Краткое содержание поэмы «песня про купца калашникова» по главам (м. ю. лермонтов)

Краткое содержание Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (Михаил Юрьевич Лермонтов)

Москва. Кремль. Уже белокаменный. Царская трапезная. За трапезой Иван IV Грозный. Позади, за спиной царя, стольники. Супротив — князья да бояре. По бокам — охрана, опричники.

Царь Иван Васильевич в преотличнейшем настроении.

Ну чем не повод превратить будничную трапезу в маленький, для своих, праздник? Открывая пированьице «в удовольствие свое и веселие», Грозный повелевает стольникам нацедить для опричнины заморского, сладкого, из царевых запасов вина.

Сам же зорко следит, как пьют его верные слуги, ведь винопитие — еще и испытание на лояльность. Однако и удалые бойцы не лыком шиты: пьют как положено, пьют — царя славят, вино сладкое по губам течет.

Обратите внимание

Иван доволен, но вдруг замечает, что один из них, из опричников, к золотому ковшу с золотым вином не притрагивается.

Узнав в нарушителе дворцового этикета своего любимца Кирибеевича, грозно отчитывает его: «Неприлично же тебе, Кирибеевич, Царской радостью гнушатися; А из роду ты ведь Скуратовых, И семьею ты вскормлен Малютиной!..

» Кирибеевич, лукавый и ловкий, как бес, разыгрывает перед царем, для него персонально, душещипательную сцену. Потому, мол, не пью — в золоченом ковше не мочу усов, — что до страсти влюбился в красавицу, а она от меня, недостойного, как от нехристя, отворачивается, полосатою фатою закрывается.

Узнав, что зазноба его выдвиженца всего лишь купеческая дочка, Иван Васильевич смеется: мол, возьми перстенек мой яхонтовый, прикупи ожерелье жемчужное и пошли дары драгоценные ты своей Алене Дмитриевне. Сладишь дело — на свадьбу зови, ну а прежде свахе покланяйся…

Перехитрил-таки Малютин выкормыш самого Ивана Четвертого! И не врал ему вроде бы, все как есть на духу рассказывал, только правду последнюю при себе оставил: не поведал про то, что красавица «В церкви Божией перевенчана, Перевенчана с молодым купцом По закону нашему христианскому».

Свахе покланяйся? Без свах обойдемся! Главное — царь на его стороне. Да и сам он недаром в опричнине, здесь законникам делать нечего! Гостиный двор. Шелковая лавка купца Калашникова. За прилавком — хозяин. Пересчитывает деньги, разглаживает товар.

Дела у Степана Парамоновича идут успешно. А то, что сегодня баре богатые в его заведение не заглядывают, к деликатному товару не прицениваются, так ведь день на день не приходится.

Но вот уж и вечер, зима, рано темнеет, гостиный двор давно опустел, пора и ему домой, к молодой жене, к милым деточкам. Хорош у Калашниковых дом — высок, ладен, под стать хозяину. Да уж ежели с утра не везет, так обязательно до ночи.

Думал: деточки почивают, а они плачем плачут! Думал: жена ненаглядная его ужином на белой скатерти встретит, а ее и дома-то нету!

Важно

Сильно волнуется Степан Парамонович, спокойный он мужчина, выдержанный, а волнуется: снег, метель, мороз, темень — уж не случилось ли чего с Аленой Дмитриевной? Ох, случилось, случилось, и страшное! Опозорил ее Кирибеевич! И не где-нибудь, посередь улицы, словно тать, как зверюга, набросился, целовал, миловал, уговаривал! На глазах у соседей разбойничал. Те смеялись и пальцем показывали: мол, что деется, ну и бесстыжие!

Поверив, хотя и не сразу, что жена говорит ему правду, Степан Парамонович решает не откладывать дело в долгий ящик, благо обстоятельства складываются удачно.

Завтра на Москве-реке — кулачные бои, и по случаю праздника — при самом царе. А где царь, там и псарня опричная. Вот и выйдет он тогда на опричника. Будет насмерть биться — до последних сил.

Не осилит, так, может, братушки, может, младшеньких Бог и помилует, подсобит одолеть проклятого.

И они, младшенькие, не подводят своего «второго отца». Сначала слегка, по-житейски, не слишком довольные тем, что Степан повыдергивал их из покойных постелей, узнав, что случилось с дорогой их снохой, дают честное купеческое слово: «Уж тебя мы, родного, не выдадим». Берег Москвы-реки. Раннее утро. Зрители еще подтягиваются, но царь со свитою (бояре, дружина, опричнина) уже тут.

Первым, как и предвидел Калашников, выходит на ринг Кирибеевич. Возбужденный вчерашней «победой», он так агрессивен и так уверен в себе, что никто из его обычных противников не трогается с места. Вот тут-то, раздвинув толпу, и появляется Степан Парамонович.

Кирибеевич, слегка удивленный (он-то сразу сообразил, что перед ним — новичок), предлагает простофиле представиться, чтобы знать-де, по ком панихиду служить. Разумеется, это шутка: биться до смерти он явно не собирается. Не тот случай. Да и царь-государь смертные исходы на кулачных ристалищах не одобряет.

И только сообразив, что противник — законный муж Алены Дмитриевны, теряет самообладание. От недавнего куража и следов не осталось. И все-таки он, первый кулак царской опричной команды, чуть было не погубивший Степана Парамоновича удар, промеж ребер, под дых, предательски-подлый, наносит именно он.

Совет

G трудом поднявшись, но моментально собравшись (минуту назад — почтенный купец, а в момент удара удалой боец), Калашников сваливает своего недруга замертво.

Грозный, как опытный болельщик, видит, что оба поединщика работают не по правилам хорошей игры: по правилам ни под дых, ни в висок целить (специально) не полагается, и на правах судьи спрашивает убийцу: нехотя или по воле укокошил он слугу его верного, а если по воле, то за что и про что.

На второй вопрос Степан Парамонович Калашников, естественно, ответить не может, а на первый отвечает сразу: «Я убил его вольной волею». Пораженный его искренностью (мог бы сослаться на неопытность, всем видно, что новичок), Иван Васильевич, играя лучшую из своих ролей — царя грозного, но справедливого, хотя и отправляет Калашникова на плаху, обещает исполнить предсмертную его просьбу: не оставить царскою милостью осиротевшее семейство. И, как ни странно, выполняет обещание! Алене Дмитриевне и сиротам — казенное содержание, а братьям Калашниковым — беспрецедентное право: «торговать безданно, беспошлинно» «по всему царству русскому широкому».

