“Красное и черное”: описание и анализ романа из энциклопедии
«Красное и черное» («Le rouge et le noir») — роман Стендаля. Роман вышел в 1830 году, в год Июльской революции. Его подзаголовок — «Хроника XIX века».
Большая часть действия романа происходит в последние годы правления Бурбонов, суд и казнь главного героя должны были состояться до «славных трех дней».
Это следовало из задачи Стендаля: предсказание гибели легитимистского и клерикального режима предполагало создание обширной картины нравов именно этого времени. Иначе трагический финал Жюльена Сореля лишился бы всякого смысла.
Заглавие романа — многозначно. Но любое толкование замыкается на слове «борьба»: революции и реакции, красного гвардейского мундира или черной сутаны священника; двух миров — мира Реналя, Вально и мира Жюльена Сореля; цвета стола, за которым играют в рулетку, намекающий на меркантильный дух времени, где даже «невольное неуважение к деньгам» считалось оскорбительным.
Деньги, доказывает Стендаль, становятся той единственной ценностью общества, ради которых обуржуазился провинциальный аристократ де Реналь: он занимается торговлей, владеет фабрикой; его состояние — «заслуженная награда… за его глубокие познания в скобяном деле».
Но знатному человеку, монархисту, не пристало быть только фабрикантом, поэтому «1815 год сделал его мэром города Верьера». Буржуа Вально, смотритель тюрьмы, разбогатевший во времена Революции и Империи, теперь соперничает с де Реналем.
<\p>
Показывая противостояние старой аристократии и новой наполеоновской знати, Стендаль отмечает схожесть взглядов тех, кто стремится к власти и деньгам. Поэтому конфликт аристократа и буржуа неглубок. Для взаимопонимания им достаточно одного слова: «Великое слово, которое все решает в Верьере, — приносить доход».
Оттого так комичен страх великосветского общества перед призраком якобинства. Этот страх породил заговор, центром которого стал салон маркиза де Ла-Моля. Но Стендаль показывает, сколь бессмысленны стремления аристократической молодежи, неспособной к малейшему действию.
Даже незаурядный маркиз де Ла-Моль, человек старой закалки, вынужден уступить дорогу социальному метису де Реналю. Аристократия — «источенная червями реликвия», вызывает возмущение и осуждение со стороны Жюльена Сореля. «Возмущенный плебей» ее ненавидит. Он называет Матильду и ее друзей своими врагами.
Он понимает немощность этого класса: «Что стало бы этой знатью, если мы смогли бы сразиться с нею на равных условиях?» Если ему и хочется чувствовать себя аристократом, то только из отвращения к буржуазии, ее невежественности и грубости. Жюльен ненавидит их всех за богатство и знатность, особенно за богатство, не раз повторяя: «Вот каковы они, богатые люди…
Вот таковы эти богачи, нажившиеся на счастье бедных. — Чудовища!»<\p>
Хотя Жюльен, как и Стендаль, был учеником Гельвеция, который утверждал, что счастье одного человека должно вытекать из счастья всех людей, он всегда надеялся на свой собственный успех.
Он трезво оценивал возможности плебея в эпоху Реставрации, которая препятствовала продвижению личности, поэтому с такой ностальгией он вспоминал о героических временах; замирая от восторга, слушал рассказы о сражениях, «бредил военной службой». Жюльен завидует Наполеону, его судьбе «небогатого лейтенанта низкого происхождения, благодаря своей шпаге сделавшимся повелителем мира».
Раз он родился в такое время, когда талант, ум, храбрость бессильны и не способствуют достижению желаемого — карьеры, денег, успеха, то необходима иная тактика и стратегия. Красноречие заменит действие, и Жюльен Сорель выбирает черную сутану.
Правда, пребывание его в безансонской семинарии не принесло должного успеха: в этом подлом и лицемерном мире Жюльен удержаться не смог, хотя он и делал превосходные успехи на поприще честолюбия, лицемерия, житейской смекалки.
Жюльен Сорель укреплял и чувство долга, которое должно было быть направленным к социальному преуспеванию, поэтому для него все средства были хороши, лишь бы достичь своей цели. В борьбе против несправедливых законов и привилегий он считает наиболее постыдным для себя «не добиться успеха».
Его честолюбие не знает границ («Честолюбие воспламенило мое сердце, стало моей страстью»), но оно только вызывает уважение в обществе: Матильда де Ла-Моль признает, что Жюльен человек с характером, что с ним она «не боится безвестности»; Жюльен-выскочка вызывает уважение у г-жи де Фервак, когда он осмелился за ней ухаживать; влюбленная в него, деликатная г-жа де Реналь оправдывает честолюбие своего юного любовника тем, что у него ничего нет. Черная сутана Тартюфа пригодилась Сорелю в XIX веке: искусство лицемерия помогает ему быть осмотрительным во вражеском стане: «Увы! Это единственное мое оружие! Будь это другое время, я бы зарабатывал своей хлеб делами». И тем не менее лицемерие не суть его характера. Это его роль (а он много играет, особенно когда покоряет женщин), его маска (она способствует тому, что он становится шевалье, офицером, женихом Матильды де Ла-Моль). Выстрел в г-жу де Реналь — непростительная небрежность для честолюбца и лицемера. Но зато снята маска, мешавшая оценить его благородное сердце, стремящееся к благородному, героическому. Свободный Сорель обретает искренность и естественность: он может спокойно любить г-жу де Реналь и не обманывать Матильду, не стремиться быть помилованным, отказываясь, тем самым, от своей роли в комедии нравов. Осудив в своей речи общество, Жюльен сам наказал себя, но его поражение — это и победа в то же время. Поэтому абсолютно свободного Жюльена Сореля общество не потерпело.
В методе писателя обнаруживаются такие традиционно романтические приемы, как, например, композиция, держащаяся на образе «единого героя», рассказе о его жизни; характеры героев — незаурядные, пылкие, находящиеся в борьбе с самими собой и со своим окружением; тщательная психологическая разработка характеров на материале интимной сферы человеческой жизни. Но картины социальной и политической жизни эпохи Реставрации делают повествование насквозь аналитичным. В романе нет ни живописности «на манер» В. Скотта, ни загадочности («тайна» Сореля имеет социальное объяснение), ни «роковых» страстей; все просто и ясно в развитии действия, непрерывно следуют сцены-эпизоды, поясняющие внутреннее состояние героев, их чувства, мысли, поступки; лаконичны портретные зарисовки — все это создает неповторимый стендалевский стиль, естественно воспринимаемый современным читателем, на что надеялся и автор, когда писал, что его книги будут читать и через пятьдесят лет, «потому что в них нет аффектации и потому что они правдивы».
