35)Конфликт в романе Сартра «Тошнота»
35)Конфликт
в романе Сартра «Тошнота»
Жан-Поль
Сартр (1905-1980) приобрел известность после
публикации романа «Тошнота» (1938). До
этого времени он изучал и преподавал
философию, публиковал первые свои
философские работы – и усиленно трудился
над романом, считая это занятие главным
для себя.
Сартровский
роман “Тошнота” стал своего рода
образцом и символом экзистенциалистской
литературы. Он написан в форме дневника,
якобы принадлежавшего историку Антуану
Рокантену, который приехал в приморский
городок, в библиотеку, где хранился
архив французского вельможи конца XVIII
– начала XIX в.
Жизнь и судьба маркиза де
Рольбона поначалу заинтересовали
Рокантена. Но вскоре авантюрные
приключения маркиза (кстати, по
историческому сюжету он бывал в России
и даже участвовал в заговоре против
Павла I) перестают интересовать Рокантена.
Он пишет дневник – со смутной надеждой
разобраться в обуревающих его тревожных
мыслях и ощущениях.
Рокантен уверен : в
его жизни произошло радикальное
изменение. Ему еще неясно, в чем оно
состоит. И он решает, что будет описывать
и исследовать состояния мира, разумеется,
как они даны, преобразованы его, Рокантена,
сознанием, а еще более сами эти состояния
сознания. По смыслу здесь есть родство
с гуссерлевскими феноменами.
Но если
Гуссерль
выделяет, описывает феномены сознания,
чтобы зафиксировать их безличные
всеобщие структуры, то Сартр – в духе
Ясперса, Хайдеггера, Марселя – использует
описание феноменов сознания для анализа
таких экзистенциальных состояний как
одиночество, страх, отчаяние, отвращение
и других поистине трагических мироощущений
личности.
Поначалу они фиксируются под
единым сартровским экзистенциальным
символом. Это ТОШНОТА,
причем тошнота скорее не в буквальном,
а именно в экзистенциальном смысле.<\p>
Смысл
философский приобретает существование
Антуана Рокантена, обыкновенное
существование обыкновенного, первого
встречного человека.
Состояние тошноты
обозначает появление такого смысла,
знаменует начало превращения «просто
человека» в экзистенциалистского героя.
Для
этого не нужны идеи и чрезвычайные
происшествия — нужно, например, не
отрываясь смотреть на пивную кружку,
что и делает Рокантен. Он внезапно
обнаружи-вает, что мир «есть», что он
«вне». «Повсюду вещи», в романе
осуществляется натуралистическая
каталогизация наличного существования
(«этот стол, улица, люди, моя пачка табака»
и т.п.).
Рокантен
избегает рассматривать кружку, ибо
испытывает непонятное беспокойство,
испытывает страх, испытывает тошноту.
Рокантен «подавился» вещами, очевидность
их существования наваливается на него
невыносимой тяжестью.
Существовать —
значит сознавать, сознавать наличие
вещей и присутствие собственного
сознания, которое обретает себя в этом
интенциональном акте.
Роман написан в
форме дневника, пространство книги —
пространство данного сознания, ибо все
«в перспективе сознания», все возникает
в процессе осознания.
Тошнота
возникает от того, что вещи «есть» и что
они не есть «я». И одновременно оттого,
что «я» не есть вещь, оно «ничто».
Существование предшествует сущности,
сознание «нигилирует» вещи, их
преодолевает, без чего оно и не может
быть собой. Рокантен улавливает и «бытие»
и «ничто», улавливает отсутствие смысла,
т. е.
абсурдность существования. Отсутствие
смысла влечет за собой неоправданность,
все начинает Рокантену казаться
«излишним»; обычные вещи преобразуются,
становятся неузнаваемыми, пугающими.
Бога не стало — воцарилась случайность
(Сартр задумывал роман о случайности),
может реализоваться любая сюрреалистическая
причуда.
Осознание
абсурдности создает условия для
противопоставления сознания миру вещей,
так как сознание — это «ничто», постоянный
свободный выбор.
Сознание — это и есть
свобода, тот тяжкий крест, который
взваливает на себя герой абсурдного
мира.
Свобода и одиночество: Рокантен
рвет все связи, расстается с любимой
женщиной, оставляет занятия историей,
покидает мир обывателей, которые не
живут, а «ломают комедию».
Эта
филиппика против вещей – не просто
описание состояний болезненного
сознания, в чем Сартр был великий мастер,
с потрясающей силой изображая разнообразные
оттенки смятения разума и чувств
одинокого, отчаявшегося человека.
Здесь
– корни той части сартровских онтологии,
гносеологии, психологии, концепции
общества и культуры, где зависимость
человека от первой и второй (т.е.
видоизмененной самим человечеством)
природы изображается в самом трагическом,
негативном свет Бунтом
против вещей – а заодно и против
благостно-поэтических изображения
природы вне человека – дело не заканчивается.
“Тошнота” и другие произведения
Сартра содержат выразительный, талантливо
исполненный обвинительный акт против
природных потребностей, побуждений
человека, его тела, которые в сартровских
произведениях часто предстают в самом
неприглядном, животном виде.
Не
лучше обстоит дело и с миром человеческих
мыслей. “Мысли – вот от чего особенно
муторно… Они еще хуже, чем плоть. Тянутся,
тянутся без конца, оставляя какой-то
странный привкус”.
Мучительное
размежевание Рокантена с собственными
мыслями по существу переходит в обвинение
против декартовского cogito, которое
выписано как ощущение всяким человеком
неразрывности “я мыслю” и “я
существую”, оборачивающееся, однако,
еще одним глубоким болезненным надрывом.
Сартр
употребляет все усилия своего блестящего
таланта, чтобы показать, что движение
рассуждения от “я мыслю” к “я
существую”, да и вообще процессы
мышления могут стать настоящим мучением,
от которого человеку невозможно
избавиться. В “Тошноте” и других
произведениях Сартр
подобным же образом испытывает на
прочность глубоко впитавшиеся в
европейскую культуру ценности – любовь,
в том числе любовь к ближнему, общение
и общительность.
