Анализ пьесы корнеля «сид»

Анализ пьесы Корнеля «Сид» | Литерагуру

Пьер Корнель (1606-1684гг.) – французский поэт и драматург, создатель величайшего произведения классицизма, пьесы «Сид», которая стала вершиной его творчества.

Краткое содержание пьесы Корнеля «Сид»

Действующие лица:
Дон Фернандо, первый король кастильский
Донья Уррака, инфанта кастильская.
Дон Дьего, отец дона Родриго.
Дон Гомес, граф Гомес, отец Химены.

Дон Родриго, возлюбленный Химены.
Дон Санчо, влюбленный в Химену.
Дон Ариас, Дон Алонсо — кастильские дворяне
Химена, дочь дона Гомеса.
Леонор, воспитательница инфанты.
Эльвира, воспитательница Химены.

Паж.
Инфанты.

Жанр «Сида» — трагикомедия, (то есть трагедия со счастливым концом). Ее Корнель написал в 1636 году. Главный герой пьесы — Дон Родриго, которого за военные заслуги величали Сидом.

В первом действие пьесы происходит ссора между графом Гомесом и доном Дьего, в ходе которой граф дает пощечину Дьего. Гомес отказывается от драки, не считая старика достойным противником.

Тогда Дьего просит своего сына смыть кровью обидчика его оскорбление. Родриго в смятении:

«Я к счастью был так близок наконец, —О, злых судеб измены! —И в этот миг мой оскорблен отец, И оскорбившим был отец Химены. Я предан внутренней войне; Любовь моя и честь в борьбе непримиримой: Вступиться за отца, отречься от любимой!»

Во втором действие король велит графу принести извинения перед Дьего, но уже поздно: Родриго и Гомес отправляются на поединок. Химена тоже оказывается перед выбором между чувством и долгом, и все-таки выбирает защищать честь погибшего отца:

«Безумца юного отвагу накажите:Он отнял жизнь того, кто нужен был венцу;Он дочь лишил отца».

В третьем действие Родриго казнит себя и приходит каяться к Химене:

«Казнив обидчика, я сам иду на казнь.Судья — моя любовь, судья — моя Химена.Снискать ее вражду — ужасней, чем измена,И я пришел снискать, как утоленье мук,Свой суд из милых уст и смерть из милых рук»

Обратите внимание

Но инфанта отговаривает его от этой встречи. Химена признается ей, что любит Родриго, и, отомстив, сама умрет. Тогда выходит убийца ее отца и предлагает ей убить его тем же мечом, но Химена полагается на короля. В это время на Севилью нападают мавры. Дьего предлагает сыну возглавить отряд. В четвертом действие Родриго возвращается героем.

Король восхищен его поступком. Химена заявляет, что выйдет за того, кто отомстит за ее отца. Давно влюбленный в нее Санчо решается на бой. В пятом действие Санчо возвращается и сообщает, что Родриго выбил меч из его рук, но не стал убивать того, кто защищает Химену.

  Тогда король дает Химене год, чтобы «осушить слезы», а Родриго пока будет совершать подвиги:

«Надейся на себя, на царственное слово; Химена сердце вновь отдать тебе готова, А успокоить в ней неотжитую боль Помогут смена дней, твой меч и твой король!».

«Сид» Пьера Корнеля как произведение классицизма

Что такое классицизм? Кратко

Классицизм возник во Франции конца 17 – 18 вв. Манифестом жанра является произведение Буало «Поэтическое искусство». Главным конфликтом в классицизме является борьба между чувством и долгом. При этом герои всегда должны выбирать головой, а не сердцем.

Основные черты классицизма на примере пьесы «Сид»:

— Герой всегда должен оставаться самим собой. В пьесе герои выбирают долг и следуют ему до конца. Концепция героического в пьесе «Сид» предполагает, что Родриго должен побороть в себе неразумный голос чувств, именно это делает его «Сидом», а не победа над маврами. Его главный триумф — превосходство воли и разума над страстями.

— Единство формы и содержания, но главную роль играет содержание.

— Трагикомедия написана в стихах ясным и четким языком, без излишества тропов.

— Герой всегда должен выбирать долг, а не чувство. Им движет рационализм, а не романтические порывы. В пьесе «Сид» оба героя следуют долгу, Корнель показывает, как тяжело дается им этот выбор. Они жертвует счастьем ради долга, но в конце автор в награду дарит им надежду на счастливый финал.

— Драма построена на реальных исторических событиях. Родриго Диас -реально существовавший персонаж, который был героем Реконкисты. Образ Сида — не выдуманный характер.

— Количество актов строго должно быть не четным (3,5, редко 7). В пьесе Корнеля «Сид» 5 действий.

— Проблематика «Сида» полностью укладывается в классицистический репертуар того времени: конфликт чувства и долга, разума и сердца, общественного и личного.

Правило триединства в классицизме на примере пьесы Корнеля «Сид»:

— Места. Все действие происходит в одном месте – город Севилья, что имеет не однозначную трактовку, так как это расширенное место действия.

— Времени. По канонам классицизма действие должно длиться не более суток. В пьесе события происходят в течение двух дней.  В первый день происходит ссора между графом и Дьего, ночью на город нападают мавры, на следующий день король вручает Химене руку и сердце Родриго.

— Действия. На протяжении всей пьесы должна развиваться одна сюжетная линия, один конфликт. Сюжетная линия нарушена ролью дочери короля инфанты, которая, кроме всего, влюблена в дона Родриго.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-pesy-kornelya-sid/

2. Анализ трагикомедии Корнеля «Сид» (конфликт, идеи, образы) » Шпоры для студентов

Конфликт в «Сиде» очень характерен драматургии классицизма: конфликт между общезначимыми ценностями и личностными. Здесь они представлены как разные ценности.

Герои пьесы многократно становятся перед выбором, каждое их конкретное действие и мотивация различны.

Исходящая ситуация связана с тем, что испанский король должен выбрать наставника для своего наследника, а старший принц носил официальный титул «инфант». В воспитанник годился только человек, известный своей мудростью, с жизненным опытом и значимым родом. Эта олдность очень почетна и на нее претендуют многие.

Среди них отцы героев, будущего Сида, Родриго Диас и граф Гомес (отец доньи Химены). Граф Гомес относительно молод, а Р. Диас уже стар, и по сравнению с Гомесом немощен. Но именно Р. Диаса назначают наставником инфанта. Между молодым людьми (Химной и Сидом) возникает любовь, до тех пор пока король не делает своего выбора.

Граф Гомес глубоко оскорблен, между двумя вельможами происходит ссора и обезумевший от неудачи Гомес дает пощечину своему сопернику. Единственный ответ – дуэль, дуэль – подвести себя под смерть, либо он подведет монарха, и граф Диас оказывается в безвыходном положении.

В 17 веке существует представление о том, что оскорбление может передаваться одному из родственников и старый Диас призывает сына, и Сид должен защитить честь отца и семьи и выйти на поединок с будущим тестем. Но чувства идут вразрез, и молодой человек понимает, что Химена для него потеряна в случае дуэли.

Но если он не выйдет, он будет обесчестен, и Химена все равно будет потеряна для него.

Важно

Французская драма написана александрийским стихом, во французском языке стихи приняты с одинаковым количеством слогов, александрийский стих соответствует 6-стопному ямбу с парной рифмовкой.