Роман был экранизирован во Франции с участием Жерара Филипа (1954 г.). В России фильм «Красное и черное» в 1976 г. снял С.А. Герасимов.<\p>
Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. – М.: ВАГРИУС, 1998
Источник: https://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/stendal/krasnoe_i_chernoe_opisanie_i_analiz_romana_iz_ehnciklopedii/97-1-0-1324
Анализ романа Стендаля «Красное и черное»
Свой роман «Красное и черное» Стендаль опубликовал в 1830 году. Произведение описывает общественную жизнь и уклад Французских людей в эпоху правления Наполеона.
Основной персонаж «Красного и черного» – это человек по имени Жюльен Сорель, сын обычного мастера кузнечного дела.
Субтильный, молчаливый и даже несколько женоподобный Жюльен, которого не особо жаловали в семье, мечтает подняться на вершину французского общества, доказать всем, что он не «выродок», показать свою ценность обществу. Он начинает учиться, преподавая в семинарии богословие и латынь.
В романе «Красное и черное» Стендаль показывает читателям возникший внутренний конфликт персонажа: либо остаться собой – безнадежным романтиком, живущим честно, а, следовательно, остаться бедняком, или же, прогибаться под вышестоящих по статусу людей, научиться пользоваться окружающими и извлекать из них выгоду, чтобы продвинуться по карьерной лестнице.
Товарищи невзлюбили смышленого, честного, вольномыслящего и логичного Жюльена. Тот, в свою очередь, сначала не сообразил, что в семинарии здравому смыслу и рассуждениям совсем нет места.
Чтобы получить одобрение, Жюльену следовало всего лишь быть пристрастным к богатству.
Так же, Жюльен понимал, что не хочет быть священнослужителем, он мечтал быть военачальником, как Наполеон, хотел, чтобы о нем услышали и его заметили.
Эпоха, в которой жил Жюльен, буквально способствовала растлению человеческой души. Он так нуждался в любви и уважении значимых людей, что все-таки стал готов переступать через себя и других.
Вскоре его заметила дочь маркиза – Матильда, которая сначала просто хотела развеять скуку и играла главным героем. Заметив это, Жюльен стал отплачивать ей той же монетой, после чего, Матильда оценила гордость юноши и сильно полюбила его.
Потом они решили пожениться, что повергло отца девушки, Маркиза, в полный шок. Но целеустремленная Матильда не отступала и добилась от отца, чтобы тот помог Жюльену получить достойный титул и звание. Отец девушки не переставал быть негативно настроенным, и решил навести о юноше справки.
Он обратился с письмом к госпоже Де Реналь, которая, в свою очередь, тоже была неравнодушна к Жюльену и была очень обижена, что он оставил ее.
Несомненно, хороших рекомендаций об этом юноше она не дала и настроила семью маркиза против бедного Жюльена Сореля, уверяя их в том, что он хочет обвенчаться с дочерью маркиза только из-за корысти.
Это поставило жирную точку в жизненно пути Сореля – по-настоящему любимая им женщина просто сломала его судьбу и разрушила все мечты.
Только в конце романа, находясь в тюрьме, Жюльен ясно понимает, что его разрушительное стремление к честолюбию абсолютно ничтожно. Его казнят, его тело умерло, но душа все-таки одержала победу.
Победу над самим собой: он все-таки осознал, что мир, казавшийся ему идеальным, совершенно не такой – он ничтожен и жалок.
(3 votes, average: 3.33
Источник: https://school-essay.ru/analiz-romana-stendalya-krasnoe-i-chernoe.html
«Красное и черное» анализ: тема, идея
Красное и черное — роман Стендаля 1830 года. Иногда его еще называют хроникой XIX в. В романе раскрывается трагическая история Жюльена Сореля. Показывая жизнь героя, автор одновременно описывает три социальных слоя французского общества после революции 1793: буржуазию, духовенство, дворянство.
Жанр «Красное и черное»: социально-психологический роман
Стиль: реализм
Тема «Красное и черное»: противостояние талантливой личности обществу.
Эти два цвета — красное и чёрное — отражают идею романа, социальные проблемы общества и диалектику души героя.
Конфликт романа: человек и общество
Главные герои: Жюльен Сорель, госпожа де Реналь и ее муж господин де Реналь, Матильда де ла Моль, ее отец Маркиз де ла Моль, господин Вально, аббат Пирар (ректор семинарии), аббат Шелан (кюре), Фуке (друг Жюльена)
Место действия: Верьер, Безансон, Париж
Жизненная основа: жизнь Антуана Берта, который был приговорен к смертной казни за покушение на жизнь бывшей любовницы госпожи Мишу.
Композиция «Красное и черное»:
Экспозиция Рассказ о жизни Жюльена Сореля в доме отца. Неспособность парня к физическому труду, увлечение книгами вызывают враждебное отношение к нему со стороны отца-плотника и братьев
Завязка Мэр города господин де Реналь приглашает Жюльена гувернером к своим детям
Развитие действия Любовь госпожи де Реналь, обучение в безансонской семинарии; знакомство с маркизом де Ла-Моль, любви Матильды. Продвижение Жюльена по службе. Вопрос о женитьбе Матильдой. Письмо госпожи де Реналь в ответ на запрос маркиза де Ла-Моля о личности Жюльена Сореля
Кульминация Выстрел в церкви в госпожу де Реналь. Желание Сореля с достоинством уйти из жизни
Развязка Размышления Жюльена Сореля в тюрьме. Поведение госпожи де Реналь и Матильды де Ла-Моль. Казнь главного героя. Смерть госпожи де Реналь и глубокое горе и увлечения Матильды
Символичность названия «Красное и черное»:
- красное — жажда, любовь, страсть; черное — символ зла, траура, смерти;
- красное — символ гильотины, агрессии, цвет крови. Черное — цвет повседневной одежды Жюльена;
- красное — душевная чистота и искренность Жюльена Сореля; черное — его честолюбие и холодный расчет;
- красное — цвет мундира военнослужащего армии Наполеона; черное — цвет сутаны священника;
- красное — революция; черное — реакция.
Признаки реализма «Красное и черное»
- всестороннее изображения развития внутреннего мира главного героя;
- герои не идеализированные, они имеют положительные и отрицательные черты;
- поиски причин общественных движений;
- панорама общественно-исторической жизни Франции эпохи Реформации.
Черты романтизма в реалистическом романе «Красное и черное»
- проблема трагического конфликта одинокой гордой личности;
- символика цветов;
- предвидения событий, пророчества относительно дальнейшей жизни и смерти (Жульен в церкви)
- романтическая любовь Матильды;
- авантюризм;
- эпатирующий финал;
- описание горных пейзажей.
