Когда человек взрослеет?
Говорят, что рано или поздно все дети взрослеют. Без сомнения, внешне мы все взрослеем, а вот что происходит в психике?
Вопрос о том, когда человек взрослеет и какого человека называют взрослым, можно рассмотреть по-разному.
Когда человека можно считать взрослым?
Если вы спросите разных людей о том, кто такой взрослый, то наверняка получите ответы наподобие: “Взрослеешь — это когда уже думаешь о работе, семье…” и т. д. Это отчасти правильное мнение, но не всегда.
Мы привыкли отождествлять взрослость с какими-то определенными жизненными установками и целями, как, например, то, что взрослый человек работает, создает семью, рожает детей.
А как, например, быть с детьми, которые вынуждены подрабатывать, в том числе уличной игрой на инструментах? Или, например, совсем юная девушка забеременела по неосторожности и теперь собирается рожать и воспитывать ребенка, хотя совсем еще не готова к этому? Конечно, во многих подобных ситуациях дети взрослеют очень быстро, но так происходит не всегда.
На самом деле, вопрос взрослости куда более многогранный и сложный. Внешне взрослость человека проявляется в хорошо развитой фигуре в плане вторичных половых признаков, что свидетельствует о том, что человек полностью сформировался физически и готов к продолжению рода. В таком смысле взрослыми можно считать, например, уже старших подростков около 17 лет.
Качества взрослого человека
Однако одной внешности для признания человека полноценным взрослым мало. Важно обратить внимание на характер человека, его качества, привычки и т. д. Так, можно выделить наиболее общий список этих параметров для взрослого человека:
- У взрослого человека преобладает самоконтроль и разум. Да, взрослому тоже порой хочется на все махнуть рукой, устроить скандал неприятному человеку, пойти развлекаться на последние деньги, не думая о завтра, но взрослый человек понимает, чем это чревато, а потому ведет себя в рамках приличий и разума.
- Ответственность — яркое выраженное качество взрослого человека. Он сам берет на себя ответственность за свою жизнь, ни на кого ее не сваливая. Взрослый человек в состоянии обеспечить материальную стабильность, устроить себе жизнь максимально доступным и комфортным образом самостоятельно. Он ставит себе цели, планирует их и затем достигает. Когда взрослый человек понимает, что он готов и хочет, то может взять на себя ответственность за жизнь другого человека — так у взрослого появляются семья и дети.
- Отдельно стоит рассмотреть вопрос об инфантильности — некой “детскости”, легкости характера, капризности. Есть много взрослых, которых можно назвать инфантильными. Они живут одним днем, не думая о будущем, потакают своим сиюминутным желаниям, отдаются эмоциям, как дети, ведут себя в соответствии со своими желаниями и настроением, не думая о других. Но если говорить о классическом понимании взрослости, то у такого человека инфантильность осталась за плечами — в детстве и юности. У взрослого человека появляются определенные принципы, правила и приоритеты, которым он следует, так как уже понимает, кто он сейчас и кем хочет быть потом.
Такова основа. Все остальные отличительные качества и особенности взрослого человека или базируются на ней, или являются дополнительными и индивидуальными.
Также читайте Что значит быть взрослым. А если у вас имеются свои мысли на этот счет, то вы можете поделиться ими в ответе на вопрос Как мне стать взрослой и общаться по-взрослому.
Источник: https://elhow.ru/psihologija/kogda-chelovek-vzrosleet
Как взрослеет человек?
Когда мы молоды, нам всё нипочём. Как говорят люди, горы можем свернуть и море нам по колено. Это и есть юношеский максимализм. В 15−16 лет мы можем позволить себе быть дерзкими, быть бунтарями, иногда смотреть свысока на всё, что окружает, и не боимся высказывать свои мысли, иногда даже в очень грубой и неприемлемой форме, не боимся всё кардинально менять. Мы молоды, вся жизнь впереди и мы её хозяева.<\p>
Так нам кажется в наши лучшие годы, годы юношества. Но годы идут, и на смену юношеству и дерзости приходит взрослая жизнь.<\p>
С взрослением всё в нашей жизни меняется. Мы уже по-другому оцениваем себя и окружающих, мы уже не можем быть такими искренними, как раньше. Мы для себя узнаём, что можно совмещать несовместимое: лгать, чтобы помогать; причинять боль, потому что любишь; любить, чтобы использовать человека в собственных корыстных целях. С годами мы не становимся лучше или хуже, мы просто принимаем для себя «законы взрослого существования».<\p>
Взрослея, мы смотрим на себя молодого со стороны и думаем, какими мы были раньше, иногда жалея, что годы уже не вернуть, иногда радуясь, что теперь мы другие. Но часто мы принимаем то, что раньше казалось слабостью человеческой личности, как единственное верное решение. Мы теперь взрослые, а все взрослые так поступают.<\p>
Ты по-другому начинаешь смотреть на людей! Всё больше им прощаешь, хотя в молодости наверняка бы бросился на них с кулаками. Можно сказать, что с годами ты становишься терпимее к себе и к другим. Принимаешь недостатки и успокаиваешь себя тем, что таков уж человек и с этим ничего не поделаешь, нужно его просто принять. А где тот юношеский максимализм? Где вера в то, что можно всё изменить?! Её просто нет, поглотила взрослая жизнь со своими буднями и заботами.<\p>
Ты уже не общаешься только с теми людьми, с которыми хочется, а общаешься с теми, с кем надо. Коллеги по работе, начальство, подчинённые — ты уже не видишь их плохих качеств. Ты уже не обращаешь на них просто никакого внимания, ты знаешь, что тебе надо работать, дома ждёт жена с детьми, неоплаченные счета за электричество, пустой холодильник. От юношеского максимализма и желания покорять вершины мира не осталось ни следа. Ты во многом разбираешься, и главное желание для тебя — благосостояние близких людей.<\p>
Ты уже не думаешь о себе, нет той эгоистичности, как в 15−16 лет, есть только взрослая жизнь. Ты знаешь, что надо помогать близким, и радуешься, что они у тебя есть. Планируешь отпуск с семьёй и радуешься, что у тебя отпуск. Растишь ребёнка и радуешься, что он жив и здоров. Многое приходит с возрастом — как плохое, так и хорошее.<\p>
С возрастом приходит порядок. У тебя теперь определённый график, по которому ты день ото дня живёшь. У тебя появляется ответственность, ты более дипломатичен и корректен, ты не смотришь свысока, а принимаешь всё как должное, не обижаясь и не впадая в депрессию. Ты по-другому высказываешь свои мысли, и от юношеского максимализма не остаётся и следа.<\p>
Теперь у тебя взрослая жизнь и ты уверенный в себе человек, но всё же с той детской, наивной мечтой — покорять вершины мира! Но теперь-то вершины другие…<\p>
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/world/articles/63441/
Когда человек взрослеет?