Даже святые, на первый взгляд, отношения
детей и родителей, любящих мужчины и
женщины Сартр препарирует поистине
безжалостно, выставляя на свет божий
те скрытые механизмы соперничества,
вражды, измены, на которые сторонники
романтизации этих отношений предпочитают
не обращать внимания.<\p>
Источник: https://StudFiles.net/preview/3495511/
Творчество Ж.-П. Сартра. Роман «Тошнота» – развернутый философско-художественный манифест атеистического экзистенциализма
На формирование философских взглядов Сартра оказала влияние философия немецкого экзистенциализма – философия Гуссерля и Хайдеггера. Основные категории философии Сартра изложены им в книге «Бытие и ничто» (1943). «Бытие и ничто» – труд о свободе, по словам писателя.
«Бытие и ничто» является итогом десятилетних размышлений Ж.-П. Сартра на поприще философии и литературы. Отличие этого произведения от труда классической философии определяется особенностями экзистенциализма, которому присущ лирически-исповедальный характер. Афористичность, отсутствие логически завершенной системы. В экзистенциализме стирается грань между философией и литературой.
Композиция «Бытия и ничто» определяется понятиями, которые стали ключевыми: первая часть – понятие «ничто», вторая – «Для себя», третья «Для другого» и четвертая – «Свобода». Сартру была созвучна идея интенциональности, согласно которой «сознание есть всегда осознание чего-то». Сознание направлено. Это значит, что объекты есть, они существуют, но они не есть сознание.
Это и есть «Бытие-для-себя». С другой стороны, это означает, что сознание – это отрицание, утверждающее себя как отличие от объекта, т.е. «ничто». «Ничто», по Сартру, не существует вне бытия. «Ничто» – сама сущность бытия. В основе познания – отрицание; понятие объекта выводится из его отличия от сознания.
С помощью отрицания «для-себя» утверждает свое отличие от вещи и определяет познание как «способ бытия».
Роман «Тошнота» (1938) – первое крупное произведение Ж.-П. Сартра, в котором нашли адекватное выражение его философские идеи. Сартр выбирает для повествования форму дневника как наиболее подходящую для фиксации переживаний Антуана Рокантена, рождаемых из соприкосновений с внешним миром.
Однако писателя интересует не погружение во внутренний мир героя, не традиционное постижение субъективности, а экзистенциальное постижение сути бытия, сущности и предназначения человека. Художественное пространство романа – это пространство экзистенциального сознания героя, в котором история Рокантена приобретает черты философского иносказания.
<\p>
Рокантен – воплощение осознания бытия, т.е. свободы выбора. Роман лишен каких-либо исключительных событий, динамики действия. В фокус восприятия героя попадают лишь вещи обыденные. В соответствии с феноменологической концепцией мира Сартр создал реальность как совокупность навязчивых, давящих своей зримостью предметов, используя принцип натуралистического искусства.
Основные истины феноменологии возникают в натуралистической каталогизации вещей: этот стол, улица, пивная кружка и т.д. Истина в философии Сартра конкретна. Все происходит в сознании Рокантена. Он, не отрываясь смотрит на пивную кружку и вдруг обнаруживает враждебность мира: мир есть, «он вовне».
Это «прозрение» сопровождается ощущением «тошноты» как физиологического знака «отчуждения». Собственное тело Антуан тоже воспринимает как мир вещей. Он с удивлением рассматривает собственное отражение в зеркале как отражение постороннего человека.
Кульминацией феноменологического отчуждения можно считать описание Рокантеном собственной руки, которая отчуждена от «я», живет своей жизнью. Одновременно фиксируется бытие сознания, осознающего существование тела «самого по себе», а также то, что сознание тоже «раскручивается» без остановки, т.к. существовать значит сознавать, а сознавать значит осознавать наличие вещей.
Это означает, в философии Сартра, что сознание – это отрицание, утверждающее себя как отличие от объекта, т.е. Ничто. Ничто – сама сущность бытия. «Прозрение» этой истины сопровождается у Рокантена ощущением «тошноты», отвращением к существованию. Происходит причудливая трансформация реального мира в сознании Рокантена.
Обычные вещи разрастаются до непристойности избыточности, становятся пугающими, неузнаваемыми. Когда Рокантена тошнит, скамейка может показаться животным, на лице может появиться третий глаз, язык стать сороконожкой. Такое гротескное обнажение натуральности вещей призвано вскрыть абсурдность реальности. Из этого следует вывод, что установленные обществом классификации несостоятельны.
Люди воспринимаются Антуаном тоже как вещи, как «другие».
Поэтому картина бувильских нравов, с их царством мертвых ритуалов, мельтешением безликой массы, воссозданная в лучших традициях классического реализма (флоберовского «мира плесени») воспринимается не как коллективный портрет бувильских обывателей, а как мир овеществленных сущностей, как аналогия хайдеггеровского «man”. Повседневное существование воспринимается Рокантеном как спектакль, где все играют заранее заданные роли.
В разряд «прописных истин» попадает и традиционное познание. Это идея воплощена в фигуре Автодидактика, изучающего книжную премудрость «по алфавиту».
Фигура самоучки – ироническая парафраза знания, исследующего общие закономерности в мире смыслоутраты. По той же причине Рокантен расстается со своим единственным занятием – изучением истории. Кропотливое исследование жизни маркиза де Ронболя теряет смысл: ведь Антуан не может собрать в связную картину даже факты собственной жизни.
Рокантен рвет все связи с миром «других». В этот разряд попадает и его единственный близкий человек – Анни. «Другой» принадлежит миру “враждебных” феноменов, поэтому единство с «другими» невозможно. Любовь, в философии Сартра, тоже попадает в разряд прописных истин и этикеток.
Герой Сартра обречен на свободу. Свобода – это тяжкий крест одиночества и отчужденности. Только искусство, считает Сартр, способно поднять Рокантена над тошнотворными провалами в бездну абсурда. Мелодия песни, которую слышит Антуан, пробуждает в нем надежду на оправдание собственного существования с помощью искусства.