<\p>
Источник: https://kratkoe.com/krasnoe-i-chernoe-analiz-tema-ideya/
Стендаль “Красное и чёрное”
Основоположником реализма во французской литературе считают Стендаля, хотя сам он называл себя романтиком, а его творческая манера обозначена сочетанием элементов романтизма и реализма Темами своих романов Стендаль выбрал жизнь Франции периода Реставрации (“Красное и черное”)
В 1827 году суд Гренобля рассматривал дело, вызвавшее много шума Молодой человек Антуан Берте был обвинен в убийстве, чего он, однако, не отрицал Вот вкратце история этого молодого человека
Сын сельского кузнеца, он был воспитан местным священником Когда юноше исполнилось 19 лет, этот священник назначил его воспитателем в зажиточной семьи Мишу де Латур Сам господин Мишу был промышленником И Его жене было лет 36 Что на самом деле произошло в этом доме, никто точно не знал Под вопросом или ухаживал юный Берте в госпожу Мишу? си следствия не была окончательно выяснена Так или иначе, молодому человеку пришлось оставить этот дом Прошло несколько месяцев, и старому священнику, который воспитывал Антуана, удалось устроить его на на обучения в семинарии Юноша пробыл там недолго и был исключен по причинам, которые также остались невыясненными Тогда он устроился воспитателем к аристократической семьи Граница, однако через год или два был изгнан и из этого дома, потому что на этот раз начал ухаживать за дочери хозяина, мадемуазель де Граница Он пытался найти себе другое место, но тщетно; испытывая гонений, он, в конце концов, пришёл к выводу (правильного или ошибочного), что ему везде отказывали из-за того, что госпожа Мишу из чувства мести или ревности преследовала его и делала клевету Берте не мог заработать себе на о жизни, он очень несчастный Однажды он принял неожиданное решение: воскресным утром отправился в церковь маленького городка, в котором проживала госпожа Мишу; во время обеденного службы, в момент преподнесения святых даров, когда госпожа Мишу опустила голову, он выстрелил в нее из пистолета Она упала, и Берте пытался застрелиться сам Он упал, обливаясь кровью Его отнесли, привели в чувство Госпожа Мишу н е умерла Остался живым и Берте, его отдали под суд.
Представьте себе это необычное заседание суда присяжных, на скамье подсудимых сидела человек в черном платье семинариста, голова обмотана белыми бинтами, потому что рана еще не зажила окончательно; генеральный прокурор называл его чудовищем, а он в ответ на все вопросы прокурора повторял
-Убейте меня, осудите меня до смерти, ни о чем я не прошу!
Адвокат поддерживал слова своего подзащитного:
-Если бы я мог помочь его мольбу, я не выступал бы здесь на его защиту Он не хочет жить Зачем ему жизнь, если он потерял честь? приговором вы только поможете ему освободиться от невыразимого существованияння.
Сам Берте писал генеральному прокурору:
“Господин прокурор, я хотел бы, чтобы меня сегодня осудили, а послезавтра казнили Смерть – сладкое прощения, которое я мог получить Я уверяю вас, что я ее совсем не боюсь Меня уже заставили достаточно н ненавидеть жизнь, и я не хочу, чтобы длительный судебный процесс сделал ее для меня еще более отталкивающей Позвольте мне иногда выходить во двор, и я обещаю не раскрывать там ртатам рота”.
Такой была история, которая обошла в 1827 году все газеты Франции, в частности газеты департамента Изер Стендаль прочитал эту историю, она заинтересовала его через большое количество обстоятельств: прежде всего потому, щ что этот судебный процесс – почти готовый роман о молодом человеке, постепенно приобретала жизненного опыта Кроме того, молодые люди подобного типа издавна восхищали Стендаля и привлекала его вниманиегу.
Начиная с 1827 года писатель размышлял над судьбой этого юношу, однако пока не приступил к работе над книгой: писать ее он начал только в 1829 году В годы Реставрации писатель, без сомнения ву, не мог опубликовать; революция 1830 года вселила в него силы, и в 1831 году он уже мог представить роман на рассмотрение широкого общественностьу.
Роман”Красное и черное” – роман-исследование, направленное против тирании, государственной власти, религии, привилегий от рождения, кастовости, богатства В центре – конфликт талантливой личности с дворянско-буржуазным обществ вом Произведение построено в традициях романа”единого героя”, но это нисколько не мешало Стендалю подать широкую картину социальной жизни Будучи социально-психологическим романом, он сохраняет черты романа-воспитание: четко очерченную фигуру главного героя, который познавал свипізнавав світ.
Тема: жизни Франции периода Реставрации
Жанр: социально-психологический роман, роман-хроника.
История реализма XIX столетия начинается с публикации сразу после Июльской революции 1830 года романа “Красное и черное”. Подзаголовок романа — “Хроника XIX столетия”, и это “хроника” прежде всего в смысле принципов организации повествования, которое развивается стремительно, без ретроспективных сцен, при почти полном отсутствии описаний.
Кроме того, что, подобно средневековой хронике, Стендаль сосредоточивается лишь на важнейших событиях в жизни своих героев, термин “хроника” подчеркивает и документальную основу романа. Сюжет его автор заимствовал из действительности.
Во французских газетах двадцатых годов широко освещались скандальные судебные процессы молодых людей низкого происхождения, которые пытались войти в общество, женившись на богатых невестах.
Так, сын крестьянина Антуан Берте стал воспитателем детей состоятельного господина Мишу и влюбился в госпожу Мишу; вскоре ему пришлось покинуть это место, и в другом доме ему удалось стать женихом дочери дворянина.
Когда отец невесты запросил рекомендации от его прежних хозяев, госпожа Мишу написала письмо, следствием которого стало изгнание Берте, за что он и выстрелил в свою прежнюю возлюбленную в церкви. Аналогичная история произошла с краснодеревщиком Лафаргом. Хотя в своем герое Стендаль, разумеется, не рисует портретов этих злосчастных молодых людей, сюжет романа типизирует события действительности.
Эпиграфом к роману стоят слова деятеля Французской революции Ж. Дантона: “Правда, горькая правда”. Стендаль подчеркивает этим эпиграфом и новую, небывалую прежде степень правдивости, нелицеприятности своего произведения, и связь его проблематики с революционной эпохой.
Конфликт: талантливая личность – буржуазное общество, разум – чувства
Проблемы: карьера плебея в дворянско-буржуазном обществе, моральная капитуляция, ценой которой подобная карьера должна быть оплачена
Композиция: Роман”одного героя”, сосредоточен не столько на событиях, сколько на переживаниях
Символическая названия: революция (красное) – реакция (черное), любовь – ненависть, жизнь – смерть, красота – уродство
Основными композиционными приемами этого произведения были контраст (в названии, системе образов, характер главного героя, его порывах и действительности) и градация, которая позволила шаг за шагом панорамно от воссоздать жизнь Франции от провинциального городка в столицу, от мелкого мещанина к аристократа, показал, как честолюбие завоевывало ведущие позиции в душе героя и как он пришел к пониманию хи бности избранное путь.
