всех рассудит, всё расставит по местам, каждому воздаст по заслугам.

То, что “однажды весною, в час небывалого жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах” появился Воланд, определивший весь ход действия московских сцен романа, в которых он со своей свитой оказывается в человеческом облике современников Булгакова конца 1920-х годов, раскрывает глубинный смысл происходящего.

Появление Воланда в самый разгар “великого перелома”, а затем и Большого террора – это попытка спроецировать время, бесконечное, справедливое время, на всех участников события – в романе Булгакова и за его пределами, в самой жизни. Это попытка осуществить справедливость – поверх страшных реальностей эпохи, вне времени и пространства. Фантастические картины романа Булгакова – это, прежде всего суд времени, суд истории.

Суд вечности, вершимый Воландом, просвечивает всех персонажей романа, и становится ясно, кто из них выдерживает этот ослепительно яркий свет, а кто начинает корчиться, таять, исчезать уже при первых проблесках вечности… Среди тех. кто, безусловно, оправдан судом вечности – Мастер.

Судьба его очевидным образом связана с героем его романа Иешуа Га-Ноцри, исторической ипостасью евангельского Иисуса.

Совет
Важно

Мастера и его героя связывают и их “бездомность”, “бесприютность” (Мастер теряет свою квартиру), и травля, заканчивающаяся в обоих случаях доносом и арестом, и предательство (Алоизий Могарыч - явный аналог Иуды из Кариафа), и тема тюрьмы - казни (пребывание Мастера в клинике Стравинского сопоставимо с пленением Иешуя), и мотив Ученика (Бездомный, который становится, как и Мастер, историком-профессионалом, - смысловая параллель Левия Матвея, последователя и летописца Иешуа).

[/su_box]

Источник: https://cwetochki.ru/ref-referat-problema-vremeni-i-prostranstva-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita.html

Ссылка на основную публикацию