Источник: https://students-library.com/library/read/43787-tvorcestvo-z-p-sartra-roman-tosnota-razvernutyj-filosofsko-hudozestvennyj-manifest-ateisticeskogo-ekzistencializma
Экзистенциальная «Тошнота» Жана-Поля Сартра
Источник: канал @cultpop
С философами особенно сложно совладать — они так замороченно транслируют блоки идей, что временами голова идёт кругом. Иногда кажется, что на самом деле они хотят ещё больше нас запутать. Но совсем скоро мы узнаем, что всё совсем не так…
А как всё — мы не знаем и не узнаем никогда!<\p>
Сегодня наш глубоко субъективный художественный текст посвящён роману-манифесту знаменитого философа-экзистенциалиста Жана-Поля Сартра «Тошнота» . Скорее всего, Сартра бы это не обрадовало, потому как, по Сартру, никто, кроме самого Сартра, не может знать ничего о Сартре и его произведениях. И наши поиски смысла бесполезны.
Но мы понадеемся, что они и безвредны, и всё-таки поищем.
Среди основоположивших экзистенциализм философов Сартр в самых первых рядах. Он максимально «раскрутил» экзистенциальную теорию, разложил всё по полкам, причём каждое утверждение не просто пропустил через себя, а даже и прожил. Легче от этого лично ему не стало, зато у кого-то глаза открылись пошире…
Философские поиски Сартра принесли плоды в виде множества произведений, которые с восторгом приняла публика. «Тошнота», в частности, и сделала его знаменитым. У писателя были тучи фанатов, но его это не трогало.
Признание, впрочем, тоже — он как-то даже отказался от Нобелевской премии…<\p>
Вообще, похоже, вынашивание и проживание идей не принесло ему ни счастья, ни удовлетворения.
И даже перед смертью философ сокрушался:
“Мои сочинения неудачны. Я не сказал ни всего, что хотел, ни так, как я этого хотел”…
Давайте попробуем разобраться, действительно ли всё так печально, через одно из наиболее известных (и, по мнению многих критиков, самых удачных) произведений Жана-Поля Сартра — роман «Тошнота».
Первоначально философ назвал свой труд «Меланхолия». Меланхолия, говорит Википедия, — «хандра, мрачное помешательство», и в романе это основное средство, с помощью которого автор доносит некую сюрреалистическую и парадоксальную концепцию.
Тошнота же как метафора включает в себя меланхолию, и генерирует разнообразные ощущения, поэтому на интуитивном и чувственном уровне (по идее) должна быть понятнее читателю.
Сам герой говорит о ней:<\p>«Так вот что такое Тошнота, значит, она и есть эта бьющая в глаза очевидность? А я-то ломал себе голову! И писал о ней невесть что!»
Роман считается манифестом экзистенциализма — и действительно, он чудесно (хотя и мрачновато) иллюстрирует эту концепцию.
<\p>
Кстати, одним из первых на книгу после публикации откликнулся другой хорошо известный нам писатель-экзистенциалист — Альбер Камю, излив на неё ушат критики. Он признал талант Сартра, но возмутился его методом и идеями:<\p>
Так это или нет — вопрос философский.
Автор заложил в роман экзистенциальный мотив: «Человек обречен быть свободным, куда бы эта свобода его ни завела». Сартр отрицает бога, он говорит, что человек свободен по своей сути — и одновременно пленник этой свободы.
Оправдываться человек должен только перед самим собой — и это накладывает на него фантастическую ответственность (поэтому он «несёт на своих плечах всю тяжесть мироздания»). Отрицается и судьба, и предопределённость: свобода первичнее всего, значит, человек может выбирать сам, как ему жить, и кто он.
Никто не обязан соответствовать тому образу, к которому его подталкивает воспитание, общество и его вездесущее мнение. Вот, например, как герой «раскатывает» семейный уклад (довольно тяжелая «пощёчина» всему социальному устройству):
«Да они всю жизнь прозябали в отупелом полусне, от нетерпения женились с бухты-барахты, наудачу мастерили детей[…] И вот к сорока годам они нарекают опытом свои мелкие пристрастия и небольшой набор пословиц и начинают действовать, как торговые автоматы: сунешь монетку в левую щёлку — вот тебе два-три примера из жизни в упаковке из серебряной фольги, сунешь монетку в правую щёлку — получай ценные советы, вязнущие в зубах, как ириски… к сорока годам их распирает опыт, который они не могут сбыть на сторону. По счастью, они наплодили детей, их-то они и заставляют потреблять этот опыт, не сходя с места. Они хотели бы внушить нам, что их прошлое не пропало даром, что их воспоминания потихоньку сгустились, обратившись в Мудрость».
Антуан Рокантен в «Тошноте», осознавая эти идеи, оказывается в моральном параличе.
Другой важный слой в романе «Тошнота» — переосмысление природы вещей, отношения к вещам, явлениям, понятиям. Суть идеи в том, что в природе не существует объективной информации. Любая информация — лишь отражение того, кто её передает.
Каждое понятие — лишь слово, которое придумал человек, а что за ним стоит на самом деле, неизвестно! Эту идею иллюстрирует постепенно искажающееся восприятие героем романа окружающего мира.
Например, Антуан задумывается о скамейке в трамвае: точно ли это именно скамейка, вдруг это мёртвый осёл?.. (И тут мы почувствовали тревогу)
Получается, что мы не можем верить ни научным, ни историческим исследованиям, ведь их делали люди, каждый из которых фиксировал собственное восприятие чего бы то ни было — явления, человека, события… Всё, что у нас есть — множество художественных текстов, ни один из которых не имеет отношения к истине. Да и истины никакой не существует. Тут-то и появляется знаменитое:
«Я не мыслю, стало быть, я — усы».
Почему бы, собственно, и нет?<\p>
Раз мир непознаваем, и все наши знания изначально кем-то навязаны, значит, человек свободен поступать с этой информацией так, как ему заблагорассудится. Такому смелому образу мыслей и действий нас никто не учил, – значит, пробовать страшно, и мало кто осмелится.<\p>
Но герой «Тошноты» как раз это и делает, медленно, но верно.
<\p>
В начале романа Рокантен пишет биографию маркиза де Рольбоне, затем понимает, что любой другой человек также непознаваем и свободен, как и он сам. Осознав, что никто не в состоянии понять другого, он прекращает работу над биографией.