Алена Дмитриевна — жена купца Калашникова, соблазняемая Кирибеевичем. Ее характер предопределен семейно-родовым укладом. Замужняя женщина блюдет покой и быт семьи: встречает мужа, обихаживает детей, ходит в церковь и ведет замкнутый образ жизни, строго определенный обычаем. Соблазняя А. Д.

, Кирибеевич покушается на устои общества, и это справедливо оценивается как преступление, подлежащее наказанию. Образ А. Д. с этой точки зрения играет в поэме исключительно важную содержательную роль. Степан Калашников изумлен, видя свою жену «простоволосой», т. е. без платка на голове, без фаты, прикрывающей лицо, с расплетенными косами, растрепанными волосами.

Появление замужней женщины в неубранном виде — позор для мужа и намек на ее грешные приключения. А. Д. — невольная жертва страсти опричника и последующей мести купца своему обидчику. Искушение, которому подверглась А. Д., воспринимается ею как дьявольское наваждение и разбойничье нападение («Живым пламенем разливаются Поцалуи его окаянные…»; «И остались в руках у разбойника…»).

Обычай требовал, чтобы родственники вступились за оскорбленную женщину, но А. Д. «сиротинушка» и ее единственный защитник — муж.

Калашников Степан Парамонович — купец, хранитель родовых устоев и чести семьи. Имя «Калашников» заимствовано из песни о Мастрюке Темрюковиче (в вариантах, записанных П. В.

Киреевским, упоминаются дети Кулашниковы, братья Калашнички, Калашниковы).

Фабула, возможно, навеяна рассказом о чиновнике Мясоеде-Вислом, жена которого была обесчещена опричниками («История государства Российского» Н. М. Карамзина).

Частная жизнь К. отчетлива и размеренна; в ней все заранее определено. Постоянство жизненного уклада отражает устойчивость психологии.

Обратите внимание

Всякое изменение внешнего быта означает катастрофу, воспринимается как несчастье и горе, предвещает беду. Недаром, придя «в свой высокий дом», К.

«дивится»: «Не встречает его молода жена, Не накрыт дубовый стол белой скатертью, А свеча перед образом еле теплится».

И хотя социальные различия уже проникли в сознание (К. бросает упрек жене: «Уж гуляла ты, пировала ты, Чай, с сынками всё боярскими!..», а Иван Грозный спрашивает К.: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою На Москве-реке сын купеческий?»); общий порядок и родовые отношения еще господствуют. К.

, как глава семьи, в ответе и за же жену, и за малых детушек, и за братьев. Он обязан вступиться за честь жены, за личную честь и честь семьи. Ему послушны и братья. Соблазняя жену К;, Кирибеевич наносит оскорбление не просто частному яйцу, купцу К., а всему христианскому люду, потому что К.

— носитель семейных, родовых устоев, существующего общественного устройства. Именно защита народных, патриархально-родовых принципов жизни делает К.эпическим героем, придает его обиде общенациональный масштаб, а решимость К.

отомстить обидчику предстает как общенародный протест, освященный санкцией народного мнения.

Поэтому и бой К. происходит на виду всей Москвы, всего честного народа. Эмоциональным выражением смертельного поединка, его бескомпромиссности, заранее предопределенного исхода и вместе с тем высоты нравственной идеи, защищаемой К., служит торжественное описание столицы перед боем («Над Москвой великой, златоглавою…»).

Самому поединку также придано символическое значение. Ритуал традиционного кулачного боя — от приготовления к нему до окончания — чрезвычайно важен в контексте художественного смысла «Песни…». Потешный кулачный бой, где мерились силой удалые храбрецы, превращен в идейное противостояние старого уклада с разрушающим его своеволием.

Форма поединка, узаконенная народным обычаем, где сила честно сражается с силой, основана на справедливом законе: «Кто побьет кого, того царь наградит, А кто будет побит, тому Бог простит!» Перед боем К.

обращается ко всему православному миру: «Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому».

Однако общенародное дело, за которое К, готов биться, принимает форму личного протеста. К. не идет к царю, блюстителю порядка и традиций, чтобы добиться справедливости, а берет на себя личную ответственность.

Важно

Человек уже не доверяет царской власти, а в известной мере противопоставляет себя ей, не видя в царе гаранта народных обычаев и христианского закона. Больше того: защищая прежние устои, К. одновременно совершает преступление, ибо превращает потешный бой в мщение. Мотивы, движущие К.

, – высоки, но поступок его ставит К. вне чтимого..им родового закона. Чтобы защитить вековые обычаи, личность должна нарушить их.

В К. воплощен образ героя-мстителя, борющегося за справедливость, причем — и это характерно для Лермонтова — именно личность берет на себя право отстаивать народную правду.

Углубление народного, демократического начала связано с преодолением канона байронической поэмы: героем-мстителем избран «простой» человек. Современная проблематика погружена в историю, а история воссоздается с позиций настоящего.

Чувствуя актуальность «Песни…», ее сюжет сопоставляли с реальными событиями тех лет: с семейной трагедией Пушкина и историей увоза гусаром жены московского купца.

Кирибеевич — опричник, любимец Ивана Грозного, из семьи Малютиной (Малюты Скуратова). Прозвище — Кирибеевич — скорее татарского происхождения (Кирибей), однако этот мотив не развит. Можно думать, что Кирибеевич принял православную веру (отвечая царю, он говорит: «злы татаровья»). К. антагонист Калашникова, носитель неограниченного личного начала.

В этом смысле он сходен с демоническими героями Лермонтова. К. бунтует против веками освященного порядка, нарушая патриархально-родовые законы и соблазняя жену Калашникова, Алену Дмитриевну. К. презирает народное мнение и народный обычай, подчеркивает, что он прежде всего — слуга царя и неподвластен народному целому.

Читайте также:  Сочинение по картине юона «русская зима»

Семейно-родовым связям он противополагает социально-иерархические отношения.

Искушая и соблазняя Алену Дмитриевну, К. сулит ей богатые дары и заручается поддержкой Ивана Грозного. В отличие от Калашникова, К., выходя на бой, кланяется только царю. И на самый бой он идет с целью потешить «царя нашего батюшку». Своеволие К.

проявляется и в том, что он — «лукавый раб» — обманул царя, «Не сказал правды истинной, Не поведал , что красавица В церкви Божией перевенчана, Перевенчана с молодым купцом По закону нашему христианскому». Идет против традиции и ее защитник — оскорбленный К.

купец Калашников.

