Образ пушкина в изобразительном искусстве

А.С. Пушкин в изобразительном искусстве

[Версия для печати]

Портреты классиков русской литературы — особая тема как в литературоведении, так и в искусствоведении. Со временем интерес к ней становится всё более заметным. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Время Пушкина, первую треть XIX века, не зря называют «золотым веком» русской культуры.

В изобразительном искусстве пушкинского времени не было строго единообразия, как не было и какого-либо единого отношения к нему. В нашей галереи образов Пушкина собраны портреты разных периодов жизни поэта.

Пусть образ этого замечательного классика русской литературы будет разным непохожим на себя, ведь в жизни, судя по воспоминаниям современников, он был очень разным. 

Ксавье де Местр

Пушкин — ребёнок 

1800 – 1802 

Обратите внимание

Миниатюра написана маслом на металлической пластине. Предполагается, что это первое изображение Пушкина. Миниатюра была подарена С.М. Великопольской — дочери семейного врача и друга Пушкиных М.Я. Мудрова.

Более ста лет портрет бережно хранился у Великопольских. В 1950 году артист В.С. Якут после успешного выступления в роли Пушкина в пьесе А.П. Глобы «Пушкин» получил его в подарок.

А через десять лет, узнав о создании в Москве музея, посвященного Пушкину, Якут передал туда драгоценную реликвию. 

Чириков Сергей Гаврилович 

Портрет Пушкина 

1810 

Чирков был учителем поэта в лицее. В 1928 г. в Москве на толкучем рынке поэтом, переводчиком, пушкинистом Владимиром Владимировичем Русловым был приобретен у неизвестной старушки акварельный портрет мальчика Пушкина.

Портрет был в очень плохом состоянии, и владелица ничего не могла сказать о его происхождении.

Пушкинский Дом (Институт русской литературы АН СССР) приобрел у Руслова этот портрет, заплатив довольно большую по тем временам сумму — 200 рублей.

Гейтман Егор Иванович 

А.С. Пушкин 

1822 

Этот гравированный портрет использовался в иллюстрациях первого издания «Кавказского пленника». Пытаясь раскрыть имя художника, нарисовавшего портрет Пушкина, с которого делалась Гейтманом гравюра, некоторые исследователи не отрицали возможности участия в этом рисунке К.П. Брюллова. 

Иванов Юрий Валентинович 

Саша Пушкин, лицеист 

1984 

Пушкин — лицеист. Подросток Пушкин… Мечтательный, задумчивый, кудрявый, уже не ребенок, но еще не юноша, таков Пушкин – лицеист.

Соколов Пётр Фёдорович 

Портрет А.С. Пушкина 

1836

Всероссийский музей А.С. Пушкина, С.-Петербург 

Важно

Соколов изобразил Пушкина в его любимой позе со скрещенными на груди руками. «Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное». (Л.П. Никольская, встретившая в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора).

Тропинин Василий Андреевич 

Александр Сергеевич Пушкин 

1827

Всероссийский музей А.С. Пушкина, С.-Петербург 

«Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами» (С.А. Соболевский из письма к М.П. Погодину 1868 г.). 


Гиппиус Густав Адольф 

А.С. Пушкин 

1827-1828 

А.С. Пушкин на литографии Гиппиуса лишен романтического ореола. Это взгляд на Пушкина стороннего человека, не испытывающего священного трепета перед русским национальным гением.

Репин Илья Ефимович 

А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года 

1911

Всероссийский музей А.С. Пушкина, С.-Петербург 

Пушкин вспоминает об экзамене в Царском Селе, состоявшемся в 1815 году, как приехал в лицей знаменитый поэт Г.Р. Державин. Утомленный однообразием экзамена, Державин задремал.

Он внезапно оживился, когда Пушкин начал читать свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». Державин был восхищен талантом молодого поэта. И.

Репин изобразил на своей картине, написанной в 1911 году, волнительный сюжет, где юный поэт читает свое стихотворение.

Айвазовский Иван Константинович, Репин Илья Ефимович

А.С. Пушкин на берегу Черного моря 

1897 

Одесский художественный музей, Украина

Айвазовский писал эту картину совместно с Репиным. Каким было разделение труда — очевидно: одному досталось море, другому — человеческая фигура. Репин жадно допрашивал всех, кого мог, о внешности Пушкина, его жестах и осанке, а позже писал: «Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку». Картину живописцы пожертвовали Обществу нуждающихся актеров.

Линев Иван Логинович 

Портрет Пушкина

1836-1837 

Последний портрет Пушкина, написанный при его жизни. Существует и мистическая версия, что прототипом для линевского портрета живого поэта послужил облик Пушкина, уже лежащего в гробу. Она основывается на попытке реконструировать события 29-30 января 1837 года. Достоверно известно, что И.С.

Тургенев принес локон, срезанный Никитой Козловым с головы умершего поэта, в дом Линева. Дальше идут домыслы… Возможно, узнав о кончине поэта, И.Л. Линев пошел в дом на набережной Мойки проститься с ним и там стоял у гроба, «впитывая» в себя образ уже мертвого лица поэта.

Совет

Затем «оживил» в картине этот образ, но сохранил при этом черты запомнившегося ему мертвого лица — приплюснутого, с впалым подбородком, узкими и не рельефными губами.

Источник: http://kultura174.ru/publications/russlit_section_6/show?id=6371

Образ пушкина в изобразительном искусстве — презентация

1 ОБРАЗ ПУШКИНА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ВЫПОЛНИЛА МАРЬИНА ДИАНА, УЧЕНИЦА 9 « А » КЛАССА <\p>

2 Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз … <\p>

3 АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН Ты хочешь, милый друг, узнать Мои мечты, желанья, цели И тихий глас простой свирели С улыбкой дружества внимать. <\p>

4 КСАВЬЕ ДЕ МЕСТР. » ПУШКИН — РЕБЕНОК » ГГ. <\p>

5 « ЧУДЕСНЫЙ ТАЛАНТ ! КАКИЕ СТИХИ ! ОН МУЧИТ МЕНЯ СВОИМ ДАРОМ, КАК ПРИВЕДЕНИЕ !» В. ЖУКОВСКИЙ Портрет А. С. Пушкина. Неизвестный художник Портрет А. С. Пушкина. Неизвестный художник <\p>

6 Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина И. Репина (1911) <\p>

7 «Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства… Россия не мыслима без Пушкина.» Лев Озёров <\p>

8 Е.Е. А.С. Пушкин портрет работы Гейтмана <\p>

9 «… Труд для него святыня, купель, в которой исцелялись язвы … Когда чуял он налёт вдохновения, когда принимался за работу, он успокаивался, мужал, перерождался …» П. А. Вяземский <\p>

10 Тропинин В. А. Портрет А.С. Пушкина. Эскиз Всесоюзный музей А.С. Пушкина <\p>

Обратите внимание

11 « Из всех времён года он любил более всего осень, и чем хуже она была, тем для него была лучше. Он говорил, что только осенью овладевает им бес стихотворства …» М. В. Юзефович <\p>