Психологизм Стендаля построен на конфликте чувств и разума, борьбе между ними У Сореля как соединились два лица: одно – действовала, а другая за ней наблюдала Подобный самоанализ – характерный атрибу ут реалистического романа Стендаль использовал психологический портрет как одно из средств характеристики героя”Большие черные глаза”Сореля”сверкают мнением”,”его чрезвычайно бледное задумчивое лицо вы звало у отца предчувствие, что сын его недолго протянет на этом светеовго протягне на цьому світі”.
Сюжет романа составил напряженное духовную жизнь героя в его сложных взаимоотношениях с обществом, тайная”война”за право реализовать себя Композиция сосредоточено не столько на событиях, сколько на переживания.
Ритм повествования неровный: медленное течение аналитико-психологических отрывков связана со скупыми описаниями, потом – быстрые узловые и поворотные моменты, которые вводили в русло неторопливых наблюдений за оттенками страстей сердца.
Внутренний монолог перешел в прямую речь, афористический диалог – в подробное авторское комментирования Стендаль простой стиль держал в постоянном напряжении.
Главный герой романа – Жюльен Сорель – от рождения плебей, сын плебея-ремесленника, который очень рвался из дома своего отца и своего социального положения в высшее общество Все домашние ненавидели ли, и он возненавидел своих братьев и отца; в воскресных играх на городской площади он оказывался всегда избитым Однако за последний год его красивое лицо стало привлекать сочувствие юных девушек В безрадис ном детстве Жюльена, в его естественной антипатии к патологической жадности отца Сореля видел Стендаль источники того светлого, щедро одаренного природой прекрасными способностямями.
Идеалом для Жюльена стал Наполеон, его стремительное восхождение к власти Он также мечтал очень быстро сделать блестящую карьеру, о которой уже давно думал Воспитатель Жюльена, штаб-врач и старый бонапартист, пе ередав юноше дух Французской революции Жюльен взял свой кодекс чести из прошлого Но во времена Реставрации”человеку 93-го года”нет места Мир изменился, и успеха в нем невозможно достичь умом, настойчивостью или доблестью Единственная возможность занять место по способностям – стать священником Поставленный перед выбором – неизвестность или самоутверждения – юноша по-час тайную войну с обществом Хитрость и лицемерие стали его оружием Жюльен все подчинил поставленной цели: приспособился к мещанских вкусов, притворялся святош, скрывал мысли Бедный юноша стал честолюбцем только потому, что его натура заставила его стремиться к радости, которые стоили денег Пренебрегая высшее общество, он должен жить по его законам. Натура его раздвоенная: честолюбие и искренность чувств сосуществовали, поочередно принимая гору друг над другом Честолюбие Сореля было защитой от унижений, приобретенным, а не настоящим чувством, поведением человека, поставленной классовой принадлежностью в неравные условия жизни.
Честолюбие толкает его на путь лицемерия и подлости; своим учителем Жюльен выбирает Тартюфа. Как Тартюф, он вслух произносит только то, во что сам не верит, и запрещает себе высказывать свои истинные мысли. Он последовательно вытравляет в себе все лучшее, возвышенное, на каждом шагу изменяет самому себе.
Таков он и в любви. Он вступает в связь с г-жой де Реналь исключительно по честолюбивым соображениям, чтобы доказать самому себе возможность победы над аристократкой. Поначалу это чувство он осмысляет в терминологии военной схватки, боя, и далеко не сразу начинает отвечать на искреннее чувство Луизы.
В истории с г-жой де Реналь Стендаль дает иллюстрацию своей концепции истинной страсти; на короткое время истинная страсть покоряет Жюльена. Но эта возвышенная страсть не имеет силы в особняке де ла Моль, где в истории Жюльена и Матильды Стендаль описывает любовь-тщеславие.
Здесь у обоих любящих любовь идет от головы, она построена на расчете, и их взаимоотношения строятся на том, чтобы как можно глубже уязвить гордость друг друга и тем самым привязать друг друга к себе покрепче.
По мере того, как Жюльен успешно делает карьеру, все выше поднимается по социальной лестнице, все больше черствеет его душа. Когда неблагоприятное письмо, написанное г-жой де Реналь по указке ее духовника, лишает его возможности жениться на Матильде, он в холодной ярости скачет в Верьер и в церкви стреляет в женщину, которая разрушила его карьеру.
Этот святотатственный выстрел в церкви возвращает Жюльену способность морального суждения о себе самом. В безансонской тюрьме он переживает духовное очищение, просветление, возвращение к самому себе. Любовь к г-же де Реналь вспыхивает в нем с новой силой, и время накануне казни, когда во время свиданий с ней он вспоминает их любовь, — самое спокойное и счастливое время его жизни.
Жюльен по сути сам отказывается от жизни, на суде бросая вызов своим обвинителям. Он не пытается оправдаться, он теперь прямо высказывает свои взгляды: в нем судят плебея, посмевшего взбунтоваться против установленного общественного порядка, и после такого политического заявления все усилия Матильды, направленные на спасение Жюльена, пропадают втуне.
Жюльен мужественно ведет себя на процессе и спокойно принимает смертный приговор: та жизнь, которая для него возможна в качестве мужа Матильды, утратила для него всякую привлекательность, он уже сполна доказал себе свои возможности и пришел к признанию собственных границ.
Смерть для него — и искупление собственной вины, и отказ от дальнейшего участия в схватке амбиций, признание своей непримиримости с законами этого мира.
История Жюльена Сореля могла произойти только во Франции эпохи Реставрации; специфика его столкновения со своим обществом, временем целиком обусловлена эпохой. Политика пронизывает всю концепцию, все сцены романа.
В “Красном и черном” три основных места действия — дом г-на де Реналя, безансонская семинария и парижский особняк маркиза де ла Моля. Это круг провинциальной буржуазии, католическая церковь и родовая знать — три социальные силы, составлявшие опору режима Реставрации.
Если бы Жюльен действовал только в одной из них, картина французского общества эпохи Реставрации была бы неполной.
“Красное и черное” вбирает в себя все социальное пространство Франции эпохи Реставрации; этапы карьеры героя проводят его через все основные социальные слои и дают автору возможность обрисовать панораму общества.
Однако было бы неверным акцентировать интерес Стендаля к общественному устройству в целом. Как он писал в своем дневнике: “Мне важно одно — картина человеческого сердца. Вне этого я нуль”.
Главный художнический интерес Стендаля и его главная сила лежат в сфере психологии, и для трех центральных героев романа — Жюльена, г-жи де Реналь и Матильды де ла Моль — автор использует особый прием создания образов: совмещение авторской точки зрения на события и персонажей с изображением тех же вещей через восприятие героев. Проникновение в мысли и чувства героев приближает их к читателю, а автор корректирует их восприятие, наделяет читателя способностью приподниматься над героями. Такая авторская позиция называется позицией “всеведающего автора”, при которой автор ведет читателя повсюду и показывает ему все тайники души своих персонажей.
Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/literatura/analiz_proizvedenij/stendal_krasnoe_i_chjornoe/64-1-0-1161
Психологический анализ в романе Фредерика Стендаля «Красное и черное»
Герой романа Жюльен Сорель — юноша из народа. Он живет во Франции 20-х годов XIX в. Умственно одаренный сын плотника из провинции, он при Наполеоне сделал бы военную карьеру. Сейчас же единственную возможность продвинуться в обществе Жюльен видел лишь в том, чтобы, окончив духовную семинарию, стать священником.
Молодой человек низкого происхождения, Жюльен Сорель должен был хитрить и изворачиваться, чтобы занять положение в обществе. В этом отношении образ Сореля типичен. Однако для Жюльена Сореля — человека начала XIX в.— не менее характерно и другое.
Его представление о жизни, о назначении человека носит героический характер; он ставит себе в пример Наполеона, личность которого явно идеализирует.
В последних главах романа Жюльен обнаруживает подлинно героические порывы, ненависть к социальным оковам, непримиримость, которые не позволяют ему просить судей о сострадании.
Создав образ Жюльена Сореля, Стендаль запечатлел наиболее существенные черты характера молодого человека XIX в., которого общество толкало на путь интриг и честолюбивых стремлений. В его душе борются хорошие и дурные наклонности, карьеризм и революционные идеи, холодный расчет и романтическая чувствительность.
Жюльен не желает лгать, лицемерить, угождать взглядам и вкусам дворянства. Но он должен пройти через ряд испытаний, прежде чем откажется от сделок с совестью, от всякого честолюбия. Лишь перед смертью Сорель поймет, что погоня за богатством несовместима с возвышенными человеческими порывами, которые живут в его душе. Внутренняя борьба героя не ограничивается политической сферой.
Еще более остро она проявляется в его привязанностях, в его любви. Жюльен долгое время не понимает, что с самого начала глубоко полюбил госпожу де Реналь. Его планы обольщения госпожи де Реналь наивны и смешны; сам Жюльен подчас превратно истолковывает свои поступки. Развивая в своем романе тему любви, Стендаль подчеркиваете различие между любовью-страстью и любовью-тщеславием.
Любовь госпожи де Реналь к Жюльену носила возвышенный характер, была самоотречением. Но Жюльен, одержимый честолюбивыми стремлениями, долгое время не мог ее оценить. Лишь в тюрьме Жюльен оказался способен пересмотреть свои чувства, возвыситься до истинной любви. «Что ему, предстоящая казнь, если госпожа де Реналь может каждый день приходить к нему в тюрьму!.. Любовь живет настоящим…
честолюбие ждет радостей от будущего…» Эти патетические слова А. Моруа опираются на многие высказывания Стендаля, для которого идеалом была возвышенная и нежная любовь. Любая сцена романа дает богатый материал для наблюдений над жизнью героя. Образ Жюльена Сореля раскрыт Стендалем в стремительной динамике. Такое изображение человека было подлинным новаторством Для С.
Важно изображение внутреннего мира героя, становление характера. Сюжет движет не интрига, а а внутреннее действие.(душа Жюльена).
Путь наверх, который проходит в романе Жюльен Сорель, это путь утраты им лучших человеческих качеств. Но это и путь постижения подлинной сущности мира власть имущих. К моменту, когда герой уже достиг цели, став виконтом де Верней и зятем могущественного маркиза, становится совершенно очевидно, что игра не стоила свеч. Перспектива такого счастья не может удовлетворить стендалевского героя.
Причиной тому — живая душа, сохранившаяся в Жюльене вопреки всем насилиям, над нею сотворенным. Чтобы это очевидное было до конца осознано героем, понадобилось очень сильное потрясение. Пережить это потрясение и суждено было Жюльену в момент рокового выстрела в Луизу де Реналь.
В полном смятении чувств, вызванных ее письмом к маркизу де Ла Моль, компрометирующим Жюльена, он, почти не помня себя, стрелял в женщину, которую самозабвенно любил.
Жюльену открывается и иллюзорность его честолюбивых стремлений к карьере, с которыми он еще совсем недавно связывал представление о счастье.
Поэтому, ожидая казни, он так решительно отказывается от помощи сильных мира сего, еще способных вызволить его из тюрьмы, вернув к прежней жизни. Поединок с обществом завершается нравственной победой героя, возвращением его к своему природному естеству.
Источник: https://ruslit.biz/psixologicheskij-analiz-v-romane-frederika-stendalya-krasnoe-i-chernoe/
Конфликт романа Стендаля «Красное и черное»
С кем протекли его боренья?
С самим собой, с самим собой…
Б. Пастернак
В центре романа Стендаля — судьба выходца из низов, пытающегося пробить себе дорогу в высшее общество, к славе и богатству. Автор подробно прослеживает весь путь героя, от первого успеха до гибели на гильотине.
Но пружиной действия романа является не только преодоление Жюльеном Сорелем препятствий на пути к своему идеалу, к своей цели, но и борьба героя с самим собой, конфликт между раз и навсегда установленными принципами и душевными движениями.
Юноша, получивший зачатки образования у старика-лекаря, бредил Наполеоном и военной карьерой.
Хрупкий, мечтательный, обладавший природным умом и отличной памятью, Жюльен резко отличался от простых деревенских парней. Он их презирал, они (даже братья) его ненавидели.
Очень рано Жюльен понял, что хочет вырваться из затхлого провинциального городка в большой мир, где он мог бы найти применение своим способностям.
Но как вырваться? Времена изменились, военная карьера оказалась недоступной сыну плотника. Оставалось духовное призвание. Не чувствуя ни малейшей склонности к нему, почти не веря в Бога, Сорель начинает притворяться, чтобы заручиться поддержкой доброго аббата Шелана. Вскоре Жюльен становится гувернером в доме мэра, господина де Реналя.
В городке Верьере, где дворяне и буржуа привыкли все измерять получаемой денежной прибылью, толстосумы одновременно и презирали нищего учителя, и невольно уважали его за то, что он, зная себе цену, отказывался заискивать перед ними.
Зато стоило ему возвыситься, они стали лебезить перед сыном плотника и клеветать друг на друга (потом, четыре года спустя, они отомстят Жюльену, дружно послав его на плаху).
Сорель постоянно ощущал себя лазутчиком в стане врагов. Поэтому он выработал линию поведения и план действий, от которого старался не отступать.
И то, что в него влюбилась жена господина де Реналя, казалось ему классовой победой, а не любовным приключением. Одержать над ней верх было делом чести. И тут он неожиданно влюбился в нее по-настоящему.
