Анализ «Доктор Живаго» Пастернак
Начало ХХ столетия стало периодом суровых испытаний для России: Первая Мировая война, революция, гражданская война разрушили миллионы человеческих судеб.
Непростые взаимоотношения человека и новой эпохи с пронзительным драматизмом описаны в романе Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго».
Анализ произведения по плану позволит лучше подготовиться не только к уроку по литературе в 11 классе, но и к ЕГЭ.
Год написания – 1945-1955 годы.
История создания – Роман писался в течение десяти лет, и принес писателю Нобелевскую премию по литературе.
Однако судьба произведения была совсем непростой: долгое время оно находилось под запретом на родине, а против Пастернака развернулась настоящая травля.
<\p>
Тема – В произведении в полной мере раскрыта проблематика многих насущных социальных вопросов, но центральной темой является противопоставление человека и истории.
Композиция – Композиция произведения очень сложна и основана на сплетении судеб главных действующих лиц. Все характеры центральных героев рассмотрены сквозь призму личности Юрия Живаго.
Жанр – Многожанровый роман.
Направление – Реализм.
Роман создавался на протяжении целого десятилетия (1945-1955 годы). И это неудивительно, поскольку в произведении описана важнейшая эпоха в истории России и подняты глобальные проблемы общества.
Впервые идея написать столь грандиозный роман посетила Бориса Леонидовича в 17-18 годах, однако на тот момент он еще не был готов к подобной работе. К реализации своего замысла писатель приступил лишь в 1945 году, потратив на это 10 лет упорного труда.
В 1956 году в Советском Союзе были предприняты попытки публикации романа, однако они не увенчались успехом. Пастернак был подвергнут жесточайшей критике за антисоветское содержание романа, в то время как весь западный мир буквально рукоплескал русскому гению за его блестящее произведение.
Мировое признание «Доктора Живаго» привело к тому, что Борису Леонидовичу была присуждена Нобелевская премия, от которой его вынудили отказаться на родине. Впервые роман был опубликован в Советском Союзе только в 1988 году, открыв широкой публике невероятной силы литературный дар Пастернака.
Интересно, что Борис Леонидович далеко не сразу смог определиться с названием своего детища. Один вариант сменялся другим («Смерти не будет», «Свеча горела», «Иннокентий Дудоров», «Мальчики и девочки»), пока, наконец, он не остановился на окончательной версии – «Доктор Живаго».
Смысл названия романа заключается в сопоставлении главного героя с милосердным и всепрощающим Христом – «Ты есть сын Бога живаго». Писателем неслучайно была выбрана старославянская форма прилагательного «живой» – так в произведении красной нитью проходит тема жертвенности и воскресения.
Проводя в «Докторе Живаго» анализ произведения, стоит отметить, что автор раскрыл в нем множество важных тем: жизнь и смерть, поиск себя в обновленном социуме, верность своим идеалам, выбор жизненного пути, судьба русской интеллигенции, честь и долг, любовь и милосердие, стойкость ударам судьбы.
Однако центральной темой романа можно назвать взаимоотношение личности и эпохи.
Автор уверен, что человек не должен жертвовать собственной жизнью ради борьбы с внешними обстоятельствами, равно как и не должен приспосабливаться к ним, утрачивая свое истинное «я».
Основная мысль, которую Пастернак хочет донести в своем произведении, заключается в способности оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были.
Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций – он просто живет и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.
Не менее важное значение автор придает теме любви, которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях – любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине.
Главная особенность композиции романа – нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.
Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.
Композиция романа основана на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они, так или иначе, замыкаются на Юрии Живаго.
Интересным композиционных ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Доктора Живаго».
Точно определить жанровую принадлежность романа крайне сложно, поскольку он представляет собой богатый сплав различных жанров. Данное произведение можно смело назвать автобиографичным, поскольку в нем отражены основные жизненные вехи Пастернака, наделившего главного героя многими личными качествами.
Также роман является философским, так как в нем уделено много внимания размышлений на серьезные темы. Большой интерес произведение представляет и с исторической точки зрения – в нем подробно, без прикрас описан целый исторический пласт в истории большой страны.
Не стоит отрицать и тот факт, что «Доктор Живаго» – это глубоко лиричный роман в стихах и прозе, в котором много места занимают символы, образы, метафоры.
Жанровое своеобразие произведения поражает воображение: в нем удивительно гармонично переплетено множество литературных жанров. Это дает основание сделать вывод, что «Доктор Живаго» относится к многожанровому роману.
Также сложно сказать, к какому именно направлению принадлежит роман, но, большей частью, это реалистическое произведение.
Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/doktor-zhivago/analiz-proizvedeniya-pasternaka.html
Анализ произведения Доктор Живаго, План
Пастернак — автор замечательной работы под названием Доктор Живаго, которую мы изучили на уроке. Это произведение по жанру считается философским и затрагивает исторические моменты.
Здесь автор упоминает такие события, как жизнь людей в начале двадцатых годов, упоминает войны, в том числе русско-японскую, гражданскую, а также революцию 1917 года.
Сегодня, изучив Доктор Живаго, нам предстоит сделать краткий анализ романа.
Роман Доктор Живаго, чей анализ по главам мы сейчас рассмотрим, автор написал в 1957 году. Однако в нашей стране его опубликовали спустя более тридцати лет, в 1988 году.
Если смотреть в сюжет, то Пастернак в своем романе изобразил жизнь и судьбу русской интеллигенции в годы революции. В центре работы история жизни Юрия Живаго, начиная с его подросткового возраста, когда он хоронил мать и завершая периодом 1929 года, когда герой умирает от разрыва сердца.
Через призму жизни героя, мы видим мир, где приходилось жить интеллигенции того поколения, к которому относился и Пастернак.
Сначала революцию все ожидали с восторгом, представляя ее весьма отдаленно, но потом все они увидели реальность с ее конфликтами, столкновениями, когда подавлялась индивидуальность и требовалось полное подчинение.
Анализ романа Доктор Живаго кратко
Писатель не описывает ход исторических событий, он представляет читателю споры и раздумья героев произведения, где они рассуждают о назначении человечества.
Доктор Живаго не встал на борьбу с историческими событиями, он не борется с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним. Он остается личностью, прежде всего.
Юрий Живаго рос сиротой и получил образование медика.
По просьбе умирающей Тониной матери, в чьей семье жил Юра, он женится на Тоне. Встретится ему на пути и Лара Гишар, которую он полюбит. Их не один раз будет сталкивать судьба. Две женщины, как два символа эпохи.
Тоня — нежная и надежная, Лара — символ перемен, что появляется и тут же исчезает.
Сам Живаго всегда с воодушевлением принимал исторический ход событий. Верил, например, в революцию, но спустя время понимает, власть ввела всех в ограниченные рамки, навязывая свою «свободу». Такое герой не приемлет, поэтому с семьей уезжает подальше от происходящего.
В Юрятине он вновь встретит Лару и они полюбят друг друга. Герою придется метаться между выбором, но тут его отправят в качестве доктора в отряд партизан. Однако Живаго всегда оставлял за собой право выбора.