Тем самым в поэме столкнулись два мятежника — один защищает старые порядки, другой их разрушает. Своевольство чуждо народу, но поддержано царской властью, защитник старины мил народу, но не угоден царю, потерявшему своего любимца. Калашников и К.

выведены Лермонтовым на арену исторической жизни в переломный момент, когда патриархальные отношения и патриархальная психология стали разрушаться под натиском индивидуалистических страстей.

Этот разлом коснулся самых интимных сторон жизни, определив конфликт, ставший содержанием «Песни…».

Совет

Царь Иван Васильевич Грозный — одно из основных действующих лиц поэмы. Изображен в духе народных традиций. Мотив извращенного характера царя как причины деспотизма и тирании, в согласии с тогдашней исторической наукой, опущен. «Справедливость» и «жестокость» Г.

осознаны как особенности эпохи: когда Степан Калашников признается, что убил Кирибеевича «вольной волей», но отказывается сказать «за что и про что», то Г. в точности исполняет его просьбу.

Он, далее, оказывает ему особую «милость», обещая топор «наточить-навострить», палача «одеть-нарядить» и звонить «в большой колокол», избавляя Калашникова от мучительной смерти и придавая ей торжественность. Г. представляется в поэме не в качестве государственного деятеля, политика, воина, а в частном быту.

Он — хранитель патриархально-родовых связей, стоит за законную любовь и в духе народных представлений не помышляет о насилии над волей своего раба-любимца Кирибеевича или Алены Дмитриевны. Однако патриархальные связи начинают распадаться, и власть царя вступает в противоречие с народной нравственностью. Поскольку Кирибеевич обманул Г.

, утаив от него, что Алена Дмитриевна замужем, то царь, наказывая Калашникова, осуществляет формальное право, слепо следуя христианскому закону, и опирается на силу власти, а не на силу обычаев. Тем самым он невольно подрывает патриархально-родовые устои и карает того, кто эти законы защищал.

Народный обычай становится формой царского произвола. В этой противоречивости проступило своеобразие лермонтовской трактовки Г., который оправдывает обидчика-любимца, виновного в бунте против устоев. Правда царя и правда народа разошлись, и это предвещает закат патриархальной эпохи.

Источник: https://school-essay.ru/pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova-mixail-yurevich-lermontov.html

Краткое содержание «Песня про купца Калашникова» Лермонтова

Не сияет на небе солнце красное. то за трапезой сидит во златом венце грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники, супротив его все бояре да князья, по бокам его все опричники. Все веселятся, лишь удалой опричник Кирибеевич “опустил головушку на широку грудь — а в груди его была дума темная”.

Царь спрашивает своего верного слугу-опричника, почему он грустит на пиру: “Аль ты думу затаил нечестивую? Али славе нашей завидуешь? Али служба тебе честная прискучила?” Отвечает Кирибеевич, кланяясь царю в пояс: причина его грусти — Алена Дмитриевна. На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы.

Как увижу ее, я и сам не свой, Опускаются руки сильные, Помрачаются очи бойкие;. Царь, смеясь, дарит Кирибеевичу перстень яхонтовый да ожерелье жемчужное, советует найти сваху побойчее. Кирибеевич отвечает, что Алена Дмитриевна “в церкви Божией перевенчана, перевенчана с молодым купцом по закону нашему христианскому. “.

Не идет сегодня торговля у молодого купца Степана Парамоновича, по прозванию Калашников. Вот уж отзвонили вечерню во святых церквах; опустел широкий гостиный двор. Запирает Степан Парамонович свою лавку и идет домой за Москву-реку. Приходит он в свой высокий дом и дивится: не встречает его молода жена, не накрыт дубовый стол белой скатертью.

Обратите внимание

Спрашивает он старую работницу Еремеевну, где в такой поздний час жена его Алена Дмитриевна и что детки — спозаранку спать уложилися? Отвечает Еремеевна, что Алена Дмитриевна пошла к вечерне, но вот уже поп прошел с молодой попадьей, а хозяюшки все нет, дети почивать не легли, плачем плачут, ожидая мать. Задумался купец думой крепкою, стал к окну, глядит на улицу.

Потом слышит шаги торопливые; перед ним стоит Алена Дмитриевна — бледная, простоволосая. смотрят очи мутные как безумные. “Уж ты где жена, жена, шаталася, на каком подворье, на площади. ” Задрожала Алена Дмитриевна, горько восплакалась, в ноги мужу повалилася. Когда она возвращалась из церкви, нагнал ее опричник Кирибеевич, сулил богатые дары.

“Закружилась моя бедная головушка, и стал он меня цаловать-ласкать”.

А соседи смеялись, пальцем показывали. Когда она вырвалась, то остался в руках “разбойника” подарок мужа — узорный платок. Алена Дмитриевна просит мужа заступиться за нее, ведь больше у нее никого нет.

Зовет Калашников своих братьев и рассказывает им, что “опозорил семью нашу честную злой опричник царский Кирибеевич”.

Завтра он будет биться с Кирибеевичем на Москве-реке при самом царе, и коли побьет его опричник, братья должны выйти за святую правду-матушку.

На Москву-реку собираются удалые бойцы московские. И приехал царь со дружиною, со боярами и опричниками. “Кто побьет кого — заявляет царь, — того царь наградит. А кто будет побит, тому Бог простит!” Серебряной цепью оцепили место для охотницкого боя, одиночного. Выходит удалой Кирибеевич, царю в пояс молча кланяется, скидает с могучих плеч шубу и ждет противника.

Выходит Степан Парамонович, по прозванию Калашников. Поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому. На опричника смотрит пристально, супротив него становится. Кирибеевич просит его назвать себя, а как услышал он ответ Степана Калашникова, то побледнел в лице, как осенний снег.

Вот молча оба расходятся, — богатырский бой начинается. Размахнулся Кирибеевич и ударил купца Калашникова посередь груди — пошатнулся Степан Парамонович; медный крест со святыми мощами из Киева, что висел у него на груди, погнулся и вдавился в грудь. Как роса из-под него кровь закапала.

Важно

Изловчился Степан Парамонович, собрался со всей своей силою и ударил ненавистника прямо в левый висок со всего плеча. Опричник мертв.

Царь гневно спрашивает купца: “Отвечай мне по правде, по совести, вольной волею или нехотя, ты убил насмерть мово верного слугу, мово лучшего бойца Кирибеевича?” “Я кажу тебе, православный царь: Я убил его вольной волею, А за что, про что — не скажу тебе, Скажу только Богу единому.