12 Тропинин В. А. Портрет А.С. Пушкина Всесоюзный музей ж А.С.Пушкина ж А.П. Елагина. «Портрет Пушкина» г. <\p>

13 Художник Петр Соколов Портрет А. С. Пушкина 1836, акварель И.Е.Вивьен. «Портрет Пушкина» г. Бумага, итальянский карандаш, белила. <\p>

14 Г. Гиппиус. «Портрет Пушкина» г. Литография. Т. Райт. «Портрет Пушкина» г. Гравюра на стали. Неизвестный художник. «Портрет Пушкина». 1831? г. Б.М. Кустодиев. «Портрет А.С. Пушкина» г. П.И. Челищев. «Пушкин и граф Д.И. Хвостов». Начало 1830 г. <\p>

15 ? Последний прижизненный портрет А.С.Пушкина кисти художника И.Л.Линева 1836 г. <\p>

16 Г.Г. Чернецов. Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич в Летнем саду. 1832 <\p>

17 Борис Валентинович Щербаков В.И. Шухаев 1960 <\p>

18 Иван Айвазовский и Илья Репин. Пушкин у моря ( Прощание Пушкина с Черным морем ) Холст, масло. Центральный Пушкинский Музей. Пушкин, Россия. Пушкин <\p>

19 Дельвиг и А.С. Пушкин в Михайловском Портрет А.С. Пушкина на коне (П. Соколов 1831 г.) Тригорское (около Михайловского), «Скамья Онегина». Пушкин на прогулке. Художник В.А. Серов г. <\p>

20 ПУШКИН И СКУЛЬПТУРА <\p>

21 Челябинск. Парк им. Пушкина <\p>

22 <\p>

Важно

23 Санкт- Петербург. Памятник Пушкину, созданный Михаилом Константиновичем Аникушиным Памятник А.С. Пушкину скульптор Александр Михайлович Опекушин Москва <\p>

24 Памятник Пушкину в Уральске Памятник Пушкину и Гончаровой на Арбате. Скульптор А. Н. Бурганов Арбате А. Н. Бурганов <\p>

25 Памятник Пушкину в Риме (скульптор Ю. Орехов)Ю. Орехов Памятник Пушкину в Баку Баку <\p>

26 ПУШКИН И ВРЕМЯ Юбилейная монета 1 рубль Юбилейная монета 1 рубль с профилем Пушкина (1999)1999 Марка Марка СССР к 100-летию со дня смерти, 1937СССР1937 Барельеф Барельеф Пушкина в Харьковском метро. Сооружен в 1984 году.Харьковском метро 1984 году <\p>

27 « ПУШКИН — НАШЕ ВСЁ …» ( ПАМЯТНЫЕ ЗНАКИ ) <\p>

28 В Ленинградской области установят памятник няне Пушкина. <\p>

29 Почтовая марка <\p>

30 Иваново, памятный знак Пушкину <\p>

31 Памятный знак встречи А. С. Пушкина и В. К. Кюхельбекера <\p>

32 Памятный знак на улице Пушкина. <\p>

33 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ <\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1354702/

Образ А.С.Пушкина в изобразительном искусстве — презентация, доклад, проект

Слайд 1
Описание слайда:

Образ А.С.Пушкина Образ А.С.Пушкина в изобразительном искусстве<\p>Слайд 2
Описание слайда:

Александр Сергеевич Пушкин Ты хочешь, милый друг, узнать Мои мечты, желанья, цели И тихий глас простой свирели С улыбкой дружества внимать.<\p>Слайд 3
Описание слайда:

Пушкин-ребёнок. 1800—1802 Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта.<\p>Слайд 4
Описание слайда:

«Чудесный талант! Какие стихи! Он мучит меня своим даром, как приведение!» В.Жуковский<\p>Слайд 5
Описание слайда:

«Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства… Россия не мыслима без Пушкина.» «Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд. Волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства… Россия не мыслима без Пушкина.» Лев Озёров<\p>Слайд 6
Описание слайда:

«…Труд для него святыня, купель, в которой исцелялись язвы… Когда чуял он налёт вдохновения, когда принимался за работу, он успокаивался, мужал, перерождался…» «…Труд для него святыня, купель, в которой исцелялись язвы… Когда чуял он налёт вдохновения, когда принимался за работу, он успокаивался, мужал, перерождался…» П.А.Вяземский<\p>Слайд 7
Описание слайда:

Унылая пора…Очей очарованье!… «Из всех времён года он любил более всего осень, и чем хуже она была, тем для него была лучше. Он говорил, что только осенью овладевает им бес стихотворства…» М.В. Юзефович<\p>Слайд 8
Описание слайда:

« И долго тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал.» А. С. Пушкин<\p>Слайд 9
Описание слайда:

Пушкин и скульптура.<\p>Слайд 10
Описание слайда:

Челябинск. Парк им.Пушкина Челябинск. Парк им.Пушкина<\p>Слайд 11
Слайд 12
Описание слайда:

«Пушкин- наше всё…»
(памятные знаки)<\p>Слайд 13
Описание слайда:

В Ленинградской области установят памятник няне Пушкина. В Ленинградской области установят памятник няне Пушкина.<\p>

Слайд 14
Описание слайда:

Почтовая марка<\p>Слайд 15
Описание слайда:

Иваново, памятный знак Пушкину<\p>Слайд 16
Описание слайда:

Памятный знак встречи А.С.Пушкина и В.К.Кюхельбекера Памятный знак встречи А.С.Пушкина и В.К.Кюхельбекера<\p>Слайд 17
Описание слайда:

Ирония в прозе Пушкина и Стендаля Ирония в прозе Пушкина и Стендаля<\p>Слайд 18
Описание слайда:

Памятный знак на улице Пушкина. Памятный знак на улице Пушкина.<\p>Слайд 19
Описание слайда:

Спасибо за внимание!<\p>

Источник: https://myslide.ru/presentation/526098_skachat-obraz-aspushkina-v-izobrazitelnom-iskusstve

Образ А. С. Пушкина в изобразительном искусстве

Тезисы

Тема « Образ А. С. Пушкина в изобразительном искусстве » по своим размерам необъятна, но о некоторых наиболее ярких произведениях скульптуры я попытаюсь рассказать в своей работе.

Пушкин прошел по жизни не одного поколения, и всегда люди относились к его творчеству с большой теплотой. Пушкинские юбилеи всегда превращались в России в Национальные праздники,. Творческое наследие А.С.

Пушкина настолько велико, а жизнь его так удивительна и многообразна, что дает нам огромную возможность много и интересно работать с его наследием. Образ Пушкина не раз привлекал к себе внимание художников и скульпторов.