Foolish · почти 6 лет назад · 7 ответов
человек, люди, взросление
Если честно, мне до сих пор не удалось уловить, когда я поняла, что повзрослела.
Возможно, я ещё ребёнок 😀
У вас был момент, когда вы чётко осознали, что повзрослели? Либо когда вы заметили, что кто-то из ваших родных или близких (или просто знакомых) стал взрослым?
Взросление идёт постепенно, а осознание того, что человек повзрослел, приходит внезапно, не так ли?
И правда ли, что некоторые люди не взрослеют на протяжении всей своей жизни вообще? Каковы признаки взрослого человека?
35<\p>
Ответы<\p>
Время · почти 6 лет назад
Это от человека зависит. И да, это правда, что некоторые люди никогда не взрослеют. Всё также зависит от ситуации в жизни, и если человек всё равно на душе ребёнок, то можно лишь только притвориться, что изменился, а внутри на душе быть ребёнком. Можно лишь только показывать себя другим, но это не изменит тот факт, какой человек на душе. Душу не изменишь.
Можно лишь изменить только свой поведение. И поэтому кстати к этой ситуации можно отнести одну фразу, которую придумали как раз специально для этой ситуации, о том, как можно ошибочно воспринять человека, и вот что говорится по этому поводу по теме: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
Вот так и люди могут такими оказаться, поэтому как говорится: доверяй, но проверяй! Некоторым людям тоже надо уметь доверять. Просто необходимо хорошо знать человека. Никому не доверять тоже плохо, вот как Rock_Man вообще не верит в людей, как он это сказал в ответе на мой вопрос.
Но согласен, что некоторые люди никогда не взрослеют, и ведут себя, как дети, и поэтому, как в прошлом году сказала мне моя мама, что я нормальный человек в отличии от тех людей, которые пьют.
Источник: Время ответа 17:23 28.05.2013 Часовой пояс: Германия.
4uxa · почти 6 лет назад
Я так понимаю ты говоришь о психологическом взрослении, ну это спорный вопрос и весьма субъективный, мне кажется. Ну по большому счету считать себя взрослым человек может в любом возрасте, начиная наверно с юношества, ну то есть с подросткового периода, хотя это может не совсем соответствовать действительности.
Человек уже начинает осознавать себя в обществе, быть в чем-то не зависимым от родителей (хотя опять же это индивидуально), уже умеет принимать собственные решения, занимается самоанализом, начинает мыслить более широко, отталкивается уже не от привитых каких-то знаний, а от собственного опыта.
У кого-то это происходит позже у кого-то раньше, человек может считать себя взрослым, хотя на деле это не так… ну основные критерии взрослости я перечислила ( на мой взгляд конечно).
Что касается меня, я себя взрослой не чувствую, хотя я сейчас живу одна и не от кого не завишу но все же, чувствую какую-то незащищенность, социофобию и страх перед ответственностью, что является абсолютной противоположностью взрослости)
Vitalya · почти 6 лет назад
Я например вряд ли стал взрослым, вот мудрее и, более понятливый, рассудительным, эт есть такое… а вот чтобы, прям “повзрослел” не сказал бы, да и сам я мало знаю что это такое…
🙂 так скажем в этом нет чего-то определенного, каждый взрослый по свойму…..
Я вот щас подумал, и решил…
что действительно ощутить всю свою “взрослость”, можно тогда, когда тебя окружают полные жизни внуки… 😉
Источник: просто решил так…
Алексей · почти 6 лет назад
Можно считать когда попу сам себе начал подтирать и шнурки завязывать ,а можно ,когда сам себя обеспечивать стал и ни от кого не зависить ,так по моемому
Паша Удалов · почти 6 лет назад
Взрослый – это тот, кто понимает, что он ответствен за тех, кто ему дорог, а также ответствен за свои слова и поступки – перед самим собой и перед другими. Сексуальная зрелость здесь абсолютно не при чём, так же, как и умение зарабатывать деньги.
Natisha · больше 5 лет назад
На мой взгляд, женщины взрослеют быстрее, лет в двадцать, т.е.,они быстрее самоопределяются. Конечно, это субьективное мнение…
В 20-25 лет человек “пробует жить” – заявляет о себе родителям: “Я взрослый человек, я сам знаю, как мне жить!”
Но зачастую, желания не всегда реалистичны, цели не выполнимы или растянуты во времени…
Имея юридическую и экономическую ответственности, завершив или продолжая учиться и по пути нарабатывая опыт позитивного общения(уже не растопыривая пальцы) он начинает формировать свой круг общения : профессиональный и личный.
В 25-30 лет – желания реальные, оценки трезвые, “стиль и стратегия жизни” сформированы. Образуются семьи рождаются дети… Ну и попробуй теперь не повзрослеть совсем!!!?
Теперь, всё что наработал, нужно активно подтверждать и “не лопухнуться” в кризисе среднего возраста (37-40) и необходимо постараться счастливо дожить до периода “мудрости” +”второй молодости”(60-70)
Источник: https://vorum.ru/questions/56307
Взросление человека: в чем специфика?
Мы сами того не замечаем, как мы взрослеем. День за днём, час за часом, мы становимся всё старше и набираемся нового опыта.
И речь идёт даже не о физиологии, которая с годами меняется, а о нашем образе мышления, наших взглядах и принципах. В чём же специфика взросления человека, и как оно проходит? На самом деле ответа на этот вопрос нет.
Каждый человек – индивидуален, и взросление тоже происходит индивидуально, не так, как у других, а по собственному пути.
Как взрослели раньше люди? Уже лет в 16 оканчивали школу, ходили в колледж, или, так называемое ПТУ, обучались профессии.