В финале же романа герой приходит к тому, что хоть он не может создать именно биографию, но может (и даже должен) сотворить свой «художественный текст». Придумать историю, которая «должна быть прекрасной и твёрдой как сталь, такой, чтобы люди устыдились своего существования».
<\p>
Именно творчество Сартр считает единственным выходом из «Тошноты» жизни в искусственных рамках, единственным оправданием и смыслом человеческого существования, единственной возможностью для человека в нём смысл отыскать. А творчество — это вам не копипаста, а с нуля создаваемое художественное произведение.
Впрочем, и оно здесь больше метафора, чем может показаться: этот «художественный текст» воспринимается героем как попытка «перетолковать мир на свой лад» (цитата не Сартра, а Гёте, но подходит). И, только намучившись со своим творением, можно стать кем-то и запечатлеть себя в мире.
Роман действительно взрывает мировосприятие, даже и сейчас. И странное дело: вроде и мыслей много правильных, и выглядит всё логично, но преследует привкус «безнадёги».
Возможно, философ, несмотря на кажущуюся пластичность и гибкость идей, слишком абсолютизировал их — причём, что особенно любопытно, как бы вопреки самому себе. Абсолютных истин не существует, а концепция Сартра очень уж неумолима со своим единственным вариантом «спасения»…
Но истину ведал только сам великий экзистенциалист, мы лишь транслировали собственную интерпретацию его слов.<\p>
Художественный текст, не более — ну, вы поняли.
Чтобы осознать и хоть как-то пропустить все эти сложные нагромождения сартровских смыслов через себя, придётся попотеть. Но если воспринимать «Тошноту» именно как иллюстрацию к его утверждениям или как справочник по вопросам «о смысле жизни и вообще», будет уже сильно проще — или сложнее. Но в любом случае формулировки у Сартра гениальные.
А в конечном итоге ничто не важно, кроме вашего личного «художественного текста», созданного с нуля.
Источник: https://www.livelib.ru/articles/post/31570-ekzistentsialnaya-toshnota-zhanapolya-sartra
Сартр Ж.П. Тошнота. Краткое содержание – сочинение
Сочинение на тему : Сартр Ж.П. Произведение “Тошнота”
Роман построен по принципу дневниковых записей главного героя Антуана Рокантена, объездившего Центральную Европу, Северную Африку, Дальний Восток и уже три года как обосновавшегося в городе Бувиле, чтобы завершить свои исторические изыскания, посвященные маркизу де Рольбону, жившему в XVIII в.
В начале января 1932 г. Антуан Рокантен вдруг начинает ощущать в себе изменения. Его захлестывает некое неведомое до сих пор ощущение, похожее на легкий приступ безумия. Впервые оно охватывает его на берегу моря, когда он собирается бросить в воду гальку. Камень кажется ему чужеродным, но живым.
Все предметы, на которых герой задерживает взгляд, кажутся ему живущими собственной жизнью, навязчивыми и таящими опасность.
Это состояние часто мешает Рокантену работать над его историческим трудом о маркизе де Рольбоне, который был видной фигурой при дворе королевы Марии Антуанетты, единственным наперсником герцогини Ангулемской, побывал в РФ и, по всей видимости, приложил руку к убийству Павла I.
Десять лет назад, когда Рокантен только узнал о маркизе, он в него в буквальном смысле влюбился и после многолетних путешествий почти по всему земному шару три года назад решил обосноваться в Бувиле, где в городской библиотеке собран богатейший архив: письма маркиза, часть его дневника, разного рода документы. Однако с недавних пор он начинает ощущать, что маркиз де Рольбон ему смертельно надоел. Правда, на взгляд Рокантена, маркиз де Рольбон является единственным оправданием его собственного бессмысленного существования.
Все чаще и чаще его настигает то новое для него состояние, которому больше всего подходит название “тошнота”. Она накатывает на Рокантена приступами, и все меньше и меньше остается мест, где он может от нее скрыться. Даже в кафе, куда он часто ходит, среди людей ему не удается от нее спрятаться.
Он просит официантку поставить пластинку с его любимой песней “Some of these days”. Музыка ширится, нарастает, заполняет зал своей металлической прозрачностью, и Тошнота исчезает.Музыка ширится, нарастает, заполняет зал своей металлической прозрачностью, и Тошнота исчезает. Рокантен счастлив.
Он размышляет о том, каких вершин смог бы ��н достичь, если бы тканью мелодии стала его собственная жизнь.
Рокантен часто вспоминает о своей возлюбленной Анни, с которой расстался шесть лет назад. После нескольких лет молчания он вдруг получает от нее письмо, в котором Анни пишет, что через несколько дней будет проездом в Париже, и ей нужно с ним увидеться.
В письме нет ни обращения, например “дорогой Антуан”, ни обычного вежливого прощания. Он узнает в этом её любовь к совершенству. Она вечно стремилась воплощать “совершенные мгновения”. Некие мгновения в её глазах обладали скрытым смыслом, который надо было “вылущить” из него и довести до совершенства.
Но Рокантен вечно попадал впросак, и в эти минуты Анни его ненавидела. Когда они были совместно, все три года, они не позволяли ни единому мгновению, будь то моменты горести или счастья, отделиться от них и стать минувшими. Они все удерживали в себе.
Вероятно, и расстались они по обоюдному согласию из-за того, что груз тот самый стал слишком тяжел.
В дневные часы Антуан Рокантен часто работает в читальном зале бувильской библиотеки. В 1930 г. там же он познакомился с неким Ожье П., канцелярским служащим, которому дал прозвище Самоучка, потому что тот проводил в библиотеке все свое свободное час и штудировал все имеющиеся в этом месте книги в алфавитном порядке.
Этот Самоучка приглашает Рокантена пообедать с ним, потому что, судя по всему, собирается поведать ему нечто очень важное. Перед закрытием библиотеки на Рокантена ещё накатывает Тошнота.
Он выходит на улицу в надежде, ��то свежий воздух поможет ему от нее отделаться, смотрит на мир, все предметы кажутся ему какими-то зыбкими, словно обессилевшими, он ощущает, что над городом нависла угроза.