Например, он стрелял не во врага, а в дерево, выполняя свои обязанности и занимаясь лечением партизан, он лечит также раненого колчаковца.
Далее мы узнаем, что Живаго убегает из партизанского лагеря. Он возвращается к Ларе, в то время как его жена отправляется в Европу.
Но не остается Юрий с Ларой, что олицетворяла кратковременное счастье, ведь чтобы ее не преследовали, он просит ее уезжать с Комаровским, сам же Живаго едет в Москву. Он опускается на самое дно. Он деградирует, не следит за собой.
Не находит Живаго удовлетворение ни в работе, ни в поэзии, теряя свои навыки. И вот наступает день конца, Живаго умирает в душном вагоне, а с ним умирают и его мечты.
План
1. Знакомство с Живаго. Юра сирота.
2. Вдова Гишар в Москве. Комаровский испытывает чувства к Ларе — дочери Гишар.
3. Забастовка рабочих.
4. Юра живет в москве в доме Громеко. Первая встреча с Ларой.
5. Окончание университета. Елка у Светницких.
6. Лариса следует за мужем на Урал. Свадьба Живаго и Тони.
7. Юрий на фронте.
Живаго с семьей едут на Урал.
8. Отношения Юрия и Лары.
9. Юрий в плену у партизан. Живаго бежит.
10. Тоня с отцом за границей, Живаго живет с Ларой.
11. Лара с детьми едет вместе с Комаровским.
12. Стрельников застрелился, Живаго едет в Москву.
13. Живаго и Марина. Смерть Юрия.
14.
Таня — дочь Юры Лары на попечении брата Живаго Евграфа.
- план по рассказу доктор живаго
Источник: https://sochinyshka.ru/analiz-proizvedeniya-doktor-zhivago-plan.html
«Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
ХХ век со своими трагическими событиями стал для многих людей временем суровых испытаний. Особенно тяжело пришлось представителям интеллигенции, которые видели весь ужас положения, но ничего изменить не могли. Не случайно ХХ век был назван «веком-волкодавом».
Одним из ярких произведений, раскрывающих отношения человека с эпохой, стал роман Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго». Написанный в 1955 году, он был напечатан на родине только в 1988 году, спустя 33 года.
Почему же произведение вызвало такую реакцию властей? Внешне сюжет вполне традиционен для начала ХХ века: речь идет о судьбе человека в эпоху революционных преобразований.
События романа показаны сквозь призму восприятия главного героя, поэтому сюжет, в первую очередь, связан с судьбой молодого врача Юрия Живаго.
Судьба человека, по мысли Пастернака, не связана напрямую с исторической эпохой, в которой ему приходится жить. Главный герой романа не боролся с обстоятельствами, но и не приспосабливался к ним, оставаясь личностью при любых условиях.
Живаго — широкий специалист, терапевт, при этом скорее диагност, чем лечащий врач. Он способен предугадывать и ставить точный диагноз, но не стремится исправлять или лечить, то есть вмешиваться в естественный ход вещей.
При этом такой своеобразный фатализм Живаго не мешает ему сделать необходимый нравственный выбор, в котором и проявляется истинная свобода человека.
С самого начала романа действуют мальчики — Юра Живаго, Миша Гордон, Ника Дудоров и девочки — Надя, Тоня. Только Лара Гишар — «девочка из другого круга». Автор хотел назвать роман «Мальчики и девочки».
И хотя события романа разворачиваются вокруг повзрослевших героев, подростковое восприятие сохраняется и у самого Юрия, и у Лары, и даже у ставшего другим человеком Антипова.
Ведь все, происходящее в годы Гражданской войны, станет для него игрой.
Но жизнь не игра, это реальность, которая вмешалась в судьбы главных героев. Начинается роман с самоубийства отца Юрия — разорившегося «богача, добряка и шалопута» Живаго, причем толкнул его на этот страшный шаг не кто иной, как адвокат Комаровский, который впоследствии сыграл трагическую роль и в судьбе Лары.
В возрасте 11 лет став круглым сиротой, Живаго оказался в семье профессора Громеко, у которого была дочь Тоня — ровесница Юрия. «У них там такой триумвиат: Юра, его товарищ и одноклассник гимназист Гордон и дочь хозяев Тоня Громеко. Этот тройственный союз начитался „Смысла любви“ и „Крейцеровой сонаты“ и помешан на проповеди целомудрия».
Весной 1912 года все молодые люди завершили получение высшего образования: Юра стал медиком, Тоня — юристкой, а Миша — филологом. Но накануне этого года умирающая Тонина мать умоляла их пожениться.
Выросшие вместе и любившие друг друга как брат и сестра, молодые люди исполнили волю умершей Анны Ивановны — поженились после получения диплома. Но именно перед смертью Тониной мамы на елке у Свентицких Юрий увидел Лару Гишар, стрелявшую в соблазнившего ее любовника матери адвоката Комаровского.
Молодой человек был потрясен красотой и горделивой осанкой этой девушки, не представляя себе, что их судьбы в будущем соединятся.
Действительно, в их жизни еще не раз произойдет «судьбы сплетенье». Например, став врачом, Юрий отправится на первую мировую войну, а Лара, выйдя замуж за Павла Антипова и отправившись с ним по распределению в уральский город Юрятин, будет потом разыскивать его, пропавшего без вести, на фронте, и встретится там с Живаго.
Вообще, все события истории герой встречает с воодушевлением. Например, его как врача восхищает «великолепная хирургия» Октябрьской революции, которая может «разом вырезать все вонючие язвы общества».
Однако вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения советская власть поставила человека в жесткие рамки, навязав при этом свое понимание свободы и счастья.
Такое вмешательство в человеческую жизнь пугает Юрия Живаго, и он принимает решение вместе с семьей отправиться подальше от эпицентра исторических событий — в бывшее имение Громеко Варыкино в окрестностях Юрятина.
Именно там, в Юрятине, встретятся вновь Юра и Лара и полюбят друг друга.
Юрий мечется между двумя любимыми женщинами, но история в лице товарища Лесных освобождает его от двойственного положения: партизанам нужен врач, и они насильно забирают доктора Живаго к себе в отряд.
Но даже там, в условиях неволи, Живаго оставляет за собой право выбора: ему дают в руки винтовку, чтобы он стрелял во врагов, а он стреляет в дерево, он должен лечить партизан, а он выхаживает раненого колчаковца Сережу Ранцевича.
В романе есть другой герой, который тоже сделал свой выбор. Это муж Лары, Паша Антипов, сменивший фамилию на Стрельникова, решивший начать жизнь с чистого листа.
Он пытается делать историю по-своему, принеся в жертву не только свою семью (жену Лару и дочь Катеньку), но и свою судьбу.
В результате, оказавшись жертвой и истории, и своих чувств, он осуществляет последнюю попытку противостоять судьбе, неприемлемой для него, — пускает себе пулю в лоб.