Уже в 18 лет человек был специалистом в той или иной области и имел неплохую зарплату! В годы Второй Мировой Войны дети взрослели ещё раньше, уже в 14 лет они воевали против оккупантов на полях сражения вместе с другими, более старшими людьми.
А сейчас? Молодой человек оканчивает школу примерно в 18 лет, плюс 4 года, как минимум получает высшее образование, ещё год ищет работу, несколько лет работает, что бы обеспечить семью, и лишь тогда можно сказать, что он взрослеет.
Однако опять же, всё происходит индивидуально, ведь можно уже иметь семью и 18 лет, но в большинстве случаев мы взрослеем тогда, когда это принято в нашем обществе. Общество и принятые в нём нормы очень часто влияют на взросление человека.
Но чем же отличается взрослый человек от, скажем, подростка? Давайте вспомним себя лет в 15-16. Мы молоды, полны оптимизма, даже слегка бунтари – делаем всё по-своему. Нам кажется, что только одни мы правы, и других правд нет, и никогда не будет. Это, что называется юношеский максимализм.
Он у нас появляется лишь по причине того, что мы знаем, что вся жизнь у нас впереди, мы можем совершать ошибки, ведь есть время их исправить, подумать над ними, оценить себя и других.
В более зрелом возрасте приходит понимание, что времени человеку на жизнь не так уж много и предначертано, в среднем 60-70 лет, а по вселенским масштабам это ничто.
С взрослением человек по-другому начинает смотреть на вещи, всё в его жизни меняется, начиная от привычек, заканчивая всем образом жизни. Уже нет той оптимистичности, что всё сойдёт ему с рук, всё больше начинаешь задумываться о последствиях.
Нет той дерзкой искренности, мы начинаем врать сами себе и окружающим. Почему так происходит? Мы просто принимаем для себя закон взрослого бытия – врать, это не плохо, ложь поможет многого избежать.
С взрослением человек не становится хуже, если Вы сразу об этом подумали, он просто становиться другим, таким, как все взрослые.
Именно быть как все. Это неписанное правило стоит у нас на первом месте. По сути, это не плохо, если принимать это правило в достаточной мере, не перебарщивая с ним. В разумной степени нужно принимать законы большинства, но при этом необходимо быть индивидуальностью, сохранить в себе тот детский огонёк, который был когда-то. Но чем больше мы взрослеем, тем труднее это сделать.
Работа, дом, семья. Ужин, сон, «доброе утро, жена». И опять всё заново: Работа, дом, семья…Так проходит каждый день взрослого человека. В суете будней мы часто забываем о наших мечтах, которые были у нас в детстве, о наших планах, наших целях. Теперь у нас уже другие приоритеты, уже нет той детской наивности, той детской мечты. Вот это и называется взросление…
Однако мы должны понимать, что у взросления есть и положительные моменты. Теперь у нас есть больше свободы, мы больше себе можем позволить, не зависеть ни от кого.
Однако с приобретением больше прав, у нас появляется и больше обязанностей и ответственности.
Нужно помнить, что взросление это, прежде всего, переход от детского возраста, где за Вами стояли Ваши родители, к взрослому, где Вы сами отвечаете за свои поступки.
Взрослеть на самом деле не плохо, ведь только с взрослением и становлением личности, набираешься опыта, который нам непременно пригодиться в дальнейшем. И именно взросление помогает нам быть более сдержанными и терпимее к людям. Уже нет того бунтарства, мы стали более спокойней и более представительней. Поверьте, это не плохо.
Главное, когда мы взрослеем, всё же постараться сохранить в себе ту детскую мечту, ту непосредственность, ведь именно она нас делает индивидуальной личностью! Не бойтесь взрослеть, ведь взросление человека не плохо, это просто новый этап в жизни, который рано или поздно проходит каждый!
Источник: https://your-happy-life.com/vzroslenie-cheloveka-v-chem-spetsifika/
Взросление – Психологос
Взросление – процесс перехода от детского мироощущения к мировоззрению взрослому, от “Я не могу!” к “Все будет сделано”, от надежды, что за тебя все сделают – к личной ответственности.
Готовность и способность отвечать за свои поступки, и выполнять возложенные на тебя обязанности – один из важнейших критериев взросления.<\p>
Юридически, до 18 лет – ты ребенок.
После 18 лет – взрослый.
По жизни, психологически, Взрослым в противопоставлении Ребенку называют человека ответственного и самостоятельного. Если ты самостоятельный и ответственный, будь тебе 10 лет – ты взрослый. Если тебе 30 лет, но ты не самостоятельный и не ответственный, ты ребенок.
Более подробно взросление описывается понятиями юноша, молодой человек и взрослый человек.
Взросление – это смена системы ценностей, достижение которых напрямую связанно с принятием на себя ответственности и причем не только за себя, но еще и за других людей.
Взросление определяется умениями человека и объемом ответственности, который на него возложен (или который он взял на себя сам).
Уровни: себя поднять, покормить, привести в порядок; настроить себя на работу, поднять себе настроение; обеспечить родителей; родить и вырастить детей; родить и довести до ума Проект; сделать направление или Фирму.
Во взрослении есть и плюсы, и минусы. Минусы взросления прекрасно описывает Т.В. Гагин:
“Взросление лишает человека любви. Как? Непросто. Но надежно. Человек взрослеет (не разом, постепенно) постольку, поскольку все глубже — и в смысле веры, и в смысле повседневной практики — понимает одну простую вещь. Он сам — сам по себе, какой он есть — НИКОМУ НЕ НУЖЕН. Никому. Совсем…” См.
→<\p>
Все ли хотят взрослеть? – Нет. Есть немало людей, которым много лет, но при этом им очень сложно расстаться с детством. Не многие хотят взрослеть, так как ответственность страшит и тяготит. У детей проблем нет, им живется легче. Поэтому многие люди – это великовозрастные дети.
Но есть и дети, которые ведут себя как взрослые.