Насколько хрупкими кажутся ему все существующие в мире преграды! За одну ночь мир может измениться до неузнаваемости, и не делает этого только потому, что ему лень. Однако в в данный момент у мира такой вид, будто он хочет стать другим. А в этом случае может случиться все, абсолютно все.
А в этом случае может случиться все, абсолютно все. Рокантену чудится, как из маленького прыщика на щеке ребенка вылупляется третий, насмешливый око, как язык во рту превращается в чудовищную сороконожку. Рокантену страшно. Приступы ужаса накатывают на него и в своей комнате, и в городском саду, и в кафе, и на берегу моря.
Рокантен идет в музей, где висят портреты известных всему миру мужей. Там он ощущает свою посредственность, необоснованность своего существования, понимает, что уже не напишет книги о Рольбоне. Он просто не может больше писать.
Перед ним вдруг встает вопрос, куда же ему девать свою жизнь? Маркиз де Рольбон был его союзником, он нуждался в Рокантене, чтобы существовать, Рокантен — в нем, чтобы не чувствовать своего существования. Он переставал примечать, что сам существует; он существовал в обличье маркиза.
А теперь эта накатившаяся на него Тошнота и стала его существованием, от которого он не может отделаться, которое он принужден влачить.
В среду Рокантен идет с Самоучкой в кафе обедать в надежде, что на час сумеет отделаться от Тошноты. Самоучка рассказывает ему о своем понимании жизни и спорит с Рокантеном, уверяющим его в том, что в существовании нет ни малейшего смысла.
Самоучка считает себя гуманистом и уверяет, что смысл жизни — это любовь к людям. Он рассказывает о том, как, будучи военнопленным, однажды в лагере попал в барак, битком набитый мужчинами, как на него снизошла “любовь” к этим людям, ему хотелось их всех обнять.
И каждый раз, попадая в тот самый барак, более того когда он был пустым, Самоучка испытывал невыразимый экстаз.
Он прямо путает идеалы гуманизма с ощущениями гомосексуального характера, Рокантена ещё захлестывает Тошнота, своим поведением он более того пугает Самоучку и остальных посетителей кафе. Весьма неделикатно откланявшись, он спешит выкарабкаться на улицу.
Вскоре в библиотеке происходит скандал.
Один из служителей библиотеки, давнехонько следящий за Самоучкой, подлавливает его, когда тот сидит в обществе двух мальчуганов и гладит одного из них по руке, обвиняет его в низости, в том, что он пристает к детям, и, дав ему в нос кулаком, с позором выгоняет из библиотеки, грозя начать полицию.
Один из служителей библиотеки, давнехонько следящий за Самоучкой, подлавливает его, когда тот сидит в обществе двух мальчуганов и гладит одного из них по руке, обвиняет его в низости, в том, что он пристает к детям, и, дав ему в нос кулаком, с позором выгоняет из библиотеки, грозя начать полицию.
В субботу Рокантен приезжает в Париж и встречается с Анни. За шесть лет Анни очень пополнела, у нее усталый вид. Она изменилась не только по виду, но и внутренне. Она больше не одержима “совершенными мгновениями”, потому что поняла, что вечно найдется кто-то, кто их испортит.
Раньше она считала, что существуют некие эмоции, состояния: Любовь, Ненависть, Смерть, которые порождают “выигрышные ситуации” — строительный материал для “совершенных мгновений”, а теперь поняла, что эти чувства находятся внутри нее.
Теперь она вспоминает события своей жизни и выстраивает их, кое-что подправляя, в цепочку “совершенных мгновений”. Однако сама она не живет в настоящем, считает себя “живым мертвецом”.
Надежды Рокантена на возобновление отношений с Анни рушатся, она уезжает в Лондон с мужчиной, у которого пребывает на содержании, а Рокантен намерен насовсем переселиться в Париж. Его все ещё терзает ощущение абсурдности своего существования, сознание того, что он “лишний”.
Заехав в Бувиль, чтобы собрать вещи и расплатиться за гостиницу, Рокантен заходит в кафе, где прежде проводил немало времени. Его любимая песня, которую он просит поставить ему на прощание, заставляет его помыслить о её авторе, о певице, которая её исполняет. Он испытывает к ним глубокую нежность. На него словно бы находит озарение, и он видит способ, который поможет ему примириться с собой, со своим существованием. Он решает написать роман. Если хоть кто-нибудь в целом мире, прочитав его, вот так же, с нежностью, подумает о его авторе, Антуан Рокантен будет счастлив<\p>
Источник: https://www.getsoch.net/sartr-zh-p-toshnota-kratkoe-soderzhanie-sochinenie/
Ркзистенциальная отчужденность» РІ романе Р–.-Рџ. Сартра «Тошнота»
«Тошнота» — 1938 роман французского философа, писателя и эссеиста Жан-Поля Сартра, самое известное из его художественных произведений,.
РРљР—Р�СТЕНЦР�РђР›Р�Р—Рњ (лат. exsistentia – существование), философское Рё литературное течение РІ Западной Европе РІ РіРѕРґС‹ 2-Р№ РјРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅС‹ Рё после неё.
Философия экзистенциализма: чел сам определяет своё существование: человек предоставлен самому себе, только он решает, что ему делать, и только он отвечает за свои действия.
РРєРёСЃС‚-Р·Рј РІ литературе предполагает анализ поведения человека РІ кризисных ситуациях, РєРѕРіРґР° ответственность Р·Р° СЃРІРѕРё действия проявляется наиболее СЏСЂРєРѕ.
Одна из главных тем экз в литературе – утрата смысла жизни, изношенность духовных ценностей, которые уже ни для кого не ценны, кризис мировоззрения. Так, главный герой романа Ж. П.
Сартра «Тошнота» Антуан Рокантен перестаёт воспринимать окружающий его мир как нормальный, все предметы кажутся ему липкой и вязкой массой, вызывающей отвращение.
Всепоглощающее одиночество человека, его ничем не ограниченная свобода приводят к вседозволенности и, в конечном итоге, к смерти.
Темы романа:человеческая судьба, хаос и абсурд человеческой жизни, чувства страха, отчаяния, безысходности.