Существует множество памятников, портретов, статуэток с изображением Пушкина разных авторов. Вот некоторые из авторов: А. Пермагоров А. М. Опекушин, М.К. Аникушин, О. Комов, М. Г. Манизер, М. Кульгачева, Л. Ватник, М.Габе, Теребенев, Н. Данько и мн. другие.

Целью в своей работе я поставила на начальном этапе узнать как можно больше информации о памятниках великому поэту: где, когда, кем они созданы. Как скульптор изобразил поэта, подчеркнул в своем варианте памятника простоту, человечность гения, его доступность и открытость/ создал образ поэта во взаимосвязи с его поэзией, пластически выразив свое понимание.

Основными задачами моей работы являются: сравнить памятники разных скульпторов, найти сходства и различия, узнать историю их создания. На втором этапе планируем продолжить работу с живописными полотнами с изображением А.С.Пушкина.

На одной из шумных площадей Москвы, где почти никогда не прекращают движение потоки людей и машин, на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта… На пьедестале всегда лежат цветы. Они лежат там даже зимой, когда снег драпирует памятник своим белым покровом. Этот памятник, так полюбившийся москвичам и гостям столицы, знают многие.

Совет

Но немногие знают, что о нем в свое время писали и спорили, восхищались им И.С. Тургенев и Г.И. Успенский, А.Ф. Писемский и А.А. Фет. Это памятник Пушкину в изображении Опекушина. Это образ большого внутреннего содержания, пленяющий своей одухотворенностью. С каким мастерством переданы в лице работа мысли, погруженность в себя, даже сам момент творчества!..

Простота и величие, ясность и скорбность, открытость и погруженность в себя гармонично сочетаются в этом образе поэта. Придав фигуре мотив движения – Пушкин идет, а лицу некоторую подвижность – Пушкин задумался, Опекушин приподнял памятник над обыденностью, суетой жизни. Его Пушкин шествует через века, смотрит сквозь время. …

«Я воздвиг памятник» – строка Горация, взятая Пушкиным эпиграфом к своему стихотворению, в полной мере применима к бронзовому изваянию Опекушина. Памятник А.С. Пушкину А.М. Опекушина воздвигнутый/ в 1880 году в самом сердце столицы сразу стал одним из ее символов.

Михаилу Константиновичу Аникушину принадлежит сооружение памятника А.С. Пушкину в Ленинграде. Хрупкая, изящная фигура поэта застыла как бы в момент чтения стихов. Позже Аникушин объяснил свой замысел: «Пушкин очень яркий человек по характеру, прост в своих действиях и ясен в мыслях, поэтому я старался отбросить все детали, которые заслонили бы это живое изображение нашего великого поэта… Я хотел, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло радостью и солнцем… Эта работа, которая продолжалась более семи лет, была осуществлением творческой мечты Мне хотелось выразить в нем обаяние Пушкина, благородство характера, его любовь к свободе, мечты о светлом будущем России…». К Аникушину, создателю скульптурной Пушкинианы, поэзия Пушкина с ее живым, гибким, страстным, певучим словом и дивными сказками пришла еще в детстве. Пришла и навсегда осталась в сердце скульптора. Работая над образом Пушкина, Аникушин жил в атмосфере его поэзии. Он стремился прочесть Пушкина глазами скульптора, создать образ поэта во взаимосвязи с его поэзией, пластически выразив свое понимание Пушкина.

О.Комову принадлежит ряд изваяний, посвященных Пушкину, которые стоят в разных городах нашей страны, а также и за рубежом.

«Работая над каждым из них, я старался взглянуть на поэта под разным углом, а это очень сложно, – признавался О. Комов. – Когда я закончил свой четвертый памятник Пушкину – с няней, мне думалось, что я высказался до конца.

И только теперь понимаю, что еще не все сказал, что мой Пушкин впереди и я только на подходе к нему».

В разных уголках нашей страны множество памятников. В 1959 году на перекрестке дорог, одна из которых ведет в Михайловское, торжественно открыли памятник А.С. Пушкину работы скульптора Е.Ф. Белашовой.

Стоит белый мраморный обелиск и в нем ниша с траурной урной на могиле А.С. Пушкина у Святогорского монастыря в Михайловском скульптора  А. Пермагорова В день 200-летия со дня рождения поэта в 1999 году на пересечении улицы Пушкина и проспекта Ленина был открыт памятник из бронзы по проекту скульптора М.

Кульгачева. На постаменте имеется надпись «Певцу любви — любовь награда».<\p>

Творческие поиски Теребенева в области станковой скульптуры проникнуты романтическими веяниями. Именно он создал первое скульптурное изображение А. С. Пушкина (1837), сразу же после смерти поэта.

Несмотря на малые размеры (высота 46 см), статуэтка отличается тонкой смысловой и пластической выразительностью. Представленный стоящим, со скрещенными на груди руками, поэт погружен в глубокое раздумье.

Обратите внимание

Композиция являла собой новую для того времени форму камерной скульптуры, получившую свое развитие во второй половине XIX в.<\p>

В данной работе получилось рассказать о ряде памятников и статуэток, посвященных А.С.Пушкину.

Охватить все существующие на сегодняшний день памятники сложно: их в Москве и Санкт-Петербурге – 21, а по России – 58, за рубежом — 38 Следующим этапом мы планируем продолжить эту работу, делая упор на портреты великого поэта.

Сравнивая работы Опекушина Аникушина, я пришла к выводу. Памятник работы О. Комова вызывает ощущение легкости и свободы благодаря простору протекающей за памятником Волги и открывающейся на другом берегу панораме Твери.

Комов, организуя пространство около памятника, вводит в него подлинные детали городского ансамбля начала XIX века – старые фонари, решетку набережной, перед памятником даже была вымощена брусчатка, воссоздающая атмосферу пушкинского времени. Эти детали усиливают лирическую сторону созданного образа.

В старом парке на берегу Волги, у ажурной ограды, облокотившись на нее и глядя на текущую вдаль реку, спиной к обрыву стоит Пушкин. Правая рука поэта согнута в локте, через нее перекинут плащ, часть которого падает свободными складками на решетку. Еще издали, увидев силуэт фигуры, понимаешь, что это Пушкин.

Всмотримся в скульптурный лик Пушкина. Что нового привнес в характер поэта О.Комов по сравнению с предшественниками?