Живаго же совершает воистину волевой поступок — сбегает из партизанского лагеря и, истощенный, полуживой, возвращается в Юрятин к Ларе.
А его жена вместе с отцом и детьми за это время эмигрировали в Европу, и связь с ними оборвалась. Но на этом испытания для Юрия не закончились.
Понимая, что Лару будут преследовать, он уговаривает ее уехать с Комаровским, который может обеспечить ей безопасность.
Оставшись один, Живаго возвращается в Москву, где перестает следить за собой, внешне совсем опускается, духовно деградируя и умирая в расцвете лет, по сути, в одиночестве. Но такие внешние метаморфозы говорят об изменении внутреннего мира. Он творит, и результат творчества — последняя глава романа «Стихотворения Юрия Живаго».
Таким образом, роман «Доктор Живаго» становится духовной биографией его автора, ведь судьба Юрия Живаго вплетена в канву жизненного и духовного пути его создателя.
-
«Доктор Живаго», краткое содержание романа Пастернака
-
«Доктор Живаго», история создания романа Пастернака
-
Образ Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго»
-
«Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле…), анализ стихотворения Пастернака
-
«Июль», анализ стихотворения Пастернака
-
«Гамлет», анализ стихотворения Пастернака
-
«Февраль», анализ стихотворения Пастернака
-
«Снег идет», анализ стихотворения Пастернака
-
«Золотая осень», анализ стихотворения Пастернака
-
«Март», анализ стихотворения Пастернака
-
«Быть знаменитым некрасиво…», анализ стихотворения Пастернака
-
«Сон», анализ стихотворения Пастернака
-
«Сосны», анализ стихотворения Пастернака, сочинение
-
«Иней», анализ стихотворения Пастернака
-
«Любить иных — тяжелый крест…», анализ стихотворения Пастернака
По произведению: «Доктор Живаго»
По писателю: Пастернак Борис
Источник: https://goldlit.ru/pasternak/433-zivago-analiz
«Доктор Живаго» (Б. Пастернак)
Цитата: «Свеча горела на столе, / Свеча горела».
Проблематика:
- смысл жизни человека, место человека в истории (связь судьбы каждого человека с судьбами всех остальных, высшее предназначение человека);
- гуманизм (добро и зло);
- война, её бессмысленность и беспощадность;
- нравственный выбор;
- человек и искусство.
Смысл названия: как мы уже знаем, название романа по имени главного персонажа вполне традиционно для русской литературы. Важно отметить, что Пастернак вынес в название романа профессию — доктор. Юрий Андреевич Живаго — как по профессии, так и по призванию, — гуманист, лекарь человеческих тел и душ.
Он проносит через все тяготы времени здоровую (то есть гуманную, человеколюбивую, не ожесточённую) жизненную позицию. Странная для нас фамилия «Живаго» фактически представляет собой родительный и винительный падежи церковнославянского слова «живой».
То есть название романа «переводится» как «Доктор Живого», а Юрию Живаго предназначается позиция лекаря жизни как таковой.
Изначально Борис Леонидович планировал назвать роман «Смерти не будет».
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: роман.
Жанровые особенности: главный герой романа Юрий Живаго — не только врач, но и поэт, и роман наполнен его стихотворениями, которые образуют важную несобытийную часть сюжета. На основании этого можно смело сказать, что «Доктор Живаго» — лирический (лиро-эпический) роман.
Время и место действия: действие романа происходит в разных уголках России в период от начала века до Великой Отечественной войны.
Действующие лица
Юрий Андреевич (Юра) Живаго — доктор, поэт, щедрый, гуманный и цельный человек.
Антонина Александровна (Тоня) Живаго (в девичестве Громеко) — жена доктора Живаго.
Лариса Фёдоровна (Лара) Антипова (в девичестве Гишар) — возлюбленная Юрия Живаго, жена Антипова.
Амалия Карловна Гишар — мать Ларисы.
Родион Фёдорович Гишар — брат Ларисы, сын Амалии Карловны.
Павел Павлович (Паша) Антипов (в годы революции живёт под фамилией Стрельников) — муж Ларисы. В годы революции становится комиссаром. Изначально весёлый чистюля, впоследствии делается мрачным и подозрительным.
Екатерина Павловна (Катенька) Антипова — дочь Ларисы и Павла Антиповых.
Александр Александрович Громеко — профессор, отец Антонины Александровны, тесть Юрия Живаго.
Анна Ивановна Громеко — мать Антонины Александровны, тёща Юрия Живаго.
Евграф Андреевич Живаго — сводный брат Юрия Живаго, генерал-майор.
Виктор Ипполитович Комаровский — адвокат, советник семьи Гишар, соблазнитель Ларисы.
Михаил Гордон — одноклассник Юрия Живаго.
Осип Галиуллин — знакомый Павла Антипова, подпоручик (впоследствии полковник и генерал).
Ливерий Микулицын (вымышленное имя — товарищ Лесных) — глава организации «Лесные братья».
Марина — гражданская жена Юрия Живаго, телеграфистка, дочь дворника.
Краткое содержание
Юрий Живаго рано остался сиротой, и его взяли к себе дальние родственники — семья Громеко. Юра дружил с Тоней, дочкой профессора Громеко, и Мишей Гордоном, одноклассником.
Юре запомнился случай из детства: как-то профессору Громе- ко пришлось ехать к Амалии Гишар, которая пыталась покончить с собой. Юра и Миша отправились вместе с ним.
Амалия Карловна рассказывала, что к самоубийству её склонили расстроенные нервы, а Юра видел, как обменялись взглядами дочь мадам Гишар и некий мужчина средних лет. Юрий сразу понял, что мужчина полностью владеет мыслями девушки.
Позднее Миша сказал Юре, что видел этого человека: он в поезде спаивал отца Юры, после чего старший Живаго убил себя, бросившись с поезда.
Дочь мадам Гишар Лариса действительно состояла в любовной связи с этим мужчиной — другом дома Гишар Виктором Комаровским. Он полностью поработил девушку.
Несколько лет спустя Юрий Живаго вновь встретился с Ларисой Гишар. Незадолго до их встречи Юрий ехал с Тоней Громеко на ёлку и думал, что они должны пожениться. В это же время Лара Гишар говорила влюблённому в неё Паше Антипову, что они обязаны пожениться, иначе она погибла.
После этого Лариса отправилась на тот же праздник, куда ехали Юра с Тоней. Ночью раздался выстрел: это Лариса, пытаясь убить кошмар всей своей жизни — адвоката Комаровского, промахнулась и ранила другого человека.
Когда её выводили, Живаго второй раз увидел Лару — и снова в компании человека, причастного к гибели его отца.
Адвокат Комаровский, чтобы избежать скандала, замял дело, и Ларису не судили. Однако она тяжело заболела. Здесь же объясняется её сложное положение, повлёкшее за собой перестрелку. Брат Ларисы Родя проиграл чужие деньги и грозил застрелиться.