Как взрослеть?<\p>
Взрослению способствует устремленность человека в будущее: кто о будущем задумывается своевременно, прилагает усилия, тот делает шаги к тому, чтобы становиться взрослым.<\p>
И наоборот, отказ от усилий, которые нужно прикладывать для построения своего будущего, выглядит как сознательное или бессознательное стремление затянуть или отсрочить взросление.<\p>
Взрослость предполагает Планирование жизни – подчиненность четкому плану, заботе о будущем, продумывание последствий своих решений и т.п. Поэтому стать взрослым – означает четко контролировать свою жизнь, распоряжаться всем тем, что составляет жизнь, жить не только сегодняшним днем, но и думать о будущем. Преодоление трудностей и есть взросление.<\p>
Источник: https://psychologos.ru/articles/view/vzroslenie
17. Сжатое изложение. Некоторые считают, что человек взрослеет
Устная часть ОГЭ 2019
Читать и скачать Словарь синонимов “ОГЭ по русскому языку 2019”
На сайте ФИПИ выложили 5 НОВЫХ изложений.<\p>
Смотреть сжатые изложения к новым текстам.
Слушать изложение “Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-то”
Текст подробного изложения
Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?
Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам и не ждёт поддержки от других.
Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у друзей, родственников и знакомых.
Но в целом, самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других.
Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение.
Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым – значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения.
Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.
Готовьтесь к ОГЭ вместе с нами!
Образец сжатого изложения
Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, в 18 лет. Но есть люди, которые долго остаются детьми. Что же значит быть взрослым?
Взрослость означает самостоятельность. Человек, обладающий этим качеством, не ждёт поддержки от других. Он преодолевает свои трудности сам. Иногда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у других. Но в целом, самостоятельный человек надеется на себя.
Такой человек умеет отвечать за свои дела и поступки. Он сам планирует жизнь и не полагается на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым – значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо уметь принимать решения. Взрослость зависит от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.
Помощь в написании сочинения 15.3 на тему “Дружба”
Хочу научиться
1. писать изложение
теория
2. сокращать текст изложения
практика
Онлайн-упражнения по корректировке грамотности
Слушать данное изложение и все остальные
Изложения на “5”
Скачать текст подробного и сжатого изложения “Некоторые считают, что человек взрослеет”, аудиофайл
Источник: https://shcoolparallel.umi.ru/masterskaya/kak_napisat_szhatoe_izlozhenie/prakticheskij_material/szhatoe_izlozhenie_nekotorye_schitayut_chto_chelovek_vzrosleet/
Когда мы на самом деле становимся взрослыми?
Вероятно, будет справедливо назвать Генри «нецелеустремленным». После окончания Гарварда он, великовозрастный ребенок, вернулся в родительский дом и сразу понял, как тяжело быть молодым взрослым.
Несмотря на то, что Генри закончил Гарвард в период рецессии, ему удалось найти преподавательскую работу, но спустя две недели он решил, что это не для него, и уволился.
Ему потребовалось время, чтобы найти свое призвание — он работал на фабрике по производству карандашей своего отца, доставлял журналы, занимался еще преподавательской и репетиторской деятельностью, и даже некоторое время перекладывал лопатой навоз, прежде чем найти свое истинное призвание — писательство — и преуспеть в нем.
Генри опубликовал свою первую книгу A Week on the Concord and Merrimack Rivers («Неделя, проведенная на реках Конкорд и Мерримак»), когда ему был 31 год, проведя 12 лет в метаниях между жизнью с родителями, самостоятельным существованием и тусовками с другом, который верил в его потенциал.
«[Он] — ученый, поэт и полон талантов, пусть еще и не раскрывшихся, подобно бутонам на молодой яблоне», — написал его друг, и оказался прав. Возможно, он и совершал ошибки, будучи молодым взрослым, но сейчас Генри Дэвид Торо достаточно крепко стоит на ногах.
(Кстати, тем самым другом был Ральф Уолдо Эмерсон).
Такой путь не был чем-то нетипичным для 19-го века, по крайней мере среди белых людей в Соединенных Штатах. В жизнях молодых людей периоды самостоятельности часто сменялись периодами иждивения.
Если это и кажется удивительным, то только потому, что существует «миф, что переход к взрослой жизни в прошлом проходил более целостно и гладко», — пишет профессор университета Техаса в Остине Стивен Минц в своей истории о взрослой жизни под названием The Prime of Life.
На самом деле, если думать о переходе во взрослую жизнь как о наборе различных маркеров — получение работы, переезд от родителей, женитьба, рождение детей — то история, за исключением 50 – 60-х годов прошлого столетия, доказывает, что люди становились взрослыми сколь угодно непредсказуемым образом.
И все же, эти маркеры остаются общепринятыми показателями взрослой жизни и по сей день, и когда кому-то требуется много времени, чтобы приобрести их, или когда кто-то решает отказаться от них, это становится причиной сетований на то, что взрослых людей вообще нет. В то время как жалобы на привычки и ценности молодежи — вечная прерогатива старых людей, многие молодые взрослые все еще чувствуют себя так, будто живут как их родители.
«Я думаю, что переход [от детства, к взрослой жизни] — действительно очень тяжелый», — считает Келли Уильямс Браун, автор книги Adulting: How to Become a Grown-up in 468 Easy(ish) Steps ( «Взросление: Как стать взрослым за 468 простых шагов») и блога, в котором она дает советы о том, как ориентироваться во взрослой жизни.
«Это вызывает трудности не только у поколения Миллениума; поколению X, как мне кажется, тоже было тяжело, как и поколению бэби-бумеров.
Совершенно внезапно вы оказываетесь в открытом мире, и видите это безумное множество возможных вариантов, но понятия не имеете, какой выбрать.
Скорее всего, ваши мама и папа дали вам множество советов, и все же вы живете, как дикарь, который из-за отсутствия туалетной бумаги вынужден пользоваться салфетками Арби»
Сам по себе возраст не делает никого взрослым. А что же делает? В США люди женятся и заводят детей в более позднем возрасте, но это все — лишь дополнительные атрибуты взрослой жизни, а не сама ее суть.
Психологи говорят о периоде затянувшейся юности или формирующейся зрелости, через который люди проходят в возрасте от 20 до 30 лет, но когда же вы сформировались? Что в конечном счете делает вас по-настоящему взрослым?
Я решила попробовать ответить на этот вопрос в меру своих возможностей, но предупреждаю заранее: одного ответа нет, есть множество сложных многогранных решений. Или, как выразился Минц: «вместо запутанного объяснения вы предлагаете постмодернистское».