У Опекушина Пушкин грустный, задумчивый, он несколько устало и тяжело склонил голову и смотрит на зрителя сверху, он будто одинок среди людей. У Аникушина – вдохновенный поэт, пророк, он как бы немного возвышается над толпой. У Комова Пушкин легок, светел, изящен, задумчив и серьезен одновременно. Поэт не над людьми, а с людьми и лишь своей исключительностью, гениальностью возвышается над ними, причем в его фигуре чувствуется движение. У Опекушина Пушкин застыл в глубокой задумчивости. У Комова поэт только что повернул голову, и создается впечатление, что в следующую минуту он обернется к нам. Приближенность к зрителю, возможно, достигается еще и тем, что комовский памятник невелик по размеру, всего в полтора раза больше натуральной величины. Эта приближенность персонажа к зрителю свойственна всем памятникам Комова. Пушкин скульптора Комова кажется запечатленным здесь документально точно, но в то же время нет ощущения временной отдаленности от нас поэта, будто все случилось не когда-то, а именно сегодня. Иными словами, ощущаешь современность скульптуры. Наверное, потому, что комовский Пушкин отвечает нашему сегодняшнему представлению о поэте

Источник: http://uverenniy.ru/obraz-a-s-pushkina-v-izobrazitelenom-iskusstve.html

Александр Сергеевич Пушкин в изобразительном искусстве

Александр Сергеевич Пушкин в изобразительном искусстве<\p> 1 слайд

Александр Сергеевич Пушкин в изобразительном искусстве Составитель: учитель ИЗО Носова Г.М. МБОУ Новослободская сош Большеболдинского района

2 слайд

«Пушкин — ребенок» Ксавье де Местр «Пушкин — ребенок“ 1801-1802 гг. Металлическая овальная пластина, масло. Атрибуция портрета Н.В. Баранской Портрет Пушкина ; Акварель С. Г. Чирикова, 1810 Саша Пушкин, лицеист Художник Ю.В.Иванов

3 слайд

Пушкин в Царском Селе Ильи Репина 1911 г Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.

4 слайд

Прижизненные портреты А.С.Пушкина О.А. Кипренский П.Ф.Соколов В.А. Тропинин А.П. Елагина И.Л. Линев Г. Гиппиус Литография Т. Райт Гравюра на меди И. Е. Вивьен

7 слайд

Последний прижизненный портрет А. С. Пушкина И.Л.Линева

8 слайд

Важно

Среди декабристов Пушкин среди декабристов в Каменке. Художник Д.Н Кардовский Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье

9 слайд

Рисунки А.С.Пушшкина

10 слайд

П.И. Челищев Е. П. Ростопчина И мне сказали: «Он идет! Он, наш поэт, он, наша слава, Любимец общий!..» Величавый В своей особе небольшой, — Но смелый, ловкий и живой,

11 слайд

В памяти друзей Н.В. Гоголь. «Наброски профиля Пушкина». 1837 г

12 слайд

Сердцу милые места Пушкин в селе Михайловском Тригорское (около Михайловского), «Скамья Онегина» Б.В. Щербаков. «Пушкин в Петербурге» Н.Н. Ге

13 слайд

Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой И.К. Айвазовский, «Пушкин на берегу Черного моря» И.К. Айвазовский, Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал

14 слайд

Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы. В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн И.К. Айвазовский, И.Е. Репин «Прощание Пушкина с морем»

15 слайд

Болдино А. С. Пушкин в Болдине. Художник А. Ванециан. И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге. Минута — и стихи свободно потекут. (А.С. Пушкин. «Осень»)

16 слайд

В.А. Серов. «Пушкин в парке» Пушкин на прогулке. Художник В.А. Серов Не дай остыть душе поэта, Ожесточиться, очерстветь, И наконец окаменеть В мертвящем упоеньи света…

17 слайд

Автопортреты Период ссылки в Михайловское 1824 г Автопортрет на листе, вклеенном в альбом Е.Н. Ушаковой. 1829г Автопортрет (в круге). 1817-1818 гг. Самый ранний.

Совет

Предназначался для первой книги стихов поэта Пушкин и Онегин. Начало ноября 1824 г. Автоиллюстрация к первой главе «Евгения Онегина».

Письмо к брату Льву Сергеевичу Автопортрет из альбома Елизаветы Николаевны Ушаковой. Конец сентября — начало октября 1829 г

18 слайд

Глазами наших современников О ПУШКИНЕ Словно зеркало русской стихии, Отстояв назначенье свое, Отразил он всю душу России! И погиб, отражая ее.. Рубцов Николай А.С. Пушкин. Эскиз к гравюре. Тушь, перо, кисть Дмитрий Белюкин

19 слайд

Живу, пишу не для похвал Но я бы, кажется, желал Печальный жребий мой прославить, Чтоб обо мне, как верный друг, Напомнил хоть единый звук … А.С. Пушкин  Дубинин В. 2009-2010 г. А.С. Пушкин. Рис. Л. Левченко (Еременко). Фломастер

20 слайд

Вспомним, с чем сегодня познакомились 1. В каком году написан первый портрет поэта? 2. Кто написал картину «Пушкин в Царском Селе»? 3. С картины какого художника были написаны несколько копий? 4. Кто из писателей пытался изобразить А.С.Пушкина? 5. Какие два художника изобразили Пушкина на берегу Чёрного моря? 6. В образе какого литературного героя запечатлил себя автор?

22 слайд

Спасибо за внимание !

23 слайд

Использованием ресурсов сети Интернет: http://ru.wikipedia.org http://www.tphv-history.ru http://ricolor.org/ http://www.proshkolu.ru http://artclassic.edu.ru/ http://www.tanais.info http://www.liveinternet.ru http://www.valdub.ru http://alkruglov.narod.ru http://www.liveinternet.ru

Источник: http://uslide.ru/mhk/25926-aleksandr-sergeevich-pushkin-v-izobrazitelnom-isku.html

Образ Пушкина в изобразительном искусстве: портреты и скульптуры

Имя Александра Сергеевича Пушкина стало знаковым для русской культуры. Искреннее восхищение его личностью и творчеством живо и умножается во времени. Благодаря талантливым творениям известных скульпторов и художников, молодое поколение с уважением созерцает изображения прославленного поэта.

Образ Пушкина в изобразительном искусстве: портреты

Многие отмечают неординарность образа поэта. Образ Пушкина в изобразительном искусстве – неисчерпаемая тема для изучения: один и тот же поэт предстаёт перед нами в разных ракурсах, увиденных мастерами в разные периоды жизни этого гения. И благодаря их работам мы имеем уникальную возможность всякий раз знакомиться с новым Пушкиным.

На дворе XXI век, а в пушкинских местах не прекращаются аншлаги: люди с интересом посещают пушкинские вечера и выставки. Состоявшееся в Пушкинских Горах очередное выставочное мероприятие – яркое тому доказательство. Московский государственный музей имени А. С.

Пушкина в сотрудничестве с Государственным музеем-заповедником «Михайловское» способствовал увековечиванию образа поэта в изобразительном искусстве и включил эту ценную экспозицию, состоящую из 130 скульптурных и графических композиций, в глобальный проект, раскрывающий образ Пушкина в изобразительном искусстве. Проект называется «Портреты Пушкина».

Проект «Портреты Пушкина»

Сама по себе выставка уникальна: её посетители не могли не ощутить своё присутствие сразу в двух столетиях: здесь встретились изображения Пушкина, выполненные мастерами — современниками поэта, и работы, созданные после его ухода из жизни. Есть и копии с известных портретов Пушкина неизвестных мастеров (например, «Остафьевская копия»), подтверждающие их истинную популярность во все времена.