Сид принимает решение биться в дуэли. В поединке с графом Гомесом Сид одерживает победу, а Химена теряет отца.

2 акт: Химена отправляется к королю, принося жалобу на Сида, и она требует, чтобы король покарал – казнил Сида. Но она все равно продолжает любить молодого человека. Но одновременно с ней приходит и отец Сида. И одно и то же событие освещается с двух сторон. Король должен сделать выбор, и он теряется. Он поступил как мудрец: берет виновника под стражу и заточает в подвал.

Эпизод с маврами резко поворачивает сюжет. Во всем гарнизоне нет постоянных войск и единственный шанс спасения – талант полководца Сида, и его выпускают на одну ночь. Мавры отбиты.

Следующее действие происходит в Кортесах (решение государственного дела), Сид дает отчет о том, что произошло ночью, в форме монолога (4 мин.

) Сид рассказывает о том, что его небольшой отряд успевает придти на берег реки до того, как показываются суда мавров. Он оставляет резерв, упрятав под лодку, а основная часть выходит навстречу маврам.

Мавры застигнуты врасплох, многие убиты прямо на кораблях. Враг разбит, и Сид оказывается спасителем короля и державы. Отныне он герой, что сильно меняет ситуацию.

Химена находит защитника для дуэли с Сидом – земного юношу, который благоволит перед Сидом и тайно безнадежно влюблен в Химену. Биться на дуэли – смерть для юноши, отказаться от Химены он тоже не может. Сид выбивает меч у соперника, и дуэль заканчивается поражением.

Король говорит, что поскольку Сид лишил Химену мужской поддержки, он должен принять на себя все эти обязанности. Свадьба отложена на год. На этой ноте и заканчивается сюжет, что и связано с жанром трагикомедии.

Совет

Для создания художественной цельности, Корнель пошел на ряд нарушений норм, касаясь плана выражения:

-триединство (пьеса длится полторы суток, 36 часов)

-не одна, а две сюжетные линии (линия, связанная с дочерью короля – Урсулой, влюбляется аристократа, но не королевской крови, но она смиряется с выбором отца)

-монолог Сида

Источник: https://shporiforall.ru/shpory/zarubez-liter-xvii-xxv/2-analiz-tragikomedii-kornelya-sid-konflikt-idei-obrazy.html

Проблематика, конфликт, система образов в трагикомедии П.Корнеля «Сид»

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 17Следующая ⇒

Пьер Корнель

Блестящий представитель французского классицизма, строгого, торжественного и пышного искусства, был человек третьего сословия, неудачник-адвокат.

Человек, будто прожил 2 жизни. 56 лет прожил жизнью мирного тихого провинциального человека, у него было 7 детей, он не выиграл ни одного судебного процесса, потому что он плохо говорил, но когда он брался за перо, то из-под него лились строчки, которые перешли во французский язык даже в виде поговорок (прекрасно как Сид).

Косноязычный адвокат знал великую славу, 2 года битвы с кардиналом Ришелье (перчатку бросил Ришелье, но победит Корнель). Его долго не хотели вводить во французскую академию (провинциал), но потом, когда уже был написан «Сид», век не жалел эпитетов в его адрес.

Кардинал осудил автора за фривольный сюжет, за недостойное поведение короля и героя, за дерзость интриги. Т.е. официально произведение было осуждено французской академией и Ришелье.

«СИД»

В 1606 году появилась трагикомедия «Сид», в которой были сконцентрированы основные проблемы и конфликты первой трети века. Т.е.

: борьба короля с феодальной вольницей; вопрос о том быть или не быть централизованному государству; конфликт между семейным и гражданским; патриотическая тема защиты Родины, на которую нападают чужеземцы; но самое главное – в произведении появился особый герой, который в сомнениях, колебаниях самостоятельно в безвыходной ситуации находил выход, сам решал свою судьбу (этого и не смог простить Ришелье), не опираясь не на волю короля, не на решение феодалов, не на традиции. Это был дерзко – мыслящая личность, самостоятельно решающая проблемы.

Сюжет элементарный: во-первых, действие происходит в Испании. Испанский король, который еще не стал абсолютным монархом и зовут его не король, а зовут его как и остальных – дон (Дон Фернандо), он еще не абсолютный монарх.

Этот король выбирает для своего сына воспитателя и претендентом оказывается дон Гомес – вольнодумец феодал, и старик дон Диего, который когда-то был великим и славным воином, который помог объединить территорию, но теперь он стар. Выбирая между ними, король естественно, выбирает дона Диего.

Обратите внимание

Дон Гомес возмущен тем, что выбран немощный старик. В одном и том же произведении перед нами: вульгарная перебранка феодалов и эпический рассказ о том, как были отброшены враги; и плачи, и исповеди, и любовные дуэты, т.е. жизнь в самых разных ее проекциях.

Дон Гомес дает пощечину старику (он не только себя уронил в глазах всех, но он уронил честь дона Диего) и если эта пощечина не будет смыта кровью, то позор ляжет на весь род.

Дочь дона Гомеса – Химена и сын дона Диего – Родриго любят друг друга, они помолвлены. Если Родриго убьет отца Химены, то потеряет Химену, а если откажется от поединка, то не будет смыт позор с его фамилии, а Химена не сможет любить недостойного.

На французской сцене впервые стоял герой, который самостоятельно продумывал варианты, как ему поступить в ситуации, когда выхода нет, когда Химену он потеряет в любом случае.

Это умение самостоятельно выбрать в безвыходной ситуации свою судьбу было очень важно.

В «Сиде» Корнель создает особое видение любви. Любовь у Корнеля в его произведениях всегда разделенная страсть, торжествующая, которая испытывается к благороднейшим людям. И самое главное – которую не могут перечеркнуть никакие жизненные обстоятельства, даже самые трагические (убить отца невесты).

Прежде всего принято думать, т.к. его называют суровый Корнель, это певец героического характера, но прежде всего он певец разделенной, Радостной, счастливой любви, которая стоит над всеми препятствиями. Это благороднейшее, возвышающее человека чувство.

Колеблясь, и решаясь принять ту или иную сторону, Корнель все-таки решает поднять меч на отца Химены и убивает его. Конфликта любви и долга в тексте Корнеля нет.

Важно

Убив отца Химены, потому что так сложились жизненные обстоятельства, а любовь молодых людей над хитросплетениями жизни, над принятыми правилами поведения. Это то, что нельзя убить.

Со шпагой своей (меч – один из главных героев произведения) дон Родриго приходит в дом Химены.

Родриго:

Обречь тебя тоске я должен был любя

Чтоб смыть с себя позор и заслужить тебя

(если б я не поднял меч против твоего отца, я был бы не достоин как мужчина, защитивший своего отца, тебя)

Но заплатив сполна мой долг отцу и чести

Я должен в свой черед стать жертвой правой мести

…он протягивает ей меч: «В крови убитого да будет распростерт тот, кто убил его».

Читайте также:  Измена близкого человека как горький жизненный опыт

Химена: «Увы, хотя вражда нас развела далеко. Родриго, я к тебе не обращу упрека. И дань страдания отдав своей судьбе, тебя я не виню. Я плачу о тебе.

То, что ты выполнил был только долг прямой… свою соблюл ты славу и я свой трудный путь стерплю до конца.. Лишась отца, лишаюсь и тебя, во имя гордости любимого губя… Даже страсть не может мне велеть пред казнею твоею оробеть.