Поскольку взгляд со стороны совершенно ничего не дает, я попросила читателей рассказать мне, когда они почувствовали, что стали взрослыми (если, конечно, они вообще стали), и я включила в статью некоторые ответы, чтобы показать как отдельные случаи, так и общую тенденцию.
«Стать взрослым» — более иллюзорное и абстрактное понятие, чем я думала, когда была моложе. Я просто предполагала, что ты достигаешь определенного возраста, и все сразу обретает смысл. Ох, бедное мое юношеское сердце, как же я ошибалась!
Сейчас мне 28 лет и я могу сказать, что иногда чувствую себя взрослой, но большую часть времени — нет. Пытаться быть взрослым, будучи представителем поколения Миллениума — это дико дезориентирует.
Я не могу понять, должна ли я создавать некоммерческую организацию, или получить еще одно образование, или разработать прибыльный предпринимательский проект, или путешествовать по миру и показывать это в интернете. По большей части это выглядит как попытка получить работу, которая никогда не позволит тебе выплатить студенческий долг, в сфере, которую ты никогда не изучал.
Тогда, если придерживаться общепринятого идеала того, что это значит — быть взрослым, то я определенно не дотягиваю. Я не замужем, у меня нет долгосрочной, финансово стабильной карьеры.
Осознав, что я пытаюсь вписать себя в совершенно нереалистичные стандарты — с учетом экономического кризиса и того факта, что встречаться с кем-то, будучи миллениалом, утомительно — несправедливо судить себя, но признаюсь, я часто попадаю в эту «ловушку сравнения». Иногда потому что я просто хочу, чтобы у меня были эти атрибуты, а иногда просто из-за Instagram.
У меня ничего не разложено по полочкам, скорее, все разбросано по квартире.
(В оригинале здесь было My ducks are not in a row, they are wandering — отсылка к фразеологизму my ducks are in a row, который обозначает спланированность, стабильность жизни говорящего — прим. Newочём )
Зрелость — это социальный конструкт. Если уж на то пошло, детство тоже. Но как и любые другие социальные конструкты, они вполне конкретно влияют на нашу жизнь.
Они определяют, кто по закону несет ответственность за свои поступки, а кто нет, какие роли могут принимать люди в обществе, как люди воспринимают друг друга и самих себя.
Но даже там, где определять разницу должно быть проще всего — законодательная сфера, физическое развитие — понятие взрослости остается трудным.
В США вы не можете пить алкоголь до 21 года, но по закону человек становится взрослым в 18 лет, тогда же он получает право голоса и возможность пойти служить в армию. Или нет? Взрослые фильмы можно смотреть с 17. Работать можно вообще с 14, если это позволяется законами штата, а разносить газеты, сидеть с детьми или работать у родителей — зачастую еще раньше.
«Хронологический возраст — не слишком хороший индикатор [зрелости], но приходится его использовать из практических соображений, — признает Лоренс Стайнберг, выдающийся профессор психологии университета Темпл.
— Все мы знаем людей, которые в свои 21 или 22 года уже очень мудрые и зрелые, но мы знаем и незрелых, безрассудных людей.
Мы же не будем устраивать тесты на зрелость, чтобы решить, можно человеку купить алкоголь или нет»
Одним из способов определения взрослости могла бы быть физическая зрелость тела — должен же быть момент, в который человек перестает физически развиваться и официально становится «взрослым» организмом?
Однако здесь все зависит от того, как измерять. Половая зрелость наступает после пубертатного периода, но он может начаться в любое время с 8 до 13 лет у девочек и с 9 до 14 у мальчиков, и это будет «нормой», согласно данным Национального института детского здоровья и человеческого развития.
Разброс широкий, и даже если бы он таковым не был, то, что ты достиг половой зрелости, не значит, что ты перестал расти. Веками уровень развития скелета был мерой зрелости.
По британскому Фабричному акту 1833 года, появление второго коренного зуба (постоянный второй коренной обычно вырастает в период с 11 до 13 лет) считалось признаком того, что ребенок уже может работать на фабрике.
Сегодня рентген как зубов, так и запястий используется для определения возраста детей-беженцев, нуждающихся в убежище, но оба исследования недостаточно надежны.
Зрелость скелета зависит от того, какую часть скелета мы изучаем.
Например, зубы мудрости появляются в возрасте от 17 до 21 года, и по словам Ноэля Кэмерона, профессора человеческой анатомии в британском университете Лоуборо, кости руки и запястья, по которым часто определяют возраст, достигают зрелости с разной скоростью.
Кости запястья завершают развитие в 13 или 14 лет, а прочие кости — лучевая, локтевая, пястные, фаланги — в период от 15 до 18 лет. Кость, достигающая зрелости последней в организме — ключица — завершает развитие в возрасте от 25 до 35 лет.
И, как говорит Кэмерон, такие факторы, как состояние окружающей среды и уровень социально-экономического развития, могут влиять на скорость взросления костей, поэтому беженцы из развивающихся стран могут отличаться поздним развитием.
«Хронологический возраст — не биологический маркер, — говорит Кэмерон. — Все нормальные биологические процессы представляют собой плавный континуум».
Не думаю, что я уже стал взрослым. Я 21-летний американский студент, живу почти исключительно на деньги родителей.
Последние несколько лет я чувствую давление — то ли биологическое, то ли со стороны общества — которое меня побуждает выйти из-под гнета родительской помощи. Я чувствую, что стану настоящим «взрослым» только когда смогу себя финансово обеспечить.
Некоторые традиционные маркеры взрослости (18-летие, 21-летие) уже пройдены, а я не чувствую себя более зрелым, и не думаю, что женитьба что-то изменит, если не будет сопровождаться финансовой независимостью.
Деньги в самом деле имеют значение, потому что с определенного возраста в основном именно они определяют, что ты можешь и не можешь делать. И я думаю, что для меня свобода выбирать в своей жизни что угодно — то, что делает тебя взрослым.
Таким образом, физические изменения мало помогают в определении зрелости. А что насчет культурных? Люди проходят церемонии совершеннолетия, вроде кинсеаньеры, бар-мицвы или католической конфирмации, и становятся взрослыми.