Кипренский, Ге, Тропинин, Айвазовский, Серов, Репин, Фомин, Петров-Водкин, Юон, Лактионов, Оссовский, Антокольский… Список имён прославленных художников-портретистов, обращавшихся к образу гения поэтического слога, можно продолжать.

Их работы ценны тем, что нет даже отдалённо похожего видения этой выдающейся личности, в чём прослеживается стремление мастеров «прожить» этот образ по-своему, словно сказать: «Это МОЙ Пушкин». Подчёркнутые особенности образа Пушкина в изобразительном искусстве – портретах и скульптурах – приоткрывают созерцателям и черты прожитых эпох.

Обратите внимание

И эта связь времён замечательна по сути своей. Мысль о том, что Пушкин является крепким звеном, связывающим поколения из разных столетий, позволяет гордиться нашими культурными корнями.

Не перестают вызывать восхищение пушкинские силуэты, когда-либо рождавшиеся в руках талантливых скульпторов: Аникушина, Баха, Теребенева, Балашовой и других.

Четко схваченные черты лица (и их малейшее возможное изменение), характерные для поэта позы и жесты, даже складки в одежде – всё создаёт ощущение, что Настоящий Пушкин сейчас протянет руку именно вам и заговорит по душам сквозь столетия…

Попытка изображения Пушкина в XXI веке

Рекламным агентам-креативщикам города Алма-Аты одной такой беседы с классиком кажется мало, они пошли далее (вернее, зашли слишком далеко) в идее приобщения казахов к пушкинской теме.

Все их земляки, а теперь и все завсегдатаи сети интернет, «помнят чудное мгновенье», когда огромный плакат шокирующего содержания для рекламы увеселительного клуба предстал на перекрёстке улиц Пушкина и Курмангазы: русский поэт и казахский композитор слились в крепком поцелуе… Реакция со стороны интеллигенции на содеянное оказалась разноречивой: скептики возмущены и осуждают авторов за попытку посягнуть на святое, оптимисты видят хоть и неудачный, но значимый шаг к объединению культур двух народов, и даже разных видов искусств.
Что это: отсутствие должного уровня интеллигентности, дерзкий вызов классическим традициям или просто гениально-нестандартное мироощущение?.. Содержание созданного постера, конечно, низкой пробы, но он вновь демонстрирует неравнодушие к пушкинской теме (заметим, даже не на русской почве)! Остаётся верить, что разнонациональное (иногда поверхностное) знание обо всём пушкинском всё же научится гармонично уживаться с глубоким уважением и к личности, и к поэтическому наследию русского классика.

«Пушкин жил! Пушкин жив! Пушкин будет жить!»

Вообще проявление описанных выше культурных «взрывов» становится закономерным и периодическим: попытка «сбросить с корабля современности» Пушкина и его соратников по перу в начале XX века уже предпринималась футуристами.

Почему бы не покреативничать и в начале двадцать первого? Каждый, чувствующий в себе «зародыш» творца, имеет право на звучное слово! Вот только время за всех само решит, какое из «вымученных шедевров» является истинным произведением искусства, а какое оказалось случайным в творческой истории.

И это справедливо: все футуристические и рекламно-креативные нападки на уникальное пушкинское наследие обречены на поражение. Так и хочется выкрикнуть в их адрес возражение в их же духе: «Пушкин жил! Пушкин жив! Пушкин будет жить!»

Образ Пушкина в изобразительном искусстве: детские рисунки

Неспроста в детях видится светлая надежда на счастливое будущее, которое они смело и искренне рисуют на белых листах бумаги. Результаты ежегодно проводившихся городских, краевых, всероссийских и международных детских художественных конкурсов на пушкинскую тематику вселяют надежду на сохранение культурных традиций в последующих поколениях.

Детские портретные рисунки по мотивам художественных произведений А. С. Пушкина – настоящие откровения. Изображая на бумаге полюбившийся фрагмент стихотворения, сказки или портрет поэта, ребёнок словно признаётся: «Вот он какой, МОЙ Пушкин, так вижу его я, и я рад, что ОН у меня есть!»

Рисунки детей удивляют богатой цветовой палитрой и замыслом, а порой – даже выбором книги, которая иногда, случается, совсем не по возрасту юного художника.

Заслуживает особого уважения, к примеру, работа пятиклассника, выполненная по мотивам «Пиковой дамы» или «Бориса Годунова», в которой уже угадывается и серьёзное отношение к действительности, и глубокое уважение к поэзии, и вдумчивое прочтение «взрослого» произведения.

Сотни детей, ежедневно читающих одинаковые книги Пушкина, создают сотни неповторяющихся рисунков по пережитым ими фрагментам. Пушкинский источник творческих идей неисчерпаем: их будет вдоволь и детям детей, и внукам детей.

По выставкам детских рисунков можно бродить часами и читать без слов понятные пушкинские эпизоды: вот глупый поп в нелепой попытке обмануть хитрого работника Балду, вот Салтаново царство с его увлекательной историей, а вот три девицы под окном со своими мечтаниями…

Детские конкурсы творческих работ

Дети разных национальностей из сотен городов и сёл присылают на конкурсы тысячи творческих работ, выполненных карандашом и акварелью, фломастерами и гуашью.

Они с интересом воплощают свои идеи в реальность и самостоятельно, и с помощью родителей или учителей, бабушек или дедушек, сестёр или братьев.

Полюбившиеся пушкинские мотивы продолжают сближать людей разных возрастов в творческом порыве.

Образ, запечатлённый в памятниках

Сегодня трудно себе представить какой-либо цивилизованный город, в котором не увековечен образ Пушкина в изобразительном искусстве: портреты, скульптуры — все говорит о том, что великий поэт не забыт. В честь гения названы улицы, парки, музеи, библиотеки и даже торговые центры!

По всей России рассредоточены скульптурные изображения Пушкина, исчисляющиеся сотнями, причем каждый скульптор по-своему воссоздал образ Пушкина. В изобразительном искусстве скульптуры знаменитого поэта многочисленны и популярны.

Стоит побывать в Царском Селе, где посетителя встретят сразу три скульптуры Пушкина, символизирующие разные этапы жизни и творчества поэта. Именно здесь промчались лучшие годы юности и творческого взросления будущего светоча русской поэзии.

Бронзе и граниту выпала высокая честь увековечить живые черты Пушкина.

Скульптуры зарубежных мастеров

Не всегда такие изображения русского поэта принадлежат русским скульпторам. Так, известная статуя Пушкина, некогда приобретённая императором Николаем Вторым, имеет французское происхождение: её выполнил мастер Л. Бернштам.

Впоследствии статуя украшала вестибюль царскосельского лицея и связана с появлением названия города – Пушкин.