Я быть должна как ты – бесстрашна и сурова. Достойному меня долг повелел отмстить. Достойная тебя – должна тебя убить».

Вот он неразрешимый конфликт – любви достоин только тот, кто честен и благороден, кто защищает своих стариков. Два врага будто стоят на сцене и начинается то, чего не могли простить Корнеля, начинается любовный дуэт.

Это было необыкновенно новым: над традициями, поединками, схватками, стояла любовь двух существ, не виноватых в том, что были втянуты в этот кровавый конфликт. Это было дерзко, ново.

Это были личности, а личность всегда опасна.

Конфликт кажется неразрешимым. Женщина не может вступить в борьбу, но она найдет того, кто за нее вступится.

Совет

Для разрешения этого конфликта Корнель вводит вторую интригу – вторую сюжетную линию. А именно: на страну нападают мавры. И уже некогда решать семейные проблемы. И здесь великолепен Родриго.

На страну нападают чужеземцы, нужно рассказать королю, нужно просить его благословения – а это время, мавры могут захватить землю. Он не спросив у него разрешения идет бить врагов. Набросив на себя одежду короля (обман)… такой же импульсивный, такой же темпераментный… он также любит Химену, как и Родину.

Родриго ведет за собой войско, побеждает мавров, которые бросают к нему знамена и называют его Сидом (в переводе «господин»). Он становится первым воином государства, победителем. Это уже не просто дон Родриго, это правая рука короля.

Рассказывая королю о своих подвигах он просит прощения за то, что не спросил разрешения разбить врагов. У ворот дворца стоит Химена, которая говорит да он победил, но мой отец не встанет.

Новый конфликт между семейным долгом (Химена) и государственным началом (он уже не Родриго, а Сид – спаситель отечества).

В своей опочивальне молит всех врагов… она понимает разницу между доном Родриго и Сидом-победителем… она думает о том, что дай Бог не найдется человека, который бросит перчатку Сиду-победителю.

Но находится влюбленный в Химену дон Санчо, который от ее имени вступает в бой и Родриго предстоит сражаться. И тут Корнель великолепно показывает женскую психологию. Разница между мужской и женской психологией показана чрезвычайно точно. Когда мужчине говорят нет, он понимает, что это да.

А женщина понимает, что нет – это «быть может». Когда Химена бросает вызов и от ее имени дон Санчо должен вступить в бой с Сидом, Родриго считает, что она хочет его гибели и он не будет сражаться и просто опустит меч. И с тем же самым мечом он приходит в опочивальню к Химене прощаться.

Затем, что он ценил как лучшее в отчизне превыше страсти честь, но страсть – превыше жизни. В этом была дерзость Корнеля. И Химена понимает, что Сид опустит меч и даст себя убить, должна сказать правду: «Если над тобой так властен смерти зов, ты вспомни нашу страсть, мой дорогой Родриго».

Обратите внимание

По закону поединка она должна достаться тому, кто победит: «Сразить, чтобы меня не отдали тому, кто отвратителен и сердцу и уму». Главный герой – дерзкая основа, которая была встречена в штыки Решелье – светлая любовь юных над моралью, над традициями, светлая любовь, которая побеждает в своей вечности.

Вдохновленный Хименой Родриго идет на поединок.

Химена молится, чтобы победил Сид, но в опочивальню ХИмены с мечом Сида входит дон Санчо. Он успевает сказать пол-фразы: «Сие оружие у ваших ног слагая….» дальше он пытается что-то сказать, но не может прорваться сквозь поток слов Химены. Она плачет от своей доли, является король, которому она говорит о своей великой любви к Сиду, о том, что она отправляется в монастырь.

Когда она устает от речей, дон Санчо говорит, что все не так как она себе представила, во время поединка Сид выбил меч из его рук, но он не захотел его убивать – он подарил ему жизнь и меч победителя он велел принести Химене.
Родриго появляется, говорит о том, что он не пришел за бранной добычей, он спрашивает что он должен сделать чтобы она хотя бы на минуту забыла о смерти отца.

Корнель разводит между собой (а это 17 век) ту страсть, которая бушует в серцах молодых людей и убить которую невозможно ничем и проблемы брака. Потому что идти в руки того, кто убил твоего отца – это совершенно другая вещь, чем любить того, кто убил твоего отца. И Корнель эти два момента в любви очень тонко очень интеллигентно, разделяет.

Химена не может убить любовь к Родриго, но она и не может выйти за него замуж.

И вызревает то, с чего потом начнется 19 век: «Теченье времени не раз узаконяло то, в чем преступное нам виделось начало». Король говорит о том, что время заглаживает многие раны и нюансы. Т.е.

Родриго отправляется, снова нападают мавры, защищать страну от мавров. Может быть когда-нибудь Химена сумеет позабыть о смерти отца и станет его женой, потому что любит его.

Но пока в произведении открытый конец.

«Сид» – это великое произведение, которое прославило Корнеля.

⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4x148b.html

8. ”Сид” Корнеля и его место в драматургии классицизма

Великий
мастер политической трагедии, откликавшейся
на события борьбы абсолютистской Франции
с внешними и внутренними врагами

Корнель
род. 6 июня 1606 в г Руане. В Нормандии в
семье адвоката. Иезуитский коллеж. В 18
лет – ложность адвоката

Современники
в один голос с изумлением отмечали, что
этот непревзойденный мастер ораторского
стиля в трагедии совершенно не владел
им в устной речи, отличался плохой
дикцией.

Важно

Простой буржуа, вел очень простой образ
жизни, наивно набожен, вечно нуждался,
но был гордого характера, никогда не
умел ловко устраивать свои дела, скромен,
добросовестен, тщеславен. Получил
дворянство за трагедию «Сид».
Ввел на сцену простоту
и крайнюю отделанность.

От провинциально-буржуазного происхождения
– демократизм,
известная свобода от вкусов и настроений
двора

Сначала
создал форму комедии,
соответствующую его натуре, простую и
серьёзную

1629
– комедия «Мелита», 1631 – комедия «Вдова,
или Наказанный предатель» 1633 – «Субретка;
1633 – «Королевская площадь»; 1636 –
«Комическая иллюзия» (сильны традиции
барокко) выше среднего уровня (без
фарсового комизма, в основном
психологические коллизии)

Потом
создал истинную трагедию. Первая трагедия
«Медея» (по Сенеки) – без успеха.

1636
– написан «Сид», 1640 – Гораций» и «Цинна»,
1643 – «Мученик Полиевкт»; комедия «Лгун»,
1644 – «Родогуна, парфянская царевна»,
1651 – «Никомед»

1652
– провал трагедии «Пертарит». Корнель
возвращается в Руан. Оставил драматургию,
1659 – Корнель возвращается к театру:
«Эдип» (1659); «Серторий» (1662); «Оттон»
(1664).

Успеха
пьесы не имели. Умер
Корнель в бедности, являясь свидетелем
полного упадка своей былой славы.

«Сид»
(1636)
 поставлена
трагедия в начале января 1637 Необыкновенная
слава Крылатое выражение: «Прекрасно,
как «Сид».