На деле же в современном обществе 13-летняя девочка все еще зависит от родителей после своей бар-мицвы. У нее может появиться больше ответственности в синагоге, но это только один шаг на длинном и не быстром пути к взрослению.
Идея церемонии совершеннолетия предполагает, что существует эдакая кнопка, которую можно нажать в подходящий для этого момент.
Выпускные в школе и колледже — церемонии, созданные для того, чтобы нажать эту кнопку или перекинуть кисточку на конфедератке (Кисточка-лирипип — очень важный элемент академической одежды. Те, кто продолжает обучение, носит её с правой стороны конфедератки, в то время как выпускники заслужили право носить её слева.
Перекидывание кисточки является знаковым моментом на церемонии вручения дипломов — прим. Newочём) иногда у сотен людей одновременно. Но люди редко сразу попадают в полноценную взрослую жизнь, да и выпускные при этом далеки от события всеобщего характера.
И среднее и высшее образование сыграли большую роль в увеличении переходного периода между детством и взрослением.
В XIX веке волна образовательных реформ в США упразднила беспорядок в запутанной системе школьного и домашнего образования, заменив его государственными начальными и старшими школами с классами, разделенными по возрасту.
И к 1918 году в каждом штате существовали законы об обязательном посещении школы. По словам Минца, эти реформы были направлены на то, чтобы «создать институционную лестницу для всей молодежи, которая бы позволила им достичь зрелости с помощью заранее подготовленных ступенек».
Современные попытки увеличить доступ для поступления в колледж преследуют похожую цель.
Официальное оформление переходного периода, когда люди учатся до 21 или 22, хорошо согласуется с тем, что известно ученым о взрослении мозга.
Как утверждает Стайнберг, изучающий пубертатный период и развитие мозга, в возрасте примерно 22 или 23 лет мозг уже в общем-то заканчивает свое развитие.
Это не значит, что вы не можете продолжать обучение, — вы можете! Нейробиологи обнаружили, что мозг все еще «пластичен» — податлив и способен к изменениям — на протяжении всей жизни.
Но пластичность мозга взрослого отличается от пластичности на стадии развития, когда все еще создаются новые извилины и уничтожаются ненужные. Пластичность мозга взрослого все еще допускает изменения, но на этой стадии нейронные структуры не изменятся.
«Это как разница между капитальным и косметическим ремонтом вашего дома», — рассказывает Стайнберг.
Однако большое количество функций мозга достигают зрелости до этого периода. Исполнительные функции мозга — логическое мышление, планирование и другие мыслительные процессы высшего ранга — по словам Стайнберга, достигают «уровня зрелости к 16 годам или около того». Так что 16-летний подросток должен выполнять тесты на логику не хуже, чем кто-нибудь постарше.
Борис Сосновый / Shutterstock / svetography / stevecuk / Fotolia / Пол Спелла / The Atlantic
Немного больше времени требуется на развитие связей между префронтальной корой, ответственной за мыслительный процесс, и лимбической системой, формирующей эмоции и естественные стремления: бороться, блаженствовать, питаться и развлекаться», как говорит Джеймс Гриффин, заместитель начальника отдела детского развития и поведения в NICHD (Национальный Институт по проблемам детского здоровья и развития человека). Если эти связи не сформированы окончательно, человек будет проявлять склонность к импульсивности. Это отчасти объясняет решение Верховного суда ввести ограничения на пожизненные сроки для молодых людей. «Новые открытия в сфере изучения мозга и психологии неизменно указывают на фундаментальные различия в сознании взрослого человека и подростка», — указано в постановлении Суда от 2010 года. — «К примеру, области мозга, отвечающие за самоконтроль, все еще развиваются в период поздней молодости (примерно от 18 лет до 21 года)… Молодые люди в большей степени склонны меняться, поэтому их проступки не всегда следует считать признаками „необратимо испорченной личности“, в отличие от действий взрослых».
Источник: https://newochem.ru/obshhestvo/kogda-my-na-samom-dele-stanovimsya-vzroslymi/
Этапы взросления человека
Знаете ли вы друзья о том, что взрослеем мы всю свою жизнь, во всяком случае, мы можем это делать и очевидно что должны, пусть и не всегда делаем.
Этапом взросления называется некий революционный скачок по жизни, или эволюционный процесс, меняющий наше внутреннее состояние, психику, отношение к жизни, взгляды на мир, степень ответственности – это самое главное, и главное, качественное изменение самой жизни.
Изменение жизни, то есть конкретный результат вашего взросления, это основной его показатель, ведь неважно что вы делали и чем занимались, важно к чему это привело.
Сам процесс без результата в принципе ничего не значит, так что заявлять о переменах в своих взглядах можно сколько угодно, но если это ни в чем конкретном не выражается, конкретном и качественном, то смысла говорить об этом, нет вообще.
<\p>
Разумеется процесс взросления может происходить и эволюционным путем, медленно и стабильно, когда люди берут на себя все больше и больше ответственности, а их собственный эгоизм становится более здоровым и умеренным.
Конечно, заметить мы можем только революционные изменения, они-то бросаются в глаза сразу, как для нас самих, так и для окружающих нас людей, но важно не то, как быстро мы растем, важно что мы вообще это делаем. Я не ошибусь, если скажу, что взросление свойственно не многим, не потому что большинство людей какие-то не такие, а потому что они не изъявляют желание это делать, предпочитая оставаться в привычной, а стало быть и наиболее комфортной для себя зоне. Теперь собственно о самих этапах, которые естественно начинаются с детства, и взросление как таковое начинается не с конкретного возраста определенного государством, определяющим совершеннолетие человека, как собственно и не с получения паспорта, а с непосредственно той доли ответственности, которая начинает ложиться на плечи ребенка.
Если подросток заявляет о том, что он взрослый и самостоятельный, и начинает делать все наперекор своим родителям, то мы прекрасно понимаем, что это не более чем переходный возраст и неадекватное представление о самом себе, но если он при этом начинает жить в самом деле более или менее самостоятельной жизнью, это в самом деле этап взросления, который он преодолевает. Не просить денег у родителей ни при каких условиях, вот это этап взросления, это принципиально новое отношение к жизни, это в самом деле самостоятельность и ответственность, за себя прежде всего. Если же по жизни старшим детям приходится нести ответственность за своих младших братьев и сестер, это еще более значительная ответственность, а значит и образ мышления, а значит и психика, свойственная более взрослому человеку, чувствующему ответственность за других людей. Причем такая вот ситуация реально отражается на жизни человека, нельзя скажем допускать себе вольностей, при которых могут быть допущены серьезные ошибки, ведь в таком случае страдает не один человек.