Ларе пришлось занять денег у семьи Кологривовых, в которой она работала воспитательницей. Но вернуть долг девушке никак не удавалось: она отправляла деньги ссыльному отцу Паши Антипова (втайне от самого Паши). Не было другого выхода, кроме как попросить денег у адвоката Комаровского.
Но на ёлке Виктор Ипполитович не смотрел на неё, а потом улыбнулся другой девушке той улыбкой, которая Ларисе была хорошо известна…
Юра и Тоня поженились, у них родился сын. Лара выздоровела, они с Пашей поженились и уехали на Урал. Мужу она призналась в своих отношениях с Комаровским. Они оба работали — преподавали в гимназии. У Лары родилась дочь Катенька. Но отношения Лары и Паши были сложными: Паша всё время сомневался, что Лара его любит.
Началась война. Юрия Живаго призвали на фронт врачом. Павел Антипов закончил офицерские курсы, отправился на фронт и попал в плен. Чтобы найти мужа, Лара стала медсестрой при санитарном поезде. Знакомый Павла Осип Галиуллин сказал Ларисе, что был свидетелем смерти её мужа.
Юрий Живаго, изначально веривший в революцию, с ужасом наблюдал дезертирство и разруху. Вместе с семьёй он двинулся на Урал в имение Крюгеров, чтобы уберечь своих близких. Семье Живаго пришлось преодолеть кордоны вооружённых банд. Часто Юрий слышал, как мирное население с ужасом произносит фамилию некоего Стрельникова — борца с белыми.
Прибыв на Урал, семейство Живаго останавливается у Микулицына (бывшего управляющего Крюгеров), потом поселяется в пристройке, сажает огород. Им помогает приехавший Евграф Живаго.
Посетив библиотеку, Юрий Живаго встречается с Ларисой Антиповой. Она сообщает, что таинственный грозный Стрельников — это её муж Паша Антипов.
Он и впрямь беспощаден: город, в котором находились его жена и дочь, обстреливал недрогнувшей рукой.
Юрий Живаго начинает встречаться с Ларисой. Он мучится, что обманывает любимую жену, и в какой-то момент даже решает больше не видеться с Ларисой. Но его неожиданно мобилизуют в отряд Ливерия Микулицына. Раненые и больные на два года полностью занимают всю его жизнь. Но заканчивается мобилизация всё-таки побегом.
Юрий Живаго отправляется к Ларе, но её нет дома: он находит записку от Ларисы — они с дочкой в отъезде. Юрий засыпает, даже не раздевшись, — а просыпается в постели, уже раздетым и умытым благодаря Ларе. Юрий Живаго долго болел, но потихоньку выздоравливает.
Они с Ларой поступают на службу. Жизнь всё-таки не вполне спокойна: власти видят в Живаго «социально чуждый элемент».
Юрий получает письмо от Тони: она с семьёй (у Юрия родилась ещё дочь Маша) в Москве, но отца Тони высылают за границу, и Тоня, по всей видимости, тоже уедет.
Появляется Комаровский, который предупреждает Юрия и Лару об опасности и предлагает им уехать. Лариса до сих пор ненавидит этого человека, а Юрий считает его виновным в смерти отца, поэтому ехать с Комаровским они отказываются. Но надо как-то решать проблемы, да ещё и Лара подозревает, что беременна.
Комаровский снова появляется и рассказывает, что Стрельникова приговорили к смертной казни — надо спасать его дочь. Ларисе приходится уехать вместе со Стрельниковым.
Юрий Живаго оказывается совсем один. Он много пьёт и пишет стихи о любимой, о жизни вообще. Его терзает ощущение утраты.
В один из дней в жилище Живаго появляется Стрельников (а это значит, что Комаровский солгал Ларе и Юрию). Они всю ночь беседуют, а наутро Живаго находит Стрельникова застрелившимся.
Живаго пешком возвращается в Москву. Он сходится с телеграфисткой Мариной, у них рождаются две дочки. Внезапно Юрий Живаго пропадает: он оставляет жене записку, что хочет побыть один и просит его не разыскивать. Живаго не сообщает, что его брат Евграф снова появился и помогает ему деньгами.
Летом Юрий Живаго вдруг умирает от инфаркта. Случайно на его похоронах оказывается и Лариса — она просто зашла в квартиру, где когда-то жил её муж Павел. Впоследствии Лариса исчезает (возможно, её арестовывают).
Спустя годы Евграф Живаго случайно находит Таню Безочерёдову, дочь Ларисы и Юрия. Комаровский увозил Ларису в Монголию, и она оставила ребёнка сторожихе Марфе. Впоследствии Марфа сошла с ума, и девочка стала беспризорницей. На момент знакомства с Евграфом Таня работала прачкой.
Евграф Живаго помогает Татьяне деньгами и собирает стихи брата. Среди них — то самое, главное — «Зимняя ночь»: «Мело, мело по всей земле / Во все пределы. / Свеча горела на столе, / Свеча горела…».
Экранизации
«Доктор Живаго» (США, 1965, в главных ролях Омар Шариф и Джули Кристи); «Доктор Живаго» (Великобритания, 2002, мини-сериал, в роли Ларисы — Кира Найтли), «Доктор Живаго» (Россия, 2006, телесериал, в роли Юрия Живаго — Олег Меньшиков, в роли Лары — Чулпан Хаматова).
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Какое время описано в романе «Доктор Живаго»?
Ответ. Первая половина XX в.
В какой поэме есть образ метели, перекликающийся со стихотворением Юрия Живаго «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле, / Во все пределы», «Мело весь месяц в феврале.»?
Ответ. «Двенадцать». В поэме Блока также присутствует сквозной образ метели («Завивает ветер / Белый снежок. / Под снежком — ледок»). Необходимо отметить, что в стихотворении Пастернака любовь помогает уберечься от метели, тогда как в поэме Блока всякий персонаж оказывается беспомощным перед лицом стихии.
Поделиться ссылкой
Источник: https://SiteKid.ru/literatura/analiz_proizvedenij_i_kratkoe_soderzhanie/laquodoktor_zhivagoraquo_b_pasternak.html
Анализ романа Доктор Живаго Пастернака 11 класс
Роман, которому была присуждена Нобелевская премия по литературе, описывает путь интеллигенции в эпоху русской революции, Первой мировой и Гражданской войн, сопровождаемый размышлениями автора над серьезными философскими проблемами.
Основная тема произведения – взаимоотношение личности и внешних условий. Судьбы персонажей, не связанных сначала между собой, постепенно переплетаются, показывая, как в них отражается эпоха войн и революций.
Главный герой романа наделен говорящей фамилией, отсылающей к Библии и богослужебным текстам на церковнославянском языке. Фамилию Живаго можно трактовать как эпитет Бога, о котором подчеркивается, что он именно «живой».
Показательно, что Юрий Живаго по профессии врач, то есть несет исцеление, поэтому, можно с большой уверенностью предположить, что помимо русского интеллигента он олицетворяет и доброе начало, как его понимал писатель, то есть в светском, а не религиозном смысле.