После Великой Отечественной войны этот памятник подлежал глубокой реставрации: в нём устранили около 142 выбоин от фашистских выстрелов по бронзовой мишени.

С чем ассоциируется великий писатель у русского народа?

Образ Александра Сергеевича Пушкина в изобразительном искусстве в мирное время у русского культурного человека вызывает лишь светлые эмоции.

Да и как не почувствовать себя причастным к русской интеллигенции, сидя в сквере в обществе романтичного, безгранично любящего жизнь Александра Сергеевича! Он, словно не желая оставлять надолго, встречает нас возле школ и музеев, в городских парках, на центральных п
лощадях, рядом с музеями и библиотеками.

Скульпторы любят изображать Пушкина в задумчивой, но непринуждённой позе, с пером и тетрадью в руках, сидящим на скамье с мечтательным дружеским взглядом. Наблюдая творческий порыв, запечатлённый в бронзе или камне, веришь, что вот сейчас, прямо здесь, из-под пера гения на свет появится ещё один не дописанный при его жизни шедевр.

Разве можно после этого не восхититься безграничными возможностями истинного, классического, изобразительного искусства!

Источник: https://4u-pro.ru/iskusstvo-i-razvlecheniya/obraz-pushkina-v-izobrazitelnom-iskusstve-portreti-i-skulpturi

Пушкин в советском искусстве

Причем не со всем советском искусстве — памятники и живопись оставим в стороне. Речь пойдет об искусстве декоративно-прикладном — а соответствующую выставку представил и соответствующий музей (ВМДПНИ, если кто еще не догадался).

Пушкинская тема стала активно появляться в ДПИ во второй половине 30-х. Неудивительно — разворачивалась подготовка к столетней годовщине гибели поэта, своеобразное превращение траурной даты в празднование. Туркменский ковер с портретом — именно из этого времени.

Или вот резьба по кости — работа тобольского мастера.

Блюдо с портретом Пушкина сделано в Ташкенте. Такое блюдо называется «ляган» (вообще-то это блюдо для плова) и украшено вполне традиционным восточным орнаментом.

Важно

А вот известная работа Натальи Данько на ЛФЗ — «Пушкин за работой». Здесь она в бесцветной глазури, хотя нередко ее можно видеть и в разных вариантах росписи (на недавней выставке в Музее А. С.Пушкина было представлено целых два).

А вот похожий сюжет, которого лично мне раньше видеть не доводилось. Автор — Исидор Фрих-Хар, а выполнена работа на Конаковском заводе.

Еще один любимый сюжет — Пушкин-лицеист. Автор этой модели — Софья Велихова, ЛФЗ.

Там же, на ЛФЗ, в 1937 году изготовили сервиз «Сказка о золотом петушке». (Автор росписи — Тамара Беспалова-Михалева.)

А вот из того же конца 30-х два Пушкина более серьезных. Один сделан на Кузяевском заводе, другой — в Вербилках.

Гжель же отличилась в 30-х массовым производством богатырей. Производитель — артель с очаровательным названием «Вперед, керамика».

Ну, и конечно, все центры лаковой росписи — Палех, Холуй, Мстёра, Федоскино — не оставались в стороне. Конечно, прежде всего избирая сюжетом пушкинские сказки. Что для них, впрочем — дело совершенно вневременное: подобное делалось и до, и после юбилейных дат.

Интересно, что и по прошествии траурной годовщины, уже в послевоенное время, пушкинская тема в декоративно-прикладном искусстве не исчезла — будь то по инерции или по другим причинам.

Сам образ поэта, впрочем, претерпел некоторые изменения. Вот, к примеру, уже не памятник в миниатюре, а более лирическая семейная сцена — сделана в 50-х годах на Дулёвском заводе Астой Бржезицкой.

На резной шкатулке из кости просматриваются три девицы из «Сказки о царе Салтане».

Совет

А ЛФЗ в конце 40-х обращается к сюжету «Руслана и Людмилы». Авторы — известный тандем: Борис Воробьев (скульптура) и Иван Ризнич (роспись).

Позже, в начале 80-х, шахматы на ту же тему сделает на ЛФЗ Эльвира Еропкина.

«Сказка о рыбаке и рыбке» разных авторов и разных заводов.

И столь же многообразны персонажи «Золотого петушка».

Строго говоря, на этом следовало бы остановиться, поскольку еще несколько представленных в экспозиции работ относятся уже к постсоветскому периоду. 1999 год — 300-летие со дня рождения — вдохновил мастеров дымковской игрушки. И вот пожалуйста — «Пушкин с котом».

«Маленького Пушкина» ничтоже сумняшеся поместили на печку.

А тут — целая семейная сцена. Экспликация гласит: «барыня с цветком» — это Наталья Николаевна, «барыня с веером» — ее сестра. Ну, а в центре, в компании с Пушкиным — царевна-лебедь.

Не забыты также белка, русалка на ветвях и ученый кот.

Ну, а завершу изготовленной где-то в Ярославской области скульптурной композицией «Пушкин и царь». Не без некоторой анахронистичности, но зато впечатляет.

В общем, действительно «наше все» — во всех смыслах и во всех видах.

Источник: https://diletant.media/blogs/60920/359/

Исследовательская работа «Роль А.С.Пушкина в изобразительном искусстве»

«Роль Пушкина в изобразительном искусстве»

Цель работы: изучение графики Пушкина, выяснение отношения поэта к изобразительному искусству.

Эскизы писателей на полях произведений представляют собой интерес, как для литературоведов, так и для искусствоведов. Ведь они ярче предложений отражают внутренний мир художника слова. Писатель создаёт набросок для себя, он не желает быть кем-то понятым и увиденным, от того его художественный язык честен и не искажён желанием достучаться до сердца читателя. А.

Блок в одной из своих статей говорит о том, что сочинитель, изображая на полях рукописи своих героев, уподобляется ребёнку в искренности и необходимости преобразовать окружающий мир на листах произведения. В ХХ веке выходят всё новые и новые, посвящённые рисункам поэтов и писателей. Среди них особое место занимают зарисовки Александра Сергеевича Пушкина.

Поэт всегда стремился запечатлеть рождённую мысль, ещё не облечённую в слово, но уже родившую образ. Можно предположить, что рисунки создавались раньше, чем словесное произведение искусства. Они служили аккомпанементом к основному звучанию стиха или прозы. Однако, для создания художественного произведения творцу слова было необходимо соответствующее образование, дающее определённый навык.

Этим навыком обладал А.С.Пушкин.<\p>

Пушкин — график это, прежде всего, лицейский период. Здесь юношеские порывы и красота окружающей природы переполняла будущего поэта и изливалась в его рисунках, этюдах, набросках. Так называемые «классные» рисунки стали фундаментальной вехой в творческой жизни А.С. Пушкина, подарив нам не только «солнце русской поэзии», но и замечательного художника.