Как, например, родитель не может себе позволить безответственно рисковать свой жизнью, ввязываться во всякие потасовки, нарушать закон и так далее, если он понимает, что загубив свою жизнь, он может загубить жизнь своих детей, вот это и есть ответственность, это и есть поведение взрослого человека.
Жизнь порою складывается так, что такую ответственность приходится брать на себя тем, кто еще сам нуждается в заботе и наставлении, но несмотря на это, у молодых людей начинает меняться все – их психика, отношение к жизни, виденье этого мира, которое более адекватно на самом деле, ведь если летать в облаках, то просто пропадешь.
И это ведь не просто иная жизнь, в сравнении с жизнью тех, кто сосет мамкину сиську до седых волос, это реально качественное изменение, при котором человек существенно снижает свою степень зависимости от других, жизнь вынуждает надеяться только на себя.
Далее рассмотрим такой этап взросления, как самостоятельность, понятное дело определяющаяся опять-таки долей ответственности, за себя и за других, если таковые есть, и независимостью в плане собственного обеспечения.
То есть если мы с вами взглянем на два таких противоположных способа заработка денег как наемный труд и бизнес или предпринимательство, то увидим очевидную разницу в складе ума и поведении людей, исповедующих тот или иной метод.
То есть очевидно, что человек занимающийся предпринимательством, то есть работой на самого себя, или бизнесом – организацией чужого труда и извлечением из него прибыли, живет более ответственной и самостоятельной жизнью, а следовательно и более взрослой.
С другой стороны, тот кто привык исполнять чужие указания и делать как велено, на самом деле мало отличается от ребенка, делающего так как скажут родители, а в случае невыполнения указаний, подвергающийся наказанию.
Причем как и в детстве, родители могут быть неправыми и несправедливыми, а ты ничего и сделать не можешь, так и в случае с явными ошибками и заблуждениями начальника, вина за которые все равно ляжет на подчиненных. Это кажется несправедливым, но на самом деле все справедливо, ведь за беззаботную и безответственную жизнь нужно платить, и если вы не хотите к себе несправедливого с вашей точки зрения отношения, вам просто надо повзрослеть.
Но все же самым значимым этапом взросления, меняющим в значительной степени все – отношение к жизни, взгляды на мир, взгляды на людей, психику и вообще отрезвляюще действующее на человека, является этап при котором он несет реальную ответственность за жизнь и судьбы других людей.
Это, конечно, в том случае, если он – человек, реально несет на себе эту ответственность, а не имитирует эту деятельность.
Люди ставшие родителями в полном смысле этого слова, то есть реально несущие ответственность в этой жизни не только за самих себя но и за другую жизнь или жизни, прекрасно понимают о чем собственно идет речь. Это пожалуй нельзя объяснить, это необходимо почувствовать.
Но вот если это чувство преумножить скажем на несколько миллионов, каковой будет цена ошибки? Так что если мы говорим о разных руководящих должностях, включая должность президента страны, то здесь налицо факт реального качественного перехода из состояния беззаботности в состояние большого напряжения.
Легко как вы думаете нести ответственность за миллионы жизней и за страну вообще, если мы говорим о президенте, и ведь очевидно, что жизнь такого человека непременно должна быть лучше по качеству чем наша, ведь взятая на себя ответственность за других, щедро вознаграждается.
Также очевидно и то, что человек на столь ответственном посту, догоняет больше остальных.
Конечно, надо понимать, что решение в стране принимает не один человек, но, тем не менее, люди на руководящих постах знают и понимают больше, и при этом полно желающих учить их, что и как следует делать, умные мысли люди как им кажется часто гоняют на лавочке у подъезда или на кухне, считая себя сведущими во множестве глобальных вопросов. Все это не иначе как поведением детей не назовешь, которые, как известно, часто бегут в кусты в случае собственной неправоты приведшей к ошибке, а взрослым приходится расхлебывать за них, неудавшуюся кашу.
Вот из чего вытекают все этапы взросления человека и следовательно его развития, все начинается с ответственности и заканчивается реально ощутимыми результатами, это вам не эзотерическую литературу читать или рассуждать о том, как надо сделать то или это, здесь все гораздо проще в понимании, но сложно в исполнении. А чему мы можем учиться и как должны взрослеть, вы можете понять взглянув на примитивность нашего поведения, я имею в виду человечество и тот тупик, в который оно себя в настоящий момент загоняет, так что назвать себя взрослыми в полной мере, мы пока еще не можем, далеко нам пока до этого.
Источник: https://psichel.ru/etapy-vzrosleniya-cheloveka/
Когда человек взрослеет?
Вопрос «Когда человек взрослеет» на первый взгляд кажется риторическим.
А между тем, в каждой стране существуют четкие правовые нормативы – с какого возраста можно приобретать спиртное и сигареты, с какого смотреть эротические фильмы, а с какого вступаться в брак… И все-таки, этот вопрос звучит снова и снова.
«Мам, а когда человек взрослеет, ну совсем или почти совсем?» – спрашивает Алёнка, юная героиня этой повести свою маму. Ответу на этот вопрос, в сущности, и посвящена эта повесть.
В прекрасном фильме «Шанс», снятом режиссером Александром Майоровым по повести Кира Булычева «Марсианское зелье», утверждается, что есть люди, которые состарились еще в молодости, а есть такие, которые до преклонного возраста остались молодыми. Но повесть Владимира Голубева немного не о том.
Кир Булычев и Александр Майоров говорили о свежести восприятия мира, о способности веселиться и быть непосредственным… Будьте, как дети, учит Священное писание… Но повесть Владимира Голубева о другой стороне взросления – о способности брать на себя ответственность за себя и своих близких, за умение решать самостоятельно любые проблемы. В конце концов именно поэтому детям и не продают спиртное и сигареты – потому что они неспособны сами принимать решения по поводу того, что приносит им вред, а что нет, что для них хорошо, а что плохо. Помните Маяковского: «Кроша-сын к отцу пришел…» Сын не знает, что такое хорошо и что такое плохо, а отец знает. И должен объяснить это сыну. В этом суть взросления.