Александрийский
стих (за
немногим исключением): 12-сложный стих
– с парными чередующимися мужскими
и женскими рифмами.
Каждая
фраза должна была укладываться в целый
стих
(не допускались переносы). Ясность языка
(некоторые фразы – как афоризмы). Чувства
не должны были нарушать твердой дисциплины
формы

Источники:
народно-эпическая поэма «Песнь о моем
Сиде»; Гильен де Кастро «Юность Сида»
1618. Корнель внес изменения в образец:
1) сократил действующих лиц до минимума;
2) упростил сценическое действие (всё
за сценой); 3) акцент на нравственной
проблеме

Композиция:
2 сюжетных ядра (два конфликта): 1) – ссора
отцов, поединок юноши с графом Гормасом
и последовавшее за этим неразрешимое
столкновение Родриго и Химены; 2)воинский
подвиг героя и необходимость суда над
ним за недопустимую дуэль. Один конфликт
переходит во второй, но одновременно
его нейтрализует.

Химена
– дочь богатого севильского аристократа,
графа Гормаса; Родриго – сын благородного
дона Диего. Дон Диего выбран наставником
для сына короля (этот пост хотел получить
граф Гормас). Ссора между отцами. Граф
Гормас дает пощечину дону Диего
непосредственно на сцене (это 200 лет
осуждалось классиками).

Совет

Первоначальный
толчок действия – оскорбленное
самолюбие тщеславного придворного –
отца Химены.
Т.обр акт индивидуального своеволия,
мелкая
личная страсть.
– зависть честолюбца, создает
трагический конфликт,
разрушающий счастье молодой четы. Именно
поэтому для Корнеля оказалось невозможным
свести действие пьесы к стоическому
отречению героев от любви и счастья

Сталкиваются
в душах героев: родовая фамильная честь
и любовное чувство

Родриго
убивает отца Химены.
У неё тоже долг противостоит чувству:
она требует смерти Родриго (от короля).
Но нападают мавры, и Родриго их побеждает.

И теперь требования Химены для короля
неубедительны,т.к.
Родриго спас государство.

Она продолжает настаивать, но король
судит с иной позиции, и если она сейчас
не согласна, то пусть попозже
выйдет за Родриго. А он ещё насовершает
подвигов для страны.

Проблематика:
Конфликт чувства и долга «Симметрично
гл. герои. Вообще пьеса – как цепь ситуаций,
скрепы которых за
сценой (события),
а
персонажи разбирают их результаты:
действие
– психологическое.

По
ходу сюжета конфликт изменяется:
чувство
– остается тем же, а долг – из родового
– в гражданский.

Именно таковой оказывается итоговым.

Решающим; и именно отступление от него
явилось изначально истоком конфликта.

(гр
Гормас не подчиняется воле короля; для
него свой интерес, желание – выше);

гр Гормас: «Как
ни возвышен трон, но люди все подобны
// Судить ошибочно и короли способны
»).

Так
сразу задается важность рамок, границ,
меры для обуздания отдельных, личных
притязаний
.
Такая
мера – королевская власть
.
Т.обр. * в социально-политическом плане
она – залог стабильности, безопасности;
* в нравственном – критерий, ориентир;
* в художественном – ключ к развязке
(часто король как deus ex machine).

А
внутри человека победа разумного
(=общего) начала дается с трудом

и постоянно оспаривается другим началом.
Например, у Химены – постоянное волнение,
ей советуют: отдохни, успокойся (индив
перехлест).<\p>

Но:
художественно весомее оказывается
именно личное, лирическое, потому что:

1)​ образ
короля схематичен, бледен
2)​ очень
подробно внутренний мир героев, и они
безвинны -> симпатия к ним, жертвам (не
случайно гражданский долг не
противопоставлен, не противоречит
любви.

– так он справедлив)
3)образ
Инфанты как лирическое сопровождение;
одинока, печальна, жертвенна<\p>

Это
характерно для Корнеля, к-ый утверждает
ценность не столько государственного,
гражданского, сколько – человеческого

Здесь
они приходят к гармонии -> трагикомедия
Это
и стало главной причиной претензий
-> Спор
о «Сиде
»:

Сначала
пародия на пьесу, критические разборы,
потом выступление самого Ришелье. А
главное – недостаточная убедительность
победы гражданского долга (Химена
подчинилась, потому что это соответствует
её любви
)
Ришелье санкционировал обсуждение
во Французской Академии.
Под
руководством Ришелье – итоговое «Мнение
Французской академии о трагикомедии
«Сид» (1637) (толстый том)

Обратите внимание

Были
учтены все отступления от логики, от
правил. Особенно характер Химены: слишком
предана любви; благополучная не оправдана,
потому что не диктуется государственной
необходимостью (нет жертвы). Нарушение
единств: действия – образ инфанты; места
– дворец + дом Химены, времени – подсчитали,
что оказывается не меньше 36-ти часов +
формы – стансы Родриго и инфанты

«Спор»
способствовал углублению и уточнению
классицистической теории

Действительно,
много не классицистического: сюжет не
античный, а средневековый; жанр
трагикомедии; в стиле – еще черты барокко
(маньеризма)

С
замечаниями Корнель не согласился и
возражал в позднейших предисловиях к
«Сиду», то ссылаясь
на Аристотеля

и доказывая, что верен его авторитетным
правилам (прежде
всего, что страдающий не должен быть ни
абсолютно добродетельным, ни абсолютно
злым, только с человеческой слабостью;
и что угроза ему исходит от любимого и
любящего);
То
критикуя классические правила за
схематизм и давление (сжимают время и
место). И говорит о выстроенности,
просчитанности эффекта воздействия на
сочувствие зрителей (пощёчину
показал, а возмездие – гибель графа на
поединке – нет, чтобы сохранить симпатию
зрителей к обиженному -> к Родриго
)

Герой
корнелевской трагедии, например Родриго,
изображается растущим на наших глазах.
Из никому не известного юноши он
превращается в бесстрашного воина и
искусного полководца. Слава Родриго –
дело его рук. Слава не достается ему по
наследству, не дана от рождения. Он далек
в этом смысле от феодальных традиций и
является наследником эпохи Возрождения.

Для
Корнеля как представителя культуры
XVII в. характерен пристальный интерес к
человеческой мысли. Человек действует
у него после глубоких размышлений.
Главное для Корнеля не в том, что сознание
преобладает над бытием, а в том, что
сознание принадлежит человеку, а не
богу. Корнеля отличает не его идеализм,
а его гуманизм.

Борьба
с преимущественным изображением внешнего
мира предполагала более детальное
раскрытие души человека, области
сознания, эмоций, страстей, идей, что
являлось очень значительным шагом
вперед в художественном развитии.

Родриго,
Химена, инфанта не ограничены в «Сиде»
одной страстью, которая всецело владела
бы каждым из них. У Химены совмещаются
и любовь к Родриго, и мысль о своей
фамильной чести. В Родриго сосуществуют
и страсть к Химене, и преданность роду,
и любовь к родине. Семейный и патриотический
долг для Родриго – это не трезвые веления
рассудка, а прежде всего неодолимый зов
сердца.

Читайте также:  Краткое содержание поэмы «василий тёркин» по главам

Гуманистические
тенденции Корнеля сочетаются в его
сознании с признанием королевской
власти как наиболее авторитетной
общественной силы современности.

если
бы Корнель ограничился внешним поведением,
«Сид» вряд ли стал бы той эпохальной
пьесой, которая на два века определила
тип и характер французской трагедии.
Художественная правда ставит под
сомнение отвлеченную моральную схему.