С подчёркивает значение свободы, трудности, которые она привносит в существование, и шансы, позволяющие их преодолеть.
Протагонист романа пытается найти �стину, он хочет понять окружающий его мир. Абсурд, прежде всего, понимается как осознание бессмысленности и иррациональности жизни.
Герою романа неожиданно открывается омерзительная картина обнажённого бытия, лишённого покровов, которыми обычно скрыты воспринимаемые вещи.
Роман предстаёт перед читателем в виде дневника некого Антуана Рокантена. Цель дневника — «докопаться до сути».
Антуана гложет какая-то перемена, приключившаяся с ним, в ней он и хочет разобраться. Периодически на героя находит тошнота, или, точнее, Тошнота.
«Так вот что такое Тошнота, значит, она и есть эта бьющая в глаза очевидность? А я-то ломал себе голову!».
На него вдруг наваливается окружение — образы разлагающихся, по его мнению, людей, тяжелеющий воздух, цвет стены — всё, что угодно.
Герой практически не общается с людьми, и сильно страдает от этого, от невозможности высказаться хоть кому-нибудь. От этого его жизнь становится ещё сложнее и ещё запутаннее.
Но при этом Антуан не ищет человеческого общества, наоборот, он намеренно избегает его, можно сказать, храня своё одиночество, упиваясь им.
В этом можно увидеть один из парадоксов романа: герой страдает от одиночества, но он не хочет его нарушать. �ногда он видит в толпе таких же, как он, «понимающих», однако, «помочь мы ничем друг другу не можем.
Люди семейные сидят по домам среди своих воспоминаний. А мы, два беспамятных обломка, — здесь»
«Тошнота Рокантена, которая сопровождает его на поверхности одиночества и напоминает ему о самом себе и окружающем мире — это тоже предвестие погружения во мрак одиночества, в его глубину, в ничто.
Одиночество и свобода, которые выбирает герой, также становится его мучителем.
Когда Антуан наблюдает за людьми, гуляющими по площади в воскресный день, он знает, что завтра они пойдут на работу, по своим делам.
У Антуана же нет графика или расписания. «Человек обречён на свободу»— считает Сартр-философ.
Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 766 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге:
Р’РѕРїСЂРѕСЃ в„– 1. Модернизм РІ литературе XX века. Концепция, культурно-исторические истоки, представители. | Р’РѕРїСЂРѕСЃ в„– 2. Р�скусство авангарда первой половины XX века. Основные течения Рё РёС… концепции, представители. | Сюрреализм: принципы, авторы, живопись Рё кинематограф. | Рђ.Бретон “Первый манифест сюрреализма” 1924 | Потерянное поколение»: РєСЂСѓРі авторов Рё основные произведения… | Своеобразие поэтики романа Р“. Гессе «Степной волк». Особенности композиции. Образ «магического театра» РІ романе. | Своеобразие конфликта РІ романе РЈ. Фолкнера «Шум Рё ярость». Особенности повествования Рё стиля автора. Система персонажей. | Творчество Р.Рњ. Ремарка Рё «потерянное поколение». Анализ романа (РЅР° выбор). | Р’РѕРїСЂРѕСЃ 28 Структура, мотивы Рё образный СЂСЏРґ РїРѕСЌРјС‹ Рў. Рлиота «Бесплодная земля». | Рсхатологические мотивы РІ РїРѕСЌРјРµ Рў. Рлиота «Бесплодная земля». Реализация легенды Рѕ РЎРІ. Граале. Неоднозначность финала. |
mybiblioteka.su – 2015-2019 РіРѕРґ. (0.004 сек.)
Источник: https://mybiblioteka.su/5-97516.html
Тошнота
Роман построен по принципу дневниковых записей главного героя Антуана Рокантена, объездившего Центральную Европу, Северную Африку, Дальний Восток и уже три года как обосновавшегося в городе Бувиле, чтобы завершить свои исторические изыскания, посвящённые маркизу де Рольбону, жившему в XVIII в.
https://www.youtube.com/watch?v=UbzLMwkK09I
В начале января 1932 г. Антуан Рокантен вдруг начинает ощущать в себе изменения. Его захлёстывает некое неведомое до сих пор ощущение, похожее на лёгкий приступ безумия. Впервые оно охватывает его на берегу моря, когда он собирается бросить в воду гальку. Камень кажется ему чужеродным, но живым.
Все предметы, на которых герой задерживает взгляд, кажутся ему живущими собственной жизнью, навязчивыми и таящими опасность.
Это состояние часто мешает Рокантену работать над его историческим трудом о маркизе де Рольбоне, который был видной фигурой при дворе королевы Марии Антуанетты, единственным наперсником герцогини Ангулемской, побывал в России и, по всей видимости, приложил руку к убийству Павла I.
Продолжение после рекламы:
Десять лет назад, когда Рокантен только узнал о маркизе, он в него в буквальном смысле влюбился и после многолетних путешествий почти по всему земному шару три года назад решил обосноваться в Бувиле, где в городской библиотеке собран богатейший архив: письма маркиза, часть его дневника, разного рода документы. Однако с недавних пор он начинает ощущать, что маркиз де Рольбон ему смертельно надоел. Правда, на взгляд Рокантена, маркиз де Рольбон является единственным оправданием его собственного бессмысленного существования.
Все чаще и чаще его настигает то новое для него состояние, которому больше всего подходит название «тошнота». Она накатывает на Рокантена приступами, и все меньше и меньше остаётся мест, где он может от неё скрыться. Даже в кафе, куда он часто ходит, среди людей ему не удаётся от неё спрятаться.
Он просит официантку поставить пластинку с его любимой песней «Some of these days». Музыка ширится, нарастает, заполняет зал своей металлической прозрачностью, и Тошнота исчезает. Рокантен счастлив.
Он размышляет о том, каких вершин смог бы он достичь, если бы тканью мелодии стала его собственная жизнь.
Рокантен часто вспоминает о своей возлюбленной Анни, с которой расстался шесть лет назад. После нескольких лет молчания он вдруг получает от неё письмо, в котором Анни сообщает, что через несколько дней будет проездом в Париже, и ей необходимо с ним увидеться.