Не оставь лишь малых детушек, Не оставь молодую вдову Да двух братьев моих своей милостью. ” Царь обещает исполнить просьбу купца, а самого его приказывает казнить. Схоронили его за Москвой-рекой, На чистом поле промеж трех дорог. И бугор земли сырой тут насыпали. И проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек — перекрестится, Пройдет молодец — приосанится, Пройдет девица — пригорюнится, А пройдут гусляры — споют песенку.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Краткое содержание «Песня про купца Калашникова» Лермонтова« Анализ стихотворения Некрасова «Давно – отвергнутый тобою»Анализ стихотворения Цветаевой «Имя твое – птица в руке» »

Источник: https://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-pesnya-pro-kupca-kalashnikova-lermontova/

Краткое содержание поэмы М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича…”

Начинается произведение сценой в царском дворце. За трапезой сидит грозный царь Иван Васильевич, позади него – стольники, напротив – бояре да князья, по бокам – опричники. Царь пирует во славу божью, в свое удовольствие и веселье. Повелел налить вина сладкого заморского опричникам. Все пили, царя славили.

Лишь один удалой боец, буйный молодец, опричник Кирибеевич, сидел задумчивый. Взглянул на него царь, как ястреб на голубя, но молодец глаз не поднял, стукнул царь посохом – и тогда не вздрогнул молодой боец, лишь когда царь заговорил грозным голосом, тогда очнулся. Царь стал расспрашивать, почему его верный слуга Кирибеевич невеселый сидит.

Молодец ответил, что всего у него достаточно: и злата-серебра, и кафтан парчовый нарядный есть, и шапка соболиная, и конь добрый. Стоит ему, молодцу принарядиться, да на коне выехать за Москву-реку покататься, все красные девушки им любуются. Лишь одна не глядит, не любуется, полосатой фатой закрывается. А другой такой красавицы не найти на всей Руси.

Зовут эту красавицу Аленой Дмитриевной.

Совсем потерял голову царский опричник. Как видит он эту девицу, так сам не свой. Готов ехать он на край света, бежать от своей неразделенной любви.

Царь Иван Васильевич только рассмеялся и обещал помочь беде своего верного слуги. Велел взять Кирибеевичу царский яхонтовый перстенек и жемчужное ожерелье и покланяться прежде смышленой свахе, а потом уже своей Алене Дмитриевне. Если полюбится молодец девице-красавице, то пусть празднует свадебку, если не полюбится – пусть не гневается.

Царь не знал, что красавица в церкви повенчана по христианскому закону с молодым купцом. Умолчал об этом лукавый Кирибеевич, обманул царя.

За прилавком сидит молодой купец Степан Парамонович Калашников. Шелковые товары раскладывает, заманивает покупателей речами ласковыми. Да только недобрый день у него задался: ходят мимо покупатели богатые, в его лавочку не заглядывают. Когда отзвонили вечерню в церквях и купеческий двор опустел, Степан Парамонович запер лавку и пошел домой к молодой хозяйке за Москву-реку.

Приходит он домой и дивится: молодая жена его не встречает, стол не накрыт, свеча перед образом еле теплится. Он зовет старую работницу Еремеевну и спрашивает ее, где Алена Дмитриевна й почему не видать детей.

В ответ слышит, что хозяйка пошла к вечерне, но до сих пор домой не вернулась. Уже и служба закончилась, и поп с попадьей домой прошли, – Алены Дмитриевны все еще нет.

Дети их не играют, не спят, а плачут, не унимаются.

Смутился тогда Степан Парамонович думой крепкой, подошел к окну. Видит – за окном ночь темная и снег валит, заметает след человеческий.

Совет

Вдруг слышит он, что в сенях двери хлопнули, а потом шаги торопливые. Оглянулся – перед ним стоит его молодая жена. Бледная, простоволосая, косы расплетены, снегом пересыпаны, глаза безумные, уста шепчут речи непонятные.

Купец разгневался, стал спрашивать, где она была, уж не гуляла ли с сынками боярскими? Говорит, не для того они в церкви венчались, чтобы жена его честное имя порочила.

Алена Дмитриевна повалилась в ноги мужу и попросила ее выслушать, поскольку не страшна ей смерть, не страшна молва людская, а страшна только немилость супруга. Рассказала, что вечером возвращалась одна из церкви и по дороге домой к ней пристал человек.

Он схватил ее за руки и тихим шепотом сказал, что он слуга царя, зовут его Кирибеевич. Обещал нарядить ее как царицу, осыпать золотом и жемчугом, если она ответит на его любовь. Алена Дмитриевна рванулась из его рук, но в руках у разбойника остались бухарский платок, подарок мужа, и фата.

Все это видели злые соседушки и пальцем на них показывали. Алена Дмитриевна, заливаясь слезами, просила мужа не дать ее “злым охульникам в поругание”.

Степан Парамонович послал за двумя своими меньшими братьями. Они явились, начали спрашивать, зачем старший брат, которого они чтили как отца, прислал за ними.

Читайте также:  Возможно ли равнодушие в дружбе и любви?

Калашников рассказал, что его честную семью опозорил царский опричник Кирибеевич. Завтра на Москве-реке он вызовет опричника на кулачный бой и будет биться с ним до последних сил. Если же тот побьет Калашникова, то пусть меньшие братья со свежими силами выйдут и продолжат поединок. Братья ответили, что будет так, как он скажет.

Утром следующего дня на Москву-реку на заре стали сходиться бойцы на кулачный бой разгуляться и потешиться. Приехал царь с дружиною, боярами да опричниками. Царь велел клич кликать, чтобы найти участников боя.

Обратите внимание

Первым вышел Кирибеевич, стал ожидать себе противника. Трижды кликали клич, никто не выходил. Он уже стал посмеиваться над плохими бойцами, как вдруг из толпы вышел купец Калашников. Поклонился он царю, святым церквям, потом всему народу. Смотрит на противника, распрямляет плечи, натягивает боевые рукавицы, бороду разглаживает.

Кирибеевич спросил у соперника, как его зовут, чтобы было знать, по кому панихиду служить и чем похвастаться. Купец ответил, что зовут его Степаном Калашниковым, родился он от честного отца, жил по закону господнему, чужой жены не позорил, и сказал, что этот бой действительно будет последним для одного из них. Кирибеевич, услышав это, побледнел, и ответные слова замерли у него на устах.

Бой начался. Первым ударил Кирибеевич – затрещала молодецкая грудь Калашникова. Тот ответным ударом в висок повалил своего противника. Царский опричник упал замертво.