Первая чистая и светлая любовь вошла в противоречие с циническими принципами, и к чести Сореля надо сказать, что победило чувство.
Чтобы избежать огласки и скандала, Жюльен поступает в семинарию. И тут его выверенная система продвижения неожиданно дает сбой. Выяснилось, что в атмосфере тотальной слежки и всеобщего показного смирения и лицемерия неумение Сореля скрывать ум, способности, стремление к знаниям, даже просто свою чистоплотность оказывается преступлением.
Но среди духовных и светских вельмож нашлись люди, оценившие по достоинству ум и способности молодого человека. Он становится секретарем маркиза де Ла-Моля. Маркиз часто мысленно сравнивает Сореля со своим сыном и другими юношами из светского общества. И отдает должное целеустремленности, энергии и находчивости этого простолюдина, отмечая при этом его гордое достоинство.
Жюльена ожидала быстрая блестящая карьера. Но роман с дочерью маркиза Матильдой, который более походил на дуэль по всем правилам, нежели на искреннее увлечение, расстроил все планы героя. Скучающая светская красавица решила, что способна полюбить только героя, человека действия. Отдавшись Жюльену под влиянием минуты, она стала презирать его и себя.
Этот роман, где периоды гордого охлаждения чередовались со взрывами ревности, это состязание двух честолюбцев могло окончиться полным разрывом, но едва не окончилось браком. Братья-иезуиты не упустили случая расквитаться с выскочкой, запугав госпожу де Реналь и послав ее руками письмо, порочащее Сореля.
Последовательный карьерист уехал бы в Америку, приняв от маркиза отступное. Но герой Стендаля слишком высоко ценит собственную честь. И, стремясь отомстить, он стреляет в госпожу де Реналь. Материал с сайта //iEssay.ru<\p>
На суде и в камере смертников перед нами совсем другой Жюльен, наконец достигший согласия с самим собой.
Он видит всю ложь и подлость окружающего мира и не хочет больше участвовать в этой всеобщей игре. Поэтому и не просит о помиловании: вернуться в жизнь — значит, снова принять условия игры.
Нет, Сорель предпочитает откровенно сказать на суде всю правду и трезво оценивает тех, в чье общество еще недавно так стремился попасть: «Но вот подвернись им случай выдвинуться при дворе, или, скажем, получить или потерять министерский портфель — тут мои честные господа из светских гостиных пойдут на любые преступления…»
Итак, конфликт между человеком из народа и обществом разрешен: общество избавляется от ненужного героя. Героям нет места в эпоху безвременья. А гармония в душе самого героя воцаряется тоже ценой полного отказа от жизненных принципов безнравственного общества, от которого он уходит в смерть.
На этой странице материал по темам:
- стендаль красное и черное сочинение
- скорочено червоне і чорне зарубижна литература
- основная схема роману красное и черное
- анализ романа стендаля красное и черное
- сочинение стендаль красное черное
<\p>
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/foreign/s/stendal/sochineniya/krasnoe-i-chernoe/konflikt-romana-stendalya-krasnoe-i-chernoe
Тщеславие в романе Стендаля “Красное и чёрное”
Творческая работа
по литературе
на тему:
«Тщеславие в романе Стендаля «Красное и Черное»
ученицы 10-Б класса,
гимназии №5
г. Мелитополь
2012 год
“Роман – это зеркало, с которым идешь по
большой дороге. То оно отражает лазурь
небосвода, то грязные лужи и ухабы.
Идет человек, взвалив на себя это
зеркало…”
Стендаль “Красное и черное”.
стендаль роман конфликт тщеславие
Как ни парадоксально, но один из наиболее выдающихся писателей ХIХ века, Стендаль (настоящее имя – Анри Бейль), при жизни никогда не был признан ни критиками, ни широким кругом читателей.
Он написал великое множество произведений исторического, критического, художественного характера. Почти все они прошли практически незаметно для публики.
Единственное, чего удостоились сочинения Стендаля – редкие и не самые благожелательные рецензии.
Однако если Стендаль не вызывал восторга у обывателей, то такие небезызвестные личности как Проспер Мериме, Оноре де Бальзак, Александр Пушкин, Иоганн Вольфганг Гете были верными почитателями его таланта.
Настоящая слава пришла к Стендалю посмертно, благодаря его другу и душеприказчику Ромену Коломбу, который в 1850-е годы полностью переиздал все написанное Стендалем: художественные произведения, журнальные статьи и переписку. После этого Анри Бейль прочно вошел в лигу классиков, а школа французских реалистов 50-х годов назвала его своим учителем. Спустя несколько лет его романы были переведены на множество языков.
В России талант Стендаля разглядели и оценили гораздо раньше, чем на его родине. Лев Толстой, Максим Горький не раз упоминали о своих приятных впечатлениях от прочтения произведений Стендаля. Особенно поразили Льва Николаевича военные сцены из романа «Пармская обитель». Пушкину больше всего приглянулся роман «Красное и черное».
«Красное и черное» – это роман из жизни в прямом смысле слова. В его основу лег напечатанный в газете случай из судебной хроники о молодом человеке, представителе наинизшего сословия, сыне плотника – вчерашнего крестьянина.
Молодой парень, желая сделать карьеру и стать состоятельным человеком, пошел работать гувернером в дом местного богача, но вскоре потерял место, так как стало известно о его любовной связи с женой работодателя. Дальнейшая жизнь молодого человека была полна неудач, несчастий и потерь, что и привело к самоубийству.
Эта история послужила началом сюжетной линии произведения, и благодаря гению Стендаля была углублена, расширена и усовершенствована, что позволило появиться на свет Жюльену Сорелю – неоднозначной и неординарной личности. Это были хроники того времени, собственно как и написано в подзаголовке книги – «Хроники ХIХ века». Стендаль создал «энциклопедию тщеславия», вся трагедия которой в самой трагичности тогдашнего общества.
В романе подняты непростые и глубокие темы. По сей день они актуальны и обсуждаемы. В нем есть извечное, одинаковое во все времена: тщеславие и любовь.
Главный герой романа – Жюльен Сорель – весьма честолюбив (в отличие от своих туповатых братьев). Несмотря на свое простое происхождение, он “жадно ищет славы мирской или суетной, стремится к почету, к похвалам, требует признания мнимых достоинств своих, делает добро не ради добра, а ради похвалы, почету и внешних знаков, почестей”.
Жюльен умен, он восхищается Наполеоном и зачитывается его мемуарами, мечтает о его величии, силе духа, военных успехах. Его расстраивает, что в обществе нет ходу людям из простонародья, которые при Наполеоне могли добиться успеха благодаря личным качествам. Он живет в эпоху Реставрации, когда всем заправляют аристократы. Это – времена лицемерия, лжи и лести.