Образ Христа воплощает в себе и страдание и самопожертвование ради миссии, которую он на себя взял. Предназначение интеллигенции многими виделось подобным образом.
Доктор Живаго также не стремится к приобретению богатства или влияния, но спокойно переносит выпавшие на его долю испытания. Он не подстраивается под обстоятельства, оставаясь верен своим жизненным принципам.
О жертвенности, в смысле следования своему долгу, говорит и отказ Юрия посвятить себя всецело поэзии, выбор им пути практического служения людям.
Другой герой произведения Павел Антипов поддается влиянию времени. Он превращается в убежденного большевистского комиссара, разрушающего старую жизнь. Однако ход повествования романа показывает, что этот путь неправилен. Стрельников теряет жену Ларису, которая влюбляется в Юрия Живаго и затем кончает жизнь самоубийством. Попытка подстраиваться под обстоятельства сломала его.
Адвокат Комаровский – отрицательный герой произведения, разлучивший Юрия Живаго с Ларисой, и имеющий отношение к самоубийству отца главного героя, представляет собой еще один тип поведения человека в сложных ситуациях на переломе эпохи.
Он служит только себе, заботится лишь о собственных интересах, поэтому его судьба не столь печальна, как у Стрельникова, принявшего «новую веру» или интеллигента – главного героя.
Он должен наглядно продемонстрировать, что сильные и беспринципные всегда имеют больше преимуществ.
Однако мастерски изображенное в «Докторе Живаго» разрушение страны и прежней жизни не проходит даром и для главного героя. Он теряет своих женщин, утрачивает медицинские навыки и погружается в печаль по поводу утраченной Ларисы.
Однако и его скорбь все же плодотворна – она выливается в стихи, мысли о революции, человеке и сути истории. При этом невозможность для талантливого врача и поэта Живаго самореализоваться в новой жизни является символом трагедии старой дореволюционной интеллигенции.
Автор подводит к мысли, что людям, олицетворением которых стал Юрий Живаго, нет места в новом мире.
Подробный анализ
Роман «Доктор Живаго» – один из литературных шедевров 20 века. За написание романа, над которым велась усердная работа в течение десяти лет, Пастернак получил Нобелевскую премию по литературе.
И, несмотря на то, что в России в то время публикация этого романа была под запретом вследствие антисоветского содержания, за рубежом «Доктор Живаго» получил всеобщее признание и достойную оценку.
Произведение имеет большое историческое значение. Весь сюжет романа крутится вокруг реальных событий, происходивших в России в начале прошлого столетия. Революции 1905 и 1917 годов, а так же Первая Мировая и гражданские войны. Чтобы максимально точно обозначить ценность романа Пастернака, следует обратиться к его анализу.
Жанр романа «Доктор Живаго».
Однозначно определить, к какому из жанров относится произведение, нелегко. Ведь помимо того, что этот роман исторический, он носит также автобиографический характер. По ходу чтения можно заметить некоторые моменты из жизни самого писателя. А главный герой является, конечно, прототипом Бориса Пастернака.
Кроме этого нельзя не сказать о том, что роман – философский. Вопросы бытия и смысла жизни остро поднимаются на протяжении всего произведения.
Для многих читателей «Доктор Живаго» открывается в первую очередь как любовный роман. И это действительно так. Любовная связь главных героев прослеживается постоянно, вокруг их отношений происходят все другие события.
Тематика произведения.
Борис Пастернак поднимает несколько тем. Тема любви раскрывается в романе на примере отношений Юрия Живаго с его женой Антониной и любовницей Ларисой Антиповой, между Ларисой Антиповой и ее мужем Павлом Антиповым. Прослеживается также любовь внутри семей, между родителями и детьми.
Тема жизненного и духовного пути так же поднимается в романе. Раскрывается она в выборе одного из возможных вариантов развития событий. Каждый раз Юрию Живаго следует сделать выбор: упасть духом или стойко выдержать все испытания судьбы, остаться в голодной Москве и обрести себя на смерть или бежать на Урал в надежде на лучшее.
Но самой важной темой произведения считается, конечно, тема взаимоотношения личности и истории. Пастернак четко описывает столкновение личности и ее идеалов со страшными событиями действительности революционного времени. В условиях жестокости и страха перед будущим человек вынужден был отстаивать свои интересы.
«Доктор Живаго» – величайшее произведение всех времен. Автор доносит читателю следующую мысль: необходимо оставаться самим собой до самой смерти, независимо от того, в каких условиях приходится жить или выживать.
Вариант 3
Произведения Пастернака совсем не похожи на произведения других писателей, ведь только его можно изучать очень долго и каждый раз открывать для себя что-то новое и необычное. Здесь собрано всего понемногу.
Это и поэзия и реальные факты из жизни. Оказывается, у каждого произведения имеется не только своя душа, но и дух.
Кроме этого над каждой фразой можно остановиться, подумать, а если чего-то не поняли, то можно прочитать ее еще раз.
Время было непростое, и именно оно диктовало время как и что делать людям, и многие с этим были не согласны и делали все для того чтобы это поскорее прекратить, но не всем это удавалось. Все это было написано в произведении Пастернака «Доктор Живаго». Здесь показаны все страдания, в которых утопали жители разных стран.
А вот что будет дальше, никто не знал и эта неизвестность их очень сильно пугала. Но только автор старался и очень сильно надеялся на то, что это все совсем скоро прекратиться и жизнь наладиться, а может быть, будет намного лучше, чем раньше. И вскоре это все пришло к Пастернаку, его потихоньку стали ущемлять и не давали его произведениям выпускаться.
Но автор не собирался ничего прекращать и продолжал не только писать новые произведения, но и выпускать их.
Никто точно не может определить к какому жанру относится данное произведение. Многие могут подумать, что его можно отнести к философскому стилю, ведь проблемы бытия здесь также отмечаются.
Немного попозже в ней затрагивается еще одна очень интересная тема, которая затрагивает каждого человека. Это великое чувство. Любовь может быть ко всему, что только видит человек и все кто находятся рядом с человеком.
Одни люди очень сильно любят своих детей и делают ради них все. Другие люди любят своих друзей и близких людей. А вот третьи люди любят свою работу или занятия, которыми занимаются каждый день.
И есть такие, кто любят свою родину.
Всю свою жизнь Живаго старается сделать так, чтобы все, что с ним происходит, он воспринимает как чудо. Конечно же, здесь есть и отрицательный герой Стрельников. Больше всего на свете ему хочется делать всем людям только плохое и от этого ему становится хорошо.
Кроме этого Пастернак всегда верил в Евангелие и старался ко всем ближним хранить любовь и сострадание.