Царь, увидев все это, нахмурился и велел привести к нему купца. Стал выпытывать, вольной волею или нехотя убил тот царского слугу. Калашников ответил, что убил его волей вольною, а за что – царю не скажет, скажет только богу единому. Пусть царь прикажет казнить его, только не оставит малых детушек, молодую вдову и братьев его своей царской милостью.

Царь ответил, что Калашников “ответ держал по совести”, за это он молодую жену его и сирот пожалует из казны, братьям купца по всему царству велит торговать беспошлинно, а сам купец будет казнен на лобном месте.

Народ на казнь начал собираться, а Степан Парамонович – прощаться с меньшими братьями. Попросил поклониться Алене

Дмитриевне, передать его наказ, чтобы меньше печалилась, поклониться от него дому родительскому, товарищам, и помолиться за его душу в церкви божьей.

Калашникова казнили позорной лютой смертью. Схоронили его за Москвой-рекой между трех дорог, Тульской, Рязанской и Владимирской. Гуляют-шумят ветры буйные над его безымянной могилою. Проходят мимо люди добрые: старый человек пройдет – перекрестится, молодец пройдет – приосанится, девица пройдет – пригорюнится, а пройдут гусляры – споют песенку.

Источник: https://home-task.com/kratkoe-soderzhanie-poemy-m-yu-lermontova-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha/

Песня про купца Калашникова

Вы здесь

Уникальное произведение Песня про купца Калашникова Михаил Лермонтов написал в 1837 году. Произведение является поэмой, и она стала завершающей в работе Лермонтова, если говорить о изучении писателем русского народного творчества. Поэма Песня про купца Калашникова относится к русскому литературному эпосу.

Михаил Лермонтов в основу сюжета положил предания об Иване Грозном, которые дошли до XIX века благодаря сохранившимся народным песням.

Стоит отметить, что ни другие писатели, ни сам Лермонтов не создавали больше ничего похожего на поэму Песня про купца Калашникова, если говорить о ее стилистике, раскрытии персонажей и форме преподнесения проблем.

Ниже читайте краткое содержание поэмы Песня про купца Калашникова.

Москва. Кремль. Уже белокаменный. Царская трапезная. За трапезой Иван IV Грозный. Позади, за спиной царя, стольники. Супротив — князья да бояре. По бокам — охрана, опричники.

Царь Иван Васильевич в преотличнейшем настроении.

Важно

Ну, чем не повод превратить будничную трапезу в маленький, для своих, праздник? Открывая пированьице «в удовольствие своё и веселие», Грозный повелевает стольникам нацедить для опричнины заморского, сладкого, из царёвых запасов вина.

Сам же зорко следит, как пьют его верные слуги, ведь винопитие — ещё и испытание на лояльность. Однако и удалые бойцы не лыком шиты: пьют как положено, пьют — царя славят, вино сладкое по губам течёт.

Иван доволен, но вдруг замечает, что один из них, из опричников, к золотому ковшу с золотым вином не притрагивается. Узнав в нарушителе дворцового этикета своего любимца Кирибеевича, грозно отчитывает его: «Неприлично же тебе, Кирибеевич,/ Царской радостью гнушатися;/ А из роду ты ведь Скуратовых,/ И семьёю ты вскормлен Малютиной!..»

Кирибеевич, лукавый и ловкий, как бес, разыгрывает перед царём, для него персонально, душещипательную сцену.

Потому, мол, не пью — в золочёном ковше не мочу усов, — что до страсти влюбился в красавицу, а она от меня, недостойного, как от нехристя, отворачивается, полосатою фатою закрывается.

Узнав, что зазноба его выдвиженца всего лишь купеческая дочка, Иван Васильевич смеётся: мол, возьми перстенёк мой яхонтовый, прикупи ожерелье жемчужное и пошли дары драгоценные ты своей Алене Дмитриевне. Сладишь дело — на свадьбу зови, ну, а прежде свахе покланяйся…

Перехитрил-таки Малютин выкормыш самого Ивана Четвёртого! И не врал ему вроде бы, все, как есть, на духу рассказывал, только правду последнюю при себе оставил: не поведал про то, что красавица «В церкви Божией перевенчана,/ Перевенчана с молодым купцом/ По закону нашему христианскому».

Свахе покланяйся? Без свах обойдёмся! Главное — царь на его стороне. Да и сам он недаром в опричнине, здесь законникам делать нечего!

Совет

Гостиный двор. Шёлковая лавка купца Калашникова. За прилавком — хозяин. Пересчитывает деньги, разглаживает товар.

Дела у Степана Парамоновича идут успешно. А то, что сегодня баре богатые в его заведение не заглядывают, к деликатному товару не прицениваются, так ведь день на день не приходится. Но вот уж и вечер, зима, рано темнеет, гостиный двор давно опустел, пора и ему домой, к молодой жене, к милым деточкам.

Хорош у Калашниковых дом — высок, ладен, под стать хозяину. Да уж ежели с утра не везёт, так обязательно до ночи.

Думал: деточки почивают, а они плачем плачут! Думал: жена ненаглядная его ужином на белой скатерти встретит, а её и дома-то нету! Сильно волнуется Степан Парамонович, спокойный он мужчина, выдержанный, а волнуется: снег, метель, мороз, темень — уж не случилось ли чего с Аленой Дмитриевной? Ох, случилось, случилось, и страшное! Опозорил её Кирибеевич! И не где-нибудь, посередь улицы, словно тать, как зверюга, набросился, целовал, миловал, уговаривал! На глазах у соседей разбойничал. Те смеялись и пальцем показывали: мол, что деется, ну и бесстыжие!

Поверив, хотя и не сразу, что жена говорит ему правду, Степан Парамонович решает не откладывать дело в долгий ящик, благо обстоятельства складываются удачно.

Завтра на Москве-реке — кулачные бои, и по случаю праздника — при самом царе. А где царь, там и псарня опричная. Вот и выйдет он тогда на опричника. Будет насмерть биться — до последних сил.

Не осилит, так, может, братушки, может, младшеньких Бог и помилует, подсобит одолеть проклятого.

И они, младшенькие, не подводят своего «второго отца». Сначала слегка, по-житейски, не слишком довольные тем, что Степан повыдёргивал их из покойных постелей, узнав, что случилось с дорогой их снохой, дают честное купеческое слово: «Уж тебя мы, родного, не выдадим».