Важно

Для Корнеля долг родовой чести не
способен уравновесить силу живого
чувства двух любящих.

Долг этот не
является безусловно «разумным» началом
— ведь источником конфликта послужило
не противоборство двух равноправных
высоких идей, а всего лишь оскорбленное
тщеславие графа Гормаса, обойденного
монаршей милостью

Корнель
не мог признать абсолютную ценность
этого индивидуалистически понимаемого
долга и свести содержание пьесы к
стоическому отречению героев от любви:
вопреки своим поступкам, они продолжают
любить друг друга. Психологическое,
идейное и сюжетное разрешение конфликта
Корнель находит, вводя в пьесу истинно
высокое сверхличное начало, высший долг

В
“Сиде” политическая проблематика
не выразилась в риторических пассажах
и даже не являлась сюжетообразующим
началом пьесы

Источник: https://StudFiles.net/preview/6818017/page:8/

Пьер Корнель “Сид”. Анализ пьесы

Пьер Корнель. Сид.

Сид – герой испанской реконкисты.
Настоящее имя – Родриго Диас де Бивар. Завоевав мавров, Родриго становится
Сидом, что с арабского переводится как господин.

 <\p>

Пьеса Корнеля «Сид» написана в жанре
классицизма, в ее основе лежит семейный и любовный конфликт. По закону жанра,
это достаточно простой сюжет. Композиция выстроена согласно логической
стройности и лаконизму.

Родриго и Химена не могут быть вместе по причине ссоры
своих отцов: отец Химены дал пощечину отцу Родриго, Родриго вступается за честь
отца.

Дон Диего

Родриго, храбр ли ты?

Дон Родриго

Я бы не ждал с ответом,

Не будь вы мой отец.

В этих строках проявляется высокопарность
порывов героев, характерная для этого жанра, с чем мы постоянно будем
встречаться далее в тексте.<\p>

Дон Диего

И меч, который мне уже тяжел в
борьбе,

На
кару и на месть я отдаю тебе.

Иди
– и мужеством ответь на дерзновенье:

Лишь
кровью можно смыть такое оскорбленье.

Умири
– или убей

Также мы видим и иллюстрацию тезиса Буало о
конфликте в этом жанре: он всегда завязан на чувствах и разуме и предполагает
их борьбу.

Дон Родриго

На горестную месть поставлен в битве правой

Неправой
участью тесним со всех сторон,

Я
медлю, недвижим, и смутен дух, невластный<\p>

Снести
удар ужасный.

Я
предан внутренней войне;

Любовь
моя и честь в борьбе непримиримой:

Вступиться
за отца, отречься от любимой!

Также присутствует и другой конфликт – любовный.
Родриго любит инфанта кастильская, Донья Уррака, которая по причине своего
положения в обществе никогда не сможет стать женой рыцаря, и в усмирение своих
чувств, она свела Родриго с Хименой.

И на протяжении всей пьесы инфанта тоскует
и переживает.<\p>

И вот Родриго смывает позор со своей семьи
убивая отца Химены, которая не может преодолеть горечь утраты. Её
воспитательница, Эльвира говорит пришедшему Родриго о том, что Химену можно
будет назвать бесчестной.

Здесь показан конфликт между частным и общественным.

Эльвира

Вокруг ее беды начнутся злые
речи,

Что
дочь убитого с убийцей терпит встречи.

Химена же хочет
отомстить Родриго, которого любит по-прежнему.<\p>

Химена

Увы!
Моей души одна из половин

Другою сражена, и страшен долг, велевший,<\p>

Чтоб за погибшую я мстила уцелевшей.

Совет

Родриго просит Химену лишить его жизни. Она
отказывается. Но события разворачиваются так, что Родриго «отразил нахлынувшую
рать» мавров, за что и стал называться Сидом. Эта победа прославила его. Дон
Фернандо, первый король кастильский пытается убедить Химену «унять чрезмерные
порывы» и быть благодарной, потому что «сердцу милого» он ей сохранил.

Теперь
ее чести ни что не угрожает,  но она решает мстить возлюбленному объявляя о
поединке Сида с Доном Санчо. Благородный Сид выходит победителем, он не желает
убивать того, кто бьется за Химену.

Присутствует также и комедийный элемент (не
зря пьеса сперва называлась трагикомедией): видя окровавленный меч, принесенный
Доном Санчо, Химена уверена, что это кровь побежденного Сида.<\p>

Дон Родриго

Я жизнь свою принес как дар для вас желанный.

Химена

За все, чем заслужен Родриго пред страною,

Ужели следует расплачиваться мною

И обрекать меня терзаньям без конца,

Что на твоих руках кровь моего отца?<\p>

Дон Фернандо легко решает вопрос брака Химены и Сида:
он посылает его на   ратные подвиги против мусульман, вследствие чего у Химены
появится время все пережить.<\p>

Дон Фернандо

Ты должен жребий свой так высоко вознесть,

Чтоб стать твоей женой она сочла за честь.<\p>

Надо сказать об интересах государства, которые
олицетворяет король, о чем красноречиво говорит последняя его фраза:<\p>

«А
успокоить в ней неотжитую боль

Помогут смена
дней, твой меч и твой король», –
объясняет Дон Фернандо рыцарю. Здесь очень важно слово – король.

Характерен также язык
написания пьесы, тяготеющий к высокопарности. Примером может служить например
то, что слово «алмаз» в речах инфанты заменяется на более старое – «адамант»
или – «умри» в словах Дона Диего на – «умири».

Также нужно пояснить, что произведение очень лаконично.
События разворачиваются с чрезвычайной быстротой согласно одному из постулатов
классического жанра и затрагивают они всего лишь вечер и половину дня
следующего, неслучайно подвиг Сида происходит на море, а не на суше, ведь так
он бы не успел справиться с ними за одну ночь!<\p>

Дон
Родриго

И
вот, при свете звезд, во мраке молчаливом,

Флот
в тридцать парусов скользит с морским приливом

Источник: https://vunivere.ru/work65876

«Сид» Корнеля. Значение пьесы для формирования французского классицизма. Спор вокруг «Сида»

Сведения о Сиде – историческом лице Родриго Диасе – Корнель мог получить из героической средневековой поэмы, посвященной испанскому герою, из рыцарских песен. Но корнелевский «Сид» – совершенно оригинальное, национальное французское произведение.

  Из многочисленных историй о Сиде, Корнель взял только одну – историю его женитьбы. До предела упростил схему сюжета, свел число действующих лиц до минимума, вынес за пределы сцены все события.