← Анализ романа Господа Головлевы Салтыкова-Щедрина
← Анализ произведения Лето Господне Шмелева↑ ДругиеАнализ романа Дон Кихот Сервантеса →
Анализ произведения Живи и помни Распутина →
- Эгль в повести Алые паруса Грина сочинение
Повесть А.Грина «Алые паруса» рассказывает о всепобеждающей силе мечты. Она была написана в 1920 году. Произведение повествует о том, что у каждого человека должна быть мечта, к которой бы он стремился. - Сочинение Необычный день в моей жизни
Моя бабушка, порой забывая о себе, каждый день заботится обо мне. Встречает меня после школы, готовит мне обеды, воюет со мной в надежде усадить делать уроки, ходит на прогулки, печет всякие вкусняшки - Тема народа в романе Война и мир Толстого сочинение
В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» ярче всего отображается «мысль народная». Автор рисует нам дух народа и отдельных его представителей, ярких личностей. Взаимоотношениями с народом Л.Н. Толстой характеризует и интеллигенцию в романе. - Сочинение про Маугли
История «Маугли» – это не просто сказка, это еще и поучительная история о мальчике, которого воспитала стая волков. Мальчик растет среди волков, познавая мир через законы джунглей. Оставшись один среди зверей - Сочинение Защита окружающей среды
В настоящее время, окружающая среда нуждается в защите, ведь многие виды растений исчезают, целые популяции редких животных находятся на грани вымирания. Экологическая ситуация по всей планете достигла критической точки.
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/analiz-romana-doktor-zhivago-pasternaka-11-klass
Анализ романа “Доктор Живаго” Пастернака | Инфошкола
Признаемся сразу: роман «Доктор Живаго» Пастернака предназначен не для ученика средней школы или по крайней мере не для рядового ученика. Сказать о том, что школьнику трудно читать и тем более понимать роман — не сказать ничего.
Ученик поверхностный, выросший на изданиях вроде печально известных «Все произведения школьной программы в кратком изложении», просто закроет книгу, хотя роман и написан ясным языком, без массы придаточных и причастных
оборотов, которые отличали раннего Пастернака, словно спешившего выговориться, высказать сразу несколько мыслей.
Да, трудности такого школяра вполне понятны! Как прикажете нашему старшекласснику, только что вынырнувшему из «Одноклассников», где он
прокомментировал повествование неизвестного, но уже близкого по духу друга о новом фильме чётко и яростно: «Аффгар жжот!» — как ему отнестись к сцене из романа, где Тоня «возвышалась посреди палаты, как высилась бы среди бухты только что причаленная и разгруженная барка, совершающая переходы через море смерти к материку жизни с новыми душами, переселяющимися сюда неизвестно откуда», а это, оказывается, Тоня, жена Юрия Андреевича, сына родила?
А старшеклассник, выученный разбирать произведение традиционных классических построений, отражающих эпоху, её конфликты, проблемы и характеры, столкнётся с невероятным количеством несообразностей, каких-то натяжек, даже чудес (вроде таинственного сводного брата, регулярно спасающего Юрия в ситуациях критических), причём это будет не упрёк нашему умному и
начитанному ученику, потому что в своё время после первых прочтений романа Борис Леонидович сам вдруг увидел, что слушатели и доверенные читатели (а он радостно давал рукопись, волновался, ждал отзывов!) смущены, порой разочарованы, и даже «с несколькими друзьями, не принявшими романа, порвал отношения».
Да и позже многие читатели, не только моя ученица, чьё высказывание стало эпиграфом, даже самые именитые, были категоричны: «Я начал читать, и начало романа мне показало, что автор просто не умеет прозу писать.
Какие-то реплики, ремарки в диалогах несусветные. Какая-то неумелость. И вообще я не почувствовал в этой книге ни большой мысли, ни движения, ни реальных картин.
Я действительно разочарован, и надо сказать, что и с годами я не сильно изменил
своё мнение об этой книге » — это слова А.И.Солженицына.
Многие друзья Бориса Пастернака, например Анна Ахматова, не очень высоко оценивали его роман: «Гениальный поэт балуется прозой», — именно из-за этой реплики между ними возникло отчуждение. Другие, близкие Пастернаку люди. подмигивая. говорили о главном герое его романа так: «Хорошо. Если бы Юра писал побольше стихов ». Конечно. имелось в виду. что стихи прекрасны, а вот
роман … увы …
Как сам Пастернак относился к тому, что написал? Вернёмся к первому эпиграфу: это цитата из «Бориса Годунова» — размышления старца Пимена над летописью и убеждение, которое разделял, несомненно.
и Пастернак, тоже готовый повторить:
… недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил …
Это, наверно, самое главное ощущение Пастернака: он жил в невероятные годы, но ещё он наделён талантом от Бога, значит, обязан рассказать о времени. в котором живёт он и страна.
Причём он соотносит свой роман — выдуманный мир! — с летописью, по определению не допускающей фантазии, дающей только правдивую картину происходящего — значит, он так чувствовал!
«Доктор Живаго » — не просто роман, то есть мир вымышленный, созданный фантазией и талантом автора, это реальная Россия, пропущенная через сердце поэта.
А ещё, берясь за роман, Пастернак сознаёт себя слитком благополучно живущим
по сравнению с тем, как живёт Россия, его терзает ощущение того, что он становится молчаливым соучастником преступлений: аресты, репрессии, уничтожение любимых им Мандельштама и Табидзе, самоубийство Цветаевой и Яшвили — роман становится возгласом писателя, вынуждаемого ломать свою душу.
И если в тридцатые годы — начались коллективизация, индустриализация,
борьба с «врагами народа» — поэт спрашивал себя и мир:
и разве я не мерюсь пятилеткой.
Не падаю, не подымаюсь с ней?
Но как мне быть с морей грудною клеткой
И с тем, что всякой косности косней?
то в романе он твёрдо знает: не революция, не борьба, не всяческие перестройки и преобразования мира — смысл в другом, прав именно Юрий Живаго, а не все и всё остальное.
Роман как бы становится второй жизнью Пастернака: так он должен прожить, чтобы не пришлось стыдиться каких-то очень важных поступков, где не сумел остаться на высоте духа! И прожить надо было так, как его герои:
в страдании, но и в любви, в бедности, но и в добре.
А начало роману, наверно, было положено в разговоре Пастернака с Ахматовой в мае 1944 года, когда Анна Андреевна предложила Пастернаку написать «Фауста» хх века, нового «Фауста», тот с интересом выслушал и согласился:
— Хорошо, Анна Андреевна, непременно переведу!
Стал ли «Доктор Живаго» «Фаустом» хх века? Исследователи видят черты, сближающих этих героев: Живаго — доктор, исследующий плоть и дух, он недоволен собой, своей жизнью, страдает от бессилия и познать мир, и изменить жизнь — совсем как Фауст, но тот вступает в сделку с дьяволом ради достижения своих действительно великих целей, а Юрий Живаго никогда на это не пойдёт, и в этом главное отличие.
Если говорить о сюжете, то в пересказе он достаточно прост: основная линия — любовь доктора Юрия Андреевича Живаго и учительницы Ларисы Антиповой. Соединила их мировая война, а затем Гражданская война на Урале.
К моменту второй встречи у каждого была семья, дети, но муж Лары, ставший беспощадным большевиком, обвинён прежними соратниками и кончает жизнь самоубийством, а Лара вынуждена бежать с помощью соблазнившего её в юности Комаровского.