<\p>

К художникам поэт питал особое, трепетное чувство, прежде всего он ценил их особую организацию рабочего процесса: в отличие от литераторов, художники работали в одиночку. Ни одной эпиграммы не было написано Пушкиным в адрес художников. Напротив, Пушкин всегда выступал на стороне творцов.<\p>

Однако, исследователь А.М.

Эфрос в научном труде утверждает, что к изобразительному искусству Пушкин был : » … холоден и мало внимателен..». Звучит мысль и о том, что «.. он по отношению к искусству Пушкин выполнял обязанности светского человека» и только. Эфрос, хоть отчасти и был прав, но далеко не во всём. Он пренебрегает анализом таких произведений как » К бюсту Завоевателя», «Полководец» «Художнику».

Все эти произведения объединены общей мыслью некого преклонения и восхищения поэта музой художников и ваятелей. Вторит нашим словам и суждение самого поэта, который отмечал, что в большинстве случаев появление у него рисунков связано с неоконченным стихом. В поэтических муках поэт обращался к рисункам, творческая заминка разрешалась эскизом.

Очень часто иллюстрации появляются у Пушкина в творческих паузах между стихами. Стоит отметить, однако, что рисунки дублирующие содержание встречаются у литератора крайне редко. Пушкинист Анненков, первый описавший пушкинские рукописи, говорит о том, что в них «..

Обратите внимание

начатые стихотворения, конченные в другом месте, прерванные отрывки из поэм… тесно переплетаются с многочисленными рисунками пером, образуя многоликий, богатый красками творческий мир поэта».<\p>

Иллюстрация в творчестве А.С. Пушкина играет всё же не последнюю роль. На протяжении всего своего творчества Пушкин А.С создавал графические «переводы» своих лирических произведений.

Они встречаются и в различных текстах, черновиках, незаполненных листах и т.д. В большей степени иллюстративностью отличается болдинский период.<\p>

Что же касается изображаемых лиц, то Пушкин изображал не только тех героев, о которых говорится в той или иной строчке, а еще и тех, кому посвящал всё своё произведение. Период расцвета иллюстраций у Пушкина является болдинская осень.

Поэтому рисунки к «Болдинской осени» открывают собой цикл иллюстраций, сделанных поэтом осенью 1830 года. Рисунки находятся на обороте листа оканчивающиеся на слова «Сказка о попе и работнике Балде». Это иллюстрация самая большая по размерам и сама сложная по технике. Когда Пушкин рисовал эту иллюстрацию, он сделал её частью карандашом, частью чернилами, частью тем и другим вместе.

Главное число рисунков Пушкина — профили, головы, иногда фигуры. Это — портреты, который Пушкин нарисовал так, как помнит, по памяти. Кто же оказался изображенным в рисунках Пушкина? Прежде всего — сам поэт, сам Пушкин, родные поэта, декабристы, знакомые, политические деятели, женщины которых любил сам Пушкин.<\p>

Свои любовные увлечения А.С. Пушкин всецело доверяет бумаге. Здесь искромётные портреты Е. Ушаковой, А. Олениной, Н. Гончаровой.<\p>

Самой многообразной и замечательной группой среди портретов, выполненных рукою Пушкина, являются автопортреты. Один из исследователей графического творчества поэта пишет: «…автопортреты Пушкина имеют огромную документальную ценность, это наиболее надёжные свидетельства примет и особенностей пушкинского облика. Они тем более важны, что охватывают весь основной период его жизни. Они отражают разные состояния, самочувствия, самонаблюдения Пушкина». Действительно, поэт здесь выступает, прежде всего, как психолог, даёт характеристику как внешнего, так и внутреннего. Необходимо отметить, что автопортреты поэт рисовал в пору сложных нравственных коллизий и тяжёлых перипетий.<\p>

Важно

Изобразительное искусство первой трети XIX века подобно плодородной почве впитывала все явления окружающей жизни и возрастила много талантливых незаурядных личностей. А.С. Пушкин навсегда останется символом «золотого века», символом эпохи подъёма и расцвета русской культуры. Трепетно относясь к искусству изображения, восхищаясь творениями скульпторов-современников, буквально боготворя Брюллова и Айвазовского, Пушкин и сам не оставался в стороне от него. Он сам создавал то, что формировало в совокупности не только художественную жизнь России, но и в целом мир изобразительного искусства, мир визуального. Графические работы лирика не предназначались для посторонних глаз, а потому были самыми искренними и даже откровенными. По крупицам эскизов, созданных поэтом, можно воссоздать портрет великой сложной и противоречивый личности, познать тонкую душевную организацию лирика, узнать о его мыслях и чувствах.<\p>

Источник: https://multiurok.ru/files/issliedovatiel-skaia-rabota-rol-a-s-pushkina-v-izo.html

Образ Пушкина в скульптуре » Умурзак Шанов — официальный сайт скульптора

02 Февраль 2015

Может ли человек, занимающийся искусством, не столкнуться с образом, именем и творческим наследием  А.С.

Пушкина? И возможно ли после подобной встречи не испытать вдохновения и даже священного трепета от прикосновения к столь удивительной личности? Вряд ли  мы сможем услышать отрицательный ответ.

И, конечно же, этой тематикой не могли не заинтересоваться и скульпторы. Высечь в камне образ творца и истинного гения слова!

Со скульптурами А.С.Пушкину мы можем столкнуться в самых различных местах. Это могут быть площади, библиотеки, скверы, музеи, университеты, даже станции метро. И каждый раз перед нами предстает новый Пушкин, каждый раз мы сталкиваемся с живым, и по сей день, образом.

Что в имени тебе моем?

Многоликость и многоплановость личности  творца не является случайностью. Многие скульпторы обращаются к портретам различных художников (В.А.Тропин, С.Г. Чириков, Ж. Вивьен де Шатобрен, П.Ф. Соколов, П.И.Челищев, А.Н.

Мокурицкий, изобразивший художника на смертном одре) и даже к собственным автопортретам, которые Пушкин набрасывал на полях своих рукописей в течение всей жизни. Однако при жизни Александра Сергеевича ни одного скульптурного портрета не было создано. Вероятно, первой является статуэтка А.И.

Теребенева, сделанная после трагической, но не менее яркой смерти Пушкина.

Образцы скульптурного творчества, как и говорилось ранее, возможно обнаружить в самых различных  местах  не только России, но и мира. Особое место в огромном списке занимает «город на Неве» — Петербург (также его из-за обилия улиц, площадей и зданий порой называют  «Пушкинский Петербург»).

«Город на Неве» был вдохновителем поэта с ранних лицейских лет  и на протяжении всего творческого пути. В 1957 году на площади Искусств (ранее Михайловская площадь) 21 июня был открыт памятник скульптора М.К. Аникушина великому поэту.