В письме нет ни обращения, например «дорогой Антуан», ни обычного вежливого прощания. Он узнает в этом её любовь к совершенству. Она всегда стремилась воплощать «совершенные мгновения». Некие мгновения в её глазах обладали скрытым смыслом, который надо было «вылущить» из него и довести до совершенства.
Но Рокантен всегда попадал впросак, и в эти минуты Анни его ненавидела. Когда они были вместе, все три года, они не позволяли ни единому мгновению, будь то моменты горести или счастья, отделиться от них и стать минувшими. Они все удерживали в себе.
Вероятно, и расстались они по обоюдному согласию из-за того, что груз этот стал слишком тяжёл.
Брифли бесплатен благодаря рекламе:
В дневные часы Антуан Рокантен часто работает в читальном зале бувильской библиотеки. В 1930 г. там же он познакомился с неким Ожье П., канцелярским служащим, которому дал прозвище Самоучка, потому что тот проводил в библиотеке все своё свободное время и штудировал все имеющиеся здесь книги в алфавитном порядке.
Этот Самоучка приглашает Рокантена пообедать с ним, ибо, судя по всему, собирается поведать ему нечто очень важное. Перед закрытием библиотеки на Рокантена вновь накатывает Тошнота.
Он выходит на улицу в надежде, что свежий воздух поможет ему от неё избавиться, смотрит на мир, все предметы кажутся ему какими-то зыбкими, словно обессилевшими, он ощущает, что над городом нависла угроза.
Насколько хрупкими кажутся ему все существующие в мире преграды! За одну ночь мир может измениться до неузнаваемости, и не делает этого только потому, что ему лень. Однако в данный момент у мира такой вид, будто он хочет стать другим. А в этом случае может случиться все, абсолютно все.
Рокантену чудится, как из маленького прыщика на щеке ребёнка вылупляется третий, насмешливый глаз, как язык во рту превращается в чудовищную сороконожку. Рокантену страшно. Приступы ужаса накатывают на него и в своей комнате, и в городском саду, и в кафе, и на берегу моря.
Рокантен идёт в музей, где висят портреты известных всему миру мужей. Там он ощущает свою посредственность, необоснованность своего существования, понимает, что уже не напишет книги о Рольбоне. Он просто не может больше писать.
Перед ним внезапно встаёт вопрос, куда же ему девать свою жизнь? Маркиз де Рольбон был его союзником, он нуждался в Рокантене, чтобы существовать, Рокантен — в нем, чтобы не чувствовать своего существования. Он переставал замечать, что сам существует; он существовал в обличье маркиза.
А теперь эта накатившаяся на него Тошнота и стала его существованием, от которого он не может избавиться, которое он принуждён влачить.
В среду Рокантен идёт с Самоучкой в кафе обедать в надежде, что на время сумеет избавиться от Тошноты. Самоучка рассказывает ему о своём понимании жизни и спорит с Рокантеном, уверяющим его в том, что в существовании нет ни малейшего смысла.
Самоучка считает себя гуманистом и уверяет, что смысл жизни — это любовь к людям. Он рассказывает о том, как, будучи военнопленным, однажды в лагере попал в барак, битком набитый мужчинами, как на него снизошла «любовь» к этим людям, ему хотелось их всех обнять.
И каждый раз, попадая в этот барак, даже когда он был пустым, Самоучка испытывал невыразимый восторг. Он явно путает идеалы гуманизма с ощущениями гомосексуального характера, Рокантена вновь захлёстывает Тошнота, своим поведением он даже пугает Самоучку и остальных посетителей кафе.
Весьма неделикатно откланявшись, он спешит выбраться на улицу.
Вскоре в библиотеке происходит скандал. Один из служителей библиотеки, давно следящий за Самоучкой, подлавливает его, когда тот сидит в обществе двух мальчуганов и гладит одного из них по руке, обвиняет его в низости, в том, что он пристаёт к детям, и, дав ему в нос кулаком, с позором выгоняет из библиотеки, грозя вызвать полицию.
В субботу Рокантен приезжает в Париж и встречается с Анни. За шесть лет Анни очень пополнела, у неё усталый вид. Она изменилась не только внешне, но и внутренне. Она больше не одержима «совершенными мгновениями», ибо поняла, что всегда найдётся кто-то, кто их испортит.
Раньше она считала, что существуют некие эмоции, состояния: Любовь, Ненависть, Смерть, которые порождают «выигрышные ситуации» — строительный материал для «совершенных мгновений», а теперь поняла, что эти чувства находятся внутри неё.
Теперь она вспоминает события своей жизни и выстраивает их, кое-что подправляя, в цепочку «совершенных мгновений». Однако сама она не живёт в настоящем, считает себя «живым мертвецом».
Надежды Рокантена на возобновление отношений с Анни рушатся, она уезжает в Лондон с мужчиной, у которого находится на содержании, а Рокантен намерен насовсем переселиться в Париж. Его все ещё терзает ощущение абсурдности своего существования, сознание того, что он «лишний».
Заехав в Бувиль, чтобы собрать вещи и расплатиться за гостиницу, Рокантен заходит в кафе, где прежде проводил немало времени. Его любимая песня, которую он просит поставить ему на прощание, заставляет его подумать о её авторе, о певице, которая её исполняет.
Он испытывает к ним глубокую нежность. На него словно бы находит озарение, и он видит способ, который поможет ему примириться с собой, со своим существованием. Он решает написать роман.
Если хоть кто-нибудь в целом мире, прочитав его, вот так же, с нежностью, подумает о его авторе, Антуан Рокантен будет счастлив.
Источник: https://briefly.ru/sartr/toshnota/
Книги которые меняют мировоззрение: «Процесс» Ф. Кафки, «Тошнота» Ж-П. Сартра
Читая новые книги все больше восторгаешься литературой, как видом искусства. Каждая книга – это не просто книга которую большинство людей читаю обычно, а это произведения искусства, как целая вселенная. Книги уникальные, неповторимые. Такие книги как «Процесс» Ф. Кафки или «Тошнота» Ж-П. Сартра до сих пор меняют мировоззрение людей.