Действия совершаются где-то там, за сценой, о них лишь изредка рассказывается зрителю, а на сцене – картины сложной внутренней борьбы, которая в сердцах людей.<\p>

Конфликт долга и чувства:

  • Вчера отцы возлюбленных друзья, сегодня – противники.
  • Страдающий образ инфанты, дочери короля, внушает грустные мысли о пустоте и суетности тех сословных предрассудков, которыми люди опутали свои отношения друг с другом («О боже всемогущий, /Не дай торжествовать тоске, меня гнетущей,/ И огради мой мир, честь огради мою! /Чтоб стать счастливою, я счастье отдаю»).
  • Корнель, чтобы психологически оправдать месть Родриго за обесчещенного отца, показал ясную несправедливость Гормаса: дон Диего пытался всячески умиротворить графа.
  • Родриго не колеблется, даже мысль о том, что можно оставить оскорбление без отмщения, была бы бесчестием. Но юноша страдает, он знает, что навсегда теряет свою возлюбленную. Отец и возлюбленная, любовь и честь оказались в неразрешимом противоречии, взаимно исключая друг друга. Одно решение вело его к утрате счастья, другое – к позору.
  • Химена перед страшной дилеммой, т.к. не может во имя любви увлекать Сида на путь позора.
  • Гормас – своевольный феодал, не признававший авторитета королевской власти: признай он с самого начала решение короля не подлежащим обсуждению, как советовал ему дон Диего, никакого конфликта не было бы.
  • Молодые люди никнут под тяжестью навязанных им эстетических норм. «Сколько страданий и слез будут стоить нам наши отцы!»
  • Дон Диего рассуждает со всей холодностью старческой логики: «У нас одна честь, но столько любовниц! Любовь – лишь забава, честь – это долг!»

Трагедия Корнеля завершается счастливой развязкой. Молодые люди соединяются велением короля. Долг родовой чести и кровной мести уступает новым законам, противопоставившим ему долг гражданский и патриотический. Интересы государственные превыше интересов рода и семьи.

Так формировалась идеология государственного абсолютизма, выступившего тогда в силу исторических условий в облике сословной монархии и борющегося с феодальной раздробленностью и антигосударственной анархией в учреждениях и нравах.  <\p>

Герои пьесы многократно становятся перед выбором, каждое их конкретное действие и мотивация различны.

<\p>

  • Химена отправляется к королю, принося жалобу на Сида, и она требует, чтобы король покарал – казнил Сида. Но она все равно продолжает любить молодого человека. Но одновременно с ней приходит и отец Сида. И одно и то же событие освещается с двух сторон. Король должен сделать выбор, и он теряется. Он поступил как мудрец: берет виновника под стражу и заточает в подвал.  – ПРИМЕР СПРАВЕДЛИВОГО КОРОЛЯ
  • Эпизод с маврами резко поворачивает сюжет. Во всем гарнизоне нет постоянных войск и единственный шанс спасения – талант полководца Сида, и его выпускают на одну ночь. Мавры отбиты.
  • Следующее действие происходит в Кортесах (решение государственного дела), Сид дает отчет о том, что произошло ночью, в форме монолога (4 мин.) Сид рассказывает о том, что его небольшой отряд успевает прийти на берег реки до того, как показываются суда мавров. Он оставляет резерв, упрятав под лодку, а основная часть выходит навстречу маврам. Мавры застигнуты врасплох, многие убиты прямо на кораблях. Враг разбит, и Сид оказывается спасителем короля и державы. Отныне он герой, что сильно меняет ситуацию.
  • Химена находит защитника для дуэли с Сидом – (Санчо) земного юношу, который благоволит перед Сидом и тайно безнадежно влюблен в Химену. Биться на дуэли – смерть для юноши, отказаться от Химены он тоже не может. Сид выбивает меч у соперника, и дуэль заканчивается поражением.
  • Король говорит, что поскольку Сид лишил Химену мужской поддержки, он должен принять на себя все эти обязанности. Свадьба отложена на год. На этой ноте и заканчивается сюжет, что и связано с жанром трагикомедии.
Совет

Для создания художественной цельности, Корнель пошел на ряд нарушений норм, касаясь плана выражения:

-триединство (пьеса длится полутора суток, 36 часов)

-не одна, а две сюжетные линии (линия, связанная с дочерью короля – Урсулой, влюбляется аристократа, но не королевской крови, но она смиряется с выбором отца)

-монолог Сида

  • Принципиальная новизна «Сида», заключенная в остроте внутреннего конфликта, определила небывалый успех пьесы. Но она же вызвала настороженное и неприязненное отношение к «Сиду» кардинала Ришелье
  • За пределами Франции популярность Корнеля особенно возросла в XVIII в., когда достижения французской классицистической литературы и театра воспринимались как образец для других национальных культур. Пьесы Корнеля ставились на всех сценах Европы и оказали заметное влияние на развитие драматургии эпохи Просвещения.
  • Против пьесы была развернута целая кампания, длившаяся 2 года. На нее обрушился целый ряд критических статей, написанных Мере, Скюдери, Клавере и др.

ü  Мере обвинял Корнеля в плагиате (видимо, с Гильена де Кастро),

ü   Скюдери разбирал пьесу с т. з. «Поэтики» Аристотеля. Корнеля осуждали за то, что он не соблюдал 3 единства, и особенно за апологию Родриго и Химены, за образ инфанты, как «лишний» образ.<\p>

ü  Против пьесы было образовано и специальное «Мнение французской академии о «Сиде», подписанное Ришелье. Н

ü  ападки до такой степени подействовали на драматурга, что сначала он замолчал на 3 года, а затем попытался учесть пожелания. Упреки, брошенные «Сиду», отражали реальные особенности, отличавшие его от современных «правильных» трагедий. Но именно эти особенности определили драматическое напряжение, динамизм, обеспечившие пьесе долгую сценическую жизнь.

«Сид» и поныне входит в мировой театральный репертуар. Эти же «недостатки» пьесы были два века спустя после ее создания высоко оценены романтиками, исключившими «Сида» из числа отвергаемых ими классицистических трагедий. Дискуссия о «Сиде» послужила поводом для четкой формулировки правил классической трагедии.

«Мнение Французской Академии о трагикомедии “Сид”» стало одним из программных манифестов классической школы. 

Источник: https://students-library.com/library/read/44309-sid-kornela-znacenie-pesy-dla-formirovania-francuzskogo-klassicizma-spor-vokrug-sida

Билет 20. Жанровое своеобразие «Сида» Корнеля

Билет
20. Жанровое своеобразие «Сида» Корнеля.

«Сид» (1636)

В
1637 зрители увидели спектакль по пьесе Корнеля «Сид». Первоначально автор
назвал свою пьесу трагикомедией. 

Здесь писатель избрал исторический сюжет – эпизод из жизни
героя испанской реконкисты Руя (Родриго) Диаса де Бивар (XI в.), названного
Сидом, что значит по-арабски “господин” Уже сам принцип подхода к
материалу характеризует автора трагедии как классициста.

Он тщательно изучает
исторические труды, легенды, поэтические произведения, повествующие о жизни и
подвигах Родриго.

Обратите внимание

Затем делает выбор, подчас меняет события, их связь и смысл,
неизменно стремясь исходить из характеров героев пьесы, стягивая конфликт к
столкновению их сущностных качеств, в которых подчеркнуто общечеловеческое
начало.

Главным
источником для Корнеля послужила пьеса испанского писателя Гильена де Кастро
“Юность Сида” (1618).

Драматургом сохранены основные сюжетные вехи
первоисточника, связанные с историей женитьбы испанского рыцаря на Химене –
дочери убитого им в поединке графа Гормаса.

Корнель
упростил действие и акцентировал все внимание на чувствах и переживаниях
героев. Трагедийность «Сида» проявляется в начале нравственных коллизий, в
«высокой» проблематике пьесы.

Корнель
соотносит изображаемое с французской жизнью 30-х годов XVII столетия.
“Отцы” – граф Гормас и дон Дьего – уже не просто вельможи былых
времен, а также и придворные, чей престиж меряется прежде всего близостью к
особе короля и воинскими подвигами на благо короны. Именно престиж стал
причиной их распри, имевшей трагические последствия.