Совет

Здесь Пушкин естественен, в нем отсутствует пафос и театральность, здесь он лишен будничных забот, его глаза горят пламенем творчества, а голова,  слегка откинутая назад, демонстрирует вдохновенное лицо.

Однако не везде художник слов предстает в столь живом образе, например, в 1937 году была показана статуя высотой в три метра скульптора Меркурова.  По мнению многих критиков и искусствоведов, Пушкин Меркурова – холоден и лишен всего живого, словно демоническая сущность.

Здесь поэт торжественно выступает вперед, облаченный в тяжелую шинель, он замкнут и отстранен. Несомненно, прослеживаются и намерения –  Меркуров стремился создать монументальный и масштабный, в своей основе, образ.

Долгое время чрезмерная патетика и нагнетание драматических эмоций сопутствовали пушкинской тематике.

Наиболее известный, и в тот же момент новый образ, памятник установлен на площади, позже названной именем поэта, в Москве. Автор скульптуры А. Опекушин.  Здесь возможно усмотреть особого Пушкина, именно в этот момент Александр Сергеевич прогуливается по бульвару, он погружен в себя, задумчив, в этот самый момент рождаются новые строки, это момент вдохновения, творения будущего.

Стоит отметить, что  в противовес монументальности и холодности скульптуры Меркурова Опекушин стал автором памятника в Петербурге на Пушкинской улице, где показывает Пушкина-бунтаря, эмоционального и гордого, однако все столь же живого.

Другие, менее известные памятники

Не менее известны и другие скульптуры. Так в Царском Селе в 1899 году была установлена скульптура Р.Р. Баха, где образ даже несколько «интимный». Одобрение проекта памятника и его установки были получены лично от Императора Николая II.

  Вместе с тем, например, у И.Шадра Пушкин — романтик, провозвестник гуманистических идей. А также интересны работы А.И. Грогорьева, О.К.Комова, Н.И.Нисс-Гольдмана, Е.Ф. Белашовой (памятник установлен в Пушкниских горах в 1959) и других художников (М.Манизера, Г.

Гликмана и т. д).

В Эфиопии, считающейся родиной предков поэта по материнской линии, известным российским скульптором А. Белашовым не так давно был установлен памятник, где Пушкин в одной руке держит перо, а в другой  — тетрадь.

Обратите внимание

Даже в нескольких примерах личность великого поэта предстает в необычайно сложных и порой схожих, но все-таки разнящихся прочтениях, замыслах, в новом понимании.

Источник: http://www.sculptor-shanov.com/obraz-pushkina-v-skuljjpture.html

Пушкин в живописи

Продолжаю тему, поднятую несколько дней назад в материале «Пушкин. Кинематограф». Сегодня речь пойдёт об образе великого русского поэта в изобразительном искусстве.

Я подготовил небольшой видеоролик на эту тему.

Пушкин в живописи:

Образ великого русского поэта А.С.Пушкина в картинах художников XIX-XX веков: О.А.Кипренского, И.К.Айвазовского, И.Е.Репина, П.П.Кончаловского, В.А.Тропинина, Н.Н.Ге, В.А.Серова и многих других. Музыка Г.В.

Свиридова «Тройка» из цикла «Метель» в исполнении Большого Симфонического Оркестра имени Чайковского, дирижер В.И.Федосеев.<\p>

Художники и при жизни Поэта, и после его смерти охотно обращались к его образу в своём творчестве.

 Пушкин был представлен ими в разных формах и жанрах — гравюры, художественные портреты, литографии… Мне кажется, что пересказывать в деталях изображённое мастерами на своих полотнах — дело сложное, а главное — неблагодарное.

Я решил поступить иначе, просто обратив внимание читателя и зрителя на какие-то моменты, которые привлекли моё внимание. Для этого я мысленно объединил экспонаты этого своеобразного музея в некие группы.

Пушкин — ребёнок.

Авторы произведений (слева направо): Ксавье де Местр, С.Г.Чириков, Е.И.Гейтман, Ю.В.Иванов.

Три из четырёх картин (гравюр) были созданы при жизни Александра Сергеевича, тогда ещё Саши Пушкина — в 1801-1802, в 1810 и 1822 годах соответственно. Чёрно-белая гравюра Гейтмана представлена в первом издании поэмы «Кавказский пленник» (1822).

Важно

Отдельно можно выделить серию картин под условным названием «Пушкин — лицеист», куда обязательно стоило бы включить наряду с прочими картину И.Е.Репина «Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1915 года» (1911).

Классические прижизненные портреты А.С.Пушкина.

Авторы произведений (слева направо): И.Е.Вивьен де Шатобрен, В.А.Тропинин, О.А.Кипренский, Г.А.Гиппиус, П.Ф.Соколов.

Картины написаны в 1826, 1827 (два самых, пожалуй, известных — работы Тропинина и Кипренского), 1828 и 1836 годах.

На мой взгляд, Александр Сергеевич несколько отличается от привычного для нас образа на двух портретах «иностранцев» (условно назову так Вивьена и Гиппиуса).

Не менее классическим считается потрет А.С.Пушкина работы В.В.Матэ, но он создан в 1899 году.

Пушкин за работой или в кругу друзей.

Авторы произведений (слева направо): П.П.Кончаловский, В.Е.Артамонов, Н.Н.Ге.

Это более поздние работы (1932, 1953 и 1875 годы соответственно), занявшие достойное место в своеобразной пушкинской галерее.

Пушкин и Петербург.

Авторы произведений (слева направо): Б.В.Щербаков, А.М.Кравчук, И.С.Глазунов, Б.М,Кустодиев.

Это произведения разных лет (1949, 2000, 1994 и 1915 годов соответственно), условно объединённые темой «Поэт и Санкт-Петербург».

Совет

Отдельной серией можно считать цикл картин о Пушкине великого русского художника-мариниста И.К.Айвазовского (как минимум на одной из них собственно Пушкина изобразил специально приглашённый автором И.Е.Репин).

Александр Сергеевич и Наталья Николаевна.

Авторы произведений (слева направо): Н.П.Ульянов, Е.А.Устинов, М.Ю.Шаньков.

Трагедия.

Авторы произведений (слева направо): А.А.Наумов, П.Ф,Борель, Д.А.Белюкин.

Картины разных лет (1884, 1885 и 1985 годов), объединённые трагической темой, — смертью Поэта. Произведения Наумова и Бореля, созданные через полвека после дуэли Пушкина и Дантеса, давно стали классикой пушкинианы. Написанная через сто лет после этого картина молодого художника Дмитрия Белюкина, на мой взгляд, занимает достойное место в ряду произведений о Пушкине.

В заключение хочу сказать, что при работе над материалом обратил внимание на большое количество новых работ о Поэте. Есть очень интересные. А это означает…

Спасибо за внимание. Искренне Ваш

  • К.Т.И.
  • Рисунки/графика
  • Видео
  • Музыка

Источник: https://cont.ws/post/298354

Ссылка на основную публикацию