Они способны трансформировать человеческие жизни и взгляды только благодаря своим глубокими мыслями и сложными проблемами в обществе, которое не возможно просто так решить. Основными вопросами этих модернистов есть: «Зачем мы существуем?», «Что будет когда нас не станет?», «Для чего мы были созданы, если в самом конце нас ожидает гибель?».
Можно сказать, что сюжет романа «Процесс» абсурден. Абсурден потому что, никогда не сможет понять чего ведется этот процесс и в чем вина главного героя, этого не может понять и читатель, нам остается лишь только догадываться.
Так же можно взять к вниманию понятие «Абсурда» связанное с проблемами свободы, которая заключается не только в защите и упрямстве, а более того в сознательному восстании, у сознательном бунте против существующих условий и уклад общества, то есть таких условий как внутренние и внешнее.
Познать самого себя – это и есть задание абсурдного человека. Челок не должен бояться абсурда и она не может от его избавиться, если бы она этого не хотела, пока мы не умрем.
Свойство роману — это естественность. Можно сказать, что естественность – это понятие, которое очень тяжело воспринять.
Есть такие романы, где читателю действия кажутся естественными, а есть и другие романы в которых герой считает естественным то, что с ним происходит, хотя для читателей, все что происходить в течении сюжета есть абсурдным и нереальным.
Произведение Кафки есть почти фантастическим, хотя написан не совсем простым языком, языком «буквализму», которая помогает нам реагировать на все нереальные события, который описываются.
Таким образом мы задумываемся над ними, подумываем возможные выходы из этого процесса. Простота языка противопоставляется всем естественны ситуациям и препятствиям, которые пытается пройти Йозеф К. именно это и есть абсурдно.
Герой бунтует против большего общественного учреждения – Закона, но как мы видим в конце в его не чего не получается изменить. Проблема заключается в том, что мы все окружаем себя из Йозефом К.
, потому что мы все пытаемся бунтовать против чего то, но маленькие люде не состоянии на что то повлиять.
Можно сказать, что процесс очень запутан, и все окружающие люди превращаются в агентов суда. Когда к нему на день рождение пришли служащие, вот здесь он и понял, что это все. Вместо подарков он получил арест. Его обвиняли без каких то доказательств он был виновен уже потому, что все люди так или иначе грешны.
Йозеф никак не мог понять почему и за что его арестовали, он был уверен, что ничего не сделал криминального. Это можно сказать, повседневная жизненная позиция для людей. Прожив тридцать лет своей жизни, ни разу не ошибся. Хотя его ошибка была уже в том, что он был рожден.
В книге через сюжет автор описывает подсознательное психическое состояние, иногда абсурдность жизни. Читая этот роман кажется, что ты попал в виртуальный мир, который чем то похож на наш мир, но отличается. Когда думаешь, что это место в которое попал один раз уже не когда не выйдешь.
Этот мир кажется не опознанным для читателей.
Челок при всем может мучится от чувства своей вины. Она себя ненавидит, живет постоянно в страхе, сомневается в собственной честности. Но не смотря на все он пытается защитится от судей, которые его осуждают, но теряет надежду на спасение. Идя на процесс он был в спокойном состоянии и даже когда его убивали «Как собаку» ножом в сердце, он оставался самим собой.
Роман «Тошнота» Жана-Поля Сартра написан в 1938 г., этот роман философского направления, то есть положение абстракции человеческой жизни, как и роман «Процесс» Ф. Кафки.
В Романе Антуан Рокантен точно и целесообразно описывает свои новые открытия существования окружающего мира и самого себя. На протяжении жизни он занимается историческими исследованиями, то есть он погрузился в чужой мир, у чужую биографию одного французского маркиза.
Время в его жизни важнейшая сторона в его существовании. Он воспринимает время, как какую-то субстанцию.
Следя за событиями, которые постают в его жизни, он понимает, что есть только настоящее время, никакого прошлого, которое пропало и будущего, которое бесцельное только потому, что в нем не будет ничего важного.
Его пугает то, что предметы, которые его окружают, и его собственное тело не отличаться. Погружаясь в свой мир, каждый его запись все глубже погружается в суть вещей, и понимая, что они ничем не отличаются друг-от-друга. Предметы теряют свой смысл (имена), на Антуана налагает тяжесть познания.
Тогда уже возникает Тошнота, которая уже бьет в глаза бездоказательную истину с какой он никак не может смирится.
Тошнота это главный й персонаж произведения, который есть неотъемлемым спутником Рокантена, он не может существовать вместе с ней, но и понимает, что ее присутствие никогда не исчезнет, ведь Тошнота, это метафора бессмысленного и неинтересного мира, где все живое и не живое давно надоело и вызывает лишь отвращение.
Роман завершается такими философскими выводами: Антуан понимает , что лишний, и даже смерть ни как не повлияет на это состояние. Существование человека и мира не имеет никаких причин, и он считает, что лишено смысла.
Существование заключается только в том, что оно уже появилось и существует, единственное что мы можем сделать, это отыскать свой собственный смысле жизни, то ради чего мы захотим жить дальше.
И что делает главный герой, он находит выход у написании собственного романа, который поможет помочь другим людям избавиться Тошноты.
Можно сказать, что герой постоянно в поисках своего места в мире. Антуан показывает философские идеи, и проживает всю жизнь, не зависимо от общественных условий. Свободу героя Сартр видит в признании абсурда бытия.
Читая эти романы, могу сказать, что они есть уникальными, когда читаешь как будь-то заглядываешь в щель двери, что бы удовлетворить свое любопытство и жажду к мышлению.
Можно сказать, что абсурдность жизни и то, что альтернативный выход – это не самоубийство, а поиск смысла жизни – это то, ради чего человек захочет жить.
Вот почему эти книги так важны, потому что они стремятся изменить наше мышление, помочь нам с поиском, они ориентируют читателя на мотивацию. Позволяют разделить свою жизнь на «Я существую просто так, бессмысленно» и на « Я живу ради какой то цели».
Источник: https://moral.infotaste.com/knigi-kotorye-menyayut-mirovozzrenie-protsess-f-kafki-toshnota-zh-p-sartra/