Жену Юрия Тоню как дочь известного либерального деятеля высылают
из страны, а оставшийся одиноким доктор после Гражданской войны попадает в самые низы советского общества.
Забывает о том, что у него есть диплом врача, бросает любимую работу, ведёт жалкую жизнь зятя своего бывшего дворника и, обзаведясь «липовыми документами», хватается за любую никчёмную работу, а потом умирает от сердечного приступа в переполненном душном трамвае.
Лара случайно оказывается на его похоронах, прощается с его прахом и потом исчезнет из романа, то ли умершая, то ли пропавшая в лагере, а их дочь вырастет в детдоме, ничего не зная о том, кто она и кто её родители.
Останется тетрадь стихов Юрия Живаго – и бесконечные споры и о герое, и о романе. Д.Быков видит в произошедшем символический смысл: «Лара — Россия … роковая женщина и роковая страна, притягивающая к себе мечтателей, авантюристов, поэтов.
Антипов-Стрельников-Расстельников — влюблённый в Лару радикал, революционер … Комаровский — образ власти и богатства …
Юрий Живаго — олицетворение русского христианства… жертвенность и щедрость.
Россия никогда не достаётся поэту – между ними вечно встаёт то всевластная жестокость старого мира, то всевластная решимость нового … »
Роман «Доктор Живаго» автобиографичен: в него вошли и воспоминания о московском детстве, и поэтическое многоголосье Серебряного века, и уральские впечатления Первой мировой войны, и голодные годы войны Гражданской с её восторженным предчувствием невиданных перемен и наступившим тяжким осознанием бесчеловечности происходящего — всё то, что пережил сам Пастернак. Но в романе это не Пастернак, конечно! И автор создаёт своё второе я — Юрия Живаго, наделяя его и своими чертами, и теми, которые необходимы герою, оказавшемуся в гуще этой жизни: он более чуток, проникновенен, поэтому он поэт, но не по занятиям, а по духу.
Но одновременно он всё равно Пастернак, и мы всем классом долго гадали, мог ли сам впавший в нищету, всего лишившийся, бродящий по дворам и зарабатывающий пилкой дров Юрий Живаго смотреть на старых друзей, Гордона и Дудорова (они, говорит автор, принадлежали к хорошему профессорскому кругу), которые то спорили, то учили его жить, а доктор думал: «Дорогие друзья, о, как безнадёжно ординарны вы и круг, который вы представляете, и блеск, и искусство ваших любимых имён и авторитетов! Единственно живое и яркое в вас — это то, что вы жили в одно время со мной и меня энали».
«Да это же сам Пастернак, на мгновенье выглянувший из-за спины Юрия Андреевича», — такой вывод сделал класс.
А в жизни Юрий Живаго — врач, то есть и исследователь, и целитель, он доктор, который всегда в гуще страданий, но не зависит от идей, он убеждений, от идеологий, зато может поставить диагноз: что происходит с человеком и с обществом.
Но важно ещё и то, что доктор — центр романа, все персонажи сопоставляются с Юрием Живаго, на всех «ложится отсвет его личности, каждого просвечивает его беспощадное зрение – взгляд поэта», очевидно, именно в этом и состоит замысел композиции: бесчисленные встречи героя со всеми остальными персонажами показывают, какие перемены происходят с душами остальных героев.
Причём автор видит и нас убеждает, что душу живую сохраняет только тот, кто не поддался соблазнам новой жизни, великой борьбы и победы над старым миропониманием.
Итак, Юрий Живаго — образ, высвечивающий души всех остальных персонажей, но
писатель делает очень необычный выбор: кроме поэтического дара, что, конечно же, очень много, у доктора нет иных выделяющих его черт.
«Важно, что у обычного человека, ничем не выделяющегося из толпы, не наделённого никакими индульгенциями, — есть врождённое общечеловеческое право не разделять заблуждений эпохи, не убивать себе подобных, не ходить в общем строю».
А поскольку с его стихами (гениальными!) мы познакомимся только в финале романа, получается, что он защищён не своей гениальностью, а
лишь душевными качествами, которые очень точно передала Лара, плачущая у гроба умершего возлюбленного: «Загадка жизни, загадка смерти, прелесть гения, прелесть обнажения, это пожалуйста, это мы понимали.
А мелкие мировые дрязги вроде перекройки земного шара, это извините, увольте, это не по нашей части»: Революция здесь именно мелкие дрязги, поскольку для Пастернака искомая истина обретается над ней, революция к истине не имеет никакого отношения: единственный ответ на борьбу идей, противостояние армий, правительств, войны и революции, требующие от человека полной, всеобщей захваченности, самоотверженности, даже самоотречения, — это любовь. (Та самая невыносимая любовь-нежность, которая заставляет Юрия Андреевича брести к заснеженной рябине: «Она была наполовину в снегу, наполовину в обмёрзших листьях и простирала две заснеженные ветки навстречу ему. Он вспомнил большие белые руки Лары, круглые, щедрые и, ухватившись за ветки, притянул дерево к себе. Словно сознательным ответным движением рябина осыпала его снегом с ног до головы. Он бормотал, не понимая, что говорит, и сам себя не помня:
— Я увижу тебя, красота моя писаная, княгиня моя, рябинушка, родная кровинушка.
Источник: https://info-shkola.ru/analiz-romana-doktor-zhivago/
Анализ романа “Доктор Живаго” (конспект лекции)
1. Авторский замысел и творческая история
2. Содержание и особенности романа
3. Образ главного героя
4. Связь с романом Л. Леонова “Русский лес”
5. Место романа “Доктор Живаго” в русской литературе
1. Авторский замысел и творческая история
Роман Бориса Пастернака “Доктор Живаго” (1946—1955) представляет собой разработку новой художественной стратегии в русской литературе, связанной с возрождением традиций философского романа и литературы “серебряного века”.
Замысел автора в романе “Доктор Живаго” заключается в следующем:
✓ показать историю развития страны и ее исторический образ за 45 лет, прошедшие с момента Октябрьской революции;
✓ выразить через тяжелый, печальный и подробно разработанный сюжет романа свои собственные взгляды:
• на искусство;
• Евангелие;
• жизнь человека в рамках исторической эпохи;
✓ использовать традиции Диккенса и Достоевского.
Одной из особенностей романа “Доктор Живаго” является соотнесение исторического сюжета с биографическим. Однако, несмотря на широко представленную панораму российской действительности в первой трети XX в., произведение раскрывает не столько исторические вопросы и проблемы, сколько личные отношения и ценностные ориентиры, которые в гораздо большей степени влияют на человеческие судьбы.
Творческая история романа:
✓ первоначально был назван автором “Мальчики и девочки”;
✓ был отвергнут издателями и вышел в свет с тридцатилетним опозданием;
✓ получил неоднозначный отклик у читателей-современников и у коллег-писателей (восторженная оценка Э. Герштейна и уничижительная — В. Набокова).