Обычно
конфликт классической трагедии обозначается как конфликт чувства и долга.
Но в этой пьесе коллизия сложнее. Сложность объясняется особой концепцией
любви. Любовь и честь совпадают в персонажах «Сида». Герой поставлен перед
выбором между честью и бесчестьем, но в обоих случаях он потеряет любовь своей
возлюбленной.

<\p>

А ведь “Сид” – гимн любви, пламенной и чистой,
Основанной на восхищении любящих друг другом, на их уверенности в человеческой
ценности дорогого существа.При этом любовь корнелевских героев- это всегда
разумная страсть, любовь к достойному
.

Ссора отцов вынуждает Родриго и
Химену выбирать между любовью и нравственными принципами того мира, к которому
они принадлежат по рождению и воспитанию.

И как ни тяжело молодым людям, ответ
определенен: верность священным для обоих обычаям предков означает для них
верность себе, является условием взаимного уважения, а значит, и взаимной
любви. Об этом проникновенно сказано в знаменитых стансах Родриго, завершающих
первый акт трагедии:

Отмстив, я гнев ее стяжаю негасимый;

Ее презрение стяжаю, не отмстив.

Для
Химены любовь и честь также неразделимы => «удвоенная, возведенная в
степень трагедия»
. Герои не могут преодолеть, изменить обстоятельства, но
они могут и обязаны сделать правильный выбор.

Важно

Шедевр Корнеля воссоздает не только трагическую коллизию,
возникающую при столкновении личности с обычаями и нравственными
представлениями феодального мира. В “Сиде” восславлены иные основы
человеческого общежития, более широкие, чем кодекс чести и радение об интересах
семьи.

Как
и многие его современники, Корнель был сторонником превращения Франции в единое
могущественное государство, видя в служении его интересам высшую миссию сынов
отчизны. Драматург показывает, что, пройдя через горнило войны, благородный
юноша Родриго становится первым рыцарем Севильи.

Но примечательно, в длинном
монологе четвертого акта победитель рассказывает о бое с маврами как о подвиге
многих безвестных бойцов, чей ратный труд он только лишь направлял “и сам
вплоть до зари не знал, каков исход”.

Человек, “как все”,
сильный солидарностью с себе подобными, – таков герой трагедии “Сид”.

Поистине даже простое перечисление эпизодов наталкивает на
мысль о продуманности, логической нацеленности композиции – две дуэли, два
объяснения. К тому же герои постоянно анализируют собственные поступки и
чувства.

Стендаль, большой почитатель гения Корнеля, тонко определил
особенность поэтики “Сида”, назвав финальный монолог первого акта
(Родриго выбирает, убивать отца любимой или не убивать) “судом разума
человека над движениями его сердца”.

Но ведь этот ставший хрестоматийным
монолог глубоко поэтичен, передает смятение чувств, с трудом преодолеваемое не
простым логическим рассуждением, а страстным желанием понять себя и сделать
правильный выбор. Такова в целом поэтика
шедевра Корнеля.

Аналитический пафос “Сида” сочетается с патетикой
высоких чувств и сам по себе патетичен
.

Совет

В “Сиде” творчески претворилась мысль о свободе
художника, провозглашенная в пьесе-манифесте “Иллюзия”, Это
относится, в частности, к трактовке
образов королевских особ
. В трагедии не раз повторено, что подданные
обязаны повиноваться королю, уважать его, служить ему. Таковы были искренние
убеждения драматурга.

 Верноподданнические
чувства предстоят здесь как одна из ипостасей присущей Родриго скромности и
сопряжены с хвалой его личной заслуге. В общечеловеческом смысле король и воин
равны в сцене возвращения Родриго из битвы с маврами.

Удивительно ли, что враги
Корнеля, обрушившиеся на “Сида” с несправедливой критикой, упрекали
драматурга, что он “снял с головы дона Фернандо корону и надел на нее
шутовской колпак”.<\p>

Видимо, та же подоплека лежала в основе утверждений
относительно того, что в пьесе “лишним” персонажем является инфанта
Уррака.

Действительно, королевская дочь не имеет влияния на развитие событий.
Ее роль можно определить как лирический комментарий к происходящему. Но ее
чувства и речи глубоко содержательны. Любя Родриго, она скрывает и подавляет
свою страсть, помня о своем высоком сане и одновременно сочувствуя влюбленным.

Ее образ, как и образ дона Фернандо, позволяет думать, что автор
“Сида” уверен в необходимости для царских особ следовать законам
разума и справедливости. Эта чисто классицистическая концепция пройдет красной
нитью через все последующее творчество драматурга.

У
Корнеля есть расхождения с некоторыми теоретиками классицизма, особенно в
трактовке принципа правдоподобия в трагедии. Корнель впервые воплотил
морально-философскую проблему франц.классицизма: борьбу между честью и
долгом.

Корнель отступает от ставшего строго обязательным в трагедии
александрийского стиха и обращается к более сложной форме. Каждая строфа
заканчивается именем Химены, образующий тематический центр всего монолога. Основной
композиционный прием- антитеза,
выражающая борьбу в душе героя.

Все приемы
вносят в трагедию струю лиризма и взволнованности, в целом не свойственную
стилю франц. классич. трагедии.

Принципиальная
новизна «Сида» заключается в остроте внутреннего конфликта.

Обратите внимание

Почти тотчас после блистательной премьеры начался знаменитый
в истории литературы “спор о “Сиде”. Шедевр Корнеля подвергли
строгой критике.

Академия подвергла пьесу придирчивой критике: отклонение от
правил, перегруженность действия внешними событиями, введение 2-ой сюжетной
линии(неразделенная любовь инфанты к Родриго), использование свободных строфических
форм и т.д. Главный упрек боги адресовали безнравственности героини, нарушавшей
правдоподобие пьесы.

На этот раз принцип правдоподобия
открыто сопрягли с этикетной нормой и моральными представлениями,
соответственными той роли, которая предназначена личности идеологами
абсолютизма, а именно она может быть достойной и добродетельной лишь при
условии беспрекословного подчинения должному.

С этой точки зрения Химена
объявлена была “безнравственной”, а поведение ее лишенным логики.
Вообще авторы “Мнения” не считали нужным принимать во внимание
сложность и противоречивость человеческой природы. В первых строках ими
постулировано “постоянство” характеров как условие
“правильной” пьесы.

ИЗ ЛЕКЦИИ:

Парадокс в том, что первая и самая
блистательная пьеса Корнеля, образец классицистической трагедии был написан как
трагикомедия. Корнель так назвал её в начале. Определенные
трагикомические черты до сих пор сохранились. Это пьеса «Сид»,
поставлена в 1637 и стала не просто
премьерой, а событием в истории театра.

Построена как пьеса не на
античном материале, как это должно ожидаться в классицистической трагедии, а на
материале СВ истории и истории Испании. Это пьеса об испанском
герое Реконкисты — Родриго Диасе,
которого прозвали «Сид» – господин, эта история сочиняется и ставится в период,
когда Франция ведет войну с Испанией.

В 1635 французы вступают в 35летнюю войну
с Испанией. Это не говорит об оппозиционности Корнеля.