Сорель восхищается Наполеоном и с силой ненавидит хитроватого и необразованного плотника, отца, увальней-братьев, семейную лесопилку и все, что его окружает и делает таким непохожим на Наполеона.
Судьба преподносит юноше шанс реализовать свои амбиции: мэр города (местный богач) господин де Реналь берет его на должность гувернера для своих детей. По мнению Жюльена, это его шанс попасть в высшее общество, шанс достичь наполеоновской славы.
В душе у Жюльена бурлят нешуточные страсти, он одержим тщеславием особого рода – это «наполеоновский комплекс», суть которого заключается в стремлении человека претворить в жизнь любую свою идею или желание.
Амбиции Жюльена настолько захлестнули его, что их реализация стала для него вопросом жизни и смерти, для него не существует компромисса.
Это его крест! Юноша проявляет чудовищную силу воли, чтобы быть достойным своего кумира. Жюльен панически боится упустить хотя бы малейший шанс на пути к самосовершенствованию и достижению своих целей.
Это стремление и является основой, на которой построен сюжет романа.
С самых первых строк Стендаль подробно описывает душевные переживания главного героя, борьбу Добра и Зла в его сердце. Писатель показывает, с какой поразительной витиеватостью в душе героя переплелись противоположные качества. С одной стороны, юноша стремится к высокому, пытается соответствовать своему кумиру Наполеону, его благородству, чести, отваге, достоинству.
С другой стороны, способы, к которым прибегает честолюбец, вряд ли бы одобрил Наполеон: Жюльен пробивает себе дорогу лицемерием и хитростью. Он двуличен, обманывает недалеких провинциальных жителей, священников и аристократов.
В его душе борется хорошее и плохое, «красное и черное».
Ему свойственны благородные цели, порожденные добрыми порывами сердца – но и самая черная ненависть, тщеславное желание властвовать и порабощать толпу буржуа, незаслуженно оказавшихся богаче и знатнее его, Жюльена Сореля.
Именно таким девятнадцатилетним юношей, в душе которого бурлят нешуточные страсти, Жюльен и приходит работать в дом мэра. Ласковый и добрый прием госпожи де Реналь впервые в жизни пробуждает в молодом человеке симпатию к человеческому существу. Он покорен красотой этой женщины. Жюльен поражен: дама такого высокого положения общается с ним учтиво и с уважением.
Благородство и простота этой женщины пробуждают в душе Сореля самые высокие чувства. Однако пробуждение этих чувств еще больше подталкивает его идти к достижению своих целей путем лицемерия и ненависти, мерить людей той невысокой меркой, которую он избрал.
Словно злой демон подталкивает его к решительным действиям. «И вдруг ему пришла в голову дерзкая мысль – поцеловать у нее руку.
Он тут же испугался этой мысли, но в следующее же мгновение сказал себе: “Это будет трусость с моей стороны, если я не совершу того, что может принести мне пользу и сбить немножко презрительное высокомерие, с каким, должно быть, относится эта прекрасная дама к бедному мастеровому, только что оставившему пилу”.
Жюльен считает, что единственное достоинство и оружие, которым он обладает, – это его незаурядный ум и необыкновенная память. Бедность и простое происхождение обостряют его гордость и заостряют щепетильность в отношении своего человеческого достоинства.
Проходит время. Мадам де Реналь все больше увлекается выспренней натурой Жюльена Сореля.
Стендаль показывает читателю любовь определенного сорта: «любовь-тщеславие», когда госпожа де Реналь, испытывая необыкновенный душевный подъем и счастье, принуждала свою служанку Элизу вновь и вновь рассказывать о том, как Жюльен отказался на ней жениться.
Более того, мадам де Реналь под предлогом убедить гувернера жениться на служанке, отправляется к Жюльену чтобы самолично услышать отказ юноши, и еще больше потешить свое самолюбие.
Женщина начинает носить новые платья, более откровенные чем обычно. “Она была очень хорошо сложена, и такие наряды шли ей как нельзя лучше”.
В то же время Жюльен, перечитав в очередной раз Наполеона, и заострив свое внимание на его суждение о женщинах, решает, “что он должен добиться, чтобы впредь эта ручка не отдергивалась, когда он ее коснется”.
Жюльен настолько поглощен собственным стремлением к славе, что принимает его за силу воли и продолжает его лелеять, что в его понимании является «закалением духа». Он готов убить себя, лишь бы не сойти с намеченного «героического долга», который он сам себе и придумал. “Как только часы пробьют десять, я сделаю то, что обещал себе, – иначе иду к себе, и пулю в лоб”.
Наконец он одерживает победу, которая не приносит ему никакого удовольствия. Он засыпает “мертвым сном, совершенно изможденный той борьбой, которую в течение целого дня вели в его сердце застенчивость и гордость”.
Юноша убеждается в том, что жена мэра в него влюблена. В его душе сначала пробуждается далеко не любовь: “…если я не хочу потерять уважение к самому себе, я должен стать ее возлюбленным…
Я еще потому должен добиться успеха у этой женщины, – продолжало нашептывать Жюльену его мелкое тщеславие, – что, если потом кому-нибудь вздумается попрекнуть меня жалким званием гувернера, я смогу намекнуть, что меня на это толкнула любовь”.
Сорель идет к намеченной цели в соответствии с собственными представлениями об отношениях мужчины с женщиной, построенных на наполеоновском марш-рывке и кавалерийской атаке. Едва ли не приказным тоном сообщает госпоже де Реналь, что ждет ее в своей комнате в два часа ночи.
В то же время ожидание назначенного часа делает юношу совершенно несчастным – он не хочет этой встречи и этой интрижки, но когда наступает назначенного время он берет себя в руки и решает: “…я могу быть невеждой и грубияном, как оно, конечно, и полагается крестьянскому сыну, но я, по крайней мере, докажу что я не ничтожество”.
Только со временем, поработив госпожу де Реналь, Жюльен начинает по настоящему влюбляться в женщину, но “любовь его в значительной мере все еще питалась тщеславием: его радовало, что он, нищий, ничтожное презренное существо, обладает такой красивой женщиной”. Ее ответная страсть “сладостно льстила его самолюбию”.
В течение всего романа Стендаль открывает все больше и больше видов тщеславия. Он показывает «тщеславие-самолюбие», разновидностей которого великое множество, ведь у каждого человека собственное самолюбие.
Судьба преподносит юноше новое испытание: он случайно становится свидетелем того, как Агдский епископ (по возрасту священник ненамного старше Жюльена), репетирует перед зеркалом свою встречу с верующими. Во время богослужения этот молодой епископ ухитряется казаться благородным и умудренным опытом старцем.