2. Содержание и особенности романа
Содержание и проблематика романа “Доктор Живаго”:
✓ рассказывает о жизни одного поколения, которое прошло через ряд исторических и политических событий и сформировало определенную жизненную стратегию и мировоззрение;
✓ роман строится следующим образом:
• вначале развивается тема подросткового мировосприятия и связанного с ним максимализма через описание детства героев;
• затем поднимается тема искусственного подхода к жизни, создания ее по определенным шаблонам, основанным на высших благородных целях;
• через освещение различных политических и исторических событий (Первой мировой войны, трех революций, гражданской войны) передается развитие “мальчиков и девочек” в “советских людей”;
✓ поднимается проблема экспериментирования судьбами людей, с жизнью во имя благородных целей и идеалов, и это ассоциируется у автора с играми, через которые трактуются и понимаются все исторические события, произошедшие в первой половине XX в. в России.
Художественное своеобразие романа “Доктор Живаго” составляют образы, символы и мотивы, раскрывающие авторский замысел:
✓ мотив “игры в людей”, исследование которой автором можно охарактеризовать так:
• “игра в людей” провоцирует обесценивание личного мнения, пренебрежение человеческой неповторимостью и уникальностью во имя прямолинейно понимаемого равенства и единства;
• проекты такой игры оказываются противопоставлены, враждебны не только духовной жизни, но и всему человеческому существованию;
✓ образ природы, выступающий в качестве поэтического символа, своеобразие которого заключается в следующем:
• экспрессия пейзажей;
• жизненность природы, очень схожая с человеческим существованием;
• наделение природы свойствами чуда, волшебства, но не в фантастическом, а в метафорическом смысле;
• осуществление функции восполнения человеческой души тем смыслом, которого она лишается в суматохе и хаосе эпохи;
• красота и несокрушимость как моральное оправдание жизни.
Вопросы, которые поднимаются и рассматриваются в романе:<\p>
✓ демистифицируется значимость социальной истории и характерных для нее надличностных масштабов и критериев;
✓ высоким эпическим смыслом наделяется обыденное существование человека с его мелкими повседневными делами;
✓ “игре в людей” — искусственному элементу – противостоит простая человеческая жизнь, выступающая как естественное органическое начало;
✓ проблемы, волнующие автора:
• возможно ли переделывание мира даже на основе самых идеальных и благонамеренных проектов;
• можно ли допускать насилие над естественным ходом жизни с целью “улучшить” ее;
• имеет ли смысл рассматривать текущий, настоящий момент жизни не в его непосредственном значении, а как соотнесенный со “светлым будущим” и выступающий предпосылкой этого будущего;
✓ исторические события в России в первой трети XX столетия освещаются в романе как стихийные бедствия, имеющие громадные по своей тяжести последствия;
✓ поднимается вопрос о том, как человек может выстоять в хаосе этой реальности и сохранить свою душу от катастрофы; в этом, по Пастернаку, и суть истории.
3. Образ главного героя романа “Доктор Живаго”
Многими критиками отмечается параллелизм образа главного героя романа — Юрия Живаго — с Иисусом Христом, выражающийся в следующем:
✓ схожесть в первую очередь не образов, а всей истории жизни главного героя с библейской историей Иисуса Христа и с сюжетом Нового завета;
✓ размытость, а не буквальность связи этих образов;
✓ хронологическая маркировка сюжета — соотнесение всех событий не со светским, а с православным календарем;
✓ обилие элементов церковно-славянской лексики, книжно-архаических и литературно-книжных речей и форм;
✓ ориентация на традиции священных книг в поэтике образа и сюжета судьбы главного героя, в частности изначальная заданность судьбы;
✓ парадоксальность параллелизма Юрия Живаго с Иисусом, так как “божественность” героя романа не отделена от земного, а скорее, воплощена в нем.
4. Связь с романом Л. Леонова “Русский лес”
Связь романа “Доктор Живаго” с романом Л. Леонова “Русский лес” (1950—1953) ярко обнаруживается:
✓ полемика с одним и тем же противником — официальной идеологией революционного экстремизма;
✓ общая основа отвержения революционной идеологии, которая заключается в неприятии насилия;
✓ перекличка между мотивами и образами:
• образы “мальчиков и девочек”, которые оказались заражены романтикой революционного разрушения старого и создания нового мира;
• пары антагонистов в романах (Живаго — Стрельников, Вихров — Грацианский), расходящиеся в понимании вечных законов жизни;
• нравственная эпидемия, принесенная революционным экстремизмом;
• противопоставление революционным доктринам с их насилием над человеком и жизнью понятия “чуда жизни”, который оба автора понимают как незыблемую основу существования человека и всей его иерархии духовных ценностей;
• воплощение понятия “чуда жизни” в образах и картинах природы.
Разногласия Пастернака и Леонова как авторов:
✓ у Леонова — природность всех понятий, в том числе народа и нации, их основанность на законе природы;
✓ у Пастернака — со-природность героя с другими людьми, он не исчерпывает себя устроенностью в природе;
✓ у Леонова понятия народа и нации выполняют роль абсолюта, соединяющего отдельных представителей в единое целое;
✓ у Пастернака эту роль выполняет природное начало, причем оно может объединять не только представителей одного народа, но и все человечество, и если это начало не перерастает у людей в личностное, то такой социум теряет свое единство.
5. Место романа “Доктор Живаго” в русской литературе
Роман “Доктор Живаго” тесно связан со многими произведениями русской литературы как XX, так и XIX вв.:
✓ с романом М. Булгакова “Мастер и Маргарита”, что выражено в первую очередь в использовании библейских мотивов;
✓ с традициями экспрессионистской прозы 1920-х и постсимволическим романом 1910-х гг.;
✓ с давней традицией христианской эстетики и художественно-религиозной литературы, которая развивалась в русской литературе следующим образом:
• корни ее лежат в евангельских сказаниях и житиях святых;
• в дальнейшем была выражена в светской литературе в произведениях Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского;
• наиболее ярко в качестве художественной системы проступила в творчестве писателей конца XIX в. (Н. Лескова, П. Мельникова-Печерского), и XX в. (А. Ремизова, Б. Зайцева, И. Шмелева);<\p>
✓ несоответствие типичным признакам и элементам реалистического романа XIX-XX вв., что проявляется в следующих особенностях романа “Доктор Живаго” Пастернака:
• пренебрежение разработкой причинно-следственных мотивировок в движении сюжета;
• антипсихологизм в изображении характеров героев;<\p>
• отказ от манеры объективированного повествования;<\p>
• создание своего собственного реализма в литературе, главным художественным принципом которого является восприятие свойственного современной эпохи хаотического состояния как неоспоримой данности, которую нельзя отрицать, но и не стоит апологизировать, а необходимо в художественном ее выражении сохранять ощущение живого контакта этого хаоса с человеком, и для этого автор обращается к поиску архетипов, в которых стремится увидеть нечто общее для всего человечества.
Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2006
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/pasternak_b_l/analiz_romana_doktor_zhivago_konspekt_lekcii/72-1-0-2257