Обратите внимание

Берег Москвы-реки. Раннее утро. Зрители ещё подтягиваются, но царь со свитою (бояре, дружина, опричнина) уже тут.

Первым, как и предвидел Калашников, выходит на ринг Кирибеевич. Возбуждённый вчерашней «победой», он так агрессивен и так уверен в себе, что никто из его обычных противников не трогается с места. Вот тут-то, раздвинув толпу, и появляется Степан Парамонович.

Кирибеевич, слегка удивлённый (он-то сразу сообразил, что перед ним — новичок), предлагает простофиле представиться, чтобы знать-де, по ком панихиду служить. Разумеется, это шутка: биться до смерти он явно не собирается. Не тот случай. Да и царь-государь смертные исходы на кулачных ристалищах не одобряет.

И только сообразив, что противник — законный муж Алены Дмитриевны, теряет самообладание. От недавнего куража и следов не осталось. И все-таки — он, первый кулак царской опричной команды, чуть было не погубивший Степана Парамоновича удар, промеж рёбер, поддых, предательски-подлый, наносит именно он.

С трудом поднявшись, но моментально собравшись (минуту назад — почтенный купец, а в момент удара удалой боец), Калашников сваливает своего недруга замертво.

Грозный, как опытный болельщик, видит, что оба поединщика работают не по правилам хорошей игры: по правилам ни поддых, ни в висок целить (специально) не полагается, и на правах судьи спрашивает убийцу: нехотя или по воле укокошил он слугу его верного, а если по воле, то за что и про что.

На второй вопрос Степан Парамонович Калашников, естественно, ответить не может, а на первый отвечает сразу: «Я убил его вольной волею». Поражённый его искренностью (мог бы сослаться на неопытность, всем видно, что новичок), Иван Васильевич, играя лучшую из своих ролей — царя Грозного, но Справедливого, хотя и отправляет Калашникова на плаху, обещает исполнить предсмертную его просьбу: не оставить царскою милостью осиротевшее семейство. И, как ни странно, выполняет обещание! Алене Дмитриевне и сиротам — казённое содержание, а братьям Калашниковым — беспрецедентное право: «торговать безданно, беспошлинно» «по всему царству русскому широкому».

Вы прочитали краткое содержание поэмы Песня про купца Калашникова. Предлагаем вам также посетить раздел нашего сайта Краткие содержания, где вы сможете ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1996. — 832 с. <\p>

Другие краткие содержания

<\p>

Источник: https://reedcafe.ru/summary/pesnya-pro-kupca-kalashnikova

Поэму Лермонтова Песня про купца Калашникова читать

Автор: Михаил Юрьевич Лермонтов

Год издания поэмы: 1838

Поэма Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» получила широкую известность не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Эта поэма легла в основу оперы А. Рубенштейна и по праву считается одним из значимых произведений в творчестве писателя, который по сей день занимает высокие места среди лучших русских писателей.

Сюжет поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» кратко

В поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича» кратком содержании вы узнаете, как однажды за трапезой Иван IV Грозный решил превратить свою трапезу в небольшой праздник для своих. Он велел нацедить для опричников сладкого заморского вина из царских запасов.

Ведь винопитие это не только удовольствие, но и испытание на преданность. И под зорким взглядом Ивана Васильевича все опричники пью вино как положено, славят царя, а вино по губам течет.

Лишь царский любимец Кирибеевич не пьет вина и тогда Иван Васильевич спросил: «Почему Кирибеевич, из рода Скуратовых из семьи Малютиной, царской радостью брезгует?».

Важно

Тут то и рассказал лукавый опричник из поэмы Лермонтова «Про купца Калашникова» о том, что влюбился он в красавицу, но она как от нехристя от него фатою закрывается. Потому в печали своей и не мочит он усы в золотом кубке.

А красавица его дочь купеческая Алена Дмитриевна. На что царь отвечал, что Кирибеевичу надо взять его перстенек яхонтовый, купить ожерелье жемчужное, да и отправить своей красавице.

А как сладит дело так обязательно звать царя на свадьбу.

Но далее в «Песни про купца Калашникова» М Ю Лермонтова читать можно, что обманул царя хитрый опричник. Не сказал он, что красавица его уже перевенчана с молодым купцом. Но теперь царь на его стороне, да и сам он недаром в опричнине, поэтому можно обойтись без свах, которых советовал посылать Иван Васильевич.

Далее в поэме Лермонтова «Песня про купца Калашникова» кратком содержании читать можно о событиях, происходящих в шелковой лавке купца Степана Парамоновича Калашникова. Он как раз отстоял день за прилавком. Сегодня богатые покупатели к нему не заходили, но ведь день на день не приходится. А вообще его торговые дела идут хорошо.

Разгладив товар, он отправляется домой. Его дом такой же статный, как и он сам. Но дома у него нет жены и дети плачут. Главный герой «песни про царя Ивана Васильевича» человек выдержанный, но сильно волнуется. А тут еще узнает он, что опричник Кирибеечев опозорил его жену прямо на улице. Как тать набросился на нее целовал, миловал, уговаривал.

Читайте также:  Биография оскара уайльда: жизнь и творчество

А на все это смотрели соседи и пальцем тыкали.

Далее в произведении Лермонтова «Песня про купца Калашникова» читать можно о том, что хоть и не сразу, но поверил главный герой жене. Решил он отомстить обидчику. Тем более, что и случай выпадает уже на завтра. Ведь на Москве-реки завтра будут кулачные бои.

Там будет царь, а значит и опричники. И решил купец Калашников биться на смерть. А если он не сможет, то младшие братья должны помочь.

Он идет к братьям, которые сначала не очень довольны, что их вытянули из постели, но узнав, что произошло с их снохой обещают помочь.

Совет

Если дальше «Песнь о купце Калашникове» читать краткое содержание, то вы узнаете, как следующим утром царь со свитой ранним утром уж прибыл на Москву-реку. Первым выходит биться Кирибеевич. После вчерашней «победы» он агрессивен и уверен в себе. Видя это его старые, противники не выходят в ринг.

И тут раздвигая толпу выходит Степан Парамонович. По нему видно, что он новичок и удивленный опричник предлагает представиться по ком панихиду служить будут. Биться насмерть он не собирается, ведь царь этого не одобряет, а больше шутит.

Но когда он узнает, что противостоит ему муж Алены Дмитриевны, то вся его спесь сходит на нет.

Далее в поэме М Лермонтова «Песне про царя Ивана Васильевича» читать можно как опричник первый ударил Калашникова подлым ударом под дых. Он едва не погубил главного героя, но он сразу встает и одним ударом сваливает недруга насмерть.