Для французского
культурного сознания испанец и испанская тема это тема героической доблести, эта тема связана с театром — испанский театр
был известен и близок Франции (испанские трупы гастролировали по Франции),
языковая близость и другое делали известной испанскую драматургию,
театральность испанской темы, пафосная героичность привлекала Корнеля. Беря
злободневную тему, Корнель её обобщает, делает её глобальной и общечеловеческой. Это вопрос об
абсолютизме, о том, как соотносятся доблесть аристократа и долг придворного,
как связаны родовой, государственный
долг
и долг любви.

Корнель берет в качестве
непосредственного источника пьесу Гильена де Кастро «Юность Сида» (1619)
типичная барочная пьеса, опирается на испанские романсеры, на сказания
о молодом Родриго, который ещё не стал Сидом, пьеса с эффектами и
приключениями, много побочных событий, это изложено иным — пышным и метафорически витиеватым языком.

Важно

События трех лет,
происходят в разных местах. Для К. было важно это трансформировать, прежде чем
то-то создавать на этом материале. Для К. потребовалось значительно сужать события
(36 часов). К. соблюдает самое главное — это правдоподобие.  Развернулась полемика вокруг его пьесы: с одной стороны, восторженное принятие,
пьеса становится эталоном прекрасного.

Но в 1634 выходит мнение Французской
академии о трагикомедии Корнеля «Сид» – документ от лица всей Французской
академии, написан Жаном Шапленом, и многие другие давали критику на пьесу.

Шаплен говорил: «лучше бы Корнель ещё больше нарушил
единство времени, чем совершил такую чудовищную вещь: в качестве положительной
героини выводит девушку, которая посмела любить убийцу своего отца, это
безнравственно»
. Её обещание происходит на следующий день после того, как
умер отец.

Корнель: в самом принципе правдоподобия заложена некая
парадоксальность: комедия должна быть правдоподобной, но и должна быть
скандальной, что-то должно быть нарушено, должен быть конфликт, который будет
сутью комедии. Любить того, кто убил твоего отца — это скандально, но герои
приходят к этому в результате последовательного
и строгого следования норме, долгу.

<\p>

Когда говорят о конфликте в литературе:
должен быть конфликт хорошего с плохим, а не хорошего с лучшим. У Корнеля —
сложный и подлинный конфликт хорошего с
лучшим
или во всяком случае конфликт равно
достойных героев
. Они оказываются в напряженном выборе: выбор равно
достойных и равно драматических, противоречащих друг другу вещей.

Что является
сутью трагического в этой комедии? Когда говорят, что корнелевская трагедия не
трагична, имеют в виду, что развязка не
трагичная
.

Все завершается тем, что Родриго прощен, король говорит Химене о
необходимости дать обещание, проверяет её чувства ложным свидетельством о том,
что Родриго умер, а когда все выясняется, то приказывает Химене после истечения
траура стать женой Родриго. Все завершается благополучно. В чем же трагическое?
Об этом писал Дебиньяк: не благополучная развязка делает трагедию трагической
или не трагической. У Корнеля самое сложное в том, что сталкиваются 2 долга: долг родовой и долг государственный, долг
любви и долг по отношению в гос-ву, королю.

Дон Диего и Гормес: Гормес оскорбляет Дона Диего — отца
Родриго, когда он думает об этом: должен отомстить за отца, но любит Химену. В
конце концов понимает, что если он поступи бесчестно — не вступится за честь
отца, то он все равно не добьется любви Химены, потому что любить недостойного
она не будет, это не в духе героев Корнеля.

Совет

Любовь корнелевских героев всегда
предполаает страсть, но это страсть к достойному человеку, в некоторым смысле
по разумному выбору, это не предполагает рассудочности, а то, что герой не
может полюбить олицетворение зла или недостойного человека.

Поэтому Родриго
выбирает тот поступок, который хотя и разлучит его с Хименой, но не уронит ни
его, ни Химену в глазах других: никто не моет сказать, что она некогда любила
недостойного человека. Когда имена рассуждает о том, как ей поступить: она ведь
любит Родриго, но её долг это требовать наказать того, кто убил её отца  – так она поступит достойно.

Она приходит к
такому же выводу, она не может унизить Родриго тем, что не защитится за честь
отца, она должна быть достойна Родриго, сделав так, как она поступает. Когда
говорят, что это не правдоподобно, К обращается к источникам, пишет о том, что
прежде всего эта история взята из легенд, испанских сказаний.

Он сделал эту
коллизию более драматичной, в источнике было: испанская девушка, отца которой
убил Родриго, обращается к королю: коль скоро этот юноша лишил её отца, то
пусть он на ней женится. Корнель усложнил это. Вводит сцену испытания, должен
убедить в истинности чувств.

Химена не добивается разрешения на наказание, но
её поклонник Дон Санчо готов вступиться, в дуэли он оказывается раненым и
признает превосходство Родриго. Донья Урака — инфанта, наследница престола,
которая с точки зрения критиков — лишний персонаж, она влюблена в Сида, говорит
о своих чувствах, но не признается герою в них, говорит о том, что их
преодолеет и все.

Но это, во-первых, подчеркивает концепцию любви по разумному
выбору, объективирует достоинство Родриго, как Дон Санчо объективирует
достоинство Химены. Они достойные люди в глазах окружающих, а не только в
своих. Это обстоятельство и делает этих героев совершенно необходимыми для
развития конфликта.

При том, что развязка благополучная, хотя некоторые
исследователи считают, что именно потому, что это бракосочетание отнесено в
будущее —  оно сомнительно, трагизм не в
этом, а дело в том что трагическое действие неотвратимо. Родриго не
может перестать быть убийцей. Он уже убил. Вот с этим она должна жить.

Когда
Шаплен осуждает эту героиню, то в плоском нравственном смысле он прав, но
Корнель и велик в том, что не выбирает плоское назидание, не пишет о том, что
нельзя выходить замуж за тех, кто убивает твоих родственников. По существу: нет
трагической развязки, трагизм бесконечен, продолжается за пределами трагедии.

А
возникает на очень эффектном драматургическом фоне: пьеса начинается с
совершенного благополучия. Дело не в том, что Химена и Родриго влюблены, а в
том, что отец одного и отец другого — они и думают о будущем бракосочетании,
Гормес решил, что Родриго станет супругом её дочери.

Не случайно, Химена
говорит: «безмерно счастье внушает мне опасение» — такое благополучие должно
завершиться катастрофой. В этой катастрофе виновны отцы.

Обратите внимание

К очень точно
схватывает момент, в который осуществляется политическая жизнь Франции:
централизация, формирование абсолютистской монархии, становится сильной и
развитой и на какой-то момент задачи абсолютизма и общества совпадают, в этом К
выступает за государственное благо, поэтому на какой почве ссорятся отцы:
король выбирает Родриго наставником для своего сына, Гормес этим оскорблен:
почему не он учит наследника? Его относительная молоость сочетается с
архаической точкой зрения, Гормес отстаивает свое право не соглашаться с
королем, не подчиняться ему. А дон Диего, который более старшего поколения
говорит: но подданный, а им всегда был я, не смеет обсуждать приказы короля.
Вот это новое ощущение придворного воплощено в доне Диего. При том героическая
личность Родриго позволяет многое. Он убивает Гормеса — полководца войск,
поэтому возглавляет войска против мавров и он побеждает, что его и оправдывает
перед королем

Источник: https://zhukov-sky.blogspot.com/2014/06/20_19.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]