Жюльен делает вывод, что «всего можно добиться умением и хитростью”, и совсем необязательно честно и праведно на протяжении многих лет служить в церкви. Так автор открывает новое тщеславие – способность создавать образ мудрого и святого старца, истинного слугу божьего.
Следующий этап на пути в высший свет к политикам, министрам, знати и епископам – это семинария.
В семинарии Жюльен ведет борьбу своего тщеславия с тщеславием трехсот семинаристов, которые стремятся его погубить, ненавидят и пытаются свергнуть.
Жюльен считает семинаристов низкими людьми, которые мечтают только о том, чтобы вдоволь поесть и с помощью лживых наставлений и проповедей обобрать свою паству. Такие мелкие цели и недостойное тщеславие противно «высоким» идеалам Сореля.
Стендаль раскрывает устои общества того времени – это мир подлых и низких людей. На их фоне он и показывает Жюльена Сореля, который своей гордостью и самолюбием бросает вызов всему этому миру. Выжить Жульену помогает исключительно ум и вера в собственную значимость.
Новое тщеславие, которое открывается читателем – тщеславие, которым одержим патрон Жюльена маркиз де Ла-Моль. Его тщеславие кроется в утонченной вежливости и предельной учтивости. Он мечтает стать министром (эта его мечта все-таки осуществляется), а также жениться на дочери герцога де Реца.
Прямое доказательство охватившего его тщеславия – голубая лента через плечо. Маркиз ненавидит низкие классы, от этой ненависти питается его тщеславие и толкает его на участие в роялистском заговоре, суть которого – утвердить власть короля, вернуть все привилегии и преимущества родовой аристократии, отстранить буржуазию от власти.
Жюльен также принимает участие в этом заговоре.
Тщеславие охватывало и дочь маркиза де Ла-Моль Матильду, она была одержима «родовым тщеславием».
Его суть заключалась вот в чем: она была названа Матильдой-Маргаритой в честь королевы Марго, у которой был любовник Бонифас де Ла-Моль – предок семьи маркиза. Бонифас был осужден за заговоры и обезглавлен на Гревской площаде 30 апреля 1574 года.
Голову Бонифаса выкупила его возлюбленная – королева Марго – и лично похоронила. Узнав историю семьи, Матильда стала ежегодно носить траур по Бонифасу де Ла-Моль.
Влюбленность Матильды в Сореля также продиктована тщеславием – она делает ее необычной. Жюльен – представитель черни, но в то же время необычайно горд и умен, и совершенно не похож на ту безликую толпу аристократов, которые ее окружают.
Она часто размышляет о вероятных последствиях буржуазной революции и того, что будет с ее аристократическим окружением: “…какую роль придется тогда играть Круазенуа и моему брату? Она уже предопределена заранее: величественная покорность судьбе.
Это будут героические бараны, которые дадут перерезать себя без малейшего сопротивления. А мой маленький Жюльен, если у него будет хоть какая-нибудь надежда спастись, всадит пулю в лоб первому якобинцу, который явится его арестовать”.
Это тешит ее самолюбие, и она стремится одержать победу над сердцем Жюльена.
И вот – новое тщеславие, которое заключается в любви Матильды к Жюльену Сорелю, оно основано на его нелюбви к ней. Эти отношения становятся борьбой тщеславий Матильды и Жюльена.
Матильда то пылает любовью к молодому человеку, то – руководствуясь мыслями о том, что почти королевского происхождения, и этот «первый встречный простолюдин» не достоин ее – отталкивает его с холодной презрительностью.
Жюльена же на эти отношения толкает опасение прослыть “в ее глазах презреннейшим трусом”, чего никак не может позволить его самолюбие и гордость.
В эти отношения вплетается тщеславие русского князя Коразова, который весьма обеспокоен соответствию каждого представителя своего пола понятию «настоящего мужчины». Он советуют Сорелю ухаживать за вдовой маршал де Фервак на глазах у Матильды.
И это уже новый уровень борьбы – это битва мужского и женского самолюбия и тщеславия. Победа за Жюльеном, который невероятно горд собой, так как Матильда сама предлагает жениться на ней.
Это вынуждает ее отца обеспокоится достойным положением в обществе для жениха дочери, и он отправляет Жюльена служить в элитный полк. Тщеславие Сореля ликует – его стремления исполняются.
И тут в дело вмешивается судьба: маркиз де Ла-Моль получает уличительное письмо от бывшей возлюбленной Сореля госпожи де Реналь. Это письмо рушит все планы Жюльена. Он едет в свой городок дабы разобраться с мадам де Реналь. Разворачивается извечная борьба в душе человека, борьба «красного и черного».
«Красное» – чувства, настоящее, истинное – побеждает: он убивает бывшую возлюбленную. В этот раз «черное» – тщеславие – уступило, позволив Жюльену поступить как живой и чувствующий человек, а не холодная и расчетливая машина по достижению власти.
Едва ли не впервые в жизни Сорель совершил необдуманный поступок – он дал волю чувствам, он не обдумал и не рассчитал свой поступок и лично сломал собственноручно построенную лестницу на пути к успеху.
Даже в этот переломный момент, когда ее жених Жюльен находится в тюрьме и ждет исполнения приговора (его должны обезглавить), Матильда находит способ потешить свое тщеславие.
Она проводит параллель между ее родовой историей о любви королевы Марго и Бонифаса де Ла-Моля и своей собственной, и решает спасти Сореля.
Она мечтает об этом, мечтает о том, как все будут восхищаться ее поступком, силой ее любви и теми невероятными жертвами, которые она для этого принесет, как люди будут пересказывать ее историю десятилетиями, а она сама станет легендой для своих потомков.
Наступает день казни, палач исполняет приговор и Матильда, чувствуя себя королевой Марго, забирает голову Жюльена, целует ее и хоронит в пещере. Потом выйдя в толпу народа, она в знак своей любви разбрасывает тысячи монет. Тщеславие Матильды ликует – она все-таки нашла способ остаться в памяти людей надолго.
В конце романа Жюльену Сорелю наконец-то открывается истина. Перед лицом смерти он все видит по-другому, его тщеславие отступает – уже нет смысла в борьбе и бороться уже не за что.
Сорель понимает, что все это время любил мадам де Реналь, и что все то, к чему его толкало тщеславие, было ошибкой. Он ясно осознает, что с гораздо большим удовольствием посвятил бы свою жизнь любви к госпоже де Реналь.
Жюльен осмыслил, что в тщеславии нет ничего хорошего и оно отобрало единственное ценное, что было в его жизни – любовь к женщине и мгновения счастья с ней.
Описание жизни Жюльена Сореля и есть самая настоящая энциклопедия тщеславия. Именно поэтому роман Стендаля всегда будет актуален, ведь изменилась эпоха, но люди не поменялись, изменились формы тщеславия – но оно осталось.
Источник: https://diplomba.ru/work/94698