Герои повести Владимира Голубева – мать и дочь. Хотя их взаимоотношения часто больше похожи на взаимоотношения двух подружек. Мать доверяет дочери, и это вполне заслуженно – дочь не по годам понятлива.
Она понимает, что мать не в состоянии обеспечить ее всевозможными радостями жизни, и терпеливо сносит все тяготы небогатого быта.
Они даже вынуждены жить в лесу, в сторожке, построенной дедушкой Алёнки, потому что квартиру пришлось сдать на лето… А других близких у них нет, помочь некому…
Повесть Владимира Голубева «Взрослое лето» можно смело назвать «три в одном». В ней есть тайна и криминальный сюжет. Так что, во-первых, это детектив. В ней есть фантастическое допущение. Даже несколько. Но они предельно аккуратно вплетённы в канву истории.
Так что любители фантастики обнаружат в этой повести дополнительную пикантность, а те, кто фантастику не жалуют, их, пожалуй, даже не заметят. И все же, во-вторых, это фантастика в лучшем ее проявлении. Когда элемент нереального не бросается в глаза, а воспринимается, как часть единой картины мира. Ну и самое главное… То, о чем говорилось выше.
То, что логические выводится уже из самого названия произведения… «Взрослое лето». В-третьих, это повесть взросления.
На наших глазах героиня этой повести, Алёнка, учится разбираться в том, что хорошо, а что плохо. Она учится понимать мир и принимать его. Видеть в нем добро и зло. И видеть истоки добра и истоки зла. Аленка учится находить друзей и выстраивать с ними взаимоотношения. И оказывается, что близких ей людей в этом мире у Алёнки гораздо больше, чем она думала. Но это уже спойлеры, спойлеры…
Источник: https://librolife.ru/g1378636
Сборник идеальных эссе по обществознанию
(1)Человек радуется, когда он взрослеет. (2)Счастлив, что расстаётся с детством. (З)Как же! (4)Он самостоятельный, большой, мужественный! (5)И поначалу эта самостоятельность кажется очень серьёзной. (6)Но потом… (7)Потом становится грустно.
(8)И чем старше взрослый человек, тем грустнее ему: ведь он отплывает всё дальше и дальше от берега своего единственного детства.
(9)Вот снесли дом, в котором ты рос, и в сердце у тебя возникла пустота. (10)Вот закрыли детский садик, в который ты ходил, – там теперь какая-то контора. (11)А потом ты узнал: умерла Анна Николаевна, твоя первая учительница.
(12)В сердце всё больше пустот – как бы оно не стало совсем пустым, страшным, точно тот край света возле лестницы в тихую ночь: черно перед тобой, одни холодные звёзды!
(13)Когда человек взрослеет, у него тускнеют глаза. (14)Он видит не меньше, даже больше, чем в детстве, но краски бледнеют, и яркость не такая, как раньше.
(15)Без детства холодно на душе.
(16)Мне кажется, в моём детстве всё было лучше. (17)Носились над головой стрижи – стремительные птицы, чей полёт похож на след молнии, и по ним мы узнавали погоду. (18)Если летят понизу, прямо над твоею головой, с лёгким шелестом рассекая воздух, значит, к дождю, а если вьются в бездонной высоте мелкими точками, значит, к ясному дню, можно не опасаться – самая надёжная примета.
(19)Расцветало море одуванчиков. (20)Расстроился из-за чего-то, огорчился – выйди на улицу, когда одуванчики цветут, пройди два квартала солнечной дорожкой, и будешь ещё вспоминать, что это тебя так расстроило, какая неприятность: одуванчики ярким цветом своим волшебно сотрут всё в голове.
(21)А когда они отцветут? (22)Когда дунет ветер посильней? (23)Праздник на душе, ей-богу! (24)Несутся по небу тучи, белые, летучие. (25)А от земли к тучам взлетают миллиарды парашютиков – настоящая метель.
(26)В такой день ходишь ликующий, будто это ты сам летел над землёй и поглядел на неё сверху.
(27)В моём детстве в реке была рыба, клевали на удочку здоровущие окуни, не то что сейчас – всякая мелкота!
(28)Мне кажется, что всё было лучше, но я знаю, что заблуждаюсь. (29)Кому дано волшебное право сравнивать детства? (30)Какой счастливец смог дважды начать свою жизнь, чтобы сравнить два начала? (31)Нет таких. (32)Моё детство видится мне прекрасным, и такое право есть у каждого, в какое бы время он ни жил. (ЗЗ)Но жаль прогонять заблуждение. (34)Оно мне нравится и кажется важным.
(35)Я понимаю: в детстве есть похожесть, но нет повторимости. (36)У каждого детства свои глаза. (37)Но как бы сделать так, чтобы, несмотря ни на что, мир остался по-детски ненаглядным?
(38)Как бы сделать? (39)Неужели нет ответа?
Нужно ли сохранять память о прошлом? Именно этот вопрос волнует русского писателя, журналиста, общественного деятеля, А.А. Лиханова, который в данном для анализа тексте поднимает проблему памяти человека о своём прошлом.
Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, автор знакомит нас со своими размышлениями. Повзрослев, он понимает, что скучает по детству “Без детства холодно на душе”.
Писатель подчёркивает, что так же тоскливо становится от того, что “…снесли дом, в котором ты рос, и в сердце у тебя возникла пустота”. Закрыли и его садик, а потом и вовсе умерла первая учительница автора.
Позиция журналиста очевидна: нужно помнить о своём прошлом и помнить все, что тогда тебя окружало.
Я полностью разделяю мнение писателя и тоже считаю, что нужно сохранять память о начальных этапах нашей жизни. Вопрос памяти о своем прошлом не раз упоминался в произведениях классической литературы.
Обратимся к произведению “Прощание с Матерой”. Из-за строительства ГЭС, остров, на котором живут люди, попадает под угрозу потопления. Жители вынуждены переселяться в город. Молодые люди довольны, ведь их жизнь только начинается
Источник: https://neznaika.info/check/rus-write/14860.html