Иван Васильевич на правах судьи спрашивает нехотя или по доброй воле он укокошил Кирибеевича, и если по доброй воле, то какова причина. Ведь по правилам не под дых, не в висок специально бить нельзя. На что Калашников отвечает, что убил его по собственной воле. Хотя он мог слукавить и сослаться на неопытность.

А вот на второй вопрос он ответить не может. И тогда Иван Васильевич выполняет свою роль царя грозного, но справедливого. Он отправляет Калашникова на плаху, но выполняя его последнюю волю не оставить царской милостью, как не странно, сдерживает обещание.

Алене Дмитриевне и сиротам назначается казенное содержание, а младшим братьям возможность торговать безданно и беспошлинно по всему русскому царству.

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» на сайте Топ книг

Читать «Песнь про царя Ивана Васильевича» Лермонтова настолько популярно, что ее по праву ставят в список лучших поэм.

Но конечно главное достижение произведения, это попадание в список лучших книг осени 2015.

И учитывая наличие произведения в школьной программе, благодаря чему интерес к нему достаточно стабилен, эта поэма Лермонтова еще не раз будет представлена в рейтингах нашего сайта.

Поэму Лермонтова «Песня про купца Калашникова» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете здесь

Поэму Лермонтова «Песнь про купца Калашникова» скачать бесплатно вы можете здесь

Источник: https://top-knig.ru/pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova/

39.​ «Песня про… купца Калашникова» м.Ю. Лермонтова

Краткое
содержание: Москва. Кремль. Уже
белокаменный. Царская трапезная. За трапезой
Иван IV Грозный. Позади, за спиной
царя, стольники. Супротив —
князья да бояре. По бокам —
охрана, опричники.

Царь
Иван Васильевич в преотличнейшем
настроении.

 Ну, чем не повод
превратить будничную трапезу
в маленький, для своих, праздник?
Открывая пированьице «в удовольствие
свое и веселие», Грозный повелевает
стольникам нацедить для опричнины
заморского, сладкого,из царевых
запасов вина.

 Сам же зорко следит, как
пьют его верные слуги, ведь винопитие —
еще и испытание на лояльность. Однако
и удалые бойцы не лыком шиты: пьют
как положено, пьют — царя славят, вино
сладкое по губам течет.

Обратите внимание

 Иван
доволен, но вдруг замечает,что
один из них, из опричников, к золотому
ковшу с золотым вином не притрагивается. Узнав
в нарушителе дворцового этикета
своего любимца Кирибеевича, грозно
отчитывает его: «Неприлично же
тебе,Кирибеевич,/ Царской радостью
гнушатися;/ А из роду ты ведь
Скуратовых,/ И семьею ты вскормлен
Малютиной!..»

Кирибеевич, лукавый
и ловкий, как бес, разыгрывает
перед царем, для него
персонально, душещипательную
сцену.

 Потому, мол, не пью —
в золоченом ковше не мочу усов, —
что до страсти влюбился в красавицу,а она
от меня, недостойного, как
от нехристя, отворачивается, полосатою
фатою закрывается.

 Узнав, что
зазноба его выдвиженца всего лишь
купеческая дочка, Иван Васильевич
смеется: мол, возьми перстенек мой
яхонтовый, прикупи ожерелье жемчужное
и пошли дары драгоценные ты своей
Алене Дмитриевне. Сладишь дело —
на свадьбу зови, ну,а прежде
свахе покланяйся…

Перехитрил-таки Малютин
выкормыш самого Ивана Четвертого!
И не врал ему вроде бы, все, как
есть, на духу рассказывал, только
правду последнюю при себе оставил:
не поведал про то, что красавица«В церкви
Божией перевенчана,/ Перевенчана
с молодым купцом/ По закону нашему
христианскому».

Свахе
покланяйся? Без свах обойдемся! Главное —
царь на его стороне.Да и сам
он недаром в опричнине, здесь
законникам делать нечего!

Гостиный
двор. Шелковая лавка купца
Калашникова. За прилавком —
хозяин. Пересчитывает деньги, разглаживает
товар.

Дела
у Степана Парамоновича идут
успешно. А то, что сегодня баре
богатые в его заведение
не заглядывают, к деликатному
товару не прицениваются, так ведь
день на день не приходится. Но вот
уж и вечер, зима, рано
темнеет, гостиный двор давно
опустел, пора и ему домой, к молодой
жене, к милым деточкам.

Важно

 Хорош
у Калашниковых дом — высок, ладен, под
стать хозяину. Да уж ежели с утра
не везет, так обязательно
до ночи.

 Думал: деточки почивают, а они
плачем плачут! Думал: жена ненаглядная
его ужином на белой скатерти
встретит, а её и дома-то нету!
Сильно волнуется Степан Парамонович, спокойный
он мужчина, выдержанный, а волнуется:
снег, метель, мороз, темень —
уж не случилось ли чего с Аленой
Дмитриевной? Ох, случилось,случилось, и страшное!
Опозорил её Кирибеевич! И не где-нибудь,посередь
улицы, словно тать, как
зверюга, набросился, целовал, миловал,уговаривал!
На глазах у соседей
разбойничал. Те смеялись и пальцем
показывали: мол, что деется, ну и бесстыжие!

Поверив, хотя
и не сразу, что жена говорит ему
правду, Степан Парамонович решает
не откладывать дело в долгий
ящик, благо обстоятельства складываются
удачно.

 Завтра на Москве-реке —
кулачные бои, и по случаю
праздника — при самом царе. А где
царь, там и псарня опричная. Вот
и выйдет он тогда на опричника. Будет
насмерть биться — до последних
сил.

 Не осилит, так, может, братушки, может,младшеньких
Бог и помилует, подсобит одолеть
проклятого.

И они, младшенькие, не подводят
своего «второго отца». Сначала
слегка,по-житейски, не слишком
довольные тем, что Степан повыдергивал
их из покойных постелей, узнав, что
случилось с дорогой их снохой, дают
честное купеческое слово: «Уж тебя
мы, родного, не выдадим».

Берег Москвы-реки. Раннее
утро. Зрители еще подтягиваются, но царь
со свитою (бояре, дружина, опричнина) уже
тут.

Первым, как
и предвидел Калашников, выходит
на ринг Кирибеевич.Возбужденный
вчерашней «победой», он так
агрессивен и так уверен в себе, что
никто из его обычных противников
не трогается с места. Вот тут
то, раздвинув толпу, и появляется
Степан Парамонович.

Совет

 Кирибеевич,слегка
удивленный (он-то сразу сообразил, что
перед ним — новичок),предлагает
простофиле представиться, чтобы знать-де, по ком
панихиду служить. Разумеется, это
шутка: биться до смерти он явно
не собирается.Не тот
случай. Да и царь-государь смертные
исходы на кулачных ристалищах
не одобряет. И только сообразив, что
противник — законный муж Алены
Дмитриевны, теряет самообладание.

 От недавнего
куража и следов не осталось. И все-таки —
он, первый кулак царской опричной
команды, чуть было не погубивший
Степана Парамоновича удар, промеж
ребер, поддых, предательски-подлый, наносит
именно он. С трудом
поднявшись, но моментально
собравшись (минуту назад — почтенный
купец, а в момент удара удалой
боец), Калашников сваливает своего
недруга замертво.

 Грозный, как
опытный болельщик, видит, что оба
поединщика работают не по правилам
хорошей игры: по правилам
ни поддых, ни в висок
целить (специально) не полагается, и на правах
судьи спрашивает убийцу: нехотя или
по воле укокошил он слугу его
верного, а если по воле, то за что
и про что.

 На второй вопрос
Степан Парамонович Калашников, естественно, ответить
не может, а на первый отвечает
сразу: «Я убил его вольной
волею».

 Пораженный его искренностью (мог бы
сослаться на неопытность, всем
видно, что новичок), Иван
Васильевич, играя лучшую из своих
ролей — царя Грозного, но Справедливого, хотя
и отправляет Калашникова на плаху,обещает
исполнить предсмертную его просьбу:
не оставить царскою милостью
осиротевшее семейство. И, как
ни странно, выполняет обещание!
Алене Дмитриевне и сиротам —
казенное содержание,а братьям
Калашниковым — беспрецедентное
право: «торговать
безданно, беспошлинно» «по всему
царству русскому широкому». 

Источник: https://StudFiles.net/preview/2458400/page:36/

Чем поэма “песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова” близка устному народному творчеству?

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова / Чем поэма “песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова” близка устному народному творчеству?

  Скачать сочинение
Тип: Идейно-художественный анализ произведения

    «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова» была написана М.Ю. Лермонтовым в 1837году. Создание это произведения относится к периоду творческой зрелости поэта.
    Это первая поэма, которую опубликовал поэт. Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме.

По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своем роде и не получила продолжения ни в творчестве её автора, ни у других поэтов. Не было у “Песни…” перекличек и с предыдущими произведениями Лермонтова.     После чтения поэмы остаётся чувство, что мы прочитали не литературное произведение, а прослушали историческую народную песню, пропетую гуслярами.

Поэма Лермонтова названа песней, так как поэт создаёт произведение, очень близкое по содержанию, форме и по духу к русским народным историческим песням.
    Работая над «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаил Юрьевич Лермонтов изучал сборник былин Кирши Данилова и другие публикации фольклора.

Источником поэмы может быть признана историческая песня «Кастрюк Мастрюкович», в которой рассказывается о героической борьбе человека из народа против опричника Ивана Грозного. Однако Лермонтов не копировал народные песни механически.
    Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям.

Гусляры, тешащие «Песнью» «доброго боярина и боярыню его белолицую», играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества.
    Жанр своего произведения Лермонтов определил как песню.

Обратите внимание

И действительно здесь многое напоминает песню: и троекратное повторение, свойственное произведениям русского фольклора, и традиционное обращение с хвалебными словами к хозяевам дома:
         Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!
    Ай, ребята, пейте – дело разумейте!
    Уж потешьте вы доброго боярина
    И боярыню его белолицую!
         «Ой ты гой еси, царь Иван Васильевич!» – звучит под сводами боярского дома пожелание благополучия. Голос гусляра звучит удивительно громко. И полилась протяжная песня, похожая на долгую дорогу гусляра от села к селу, от города к городу. Гусляров почитали на Руси, во многих народных песнях, былинах и балладах сам князь подносил чарку «меду пенного» и усаживал их за «дубов стол, к зелену вину». И никто не мог заставить гусляров говорить неправду, были они своего рода «гласом народным».
    Центральной темой «Песни про купца Калашникова» становится борьба добра и зла, борьба Правды и Кривды. В заглавии лермонтовского произведения обозначены три действующих лица: Иван Васильевич – вершитель судеб на земле, Калашников – носитель Правды. Особняком от них стоит молодой опричник («опричь» – «особо»). При этом сразу нельзя сказать, что Кирибеевич – это воплощенное злодейство. Он полюбил замужнюю женщину, и любовь эта перевернула все в душе верного царского слуги. Он мучится от тоски и безысходности, а может быть, и от угрызений совести. Не случайно гусляры говорят о нем: «лукавый раб».
     Фольклорная основа поэмы Лермонтова чувствуется во всем, буквально в каждой фразе. Все герои, их действия и поступки во многом похожи на героев народного эпоса. Например, Лермонтов восхищается Аленой Дмитриевной, для которой позор имени страшней личной обиды. Для нее суд любимого мужа превыше всего:
         «…Государь ты мой, красно солнышко,
    Иль убей ты меня, или выслушай!
    Твои речи – будто острый нож;
    От них сердце разрывается.
    Не боюся смерти лютыя,
    Не боюся я людской молвы,
    А боюся твоей немилости…
    Ты не дай меня, свою верную жену,
    Злым охульникам в поругание…»
     В поэме мы встречаем такие художественные приемы, как использование традиционных эпитетов (“вино сладкое, заморское”, “очи соколиные”), сравнений, синтаксических повторов, параллелизмов, инверсий, прямого отрицания (“Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце Сидит грозный царь Иван Васильевич”). Все эти приемы мастерски воспроизводят русский фольклорный поэтический стиль. В духе русской словесности даже синтаксическая конструкция с лишним союзом “и”:
     Уж как завтра будет кулачный бой      На Москве-реке при самом царе,      И я выйду тогда на опричника.

    Произведение «Песня про купца Калашникова» пронизано народной поэтикой. Оно представляет собой отражение и воспроизведение поэтом стиля народной поэзии – ее мотивов, образов, красок, приемов песенного народного творчества.Это уникальное произведение Лермонтова и всей русской литературы. Оно по праву считается шедевром русской национальной классики.

Добавил: TatianaE

21706 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

Смотрите также по произведению “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”:

  • Краткое содержание

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00169991348579976159/

Ссылка на основную публикацию